Национальные костюмы белоруссии: Страница не Найдена — FashionApp.ru

Белорусский народный костюм | Усадьба «Вясёлая Хата

Хотя Беларусь и не такая большая страна, но в ней насчитывается 22 варианта национального костюма по 6 регионам — Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Понёманье, Наддвинье и Приднепровье. Региональные различия в основном состоят в деталях костюма, мотивах и сюжетах орнамента, способах носки частей костюма, в цветовой гамме. Так что в былые времена по костюму можно было определить из какой местности человек, его семейное положение и даже примерный возраст.

В ансамбль женской одежды входили рубаха, юбка, передник, пояс, безрукавка, головной убор. Рубаха (кашуля) шилась из льняного домотканого полотна. Ткаными или вышитыми узорами из красной или красно-чёрной пряжи украшались обычно рукава, плечи, воротник, манжеты. Юбка (спадница) была шерстяная или льняная, отличалась разнообразием цвета и узора (клетка, полоса). Белый льняной передник колоритом и орнаментом гармонировал с украшением рубахи. Понизу он часто украшался бахромой или кружевом. Безрукавка (горсет) — часть праздничного костюма, изготовлялась из фабричных тканей (шёлк, бархат, парча). Могла быть чёрного, голубого, малинового цветов, богато украшалась нашивками. Пояс мог быть тканым, плетёным или вязаным, и разнообразной цветовой гаммы, но чаще всего зелёно-бело-красный. Он богато украшался орнаментом.

Головные уборы — важная и обязательная часть костюма. Для девушек это могли быть венки, узкие повязки-рушники. Замужним дамам вообще не разрешалось показываться с непокрытой головой, отсюда и большее разнообразие — чепцы, капоры, но самой распространённой была так называемая намитка в виде повязки-рушника, которая искусно драпировалась множеством способов. Дополнялся костюм бусами.
Мужская одежда состояла из льняной рубахи навыпуск, узких брюк, пояса. Рубаха имела разрез на груди, отложной воротник. В отдельных регионах на неё надевали безрукавку (камизелька). Костюм был белого цвета, украшались орнаментом воротник, манжеты и пояс. Дополнялся костюм кожаной сумочкой (калита), которая заменяла отсутствующие карманы. Головными уборами были магерки, соломенные шляпы ( брыль, капялюш), зимой — овчинные кучмы и аблавухи на меху. Из верхней одежды мужчины и женщины носили белые или серые свиты из сукна, белые или охристо-красные кожухи и кожушки, кожаные посталы (реже сапоги) и лыковые лапти.
Ниже — фотографии белорусских костюмов по регионам. Фото — известного белорусского этнографа Михася Раманюка.

Центральная Беларусь

Традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками. Смотрите еще обряд Цари.

Видео: Белорусские традиции. История возниконовения национального белорусского

ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОГО КОСТЮМА – Гимназия г.Пружаны

С целью изучения особенностей национального белорусского костюма и традиций его оформления, в рамках недели родной земли, состоялось музейное занятие “Особенности белорусского костюма”.

Из истории национального белорусского костюма.

Наиболее ранние документальные известия о белорусской народной одежде относятся к XVI веку. В Статуте Литовском 1588 перечисляются некоторые предметы верхней одежды, головные уборы.

Говорят, что отчасти именно одежде обязаны своему названию белорусы: вплоть до середины XIX в. белый цвет являлся главным признаком национальной одежды, это отмечали многие путешественники и учёные. Например, этнограф П.  В. Шейн вспоминал о своей поездке в Белоруссию, «где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».

Поскольку люди в те далекие времена были гораздо ближе к природе, нежели сейчас, то и для создания одежды они использовали натуральные природные материалы. Ткани создавались из шерсти, конопли, крапивы и, конечно же, изо льна, благодаря которому получали буквально все: от грубых серых мешков до тончайших белоснежных сорочек. Привозили в Белоруссию для вельмож и заморские ткани с Востока и Запада: узорчатые, набивные, шелковые.

