Актриса вера холодная – Холодная, Вера Васильевна — Википедия

Холодная, Вера Васильевна — Википедия

Ве́ра Васи́льевна Холо́дная (урождённая Ле́вченко) (5 августа 1893, Полтава — 16 февраля 1919, Одесса) — русская актриса немого кино.

За сравнительно недолгий период кинокарьеры, начавшийся в 1914 году и продолжавшийся вплоть до са́мой смерти актрисы в 1919 году, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени — она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала XX века[3][4][5][6][7]. Холодная снималась у таких режиссёров, как Евгений Бауэр и Пётр Чардынин; её партнёрами в кино были Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич. Популярность Холодной не угасала во время революционных событий 1917 года и в годы Гражданской войны. Смерть актрисы в 1919 году, по официальной версии наступившая из-за гриппа-«испанки», стала поводом для многочисленных слухов и породила ряд легенд.

Жизнь до кинематографа[править | править код]

Будущая актриса родилась 5 августа 1893 года в Полтаве Полтавской губернии Российской империи (ныне Полтавская область Украины) в семье Василия Андреевича Левченко и Екатерины Сергеевны (урождённой Слепцовой). Родители познакомились в Москве. Мать была выпускницей Александро-Мариинского института благородных девиц, отец окончил отделение словесности в Московском университете[8]. В Полтаве он работал учителем словесности в городской гимназии. У Веры были две младшие сестры: Надежда и Софья.

Когда ей исполнилось два года, семья вернулась в Москву к овдовевшей бабушке Екатерине Владимировне[8]. Здесь Вера поступила в частную гимназию Перепёлкиной, а спустя год была принята в балетное училище при Большом театре, отлично сдав экзамен и обойдя множество претендентов. По свидетельству Софьи, «Вера проявила большие способности к балету и мечтала быть на сцене»[9], однако в училище она пробыла недолго: бабушка, выступавшая против артистической карьеры внучки, заставила её вернуться в гимназию — не помогли даже уговоры дальней родственницы, известной театральной актрисы Елены Лешковской. По утверждению сестры, Холодная всегда жалела, что не окончила балетную школу, и упрекала в этом мать[9].

В подростковом возрасте увлекалась коньками, теннисом, хорошо пела, играла на фортепиано, читала стихи на гимназических вечерах и уже принимала участие в любительских спектаклях. Так, однажды ей досталась роль Ларисы в постановке «Бесприданницы». Огромное впечатление на Веру производила игра её тёзки, знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской[10][11][12].

В десятилетнем возрасте Вера потеряла отца — он умер, заразившись холерой. Мать тоже часто болела, и девочке с ранних лет приходилось заботиться о сёстрах. Софья писала: «Так как я росла без отца, Вера Васильевна, будучи очень доброй, вполне заменила мне отца, она занялась моим воспитанием и, когда заметила, что я также люблю сцену, люблю балет, помогла мне поступить учиться в балетную школу»[9].

В 1910 году Вера окончила гимназию. На выпускном балу она познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным, с которым вскоре обвенчалась. Холодный увлекался автогонками и участвовал в издании первой и единственной на тот момент в России спортивной газеты «Авто». Вера посещала клуб «Алатр», где вокруг Леонида Собинова собиралась богемная артистическая публика, а также кружок молодых артистов Московского Художественного театра, — место, где часто бывали известные художники и литераторы: Бальмонт, Андреев, Балтрушайтис, Андрей Белый и другие[11][13]. «Самой неизменной и приветливой хозяйкой этих мансард, во главе со своими подругами, была в то время Вера Холодная, тогда ещё совсем юная, только начинающая актриса», — делился воспоминаниями Александр Мгебров[14].

Уже в те годы Холодная проявляла интерес к кино. Большое влияние на девушку оказывало творчество датской звезды немого кино Асты Нильсен[15].

Приход в кино (1914—1916)[править | править код]

Существует несколько версий прихода актрисы в кинематограф. Александр Вертинский утверждал, что это произошло благодаря ему. В своих воспоминаниях он писал: «Как-то, повстречав её [Холодную] на Кузнецком, по которому она ежедневно фланировала, я предложил ей попробовать свои силы в кино. Она вначале отказывалась, потом заинтересовалась, и я привёз её на кинофабрику и показал дирекции»[16]. На решение Холодной стать киноактрисой во многом повлияли материальные затруднения, возникшие в семье. В 1914 году Холодная впервые приняла участие в кинопробах — на предприятии «В. Г. Талдыкин и Ко». Дебют Веры в кино, впрочем, состоялся на другом кинопредприятии — «Тиман и Рейнгард» («Эра»). Режиссёр Владимир Гардин, к которому обратилась девушка, описывал их встречу следующим образом[17]:

Вера Холодная на открытке 1916 года

«Стройная, гибкая, бывшая танцовщица, она сидела передо мной, опустив красивые ресницы на обвораживающие глаза, и говорила о том, что хочет попробовать свои силы на экране. <…> Вера Холодная тогда умела лишь поворачивать свою красивую голову и вскидывать глаза налево и направо — вверх. Правда, выходило это у неё замечательно, но больше красавица Вера дать ничего не могла».

Гардина привлекла эффектная внешность девушки, и он дал ей эпизодическую роль в картине «Анна Каренина». Холодная появлялась в массовой сцене на балу в роли итальянки-кормилицы, приносящей Анне нелюбимую дочь. Первый фильм в карьере Холодной был одним из лучших образцов киноискусства своего времени: основные роли исполняли опытные мхатовские актёры, съёмку осуществлял известнейший в те годы оператор Александр Левицкий. После «Анны Карениной» пути Холодной и Гардина разошлись. «Мысленно я поставил диагноз из трёх слов: „Ничего не выйдет“», — признавался режиссёр в своих мемуарах[18]. Впрочем, он всё-таки поинтересовался у владельца фирмы Пауля Тимана, не стоит ли зачислить девушку в их постоянную труппу, на что тот ответил, что ему нужны «не красавицы, а актрисы»[18]. После этого на некоторое время девушка оставила мысли об актёрской карьере[10][11].

В 1915 году в клубе «Алатр» Холодная познакомилась с представителем студии Александра Ханжонкова Никандром Туркиным и режиссёром студии Евгением Бауэром, который сразу предложил Холодной главную роль в фильме «Песнь торжествующей любви». Он без труда убедил Ханжонкова. Поскольку актриса по неопытности не могла передавать сложные психологические нюансы, он делил сцену переживаний героини на отдельные не связанные переходами моменты (смех, спокойное выражение лица, грусть, слёзы, рыдание) и чередовал их вставками пейзажей, туч, изображений ваз[7]. Ханжонков предвидел успех фильма ещё на стадии съёмок: отсмотрев несколько черновых сцен, он заключил с актрисой контракт сроком на три года[18]. По мнению Александра Вертинского, картина стала вершиной успеха Холодной[19]. Чеслав Сабинский также отмечал, что «манера и стиль [актрисы] были безошибочно найдены»[7]. Довольна была и сама актриса: «Вера Васильевна очень волновалась, но вместе с тем в душе радовалась и была счастлива, ибо это была её первая отечественная роль, которая ей была по душе»[9].

В том же году она снялась ещё в нескольких фильмах. Несмотря на то, что в годы работы на студии Ханжонкова актриса снималась и у других режиссёров, этот период её карьеры принято считать «бауэровским»[20]. Бауэр с большой точностью угадывал возможности актрисы[21]. Открыв целый ряд знаменитых актёров немого кино, именно Холодной он отводил особое место в своём тво

ru.wikipedia.org

Вера Холодная — биография, личная жизнь, фото, фильмография, причина смерти и последние новости

Биография

Вера Холодная— российская актриса немого кино. Всего за 5 лет карьеры ей удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени. Благодаря ярким ролям в черно-белом немом кино Холодную называли «Королевой экрана».

Вера родилась в Полтаве в интеллигентной семье. Ее отец Василий Андреевич Левченко работал учителем словесности, мать Екатерина Сергеевна Слепцова была выпускницей института благородных девиц. Вера была старшей дочерью, после которой родились Надежда и Софья.

Актриса Вера ХолоднаяАктриса Вера Холодная

Семья прожила в Полтаве недолго, и когда старшей девочке исполнилось два года, переехала в Москву. А еще через 8 лет от холеры умер глава семьи. Сильно болела и мать, поэтому все заботы о сестричках легли на плечи маленькой Веры.

В Москве будущая актриса стала посещать частную гимназию Перепёлкиной, но через год сумела сдать сложный экзамен и поступить в балетное училище Большого театра. Новое учебное заведение Вере очень нравилось, да и хореография давалась ей достаточно легко. Но властная бабушка девочки настояла, чтобы внучка вернулась к наукам, о чем Холодная впоследствии неоднократно жалела.

Вера ХолоднаяВера Холодная

Подростком Вера проявила свои таланты как в творчестве, так и в спорте. В старших классах гимназии она впервые выступала в школьном спектакле, где играла главную роль в «Бесприданнице» А. Н. Островского. После окончания гимназии девушка стала часто бывать в кружке молодых артистов Московского художественного театра, где познакомилась с начинающими актерами. Интерес к кино в то время у Холодной был, но больше как у зрительницы. А основной причиной, подтолкнувшей ее на стезю актрисы, стало тяжелое материальное положение семьи.

Фильмы

Дебют Веры Холодной в кино произошел в 1914 году. Режиссёра Владимира Гардина привлекла эффектная внешность девушки, и он снял ее в роли итальянки-кормилицы в своей картине «Анна Каренина». Примечательно, что после совместной работы Гардин заявил, что из Холодной не выйдет актрисы, так как кроме внешности у нее ничего нет.

Актриса Вера ХолоднаяАктриса Вера Холодная

Тем не менее, уже через год карьера Веры пошла в гору. Другой режиссер снял ее в мелодраме «Песнь торжествующей любви» по произведению Тургенева, которая произвела настоящий фурор. По мнению Александра Вертинского, этот фильм является вершиной успеха актрисы. Тогда же Холодная снялась еще в нескольких лентах, причем играла не только молодых красоток. Например, в «Лунной красавице» она в седом парике предстает в образе пожилой дамы.

Вера Холодная в фильме «Лунная красавица»Вера Холодная в фильме «Лунная красавица»

Всего Вера Холодная снялась в более чем 40-ка фильмах за 5 лет. Но примечательны два других момента. Во-первых, в то время анонсировать кино было не принято, а наоборот – скрывались даже названия снимающихся картин, чтобы конкуренты не перехватили идею и сюжет. Но участие в съемках Веры Холодной переворачивало эту практику с ног на голову. Зритель шел именно на нее, поэтому можно говорить, что именно Вера стала первой отечественной кинозвездой.

Вера Холодная с Владимиром Максимовым и Витольдом Полонским в фильме «У камина»Вера Холодная с Владимиром Максимовым и Витольдом Полонским в фильме «У камина»

Во-вторых, вместе с Витольдом Полонским и Владимиром Максимовым Холодная образовала постоянное трио с закрепленными за ними экранными образами, опять же, оказавшись первой российской актрисой со строго очерченным амплуа. Первой совместной лентой трёх популярных артистов стал фильм «У камина», действие которого строилось на любовном треугольнике. Фильм ждал огромный успех, поэтому вскоре последовало продолжение «Позабудь про камин, в нём погасли огни…».

Вера Холодная в фильме «Последнее танго»Вера Холодная в фильме «Последнее танго»

Кинокарьера Веры Холодной продолжалась на протяжении Первой мировой войны, и даже Октябрьская революция не заставила ее остановить свою деятельность. Более того, в Одессе, где последние годы снималась актриса, в условиях строжайшей экономии электроэнергии новые власти разрешали киностудии использовать пленку и электричество в неограниченных количествах, но «только если снимается Вера Холодная». В Одессе актриса успела сыграть в четырех картинах: «Княжна Тараканова», «Женщина, которая изобрела любовь», «Последнее танго» и «Азра».

Личная жизнь

На выпускном вечере в гимназии Вера познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным, за которого довольно скоро вышла замуж. У супругов родилась дочь Евгения, а еще они взяли на воспитание девочку Нонну, оставшуюся без родителей.

Владимир принимал участие в первой мировой войне, был отмечен званием героя, но, как и жена, рано ушел из жизни. Собственно, он пережил Веру всего на несколько месяцев: Холодного арестовали и расстреляли чекисты, что породило множество домыслов и о смерти самой актрисы.

Вера Холодная и ее муж ВладимирВера Холодная и ее муж Владимир

Дочерей Веры Холодной взяла на воспитание ее младшая сестра и вместе с ними эмигрировала из России. Известно, что Нонна стала оперной певицей, жила во Франции и Америке, а Евгения объездила весь мир вместе со своим мужем магистром социологии. Обе дочери неоднократно давали интервью, в которых очень тепло отзывались о своих родителях.

Смерть

В феврале 1919 года Вера Холодная упала из саней в снег, простудилась и заболела тяжёлой формой гриппа с лёгочными осложнениями. Эту болезнь в простонародье называют «испанка». Находилась актриса в доме своей матери на Соборной площади. Пролежав всего пару дней, легенда немого кино скончалась вечером 16 февраля 1919 года.

Похороны Веры ХолоднойПохороны Веры Холодной

На похороны Веры Холодной собралась буквально вся Одесса. К сожалению, кладбище, на котором была похоронена актриса, во время сталинских репрессий было уничтожено, поэтому могила Веры до наших дней не сохранилась.

Память

Нельзя не упомянуть, что Вере Холодной посвящено множество произведений искусства. Еще при ее жизни друг семьи, эстрадный артист Александр Вертинский написал о ней целый ряд песен, в том числе знаменитые «Ваши пальцы пахнут ладаном» и «Маленький креольчик». А композитор Борис Прозоровский создал романс «Жасмин», который пела и сама Вера Холодная.

Памятник Вере Холодной в ОдессеПамятник Вере Холодной в Одессе

В советское время Никитой Михалковым об актрисе был снят фильм «Раба любви», где главную героиню сыграла Елена Соловей.

А в Одессе, прямо напротив дома, в котором умерла Вера Холодная, установлен красивый бронзовый монумент, а также одна из площадей носит имя легенды немого кино.

Фильмография

  • 1914 — «Анна Каренина»
  • 1915 — «Дети века»
  • 1915 — «Песнь торжествующей любви»
  • 1916 — «Жизнь за жизнь»
  • 1917 — «В камине»
  • 1917 — «Позабудь про камин, в нём погасли огни…»
  • 1918 — «Сказка любви дорогой»
  • 1918 — «Последнее танго»
  • 1918 — «Живой труп»
  • 1919 — «Княжна Тараканова»

24smi.org

Вера Холодная — биография, фото, личная жизнь, фильмы

Читать дальше…

Вера родилась в Полтаве в интеллигентной семье. Ее отец Василий Андреевич Левченко работал учителем словесности, мать Екатерина Сергеевна Слепцова была выпускницей института благородных девиц. Вера была старшей дочерью, после которой родились Надежда и Софья.

Семья прожила в Полтаве недолго, и когда старшей девочке исполнилось два года, переехала в Москву. А еще через 8 лет от холеры умер глава семьи. Сильно болела и мать, поэтому все заботы о сестричках легли на плечи маленькой Веры.

В Москве будущая актриса стала посещать частную гимназию Перепёлкиной, но через год сумела сдать сложный экзамен и поступить в балетное училище Большого театра. Новое учебное заведение Вере очень нравилось, да и хореография давалась ей достаточно легко. Но властная бабушка девочки настояла, чтобы внучка вернулась к наукам, о чем Холодная впоследствии неоднократно жалела.

Подростком Вера проявила свои таланты как в творчестве, так и в спорте. В старших классах гимназии она впервые выступала в школьном спектакле, где играла главную роль в «Бесприданнице» А. Н. Островского. После окончания гимназии девушка стала часто бывать в кружке молодых артистов Московского художественного театра, где познакомилась с начинающими актерами. Интерес к кино в то время у Холодной был, но больше как у зрительницы. А основной причиной, подтолкнувшей ее на стезю актрисы, стало тяжелое материальное положение семьи.

Фильмы

Дебют Веры Холодной в кино произошел в 1914 году. Режиссёра Владимира Гардина привлекла эффектная внешность девушки, и он снял ее в роли итальянки-кормилицы в своей картине «Анна Каренина». Примечательно, что после совместной работы Гардин заявил, что из Холодной не выйдет актрисы, так как кроме внешности у нее ничего нет.

Тем не менее, уже через год карьера Веры пошла в гору. Другой режиссер снял ее в мелодраме «Песнь торжествующей любви» по произведению Тургенева, которая произвела настоящий фурор. По мнению Александра Вертинского, этот фильм является вершиной успеха актрисы. Тогда же Холодная снялась еще в нескольких лентах, причем играла не только молодых красоток. Например, в «Лунной красавице» она в седом парике предстает в образе пожилой дамы.

Всего Вера Холодная снялась в более чем 40-ка фильмах за 5 лет. Но примечательны два других момента. Во-первых, в то время анонсировать кино было не принято, а наоборот – скрывались даже названия снимающихся картин, чтобы конкуренты не перехватили идею и сюжет. Но участие в съемках Веры Холодной переворачивало эту практику с ног на голову. Зритель шел именно на нее, поэтому можно говорить, что именно Вера стала первой отечественной кинозвездой.

Во-вторых, вместе с Витольдом Полонским и Владимиром Максимовым Холодная образовала постоянное трио с закрепленными за ними экранными образами, опять же, оказавшись первой российской актрисой со строго очерченным амплуа. Первой совместной лентой трёх популярных артистов стал фильм «У камина», действие которого строилось на любовном треугольнике. Фильм ждал огромный успех, поэтому вскоре последовало продолжение «Позабудь про камин, в нём погасли огни…».

Кинокарьера Веры Холодной продолжалась на протяжении Первой мировой войны, и даже Октябрьская революция не заставила ее остановить свою деятельность. Более того, в Одессе, где последние годы снималась актриса, в условиях строжайшей экономии электроэнергии новые власти разрешали киностудии использовать пленку и электричество в неограниченных количествах, но «только если снимается Вера Холодная». В Одессе актриса успела сыграть в четырех картинах: «Княжна Тараканова», «Женщина, которая изобрела любовь», «Последнее танго» и «Азра».

Личная жизнь

На выпускном вечере в гимназии Вера познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным, за которого довольно скоро вышла замуж. У супругов родилась дочь Евгения, а еще они взяли на воспитание девочку Нонну, оставшуюся без родителей.

Владимир принимал участие в первой мировой войне, был отмечен званием героя, но, как и жена, рано ушел из жизни. Собственно, он пережил Веру всего на несколько месяцев: Холодного арестовали и расстреляли чекисты, что породило множество домыслов и о смерти самой актрисы.

Дочерей Веры Холодной взяла на воспитание ее младшая сестра и вместе с ними эмигрировала из России. Известно, что Нонна стала оперной певицей, жила во Франции и Америке, а Евгения объездила весь мир вместе со своим мужем магистром социологии. Обе дочери неоднократно давали интервью, в которых очень тепло отзывались о своих родителях.

Смерть

В феврале 1919 года Вера Холодная упала из саней в снег, простудилась и заболела тяжёлой формой гриппа с лёгочными осложнениями. Эту болезнь в простонародье называют «испанка». Находилась актриса в доме своей матери на Соборной площади. Пролежав всего пару дней, легенда немого кино скончалась вечером 16 февраля 1919 года.

На похороны Веры Холодной собралась буквально вся Одесса. К сожалению, кладбище, на котором была похоронена актриса, во время сталинских репрессий было уничтожено, поэтому могила Веры до наших дней не сохранилась.

Память

Нельзя не упомянуть, что Вере Холодной посвящено множество произведений искусства. Еще при ее жизни друг семьи, эстрадный артист Александр Вертинский написал о ней целый ряд песен, в том числе знаменитые «Ваши пальцы пахнут ладаном» и «Маленький креольчик». А композитор Борис Прозоровский создал романс «Жасмин», который пела и сама Вера Холодная.

В советское время Никитой Михалковым об актрисе был снят фильм «Раба любви», где главную героиню сыграла Елена Соловей.

А в Одессе, прямо напротив дома, в котором умерла Вера Холодная, установлен красивый бронзовый монумент, а также одна из площадей носит имя легенды немого кино.

 

ussr-akter.ru

Совсем не холодная Вера. Драма великой актрисы и ее семьи | Персона | Культура

a[style] {position:fixed !important;}
]]]]]]]]]]>]]]]]]]]>]]]]]]>]]]]>]]>

aif.ru

Федеральный АиФ

aif.ru

Федеральный АиФ

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
  • Адыгея
  • Архангельск
  • Барнаул
  • Беларусь
  • Брянск
  • Бурятия
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Дагестан
  • Иваново
  • Иркутск
  • Казань
  • Казахстан
  • Калининград
  • Калуга
  • Камчатка
  • Карелия
  • Киров
  • Кострома
  • Коми
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Крым
  • Кузбасс
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Саратов
  • Смоленск
  • Ставрополь
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Удмуртия
  • Украина
  • Ульяновск
  • Урал
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Черноземье
  • Чита
  • Югра
  • Ямал
  • Ярославль
  • Спецпроекты

    • Путешествие в будущее

    • Перепись населения. Слушай, узнавай!

    • Работа мечты

    • МГУ — флагман образования

    • 100 фактов о Казахстане

    • Ремонт подъездов в Москве

    • Panasonic: теплицы будущего

    • Рейтинг лучших банковских продуктов

    • Лечим кашель

    • Югра удивляет

    • Возвращение иваси

    • Детская книга войны

    • Как читать Пикассо

    • Жизнь Исаака Левитана в картинах

    • Учиться в интернете

    • Пробная перепись населения–2018

    • «Летящей» походкой

    • Реновация в Москве

    • «АиФ. Доброе сердце»

    • АиФ. Космос

    • Сделай занятия эффективнее

    • Фотоконкурс «Эльдорадо»

    • Яркие моменты футбола

    • Вся правда о гомеопатии

    • Леди выбирают

    • Москва Высоцкого

    • Пресс-центр

    • Октябрь 1917-го. Буря над Россией

    • Война на Украине

      • Война на Украине онлайн

      • Репортаж

      • Прогнозы и перспективы

      • Оценки

      • Война на Украине в вопросах

    • Письма на фронт

    • Алло, цивилизация

    • Тестируй все от LG

    • Ад Беслана. Взгляд изнутри

    • Твои документы!

    • Острый угол

      • Дороги

      • Коррупция

      • ЖКХ

      • Здоровье

      • Энергетика

      • СХ

      • Строительство

      • Преступность

      • Образование

      • Промышленность

      • Миграция

      • Туризм

      • Спорт

    • Все спецпроекты

  • Мой район

    • Академический

    • Внуково

    • Гагаринский

    • Дорогомилово

    • Зюзино

    • Коньково

    • Котловка

    • Крылатское

    • Кунцево

    • Куркино

    • Ломоносовский

    • Митино

    • Можайский

    • Ново-Переделкино

    • Обручевский

    • Очаково-Матвеевское

    • Покровское-Стрешнево

    • Проспект Вернадского

    • Раменки

    • Северное Бутово

    • Северное Тушино

    • Солнцево

    • Строгино

    • Теплый стан

    • Тропарево-Никулино

    • Филевский парк

    • Фили-Давыдково

    • Хорошёво-Мнёвники

    • Черемушки

    • Щукино

    • Южное Бутово

    • Южное Тушино

    • Ясенево

  • Общество

    • Сеть

    • Наука

    • Здравоохранение

    • Армия

    • Безопасность

    • Образование

    • Право

    • Конкурс «Регионы России»

    • Экология

    • МЧС России

    • Мусора.нет

    • Агроновости

    • История

    • Люди

    • Религия

    • Общественный транспорт

    • СМИ

    • Природа

    • Туризм

    • Благотворительность

    • Социальное страхование

    • Измени одну жизнь

    • Галереи

    • Мнение

  • Происшествия

  • Политика

    • В России

    • Московские выборы

    • В мире

    • Итоги пятилетки. Курская область

    • Выборы в Приднестровье

    • Галереи

    • Мнения

  • Деньги

    • Экономика

    • Коррупция

    • Карьера и бизнес

    • Личные деньги

    • Компании

    • Рынок

  • Москва

  • Здоровье школьника

    • На страже зрения

    • Гигиена зрения

    • Защита иммунитета

    • Профилактика болезней горла

  • Культура

    • Кино

    • Театр

    • Книги

    • Искусство

    • Шоу-бизнес

    • Персона

    • Проблема

    • Куда пойти

    • Галереи

    • Актуальная классика

  • Спорт

    • ЧМ-2014

    • Футбол

    • Хоккей

    • Зимние виды

    • Летние виды

    • Другие виды

    • Олимпиада

    • Инфраструктура

    • Персона

    • Фото

  • Кухня

    • Рецепты

    • Рецепты в инфографике

    • Продукты и напитки

    • Питание и диеты

    • Кулинарные хитрости

    • Мастер-классы

    • Детское питание

    • Кухни мира

    • Бытовая техника

    • Дебаты

    • журнал АиФ ПРО кухню

  • Дача

    • Огород

    • Сад

    • Стройка и дизайн

    • Помощь юриста

  • Здоровье

    • Здоровый голос

    • Здоровая жизнь

    • Правильное питание

    • Здоровье ребенка

    • Секреты красоты

    • Лазерная эпиляция

aif.ru

Холодная, Вера Васильевна — Википедия

Ве́ра Васи́льевна Холо́дная (урождённая Ле́вченко; 5 августа 1893, Полтава, Российская империя — 16 февраля 1919, Одесса, белый Юг России) — российская киноактриса немого кино.

За сравнительно недолгий период кинокарьеры, начавшийся в 1914 году и продолжавшийся вплоть до са́мой смерти актрисы в 1919 году, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени — она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала XX века[3][4][5][6][7]. Холодная снималась у таких режиссёров, как Евгений Бауэр и Пётр Чардынин; её партнёрами в кино были Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич. Популярность Холодной не угасала во время революционных событий 1917 года и в годы Гражданской войны. Смерть актрисы в Одессе в 1919 году, по официальной причине наступившая из-за гриппа-«испанки», стала поводом для многочисленных слухов и породила целый ряд легенд на этот счёт.

Биография

Жизнь до кинематографа

Будущая актриса родилась 5 августа 1893 года в Полтаве, в семье Василия Андреевича Левченко и его жены Екатерины Сергеевны, урождённой Слепцовой. Отец девочки, учитель словесности, преподавал в городской гимназии. Помимо Веры, у супругов были дочери Надежда и Софья. Когда Вере было два года, семья перебралась в Москву. Здесь Вера поступила в частную гимназию Перепёлкиной, а ещё спустя год, отлично сдав экзамен и обойдя множество претендентов, была принята в балетное училище Большого театра. По свидетельству сестры актрисы, Софьи, «Вера проявила большие способности к балету и мечтала быть на сцене»[8], однако в училище она пробыла недолго — бабушка девочки, выступавшая против её артистической карьеры, заставила Веру возвратиться в гимназию — не помогли даже уговоры со стороны дальней родственницы девочки, известной театральной актрисы Елены Лешковской. По утверждению сестры, Холодная всегда сожалела о том, что не окончила балетную школу, и упрекала за это мать[8]. В подростковом возрасте будущая актриса увлекалась коньками и теннисом, хорошо пела и играла на фортепиано, читала стихи на гимназических вечерах и уже принимала участие в любительских спектаклях. Так, однажды ей досталась роль Ларисы в постановке «Бесприданницы» А. Н. Островского. Огромное впечатление на Веру производила игра её тёзки, знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской[9][10][11].

В десятилетнем возрасте Вера потеряла отца — он умер, заразившись холерой. Мать тоже часто болела, и девочке с ранних лет приходилось заботиться о двух младших сёстрах. Софья писала: «Так как я росла без отца, Вера Васильевна, будучи очень доброй, вполне заменила мне отца, она занялась моим воспитанием и, когда заметила, что я также люблю сцену, люблю балет, помогла мне поступить учиться в балетную школу»[8]. В 1910 году Вера окончила гимназию. На выпускном балу она познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным, за которого в скором времени вышла замуж. Муж девушки был азартным спортсменом, увлекался автомобильными гонками и участвовал в издании «Авто», первой — и долгое время единственной — в России газеты, освещавшей вопросы спорта. Вера посещала клуб «Алатр», где вокруг Леонида Собинова собиралась богемная артистическая публика, а также кружок молодых артистов Московского Художественного театра, — место, где часто бывали известные художники и литераторы: Бальмонт, Андреев, Балтрушайтис, Андрей Белый и другие[10][12]. «Самой неизменной и приветливой хозяйкой этих мансард, во главе со своими подругами, была в то время Вера Холодная, тогда ещё совсем юная, только начинающая актриса», — делился воспоминаниями Александр Мгебров[13].

Интерес к кино Холодная проявляла ещё до того, как решила стать киноактрисой. Большое влияние на девушку оказывало творчество датской звезды немого кино Асты Нильсен[14].

Приход в кино. Путь к славе (1914—1916)

Существует несколько версий прихода актрисы в кинематограф. Александр Вертинский утверждал, что это произошло благодаря ему. В своих воспоминаниях он писал: «Как-то, повстречав её [Холодную] на Кузнецком, по которому она ежедневно фланировала, я предложил ей попробовать свои силы в кино. Она вначале отказывалась, потом заинтересовалась, и я привёз её на кинофабрику и показал дирекции»[15]. На решение Холодной стать киноактрисой во многом повлияли материальные затруднения, возникшие в семье. В 1914 году Холодная впервые приняла участие в кинопробах — на предприятии «В. Г. Талдыкин и Ко». Дебют Веры в кино, впрочем, состоялся на другом кинопредприятии — «Тиман и Рейнгард» («Эра»). Режиссёр Владимир Гардин, к которому обратилась девушка, описывал их встречу следующим образом[16]:

Вера Холодная на открытке 1916 года

«Стройная, гибкая, бывшая танцовщица, она сидела передо мной, опустив красивые ресницы на обвораживающие глаза, и говорила о том, что хочет попробовать свои силы на экране. <…> Вера Холодная тогда умела лишь поворачивать свою красивую голову и вскидывать глаза налево и направо — вверх. Правда, выходило это у неё замечательно, но больше красавица Вера дать ничего не могла».

Гардина привлекла эффектная внешность девушки, и он дал ей эпизодическую роль в картине «Анна Каренина». Холодная появлялась в массовой сцене на балу в роли итальянки-кормилицы, приносящей Анне нелюбимую дочь. Первый фильм в карьере Холодной был одним из лучших образцов киноискусства своего времени: основные роли исполняли опытные мхатовские актёры, съёмку осуществлял известнейший в те годы оператор Александр Левицкий. После «Анны Карениной» пути Холодной и Гардина разошлись. «Мысленно я поставил диагноз из трёх слов: „Ничего не выйдет“», — признавался режиссёр в своих мемуарах[17]. Впрочем, несмотря на это, он всё-таки спросил владельца фирмы, Тимана, не стоит ли зачислить девушку в их постоянную труппу. В ответ, по свидетельству Гардина, Тиман сказал, что ему нужны «не красавицы, а актрисы»[17]. После этого на некоторое время девушка оставила мысли об актёрской карьере[9][10].

В следующем, 1915 году, карьера Холодной получила новый виток. Во время очередного посещения клуба «Алатр» она случайно познакомилась с представителем студии Александра Ханжонкова Никандром Туркиным и сотрудничавшим с этой студией режиссёром Евгением Бауэром. Последний сразу же предложил Холодной главную роль в фильме «Песнь торжествующей любви» (по Тургеневу). Лента снималась, собственно, как раз в ателье Ханжонкова, которого Бауэр без труда убедил в необходимости пригласить на главную роль именно Холодную. «Песнь…» явила собой, по мнению Александра Вертинского, вершину успеха Холодной[18]. «Манера и стиль [актрисы] были безошибочно найдены», — отмечал Чеслав Сабинский[7]. Фильм произвёл сенсацию и принёс актрисе знаменитость и востребованность. Ханжонков предвидел успех фильма ещё на стадии съёмок — посмотрев несколько черновых сцен, он принял решение заключить с Холодной контракт сроком на три года[17]. Довольна была и сама актриса: «Вера Васильевна очень волновалась, но вместе с тем в душе радовалась и была счастлива, ибо это была её первая отечественная роль, которая ей была по душе», — вспоминала её сестра[8]. В том же году она снялась ещё в нескольких фильмах, как то: «Лунная красавица», «Дети века», «Пламя неба», «Пробуждение», «Дети Ванюшина», «В мире должна царить красота». В «Лунной красавице» — одной из самых слабых работ Бауэра — Холодная снималась в седом парике, который, по мнению Бауэра, был ей к лицу[19].

Одобрительные отзывы современников получила лента «Дети века»: критики замечали, что актриса «очень верно» исполнила свою роль любящей жены и матери и в отдельных моментах выглядела «бесподобно правдиво»[20]. Бауэр вообще с большой точностью угадывал возможности актрисы[21]. Это он, как принято считать, «открыл» Веру Холодную, впрочем, как и целый ряд других знаменитых актёров немого кино: Ивана Мозжухина, Витольда Полонского, Владимира Максимова[17]; но именно Холодной он отводил особое место в своём творчестве[22]. Несмотря на то, что в годы работы на студии Ханжонкова актриса снималась и у других режиссёров, этот период её карьеры принято считать «бауэровским»[23].

Если обычно название и содержание фильмов держались в секрете, чтобы идея не была перехвачена конкурентами, то картины с участием Веры Холодной рекламировались ещё до начала съёмок — в этом не было риска, поскольку главная ценность ленты заключалась в участии конкретной актрисы, и перехват сюжета не представлял никакой опасности[24]. Несмотря на растущую популярность, игра Холодной вызывала смешанную реакцию. Так, журнал «Синема», комментируя исполнение Холодной роли Любы в фильме «Пробуждение», замечал за Холодной «тонкое понимание условностей экрана»[25]; издание же «Проектор», напротив, дало игре актрисы оценку «не выше среднего», правда, с оговоркой, что «виноват, может быть, режиссёр, дающий мало передних планов, столь выигрышных для артистки, и очень коротенькие сценки»[26]. К 1916 году Холодная приблизилась к статусу звезды первой величины. Это положение закрепилось за ней окончательно после фильма «Жизнь за жизнь»[27] — сеансы этой картины привлекали такое количество желающих, что на них велась предварительная запись[10]. «Жизнь за жизнь» была одной из лучших постановок того времени; её особой интригой стало актёрское соперничество Холодной и актрисы МХТ Лидии Кореневой — в фильме они играли сестёр-соперниц, чья драма заключалась в браке без любви[28]. Критикам предоставилась возможность сравнить две манеры актёрской игры. Валентин Туркин отмечал: «Игра Л. М. Кореневой внимательно следилась, волновала и трогала, но запоминался образ другой героини, которая не играла, но жила на экране, была в родной стихии»[29]. Корреспондент «Театральной газеты» обращал внимание на «полный контраст» между игрой двух актрис, а также писал: «Из исполнителей, прежде всего, отметим г[оспо]жу Холодную, наиболее чутко усвоившую основной бауэровский ритм»[30].

В зените славы (1916—1918)

Проработав год у Ханжонкова и снявшись за это время в тринадцати фильмах (последний — «Жизнь за жизнь»), Вера Холодная покинула его и перешла в киноателье Дмитрия Харитонова. Сестра актрисы Софья считала, что Холодная ушла от Ханжонкова из-за нежелания играть в пошлых и бессмысленных фильмах; по словам же самого Ханжонкова, причиной стал высокий гонорар, предложенный Харитоновым, — вдвое больше, чем в предыдущем ателье. Уход Холодной, а также Витольда Полонского стал для Ханжонкова тяжёлым ударом. «Холодная и Полонский на второй год своей работы в акционерном о[бщест]ве уже получали такие оклады, о которых до прихода в кинематографию и мечтать не смели. Месячный гонорар каждого из них был равен годовому гонорару среднего театрального актёра», — писал он[31]. Вследствие ухода Холодной и Полонского Ханжонков, по его собственному признанию, потерял «ровно столько же, сколько приобрёл Харитонов»[32].

Среди тех кинематографистов, кто перешёл от Ханжонкова к Харитонову, был и режиссёр Пётр Чардынин. С этого момента Холодная снималась только у него и лишь в порядке исключения давала согласие другим режиссёрам. Ни условия работы, ни характер ролей актрисы с переходом в новое киноателье не поменялись. Подметив то, что зрители отождествляют актёра с созданным им экранным образом, Чардынин и Ханжонков ввели в русский дореволюционный кинематограф «систему звёзд». Они предложили публике смотреть в одном фильме сразу и Витольда Полонского, и Владимира Максимова, и Веру Холодную, закрепив за каждым из них постоянный экранный образ. Места действия, сюжеты и среда менялись, но Полонский и Максимов, по выражению искусствоведа Семёна Гинзбурга, неизменно «представали как элегантные герои-любовники или развращённые фаты, а Холодная — как безвольная и скорбная жертва собственных и чужих страстей»[33]. Первой совместной лентой трёх популярных артистов стал фильм «У камина», действие которого строилось на любовном треугольнике. По сюжету, Вера Ланина (Холодная), супруга важного чиновника (Полонский), под влиянием минутной слабости отдаётся влюблённому в неё князю Печерскому (Максимов). По возвращении мужа она признаётся ему во всём, и тот, желая Вере счастья, даёт жене развод и возможность соединиться с Печерским. Но Вера, не в силах простить себе измены любимому супругу, уходит из жизни. Фильм заканчивается тем, что у гроба умершей встречаются полные скорби муж и любовник[34]. Увидев рекламу фильма «У камина» — первой ленты с участием всех трёх популярных артистов, конкуренты Харитонова отнеслись к его идее скептически, полагая, что расходы по оплате игры «звёздных» актёров не будут оправданы. Однако ожидания Харитонова подтвердились — коммерческий успех этой и последующих картин стал рекордным для русской дореволюционной кинематографии[35]. В Одессе лента «У камина» непрерывно демонстрировалась на протяжении 90 дней, в Харькове — 72 дня, при этом крупнейший харьковский театр «Ампир» четырежды возобновлял постановку картины, и каждый раз показ собирал огромные очереди[34]. Холодная была более востребована зрителями, нежели её коллеги Полонский и Максимов — герои последних были лишены всякого характера, тогда как Холодная изображала человеческий характер, близкий публике[36].

Открытка 1917 года с фотографией Веры Холодной

Успех фильма «У камина» побудил Чардынина выпустить продолжение ленты — «Позабудь про камин, в нём погасли огни…», сюжет которого, по сути, повторял сюжет «У камина» — поменялись лишь действующие лица, за исключением Печерского, а вторую мужскую роль исполнил не Витольд Полонский, а Осип Рунич. Фильм имел ещё больший успех, чем «У камина», хотя вышел на экраны в начале ноября 1917 года, в дни Октябрьской революции. В харьковском театре «Ампир», как сообщало издание «Кине-журнал», «всё время постановки была огромная очередь»[37]. Фильмы на тему цирковой жизни с участием Холодной — «Позабудь про камин, в нём погасли огни…» и «Молчи, грусть… молчи…» — имели рекордные сборы за весь период существования русской дореволюционной кинематографии[38].

По словам самого Чардынина, он «немало возился» с Холодной во время съёмок, отрабатывая каждое движение, — та не владела элементарной актёрской техникой, продолжая оставаться лишь красивой натурщицей, и съёмки у Чардынина никак не способствовали её творческому росту[39]. За три года — с 1916 по 1919 год — было поставлено более 30 картин с Холодной. Как правило, одновременно шло по несколько фильмов с её участием. Даже тогда, когда дела киностудии пошли на убыль, — в апреле-мае 1918 года, — было выпущено 6 лент с Верой Холодной. Режиссёры зачастую заставляли её не сниматься, а «просто позировать в мало подходящих, а иногда и явно халтурных лентах», — писал Чеслав Сабинский[40].

Актёрская карьера Веры Холодной продолжалась на протяжении Первой мировой войны. Актриса принимала участие в благотворительных концертах, в продажах подарков в фонд воинов и их семей. Военные боготворили Холодную, называя её «своей Верочкой», и скупали билеты на все её сеансы[28]. Один такой поклонник актрисы из военной среды, Николай Анощенко, вспоминал, что билеты на сеансы фильмов с участием актрисы «с боем» раскупали не только «юные прапорщики и подпоручики из числа бывших студентов», но и «штабные капитаны и удачливые подполковники»[41]. По воспоминаниям дочери артистки, Евгении, в перерывах между киносъёмками Холодная приезжала на фронт и к мужу, который был призван в армию после начала военных действий[42].

Октябрьская революция застала актрису за работой над картиной «Княжна Тараканова», съёмки которой предполагалось провести в Одессе[42]. Советская власть шла навстречу Холодной: сестра Софья писала, что в условиях экономии электроэнергии новые власти, «зная, что снимается Вера Васильевна Холодная, отпускали электроэнергию и плёнку по возможности бесперебойно»[8]. После выхода на экран фильма «Живой труп» на актрису обратил внимание сам Константин Станиславский. Он предложил ей вступить в труппу МХТ и пообещал роль Катерины в «Грозе», но предупредил, что над ролью придётся долго и много работать — может быть, год или больше. Работа в театре была невозможна при интенсивном съёмочном графике Холодной — переход в МХТ означал прекращение непрерывной работы в кино. Спустя несколько дней колебаний актриса отправила Станиславскому письмо с отказом[43].

В Одессе (1918—1919)

Манифестация в занятой французами Одессе. 1918 или 1919 год

Весной 1918 года Холодная переехала в Одессу с киноэкспедицией Харитонова, куда входили также Чардынин, Максимов, Рунич и члены их семей. Актрису сопровождали сестра Софья и дочь Женя. Вторая сестра, Надя, муж Владимир и приёмная дочь Нонна остались в Москве. Существует предположение, что не последнюю роль в отъезде сыграли события в личной жизни актрисы — одновременный разрыв с мужем и Владимиром Максимовым[41]. По дороге в Одессу актёры давали концерты в крупных городах, включая Киев и Харьков[10][44]. Впоследствии Евгения уточняла, что в ожидании того, когда в Одессе будет оборудована киностудия, Вера Холодная успела принять участие в съёмках ряда картин в Ялте и несколько раз выступить в благотворительных концертах в пользу Добровольческой армии[42].

В Одессе внимание поклонников стало для Холодной, по словам её сестры, «настоящей катастрофой». Иногда участники киноэкспедиции были заняты целые сутки: съёмки проходили в ателье, которое Харитонов выстроил на Французском бульваре, на специально приобретённом участке земли. 18 декабря 1918 года Одессу заняли французские войска и части Добровольческой армии. Холодная стала получать приглашения сниматься за рубежом от иностранных компаний. «Фирмы обещали ей огромные гонорары, — рассказывала сестра актрисы Софья, — но Вера решительно всё отклоняла… Вера опубликовала заявление в печати, в котором публично заявила, что ни за что не покинет свою Родину в тяжёлое для неё время, и призывала других артистов тоже последовать этому решению»[44][45]. Действительно, в одном из номеров «Кино-газеты» за 1918 год было опубликовано упомянутое интервью с актрисой, где приводились следующие её слова: «Теперь расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю»[46].

Всего с участием Холодной было снято четыре фильма — «Последнее танго», «Женщина, которая изобрела любовь», «Азра» и «Княжна Тараканова». Во время показов этих лент на Дерибасовской улице, перед синематографом «Кино-Уточкино», выстраивались огромные очереди[47]. В свободное от съёмок время актриса также выступала на коммерческих концертах и благотворительных вечерах, сбор от которых шёл в пользу неимущих работников сцены или Красного Креста. Круг одесских знакомств Холодной был разнообразен: она могла появляться в обществе французских военных деятелей и белых офицеров, что давало поводы для многочисленных слухов. Кинозвезде приписывали романы с военным губернатором Одессы Алексеем Гришиным-Алмазовым, французским генералом Анри Фрейденбергом и французским консулом Эмилем Энно[47]. В окружение актрисы входили и такие лица, как Георгий (Жорж) Лафар и Пётр Инсаров, тайные агенты большевиков. Исследователь Максим Ивлев предполагает, что оба они пытались выведать через Холодную какие-либо тайны, а возможно, и осуществить подкуп Фрейденберга[48]. В своём донесении в Москву Лафар писал о своей встрече с Холодной[49]:

«Она там [в отдельном кабинете „дома кружка актёров“] ужинает, иногда обедает с друзьями, оттаивает от одесского холода и неустройства. Я имел с ней беседу („Апостол“ представил меня). Дама несколько инфантильна, но отзывчива и мила, по нашему мнению, обязательна. Что удивительно, слава ей не вскружила голову. Она ею тяготится. Фрейденберг души в ней не чает, льнёт к ней, хотя держит себя в рамках приличий. Дама эта наша. У неё брали интервью: „Почему бы вам не поехать в Европу, пока в России междоусобица?“ Она ответила: „Я Россию никогда не брошу“. О даме буду писать отдельно. Влияние её на Фрейденберга безмерно. „Апостол“ предлагает форсировать это дело в том направлении, в котором был заговор. Я — за!..»

Болезнь и смерть

В феврале 1919 года Вера Холодная простудилась и заболела тяжёлой формой гриппа с лёгочными осложнениями, более известной как «испанка». «В Одессе была настоящая эпидемия, и болезнь протекала очень тяжело, а у Веры как-то особенно тяжко, — делилась сестра Софья. — Профессора Коровицкий и Усков говорили, что „испанка“ протекает у неё как лёгочная чума… Всё было сделано для её спасения. Как ей хотелось жить!»[50] По свидетельству импресарио актрисы, болезнь настигла её внезапно: зимой, после спектакля в театре литературно-артистического общества на Греческой улице, по дороге в гостиницу «Бристоль» артистка упала в снег с перевернувшихся саней. На следующий день у неё поднялась температура, и врачи поставили диагноз — грипп. Не желая оставаться в гостинице, Холодная переехала к матери, в дом Папудова на Соборной площади[41].

Тело Веры Холодной в гробу. Кадр из фильма-хроники «Похороны Веры Холодной»

По воспоминаниям сестры, перед домом Папудова постоянно стояла толпа молодёжи, а Харитонов и Чардынин, сидя на кухне, плакали. «Я ежедневно бывал у неё, — писал импресарио Холодной. — Она была в очень угнетённом состоянии»[41]. Проболев всего несколько дней, актриса умерла 16 февраля 1919 года в половине восьмого вечера[51]. Вскрывать тело, вопреки обычной практике, не стали — вместо этого сразу же произвели бальзамирование, для чего к постели умершей был срочно вызван лучший одесский патологоанатом профессор Тизенгаузен. Вынос тела в Спасо-Преображенский кафедральный собор для отпевания состоялся не днём, как обычно, а ночью — тем не менее, при большом скоплении народа. Эти странные обстоятельства впоследствии легли в основу многочисленных конспирологических версий относительно смерти Веры Холодной[46].

Сестра актрисы вспоминала, что с умершей пришла проститься буквально вся Одесса[51]. «Мёртвая актриса была наряжена в один из лучших своих туалетов и тщательно загримирована», — вспоминал А. А. Ханжонков[52]. Картина «Похороны Веры Холодной», ставшая, фактически, последней в репертуаре актрисы, имела огромные сборы[52]. Могила Веры Холодной не сохранилась до наших дней, поскольку кладбище, на котором захоронили её тело, в 1932 году было уничтожено[10].

Внезапная смерть популярной артистки повлекла за собой целую череду слухов и домыслов. По официальной версии, причиной ухода Холодной из жизни действительно стала «испанка». Вскоре появился ряд других версий: по одной из них, её расстреляли революционные матросы как белую шпионку; по другой — актриса задохнулась от запаха отравленных белых лилий, присланных консулом Энно; третья версия гласила, что Холодную задушил на почве ревности её любовник, генерал Гришин-Алмазов[53]. В дальнейшем, в эмиграции, обвинения в причастности к смерти артистки высказывались и в адрес её последнего партнёра Осипа Рунича[54]

wiki2.red

биография, личная жизнь, фото и видео

Холодная Вера Васильевна (1893-1919) – русская актриса чёрно-белого немого кино. Её карьера была недолгой, тем не менее, она успела завоевать титул самой знаменитой актрисы своего времени и стать «королевой экрана» русского кинематографа начала ХХ века. Эта женщина с капризным ртом и глазами библейской мученицы обладала поистине колдовской силой, иначе чем объяснить, что в разгар Первой мировой войны люди толпами шли в синематограф на салонные картины с её участием.

Детство

Вера появилась на свет 5 августа 1893 года в городе Полтаве. Её девичья фамилия была Левченко.

Семья, где родилась девочка, была образованной и интеллигентной. Отец, Василий Андреевич Левченко, в городской гимназии преподавал словесность. Мама, Екатерина Сергеевна Левченко (девичья фамилия Слепцова), окончила Александро-Мариинский институт благородных девиц. В замужестве она занималась домашним хозяйством и воспитанием дочерей, кроме Веры в семье было ещё две младшие девочки – София и Надежда.

Когда Вере было два года, ушёл из жизни её дедушка по маминой линии. Бабушка Екатерина Владимировна, оставшись вдовой, попросила дочь с зятем, чтобы они переехали к ней в Москву. Левченко перебрались из Полтавы и поселилась в одном из домов Кисловского переулка. Здесь их поддерживали многочисленные родственники, жила семья в достатке, что позволяло часто устраивать вечера и принимать гостей.

Тогда было модно играть в шарады и «живые картинки», когда одни участники показывают в виде сценки какие-то слова или сюжеты, а другие угадывают. Маленькая Вера обожала участвовать в таких вечерах. Более того, к подобным играм девочка тщательно готовилась. Читать она научилась рано, поэтому в книгах выискивала сюжеты для «живых игр» и репетировала их со своими куклами. К тому же малышка, как и её папа, превосходно пела.

Она росла тихой и очень послушной. При этом младшие сёстры немного Веру побаивались из-за её самозабвенной мечтательности, она была словно не от мира сего. Один раз девчонки услышали, как их старшая сестра с упоением, бурной жестикуляцией и драматизмом рассказывает куклам прочитанную историю о морских приключениях. Они подумали тогда, что Вера ненормальная и ведёт беседы сама с собою.

Образование

Когда девочке исполнилось десять лет, её отдали на обучение в частную гимназию Перепёлкиной. Однажды их с классом повели в Большой театр, после чего Вера заболела балетом. Она уговорила маму разрешить ей учиться в балетном училище при Большом театре. Мать не возражала, потому что была уверена: дочь туда не примут. Вера хоть и была грациозной, но худобой не отличалась, за её лёгкую полноту и отменный аппетит мама даже называла дочку «полтавской галушкой». Но девочка отлично сдала экзамен, восхитив преподавателей своим необычайным изяществом. Обойдя множество конкуренток, Вера была зачислена в балетное училище.

Но тут в семье случилось горе: от крупозного воспаления лёгких скончался отец. После его смерти сильно начала болеть мама, и заботы о младших сёстрах полностью легли на плечи Веры.

Одновременно с этим в судьбу внучки властно вмешалась бабушка, которая считала неприемлемым для девочки из порядочной семьи скакать на сцене. Екатерина Владимировна была категорически против артистического будущего для внучки. Не помогли даже уговоры дальней родственницы знаменитой русской актрисы театра Елены Лешковской. Отучившись год в балетном училище, Вера вернулась в гимназию. В будущем она очень жалела о своей неосуществившейся мечте и упрекала маму за то, что та позволила бабушке вырвать Веру из балетного искусства.

Осенью 1908 года в Москве гастролировал питерский театр, и Вера побывала на постановке пьесы Габриэле Д`Аннунцио «Франческа да Римини». Главную роль исполняла великая русская драматическая актриса Вера Комиссаржевская. Её игрой пятнадцатилетняя девушка была потрясена настолько, что по возвращении домой у неё поднялась высокая температура. Пришедший семейный врач объяснил, что это произошло из-за чрезмерной впечатлительности, надо бы юной барышне поменьше мечтать и читать.

Мать заставила Веру поменять свои увлечения. Теперь зимой она много времени проводила с сёстрами на катке, а летом на даче в Зеленограде осваивала игру в теннис. Но в душе девушка своих пристрастий не изменила. Театр увлекал её всё больше и больше. Она стала часто выступать на гимназических вечерах, читая со сцены стихи и превосходно играя на фортепиано. А потом попробовала себя в театральной постановке. В гимназии ставили «Бесприданницу» А. Н. Островского, и Вере досталась роль Ларисы. Она играла столь проникновенно, что люди в зале аплодировали стоя. Зрители даже не почувствовали, что перед ними не актриса-профессионал, а обычная девушка-подросток.

Замужество

В 1910 году Вера блистала на гимназическом выпускном балу по поводу окончания учёбы. Здесь и произошло её судьбоносное знакомство с симпатичным студентом Московского университета Владимиром Холодным, который учился на юриста. Они много танцевали, а под конец, уединившись в углу огромного зала, Володя стал декламировать девушке поэзию Николая Гумилёва. Стихи окончательно растопили сердце юной красавицы, Холодный показался Вере прекрасным рыцарем. Она так сильно влюбилась в него, что даже не скрывала своего счастливого состояния от окружающих.

Владимир тоже был покорён черноволосой красавицей с бездонными глазами. Отношения, которые начались на выпускном балу, вскоре переросли в сильное чувство. Вера с Володей не могли и дня прожить друг без друга. Холодный сделал любимой предложение руки и сердца. Она согласилась с радостью, но тут начались препоны со стороны родственников. Мама и бабушка не были в восторге от молодого будущего юриста, для Веры они желали более достойной партии. Против раннего брака восстали и дедушка с отцом Владимира.

Но красивое нежное чувство оказалось сильнее. Несмотря на сопротивление родственников, дата свадьбы была назначена. В этот день Вера была абсолютно счастлива, хотя и немного грустна, её романтическую душу тяготили гости, шум застолья и грубоватые шутки с тостами.

Владимир снял небольшую квартирку, где и поселились молодожёны. Вера во всём старалась помочь супругу, именно благодаря ей, он с отличием окончил университет. Однако, начав работу в Московской юридической фирме, Владимир в скором времени охладел к юриспруденции.

Он стал заниматься издательством первой российской газеты для автолюбителей под названием «Авто». А потом Холодный всерьёз увлёкся автомобильными гонками. Вера это занятие считала крайне опасным, но всё равно поддерживала супруга, что было доказательством её безграничной любви. Два раза он травмировался в авариях. А она, точно зная, что после выздоровления муж снова сядет за руль, с теплотой и нежностью выхаживала его.

В 1912 году у Холодных родилась дочурка Женя. После тяжёлых родов Вера долгое время болела, и в ближайшие несколько лет медики запретили ей рожать ещё. Когда Женечке был голик, Володя с Верой удочерили девочку, оставшуюся без родителей. Так в их семье появилась вторая дочь Нонна.

Но счастливая жизнь закончилась с Первой мировой войной. Владимир ушёл добровольцем на фронт, оставив жену с маленькими дочурками. На Веру навалилось много забот, надо было экономно вести хозяйство, чтобы как можно дольше растянуть оставленные мужем деньги.

Первые пробы в кино

Ещё в начале семейной жизни Вера часто по вечерам увлекала мужа в театр. Но ещё чаще они ходили на улицу Садовую в синематограф «Буфф». Кино только начинало набирать популярность в России. Посмотрев картину «Бездна», Холодная пришла в восторг от датской актрисы Асты Нильсен. После этого Вера не пропускала ни одного фильма с её участием. А приходя потом домой надолго застывала перед зеркалом, рассматривая своё отражение. Муж видел, что страсть к кино у супруги маниакальная.

После рождения дочери увлечение синематографом отошло на второй план. А когда Владимир ушёл на войну и Вера осталась одна с дочерьми, в её жизнь снова ворвалось кино, став единственной отрадой, хоть немного отвлекающей молодую женщину от бытовых проблем.

Пока муж воевал, к Вере переехала мама с сёстрами Надей и Соней. Деньги заканчивались, и Холодная приняла решение искать работу. Когда началась война, в России прекратили закупать иностранные киноленты, что благоприятно отобразилось на развитии отечественного кинематографа. В Москве и Питере открывали ателье, которые потоком выпускали душещипательные истории о любви. В них не всегда задействовали профессионалов, поэтому на входе в киноателье часто висели объявления с приглашением поучаствовать в съёмках за денежное вознаграждение.

В одну из таких студий отправилась на кинопробы и Вера. На молодую красивую и эффектную женщину обратил внимание режиссёр Владимир Гардин. В 1914 году он доверил ей маленькую роль итальянки-кормилицы в фильме «Анна Каренина». После съёмок Гардин сказал, что из Веры актриса вряд ли получится, так как кроме потрясающей внешности других талантов в ней не обнаружилось. Холодная расстроилась и на какое-то время оставила в покое свою мечту об актёрстве.

Яркий, но короткий творческий путь

Вера ещё в начале замужества стала завсегдатаем довольно популярного в Москве артистического кружка «Алатр». Ходила она сюда и в самые тяжёлые времена. В 1915 году в кружке Холодная познакомилась с режиссёром Евгением Бауэром, работавшим на киностудии Александра Ханжонкова. Евгений как раз собирался снимать фильм «Песнь торжествующей любви» и пригласил на главную роль Веру. Бауэр был профессиональным декоратором, поэтому в своих работах делал акцент не на исполнительскую способность актрисы, а как раз на её внешние данные.

«Песнь торжествующей любви» имела невероятный зрительский успех, а Вера Холодная, в один миг ставшая звездой, буквально загипнотизировала всю Россию. Директор студии Ханжонков предвидел такой успех ещё в момент съёмок и заключил с актрисой трёхлетний контракт. В этом же 1915 году она сыграла ещё в нескольких картинах:

  • «Лунная красавица»;
  • «В мире должна царить красота»;
  • «Дети века»;
  • «Пробуждение»;
  • «Дети Ванюшина»;
  • «Пламя неба».

К 1916 году Холодная уже занимала в России статус кинозвезды первой величины. У кинотеатров выстраивались огромные очереди, люди штурмовали кассы и залы, иногда даже выбивая окна и срывая двери с петель. Благодаря актрисе Холодной в стране распробовали сладострастный наркотик под названием «кино». Обворожительная Вера уводила за собой людей в мир грёз, а народ жаждал этого снова и снова.

Сама же она долгое время не верила в такую славу. Иногда неброско одевалась и с младшей сестрой Соней оправлялась в самый отдалённый район Москвы, чтобы в кинотеатре понаблюдать за реакцией зрителей на её игру.

Холодной неоднократно поступали предложения переехать в Европу. Её приглашал в труппу своего театра сам Станиславский. В Веру влюблялись все, с кем она работала, и на кого лишь бросала мимолётный взгляд. У неё была масса поклонников, но ни разу она не изменила любимому мужу. Когда он получил тяжёлое ранение на фронте, Вера бросила съёмки и умчалась в госпиталь выхаживать своего Володю.

В 1916 году она перешла от Ханжонкова в киноателье Дмитрия Харитонова, где снялась более чем в двадцати фильмах, самые известные из которых:

  • «Шахматы жизни»;
  • «Столичный яд»;
  • «Ради счастья»;
  • «У камина»;
  • «Позабудь про камин, в нём погасли огни».

Смерть

Летом 1918 года актриса отправилась в Одессу для завершения съёмок в фильмах «Цыганка Аза» и «Княжна Тараканова». С ней поехали младшая сестра Соня, дочь Женя и мама. Муж, к тому времени комиссованный из-за тяжёлого ранения, остался в Москве.

В начале 1919 года на Одессу нагрянула эпидемия тяжёлой формы гриппа, именуемой в простонародье «испанкой». У Веры, переболевшей гриппом, начались лёгочные осложнения. Медики сделали всё для спасения актрисы, но 16 февраля 1919 года её сердце остановилось.

Тело актрисы забальзамировали, чтобы переправить для захоронения в Москву. Но шла война, дороги были перекрыты, Веру Холодную похоронили в Одессе. Однако кладбище это было уничтожено в 1932 году, на его месте разбили парк, до наших дней могила великой актрисы не сохранилась. Напротив дома, где она жила и умерла в Одессе, установлен красивый монумент из бронзы.

Спустя месяц от брюшного тифа скончалась мама Веры, в этом же году был расстрелян чекистами Владимир Холодный. Дочерей Женю и Нонну забрала к себе сестра Надежда.

stories-of-success.ru

Её знала вся Россия. Последняя тайна Веры Холодной

Ее кинематографическая карьера длилась всего около пяти лет. Но за эти пять лет она снялась по разным данным в более чем 40 кинокартинах. Ее яркая и насыщенная жизнь оборвалась на пике сумасшедшей популярности — «королеве немого кино» Вере Холодной было всего 25 лет. А споры о трагическом финале ее жизни, о причинах гибели продолжаются до сих пор.

Вопреки официальной версии гибели актрисы, о которой мы поговорим чуть ниже, во многих источниках упоминаются множество других. Порой диву даешься — насколько богатой может быть фантазия некоторых сочинителей. Итак, несколько версий — Веру Холодную то ли расстреляли революционные матросы как белую шпионку, то ли французский консул Энно прислал ей огромный букет отравленных белых лилий, от запаха которых она и задохнулась. Есть еще одна версия, почему-то подхваченная в последние годы некоторыми украинскими газетами: Веру Холодную задушил из ревности ее любовник, генерал Гришин-Алмазов.

Если версия об отравлении (правда, неизвестно, кем, и как) еще имеет право на существование, то первая и последняя версии смерти актрисы абсолютно безосновательны. Все, по-видимому, было гораздо проще и будничней, но от этого не менее печальней — пандемия испанского гриппа унесла в 1918—1919 годах, по разным подсчетам, от 50 до 100 миллионов жизней во всем мире.

Эта версия причины гибели актрисы сегодня считается официально признанной… Но официально признанная еще не считается достоверной. История бережно хранит множество тому примеров — 11 сентября 2001 года, загадочная гибель подводной лодки «Курск», расстрел царской семьи — таких примеров десятки, где официальная версия расходится с мнением историков и экспертов… Но какая же версия в случае с актрисой Верой Холодной действительно правдива?

В подготовке данной статьи я прочел десятки интересных (и не очень) статей. В конце концов, более подробно мне удалось остановиться на материале сборника «СВР. Из жизни разведчиков». Авторы этого сборника — уважаемые журналисты, сотрудн

moiarussia.ru

Похожие записи

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о