Багряный цвет фото – Багряный цвет — описание, особенности и интересные факты

Содержание

Багряный цвет — описание, особенности и интересные факты

Цвет – это настоящее чудо. Каждый человек видит и познает мир в цветах. А ведь основных всего три: синий, желтый, красный. Другие оттенки получаются при их смешивании. «Язык» цветов не связан с культурой и расой, он интернационален.

Теплые и холодные цвета

Это условные обозначения, но они помогают в познании. Например, солнце на закате красное, днем – желтое или оранжевое. Эти оттенки ассоциируются с теплом, жизненной энергией, радостными эмоциями. Или другой, пример, звездное ночное небо, море кажутся нам холодными и синий цвет им наиболее подходит. Голубой оттенок также относится к холодным тонам, но он ближе к теплым и вызывает у людей другие эмоции.

Яркость или тон

Это наличие в каком-нибудь цвете разного количества белого или черного. Первоначально красный выглядит почти как черный, а добавляя к нему белый, он начинает постепенно светлеть и становится розовым и далее полностью переходит в белый. Черный цвет также может быть разным.

Оттенок

Это понятие также означает цвет. Все спектральные цвета делятся на основные, которых насчитывается семь.

Между ними располагаются так называемые переходные цвета и тот, который наиболее близко находится к основному называют оттенком. Например, между красным и оранжевым также присутствуют тона, в которых больше или того или иного цвета. Самый ближний к красному – это его оттенок.

Происхождение названия цветов

Багряный цвет это какой? В синонимических словарях – это кровавый, красный, алый, багровый, пунцовый, вишневый, пурпурный. В церковнославянских – это чермный, червленый, рыжий.

Существует две группы обозначения краски или цвета: древние, это белые и черные; новые, пришедшие из чужих языков.
  • Багряный и багровый цвет. Одним общим словом багр называли краску красную и ее оттенки. В результате получилось два названия: багряный и багровый. Первый – это яркий чистый красный, второй – красный густой цвет.
  • Красный. Алый цвет в Древней Руси назывался червонный или червленый, так как краску готовили из определенного вида червяков (червецов). Старославянское наименование красного – это чермное, т. е. прелестное, красивое. Корень этого слова красный обозначает то, что несомненно, радует глаз – красный молодец, красна девица, красно солнышко.
  • Бордовый. Означает темно-красный. Название было заимствовано из французского языка.

О листьях

В странах, где есть четыре времени года, существует возможность наблюдать за удивительным явлением – жизненным циклом листьев, начиная от появления почки и вплоть до изменений зеленой листвы на багряный цвет, а далее желтый. По их внешнему виду можно определить:

  • достаточно ли поступает питательных веществ, в том числе микро- и макроэлементов с водой;
  • баланс питания;
  • состояние здоровья растения.

Например, при избытке кислот, поступающих с водой, по краям листиков образуется красноватый оттенок. В осенний листопад деревья и кустарники освобождаются от многих вредных веществ, накопившихся в пластинах листка. Покраснение и пожелтение их это явный признак перемен. В отсутствие света процесс образования хлорофилла угасает и лист теряет зеленый окрас. Именно в этот период активно проявляются желтые и оранжевые пигменты.

Некоторые деревья (дикий виноград, осина, клен) приобретают красивый багряный цвет листьев. Это превращение становится возможным благодаря содержанию, антоциана, который растворен в водянистой жидкости растения. При низкой температуре окружающей среды его количество увеличивается, и листовая пластина приобретает буроватый оттенок. Поступление питательных веществ и этот период существенного уменьшается и постепенно совсем прекращается.

Багряный цвет: психологическая характеристика

Люди, склонные к возбуждению, раздражению не выдерживают в течение длительного времени красный цвет, они его отвергают. Покой, отдых и разрядку находят в других оттенках. Красный для них воспринимается как угроза, а не как собственная мощь, сила. Отторжение багряного может быть связано с психическим и физическим истощением организма индивида, его общей слабостью.

Проведение цветовых тестов на пациентах с сердечно-сосудистыми патологиями позволило вести наблюдения за клиническим проявлением заболевания и психическими процессами. Индивид, находящийся в течение длительного времени под воздействием сильнейшего стресса и из-за него приближающийся к поражению сердечной мышцы или инфаркту, выбирает сине-зеленый вместе с багряно-красным цветом.

Этот факт свидетельствует о сильнейшем напряжении. Однако, серый и коричневый тон указывает, что у человека уже преобладает истощение нервной системы. Синий цвет, символизирующий покой, он не воспринимает. Красный цвет обладает возбуждающим действием. В одеянии королей, кардиналов всегда присутствует этот тон.Знамя русской революции окрашено в багряный цвет. Красное – это господство, переворот.

Могущественным ощущает себя тот, кто полон энергией, жизненной силой и наделен чувством собственного достоинства. Именно эти качества и символизирует красный цвет. Однако, слабый перед сильным воспринимает его как угрозу. Поэтому предметы, которые указывают на опасность окрашены в красный цвет.

Красные пожарные машины и противопожарное оборудование воспринимаются как огромная степень тревоги. В этом случае действие багряного цвета проявляется как раздражающие и впоследствии вызывает возбуждение. На светофоре красный сигнал, предупреждая водителя об угрозе столкновения, заставляет его остановиться.

Интересные факты

  1. Черный ящик или бортовой самописец, который имеется на всех самолетах, на самом деле красного цвета. Такая окраска позволяет его быстрее обнаружить в случае катастрофы.
  2. На корриде бык реагирует не на плащ красного цвета матадора, а на движение. Он не способен различать цвета. На красном фоне не так заметна кровь животного.
  3. В стиле кантри используют большое количество приглушенных цветов. Интерьеры выполняют в красках, близких к природе: зеленом, желтом, голубом, нежно-розовом и золотисто-багряном цвете.
  4. Красной краской раскрашивали лица древнеримские полководцы, одержав победу. А делали они это в честь Марса – бога войны.
  5. «Красное сердце» – так называют откровенного человека в Китае.
  6. В восточных странах, в красные одежды одевались все участники брачной церемонии.

