Боровиковский художник: Vladimir Borovikovsky: biography

Портрет князя Куракина, В. Л. Боровиковский — описание

Портрет князя Александра Борисовича Куракина — Боровиковский. Холст, масло. 259 x 175 см


   Владимир Лукич Боровиковский – известный и признанный мастер портретов при императорских дворах Екатерины Великой и Павла I. Манера письма у него легкая, воздушная, в приятных гаммах. Вся русская знать того времени, высокопоставленные лица и их семьи желали запечатлеться для потомков именно у Боровиковского.

   «Портрет князя А. Б. Куракина», написанный в 1801 году, это классика того времени, образец для подражания, шедевр портретной живописи. И не только благодаря внушительным размерам полотна, но, главным образом, по мастерству исполнения.

   Государственный деятель Куракин Александр Борисович изображен в парадном постановочном портрете, распространенном в 18 веке.

   Лицо князя Куракина выдает в нем большого любителя роскоши и наслаждений, снисходительный взгляд — знающего себе цену богатого аристократа.

Боровиковский представил князя во всем своем блеске, в прямом и переносном смысле. При дворе его даже называли «наш бриллиантовый князь».

   И эти слова были небеспочвенны. Грамотный и удачливый дипломат, видный деятель, вице-канцлер, обер-шталмейстер, сенатор, человек, заслуживший и оцененный монархами. Соответственно и блестящие награды за службу, которые и на груди то не уместишь, богатый камзол, расшитый золотом, дорогие ленты, даже башмаки, украшенные камнями, весь его образ создает ощущение роскоши и великолепия. Все, что автор изобразил на полотне за Куракиным, тоже имеет свой смысл.

   Рядом на кресле небрежно сброшена накидка, с нашитыми золотыми регалиями ордена мальтийских рыцарей, за окном виден Михайловский дворец.

   Справа на столе, покрытом бархатом, подчеркивая значимость Куракина как государственного мужа, автор изображает бумаги, перо и чернильницу. Над этим возвышается бюст из белого мрамора императора Павла I.

   Тематика, посвященная Павлу I, на картине тоже неспроста. Дело в том, что в детстве Куракин и великий князь Павел Петрович воспитывались вместе, под наблюдением и наставничеством дяди Куракина – Панина Никиты Ивановича. И, конечно, детские привязанности переросли во вполне дружеские отношения.

   Естественным образом Боровиковский смог вписать императора в полотно: и любимую резиденцию Павла I — Михайловский дворец, и мантию, так как Павел был Великим магистром ордена мальтийцев, и бюст, размером почти с самого Куракина.

   Глядя на полотно, становится понятна задумка художника – показать состоятельного, влиятельного при дворе, знатного, высокопоставленного дворянина. Для этого и используется весь окружающий князя антураж, детали дворцового интерьера. Ведь такой известный государственный человек просто не может выглядеть где-либо еще более величественно, чем в стенах дворца.

Боровиковский Владимир Лукич | Старый Петербург

Боровиковский – известный русский художник, работавший в жанре портрета и религиозной живописи. Его картины отличаются великолепной техникой исполнения, искусной композицией и легкостью кисти. Живописец умел изображать лучшее в людях. Художник появился на свет 24 июля 1757 года в Миргороде, в семье казацкого происхождения. Отец и братья, Иван и Василий, писали иконы в храмах. С младых ногтей будущий живописец изучал это искусство. Отслужив в армии, Боровиковский снова возвращается к своей работе, создавая религиозные росписи в стиле барокко.

Начало творческого пути

Первый успех начинающему художнику принесли две картины, призванные украсить «путевой дворец» Екатерины II. Эти торжественные сооружения возводились по маршруту крымского путешествия императрицы. Для одного из таких дворцов Боровиковский и написал несколько картин-аллегорий. На первой Екатерина II растолковывала свой Наказ древнегреческим мыслителям, а на второй «примерила» на себя образ сеятельницы, причем в роли пахаря выступал Петр I.

Примечание эксперта по антиквариату

Рынок старинной живописи довольно хорошо развит. На нем присутствуют как знаменитые картины, так и менее известные работы, а также их репродукции. Начинать собирать свою собственную коллекцию иногда стоит именно со старинных репродукций — с одной стороны, они относительно доступны, с другой — помогают изучить особенности художественного языка автора, отличить оригинал от копии. В свою очередь, начать формировать собрание картин можно, занявшись покупкой антиквариата в Санкт-Петербурге. В салонах города достаточно много произведений по доступным ценам.

Художник перебирается в Петербург, чтобы совершенствовать свой талант. В Академию художеств его не принимают, потому что Владимир Лукич уже вышел из ученических лет. Тогда Боровиковский поселяется у своего друга Н. Львова и заводит знакомство с творческой богемой тех лет, куда входят Державин, Хемницер, Фомин. В 1792 г. живописец начинает брать уроки у мастера-австрийца Лампи, который был приближен ко двору императрицы. Также известно, что Боровиковский консультировался со знаменитым русским художником Левицким, а позднее стал его учеником.

 В 1795 году живописец добился звания академика, а спустя семь лет получил должность советника Академии художеств. Для раннего периода творчества художника характерны портреты-миниатюры, выполненные маслом, и парадные портреты. Стоит отметить, что на работы мастера равнялись многие художники того времени, а сегодня его старинные картины ценятся еще больше.

Знаменитые картины Боровиковского

К числу самых знаменитых картин Боровиковского относятся: портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском саду, портреты Державина, князя Лопухина-Троицкого и митрополита Михаила, а также изображение брата персидского правителя по заказу самой императрицы. В конце XVIII века живописец, работая над портретами, придерживается сентиментального стиля.

Владимир Лукич Боровиковский

Владимир Лукич Боровиковский

В плену рокового предсказания…

Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757—1825) — русский художник, мастер портрета,  и хотя художник успешно работал в других жанрах живописи, именно портрет является вершиной его творчества.   Работы Боровиковского хранятся в крупнейших музеях и картинных галереях России: в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, являясь национальным достоянием.

Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Гетманщине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.  Следуя традиции, четверо сыновей Луки Боровика служили в Миргородском полку. Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей. Династия Боровиков славилась в местной художественной артели. В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее Петербурга хранятся иконы, написанные молодым живописцем.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

Большинство его сельских иконостасов того времени не уцелело вследствие перестройки и обновления церквей… Вся семья Боровиковских была крепко сплочена своим общим делом и чрезвычайно трудолюбива, а Владимир отличался особенно еще и своими способностями. Жизнь текла за постоянной работой. Его отец любил играть на гуслях, научил и Владимира. Вероятно жизнь художника так бы и прошла в родном Миргороде, если бы не случай.
В 1787 году Екатерина II направлялась через Украину в недавно присоединенный к Российской империи Крым. Путь ее лежал через город Миргород Полтавской губернии, где предполагалось сделать остановку. На пути ее следования возводились всякого рода пышные сооружения и дворцы. Один из них расписывал и Владимир Боровик. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому художнику несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приема государыни.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы.

В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая — Петра I как пахаря и Екатерину II как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти портретист Лампи. К артины понравились императрице. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург. Царская похвала открыла ему дорогу. Он сменил фамилию на Боровиковский и решил поступить в Академию Художеств, но не удалось из-за возраста, ему было уже за тридцать. Боровиковский стал брать уроки у И. Б. Лампи — австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II и у Д. Г. Левицкого.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями  —  Г. Р. Державиным,  И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также  Д. Г.  Левицким, который стал его учителем.

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.

К сожалению, ни Лампи, ни Боровиковский не оставили описания своих технических приемов живописи. Известно еще,что Боровиковский был левша… Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику звание академика, в 1795 г. получил его, а семь лет спустя Боровиковский стал советником Академии художеств.

Владимир Лукич работал очень много.

В письмах он пишит своим родным:


«Вам неизвестен род моей жизни. Много говорить подробно, одно скажу вам, что я занят трудами моими непрерывно. Мне потерять час ей-ей составляет великое в занятиях моих расстройство»…


Наследие его обширно и разнообразно. Многие его произведения почитались за образцы. Боровиковский щедро делился своим талантом с учениками. Одним из самых любимых его учеников был Алексей Венецианов…

Боровиковский создал ряд замечательных мужских портретов. В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи.

 


Наиболее ярко талант Боровиковского раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы. Они невелики по размерам, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров.



 

 

 

 

 

 

 

 

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова.

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет  Е. А. Нарышкиной».

 

Создается определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

 

 

 

 

 

 

В 1803 году стал советником Академии художеств.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).году Боровиковский стал советником Академии художеств.


Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

Религиозною живописью начал Боровиковский свою деятельность на родине, она была всю жизнь излюбленным родом его работы и часто он отдавался ей без всяких «заказов», для себя.

— Приступая к какой-нибудь важной или серьезной работе,- рассказывает его племянник,- Владимир Лукич прежде всего отправлялся в церковь и слушал молебен. Приготовив холст или доску для иконы, он заставлял читать вслух Евангелие или житие Святого. Кроме отдельных картин, им написано несколько целых иконостасов и несколько их частей.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.

Но не все его работы дошли до нас, часть погибли совсем, или загублены реставрацией…

С годами в душе художника поселились  усталость и равнодушие, его активность ослабла. Он тосковал по родине, по родной утопающей в зелени городской усадьбе, откуда отправился в холодный и сырой Петербург. За 37 проведенных в Петербурге лет Боровиковский часто бывал во дворцах знати. Он стал известным и даже модным портретистом, на него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии.

Академического образования он не имел, и «ученые» художники относились к нему недоброжелательно, но столичная публика быстро оценила его талант и у него отбоя не было от клиентов. Его мастерство быстро пошло в гору. Но был ли он счастлив? Жизнь подходила к концу… ни жены, ни детей, и устроенного дома у него так и не появились. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Владимир Боровиковский был нелюдим и замкнут, женщин побаивался, в то, что может сделать одну из них счастливой, не верил.  Первая любовь его разочаровала, девушка предпочла ему высокого и статного удальца. Боровиковский создал в мечтах целый мир, где они будут счастливы… а его любовь пошла под венец с другим. Он уехал в Петербург, сделал карьеру, но счастья так и не нашел… Мягкий, добрый, замкнутый, не любящий шума и суеты, Боровиковский не преподавал в академии и не открыл свою школу, хотя известно, что у него постоянно жили ученики. Двери его дома были всегда для них открыты и приезжавшим в Петербург землякам, которым оказывал всяческую помощь. Он сохраняет любовь к родным и остается простым и скромным, каким был и на родине, угощает гостей борщом, просит родных привезти ему из Малороссии сала… Добровольное отшельничество художника со временем приняло болезненный характер. Одинокий человек, он и раньше довольствовался узким кругом друзей, а теперь совсем сделался нелюдимым, даже избегал писать письма.

Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг. Лекарство от нее искал в масонской ложе «Умирающий сфинкс». Оно его занимало причудливыми ритуалами с обнажением шпаг, страшными клятвами, тайнами, которые знали лишь немногие избранные, и служением великой цели, но потом он к нему охладел. Все это маскарад, игры мечтателей и пресыщенных жизнью аристократов…

Он стал пить, начал с нескольких рюмок на ночь, потом пришел к тянувшимся днями запоям… А затем добрый знакомый привел его к госпоже Татариновой, на собрания, в ту пору проходившие в Михайловском замке в квартире, которая была дана ей, как дочери воспитательницы великой княжны Марии Николаевны.

— дух, дух! Святой дух!…снизойди, снизойди, милостью нас одари!


Гости становятся в круг, берутся за руки, начинают раскачиваться.


— ты наставь нас, Утешитель, на свой истинный на путь, засуди судом небесным и не дай врагу мешать, не изволь грешных до гроба ты сей радости лишать…


Движения учащаются, люди начинают приплясывать и кружиться в бешеной пляске взъерошенные, выпучившие глаза, нечленораздельно вопящие люди…
Боровиковский бывал на ее вечерах мистицизма уже несколько лет. Он знает, что Татаринову за глаза называют богоматерью, но ему это кажется вздором.


— Не о том думаешь, душа моя. Выгода тебе вроде как и ни к чему будет. Пора тебе, Володенька, на суд предстать…


Госпожа Татаринова не сказала это, а пропела, сверкнув темными, бездонными, злыми глазами. Он попытался было возразить:


— Какой суд, за что?


Но собеседница его оборвала:


— От сумы да от тюрьмы не зарекайся, а уж от суда тем более!..
и резко отошла в сторону, к другим гостям.

А он остался стоять, как оплеванный, ничего не понимая, пытаясь разобраться в сказанном. Перед каким судом ему надо предстать, если он не убивал и не крал, прожил жизнь, не обидев и мухи? Кто его будет судить? И за что? Он живет, соблюдая писаные и неписаные законы, его не в чем упрекнуть…

Дрянная пролетка тряслась по ухабам, раскачиваясь на веревочных ремнях, и Боровиковский который раз пожалел о том, что, покинул родной городок, оставил близких и отправился в Петербург, который принес ему столько разочарований. Боровиковский начал с писания икон, в Бога он верил истово, это заменило любовь к женщине. Но худая как щепка, смуглая, словно турчанка, сверкающая глазами-угольями пророчица соединила в себе все, что его манило.

Это было настоящим колдовством. Порой ее собрания казались ему грехом, чтобы не идти на них, он напивался, а потом, разбитый и униженный, снова появлялся в Михайловском замке. Екатерина Филипповна цепко взяла его в свои худые длиннопалые руки и выпускать не собиралась. Боровиковский был дорогим художником, а он писал для неё за малую цену, а то и бесплатно. В последнее время госпожа Татаринова заговаривала о том, что ему стоит написать завещание: он немало прикопил, у него много картин,стоящих больших денег, — не лучше ли оставить их «Духовному союзу»? Боровиковский не собирался умирать, не хотел оставлять свое добро посторонним людям, но, слушая Екатерину Филипповну, ощущал странную слабость и не смел ей противоречить. Разбирающиеся в науках знакомые говорили, что она владеет «месмерическим магнетизмом» и умеет внушать другим свою волю. В некоторые минуты он этому верил. Так, в томлении души и полудреме он доехал до своего дома, сунул извозчику полтину, поднялся наверх, не разбудив дремлющего в передней слугу, вошел в спальню — и обомлел. На открытом бюро тускло теплилась сальная свеча, а за бюро сидел самый нерадивый из его учеников, Федька, лентяй и бездарность, отрекомендованный ему Татариновой. Он выдвигал ящики, рылся в его бумагах. Боровиковский подкрался к Федьке со спины и крепко схватил его за ухо:


— Ты что тут делаешь? Воруешь?!


Тот испуганно охнул, оглянулся, уставившись ему в лицо выпученными от ужаса глазами, а потом повалился на колени:


— Батюшка, Владимир Лукич! Простите! Не своей волей!


— Ты что это говоришь, подлец? Что значит «не своей волей»?


Федор еще раз всхлипнул, утерся рукавом и все рассказал. Он уверял, что госпожа Татаринова велела ему все подмечать, смотреть за тем, где лежат лучшие вещи, вести учет картинам. Федька должен был убедиться в том, что у Боровиковского нет завещания. А если оно все-таки найдется, утащить его, как только тот так занеможет, что врачи сочтут его безнадежным, и отдать бумагу госпоже Татариновой. Выслушав это, художник оцепенел. Он давно не чувствовал себя здоровым, его мучили частые приступы удушья, острая боль в груди, сердечная слабость, но ему и в голову не приходило, что это может быть предвестием скорой смерти. Татаринова решила прибрать к рукам добро, которое после него останется. Обжитой, привычный мир поворачивался темной, страшной стороной. Владимир Лукич решил забыть о Татариновой и ее доме, больше туда не ездить, начать новую жизнь. Но эта жизнь всё не появлялась, работа не задавалась, а сердце с каждым днем болело все сильнее.

Он написал наконец завещание: все отходило старым друзьям, лучшему из учеников художнику Венецианову и Бугаевскому-Благодарному…

Словно что-то надломилось в человеке… краски на его картинах поблекли… веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Только отцовские гусли, под тихий перебор которых он пел украинские песни, иногда оживляли художника. Больше портретов он не писал, лишь несколько икон для строящегося Казанского собора и иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Через неделю Боровиковский все же не выдержал: собрался с духом, непонятно зачем принарядился и поехал, где проходило собрание «Духовного союза». Он чувствовал, что сейчас произойдет что-то страшное, то, чего он не сможет предотвратить… В гостиную вошла Екатерина Филипповна и прямиком направилась к нему.


— Я хотела тебе добра, Володенька, а ты пожадничал — и зачем? К чему тебе нажитое, на суде все это не понадобится. А к нему тебя призовут скоро. Может, этой же ночью…


Тут Боровиковский понял, какой суд Татаринова имеет в виду. Он схватился за сердце, круто повернулся и выбежал из комнаты. Она говорит не о простом суде, а о Страшном, о смерти. Приехав домой, он успел послать за священником и друзьями. Боровиковский задыхался. Его убивал страх, он вцепился в руку Венецианова… но вдруг ладони разжались. Боровиковский перестал дышать… Это случилось 6 (18) апреля 1825 года. Он умер от разрыва сердца. Художнику было 67 лет. Похоронили его на Смоленском кладбище. В 1931 г.останки художника и памятник — небольшой гранитный саркофаг, находившийся на его могиле, перенесли на Лазаревское кладбище
Александро-Невской лавры Петербурга. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.


Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Его любимый ученик, А. Г. Венецианов, писал в письме к другу:

«Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников»…

Боровиковский Владимир Лукич

Владимир Лукич Боровиковский

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) — русский и украинский художник, портретист, академик Петербурской АХ (1795). В 1790-х гг. находился под влиянием сентиментализма. Наиболее известные работы: портреты М. И. Лопухиной, В. И. Арсеньевой, «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». В его парадных портретах нач. 1800-х гг. (А. Б. Куракин, Павел I) проявилось влияние классицизма.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 45.


Боровиковский Владимир Лукич (24.07.1757-6.04.1825), живописец-портретист. Из мелкой казацкой старшины, родился в Миргороде.

Боровиковский занимался иконописью под руководством отца. С 1774 Боровиковский служил в Миргородском казачьем полку. В 1770-80-х Боровиковский тесно познакомился с В. В. Капнистом, выполнял его поручения. В 1788 Боровиковский переехал в Петербург. В столице первое время жил в доме Я. А. Львова, вошел в круг его друзей: Г. Р. Державина, И. И. Хемницера, Е. И. Фомина, Д. Г. Левицкого (последний стал его учителем).

Со 2-й пол. 1790-х Боровиковский становится известным портретистом. В его творчестве преобладает камерный портрет. Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет “Лизыньки и Дашиньки”, 1794, портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796, и др.). Боровиковский изображал на своих портретах “частного” человека; окутанные легкой дымкой модели Боровиковского пребывают в состоянии томного упоения гармонией своей внутренней жизни и окружающей их природы (портреты В. И. Арсеньевой, 1795, М. И. Лопухиной, 1797, Е. А. Нарышкиной, 1799, и др.). Частный характер носил и известный портрет Екатерины II, изобразивший пожилую женщину в салопе, прогуливающейся с левреткой по парку (1794).

Характерный для сентиментализма культ частной жизни отражается в его парных и групповых семейных портретах — сестер А. Г. и В. Г. Гагариных (1802), А. И. Безбородко с дочерьми (1803), А. И. Кушевой с детьми (сер. 1800-х). Боровиковский пишет и парадные портреты: А. Б. Куракина (1801-02), Павла I (1801) и др.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

Л. Н. Вдовина


Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825).
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794.

Боровиковский Владимир Лукич (1757, Миргород — 1825, Петербург)- художник. Род. в небогатой казацкой семье. По семейной традиции в 1774 поступил на военную службу в Миргородский полк, но в походах не бывал. Вместе с отцом и братьями занимался иконописью. В 1787 Екатерина II совершала путешествие в Крым. На пути ее следования воздвигали «путевые» дворцы. Для одного из них земляк Боровиковского поэт В.В. Капнист предложил написать аллегорические картины, прославлявшие императрицу (Петр I вспахивает землю, а Екатерина II засевает ее семенами). Картины понравились и в 1788 Б. был приглашен в Петербург. Через несколько лет он стал одним из известнейших художников-портретистов. В 1795 Боровиковский стал академиком, в 1802 получил почетное звание советника Академии художеств. Ему позировали вельможи, генералы, отцы церкви. Он «удостаивался чести» писать с натуры Екатерину II. Но ни деньги, ни слава не меняли художника. Боровиковский вел одинокую, замкнутую жизнь, всецело поглощенный искусством. О себе писал: «Я занят трудами моими непрерывно. Мне потерять час превеликую в моих обязанностях произведет расстройку». Великолепно владевший живописной техникой и безукоризненным композиционным мастерством, он сумел достичь тончайшей гармонии в изображении внешнего облика и внутреннего мира людей. Таковы его портреты сестер Гагариных, Е.Н. Арсеньевой и один из его шедевров портрет М.И. Лопухиной, к-рому посвятил стихи Я.П. Полонский:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас. ..

В конце жизни Б. занимался религиозной живописью: написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


И. Бугаевский-Благодарный.
Портрет художника В. Л. Боровиковского

Боровиковский Владимир Лукич (1757 1825) — один из талантливых и своеобразных художников конца XVIII — начала XIX века родился на Украине, в Миргороде, 24 июля 1757 года в семье казака Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского). Почти все члены семьи и родственники Боровиковского служили в Миргородском полку. Следуя семейной традиции, Владимир Лукич был также определен на военную службу, но в чине поручика вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству.

Первые навыки в живописи будущий художник получил в семье. Его отец, дядя, братья, неся исправно полковую службу, в свободное время занимались иконописью.

В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем. Эти произведения, несмотря на то, что свидетельствуют об усвоении определенных навыков иконописи XVIII века, в целом не выходят за рамки полуремесленного искусства. Мастерство пришло к художнику в Петербурге.

Важную роль в изменении судьбы Боровиковского сыграло путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году.

Известный поэт XVIII века В. В. Капнист, в то время предводитель дворянства Киевской губернии, привлек художника к оформлению одного из помещений, в которой должна была остановиться Екатерина II. Две большие аллегорические картины Боровиковский Выполнил, по-видимому, с достаточным мастерством и его приглашают в Петербург. 20 октября 1787 года он подписал акт о разделе имущества, оставшегося после смерти отца, и навсегда покинул Миргород.

Первые десять лет художник прожил у известного архитектора Н. А. Львова в «Почтовом стану» (ныне Почтамтская улица). В доме Н. А. Львова — поэта, музыканта, археолога — встречались видные, художественные деятели России. Боровиковский оказался в кругу поэтов, чьи интересы и мысли были связаны с новым направлением в литературе — сентиментализмом. Вышли в свет «Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, поэт Дмитриев писал свои чувствительные вирши, в поэзии В. В. Капниста зазвучали лирические ноты. Эта линия в искусстве нашла отражение и в творчестве Боровиковского.

По приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д. Г. Левицким и, возможно, учился у него. С 1792 года в течение нескольких лет он занимался у И. Б. Лампи, который, уезжая из России, передал ему свою мастерскую. Здесь Боровиковский жил и работал до конца своих дней. 3″ тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. От своих учителей живописец взял блеск техники, легкость и прозрачность письма, мастерство композиционных приемов. В6имание художника было обращено на характеристику внутреннего мира человека, его неповторимую индивидуальность.

Образ же в целом подчинялся единому, полюбившемуся-художнику, идеалу чистой поэтической личности, обладающей возвышенной душой. Поза, движения рук, пейзаж были своеобразным обрамлением, в которой выступало лицо модели. Он выработал особую манеру письма: мягкие переливы тонов, перламутровость и гладкость, «фарфоровость» живописной поверхности соединились у мастера с четкостью рисунка и классической строгостью линий.

Среди ранних работ художника выделяется очаровательный портрет О. К. Филипповой (1790, ГРМ), жены друга Боровиковского — архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора.

Она изображена в белом утреннем туалете на фоне сада. В ее руке бледная роза. Образ молодой женщины лишен всякого оттенка жеманства, кокетливости. Черты лица индивидуальны; миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой — все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого — почти детская нежность и мечтательная задумчивость.

В конце XVIII века особенно широко распространилось искусство миниатюрного портрета — жанра, соединяющего лиризм и особую интимность (миниатюрные портреты заказывались в память о близких и дорогих людях) с задачами декоративными. Боровиковский работал в этом жанре в разные периоды деятельности, но более всего в ранние годы.

То особое содержание, которое чаще всего воплощалось в искусстве Боровиковского, влекло его к разработке новых, более разнообразных форм портрета. Он обращался к парным изображениям, проявлял склонность к небольшим, камерным портретам.

Таковы работы 1794 года «Лизанька и Дашенька» и «Торжковская крестьянка Христинья» (ок. 1795, ГТГ). Все трое — крепостные Н. А. Львова. В этих портретах, несомненно, проявляются идиллические ноты, которые «звучат» в портрете Е. Н. Арсеньевой (середина 1790-х, ГРМ) и в известном портрете «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (середина 1790-х, ГТГ).

Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет. Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Образ ее не лишен сентиментальности. Но важно уже то, что Боровиковский отказался от изображения царицы в виде «земной богини». Она предстала в обычном домашнем облике. Не случайно этот образ позднее привлек А. С. Пушкина. Именно такой, благосклонной, величественно-снисходительной, должна была показаться императрица невинной, неопытной, доверчивой Маше Мироновой — капитанской дочке, искавшей помощи и покровительства.

Одним из наиболее зрелых лирических произведений художника был портрет М. И. Лопухиной (1797, ГТГ).

Поза молодой женщины непринужденна, проста и вместе с тем изысканно-изящна. Гармония образа создается всем художественным строем произведения: певучей плавностью линий, движением руки, ритмическими повторами стволов и ветвей деревьев тенистого парка, тончайшими светотеневыми нюансами, нежно-голубым, перламутровым колоритом, воспринимаемым точно волшебные звуки клавесина.

Этот образ нашел отклик в поэзии XIX века. Ему посвящено стихотворение Я.П.Полонского:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Иную грань, не менее типичную для эпохи, раскрывают мужские портреты Боровиковского. Серьезен и несколько угрюм Д. П. Трощинский, статс-секретарь Екатерины II (1790-е, ГРМ). Он привлек художника незаурядным умом и способностями. Мужественным, овеянным славой суворовских походов изобразил живописец Ф. А. Боровского (1799, ГРМ). Его суровое энергичное лицо передано с большим реалистическим мастерством.

Особое место в русском искусстве XVIII века и в творчестве Боровиковского составляют парадные портреты. Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека. Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796, ГРМ) и «бриллиантового» князя, вице-канцлера А. Б. Куракина (1801, ГТГ), прозванного за спесь и любовь к роскоши «павлином», и известный портрет «в далматике и порфире» императора Павла I (1800, ГРМ), заказанный для конференц-зала Академии художеств.

В.Боровиковский. Портрет вице-канцлера князя А.Б. Куракина. 1799.

В.Боровиковский. Портрет князя А. Б. Куракина. 1801–1802 гг.

Исполнение заказных парадных портретов свидетельствует о широте творческих возможностей Боровиковского, которому были доступны не только лирические и интимные портреты, но и произведения монументального плана.

В 1800-х годах Боровиковский участвовал в украшении строившегося Казанского собора; художник выполнил десять икон.

Боровиковский был обаятельным человеком, отличался мягким характером. Ученики жили в доме Боровиковского как родные. Среди них художник особенно выделял А. Г. Венецианова. Родственники постоянно прибегали к помощи Боровиковского. Он примирял их в ссорах, поддерживал морально и материально.

Боровиковский умер на шестьдесят восьмом году жизни. Он просил похоронить себя без «излишних церемоний». Его любимый ученик А. Г. Венецианов писал в письме к другу: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников… Я буду писать его биографию».

Много десятилетий прошло, прежде чем появился широкий общественный интерес к этому большому художнику. Этому во многом способствовала выставка 1905 года, где было показано более ста портретов Боровиковского. Его работы, разбросанные по дворянским усадьбам и частным собраниям, только после 1917 года влились в музеи и сейчас с достаточной полнотой представляют творческое наследие этого выдающегося мастера.

Петрова О.Ф.

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Портрет Е. А. Нарышкиной. 1799 г.


Далее читайте:

Великий портретист: Владимир Боровиковский. (Роман-газета детская № 4, 2012)

Литература:

Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. М., 1975.

 

 

 

Боровиковский Владимир Лукич

Владимир Лукич Боровиковский

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) — русский и украинский художник, портретист, академик Петербурской АХ (1795). В 1790-х гг. находился под влиянием сентиментализма. Наиболее известные работы: портреты М. И. Лопухиной, В. И. Арсеньевой, «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». В его парадных портретах нач. 1800-х гг. (А. Б. Куракин, Павел I) проявилось влияние классицизма.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 45.


Боровиковский Владимир Лукич (24. 07.1757-6.04.1825), живописец-портретист. Из мелкой казацкой старшины, родился в Миргороде.

Боровиковский занимался иконописью под руководством отца. С 1774 Боровиковский служил в Миргородском казачьем полку. В 1770-80-х Боровиковский тесно познакомился с В. В. Капнистом, выполнял его поручения. В 1788 Боровиковский переехал в Петербург. В столице первое время жил в доме Я. А. Львова, вошел в круг его друзей: Г. Р. Державина, И. И. Хемницера, Е. И. Фомина, Д. Г. Левицкого (последний стал его учителем).

Со 2-й пол. 1790-х Боровиковский становится известным портретистом. В его творчестве преобладает камерный портрет. Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет “Лизыньки и Дашиньки”, 1794, портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796, и др.). Боровиковский изображал на своих портретах “частного” человека; окутанные легкой дымкой модели Боровиковского пребывают в состоянии томного упоения гармонией своей внутренней жизни и окружающей их природы (портреты В. И. Арсеньевой, 1795, М. И. Лопухиной, 1797, Е. А. Нарышкиной, 1799, и др.). Частный характер носил и известный портрет Екатерины II, изобразивший пожилую женщину в салопе, прогуливающейся с левреткой по парку (1794).

Характерный для сентиментализма культ частной жизни отражается в его парных и групповых семейных портретах — сестер А. Г. и В. Г. Гагариных (1802), А. И. Безбородко с дочерьми (1803), А. И. Кушевой с детьми (сер. 1800-х). Боровиковский пишет и парадные портреты: А. Б. Куракина (1801-02), Павла I (1801) и др.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

Л. Н. Вдовина


Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825).
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794.

Боровиковский Владимир Лукич (1757, Миргород — 1825, Петербург)- художник. Род. в небогатой казацкой семье. По семейной традиции в 1774 поступил на военную службу в Миргородский полк, но в походах не бывал. Вместе с отцом и братьями занимался иконописью. В 1787 Екатерина II совершала путешествие в Крым. На пути ее следования воздвигали «путевые» дворцы. Для одного из них земляк Боровиковского поэт В.В. Капнист предложил написать аллегорические картины, прославлявшие императрицу (Петр I вспахивает землю, а Екатерина II засевает ее семенами). Картины понравились и в 1788 Б. был приглашен в Петербург. Через несколько лет он стал одним из известнейших художников-портретистов. В 1795 Боровиковский стал академиком, в 1802 получил почетное звание советника Академии художеств. Ему позировали вельможи, генералы, отцы церкви. Он «удостаивался чести» писать с натуры Екатерину II. Но ни деньги, ни слава не меняли х

Владимир Боровиковский — биография, интересные факты, известные произведения

Жизнь одаренного художника Владимира Боровиковского была полна ярких историй, и внезапная удача позволила его таланту расцвести. Щедрый украинский город Миргород и суровый город Санкт-Петербург, природный дар и высокие покровители, отсутствие академического образования и подготовки у лучших мастеров, расцвет и благосклонность публики, переход от иконописи к жанру портрета, а затем к мистике, славе и вскоре последовавшему забвению — все это о нем, скромном иконописце, придворном художнике, нарисовавшем Императрицу, мистике….

Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде, который через несколько десятилетий прославит его талантливый соотечественник Николай Гоголь. Одни исследователи считают, что семья Боровиковских — простая казачья семья, другие называют их мелкими шляхтичами. Историки искусства сходятся в одном — и отец будущего художника Лука Боровик, и его старшие братья Василий и Иван писали иконы в церквях поблизости. После службы в армии Владимир занялся церковной росписью.Его ранние произведения относятся к образцам украинского барокко.

Удачной удачей для Боровиковского стала поездка императрицы Екатерины II в Крым в 1787 году. Художник был близко знаком с губернским вождем знати Василием Капнистом и по его поручению написал два панно для ее комнат в путевом дворце. где любила останавливаться императрица в Миргороде. На одном из них была изображена Екатерина II, объясняющая свой Орден греческим мудрецам. На втором аллегорически изображены Петр I и Екатерина II крестьянами, сеющими семена.Императрице настолько понравились картины, что она выразила желание увидеть художника. Пообщавшись с Владимиром Боровиковским, она настоятельно рекомендовала ему переехать в Петербург и поступить в Академию художеств. А ослушаться императрицы — не лучшая идея …

В 1788 году Владимир Боровиковский навсегда уехал из Украины в Петербург. Поскольку на тот момент он был не так молод — ему был 31 год, — Академия художеств стала его несбыточной мечтой. Так в 1792 году он начал брать частные уроки у известного австрийского профессора портретного искусства, мастера парадного портрета Иоганна Баптиста Лампи.Еще одним его учителем был известный портретист, академик Императорской Академии художеств Дмитрий Левицкий.

Благодаря покровительству влиятельных друзей Владимир Боровиковский написал императрицу в 1794 году. Портрет получился необычайно лиричным. На нем изображена Екатерина II на прогулке в Царском Селе. Позже в этом парке Пушкин устроит встречу Маши с Императрицей, герои его знаменитого рассказа «Капитанская дочка», и Императрица предстанет именно такой, какой ее изобразил художник, — «домашней», снисходительной и величественно покровительственной. .В 179,5 г. Владимир Боровиковский стал академиком.

В 1798 году Лампи вернулся в Вену, оставив свою мастерскую в Петербурге на Миллионной улице в пользу Боровиковского. Художник прожил здесь до конца своих дней.

Расцвет славы Боровиковского был недолгим, но ярким. В 1802 году он был назначен советником Академии художеств. Владимир Боровиковский сам по себе придворным художником не был, но он успешно социализировался в придворных кругах и был востребован.Более того, он был знаменит и моден. Диапазон натурщиков Боровиковского был впечатляющим: он рисовал великих княжон, дочерей Павла, Марию Федоровну, императора Павла I. Естественно, вслед за членами царской семьи Боровиковскому поспешили позировать придворные чиновники, в том числе Лопухин, Гагарин, и семьи Куракиных. Вот он, пик славы, все хотели рисовать Боровиковского!

Живописец блестяще проявил себя в самых разных формах портретной живописи.В его произведениях можно найти камерные, интимные портреты и миниатюры, а также парадные портреты. Более того, очевидно, что они больше не были холстом сентиментализма; Портреты Владимира Боровиковского написаны в период смены эпох, поэтому несут на себе отпечаток зрелого классицизма и ампира.

Суд особенно оценил его парадные портреты. И Боровиковский в этом, безусловно, преуспел: он рисовал таких государственных деятелей, как дипломат Александр Куракин, тайный советник Дмитрий Трощинский, персидский князь Мортеза Коли-хан. За самый первый портрет Куракина художник получил 700 рублей. Для сравнения: профессорская зарплата в те годы составляла 2000 рублей в год.

Не менее ценились интимные камерные женские портреты Боровиковского. Это, конечно же, знаменитый портрет Марии Лопухиной, а также запечатленные образы Елены Нарышкиной, Екатерины Арсеньевой, Ольги Филипповой, в которых художнице удалось удивительно тонко передать неуловимые, трепетные движения духовной жизни женщины.Женские интимные портреты объединяет нежное поэтическое чувство, его отношение к женщине как к музе.

В 1802 году художник участвовал в оформлении Казанского собора в Санкт-Петербурге. Эта работа продолжалась до 1811 года. К сожалению, придворные интриги привели к тому, что во время награждения Владимира Боровиковского отодвинули даже не на второй, а на третий план. Все, что он получил за долгие годы работы, — это бриллиантовое кольцо.

Это было началом конца.Успех покинул Боровиковского. Художник сохранил блестящее мастерство и легкость руки, но публика уже увлеклась новыми именами, так как начался расцвет славы Ореста Кипренского. Боровиковский ушел из двора, жил в уединении, разочаровался в портретной живописи и больше не писал портреты. У художника не было семьи. В письмах к украинским родственникам он писал: «Вся моя семья — повар и мои ученики». Студенты жили в его квартире на Миллионной улице.Одним из учеников был художник Алексей Венецианов.

Художник пытался обрести покой в ​​мистике, увлекшись духовным движением Екатерины Татариновой «Союз Братства» (по некоторым данным — увлеченным в первую очередь ею). В 1819 году художник вступил в «Союз» . Известно, что многие картины на религиозную тематику он выполнил для Татариновой бесплатно. Поначалу Владимир Боровиковский почувствовал вдохновение, ему казалось, что он нашел свое место.Однако довольно скоро это перестало его радовать. «Только высокомерие, гордость и презрение», — с горечью констатировал художник. Пытаясь побороть духовную рознь, художник пристрастился к алкоголю.

Владимиру Боровиковскому так и не удалось разбогатеть. Даже в те годы, когда деньги текли, он раздавал их так же легко. Он регулярно отправлял посылки своим родственникам в Миргород, а каждую субботу раздавал щедрую милостыню целой толпе бедняков, которые собирались у него на квартире.После смерти он оставил в своей квартире всего четыре тысячи рублей — это половина той суммы, которую ему в лучшие годы платили за один-единственный Портрет католикоса Грузии Антония.

Автор: Алена Есаулова

Владимир Боровиковский — Биография, интересные факты, известные произведения

Жизнь одаренного художника Владимира Боровиковского была полна ярких историй, и внезапная удача позволила его таланту расцвести. Щедрый украинский город Миргород и суровый город Санкт-Петербург, природный дар и высокие покровители, отсутствие академического образования и подготовки у лучших мастеров, расцвет и благосклонность публики, переход от иконописи к жанру портрета, а затем к мистике, славе и вскоре последовавшему забвению — все это о нем, скромном иконописце, придворном художнике, нарисовавшем Императрицу, мистике.

Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде, который через несколько десятилетий прославит его талантливый соотечественник Николай Гоголь. Одни исследователи считают, что семья Боровиковских — простая казачья семья, другие называют их мелкими шляхтичами. Историки искусства сходятся в одном — и отец будущего художника Лука Боровик, и его старшие братья Василий и Иван писали иконы в церквях поблизости. После службы в армии Владимир занялся церковной росписью.Его ранние произведения относятся к образцам украинского барокко.

Удачной удачей для Боровиковского стала поездка императрицы Екатерины II в Крым в 1787 году. Художник был близко знаком с губернским вождем знати Василием Капнистом и по его поручению написал два панно для ее комнат в путевом дворце. где любила останавливаться императрица в Миргороде. На одном из них была изображена Екатерина II, объясняющая свой Орден греческим мудрецам. На втором аллегорически изображены Петр I и Екатерина II крестьянами, сеющими семена. Императрице настолько понравились картины, что она выразила желание увидеть художника. Пообщавшись с Владимиром Боровиковским, она настоятельно рекомендовала ему переехать в Петербург и поступить в Академию художеств. А ослушаться императрицы — не лучшая идея …

В 1788 году Владимир Боровиковский навсегда уехал из Украины в Петербург. Поскольку на тот момент он был не так молод — ему был 31 год, — Академия художеств стала его несбыточной мечтой. Так в 1792 году он начал брать частные уроки у известного австрийского профессора портретного искусства, мастера парадного портрета Иоганна Баптиста Лампи.Еще одним его учителем был известный портретист, академик Императорской Академии художеств Дмитрий Левицкий.

Благодаря покровительству влиятельных друзей Владимир Боровиковский написал императрицу в 1794 году. Портрет получился необычайно лиричным. На нем изображена Екатерина II на прогулке в Царском Селе. Позже в этом парке Пушкин устроит встречу Маши с Императрицей, герои его знаменитого рассказа «Капитанская дочка», и Императрица предстанет именно такой, какой ее изобразил художник, — «домашней», снисходительной и величественно покровительственной. .В 179,5 г. Владимир Боровиковский стал академиком.

В 1798 году Лампи вернулся в Вену, оставив свою мастерскую в Петербурге на Миллионной улице в пользу Боровиковского. Художник прожил здесь до конца своих дней.

Расцвет славы Боровиковского был недолгим, но ярким. В 1802 году он был назначен советником Академии художеств. Владимир Боровиковский сам по себе придворным художником не был, но он успешно социализировался в придворных кругах и был востребован.Более того, он был знаменит и моден. Диапазон натурщиков Боровиковского был впечатляющим: он рисовал великих княжон, дочерей Павла, Марию Федоровну, императора Павла I. Естественно, вслед за членами царской семьи Боровиковскому поспешили позировать придворные чиновники, в том числе Лопухин, Гагарин, и семьи Куракиных. Вот он, пик славы, все хотели рисовать Боровиковского!

Живописец блестяще проявил себя в самых разных формах портретной живописи.В его произведениях можно найти камерные, интимные портреты и миниатюры, а также парадные портреты. Более того, очевидно, что они больше не были холстом сентиментализма; Портреты Владимира Боровиковского написаны в период смены эпох, поэтому несут на себе отпечаток зрелого классицизма и ампира.

Суд особенно оценил его парадные портреты. И Боровиковский в этом, безусловно, преуспел: он рисовал таких государственных деятелей, как дипломат Александр Куракин, тайный советник Дмитрий Трощинский, персидский князь Мортеза Коли-хан.За самый первый портрет Куракина художник получил 700 рублей. Для сравнения: профессорская зарплата в те годы составляла 2000 рублей в год.

Не менее ценились интимные камерные женские портреты Боровиковского. Это, конечно же, знаменитый портрет Марии Лопухиной, а также запечатленные образы Елены Нарышкиной, Екатерины Арсеньевой, Ольги Филипповой, в которых художнице удалось удивительно тонко передать неуловимые, трепетные движения духовной жизни женщины.Женские интимные портреты объединяет нежное поэтическое чувство, его отношение к женщине как к музе.

В 1802 году художник участвовал в оформлении Казанского собора в Санкт-Петербурге. Эта работа продолжалась до 1811 года. К сожалению, придворные интриги привели к тому, что во время награждения Владимира Боровиковского отодвинули даже не на второй, а на третий план. Все, что он получил за долгие годы работы, — это бриллиантовое кольцо.

Это было началом конца.Успех покинул Боровиковского. Художник сохранил блестящее мастерство и легкость руки, но публика уже увлеклась новыми именами, так как начался расцвет славы Ореста Кипренского. Боровиковский ушел из двора, жил в уединении, разочаровался в портретной живописи и больше не писал портреты. У художника не было семьи. В письмах к украинским родственникам он писал: «Вся моя семья — повар и мои ученики». Студенты жили в его квартире на Миллионной улице.Одним из учеников был художник Алексей Венецианов.

Художник пытался обрести покой в ​​мистике, увлекшись духовным движением Екатерины Татариновой «Союз Братства» (по некоторым данным — увлеченным в первую очередь ею). В 1819 году художник вступил в «Союз» . Известно, что многие картины на религиозную тематику он выполнил для Татариновой бесплатно. Поначалу Владимир Боровиковский почувствовал вдохновение, ему казалось, что он нашел свое место.Однако довольно скоро это перестало его радовать. «Только высокомерие, гордость и презрение», — с горечью констатировал художник. Пытаясь побороть духовную рознь, художник пристрастился к алкоголю.

Владимиру Боровиковскому так и не удалось разбогатеть. Даже в те годы, когда деньги текли, он раздавал их так же легко. Он регулярно отправлял посылки своим родственникам в Миргород, а каждую субботу раздавал щедрую милостыню целой толпе бедняков, которые собирались у него на квартире.После смерти он оставил в своей квартире всего четыре тысячи рублей — это половина той суммы, которую ему в лучшие годы платили за один-единственный Портрет католикоса Грузии Антония.

Автор: Алена Есаулова

Владимир Лукич Боровиковский | Русский художник

Владимир Лукич Боровиковский , оригинальная фамилия Боровик , (родился 24 июля [4 августа по новому стилю] 1757 года, Миргород, Россия (ныне Миргород, Украина) — умер 6 апреля [18 апреля по новому стилю] ], 1825 г. , г.Петербург), русский художник украинского происхождения, крупнейший портретист эпохи сентиментализма и мастер церковной живописи.

Боровиковский прожил на Украине до 31 года, обучаясь живописи у своего отца, казака и несовершеннолетнего дворянина, который работал иконописцем. Сохранилось лишь несколько икон и портретов его отца. Хотя они глубоко искренни, они немного грубоваты в исполнении. Владимир Боровиковский стал выдающимся мастером Петербурга.-Петербург под положительным влиянием международной художественной сцены в столице и группы петербургских литературных деятелей, которые были его покровителями. Представители этой группы были ответственны за привлечение внимания императорского двора к его работе, тем самым обеспечив его будущую карьеру. В 1787 году Боровиковскому было поручено украсить временный дворец Екатерины II (Великой) на Днепре в Кременчуге (ныне Кременчуг, Украина). Она была так довольна его работой, что отправила его в Санкт-Петербург.Петербург. Его литературные друзья помогли ему с переездом в конце 1788 года. Концепция портретной живописи Боровиковского созрела под их влиянием, приняв за основу изображения моральное чувство (в соответствии с принципами литературного движения сентиментализма). Пытаясь дополнить свое образование, Боровиковский учился у Иоганна Баптиста Лампи Старшего, профессора Венской Академии художеств, жившего в Санкт-Петербурге с 1792 по 1797 год.

Портрет Екатерины Боровиковским, написанный в 1794 году в соответствии с принципы его литературных друзей и представленные императрице, были первым проявлением сентиментализма в живописи.На картине изображена императрица, прогуливающаяся в одиночестве в императорском парке со своей собакой, совершенно небрежно указывая на памятник в честь успеха своего правления. Впервые для императрицы, одетой в повседневную одежду, характерны не регалии, а умиротворенный и подвижный пейзаж, гармонирующий с ее фигурой. Памятник императорской славы, скромно расположенный в самых дальних глубинах перспективы, выступает как символ величия ее души, а не как атрибут высокого положения. На основе этого портрета Лампи обратился в академию с просьбой присвоить Боровиковскому звание академика — просьба, которая была удовлетворена в 1795 году. Императрица отклонила прошение, но год спустя предоставила Боровиковскому титул после того, как он завершил портрет одного из внуки императрицы — также комиссионные, которые он задолжал Лампи.

Следующее десятилетие было наиболее творческим периодом Боровиковского, когда сентиментализм полностью вышел на первый план. Его образы углублялись, становились неоднозначными и психологически сложными.Одной из лучших его работ этого периода был Портрет Марии Ивановны Лопухиной (1797). В этой работе спокойное, покоящееся положение ее тела контрастирует с изящно поднятой головой, очаровывая зрителя нежностью ее лица и глубокой серьезностью, почти грустью ее взгляда. Цветущие розы справа от ее локтя поникли, их цвет тускнеет. Освещение на картине колеблется от полного света до темноты, и все же в работе нет ни одного яркого оттенка или резкого контура. Все работает вместе, чтобы передать чувство меланхолии, сдержанных эмоций и быстротечности. Портрет был написан за несколько лет до ранней смерти Лопухиной от чахотки.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Вероятно, что вместо того, чтобы предчувствовать ее трагическую судьбу, Боровиковский проник в картину своей заботой: вопросом морального долга христианина, который имел для него особое значение с конца 1790-х годов.Стремясь к дальнейшему нравственному просвещению, Боровиковский в 1802 году стал членом масонской ложи, а в 1819 году — мистической секты, что, однако, в конечном итоге его разочаровало. По словам учеников Боровиковского, это был человек большой душевной щедрости.

Владимир Боровиковский — биография, интересные факты, известные произведения

Жизнь талантливого художника Владимира Боровиковского была полна ярких историй, и внезапная удача позволила его таланту расцвести. Щедрый украинский город Миргород и суровый город Санкт-Петербург, природный дар и высокие покровители, отсутствие академического образования и подготовки у лучших мастеров, расцвет и благосклонность публики, переход от иконописи к жанру портрета, а затем к мистике, славе и вскоре последовавшему забвению — все это о нем, скромном иконописце, придворном художнике, нарисовавшем Императрицу, мистике.

Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде, который через несколько десятилетий прославит его талантливый соотечественник Николай Гоголь. Одни исследователи считают, что семья Боровиковских — простая казачья семья, другие называют их мелкими шляхтичами. Историки искусства сходятся в одном — и отец будущего художника Лука Боровик, и его старшие братья Василий и Иван писали иконы в церквях поблизости. После службы в армии Владимир занялся церковной росписью.Его ранние произведения относятся к образцам украинского барокко.

Удачной удачей для Боровиковского стала поездка императрицы Екатерины II в Крым в 1787 году. Художник был близко знаком с губернским вождем знати Василием Капнистом и по его поручению написал два панно для ее комнат в путевом дворце. где любила останавливаться императрица в Миргороде. На одном из них была изображена Екатерина II, объясняющая свой Орден греческим мудрецам. На втором аллегорически изображены Петр I и Екатерина II крестьянами, сеющими семена. Императрице настолько понравились картины, что она выразила желание увидеть художника. Пообщавшись с Владимиром Боровиковским, она настоятельно рекомендовала ему переехать в Петербург и поступить в Академию художеств. А ослушаться императрицы — не лучшая идея …

В 1788 году Владимир Боровиковский навсегда уехал из Украины в Петербург. Поскольку на тот момент он был не так молод — ему был 31 год, — Академия художеств стала его несбыточной мечтой. Так в 1792 году он начал брать частные уроки у известного австрийского профессора портретного искусства, мастера парадного портрета Иоганна Баптиста Лампи.Еще одним его учителем был известный портретист, академик Императорской Академии художеств Дмитрий Левицкий.

Благодаря покровительству влиятельных друзей Владимир Боровиковский написал императрицу в 1794 году. Портрет получился необычайно лиричным. На нем изображена Екатерина II на прогулке в Царском Селе. Позже в этом парке Пушкин устроит встречу Маши с Императрицей, герои его знаменитого рассказа «Капитанская дочка», и Императрица предстанет именно такой, какой ее изобразил художник, — «домашней», снисходительной и величественно покровительственной. .В 179,5 г. Владимир Боровиковский стал академиком.

В 1798 году Лампи вернулся в Вену, оставив свою мастерскую в Петербурге на Миллионной улице в пользу Боровиковского. Художник прожил здесь до конца своих дней.

Расцвет славы Боровиковского был недолгим, но ярким. В 1802 году он был назначен советником Академии художеств. Владимир Боровиковский сам по себе придворным художником не был, но он успешно социализировался в придворных кругах и был востребован.Более того, он был знаменит и моден. Диапазон натурщиков Боровиковского был впечатляющим: он рисовал великих княжон, дочерей Павла, Марию Федоровну, императора Павла I. Естественно, вслед за членами царской семьи Боровиковскому поспешили позировать придворные чиновники, в том числе Лопухин, Гагарин, и семьи Куракиных. Вот он, пик славы, все хотели рисовать Боровиковского!

Живописец блестяще проявил себя в самых разных формах портретной живописи.В его произведениях можно найти камерные, интимные портреты и миниатюры, а также парадные портреты. Более того, очевидно, что они больше не были холстом сентиментализма; Портреты Владимира Боровиковского написаны в период смены эпох, поэтому несут на себе отпечаток зрелого классицизма и ампира.

Суд особенно оценил его парадные портреты. И Боровиковский в этом, безусловно, преуспел: он рисовал таких государственных деятелей, как дипломат Александр Куракин, тайный советник Дмитрий Трощинский, персидский князь Мортеза Коли-хан.За самый первый портрет Куракина художник получил 700 рублей. Для сравнения: профессорская зарплата в те годы составляла 2000 рублей в год.

Не менее ценились интимные камерные женские портреты Боровиковского. Это, конечно же, знаменитый портрет Марии Лопухиной, а также запечатленные образы Елены Нарышкиной, Екатерины Арсеньевой, Ольги Филипповой, в которых художнице удалось удивительно тонко передать неуловимые, трепетные движения духовной жизни женщины.Женские интимные портреты объединяет нежное поэтическое чувство, его отношение к женщине как к музе.

В 1802 году художник участвовал в оформлении Казанского собора в Санкт-Петербурге. Эта работа продолжалась до 1811 года. К сожалению, придворные интриги привели к тому, что во время награждения Владимира Боровиковского отодвинули даже не на второй, а на третий план. Все, что он получил за долгие годы работы, — это бриллиантовое кольцо.

Это было началом конца.Успех покинул Боровиковского. Художник сохранил блестящее мастерство и легкость руки, но публика уже увлеклась новыми именами, так как начался расцвет славы Ореста Кипренского. Боровиковский ушел из двора, жил в уединении, разочаровался в портретной живописи и больше не писал портреты. У художника не было семьи. В письмах к украинским родственникам он писал: «Вся моя семья — повар и мои ученики». Студенты жили в его квартире на Миллионной улице.Одним из учеников был художник Алексей Венецианов.

Художник пытался обрести покой в ​​мистике, увлекшись духовным движением Екатерины Татариновой «Союз Братства» (по некоторым данным — увлеченным в первую очередь ею). В 1819 году художник вступил в «Союз» . Известно, что многие картины на религиозную тематику он выполнил для Татариновой бесплатно. Поначалу Владимир Боровиковский почувствовал вдохновение, ему казалось, что он нашел свое место.Однако довольно скоро это перестало его радовать. «Только высокомерие, гордость и презрение», — с горечью констатировал художник. Пытаясь побороть духовную рознь, художник пристрастился к алкоголю.

Владимиру Боровиковскому так и не удалось разбогатеть. Даже в те годы, когда деньги текли, он раздавал их так же легко. Он регулярно отправлял посылки своим родственникам в Миргород, а каждую субботу раздавал щедрую милостыню целой толпе бедняков, которые собирались у него на квартире.После смерти он оставил в своей квартире всего четыре тысячи рублей — это половина той суммы, которую ему в лучшие годы платили за один-единственный Портрет католикоса Грузии Антония.

Автор: Алена Есаулова

изображений, биография || год | ИМЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ vl-borovikovskij-hudozhnik-kartini-biography / IMAGESNAMES

Владимир Боровиковский (1757 — 1825) a fost unul dintor cei mai începutul secolului al XIX-lea. Продажа Portretele, tandru, sentimental i luxuriante, Grand, ne dezvăluie cultura nobilă a timpului vărsat lacrimi peste «Poor Liza» Karamzin, plin de umor citește «Viața Zvanskkinuyu» Derjavin, au.

Copilăria și tineretul

Viitorul artist sa născut în Little Russia în agitatul Mirgorod, în Familia lui казак Лука Боровик. Нтрегулировать клан Боровиковских служил в полку Миргород. Владимир Лукич nu aandonat tradiia familiei. Dar, după ce sa ridicat la rang de locotenent, sa retras. Din copilărie, tânărul care a pictat a decis să picteze. El a văzut cum, după ce a venit de la slujbă, tatăl, unchiul și frații lui, rugându-se, au început să scrie icoane. Din icoanele pe care le-a început Vladimir însuși.Дар в 1787 году, на проспекте Владимира Лукича treizeci de ani, Екатерина II побывала в Крыму. Лидерул благородной провинции Киева, поэт al secolului al XVIII-lea. В. Капнист для приглашения на Боровиковский фотоаппарат в поисках ухода за вами. Художник Боровиковский a pictat pe teme alegorice. Se pare că i-au plăcut, deoarece l-au invitat la Petersburg. După ce a terminat afacerea cu moștenirea, artistul sa despărțit pentru totdeauna de Mirgorod.

Capitala de nord

Primii zece ani, la Recomandare, Владимир Лукич, который находится в вашем распоряжении, в доме для отпуска, когда он находится в архитектуре NA Din Lviv.Colectează culoareaulturală a capitalei. Во Львове сентиментализм — это сентиментализм. Aici, citiți „scrisoarea călătorului“ și „Poor Liza“ Karamzin, aici există noi poezii versuri sensibile Kapnist citește поэта Дмитриева, aici este G.Derzhavin și artistul Dmitri Levitsky, care devine capital primul profes. Toi îl absoarbe pe Borovikovski. Artistul ia lecții в студии IB. Лампи. Распечатайте простые фотографии, которые имеют портретный портрет DC Filipi. Era soția unui prieten, o persoană sociabilă și atrăgătoare, преюм Боровиковски.Artista a scris-o într-o toaletă albă de dimineață pe Fundalul unei grădini cu un trandafir în mână. Nu este gelos. El nu flirteaza, ci doar priveste quiet si fidel privitorul cu mari ochi în formă de migdal. О femeie tânără este drăguță și delicată.

Primele portrete

Borovikovsky scrie in mod obișnuit. Artistul din mijlocul anilor `90 este înclinat spre imagini idilice. Аста эсте Р.О. Арсеньев. О tânără «Смоланка», slugă de onoare a împărătesei, ne privește în mod cochet, REPPRESSENTANDU-SE CA UN BEAAT de vacă.În mâna ei deține simbolul zeiței iubirii — un măr. Ei strălucesc, strălucesc cu o mamă de vopsea de perle, cu fața strălucitoare și proaspătă, cu cocoșul înfundat. Cifra fată se Evidențiază pe fondul copacilor. Боровиковский scris un tânăr radiant. Artistul a arătat un caracter ușor i vesel al tinereții.

Lucrare lirică

n capitală, apte ani de viață aalergat, i în fața noastră — un Borovikovsky matur. Artistul creează o poezie lirică. Nu, poate, e

Художник Владимир Боровиковский



Мэри де Марко, рыба, Урал, Пляж, лилия, море, гитара, клетка, Коктебель, ночь, акварель, танец, стол, композиция, лето, Розы, Девушка, Урал, Россия, загородный дом, дом, праздник, Зеленый, тело, вечер, город, Гора, цветы, мебель, женщина, Пушкин, Небо, Модель, Дорога, корабли, матрешка, Формула 1,

код в нашей галерее

Владимир Боровиковский (1757-1825 гг. ) — русский живописец (украинского происхождения), мастер исторической портретной живописи. Владимир Лукич был сыном бедного дворянина, в молодости он был на военной службе, но оставил ее в звании лейтенанта и перебрался в свой родной город — Миргород (Полтавская губерния). Его отец и два брата были художниками, работавшими в близлежащих храмах. Владимир Лукич тоже начал писать иконы, но кроме них писал и портреты в стиле небольшой наивной живописи, которая была широко распространена в то время в Украине.

Выбраться из провинции талантливому артисту помог интересный случай. В 1787 г. путь Екатерины II на юг России пролегал через Миргород. Местная знать заказала В.Л. Боровиковскому несколько работ, которые разместили в комнатах дома. На полотнах были написаны аллегорические сцены с участием императорских персонажей. Императрица посоветовала художнику поехать в Петербург. Так он и поступил, но поступить в Академию художеств Владимиру Лукичу не удалось по возрасту. С 1792 года брал уроки у Боровиковского И. Б.Лампи (австрийский живописец, работавший при дворе Екатерины II) и Д.Г. Левичкого. В 1795 году Владимиру Лукичу было присвоено звание академика, а в 1802 году — советника Академии художеств. Он стал модным портретистом, многие сановники хотят изобразить кистью известного мастера.

Как художник В.Л. Боровиковский был трудолюбивым и скрупулезным. В серии женских портретов наиболее ярко проявился его талант: они не такие пышные, как мужские, маленькие по размеру, схожие по композиционному решению, но их объединяет чувство нежного покоя и тонкости в передаче характеров.

Так получилось, что ни Боровиковский В.Л., ни его учитель Лампи И.Б. не оставили описаний своей техники рисования. Также известно, что Владимир Лукич был левшой. Лучшие авто по лучшим ценам на авто мкр. Давай, что бы не пропустить мою машину.

Работы художника

художник Владимир Боровиковский, Русский художник Владимир Боровиковский, о художнике Владимире Боровиковском, Информация о художнике Владимире Боровиковском

.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *