Национальные костюмы народов ссср картинки с названиями: Идеи на тему «15 республик» (10+)

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев

Этим летом мне посчастливилось детально ознакомится с традиционными костюмами народов России. И посетила меня не новая, впрочем, но актуальная для меня мысль: кутюрье во всем мире вдохновляются народным костюмом, его традициями, многие иностранные дома моды делали коллекции по мотивам не только своего национального костюма, но и в русском стиле, так и нам, мастерам из России обязательно надо изучать свои традиции, вдохновляться ими и создавать на их основе современные творения.

Маленькая ремарка. В детстве я почему-то очень не любила наш национальный костюм. В доме были книги с фотографиями. Я их рассматривала и думала, что же эти крестьянские одежды такие аляповатые, безвкусные, слишком много всего — и цвета, и узоров, и как капуста все одно на другое. То ли дело ансамбль «Березка», или персонажи мультфильмов или фильмов-сказок Ромма. Наверное, это сказочные костюмы, думала я, придуманные.

Ан нет, и такие костюмы были.

Как в детстве, так и сейчас я в восторге от душегрей, венцов, кокошников. А сейчас и народный крестьянский костюм стал нравиться. То ли вкусы меняются, то ли с опытом и знаниями пришло понимание тонкости работы и вкуса народных мастеров.

Поэтому, будучи в Русском музее в Петербурге, я не ограничилась просмотром картин известных художников, а зашла в залы прикладного искусства и получила массу вдохновения и эстетического наслаждения. К сожалению, с собой был только планшет и фото я делала исключительно для себя, но я решила также поместить эти фото, заранее прошу прощения за их качество.

Все представленные фото сканированы из каталога выставки. Вдохновляйтесь и используйте в своих работах!

г. Торжок, Тверская губ. Ожерелье: перламутр, стеклянные бусины, цветные стекла в кастах, хлопчатобумажная ткань; низание, вышивка. Пояс: шелковые и золото серебряные нити; ткачество, плетение. Первая половина XIX века.

Центральная Россия. Конец XVIII — начало XIX века. Ожерелье: перламутр, стекло, лен, шелк; вышивка.

Ожерелье: льняное полотно, льняные нити, шелковые ленты, перламутр, стекло, металл, трунцало; вышивка, низание.

Ожерелье: колотый перламутр, стеклянные бусины, льняная нить, шелк; плетение, низание.

Каптур(двуух): конец XVII в. бархат, мех соболя, тафта, шелковая лента, золотые нити и шнур, фольга; ручное золотое шитье.

Такую шапочку прям очень хочется 🙂

Кокошник: Тверская губерния, вторая половина XVIII в., бархат, ситец, золотые нити, галун, цветные стекла, бисер, колотый перламутр; золотое шитье, низание.

Кокошник: вторая половина XVIII в. узорный шелк, крашенина, жемчуг речной, перламутровые плашки, цветные стекла, желтый и белый металл, фольга, золотный и хлопчатобумажный шнуры; низание.

Кокошник: Псковская губ. конец XVIII в. ткань полушелковая, холст, колотый перламутр; низание.

Платок: первая половина XIX в. тафта, золото-серебряные нити, бить, канитель, блестки, золотная бахрома; вышивка.

Сорока: Тверская губ. (тверские карелы) начало XIX в. холст, ситец, бархат, парча, золотные нити и галун, тесьма, блестки; золотное шитье.

Венец: Архангельская губ., сер. XVIII в. колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, ленты шелковые; низание.

(Прям как у царевны Лебедь).

Венец: Архангельская губ. XIX в. кумач, шелк, набойка, золотные нити, блестки, тесьма из бити, цветные стекла, бисер, стеклярус, мишурный галун, золотное кружево, шелковые ленты, золотное шитье по карте; низание.

Девичья головная повязка-лента: Ярославль вторая пол. XIX в. шелк узорный, набойка, золотные галун и шнурок, бисер, колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, металл; низание.

Косники (украшение на косу): вторая пол. XVIII в. бархат, шелк, золотная нить, парча, канитель, золотное кружево и бахрома, перламутровые плашки, колотый перламутр, цветные стекла, желтый и белый металл; золотное шитье и низание.

Кокошник: Олонецкая губ. (Поволжье) вторая пол. XIX в. золотный галун, жемчуг речной, бисер, перламутровые плашки, белый шнурок, золотные нити; низание.

Сборник: конец XVIII в. парча, ситец, рубчатая шелковая лента с тканым узором, золотные галун и бахрома, бисер, фольга, блестки; низание.

Сборники: Костромская и Вологодская губ. XIX в. холст, кумач, ситец, золотные нити, колотый перламутр, перламутровые плашки, конский волос, дутые бусины, цветные стекла; золотное шитье, низание.

Ожерелье-перло: Новгородская губ. вторая пол. XIX в. бисер, стразы, хлопчатобумажная ткань, шелк, металл, конский волос; вышивка, низание.

Не удержалась 🙂 Фото сарафана целиком. Ну, прям классный джинсовый сарафан, хоть сейчас носи 🙂

Платок: Владимирская губ. конец XIX в. крашение кумачовой; ручная набивка.

Женское шейное украшение-ожерелок: Тульская губ. конец XIX — начало XX в. бархат, хлопчатобумажная ткань, стекло, пластмассовые пуговицы, металл; вышивка, низание.

Женские нагрудные украшение — гарус и грибатка: Воронежская губ. середина XIX в. шерсть, бисер, металл, стекло, шерстяные и металлические нити: плетение, низание, вышивка.

Пензенская губ. конец XIX -—начало XX в. (мордва-эрзя) Набедренное украшение — пулогай: холст, шерстяные нити, бисер, раковины каури, медные жетоны.

Нагрудная застежка — сюльгам: медь, проволока, бисер, бусины, цепочки, жетоны, пуговицы.

Женский головной убор — панго: луб, кашемир, бисер, позумент, блестки, цепочки, жетоны, пуговицы; вышивка.

Наплечное украшение — баяравань крганя: бисер, бусины, жетоны; низание.

Вятская губ. конец XIX в. (луговые марийцы) Нагрудное украшение — шушер: холст, кумач, картон, монеты, пуговицы, бисер, раковины каури, металл, коготь волка.

Женское поясное украшение — упике: первая пол. XIX в. шерсть, ситец, бисер, бусины, латунные трубки, раковины каури; ткачество.

Чувашия, вторая пол. XIX в. (чуваши) Нагрудное украшение — шулкеме: кожа, бисер, монеты, раковины каури, металл.

(Крупное фото, к сожалению, на целый разворот, так что в комплекте с рубахой. Но здесь важна скорее его форма.)

Женское нагрудное украшение: сатин, бисер, раковины каури, жетоны, бусины; плетение.

Татария (южные удмурты) Нагрудное украшение: конец XIX в. ткань, золотая тесьма, монеты, стекло. Шейное украшение: ткань, кораллы, монеты, шелковые ленты, позумент, пуговицы, раковины каури, две ювелирные подвески с сердоликами. Шейное украшение: кораллы, монеты, бусины, раковины каури.

И это только европейская часть России, а какое разнообразие цветов, материалов, техник, дизайна (если можно так выразиться).

Ну, и в завершении, немного фото из залов прикладного искусства Русского музея. Есть очень похожие изделия, но можно их увидеть несколько в трехмерном изображении. А еще есть серьги.

Что касается собственно выставки «Праздничная одежда народов России», то тут я узнала очень много нового о национальном костюме, а что-то стало просто открытием. Как мастер, занимающийся в первую очередь бижутерией и аксессуарами, я, конечно сделала акцент на украшениях, головных уборах, поясах костюмов народов европейской части России. Если кому-то будет интересна одежда в целом, пишите в комментариях, подготовлю отдельную публикацию.

Много еще, конечно, интересного в костюмах народов Севера и Кавказа, украшений, как таковых, на выставке не было представлено, зато сама одежда очень богато и интересно украшена. Но это тема для отдельной статьи.

Куклы в национальных костюмах из СССР

Маленькая кукла СССР фарфорочка, всего 18 см ростом, одетая в народный костюм амурской казачки…
Кружевная шаль на голове, белая в розах кофточка, яркая розовая юбка и красные полусапожки…

Эту замечательную куколку я получила в подарок от Надежды kukliona
Благодаря Наде и получился этот топик.
Глядя на эту маленькую, фарфоровую куколку я потихоньку погружалась в прошлое…
Первый класс, бабушка шьет мне костюм из яркой ткани.Наш класс будет представлять республику
Узбекистан.
Вот что-то подобное мне бабушка сшила.
(все фото найдены в интернете)

Помню как я старательно пляшу посередине комнаты «узбекский танец», а дедушка Аким и бабушка Зина громко хлопают мне…
Наверно хотела выглядеть так…

В средних и старших классах оформляла стенгазеты для различных праздников.

Ходила в библиотеки, искала как нужно рисовать различные костюмы, флаги.

Собирала вот такие открытки.




Марки:




Когда училась в педучилище, каждый год был конкурс » Республики СССР». Один раз наша группа должна была представлять республику Грузию.Наша классная, Людмила Павловна, была с музыкального отделения.Решили поставить грузинский танец «Лезгинку».

Тогда в педучилище, было три отделения: начальные классы, музыкальное отделение и графическое. На нашем начальном отделение, мальчиков не было, а вот на графическом и музыкальном, мальчики были.Наша классная договорилась с «графиками» о том, что они помогут нам с танцем. Танец мы репетировали долго, мальчики решили, что чем выше они прыгают и громче кричат «асса», тем они больше похожи на грузинов.

Репетировали мы без костюмов, костюмы нам привезли в день выступления… Это была роковая ошибка.
Костюмы оказались большие, юбки волочились по полу.Вышли на сцену, начали танцевать…

С большим трудом уворачивались от наших «орлов», которые с дикими криками, прыгали вокруг нас…

В самом конце танца, один такой «орел» прыгнул вверх и приземлился на юбку моей подруги…

Она рухнула «как подкошенная», прямо на нас, мы повалились следом…
После этого «графики» долго обходили нас стороной…
Работая в школе, сколько раз ставила с детьми танцы разных народов, родители шили костюмы.

Оформляла разные выставки на тему «Дружба народов».


Попав на сайт «babiki. ru», увидела множество красивых кукол в национальных костюмах.
Особенно красивы куклы Адора:
Надя, Словакия.

Регина, Латвия.

Наташа, Сибирь.

Рассматривая этих изумительных кукол, вспоминала республику СССР.
СССР объединяла 15 республик и каждая республика могла похвастаться своими национальными костюмами.
Грузия.

Литва.

Россия.


Чудесные куклы в красивых костюмах.
Вот какие красивые открытки я нашла:





Посмотрела у себя на полочках и нашла две куклы, которые очень похожи на жителей дальнего севера.



Вот эта куколка очень напоминает мальчишку из всеми известного мультфильма «Умка».






Фото с нашим белым медведем.

Фото с другом.

Друга зовут «Nica» из «The Hamilton Collection» 1995 год.


Вот так, благодаря, Наде, я вспомнила несколько моментов из прошлого… счастливого прошлого!

Национальные костюмы жителей Европы, Азии, Америки, Африки

На чтение 9 мин. Просмотров 5.3k.

Каждый народ имеет свои традиции, культуру, мифы и верования. Они проявляются в повседневной жизни, быту, а также в одежде. Об истории народов многое расскажут их национальные костюмы, ведь они подчеркивают этнические особенности и индивидуальность нации. Некоторые из таких нарядов до сих пор не вышли из моды.

Традиционная одежда народов Азии

Национальные костюмы народов Азии являются, наверное, наиболее древними, поэтому собрали в себе огромный опыт и культуру. Внутри азиатских наций этнические особенности одежды также отличаются:

  1. Монголы. Летом носили специальный легкий халат тэрлэек, осенью утепленный, а зимний больше напоминает овчинную шубу. Костюмы отделывались строчной или стежковой вышивкой, орнаментом, символы которого имели определенное значение. Детали одежды могли многое сказать о владельце. Например, остроконечная шапка у монголов являлась признаком благополучия.
  2. Таджики. Для мужчин — рубашка из хлопка, сшитая из цельного куска ткани, широкие шаровары, полосатый халат. Брюки сужались книзу. Для женщин — длинные платья-рубахи, двойные шаровары. Форма воротника указывала на семейное положение дамы. Национальный головной убор — тюбетейка.
  3. Киргизы. Мужчины носили шаровары, распашную рубаху длиной ниже колена и халат. На голову надевали ал-калпак, высота которого свидетельствовала о статусе владельца. Женщины облачались в платье и шаровары.
  4. Вьетнамцы. Для мужчин это скромная коричневая рубашка и белые штаны. В качестве головного убора — кусок ткани, обернутой вокруг головы. На официальных мероприятиях — тюрбан черного или коричневого цвета. Женщины облачались в длинное платье с разрезами по бокам. Для зрительного уменьшения талии на ней закреплялся кусок ткани розового или фиолетового цвета.
  5. Японцы. Их богатые тысячелетние традиции отразились в национальном костюме. Мужчины носили хакама – штаны, которые внешне напоминали юбку. Дополнял наряд кимоно или хаори – верхняя одежда со стоячим воротником. Крестьяне облачались в шаровары и рубаху, которую подвязывали веревкой. Женский гардероб — кимоно с широким поясом и различными украшениями. Внизу — несшитая по бокам юбка (косимаки).
  6. Китайцы. Мужской гардероб — брюки ку, рубашка. Часто одежды было много, поскольку на Севере климат холодный. Сверху носили куртку на ватной подкладке длиной до середины бедер. Преобладающий цвет мужского костюма — красный. Шили наряды исключительно из натуральных материалов. Для женщин — платье с удлиненными рукавами и накидки. Богатые китаянки носили шубы из натурального меха.

Практически все национальности Азии имеют в костюмах общую черту — они широкие, не сковывают движений. Подходят для меняющегося климата и обычно очень богато украшены, особенно для официальных мероприятий.