Цветотерапия или лечение цветом

Эта наука ведет свое исчисление с 1877 года. Ученые Баббит и Плезантон занимались исследованием целебных свойств цвета. В опубликованных научных трудах были даны рекомендации по использованию цветов при лечении разных патологий. При бесплодии рекомендовалось использовать багряный цвет, а для лечения расстройств центральной нервной системы – голубой оттенок.

В девятнадцатом веке одним из немецких врачей было выявлено, что расширяет сосуды красный цвет, а сужает – синий. Цвет способен излучать энергию, которую надо использовать во благо своего здоровья. От психологического состояния индивида зависит выбор цвета одежды. Если в ранние утренние часы человек испытывает усталость, то выбор останавливается на нарядах теплых тонов: оранжевого, красного или желтого цвета.

После тяжелого и напряженного рабочего дня, и неустойчивого психологического состояния, проявляющегося нервозностью, раздражительностью, в вечернее время появляется желание одеться в спокойные цвета: зеленые, голубые или синие. Наше состояние и психическое, и физическое требует таких перемен в связи с тем, что имеется связь между физиологическими показателями индивида и цветами, на которые человек смотрит.

В организме происходит следующая цепочка. Неяркие, мрачные оттенки посылают эндокринной системе мало импульсов, соответственно синтез гормональных веществ, оказывающих непосредственное влияние на жизненный тонус, уменьшается. Снижается сопротивляемость организма, хронические болезни обостряются.

Еще Авиценна рекомендовал одежду красного цвета во время болезни или хандры. Красный – убирает отрицательные эмоции, тоску, оказывает стимулирующие влияние на работу мышц и внутренних органов. Для поднятия настроения бывает достаточно положить красные салфетки или поставить красное блюдце.

Шерстяной ниточкой красного цвета обвязывали место вокруг ушиба для снятия болевого синдрома и быстрейшего выздоровления. Багряный действует как обезболивающее при болях в позвоночнике, заживляет язвенные поражения желудка, лечит воспалительные процессы наружных половых органов. Польза этого цвета проявляется во многих овощах и фруктах. Он эффективен при лечении депрессивных расстройств, подавленного состояния.

Сангвиникам и холерикам красные оттенки не рекомендуются. Носить одежды этого цвета желательно недлительное время. Энергетика красного цвета помогает отстаивать свои права, отводить неприятные переживания, достигать цели, придает уверенности.

В заключение

Как выглядит багряный цвет? Это темно-красный с лиловым или синеватым оттенком, густо-красный с синеватым оттенком именно так выглядит этот цвет глазами художников. У них несколько другие названия цветов и их восприятие. Например, модное в начале двадцатого столетия слово «геморроидальный» означало красный цвет нездорового индивида. Другими словами, багряный – это широкая гамма всех оттенков красного цвета.

fb.ru

А ведь у цвета и оттенков тоже есть история

История цвета

Леонардо да Винчи(1452-1519) Первый, кто создал стройную систему цветов, был гений Возрождения — Леонардо да Винчи. Он установил, что мноогобразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Он написал: «Простых цветов — 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный». Леонардо да Винчи выделил также два возможных аспектов цветов: художественный и физический.

Исаак Ньютон(1643-1727) Полтора века спустя 23-х летний Исаак Ньютон при помощи солнечной призмы и стекла переломил солнечный цвет и получил радугу (спектр). Он считал основными цветами синий, желтый и красный, из которых получаются остальные промежуточные цвета.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) В 1810 году был напечатан огромный, занимающий 1400 страниц «Труд о природе цвета». Его автором был Иоганн Вольфганг Гете . Именно так, всем известный немецкий поэт васказывался по этому поводу так: «Всему, чего я достиг как поэт, я не придаю никакого значения…». Свое учение о цвете он ценил выше, чем «Гец» или «Ифигению». Особенный интерес вызывает «часть о воздействии цветов на зрение и разум».

Гете рассматривал феномен цветов комплексно: учитывая его физиологический и психологический аспекты. Он открыл феномен контраста: если мы смотрим на свет, то получаем темную копию предмета и наоборот, исли смотреть из темноты на освященный предмет, виден и цвет предмета. Эффект сочетания цветов между собой, когда одни из них усиливаю друг друга, а другие приглушают.

В наше время книга Гете во многом устарела, но ее часть посвященная трактовке цветов, их символическому, мифологическому и психологическому содержанию, не потеряла своей значимости.

Цвета окружают нас повсюду: будь то голубой чистого неба или чёрный цвет автомобиля. Давно вошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый – слова, которые на слуху. Все знают, что обозначают эти слова, но немногие могут сказать, что знакомы с их происхождением.

Белый цвет.

Белый цвет признан самым древним. Слово, его обозначающее, имеет индоевропейский корень «bra» или «bre» в значении «блестеть, светить, сиять». И, действительно, белый цвет часто ассоциируется с понятием «светлый». У многих народов белоснежные оттенки символизируют свет, чистоту, невинность.

Чёрный цвет.

Чёрный цвет, как ни странно, связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньтъ, Поньтьское море. Понтийское море – древнее название Чёрного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось тёмным, мрачным. Кстати, слово «чёрный» связано и с древнеиранским «тёмный».

Красный цвет.

Слово «красный» является общеславянским по происхождению. Образовано оно от слова «краса» и употреблялось поначалу как «хороший, красивый». Лишь после 16 века «красный» стал символизировать наиболее яркий цвет в цветовом спектре. У красного цвета есть много оттенков.

Багряный цвет.

Багряный цвет или багрец связано с древнерусским «багърь», означающим «красная краска, красный цвет». Есть 3 версии в отношении истории слова «багряный». Одна версия предполагает, что у этого слова приставка «ба» и корень от «гореть», то есть красный цвет ассоциируется с пламенем. Вторая гипотеза связывает слово «багърь» с древним словом «багъно», что означает «грязь, болото». Не удивляйтесь. Вода в болотистой местности грязно- красного, ржавого цвета, поэтому у древних людей красный цвет ассоциировался с болотом. Третье предположение основано на заимствовании слова «багърь» с восточной части Средиземноморья. Оттуда привозили красный краситель, который и дал название багряному цвету.

Червонный цвет.

Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» базируется на слове «червь». Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида.

Алый цвет.

Слово «алый» имеет тюркское происхождение. Означало оно ярко-красный, светло-розовый цвет. Некоторые лингвисты связывают «алый» с арабским словом «alaw» — «пламя», а также с грузинским «ali».

Розовый цвет.

Слово «розовый» имеет польско-украинские корни («рожевий», «roz†owy»). Произошло оно от названия соответствующего цветка «роза»

Зелёный цвет.

«Зелёный» связано с древним «зелъ» («зелёный»). В древнерусском языке функционировало существительное «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Этот же корень есть у знакомых нам слов «злак, зелье, зола, золотой, жёлтый».

Жёлтый цвет.

Как уже было сказано, слово «жёлтый» иметь общий корень со словами «зелёный», «золото», «зола». Никто бы и не догадался, что золотой, зелёный и жёлтый цвета – «родственники».

Оранжевый цвет.

Слово «оранжевый» пришло к нам из французского языка. К заимствованному «orange» прибавился суффикс -ев- на русской платформе. «Orange» в переводе – апельсин, то есть оранжевый цвет — «цвет апельсина».

Голубой цвет.

Происхождение слова «голубой» достаточно туманно. Голубой цвет считают производным от слова «голубь». Окраске этих птиц подобрали точное название — «голубой». Выходит, что раньше голубой цвет позиционировали как сизый, а не светло-голубой. Уточнили оттенок голубого цвета лишь к 18 веку, до этого никто точно не мог сказать, каков он.

Синий цвет.

«Синий» связано со словом «сиять», поэтому изначальное значение- «сверкающий, сияющий». Исследователи встречали слово «синий» в значении «чёрный», «тёмный». Помните выражение «иссиня-чёрный»? Синий цвет приобрёл современный смысл под влиянием моря, сверкающего под лучами солнца и цвета неба с сияющим на нём солнцем.

Фиолетовый цвет.

История слова «фиолетовый» имеет долгую историю. К нам оно пришло в 18 веке из польского языка (fioletowy). В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого (violet). Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское «violet» восходит к латинскому слову «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый».

Вот так появились названия цветов. Все они возникли на основе предметов и явлений, тяготеющих к этим цветам. Так, белый цвет связан с блеском и светом, «чёрный» — с тёмным морем, «красный» — с красотой, зелёный и жёлтый цвета – с травой, зеленью, «оранжевый» — с цветом апельсина, голубые оттенки – с окраской голубей, «синий» связан с сиянием, фиолетовый цвет – с цветом фиалки.

www.livemaster.ru

Багряный цвет — описание, особенности и интересные факты

Образование 10 декабря 2017

Цвет – это настоящее чудо. Каждый человек видит и познает мир в цветах. А ведь основных всего три: синий, желтый, красный. Другие оттенки получаются при их смешивании. «Язык» цветов не связан с культурой и расой, он интернационален.

Теплые и холодные цвета

Это условные обозначения, но они помогают в познании. Например, солнце на закате красное, днем – желтое или оранжевое. Эти оттенки ассоциируются с теплом, жизненной энергией, радостными эмоциями. Или другой, пример, звездное ночное небо, море кажутся нам холодными и синий цвет им наиболее подходит. Голубой оттенок также относится к холодным тонам, но он ближе к теплым и вызывает у людей другие эмоции.

Яркость или тон

Это наличие в каком-нибудь цвете разного количества белого или черного. Первоначально красный выглядит почти как черный, а добавляя к нему белый, он начинает постепенно светлеть и становится розовым и далее полностью переходит в белый. Черный цвет также может быть разным.

Оттенок

Это понятие также означает цвет. Все спектральные цвета делятся на основные, которых насчитывается семь. Между ними располагаются так называемые переходные цвета и тот, который наиболее близко находится к основному называют оттенком. Например, между красным и оранжевым также присутствуют тона, в которых больше или того или иного цвета. Самый ближний к красному – это его оттенок.

Происхождение названия цветов

Багряный цвет это какой? В синонимических словарях – это кровавый, красный, алый, багровый, пунцовый, вишневый, пурпурный. В церковнославянских – это чермный, червленый, рыжий.

Существует две группы обозначения краски или цвета: древние, это белые и черные; новые, пришедшие из чужих языков.

  • Багряный и багровый цвет. Одним общим словом багр называли краску красную и ее оттенки. В результате получилось два названия: багряный и багровый. Первый – это яркий чистый красный, второй – красный густой цвет.
  • Красный. Алый цвет в Древней Руси назывался червонный или червленый, так как краску готовили из определенного вида червяков (червецов). Старославянское наименование красного – это чермное, т. е. прелестное, красивое. Корень этого слова красный обозначает то, что несомненно, радует глаз – красный молодец, красна девица, красно солнышко.
  • Бордовый. Означает темно-красный. Название было заимствовано из французского языка.

О листьях

В странах, где есть четыре времени года, существует возможность наблюдать за удивительным явлением – жизненным циклом листьев, начиная от появления почки и вплоть до изменений зеленой листвы на багряный цвет, а далее желтый. По их внешнему виду можно определить:

  • достаточно ли поступает питательных веществ, в том числе микро- и макроэлементов с водой;
  • баланс питания;
  • состояние здоровья растения.

Например, при избытке кислот, поступающих с водой, по краям листиков образуется красноватый оттенок. В осенний листопад деревья и кустарники освобождаются от многих вредных веществ, накопившихся в пластинах листка. Покраснение и пожелтение их это явный признак перемен. В отсутствие света процесс образования хлорофилла угасает и лист теряет зеленый окрас. Именно в этот период активно проявляются желтые и оранжевые пигменты. Некоторые деревья (дикий виноград, осина, клен) приобретают красивый багряный цвет листьев. Это превращение становится возможным благодаря содержанию, антоциана, который растворен в водянистой жидкости растения. При низкой температуре окружающей среды его количество увеличивается, и листовая пластина приобретает буроватый оттенок. Поступление питательных веществ и этот период существенного уменьшается и постепенно совсем прекращается.

Багряный цвет: психологическая характеристика

Люди, склонные к возбуждению, раздражению не выдерживают в течение длительного времени красный цвет, они его отвергают. Покой, отдых и разрядку находят в других оттенках. Красный для них воспринимается как угроза, а не как собственная мощь, сила. Отторжение багряного может быть связано с психическим и физическим истощением организма индивида, его общей слабостью. Проведение цветовых тестов на пациентах с сердечно-сосудистыми патологиями позволило вести наблюдения за клиническим проявлением заболевания и психическими процессами. Индивид, находящийся в течение длительного времени под воздействием сильнейшего стресса и из-за него приближающийся к поражению сердечной мышцы или инфаркту, выбирает сине-зеленый вместе с багряно-красным цветом.

Этот факт свидетельствует о сильнейшем напряжении. Однако, серый и коричневый тон указывает, что у человека уже преобладает истощение нервной системы. Синий цвет, символизирующий покой, он не воспринимает. Красный цвет обладает возбуждающим действием. В одеянии королей, кардиналов всегда присутствует этот тон.Знамя русской революции окрашено в багряный цвет. Красное – это господство, переворот.

Могущественным ощущает себя тот, кто полон энергией, жизненной силой и наделен чувством собственного достоинства. Именно эти качества и символизирует красный цвет. Однако, слабый перед сильным воспринимает его как угрозу. Поэтому предметы, которые указывают на опасность окрашены в красный цвет. Красные пожарные машины и противопожарное оборудование воспринимаются как огромная степень тревоги. В этом случае действие багряного цвета проявляется как раздражающие и впоследствии вызывает возбуждение. На светофоре красный сигнал, предупреждая водителя об угрозе столкновения, заставляет его остановиться.

Интересные факты

  1. Черный ящик или бортовой самописец, который имеется на всех самолетах, на самом деле красного цвета. Такая окраска позволяет его быстрее обнаружить в случае катастрофы.
  2. На корриде бык реагирует не на плащ красного цвета матадора, а на движение. Он не способен различать цвета. На красном фоне не так заметна кровь животного.
  3. В стиле кантри используют большое количество приглушенных цветов. Интерьеры выполняют в красках, близких к природе: зеленом, желтом, голубом, нежно-розовом и золотисто-багряном цвете.
  4. Красной краской раскрашивали лица древнеримские полководцы, одержав победу. А делали они это в честь Марса – бога войны.
  5. «Красное сердце» – так называют откровенного человека в Китае.
  6. В восточных странах, в красные одежды одевались все участники брачной церемонии.

Цветотерапия или лечение цветом

Эта наука ведет свое исчисление с 1877 года. Ученые Баббит и Плезантон занимались исследованием целебных свойств цвета. В опубликованных научных трудах были даны рекомендации по использованию цветов при лечении разных патологий. При бесплодии рекомендовалось использовать багряный цвет, а для лечения расстройств центральной нервной системы – голубой оттенок. В девятнадцатом веке одним из немецких врачей было выявлено, что расширяет сосуды красный цвет, а сужает – синий. Цвет способен излучать энергию, которую надо использовать во благо своего здоровья. От психологического состояния индивида зависит выбор цвета одежды. Если в ранние утренние часы человек испытывает усталость, то выбор останавливается на нарядах теплых тонов: оранжевого, красного или желтого цвета.

После тяжелого и напряженного рабочего дня, и неустойчивого психологического состояния, проявляющегося нервозностью, раздражительностью, в вечернее время появляется желание одеться в спокойные цвета: зеленые, голубые или синие. Наше состояние и психическое, и физическое требует таких перемен в связи с тем, что имеется связь между физиологическими показателями индивида и цветами, на которые человек смотрит.

В организме происходит следующая цепочка. Неяркие, мрачные оттенки посылают эндокринной системе мало импульсов, соответственно синтез гормональных веществ, оказывающих непосредственное влияние на жизненный тонус, уменьшается. Снижается сопротивляемость организма, хронические болезни обостряются. Еще Авиценна рекомендовал одежду красного цвета во время болезни или хандры. Красный – убирает отрицательные эмоции, тоску, оказывает стимулирующие влияние на работу мышц и внутренних органов. Для поднятия настроения бывает достаточно положить красные салфетки или поставить красное блюдце.

Шерстяной ниточкой красного цвета обвязывали место вокруг ушиба для снятия болевого синдрома и быстрейшего выздоровления. Багряный действует как обезболивающее при болях в позвоночнике, заживляет язвенные поражения желудка, лечит воспалительные процессы наружных половых органов. Польза этого цвета проявляется во многих овощах и фруктах. Он эффективен при лечении депрессивных расстройств, подавленного состояния.

Сангвиникам и холерикам красные оттенки не рекомендуются. Носить одежды этого цвета желательно недлительное время. Энергетика красного цвета помогает отстаивать свои права, отводить неприятные переживания, достигать цели, придает уверенности.

В заключение

Как выглядит багряный цвет? Это темно-красный с лиловым или синеватым оттенком, густо-красный с синеватым оттенком именно так выглядит этот цвет глазами художников. У них несколько другие названия цветов и их восприятие. Например, модное в начале двадцатого столетия слово «геморроидальный» означало красный цвет нездорового индивида. Другими словами, багряный – это широкая гамма всех оттенков красного цвета.


Источник: fb.ru

monateka.com

Багровый цвет — это… Что такое Багровый цвет?


Багровый цвет

Багровый цвет — один из оттенков красного цвета, темнее и глуше алого.

Интересные факты

Категория:
  • Оттенки красного цвета

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Багровые реки (значения)
  • Багряжка (река)

Смотреть что такое «Багровый цвет» в других словарях:

  • Багровый цвет снегопада — Багровый цвет снегопада …   Википедия

  • Багровый цвет снегопада (фильм) — …   Википедия

  • багровый — прил., употр. сравн. часто Морфология: багров, багрова, багрово, багровы; багровее 1. Багровый цвет это густой тёмно красный цвет. 2. Багровым называют что либо тёмно красного цвета, цвета венозной крови или свёклы. Багровый закат. | Багровый… …   Толковый словарь Дмитриева

  • багровый — Древнерусское – багръ. Старославянское – багьръ. Общеславянское – bagrъ. Индоевропейское – bhagh или bhogh (грязь, топь, болото). Слово «багровый» впервые встречается в памятниках древнерусского языка начала XVI в. Как и «багряный», это слово… …   Этимологический словарь русского языка Семенова

  • Цвет —    одно из свойств предметов, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Играет исключительную роль в жизни и деятельности каждого отдельного человека и общества в целом: в промышленности, на транспорте, в искусстве, в технике передачи… …   Энциклопедия моды и одежды

  • багровый — ая, ое Темно красный, густо красный с синеватым отливом. Багровый закат. Багровый дым пожара. Нетрудно догадаться, что толстяк с багровой физиономией, которого поместили в клинике в комнате № 119, был Никанор Иванович Босой (Булгаков). Синонимы:… …   Популярный словарь русского языка

  • багровый — Искон. Суф. производное от ст. сл. багръ «красная краска, красный цвет» (отсюда же багрец). Вероятно, того же корня, что и диал. багатье «огонь, пламя». Суф. р , как в бодрый, ведро и т. п.. Багровый буквально «цвета пламени» …   Этимологический словарь русского языка

  • Багровый —    густо красный, пурпуровый цвет.    (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) …   Энциклопедия моды и одежды

  • Красный цвет — цвет крови, в русской культуре получивший особое признание и самое широкое символическое толкование. В русской бытовой культуре это самый любимый и избираемый цвет, один из первых открытых цветов, используемых в качестве краски. Этот цвет получил …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Красный цвет — Для термина «Красный» см. другие значения. Красный Цветовые координаты HEX #FF0000 RGB¹ (r, g, b) (255, 0, 0) …   Википедия


dic.academic.ru

Названия цветов и оттенков (продолжаю самообразовываться).

Здравствуйте, уважаемые мастера!

Снова нашла в своём компьютере давно сохранённую информацию из интернета о названиях цветов и оттенков (теперь не таблицы, а словесное описание). И снова решила поделиться со всеми: удивляться одной-разве это интересно?
Яхонтовый, электрик, маренго… Что это?…Очень нужные знания!
А вот «последний вздох жако» или «сюрприз дофина»…………? Что же это за цвета такие?
Если кому-нибудь это интересно-присоединяйтесь!!! Давайте расширять свой кругозор!!!

P.S.-источник информации уже давно стёрся из памяти…

——————————————————————————————————————————-
Аделаида — красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. А аграфенина цвета нет?»).

Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.

Адского пламени, адского огня — лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.

Алебастровый — бледно-желтый с матовым оттенком.

Ализариновый — цвет красных ализариновых чернил.

Альмандиновый — темно-вишневый.

Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou.

Амарантовый — цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» — красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.

Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего — о цвете неба.

Бакановый (баканный) — от «бакан» — багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.

Багор — густо-красный с синеватым оттенком.

Бедра испуганной нимфы — оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский — «ляжкой испуганной Машки».

Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.

Бисквитный — нежный серовато-зеленый.

Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.

Бисмарк-фуриозо — коричневый с красный отливом.

Бисной — седой, серебристый.

Бистровый — цвет бистра, густой коричневый, бурый.

Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый), — кремовый оттенок белого. У Даля — тельный, телесный цвет.

Блокитный — сине-голубой. По-украински «блакитный» — именно голубой.

Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).

Бордоского вина — красно-фиолетовый.

«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.

Бристольский голубой — ярко-голубой.

Брусничный — когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).

Брусьяный, брусвяный — красный, багряный, цвета брусники.

Буланый — серо-бежевый.

Бурнастый — то же, что бурый.

Бусый — темный голубо-серый или серо-голубой.

Вайдовый — синий. Вайда использовалась вместо индиго.

Веселая вдова — оттенок розового.

Вердепешевый — желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).

Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris.

Вермильон — ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.

Винный — желтовато-красный.

Влюбленной жабы — зеленовато-серый.

Вороний глаз — черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).

Вощаный — цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.

Гавана — серый с оттенком коричневого или наоборот.

Гаити — или розовый, или ярко-синий.

Гвоздичный — серый.

Гелиотроповый — цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.

Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубиной шейки — оттенок серого.

Гороховый — серый или грязно-желтый.

Гортензия — нежно-розовый.

Гридеперливый — жемчужный оттенок серого.

Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как «розового».

Гусиного помета (мердуа) — желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый — с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.

Дети Эдуарда — оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)

Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий, дикенький — светло-серый.

Драконьей зелени — очень темный зелёный.

Дроковый — желтый, цвет краски из цветка дрока.

Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый»

Жандарм — оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.

Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый.

Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».

Жженого кофе — сложный оттенок коричневого.

Жженого хлеба — сложный оттенок коричневого.

Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол —

старое название благородного опала.

Жирафовый — желто-коричневый.

Жонкилевый — цвет нарцисса.

Зекрый — темный, светло-синий, сизый.

Инкарнатный — цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.

Испуганной мыши — нежно-серый цвет.

Иудина дерева — ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).

Какао-шуа — цвет горячего шоколада.

Камелопардовый — желтовато-коричневый.

Кардинал на соломе — сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об «ожерелье королевы»).

Кармазинный, кармезинный — насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.

Карминный, карминовый — оттенок ярко-красного.

Кармелитовый, капуциновый — чистый оттенок коричневого.

Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.

Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.

КашУ — рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.

Колумбиновый — сизый, от франц. colombin, «голубь».

Коричный — то же, что коричневый.

Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой.

Кошенилевый — ярко-красный, слегка малиновый.

Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.

Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.

Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.

Кубовый — синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же — индиго).

Куропаткины глаза — светло-красный.

Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.

Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.

Лани (от названия животного) — желтовато-коричневый.

Лесных каштанов — темный коричневый с рыжеватым оттенком.

Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии.

Лондонского дыма — тёмно-серый.

Лорд Байрон — темный коричневый с рыжеватым оттенком.

Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.

Лягушки в обмороке — светлый серо-зеленый.

Магово-гуляфный — красно-розовый.

Маджента — ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.

Майский жук — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

Маренго — серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.

Маренго-клер — светло-серый.

Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.

Маркизы Помпадур — оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь — Rose Pompadour.

Массака — темно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».

Медвежий (он же медвежьего ушка) — темно-каштановый оттенок коричневого.

Милори — темно-голубой, синий.

Мов — розовато-лиловый.

Мордоре, мардоре — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.

Московского пожара — похож на цвет давленой брусники.

Мурамный, муаровый — травянисто-зеленый.

Накаратовый, накаратный — оттенок красного, «жаркий», алый. От франц. naca-rat.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, ичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому — он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» — коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.

Нефритовый — насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.

Облакотный — цвета облака.

Оброщеный — багряный.

Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.

Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.

Орельдурсовый — темный коричневый с рыжеватым оттенком.

Осиновый — зеленый с сероватым оттенком.

Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.

Павлиний — синевато-лиловый.

Палевый — розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille — «солома». Согласно Далю, палевый — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.

Парижская синь — ярко-синий.

Парижский голубой — cветло-голубой.

Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».

Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом.

Паука, замышляющего преступление — темный оттенок серого. По другим источникам — черный с краснотой.

Пелесый — темный, бурый.

Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком.

Перловый — жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.

Померанцевый — апельсиновый с розовым.

Порфирный, порфировый — пурпурный.

Последний вздох жако — желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Плавый — светло-желтый. У Даля — изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.

Празеленый — иссиня-зеленоватый.

Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца.

Прюнелевый — оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.

Пукетовый — (от испорченного «букет»), расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский».

Пунцовый — ярко, густо или темно-алый (червчатый).

Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи — от французского puce — «блоха». Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и — врут, наверное, — цвет «блохи в родильной горячке»).

Ранжевый — то же, что оранжевый.

Резвая пастушка — оттенок розового.

Рвота императрицы — оттенок коричневого.

Редрый — бурый, рыжий, красноватый.

Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

Савоярский — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

Семги — оттенок розового.

Селадоновый — серовато-зеленый.

Сизый — цвет голубя, после просто синий.

Силковый — голубой, васильковый.

Сине-алый — темно-фиолетовый.

Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».

Синявый — с синим отливом.

Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet.

Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый.

Соловый — серый. По этому цвету назван соловей.

Сольферино — ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.

Сомо — розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире».

Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.

Стризовый — ярко-красный.

Сюрприз дофина. Он же — цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».

Танго — оранжевый с коричневым оттенком.

Таусинный — синий, от слова «павлин». Синевато-лиловый. Согласно Далю — темносиний, согласно Новому словарю русского языка — темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.

Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.

Турмалиновый — темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.

Фисташковый — грязновато-зеленый.

Фрез, фрезовый — цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка — розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.

Фуксии — насыщенный розовый.

Цинковый — цвета цинка, синевато-белый.

Червчатый — смесь багряного с синим, ярко-малиновый.

Чермной — искрасна-рыжий.

Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.

Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского.

Шамуб — светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.

Шанжан — цвет с переливающимися оттенками

Шарлах — ярко-красный, от названия краски.

Шартрез — жёлто-зелёный.

Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Экрю — цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.

Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

Электрон — ярко-голубой с прозеленью.

Юбагрый (убагрый) — багровый, светло-багряный; светло-синий.

Юфтевый — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.

