Белорусские народные игрушки: Педагогика сотрудничества: “Белорусская народная игрушка”

Магия народной куклы. В Ганцевичском районном Доме ремесел проходит необычная выставка

Отнюдь не Барби и ее новомодные подружки блистают на полках выставочного зала Ганцевичского районного Дома ремесел. Белорусская народная кукла завладела вниманием жителей райцентра.

Экспонаты выставки были собраны во время экспедиций по различным уголкам Беларуси. У каждой куклы, словно у человека, своя судьба. Порой, несколько жуткая. Как, к примеру, у одной из обрядовых кукол, изготовленной на Гомельщине.

Когда-то из подручных материалов ее сделала многодетная мама для своих восьмерых детей. Кукла была очень простой, даже неказистой, но женщина вложила в нее много любви. А во время работы над игрушкой просила высшие силы о защите потомства. Прошло время, дети выросли, кукла уже лежала в доме невостребованной. Как-то к свекрови зашла невестка и попросила дать ей куклу-оберег, но получила отказ. Тогда молодая женщина решилась на рискованный шаг – она украла куклу. Как только игрушка появилась в чужом доме, в нем начались беды: сын убил отца, дом сгорел, а вместе с ним и злополучная кукла. Все проблемы приписали ей, ведь она кукла была обереговой, а значит должна была защищать жильцов конкретного дома.

– А вот лечебные куклы, выполненные из березы, целебного дерева, – рассказывает о неброском экспонате из Давид-Городка (Столинский район Брестчины) директор Дома ремесел Алла Занько. – А вообще у каждой куклы – свое предназначение. Зажиночных делали перед началом жатвы. Делали наши предки и куклу-сусло, которая исполняла роль и игрушки, и еды. В чистый кусочек ткани заворачивали хлеб с сахаром и давали ребенку пососать. Он ел и игрался одновременно, пока мама в поле убирала рожь.

Необычные погремушки делали на Витебщине. В ход шел мочевой пузырь животных. Его очищали, мяли в золе, засыпали вовнутрь горох, зашивали льняной ниткой, надували и сушили. В итоге получалась погремушка.

Дети делали себе мячи из…коровьей шерсти. Когда животные линяли, шерсть с них счесывали и отдавали ребятам. Они сбивали ее в плотный комок, формируя мяч нужной величины.

Есть на выставке куклы, сделанные из куриной кости, из различных трав, соломы, кукурузы.

Вообще наши предки были хитры на выдумку. Что только не использовали для изготовления кукол! Любой подручный материал шел в дело – полено, старые тряпки, лен.

Мудрствовать лукаво не приходилось, ведь старославянские, следовательно, и старобелорусские куклы были просты и обезличены. Наверняка, вам не раз приходилось видеть кукол без лица. Это не потому, что древним мастерицам было лень делать глаза, губы, нос. Нет, наши предки были уверены, что роль талисмана, оберега и игрушки может сыграть только обезличенная кукла.

А если ей придать человеческие черты, в нее может вселиться нечистая сила, а это очень плохо для того, кто будет пользоваться игрушкой с чертовщиной.

– Считалось, что наибольшей силой обладает кукла, изготовленная без ножниц и иголки, – рассказывает Алла Занько. – Ткань для таких оберегов рвали и связывали, вместо того, чтобы сшивать. Каждая народная кукла была наделена особой магией, подтверждением тому служат дошедшие до наших времен обряды.

Так, обряд «Похороны деда», который был распространен на Витебщине, проводили в последний день перед Великим постом. Собирались в одной хате все женщины деревни и делали большого, почти в полный рост, кукольного деда. По преданию, он ел мясо, подавился костью и его необходимо было похоронить. Деда укладывали на лавку, отпевали, даже плакали, а потом начинали вспоминать, как жил «покойник».

– Ох, и ходок же был наш дед. По девкам славно бегал. Помните, как к Мане в окно лез, – якобы вспоминала одна женщина.

Другая ей тут же вторила:

– Так он и за Ульянкой бегал. И к Татьяне подхаживал!

– А теперь эти кабеты даже не пришли в последний путь его проводить! Видать, обиделись, что женился на Зосе, – щебетала третья участница обряда.

После этого деда хоронили. Начинался Великий Пост.

В деревне Будча Ганцевичского района Брестчины долгое время существовал обряд, направленный на создание семьи. Молодые, незамужние девушки собирались в доме у счастливой в браке женщины и делали куклу. Обязательным ее атрибутом был фартук с двумя большими карманами. Девушки подходили с куклой к парням и спрашивали, собираются ли они в этом году жениться. Если молодой человек отвечал утвердительно, гостьи отступали. А если парень говорил «нет», с него взимали оброк: он должен был положить в карманы куклы сало и деньги.

В чести у белорусов было изготовление кукол-хозяюшек. Они символизировали белорусское трудолюбие, женское гостеприимство. Позже хозяюшки стали выглядеть иначе.

– Хочу обратить ваше внимание на необычную куклу-перевертыш, – в руках у Аллы Васильевны вполне симпатичная кукла на палочке. – Это – молодая незамужняя девушка. Хорошая одетая, с косой. А если ее перевернуть, получим другую куклу – замужнюю женщину. Она в платке и в поношенном платье…

Невозможно пройти мимо кукол-ансамблей, исполненных руками умелых мастериц из различных регионов страны. Вот Коляда – целая группа персонажей, которые в канун Рождества ходили веселить людей. Этот ансамбль вполне смахивает на «Песняров».

А эта кукольная парочка символизирует белорусских панов. Только посмотрите, с каким удовольствием они пьют чай! С сахарком вприкуску, оба хорошо одеты. Мужчины знают толк в жизни, их кукольные лица сияют от удовольствия.

– Мир кукол загадочен и окутан магией. Он обладает притягательной силой, – завершает экскурсию по выставочному залу Алла Занько и приглашает еще и еще посмотреть на кукольных персонажей.

Галина СТРОЦКАЯ

Фото автора

Путешествие в историю народной игрушки | План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:

Климович Валентина Витальевна  — учитель-логопед д/с «Солнышко» п.Магдагачи, Амурской области

Подгрупповое логопедическое занятие

«Путешествие в историю народной игрушки»

Задачи:

1.Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;

2.Обучать навыкам словообразования, развивать связную речь.

3.Воспитывать интерес к культуре своего народа.

Ход занятия

1. Введение в тему занятия.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекие-далекие времена. В те давние времена люди жили в деревянных домах. Не было света, не было телевизоров, холодильников, компьютеров. А у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас у вас.  Они были совсем другими: их не покупали в магазине, а делали своими руками. Мамы и бабушки для своих дочек и внучек шили куколок. Папы и дедушки для своих сыночков и внуков вырезали игрушки из дерева. Дети очень любили свои игрушки, бережно к ним относились.

-Сегодня я покажу вам эти удивительные игрушки и расскажу о каждой из них.

2.Содержание занятия.

-Ребята, а вы знаете, как называются игрушки для самых маленьких детей, которые еще не умеют ходить?  (Погремушки)

-Давно- давным тоже были погремушки, но они были совсем необычными – глиняными. (Показать кусок глины)

-Ребята, как вы думаете, из чего сделана глиняная погремушка? (Из глины)

-А как вы считаете, почему она так называется? (Потому что гремит)

-Правильно. Внутрь этой погремушки насыпались мелкие камешки, горох. Когда эту игрушку трясли, то слышался характерный шум.

-А чтобы такая игрушка была красивой, ее расписывали – рисовали на ней узоры.

Игра «Закончи предложение»

У меня есть погремушка, а у вас не погремушки…(погремушки)

Я играю (чем?)… погремушкой

Я положила…(погремушку)

-Ребята, обратите внимание на эту куклу, она соломенная, а значит она из чего сделана? (Из соломы)

-Сначала солому варили, чтобы она стала мягкой, потом скручивали таким образом, чтобы получилась кукла, ножницами обрезали низ.

-Давайте назовем ласково части тела куклы. (Головка, ручки)

-А как можно назвать ласково куклу? (Куколка)

-А как можно назвать ласково ее платье? (Платьице)

-Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, это кукла тряпичная.

-Как вы думаете, из чего она сделана? (Из тряпочек, лоскутиков)

-Такую куклу делала мама для своей дочки, когда та была еще совсем маленькой. Потом девочка подрастала и начинала играть ею.

-Давайте мы сравним эти две куколки. Какая из них более яркая? (Тряпичная)

-Опишите, пожалуйста, ее наряд. (Платочек, платье, фартук)

-В более древние времена глаза, рот, нос рисовали угольком из печки, а потом стали их вышивать нитками.

-Давайте я буду показывать вам части лица, а вы называйте их ласково. (Ротик, носик, глазки)

-А теперь давайте сравним соломенную и тряпичную кукол по размеру. Тряпичная кукла большая, а соломенная…(поменьше, маленькая)

Игра «Сочиним стихотворение про куклу»

Бабушка мне сшила …(куклу)

Яркую, нарядную.

Целый день играю с …(куклой)                                              

Холю ненаглядную.                                            

рассказала всем о …(кукле),

Хвасталась девчонкам.

Имя выбрала для …(куклы) –

Назвала Аленкой!

-Ребята, а это свистулька. На кого она похожа? (Это птичка)

-Свистулька сделана из дерева, значит  она какая? (Деревянная)

-А как вы считаете, почему она называется «свистулькой»? (Потому что свистит)

Игра «Договори словечко»

-Он …свистит; они…свистят, мы будем…свистеть, мы вчера…свистели.

Физминутка

-Ребята, а это что за игрушка?

-Да, это лошадь. Она сделана из глины.

-Как называется детеныш лошади? (Жеребенок)

-Возьмите лошадь в руки. Она легкая? (Нет, тяжелая)

-А жеребенок? (Жеребенок легче)

-А кто больше? (Лошадь больше, жеребенок меньше)

-В те давние времена люди часто использовали кору березы (показать иллюстрацию). Такая кора называется береста. Из бересты делали посуду, корзины, на ней писали. А еще из бересты делали игрушки.

-Посмотрите на эту игрушку, это кто? (Собака)

-Как называется детеныш собаки ? (Щенок)

-Ребята, какие бывают собаки? (Большие, маленькие, злые, добрые, черные, рыжие )

-А это кукла из коры березы.

-Ры-ры-ры- это кукла из коры.

-Чек-чек-чек- из коры платочек.

-Ша-ша-ша- наша кукла хороша.

А еще мастера-умельцы придумали знатную куклу, отгадайте о ней загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

-Правильно, это матрешка. Давайте сравним матрешек. (Большая, поменьше, маленькая)

-Какая у них красивая одежда! Какого цвета платочки? (Красный, синий, белый)

-Как можно изменить эти слова, чтобы они звучали ласково? (Красненький, синенький, беленький)

-Ребята, как вы думаете, почему эти игрушки называются «самоделки»?

-Вам они понравились? А мой рассказ понравился?

-Спасибо, ребята! Вы – молодцы!

Belarus Dolls — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 38 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )

Белорусские игры

Я. Р. Вилькин «Беларусь народныя гулни» («Белорусские народные игры»)
Издательство «Беларусь», Минск 1996. 86 стр.
ISBN 985-01-0038-9
Прекрасные рисунки выполнены художницей В.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DARS © 2019 Все права защищены

Белорусские игры
Игры для детей

Мы настоятельно рекомендуем иметь Родитель присматривает за вами, когда вы играете в эти игры в первый раз, для вашей безопасности.

«Иванка»

В эту игру играют на открытом воздухе, на открытом воздухе — во дворе или на лугу. «Иванка» на самом деле маленькая кукла-плевица. Также это может быть любая другая игрушка – мячик, куб, что угодно. Количество участников может быть до 20 человек. Нарисован круг земля вокруг «Иванки» размером 5-6 соток. Этот круг называется «лес». В центре «леса» квадрат нарисован примерно на 2 фута по 2 фута. Это «дом лесного человека». «Иванка» помещается в выбирается дом и человек на роль «лесного человека». Остальные игроки называются «лебеди». «Лебеди» летят в «лес» спасти «Иванку» от «лесного человека». «лесной человек» может ловить «лебедей» рукой или трогать лебедей своей волшебной ветвью. Пойманный «лебеди» выходят из игры. «Лебедь», выполняющий «Иванка» становится, в свою очередь, «лесным человеком». «Форрест человек» не может выйти из форреста. «Лебедь» не может передать «Иванку» другим. Игра заканчивается, когда все «лебеди» выбывают из игры.


«Мясёлка»

Эта игра похожа на доисторический хоккей 🙂
Действие происходит на катке, на поверхности замерзшего пруда или озера (это в изобилии в Беларуси). У каждого участника есть веник — «мячолка» из ветки и 3-5 кусочков льда (размером 2-3″). В эту игру могут играть до 190 человек. одновременно.

На льду рисуется круг диаметром от 7 до 14 ярдов. В центре есть «метка». По линии круга делаются ямки на одинаковом расстоянии друг от друга — 6-8 сантиметров. в ширину и 2-3 см в глубину.

Игроки выбирают порядок игры. Первый выбранный человек кладет свой кусок льда на «метку», а остальные игроки оставляют их за пределами круга. Стоят у своих ям с вениками. Центральный игрок произносит фразу «Это легче подметать одному, чем всем вместе», и ударяет своим куском льда в сторону своих ям. В этот момент остальные игроки входят в круг. Каждый из игроков пытается сметать кусок льда в свою яму. Когда первая часть окажется в яме, следующая игрок кладет свой кусок льда на отметку, и все начинается сначала.

После всего льдинки тратятся, побеждает тот, у кого их больше.

  • Ямы должны быть на одинаковом расстоянии для каждого игрока.
  • Размер метлы и ямы должен быть примерно одинаковым для всех игроков.
  • Запрещено держать другого игрока руками или подталкивать его ногами.
  • Если вы решите сыграть в эту игру, первое время попросите родителей присматривать за вами. время.
  • НИКОГДА НЕ ИГРАЙТЕ В ЭТУ ИГРУ НА ЗАМОРОЖЕННОЙ РЕКЕ!!!
    ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО ИЗ-ЗА ПОДЛОДНОГО ТЕЧЕНИЯ.

«Пикар»

Эта игра очень популярна, в нее играют по всей Беларуси, России и Украине. Игра проводится на ровной площадке размером примерно 20 на 20 ярдов. Нужна «пика» (англ.: «копье») — заостренный с одной стороны деревянный колышек длиной около 10 дюймов, а более длинный палка — летучая мышь. Количество участников 7 — 10 человек.

В одном конце площадки нарисована линия — «город». 15-20 метров от него другая линия нарисована для обозначения «гостиницы». Напротив «гостиница», 4-5 метров в сторону «города» почва разрыхлена — это область «отметить». Человека выбирают «пикаром». он втыкает свой «пика» вертикально в почву в зоне «метки». Затем игроки стрелять в очередь или одновременно своими битами в сторону «пика». Когда «пика» поражена и находится за пределами «отмеченной» зоны всех участников спешат подобрать свои летучие мыши. За это время «пикар» должен поставить его «пика» обратно в «метку». После этого он должен коснуться один из игроков. Если это происходит, тронутый становится «пикаром» для следующего круглый.

  • Пока пикар пытается коснуться игрока, другим игрокам разрешено пинать «пика» не в ладах со своими битами. «Пикарь» обязан идти назад и воткните «пика» в отметку, прежде чем снова пытаться кого-то коснуться.
  • Игрок, выбравший биту, имеет право на отдых в «гостинице». ожидание, пока другие игроки не выбьют «пика» из метки.

Существует несколько вариантов правил этой игры в разных регионах. я лично помню, что мы использовали пустую жестяную банку вместо «пика», так как мы играли в асфальтированном дворе.. Боже, это была одна громкая игра.


«Шила»

Зимой в Беларуси ночи наступают очень рано. И чтобы дети были все еще играют внутри со своими друзьями. Это одна из таких игр. Небольшой объект использовал. Первоначально использовалось шило (бел. «шила»). я бы предложил использовать что-то менее вредное — теннисный мяч, например, или любая маленькая игрушка.

В этой игре может быть до 20 игроков. Выбирается «лидер». Он стоит в центре комнаты. Остальные дети садятся очень близко друг к другу на пол полукругом за спиной. Ноги согнуты, а руки спрятаны под их колени. У одного из игроков есть игрушка. Игроки тайно передают его друг другу. тот, у кого есть игрушка, может либо передать ее кому-то другому, либо потрогать игрушку ведущего. плечо, если он уверен, что ведущий его не видит. Если ведущий угадает кто человек, то они меняются местами. Неуклюжий ребенок становится лидером. Eсть вариант игры, при котором угаданный игрок выходит из игры.


Старинные белорусские народные игры
Эти игры предназначены для взрослых

    Ритуалы и игры проводились во время традиционных праздники и праздники — «ихрища» — древневосточных славян и балтийских племена, населявшие белорусские земли. Кое-где эти вечеринки были называли также «согнутыми» вечерами («кривиями»), потому что все было юмористически изображены в гротескной наизнанку форме. Участники разыгрывали юмористические свадьбы или поминки с мертвецом, оказавшимся живым («Бабиор памиор, пашли харанич, ажно ион сяджич!»), или невеста, оказавшаяся козой, и т. д. Эти театрализованное представление будет сопровождаться песнями и танцами. Что-нибудь из этого «ихрища» до сих пор происходят. Традиция этих «ихрищ» несомненно, поглощен современными народными театрами.

«Караход» — популярная форма танцев и пения. Песни «караход» медленный темп с переменным ритмом. Темы этих песен разные. заключают в себе большинство сторон повседневной крестьянской жизни. Лирика состоит из монологов с несколькими вариантами развития сюжета, риторическими вопросами, восклицаниями и т. д. участники обычно выстраиваются в круги рука об руку. Ходы участников простые — обычные шаги, шаги в сторону, шаги со сменой темпа. Расстановка певцов и танцоры обычно представляют собой круг, круг в круге, два круга в форме «8», прямые цепочка, зигзаг («змейка»), «ручей» (пары проходят по аллее поднятые руки других пар, стоящих по бокам). Театральное мимическое действие – это важный. Разные ситуации могут быть разыграны с участниками в центре кругу, а внешний караход комментирует и отзывается на театрализованное действие внутри караход. Существуют разные игры «караход» — «Брачная сваха», «Проданный ребенок», «Чертово ребро», «Мост», «Важное дама» и т. д.

«Вишанька» («Вишня») — девушка стоит на стул с соломинкой в ​​губах. Два парня ходят в караходе рука об руку вокруг нее, вовлечь ее в свой круг. Они должны защитить девушку от третьего парня. Задача этого парня — подпрыгнуть и поймать губами соломинку. Если у него получится — девушка целует его.

«Хула» — нет, это не танец хула. Название происходит от «гульня» — «игра» по-белорусски. Игроки делятся на две команды — «армии». Каждая «армия» выбирает «большую» — сильнейшую человек. Этот человек бросает деревянное колесо или тяжелый круглый камень в другого «армия». Другая «армия» должна остановить его как можно быстрее. и изменить его направление. Игра считается выигранной, когда линия пересекается с одной из сторон. Боже, это похоже на американский футбол или как!


Древние шахматы в Беларуси

Интересно, по данным этого сайта Жан-Луи Казо, белорусы широко занимались шахматами в XII в. Ниже это несколько шахматных фигур XII века, найденных археологами в трех местах — Слуцак, Лукомль и Волковыск:

)
Король, слоновая кость, XII в, Слуцк, Беларусь, Белорусская академия наук, Минск Лодка (ладья), слоновая кость, начало XII в., Волковыск, Беларусь, Белорусский художественный музей, Минск Пешка, слоновая кость, нач. XII в, Волковыск, Беларусь, Белорусский художественный музей, Минск Королева, слоновая кость, XII в, Лукомль, Беларусь, Государственный музей Беларуси (индекс