Крестьяне же обходились тканями собственного производства, благо в те времена умели ткать самые разные полотна со сложнейшими плетениями. Они сами умели окрашивать ткани с помощью коры и почек деревьев, полевых цветов, корней растений, трав и ягод, и в каждом регионе были свои способы окраски. Уже тогда умели получать синий, фиолетовый, малиновый, ярко-жёлтый цвета и всевозможные их оттенки. Из привозных красок использовались выжимки из сандала, индиго, бразильского дерева.

К концу XIX — началу XX веков облик белорусского костюма устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Одна из важнейших характеристик белорусского костюма — необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, её форму, отдельные атрибуты костюма восходят ещё к языческой старине, в нём сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времён. Несмотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях.

Особенности белорусского костюма.

Женский костюм был более разнообразным. В нем наблюдалась выраженная национальная специфика.

Выделялось четыре женских комплекта:

– Юбка и фартук.

– Юбка, фартук и гарсет (безрукавка).

-Юбка и лиф-корсет.

-Понева, фартук и гарсет.

Первые два варианта были распространены по всей территории страны, последние два – на восточных и северо-восточных краях

1)Рубаха

В белорусском костюме использовалось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой. Сорочки всех типов имели прямой разрез (пазуху) по центру, длина которого достигала 35-40 см.
В старину чаще всего сорочки кроили без швов на плечах, просто перегибая ткань, но к XIX веку такой покрой считался устаревшим и использовался только в обрядовой одежде. Крой стал поликовым, при котором переднее и заднее полотнища соединялись с помощью прямоугольных вставок — поликов, вставок из того же самого материала.
Воротник присутствовал только в праздничной одежде крестьян, его высота была около 2-3 см. Среди мелкой шляхты был распространен отложной воротник. Стоячий воротник застегивался на пару пуговиц сбоку или спереди, отложной — на запонку (шпонку) или стягивался лентой или полоской цветной ткани.

2)Юбка

На рубаху надевалась юбка. Юбки могли быть разными: летом – изо льна («летник»), осенью и зимой – из сукна («андарак»), а также особые для взрослых женщин – понева. Цвет юбки, поневы или андарака мог быть любым. В основном красили в красный или сине-зеленый. Также юбку могли шить из ткани в клетку или полоску.

При раскрое юбки из полотна делали два полотнища, а при шитье юбки из сукна использовали от трёх до шести продольных полотнищ, которые сшивались вместе и собирались в складки около пояса.

 

3)Безрукавка

Гарсет – безрукавка-жилет или лиф, пришитый к юбке, часть национального белорусского женского костюма. Гарсеты шились из плотных тканей – фабричного ситца, кумача, сукна или домотканого полотна. Они плотно облегали фигуру и гармонично сочетались с присборенной юбкой, рубахой с широкими рукавами и передником контрасного цвета. Праздничные жилеты украшались вышивкой, кружевом, шнурами, галуном или позументом и являлись самой яркой частью костюма. Цвета для гарсетов выбирались сочные и насыщенные – черные, синие, но особенно любили красные и алые. Для будней предназначались более скромные безрукавки сине-зеленого или серого цвета со скромной вышивкой.

4)Фартук

Необходимым компонентом женского костюма был фартук. С подросткового возраста девочки в обязательном порядке должны были его носить, поскольку фартук являлся дополнительным оберегом женского лона. Фартук выполнял не только защитную функцию в повседневной жизни женщин. Он был обязателен и в праздничном костюме. Это такая часть одежды, которую девочки, впервые начиная ткать или вышивать, делали сами. По тому, как был соткан или вышит фартук, можно было судить о художественных способностях и мастерстве девочки – будущей невесты, жены, хозяйки.
Как только девочка надевала собственноручно изготовленный фартук, она уже считалась девушкой. Ее могли приглашать в компании более взрослой молодежи.

5)Головной убор

Головные уборы белорусок по справедливости считаются самой важной, колоритной, интересной и живописной частью костюма. Они подчеркивали черты лица и завершали образ. Также они имели важное социальное и обрядовое значение. По их виду можно было определить статус, возраст и материальное положение женщины. Головные уборы использовались в обрядах и ритуалах, например, на свадьбах девушке торжественно меняли девичий убор на женский. Обычно он хранился женщиной всю жизнь и надевался на нее при похоронах.

Все головные уборы строго подразделялись на девичьи и женские. Также отличались уборы деревенских женщин, горожанок и знати. Выделяются три основных вида головных уборов: венки (венчик, повязка, вайнага, корона), чепцы (шапочка, кика, волосник) и рушникового типа (намитка, павой).Рушниковые уборы носили поверх основных. К венчикам и чепцам в древности крепили височные кольца.

У белорусок, как и у других славянок, головные уборы не закрывали макушку головы. Такими были венки и головные повязки (ширинки, ручники, скиндочки). Ширина девичьих головных повязок была около 30 см, длина – 1-1,2 м. Они всегда складывались пополам и завязывались узлом на затылке. Только в конце XIX – начале XX века головные повязки стали быстро вытесняться платками.

Венки считались девичьим головным убором и обычно делались из бересты или луба, обтягивались тканью или кожей. Высота венков достигала 13 см. Встречаются находки только из кожи или ткани (льняной, шелковой, парчовой). В качестве венков использовалась также византийскаятасьма. Такие головные уборы вышивались нитками и бисером, в некоторых районах на них нашивались металлические пронизки, бляшечки.

Более современные венки также состояли из основы из твердого материала – луба или бересты шириной 10-15 см, согнутой по объему головы и обшитой полотном. Высота венка была одинаковой вокруг всей головы, верх всегда открыт. Поверх полотна с наружной стороны венок обшивался яркой тканью, обычно фабричного производства. К этой основе крепились живые цветы, зелень, крашеные перья, а сзади с нижнего края цеплялись разноцветные ленты. Венки на каждый день ничем не украшались. Такие венки девочки начинали носить с десяти лет. В конце XIX века венок воспринимался уже как праздничный головной убор, а в начале XX века он становится исключительно ритуальным головным убором, который надевался при проведении свадебной церемонии.

Замужние женщины на протяжении многих веков и вплоть до XX века носили убор, который состоял из трех компонентов: обруча, чепца и наметки. Наметка являлась очень древним головным убором рушникового типа и представляла собой длинный кусок полотна, шириной от 27-28 до 60-ти сантиметров и длиной от 2,5 до 4,5 метров. Наметки ткали из самых тонких и качественных льняных ниток. Иногда наметочное полотно было тонким до прозрачности, как марля. Такое полотно крахмалили. Существовало множество способов завивания наметок, которые определялись местными традициями. Наметка являлась атрибутом замужней женщины. Когда женщина выходила замуж, из девичьей косы ей делали женскую прическу – волосы расчесывали и навивали на обруч, сделанный из пасма льна и обшитый полотном. Сверху на эту прическу надевали чепец, который плотно стягивался шнурком по низу и фиксировал тем самым прическу. И только потом на чепец навивали наметку. А в некоторых местах кроме наметки, на чепец или под него, надевали специальный каркас для придания головному убору определенной формы. На Туровщине и в Давид-Городке были удивительные головные уборы, в состав которых входил каркас с высоким рогоподобным гребнем спереди. Этот каркас покрывался чепцом с полихромной вышивкой, а поверх него очень красиво завивали прозрачную наметку-серпанку. Процесс завивания был очень сложным и трудоемким, требовал определенного умения и много времени. Существовало много способов завивания наметки. Самым распространенным был способ, когда середина наметки накладывалась на голову, затем один ее конец складывался в 4-6 раз, огибал голову в виде круглой шапочки, пропускался под подбородком и закреплялся справа или сзади на макушке. Другой конец свободно свисал сзади до поясницы. Платок, который на территории Беларуси широко распространился во второй половине XIX века, в ежедневном быту заменил наметку.

В Беларуси эти головные уборы не сохранились. Они были найдены в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера). Они были переданы туда в конце XIX века. Некоторые из них хранятся в завитом состоянии, что дало возможность полностью реконструировать этот головной убор и воссоздать очень характерный локальный вариант белорусского народного костюма, который у нас был практически утрачен.

Головной убор с наметкой был характерен не только для белорусов, но и для русских, поляков, болгар, литовцев. И везде имел свои особенности. Он был своего рода маркером – по способу завивания наметки, по характеристике самого полотна – насколько оно тонкое или грубоватое, насколько выбелено или не выбелено, по орнаменту на нем – можно было понять, откуда родом была та или иная женщина. Как в наше время – визитка или паспорт. Поэтому многое и ушло от нас навсегда, так как наши полесские старушки хранили как сам головной убор, так и все остальное одеяние, – на смерть. “Смеротный узел” у них состоял из наметки и традиционного костюма.

Обязательным элементом сложного женского головного убора конца XIX – начала XX века был чепец. Он представлял собой неглубокую круглую шапочку из тонкого, мягкого, чаще всего фабричного материала. Наиболее распространенными были чепцы красного цвета. Женщина надевала чепец сразу после свадьбы и не снимала его до самой смерти. Реже встречались низкие, с наушниками чепцы, которые завязывались под подбородком длинными завязками.

6)Обувь

Основным видом обуви белорусских женщин-крестьянок были лапти и постолы, которые описывались выше и были одинаковыми как у мужчин, так и у женщин. Чисто женской обувью считались черевики (полусапожки, ботики), которые представляли собой кожаную обувь на высоких или низких каблуках. Они носились только по праздникам или в наиболее зажиточных семьях. Такую обувь чаще изготавливали специальные ремесленники на заказ. Праздничную обувь хранили бережно и передавали от отца к сыну, от матери к дочери. Шилась такая обувь на толстой подошве, на низком или высоком каблуке с металлической подковкой; часто на “прямую” колодку – то есть без различия правой и левой ноги. Женская праздничная обувь отделывалась узорной строчкой, аппликациями из цветной кожи, лентами, зашнуровывалась разноцветной шелковой тесьмой или тонкими кожаными ремешками. Более высокие голенища у сапог характерны для высших сословий, чем выше сапог – тем богаче его носитель. Среди полоцкой обуви много женских черевик, сделанных из качественной юфти, крашеной в черный цвет. Орнаментированной обуви в Полоцке мало. В Брестской области встречаются мягкие туфли. Они отличались от постол более сложным узором. Боковые стенки туфель имели вертикальные надрезы, через которые пропускались ремешки. Встречаются туфли с подкладкой из ткани. Большая часть брестских туфель содержит вышивку. Сапожки по внешнему виду очень напоминали современные. Как отмечалось, черевики часто делались с вышивкой. Узор включал разные элементы – плетенки, завитки, круги, треугольники, ромбы. Женщины обычно носили обувь с изображением крына (цветка, который распускается). Это объяснялось тем, что крын был символом жизни и урожая.

7)Пояс

Пояс в традиционной культуре белорусов являлся значимым и исключительно многофункциональным предметом. Он был необходимым компонентом одежды, выполнял разнообразные символические и обрядовые функции, а также использовался в быту в различных целях.

В традиционном белорусском костюме, который в целом отличался сдержанностью и лаконичностью декора, поясу придавалось очень большое значение.

Женщины носят на поясе свой андарак, юбку и фартук. Рукодельницы вытыкают или плетут пояса из цветных нитей или выводят на них разные узоры – полоски, клетки, звездочки и др. Лучшие тканые пояса отличаются красотой и необычайной плотностью.

В традиционном костюме пояс выполнял сразу несколько функций: практическую, символическую, магическую, апотропейную (защитную), этическую, знаковую, эстетическую. Практическое значение пояса очевидно – он поддерживал и фиксировал на талии одежду. Женщины повязывали поясом поневу, андарак (в некоторых местах Полесья, Понемонья и Центральной Беларуси пояс пришивался к андараку). Верхняя одежда у белорусов нередко не имела застежек и полы в запахнутом виде удерживались только при помощи пояса, который повязывался в несколько обхватов. На поясах носили различные необходимые в быту принадлежности: женщины – ключи, гребень, мужчины – нож, трубку для курения, кисет с табаком, кочадыг (инструмент для плетения лаптей), небольшую кожаную сумочку – калиту, шабету, – в которой хранили деньги, кремень, огниво, трут и другие необходимые мелочи. За пояс затыкали серп, топор, рукавицы и др., когда отправлялись на работу.

Не менее важной в народном костюме была символическая роль пояса, а также тесно связанные с ней магическая и апотропейная. Завязанный вокруг тела человека пояс представлял собой круг, а замкнутый круг, согласно народным поверьям, преграждал путь нечистой силе, защищал от дурного глаза и болезней. Отсюда обязательное требование подпоясываться и широкое употребление пояса в обрядности. Кроме того, ношение пояса являлось этической нормой.

Пояс исполнял также роль своеобразного знака, который выделял человека в социальном окружении. Пояса различались в зависимости от пола, возраста, места жительства и т.д. Как и весь комплекс одежды в целом, пояс и способ его ношения давали информацию о том, из какой местности происходит человек. В разных районах Беларуси пояс завязывали по-разному – спереди, сзади, сбоку (слева или справа) либо таким образом, чтобы концы спускались вдоль ног с двух сторон. Способ повязывания нередко указывал на семейное положение – после свадьбы он мог изменяться

Пояса, употреблявшиеся в народном костюме на территории Беларуси, в основном были самодельными – ткаными или плетеными. Они отличались большим разнообразием: для каждого региона, а иногда и небольшого ареала были характерны свои неповторимые способы декора. В качестве материала использовались шерсть и лен. Наиболее характерный цвет нитей – красный, но в узорных поясах широко употреблялись также зеленый, синий, белый, желтый, фиолетовый, черный цвета. Однотонные и полосатые пояса были распространены в южной части Беларуси; изделия с ромбо-геометрическим орнаментом бытовали практически на всей территории. Концы поясов обычно украшались бахромой или разнообразными по форме кистями (“кицицами”).

Пояс, который имел вид полосы, ленты, символизировал дорогу, в первую очередь – жизненный путь. Кроме того, как дорога соединяет разные места, так и пояс отображал символическую связь между различными явлениями, предметами и людьми. Поясом можно было связать вещи – не только в прямом, но и в переносном смысле. Символика же завязанного пояса совпадала с символикой круга – он охранял, защищал от неблагоприятного воздействия. Соответственно пояс приобретал и значение границы, которая разделяет свое и чужое, доброе и злое, чистое и нечистое. А развязанный пояс обозначал разрыв границы или переход через нее.

Пояс являлся важным атрибутом свадебного обряда. Свадьба – создание семьи, объединение двух людей, а также рода жениха и рода невесты, поэтому пояс как магическая связующая вещь широко использовался на разных этапах обряда. Кроме того, в этом случае он символизировал также жизненную силу и плодородие.

Пояс присутствовал и в похоронном обряде: в этом случае его роль заключалась в установлении символической связи между миром людей и загробным миром. Пояс использовался также в гаданиях, любовной магии.

8)Цвета, используемые в наряде

Главным цветом одежды белорусов был белый. Существует легенда, что именно за это они и получили свое название. Многие знаменитые люди замечали во время своих путешествий эту особенность. Так, этнограф XIX века Павел Шейн писал о белорусских землях в своих заметках: «…Где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».

Красный цвет защищает человеческую жизнь. Для девушек лучшим оберегом являлись рябиновые бусы, алый сарафан и сапожки. Именно так наряжались в праздники, прославляя бога жизни Ра.

Женское начало также символизировал красный цвет. Для девочки — алый цветочек, маки — девушкам, а ягоды — символ женщины.

Белый — символ света, невинности и свободы, пространство, в котором мы обитаем. С белым цветом сочетаются все цвета, поэтому он знак примирения и гармонии во всем. Чистота мыслей, воодушевление, светлая любовь — в белом сочетается все душевное и доброе. Бело личико, белы ручки, белая береза — частые описания молодых людей, подчеркивающие их светлые помыслы.

Белый не дает проникнуть злым чарам, оберегает от зла. Он есть добро. Скатерти белые, чтобы гости не оставляли злых помыслов в доме, белье нательное — только белое, так как не даст горю и болезням проникнуть в тело. Спать на белых простынях, украшеных кружевными передками — не дать смерти забрать человека. Белым фартуком  женщины защищали свои органы от дурного глаза.

Синий — символ неба, мужского начала. Голубая вода отражает небо на земле. Мужчина — надежный и самый крепкий оберег женщины. Голубые цветы — символ мальчика или неженатого юноши. Синий — сила и мощь мужчины.

9)Вышивка и орнаменты

Чаще всего одежда была белого цвета, в качестве украшения она оформлялась вышитым красным орнаментальным узором, который объединял весь образ в единую композицию. В орнаменте использовались геометрические узоры, позднее стали применяться также растительные узоры и их сочетание с геометрическими. В обязательном порядке оформлялись орнаментом рукава, ворот, фартук и головные уборы.
При изготовлении костюма использовались вышивка, браное, выборное, перевыборное, закладное, ремизное, переборное и узорное ткачество, кружево и аппликация.
Для изготовления поясной одежды широко применялись полихромные суконные ткани.

 Белорусский орнамент, есть традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий с дохристианских времен. Белорусы, а когда-то и все славяне, использовали два цвета — красный цвет на белом фоне.

Эти цвета имеют глубокую символику. Белый фон — цвет чистоты. Красный — цвет солнца, крови как символа жизни, и вообще символ жизни.

У белорусов, как ни у кого из славян, сохранилась до ХХ столетия чистота узоров. Наши корни — красный узор на белом фоне. С конца XIX века добавился черный цвет. Но он никогда не преобладал, только оттенял красный.

А все остальные цвета никогда не использовались в их орнаментах. В народных костюмах встречаются синий, желтый, но никогда, кстати, зеленый. Загадка традиций. Зеленый считается символичным цветом у мусульманских народов. А у них, несмотря на обилие зелени, никогда не использовался народом. Правда, в книге встречается много и полихромных образцов. Но они явно поздние.

Солнечный знак — ромб с отростками. Интересно, что на древних костяных или деревянных изделиях, на женских гребнях, которые носили на голове и которые должны были быть оберегами, солнечный знак изображали как кружочек с точкой посередине.

В текстиле кружочек не сделаешь, он трансформировался в ромб. Ромб с загнутыми концами, так называемая свастика, — тоже солнечный знак, знак круговорота солнца. Его можно увидеть в Беларуси на женских фартуках еще в начале ХХ столетия.

Знак земли – перечеркнутый ромб с точками.

 

Символ человека — восьмиконечная розетка. Это еще индоевропейский мотив.Эти знаки признаются исследователями как основные. Несомненно, их было больше, но какие-то забылись, а какие-то уже невозможно расшифровать.

Все эти символы — очень сильные знаки, которые должны оберегать человека. Хоть мы сейчас не вкладываем в них смысл оберега. А наши предки верили, что они помогают. Поэтому и не было у нас знаков, которые символизировали бы смерть, боль, горе.

Вы задумывались над тем, почему орнамент на одежде помещают только в конкретных местах — на вороте, на манжетах, вдоль манишки, на головном уборе вокруг лица. Они есть там, где прорехи, где зло может проникнуть к телу человека. Все остальное

защищено тканью. А полотно ткалось на кроснах, на которых эти знаки были нанесены.

1. Звезда человека на небе; 2. Солнце дает силу и урожай; 3. Луна бережет детей от ночных страхов; 4. Огонь лечит от простуды и немочи; 5. Перун оберегает от дурного глаза, своими стрелами карает чертей; 6. Дед на том свете молится за здоровье,

счастье живых родных; 7. Козерог лечит и оберегает всю живность от болезней и нечистиков. Вышила солнце, чтобы сын выздоровел

Ночью и днем бабки-гадалки смотрели на небо — на солнце, луну, звезды. Потом советовали нам, что вышивать на рушниках. Я вот по совету бабки Купреихи вышила такие узоры.

Для получения контура орнаментальной полосы в регионах Белоруссии использовался стебельчатый шов в виде плотно прилегающих друг к друг стежков. На юго-западе Минщины стебельчатый линеарный шов использовался как самостоятельный декоративный прием. Это мы и воплатили.

В восточнославянских вышивках давние традиции имеет «двустроннее» шитье(«роспись»). При орнаментации женских и мужских сорочек он обычно сочетался с другими техническими приемами – крестом, гладью.

В комплексе счетных швов по целой ткани одно из центральных мест занимает вышивка набором. Она украшал полотенчатые головные уборы, сорочки и фартуки. Вышивка представляла собой орнаментальную полосу – бордюр, образованную определенным количеством рядов шва «вперед иглу». Нить протягивали сразу по всей или ширине узора, каждый последующий ряд находился на одну горизонтальную нитку ниже предыдущего. Повсеместное использование набора является одной из ярких этнических особенностей белорусской традиционной вышивки.

Белорусские национальные костюмы: мужская, женская и детская народная одежда

fShare

Беларусь – одна из тех стран с богатым славянским наследием. Народные костюмы этой страны яркие и красивые, выглядят даже по-царски. Вот основные особенности белорусского национального мужского, женского и детского костюма. Также хотим поделиться с вами несколькими интересными фактами о белорусской национальной одежде и ее особенностях. В частности, почему местные невесты носили вышиванки с белилами? что люди делали со старой, изношенной одеждой 100 лет назад? как выглядела традиционная детская одежда?

В Беларуси каждый регион страны имел свои характерные черты в национальной одежде. Например, в южных районах национальная одежда была более красочной и украшенной, а в северных районах народные костюмы были более темными и с меньшим количеством украшений. На восточных территориях женщины носили одежду под названием «саян» вместо обычного сочетания юбки, фартука и лифа. Саян – это платье – юбка и топ сшиты вместе.

В прошлом традиционная одежда шилась только из натуральных тканей – льна, хлопка, конопли, крапивы, шерсти и т. д.

В белорусской культуре вышивка всегда играла большую роль. Вышитые рубашки люди носили не только по особым случаям, но и в повседневной жизни. Традиционно украшают рукава, воротник, манжеты и подол рубашки. Но интересно, что белорусские мастерицы, как правило, украшали вышивкой и большую часть швов — это была своего рода энергетическая защита, потому что считалось, что швы — это место, через которое может пройти зло, поэтому эти места нуждались в дополнительной защите.

Рубашки были не единственной одеждой, украшенной вышивкой. Многие другие изделия также имели вышивку – фартуки, верхняя одежда, головные уборы и т. д. А те предметы одежды, которые не имели вышивки, имели вплетенный в ткань узор (юбки, ремни, сумки и т. д.).

Кстати, традиционные для Беларуси узоры вышивки – ромбы и другие геометрические орнаменты. Самый популярный цвет — красный; иногда можно встретить черный, белый и комбинации этих трех цветов. Современная белорусская одежда вышивается самыми разными цветами, в том числе синим, зеленым, желтым и т. д.

Белорусская мужская одежда

Мужской народный костюм в Беларуси был проще и не так разнообразен, как женский.

Мужчины носили вышиванку, штаны, тканый пояс, верхнюю одежду, головной убор, обувь.

На рубашках традиционно вышивают воротник (наиболее распространен воротник-стойка), манжеты и манишку. Количество вышивки меньше, чем мы видим на женских рубашках. Длина рубашки – до середины бедра или ниже талии. А рубахи всегда носят подпоясанными узким или широким плетеным поясом.

 


Современная белорусская мужская вышиванка

 

Брюки простые, без орнамента. Они доходили ниже колена, но не до щиколотки, потому что люди экономили ткань. Ниже колен ногу обычно обматывали льняной или шерстяной тканью, а сверху надевали лапти или сапоги.

Верхняя одежда была разнообразной – пальто, куртки, жилеты и т.д. Они часто шились из толстой шерсти ручной выделки, особенно светло-серой шерсти и украшались красной вышивкой. Пальто обычно доходили до колен. Они могли подпоясываться или застегиваться на самодельные пуговицы.

Мужская и женская верхняя одежда были очень похожи, люди часто носили одно и то же пальто в одной семье. Немного отличались лишь праздничные верхние наряды мужчин и женщин, но основные черты были одинаковыми.

Если говорить о головных уборах, то белорусские мужчины летом носили соломенные шляпы, а зимой – шерстяные или меховые.

Белорусская женская одежда

Женский традиционный костюм включал вышиванку, юбку, передник, лиф (как мы уже упоминали, последние 3 предмета могли быть заменены платьем), пояс, головной убор и обувь.

Белорусские женщины разного возраста носили немного разную одежду. Обычно некоторые предметы одежды указывали на семейное положение – например, головные уборы и узоры вышивки на рубашках. Так, были типичные костюмы для маленькой девочки, девочки-подростка, готовящейся выйти замуж, невесты, замужней женщины и пожилой женщины.

 


Современный белорусский женский костюм. Это не очень аккуратный, а скорее стилизованный костюм

 

В самой богато украшенной одежде будущие невесты и невесты были на свадьбе.

Их рубашки были густо расшиты. Они носили головные уборы с разноцветными лентами и/или цветами. Они носили больше украшений.

Белорусские невесты носили рубашки, украшенные большим количеством белой вышивки. Обычно присутствовали и красные нитки, но обязательна белила. И этому есть любопытное объяснение – в белорусской культуре брак сравнивают со смертью, потому что молодая девушка символически умирает, а женщина рождается, с новой жизнью, новыми чертами, новыми обязанностями и т.д. И белый цвет – не черный – символизирует смерть (кстати, то же самое и в некоторых других культурах по всему миру).

Замужние женщины меняют свои свадебные рубашки с белой вышивкой на рубашки, украшенные традиционной красной вышивкой. Также начинают использовать другой головной убор – платок вместо пестрых головных уборов и венков. Этот платок иногда также вышивают. Еще одним популярным традиционным головным убором является вимпл – длинный кусок ткани, намотанный на голову и шею. Имеет декоративные концы, украшенные вышивкой.

Еще одна женская одежда, используемая взрослыми женщинами, называется «паниова». Это тканая юбка с запахом, очень сложная в изготовлении. Тканые узоры на паниове иногда чрезвычайно сложны и трудоемки. Обычно женщина изготавливала этот предмет одежды своими руками и тем самым проявляла свое мастерство в ткачестве. Пряжа, используемая для плетения паниова, традиционно представляет собой лен и пеньку для фона и шерсть для узоров. Остатки паниовых юбок иногда находили в захоронениях 13 века, поэтому используемые сегодня узоры насчитывают не менее 700 лет. Паниову носили вместе с фартуком и поясом.

На самом деле, в Беларуси существует 3 основных вида юбок: панёва, саян (цельное платье из сшитых между собой юбки и верха) и андарак (дорогая шерстяная юбка, длинная и широкая).

 


Современная белорусская женская одежда. Вы можете увидеть юбки андарак

 

Пояса, которыми традиционно пользовались местные женщины, представляли собой узкие тканые пояса с различными яркими узорами на них. Существует большое разнообразие таких тканых конструкций.

Что касается обуви, то белорусы в основном носили лапти и кожаные сапоги. Но и в повседневной жизни ходили босиком, особенно в теплое время года.

Белорусская детская одежда

Белорусские дети начали носить одежду разного пола в возрасте 4-5 лет. До этого их наряды были одинаковыми как у мальчиков, так и у девочек – это была длинная рубашка с поясом.

Детскую одежду часто шили из старых женских рубашек. Поскольку рубашка изнашивалась и женщина больше не могла ее использовать, они переделали ее и использовали те куски ткани, которые были в лучшей форме, для пошива детских рубашек меньшего размера.

Белорусские дети обычно носили простые белые рубашки с небольшим количеством вышивки на рукавах, воротнике, манжетах и ​​подоле.

Когда ребенок стал старше, он стал носить дополнительную (к рубашке) одежду. Это были штаны для мальчиков и передники или различные виды юбок для девочек. С девушками сложнее, потому что в разных регионах Беларуси женщины носили большое разнообразие юбок, поэтому покрой, форма и дизайн зависели от местности. Первый фартук или юбку девочки часто шили из маминого. Опять переделка одежды. В прошлом люди не просто выбрасывали одежду, как только она им надоела, потому что процесс изготовления одежды был тяжелым и трудоемким, поэтому они старались извлечь из этого максимальную пользу.

Вот несколько белорусских аутентичных костюмов из местного музея

Фотографии: https://www.youtube.com/watch?v=ipwaq7ror7

костюм »Беларусь» | RusClothing.com

Мы рады представить Вам коллекцию профессиональных традиционных костюмов для танцев и театральных постановок. Национальный костюм »Беларусь» выполнен в новой технике сублимационной печати. На ткань нанесены белорусские узоры. Цвета не выгорают, традиционные платья можно стирать в химчистке.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *