Боровиковского – Vladimir Lukich Borovikovsky — Biography, Interesting Facts, Famous Artworks

БОРОВИКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЛУКИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Российский живописец, портретист, иконописец, академик и советник Императорской Академии художеств. Широкую известность В.Л. Боровиковскому принесли разнообразные по типологии портреты: от репрезентативных полотен большого формата до малоформатных камерных изображений.

Ранние годы

Боровиковский родился в небольшом городке Миргород (совр. Полтавская область, Украина) в семье потомственного иконописца и военного из казачьей среды. Детство и юность Владимира Лукича, вероятно, прошли в обстановке, которая способствовала проявлению и развитию его живописного дарования: Лука Боровик (Лука Иванович Боровиковский), отец будущей петербургской знаменитости, стал его первым учителем иконописи. В 1774 г. согласно обычаю юноша вступил в Миргородский полк, где числился «сверх комплекта» до первой половины 1780-х гг., когда в чине поручика вышел в отставку. В этот период он посвящает себя религиозной живописи, создавая для местных храмов образа, не сохранившиеся до наших дней.

Санкт-Петербург

Переломным в судьбе живописца стал 1787 г., когда Екатерина II решила совершить путешествие в Тавриду через Малороссию. В.В. Капнист, поэт и предводитель дворянства, поручил В.Л. Боровиковскому исполнить два панно для путевого дворца в Кременчуге, где должна была остановиться императрица. Блестяще исполненные художником аллегорические композиции произвели на «казанскую помещицу» должное впечатление, и В.Л. Боровиковский был приглашен в Санкт-Петербург. Особое покровительство ему также оказал находящийся в свите правительницы архитектор Н.А. Львов, пригласивший мастера остановиться у себя в доме. Пребывание Боровиковского в Почтовом стане, где жила семья Львовых, затянулось на десять лет.

Именно встреча с Н.А. Львовым стала отправной точкой в петербургской карьере Боровиковского. Гостеприимный хозяин, известный архитектор и прекрасный рисовальщик, Львов не только предоставил кров молодому художнику, но и, вероятно, развивал мастерство его рисунка, а также способствовал знакомству Боровиковского с произведениями западноевропейского искусства. Также немаловажно, что именно Львов познакомил Владимира Лукича с Дмитрием Левицким, в то время являвшимся ключевой фигурой живописного мира Санкт-Петербурга. Документальных свидетельств ученичества Боровиковского у вышеупомянутого прославленного портретиста не существует, однако манера и различные живописные приемы, свойственные раннему петербургскому периоду творчества Боровиковского, указывают на влияние Д.Г. Левицкого. В это же время Боровиковский сближается с поэтами Д.И. Хвостовым, М.Н. Муравьевым,  В.В. Капнистом и композитором Е.И. Фоминым, входящими в кружок Державина-Львова. От них он воспринимает идеи Жан-Жака Руссо, которые позднее повлияли на появление сентименталистских настроений в его творчестве.

Тем не менее, первые заказы, которые Боровиковский также получает благодаря покровительству Н.А. Львова, — это иконы для церквей, построенных по преимуществу самим архитектором. В 1790-1792 гг. художник выполняет 37 образов для Борисоглебского собора в Торжке, а в 1793-1794 гг.  работает для собора св. Иосифа в Могилеве. Эти произведения отличает отход от древнерусских иконописных канонов, красочность палитры и большое внимание к  изображению красоты и богатства предметного мира.

1794 год открывает новую главу в творчестве В.Л. Боровиковского как выдающегося портретиста. В частности, в это время им создаются как миниатюрные портреты, выполненные маслом на картоне, меди, цинке и дереве, так и произведения большего формата. Абсолютно новаторским является портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке, где художник показал иное понимание портретных задач. Это первый пример камерного толкования образа императрицы, явившийся итогом усвоенных Боровиковским идей сентиментализма. Для этого направления характерен отказ от прославления разума, рассудочности и нормативности нравственных воззрений. На первый план выходит индивидуальная неповторимость человека и его жизненного пути, эмоциональная и чувственная сторона личности, интерес к внутреннему миру и гармония человека с природой. Поэтому вместо привычного парадного портрета императрицы, фокусирующегося лишь на одном аспекте ее личности, мы видим у Боровиковского Екатерину — пожилую даму, одетую «по-домашнему», в салопе и чепце, неспешно прогуливающуюся по парку в компании своей любимицы – английской левретки.  

Столь необычная трактовка образа императрицы, вероятно, была придумана в кружке Н.А. Львова, однако Боровиковскому не удалось добиться ожидаемого эффекта: по-видимому, Екатерине II портрет не понравился, т.к. он не был приобретен дворцовым ведомством. Однако благодаря хлопотам И.Б. Лампи, австрийского живописца и «почетного общника» петербургской Академии художеств, за эту работа Боровиковский был удостоен звания «назначенного» в академики.

Вышеупомянутый И.Б. Лампи приехал в Санкт-Петербург в 1792 г. и наравне с Д.Г. Левицким может считаться учителем и покровителем Боровиковского. Владимир Лукич под руководством признанного  мастера копировал его произведения, изучая приемы и технику современной европейской живописи. Впоследствии, уезжая из России в 1797 г., Лампи оставил бывшему ученику свою мастерскую на Миллионной улице. Покровительство выдающихся деятелей искусства, мыслителей и литераторов благотворно сказывалось на карьере Боровиковского. Именно способность синтезировать все те знания, которые он получил от своих учителей, и новаторский подход в жанре портрета сделали Владимира Лукича важной фигурой в живописной среде.

В 1795 г. он создает портрет Великого князя Константина Павловича, за который получил звание академика, и портрет Г.Р. Державина. Постепенно Боровиковский получает все больше заказов вне круга своих покровителей. В этот период в творчестве мастера формируется своеобразный композиционный канон женских портретов: поясное изображение фигуры, часто опирающейся на тумбу, дерево, реже стол; плод или цветок в руке портретируемого или рядом; природный фон; размещение фигуры на стыке светлого (небо) и темного (кроны деревьев/кустов). Все это позволяет назвать Боровиковского создателем сентиментального портрета.

Самым знаменитым воплощением такого типа портрета стало изображение Марии Ивановны Лопухиной (1797). Созданный Боровиковским образ овеян поэтичностью, выраженной через певучую линейность рисунка и ритм тончайших светотеневых нюансов. Изгиб фигуры Марии Ивановны вторит изгибу дерева на заднем плане, колосьям ржи и бутону розы. Белое платье с прямыми складками перекликается с цветом березок, шелковый пояс – с голубыми васильками, нежно-лиловая шаль – с розами справа. Эмалевые, прозрачные, с множеством лессировок краски Боровиковского создали удивительный по своей жизненной достоверности образ. Это полотно произвело неизгладимое впечатление на современников, став удивительным примером портрета, где воплощены просветительские идеалы и глубина чувств, которых до этого не знала русская портретная живопись.

На конец 1790-х — начало 1800-х гг. приходится время расцвета творчества Боровиковского. Он получает множество заказов, становясь наравне с Д. Левицким главным портретистом петербургской знати. Постепенно  сентименталистские тенденции уступают место строгой пластичности, скульптурности форм и усилению объемности, свойственной классицизму. Он создает парадные портреты императора Павла I и князя А.Б. Куракина. В 1802 г. становится Советником Академии художеств. Своеобразным итогом предыдущего сентиментального периода творчества мастера может рассматриваться портрет сестер Гагариных.

Для 1800-1810 гг. характерен интерес Боровиковского к семейным групповым портретам, где при сохранении внешних индивидуальных черт превалируют монументальные и даже героические черты. В этот же период он снова обращается к иконописи, участвуя в создании образов для Казанского собора и церкви Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге.

Светская жизнь В.Л. Боровиковского продолжает протекать в рамках разных кружков и масонской ложи «Умирающего сфинкса», куда он вступил в 1802 г. Впоследствии он покинул ложу и  в 1819 г. стал членом  мистического кружка Е.Ф. Татариновой «Союз братства». Биографы отмечают, что вступление в это объединение было вызвано поиском духовного единства, атмосферы, созвучной его внутреннему миру, и примирения с несправедливой действительностью. Однако Боровиковский был разочарован в очередной раз. «Все мне кажутся чужды… Одно высокомерие, гордость и презрение» — писал он в своем дневнике. Современники отмечали, что художник жил в одиночестве, без семьи, в свободное время развлекал себя игрой на гуслях и очень тосковал по Малороссии.

Стоит отметить еще один аспект деятельности известного живописца – преподавание. Хотя он никогда официально не имел своей школы, у него обучались И.В. Бугаевский-Благодарный, А.Г. Венецианов и др. Последний в письме по смерти художника назвал своего учителя «почтеннейшим и великим мужем».

Владимир Лукич Боровиковский умер 6 (18)апреля 1825 г. в Санкт-Петербурге, достигнув славы и почета, о которых  не мог и мечтать. Все свое имущество, «состоящее в нескольких картинах, небольшом количестве книг, денег и в прочих домашних вещах», он завещал раздать неимущим.

В.Л. Боровиковский был похоронен на Смоленском кладбище, а потом перезахоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. 

w.histrf.ru

Боровиковский Владимир Лукич, биография и картины

   Родился будущий художник в 1757 году на Полтавщине, в казачьей, но очень творческой семье — отец и оба брата расписывали иконы в храмах, чем впоследствии и занялся Владимир, отслужив в 1774 году в Миргородском казачьем полку.

   Знаком судьбы можно назвать заказ, полученный Боровиковским в 1787 году, на роспись интерьера в доме известного русского поэта и драматурга Капниста Василия Васильевича. Заказ поступил в связи с предстоящим приездом Екатерины II, путешествующей в Крым. Художник выполнил два панно, с изображениями императрицы и Петра I, на аллегорические темы. Обе картины так приглянулись Екатерине, что она посоветовала ему переехать в Санкт-Петербург и поступить учиться.

   Не упустив такую возможность, уже в 1788 году Боровиковский уезжает в столицу. Ограничения по возрасту (ему исполнилось к тому времени 31 год), не позволили ему поступить в Императорскую Академию художеств.

   Но он, живя в доме архитектора, графика и поэта Н. А. Львова, знакомится с яркими представителями эпохи русского Просвещения того времени: с поэтом и государственным деятелем Г. Р. Державиным, с академиком Академии художеств Д. Г. Левицким, берет уроки живописи у австрийского графика и живописца при дворе Екатерины — Лампи Иоганна Баптиста.

   Уже к середине 1790-х годов — Боровиковский один из популярных и востребованных портретистов.

   Не обучаясь в самой Академии, Владимир получает в 1794 году звание «назначенного» в академики. В этом же году, он пишет портрет Екатерины II, вызывающий интерес своим необычным видением императрицы.

   В 1795 году, за портрет Великого князя, российского цесаревича Константина Павловича, он удостаивается звания академика живописи.

   В 1798 году, уехавший в Австрию Лампи, оставил Боровиковскому свою мастерскую, в которой художник и прожил всю оставшуюся жизнь.

   Наступает расцвет его творчества. Знамениты портреты государственных и влиятельных людей: Г. А. Державина, дипломата А. Б. Куракина, министра Д. П. Трощинского, митрополита М. Десницкого, иранского принца Муртаза-Кули-хана и многих других.

   У Боровицкого отточенная и в тоже время легкая техника письма, создающая ощущение, что автору не составляет никакого труда творить свои шедевры. Возможно, он слегка приукрашивает образ по сравнению с оригиналом, но делает это изящно и тонко. И все больше заказов от желающих, чтобы портрет был написан именно Боровиковским.

   А его великолепная серия из женских портретов просто восхищает своим исполнением. Именно в этот период сентиментализм в работах Владимира Лукича находит самое блестящее воплощение. Выражается он в воздушном, почти невесомом письме, лирическими тонами на фоне природы, общим ощущением нежности и естественности.

   Конечно, в первую очередь, это блистательный портрет М. И. Лопухиной. Также известны портреты милых Лизоньки и Дашеньки, нежной и простой О. К. Филипповой, необычной красавицы Е. А. Нарышкиной, живой и юной В. А. Шидловской, торжковской крестьянки Христиньи и множество других.

   Все они примерно одного композиционного решения, но в каждой работе неуловимыми штрихами автор подчеркивает характер, индивидуальность, душевность и чувствительность каждой героини.

   В начале 1800-х годов, благодаря знакомству с Д. Г. Левицким, философом и писателем А. Ф. Лабзиным, Владимир Лукич принимает решение войти в масонскую ложу, затем, выйдя из нее, в 1819 году увлекся мистикой. Но так и не нашел для себя отдушины в этой области, стал более замкнутым, сторонящимся общения.

   Художник чувствовал, что его время уходит в прошлое, пришли новые времена, новые люди с другими вкусами и предпочтениями в искусстве, пришло время новых молодых талантов.

   Последние годы жизни он уже не пишет портреты, а занимается педагогической деятельностью. Так, начинающий художник Алексей Гаврилович Венецианов, брал у него уроки живописи.

   Боровиковский не оставляет религиозную тему, расписывает стены, пишет иконы для Казанского кафедрального собора.

   Его «Благовещенье», «Богоматерь в окружении ангелов», «Распятие», «Великомученица Екатерина» и другие иконы и росписи напоминают, что Боровиковский не только светский живописец-портретист, но и глубоко верующий человек, у которого религиозная тематика неотделима и проходит по всей его жизни.

   Символично, что последней работой живописца был иконостас для Смоленского православного кладбища в Санкт-Петербурге, на котором в апреле 1825 года и был похоронен Боровиковский.

   Семейная жизнь у Владимира Лукича не сложилась, у него так и не было ни жены, ни детей. По завещанию, имущество свое он велел раздать всем, кто нуждается.

   Потомками Боровиковский не забыт, его работы и в наше время привлекают внимание свой чистотой, искренностью, сентиментальностью — качествами, которых порой не хватает в современном мире.

muzei-mira.com

Боровиковский биография

Происходящий из небогатой казацкой семьи, Боровиковский Владимир Лукич (1757 —1825) появился на свет в Украине. Оба его брата и отец занимались религиозной живописью – они писали иконы для местных храмов. Немалый талант Владимира был заметен уже тогда, и кроме икон, сам Владимир Боровиковский пользовался популярностью и как талантливый портретист. 

Настоящую же удачу ему принесли два аллегорических портрета, написанных для «путевого дворца» — одного из небольших, но роскошных имений, возведенных на пути императрицы Екатерины II в Крым. Архитектор, художник и музыкант Н.А. Львов, бывший в свите императрицы, обратил внимание на картины Боровиковского Владимира и нашел художника. Уже через год Владимир переехал в Петербург и первое время обретался в доме Львова и его семьи. 

Быстро набравший популярность и клиентуру в Петербурге, Боровиковский никогда не зазнавался. Работал он очень много. Брался и за парадные портреты, и за «домашние сцены», и за иллюстрации к книгам и романам, и за копии, используя красивый багет для картин. «Портрет М. И. Лопухиной», написанный в 1797 году, считается одним из каноничных для стиля Боровиковского. Репродукции картин Боровиковского Владимира отличаются мягкой цветовой гаммой, лиричным настроением и умением выразить характер изображенного на них человека, при этом подчеркнув именно лучшие его черты.

Работал Владимир Боровиковский до глубокой старости. Постепенно популярность его пошла на спад, художник сделался мрачен и хмур, перестал поддерживать переписку с друзьями, углубился в мистику и последняя серия его картин, альбомы с набросками – это своего рода «конспект» той мифологии и мистики, которую он изучал. Самой же последней его работой был иконостас в церкви Смоленского кладбища в Петербурге, где и похоронен художник Владимир Лукич Боровиковский.

Боровиковский известные картины

Портрет великой княжны Александры Павловны

 

Портрет великой княжны Елены Павловны

 

Портрет генерал-майора Ф. А. Боровского

 

Портрет Е. А. Нарышкиной

 

Портрет М. И. Лопухиной

 

Портрет Павла I

art-assorty.ru

Владимир Боровиковский: портреты, биография

Картины Боровиковского

Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород – 1825, Санкт-Петербург), – русский живописец, портретист, миниатюрист, иконописец; представитель сентиментализма. Владимир Боровиковский внес в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений, утверждение морального долга человека перед обществом и семьей.

 

Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма. Владимир Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Боровиковского, особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. С наибольшей полнотой идеал чистой, поэтически возвышенной души, способной на глубокие чувства и переживания, был воплощён художником в «Портрете М. И. Лопухиной» (1797). Мягкая и нежная грусть, томная меланхолия пронизывают всю художественную ткань произведения.

С 1800-х гг. Владимир Боровиковский испытал влияние классицизма («А. Б. Куракин», 1801-02).

 

Биография Боровиковского

В 1787 году Екатерина II направлялась через Украину в недавно присоединенный к Российской империи Крым. На пути ее следования возводились всякого рода пышные сооружения и дворцы. Один из них декорировал приписанный к Миргородскому полку сын мелкого казачьего старшины Владимир Лукич Боровиковский. По преданию, императрица похвалила украшение дворца, и на полученный гонорар художник смог в декабре 1788 года поехать в Петербург. В Петербурге Владимир Боровиковский поселился в доме Н. А. Львова, архитектора, поэта, одного из образованнейших людей того времени. Львов верил в незаурядный талант украинского мастера и способствовал получению им заказов. Львов помогал Владимиру Боровиковскому понять петербургскую художественную жизнь. Ведь молодой живописец, подобно своему отцу и братьям, писал до той моры лишь иконы да в чем-то близкие к иконам «парсунные» портреты видных миргородских казаков. Теперь начался процесс освоения живописной культуры и в этом ему помог художник Лампи-отец, оказывавший Боровиковскому всяческое содействие. Нравилась Владимиру Боровиковскому живопись Виже-Лебрен и Вуаля и, вероятно, Левицкого, портрет которого он написал. Но никаких «цитат», подражания даже в ранних петербургских работах художника нет.
Где-то к середине 90-х годов Владимир Боровиковский выдвигается в первые ряды русских портретистов. Перед нами зрелый, умудренный мастер. Об этом свидетельствует исполненный им портрет Екатерины II. Владимир Боровиковский показал императрицу, прославленную в чеканных, громоподобных одах стихотворцев, в облике «уютной, пожилой женщины в салопе». В обществе того времени нарождалась, еще, правда, очень робко, потребность в искусстве личном, в портрете более камерном по сравнению с прежним показным, парадным. Творчество Боровиковского, пожалуй, скорее, завершает линию портрета XVIII века, чем открывает новый этап развития. Но нетрудно заметить и его отличия от предшественников. Портрет Боровиковского тяготеет к более непосредственной эмоциональности. Можно говорить об определенном родстве его живописи (в частности, ряда женских портретов) с поэзией русского сентиментализма. Вспомним ли мы портрет М. Лопухиной (1797) или портрет Е. Нарышкиной (1799), мы увидим, как привязан Владимир Боровиковский к «прекраснодушной чувствительности». Его миловидные героини почти всегда томятся в неясных ожиданиях, чуть меланхоличны. Но они и доверчивы и душевны. Фигуры на портретах почти скульптурно выделяются на фоне пейзажа, смягченного бликами рассеянного света, порой чуть загадочного (таков, например, портрет Скобеевой). Художник мастерски пишет сияние драгоценностей, блеск атласных и шелковых тканей. Но живопись его носит часто несколько приглушенный характер, цвет как бы «обволакивает» дымкой изображенный предмет. И оттого не возникает ощущения холодной демонстрации богатства.
Владимир Боровиковский всегда смотрит с неким умилением на своих героев. Он их старается видеть такими, какими они должны были бы быть. Конкретность, чувственность переплетаются с идеальными представлениями о добре и прекрасном. Эти свойства есть и в парадных, но своим функциям портретах Павла 1 (1800), А. Б. Куракина (1801). Полотнам Боровиковского присуща известная повторяемость приемов.
Владимир Боровиковский работал и всю первую четверть XIX столетия. Но в ту пору в портрете приобретают большее значение иные тенденции и, прежде всего, романтические, связанные с творчеством Ореста  Кипренского. Портреты Боровиковского в эти годы становятся более характерными, но вместе с тем часто теряют поэтическое обаяние. Несколько рационалистическая линейность, к которой порой стремится художник, явно не сродни его дарованию. Пишет он большие иконы для Казанского собора, в чем-то напоминающие его парадные портреты. В последние годы художник живет в кругу мистических интересов. Он сближается с так называемым «Духовным Союзом» Е. Ф. Татариновой. Однако на творчестве его эти увлечения существенно не отразились.
Неровный, но искренний мастер Боровиковский был художником огромного масштаба. Он определил своим творчеством целую эпоху в истории русского портрета и живописи в целом. Противоречия его метода мы не можем рассматривать механически как «недостаток». Они определялись его отношением к жизни, взглядом на людей как носителей добра, чуждых всякому злу. Его портреты и сейчас привлекают не только блеском мастерства, но и лиричностью чувств, своей неповторимой эмоциональной интонацией.


Из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1971 г.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Холст, масло. 94,5×66 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797. Холст, масло. 72×53,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Холст, масло. 266×202 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет неизвестной в голубой шали. 1795

Портрет Муртазы-Кули-хана. 1796

Портрет Марии Николаевны Яковлевой. 1812

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. 1810. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Екатерины II

Портрет Е.В.Родзянко. 1821. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Портрет Дарьи Алексеевны Державиной. 1813. Холст, масло

Портрет графа Л.К.Разумовского. 1800-е

Портрет генерал-майора Фёдора Артемьевича Боровского. 1799. Холст, масло

Портрет Г.Р.Державина. 1811

Портрет великой княжны Марии Павловны. Холст, масло

Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь. 1812

Портрет А.П.Дубовицкого. Между 1816 и 1821

Портрет А.И.Васильева. 1794

Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских. 1814

Образ святителя Димитрия Ростовского. 1825

Мужской портрет

Лизынька и Дашинька. 1794

Иов и его друзья. Конец 1810-х

Зима в виде старика. Холст, масло

Еванглист Матфей

Христос со сферой

Портрет Павла I, российского императора. 1796

Последние материалы в этом разделе:

  • Павел Федотов. Автопортрет Творчество Павла Андреевича Федотова (1815-1852) Тридцать семь лет жизни …

    2019-11-17

  • Нер, Арт ван дер (Neer, Aert van der) (1603/4 — 1677) Для истории европейской культуры Голландия XVII века — это не т…

    2019-11-08

  • Творчество Карла Гуна (1830—1877) Крамской Иван Николаевич. Портрет К.Ф.Гуна. 1878 В 1863 году в русской ху…

    2019-06-24

  • Ян Сиберехтс (1627—1700) Во второй половине XVII века, когда большинства крупных мастеров, составивших…

    2019-06-17

  • Кес  Ван Донген (1877—1968) Кес (Корнелис) Ван Донген, сын голландского пивовара, приехал в Париж в 1…

    2019-02-10

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Владимир Боровиковский – биография и картины художника в жанре Рококо, Неоклассицизм – Art Challenge

Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825) — русский художник, мастер портрета.

Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Гетманщине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.

В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825) — русский художник, мастер портрета.

Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Гетманщине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.

В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Сохранить

artchallenge.ru

Боровиковский, Владимир Лукич — Википедия

Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757, Миргород, Малороссия —1825) — русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств.

Биография

Родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.

В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Масон. Посвящён в масонство в петербургской ложе Умирающего сфинкса, которой руководил А. Ф. Лабзин и членом которой был Д. Г. Левицкий, 25 января 1802 года. Впоследствии вышел из ложи и с 26 мая 1819 года состоял в мистическом кружке Е. Ф. Татариновой «Союз братства».

Женат не был; детей не имел[4].

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Творчество

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Произведения

Галерея

Примечания

Литература

  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. — М., 1975.
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-8243-0240-5.
  • Маркина Л. А. «… Красоту её Боровиковский спас»: Владимир Лукич Боровиковский. 1757—1825: К 250-летию со дня рождения художника. — М., 2008.
  • Владимир Лукич Боровиковский. 1757—1825. Религиозная живопись. Авт.-сост. Е. Столбова, А. Максимова. — СПб., 2009. — (Альманах / Русский музей; вып. 232).
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века. + CD. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2015. с. 513—526. ISBN 978-5-9916-3527-1.
  • Петрушевский Ф. Ф. Боровиковский, Владимир Лукич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

wikipedia.green

Боровиковский, Владимир Лукич — это… Что такое Боровиковский, Владимир Лукич?

Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757—1825) — российский художник, украинец по происхождению, мастер портрета.

Биография

Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года на Украине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем.

В 1795 году В. Л. Боровиковский удостоен звания академика живописи.

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, погребён в Александро-Невской лавре. Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Творчество

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери на Смоленском кладбище, Санкт-Петербург. Здесь похоронен В. Боровиковский.

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1798—1820 — доходный дом — Миллионная улица, 12.

Произведения

Галерея

Литература

  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. — М., 1975.
  • «… Красоту ее Боровиковский спас»: Владимир Лукич Боровиковский. 1757—1825: К 250-летию со дня рождения художника. — М., 2008.
  • Владимир Лукич Боровиковский. 1757—1825. Религиозная живопись. Авт.-сост. Е. Столбова, А. Максимова. — СПб., 2009. — (Альманах / Русский музей; вып. 232).

Ссылки

dic.academic.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *