Белорусская рубаха – Белорусский национальный костюм (фото): история белорусского костюма

Одежда белорусов

Для традиционной белорусской одежды было характерно относительное единство как всего комплекса народного костюма, так и основных его частей на всей территории расселения белорусов. Некоторые областные особенности проявлялись преимущественно в характере украшения одежды, в ее расцветке и покрое. Ь отдельных элементах одежды сказывались связи с соседними народами.

В конце XIX — начале XX в. основные части мужского традиционного костюма белорусского крестьянина составляли белая полотняная сорочка (рубаха, кашуля), полотняные штаны (нагавщы) и пояс. Наиболее древним покроем рубахи был туникообразный, но такая рубаха у белорусов в конце XIX в. встречалась лишь изредка. Мужская рубаха доходила почти до колен, старики носили иногда длинные рубахи и нижеколен. Характерной!особенностью белорусской мужской рубахи являлся прямой грудной разрез. Этим она отличалась от более поздней по времени появления русской косоворотки, у которой разрез был на левой стороне груди. У выходной, праздничной рубахи, сшитой из более тонкого, отбеленного полотна, вдоль грудного разреза, прикрывая его, шла широкая полоса, отделанная вышивкой (машшка, грудзта).

Вышивкой или тканым узором в нарядной мужской рубахе покрывались также подол, манжеты и воротник, обычно отложной или стоячий. В юго-восточных районах Белоруссии узорной полоской иногда украшались также плечи вдоль линии вшивания рукавов. Во время работы крестьяне носили рубахи без всяких украшений.

Такой же, как того требовал обычай, была и рубаха, приготовленная «на смерть».

У ворота рубаха застегивалась на одну пуговку (деревянную или металлическую), иногда завязывалась двумя пришитыми тесемками или красным шнурочком (жычкай), продетым через петельки. В отличие от украинцев, носивших рубахи заправленными в штаны, белорусские мужчины, как и русские, носили рубахи поверх штанов. Рубаха подвязывалась цветным шерстяным поясом разной ширины. Пояс являлся обязательной частью традиционного мужского костюма белоруса. Завязывался пояс таким образом, чтобы, обвив талию несколько раз, концы его свисали вместе спереди или врозь на боку, чаще на левом. Иногда пояс заменял сыромятный ремень (дзяга) или просто шнурок (матузок).

Поясную мужскую одежду составляли штаны (порты, портт, нага- вщы, майтт), обычно узкие. Холщовые штаны носили летом; шились они как из белой, некрашеной ткани, так и из цветной, чаще полосатой, темных тонов. Зимой поверх полотняных обычно надевались суконные или полусуконные штаны.

В ряде мест Белоруссии составной частью мужского крестьянского костюма являлась безрукавка (камЬзэлъка), которая надевалась поверх рубахи и достигала пояса. Шилась она из домотканого сукна, обязательно цветного, часто в небольшую клетку или в полоску. Спинка без хлястика делалась из домотканого полотна. Впереди «кам1зэлька» застегивалась на пуговицы.

Наиболее характерными мужскими головными уборами белорусов были белые или серые, изредка коричневые валяные шапки (валент, ма- zepni, маргелт). Летом носили также круглые шляпы с широкими полями (брылъ, капялюш) из соломы, иногда из камыша и даже из лозы. На зиму шили овчинную шапку шерстью наружу (кучму), а также ушанку (аб- лавуху) из заячьего меха или из овчины. В конце XIX в. в белорусской деревне широко распространился картуз с козырьком.

Характерные черты белорусского национального костюма были ярче выражены в женской крестьянской одежде. Основу ее, как и мужской одежды, составляла рубаха (кашуля). Древнейший тип женской рубахи туникообразного покроя почти целиком исчез к началу XX столетия и кое-где сохранился только в одежде старух. Распространенной особенностью белорусской женской рубахи было наличие в ней так называемых палтоу, особых прямоугольных вставок на плечах обычно из более тонкого полотна, украшенных вышитым или, чаще, тканым орнаментом.

Женской поясной одеждой надевавшейся непосредственно поверх рубахи, служили разного рода юбки из домотканины — льняные, полусуконные и шерстяные, а также из покупной фабричной материи. В будние летние дни женщина-крестьянка носила белую полотняную юбку, иногда только на подоле украшенную узкой полоской тканого орнамента. Зимние и праздничные юбки шились из полусуконной ткани, изготовленной на льняной основе с шерстяным утком или из чисто шерстяной ткани домашнего производства. Полусуконная юбка называлась палавттк, дры- л1х. Шерстяная или полусуконная домотканая юбка из яркой полосатой или клетчатой ткани почти повсеместно называлась андарак и являлась характерной поясной одеждой белорусской крестьянки. Искусно вытканный андарак придавал красочность белорусскому национальному костюму. Областные различия андарака проявлялись в характере и направлении полос; андараки с горизонтальными полосами были больше распространены в южных и западных областях, с вертикальными — в восточных и северных областях Белоруссии. Везде встречались андараки в клетку (у шашт). В отдельных местах Гродненской, Могилевской и Гомельской губерний андараки шились из однотонного темного материала. Особенностью белорусского андарака была небольшая вставка впереди из ткани другого цвета или из холста. Название андарак, так же как саян, известно и литовцам («andarokas», «sijnds»), в традиционной одежде которых обнаруживается ряд черт, близких с белорусской одеждой. На восток от Белоруссии андарак далеко проник в среду русских (Смоленская, Брянская, Орловская губернии).

В некоторых районах Гомельской и Могилевской областей, расположенных на границе с украинским и южнорусским населением, до недавнего времени сохранялась старинная форма женской поясной одежды — панева, паневка, плахта, которая состояла из двух кусков цветной клетчатой шерстяной ткани, сшитых по длине до половины.

Поверх юбки белорусские женщины подвязывали передник (|фартух) и пояс. Яркий цветной пояс издавна являлся необходимой и характерной частью белорусского национального костюма — мужского и женского. Широко был известен также плетеный или вязаный пояс.

Одной из составных частей национального костюма белорусской крестьянки была цветная безрукавка (ка- бат, гарсещк, шнуроука). Она шилась в талию, с большим грудным вырезом, обычно из фабричной материи и украшалась вышивкой, тесьмой или аппликацией. С помощью шнурков или крючков безрукавка туго стягивалась спереди, одновременно заменяя собой лиф. Более зажи- чные крестьянки шили себе праздничные кабаты из парчи или бархата. В безрукавке белорусского женского костюма заметны связи с одеждой прибалтийских народов и поляков.

Головные уборы женщин-белорусок отличались заметным разнообразием. Девушки носили обручик с налобником, украшенным орнаментом, цветную ленту или узкий тонкий ручничок с орнаментированными налобником и концами, спадающими на спину. После выхода замуж женщина переставала носить косы и убирала волосы под чепец. По старому обычаю ей запрещалось появляться при посторонних и при родственниках мужа с непокрытой головой. Головными уборами замужних женщин были наметка в различной навивке и шитый чепец (каптур) с вышитым налобником, тонкий полотняный павязтп с орнаментированными налобником и концами, которые спускались на спину или на плечи, а также полотняный, ситцевый или шерстяной платок, повязанный палачом или пад бараду.

С проникновением в деревню городской одежды можно было наблюдать сочетание отдельных элементов традиционного и городского костюмов. Широко распространялись фабричные косынки и платки.

Дети до поступления в школу, девочки и мальчики, в дореволюционной белорусской деревне носили только белую полотняную рубашку до пят с какой-нибудь опояской. Холщовые штанишки мальчик надевал обычно в 7—8-летнем возрасте, а девочка впервые надевала юбку (спад- тчку) в 8—9 лет.

Верхней теплой одеждой белорусов служила суконная свитка почти одинакового покроя для мужчин и женщин белого, серого или темно- коричневого цвета. Свитка плотно обхватывала талию и расходилась по бокам двумя клиньями, обшитыми по рубцам черным или цветным шнуром (вусам). Шнурком обшивались также шейный вырез (при отсутствии воротника) или низкий стоячий воротник, правая запахивающаяся пола, а иногда и края рукавов. Женские свитки, кроме того, украшались еще по талии (с боков) небольшими розетками или завитушками из цветных шерстяных ниток. Для северной части Белоруссии характерной верхней одеждой был так называемый насоу, или касталан— длинный белый балахон из грубого домотканого полотна с прямой спиной и часто с широким отложным воротником. Насоу носили как летом, так и зимой. В зимнее время насоу обычно надевался на кожух, чтобы уберечь его в лесу, в дороге, на работе. Короткая, выше колен, верхняя теплая одежда была известна под названием куртка, курта, армянок, бравэрка. Наиболее распространенной зимней верхней одеждой были овчинные тулупы (кажухг) и полушубки. Кожух чаще шили с прямой спиной, но встречались также кожухи, перехваченные в талии. Зимней одеждой служили также армяк, чуйка, бурное, изготовлявшиеся из темного домотканого сукна. Они походили на пальто и шились с прямой спинкой.

Почти единственным видом повседневной обуви — мужской и женской, летней и зимней — у основной массы белорусского крестьянства были плетеные лыковые или лозовые лапти, которые укреплялись на ногах с помощью пеньковых или шерстяных веревок, тканой тесьмы или длинных ремешков (аборы, валот). Сапоги (боты) и ботинки (чаравШ) имели только более зажиточные крестьяне. Бедняки обычно шили сапоги раз в жизни. Часто на всю семью была только одна пара. Обували их к свадьбе и в особо торжественных случаях. Валенки, изготовлявшиеся местными мастерами-шерстобитами, широкого распространения в белорусской деревне не имели. Социальные различия проявлялись главным образом в качестве материала и отделке одежды. В то же время начался процесс вытеснения домотканины фабричными тканями. В деревню стала проникать одежда городского покроя. Ее носила преимущественно зажиточная часть белорусской деревни (кулачество, деревенские предприниматели, мелкие торговцы), частично — молодежь средних слоев крестьянства, возвращавшиеся из городов отходники. Исчезновение старых форм крестьянской одежды в дореволюционное время особенно заметно происходило в северо-восточной части Белоруссии и близ крупных городов, куда капиталистические отношения проникли раньше и где развитие их происходило более интенсивно. С конца XIX в. и особенно накануне Октябрьской революции мужской костюм белорусского крестьянина уже утратил ряд своих традиционных черт. Для одежды деревенских парней, например, обычной стала верхняя рубаха из покупного ситца, появился пиджак городского покроя и т. п. Образную характеристику изменений в одежде дал знаток быта белорусского народа этнограф Н. Я. Никифоровский. «Давние посетители праздничных сборищ, церкви и ярмарок,— писал он в 1895 г. о Витебской губ.,— одетые в белую балахонную или сермяжную одежду, белые соответственна сему липовики, имея на голове белые тоже «маргелки», то «обмётки», только и могли представлять одно светлое море одежд, обуви и головной покрышки... Правда, кое-где мелькнет бывало темный «брыль да казырковка» на голове отдельнаго мужчины, цветная «хустка» или венок на голове женщины, мелькнет и цветная домот- канка на верхней одежде; но это только мелькнет и не нарушит гармонии белизны...

Совершенно обратное впечатление получается от современного сборища в церковь, на ярмарку и игрища: тут, среди подавляющего разнообразия домотканок, покупных материй на платьях, козырьковых шапок, платков да черной кожаной обуви, белый балахон, «насов» и липовики мелькают только, но мелькают, как отторгнутые члены семьи, как чужие меж своими»1. Изменения в традиционной крестьянской одежде в дооктябрьские годы все же не стали массовым явлением у всех слоев крестьянства на всей территории Белоруссии. Беднота и большая часть среднего крестьянства вплоть до Октябрьской революции употребляли для изготовления одежды домотканину и сохраняли ее традиционные формы. С проникновением в деревню городских мод костюм из домотканины нередко стали шить по городскому образцу.

Городская одежда дореволюционной Белоруссии имела свои особенности. Одежда городских жителей конца XIX — начала XX в., независимо от их классовой и сословной принадлежности, изготовлялась исключительно из фабричных материалов и представляла собой довольно пеструю картину. В среде старых кадровых рабочих и ремесленников постепенно сложился свой комплекс одежды: из темной недорогой фабричной ткани — для будних дней, а из несколько более качественной ткани — для праздников. В женской одежде традиционная длинная рубаха превратилась в нижнюю и поверх нее стали носить короткую блузку навыпуск или заправленную в юбку. Мужской праздничной одеждой рабочего постепенно становился костюм, состоящий из пиджака и брюк (двойка) или пиджака, брюк и жилета (тройка). Женской выходной одеждой в рабочей среде было длинное платье или юбка с блузкой. Обувью у рабочих служили сапоги — у мужчин, ботинки — у женщин. Верхней теплой одеждой являлись пальто, короткие куртки на вате, поддевки. Распространенным головным убором рабочих был картуз. Одежда других слоев городского населения — мелкой буржуазии, трудовой интеллигенции, чиновников, торговцев, эксплуататорской верхушки была самой разной как по своему покрою, так и по качеству тканей.

Изменения в одежде в советский период

Коренным образом изменилась одежда сельского и городского населения Белоруссии за годы Советской власти. Произошло это не сразу. В первые годы Советской власти, в период послевоенной разрухи, крестьяне вынуждены были носить домотканину. Подобное явление наблюдалось даже в тех местах, где от ткани собственного изготовления отказались еще в предреволюционные годы. Возврат к домашнему ткачеству происходил в ряде мест и в годы Великой Отечественной войны на временно оккупированной территории Белоруссии. Но возрождение домашнего ткачества, обусловленное трудностями военных лет, было явлением временным и, естественно, не могло оказать существенного влияния на общий ход развития крестьянской одежды. После коллективизации, с исчезновением последних остатков натурального хозяйства, в деревне постепенно перестали использовать домотканину для изготовления одежды. Раньше всего стала исчезать из обихода верхняя одежда из домотканого сукна: свитки, чуйки, а также суконные андараки и плетеные шерстяные пояса. Дольше сохранялись сорочки. Существенным моментом явилась дифференциация одежды и: белья.

Основными предметами современной мужской одежды являются брюки, рубашка и пиджак. Летом на работе рубашку нередко заменяет трикотажная «майка» либо рубашка с короткими рукавами. В более холодную погоду и в зимнее время, особенно для работы в лесу и в поле, надевают ватные штаны и куртки. На работу, а чаще в дорогу зимой, надевают овчинные кожухи и полушубки, иногда покрываемые тканью. Зимняя мужская одежда — теплые пиджаки, пальто и полупальто, поддевки — шьются на вате с небольшим воротником из натурального либо искусственного меха. Нередко носят еще и дубленые полушубки с овчинным воротником и такой же оторочкой по борту и нижнему краю. Праздничная мужская одежда отличается от будничной в основном качеством материала. Праздничные рубашки — обычно более светлых тонов, у молодежи — нередко шелковые, трикотажные. Выходные костюмы из шерстяных тканей покупаются чаще готовыми.

Рубашку, независимо от того, надевают ли ее под пиджак или без пиджака, обычно заправляют в брюки. Навыпуск, по традиционной манере, изредка носят вышитые рубашки с национальным орнаментом. Такие рубашки иногда подпоясывают тонким шерстяным пояском. Однако рубашки с ручной вышивкой встречаются теперь сравнительно редко. Пожилые мужчины носят навыпуск также рубашки-косоворотки, подпоясанные нешироким кожаным поясом, который почти целиком вытеснил тканый пояс. В праздничные дни и при поездках в город молодые парни и мужчины средних лет надевают галстук. Головными уборами мужчин служат кепки, шляпы, зимние шапки-ушанки. В послевоенные годы в деревне распространились фабричные соломенные шляпы. Но соломенная шляпа для сельского жителя республики не является новинкой. В ряде районов Брестской обл. до недавнего времени соломенные шляпы с полями искусно изготовляли сами крестьяне.

Резкие изменения заметны и в обуви. Из обихода давно исчезли лапти. Весной и осенью колхозники носят сапоги, яловые, хромовые или резиновые, а также галоши. Зимой носят валенки с галошами либо бурки с кожаной обшивкой. Летом выходной обувью служат кожаные полуботинки или туфли, а также кожаные сандалии.

Женская одежда гораздо разнообразнее как по фасонам, так и по расцветке. Все виды современной крестьянской женской одежды шьются из покупного фабричного материала: ситца, штапельного полотна, сатина, бумазеи, шелка, шерсти и др. Особенностью костюма пожилых женщин является обязательный традиционный передник, который носят не только во время работы и в будние дни, но и в праздники. Передник также шьется из покупного материала, хотя кое-где сохраняются еще фартуки из тонкого, хорошо отбеленного домашнего полотна, с кружевом по нижнему краю, с вышивкой. На голове носят платки: в теплое время — ситцевые, в холодное — шерстяные. Характерный головной убор замужней женщины до революции — чепец — теперь изредка можно встретить только у самых пожилых женщин.

Пожилые женщины предпочитают кофту и юбку (спаднщу), которая по традиции шьется из плотной материи — однотонной, в полоску или клетку, т. е. близкой по рисунку к старинным домотканым андаракам. В силу традиции пожилые колхозницы носят длинные и широкие юбки со сборками у пояса. Кофты шьют обычно из ситца, сатина, бумазеи, а праздничные кофты — нередко из шерсти или плотного шелка. Кофты изготовляются с кокеткой вверху и разрезом спереди; небольшой отложной воротничок в таких кофтах плотно прилегает к шее. Рукав, как правило, длинный, внизу кончается манжетом (чэхлтам, кауняром) с пуговкой. Поверх кофты надевают темную жакетку на подкладке, сшитую прямым покроем, немного суженную в талии, с прямым рукавом без манжета. Жакетка, обычно двубортная с отложным воротником, застегивается спереди двумя-тремя пуговицами. В осеннее и зимнее время, а иногда и летом в прохладную погоду пожилые женщины носят поверх кофты безрукавки на вате. Одежда молодых женщин и девушек не только более разнообразна по фасонам и покрою, но и богаче по количеству ее составных частей. К ней принадлежат различные платья, платья-костюмы, отдельные юбки, кофты, костюмы, сарафаны, вязаные кофточки и проч.

При известном разнообразии в современной женской одежде сельских тружениц наблюдается относительная устойчивость фасонов. Особенно это заметно в рабочей одежде, покрой и материал которой наиболее приспособлены к работе. Так, на полевых работах в летнее жаркое время девушки и женщины носят обычно юбки с кофточками или чаще легкие платья из ситца, вольты и т. п. На работе поверх платья или юбки иногда надевают передник. Шьется он из пестрого ситца или сатина. Работницы животноводческих ферм вместо передников надевают халаты. Весной и осенью, когда еще прохладно, а зимой при небольших морозах на работу носят короткие простеганные ватные куртки. На голове во все времена года носят платки, летом более легкие, светлые. В холодное время повязывают теплые платки темных цветов. Летом платки повязывают вокруг головы концами на затылке. Теплые платки подвязываются под подбородком, но чаще вокруг шеи. В некоторых местах девушки и молодые женщины по традиции украшают головные платки вышивкой.

Из обуви летом на работе женщины носят парусиновые или кожаные туфли, босоножки, сандалии, осенью — в основном резиновые или кожаные сапоги. В зимнее время многие носят валенки. Каждая женщина имеет выходную, праздничную обувь — кожаные цветные туфли, нарядные босоножки, не редкостью стали лакированные и замшевые туфли. Праздничное платье молодых колхозниц и работниц совхозов мало чем отличается от городского. За последние годы неизмеримо возросло желание красиво одеваться. Летние праздничные платья шьются из шелка разных сортов и различной, чаще всего яркой расцветки.

Одежда является наиболее подвижным элементом народной материальной культуры, и каждый год вносит что-то новое как в общий комплекс костюма, так и в отдельные детали покроя.

Детская одежда в первые годы Советской власти, как и ранее, копировала одежду взрослых. Часто детей одевали вообще в обноски старших. Летом дети бегали босиком и только перед началом занятий в школе обували ботинки либо сапожки. Теперь детская одежда стала разнообразной и добротной, и костюмы крестьянских детей мало отличаются от одежды городской детворы.

Исчезновение домотканины не только освободило крестьянскую женщину от изнурительного кропотливого труда, но принесло более удобные практичные формы одежды. Основным фактором, позволившим повсеместно перейти к одежде из покупной ткани, является рост зажиточности белорусского колхозного крестьянства, развитие промышленности, а также культурный рост народа. В деревне еще ткут, но ткут художественные покрывала (посщлт), рушники, скатерти и другие декоративные ткани. В свободное от работы и учебы время девушки и женщины вышивают, но не домотканую одежду, а предметы, служащие для украшения дома. Национальный орнамент больше сохранился в тканых изделиях. В последние годы экспериментальные мастерские Управления легкой промышленности БССР и Дом моделей создают новые виды одежды, используя элементы традиционного национального костюма.

В городе наиболее распространенными мужскими костюмами в первые годы Советской власти были костюмы военного покроя — широкие галифе, защитного цвета гимнастерки, ремень военного образца. Женщины, сражаясь плечом к плечу с мужчинами на фронтах гражданской войны, тоже носили гимнастерки. Верхней одеждой часто были кожаные куртки.

В настоящее время рабочие промышленных предприятий и строек обычно носят в качестве спецодежды куртки, брюки, комбинезоны, кожаные или брезентовые фартуки и рукавицы. Внепроизводственная одежда рабочих ничем не отличается от одежды интеллигенции. В праздничные дни, в театрах, в кино, в парках нельзя определить по костюму профессию советского человека. В нашей стране, где постепенно и неуклонно уничтожаются грани между умственным и физическим трудом, стирание разницы в одежде служащих, рабочих, колхозников — закономерное явление.

lib7.com

Белорусская одежда, чем отличается и из каких тканей шьется

Качество продовольственных товаров из Беларуси оценили многие жители бывшего СНГ. Однако страна славится не только вкусными сырами, но и отменными текстильными, трикотажными изделиями. В последние десятилетия белорусская одежда составляет достойную альтернативу европейским модным брендам.

История костюма

Одежда – это отражение культуры и традиций страны. Особенностью белорусской одежды является тщательно выделанный орнамент. В прежние времена им украшали рукава, воротнички, фартуки, головные уборы. Основная цветовая гамма – белый и красный:

  • Белый – ассоциируется с чистотой, светом, искренностью, открытостью;
  • Красный – символизирует солнце, страсть, жизнь. Слияние этих цветов приносит счастье, благополучие, успех во всех жизненных начинаниях.

Создавали белорусскую национальную одежду исключительно из натуральных тканей: конопли, шерсти и, конечно же, льна. Из него шили как грубые мешки, так и тончайшие белоснежные сорочки. И если вельможам была доступна заграничная одежда, то крестьяне были вынуждены ткать полотна самостоятельно. Они научились искусству сложного плетения. Окрашивали ткани природными материалами: корой, почками деревьев, ягодами, травами. В каждом регионе имелись свои традиции крашения полотен.

Национальная одежда белорусов отличалась устойчивостью традиций. Несмотря на то, что она вбирала в себя веяние моды различных времен, многие элементы сохраняли архаичные черты, например, самобытный орнамент, полосатый декор.

Белорусская народная одежда для женщин – это белая длинная льняная рубашка, юбка в пол, фартук, иногда костюм дополняли безрукавкой, поясом. Каждая девушка перед замужеством занималась вышиванием одежды для себя, семьи будущего мужа, так она демонстрировала свое мастерство, умение быть рачительной хозяйкой.

Самое строгое одеяние в Беларуси носили перед рождением первенца. В праздники облачались в гарсеты – нарядные безрукавки или жилетки. Гарсеты являлись самой яркой частью костюма, их богато украшали вышивкой, позументом, кружевом, воланами.

Отдельного внимания заслуживает белорусский лен. Традиционно из него шили скатерти, постельное и нижнее белье, одежду, шторы, коврики, рушники. Их украшали вышивкой, а узоры на рушниках имели сакральный смысл. Благодаря мастерству рукодельниц изделия из льна превращались в настоящие произведения искусства. Их бережно хранили, передавали из поколения в поколение.

Особенности современных изделий 

Производство любой одежды начинается с проектирования. Ведущие предприятия Белоруссии имеют своих дизайнеров, а одежда изготавливается небольшими партиями. К каждому сезону создаются новые модели с учетом современных тенденций. Одежда из Беларуси имеет множество преимуществ. Перечислим основные из них:

  • Износостойкость – джемпер или платье прослужат долгие годы, не теряя первоначальной формы и цвета после многих стирок;
  • Натуральные ткани – лен, шерсть, хлопок, иногда к ним добавляется небольшой процент синтетических волокон, чтобы изделие не потеряло привлекательного внешнего вида;
  • Приемлемая цена;
  • Одежда белорусских дизайнеров учитывает тип фигуры именно славянских женщин, благодаря этому обеспечивается идеальная посадка;
  • Высокое качество пошива;
  • Следование тенденциям мировой моды;
  • Большой ассортимент товаров для разных времен года;
  • Широкая размерная линейка.

Люди с плотным телосложением сталкиваются с трудностями при выборе одежды. Те товары, которые продаются в магазинах, имеют либо малые размеры, либо непривлекательный старомодный вид. Белорусские дизайнеры постарались сделать так, чтобы полная женщина выглядела стильно и современно в любое время года. Отдельно стоит упомянуть про знаменитый своим качеством трикотаж, который выпускается вплоть до 70 размера. Молодая девушка и зрелая женщина могут подобрать себе наряд для работы, торжественного случая, прогулок, отдыха, спорта. Это платья, сарафаны, блузы, верхняя одежда, спортивные костюмы, пуловеры, брюки, шорты.

Дизайнерские модели великолепно сидят на славянской фигуре, а их декор отличается оригинальностью. Стилистические решения нередко включают комбинацию нескольких материалов, использование различной цветовой гаммы и неожиданной фурнитуры.

Фурнитура и аксессуары

Белорусская дизайнерская одежда украшена, как правило, европейской фурнитурой. Это создает впечатление дороговизны наряда, его сложно отличить от продукции ведущих модных брендов. Пластиковые и металлические пуговицы, молнии, пряжки, крючки традиционно используются для скрепления деталей и в качестве застежек. Сегодня тщательно выделанные аксессуары выполняют декоративную функцию. С их помощью создается законченный образ.

В качестве украшений особой популярностью пользуются броши. Это раньше такой аксессуар носили пожилые женщины, тоскующие о моде прошедших лет. Сегодня броши используют передовые модницы, их носят на груди, бретелях, поясах, головных уборах, шарфах. Прелестным украшением для платьев и нарядных костюмов станут броши из ткани – атласа, бархата, кружева. Их декорируют бисером, бусинами, камнями. На трикотажных изделиях можно встретить кожаные, вязаные, шерстяные броши, отделанные камнями, пуговицами.

Сегодня даже говорят о белорусском стиле одежды, который перекликается с этно и бохо. В давние времена мастерицы страны применяли ручные способы декорирования – вышивку, отделку лентами, тесьмой, позументом. Дизайнеры постарались сохранить традиции, поэтому используют эти элементы в одежде. Основной цвет белорусского стиля – это белый. Яркие сочные цвета – красный, синий, зеленый особенно выигрышно смотрятся на светлом фоне и напоминают оттенки полей и лесов Беларуси.

Особенность белорусского стиля – использование натуральных материалов (хлопка, льна, батиста). Причем в фактуре ткани должно прослеживаться четкое плетение. Одежда имеет свободный крой, не стесняющий движений, плавные линии.

Обзор лучших производителей

Мнение о том, что качественная одежда выпускается исключительно за рубежом, давно устарело. Белорусские бренды давно покорили мировой модный Олимп. Рассмотрим самые известные марки одежды.

Burvin

Дизайнеры Burvin отвергают однотипность фасонов. К каждому сезону они радуют поклонников новой коллекцией с колоритными расцветками, неординарными решениями. Они умело сочетают разные стили, например, ретро и модерн. Акцент делается на отличную посадку, качество изделия. Марку выбирают женщины, которые не думают о мнении окружающих, а наслаждаются собственным обликом. Модная одежда из Белоруссии марки Burvin воплощает лучшие женские черты: романтичность, кокетливость, элегантность. Обновление коллекций происходит трижды в год.

Lakbi

Неискушенному потребителю бывает сложно определить, откуда родом эти модели, их частенько путают с французскими дизайнерскими изделиями. Брендовая одежда от Lakbi – это шик, эпатаж, сексуальность, оригинальность решений, стиль и качество. Это касается любой модели, как платья, так и строгого офисного наряда. Обновление моделей происходит 4 раза в год. Новогодняя коллекция Lakbi представлена яркими красками, смелым сочетанием цветов, шикарными тканями в сочетании с минималистическим кроем.

Nelva

Торговая марка существует на рынке более 19 лет. Специализируется на классических нарядах. Женщины смогут найти подходящий костюм для работы и торжественного случая. Основная миссия марки Nelva – создание одежды для успешной леди. Впечатляющее качество изделий, многогранность облика, самореализация – основные идеи торгового дома. Nelva представляет 200 новинок белорусской одежды каждый сезон. Бренд имеет более 100 магазинов, в том числе и в России.

Devita

Торговая марка специализируется в 2-х направлениях:

  • Спортивная одежда;
  • Элегантные деловые наряды.

Devita выпускает наряды для женщин любой комплекции, стройных и полных дам. Для пошива используется текстиль от зарубежных производителей.

Panda

Компания выпускает женскую одежду с 2000 года, при этом использует качественные ткани из Индонезии, Польши, Турции и от местных производителей. Это традиционная одежда, отличающаяся особой элегантностью и идеальной посадкой. Многие родители оценили удобство и приемлемые цены белорусской одежды для детей бренда Panda Kids. Кроме повседневных и нарядных моделей, торговая марка занимается выпуском школьной формы. Panda также предлагает трикотажные изделия, рассчитанные на фигуру любой комплекции.

Ачоса

Производство нарядов компанией «Ачоса» налажено с 1997 года. Философия бренда – творческий подход, выверенная технология. Одежда предназначена для уверенных женщин, которые ценят лаконичность, благородство, ведут активную жизнь. Здесь вы не найдете неразумной экстравагантности, нелепых деталей. Одежда покроена безупречно, скрывает некоторые недостатки фигуры. Коллекции на лето-весну, осень-зиму составляются дважды в год.

Многие фирмы, помимо детской и женской одежды, занимаются разработкой моделей для мужчин. Перечислим наиболее известные бренды.

Westerly

Мужская одежда из Беларуси от Westerly выпускается в стиле casual, сочетает в себе модные веяния и практичность. Компания предлагает текстильные, трикотажные и вязаные модели преимущественно из натуральных тканей. Комфорт, стиль, функциональность – основные направления марки. Модели производятся небольшими партиями, регулярно обновляются.

T&A

Молодое предприятие, специализирующееся на выпуске трикотажа для мужчин. В ассортименте – свитшоты, толстовки, поло. Дизайнеры T&A креативно подходят к созданию моделей, стараются внести изюминку в каждую из них.

Полесье

Предприятие занимается выпуском трикотажных изделий, в том числе и для мужчин. Марка Polesie получила признание благодаря умеренной ценовой политике и актуальным модным тенденциям. Выпускает джемперы, свитера, жилеты, выполненные из собственного сырья.

Lubawa

Качественные экологически безопасные материалы, отменная европейская фурнитура, интересные детали сделали популярность бренду. Это еще и производители детской одежды, в каталоге можно найти модели для ребят любого возраста.

Хорошие родители желают дать своему ребенку самое лучшее, красивое и качественное. Детская одежда из Беларуси знаменита еще гипоаллергенными свойствами, поскольку шьется из натуральных материалов. Платья, джемперы, футболки, штаны имеют высокую гигроскопичность, износостойкость, прекрасно впитывают влагу, не нуждаются в сложном уходе. Самым известным производителем считается торговый дом «Маруся», его фирменный знак – веселая лошадка. Под маркой выпускается одежда для новорожденных, дошкольников и школьников. Модели создаются совместными усилиями итальянских и белорусских дизайнеров. BurvinLakbiNelvaDevitaPandaАчосаWesterlyT&AПолесьеLubawaМаруся

Видео

Фото

odezhda.guru

Костюм белорусской шляхты – картины и история


Шляхта – так называлось привилегированное сословие на территории Речи Посполитой. Речь Посполитая – это государство, существовавшее с XVI по XVIII века и объединившее Королевство Польское и Великое княжество Литовское. В состав Речи Посполитой входили и территории современной Беларуси.костюм белорусской шляхты
Януш Радзивилл (1612— 1655)
Гетман Великого княжества Литовского
Портрет около 1654 года

Шляхту можно называть аристократами Речи Посполитой, а также в какой-то мере сравнивать с русским дворянством. Однако, в отличие от дворян Российской Империи, у шляхты были гораздо более широкие права. Так, именно шляхта на территории Речи Посполитой избирала короля. При этом само шляхетское сословие было весьма многочисленным и разнообразным. Среди шляхты встречались и весьма небогатые люди, которые, как и крестьяне, сами работали на земле. Но, все же, в отличие от крестьян, они были свободными людьми – имели шляхетские вольности.

Так как шляхта была многочисленна, сегодня многие белорусы, если начнут изучать свою родословную, смогут найти среди своих предков и представителей шляхетского сословия.

Барбара Радзивилл
Барбара Радзивилл (1520—1555)

Богатые и влиятельные представители шляхетского сословия назывались магнатами. К примеру, князья Радзивиллы, чей родовой замок находился в Несвиже (город в Минской области Беларуси).

Исторический костюм белорусской шляхты
Людвика Каролина Радзивилл (1667 - 1695)
Гравюра

Одежда шляхты по европейской моде


Костюм белорусской шляхты в XVI-XVIII веках ничем не отличался от одежды европейских аристократов. Так, в XVI веке в Европе было Возрождение и, соответственно, представители и представительницы шляхетского сословия носили одежду по моде своего времени. Это могли быть как костюмы в стиле итальянского Возрождения, так и костюмы по немецкой моде - в стиле Северного Возрождения.
Бона Сфорца
Гравюра

В XVI веке польской королевой являлась итальянка Бона Сфорца. Именно ей и приписывается введение итальянской моды при королевском дворе Речи Посполитой.


Бюст Барбары Радзивилл XVI века

Бона Сфорца славилась своей красотой, а также любовью к ядам. Именно с именем Боны Сфорцы связана история с отравлением Барбары Радзивилл. Сын королевы Боны Сигизмунд Август влюбился в представительницу магнатского рода Радзивиллов Барбару. Его мать, королева Бона Сфорца, была против их брака. Возможно, из-за того, что опасалась усиления влияния князей Радзивиллов на своего сына. В итоге после свадьбы Барбара Радзивилл умерла от странной болезни. Скорее всего, она была отравлена. Сигизмунд Август до последнего оставался со своей возлюбленной. А после смерти Барбары Радзивилл его отношения с матерью были весьма напряженными.


Отравление королевы Боны
Художник Ян Матейко, картина 1859 года

Бона Сфорца в итоге вернулась в Италию, где и умерла. Существует версия, что умерла королева Бона не своей смертью. Ее отравил ее собственный врач Папагоди, которого некоторые историки считают агентом могущественного королевского рода Габсбургов.


Катажина из Потоцких и Мария Лупу, дочь молдавского господаря Василия Лупу. Первая и вторая (с 1645) жёны Януша Радзивилла (1612-1655)
Художник Иоганн Шрётер
Одеты по моде стиля барокко

В XVII веке в Европе господствует очередной стиль – барокко. И белорусская шляхта также носит костюм в данном стиле. При этом как по испанской, так, чуть позже, и по французской моде. В XVIII веке приходит время стиля рококо.


Януш Радзвилл (1612-1655)
Портрет 1630-ых гг.
Одет по моде стиля барокко

Альбрехт Станислав Радзивилл
Портрет 1640 года
Одет по моде стиля барокко

Однако костюм белорусской шляхты имел и свой местный колорит. Проявились местные особенности лишь в мужском костюме. Так, белорусский шляхтич XVI-XVIII веков мог одеться как по европейской моде, так и в шляхетский костюм.

Исторический костюм белорусской шляхты
Портрет Гризельды Сапеги. 1630-е годы
Одета по испанской моде начала XVII века
Жена Яна Станислава Сапеги –
представителя влиятельного магнатского рода Сапег
Руины дворца Сапег можно увидеть
в белорусском поселке Ружаны (Брестская область)

Жупан


В XVI веке представители шляхты, а также горожане поверх нижней рубахи могли носить жупан – одежда из сукна или шелка, расширяющаяся вниз от линии талии. Застегивался жупан на пуговицы или же крючки. Чаще всего носили жупаны красного, желтого и голубого цветов. Зимой могли носить жупан на меховой подкладке. До XVII века жупан подпоясывался.
Портрет Яна Станислава Сапеги (1589-1635)
Одет в жупан и делию

C XVII века поверх жупана начинают носить кунтуш и пояс перемещается на кунтуш.


Портрет Януша Вишневецкого. XVII век

Кунтуш


Кунтуш – это одежда, которая пришла на территорию Речи Посполитой из Венгрии. Возможно, во второй половине XVI века, в те времена, когда на польском престоле находился король родом из Венгрии - Стефан Баторий.

Венгры же в свою очередь позаимствовали кунтуш у турок. Однако те кунтуши, которые носили в XVII-XVIII веках на территории Речи Посполитой, по своему крою отличались от турецких.

Кунтуш с поясом
Кунтуш с поясом

Кунтуш в Речи Посполитой обязательно носили поверх жупана и подпоясывали. Застегивался кунтуш на талии на пуговицы или же крючки. Длинные откидные рукава кунтуша делались разрезными до плеча. Такие рукава могли носить закинутыми за плечи. Иногда кунтуш надевали только на один рукав. Шили кунтуши из сукна, шелка, бархата.

Делия


Еще одним видом одежды, которую носила белорусская шляхта, была делия. Делию чаще всего носили с жупаном в XVI-XVII веках. Делия – это своеобразный плащ, который набрасывался на плечи. Делия была одеждой, которую носили магнаты и король на парадных выездах, посольских приемах, во время заседания сейма. То есть делия – это парадная одежда, отражающая статус того человека, который ее носил. Делия также могла украшаться широким меховым воротником.Кунтуш с поясом
Кунтуш с поясом

Обязательным элементом костюма белорусской шляхты, да и шляхты Речи Посполитой в целом, являлся пояс. Самые известные пояса того времени – слуцкие.

Слуцкие пояса


Производство поясов началось в 1750-е годы на мануфактуре, основанной в белорусском городе Слуцк. Отсюда и название – слуцкие пояса. Мануфактура принадлежала князьям Радзивиллам, а основателем мануфактуры считается князь Михаил Казимир Радзивилл. Слуцкий пояс
Слуцкий пояс
Слуцкий пояс XVIII века

Изначально пояса на территорию Речи Посполитой привозились из стран Востока, в том числе из Персии (современный Иран). Поэтому мануфактуры по производству поясов также стали называть «персиарнями». Помимо Слуцка мануфактуры были открыты и в некоторых других городах.

Слуцкие пояса ткались из тонких шелковых, серебряных и золотых нитей. В их рисунке сочетались восточные узоры с местными мотивами. К примеру, на слуцких поясах могли вышивать цветок василька. Ширина поясов была 30-50 см, а длина от 2 до 4,5 метров. Пояса были двухсторонними, то есть с двух сторон лицевыми. Таким образом, слуцкие пояса можно было носить на любую сторону. Концы поясов иногда обшивались бахромой.

костюм белорусской шляхты
Портрет короля Речи Посполитой Августа III (1696-1763)
Кунтуш с откидными рукавами и поясом

Мануфактура в Слуцке просуществовала до 1848 года, то есть до первой половины XIX века. В XIX веке белорусские земли уже входили в состав Российской Империи. В этот период пояса вышли из моды. В прошлом остался и шляхетский костюм, а также и само шляхетское сословие.

костюм белорусской шляхты
Станислав Август Понятовский (1732 - 1789)
Последний король Речи Посполитой

В Российской Империи не могло быть так много дворян, как было шляхты в Речи Посполитой. Присоединив белорусские земли, Екатерина II начала так называемый процесс разбора шляхты. Самые бедные представители шляхетского сословия были приравнены к крестьянам и лишены своих вольностей. Что касается магнатов, то за ними все их права и владения были сохранены.

mylitta.ru

Большинство элементов национального белорусского костюма символичны

На TUT.BY обсуждаем особенности национального белорусского костюма. Как на протяжении веков этот самый костюм развивался? Какие элементы одежды белорусов приходили и уходили со временем? Можно ли было назвать наших предков модными и стильными? В чем особенность орнамента на одежде, а в чем заключается символика цветов? Каким образом одежда оберегала наших предков от злых духов?

Об этом и не только в прямом эфире TUT.BY рассказала Мария Винникова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси.



 

Скачать (127 Мб) 

TUT.BY – с историей на "вы"

На протяжении какого времени складывались национальные особенности белорусского костюма и в чем они заключались?

Особенности костюма складывались на протяжении очень длительного времени. В нашем музее есть рисованные реконструкции женского костюма XII века. Там можно рассмотреть все компоненты, характерные для традиционного белорусского костюма конца ХIX – начала XX века. Прежде всего, это льняная сорочка. Следующий компонент – юбка или, как ее еще называли, спадница – летняя, льняная юбка или андарак – зимняя, шерстяная юбка. Необходимым компонентом женского костюма был фартук. С подросткового возраста девочки в обязательном порядке должны были его носить, поскольку фартук являлся дополнительным оберегом женского лона.

Фартук выполнял не только защитную функцию в повседневной жизни женщин. Он был обязателен и в праздничном костюме. Это такая часть одежды, которую девочки, впервые начиная ткать или вышивать, делали сами. По тому, как был соткан или вышит фартук, можно было судить о художественных способностях и мастерстве девочки – будущей невесты, жены, хозяйки.
Как только девочка надевала собственноручно изготовленный фартук, она уже считалась девушкой. Ее могли приглашать в компании более взрослой молодежи.

Каким образом был восстановлен внешний вид костюма XII века?

Женщины из д. Баранцы Жабинковского р-на в традиционных костюмах. Экспедиция 1998 года. Фото М. Винниковой.

Он был восстановлен благодаря находкам археологов. Естественно, с XII века тканей сохранилось очень мало – археологи находят лишь их фрагменты или отпечатки на различных предметах. Но по расположению украшений, застежек, фрагментов пояса можно определить, что же было надето на человеке, и как этот костюм был украшен.

Насколько была практичной такая одежда в XII веке? Были ли, например, карманы?

Карманов не было. Но был своего рода подвесной карман, который крепился к поясу. Пояс был необходимым компонентом одежды того времени. В мужском костюме он сохранялся как обязательный элемент вплоть до середины ХХ века. В традиционной культуре белорусов пояс наделялся магическими защитными свойствами. Кроме этого он выполнял знаковую, эстетическую и этическую функции. Без пояса было просто грешно выйти даже за порог дома. Мужчина мог выйти из дома босым, без головного убора, но без пояса – никогда. Имел этот элемент и практическое назначение. Во-первых, он придерживал одежду, на которой не было застежек, или широкую рубаху. Во-вторых, к поясу подвязывались или за него затыкались необходимые в быту предметы – нож, табакерка с табаком, огниво. Если мужчина выходил в лес рубить дрова, то он затыкал за пояс топор. Женщина подвешивала на пояс ключи от сундука, "цурку" – приспособление для вязания снопов и др.

Если говорить о тканях, то основным и традиционным материалом был лен. Ко льну в Беларуси было особое отношение.
Лен, в любом его виде, будь то растение, волокно, нить или полотно, люди называли божьей свечой. Причем поначалу я думала, что такое отношение ко льну – некая местная особенность. Но в своих экспедициях я стала наблюдать, что практически по всей территории Беларуси лен называли именно божьей свечой.

Почему?

Вы, наверное, знаете выражение – "родиться в сорочке", которое означает, что человек с самых первых моментов своей жизни находится под опекой божьих сил. Видимо, белое льняное полотно ассоциировалось у людей с божьим светом и благодатью. А так как льняные вещи сопровождали человека с самого рождения и до смерти, то лен выполнял еще и функцию оберега. Но сорочка оберегала не все тело человека. И там где она заканчивалась, надо было также сделать преграду. Не только от холода или жары, но и от различной нечисти, которая могла проникнуть в душу человека. И именно в тех местах мы видим пояс и орнамент.

Возвращаясь к костюму XII века - думали ли люди того времени о моде?

Конечно, женщины думали о красоте и эстетике. Поэтому костюм традиционно украшался вышитым или тканым орнаментом. В каждой местности были свои особенности в орнаментации, которые мы называем региональными и локальными особенностями традиционного костюма и белорусского текстиля. Но проследить истоки орнаментики невозможно. Мы лишь можем сказать, что наш геометрический орнамент зародился еще во времена неолита или даже раньше, потому что именно такой орнамент мы можем увидеть на керамической посуде тех времен. На тканях этот орнамент появился позже. Сам костюм постепенно менялся. На этот процесс оказывали влияние как торговые и культурные связи с другими народами, так и развитие собственной экономики. А на протяжении двадцатого столетия уже можно проследить влияние моды на традиционный белорусский костюм. Три года назад мы проводили выставку, которая так и называлась "Вясковыя “моды” дваццатага стагоддзя".

Повторюсь, все это говорит лишь о том, что костюм постепенно менялся. Он расцвечивался, в него начали включать элементы растительного орнамента. Но это нельзя назвать модой. Скорее, это были новые веяния, которые не могли пройти мимо наших деревень. Это было влияние города, городской культуры, которая популяризировалась и насаждалась в конце XIX - начале ХХ века. Примером этого может служить парфюмерная фирма "Брокар и компания". На рекламных листовках ее продукции, обертках для мыла или иного парфюма печатались образцы-узорники для вышивки крестом. В то же время в свободной продаже появляется перкаль – белая хлопчатобумажная ткань, которая была доступна по цене и которую с удовольствием приобретали и сельские жители. Из перкаля шили сорочки, фартуки, которые надо украсить. Нельзя же надеть просто белую сорочку – не традиционно и не красиво. И в обиход входит вышивка крестиком. Сначала вышитый орнамент был в красно-черном колорите, а растительные мотивы очень стилизованы. Затем постепенно вышивка расцвечивается, мотивы приобретают более натуральные формы.
А в середине ХХ столетия происходит всплеск полихромной вышивки гладью.

В наши дни в некоторых деревнях можно увидеть, что женщины по-прежнему много вышивают. И хотя в вышивке используются не традиционные геометрические, а стилизованные растительные мотивы, традиционное расположение их на предметах сохраняется.

Вернемся немного назад. Были ли в костюме элементы, которые со временем ушли? 

Конечно. Ушел традиционный головной убор – наметка. Это очень древний головной убор, рушникового типа – длинный кусок полотна, шириной от 27-28 до 60-ти сантиметров и длиной от 2,5 до 4,5 метров. Наметки ткали из самых тонких и качественных льняных ниток. Иногда наметочное полотно было тонким до прозрачности, как марля. Такое полотно крахмалили. Существовало множество способов завивания наметок, которые определялись местными традициями. Наметка являлась атрибутом замужней женщины. Когда женщина выходила замуж, из девичьей косы ей делали женскую прическу – волосы расчесывали и навивали на обруч, сделанный из пасма льна и обшитый полотном. Сверху на эту прическу надевали чепец, который плотно стягивался шнурком по низу и фиксировал тем самым прическу. И только потом на чепец навивали наметку. А в некоторых местах кроме наметки, на чепец или под него, надевали специальный каркас для придания головному убору определенной формы. На Туровщине и в Давид-Городке были удивительные головные уборы, в состав которых входил каркас с высоким рогоподобным гребнем спереди. Этот каркас покрывался чепцом с полихромной вышивкой, а поверх него очень красиво завивали прозрачную наметку-серпанку. В Беларуси эти головные уборы не сохранились. Я нашла их в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера). Они были переданы туда в конце XIX века. Некоторые из них хранятся в завитом состоянии, что дало возможность полностью реконструировать этот головной убор и воссоздать очень характерный локальный вариант белорусского народного костюма, который у нас был практически утрачен.

Если голову можно было банально платком укрыть от солнца или холода, то зачем было делать все это – надевать каркас, наматывать на него огромное полотно, и завязывать его самыми различными способами? 

Способ завивания наметки. д. Пинковичи Пинского р-на Брестской обл. Реконструкция М. Винниковой по материалам РЭМ (г. Санкт-Петербург) и фото Д. Георгиевского.

Это было традицией. Головной убор с наметкой был характерен не только для белорусов, но и для русских, поляков, болгар, литовцев. И везде имел свои особенности. Он был своего рода маркером – по способу завивания наметки, по характеристике самого полотна – насколько оно тонкое или грубоватое, насколько выбелено или не выбелено, по орнаменту на нем – можно было понять, откуда родом была та или иная женщина. Как в наше время – визитка или паспорт. Поэтому многое и ушло от нас навсегда, так как наши полесские старушки хранили как сам головной убор, так и все остальное одеяние, - на смерть. "Смеротный узел" у них состоял из наметки и традиционного костюма.

Были ли нашим белорусским женщинам тех времен свойственны аксессуары?

В женском костюме украшением служили бусы – патерки, различные ленты. Были и перстни, и сережки – заушницы, и медальоны. В мужском костюме украшением являлось то, что подвешивалось к поясу – сумочки для хранения денег, табакерки. Иногда такую сумочку – калиту – носили на ремешке, перекинутом через плечо.

Можно ли побольше узнать об обереге, как элементе национального костюма?

Как я уже говорила – льняная сорочка сама по себе уже являлась оберегом. Также оберегом был и орнамент, которым украшалась одежда.
Важным оберегом считался рукотворный тканый или сплетенный пояс.
Наши предки прекрасно знали о существовании энергетической связи и очень четко использовали эту связь как в своей костюме, так и в самой жизни.

Как правильно называется ваш музей, где он находится и что из себя представляет?

Музей древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы Национальной академии наук Беларуси. Находимся мы по адресу: Минск, улица Сурганова, дом 1, корпус 2. Сейчас наш музей находится в состоянии ремонта – ремонтируются фонды, и ждет обновления экспозиция. Поэтому на данный момент экскурсии мы не принимаем.

У вас очень ценные фонды. Тем более у вас же там шикарная коллекция иконописи. Не зря же к вам в свое время патриарх Алексий приезжал. У вас даже есть дарственная надпись в книге?

Да, это так.

В том числе у вас очень большая коллекция не только костюмов, но и предметов из различных регионов?

Кроме иконописи и костюмов в нашей экспозиции представлены археологические коллекции, предметы этнографии, изделия различных гончарных центров, художественные ткани, резьба по дереву, скульптура.

Вернемся к костюму… Сильно ли отличался повседневный костюм от праздничного?

Конечно. Не выйдет же женщина в тонкой до прозрачности серпанке доить корову? Ей будет просто неудобно.
Повседневный костюм отличался от праздничного не только тем, что он был меньше орнаментирован, но также составом и способом ношения различных его компонентов. Праздничный костюм всеми своими элементами и деталями предполагал собой праздничное настроение. Тот же головной убор с наметкой – в нем чувствуешь себя совершенно иным образом. Я проверила это на наших современницах. Когда на женщину надеваешь традиционный праздничный костюм и начинаешь завивать наметку, она прямо на глазах меняется – преображается. Меняется и ее поведение. Возможно, это связано с какими-то внутренними ощущениями, которые дает традиционный костюм.

Бываете ли вы в экспедициях? Где сегодня, кроме музея, можно и возможно ли увидеть настоящий белорусский костюм? Остались ли какие-то белые пятна в исследовании белорусского костюма? 

Любовь Никандровна Шлома, жительница д. Пинковичи, участница фольклорного ансамбля "Крыницы", примеряет наметку перед выступлением. 2010 год. Фото М. Винниковой.

Начнем с белых пятен. Их достаточно много. Традиционный костюм – это не простой набор предметов одежды. В нем все подчинено друг другу и взаимосвязано. Не зря же сам костюм называется "строй". И здесь недостаточно взять предметы одежды с одного места, чтобы они стилистически подходили один другому. Здесь также важно знать – как они носились. И самый трудный вопрос будет опять-таки связан с наметкой. В свое время не были зафиксированы способы ее завивания. А сегодня нам приходится по крохам собирать нужный материал и восстанавливать подлинный образ головных уборов с наметкой.

Если говорить об экспедициях, то они бывают, но все реже и реже. В моей практике в 1991 году у нас была целая серия экспедиций по Полесью. Тогда и начались поиски информации о традиционных способах завивания наметок. Мы расспрашивали пожилых женщин, которые еще помнили эти способы. Даже если они сами уже и не носили эти уборы, то возможно, в детстве видели, как их завивали их бабушки. Ведь детская память очень цепкая. Она очень многое фиксирует, причем надолго.

Кроме того, на Полесье долго существовал обряд завивания наметок на свадьбах. Несмотря на то что традиционный костюм уже не носили, обряд завивания молодой на свадьбе в некоторых местах существовал до 1950-х годов. И те женщины, которые проводили этот обряд, многое могли припомнить.

В дополнение ко всему этому мы пользуемся различными архивными материалами. Я часто бываю в Российском этнографическом музее, где хранятся уже более ста лет "завязанные" наметки. Как сняли их женщины со своих голов, так они и пролежали уже более века на полочках в фондах музея. Сотрудники стараются их поменьше трогать, потому что, если нечаянно разовьешь, то, не зная способа завивания, восстановить головной убор будет трудно. Но мне они разрешили, не развивая, внимательно изучить некоторые варианты убора. В результате был сделан ряд реконструкций. А в книге “Традыцыйная мастацкая культура беларусаў: Брэсцкае Палессе”(Мінск: Вышэйшая школа, 2009) есть написанный мной раздел по костюму Западного Полесья, в котором как раз и даны некоторые реконструированные мною способы завивания наметок - своего рода практические советы, вплоть до графического изображения способов завивания.

Недавно меня пригласили в деревню Пинковичи Пинского р-на, чтобы научить завивать наметки женщин из местного фольклорного ансамбля "Крыницы". Способ завивания я реконструировала по материалам Российского этнографического музея и по фотографиям, сделанным в этой деревне Д. Георгиевским в 1937 году. Я совместила эту поездку с экспедицией и побывала не только в Пинковичах, но и в других деревнях, где также нашла много интересного.

Охотно ли женщины шли на контакт?

Когда они видят искреннюю заинтересованность и что это не праздный интерес, то они очень охотно идут на контакт.

Получается, что открытие белорусского костюма для вас еще не закончено?

До этого еще далеко…

news.tut.by

Мир вокруг: Белорусский народный костюм


Хотя Беларусь и не такая большая страна, но в ней насчитывается 22 варианта национального костюма по 6 регионам - Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Понёманье, Наддвинье и Приднепровье. Региональные различия в основном состоят в деталях костюма, мотивах и сюжетах орнамента, способах носки частей костюма, в цветовой гамме. Так что в былые времена по костюму можно было определить из какой местности человек, его семейное положение и даже примерный возраст.

В ансамбль женской одежды входили рубаха, юбка, передник, пояс, безрукавка, головной убор. Рубаха (кашуля) шилась из льняного домотканого полотна. Ткаными или вышитыми узорами из красной или красно-чёрной пряжи украшались обычно рукава, плечи, воротник, манжеты. Юбка (спадница) была шерстяная или льняная, отличалась разнообразием цвета и узора (клетка, полоса). Белый льняной передник колоритом и орнаментом гармонировал с украшением рубахи. Понизу он часто украшался бахромой или кружевом. Безрукавка (горсет) - часть праздничного костюма, изготовлялась из фабричных тканей (шёлк, бархат, парча). Могла быть чёрного, голубого, малинового цветов, богато украшалась нашивками. Пояс мог быть тканым, плетёным или вязаным, и разнообразной цветовой гаммы, но чаще всего зелёно-бело-красный. Он богато украшался орнаментом.


Головные уборы - важная и обязательная часть костюма. Для девушек это могли быть венки, узкие повязки-рушники. Замужним дамам вообще не разрешалось показываться с непокрытой головой, отсюда и большее разнообразие - чепцы, капоры, но самой распространённой была так называемая намитка в виде повязки-рушника, которая искусно драпировалась множеством способов. Дополнялся костюм бусами.

Мужская одежда состояла из льняной рубахи навыпуск, узких брюк, пояса. Рубаха имела разрез на груди, отложной воротник. В отдельных регионах на неё надевали безрукавку (камизелька). Костюм был белого цвета, украшались орнаментом воротник, манжеты и пояс. Дополнялся костюм кожаной сумочкой (калита), которая заменяла отсутствующие карманы. Головными уборами были магерки, соломенные шляпы ( брыль, капялюш), зимой - овчинные кучмы и аблавухи на меху. Из верхней одежды мужчины и женщины носили белые или серые свиты из сукна, белые или охристо-красные кожухи и кожушки, кожаные посталы (реже сапоги) и лыковые лапти.

Ниже - фотографии белорусских костюмов по регионам. Фото - известного белорусского этнографа Михася Раманюка.

Центральная Беларусь




Восточное Полесье




Западное Полесье





Понёманье и Подвинье




Приднепровье



 

И отдельно варианты головных уборов

Центральная Беларусь


Восточное Полесье

Западное Полесье




Понёманье
Приднепровье

olga-mir.blogspot.com

Похожие записи

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о