ВьетнамцыКитайцыМонголыТаджикиЯпонцы

Национальные костюмы жителей России

Национальные костюмы российских народов отличались по географическому положению, но все имели общие черты. Основу костюма составляла рубаха. Сверху, в зависимости от пола, носили кафтан или сарафан. Одежда сочетала красоту и функциональность. По вышивке можно было судить о статусе человека, например, у богатых сословий она была золотая или серебряная.

Национальный гардероб северян имел свои отличия: использовались местные материалы, преимущественно шкуры зверей. Характерная одежда — малица сплошного покроя из оленьей шкуры. Она была не длинной, носили ее зимой и летом без пояса.

Народы Сибири и Дальнего Востока предпочитали рубахи со скошенными плечами и штаны, аналогичные нарядам тюркоязычных народов. У женщин штаны преимущественно однотонные, у мужчин — полосатые. Верхняя одежда распашная.

Для жителей Центра характерны туникообразные глухие одежды. У женщин преобладал распашной сарафан, бока которого дополнялись клиньями, придававшими ему трапециевидную форму.

Наряды населения Европы и США

У национальных костюмов разных стран Европы имеются существенные отличия, которые формировались столетиями, ведь у каждого народа имеется своя культура и символика. Несколько наиболее известных европейских народностей:

  1. Немцы. Наиболее характерный немецкий мужской костюм — ледерхозен. Это штаны длиной три четверти, а также рубашка, сюртук, жилетка. Шляпа имела в качестве украшений перья или щетки. Женский комплект состоял из юбки-колокола, белой или цветной блузки, жилетки, фартука. На жилетке были пуговицы или шнуровка, которая выполняла роль корсета.
  2. Испанцы. Женщины носили отрезные по талии платья с глухим закрытым лифом на корсете. В нижнюю часть вшивали металлический обруч, на который надевалось две юбки. Последняя имела треугольный разрез спереди. Платья декорировались нагрудными вставками в виде сетки из жемчужных нитей и шнуров. Мужчины облачались в сорочку, укороченные штаны и плащ. Сорочка обязательно имела высокий воротник и манжеты.
  3. Англичане. Не имели национального костюма как такового. Но у них была узнаваемая форменная одежда – костюм бифитеров: красный камзол, расшитый золотыми нитями, такого же цвета чулки, черная круглая шляпа с полями. Коренные жители носили укороченные брюки, белую рубашку, зеленый жилет и соломенную шляпу.
  4. Норвежцы. Мужской гардероб весьма привлекателен — рубаха, жакет, жилетка, чулки, шляпа. В качестве украшения использовались застежки, пуговицы из серебра. У женщин — богато декорированная блузка, юбка, чулки, жакет и жилетка. В холодное время года сверху надевали шаль и варежки ручной работы.
  5. Украинцы. Самая красивая нация по богатству костюма. Он имеет огромную палитру красок, большое количество узоров. В женский гардероб входила красиво вышитая рубашка, называемая кошулей. Она длиннее, чем мужская, состоит из двух частей. В качестве пояса выступал кушак, красиво расписанный, широкий, подчеркивающий талию. Украинский костюм всегда отличался стройностью силуэта. У мужчин гардероб многофункционален и удобен — простая рубаха с отложным воротником, шаровары. На западе Украины штаны были более узкими (дудочки).
  6. Американцы. Американский национальный костюм мужчин — кожаная рубаха, мокасины, гетры. Позже их заменили практичные джинсы. У женщин в США — многоярусная юбка, клетчатая рубашка или белая, а также шейный платок.

Что касается американцев, то у них нет столь богатой истории, чтобы иметь символичный и разнообразный национальный гардероб. В данном случае национальным считается костюм ковбойских времен.

ИспанцыНемцыНорвежцыУкраинцы

Национальная одежда Африканцев

Жаркий климат, большое количество ритуалов и традиций предполагают особенные детали африканских народных одеяний. Для мужчин Сенегала характерна широкая туника, длиной до бедер или ниже в комплекте со свободными штанами. Женщины носили короткие дашики в сочетании с длинными юбками.

В Марокко люди предпочитали костюмы из легких струящихся тканей, которые могли защитить от знойного климата. Цвета использовались самые разнообразные. Основные виды одежды у местных народностей: удлиненная туника, кафтан, длинный сюртук с пышными рукавами, бархатная куртка, брюки.

Официальная национальная одежда масаев — хлопковая простынь по-особому обернутая вокруг тела. Количество украшений в таком костюме напрямую говорило о положении человека в обществе.

Страны Ближнего Востока

Ближний Восток – колоритная земля, на которой обитает огромное количество народов со своими традициями и многовековой историей. Соответственно, национальные костюмы здесь также разные:

  1. Армяне. Мужской костюм имел простую комбинацию — рубаха, шаровары, кафтан, штаны. У рубахи обязательно был стоячий небольшой воротничок. На шароварах – пояс, куда крепился кошелек и оружие. Восточные армяне носили еще аралух, который был чуть короче женского аналога. Дамы облачались в рубаху, штаны, платье и передник. Рубаха была длинной, с округлой горловиной и клиньями косого кроя. Головной убор мог многое сказать о социальном статусе армянки, поэтому ему придавали особое значение.
  2. Турки. Всегда носили многослойные костюмы. Для женщин это были платья с широкими рукавами, которые полностью скрывали руки. К ним прибавлялся передник. Для мужского наряда характерен особый пояс — кушак, который одевался поверх короткого жакета. Головной убор — феска или тюрбан.
  3. Израильтяне. Еврейский костюм отличался колоритностью, был наиболее религиозен среди вс

Советское искусство, культура СССР

Народный танец Кочари. 1967. Холст, масло. Дирекция выставок Союза художников СССР. Советская армянская художница Нана Гюликехвян

Советская армянская художница Нана Гюликехвян
Член Союза художников СССР, заслуженная артистка Армянской ССР Нана Гюликехвян родилась в Ленинакане. Училась в Ереванском художественном училище (1942-1947) и Художественно-театральном институте (1948-1953), в мастерских М.А.Асламазяна и Б.А. Колозян. Участник выставок с 1954 года, в том числе Всесоюзная художественная выставка к 50-летию СССР в Москве (1972). Ее работы в основном находятся в Николаевском художественном музее.
В своих работах она часто обращается к изображениям простых сельских тружеников, к их непростой жизни. Именно в них она видит проявление истинной сущности армянского народа и истинной поэзии армянской земли. Корни ее искусства уходят в самую глубину народной жизни.

Мать.Масло на холсте. 1970. Дирекция выставок Союза художников СССР

.

Картины гюликешванов поистине национальны, наполнены живительными красками гор, лесов и земли. Выразительная манера живописи, общность и лаконичность образов делают работы мастера не просто имитацией народного творчества, а современной творческой интерпретацией.

На картине «Мать» (1970) пожилая женщина, поглощенная своим делом, с быстрым движением рук, этот ритм пронизывает всю фигуру.Внизу картины — ковер, рожденный руками женщины. Он начинает жить своей жизнью, дышать сдержанной суровой красотой, символизирующей само название картины. Перед нами не просто мать конкретной семьи, занимающаяся обычным делом, а Родина, любящая и любимая, творящая добро и красоту.

