Белорусский костюм фото – Белорусский костюм национальный (67 фото): народный, женский, для девочки

Белорусский национальный костюм (фото): история белорусского костюма

Традиционным национальным костюмом принято называть устоявшийся комплект определённых элементов гардероба, обуви и разнообразных украшений. Такой наряд составлялся на протяжении нескольких веков и находился в прямой зависимости от специфики климатических условий и народных обычаев.

История белорусского костюма

Первоначальные упоминания о традиционной одежде белорусов встречаются в Статуте Великого княжества Литовского 1588 года. Сведения об одежде и её изображения можно увидеть и в путеводных записях побывавших в княжестве путешественников.

Традиции народа со временем претерпевали изменения, наряду с этим преображался и облик национального белорусского наряда.

К концу XIX — началу XX столетий в этой одежде явственно начали прослеживаться этнические особенности. В используемых для украшения узорных композициях встречались элементы древнего язычества, а также было заметно влияние городской культуры.

Традиционными чертами этого костюма считаются старинный многовидовой орнамент и полосатый декор. В различных регионах страны национальные костюмы имели определённые отличия. Всего насчитывалось около 22 разновидностей.

Особенности

Несмотря на то, что национальный белорусский наряд имеет много схожих черт с русским и украинским традиционными костюмами, он тем не менее выделяется своей самобытностью и считается явлением самостоятельным. Одной из характерных его особенностей считается рациональное совмещение практичности и декоративности.

Национальный наряд белорусов шили из тканей, сделанных на основе местных материалов органического происхождения.

Главными оттенками, используемыми в одежде такого рода, были белый, красный, синий и зелёный. Белый цвет при этом был доминирующим. Характерной отличительной чертой белорусского национального наряда была богатая вышивка изначально с преобладанием геометрических элементов, а некоторое время спустя — растительных.

Справка! Элементы орнаментального узора на различных деталях одежды в совокупности составляли завершённую композицию.

При создании подобного костюма кроме непосредственно ткачества применялось также плетение, обработка кожи и иные разновидности декоративно-прикладного искусства.

Виды костюмов

Мужской

Мужской вариант национального наряда белорусов складывался из надеваемой навыпуск рубахи изо льна, штанов (ноговиц), пояса, жилетки из сукна (камизельки) и головного убора. Рубаха имела отложной воротник и разрез на груди, ворот и нижняя часть украшались вышивкой. Подпоясывались мужчины обычно ярким поясом.

Брюки могли быть без пояса (иногда они были стянуты на верёвочке). Встречались также и модели с поясом, застёгивающиеся на пуговицу.

Женский

Сорочки (кашули) для женщин шили изо льна. Они были длинными и всегда имели вышитые узоры. Юбки (спадницы), которые надевали поверх сорочек, шили из разных тканей.

Летние варианты («летники») были льняными, домотканые зимние («андараки») делали из сукна, а отдельные изделия для взрослых женщин (уже успевших выйти замуж и только обручившихся) — из понёва. На юбку надевали вышитый фартук, гармонировавший по цвету и узору с сорочкой. Поверх сорочки надевалась короткая жилетка (гарсет).

Справка! Юбка-понёва изготавливалась из трёх отрезов материала, собираемых вверху на шнурок и стягиваемых в области талии. Существовал закрытый и распашной вариант подобного вида одежды. В закрытом все отрезы ткани сшивались между собой, а если впереди и сбоку оставались открытые куски — это была распашная понёва. Практически во всех случаях понёву украшали красивым орнаментом.

Немаловажной деталью подобного костюма также был пояс. Встречались тканевые, вязаные и плетёные варианты этого изделия, с бахромой, кисточками и помпонами. Пояс всегда был украшен цветным орнаментом. Для этого чаще всего использовали сочетание зелёного, белого и красного цветов.

Верхняя одежда для женщин по крою практически не имела различий с мужской, но при этом отличалась более богатой вышивкой и аппликацией.

Справка! Как в женских моделях национальной одежды, так и в мужских, не было карманов. Вместо них обходились сумочкой из кожи, которую крепили к поясу либо перебрасывали через плечо.

Детский

Подобные наряды для мальчиков и девочек почти не имели различий с костюмами взрослых людей. Дети в возрасте до 6-7 лет, независимо от их пола, носили обыкновенную полотняную сорочку, которая доходила до пяток и стягивалась на талии поясом.

Мальчики в 7-8 лет надевали свои первые штаны, а девочки в том же возрасте начинали надевать первые юбки. Другими составляющими костюм дополнялся по мере того, как ребёнок взрослел.

Девочки обязаны были самостоятельно сшить и вышить свой первый фартук.

Головные уборы

В качестве головного убора летом мужчины использовали брыль (соломенный головной убор с объёмными полями), а зимой — сделанную из меха шапку (аблавуху). Для изготовления головных уборов ещё применялась домашняя овчина серого, коричневого либо чёрного цвета.

В второй половине XIX столетия широкое распространение приобрёл картуз (летний вариант шапочки с жёстким лакированным козырьком).

В качестве обуви на каждый день летом мужчинами использовались лапти (лыковые, пеньковые или из лозы), весной и осенью — постолы (сандалии из сырой кожи), а зимой — валенки, подшитые кожей, либо войлочной тканью.

Обувь и аксессуары

Женщины в качестве обуви летом носили лапти, зимой — валенки. В праздничные дни на смену подобной обуви приходили чаравики (башмачки из кожи) либо сапожки. На голову во всех случаях надевался головной убор, по которому легко было узнать семейное положение его обладательницы.

До замужества девушки использовали для этой цели венки и узкие повязки-рушники. Замужние дамы заменяли эти головные уборы свадебной намиткой. В качестве украшений обычно использовали ленты, стеклянные бусы, заушницы, а также иные варианты.

Выбор тканей

Для изготовления традиционного наряда белорусов применялись исключительно материалы натурального происхождения. Базовой тканью, наиболее часто применяемой для этой цели, был лён.

Изначально при изготовлении подобной одежды также использовалась шерсть и ткань из конопляных волокон. Верхнюю одежду делали главным образом из овчины и плотной суконной ткани.

Современные образы

Современные белорусские свадебные костюмы

Элементы национального белорусского наряда можно с успехом применять для создания стильных современных образов Беларуси (ранее Белоруссия).

Вот несколько удачных примеров (фото):

  • Для создания образа в стиле этно-кэжуал может быть использована сорочка, декорированная яркой национальной вышивкой, которая будет гармонично смотреться с юбкой либо джинсами.
  • Украшенное богатой традиционной вышивкой
    в белорусском стиле платье позволит любой представительнице прекрасного пола быть в центре внимания.
  • Белая футболка, декорированная национальным орнаментом, одинаково хорошо подойдёт как девушке, так и молодому человеку.
  • Одежда для детей, украшенная яркими традиционными узорами, выглядит самобытно и притягательно.

Национальный костюм считается воплощением понятия об идеальном образе представителя определённой нации. На протяжении долгого пути исторического развития традиционному белорусскому наряду удалось сохранить характерные для всех славян особенности технологий изготовления и используемых тканей, а также кроя, способов украшения и вариантов ношения.

tkaner.com

Белорусский национальный костюм для женщин и мужчин


Белорусский национальный костюм – это традиционная одежда крестьян, языческая символика (орнамент) в качестве декора и случайная шляпа из Трансильвании.Белорусский национальный костюм

Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год

Национальный или же народный костюм Беларуси формируется, как и национальные костюмы других европейских народов, в XIX веке на основе народной традиционной одежды. Одежды, которую на протяжении столетий носили крестьяне.

В том и отличие народного костюма – это одежда простых людей, мало изменяющаяся на протяжении многих веков. В отличие от костюма аристократов, который чаще всего изменялся по общеевропейской моде.

Белорусский национальный костюм – фото и история
Белорусский народный костюм
Марка

Основная ткань, которая использовалась при пошиве белорусского народного костюма, лен. Так же, как и у других народов, среди первых материалов для изготовления одежды помимо льна была и шерсть. Украшался белорусский народный костюм орнаментом. При этом традиционно наиболее нарядным по своему декору являлся женский костюм. В мужском же костюме орнаменты вышивались чаще всего только на рубашке.

Мужской костюм

Белорусский народный мужской костюм состоял из штанов и рубахи. Летние штаны чаще всего были полотняными, зимние шились из сукна. В Беларуси мужские штаны называли «нагавицы», «ганавицы», «порты». Названия зависели от той области страны, где штаны носили. Были у штанов в каждом регионе и свои «маленькие особенности». К примеру, в Витебской области в XIX веке встречались штаны с круглой вставкой, очень широкие при шаге. И назывались такие штаны «кроклами» или «кроквами». Скорее всего, от слова «шаг» - по-белорусски «крок».


Белорусский народный костюм
Марка

И это тоже особенность народного костюма. В каждом регионе, даже внутри одной страны, одежда крестьян при общей схожести имеет свои небольшие отличия. Таким образом, народный костюм любой страны – это в некотором роде среднее арифметическое всех вариантов народной одежды из различных регионов данной страны.

Мужская рубаха в белорусском народном костюме традиционно шилась из домотканого полотка. Украшалась орнаментом. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали.

Верхней одеждой у мужчин служила свита. Свита - это одежда прямого халатоподобного кроя. Чаще всего на территории Беларуси носили свиту прямого кроя, однако встречаются и варианты расширяющейся книзу свиты. Свиту так же, как и рубаху, носили с поясом. Зимой верхней одеждой был кожух.


Белорусский народный костюм
Марка

Что касается поясов, то в белорусском народном костюме мужская одежда всегда была с поясом. При этом пояс, к примеру, в одежде XVI века имел вполне практическое предназначение. К поясу в те времена крепился небольшой мешочек, в котором хранились деньги и другие небольшие предметы.

Пояса могли быть как суконными, так и полсуконными – основа такой ткани лен, а уток (поперечные нити ткани) – суконные. При этом носили также и вязаные, и плетеные пояса. Пояса украшались орнаментом.

Мужскими головными уборами в белорусском народном костюме являлись шляпа брыль и магерка. Зимой носили меховые шапки, к примеру, аблавуху. Шляпа брыль – это шляпа с широкими полями. Она могла быть как соломенной, так и из войлока.


Портрет Стефана Батория, 1576 год

Магерка – это валеная шапка без полей, чаще всего белого цвета. Такую шапку носили не только в Беларуси, но и в Украине и Польше. Ее название происходит от слова «mаgуаr» – венгр. Считается, что такая шапка появилась в XVI веке во времена правления короля польского и великого князя литовского Стефана Батория. С тех пор шляпа магерка и прописалась в белорусском народном костюме.

Сам же король Стефан Баторий был родом из Венгрии и не откуда-нибудь, а из самой Трансильвании. Его племянницей была Елизавета Батори, вошедшая в истории как кровавая леди Батори.

А вот король Стефан Баторий вошел в историю вполне себе положительным персонажем. К слову, последние годы своей жизни трансильванец Стефан Баторий провел в белорусском городе Гродно, где в те годы и находилась его королевская резиденция.


Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год

Женский костюм

Элементами белорусского женского народного костюма служили рубашка, которая богато украшалась вышивкой, юбка, безрукавка и фартук.

Юбки в различных регионах Беларуси назывались по-разному. Также названия юбок могли зависеть и от их цвета. Так, абсолютно белая юбка называлась «бяляк», синяя юбка - «синька». Могли зависеть наименования юбок и от материалов, к примеру, юбку, пошитую из набивной ткани, называли «набойка».

Юбки из шерстяной ткани, которые чаще всего носили зимой, назывались андарак. Само слово, скорее всего, происходит от немецкого слова «unterrock» - так в немецком языке называли нижнее платье. Данное слово изначально было заимствовано поляками, а затем пришло и в белорусский язык, превратившись в андарак – название для шерстяной юбки.


Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год

Безрукавки в Беларуси называли «гарсет» или же «кабат», встречались и такие названия, как «станик», «каптан», «нагрудник». Безрукавки могли быть как короткими – до талии, так и длинными. Спереди безрукавка могла как застегивать на пуговицы, так и зашнуровываться.

Фартуки шились из полотка и крепились на талии при помощи завязок. Фартуки, как и женские рубахи, богато украшались вышивкой - орнаментами.


Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год

В качестве головных уборов женщины носили платки, чепцы, а также намитки. Намитка или же наметка – головной убор замужней женщины. Намитка – это длинный, до 3 метров, кусок прямоугольной ткани, который повязывался вокруг головы, закрывая как саму голову, так и шею.

Обувь как женская, так и мужская еще со времен Киевской Руси и Полоцкого княжества была кожаной. С XIX века частью белорусского народного мужского костюма становятся высокие кожаные сапоги. Однако, крестьяне могли носить и плетеную обувь – лапти.


Символ любви
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год

Орнамент

Большую роль в белорусском народном костюме играет орнамент. Орнаментом вышивались как мужские, так и женские рубахи, а также юбки, фартуки.


Символ предков
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год

Символика белорусского орнамента достаточно древняя, сохранившаяся еще с языческих времен. Узоры орнамента в Беларуси в основном вышивались красным нитями по белой ткани – белые рубахи, фартуки, юбки. При этом орнамент могли вышивать не только на одежде, но и на рушниках – полотенцах.


Символ солнца
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год

Еще в середине ХХ века пожилые женщины в деревнях помнили, что узоры орнамента – это не просто картинки. Узоры орнамента – это символы, несущие определенный смысл. Такие символы могли быть пожеланием счастья молодым либо же оберегом. Были и символы, связанные с годовым циклом и праздниками урожая, ведь самое главное в жизни крестьян – это солнце и хлеб. Также среди узоров орнамента встречались и символы, связанные с погребальными обрядами.


Символ хлеба
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год

Вышивая орнаменты на одежде или же рущниках, мастерицы в древние времена могли складывать целые предложения из символов. Вкладывать определенный смысл в декор костюма. И, таким образом, для крестьян орнамент служил не только украшением, но и заклинанием, и оберегом.

mylitta.ru

...Our Day...: Белорусская национальная одежда

Каждая страна имеет свои уникальные черты, традиции и обычаи. Культура – это мост, который соединяет самые разные народы. Одежда – это важная составляющая культуры. Национальные костюмы тесно связаны с историей. Иногда одежда расскажет больше, чем учебники. Белорусская история – это жизни многих поколений А что такое белорусская национальная одежда?

Отличительная черта белорусской традиционной одежды – это орнамент. Орнамент – это азбука белорусской истории. Умелое сочетание линий, фигур и знаков делают национальный костюм белорусов отличным от других народов.

Среди цветов преобладают красный и белый. Само слово «Беларусь» тесно связано со словом «белый». Издревле у белорусов были светлые волосы и светлая кожа. Поэтому как же обойтись без цвета, который предначертан народу самой судьбой? Даже известный этнограф П. В. Шейн вспоминал о своей поездке в Беларусь, «где соберется люд, там стоит сплошная белая стена». Белый – это цвет чистоты, добра, открытости, искренности и света. Красный – это цвет солнца, жизни и крови. Орнамент, выполненный в этом цвете, обозначает желание успеха и бодрости, счастья и благополучия. Одежда создавалась в первую очередь изо льна, который в далекие времена использовался в качестве универсального материала для всевозможных тканей. Искусная работа белорусских людей заслуживает уважения. Превращать лен в настоящие произведения искусства! Красители тоже были натуральные: белорусы умели окрашивать ткани при помощи почек, коры, корней растений, ягод.

Мужская одежда – это рубаха, брюки, жилет и ноговицы. Ноговицы – это особый вид штанов, который в ХХ веке стал считаться нижним бельем, но до этого момента был самостоятельной частью белорусского национального костюма. Карманов на одежде не было – их заменяла кожаная сумочка. Обувь города и деревни отличалась. В деревне можно было ходить в лаптях, а реалии города требовали кожаной обуви. Купить кожаную обувь было довольно затратным делом, поэтому иногда в семье на одну пару обуви могло приходиться несколько владельцев. Беларусь – это край, где зима довольно суровая, поэтому во времена холодов к традиционному костюму добавлялись кожухи из овчины, люди побогаче могли позволить себе шубу.

Женский традиционный костюм – это длинная рубашка и юбка. Иногда к комплекту добавлялись безрукавка и пояс. Женский костюм очень разнообразен, встречается много цветов, сочетаний частей комплекта. По головному убору можно было понять семейное положение белоруски. Если на голове венок, то девушка ждет своего суженого. Если волосы спрятаны под чепец или платок, то женщина замужем. Не зря, в белорусских народных песнях молодая девушка плетет именно венок. Очевидно, что история тесно связана с национальным костюмом.
незамужние девушки
замужние женщины

Традиционныйбелорусский костюм сегодня переживает свое возрождение. Молодежь полюбила орнамент и всеми силами возвращает его к жизни. Это не может не радовать. 

Виталий Воронко. Фото citydog.by

ourday7.blogspot.com

Мир вокруг: Белорусский народный костюм


Хотя Беларусь и не такая большая страна, но в ней насчитывается 22 варианта национального костюма по 6 регионам - Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Понёманье, Наддвинье и Приднепровье. Региональные различия в основном состоят в деталях костюма, мотивах и сюжетах орнамента, способах носки частей костюма, в цветовой гамме. Так что в былые времена по костюму можно было определить из какой местности человек, его семейное положение и даже примерный возраст.

В ансамбль женской одежды входили рубаха, юбка, передник, пояс, безрукавка, головной убор. Рубаха (кашуля) шилась из льняного домотканого полотна. Ткаными или вышитыми узорами из красной или красно-чёрной пряжи украшались обычно рукава, плечи, воротник, манжеты. Юбка (спадница) была шерстяная или льняная, отличалась разнообразием цвета и узора (клетка, полоса). Белый льняной передник колоритом и орнаментом гармонировал с украшением рубахи. Понизу он часто украшался бахромой или кружевом. Безрукавка (горсет) - часть праздничного костюма, изготовлялась из фабричных тканей (шёлк, бархат, парча). Могла быть чёрного, голубого, малинового цветов, богато украшалась нашивками. Пояс мог быть тканым, плетёным или вязаным, и разнообразной цветовой гаммы, но чаще всего зелёно-бело-красный. Он богато украшался орнаментом.


Головные уборы - важная и обязательная часть костюма. Для девушек это могли быть венки, узкие повязки-рушники. Замужним дамам вообще не разрешалось показываться с непокрытой головой, отсюда и большее разнообразие - чепцы, капоры, но самой распространённой была так называемая намитка в виде повязки-рушника, которая искусно драпировалась множеством способов. Дополнялся костюм бусами.

Мужская одежда состояла из льняной рубахи навыпуск, узких брюк, пояса. Рубаха имела разрез на груди, отложной воротник. В отдельных регионах на неё надевали безрукавку (камизелька). Костюм был белого цвета, украшались орнаментом воротник, манжеты и пояс. Дополнялся костюм кожаной сумочкой (калита), которая заменяла отсутствующие карманы. Головными уборами были магерки, соломенные шляпы ( брыль, капялюш), зимой - овчинные кучмы и аблавухи на меху. Из верхней одежды мужчины и женщины носили белые или серые свиты из сукна, белые или охристо-красные кожухи и кожушки, кожаные посталы (реже сапоги) и лыковые лапти.

Ниже - фотографии белорусских костюмов по регионам. Фото - известного белорусского этнографа Михася Раманюка.

Центральная Беларусь




Восточное Полесье




Западное Полесье





Понёманье и Подвинье




Приднепровье



 

И отдельно варианты головных уборов

Центральная Беларусь


Восточное Полесье

Западное Полесье




Понёманье
Приднепровье

olga-mir.blogspot.com

По следам истории. Как одевались наши предки

После языка важнейшей этнической приметой считается костюм: он отражает менталитет, характер, уровень духовной и материальной культуры народа. Впервые эволюцию одежды основных социально-сословных групп городского и сельского населения Беларуси с раннего средневековья до современности проследили ученые-этнологи Валентина Белявина и Любовь Ракова в фундаментальной работе «Белорусский костюм». Исследователи собрали огромный материал. Корреспондент агентства «Минск-Новости» встретилась с авторами и побеседовала с ними о том, как одевались наши предки.

Ракова Любовь Васильевна

  Достоверное представление о костюме белорусских крестьян мы имеем, начиная с середины XIX века, когда появилась фотография, — отмечает ведущий научный сотрудник отдела народоведения Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, доктор исторических наук Л. Ракова. На живописных полотнах до XIX века простые сельчане встречаются крайне редко, поэтому составить точное описание их гардероба сложно. Конечно, есть летописные свидетельства. Есть и находки археологов: кусочки тканей, украшений, поясов, обуви XIXIII веков. Они позволяют сделать реконструкции и выяснить, какие материалы использовались для изготовления предметов гардероба. Исследовать традиционный костюм феодального периода нам помогли и актовые материалы XVXVIII веков, особенно судебных дел, где упоминались различные виды одежды, обуви, головных уборов, а также редкие рисунки, выполненные современниками. На эволюцию крестьянского костюма в определенной степени повлиял и костюм привилегированных сословий, отдельные предметы и детали которого частично заимствовались низами. Мода «спускалась» по социальной лестнице с некоторым опозданием.

 Вышивка служила оберегом

Мужская и женская традиционная одежда в Беларуси всегда заметно отличалась в зависимости от регионов. Праздничный гардероб всегда украшался богаче, чем повседневный. Вышивка считалась оберегом и выполнялась в основном красными нитями, располагаясь в местах, где открывался доступ к телу: по вороту, рядом с шеей, по верху рукавов и манжетам, манишке, низу юбок, фартуков и так далее.

У женщин детородного возраста особенно богатым был орнамент на груди: считалось, что он защищал их от злого взгляда и негативного влияния.

Самые распространенные цвета в белорусской народной традиции — белый, красный, черный, синий.

В XIX веке цветовая гамма становится разнообразнее, поскольку развивается промышленность, выпускаются фабричные ткани.

Красивой быть не запретишь

Традиционный повседневный костюм белорусской крестьянки в XIX — начале XX века состоял из длинной сорочки, полотняной, полушерстяной или шерстяной юбки-андарака, жилета, многослойного головного убора.

Как правило, сзади юбка присборивалась в складки. Зимой поверх надевали еще и свиту (свитку) — длинную распашную одежду, разновидность кафтана. Обязательным атрибутом женского народного костюма был передник (фартук, запон), который в праздничном варианте вышивался либо «затыкался» красивыми орнаментальными полосами.

Особенно ярким, самобытным и колоритным специалисты считают женский костюм Полесья, где он сохранялся в быту до 1920-х годов.

Это особого покроя свитки с вшитыми боковыми клиньями, традиционный комплекс женской одежды с обильно вышитой сорочкой, юбкой и безрукавкой (гарсет, кабат), поясная одежда из узорных тканей, очень богато орнаментированные головные уборы.

Костюм свахи Костюм свахи со свиткой. Кобринский строй. Конец XIX — нач. XX ст. Из коллекции МСБК Центра исследований. Фото Н. Мельникова

В ряде восточных регионов Беларуси, пограничных с Россией, женщины и девушки носили платья (юбку или нередко шерстяной или полушерстяной андарак с пришитым лифом), напоминающие русский сарафан, который назывался саяном, кабатом и так далее.

Кабат (юбка с пришивным лифом), д. Авхимки Чаусского р-на Могилевской области. Начало ХХ века. Из коллекции Любови Раковой

Согласно традиции, до вступления в брак разрешалось ходить с непокрытой головой. Обычно девушки заплетали волосы в одну или две косы, вплетали яркие (чаще красные) ленты. Летом надевали венки из цветов либо тонкие ситцевые платочки.

После замужества, выходя на улицу, женщина обязана была прятать волосы под платок или наметку. В каждом регионе существовали свои отличительные способы их надевать и завивать.

Например, в Слуцком районе ими обкручивали голову и укладывали валиком.

Костюм девочек начала ХХ века, д. Лучники Слуцкого района. Фото С. Юхнина

В Давид-Городке и некоторых близких к нему селах (очевидно, под влиянием татар) женщины на голове сооружали мягкую конструкцию, которая называлась «голова».

В конце XIX века крестьянки стали носить фабричные платки, скромные белые с небольшим бордюром цветочного орнамента, а наиболее зажиточные — различных расцветок и размеров павловопосадские платки.

В праздничном костюме непременным атрибутом женщин и девушек были красивые недорогие бусы, серьги.

Летней обувью служили лапти (в праздничном варианте — ботиночки), в холодное время носили сапоги, валенки-катанки.

Какой мужчина без пояса?

Мужской традиционный крестьянский костюм менее разнообразен, чем женский. Его основа — это рубаха (сорочка), штаны (ноговицы), безрукавка и пояс.

Традиционный летний костюм полешука с окраин Пинска

Пояс был обязательным атрибутом мужского костюма, имел утилитарное значение (благодаря ему рубаха прилегала к телу и не мешала выполнять работу), а еще считался оберегом.

Представители сильного пола носили безрукавки из домотканого сукна или полотна, которые назывались камизэлькой. В конце XIX — начале XX века зажиточные крестьяне надевали однобортные пиджаки — бравэрки.

Верхней одеждой служили свитка (она изготавливалась из валяного сукна) и кожухи, сшитые из выделанной кожи животных.

Сельский комплекс одежды со свиткой, д. Гоща Ивацевичского района Брестской области. Фото М. Мельникова

Самым распространенным головным убором белорусов зимой была шапка-ушанка (аблавуха) из овчины или заячьего, лисьего меха, покрытая сверху, как правило, темным сукном. Снизу пришивались четыре уха; переднее и заднее завязывались сверху на макушке, два боковых опускались или подвязывались под подбородком.

Наибольшее распространение зимой и осенью имела магерка из сукна. Летом носили брыли — плетеные шляпы из соломы, лозы.

Демисезонной обувью мужчин служили лапти, боты, зимней — войлочные катанки. До конца XIX века мужчины, как и женщины, в сельской местности ходили в основном в лаптях из лыка или лозы, которые надевались на ноги, обернутые онучами. Популярны у крестьян были и лапти-постолы (поршни), сшитые из куска яловой или свиной сыромятной кожи, края которой стягивались вверху лыком, бечевкой или ремешком. В конце XIX — начале XX века зажиточные крестьяне могли позволить себе купить и обувь промышленного производства.

Фото Л.Бойд. Полешук (Пинск) и Крестьянин в кожухеКомплекс зимней одежды зажиточного селянина, д. Марочна, Западное Полесье. Начало ХХвека

Фото автора, Елизаветы Добрицкой и предоставлены Л. В. Раковой

minsknews.by

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма

Наряд моих кукол Белоруссок состоит из следующих элементов:

- кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой,

- спадница - клетчатая юбка из шерсти красного тона,

- фартук, украшенный полосами из тесьмы геометрического узора,

- гарсет – жилет, также украшенный геометрической вышивкой и тесьмой,

- на голове у куклы - девичья повязка, украшенная тесьмой, бантами и белой ажурной лентой сзади.

Мои куклы в белорусском народном костюме:

1.

2.

3.

4.

Костюмы, послужившие примером моему белорусскому костюму.:

Народные костюмы любой страны являются прямым отражением его истории.Традиционный народный костюм – это не просто предметы одежды, которые можно надевать по своему усмотрению, это исторические артефакты, изучая которые, можно прийти к лучшему пониманию условий жизни, культурных ценностей, этнических особенностей наших предков.

Первые упоминания о белорусском народном костюме появляются в начале первой половины X века. Они достаточно нечеткие и имеют фрагментарный характер, однако археологические раскопки позволили воссоздать сам «строй», именно так еще называется ансамбль национальной одежды, и соотнести летописные сведения о требованиях тех времен к мужскому и женскому костюму в их различных вариантах, в зависимости от происхождения человека, его социального статуса, вида деятельности, региона (насчитывается около 30 вариаций костюма, соотносимых с определенной местностью), места проживания (город или село), возраста, семейных отличий.

Окончательно классический вид белорусского традиционного костюма закрепился лишь в начале 20 века. Следует также учитывать тот факт, что белорусский национальный костюм, используемый горожанами, не просто отличался от сельского варианта, но имел характерные признаки ярко выраженного влияния европейской моды. Именно поэтому принято считать образцом национального костюма Беларуси костюм сельчанина, как сохранивший черты подлинной самобытности и самоидентификации.

Особенности

Комплекс одежды белорусского национального костюма возник в далекое от нас средневековье, постепенно формируясь под влиянием сразу нескольких «соседних» культур: русской, украинской, литовской, польской, сохранив, однако черты, присущие только белорусскому народу: доминирующий белый цвет (благодаря которому, как говорят, белорусы и получили свое этническое наименование).

Декор в виде полос, сложный многовидовой орнамент, имеющий характерные особенности в каждом из шести регионов Беларуси, которые в свою очередь, делились на конкретные местности, также вносившие свою лепту в формирование самобытности национального костюма.

Характерным элементом украшения одежды являлась яркая вышивка, в которой преобладали геометрические узоры, а затем прочно вошли в обиход и растительные мотивы. Как правило, для вышивки покупалась красная пряжа, иногда специально дополнительно подкрашиваемая для достижения более насыщенных и глубоких оттенков. В отдельных случаях, например, для расшивания головных узоров и при наличии должного достатка обладательницы применялись серебряные или золотые нити.

Орнаментальный узор как бы переходил с одной детали одежды на другую, создавая тем самым единую композицию.

Женская одежда, даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница - юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).

Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей. Женская обувь – лапти, чаравики (кожаные башмачки), сапожки, валенки. Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки). Яркой отличительной особенностью женского белорусского костюма является намитка – головной убор, знаменующий становление девушки женщиной в свадебном обряде. Этот старинный белорусский головной убор представлял собой длинный отрез ткани,который навивался поверх легкого деревянного обруча, надеваемого на голову. Несмотря на его простоту, женщины ухитрялись повязывать намитку самыми разнообразными способами, характерными не просто для каждого региона, а даже для каждого села. Намитки шились из тонких дорогих тканей и украшались кружевом, богатой вышивкой.

www.livemaster.ru

Особенности национального Белорусского костюма — Славянская культура

Большинство элементов национального белорусского костюма символичны. На TUT.BY и на Славянской Культуре обсуждаем особенности национального белорусского костюма. Как на протяжении веков этот самый костюм развивался? Какие элементы одежды белорусов приходили и уходили со временем? Можно ли было назвать наших предков модными и стильными? В чем особенность орнамента на одежде, а в чем заключается символика цветов? Каким образом одежда оберегала наших предков от злых духов? 

Об этом и не только в прямом эфире TUT.BY рассказала Мария Винникова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси.
На протяжении какого времени складывались национальные особенности белорусского костюма и в чем они заключались?

Женщины из д. Баранцы Жабинковского р-на в традиционных костюмах. Экспедиция 1998 года. Фото М. Винниковой. 

Особенности костюма складывались на протяжении очень длительного времени. В нашем музее есть рисованные реконструкции женского костюма XII века. Там можно рассмотреть все компоненты, характерные для традиционного белорусского костюма конца ХIX – начала XX века. Прежде всего, это льняная сорочка. Следующий компонент – юбка или, как ее еще называли, спадница – летняя, льняная юбка или андарак – зимняя, шерстяная юбка. Необходимым компонентом женского костюма был фартук. С подросткового возраста девочки в обязательном порядке должны были его носить, поскольку фартук являлся дополнительным оберегом женского лона.

Фартук выполнял не только защитную функцию в повседневной жизни женщин. Он был обязателен и в праздничном костюме. Это такая часть одежды, которую девочки, впервые начиная ткать или вышивать, делали сами. По тому, как был соткан или вышит фартук, можно было судить о художественных способностях и мастерстве девочки – будущей невесты, жены, хозяйки.
Как только девочка надевала собственноручно изготовленный фартук, она уже считалась девушкой. Ее могли приглашать в компании более взрослой молодежи.

Каким образом был восстановлен внешний вид костюма XII века?

Женщины из д. Баранцы Жабинковского р-на в традиционных костюмах. Экспедиция 1998 года. Фото М. Винниковой.

Он был восстановлен благодаря находкам археологов. Естественно, с XII века тканей сохранилось очень мало – археологи находят лишь их фрагменты или отпечатки на различных предметах. Но по расположению украшений, застежек, фрагментов пояса можно определить, что же было надето на человеке, и как этот костюм был украшен.

Насколько была практичной такая одежда в XII веке? Были ли, например, карманы?

Карманов не было. Но был своего рода подвесной карман, который крепился к поясу. Пояс был необходимым компонентом одежды того времени. В мужском костюме он сохранялся как обязательный элемент вплоть до середины ХХ века. В традиционной культуре белорусов пояс наделялся магическими защитными свойствами. Кроме этого он выполнял знаковую, эстетическую и этическую функции. Без пояса было просто грешно выйти даже за порог дома. Мужчина мог выйти из дома босым, без головного убора, но без пояса – никогда. Имел этот элемент и практическое назначение. Во-первых, он придерживал одежду, на которой не было застежек, или широкую рубаху. Во-вторых, к поясу подвязывались или за него затыкались необходимые в быту предметы – нож, табакерка с табаком, огниво. Если мужчина выходил в лес рубить дрова, то он затыкал за пояс топор. Женщина подвешивала на пояс ключи от сундука, «цурку» – приспособление для вязания снопов и др.

Если говорить о тканях, то основным и традиционным материалом был лен. Ко льну в Беларуси было особое отношение.
Лен, в любом его виде, будь то растение, волокно, нить или полотно, люди называли божьей свечой. Причем поначалу я думала, что такое отношение ко льну – некая местная особенность. Но в своих экспедициях я стала наблюдать, что практически по всей территории Беларуси лен называли именно божьей свечой.

Почему?

Вы, наверное, знаете выражение – «родиться в сорочке», которое означает, что человек с самых первых моментов своей жизни находится под опекой божьих сил. Видимо, белое льняное полотно ассоциировалось у людей с божьим светом и благодатью. А так как льняные вещи сопровождали человека с самого рождения и до смерти, то лен выполнял еще и функцию оберега. Но сорочка оберегала не все тело человека. И там где она заканчивалась, надо было также сделать преграду. Не только от холода или жары, но и от различной нечисти, которая могла проникнуть в душу человека. И именно в тех местах мы видим пояс и орнамент.

Возвращаясь к костюму XII века — думали ли люди того времени о моде?

Конечно, женщины думали о красоте и эстетике. Поэтому костюм традиционно украшался вышитым или тканым орнаментом. В каждой местности были свои особенности в орнаментации, которые мы называем региональными и локальными особенностями традиционного костюма и белорусского текстиля. Но проследить истоки орнаментики невозможно. Мы лишь можем сказать, что наш геометрический орнамент зародился еще во времена неолита или даже раньше, потому что именно такой орнамент мы можем увидеть на керамической посуде тех времен. На тканях этот орнамент появился позже. Сам костюм постепенно менялся. На этот процесс оказывали влияние как торговые и культурные связи с другими народами, так и развитие собственной экономики. А на протяжении двадцатого столетия уже можно проследить влияние моды на традиционный белорусский костюм. Три года назад мы проводили выставку, которая так и называлась «Вясковыя “моды” дваццатага стагоддзя».

Повторюсь, все это говорит лишь о том, что костюм постепенно менялся. Он расцвечивался, в него начали включать элементы растительного орнамента. Но это нельзя назвать модой. Скорее, это были новые веяния, которые не могли пройти мимо наших деревень. Это было влияние города, городской культуры, которая популяризировалась и насаждалась в конце XIX — начале ХХ века. Примером этого может служить парфюмерная фирма «Брокар и компания». На рекламных листовках ее продукции, обертках для мыла или иного парфюма печатались образцы-узорники для вышивки крестом. В то же время в свободной продаже появляется перкаль – белая хлопчатобумажная ткань, которая была доступна по цене и которую с удовольствием приобретали и сельские жители. Из перкаля шили сорочки, фартуки, которые надо украсить. Нельзя же надеть просто белую сорочку – не традиционно и не красиво. И в обиход входит вышивка крестиком. Сначала вышитый орнамент был в красно-черном колорите, а растительные мотивы очень стилизованы. Затем постепенно вышивка расцвечивается, мотивы приобретают более натуральные формы.
А в середине ХХ столетия происходит всплеск полихромной вышивки гладью.

В наши дни в некоторых деревнях можно увидеть, что женщины по-прежнему много вышивают. И хотя в вышивке используются не традиционные геометрические, а стилизованные растительные мотивы, традиционное расположение их на предметах сохраняется.

Вернемся немного назад. Были ли в костюме элементы, которые со временем ушли?

Конечно. Ушел традиционный головной убор – наметка. Это очень древний головной убор, рушникового типа – длинный кусок полотна, шириной от 27-28 до 60-ти сантиметров и длиной от 2,5 до 4,5 метров. Наметки ткали из самых тонких и качественных льняных ниток. Иногда наметочное полотно было тонким до прозрачности, как марля. Такое полотно крахмалили. Существовало множество способов завивания наметок, которые определялись местными традициями. Наметка являлась атрибутом замужней женщины. Когда женщина выходила замуж, из девичьей косы ей делали женскую прическу – волосы расчесывали и навивали на обруч, сделанный из пасма льна и обшитый полотном. Сверху на эту прическу надевали чепец, который плотно стягивался шнурком по низу и фиксировал тем самым прическу. И только потом на чепец навивали наметку. А в некоторых местах кроме наметки, на чепец или под него, надевали специальный каркас для придания головному убору определенной формы. На Туровщине и в Давид-Городке были удивительные головные уборы, в состав которых входил каркас с высоким рогоподобным гребнем спереди. Этот каркас покрывался чепцом с полихромной вышивкой, а поверх него очень красиво завивали прозрачную наметку-серпанку. В Беларуси эти головные уборы не сохранились. Я нашла их в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера). Они были переданы туда в конце XIX века. Некоторые из них хранятся в завитом состоянии, что дало возможность полностью реконструировать этот головной убор и воссоздать очень характерный локальный вариант белорусского народного костюма, который у нас был практически утрачен.

Если голову можно было банально платком укрыть от солнца или холода, то зачем было делать все это – надевать каркас, наматывать на него огромное полотно, и завязывать его самыми различными способами?

Способ завивания наметки. д. Пинковичи Пинского р-на Брестской обл. Реконструкция М. Винниковой по материалам РЭМ (г. Санкт-Петербург) и фото Д. Георгиевского.

Это было традицией. Головной убор с наметкой был характерен не только для белорусов, но и для русских, поляков, болгар, литовцев. И везде имел свои особенности. Он был своего рода маркером – по способу завивания наметки, по характеристике самого полотна – насколько оно тонкое или грубоватое, насколько выбелено или не выбелено, по орнаменту на нем – можно было понять, откуда родом была та или иная женщина. Как в наше время – визитка или паспорт. Поэтому многое и ушло от нас навсегда, так как наши полесские старушки хранили как сам головной убор, так и все остальное одеяние, — на смерть. «Смеротный узел» у них состоял из наметки и традиционного костюма.

Были ли нашим белорусским женщинам тех времен свойственны аксессуары?

В женском костюме украшением служили бусы – патерки, различные ленты. Были и перстни, и сережки – заушницы, и медальоны. В мужском костюме украшением являлось то, что подвешивалось к поясу – сумочки для хранения денег, табакерки. Иногда такую сумочку – калиту – носили на ремешке, перекинутом через плечо.

Можно ли побольше узнать об обереге, как элементе национального костюма?

Как я уже говорила – льняная сорочка сама по себе уже являлась оберегом. Также оберегом был и орнамент, которым украшалась одежда.
Важным оберегом считался рукотворный тканый или сплетенный пояс.
Наши предки прекрасно знали о существовании энергетической связи и очень четко использовали эту связь как в своей костюме, так и в самой жизни.

Как правильно называется ваш музей, где он находится и что из себя представляет?

Музей древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы Национальной академии наук Беларуси. Находимся мы по адресу: Минск, улица Сурганова, дом 1, корпус 2. Сейчас наш музей находится в состоянии ремонта – ремонтируются фонды, и ждет обновления экспозиция. Поэтому на данный момент экскурсии мы не принимаем.

У вас очень ценные фонды. Тем более у вас же там шикарная коллекция иконописи. Не зря же к вам в свое время патриарх Алексий приезжал. У вас даже есть дарственная надпись в книге?

Да, это так.

В том числе у вас очень большая коллекция не только костюмов, но и предметов из различных регионов?

Кроме иконописи и костюмов в нашей экспозиции представлены археологические коллекции, предметы этнографии, изделия различных гончарных центров, художественные ткани, резьба по дереву, скульптура.

Вернемся к костюму… Сильно ли отличался повседневный костюм от праздничного?

Конечно. Не выйдет же женщина в тонкой до прозрачности серпанке доить корову? Ей будет просто неудобно.
Повседневный костюм отличался от праздничного не только тем, что он был меньше орнаментирован, но также составом и способом ношения различных его компонентов. Праздничный костюм всеми своими элементами и деталями предполагал собой праздничное настроение. Тот же головной убор с наметкой – в нем чувствуешь себя совершенно иным образом. Я проверила это на наших современницах. Когда на женщину надеваешь традиционный праздничный костюм и начинаешь завивать наметку, она прямо на глазах меняется – преображается. Меняется и ее поведение. Возможно, это связано с какими-то внутренними ощущениями, которые дает традиционный костюм.

Бываете ли вы в экспедициях? Где сегодня, кроме музея, можно и возможно ли увидеть настоящий белорусский костюм? Остались ли какие-то белые пятна в исследовании белорусского костюма?

Любовь Никандровна Шлома, жительница д. Пинковичи, участница фольклорного ансамбля «Крыницы», примеряет наметку перед выступлением. 2010 год. Фото М. Винниковой.

Начнем с белых пятен. Их достаточно много. Традиционный костюм – это не простой набор предметов одежды. В нем все подчинено друг другу и взаимосвязано. Не зря же сам костюм называется «строй». И здесь недостаточно взять предметы одежды с одного места, чтобы они стилистически подходили один другому. Здесь также важно знать – как они носились. И самый трудный вопрос будет опять-таки связан с наметкой. В свое время не были зафиксированы способы ее завивания. А сегодня нам приходится по крохам собирать нужный материал и восстанавливать подлинный образ головных уборов с наметкой.

Если говорить об экспедициях, то они бывают, но все реже и реже. В моей практике в 1991 году у нас была целая серия экспедиций по Полесью. Тогда и начались поиски информации о традиционных способах завивания наметок. Мы расспрашивали пожилых женщин, которые еще помнили эти способы. Даже если они сами уже и не носили эти уборы, то возможно, в детстве видели, как их завивали их бабушки. Ведь детская память очень цепкая. Она очень многое фиксирует, причем надолго.

Кроме того, на Полесье долго существовал обряд завивания наметок на свадьбах. Несмотря на то что традиционный костюм уже не носили, обряд завивания молодой на свадьбе в некоторых местах существовал до 1950-х годов. И те женщины, которые проводили этот обряд, многое могли припомнить.

В дополнение ко всему этому мы пользуемся различными архивными материалами. Я часто бываю в Российском этнографическом музее, где хранятся уже более ста лет «завязанные» наметки. Как сняли их женщины со своих голов, так они и пролежали уже более века на полочках в фондах музея. Сотрудники стараются их поменьше трогать, потому что, если нечаянно разовьешь, то, не зная способа завивания, восстановить головной убор будет трудно. Но мне они разрешили, не развивая, внимательно изучить некоторые варианты убора. В результате был сделан ряд реконструкций. А в книге “Традыцыйная мастацкая культура беларусаў: Брэсцкае Палессе”(Мінск: Вышэйшая школа, 2009) есть написанный мной раздел по костюму Западного Полесья, в котором как раз и даны некоторые реконструированные мною способы завивания наметок — своего рода практические советы, вплоть до графического изображения способов завивания.

Недавно меня пригласили в деревню Пинковичи Пинского р-на, чтобы научить завивать наметки женщин из местного фольклорного ансамбля «Крыницы». Способ завивания я реконструировала по материалам Российского этнографического музея и по фотографиям, сделанным в этой деревне Д. Георгиевским в 1937 году. Я совместила эту поездку с экспедицией и побывала не только в Пинковичах, но и в других деревнях, где также нашла много интересного.

Охотно ли женщины шли на контакт?

Когда они видят искреннюю заинтересованность и что это не праздный интерес, то они очень охотно идут на контакт.

Получается, что открытие белорусского костюма для вас еще не закончено?

До этого еще далеко…

Похожие статьи:

Русский народный костюм → Смоленские Украсы

Русский народный костюм → Славянская одежда.Обрядовый костюм

Традиции → Павловопосадские Узоры

Русский народный костюм → Особенности кроя и декора традиционных передников русских крестьянок

Русский народный костюм → Русский народный костюм Пензенской губернии

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Похожие записи

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о