Яхонтовый — красный, фиолетовый или темно-голубой

www.livemaster.ru

Цвет бедра испуганной нимфы. (Идиотские названия цветов). | Блогер wqer на сайте SPLETNIK.RU 2 июля 2016

                     
Веселая вдова — оттенок розового.
Вердепешевый — желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик)
Влюбленной жабы — зеленовато-серый
Гавана — серый с оттенком коричневого или наоборот
Гаити — или розовый, или ярко-синий
Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название
Лондонского дыма — тёмно-серый
Лорд Байрон — темный коричневый с рыжеватым оттенком
Какао-шуа — цвет горячего шоколада
Майский жук — цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом
Экрю — цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый
Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом

Аделаида – красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?»).
Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня – лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Алебастровый — бледно-желтый с матовым оттенком.
Ализариновый — цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый — темно-вишневый.
Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou.
Амарантовый — цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.


Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего — о цвете неба.
Бакановый (баканный) — от «бакан» — багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др. 
Багор — густо-красный с синеватым оттенком.
Базарного огня — определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
Барканский — один из оттенков красной гаммы (от баркан ‘плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)
Бистровый — — густой коричневый, бурый (от бистр — прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский – «ляжкой испуганной Машки».
Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Бисквитный — нежный серовато-зеленый.
Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк-фуриозо — коричневый с красный отливом.
Бисной — седой, серебристый.
Бистровый — цвет бистра, густой коричневый, бурый. 
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.
Бле-раймондовый – оттенок синего цвета (от фра. bleu «синий»+ имя Raymond).
Блокитный – сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.
Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин). 


Болкатый — черный, темный.
Бордоского вина — красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой — ярко-голубой.
Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
Брусьяный, брусвяный — красный, багряный, цвета брусники.
Брэнсолитеровый — оттенок коричневого.
Буланый — серо-бежевый.
Бурнастый — то же, что бурый.
Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый – синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Веселая вдова — оттенок розового.
Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Вердепомовый – светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
Вермильон — ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.
Винный – желтовато-красный.
Влюбленной жабы – зеленовато-серый.
Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Вощаный – цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити – или розовый, или ярко-синий.
Гвоздичный – серый.
Гелиотроповый — цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки — оттенок серого.
Гороховый – серый или грязно-желтый.
Гортензия – нежно-розовый.
Гридеперливый – жемчужный оттенок серого.
Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как «розового».
Гусиного помета (мердуа) – желто-зеленый с коричневым отливом.
Двуличневый – с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Дети Эдуарда – оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький – светло-серый.
Драконьей зелени — очень темный зелёный.
Дроковый — желтый, цвет краски из цветка дрока. 
Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый»
Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».
Жженого кофе – сложный оттенок коричневого.
Жженого хлеба – сложный оттенок коричневого.
Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол — 
старое название благородного опала. 
Жирафовый – желто-коричневый.
Жонкилевый – цвет нарцисса.
Зекрый – темный, светло-синий, сизый.
Инкарнатный — цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной. 
Испуганной мыши – нежно-серый цвет. 
Иудина дерева – ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).


Какао-шуа — цвет горячего шоколада.
Камелопардовый – желтовато-коричневый.
Кардинал на соломе — сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об «ожерелье королевы»).
Кармазинный, кармезинный — насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина. 
Карминный, карминовый — оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого.
Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани. 
Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды. 
Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды. 
КашУ – рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Колумбиновый — сизый, от франц. colombin, «голубь». 
Коричный — то же, что коричневый.
Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
Кошенилевый — ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены. 
Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый – синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго). 
Куропаткины глаза – светло-красный.
Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лани (от названия животного) – желтовато-коричневый.
Лесных каштанов – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии. 
Лондонского дыма — тёмно-серый. 
Лорд Байрон – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.
Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый.
Магово-гуляфный – красно-розовый.
Маджента – ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук – цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маренго – серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер — светло-серый.
Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Маркизы Помпадур – оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь — Rose Pompadour.
Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».
Медвежий (он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого.
Милори — темно-голубой, синий.
Мов — розовато-лиловый.
Мордоре, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.


Московского пожара – похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый – травянисто-зеленый.
Накаратовый, накаратный – оттенок красного, «жаркий», алый. От франц. naca-rat.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому — он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Нефритовый — насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Облакотный – цвета облака.
Оброщеный — багряный. 
Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца. 
Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной. 
Орельдурсовый – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Осиновый — зеленый с сероватым оттенком.
Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора. 
Павлиний — синевато-лиловый. 
Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – «солома». Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь — ярко-синий. 
Парижский голубой — cветло-голубой. 
Парижской грязи – грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».
Парнасской розы – оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление – темный оттенок серого. По другим источникам — черный с краснотой.
Пелесый — темный, бурый.
Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком. 
Перловый — жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг. 
Померанцевый — апельсиновый с розовым.
Порфирный, порфировый — пурпурный.
Последний вздох жако – желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.


Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Празеленый – иссиня-зеленоватый.
Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца. 
Прюнелевый – оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Пукетовый — (от испорченного «букет»), расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский».
Пунцовый — ярко, густо или темно-алый (червчатый). 
Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – «блоха». Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и – врут, наверное, – цвет «блохи в родильной горячке»).
Ранжевый — то же, что оранжевый. 
Резвая пастушка — оттенок розового.
Рвота императрицы — оттенок коричневого. 
Редрый — бурый, рыжий, красноватый.
Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Савоярский – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Семги – оттенок розового. 
Селадоновый – серовато-зеленый. 
Сизый – цвет голубя, после просто синий.
Силковый – голубой, васильковый.
Сине-алый – темно-фиолетовый.
Синетный – церковное слово, означающее «сплошь синий».
Синявый – с синим отливом.
Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet. 
Смурый – коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый – серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.
Сомо – розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире».
Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Стризовый — ярко-красный.
Сюрприз дофина. Он же – цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».
Танго – оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный – синий, от слова «павлин». Синевато-лиловый. Согласно Далю – темносиний, согласно Новому словарю русского языка – темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Турмалиновый — темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина. 


Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
Фисташковый — грязновато-зеленый.
Фрез, фрезовый – цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
Фуксии — насыщенный розовый. 
Цинковый — цвета цинка, синевато-белый.

Цвет бедра испуганной нимфы.


Червчатый – смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Чермной — искрасна-рыжий. 
Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского. 
Шамуб — светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд. 
Шанжан — цвет с переливающимися оттенками
Шарлах – ярко-красный, от названия краски.
Шартрез — жёлто-зелёный.
Шмальтовый – голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Экрю — цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Электрон — ярко-голубой с прозеленью.
Юбагрый (убагрый) — багровый, светло-багряный; светло-синий. 
Юфтевый — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Яхонтовый – красный, фиолетовый или темно-голубой.

Обновлено 02/07/16 21:21:

Обновлено 02/07/16 21:28:

www.spletnik.ru

Названия цветов: история происхождения названия цветов.

У каждого слова есть своя история, которую называют этимологией. Этимологический анализ проясняет, из какого языка пришло то или иное название, каково его значение, какое написание оно имело, как изменялось на протяжении столетий. Слова с историей могут отражать любую сферу: науку, социальную область, быт. Сегодня мы поговорим о появлении названий цветов.

Цвета окружают нас повсюду: будь то голубой чистого неба или чёрный цвет автомобиля. Давно вошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый – слова, которые на слуху. Все знают, что обозначают эти слова, но немногие могут сказать, что знакомы с их происхождением.

Белый цвет.

Белый цвет признан самым древним. Слово, его обозначающее, имеет индоевропейский корень «bra» или «bre» в значении «блестеть, светить, сиять». И, действительно, белый цвет часто ассоциируется с понятием «светлый». У многих народов белоснежные оттенки символизируют свет, чистоту, невинность.

Чёрный цвет.

Чёрный цвет, как ни странно, связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньтъ, Поньтьское море. Понтийское море – древнее название Чёрного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось тёмным, мрачным. Кстати, слово «чёрный» связано и с древнеиранским «тёмный».

Красный цвет.

Слово «красный» является общеславянским по происхождению. Образовано оно от слова «краса» и употреблялось поначалу как «хороший, красивый». Лишь после 16 века «красный» стал символизировать наиболее яркий цвет в цветовом спектре. У красного цвета есть много оттенков.

Багряный цвет.

Багряный цвет или багрец связано с древнерусским «багърь», означающим «красная краска, красный цвет». Есть 3 версии в отношении истории слова «багряный». Одна версия предполагает, что у этого слова приставка «ба» и корень от «гореть», то есть красный цвет ассоциируется с пламенем. Вторая гипотеза связывает слово «багърь» с древним словом «багъно», что означает «грязь, болото». Не удивляйтесь. Вода в болотистой местности грязно- красного, ржавого цвета, поэтому у древних людей красный цвет ассоциировался с болотом. Третье предположение основано на заимствовании слова «багърь» с восточной части Средиземноморья. Оттуда привозили красный краситель, который и дал название багряному цвету.

Червонный цвет.

Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» базируется на слове «червь». Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида.

Алый цвет.

Слово «алый» имеет тюркское происхождение. Означало оно ярко-красный, светло-розовый цвет. Некоторые лингвисты связывают «алый» с арабским словом «alaw» — «пламя», а также с грузинским «ali».

Розовый цвет.

Слово «розовый» имеет польско-украинские корни («рожевий», «roz†owy»). Произошло оно от названия соответствующего цветка «роза».

Зелёный цвет.

«Зелёный» связано с древним «зелъ» («зелёный»). В древнерусском языке функционировало существительное «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Этот же корень есть у знакомых нам слов «злак, зелье, зола, золотой, жёлтый».

Жёлтый цвет.

Как уже было сказано, слово «жёлтый» иметь общий корень со словами «зелёный», «золото», «зола». Никто бы и не догадался, что золотой, зелёный и жёлтый цвета – «родственники».

Оранжевый цвет.

Слово «оранжевый» пришло к нам из французского языка. К заимствованному «orange» прибавился суффикс -ев- на русской платформе. «Orange» в переводе – апельсин, то есть оранжевый цвет — «цвет апельсина».

Голубой цвет.

Происхождение слова «голубой» достаточно туманно. Голубой цвет считают производным от слова «голубь». Окраске этих птиц подобрали точное название — «голубой». Выходит, что раньше голубой цвет позиционировали как сизый, а не светло-голубой. Уточнили оттенок голубого цвета лишь к 18 веку, до этого никто точно не мог сказать, каков он.

Синий цвет.

«Синий» связано со словом «сиять», поэтому изначальное значение- «сверкающий, сияющий». Исследователи встречали слово «синий» в значении «чёрный», «тёмный». Помните выражение «иссиня-чёрный»? Синий цвет приобрёл современный смысл под влиянием моря, сверкающего под лучами солнца и цвета неба с сияющим на нём солнцем.

Фиолетовый цвет.

История слова «фиолетовый» имеет долгую историю. К нам оно пришло в 18 веке из польского языка (fioletowy). В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого (violet). Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское «violet» восходит к латинскому слову «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый».

Вот так появились названия цветов. Все они возникли на основе предметов и явлений, тяготеющих к этим цветам. Так, белый цвет связан с блеском и светом, «чёрный» — с тёмным морем, «красный» — с красотой, зелёный и жёлтый цвета – с травой, зеленью, «оранжевый» — с цветом апельсина, голубые оттенки – с окраской голубей, «синий» связан с сиянием, фиолетовый цвет – с цветом фиалки.

sait-sovetov.net

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *