Средневековый костюм женщины – Что на самом деле носили женщины в Средние века?

Что на самом деле носили женщины в Средние века?

Эпоха Средневековья, наступившая после падения западной Римской империи (в 476 году нашей эры) ознаменована глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни. Одежда длительное время была однообразной и простой, ибо христианская церковь требовала полностью прикрывать тело. Жестокие междоусобные войны, болезни, эпидемии – все это замедлило развитие культуры и определило эстетическим идеалом человека – аскета.

Фото 1 – женская одежда раннего Средневековья

В костюме Раннего Средневековья все подчиняется прямолинейным линиям, наглухо закрыты руки, плечи, грудь.

Фото 2 – представители различных сословий

По церковным канонам земная жизнь в то время представляется скорбной и греховной, а в самом человеческом теле заключен источник греха. Цвет одежды приобрел определенный смысл, особенно в парадных придворных костюмах.

Фото 3 – церковные каноны и женский костюм

Золотой цвет считался символом божественной энергии, Святого Духа, чистоты.

Наиболее популярным стал зеленый — символ надежды, цветения земли и райских садов. Голубые цвета небесного свода в костюме напоминали о бренности бытия.

Фото 3а – жители Средневековья в характерных костюмах

Женщины носили только блио — глухие, закрытые туники, скрывавшие даже ноги. Овальные боковые разрезы на платье шнуровались лентами для облегания груди и талии.

Фото 4 – костюмы Скандинавии

Одежда отличалась глухим, закрытым воротом. Линия талии завышена жакетом (жипом). Длинный подол юбки подобран сбоку и спереди и зaдрапирован на животе.

Фото 5 – костюмы придворной знати

Мода на драпировку была вызвана особым почитанием, которым в то время пользовались беременные женщины. Бесконечные войны, эпидемии холеры, чумы уносили тысячи жизней.

Поэтому роль женщин в обществе была нацелена на пополнение населения.

Верхней одеждой женщинам служили длинные плащи-мантии ярких расцветок. В качестве подкладки плаща использовали обычно ткань контрастного цвета. Например, красный плащ на зеленой подкладке, или отделка мехом горностая, бобра.

Фото 6 – модные образы женщин Средневековья

Поскольку почти постоянно женщины ходили в головной накидке, они не носили сложных причесок. Девушки заплетали длинные косы, или подхватывали распущенные волосы обручем вокруг головы, позволяя им свободно спадать по плечам, груди и спине. Замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Платок повязывался вплотную к подбородку и обматывался вокруг головы так, чтобы один конец падал на плечо или грудь.

Фото 7 – женские костюмы

Дополняли костюм женщины мягкие кожаные башмаки белого или красного цветов. Аристократки предпочитали обувь из шелка и парчи, украшенные вышивкой и драгоценностями.

Фото 7а – парадные костюмы

Под влиянием крестовых походов менялась средневековая мода. Из земель обетованных рыцари привозили новые ткани, такие как бархат, а также идеи новых фасонов и стилей в одежде.

Наступило господство парчи, затканной золотыми и серебряными нитями, украшенной роскошной вышивкой, жемчугом и золотом.

Фото 8 – готические костюмы из парчи

Родиной новой моды стали Италия и Франция. И это не случайно, ибо именно здесь был центр средневековой рыцарской культуры. Женские платья плотнее облегали фигуру, что придавало образу больше теплоты и изящества. Одежда повторяла линии тела от плеча и ниже талии, а пышная юбка пришивалась к корсажу отдельно.

Фото 9 – костюмы прекрасных дам

В Прекрасной Даме должны были соединяться простота и недоступность, в отношениях между мужчиной и женщиной — духовная близость и идеализация любимого человека.

Фото 9а – готические костюмы

Рукава расширялись книзу и имели форму колокола. Более длинные рукава нижней туники шились такой длины, что края их иногда доходили до земли.

Женщины носили маленькие сумочки, которые свисали с пояса, и перчатки, а также вплетали цветы в прическу. Вуаль стала более затейливой, и превратилась в тщательно продуманный головной убор.

Фото 10 — прекрасная дама

Больше всего в одежде и ценились богатая отделка мехами и драгоценными камнями. Среди золотых украшений часто применялись бубенчики и колокольчики. В воображении людей того времени понятие богатства и довольства тесно связывается с представлением о шлейфе, который волнами ложится вокруг ног.

Фото 11 – мода при дворе Герцога Бургундского

Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщин в обществе: чем знатнее была дама, тем длиннее шлейф. Так, королева имела право носить шлейф длиной 4 метра 95 сантиметров, герцогини и принцессы — 3 метра 60 сантиметров и далее по значимости и знатности, но не менее 45 сантиметров.

Фото 12 – трехслойные платья Средневековья

Что носили во Франции в Средневековье?

Французские придворные дамы XV века надевали одновременно три платья: котт, сюркотт и роб. Оба верхних платья обыкновенно имели длинный шлейф. Некоторые дамы ограничивались двумя платьями, но меньше двух не носил никто.

Вершины своей популярности готическая мода достигла в XV веке при дворе бургундских герцогов. Именно герцогство Бургундия стало законодателем моды в Европе, прежде всего в области придворного костюма.

В соборе шведского города Уппсала хранится золотое «платье королевы Маргрете Датской», которая правила всей Скандинавией в конце XIV – начала XV веков.

Фото 13 – воспроизведенное платье королевы Маргрете Датской

Платье это по-королевски роскошно. Простой покрой восполняется поистине драгоценной тканью. Тёмно — красной шёлковой основы почти не видно, она только образует контуры изящных узоров: фруктов, похожих на ананас, цветов, листьев и ягод. Все пространство между ними заткано переплетением жёлтых шёлковых и покрытых позолотой серебряных нитей. Поэтому ткань кажется золотой.

В настоящее время дизайнеры с мировым именем при создании коллекций одежды, за вдохновением нередко обращаются к эпохе Средневековья.

Фото 14 – костюм в стиле Средневековья из коллекции английского дизайнера А. Маккуина

Гениальная интерпретация образов далеких веков предстает в великолепных костюмах, которым рукоплещет мир моды.

Фото 15 – переплетение эпох в женских костюмах из коллекции английского дизайнера А. Маккуина

Фото 16 – эти платья создают ощущение эпохи Средневековья

Другие статьи по теме:

top-voprosov.ru

Средневековая одежда, что носили люди различных сословий

Средневековье овеяно духом рыцарства, борьбой за власть, преклонением перед Прекрасной Дамой. Один за другим издаются законы, регламентирующие одежду, в которую необходимо облачаться в зависимости от классовой принадлежности. Различалась фермерская, аристократическая и крестьянская средневековая одежда по покрою, качеству и структуре ткани, богатству отделки и аксессуарам. Модные платья и костюмы могли носить только состоятельные горожане, хотя принципа многослойности придерживались все слои населения.

Средневековая одежда

Одежда Средневековья соответствовала церковным канонам, отрицающим пышность или богатство, весь облик должен свидетельствовать о тленности бытия. Наряд приглушенных оттенков должен максимально скрывать тело, не давая усомниться в благочестии носителя. Формирование средневековой моды сложилось не только благодаря аскетичному воздействию религии, но и из-за бесчисленных войн за территорию и эпидемий.

Основные тенденции:

  1. Многослойность одежды. Благочестивым дамам следовало носить несколько слоев одежды, состоящей из длинной нижней рубашки и нижнего платья, сверху надевалось верхнее платье. Все слои имели длинный подол и зауженные рукава;
  2. Средневековая одежда украшалась по-разному. Мастерицы маскировали швы, подолы, горловины или рукава различной вышивкой, кисточками, кружевами, мехом. Для скрепления одежды Средневековья использовали шнуровку, пуговицы, завязки;
  3. Мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии;
  4. Простые крестьяне предпочитали серые, черные и коричневые цвета костюмов, богатые горожане могли позволить сочетать несколько контрастных оттенков красного, зеленого, желтого, синего цветов;
  5. В Средневековье одежда украшалась восточными мотивами. Во времена крестовых походов тамплиеры привозили моду на покрой, цвет и узоры нарядов с востока;
  6. Бубенцами украшали одежду, пояса, головные уборы и обувь. Средневековую красавицу было слышно издалека, со временем ими стали декорировать только костюмы скоморохов;
  7. Отсутствие нижнего белья. Было необязательно носить его, женщины в Средневековье обходились длинными рубахами;
  8. Высокие головные уборы дополнялись накидками, которые плотно обхватывали шею и голову, плавными складками спадая на плечи.

Материал белого цвета во времена Средневековья считался слишком дешевым, поэтому редко использовался при пошиве одежды. Знатная средневековая аристократка подчеркивала красоту сочетанием самых ярких тканей для платья, использовала головные уборы, расшитые на восточный манер.

Дополнением к средневековой одежде служили пояса, сумки, обереги. У коронованных особ пояса декорировались драгоценными камнями; рыцари носили пояса, свидетельствующие о посвящении в орден; священники довольствовались шнуровкой на талии.

Разновидности

В одежде раннего Средневековья господствовал прямой покрой, делался акцент на распашные наряды. Вплоть до XI века не существовало особых различий между женскими и мужскими одеяниями, особенности средневековой моды выделяются по периодам:

  1. От XII до начала XIV века. Длинные наряды в пол, облегающие фигуру. При помощи боковых швов плотно шьют лиф, а с талии начинают расширять юбку специальными клиньями. Пояс не имеет функциональной нагрузки, а служит декоративным элементом;
  2. Со второй половины XIV до начала XV века. Бурное развитие архитектуры Средневековья приводит к расцвету искусства кроя и шитья. Период дает начало формированию готической одежды, популярной среди определенных молодежных направлений до сих пор. Мужской средневековый костюм укорачивается, женский обогащается декоративными элементами. Параллельно развиваются две тенденции – максимально закрыть тело во имя христианских норм или утянуть фигуру, показав достоинства;
  3. Со второй четверти XV века. В массы попадает франко-бургундская мода, показавшая величие аристократии. Наряды стали шить тесными, их фалды тянулись по земле, а дополняли великолепие громоздкие головные уборы.

Женская одежда подчеркивала хрупкость владелиц, мужские костюмы демонстрировали богатство и статус. Людей, нежелающих носить наряды, соответствующие их полу, отлучали от церкви, провозглашали еретиками. Одежда в Средние века олицетворяла благочестие владельца, смирение перед мирскими тяготами.

Женская

Средневековая женская одежда раннего периода состояла из двух туник. Если нижняя должна доставать пола и обладать длинными рукавами, то верхняя была короче и имела широкие рукава. Туники декорировались отделкой по низу подола, горловине и рукавам.

Постепенно входит в моду облегающий жилет, вышитый узорами или украшенный отделкой. Пояс служит украшением, его носят на бедрах, украшают пластинками из металла.

Блио или платье длиной в пол с зауженными рукавами имеет шнуровку по бокам. В качестве верхней одежды женщина носила длинный плащ на тканевой или меховой подкладке. В поздние периоды Средневековья увеличивается многослойность одежды. До талии силуэт остается облегающим, но к низу постепенно расширяется. В женском гардеробе, кроме туник, появляется камиза, котт, плащ, сюрко.

Если туники и камиза служат нижней одеждой, то котт надевается сверху. Линия талии в сюрко акцентируется под грудью, а юбка сзади дополняется шлейфом, достигающим в длину нескольких метров. Под нарядом на животе прикрепляли подушечку, чтобы имитировать беременность. Область декольте закрывают вставкой из кружевной или прозрачной материи.

Головными уборами служили бархатные или парчовые «сахарные головы», эннены, генины, рогатые чепцы. Чем выше по происхождению дама, тем более высокий головной убор она носила. В Средневековье девушки полюбили носить огромное количество украшений. Образ прекрасной дамы немыслим без колец, ожерелий, цепочек, вышитых носовых платков. На поясе крепили четки, амулеты, зеркальце, позолоченные зубочистки.

Мужская

В средневековом костюме мужская одежда предполагала ношение двух туник. Ближе к телу носили длинную тунику камизу из простой ткани, а сверху надевали богато разукрашенную короткую тунику – котт. Со временем туники у знатных особ становятся длинными, а нижняя и верхняя одежда крестьян Средневековья остается укороченной.

У мужчин тоже в гардеробе присутствовало блио. Такая свободная одежда имела боковые разрезы, подпоясывалась на талии. Также различали блио без пояса, но со свободной юбкой и обозначенной талией. Прародителями шорт являлись бре, то есть простая материя, обернутая в районе бедер. Позже этот элемент гардероба стали шить до колен, оснащая снизу завязками или шнуровкой. К бре или к коленям ремнями привязывали шоссы или чулки из плотной материи.

Верхней одеждой мужчины служили сюрко, плащи и мантии. Сюрко представляли собой кусок материи не сшитый по бокам, но с проделанным отверстием для головы. Средневековые плащи достигали пола, прикреплялись фибулой на груди или плече. Аристократы носили мантии из дорогого материала, отделанные драгоценностями и мехом. В Средневековье рыцарское обмундирование состояло из «гербового» костюма, в котором присутствовал один из цветов дамы сердца.

Отличия для бедных и богатых

По покрою и фасону одежды не существовало классовых различий. Покрой во времена Средневековья был самым простым, куски ткани могли соединять шнуровкой, использовать накладные элементы костюма. Отличия касались исключительно дороговизны ткани, качества отделки и вышивки. Даже разбогатевший крестьянин не мог пойти против устава, чтобы носить одежду из ткани не для своего сословия. Бархат, парча и меха относились к привилегии высших слоев общества.

В Средневековье разработали законы против роскоши, разделяющие виды одежды по рангам. Все излишества считались грехом, поэтому приравнивалось к преступлению облачение в дорогие наряды. Даже цвет одежды крестьянам приписывался серый или коричневый, но богачи носили костюмы всех цветов радуги. Черный тон во времена Средневековья свидетельствовал о горе, белый – означал веру, а синий – чувствительность.

Что носили в Европе

Нидерланды превратились в законодателей одежды Средневековой Европы, распространив готическое веяние на территорию Италии, Германии и Франции. Именно во Франции с подачи Бургундского двора берут начало нововведения в одежде для модниц. Швеи укорачивали туники, разделили их на роскошные юбки и утягивающие корсажи, умелыми стежками выделяя тонкую талию и вытягивая силуэт.

Изыски моды Европы:

  1. «Дьявольские окошки» – дамы Средневековья снизу надевали утягивающее фигуру платье, а сверху носили еще одно – с декольте и без рукавов. Духовенство воспротивилось такой моде, призывая переодеться в более сдержанную, закрытую одежду;
  2. Длина шлейфа становилась все больше, приходилось даже устанавливать его оптимальную длину. В Италии на одной из площадей установили камень, возле которого стоял воин с мечом, чтобы контролировать длину шлейфа;
  3. Одежда Средневековья стала изобиловать глубокими вырезами в области груди. Декольте опускалось все ниже, а последовательницы моды попадали в немилость церкви;
  4. Рукава стали теперь неотъемлемой частью платья, если немного ранее они отстегивались или крепились завязками. Длина их тоже была значительной, иногда они шились наподобие муфты;
  5. Высокие шляпы – во времена Средневековья церковь считала такие уборы прибежищем бесовских сил, но удалось добиться оптимальной высоты шляпы для аристократок до 1 метра, а для простых горожанок – 50 см;
  6. Остроконечная обувь тоже считалась «когтями дьявола». Ходить было слишком неудобно, но ради красоты дамы были готовы терпеть мучения.

Отверстия в одежде Средневековья скреплялись шнуровками, булавками, иголками. Непосвященному человеку было не понятно, где в многослойном платье скрываются острые скрепляющие элементы. Кавалеры только вздыхали в стороне, сетуя, что прекрасная дама напоминает розу с острыми шипами.

В Средневековой Европе наладилось производство качественных тканей. Из Италии купцы вывозили на продажу лучшие парчовые, бархатные или шелковые ткани для пошива одежды. Мастерицы Фландрии ткали тончайшее сукно, которое декорировали пурпуром. Фламандские умельцы дали миру знаменитые кружева, поражающие воздушной структурой.

Какой был идеал красоты

По церковным представлениям судят относительно изображений святых Средневековья. Под куполами церквей парят почти невесомые фигуры мучеников, исполненные скорби. Идеалом красоты считалась девушка, повторяющая лик девы Марии:

  • удлиненное лицо;
  • аккуратные пухлые губы;
  • слишком высокий лоб;
  • большие глаза.

Художники рисуют на полотнах субтильных девушек с выступающими животами, линия груди и бедер обозначена слабо. Любая округлость тела считалась вульгарностью, свидетельствовала о низком происхождении девушки. В Средневековье лиф одежды туго шнуровали, а в Испании сдерживали рост груди свинцовыми накладками. В моде были глаза без ресниц и выбритые лбы, поэтому женщины пользовались народными рецептами по удалению волос на теле.

Любые веснушки или родинки считались дьявольскими метками, их надлежало регулярно натирать аметистом для удаления. Дама Средневековья олицетворяла кротость, создавала вид неземного создания. У девы непременно должны быть зеленые или голубые глаза, а также идеальную картинку Средневековья дополняли струящиеся до пола золотистые волосы. Одежда средневекового рыцаря, наоборот, подчеркивала мужественность. Идеалом считался мужчина с крепким телосложением и четко выраженными чертами лица.

Во времена Средневековья в ранг идеального цветка попадает роза. Среди серости и междоусобиц розы преподносят возлюбленным, вплетают в венки, осыпают лепестками новобрачных, украшают одежду вышивками со сплетенными розами.

Модели для современности

Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.

Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:

  • выделенная зона декольте;
  • кружевные платья любые по длине и пышности;
  • обтягивающие фигуру брюки;
  • корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
  • укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
  • обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
  • множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
  • черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
  • объемные плащи с капюшонами;
  • грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.

Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.

О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.

Видео

Фото

odezhda.guru

Костюм эпохи Позднего Средневековья – готическая мода

Стиль готика в европейском искусстве и костюме появляется в XIII-XV вв. Именно в этот период возникает и само понятие моды в одежде.


мода Средневековья

Медея вручает Ясону златую статую. Миниатюра XV в.
На женщине платье-роб и головной убор эннен, одежда мужчины – жакет и штаны-шоссы

До XIII века европейский костюм еще походил на одежды Древнего Рима и Древней Греции. Это были платья-рубашки, достаточно однотипные, как в мужском гардеробе, так и в женском. Однако в период готики мода резко меняется. Во-первых, одежду начинают кроить. Считается, что все виды кроя одежды появились именно в XIII-XV вв. Во-вторых, появляются и определенные тенденции в моде, которым стремятся следовать люди высших сословий по всей Европе.


мода Средневековья

Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год

Так, мода XIV-XV веков распространяется по всей Европе из Бургундии. Именно Бургундский двор считается первым центром формирования моды в одежде. Особенностями бургундской моды были:


• облегающие и сковывающие движение одежды,
• очень длинные рукава,
• длинные носки туфель,
• причудливые по своей форме разнообразные головные уборы.

Также именно в XIII-XV веках костюм начинает явно разделяться на мужской и женский. При этом законодательно служителями церкви запрещается мужчинам и женщинам под страхом смерти наряжаться в костюмы противоположного пола. Когда Жанну д’Арк осудили быть сожженной на костре, одним из пунктов обвинения также значилось то, что она носила мужской костюм.


Прическа по моде Средних веков

Жанна д’Арк в мужских доспехах.
Прическа по моде Средних веков – волосы на лбу выбриты (высокий лоб)


Существовали и строгие правила, предписывающие, как следует носить одежду. Церковь в Средние века в Европе была сильна и влиятельна. За отсутствие головного убора у горожанки или же за выбившуюся из-под головного убора прядь волос, ее могли обвинить в колдовстве и отправить на костер.

Все женщины Средневековья обязаны были прятать свои волосы. Единственное, в XIII-XV веках уже можно было оставлять небольшую прядь волос, которая в виде колечка была уложена надо лбом. Также в это время послабления коснулись и аристократии, для них головной убор уже не всегда был обязательным.


Как одевались готические принцессы – мода Средневековья

Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара. Не позднее 1483 года
Костер инквизиции

Головные уборы были высокие, сложные и самой разнообразной и странной формы. В основном это были чепцы. Женщины носили эннен (эннин) – вытянутый длинный заостренный на конце головной убор. Эннен обычно носили с платьем роб и покрывали сверху длинным прозрачным покрывалом кувр-шеф.

Еще один головной убор – двурогий чепец – головной убор с двумя рожками по бокам, сверху на него также надевали покрывало. В Германии был популярен головной убор крузелер – полотняный чепец с частыми рядами складок-рюшей, обрамляющих лицо, плотно облегающий затылок.


Колечко волос, которое могло быть показано из-под головного убора

Помимо чепцов носили и платки. К примеру, барбетт – платок из белого полотка, плотно окутывающий лицо, подбородок, шею и грудь и создающий большое белоснежное пространство вокруг лица.


мода Средневековья двурогий чепец

Ян ван Эйк. Портрет Маргареты Ван Эйк. 1439
Головной убор – двурогий чепец

Мужчины носили такие головные уборы, как шляпы из соломы и фетра с различной шириной полей и высотой тульи, береты, фески, бургундскую новинку шляпу шаперон (головной убор из дорогой ткани сложной драпировки в форме шляпы с длинными спускающимися концами), чалмы и тюрбаны, позаимствованные из восточной моды. Также на головы при выходе на улицу накидывали капюшон плаща.


Кадр из фильма «Проклятые короли», 1972 год
Головной убор шаперон

Женская мода Позднего Средневековья

В женской моде готического стиля идеальным считался s-образный силуэт костюма. Верхняя часть платья зрительно укорачивалась за счет завышенной линии талии и низкого декольте.

При этом оставлять декольте открытым было непозволительно. И, к примеру, в самом модном в XIV-XV вв. платье роб декольте прикрывалось вставкой из дорогой ткани, очень часто прозрачной. Такую вставку церковники называли «дьявольское окошко». Нижняя же часть платья наоборот удлинялась за счет многометрового шлейфа – чем длиннее шлейф платья, тем знатнее дама, надевшая его.

В период готики женщины носили киртл с длинной шнуровкой лифа и пристегивающимися рукавами. И также платье роб – платье с декольте, поясом сразу под грудью (завышенная линия талии) и широкой юбкой со шлейфом.

Рукава платьев могли быть как узкими, прикрывающими большой палец руки, так и широкими, подшитыми парчой, украшенными ажурной вырезкой в виде различных рисунков или мехом. Рукава не пришивались к платью на постоянной основе. Сначала надевали платья, затем крепились рукава к нему. Таким образом, рукава к платью и их цвет могли меняться в зависимости от настроения дамы.


Фреска из церкви Санта-Мария-Новелла. Флоренция, Италия. XV в.

К слову, вся одежда Средневековья шилась из ярких тканей – красных, синих, зеленых, желтых цветов. Очень часто в одежде сочетались противоположные цвета, к примеру, цвет плаща синий, а его подкладки – красный.

Сверху на платье женщины надевали сюрко, пришедшее еще из раннего средневековья, либо упелянд – новинку готики. Сюрко – это верхняя одежда без рукавов с широкой проймой и расширенной за счет вставных клиньев нижней частью.

Упелянд – верхняя одежда для торжественных случаев, обшитая мехом. С упеляндом носили пояса, подчеркивающие высокую линию талии. Женский упелянд был двух вариантов – широким с длинными широкими рукавами либо отрезным по талии с юбкой, состоящей из нескольких клиньев.

В период готики появляются и первые корсеты. Корсеты были с металлическими конструкциями и их целью было придать женской фигуре s-образный силуэт с животом, словно у беременной женщины. В те времена существовала мода на беременность. Также, следуя данной моде, под платье на живот женщины могли подкладывать и небольшие подушечки, чтобы придать животу более округлую форму.


Как одевались готические принцессы

Гравюра. Франция, XV в.
Существовало поверье, что на шлейфах женских платьев черти катаются

Мужчины позднего средневековья носили штаны-шоссы – узкие и плотно обтягивающие ноги. Шоссы – это своеобразные штаны-чулки, состоящие из двух половинок, которые привязываются к поясу. Спереди к ним крепили с помощью булавок или же тесемок кусок ткани, который назывался гульфик или же браггет.

В качестве верхней одежды мужчины носили упелянд – длиной до пола или же до колен. Упелянд надевался через голову, при этом на спине, груди и рукавах образовывалось множество складок, которые затем нашивались по фигуре и стягивались в поясе.

Помимо упелянда мужчины могли носить и пурпуэн (пурпуан) – одежда, плотно обтягивающая тело с выпуклым изгибом на груди. Зрительно пурпуэн делает плечи широкими, а талию тонкой. Рукава пурпуэна узкие. До готики пурпуэн носили в качестве нижней одежды под доспехи, да и по своей форме он напоминает именно доспехи рыцаря времен крестовых походов.


Дух любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420–30-е гг.

В позднее средневековье появляется такой вид мужской одежды, как жакет – короткая распашная одежда, полы которой расходятся пышной юбкой от узкой талии, стянутой поясом. Также особенностями жакета являются стоячий воротник и рукава жиго. Рукава жиго – это рукава в виде пышного буфа с разрезом для рук и длинными свисающими концами.

Одежду в Средние века в основном шили из таких тканей, как парча, бархат, шелк, шерсть, и только нижние рубахи были изо льна.


Мода и история костюма Позднего Средневековья

mylitta.ru

Женский костюм Средневековья. Готика — maroona_art — LiveJournal

Часть 2.

[Читать далее]

Западноевропейский костюм готического стиля. (XIII- первая пол. XV в.)

В эпоху господства готического стиля главная роль в общественной жизни принадлежит не монастырю или замку, а городу. Развивается архитектура, строятся ратуши, соборы, жилые дома, открываются университеты. Готический стиль, сложившийся изначально как стиль церковных сооружений, проникает в гражданскую архитектуру.

В XIII веке издаются первые законы против роскоши, ограничивающие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзеренами. Появляются законы о рангах в одежде, предписывающие строгие ограничения при выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры, в отличие от дворян, не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т.д. «.. Ни одна женщина, ни одна девушка, не имеющие дворянского звания, не имеют права делать больше пары платьев в год. Дворянки имеют право на четыре платья в год…» — говорится в указах XIII века.

В костюмах XIII века впервые появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой и снять ее иначе было невозможно.

Идеал женской красоты – хрупкий облик едва сформировавшейся девушки: гибкое тонкое тело, длинная шея, головка с высоким лбом, слегка наклоненная вперед, несколько прогнутая в области поясницы спина и выступающий вперед живот, затянутый в корсет лиф с завышенной талией. Что бы шея казалась длиннее, над ней сбривали волосы, иногда до середины затылка, а чтобы увеличить высоту лба, сбривали волосы от линии роста к темени. Модными были лицо бледное, почти без косметики, морщины – признак мудрости, выщипанные брови и ресницы. Женщина казалась хрупким, изогнутым, чахлым растением.

Текстиль был очень разнообразным: фламандское и итальянское сукно ярких цветов. Знать носила одежды модного красного, зеленого, синего и белого цветов. Простолюдины ходили в одежде серого, землистого оттенка, окрашенной растительными красителями, например соком орешника. Появляется ткань «шан-жан», т.е. меняющая цвет на свету. Очень моден был желтый цвет, считавшийся мужским.
Повседневные платья шили обычно из ткани серого, черного, фиолетового цветов.
В эпоху готики в Европе узорные ткани изготовлять еще не умели. Поэтому сукно и шерсть расшивали серебряными и золотыми нитями. Из орнаментов был очень моден узор «павлинье око».

С XV века стал модным черный бархат.

Женские одеяния состояли из длинных многослойных одежд из ярких контрастных тканей с роскошной узорчатой вышивкой: нижняя рубашка, платье котт, сюрко, плащ или упелянд. На животе под котт прикрепляли стеганые подушечки-босы, что бы имитировать выступающий вперед живот; сзади на юбке был шлейф. Шлейф на платьях XV века достигал нескольких метров длины, а конусообразный головной убор – эннен делали 70 см высоты. Церковь все время боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами». А высокие головные уборы считала карикатурой на готические соборы и неоднократно подвергала публичному проклятию и сожжению на кострах.

Котт — туникообразная верхняя одежда с узкими рукавами.

Сюрко — длинный и просторный плащ-нарамник, похожий по покрою на пончо и часто украшавшийся гербом владельца.

Упелянд (упленд, гоун) — верхнее платье свободного, трапециевидного кроя, мог подбиваться мехом.

Женское котт (котарди)

Рукава котты были узкими и длинными, часто заканчивались манжетом в виде раструба:

Сюрко с прилегающим лифом, узкими рукавами, широкой юбкой и низко расположенным поясом

Королевское сюрко: лиф с большими вырезамив боковых частях, через которые был виден котт с низко расположенным поясом из чеканных металлических пластинок и драгоценных камней и мантии, подбитой горностаем. По центру переда сюрко расположены металлические пластинки, имитирующие пуговицы.

Ян ван Эйк. Бракосочетание Арнольфини, 1434 г.
Женский упелянд с завышенной талией и широкими длинными рукавами, прорези для рук с богатой меховой отделкой. Двурогий головной убор, покрывало. Характерная поза периода культа беременности.

Наклоненная вперед головка в высоком колпаке, длинная гибкая шея, постепенно переходящая в изогнутую линию лифа, прогнутая в пояснице спина и выступающий вперед живот создавали четко выраженный профильный S-образный силуэт, так называемую готическую кривую. Для того что бы фигура постоянно сохраняла подобный изгиб, женщины носили под платьем специальное приспособление типа корсета, состоявшее из подвижных деревянных планок, соединенных внизу и вверху шнуром.

Парадные костюмы второй пол. XVв. На невесте – котт и сюрко с длинным шлейфом, эннен с вуалем. Фрагмент миниатюры, 1465 г.

В эпоху готики получили распространение сумки и перчатки. Замок, оправа и цепочка сумки были ювелирной работы.

Женские головные уборы поражали вычурностью и роскошью. Это рогатые чепцы, высокие конусообразные колпаки генины, «сахарная голова», эннены и др. Эти головные уборы выполнялись из парчи и бархата на каркасе и дополнялись вуалью. Высота головного убора зависела от степени знатности. В таком головном уборе женщина при входе в помещение приседала.

Эннен

Чепец в виде «двойной сахарной головы»



Чепец в виде «паруса»



Петрус Кристус. Портрет молодой девушки, ок. 1490.
Высокий головной убор из черного бархата с петелькой внутреннего каркаса, золотой отделкой и тонким полотном, окутывающим подбородок.

Рогир ван дер Вейден. Женский портрет. 1430 г.
Крой упелянд с открытым спереди лифом. Двурогий чепец на жестком основании с драпировкой из тонкого белого полотна, плотно обтягивающей лоб и подбородок.


Рогир ван дер Вейден. Мария Магдалина, вторая треть XV в.
Сложный головной убор из тонкой вуали на каркасе.

Ханс Мемлинг. Портрет пожилой женщины, 1470.
Головной убор, закрывающий волосы, придает строгость и возвышенность облику дамы.


Ханс Мемлинг. Портрет Марии Магдалены, 1470-1480.
Остроконечный чепец-энин, покрытый длинной ниспадающей вуалью кувр-шеф.



Ханс Мемлинг. Портрет дамы, 1480 г.
Чепец-эннин.

Ян ван Эйк. Портрет жены художника, Маргариты ван Эйк, 1439 г.
Двурогий чепец и покрывало с объемный отделкой фанфрелюш.

Замужние женщины по-прежнему покрывали голову платками. Самый простой из них — барбетт. Их делали из белого полотна, они покрывали часть груди, шею, уши, подбородок, окружая лицо чистой белизной ткани и соединяясь с убором. При выходе на улицу поверх барбетта обычно накидывали покрывало.

Группа слева – женская одежда: котт, сюрко, головной убор эскофьон, надетый поверх барбетт. Группа справа – женская одежда: котт и сюрко и верхняя одежда сок. «Сад любви», ок. 1415. Фрагмент.

Робер Кампен. Портрет женщины, 1430-1435.
Многослойный барбетт, имеющий двурогие очертания благодаря специальным вставкам. Головной убор называется апостольник. Его носили монахини и вдовы.

Форма барбетт держалась пластинками китового уса, пришитыми в боковых частях. Барбетт сохранились до XV века.

«Рыцарские косы» исчезли и остались «улитки», «баранки», вложенные в темплеты – чехольчики, сеточки, которые частично выглядывали из-под покрывала.

Покрывало и под ним темплеты.



Косы, уложенные над ушами в «бораний рог». При этой прическе уши закрывались, а шея была открыта.

Украшения в основном использовали на головных уборах. Это были пряжки, брошки, подвески из золота и серебра, павлиньи перья, дорогая вышивка. Бубенчики так же являлись «звучащим» украшением на одежде.

Косметикой пользовались мало.

Женская обувь была сходна с мужской: имела заостренные носки и изготовлялась из цветной мягкой кожи.

Бургундская мода.
В конце XIV века роскошный и богатый бургундский двор превосходил блеском и пышностью все королевские дворы Европы. Именно здесь впервые появилось понятие «мода», здесь развитие средневекового костюма достигло своей кульминации. Характерными чертами модного силуэта были вычурность, изысканность линий и удлиненность пропорций.
Это была мода феодалов и знати. Для Бургундии более всего характерны тесные узкие одежды, высокие шляпы и конусообразные генины, а также отделка краев одежды зубчиками, фестонами.

В Бургундии появились такие одежды и их элементы, которые, казалось, невозможно было носить, но носили все,- узкие штаны, тесные жакеты, обувь с длинными носками. В бургундском костюме более позднего периода появляется мода на темные, черные, монохромные одежды из бархата.
Бургундия стала очагом зарождения европейской моды. С этого момента в истории костюма появляется понятие «мода» как частая смена силуэта, формы, кроя и цвета в одежде в пределах одного художественного стиля.



Петрус Кристус. Коленнопреклоненная основательница монастыря, 1450-1460. Фрагмент
Характерное сочетание бургундской моды – платье роб с завышенной линией талии, декольте с треугольной вставкой, высокий головной убор с тонкой вуалью.

Рогир ван дер Вейден. Портрет дамы. Вторая треть XV в.
Открытый высокий лоб создавал одухотворенный образ женщины. Энин, вуаль, тонкое белое полотно. Верхнее платье роб с широким декольте и треугольной вставкой.

Сложившийся еще в эпоху раннего средневековья обычай одновременно носить несколько одежд так, чтобы каждая из них была видна в костюме, сохранился вплоть до конца XVIII века.

К очень интересным обычаям всей эпохи средневековья относится венчальный наряд – платье невесты было только красного цвета. По сообщению Кишера, первой невестой во Франции, венчавшейся в белом платье, была Мария Стюарт.



Швабский художник, «Жених и невеста, 1470 г.
Невеста в платье с узкими рукавами и лифом. Длинные локоны украшены венцом и живыми цветами.

Связь костюма с архитектурой.

Кельнский собор

Женский костюм: головные уборы стремятся вверх, длинные шлейфы достигают пятиметровой длины, благодаря короткому лифу и длинной широкой юбке создается искусственно вытянутый силуэт. Такой силуэт был созвучен силуэтам и формам готических храмов. Пышный декор костюма перекликается с таким же пышным декором архитектурных сооружений.

Литература:
1. Э.Б. Плаксина-Фрелинская, Л.А. Михайловская, В.П. Попов «История костюма. Стили и направления», 2010 г.
2. Р. В. Захаржевская «История костюма», 2009 г.
3. Е.В. Киреева «История костюма», 1976 г.
4. М.Н. Мерцалова « История костюма», 1972 г.
5. И.В. Блохина «Всемирная история костюма, моды и стиля», 2007 г.

maroona-art.livejournal.com

СРЕДНЕВЕКОВАЯ МОДА. ЧТО НОСИЛИ ЖЕНЩИНЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

В средние века церковь имела колоссальное влияние на все сферы жизни, затронула она и моду. В раннем Средневековье (с 5 по 13 века) все мужчины и женщины без исключения должны были прятать тело под одеждой, не допуская ни одного открытого участка, кроме запястий и шеи. Абсолютное пуританство в нарядах радикально отличалось от античных мод, воспевающих красоту нагого тела и роскошь одежд, его подчеркивающих. Отныне на обнаженное тело было введено табу, ослушаться которого боялся каждый житель.

Раннее Средневековье отличается по большей части простой одеждой, которая надевалась через голову. Застежки, узоры и вышивка были не в чести отчасти потому, что мастерство пошива и отделки нарядов было утеряно. Чаще всего одежда была однотонной, окрашенная натуральными красителями. Самой популярной тканью был лен.

В дальнейшем традиционный костюм обретал многослойность. В ежедневный обиход в обязательном порядке были введены различные детали, надевавшиеся в определенной последовательности. Наряд и мужчин и женщин непременно начинался с камизы – это название нижней рубашки, которая стала, в сущности, первым нижним бельем. Рубашка представляла собой длинную белую тунику с рукавами, стягивающимися у запястий. Поверх камизы надевали котту, которая считалась уже верхней одеждой, хотя имела почти ту же конфигурацию, что и нижняя рубаха. Котта обыкновенно была контрастного цвета. Примечательно, что низшие слои населения носили более короткую котту, нежели обладатели высоких чинов. Чем выше был статус человека, тем длиннее была его котта. Поверх нее надевали просторный плащ, который называли сюрко. Он был похож на современное пончо и украшался гербом владельца, если таковой имелся.

Мужчины носили брэ и шоссы. Брэ – нижние широкие штаны, которые постепенно становились короче, пока не превратились в подобие современных трусов. Сверху брэ надевали шоссы – это предки чулок, которые в те времена носили только мужчины. Шоссы закрывали ногу до середины бедра, а сверху ее закрывала верхняя одежда.

Пока мужской костюм укорачивался и становится более облегающим, женское платье приобрело слегка восточные черты. В 14 веке Европа оделась в невиданные ранее наряды с декольте. Женщины стали уделять внимание декору, пуская в ход вышивку, пуговицы и бубенцы, которые позвякивали при ходьбе, что считалось особым шиком.

Такие ткани, как шелк, парча и бархат могли носить только представители высших сословий, более бедные облачались в более простые материалы, чтобы держать дистанцию.

В середине 14 века в моду вошли наряды с открытым корсажем и длинными рукавами. Их носили дворяне, правда, совсем недолго. Уже в 15 веке готический стиль становится главенствующим. Его определяли длинные шлейфы, конические головные уборы, имитирующие шпили древних соборов, а также туфли на высокой платформе. Такую обувь было необходимо носить, чтобы не путаться в длинных юбках.

Традиционные цвета средневекового костюма: красный, пурпурный, синий, желтый, коричневый и фиолетовый. Чем насыщеннее и ярче был цвет, тем большим успехом он пользовался у благородных дам. 

zhurnal.beauty-shop.ru

Мода средневековья | Блогер IslaRalston на сайте SPLETNIK.RU 14 июля 2013

Пройдя во время Крестовых походов XI-XII вв. через испытания и потери, покалеченные и истощенные какой-нибудь редкой болезнью, рыцари-крестоносцы, тоскуя по родине и вспоминая о доме, придавали образам далеких женщин те «неземные» черты, которые во многом определили культ Прекрасной Дамы, или, как тогда говорили, «ля бель дам сан мерси», т. е. «прекрасная дама, не ведающая снисхождения».Сложившееся в раннем Средневековье под жестким воздействием христианской (католической) церкви учение о греховности плоти и пренебрежительное отношение к женщине как к «корыстолюбивой обманщице», «похотливой соблазнительнице» или, того хуже, «орудию дьявола» и «погубительнице рода человеческого» начинало подвергаться сомнению и постепенно разрушаться.

Идеализированная «ля бель дам сан мерси» должна была быть высокой, хрупкой и нежной, как лепесток розы, с лебединой шеей, небольшой, но высокой грудью, золотыми локонами до бедер. Большие голубые либо зеленые глаза должны были поражать блеском и расширенными зрачками (в них специально закапывали сок растения, содержащего атропин, которое с тех пор так и называется «белладонна» — «красивая женщина»).

Прямой носик, маленький улыбающийся ротик, полные губки и симпатичная ямочка на подбородке издавали чарующее впечатление. Поражали белая, как лилия кожа, румяные, как спелый персик, щеки. Достигалось это при помощи легкого ненавязчивого грима, пришедшего с крестоносцами с арабского Востока. Невинный облик подчеркивали тонкие выщипанные брови, прямые, зачесанные назад волосы. Возросший на рубеже XIII-XIV вв. интерес к эротике привел к стремлению оправдать красоту женского тела и вытекающую из этого естественность плотских желаний. Это снимало с женщины многовековую ответственность за «грехопадение» и повышало ее общественный статус. В то же время преодолевалось табу на ограничения в моде: настоящая Прекрасная Дама должна была ласкать глаз рыцаря, а для этого ей было необходимо следить за своей внешностью. Знаменитый трубадур Бертран де Борн по этому поводу прямо говорил:
…Заботиться, чтоб тело и наряд
Неряшеством не оскорбляли взгляд.

Так через культ «ля бель дам сан мерси» менялось отношение к одежде, костюму, имиджу, наконец, моде.

Женщина начала ощущать свою силу, полагаясь на свою физическую привлекательность. С этих пор женщина неустанно борется за право показывать то, что она сама считает нужным.

Кокетливая женская натура требовала, чтобы костюм служил для подчеркивания красоты и грации фигуры, женских прелестей, наконец.

Поэтому в моду стали входить плотно прилегающие платья, подчеркивающие тело, особенно его верхнюю часть, бюст.

Кстати, со временем из-за стремления женщин сделать талию как можно тоньше, платье станет так облегать фигуру, что дамы смогут едва двигаться. К тому же, оно будет так узко в груди, что его уже нельзя будет надевать через голову, и дамам придется отделить юбку от лифа и придать платью ту форму, которая существует и в наши дни.

В средневековом женском костюме появляется декольте. В XIV в. оно не только углубилось, но и расширилось к плечам. По утверждениям моралистов того времени, приобретя треугольную форму, декольте вскоре превзошло всякие допустимые нормы, опустившись до… талии. Негодующие церковники прозвали декольте «адскими окнами», открывающими жадному мужскому взору возбуждающие формы женской груди. И хотя никаких эластичных лент для поддержания груди, как это делалось в античности, не было, но благодаря шнуровке лифа сбоку и сзади) она приподнималась, вверх и сильно выступала вперед.

Кстати, к этому времени относится первое .поминание об использовании дамами некого подобия бюстгалтера в виде специальных «сумочек» в нательных рубашках, куда они вкладывали грудь.

Только требования благопристойности заставляют знатных дам все-таки прикрывать столь соблазнительный вырез вставкой из вышитой ткани, но — прозрачной, и грудь по сути дела оставалась обнаженной. А спина благодаря треугольному. вырезу до крестца и вовсе оставалась открытой, а форма выреза сзади была призвана создавать эффект модной в то время длинной шеи. Оба выреза (спереди и сзади) окаймлялись полоской меха соболя, горностая или куницы, либо бархата для эротично-контрастного восприятия бело-розового женского тела.

Особый вклад в развитие моды на декольте попыталась внести возлюбленная французского короля Карла VII фрейлина герцогини Анжуйской ослепительная красавица с роскошными пепельными волосами, огромными голубыми глазами, совершенным носом, чувственным ртом и пленительной улыбкой Аньес (Агнесса) Сорель (1409-1450). Обладая безупречным высоким бюстом, она решилась на экстравагантную выходку, придумав декольте, которое шокировало всех. Стыдливо спрятав одну из своих роскошных грудей, она полностью изящно обнажила другую! Никто из придворных красавиц не решился последовать примеру неотразимой фаворитки.

И хотя мода на откровенное декольте а-ля Сорель не прижилась, но самая красивая женщина мира, как ее тогда называли угодливые придворные Карла VII, на этом не успокоилась. Обладая безупречной фигурой, эта весьма находчивая и настырная «ля бель дам сан мерси» одной из первых стала надевать длинное облегающее платье, выгодно подчеркивавшее со спины его столь привлекательные для мужского взора анатомические особенности.

Любовная связь Сорель с королем началась именно с обнаженной груди. Ведь она пленяла всех встречавших ее мужчин. Естественно, эта бесстыдно выставленная на всеобщее обозрение роскошная грудь задела и мужское самолюбие короля. Красавица из красавиц, Аньес Сорель скончалась во время неудачных родов четвертого ребенка от Карла VII.

Несколько укороченная спереди юбка знатных дам сзади снабжалась остроконечным шлейфом, который, как говорят, ввела в моду все та же своенравная Аньес Сорель. Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщины в обществе: чем знатнее была дама — тем длиннее шлейф. Так, королева имела право носить шлейф в 4м 95 см, герцогини и принцессы — в 3 м 60 см и т.д., но не менее 45 см. Нередко в этих шлейфах дремали столь модные в то время маленькие комнатные собачки, не прерывавшие сна, даже если шлейф начинал двигаться вслед за своей высокопоставленной хозяйкой. Появление шлейфов определило и новое занятие для пажей, приставленных к дамам.

Церковь активно боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами». За нарушение установленного регламента наказание было суровым — отлучение от церкви. Но чего не сделаешь ради Ее Величества… Моды!

Кстати, все церковные козни оказались бесполезными и даже святые на картинах живописцев изображались в платьях со шлейфами. При этом художники старались расположить шлейфы красивым веером, а некоторые даже сосредоточивались на том, чтобы передать малейшие изгибы и извилины складок.

В воображении людей того времени понятие богатства и довольства тесно связывалось с представлением о шлейфе, который волнами ложится вокруг ног. Поэтому шлейфы носили главным образом при дворах и в торжественных случаях благодаря декоративности и символическому значению этой детали одежды.

www.spletnik.ru

Мужской и женский средневековые костюмы (по книге М. Пастуро «Повседневная жизнь Франции и Англии…»)

Кадр из костюмированного сериала BBC «Пустая корона» (The Hollow Crown)

Отрывок (с сокращениями) из книги Мишеля Пастуро «Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола». Последнее издание на русском языке: Пастуро, М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола / Мишель Пастуро ; [ред., коммент. и послесл. Т. Д. Сергеевой ; пер. с фр. М. О. Гончар ; вступ. ст. А. П. Левандовского]. – М. : Мол. гвардия : Классик, 2001. – 240 с. – (Живая история. Повседневная жизнь человечества). Статья проиллюстрирована кадрами из различных фильмов.

Мужской костюм

Утром сеньор последовательно надевал брэ ( Брэ (braies, англ., фр.) — короткие штаны в эпоху Средневековья (Примеч. пер.)), рубашку, шоссы ( Шоссы (chosses, фр.) — длинные, плотно облегающие ноги разъемные штаны-чулки, используемые в XI—XV веках (Примеч. пер.)), туфли, пелиссон и блио. Если он собирался уезжать, то к этому добавлялись плащ, головной убор и сапоги. Отправляясь на войну, поверх обычной одежды он облачался в военное снаряжение.

Длинные брэ. Миниатюра из Библии Моргана. Folio 18r. Pierpont Morgan Library, New York, Ms M. 638. 1240-е гг.

Брэ — единственная исключительно мужская деталь костюма. Они представляли собой штаны из тонкого полотна длиной до лодыжек, штанины могли быть прямыми, с напуском или присборенными. Древний обычай красить их в красный цвет исчез в течение XII века с появлением моды на шелковые и кожаные брэ. За исключением кожаных, они были непременно белыми даже у тех, кто носил брэ из тонкого льняного полотна. Брэ затягивались на талии кожаным или тканым поясом, к которому привязывали кошелек и ключи и иногда прикрепляли подвязки, державшие шоссы. Впрочем, чаще они держались за счет другого вида подвязок — круглых, прикреплявшихся к специальному поясу. Шоссы чем-то напоминали мягкие чулки до середины бедра, плотно обтягивавшие ногу. Их вязали из шерсти, шили из ткани, даже из шелка, обычно темного цвета (коричневого, карминного, зеленого), исключение составляли выходные шоссы с горизонтальными полосками из разноцветных лент.

Рубашка представляла из себя глухую нижнюю тунику с двумя разрезами внизу — спереди и сзади, закрывавшую брэ и шоссы до середины икры, обычно она была белая или некрашеная; ее длинные рукава стягивались на запястье. Ее шили из саржи для крестьян, из грубой ткани (так называемая власяница) — для монахов, желавших принести покаяние, из тонкого льняного полотна или шелка — для рыцарского сословия. Самые нарядные рубашки украшали гофрированной манишкой и вышивкой на вороте и обшлагах, то есть там, где они выглядывали из-под блио. В XIII веке широкое распространение получила льняная рубашка, став короче и более облегающей. Обычно на ночь ее снимали и меняли через одну-две недели. Зимой между рубашкой и блио надевали что-то вроде длинного жилета без рукавов: пелиссон из меха, вшитого между двумя слоями ткани. Он считался роскошной одеждой, теплой и удобной. Пелиссон украшали лентами, шитыми золотом и серебром, а также мехом у горловины и проймы, что придавало ему весьма элегантный вид и позволяло появляться в нем вечером в неофициальной обстановке.

Кадр из костюмированного сериала BBC «Пустая корона» (The Hollow Crown)

Блио — одежда в высшей степени благородная — это шерстяное или шелковое платье с глубоким вырезом, одевавшееся через голову, с полудлинными и очень объемными рукавами, с широкой юбкой в складку с разрезами спереди и сзади, спадавшей до пят. Его подвязывали поясом, позволявшим делать напуск, как у блузы. К концу правления Филиппа Августа блио постепенно заменило котт — шерстяное платье, несколько короче, более облегающего силуэта, с длинными и узкими рукавами. На выход поверх котт надевали сюрко, платье того же покроя, но без рукавов и длиной до колена. Его шили из роскошных тканей (парчи, муслина, пэль) яркого цвета, контрастного с цветом котт.

Плащ, как и блио, также считался одеждой для дворян. Он мог быть разной формы, но чаще шили круглый из подбитого мехом сукна, полудлинный, без рукавов и с разрезом на боку; на плече он застегивался пряжкой или завязывался шнурами. Плащ нередко украшали вышивкой и бахромой. Во время путешествия или дождя его заменял шап ( Шап (chape, фр. — плащ с рукавами и капюшоном (Примеч. пер.)) — просторная закрытая накидка (из невымоченной шерсти) с капюшоном, надевавшаяся как шазюбль ( Шазюбль (chasuble, фр.) — ритуальная (литургическая) одежда католических священников в XI—XV веках (Примеч. пер.)).

Кадр из костюмированного сериала BBC «Пустая корона» (The Hollow Crown)

Всевозможную обувь, в принципе, можно разделить на две категории: туфли и башмаки. Туфли делали из кожи или ткани, по форме они напоминали современные мягкие туфли; их надевали только дома или в сапоги. Башмаки из толстой испанской кожи похожи на наши лыжные ботинки; они плотно обхватывали лодыжку и застегивались при помощи множества пряжек и шнурков. Однако рыцари предпочитали краги, высокие непромокаемые сапоги из мягкой кожи красного или черного цвета. К тому же мужчины придавали особое значение изяществу собственных ног. Именно в этом отношении мода той эпохи наиболее необычна и капризна, ведь красивыми считались маленькие ноги. Поэтому обувь делалась узкой, без каблуков, но с роскошными украшениями (яркие цвета, вышивка, мозаичная кожа) и аксессуарами (тесьма, пуговицы, язычки, ленточки).

Кадр из костюмированного сериала BBC «Пустая корона» (The Hollow Crown)

Головные уборы также поражают своим многообразием. Прежде всего каль ( Каль (cale, фр.) — первоначально плотно облегавшая голову шапочка, подшлемник. В XIII—XIV веках — мужской и женский домашний головной убор типа чепчика. При выходе на улицу поверх него надевали другие теплые головные уборы. (Примеч. пер.)) — небольшая шерстяная или полотняная шапочка, вроде современной купальной, ее носили только дома. Зимой сверху надевали большой мягкий колпак конической формы со сложенным концом или квадратный с ушками. Летом вместо него носили калотт ( Калотт (calotte, фр.) — маленькая шапочка, сшитая из нескольких кусочков ткани, плотно облех ающая верхнюю часть головы. Калотт имела сферическую, полусферическую и остроугольную форму. В Европе появилась в эпоху Каролингов. (Примеч. пер.)), сшитую из хлопка и напоминавшую берет или фетровую шляпу с широкими отогнутыми полями. В праздничные дни голову обвязывали шапелью, широкой повязкой из дорогой ткани, украшенной золотом и серебром, жемчужинами, цветами или павлиньими перьями.

Наконец, костюм завершали перчатки, бывшие тогда в большом ходу у всех сословий. Рыцари носили шерстяные, кожаные или меховые перчатки. Они плотно обтягивали кисть руки, становились свободнее у запястья и закрывали большую часть предплечья. Нередко перчатки дарили; к тому же они имели и символическое значение: передать перчатку сеньору означало клятву в верности, бросить ее — вызов; и, как сегодня, перчатки снимали перед тем, как войти в церковь или пожать руку. Ремесленники надевали рукавицы из толстой шерсти, крестьяне, как и охотники, — из кожи, чтобы, например, вырывать колючий кустарник.

Женский костюм

Кадр из костюмированного фильма Дзеффирелли «Гамлет» (Hamlet), 1990 г.

Большинство элементов женского костюма ни по своему назначению, ни по покрою не отличалось от того, что носили мужчины. Однако здесь царило еще большее изобилие тканей и расцветок, а также узоров и аксессуаров.

Кадр из костюмированного фильма Дзеффирелли «Гамлет» (Hamlet), 1990 г.

Впрочем, брэ женщины не носили, зато они ловко умели использовать кисейное покрывало в качестве корсета. Сверху они надевали присборенную рубашку, спускавшуюся до лодыжек. Из полотняной ткани или из шелкового крепа, дамская рубашка была обязательно ослепительно белая и так же, как мужская, вышита по горловине, рукавам и по внутреннему краю частей, выступавших из платья или блио. Оставаясь после совершения туалета в своей комнате, женщины надевали своеобразный пеньюар, более просторный, чем рубашка, но тоже из тонкого белого полотна. Зимой к нему добавлялся пелиссон из горностая, похожий на мужской, но длиннее и богаче отделанный.

Роль верхней одежды выполняло блио. Различали два вида: обычное блио — простая туника до середины икры, и сложное, появившееся в 1180 году и состоявшее из лифа, широкой ленты, акцентировавшей талию, и длинной юбки с разрезами по бокам. Оно подчеркивало фигуру, плотно облегая грудь, живот и бедра. В любом случае горловина оставалась широкой, рукава — длинными и расширяющимися от локтя. В отношении рукавов мода проявляла наибольшее непостоянство. В 1185—1190 годах их низ походил на воронку и волочился чуть ли не по полу, зато в начале XII века, наоборот, основание рукава сжимает предплечье, стягивая его шнурками и даже дополнительным швом.

Леди Ровена из фильма Ivanhoe (1997).

Самым красивым считалось блио из ткани пэль или из парчи, с гофрированным лифом, юбкой в складку, отделанное золотом, серебром и вышивкой, причем лучшие узоры для вышивки привозились из Англии или с Кипра. Иногда блио заменяли платья из муслина или камлота, более просторные, со шлейфом (между прочим, шлейф церковь считала вещью недопустимой и бесстыдной), более изысканных покроев и лучше подчеркивавшие фигуру. Как котт у мужчин, платья и сюрко постепенно вытеснили блио и окончательно закрепились во время правления Людовика Святого. Но, что бы ни надевала женщина: платье или блио, непременным аксессуаром оставался очень длинный пояс — плетеный кожаный ремешок, витой шелковый или льняной шнур. Придавая изящество костюму, его искусно завязывали: первый оборот вокруг талии с узлом на пояснице, второй — на высоте бедер с узлом над нижней частью живота, а концы пояса обязательно должны были получиться одной длины и волочиться чуть ли не по земле.

Кадр из костюмированного сериала BBC «Пустая корона» (The Hollow Crown)

Дамские шоссы отличались от мужских лишь тем, что всегда держались на обычных подвязках по причине отсутствия специального пояса. Туфли носили и высокие, и низкие, и закрытые, и с разрезом, и с язычком, и без него, из кожи, фетра, сукна, подбитые мехом, но всегда на невысоком каблуке, ведь модными считались крошечные ножки и плавная, тщательно отработанная походка.

Кадр из костюмированного сериала BBC «Пустая корона» (The Hollow Crown)

Женским плащом называлась полукруглая накидка, застегивающаяся не на плече, как у мужчин, а на груди при помощи различных застежек и шнурков; их отделке уделяли особое внимание. Плащ оценивали по качеству panne, то есть его мехового подбоя, и застежек. Более тонкую и мягкую одежду застегивали булавками, похожими на современные, но больших размеров, или на пуговицы. Пуговицы получили особое распространение в конце XII века, они были парными и продевались сразу в две петли. Пуговицы изготовляли из кожи, ткани, кости, рога, слоновой кости, металла, как объемными, так и плоскими.

Кадр из костюмированного сериала BBC «Пустая корона» (The Hollow Crown)

Женщины носили очень длинные волосы, но сама прическа с возрастом изменялась. Молодые девушки и женщины разделяли волосы на пробор и, заплетая две косы, перекидывали их вперед. Причем косы, если верить имеющимся иллюстрациям, часто доходили до колен 5, их иногда дополнительно удлиняли подвесками на концах. Тем, кого природа не наделила красивыми косами, скрыть недостаточную длину волос помогали ловко прикрепленные накладки. После 1200 года мода на длинные волосы почти исчезла, уступив место моде на более короткие, собранные обручем волосы, свободно ниспадавшие на плечи. Перед тем как выйти из дома или войти в церковь, голову покрывали накидкой из кисеи, льна или шелка. Женщины постарше собирали волосы в большой пучок (при необходимости искусственно увеличиваемый), надевали кувр-шеф ( К у в р – ш е ф (couvre-chef, фр.) — тонкая белая вуаль на аристократических головных женских уборах в эпоху Средневековья и Проторенессанса. Черная кувр-шеф покрывала головы вдов. В настоящее время во Франции так называется любой головной убор (Примеч. пер.)), напоминавший шарф, и завязывали его двойным узлом под подбородком. Вдовы и монахини носили апостольник — головной убор из легкой ткани, полностью скрывавший волосы, виски, плечи и даже верхнюю часть груди.

7kingdoms.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.