Между тем тема женского труда часто привлекает художника. Здесь можно вспомнить картину «Молотьба» (1970), в которой жгучие краски и динамика движений создают настоящую атмосферу нагретого солнцем сельского двора, наполняют поэзией образы молодых женщин, молотящих зерно деревянными молотками.
Обращает на себя внимание картина «Выпечка лаваша» (1971 г.), где мы становимся свидетелями происходящего творческого процесса — на наших глазах рождается золотой хлеб. Напряженность, иератичность позы молодой женщины придают картине некое символическое значение. Это похвала человеческому труду и творчеству. Произведения Н. Г. Гюликехяна отличаются глубоким содержанием и тесной связью с жизнью трудящихся Армении.

Источник:
Художник и мир. Иллюстрированный альбом.Советский художник. Москва. 1976

Советская армянская художница Нана Гюликехвян

Песня. 1960. Холст, масло. Государственная галерея Армении. Ереван

После полудня. 1963. Холст, масло. Художественный фонд Министерства культуры Армянской ССР, Ереван

Дома. Танцевать. 1964. Холст, масло. Государственный музей искусств народов Востока. Москва

Выпечка лаваша. 1971. Холст, масло. Министерство культуры СССР, Москва

Выбор барабана. 1971. Холст, масло.Дирекция выставок Союза художников СССР

Вечер. 1970. Холст, масло. Дирекция выставок Союза художников СССР. Москва

Портрет Наны Гюликехвян. Юлий Вечерский.1960-е, холст, масло

Натюрморт с глиняной посудой. 1962 г. Масло, холст

Обмолот. 1970. Холст, масло. Художественный фонд Министерства культуры Армянской ССР, Ереван

национальностей в СССР | Создавая историю 1989 года

Советский Союз был многонациональной империей от революции 1917 года до окончательной гибели коммунизма в 1991 году.Многонациональность в этом контексте означала, что все советские граждане определялись по национальности, которая была категорией, связанной с рождением, а также с родным языком, региональными границами и культурными традициями. Хотя русские всегда составляли самую многочисленную единую национальную группу, они никогда не составляли абсолютного большинства населения. Все советские граждане имели отметку о гражданстве в паспорте, который служил одним маркером личности.

Как указано на карте 1982 г., включенной в состав первоисточников, территория Советского Союза была разделена на пятнадцать республик и более ста автономных областей, каждая из которых хотя бы частично определялась по национальному признаку.Советские школы учили детей на их «родном» языке, а газеты, периодические издания и книги издались на многих языках, кроме русского. В то время как Коммунистическая партия, полиция безопасности и вооруженные силы обеспечивали централизованную, иерархическую и диктаторскую политическую власть, повседневный опыт людей на протяжении этого периода всегда включал двойную идентичность, которая была национальной и советской .

Национальности и распад СССР

С учетом этого исторического фона ключевым вопросом становится вопрос о том, какую роль национальности сыграли на заключительных этапах распада Советского Союза.Чтобы исследовать этот вопрос, важно определить значения национальности и национализма в их применении к данной исторической ситуации. Национальность относится к населению, которое разделяет некоторые ключевые характеристики: язык, культура, география, политическая принадлежность, религия, территория или исторический опыт. Национализм относится к идеологии, в которой идентификация с нацией становится важным источником идентичности, причиной мобилизации или предметом спора.

На протяжении двадцатого века степень, в которой многие национальности в Российской империи, а затем и в Советском Союзе выражали и испытывали чувство национализма, зависела от исторического контекста.Некоторые национальности развили относительно сильное чувство национализма, основанное на негодовании против включения в Российскую (а впоследствии и в Советскую) империю, неудовлетворении подчиненным статусом в этой системе и некотором стремлении к автономии и даже независимости. Три балтийские республики (Литва, Латвия и Эстония) обладали самым сильным чувством национализма из-за того, как они были включены в состав Советского Союза в результате пакта 1939 года с нацистской Германией; другие национальности с относительно сильным чувством национализма включали украинцев, армян и грузин.

В то же время для других национальностей характерно то, что можно было бы назвать более слабым чувством национализма, которое не придавало такого значения историческим, культурным, территориальным и языковым различиям. Примеры более слабых определений национализма включают Белоруссию, Молдавию и особенно преимущественно мусульманское население в Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане и Туркменистане, где религиозная и культурная идентичность, выходящая за пределы территориальных границ, сосуществовала с моделями экономической отсталости.

Внутри каждой из этих национальных республик и особенно в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики меньшие национальности также выработали более сильные или более слабые определения национализма. Русский народ больше, чем любое другое население, был склонен отождествлять свою национальную идентичность с всеобъемлющей системой советской власти. В то время как распад Советского Союза привел к образованию 15 независимых республик, как процесс распада, так и последующая история этих стран были сформированы этими различиями в национализме как политической идеологии.

Движение за национальную независимость

Признание этого спектра национализма объясняет, почему балтийские республики Эстония, Латвия и Литва первыми оспорили претензии Советского правительства на правление с согласия национальностей. Фактически, в первые годы горбачевской перестройки и гласности лидеры «народных фронтов» в этих балтийских регионах были одними из его самых сильных сторонников, потому что они разделяли его цель децентрализации власти, создания возможностей для свободного самовыражения и признание ошибок и преступлений советской истории.К 1988 году, однако, эти популярные фронты опередили Горбачева в своем требовании большей независимости, рыночной экономики западного типа и многопартийных политических систем с выборными законодателями. После падения Берлинской стены в ноябре 1989 года лидеры прибалтийских республик еще быстрее выдвинули свои требования о независимости, что также вызвало более решительную реакцию со стороны советского правительства, а также этнических русских, проживающих в республиках.

В течение 1990 года все три балтийские республики официально провозгласили независимость от Советского Союза.Столкнувшись с этим прямым вызовом авторитету и целостности советской политической системы, Горбачев ответил, объявив эти шаги незаконными. В январе 1991 года одно из наиболее заметных столкновений между центральной властью и региональной автономией произошло в Вильнюсе, Литва, когда советские войска напали на телеканал, который открыто выступал в поддержку сил народного фронта. Силы, разрушающие советскую систему, были усилены, когда Борис Ельцин, как лидер российской республики, заявил о своей солидарности с прибалтийскими движениями и даже искал иностранной поддержки для этого сепаратистского движения.Подавляющая поддержка независимости нашла свое отражение в результатах референдумов , состоявшихся в феврале и марте 1991 года, еще дальше оттолкнув эти балтийские страны от советской системы даже до неудавшегося августовского переворота со стороны антигорбачевских сторонников жесткой линии в Москве и последующего конца советской Союз в декабре.

Через год после падения Берлинской стены Россия сама выступила в качестве еще одной ведущей силы в движении за независимость от Советского Союза. Эти шаги включали провозглашение приоритета российского закона над советским, подготовку российской конституции и переговоры с правительствами других республик в обход советской административной системы.В начале 1991 года, когда Горбачев назначил референдум по новому федеральному союзу, председатель Коммунистической партии России Ельцин добавил вопрос о том, поддерживают ли избиратели прямые выборы президента России. Это положение было принято подавляющим большинством, и в июне 1991 года Ельцин был избран президентом России, таким образом обретя своего рода демократическую легитимность, которой никогда не добивался Горбачев, который отказался подчинить свою власть какому-либо электоральному одобрению. Когда попытка государственного переворота провалилась в августе 1991 года, Россия имела все возможности для провозглашения формальной независимости и принятия на себя многих государственных функций, которые Коммунистическая партия больше не могла выполнять.

На Кавказе движение к независимости осложнялось трениями между национальными группами и внутри них. Конфликт между Арменией и Азербайджаном был сосредоточен в регионе Нагорного Карабаха, в котором армяне составляли большинство населения, однако район находился в ведении Азербайджана. По мере того как правительство Армянской республики усилило свое давление с целью объединения с этой территорией, правительство Азербайджана, а также азербайджанское население в Нагорном Карабахе и вокруг него также усилили сопротивление попыткам Армении включить этот регион в свою территорию.В январе 1990 года серия жестоких нападений на армян в Нагорном Карабахе спровоцировала вмешательство советских войск, которые установили порядок, но придали еще больше смелости движениям за независимость как в Армении, так и в Азербайджане, даже несмотря на то, что обе стороны обвинили Москву в проявлении фаворитизма по отношению к своим соперникам.

Напротив, в Грузии возникновение националистического движения также спровоцировало один из самых жестоких инцидентов того периода — нападение советских войск на демонстрантов в апреле 1989 года, в результате которого 19 человек погибли.Даже когда движение за независимость Грузии получило широкую поддержку, этнические меньшинства в Грузии также начали настаивать на предоставлении дополнительных прав или даже новых союзов через существующие политические границы. Сначала советское, а затем российское правительство неоднократно угрожало вмешаться в защиту прав меньшинств в Грузии, хотя сама Грузия взяла на себя ведущую роль в утверждении национального суверенитета до окончательного распада Советского Союза в конце 1991 года.

В Средней Азии одним из первых проявлений национализма, по иронии судьбы, стало противостояние реформам Горбачева, когда он угрожал сместить должностных лиц Коммунистической партии, причастных к системной коррупции и злоупотреблениям властью в нескольких республиках Центральной Азии.Вместо того, чтобы воспринимать эти действия как признаки прогресса, коммунисты из местных национальностей сплотились вокруг своих лидеров, тем самым инициировав (пусть и непреднамеренно) вызовы власти Москвы, которые распространятся в последующие годы. Как и в других регионах, гласность создала возможности для артикуляции национализма как коллективной идеологии и движения. Однако более важно то, что ряд коммунистических чиновников из определенных национальных групп пересмотрели себя и свои сети власти таким образом, чтобы они могли взять на себя власть по мере того, как советская система начала ослабевать.Таким образом, постсоветские правители центральноазиатских республик разделяли общую траекторию, поскольку все они были приведены к власти находящейся в Москве Коммунистической партией Советского Союза, но остались у власти как лидеры новых независимых национальных республик.

В Украине, где националисты могли указать на моменты исторического опыта самоуправления и культурной независимости, эволюция националистической идентичности осложнялась, как и во всем Советском Союзе, многонациональным и многоэтническим составом населения. численность населения.В то время как западные регионы Украины становились все более конфронтационными в своих требованиях автономии и независимости, более восточные регионы, где большая часть населения составляли этнические русские, менее поддерживали это движение за автономию и независимость. В то время как Украина была географически ближе всего и, таким образом, находилась под сильным влиянием быстрых изменений в Восточной Европе в 1989 году, такое разделение территории и населения усложнило и поставило под угрозу этот националистический вызов Советской власти.Украина сыграла ключевую роль в постановке финального конца этой драмы. В середине декабря 1991 года лидеры России, Белоруссии и Украины объявили себя независимыми, положив тем самым конец в канун Нового года Союзу Советских Социалистических Республик.

Изучение документов

Документы, представленные в этом модуле, позволяют изучить многочисленные истории, изложенные в приведенном выше описании. Карты и статистика населения за советский и постсоветский период дают некоторую основу для определения местоположения и измерения степени изменений территории и населения.Большинство других материалов относятся к 1989 году, когда советские народы одновременно проявили свое собственное зарождающееся чувство национализма и одновременно отреагировали на параллельные изменения в Восточной Европе. В то время как Советский Союз оставался нетронутым, а Коммунистическая партия сохраняла власть в течение этого решающего года, изменения в национальной идентичности представляли собой один из наиболее важных факторов, которые способствовали распаду этой системы менее чем через два года.

Сообщения средств массовой информации, публикуемые в Советском Союзе, таким образом, представляют голоса и движения отдельных лиц и групп, которые пытаются определить свои общие интересы, преследовать общие цели, учитывать различия внутри и между национальными группами и отвечать авторитету центрального правительства.Эти источники в СМИ взяты из публикуемых ежедневных отчетов Службы иностранной телерадиовещания, правительственного агентства США, которое отслеживало передачи и публикации внутри коммунистического блока на более поздних этапах холодной войны. Когда этот блок начал распадаться, американские политики использовали эти переведенные документы в сочетании с другими отчетами для определения намерений действующих лиц и последствий событий. Перечитывание этих документов как исторических источников позволяет проследить за развитием событий и изучить перспективы тех, кто действительно «сделал» историю 1989 года.

Том Юинг
Технологический университет Вирджинии
Блэксбург, Вирджиния

РСМД :: Евразийский экономический союз: положение дел

Выписки из заключения в книгу

Евразийский экономический союз и теория интеграции

Несмотря на то, что ЕАЭС помогает сотрудничеству между тремя довольно важными странами бывшего СССР, Россией, Казахстаном и Беларусью, его значение минимально.Были надежды, что евразийская интеграция восстановит производственные структуры бывшего СССР. Однако к моменту запуска ТС в 2010 году все они уже были разрушены до такой степени, что восстанавливать было нечего. Вторая украинская цветная революция 2014 года стерла остатки украинской экономики, не оставив надежды когда-либо объединить значительный промышленный и интеллектуальный потенциал Украины с потенциалом России и остальных стран ЕАЭС. Глобальный кризис пагубно влияет на обмен между развивающимися странами, и внутрирегиональная торговля ЕАЭС сокращается как в абсолютном, так и в относительном выражении, несмотря на продолжающуюся внутрирегиональную либерализацию.Внутрирегиональный экспорт ЕАЭС без учета нефти и газа невелик на уровне 2% ВРП. Таким образом, эффекты распределения ЕАЭС невелики, и они лишают союз макроэкономической значимости. Региональная организация — лишь одна из второстепенных черт современной экономической конъюнктуры, которая способствует упадку постсоветских обществ. Однако со временем кумулятивный эффект ЕАЭС может стать серьезным.

Источник: eurasiancommission.org

Это потому, что малые страны ЕАЭС приняли на себя потенциально опасные обязательства, способные привести к их дальнейшей деиндустриализации в пользу российского бизнеса, поскольку малые страны неизменно оказываются в невыгодном положении в региональных соглашениях, построенных на принципах либеральной экономики.Они столкнутся с большим сокращением производства и более высокими затратами на корректировку из-за их малых предприятий. Растущее неравенство внутри блока будет чревато негативными последствиями для всех его членов, включая Россию. Этими последствиями являются более несбалансированная миграция, рост безработицы и падение доходов населения как России, так и небольших стран, а, следовательно, снижение потребления и ухудшение социальной среды. ЕАЭС будет благоприятствовать только финансово-промышленной олигархии, у которой все равно хорошо.Содействие неравенству — проблема всех современных регионов. Учитывая слабость постсоветских стран и крайне нездоровую геополитическую среду вокруг России, серьезные инвестиции в ЕАЭС рискованны из-за вероятности ситуаций Брексита в будущем.

Геополитические цели в отношении ЕАЭС не оправдались. Адаптация через союз к гегемонистским порядкам Большой Европы и Мирового Правительства, к счастью, больше не стоит на повестке дня. Попытки консолидировать российскую власть через ассоциацию с маленькими, слабыми и коррумпированными странами безнадежны.Чтобы сохранить друзей ЕАЭС, которые на самом деле не друзья, а паразиты, Россия вынуждена предлагать целый ряд стимулов: субсидированные цены на газ, кредиты, выплата компенсационных требований, связанных с ВТО, и доступ к своему рынку труда в условиях высокой внутренней безработицы. и неполная занятость. Поскольку все постсоветские страны слабы, они будут продолжать требовать финансовой поддержки от России. Поскольку российская экономика сползает вниз, а России не хватает ресурсов даже для собственного развития, оправдывать ожидания партнеров по ЕАЭС будет все труднее.Население России считает, что интеграционные проекты с бывшими советскими республиками вынуждают Россию «кормить» постсоветское население как на собственной территории России, так и на своей родине за счет голодных и бедных россиян. Большинство граждан малых стран убеждены, что Россия должна им помочь, но ничего не делает. Межправительственные форумы ЕАЭС — это места, где малые страны сотрудничают, чтобы сдерживать Россию.

С точки зрения безопасности, для России очень важно сохранить контроль над Беларусью из-за ее физической близости к Москве.Однако это возможно без ЕАЭС через двусторонние отношения и организацию безопасности. Беларусь была основным бенефициаром переводов богатства из России с начала 1990-х годов, задолго до появления ЕАЭС и ЕАЭС. Торговые, инвестиционные и гуманитарные отношения между Беларусью и Казахстаном близки к нулю. Казахстан является единственной страной в союзе, богатой ресурсами, помимо России, и единственной страной, которая не получила субсидий со стороны России. Казахстанская бюрократия и население твердо убеждены в том, что Казахстан проигрывает только в результате ЕАЭС.Даже самые маленькие страны, Армения и Кыргызстан, могут не нуждаться в ЕАЭС как таковом, потому что они способны управлять своими отношениями с Россией на двусторонней основе.

Усилия России в ЕАЭС не приносят результатов. Независимо от того, что Россия делает для этих стран, они даже не претендуют на то, чтобы поддерживать политические программы России. В контексте продолжающегося нападения на Россию со стороны Запада постсоветские государства заявили о своем удалении от России и добились от Москвы как можно большего количества уступок, в результате чего российские затраты на интеграцию достигли предела.Бесплодная поддержка ЕАЭС рано или поздно ограничит приверженность России этой организации, поскольку собственное региональное развитие России находится под серьезным ударом. Что касается связей с общественностью, то Россия с ее коррупционными скандалами не привлекает внимания как вдохновляющий лидер в борьбе с коррумпированным Западом за более справедливый мир. Малые страны стремятся дешево продавать себя Западу, и многие российские элиты делают то же самое.

Кроме простой символики, ЕАЭС не приносит России никаких дивидендов.Он также не способствует формированию регионального общества, поскольку постсоветское пространство продолжает раздираться национализмами. Они издеваются над трудностями России в отношениях с Западом и дискриминируют своих русскоязычных граждан. Евразийская интеграция находится в противоречии с суверенитетом и национализмом в большей степени, чем европейская интеграция, потому что простое выживание малых государств в Евразии, как считается, зависит от искоренения любых воспоминаний о советском прошлом и любых связей с Россией после 1991 года, когда процесс началось строительство новых государств.

Многие современные тенденции приходят в Россию с опозданием. В 1990-е годы, когда регионализм процветал в большинстве регионов мира, на постсоветском пространстве преобладала дезинтеграция. Когда возникло всеобщее разочарование по поводу все более неравных социальных и экономических последствий регионализма, управляемого на неолиберальных принципах, Россия начала реализовывать свой региональный проект с тройными усилиями, если верить евразийским голосам, утверждающим, что их страны были вынуждены войти в ЕАЭС Россией.Все, чего Россия пока добилась от ЕАЭС, — это магазин дешевого газа и база импорта для неквалифицированной рабочей силы. Не требуется высокий уровень интеллекта, чтобы продавать газ по ценам ниже рыночных и держать границы открытыми для неквалифицированных рабочих. Для небольших стран ЕАЭС — это прежде всего средство доступа к субсидированному российскому газу и более дешевым кредитам. Чаще всего небольшие страны не могут воспользоваться доступом к российскому рынку, поскольку такой доступ является бесплатным только в публичных дискуссиях, но на практике контролируется мафией.

Кому тогда ЕАЭС нужен? Путешественники, рабочие-мигранты, представители трансграничного бизнеса и представители общественности, ностальгирующие по СССР, не в счет, поскольку все они каким-то образом действовали в рамках СНГ. ЕАЭС предлагает дополнительные возможности для поездок и вечеринок для политиков. Непотическая региональная бюрократия, растущая Евразийская экономическая комиссия, в которой работает более двух тысяч сотрудников, получает щедрые зарплаты, выполняя такой же объем работы, как и около пятидесяти сотрудников Административного секретариата МЕРКОСУР в Монтевидео.Евразийская комиссия и Секретариат МЕРКОСУР обслуживают практически идентичные механизмы среди сопоставимых стран в сопоставимых регионах. Комиссия тесно связана с соответствующими национальными правительствами и предоставляет прекрасные возможности национальным бюрократам приехать в Москву для перемен. ЕАЭС предлагает ученым и журналистам возможность написать о чем-то, например об этой книге. На этом мы завершаем короткий список бенефициаров.

Вряд ли правительство России и региональная бюрократия не видят мрачных результатов ЕАЭС.Однако они не признаются в этом населению, которое ностальгирует по Советскому Союзу и видит в ЕАЭС инструмент сопротивления эскалации агрессии западных стран. На Россию может по-прежнему влиять регионализм как модная идея, исходящая из Западной Европы, несмотря на распад ЕС. На проинтеграционное мышление может также повлиять воспоминание о временах СССР, когда Россия была сильной, и, вероятно, существует ошибочное представление о том, что возвращение сателлитов может вернуть власть стране.Однако времена изменились, и такая гипотеза заработала. Многие российские ресурсы сейчас поддерживают олигархию и коррупцию на высоком уровне. России нужно будет решить, хочет ли она сохранить ЕАЭС в элегантности и стиле, как это было в прошлом СССР, или сохранить сверхдоходы олигархии и высших бюрократов. Он не может делать и то, и другое, и гораздо более вероятно, что он будет отдавать приоритет потребностям олигархов и бюрократии над потребностями населения в целом. Мало кто из россиян был бы рад, если бы больше российских денег направили на поддержание стран ЕАЭС в условиях растущей бедности в их собственной стране.

Помимо этой оценки ЕАЭС, книга имеет различные значения для теории. Комплексное объяснение различий между процессами ЕАЭС и ЕС, а также разработка рамок и критериев для сравнения современных регионов составляет основной вклад этой книги в область интеграционных исследований. Монография обращает внимание на необходимость включения экономической географии и оценки асимметрии государств по размеру, интересам и экономическим показателям при изучении регионов.Книга переопределяет интеграцию как намеренную гармонизацию политики и указывает, что реализация интеграции должна ограничиваться решением аналогичных проблем, с которыми сталкиваются вовлеченные страны. Следовательно, социальный конструктивизм и межправительственный подход — как подходы, подчеркивающие различия и сходства между интегрирующимися государствами — должны преобладать в исследовании, защите и критике регионализма. Сравнение ЕАЭС с ЕС дает десять следствий. Ниже они обсуждаются более подробно.

  1. Результаты интеграции сильно зависят от конкретных эндогенных региональных особенностей.
  2. Интеграция в ЕАЭС и ЕС развивается неравномерно по разным направлениям политики. ЕС более консолидирован политически и экономически, в то время как ЕАЭС — культурно или, по крайней мере, лингвистически.
  3. Однако ЕАЭС не может использовать свое преимущество культурной сплоченности через русский язык и опыт общего советского прошлого.
  4. Региональная интеграция явно имеет пределы, и на нее не следует возлагать чрезмерных ожиданий.
  5. ЕАЭС отстает от ЕС в экономической консолидации из-за региональных условий экономической и политической географии, что приводит к низкому уровню экономической взаимозависимости и резкому расхождению интересов из-за размеров и асимметрии сил между членами ЕАЭС. Если когда-либо будет разработана комплексная теория регионализма, она должна включать обсуждение вопросов региональной экономической географии, а также размеров государств-членов и асимметрии сил.Небольшие государства более склонны к регионализму, чем более крупные государства.
  6. Учитывая огромную асимметрию в размерах пяти членов ЕАЭС, присоединение к Российской Федерации было бы гораздо более логичным методом интеграции, чем ныне практикуемая поэтапная интеграция без четких целей.
  7. ЕАЭС и ЕС различаются по регионам и институтам. Если судить по истории и результатам интеграции, эти два процесса также являются четко разными.Следовательно, ЕС не может служить моделью интеграции для ЕАЭС, а ЕАЭС не должен копировать институты и процедуры ЕС без их адаптации к своим потребностям.
  8. Существует огромный разрыв между намерениями ЕАЭС по созданию функционального общего рынка и рабочими положениями ЕАЭС. Возможное объяснение этого разрыва — чрезмерное экзогенное влияние модели ЕС на ЕАЭС и неспособность ЕАЭС ассимилировать эту внешнюю модель, которая обслуживала совершенно другой регион и в настоящее время требует глубокой переоценки.
  9. Исследования региональных блоков, таких как ЕАЭС и ЕС, дают более полную картину интеграции, если они включают в себя перспективы множественной интеграции и теорий сотрудничества. Аналитическая основа для сравнения различных региональных блоков должна основываться на критериях сравнения, основанных на нескольких теориях. Теории, которые использовались для объяснения европейской интеграции, полезны для объяснения различий в результатах интеграции между ЕАЭС и ЕС.
  10. Социальный конструктивизм и межправительственность должны преобладать в синтезе интеграционных теорий, если интеграция понимается как намеренная гармонизация политики между странами.

* * *

3. Традиционные объяснения регионализма, которые сосредоточены исключительно на коммерческих сделках, упускают из виду роль культурного родства и обедняют наше понимание интеграции. Помимо торговли, есть и другие способы интеграции народов, например, посредством языковой, культурной и образовательной политики.В этой монографии делается вывод о том, что продолжающаяся культурная фрагментация ЕАЭС очевидна, и эта тенденция расходится с намерением интегрировать союз экономически через общий региональный рынок. Ни ЕС, ни ЕАЭС не стали бы серьезно подтверждать два довольно популярных утверждения о том, что (1) культурная близость благоприятствует экономической интеграции и (2) региональные институты формируют региональную идентичность. Однако аналогичные исследования МЕРКОСУР показывают, что культурная близость может способствовать культурной интеграции (а именно, лингвистической и образовательной политике), даже несмотря на то, что такой тип интеграции не ожидался или не желался в момент создания региональной организации.Тем не менее, по крайней мере, на данный момент институты ЕАЭС не осуществляют интеграцию в культурной сфере. Несмотря на то, что они способствуют трудовой миграции в Россию, присутствие многих мигрантов в России не отменяет тенденции сокращения русского языка за пределами России и Беларуси.

* * *

6. Ясно, что восстановление СССР на принципах неофункционализма маловероятно, поскольку они терпят неудачу даже в Европе. Среди пяти соответствующих стран-членов Россия в ЕАЭС относительно больше, чем Бразилия в МЕРКОСУР-5.Крайняя асимметрия размеров обеспечивает гораздо более эффективный и логичный метод евразийской интеграции, чем используемый в настоящее время неофукционалистский механизм. Этот более подходящий метод — включение малых государств в правовой режим Российской Федерации. Однако такой режим не отвечает целям союза и намерениям любого из его государств-членов. Реальность современной жизни такова, что большинство правительств не возражают против расширения своего контроля над новыми территориями и ресурсами, но меньше заинтересованы в заботе о дополнительных группах населения, поскольку их собственное население является проблемой.Это основная причина, по которой беспокойство Хиллари Клинтон по поводу воссоздания Советской федерации не полностью оправдано, и почему правительство США очень хотело бы избавиться от обанкротившегося Пуэрто-Рико. Кроме того, желание населения и правительств Евразии присоединиться к России не является однозначным вопросом.

Таким образом, между двумя бывшими автономными территориями Грузии, Южной Осетией и Абхазией, первая хочет присоединиться к России, а вторая — нет. В случае Южной Осетии даже ее правительство готово отказаться от формального суверенитета.Единственное правительство, претендующее на включение в состав России, — это Приднестровье. И Приднестровье, и Южная Осетия — очень маленькие государства, и они все еще очень далеки от гипотетического включения в состав России в силу различных обстоятельств политического, исторического и физического характера. Такой гипотетической перспективы, похоже, не существует даже для такого места, как Казахстан, где национализм очень силен. Что касается Украины, то в 1991 году три ее области — Крым, Донецк и Луганск — подавляющим большинством проголосовали за сохранение СССР в марте, но за независимость Украины от СССР в декабре.В 2014 году они проголосовали за выход из состава Украины с целью присоединения к России, по этой причине их соотечественники из Киева и Западной Украины начали войну против них. Любое существенное территориальное присоединение к России было бы чревато деструктивным встречным вмешательством со стороны Запада, как продемонстрировал крымский прецедент, и оно реально только в результате серьезного международного потрясения, сопоставимого с двумя мировыми войнами 20-го века.

Такой шок может наступить, и Россия, несмотря на ее коррумпированность и непривлекательность, может быть расширена (после присоединения Крыма), учитывая еще большую неэффективность и неудачи небольших государств постсоветского пространства.Следующим после Крыма кандидатом на вступление в Россию является Беларусь. Если Лукашенко сначала сильно испугался намерения России бросить белорусскую экономику, а затем предложил сделку вроде должности премьер-министра при Путине (по слухам, конфликт Путина с Медведевым может существовать, и Путину, возможно, удастся избавиться от Медведева), белорусская пропагандистская машина торжественно объявит, что высшая цель исторической судьбы белорусов — союз с русскими братьями, а несогласные будут подвергнуты замалчиванию и репрессиям.

Несмотря на недружественные высказывания Лукашенко в отношении России, в России он считается очень эффективным правителем, гораздо более эффективным, чем в самой Беларуси, где многие люди устали от его вездесущности. Популярность Лукашенко может быть хорошим подспорьем для Путина, авторитет которого среди россиян резко падает. К тому времени, когда Беларусь присоединится к России, украинское государство распадется, и огромные куски этой страны будут встречать российских администраторов цветами. После присоединения части Украины к России могут присоединиться небольшие государства Приднестровье, Южная Осетия, а также Казахстан, если последний впадет в нестабильность из-за внутренних обстоятельств на фоне опасений Китая.Как минимум, процесс может охватывать Кыргызстан, Таджикистан и Абхазию. Такой проект, скорее всего, будет успешным, если будет реализован в течение 10–20 лет, так как после смены поколения реализовать его будет сложнее. Богатые природными ресурсами Азербайджан и Туркменистан вряд ли станут его частью, чтобы не делиться своими богатствами, страны Балтии из-за их глубокой интеграции в политическую и экономическую систему Запада, а Грузия и некоторые части Украины из-за порожденной острой враждебностью по отношению к России. в постсоветские годы.

* * *

10. Другой вывод в отношении всей книги касается важности социального конструктивизма для интеграционных исследований и необходимости расширить использование конструктивистских объяснений за пределы культурной интеграции до обсуждения регионализма во всех интеграционных измерениях. В конструктивизме интеграция возникает естественным образом благодаря сближению норм, ценностей и интересов. Если сущность интеграции заключается в преднамеренной стандартизации и унификации социальных практик, то этого явления следует ожидать только в вопросах, представляющих общий интерес, и в ситуациях, когда существует согласие в отношении последствий предлагаемых мер.Следовательно, сходство интересов, проблем и ситуаций имеет важное значение для интеграции; а социальный конструктивизм, подчеркивающий эти сходства, следует поставить на передний план исследований интеграции. Межправительственный подход является обратной стороной этого подхода, поскольку он обсуждает различия между странами и способы их преодоления при принятии интеграционной политики.

В этой книге конструктивизм явно выражается в анализе культурной неоднородности и ее возможного воздействия на культурную интеграцию (в главе 4).Однако он неявно присутствует где-то еще, потому что для интеграции важна не только однородность культуры, но и однородность интересов. Общая политика наиболее успешна, когда она отвечает общим интересам всех сторон и решает схожие, а не разные проблемы. Следовательно, интеграция экономически и социально ориентированных государств, схожих по уровню экономического развития, предпочтительнее интеграционных схем с участием промышленно развитых стран и стран третьего мира с резкими расхождениями в экономических показателях.

В идеале взаимозависимость, которая является ключом к анализу главы 2, также должна быть сбалансирована, и она не должна иметь колониальный характер, когда бедные страны продают товары и покупают готовую продукцию. Торговые сделки с внешними партнерами также легче заключать в регионе, члены которого имеют схожие производственные структуры и аналогичным образом страдают от последствий внешней либерализации. Обсуждалось, что экономическая, и особенно денежно-кредитная интеграция, требует сближения макроэкономических показателей (разделы 2.3 и 2.4). Таким образом, конструктивизм вступает в противоречие с либеральной экономической теорией, предписывающей одинаковые правила поведения для всех, независимо от различных способностей к конкуренции.

Конструктивизм неявно присутствует в главе, посвященной асимметрии размеров внутри блока. Для развития интеграции необходимы не только схожие рыночные и производственные структуры, но и одинаковый размер и потенциал власти в странах. Таким образом, расхождения во внешнеполитических подходах и ожиданиях от ЕАЭС между Россией и небольшими странами напрямую связаны с разными размерами стран, а также с их разным географическим положением (Глава 3).Конструктивисты согласятся, что сходство правительственных режимов, идеологий, восприятий национальных интересов и внешних угроз; аналогичная способность государств реагировать и адаптироваться к интеграции; и справедливость распределения интеграционных выгод — все это требования глубокого и устойчивого процесса. В целом конструктивизм с его упором на сходство указывает на то, что экономическую, политическую и институциональную интеграцию в ЕАЭС достичь труднее, чем в ЕС, именно потому, что именно в этих областях различия между странами ЕАЭС больше.Поскольку социальная реальность не допускает появления идентичных государств, интеграция которых была бы беспроблемной, гибкость и справедливость останутся важными принципами интеграционной политики в любом региональном блоке.

Социальный конструктивизм может служить базовой теорией при синтезе других подходов к интеграции. Более широкое применение конструктивизма и его применение к евразийской интеграции еще не является общепринятым подходом, поскольку он ссылается на общий исторический опыт и родство языка и культуры, которые гегемонистские властные структуры Запада учат нас забывать.В узком смысле конструктивизм ограничен областью культуры и политики идентичности. Хотя каждый ученый знает об общих исторических и лингвистических основах бывшего СССР, трудно связать успехи и неудачи экономической и политической интеграции с этими культурными явлениями. Таким образом, исследователи Евразии обычно изучают вопросы власти и торговли, и, как следствие, неореалистский и межправительственный анализ доминируют в изучении евразийской интеграции.

Расширение региональных блоков отдаляет их от ожиданий успешной конструктивистской модели за счет увеличения различий в культуре, политических интересах, экономических идеологиях и распределении богатства между государствами-членами.Ослабление культурных основ и продолжающееся следование либеральной модели, увеличивающей распределительные издержки интеграции, представляют собой обостряющую проблему как для ЕАЭС, так и для ЕС. Чтобы оставаться устойчивыми, профсоюзы должны укреплять чувство солидарности среди своих граждан. Это возможно только в том случае, если будут реализованы более справедливые модели перераспределения интеграционных выгод. Механизмы переводов должны направлять средства не только из богатых в бедные страны, но и внутри стран. В настоящий момент бедные становятся беднее, а богатые становятся еще богаче и не желают делиться.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *