Чешский фотограф ян саудек: Ян Саудек — чешский фотохудожник, переживший Освенцим и прославившийся провокационными эротическими снимками — Истории на TJ

Содержание

Ян Саудек: «Целлюлит только усиливает возбуждение!»

Ян Саудек (Фото: Ян Профоус, Чешское радио)

Ян Саудек родился 13 мая 1935 в Праге. Вторая мировая война стала трагической частью жизни как Яна, так и его семьи. Сам Ян Саудек признается, что жизнь во время войны и события детства напрочь засели в его памяти, до сих пор вызывая не самые лучшие эмоции и воспоминания.

В концлагере Терезин погибли шестеро братьев и сестер Яна Саудека. А он сам вместе с братом-близнецом Карелом были отправлен в Освенцим. Там знаменитый доктор Менгеле ставил разные эксперименты над людьми, в том числе и над двойняшками.

Братья выжили, Ян стал фотографом, а Карел – профессионально рисует комиксы. В своей среде он тоже достаточно известен.

Фотографировать Ян Саудек начал уже в пятидесятые годы, а знаменитым на весь мир стал в семидесятые-восьмидесятые. Саудек не являлся диссидентом или борцом с режимом, однако его работы никак нельзя назвать социалистическим реализмом.

Поэтому в коммунистической Чехословакии Саудек выставлялся крайне редко, если такое и происходило, то в маленьких галереях и без особой шумихи. На Западе выставки Саудека проходили в больших залах, привлекая внимание простых людей, специалистов, прессы. Издавались открытки, альбомы с работами художника. Власти Чехословакии в какой-то степени были довольны такой ситуацией: в казну они получали в конвертируемой валюте гонорары фотографа, отдавая тому лишь малую часть в чехословацких кронах.

Ян Саудек (справа) и его брат Кая, 2005 г. (Фото: isifa / Euro / Tomáš Novák)

Начиная с 1977 года, Ян Саудек стал вручную раскрашивать негативы своих фотографий, и с тех пор его стиль стал не просто узнаваемым, но и неповторимым. Ян Саудек консерватор – он не приемлет цифровые фотоаппараты, а работает с классикой, снимает на пленку. Саудек консерватор в работе, но не в жизни.

Он известен либеральными взглядами, а также «свободным» поведением. Официально Саудек женат в четвертый раз, однако как сам признается, контактов вне брака у него было великое множество.

У Саудека двенадцать детей, младшей дочке – пять лет, а старшему сыну – 51 год. Причем женой этого сына является бывшая жена Яна Саудека. Со своей нынешней супругой Ян Саудек живет более десяти лет, по профессии она журналистка, и моложе мужа на 45 лет. В прошлом году они официально расписались, сыграв свадьбу в Китае.

Яну Саудеку скоро 80 лет. Но это — лишь возраст в паспорте. В душе фотограф чувствует себя молодым. Он полон сил, занимается спортом, работает, наслаждается жизнью и женщинами.

Маскировка страха и безответная любовь к бывшей жене

— Скажите, меняется ли ваше отношение к вашему же творчеству в течение жизни? Что-то вам нравится больше, что-то меньше, о каких-то работах вы жалеете и считаете их неудачными, а какие-то вы оценили по прошествии определенного времени?

— Творчество? Я бы не использовал это слово. Я – не человек искусства, я ремесленник. Я творю инстинктивно. Я — из тех авторов, которые не знают, что они делают, все происходит как-то вслепую. Просто мне повезло, что в определенных моих работах «обнаружилось» какое-то искусство. Но все это случайно… А работать меня заставляют разные стимулы. Семьи, жены, любовницы, дети. Сейчас этих стимулов меньше, но все же что-то появляется. Вообще, я уверен в том, что сама жизнь – она очень долгая и очень сладкая. Хотя большинство стариков моего возраста уверяют меня в обратном. Что жизнь – короткая и печальная.

Ян Саудек (Фото: isifa / René Miko)

— Внутри вас остался простор для творчества, новых идей, каких-то планов или все уже наскучило? И ощущаете ли вы себя необычной, неординарной личностью?

— Я самый обычный, рядовой мужик. И во мне есть все качества, присущие людям. Правда, я считаю, что я никогда бы не стал и не стану крысой, стукачом, подлецом. Я никогда не смогу причинить боль и страдания детям и животным. В этом я не сомневаюсь. Что же скасается остального, я не придерживаюсь о себе высокого мнения. Во мне много пустоты, в этом я уверен. И еще я трусливый, но это я пытаюсь как-то замаскировать. Потому что если меня куда-то приглашают, то я не могу портить атмосферу своим плохим настроением, страхами и комплексами. Я притворяюсь, играю, и это в чем-то делает меня счастливым. Хотя несчастлив, по-настоящему, я конечно был. И не раз. Помню, я был безумно влюблен в собственную жену. Напрочь не хотела. Не знаю почему. Она уже давно умерла, когда еще была молодой. Но тогда я страдал от этой своей безотвеной любви и ее нежелания быть со мной в близости. Пил таблетки, смешивал с алкоголем. Жил в подвале и был уверен, что скоро умру. Даже не просто уверен, а хотел и ждал этого. Как-то в полубессознательном состоянии я вышел на улицу. И вот – судьба. Один случай на миллиард. Мимо проезжал мой друг, врач, он уже тоже умер. Он увидел, как я сижу на тротуаре, и сразу все понял. Отвез меня в больницу, мне сделали промывание желудка, и вот он я – сижу перед вами живой.

Шаг из окна: простой и легкий

— И с тех пор вы ни разу не задумывались о самоубийстве?

— Я уверен в том, что в основе слова «самоубийство» лежит не «само», а «убийство». Я не хочу лезть ни в чью жизнь, давать советы. Но мне кажется, что мы, люди, не можем сами себя лишать жизни. Мы должны идти и идти дальше, преодолевая все препятствия. И легкие, и сложные. Вот в моей жизни сейчас ничего особо ужасного не происходит. Тогда давно, когда эта женщина отвергала меня, я воспринимал это очень серьезно. А сейчас наоборот – я сильно дорожу жизнью.

— Несчастная неразделенная любовь, разлука, «Ромео и Джульетта» — разве это не поводы для самоубийства?

— Да, все это серьезно, но это не поводы для самоубийств. Почему люди лишают себя жизни? От чувства беспомощности, отчаяния. Мне кажется, хотя я и не знаю, есть ли на эту тему какая-то статистика, что большинство самоубийств происходит или во время алкогольного опъянения, или под действием наркотиков. Когда ты в таком состоянии, то шаг из окна кажется очень простым и легким.

Эта девица — самая настоящая несчастье!

Ян Саудек и Сара Саудкова (Фото: isifa / Lidové noviny / Ondřej Němec)

— В мире проходит немало ваших выставок. Но эти выставки – они и не ваши. Да, там ваши работы, но права на открытки, слайды, плакаты принадлежат вашей бывшей жене и тоже фотографу Саре Саудковой. Даже сайт Ян Саудек – тоже официально не ваш, а ее. Сара Саудкова сейчас жената на вашем сыне. Не странно ли быть художником, не обладающим правами на большинство своих работ?

— Это самое настоящее несчастье. Вся эта история с Сарой. А разве существует способ, как ей запретить это делать?! Нет. Я уже и судился, потратил много денег, но не выиграл. Все мои слайды были в ее квартире, которую я же ей и купил. Поэтому официально она их не украла, как можно украсть что-то из своего жилья?! Эта девица очень неплохо живет на деньги с моих книг, плакатов, фотографий. Но я не могу ее остановить. Да уже и не стал бы этого делать.

— Вы решили сложить руки и прекратить борьбу? Это усталось, чувство, что ничего не получится или какое-то смирение?

— Я не испытываю ничего. Ни ненависти, ни зависити. И Сара, и мой сын – они уже почти такие же старики, как и я. Ненавидят и проклинают молодежь, когда видят, что те целуются на улице или в трамвае. Считают, что всех их надо перестрелять. А я уже давно не в состоянии испытывать чувство ненависти. Я всегда найду причину и пойму, почему люди совершают даже самые гнусные поступки. Конечно, я не оправдываю убийства. И не смогу оправдать. А вот желание обогатиться – это я пойму. И очень многие хотят обогатиться за счет других.

Нельзя лишать людей сомнительного удовольствия

— Говорят, что вы – человек настроения. Много раз вы заявляли, что уже не будете выставляться, а потом выставки все же проходили.

— Это всего лишь задетое тщеславие, а не переменчивость характера. Я вам расскажу историю. Лет 25 назад моя ассистентка пошла в один пражский музей с просьбой организовать мою выставку. Я об этом не знал, но позже она мне рассказала. И в музее ей говорят: «Почему бы и нет?! Организуем. Лет через пять, у нас расписаны все планы». А я тогда уже был достаточно известный, не столько в Чехии, сколько за границей. И меня это очень обидело. Я тогда еще был молодой, чуть старше пятидесяти. Такая юношеская обида. И я дал клятву: больше никаких выставок. Что конечно глупость. Выставки нужны, только уже непонятно, какие выставки мои, а организатором каких является эта девица Сара. Но все же в этом мире есть какие-то люди, которые хотят увидеть мои работы. И у меня нет права лишать их этого сомнительного удовольствия.

— Вы очень любите женщин и не скрываете этого. Но не со всеми женщинами вам везет. Ваша первая жена вышла замуж за бывшего директора национальной галереи художника Книжака. Они вас вроде даже выгнали из квартиры…

— Это очень интересная история. Они заняли мою квартиру в панельном доме. Трехкомнатную квартиру. А я ушел жить в подвал, сырой, грязный подвал. Но сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, что это было очень хорошо и очень правильно. В этом подвале я создал свои самые интересные работы. А жена и Книжак остались жить в том панельном доме и уже не создали ничего интересного.

Женщинам надо врать: говорить, что все они красавицы

— А вы часто лжете окружающим людям?

— Да. Я много лгу женщинам. Любовь часто длится только вечер или ночь, а утром все заканчивается. Но я уверен в том, что женщине нужно постоянно говорить, что она очень красивая. Даже если она такой не является. Любая женщина хочет слышать о своей красоте. Нужно лгать, но правдоподобно. Чтобы тебе верили, и эта ложь не звучала глупо.

— У вас очень большой опыт общения с женским полом. Что, на ваш взгляд, сделает счастливой любую женщину, кроме слов о ее красоте? И что в женщинах радует лично вас?

— Любой даме всегда немыслимое счастье и радость принесет букет цветов. Даже не могу объяснить почему. Она радуется цветам, и ей надо покупать еще и еще букеты. А я получаю радость от общения со взрослыми толстушками. Это мое желание пока еще реально реализовывать, но мне хочется все больше и больше новых лиц.

— Насколько вообще мужчина зависит от женщины?

— Я уверен, что любой человек находится под сильным влиянием любовниц или жен. Я вот был в Китае. На своей свадьбе. Но я же там не только женился, но и интересовался жизнью людей. Как они там строят коммунизм, смотрел на армию, полицию. И везде — на первых ролях мужчины, но реально все решают их женщины. Мужчины делают то, что хотят женщины. И так во всем мире. Вот я вспомнил о Китае, я там был всего два раза. Я впечатлен его красотой. Но чтобы понять всю красоту этой страны, там нужно прожить много лет. Конечно, я горжусь тем, что я чех, я люблю свою страну. Но, разумеется, я не несу чушь о том, что у нас лучшие в мире пиво и женщины. У тех же китайцев прекрасное пиво, до недавних пор оно стоило как вода. Я – алкоголик, и в напитках разбираюсь неплохо.

Правила пьянки профессионального алкоголика

— С одной стороны, вы не скрываете, что пьете каждый день. С другой стороны, вы занимаетесь спортом, ходите в тренажерный зал, в состоянии отжаться от пола восемьдесят раз. Какой же вы алкоголик?

— Нет, я пью очень много. Конечно, я не буду выступать в эфире пьяный. Я пью так, чтобы никому не мешать. Ни жить, ни работать. Я не люблю пить один, я пью в компании женщин. Когда я пью, я забываю о стрессе. Полностью забываю. И я счастлив. Я напьюсь и засыпаю. А в 5 утра проснусь и начинаю работать. Но никому так жить я советовать не буду. Хотя у меня есть друг, он психиатр, лечит разных людей от алкогольной зависимости. Он говорит, что я – не алкоголик. Что у меня нет зависимости. А я уверен в обратном: зависимость есть. У меня очень высокая потребность в алкоголе. Я даже покупаю его в одном месте с 20% скидкой, потому что я очень много покупаю. Но я пью лучшие сорта виски. Односолодовое. С британских островов. Качество напитка для меня важно. Многие мои друзья-мужчины, которые знают меня 50-60 лет, говорят, что никогда не видели меня пьяным. Но я считаю иначе.

Три главных хита: собака, ребенок и старик.

— Вас считают художником, творчество которого построено на эпатаже. Голые, крупного размера женщины. Груди, попы…

— Боже мой, я не хочу никого шокировать. И не ставлю такой цели. Знаете, какие мои самые любимые и самые продаваемые в мире фотографии? На первом месте – собака бездомного. На втором – старик на кладбище. И третья – я держу в руках сына. Никаких крупных женщин. Среди востребованных в мире моих фотографий нет ни одной толстой дамы.

— Но все же вы любите крупных женщин? С широкими бедрами, большими попами…

— Как раз сегодня я видел такую женщину. Очень красивая. Широкие бедра, крупнозадая. Она замужем за африканцем, у них ребенок. У африканцев, кстати, иное отношение к женской красоте. Они считают, что женщина с широкими бедрами – это очень красиво. В современном мире говорят: «А как же целлюлит?». Господи, целлюлит – это часть всего, часть этой красоты. Глупо пытаться от него избавиться, тратить время и деньги. Если мужчина любит женщину, то ее целлюлит только усиливает его возбуждение.

Нашла коса на камень

— То есть вы думаете, что современные западные представления о красоте – примитивны?

— Дело в том, что все мы, люди, красивые. И цель моих работ – показать это и подтвердить. Множество людей вообще не понимает, что я имею в виду и о чем говорю. Немало моих работ оценят через какое-то время, когда может я сам их уже не буду ценить.

— Часто в качестве модели на снимках вы выступаете сам. Среди ваших моделей – ваши бывшие жены, любовницы, дети. Фотография мужчины на кладбище – на ней ваш отец. Сложно ли работать с моделями «со стороны», а не со знакомыми вам людьми? Начать работать с абсолютно новым человеком, которого вы видите впервые…

— Это, как говорится, «нашла коса на камень». Работать с незнакомцами тяжело. Вы и модель должны иметь какие-то отношения между собой, взаимное доверие. Речь вовсе не о том, чтобы человек разделся, нет. Модель, мужчина или женщина, должен понимать, что у меня самые лучшие намерения. Я хочу его, этого человека, прославить.

Дети крайне редко испытывают чувство страха

— Не боитесь ли вы повторов, использования похожих приемов, идей? Что вы будете создавать не новое, а какие-то вариации того, что уже делали раньше?

— Каждый человек всю жизнь поет одну и ту же песню. Я не думаю, что в мире появилось что-то новое. И я не собираюсь выдавать все свои работы за высокое искусство. В жизни мало чего меняется. Для меня важно другое. Я не хочу издеваться над моделями, героями моих работ. Унижать их. Я просто хочу показать, что все люди красивые.

— Вы не очень любите вспоминать о своем детстве. Почему?

— Я считаю, что детство почти каждого ребенка в чем-то несчастное. Он еще слаб, не может постоять за себя. В детстве человек чаще страдает, чем во взрослые годы. Подвергается унижениям. Не все дети, конечно, но немало… Я много таких вещей пережил. Я не был силен характером. И многие детские травмы живут во мне до сих пор. Скажем, я до сих пор не могут ходить в магазины и совершать покупки. Я этого боюсь с детства, даже не могу объяснить, почему. На людях я конечно смелый и шумный, но вот был случай… Я недавно пытался соблазнить одну даму. Иностранка, психиатр, хорошие формы: и грудь, и зад. А она взяла и сказала мне, что как-то видела меня по телевизору. И все поняла. Что я много боюсь. Что во мне живет страх.

— Вы с братом-близнецом пережили кошмар Освенцима. Может концлагерь и лежит в основе тех детстких страхов, которые продолжают в вас жить?

— Ребенок очень редко, почти никогда не испытывает чувство страха. Страх и детские травмы, воспоминания – это разные вещи. А страха в детях нет. Поэтому и в Африке, и в других странах так много детей воюет. Берут автоматы и стреляют и во взрослых, и в других детей. Взрослый человек все это воспринимает иначе, если он не совсем испорчен. Так же и с Освенцимом. Я там не испытывал чувства страха.

Призыв с телеэкрана: ищу женщину

— В последнее время вы почти не фотографируете. Вы пишите картины…

— Да, я на это живу. Я свои картины продаю. У меня дети, мне нужны деньги на их содержание. Я с производством детей начал относительно поздно. Если бы это произошло раньше, то многим уже было бы за шестьдесят, и они постепенно умирали бы от старости. Но я начал все это только где-то в 27-28 лет, и с тех пор у меня пошел «плодородный период».

— Занимаетесь ли вы коммерческой фотографией? Которая скорее ради денег, а не для души…

— Я уже в шестой или седьмой раз фотографировал календарь для спортивной организации нашей армии. Это очень интересно: знакомиться со спортсменами. Как со старшими, так и с людьми нового поколения. Фотографировал и для благотворительного календаря, там были пожилые люди. Я не делаю разницы, с кем работать: с молодежью или с людьми постарше. Когда мне было 15 лет, у меня была любовница, 33 года, работала на заводе, моя первая сексуальная партнерша. Лишила меня девственности. И я друзьям говорил: «Старуха, какая же она старуха». А сейчас все иначе. Вот как-то я выступал по телевидению. И там я сказал, что ищу женщину с хорошими формами, лет шестидесяти. Не для фотографирования, нет. Просто подругу. И никто не отозвался, вообще никто. Обидно.

Принесет ли пользу интернет? Нет!

— Вы следите за тем, что о вас пишут и говорят? Телевидение, радио, газеты, та же википедия…

— Нет. Телевизор я вообще ненавижу, радио пока доверяю. А телевизора у меня и нет. Интернет я «опробовал» несколько лет назад, мне было интересно, принесет ли он мне что-то новое. Этого не произошло. Ну и вообще, о том, что происходит вокруг, я рано или поздно все равно узнаю. Как правило, это не особо веселые и приятные новости. Так что в этом плане я живу «по-старому».

— Ну а за работами коллег-художников и фотографов вы наблюдаете?

— Это да. В Чехии и в Словакии по непонятной причине живет и работает очень много хороших фотографов. В Албании, скажем, такого нет. Как с этим обстоят дела в арабских странах – понятия не имею. А в Чехии очень хорошая традиция, у нас — фотографирующая нация.

Русские: ради великой России готовы заплатить любую цену

— Интересна ли вам политика? В мире столько всего происходит. Новая «холодная война», Россия, Путин…

— Что касается России, то я наконец понял, почему Солженицын, которому большевики испортили всю его жизнь, так обожал в последние годы до своей смерти товарища Путина.

Потому что Путин хочет «великую Россию». Это вообще мечта каждого россиянина: идти к морям, к Атлантике, заплатить за это любую цену. Еще со времен Екатерины. Ну и еще я думаю, что Путин находится под сильным влиянием православия.

— Вы боитесь своего возраста, старости?

— Когда бессонными ночами я читаю какую-нибудь книгу, я уже пользуюсь очками. Чтобы разглядеть эти маленькие буквы. Или вот, скажем, посмотрю на свою руку. Нормальные, сильные мышцы. И при этом – всюду морщины. Поэтому я не могу отрицать того факта, что старость медленно, но все же наступает. Но я знаю то, что когда буду совсем старым, то точно куплю себе новый кабриолет.

Фотохудожник Ян Саудек

Ян Саудек (Jan Saudek) известный Чешский фотограф родился 1935 года в Праге, походит из еврейской семьи, часть которой во время войны умерла в концлагерях. В школе Ян увлекался графикой, а после школы пошел на обязательную службу в армию, отслуживши, он женился, и у него родилось двое детей.

Ян Саудек был виртуозом и специально никогда не учился фотографировать. Когда в 14 лет родители подарили ему фотоаппарат, он сделал первый снимок, но его фото прокомментировали как безнадежно плохой китч и ещё старомодное. После этого у него на некоторое время пропала охота заниматься фотографиями, но через много лет когда он снова увидел свой первый снимок, то понял насколько он прекрасный.

В 24 года жена подарила будущему фотографу первую профессиональную камеру. Свой стиль он искал в рисунке и в фотографии. Он разукрашивал собственные фотографии вручную, что ему очень нравилось и увлекало. После того как он увидел фотоальбом Эдварда Штайхен у него появилось непреодолимое желание создать свою собственную книгу о “Человеческой семье”

Первую свою выставку фотографий Ян устроил в 1970 году в США. После которой о нем впервые заговорили. После возвращения на родину, фотограф подпольно занимался своим любимым делом, чтобы спокойно творить в том стиле, что ему нравилось и интересовало, а не придерживаться взглядов государства. Но, несмотря на подпольное занятия своим делом на родине, на Западе его популярность только росла. И первая книжка с его работами вышла в Милане в 1980 году, после чего была выпущенная про его творчестве первая монография в 1983 году.

В дальнейшем развитии творчества фотографа его темы коснулись отцовства, детства и материнства. Затем со временем на его работах все больше стали появлялись не обнаженные, а раздетые персонажи. Но, несмотря на откровенность его работ, ни одну из них нельзя сравнить с порнографией.

На сегодняшний день Саудек признан самым лучшим и известным фотографом в своей страны. Его выставки проходят во всем мире, работы создаются и переиздаются, он награжден многими титулами и премиями. И даже в свои семьдесят лет он не бросает свое творчество, а дальше продолжает, творит, и наслаждаться любимым делом.

Ян Саудек, скандальный чешский фотограф


Ян Саудек – фотограф культовый, он родом из Чехии и известен своими шокирующими и смелыми работами, выставки которых проходили более чем в 400 городах по всему миру. А ещё его вполне можно назвать самым известным чешским фотографом в мире.

Стиль фотографа Саудека дерзок, экстремален и смел, а шлейф скандальности тянется за ним ещё с социалистических времён. Впрочем, тогда самым радикальным считалось и само обращение художника к обнажённой натуре. В те времена работы Яна Саудека были посвящены темам материнства-отцовства: нежные младенческие тела на фоне атлетических фигур отцов или же не менее соблазнительных форм матерей. «Пусть будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает» — так можно охарактеризовать работы Яна Саудека той поры. Но наибольшую известность ему, конечно же, приносит эротическая фотография.


В 1980-1990-х годах работы Яна Саудека принимают форму диптиха – одни и те же персонажи предстают как одетыми, так и в обнажённом виде. Причём натурщики, появляющиеся на его работах, были совершенно далеки от классических представлений о красоте человеческого тела. А сами фотографии создают ощущение подглядывания, а не созерцания, но при этом они и не являются шокирующе-откровенными. Ведь сами работы Саудека чаще всего раскрашены неправдоподобными анилиновыми цветами, персонажи загримированы, сюжеты – постановочные и даже причудливые.

Фотографии Яна Саудека – двусмысленны, а источниками вдохновения для них становятся такие направления, как классицизм и сюрреализм.

Ян Саудек родился в 1935 году, 13 мая, в Праге, Чехословакия, в еврейской семье. Многие из членов его семьи в годы Второй мировой войны погибли в гетто, расположенном в Терезине. Ян и его брат-близнец Карел были заключены в детский лагерь. Брат Яна – Карел – в дальнейшем станет иллюстратором комиксов.


В детстве Ян занимался музыкой, а в молодости серьёзно подумывал о музыкальной карьере, но стать музыкантом ему было не суждено.

В 15 лет он впервые взял в руки фотоаппарат, и именно фотография станет его призванием на всю жизнь.

С середины 1950-ых по 1980-е годы Ян Саудек работает в типографиях. А его собственный узнаваемый стиль фотографии появляется на его работах с 1959 года – окрашенные в сепию яркие и сочные фотографии.


В 1963 году он решает серьёзно заняться фотоискусством, а вскоре, в 1969 году, отправляется в США. Затем возвращается в Прагу. С 1970-ых начинает пользоваться известностью на Западе, а в 1983 году была опубликована первая книга о его творчестве на английском языке.

В 1990 году Ян Саудек был награждён французским Орденом Искусств и литературы.



Работы фотографа Яна Саудека настолько откровенны, что журнал Милитта не может себе позволить публикацию большинства из них, в силу того, что у нас на сайте много детских разделов.

Зайдите в Гугл, вставьте в строку поиска — Jan Saudek photography, выберите поиск по картинкам. Посмотрев работы фотографа, быстро поймете, почему мы разместили так мало фото)))


Гений и стерва

В 2015 году в Чехии отмечают юбилей знаменитого фотографа Яна Саудека. Выходец из еврейской семьи, пострадавшей во время Холокоста, Ян Саудек начал заниматься фотографией в юности. В коммунистической Чехословакии он не мог выставлять свои фривольные работы, но на Западе они были хорошо известны. Сегодня 80-летний Ян Саудек – один из самых знаменитых пражан, и знают его не только как фотографа и художника, но и как героя бульварной хроники. Громкий судебный процесс с его бывшей подругой, выступающей под псевдонимом Сара Саудкова, продолжался 7 лет. Ян Саудек обвинял ее в том, что она обманом вынудила его подписать бумаги о передаче ей прав на свои произведения, а также имущество. Эта история легла в основу сюжета фильма Ирены Павласковой «Фотограф», который пользуется в Чехии огромным успехом.

Ирена Павласкова рассказывает о том, как реальный Ян Саудек стал персонажем ее фильма – фотографом Яном.

– Обычно такие фильмы снимаются после того, как все герои уже умерли, а здесь абсолютно все живы. Как вы решились взяться за такой фильм, где об известных людях говорится такая правда, которую обычно не сообщают посторонним?

– Наша картина – не совсем биография Яна Саудека. Это скорее инспирация его жизнью, творчеством и его необычным характером. Ян Саудек участвовал в написании сценария, у него я познакомилась с его домочадцами и его фотомоделями, а, главное, постаралась понять его самого как личность.

– Сам Ян Саудек появляется в самом начале фильма и говорит, что всей правды все равно никто не узнает...

– Я хотела рассказать историю необыкновенного человека, жизнь и судьба которого выходят за рамки так называемого нормального, правильного образа жизни. Несмотря на то, что он человек очень глубокий, мудрый, умный. Но весь его образ жизни, его экстравагантное поведение были грандиозной провокацией, как и все его творчество, и его частная жизнь. Правду его жизни я хотела показать, именно пока он жив. Зачем ждать ухода человека, чтобы рассказать о нем? Мой фильм правдив.

– Вы ведь познакомились с ним еще в начале 1990-х годов…

Ирена Павласкова

– Да, в начале 1990-х годов после так называемой «бархатной революции» в Чехословакии, когда пал тоталитарный коммунистический режим, мне предложили снять первое документальное кино в нашей стране о Яне. При коммунистическом режиме Саудек был запрещен, он не нравился властям, им не нравился его образ жизни, его свободолюбие, его творчество и любовь к нему на Западе. Нужно сказать, что в 1970–80-е годы Ян Саудек был признан в Америке и в Западной Европе. Всюду им восхищались, он выставлял свои фотографии в лучших музеях мира. Саудек получил французский орден искусств и литературы. А здесь почти никто его не знал. Поэтому в 1992 году, когда я сняла про него документальный фильм, Саудек, как художник и из ряда вон выходящая личность, стал открытием для страны. Тогда мы с ним почувствовали какую-то общность. Нужно сказать еще одну вещь: он никогда не был не только обласкан властями, но тридцать лет был вынужден работать рабочим, чтобы не считаться тунеядцем. Его не хотели принимать в Союз художников и разрешить перейти на положение свободного художника. Поэтому он работал на фабрике техническим фотографом, но это только название, на самом деле это была довольно тяжелая физическая работа.

– В Чехии тоже было наказание за тунеядство, как в СССР – если ты не работаешь официально, тебя могли посадить в тюрьму?

– Да, точно так. Ты должен был быть или членом Союза художников, тогда ты мог заниматься творчеством, или иметь в документах печать, что где-то работаешь. Еще разрешалась категория «женщина-домохозяйка», но при условии, что был работающий муж.​

– Его не просто не любили власти, его посадили в тюрьму. В вашем фильме есть сцена его ареста. Ему инкриминировали в том числе пропаганду сионизма….

Его сионизм заключался в том, что дома он держал израильский флаг. Его отец еврей во время войны был брошен в гитлеровский концлагерь. Так что семья пережила не одно потрясение во время нацистской оккупации Чехословакии и во времена так называемого социализма.

– И Ян Саудек тоже ведь попал в лагерь...

– Это был лагерь для детей-близнецов, на которых собирались ставить опыты, но это уже было в конце войны, в марте-апреле 1945 года. Они там пробыли несколько дней. Но я думаю, что даже час, проведенный в концлагере или в лагере для детей, похищенных из своих семей, это уже травма на всю жизнь.

– В вашем фильме нет очень важной линии. Ведь у Яна Саудека был брат-близнец Кайя Саудек, он недавно умер. В Праге проходит его огромная выставка и отмечается 80-летие двух Саудеков. И брат был в этом лагере вместе с ним. Почему этой линии вообще нет, почему вы решили исключить из его биографии близнеца?

– Я уже говорила, что мой фильм – это не биография Саудека. Тема брата и любви к брату очень важна в жизни Яна. Они, близнецы, всю жизнь были вместе. В последние годы они как-то разошлись, не встречались. С Карлом, Кайей, как его называют, позже случилось несчастье. Последние 9 лет он лежал в коме, и Ян не встречался с его семьей. Ян очень болезненно переживал этот разрыв. Мне показалось, что отношения с братом – это тема для самостоятельной картины. В нашей картине столько перипетий, столько драматических моментов, что еще одна линия – это был бы перегруз для одного фильма.

– Когда вы предложили Яну Саудеку снимать фильм о его жизни, он сразу согласился или поначалу был напуган таким предложением?

– Мы говорили уже тогда, 20 лет назад, что двадцатиминутный документальный фильм – это очень мало для того, чтобы рассказать о нем и его творчестве, и что надо бы снять художественную картину, полнометражную. Но время быстро пролетело, я снимала другие фильмы, и только через 18 лет я ему позвонила и поделилась своим замыслом. Вы правы: он сначала был чуть-чуть напуган, просил рассказать, как я это все собираюсь делать и какой будет резонанс у публики. Но когда я ему рассказала, какую картину хочу снять и что меня главным образом интересует, то он очень быстро вдохновился, его это увлекло, и мы вместе начали писать сценарий. Работали мы почти два года. Каждую неделю я ходила к нему в мастерскую в его доме, узнавала, как он живет, знакомилась с его фотомоделями, с женщинами, подругами, друзьями. Он мне рассказывал о своей жизни, делился своими размышлениями. Я все это записывала, а дома читала его книги. И вот так все длилось два года, пока мы не написали сценарий.

– В центре фильма – его конфликт с женщиной, которую в фильме зовут Либка, а в Чехии ее знают как Сару Саудкову, она тоже фотограф, не такой знаменитый, но известный. В Чехии отношения Яна Саудека и Сары – это общеизвестная история, был очень громкий суд, об этом постоянно пишут таблоиды. Но наши российские слушатели вряд ли знают об этой истории.

– История в общих чертах такая, как изображена в фильме, но я не создавала документальный портрет этой женщины. Между прочим, Сара Саудкова – это полностью ее псевдоним. Я хотела представить этот случай, как некое явление в обществе. Нередко бывает такой сюжет: какая-то неизвестная, но раздираемая желанием изменить свою жизнь особа приходит к известному человеку или человеку, обладающему властью, старается лестью завоевать его доверие, пытается через него сделать карьеру, а потом, когда не удается полностью им овладеть, в какой-то момент вонзает ему нож в спину. Это происходит тогда, когда эта особа уже получила от него что хотела, сама стала достаточно сильной, но все же ее мечты полностью не сбылись. Она не стала, скажем, его женой или что-то другое недополучила, и вот приходит момент мести за прежние унижения. Вот такая история случилась с Яном. В фильме показно, как в один прекрасный день к нему пришла молодая женщина, милая, тихая, красивая, которая ему сообщила, что его обожает, восхищается им и что для нее было бы огромной честью работать у него помощницей, ассистенткой. Она прекрасно знала, что слабое место у Яна – это женщины, и она ему, действительно, понравилась, и он ее приютил. Со временем она стала его помощником, без которого он не мог уже обойтись. Она вела все его финансовые дела, сама стала фотомоделью, создавала непринужденную атмосферу при работе с натурщицами, она контролировала все его договоры, налоги и освободила Яна от всех неприятных забот. Но после нескольких лет, когда она увидела, что больше уже захватить не может, она нанесла ему удар.

– Она хотела выйти за него замуж?

– Сначала ей хватало захвата позиций, о которых она и мечтать не могла. Но со временем этого уже ей было мало, она, конечно, хотела иметь свои права, формальные права, хотела создать с ним семью. Но Ян никогда ей ничего такого не обещал, он был на 35 лет старше ее, у него есть дети от предыдущих браков. Так что он ей сразу сказал: нет, в этом смысле вы, пожалуйста, на меня не рассчитывайте. Между прочим, он со всеми своими женщинами на вы.

В ответ на это она подсунула подвыпившему Яну невыгодные для него договоры, по которым она становится единственным продавцом всех его фотографий, картин и издателем его книг. По другим договорам он переписывает на нее свою виллу, имущество, мастерские и квартиры. Яну может принадлежать только 15 процентов от выручки. Вдобавок она забеременела от его сына, и они оба создали эту фирму, отобравшую у Яна все права.

– А вы знакомы, общались с ней?

Это я вам рассказала про киногероиню. В жизни я с этой женщиной познакомилась двадцать лет назад у Саудека, когда я снимала о нем документальный фильм. Она была приторно сладкой, но и тогда мне показалось ее поведение странным. Но я еще раз хочу сказать, что героиня в нашем фильме это не копия Сары. В центре моего внимания в фильме была история о том, как художник мирового имени потерял свое творчество. Вот это было самое болезненное для Яна. То, что она забрала у него деньги, виллу это, конечно, ужасно, но самое ужасное для него было то, что он не мог уже публиковать и выставлять свои фотографии. Не мог творить.

– В том числе и негативы она похитила.

Да, и это было для него убийственно. Ведь Ян снимал на кинопленку, это были кинонегативы, по которым он делал оригиналы. Он свои оригинальные фотографии раскрашивал, применяя специальную технику, и это были наполовину фотографии, наполовину картины, они очень ценились. Он не мог уже восстановить старые фотографии без негативов.

– Интересно, что он ставит там дату на сто лет раньше, как будто все эти фотографии или картины сделаны в XIX веке. У меня есть такая его работа, помеченная 1895 годом.

– Некоторые свои фотографии он делает в стиле начала прошлого века. Одевает своих фотомоделей в платья стиля «бель эпок», и украшения, бижутерия в том же стиле. А некоторые его фотографии вполне современные.

– Есть еще одна важная деталь: она не просто его обманула, но она соблазнила его сына. И героиня в вашей картине, и реальная женщина ушла от Яна к его сыну.

– Она хотела, чтобы ее дети имели гены Яна, гены его семьи, она хотела иметь творческие гены, талантливых детей, поэтому она сделала все возможное, чтобы их получить. Там есть еще одна важная тема, вы говорили о ней, что она тоже стала фотографом. Эта тема прозвучит и в фильме: тема плагиата. Критика парадоксально снисходительна к подражателю, потому что, как выразился в фильме один такой критик, «середняк, в отличие от настоящего таланта, никого не раздражает». По крайней мере, у нас. И наша героиня то же самое: таланта мало, собственной внутренней жизни, души, которая хочет что-то выразить, – никакой. Было желание стать известным фотографом и перенять у Яна его темы и стиль. Она просто копировала фотографии Яна. Он сам по доброте душевной научил ее своей технике фотографирования. И устраивал ей выставки, включал ее работы в свои выставки, и вот так она выбилась в так называемые фотографы.

– И стала матерью его внуков.

– Она стала матерью его внуков, да. И еще одна интересная вещь у этой женщины, но этого нет у нас в фильме. Она без его разрешения изменила свое имя и взяла псевдоним Сара Саудкова. Это был очень хитрый ход, все сначала думали, что она или его жена, или они из одной семьи. Это неплохо: взять псевдоним Ротшильд или Обама, можно всюду сообщать, что я – Ирена Обама. Многие люди очень прислушиваются к имени.

– Вы думаете, с самого начала и у реальной Сары Саудковой, и у вашей героини был такой замысел паучихи, которая вцепляется в человека и высасывает все соки, или она поначалу любила его, была искренней девушкой, восхищенной великим художником, а потом постепенно стала такой циничной? Как вы свою героиню воспринимаете?

– Настоящих ее побуждений я, конечно, не знаю, но думаю, что чистой, восхищенной и наивной она не была никогда. Но коварный план, который она потом осуществила, может быть, не был задуман с самого начала, все происходило шаг за шагом, она видела все его слабые места, где можно поживиться, где можно что-то взять, что плохо лежит, все это возникало постепенно. Потому что у этого типа девушек, которые выискивают богатых спортсменов, успешных футболистов, хоккеистов, бизнесменов, с самого начала ясно, к чему они стремятся, пусть даже они и чувствуют себя влюбленными.

– Чем эта вся история кончилась? В вашем фильме начинается судебный процесс, и финала нет.

– Вся эта история была трагической. Суд длился 7 лет. Ян абсолютно не мог работать, денег не стало, выставлять и продавать свои фотографии он не имел права. Он писал картины, но и на них она накладывала лапу. И, наконец, он выиграл суд, который посчитал, что вся эта история «против добрых нравов», потому что договор, по которому он лишился прав на свое творчество, настолько аморальный и для Яна невыгодный, что он не мог его подписать «по свободному волеизъявлению». Теперь он снова сам себе хозяин. У Яна новая семья и трое новых детей.

Персональная выставка чешского фотохудожника Яна Саудека // Смотрим

В столичной галерее классической фотографии открылась первая в России персональная выставка чешского фотохудожника Яна Саудека. Она называется «Жизнь, любовь, смерть и другие пустяки…» А всё вместе это — довольно щекотливые темы, и их подача на грани дозволенного. Жанровые рамки тоже довольно условны. 120 работ – это провокация или приглашение к совместному исследованию основного инстинкта. О том, какова она, красота по версии Яна Саудека – рассказывают «Новости культуры». 

Человек-загадка, плейбой, мачо, искатель приключений…Об этом человеке в черных очках и красной рубашке по другому и не скажешь. В столицу прибыл Ян Саудек. Чешский фотограф привез свои лучшие и любимые работы за 60 лет. Его главная тема – красота: и человеческого тела, и чувств.

«Больше всего меня радует, что люди разные, и я могу это запечатлеть и показать миру! А что касается любви, которую я так часто показываю – то все мы приходим в этот мир благодаря любви, ни что иное нас не приводит в мир, кроме любви двух людей», — говорит фотограф Ян Саудек.

Яна Саудека не раз спрашивали – кто он больше — фотограф или режиссер? Мастер уверяет – что его фотоснимки — это театральная «ретро» постановка. Источники вдохновения он ищет в живописи – и классической, и сюрреалистической, и в моде позапрошлого века. Модели в корсетах, пышных юбках и шляпах с огромными полями.

Все сюжеты Яна Саудека построены по принципу – «пусть будет стыдно тому, кто подумает об этом плохо». Мастер не выбирает классических моделей, 90-60-90. Многие его дамы далеки от идеалов красоты, но при этом излучают уверенность.

Саудек никого и ничего не высмеивает, наоборот, он восхищается. Прекрасно всё, что естественно. Неестественно – загонять красоту в рамки шаблона. Мастер представляет свой взгляд на человеческую привлекательность.

«Ян Саудек входит в десятку людей, которые оказали наибольшее влияние на мировую фотографию в XX веке. Без сомнений, его ценность как художника состоит в абсолютной аутентичности, абсолютной непохожести на кого-то», — отмечает куратор выставки, арт-директор Галереи классической фотографии Марк Коберт.

Ян Саудек признался, что за 60 лет работы в России у него было лишь несколько небольших выставок. Персональная — впервые! Мастер планирует задержаться в стране и выставить свои работы еще в нескольких галереях, в разных городах.

Новости культуры

великий жизнелюб — Российское фото

Ян Саудек – фотограф необычный. Не сказать, чтобы специализация на обнаженной натуре была чем-то уникальным, но весь вопрос в том, как он эту натуру подает. Ему удалось пройти по тонкой грани, не скатившись ни в гламурное ню, ни в откровенную вульгарность, и это определенно заслуживает внимания.

Ян Саудек родился в 1935 году в Чехословакии. Это было не самое лучшее время в истории страны: спустя три года она была оккупирована Германией, и семья Саудек оказалась в концлагере Терезин. Там Ян провел раннее детство, и там же погибли почти все его родные. Возможно, именно отсюда проистекает огромное жизнелюбие Яна Саудека, нашедшее отражение в его фотоработах.

Впервые Ян взял камеру в руки в 1950 году, но тогда это было не более чем мимолетное увлечение: примерно до 20 лет он хотел стать певцом и танцором, однако вынужден был отказаться от этой мечты из-за недостатка способностей. И тогда фотография стала той отдушиной, которая позволяла ему существовать в окружающей действительности.

Вообще, первые полвека своей жизни Ян Саудек называет самым страшным временем: сперва немецкая оккупация и концлагерь, затем советский режим, отношения с которым у фотографа не сложились. С самого начала Ян предпочитал обнаженную натуру, и хотя его первые работы далеки от той скандальности, которая сделала его по-настоящему известным, власти весьма прохладно относились и к ним: на архивы Яна Саудека неоднократно накладывали арест.

С 1989 года, когда коммунистический режим в Чехословакии пал, в жизни и творчестве Яна Саудека начался новый период. Уже через год он был награжден французским орденом Искусств и Литературы. Выставки стали проходить одна за другой, а работы Яна становились все ярче и скандальнее. Впрочем, это не было просто эпатажем: в работах фотографа чувствуется именно что огромная любовь к жизни и ее истокам.

 Сам Ян Саудек говорит об этом просто: «Часто мои работы называют пошлыми. Но критика может ошибаться: людей в разной степени обнаженных или облаченных в некие странные одеяния я снимаю, чтобы мои работы были вневременными. По модным же фотографиям сразу можно угадать, в каком году их снимали».

И это действительно так: работы Яна Саудека находятся вне времени. Некоторые из них он даже подписывает концом XIX – началом XX века, и в это, к слову, вполне можно поверить. Так или иначе, а Ян Саудек стал лицом чешской фотографии и одним из самобытнейших фотографов, которые работают с обнаженной натурой.

Сегодня ему 78 лет, но он вовсе не намерен завершать свою карьеру, ведь столько еще не сделано и не высказано посредством скандальных, но трогательных фотографий!

Сайт фотографа: http://www.saudek.com/

Фотографы современности. Ян Саудек (Jan Saudek)

Копался в архивах мировых фотографов и наткнулся на небезызвестного чешского фотографа Яна Саудека (Jan Saudek), не путать с Йозефом Судеком (Josef Sudek)! Тот хоть тоже из Чехии, но известен своими натюрмортами и светописью. О нём мы поговорим позднее.
Ну чтож, Ян —  можно сказать один из величайших ныне живущих классиков фотоискусства. Он работает в жанре эротической фотографии, а если быть точнее, то последние годы творчества даже можно охарактеризовать как художественную порнографию (!!). Можно не воспринимать или не понимать его творчества, но знать его надо. Его безукоризненные работы как по технике, так по визуальному воздействию. Саудек — автор, который уже оставил четкий след в мировой фотографии. Многие российские и не только фотографы ему подражают, пытаясь копировать его творчество его стиль. Ну как, готовы?

Ян родился в Праге (Чехословакия) 13 мая 1935 года.

Во время Второй мировой войны почти вся его семья погибла в концлагере Терезиенштадт. Яна и его брата концлагерь тоже не минует, они попадают в детский концлагерь на польской границе.

В молодости Саудек увлекался музыкой, но интерес к фотографии оказывается сильнее, и в 1963 году он решает заняться фотографией серьезно. В 1969 году Саудек едет в США, где его поддерживает его куратор Хью Эдвардс.

По возвращению в Прагу Саудек вынужден работать подпольно, чтобы не попасть во внимание к тайной полиции. Это положительно сказывается на его творчестве, т.к. позволяет обратиться к запретным темам эротизма и политики.

В 70-х он становится известным на Западе, где начинает активно выставляться. В 1983 выходит первая книга с его работами на английском языке.

Сейчас Саудек живет и работает в Праге.

К слову: Натурщики, которых фотограф выбирает для своих снимков, настолько далеки от классических идеалов, что о платоническом любовании красотой обнаженного тела здесь не может быть и речи.Но в работах Саудека нет физиологичности:для этого они слишком стилизованы, снимки окрашены в сепию или расцвечены нарочито неправдоподобными, анилиновыми цветами, персонажи загримированы и стилизованы под некое весьма расплывчатое ретро, сюжеты – нарочито постановочны.

Ян Саудек ​​- Художники — Электронный музей

Ян Саудек ​​
Ян Саудек ​​- один из самых известных фотографов Чехословакии. После травмирующей юности он открыл для себя фотографию как средство самовыражения, исследует человеческие отношения и конструирует тщательно детализированные сцены человеческого взаимодействия. Саудек ​​работал с основными материалами для создания сюрреалистических сцен, часто с обнаженными фигурами.
Саудек ​​родился в Чехословакии в 1935 году и вырос в окружении трагедий войны. Его отец, еврейский банковский служащий, был отправлен в концлагерь Терезиенштадт вместе с шестью из семи его братьев.Его отец выжил, но его шесть братьев — нет. Тем временем Саудек ​​и его брат-близнец Карел были задержаны в Аушвиц-Биркенау, где, к счастью, избежали печально известных медицинских экспериментов, проведенных на близнецах Йозефом Мегеле. Саудек ​​вспоминает: «Тогда я всегда был голоден, голоден постоянно». Он ежедневно подвергался жестокому обращению, избиениям и видел смерть, но вместо этого ускользнул от мыслей о сексе.
«Немцы приходили и уходили. Тогда я видел, как умирают люди, но тогда я не боялся смерти, как сегодня — в детстве я просто не мог представить, что смерть может когда-либо случиться со мной.Вместо этого я много думал о сексе, женщинах и любви… »
После этого периода, когда он вернулся в Чехословакию, американские солдаты были в большом количестве в этом районе и дарили маленьким детям подарки в виде конфет или шоколада, завернутых в страницы, вырванные из комиксов. Саудек ​​использовал эти страницы, чтобы выучить английский язык, а позже назвал и подписал большинство своих фотографий на этом языке.
В 15 лет он бросил школу и, чтобы не работать на местных угольных шахтах, стал помощником фотографа, хотя считал поле механическим и непривлекательным.Он сделал несколько фотографий, начиная с Kodak Baby Brown в 1949 году. В 1959 году его новая жена Мари, от которой у него было пятеро детей, подарила ему его первую настоящую камеру, FLEXARET 6X6, которую он продолжает использовать сегодня. Поворотный момент в его жизни наступил в начале 1960-х годов, когда друг одолжил Саудеку экземпляр каталога «Семья человека» Эдварда Стейхена.
«Я был потрясен, парализован, ошеломлен. В то время я думал, что в фотографии нет ничего лучше — позже я понял, что был прав. Но тогда я был очень молод, очень силен и действительно беззаботен.Я сказал себе: конечно, я могу сделать то же самое! К счастью, тогда меня никто не отговорил от этой глупой резолюции. Если бы кто-то сказал мне правду, я имею в виду, что я никогда не смог бы этого сделать, я бы перестал работать ».
Он представил свою первую выставку в Праге в 1963 году и был приглашен для участия в выставке в Университете Индианы в Блумингтоне в 1969 году, где его вдохновил Хью Эдвардс, руководитель отдела фотографии в Институте искусств Чикаго, продолжить заниматься фотографией.Он вернулся в Чехословакию и сосредоточил свою работу на теме национализма, заявив, что «люди почти везде одинаковы». В своих ранних фотографиях он сосредотачивается на крайностях, таких как разрыв между поколениями в отношениях между родителями и детьми, иллюстрируя влияние Человеческой семьи на его работы. В основном он фотографирует женщин и детей, утверждая, что фотографирует только тех, кого любит. Его подробные и выверенные фотографии часто содержат элементы эротики и абстрактные пышные женские фигуры.
В большинстве своих биографических работ и писем он подчеркивает тему секса и предпочитает опускать сложные детали своей жизни, такие как смерть его братьев в концентрационном лагере. Он также никогда не упоминает свою мать. Его фотографии по большей части отражают этот интерес, но есть примеры его работ, которые показывают более сентиментальную сторону, которая говорит об ущербе, нанесенном войной. В одной записи в его «C.V.» он пишет, что проснулся ото сна в слезах, а на следующее утро обнаружил слово «Освенцим», написанное на стене рядом с его кроватью.Этот взгляд на сознание человека, травмированного воспоминаниями о военном времени, отражен в таких фотографиях, как «Мой отец», сделанных в апреле 1975 года. Эта фотография, которая является частью постоянной коллекции Художественного музея Сиэтла (93.145), является прекрасный пример его попыток создать искусственно состаренные сцены, показывающие течение времени и универсальные отношения между людьми. Внизу фотографии Саудек ​​пишет, что она была сделана в 1887 году, что явно противоречит золотой звезде нацистской эпохи «Юдиа» на его куртке.Эта фотография, изображающая его отца посреди кладбища, дает нам редкую возможность увидеть ужасы, которые Саудек ​​испытал в юности во время войны, а также расследование опыта его отца в концентрационном лагере.
В 1977 году Саудек ​​начал тонировать свои черно-белые фотографии, и его смелое использование цвета чем-то напоминает комиксы, которые он видел в детстве. В этих фотографиях используются неестественные цвета, чтобы создать сказочную, сюрреалистическую атмосферу на его фотографиях, которая подчеркивает абстракцию гигантских человеческих форм, которые он предпочитает.
За свою карьеру Саудек ​​провел различные сольные и групповые выставки в галереях по всему миру. У него были персональные выставки в США, Чехословакии, Франции, Германии, Швейцарии, Голландии и Австралии. Его фотографии находятся в постоянных коллекциях Международного музея фотографии (Рочестер), Библиотеки Конгресса (Вашингтон, округ Колумбия), Музея изящных искусств (Бостон), Института искусств Чикаго, Национальной библиотеки Парижа (Франция) и других. Он также получил престижные награды, такие как «Chevalier des Arts et Lettres».Несмотря на то, что некоторые считают его неоднозначным из-за его изображений особенно молодых обнаженных моделей, он остается одним из самых известных и влиятельных фотографов своей страны.
-Камилл Кунрод, куратор-стажер, 2014

Ян Саудек ​​| Widewalls

Фотограф Ян Саудек ​​, известный своими фотографиями, окрашенными вручную, часто изображающими обнаженные или полуобнаженные (в основном женские) фигуры и печально известный своим беспорядочным образом жизни, является одним из самых известных художников Чешской Республики.Он создал сказочный мир, в котором живут его персонажи, раскрашивая постановочные черно-белые фотографии, часто повторно используя идентичные изображения и мотивы для фона, например, облачное небо, вид на Карлов мост в Праге или свою знаменитую шелушащуюся стену. Стремясь запечатлеть красоту и реальность жизни, в картине Саудека показаны сцены любви, похоти, межличностных отношений, семьи, молодости, старости и промежуточных состояний. Его личная жизнь легкого поведения , чем он был известен, послужила источником вдохновения для художника, наряду с его любовниками, которых он считал своими музами.По его словам: «У меня нет способов изображать жизни других. Я изображаю свое собственное ». [1]


Ян Саудек ​​- Фото. 800, Танцоры в раю (1985), изображение предоставлено Фондом Баруха

Ранние годы

Ян Саудек ​​родился в 1935 году в Праге, Чешская Республика. Как дети еврейских родителей, он и его братья были отправлены в концлагерь во время нацистской оккупации, как и их отец Густав Саудек. Шесть его братьев и сестер погибли в концентрационном лагере Терезиенштадт, а Ян и его брат-близнец Карел пережили год, находясь в Мишлинге, специальном концентрационном лагере для близнецов.Их отец тоже выжил. Насилие в ранние годы произвело глубокое впечатление на Саудека , поскольку он смотрел на мертвых и умирающих вокруг себя «долго и близко, как ребенок». Он вспоминает, как в возрасте девяти лет увидел немецкого мальчика-солдата, привязанного к фонарному столбу за лодыжки. «Даже такой ребенок, как я, может видеть, что он из вермахта, а не эсэсовец. Его обливают бензином и зажигают … За каждую войну платят невиновные ». [2]

Одна из его ранних работ
Ян Саудек ​​- Рассвет No.1 (1959), изображение взято с saudek.com

Фотографии, рассказывающие истории

После войны на Яна повлияла карикатура из американской газеты, которая использовалась в качестве упаковки для подарка, присланного из Соединенных Штатов. Рассказы комиксов о капитане Марвеле будоражили его воображение и его брата-близнеца Карела, который впоследствии стал самым известным чешским писателем-графиком. Под воздействием фотографий, сделанных Маргарет Бурк-Уайт, Жизель Фройнд и Юджином Смитом, Ян Саудек ​​начал формировать представление о фотографии как о средстве, лучше всего используемом для рассказа историй, обладающем огромным повествовательным потенциалом .Много позже, став взрослым, он заметил: «Если фотография не рассказывает историю, это не фотография». Кроме того, он отмечает: «Возможно, это история всех наших мыслей, тех, которые становятся достоянием общественности и бросают вызов общепринятым взглядам, и тех, которые остаются ограниченными стыдом». [3] Свою первую камеру он получил в 1949 году — KODAK Baby Brownie . В 1951 году он пишет: «Я сочиняю свою первую фотографию, которую потом раскрашиваю. Без малейшего колебания наш семейный врач, которому моя мама очень робко показывает фотографию, объявляет ее безнадежно плохой, полной и абсолютной китчем, и что более старомодно.Верю каждому слову и сразу прекращаю фотографировать. (Спустя годы я снова сталкиваюсь с фотографией: она прекрасна, как красиво быть молодым! Я бы не знал, как это сделать сейчас! Я снова потерял фотографию — но, по крайней мере, я ее видел еще раз — и хватит. Один раз, всего один раз …) » [4]

Его распущенность сказалась на его личной жизни
Ян Саудек ​​- Прощай, Ян! (1991), изображение через pinterest

Восстание вопреки разногласиям

В конце концов, он вернулся к фотографии и в 1950-53 годах посещал школу промышленной фотографии в Праге.В 1959 году его молодая жена подарила ему профессиональную, более совершенную камеру — Flexaret 6×6 . Вернувшись с военной службы, он был вдохновлен в 1963 году каталогом выставки Эдвардса Стехена «Семья человека», который побудил его продолжить карьеру в искусстве как серьезного фотографа. В 1969 году он посетил Соединенные Штаты, где куратор Хью Эдвардс призвал его настаивать на своих художественных желаниях. Вернувшись в свой родной город и страну, Саудек, к сожалению, был вынужден работать, скрываясь в подвале, вне поля зрения тайной полиции.Его темы личной эротической свободы и имплицитно политические символы коррупции и невиновности не воспринимались правительством легкомысленно. В конце 1970-х он набирал популярность как ведущий чешский фотограф; он начал раскрашивать свои фотографии краской в ​​1977 году. В 1983 году его книга была опубликована в англоязычном мире, и в том же году, наконец, чешские коммунистические власти разрешили ему работать художником. В 1987 году его архивы подверглись обыску, а его негативы задержала полиция.Позже их вернули.
Ян провел более 400 персональных выставок в музеях и галереях по всему миру и является одним из самых известных чешских художников.

Ян Саудек ​​живет и работает в Праге, Чехия.

Артикул:

  1. Саудек, Дж., Фрике, К. (1998), Ян Саудек ​​, Ташен, Кельн
  2. Аноним (2011), Ян Саудек ​​и Сара Саудкова , Консультации по развитию культуры [1 ноября 2016 г.]
  3. Там же.
  4. Аноним (2007), Ян Саудек ​​CV , Официальный сайт Яна Саудека [1 ноября 2016 г.]

Изображение: Портрет художника, фото автора

Ян Саудек ​​всегда считался одним из тех, кто занимается фотографией.

Ян Саудек ​​- Ручная тонировка Macabre

В биографии Яна Саудека он рассказывает, что получил свою первую камеру в 1950 году. Это был Kodak Baby Brownie. Даже «взрослый» , немецкий кодак .Он учился у фотографа и в 1952 году начал работать в типографии, где проработал до 1983 года. В 1959 году жена подарила ему более профессиональный фотоаппарат Flexaret 6 × 6. Хотя в последующие годы он, похоже, отдавал предпочтение камерам Rolleiflex . После службы в армии он был вдохновлен в 1963 году каталогом выставки Эдварда Стейхена «Семья человека» и начал свой путь, чтобы стать серьезным арт-фотографом. В 1969 году он отправился в Соединенные Штаты, где его вдохновил куратор Хью Эдвардс.

© Ян Саудек ​​

Вернувшись в Прагу, он был вынужден тайно работать в подвале. Чтобы избежать внимания тайной полиции, его работа обратилась к темам личной эротической свободы. С конца 1970-х годов он стал признанным на Западе ведущим чешским фотографом, а также приобрел последователей среди фотографов в своей стране. В 1983 году первая книга его работ была опубликована в англоязычном мире. В том же году он стал фотографом-фрилансером, поскольку чешские коммунистические власти разрешили ему прекратить работу в типографии и разрешили подать заявление о разрешении на работу в качестве художника.В 1987 году архивы его негативов были изъяты полицией, но позже были возвращены.

Ян Саудек ​​- Жизнь в политике

Его самая известная работа известна своим вручную окрашенным изображением живописных миров снов, часто населенных обнаженными или полуобнаженными фигурами, окруженными голыми гипсовыми стенами или раскрашенными задниками. Вы помните ручную тонировку? В этом они перекликаются с студийными и живописными работами эротических фотографов середины девятнадцатого века, а также с работами художника Бальтюса.Его ранняя художественная фотография известна своим воспоминанием о детстве. Его более поздние работы часто изображали эволюцию от ребенка к взрослому (повторное фотографирование той же композиции / позы и с теми же предметами на протяжении многих лет). Религиозные мотивы или двусмысленность между мужчиной и женщиной также были одними из повторяющихся тем Яна Саудека. Его работы были предметом попыток цензуры на Западе в 1990-е годы.

© Ян Саудек ​​

Некоторые работы Саудека использовались в качестве обложек для альбомов Anorexia Nervosa и многих других музыкальных исполнителей.

Снимки Саудека вызвали неоднозначный международный прием. В то время как у него были выставки в Соединенных Штатах и ​​в Австралии, в 1970 году его работы были показаны в Австралийском центре фотографии. В той же стране, напротив, были представлены работы Black Sheep & White Crow, на которых изображена полуобнаженная девочка в подростковом возрасте. снята с Международной фотобиеннале в Балларате накануне ее открытия 21 августа 2011 года из-за заявлений о детской проституции. Следовательно, утверждение, которое было в лучшем случае смехотворным, а в худшем — откровенно пуританским.Ян Саудек, кажется, время от времени натыкается на эту стену «ложной педофилии».

Czech Pride

Ян Саудек ​​в настоящее время является самым известным чешским фотографом в мире. На его счету более 400 персональных шоу. Его фотографии входят в важнейшие мировые коллекции. Он никогда не уговаривал и не казался заинтересованным в фотографии как коммерческом предприятии, и хотя некоторые изображения использовались как таковые (обложки альбомов и т. Д.), Это никогда не было стимулом для его работы.

© Ян Саудек ​​

Самоучка, внутренне независимая и заложница коммунистического режима.Он много лет работал фотографом в подвале своего дома. Он энергично соблюдал моральные нормы и социальные правила, чтобы следовать своей страсти. И он освоил фотографию в то время, когда это действительно требовало высокого технического уровня мастерства. В его черно-белых снимках (которые он начал раскрашивать вручную в 1977 году) проявляется гротескный эротизм. Без стыда авторитарного политического ландшафта.

Искусство ради искусства

«Я составляю свою первую фотографию, которую потом раскрашиваю.Наш семейный врач, которому моя мама очень робко показывает фото, без малейшего колебания объявляет его безнадежно плохим, полным и полным китчем и, что еще более старомодно. Верю каждому слову и сразу прекращаю фотографировать. (Спустя годы я снова натыкаюсь на фотографию: она прекрасна, как красиво быть молодым! Я бы не знал, как это сделать сейчас! Я снова потерял фотографию — но, по крайней мере, я ее видел еще раз — и этого достаточно. Один раз, только один раз… » — Ян Саудек ​​

Я полагаю, что в основном это означает, что слушайте только свое сердце.Таким образом, его раскрашенные вручную изображения особенно склонны демонстрировать почти потусторонний сюрреализм. Его фотография была праздником человеческой природы с семидесятых годов. Люди, женщины, отцы, матери, любовники, младенцы и подростки. Некоторые могут назвать его образ мазохистским, но на самом деле я рассматриваю его как любовь и жизнь со всем обнаженным грубым реализмом. Найти камеру Flexaret

Веб-сайт

▷ Jan Saudek | Купить Original Art Online

Ян Саудек, родившийся в Праге 13 мая 1935 года, является представителем постановочной фотографии и особенно известен своими фотографиями в стиле ню.После учебы в школе промышленной фотографии в Праге в 1950-53 годах Ян Саудек ​​наткнулся на каталог фотовыставки «Семья человека». Впечатленный картинами, в 1963 году он принял решение создать свои собственные художественные фотографии. Уже в том же году в Праге прошла первая персональная выставка Саудека; последовали дальнейшие выставки, например, в США, Австралии, Франции и Германии.

Центральная тема в работах Саудека — отношения — между мужчиной и женщиной, родителем и ребенком, особенно сексуальные отношения.Некоторые из его обнаженных фотографий, из-за их разрешающие позы, граничащий с порнографией.

Вдобавок его очаровывали изменения людей на всех этапах их жизни: Саудек ​​часто безжалостно противопоставляет идеальное и безупречное с разложившимися и старыми. Таким образом, на его картинах часто встречаются более старые, пухлые обнаженные тела, не соответствующие общепринятым представлениям о прекрасном. Ян Саудек ​​иногда сопровождал своих моделей годами — выпускаются необработанные серии обнаженных тел, которые документируют изменения человека от юности к старости.

В 1970-х он начал позировать своих моделей с реквизитом и костюмами. Постоянная тема на фотографиях Саудека — это старая рассыпчатая стена с отслаивающейся штукатуркой, которая часто служит фоном и которая снова и снова появляется на его картинах на протяжении десятилетий. Фотографии Яна Саудека сначала были черно-белыми; позже он также стал раскрашивать их в пастельные тона. Таким образом, каждая фотография стала незаменимым уникальным экземпляром. Благодаря своей цветной обработке фотографии напоминают ранние цветные фотографии.

Фотографии Саудека провокационны — чрезвычайно откровенные, эротические позы в сочетании с последующей окраской шокируют многих наблюдателей, но они также могут иметь комический и абсурдный или иронично-китчевый эффект. Ян Саудек ​​живет в Праге и также работает художником. Его картины выставлялись в чешском парламенте в Праге в 2008 году.

Прочитайте больше Выставка фотографий

— Ян Саудек: возвращение к своим корням

Galerie David Guiraud рада представить выставку фотографий Яна Саудека , известного чешского художника, родившегося в 1935 году. 37 оригинальных гравюр, отобранных для этой выставки, большинство из которых старинных гравюр, были созданы в 1970-х и 1980-х годах, в годы наиболее творческого развития пражан.

Это второй раз, когда у галереи есть возможность принять у себя выставку работ Саудека из крупной французской частной коллекции. Самобытная цветовая палитра на фотографиях является результатом ручной работы художника по колеровке чернил, благодаря которой каждый отпечаток уникален в своем роде. Раскрашенные цвета подчеркивают живописную специфику мастерски выполненных принтов.

Эта чрезвычайно богатая коллекция позволяет галерее представить символический обзор навязчивых идей художника. Он включает в себя фотографии женщин всех возрастов, сделанные в его подвале, а затем и в его мастерской-студии, часто с пышными фигурами и эротически соучастниками; повествовательные сцены, составленные из нескольких изображений, иногда объединяемых в одну печать; потрясающие игральные карты одной или двух моделей; а также напоминания о времени, которые стали возможными благодаря давним отношениям Саудека с некоторыми из его моделей, которые длились от десяти до двадцати лет.

Конечно, скрытный характер внимательно следили, маргинальный «pornocrat» дополнительно стимулировал его преданность своего искусства. Обладая твердыми убеждениями, он никогда не переставал делать видимыми свои самые сокровенные вдохновения.

Саудек ​​был вдохновлен фотографией после просмотра книги Эдварда Стайхена Семья человека (1955) и быстро стал частью социальных кругов, в которые входили Альфонс Муха, Льюис Кэрролл, Ханс Беллмер, Дуэйн Михалс, Роберт Мэпплторп и т. Д.

Фотографии, сделанные оживленным Саудеком, — это праздник жизни, свободы, сексуального желания, чувственных эмоций и семейных уз, без игнорирования злой воли и насилия, которые люди намеренно наносят друг другу.

Женщины — центр притяжения вселенной алхимика, и он раздевает их, чтобы лучше продемонстрировать их возвышенное изящество. Он очарован телом. Это основная истина каждого живого существа. Тело — это место, где изобилуют чувства. Тело — это то, что наиболее непроницаемо для идеологии. Тем не менее, как знает Саудек, никто не может избежать верховного закона конечной природы человеческого тела: старения и смерти. Каждое тело свидетельствует о человеческой природе.

Практическая информация

Ян Саудек: возвращение к своим корням
Выставка с 6 ноября по 23 декабря 2020 г.
Открытие в четверг, 5 ноября 2020 г.
Galerie David Guiraud
5, rue du Perche — 75003 Париж, Франция — 01 42 71 78 62
www.galerie-david-guiraud.com — [email protected]
Со вторника по субботу — 14:30 / 19:00

Ян Саудек ​​| Дискография | Дискоги

Визуальный

44 0467 Вацлав Прейзек Вацлав Прейзек — Odpově / O Zimě (7 дюймов) Пантон 44 0467 Чехословакия 1972 Продать эту версию
44 0468 Вацлав Прейзек Вацлав Прейзек — Очи Докоржан (7 дюймов) Пантон 44 0468 Чехословакия 1973 Продать эту версию
АВТОБУС 1002 SBB SBB — Словенские девушки (Альбом) 4 версии Омнибус (6) АВТОБУС 1002 Германия 1979 Продать эту версию 4 версии
№4. Grencsó Kollektíva Grencsó Kollektíva — Grencsó Kollektíva (Касс, Альбом) Джазовая студия №4. Венгрия 1985 Продать эту версию
81 0869-1311, 81 0869—1311 Вацлав Грабе, Мирослав Коваржик, Владимир Мишик — и т. Д.… Вацлав Грабе, Мирослав Коваржик, Владимир Мишик — и т. Д.… — Pár Tónů, Které Přebývají (Альбом) 2 версии Пантон, Пантон 81 0869-1311, 81 0869—1311 Чехословакия 1989 Продать эту версию 2 версии
842 080-4, ЗГОЛП 16 Прекрасный юг Прекрасный Юг — Добро пожаловать на прекрасный юг (Альбом) 24 версии Вперед! Диски 842 080-4, ЗГОЛП 16 Европа 1989 Продать эту версию 24 версии
VMFM 02 Роршах (2) Роршах (2) — Оставаться успокаивающим (Альбом) 2 версии Вермиформ VMFM 02 США 1990 Продать эту версию 2 версии
01-0046-2 331 Люси Била Люси Била — Реквием Про Паненку (Оригинальный саундтрек) (CD, EP) Монитор (2) 01-0046-2 331 Чехословакия 1992 Продать эту версию
СК 48898 Убежище души (2) Убежище души (2) — Союз Могильных Танцоров (Альбом, Комп) 39 версии Колумбия СК 48898 Аргентина 1992 Продать эту версию 39 версии
00164 Ригор Мортисс Ригор Мортисс — Ригор Мортисс (Касс, Альбом, RE, Дол) SPV Польша 00164 Польша 1993 Продать эту версию
MS 12 2 311 Зоопарк (10) Зоопарк (10) — Зоопарк идет на запад (Альбом) 3 версии Нет на этикетке MS 12 2 311 Чешская Республика 1993 Продать эту версию 3 версии
9362 45030-1 Даниэль Лануа Даниэль Лануа — Для красоты Виноны (Альбом) 15 версии Warner Bros.Рекорды 9362 45030-1 Европа 1993 Продать эту версию 15 версии
NHP 097301 — 2 Brontosauři Бронтозауржи — Заградки (Альбом) 7 версии NHP NHP 097301 — 2 Чешская Республика 1994 Продать эту версию 7 версии
102573930 Резьба (4) Нить (4) — Повседневная благодать (CD, альбом) Горькая музыка, BSR Records 102573930 США 1994 Продать эту версию
Сахар 667 Вавилонские шлюхи Вавилонские шлюхи — Слоан 313 (CD, EP) Sugar Cult Records Сахар 667 Финляндия 1995 Продать эту версию
СМ 4839 Мерфи Мерфи — Сделал мой день (CD, альбом) Coex Music СМ 4839 Германия 1995 Продать эту версию
нет Дарзамат Дарзамат — В пламени черного искусства (Альбом) 2 версии Faithless Productions нет Польша 1997 Продать эту версию 2 версии
BD 2014 С.P.O.R.T. S.P.O.R.T. — S.P.O.R.T. (Касс, Альбом) Записи ДДТ (2) BD 2014 Россия 1997 Продать эту версию
DOP154 Разное Разные — Тронут ее присутствием (дань уважения блонди) (2xCD, комп.) Одет, чтобы убить DOP154 UK 1999 Продать эту версию
FP 007 Дарзамат Дарзамат — В опиуме черной вуали (CD, EP) Faithless Productions FP 007 Польша 1999 Продать эту версию
Л1 0041-4311, Л1 0041-4 311 Ян Неккарж Ян Неккарж — Зпивейте, Дитки, Коледы… (Альбом) 6 версии Gramofonové Závody, Gramofonové Závody Л1 0041-4311, Л1 0041-4 311 Чехословакия 1992 Продать эту версию 6 версии
XOCD9829 Blue & Holding Синий и холдинг — Ад (CD, альбом) Повседневные оттенки XOCD9829 США 1999 Продать эту версию
157 671-4 Рихард Мюллер, Михал Горачек Рихард Мюллер, Михал Горачек — Рихард Мюллер / Глас, Михал Горачек / Слово, Ян Саудек ​​/ Obrazy (Альбом) 6 версии B&M Music 157 671-4 Чехия и Словакия 2000 Продать эту версию 6 версии
499874 2 Убежище души (2) Убежище души (2) — Союз Могильных Танцоров / Пусть сияет твой тусклый свет (CD, альбом, RE + CD, альбом, RE + Comp) Колумбия 499874 2 Европа 2000 Продать эту версию
OPCD 125, SPV 084-08472 CD Нервная анорексия (2) Нервная анорексия (2) — Новый Орден Обскурантиса (Альбом) 5 версии Osmose Productions, SPV GmbH OPCD 125, SPV 084-08472 CD Франция 2001 Продать эту версию 5 версии

Ян Саудек ​​Документальный фильм

Полнометражный документальный фильм ЯН САУДЕК предоставляет лично правдивую, но суровую историю жизни героя и бросившего школу.это представлен как грандиозная драма, полная не только волнующих красочных фотографий, но и также провокационные идеи, иллюзии и идеалы. Ян Саудек ​​стал всемирно известным фотограф, завоевавший международные награды и выставлявшийся за границей, задолго до того он получил признание в родной стране. Он человек, который появляется во многих роли перед камерой, часто меняя их, часто удивляя, а часто шокируя. Однако даже самый разносторонний иллюзионист не способен полностью спрятаться в лицо трех операторов в действии под наблюдением режиссера.

Этот документальный фильм своим творческим подходом не претендует на звание учебника. формы жанра. Он пытается справиться с этим свободно, чтобы изобразить и интерпретировать полная сложность личности художника. Каждый из трех взаимосвязанных сюжетные линии рассказывают историю другого мира. Цветной относится к фильмам, чистый и, казалось бы, реалистичный, с изложением и представлением фактической информации.В черно-белый фильм касается внутренней сущности фотографа, которая вот почему камера никогда не встречается с ним лицом к лицу. И необработанная документальная камера в руками самого режиссера вырисовываются интимные моменты, в которых ни один режиссер до сих пор разрешено ступать; моменты, когда Ян Саудек ​​переживает интеллектуальные, чувственные и сексуально насыщенные «оргии». Точно так же, однако, он свидетельствует искренние чувства, истинное счастье и неподдельное одиночество гения.

Кинорежиссер и режиссер Адольф Зика во многом полагается на своего личного знакомого с изображаемым фотографом, но несмотря на то, что он очень почитает ему, повествование далеко не излишне упрощено в изложении правды о это неоднозначный мастер фотографии. Вместе со зрителем он пытается заглянуть за маску художника, даже ценой болезненного разоблачения — получить до самой сути этих «истин».

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *