Ампир на марках выпуска Отдельного Корпуса Северной Армии
Отдельный Корпус Северной Армии (ОКСА) был образован в 1919 году при поддержке войск союзников и Германии и действовал на территории северо-запада России и Эстонии.
Сразу же обращаясь к выпускам почтовых марок и марок-денег, следует сказать, что полностью достоверных сведений о них не так много: филателисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, по чьей инициативе, в какой именно типографии (по одной из версий в таллинской типографии Б. Мянса) и в каком количестве были напечатаны эти марки.
Но мы вполне можем судить об их художественном оформлении. В штабе армии официально состоял художник-оформитель денежных знаков — некто полковник Шевишев. К сожалению, нам не известно какое образование получил Шевишев, каковы были его художественные предпочтения, кто был его учителем.
Рисунки марок выполнены в стиле ампир. Расцвет ампира, или позднего классицизма, пришелся на 1830-1840 гг., и к началу XX века этот стиль полностью изжил себя, и воспринимался скорее как анахронизм, хотя некоторые его декоративные элементы переосмысливались и становились органической частью модерна. 1910-1920 гг. были началом нового времени не только в истории страны, но и в истории искусства: рождается великий русский авангард, появляются футуристы и конструктивисты, вырабатывается новый пластический язык, пространство плоскости организовывается по-новому, так же как и пространство жизни. Однако, в почтовых марках первых десятилетий советской власти, эти новшества не нашли отражения (если не считать нереализованных проектов марок и шрифтов некоторых новых марок). Первые марочные выпуски РСФСР и СССР как ни странно имеют больше общего с имперскими традициями, чем с передовыми художественными течениями. Композиции марок классические, а принадлежность к новому государству выражается лишь в революционных и пролетарских атрибутах (меч, цепи, молот, наковальня). Мы видим вполне традиционные картуши и рамки, фигуры рабочих и крестьян больше напоминают античные статуи из дворцов, чем работников заводов или пахарей. Совсем скоро на этом имперском художественном языке будет говорить «сталинский ампир».
Вернемся к выпуску ОКСА. На первый взгляд, художник использует известные классические элементы, но в отличие от Дубасова и Куприянова (художников первых советских марок), не переосмысливает их в соответствии с новыми жизненными реалиями, а словно бы перерисовывает из старых книжек.
Собственно рисунки марок состоят из различных комбинаций элементов орнамента стиля ампир: профилированные панели с текстом украшены лавровыми венками и гирляндами, трофеями, ликторскими пучками (фасциями) с лабрисами (двусторонними секирами) и мечами. Принадлежность к Северной армии обозначают надпись ОКСА и нарукавный знак Армии.
Композиция марок тоже довольно стандартна (стандартна для стиля ампир и вообще классицизма), хотя и отличается некоторой нехарактерной перегруженностью деталями (для ампира характерна сдержанность и торжественная немногословность). Элементы организованы по вертикальной оси симметрии и в целом придают маркам скорее вид миниатюрных книжных или журнальных обложек середины XIX века. Очевидно, такое прямое обращение к прошлому было сознательным и подчеркивало противостояние идеологии большевизма. Кажется, что художник Шевишев все-таки совершил ошибку, не подвергнув прямые заимствования из старого стиля некоторому препарированию и трансформации. В итоге марки имеют сентиментальный и «милый» вид, что несколько не соответствует их прямому назначению и времени, в котором они существовали.
Аббревиатура ОКСА уместнее выглядела бы в дамском альбоме и к ней в полной мере относятся все предыдущие замечания. По своему замыслу и графическому исполнению она больше похожа на книжный знак, экслибрис или виньетку, и никак не отражает то, что скрывается за ней — название армии.
Скажем, что несмотря на очевидную художественную слабость, марки Отдельного Корпуса Северной Армии представляют собой несомненный исторический и научный интерес.
Блог Исторического музея — Рассказываем о нашей работе, делимся планами на будущее, знакомим с новыми проектами, публикуем интересные факты из нашей музейной истории и другие занимательные материалы
Перейти к содержимому
Записи
Опубликовано
История фирмы Фаберже — яркий пример того, как в Санкт-Петербурге …
Читать далее «180 лет фирме Фаберже»
Опубликовано
Советская графика второй половины двадцатого века нечасто становится темой для …
Читать далее «Проблемы реставрации авторской графики ХХ века на примере работ В. В. Богаткина из собрания ГИМ. К выставке, посвященной 100-летию художника»
Опубликовано
Собрание отдела изобразительных материалов Исторического музея содержит немало фотографий представителей …
Читать далее «Николай Андреевич Форбрихер: история великокняжеского врача»
Опубликовано
Название выставочного проекта «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» не …
Читать далее «Кринолин — ткань или юбка?»
Опубликовано
Помимо разнообразного оружия, самоваров и уникальной скобянки туляки-металлисты изготавливали множество …
Читать далее «Давки, вафельницы, утюги. Как туляки делали быт комфортнее»
Опубликовано
Звание «камергер» появилось в России в 1710-х гг. при Петре …
Читать далее «Ключ от всех дверей: должность камергера при российском дворе»
Опубликовано
Наталья Леонидовна Шабельская, урожденная Кронеберг (1841-1904), известна как крупнейший коллекционер русского …
Читать далее «Коллекция Натальи Леонидовны Шабельской в Историческом музее»
Опубликовано
Торговля в Тульской губернии в первой четверти XIX века была …
Читать далее ««Альбом географических карт России, расположенных на 80 листках по бассейнам морей, или Замечательный и поучительный детский гранд-пасьянс»»
Опубликовано
Альбом в форме книги-шкатулки работы мастерской П. Овчинникова был преподнесен Владимиру Андреевичу …
Читать далее «Альбом для московского генерал-губернатора»
Опубликовано
В собрании Исторического музея хранится кинокамера французского производства, принадлежавшая Петру …
Читать далее «Пётр Мосягин и его кинокамера»
Опубликовано
Скульптура «Тульская крестьянка» (высота около 20 см) родом из Петрограда, …
Читать далее «Фарфоровая тульская женщина»
Опубликовано
В 1905 году в числе предметов из коллекции Алексея Петровича …
Читать далее «Шуточные сюжеты в альбоме «Варшавская жизнь в силуэтах Розена, Рышкевича и Овицкого»»
|
|
Османская империя | Факты, история и карта
Османская империя
Все СМИ
- Дата:
- с. 1300 — 1922
- Основные события:
- Первая Мировая Война Наполеоновские войны Французские революционные войны Падение Константинополя Геноцид армян
- Ключевые люди:
- Кемаль Ататюрк Мехмед II Филипп II Леопольд I Янош Хуньяди
- Похожие темы:
- Молодые турки Янычар Ассоциации защиты прав Молодые османы Philiki Etaireía
- Похожие места:
- Россия Саудовская Аравия Израиль Турция Сирия
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Где зародилась Османская империя?
Османская империя была основана в Анатолии, на территории современной Турции. Основанная в Сегюте (недалеко от Бурсы, Турция), османская династия рано расширила свое правление за счет обширных набегов. Этому способствовал упадок династии Сельджуков, предыдущих правителей Анатолии, которые терпели поражение от монгольского нашествия.
Подробнее ниже: Османское государство до 1481 года: эпоха расширения: Истоки и расширение Османского государства, ок. 1300–1402
Анатолия
Узнайте больше об Анатолии.Как возникла Османская империя?
Османская империя началась в самом конце 13-го века с серии набегов тюркских воинов (известных как гази) во главе с Османом I, принцем (беем), чей отец, Эртугрул, основал базу власти в Сегуте. (недалеко от Бурсы, Турция). Осман и его воины воспользовались угасающей династией Сельджуков, сильно ослабленной монгольскими нашествиями. Османская династия продолжала расширяться в течение нескольких поколений, контролируя большую часть юго-восточной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки на пике своего развития. Внук Османа Мурад I заложил основу институционализированного османского государства, продолженного сыном Мурада Баязидом I.
Анатолия: Сельджуки Анатолии
Узнайте больше о взлете и падении династии Сельджуков, первой тюркской династии в регионе, которая заложила основу для подъема и расширения тюркской Османской династии.Почему Османскую империю называли «больным человеком Европы»?
После пика османского правления при Сулеймане Великолепном в 16 веке Османская империя изо всех сил пыталась сохранить свою раздутую бюрократию и децентрализованную политическую структуру. Несколько попыток реформ сохранили империю на плаву, но в основном касались неотложных проблем, и любой успех был недолгим. Самая далеко идущая из этих реформ, Танзимат, способствовала долговому кризису 1870-х годов. Его хрупкое состояние сделало его неспособным противостоять поражению в Первой мировой войне, и большая часть его территорий была разделена как трофеи, когда империя распалась.
Как распалась Османская империя?
Османская империя распалась и была разделена после поражения в Первой мировой войне. Империя уже несколько столетий находилась в упадке, пытаясь сохранить раздутую бюрократию или централизованную административную структуру после различных попыток реформ. Проблема усугублялась ростом более локальных интересов по всей империи, таких как рост националистических движений. После поражения османов в Первой мировой войне сочетание националистических движений и соглашений о разделе между союзными державами привело к ее распаду на многочисленные территории, а Турция стала непосредственным правопреемником империи.
Соглашение Сайкса-Пико
Прочтите о Соглашении Сайкса-Пико, одном из соглашений, которые разделили Османскую империю и помогли определить политические и культурные границы современного Ближнего Востока.Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Османская империя , империя, созданная тюркскими племенами в Анатолии (Малая Азия), которая превратилась в одно из самых могущественных государств в мире в течение 15 и 16 веков. Османский период длился более 600 лет и завершился только в 19 г.22 года, когда его заменили Турецкая Республика и различные государства-правопреемники в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке. В период своего расцвета империя охватывала большую часть юго-восточной Европы до ворот Вены, включая современную Венгрию, Балканский регион, Грецию и часть Украины; части Ближнего Востока, оккупированные сейчас Ираком, Сирией, Израилем и Египтом; Северная Африка на западе до Алжира; и большая часть Аравийского полуострова. Термин Осман – это династическое наименование, происходящее от Османа I (араб. Усман), кочевого туркменского вождя, основавшего и династию, и империю около 1300 г.
Османское государство до 1481 года: эпоха экспансии
Первый период османской истории характеризовался почти непрерывной территориальной экспансией, во время которой османское владычество распространилось от небольшого северо-западного анатолийского княжества до большей части юго-восточной Европы и Анатолии. Политические, экономические и социальные институты классических исламских империй были объединены с институтами, унаследованными от Византии и великих турецких империй в Центральной Азии, и были восстановлены в новых формах, которые должны были характеризовать территорию в наше время.
Происхождение и расширение Османского государства, ок. 1300–1402
На начальных этапах своей экспансии османы были лидерами турецких воинов за веру в ислам, известных под почетным титулом гази (араб. «налетчик»), которые боролись против сокращающегося христианского византийского государства. . Предки Османа I, основателя династии, были представителями племени кайы, проникшими в Анатолию вместе с массой туркменских кочевников-огузов. Эти кочевники, мигрировавшие из Средней Азии, утвердились как династия Сельджуков в Иране и Месопотамии в середине 11 века, покорили Византию после битвы при Манцикерте (1071 г.) и оккупировали восточную и центральную Анатолию в 12 веке. Гази воевали против византийцев, а затем монголов, которые вторглись в Анатолию после создания империи Иль-Ханидов (Ильханидов) в Иране и Месопотамии во второй половине 13 века.