Гадающая Светлана
Друзья!
На прошлой неделе мы предлагали вам дорисовать рисунок по мотивам одной из картин нашего собрания. Сегодня пришло время рассказать об этой картине. Она называется «Гадающая Светлана», а написал ее художник Карл Брюллов.
Героиня картины изображена перед зеркалом так, как будто мы стоим за ее спиной. На столе, накрытом скатертью с узорами, стоят зеркало и свеча. Светлана одна в полной темноте. Она гадает.
Гадание — это способ узнать о будущем. О чем же гадает Светлана? Она вглядывается в зеркало, с помощью которого она должна узнать о судьбе своего жениха. Он уехал и целый год от него не было вестей, поэтому она и решает погадать. Обычно гадали ночью, в темноте, в нежилых помещениях, часто в одиночестве. Именно так и изображена Светлана.
Ее лицо видно нам в зеркале (именно этот фрагмент мы оставили в раскраске). Обратите внимание на выражение ее лица.
Однако волноваться за героиню не нужно: ее история закончится счастливо. Откуда мы это знаем? Дело в том, что художник написал картину после чтения баллады Василия Жуковского «Светлана», где и рассказывается история этой девушки.Вы тоже можете ее прочесть вместе с родителями, любуясь картиной Карла Брюллова.
Василий Андреевич Жуковский
Светлана
А. А. Воейковой
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далеко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался – вести нет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»
Оглянулась… милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпеньем кони рвут
Повода шелковы.

Сели… кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.
Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит,
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: п е ч а л ь!
Кони торопливы
Чутко смотрят в черну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.
Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться – следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.

Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвец шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь – на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица?.. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул..
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Милый друг ее – мертвец!
Ах!… и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет…
Кто?.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава – нас учили – дым;
Свет – судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье».
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо – бедствия рука;
Как приятней ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.
КАРЛ БРЮЛЛОВ. ГАДАЮЩАЯ СВЕТЛАНА. 1836 : nikonova_alina — LiveJournal
Карл Брюллов. Гадающая Светлана. 1836В коллекции Нижегородского художественного музея есть одна картина, которую очень неплохо было бы использовать для всевозможных интеллектуальных конкурсов и викторин. Если не знать точно, кто ее автор, догадаться очень сложно, тем более, что академическая подготовка у большинства русских художников первой половины 19 века была одинаковой, а творческая индивидуальность проявлялась далеко у всех и не во всех работах. Более того, представляя этот сюжет, художник допустил как минимум три серьезные ошибки, о которых я расскажу дальше.
Речь идет о «Гадающей Светлане», которую, как это ни удивительно, исполнил главный романтик и западник русской живописи Карл Брюллов. Полотно это было написано в 1836 году, спустя несколько месяцев после того, как Брюллов по настоятельному требованию Николая I вернулся в Россию. Художник, в общем-то не жаждал возвращаться в страну, после теплой и вольной Италии его пугал российский официоз («Брюллов едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи», — писал Пушкин), он опасался репрессий со стороны властей, тем более, что он несколько раз посмел проигнорировал царские приказы о немедленном возвращении. Впрочем, русская публика приняла его очень хорошо, а «Последний день Помпеи», который он представил в качестве отчета о зарубежной командировке, вызвал всеобщий восторг и ажиотаж.
Брюллов начал преподавать в Академии художеств и затеял грандиозный живописный проект (иначе и не скажешь), посвященный русской истории. Произведение должно было пышно именоваться «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием», но постепенно превратилась сначала в укороченную «Осаду Пскова», а потом и вовсе в «Досаду Пскова», поскольку Брюллов промучился над ней 8 лет, но так и не закончил.
Он вообще не особо любил темы, связанные с Россией. Может, дело было во французских генах, а может и в том, что его отец, а затем и другие педагоги из Академии не слишком одобряли его попытки делать жанровые наброски из народной жизни в духе Венецианова.
Алексей Перовский (Антоний Погорельский) Сразу по приезде в Россию Брюллов ненадолго задержался в Москве, в доме своего друга Алексея Перовского, более известного нам сегодня под своим литературным псевдонимом Антоний Погорельский автора сказки «Черная курица, или Подземные жители». У Перовского художник провел святки, и, судя по всему, лично наблюдал за обрядом гадания. Для друга он и написал «Светлану», причем очень быстро.
В отличие от «Осады Пскова», «Гадающую Светлану» Брюллов закончил, и она получилась очень необычной для русского искусства и действительно очень романтичной. Сюжет картины был навеян балладой Василия Жуковского «Светлана». Начало ее: «Раз в крещенский вечерок/ Девушки гадали/ За ворота башмачок/ Сняв с ноги, бросали…», помнят абсолютно все. Но на картине можно видеть другой эпизод:
…Подпершися локотком
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Девушка с простоватым и глуповатым детским личиком (деликатные искусствоведы предпочитают эпитет «наивное») чуть приоткрыв рот и широко распахнув глаза, всматривается в зеркало. Рядом горит свеча, добавляя атмосферу таинственности общему полумраку, доминирующему на полотне. Героиня одета в народный костюм — сарафан и рубашку с пышными рукавами, присборенную у ворота, на шее – двойная нитка крупного жемчуга (Тэтчер бы удавилась от зависти) и простой шнурок, видимо с крестиком, спрятанный под рубашку. На голове – кокошник, обтянутый шелком и обшитый золотой тесьмой, темные волосы заплетены в простую косу. Но конечно, это не крестьянка, а, скорее барышня, ряженая как ее же собственная дворовая девка, только костюм ее сшит из дорогих и весьма качественных материалов (шелк, бархат, батист). Даже скудные элементы интерьера –зеркало в резной раме, свеча в фигурном бронзовом подсвечнике и стол, покрытый бархатной скатертью, — также свидетельствуют о том, что это отнюдь не светелка в крестьянской избе, а, скорее девичий будуар в господском доме.
В этом, конечно, нет ничего удивительного, ведь действие происходит во время Святок, и всевозможные игры с переодеваниями в это время не возбранялись, так же, как и гадания. А гадали и крестьянки, и дворянки, и разумеется, на женихов. Девушкам всех социальных сословий хотелось лишь одного – выйти замуж за молодого, красивого и богатого.
Гадание на зеркале, чем занимаются и Светлана с картины Брюллова, и Светлана из баллады Жуковского, считалось самым опасным, но в то же время, самым верным делом. В старинных книгах, где описывалась технология процесса, утверждалось, что гадать таким образом должны только люди с крепкими нервами, поскольку «истерическим и ипохондрикам испуг от виденного может потрясти их организацию».
Александр Новоскольцев. Гадающая Светлана. 1889 Делалось это так: брали два зеркала желательно больших и одинакового размера, размещали друг напротив друга и освещали двумя свечами. Оптимально было бы поставить зеркало против высвеченного стенного зеркала так, чтобы из направленного зеркала в стенном образовался длинный коридор, освещенный пламенем свечей, но можно было просто взять одно зеркало побольше, а другое — поменьше, как на более поздней картине Александра Новооскольцева. написанной на тот же сюжет.
Инструкция давала четкие указания: «гадающая особа должна удалить из комнаты кошек, собак, птиц и посторонних лиц, кроме одной ил двух скромных особ, интересующихся одинаково с особой гадающей или для повадности. Со стороны этих последних, однако же, требуется не глядеть в зеркало, не подходить к гадающей и не разговаривать».
Потенциальный жених должен появиться в конце зеркального коридора. Правда, «гадающих особ» сразу предупреждали, что ждать, возможно, придется очень долго, а увидеть возможно не только суженого, но и что угодно вообще, даже политических деятелей и исторические события.
Судя по всему, именно таким гаданием и занимается Светлана на картине. Вероятно, второе зеркало находится у нее за спиной, а возможно, она вообще решила упростить процесс, ведь если очень долго всматриваться в тусклое зеркальное стекло, находясь в полумраке, действительно можно увидеть все что угодно.
Первый момент, который выдает полную неосведомленность художника по поводу правил для гаданий – это шнурок с крестом на шее Светланы. Всем, кто собирался этим заниматься, было известно, что гадать надо, сняв крест и не благословясь.
Далее, все девицы (в отличие от Брюллова) были осведомлены о том, что на одежде гадающей не должно быть ни одного завязанного узла, также нельзя было гадать с заплетённой косой, волосы непременно должны быть распущены.
Третья ошибка – это количество свечей, которое изобразил Брюллов. Свечей обязательно должно быть две, а не одна, иначе правильный туннель в зеркале не получится.
Помимо сюжета, необычного и единственного в творчестве Брюллова, можно отметить еще и великолепное владение Брюлловым живописной техникой. Он не только превосходно и оригинально строит композицию так, что в центре ее находится не само лицо Светланы, а его отражение в зеркале, но также находит единственно верное колористическое решение, строя цветовую гамму на сочетании оттенков красных и коричневых тонов, что подчеркивает таинственность обстановки. Свет, выхватывающий из темноты лицо и фигуру девушки, способствует выявлению их форм, трактуемых с исключительной пластичностью.
«Гадающую Светлану» можно даже воспринимать как некий манифест русского романтизма, поскольку и сам мистический сюжет картины, и ее элементы: свеча и зеркало, как раз и являются типичными признаками романтического художественного произведения. Кроме того один из основополагающих принципов романтизма – уважение к национальной истории и традициям (в отличии от интернационального классицизма, базировавшегося на античности).
P.S. В традиционной западноевропейской живописи зеркало является символом пороков – гордыни, суетности и распутства.
Гадание Светланы. Брюллов, Карл Павлович (1799-1852), Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. FAI-14734
agefotostock ®
место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене
Купить это изображение сейчас…
Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | 59,99 € | |
Информативный сайт | | 89,99 € | |
Издательский. Книга внутри | | 139,99 € | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | 169,99 € |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях
Купить сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения: ФАИ-14734 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 35 МБ А4+ (3255 х 4134 пикселей — 27,6 х 35 см — 300 точек на дюйм)
Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дальнейшей информации.
Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.
×
Изображение композиции
Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.
Прекратить показ этого сообщения
Принимать
Гравировка фактов для детей
Святой Иероним работы Альбрехта Дюрера 1514
Гравюра — это нанесение рисунка на твердую плоскую поверхность путем вырезания на ней. Результатом может быть декоративная деталь сама по себе, как при гравировке серебра, золота или стали, или может быть печатная форма из меди или другого металла для печати изображений на бумаге, которые также называются гравюрами. Гравюра была важным методом в истории создания изображений на бумаге, как в художественных целях, таких как изготовление декоративной печати, так и для печати книг и журналов. Его давно заменила фотография в коммерческом использовании, и в настоящее время он гораздо реже используется в гравюре, где он почти полностью заменен офортом и другими методами.
Содержание
- Процесс гравировки
- История и использование
- Современная гравюра
- Картинки для детей
Процесс гравировки
Ассортимент ручных инструментов для гравировки
Граверы используют стальной инструмент, называемый резцом, для вырезания изображения или узора на поверхности, чаще всего на медной пластине. Граверы бывают разных форм и размеров, которые при использовании дают разные типы линий. Резец дает нам линию, которая уникальна благодаря своему устойчивому внешнему виду и гладким краям. Инструмент под углом имеет слегка изогнутый наконечник, который обычно используется в печати. Флорентийские лайнеры — это плоскодонные инструменты с несколькими линиями на них, используемые для работы на больших площадях. Плоские граверы используются для работы с буквами, а также для большинства работ по гравировке музыкальных инструментов. Круглые граверы обычно используются для обработки серебра, а также других труднообрабатываемых металлов, таких как никель и сталь.
История и использование
В древней истории единственной гравировкой, которую можно было сделать, были неглубокие канавки, найденные в некоторых украшениях после 1000 г. до н.э.
В средние века европейские ювелиры украшали металл гравировкой. Считается, что они начали печатать оттиски своих рисунков, чтобы записывать их. Отсюда выросла гравировка медных печатных форм для изготовления художественных изображений на бумаге в Германии в 1430-х годах. Первый и величайший период гравюры был примерно с 1470 по 1530 год, когда работали такие мастера, как Мартин Шонгауэр, Альбрехт Дюрер и Лукас ван Лейден.
После этого гравюра постепенно уступала место гравюре, которая была гораздо более легкой техникой для изучения художником. К девятнадцатому веку большая часть гравюр предназначалась для создания коммерческих изображений.
До изобретения фотографии гравюра использовалась для воспроизведения других видов искусства, например картин. Гравюры продолжали использоваться в газетах и многих книгах в начале 20 века, потому что их было дешево использовать в печати.
Судариум Святой Вероники от Claude Mellan (1649)
Когда два набора параллельных линий штриховки пересекались друг с другом для большей плотности, узор был известен как перекрестная штриховка . Клод Меллан хорошо известен своей техникой использования линий разной толщины. Одним из примеров является его Sudarium of Saint Veronica , гравюра лица Иисуса из одной спиральной линии, которая начинается на кончике носа Иисуса (на фото).
Современная гравировка
Мастер-гравер облагораживает часовой механизм. Граверы высшего уровня работают под стереомикроскопом.
Компьютерная гравировка на Corian.
Из-за высокого уровня детализации, которую может выполнить мастер-гравер, подделка гравированных рисунков практически невозможна, а современные банкноты почти всегда гравируются, как и пластины для печатания денег, чеков, облигаций и других бумаг, которые не должны быть фальшивый. Гравировка настолько тонкая, что обычный принтер не может должным образом воспроизвести детали выгравированного вручную изображения. В Бюро гравировки и печати США более одного гравера будут работать на одной и той же печатной форме, что делает практически невозможным копирование всей гравировки почти на любой банкноте или документе.
Многие классические почтовые марки были выгравированы, хотя в настоящее время эта практика в основном ограничивается определенными странами или используется, когда желателен более «элегантный» дизайн и допустимо ограниченное количество различных цветов.
Гравировальные машины, такие как K500 или K6 от Hell Gravure Systems , используют алмазную «ручку» для вырезания ячеек. Каждая ячейка создает одну печатную точку позже в процессе. K6 может иметь до 18 гравировальных головок, каждая из которых вырезает 8000 ячеек в секунду с точностью до 0,1 мкм и ниже. Разумеется, они полностью управляются компьютером, и весь процесс изготовления цилиндров полностью автоматизирован.
Процесс гравировки алмазами является современным с 1960-х годов.
В настоящее время производятся станки для лазерной гравировки, и уже сегодня механическая резка доказала свою эффективность с точки зрения экономичности и качества. Более 4000 граверов ежегодно производят около 8 миллионов печатных цилиндров по всему миру.
Картинки для детей
Художник и гравер Хаим Гольдберг за работой
В мастерской гравера: Миниатюрная гравировка на 9Часовой механизм 0120 Louis George : Наименьшая гравировка королевского прусского орла на часовом механизме. Для создания фигуры требуется около 100 проходов.
Гравюра на камне
Пример ручного гравировального инструмента
Битва граверов , сатирический офорт Джорджа Круикшенка, показывающий гипотетическую битву между граверами, в том числе Уильямом Хогартом, Антуаном Массоном, Уильямом Вуллеттом, Жаном-Жозефом Балешу, Альбрехтом Дюрером и Маркантонио Раймонди.
Современный отпечаток автопортрета Рембрандта 1639 года с гравюрной пластиной.
Пятак Buffalo, монеты, украшенные гравировальным инструментом
Судариум Святой Вероники работы Клода Меллана (1649 г.), знаменитый экспонат, где изображение сформировано одной непрерывной линией, начинающейся на кончике носа Христа.