Что такое охабень фото – Что такое охабень и как он выглядит в женской моде

Что такое охабень и как он выглядит в женской моде


Последнее время очень многие модницы задаются вопросом – что такое охабень, откуда взялось это слово и сам предмет одежды? Если кратко, охабень – это одежда русской знати с XV до XVIII века. Охабень носили и мужчины, и женщины.Что такое охабень

Охабень в истории и современных коллекциях


Сегодняшняя мода предлагает нам невероятное количество разной верхней одежды – кроме пальто и курток, в коллекциях мы видим шубы, дубленки, тренчи, бушлаты, а также накидки. В каждом сезоне число новых моделей прибавляется. А с какими видами народной одежды связано все это разнообразие?

Фрески в храмах, гобелены, витражи, скульптуры помогут рассказать и ответить на многие наши вопросы. Записки путешественников, побывавших в разных уголках планеты, летописи, письма сохранили для нас уникальные свидетельства, в том числе, и об одежде наших предков.

Правда, касаемо европейских стран, здесь свидетельств гораздо больше, нежели в России. Войны, войны… унесли многие рукописи и ценности. Однако из того, что уцелело, мы однозначно можем назвать те вещи, которые, несомненно, сослужили дизайнерам большую пользу в их творчестве. Рассмотрим хотя бы некоторые из них, о которых можно сказать, что они являются прообразами сегодняшних накидок и пальто.

Охабень – история вещи

Охабень – история вещи


Охабень. Верхняя одежда, которая имела на Руси распространение среди знатного сословия. Эту одежду носили примерно до XVIII века и мужчины, и женщины. Охабень прослужил нескольким поколениям русской знати – бояр и дворян.

Охабень – распашная одежда длиной до щиколотки, застегивалась встык с помощью петлиц. «На ферязь надевали охабень…это длинное платье до самых пят, но гораздо шире, с прорехами под рукавами и с откидным четвероугольным воротником, …» – так рассказывает автор о быте и одежде русского народа.

Воротник охабня мог доходить до половины спины, а рукава были длинные и узкие, причем их часто завязывали сзади, при этом они не имели никакого практического значения, так как руки продевали в разрезы («прорехи»), сделанные спереди. Охабень получил свое название, скорее всего, от слова – охабить (охватить), то есть накрыть все, что было надето под ним.

Охабень шили из дорогой ткани с драгоценными пуговицами ювелирной работы, подбитый дорогим мехом. Он подчеркивал социальное превосходство и являлся одеждой знатного сословия.

Разновидностью охабня был опашень, который считался летней одеждой. И как подсказывает название, надевался он «наопашь», то есть внакидку. У него также были очень длинные рукава, висящие вдоль фигуры, но воротника не было. Шили такую одежду обычно из легкой ткани.

Разновидность охабня опашень
Опашень

Что такое ферезея


В XVII веке вошла в обиход у русской знати еще одна одежда — ферезея. Ферезея – дорогая парадная одежда с откидными рукавами, подбитая дорогим мехом, с меховым воротником, шитая из парчи и украшенная драгоценными камнями. Ферезея иногда имела воротник-козырь. Носила эту одежду высшая знать, в том числе и государь всея Руси.

Ферязь — в мужском варианте это длинная свободного кроя одежда, без воротника, с длинными рукавами; в женском варианте – это также длинная, прямая, застегивающаяся донизу, верхняя одежда.

Что такое ферезея

Застёгивалась она на пуговицы с накладными петлями или завязывалась завязками. В XIV – XVI веках на Руси ферязь носили и бояре, и князья, и сам великий государь. Как описывают многие очевидцы, посетившие Россию того времени, ферязь была часто комнатной одеждой, поэтому иногда при выходе из дома, на неё надевали ферезею.

Часто ферязь надевалась только на правый рукав, собирая остальную часть одежды на многочисленные сборки, при этом левый рукав свободно свисал до пола. Вся перечисленная одежда XIV – XVIвв. в основном входила лишь в гардероб знатных сословий – бояр и дворян, ведь все детали одежды и манера их ношения говорит о том, что владелец такой одежды не был причастен к какому-то ни было физическому труду.

Самую дорогую и нарядную одежду на Руси всегда надевали поверх кафтана. Да и вообще, в описаниях иноземных путешественников рассказывается о том, что русские надевают на себя по нескольку одежд сразу.

Что такое охабень и как он выглядит в современной моде

Великолепие царского двора во время приема иностранных послов изумляло гостей, они все единогласно описывали, что царский двор был облит в золото. Ткани, из которых шились одежды, были богато украшены жемчугом, нашивными драгоценными камнями, эмалью, золотыми и серебряными пуговицами.

Часто использовались атлас, шелк, парча, объярь. Последняя ткань ткалась особым образом из золотой или серебряной нити. Объярь ткали иногда с узорами. Известна она на Руси была с XIII века. Такие дорогие одежды передавались по наследству по описи, ими наряжались потомки знатного рода.

Как видите, среди русских народных костюмов, принадлежащих не только знатным и богатым, великолепие и роскошь были не редкостью, а потому есть место для сегодняшней дизайнерской фантазии.



mylitta.ru

Что такое охабень. Как называется долгополый кафтан, разновидность охабня

Что такое охабень?

Охабень — это старинная верхняя одежда русской знати с длинными откидными рукавами и отложным воротником.

Охабень был длинным, имел большой отложной воротник до середины спины. Длинные рукава доставали почти до земли, поэтому в них делались разрезы для рук. Сами рукава закидывали за плечи или завязывали на спине.

Спереди охабень застегивался встык на петлицы. Кроме того, его могли украшать пристяжным воротником — ожерельем.

Охабень. Иллюстрация из книги: «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», под редакцией Висковатова А.В.

До конца XVII века такую одежду носили знатные люди — князья, бояре и даже царицы. Охабень шили из дорогой ткани — шелка, атласа, бархата или парчи, украшали вышивкой, золотом и серебром

Ударение в слове «охабень» ставится на первую букву — о́хабень. Старая норма предусматривает другое ударение: оха́бень.
Варианты написания: охабень, охобень, охобен, охабенек.
Слово происходит от глагола охабить, охапливать — охватить, охватывать.

В исторических фильмах и на картинах бояр обычно изображают именно в охабнях. Длинные непрактичные рукава подчеркивают высокий статус человека — ему не приходится работать руками.

Константин Маковский. «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)». 1895 год

Охабень был особенно распространен в XV-XVI веках. К концу XVII века, с переходом на европейское платье при Петре I, охабень вышел из моды и превратился в одежду простонародья.

Константин Маковский. «Под венец». 1890 год

В другом значении охабень — часть старинного русского города или его предместье, отделенное от города стеной. Внешнее кольцо укреплений древнерусского города также могло называться охабнем.

Что такое опашень. Долгополый кафтан, разновидность охабня, 7 букв

Разновидностью охабня был опашень. Его носили внакидку — наопашь. Легкий опашень мог служить летней одеждой — его не подпоясывали, у него не было ни воротника, ни петлиц. Опашень имел откидные длинные рукава, свисавшие вниз.

Опашень — разновидность охабня

Сегодня слово «опашень» можно встретить разве что в кроссвордах и сканвордах. Там обычно пишут, что опашень — «долгополый кафтан, разновидность охабня».

Опашень, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля. Фото: РИА Новости / А. Тартаковский

www.anews.com

Армяк, епанча и охабень. Верхняя одежда древней Руси

Русь допетровская

В августе 1698 года двадцатишестилетний Петр I совершил свою первую поездку в Голландию. И настолько понравилась ему заграничная жизнь и мода, что на следующий же день после возвращения повелел он своим подданным состричь окладистые бороды, а через год приказал и свободные русские кафтаны поменять на узкие европейские платья. «Прежние старобытные городовые одежды охобни и однорядки оставити», — гласил царский указ. — «Для того, что долги они и приличны женскому платью, а дорожному времени непотребны да и многоубыточны».

А ведь до чего любопытно узнать, что висело бы сейчас в наших гардеробах вместо пальто, курток и пуховиков, не посмотри тогда Петр в сторону Запада. В деревнях бы как прежде носили армяк…

Армяк (первоначально «ормяк»)

Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком.

В 15-16 веке армяк носили, в основном, крестьяне

Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков.

В качестве аксессуаров к армяку выступала шапка-«гречник», широкий кушак и лапти-берестянки

По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды (подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз») — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом.

Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча.

Епанча (она же «япанча», «япончица»)

Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном.

Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»…

Епанча была настолько популярна на Руси, что даже попала на герб Рязани

Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну.

При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров.

Епанча на государевой службе


Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан.

Кафтан

Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)

У москвичей 17-го века добротный кафтан считался такой же необходимой одеждой для мужчины как сейчас черное классическое пальто


До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т.д.

Становой и польский кафтаны


Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.

Самым популярным цветом русского кафтана был изумрудный, маковый и васильковый

Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.

Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.

Однорядка

Особенности кроя: простой долгополый кафтан из цветного сукна на пуговицах (спускались ниже пояса) и без воротника.

Мужская и женская однорядка


Однорядки были всесословной одеждой, посадские парни, например, часто носили их нараспашку. Идет такой франт: полы разлетаются, пуговицы поблескивают, солнце на шелковых вставках играет! А барышни потом на скамейках вздыхают да поговорки сочиняют: «Как хорош мой миленький в однорядке синенькой».

Боярские же сыны предпочитали разгуливать в охабнях.

Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)

Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.

Слева — демисезонный охабень, справа — зимний, подбитый мехом

Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.

Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.

На пошив охабня шли самые красивые ткани

Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.

Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.

Ферязь

Особенности кроя: очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава (исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче).

Чем больше было на ферязи петлиц-«разговоров», тем более дорогой считалась одежда


«Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела.

Не боярское это дело — работать…

Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Первую в обязательном порядке надевали на Рождество, Троицу и Светлое Христово Воскресение (Пасху), вторую на Сретенье Господне и Рождество Пресвятой Богородицы, а третью на празднования дня Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого и других святителей.

Иван Грозный даже в «домашних» палатах ходил в ферязи из персидского шелка

Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская! Отличалась от нее лишь узорами да мелкими деталями. А так, и охабень москвитянки носили, и однорядку. Впрочем, была у наших барышень и одна чисто женская штучка с теплым таким названием — душегрея.

Душегрея (она же епанечка, коротенька, перышко)

Особенности кроя: в зависимости от губернии, душегреи напоминали то куртку на вате, то жилет с раструбами на спине, то меховой топик. Общим была лишь длина — до талии, редко до поясницы.

После появления на Руси европейских одежд, место душегреи в сундуках столичных модниц заняла пелерина, а вот на севере страны коротеньку носили аж до начала XX века.

Узорчатая русская душегрея



А это современные «душегреи». Только от одного взгляда на них теплеет на душе


Другие увлекательные материалы о моде давно минувших дней вы найдете в нашей постоянной рубрике «История верхней одежды».

www.pokupkalux.ru

Что такое охабень в истории и современной моде / Все для женщины

Последнее время очень многие модницы задаются вопросом – что такое охабень, откуда взялось это слово и сам предмет одежды? Если кратко, охабень – это одежда русской знати с XV до XVIII века. Охабень носили и мужчины, и женщины. Охабень в истории и современных коллекциях

Сегодняшняя мода предлагает нам невероятное количество разной верхней одежды – кроме пальто и курток, в коллекциях мы видим шубы, дубленки, тренчи, бушлаты, а также накидки. В каждом сезоне число новых моделей прибавляется. А с какими видами народной одежды связано все это разнообразие?

Фрески в храмах, гобелены, витражи, скульптуры помогут рассказать и ответить на многие наши вопросы. Записки путешественников, побывавших в разных уголках планеты, летописи, письма сохранили для нас уникальные свидетельства, в том числе, и об одежде наших предков.

Правда, касаемо европейских стран, здесь свидетельств гораздо больше, нежели в России. Войны, войны… унесли многие рукописи и ценности. Однако из того, что уцелело, мы однозначно можем назвать те вещи, которые, несомненно, сослужили дизайнерам большую пользу в их творчестве. Рассмотрим хотя бы некоторые из них, о которых можно сказать, что они являются прообразами сегодняшних накидок и пальто.

Охабень – история вещи
Охабень. Верхняя одежда, которая имела на Руси распространение среди знатного сословия. Эту одежду носили примерно до XVIII века и мужчины, и женщины. Охабень прослужил нескольким поколениям русской знати – бояр и дворян.

Охабень – распашная одежда длиной до щиколотки, застегивалась встык с помощью петлиц. «На ферязь надевали охабень…это длинное платье до самых пят, но гораздо шире, с прорехами под рукавами и с откидным четвероугольным воротником, …» – так рассказывает автор о быте и одежде русского народа.

Воротник охабня мог доходить до половины спины, а рукава были длинные и узкие, причем их часто завязывали сзади, при этом они не имели никакого практического значения, так как руки продевали в разрезы («прорехи»), сделанные спереди. Охабень получил свое название, скорее всего, от слова – охабить (охватить), то есть накрыть все, что было надето под ним.

Охабень шили из дорогой ткани с драгоценными пуговицами ювелирной работы, подбитый дорогим мехом. Он подчеркивал социальное превосходство и являлся одеждой знатного сословия.

Разновидностью охабня был опашень, который считался летней одеждой. И как подсказывает название, надевался он «наопашь», то есть внакидку. У него также были очень длинные рукава, висящие вдоль фигуры, но воротника не было. Шили такую одежду обычно из легкой ткани.


Опашень

Что такое ферезея
В XVII веке вошла в обиход у русской знати еще одна одежда — ферезея. Ферезея – дорогая парадная одежда с откидными рукавами, подбитая дорогим мехом, с меховым воротником, шитая из парчи и украшенная драгоценными камнями. Ферезея иногда имела воротник-козырь. Носила эту одежду высшая знать, в том числе и государь всея Руси.

Ферязь — в мужском варианте это длинная свободного кроя одежда, без воротника, с длинными рукавами; в женском варианте – это также длинная, прямая, застегивающаяся донизу, верхняя одежда.

Застёгивалась она на пуговицы с накладными петлями или завязывалась завязками. В XIV – XVI веках на Руси ферязь носили и бояре, и князья, и сам великий государь. Как описывают многие очевидцы, посетившие Россию того времени, ферязь была часто комнатной одеждой, поэтому иногда при выходе из дома, на неё надевали ферезею.

Часто ферязь надевалась только на правый рукав, собирая остальную часть одежды на многочисленные сборки, при этом левый рукав свободно свисал до пола. Вся перечисленная одежда XIV – XVIвв. в основном входила лишь в гардероб знатных сословий – бояр и дворян, ведь все детали одежды и манера их ношения говорит о том, что владелец такой одежды не был причастен к какому-то ни было физическому труду.

Самую дорогую и нарядную одежду на Руси всегда надевали поверх кафтана. Да и вообще, в описаниях иноземных путешественников рассказывается о том, что русские надевают на себя по нескольку одежд сразу.

Великолепие царского двора во время приема иностранных послов изумляло гостей, они все единогласно описывали, что царский двор был облит в золото. Ткани, из которых шились одежды, были богато украшены жемчугом, нашивными драгоценными камнями, эмалью, золотыми и серебряными пуговицами.

Часто использовались атлас, шелк, парча, объярь. Последняя ткань ткалась особым образом из золотой или серебряной нити. Объярь ткали иногда с узорами. Известна она на Руси была с XIII века. Такие дорогие одежды передавались по наследству по описи, ими наряжались потомки знатного рода.

Как видите, среди русских народных костюмов, принадлежащих не только знатным и богатым, великолепие и роскошь были не редкостью, а потому есть место для сегодняшней дизайнерской фантазии.






all-for-woman.com

404 Страница не найдена

Город *

ВологдаАлександровАнтроповоАпрелевкаАрзамасБабаевоБалахнаБалашихаБелозерскБоговаровоБогородскБокситогорскБольшое селоБорБорисоглебский БрейтовоБронницыБуйВеликий УстюгВереяВерховажьеВетлугаВидноеВичугаВладимирВожегаВолгореченскВолодарскВолоколамскВолосовоВолховВорсмаВоскресенскВохмаВсеволожскВыборгВыксаВырицаВысоковскВытеграВязникиГаврилов ПосадГаврилов-Ям ГаличГатчинаГеоргиевскоеГолицыноГорбатовГородецГороховецГрязовецГусь-ХрустальныйДанилов ДедовскДзержинскДзержинскийДмитровДолгопрудныйДомодедовоДрезнаДубнаЕгорьевскЖуковскийЗаволжскЗаволжьеЗарайскЗвенигородИвангородИваново ИвантеевкаИстраКадуйКадыйКамешковоКарабановоКашираКингисеппКинешма КиржачКирилловКиришиКировскКичменгский ГородокКлинКнягининоКовровКологривКоломнаКольчугиноКоммунарКомсомольскКонстантиновский КоролёвКостерёвоКостромаКотельникиКохмаКрасноармейскКрасногорскКрасное-на-ВолгеКраснозаводскКраснознаменскКстовоКубинкаКудровоКузьмоловскийКулебякиКурловоКуровскоеЛакинскЛежневоЛикино-ДулёвоЛипин БорЛобняЛодейное ПолеЛосино-ПетровскийЛугаЛукояновЛухЛуховицыЛысковоЛыткариноЛюберцыЛюбимМакарьевМантуровоМгаМеленкиМожайскМоскваМуриноМуромМытищиМышкин НавашиноНаволоки Наро-ФоминскНекрасовское НерехтаНеяНижний НовгородНикольскНикольскоеНовое ДевяткиноНовый НекоузНогинскНюксеницаОдинцовоОзёрыОрехово-ЗуевоОстровскоеОтрадноеПавиноПавловоПавловский ПосадПалехПарфеньевоПервомайскПеревозПересветПереславль-Залесский ПестякиПетушкиПикалёвоПлесПодольскПодпорожьеПокровПоназыревоПошехонье ПречистоеПриволжскПриозерскПротвиноПучежПушкиноПущиноПыщугРадужныйРаменскоеРеутовРодникиРостов РошальРощиноРузаРыбинск СавиноСанкт-ПетербургСаровСветогорсксело имени БабушкинаСемёновСемибратовоСергачСергиев ПосадСерпуховСертоловоСиверскийСланцыСобинкаСоколСолигаличСолнечногорскСосновый БорСтараяСтарая КупавнаСтруниноСтупиноСудиславльСудогдаСуздальСусаниноСямжаСясьстройТалдомТарногский ГородокТейковоТихвинТосноТотьмаТутаев Углич УльяновкаУреньУстьеУстюжнаФрязиноФурмановХаровскХимкиХотьковоЧагодаЧереповецЧереповецЧерноголовкаЧеховЧкаловскЧухломаШарьяШатураШахуньяШекснаШлиссельбургШуйскоеШуяЩёлковоЭлектрогорскЭлектростальЭлектроуглиЮжаЮрьев-ПольскийЮрьевецЯрославль Яхрома

ostrov-nevest.ru

Что такое охабень в истории и современной моде

Последнее время очень многие модницы задаются вопросом – что такое охабень, откуда взялось это слово и сам предмет одежды? Если кратко, охабень – это одежда русской знати с XV до XVIII века. Охабень носили и мужчины, и женщины.

Охабень в истории и современных коллекциях

Сегодняшняя мода предлагает нам невероятное количество разной верхней одежды – кроме пальто и курток, в коллекциях мы видим шубы, дубленки, тренчи, бушлаты, а также накидки. В каждом сезоне число новых моделей прибавляется. А с какими видами народной одежды связано все это разнообразие?

Фрески в храмах, гобелены, витражи, скульптуры помогут рассказать и ответить на многие наши вопросы. Записки путешественников, побывавших в разных уголках планеты, летописи, письма сохранили для нас уникальные свидетельства, в том числе, и об одежде наших предков.

Правда, касаемо европейских стран, здесь свидетельств гораздо больше, нежели в России. Войны, войны… унесли многие рукописи и ценности. Однако из того, что уцелело, мы однозначно можем назвать те вещи, которые, несомненно, сослужили дизайнерам большую пользу в их творчестве. Рассмотрим хотя бы некоторые из них, о которых можно сказать, что они являются прообразами сегодняшних накидок и пальто.

Охабень – история вещи
Охабень. Верхняя одежда, которая имела на Руси распространение среди знатного сословия. Эту одежду носили примерно до XVIII века и мужчины, и женщины. Охабень прослужил нескольким поколениям русской знати – бояр и дворян.

Охабень – распашная одежда длиной до щиколотки, застегивалась встык с помощью петлиц. «На ферязь надевали охабень…это длинное платье до самых пят, но гораздо шире, с прорехами под рукавами и с откидным четвероугольным воротником, …» – так рассказывает автор о быте и одежде русского народа.

Воротник охабня мог доходить до половины спины, а рукава были длинные и узкие, причем их часто завязывали сзади, при этом они не имели никакого практического значения, так как руки продевали в разрезы («прорехи»), сделанные спереди. Охабень получил свое название, скорее всего, от слова – охабить (охватить), то есть накрыть все, что было надето под ним.

Охабень шили из дорогой ткани с драгоценными пуговицами ювелирной работы, подбитый дорогим мехом. Он подчеркивал социальное превосходство и являлся одеждой знатного сословия.

Разновидностью охабня был опашень, который считался летней одеждой. И как подсказывает название, надевался он «наопашь», то есть внакидку. У него также были очень длинные рукава, висящие вдоль фигуры, но воротника не было. Шили такую одежду обычно из легкой ткани.


Опашень

Что такое ферезея
В XVII веке вошла в обиход у русской знати еще одна одежда — ферезея. Ферезея – дорогая парадная одежда с откидными рукавами, подбитая дорогим мехом, с меховым воротником, шитая из парчи и украшенная драгоценными камнями. Ферезея иногда имела воротник-козырь. Носила эту одежду высшая знать, в том числе и государь всея Руси.

Ферязь — в мужском варианте это длинная свободного кроя одежда, без воротника, с длинными рукавами; в женском варианте – это также длинная, прямая, застегивающаяся донизу, верхняя одежда.

Застёгивалась она на пуговицы с накладными петлями или завязывалась завязками. В XIV – XVI веках на Руси ферязь носили и бояре, и князья, и сам великий государь. Как описывают многие очевидцы, посетившие Россию того времени, ферязь была часто комнатной одеждой, поэтому иногда при выходе из дома, на неё надевали ферезею.

Часто ферязь надевалась только на правый рукав, собирая остальную часть одежды на многочисленные сборки, при этом левый рукав свободно свисал до пола. Вся перечисленная одежда XIV – XVIвв. в основном входила лишь в гардероб знатных сословий – бояр и дворян, ведь все детали одежды и манера их ношения говорит о том, что владелец такой одежды не был причастен к какому-то ни было физическому труду.

Самую дорогую и нарядную одежду на Руси всегда надевали поверх кафтана. Да и вообще, в описаниях иноземных путешественников рассказывается о том, что русские надевают на себя по нескольку одежд сразу.

Великолепие царского двора во время приема иностранных послов изумляло гостей, они все единогласно описывали, что царский двор был облит в золото. Ткани, из которых шились одежды, были богато украшены жемчугом, нашивными драгоценными камнями, эмалью, золотыми и серебряными пуговицами.

Часто использовались атлас, шелк, парча, объярь. Последняя ткань ткалась особым образом из золотой или серебряной нити. Объярь ткали иногда с узорами. Известна она на Руси была с XIII века. Такие дорогие одежды передавались по наследству по описи, ими наряжались потомки знатного рода.

Как видите, среди русских народных костюмов, принадлежащих не только знатным и богатым, великолепие и роскошь были не редкостью, а потому есть место для сегодняшней дизайнерской фантазии.

http://all-for-woman.com/2017/09/chto-takoe-ohaben-v-istorii…

glammour.ru

Костюм Московской Руси – история российской моды


Что такое охабень? Как правильно носить ферязь? И чем телогрея отличается от душегреи?История костюма и моды Московской Руси

М. Врубель
Царевна-лебедь

Историческая справка
Первое государство восточных славян — Киевская Русь. Киевская Русь просуществовала с IX до XIII века. И затем распалась на множество княжеств – Полоцкое, Новгородское, Черниговское. В истории данный период получил название периода феодальной раздробленности. Киевская Русь, как и другие средневековые европейские государства, никогда не была централизованной.

Средневековые государства собирались их множества земель со своими особенностями и обычаями, затем на эти же земли и распадались. И только после периода феодальной раздробленности и войн начнут формироваться более централизованные страны с единой системой управления.

В. Васнецов
Три царевны подземного царства


В истории восточных славян распад Киевской Руси совпал с периодом монголо-татарского нашествия. Но при этом не до всех земель дошли монголо-татары. К примеру, Полоцкое княжество под монголо-татарское иго так и не попало.

В.Васнецов
Аленушка


Спустя некоторое время период феодальной раздробленности закончился. Собирать русские земли, когда-то входившие в состав Киевской Руси, начало молодое Московское княжество. Но не оно одно. Конкурентом Московского княжества в деле собирания русских земель стало Великое княжество литовское.

Костюм Московской Руси


Московская Русь продолжила традиции Киевской Руси не только в политической и религиозной сферах или же в области искусства – все те же белокаменные храмы с куполами, иконопись, но и в одежде.

А. Рябушкин
Михаил Фёдорович на собрании боярской думы


Основой костюма Московской Руси стал костюм Киевской Руси — рубахи, штаны-порты. Но при этом в костюме Московской Руси уже больше заметно разделение по сословиям. Одежда крестьян простая, без всякого декора.

Одежда бояр из дорогих тканей с множеством вышивок или же украшений в виде драгоценных камней. Также одежда бояр времен Московской Руси становится более разнообразной.

А. Рябушкин
Русские женщины XVII столетия в церкви


Увеличиваются и длина и ширина одежды. В целом, как мужская, так и женская одежда времен Московской Руси напоминают по своей форме расширяющуюся книзу трапецию. Причем ширина одежды книзу в крайних случая могла доходить до 2-6 метров.

В женском костюме именно во времена Московской Руси появляется традиционный русский сарафан, также очень широкий книзу. В Киевской Руси сарафанов не носили.

Мужской костюм Московской Руси


Итак, если вы мужчина и родились в Московской Руси XV-XVII веков, то с утра вы обязательно наденете:

Штаны порты — узкие, крепящиеся на талии при помощи шнурков-гашников. Если вам повезло родиться боярином, то штанов будет двое. Верхние порты из более дорогой ткани, к примеру, шелка. Зимой можно было носить порты на меху.

Рубаху. В Московской Руси появляются модные рубахи-косоворотки. У таких рубах разрез у ворота находился не по середине груди, а сбоку. Если вы были бы дворянином, а еще лучше боярином, то вашу рубаху мог бы украшать воротник-ожерелье (накладной воротник) и запястья (накладки вокруг кистей рук), пошитые из дорогой ткани и украшенные драгоценными камнями и жемчугом.

В. Суриков
Задумавшийся подросток. Этюд к картине «Боярыня Морозова»

В. Суриков
Утро стрелецкой казни. Фрагмент


Зипун. Для крестьян верхняя одежда. Для бояр – нижняя. Зипун шился из легких тканей, застегивался встык, был с длинными узкими рукавами, застегивавшимися на пуговки и воротником-ожерелье. На талии зипун обязательно стоило подпоясать.

• Ну и напоследок, если вы конечно же не были крестьянином, нужно было надеть кафтан. Кафтаны в Московской Руси были самого различного вида и предназначения.

А. Рябушкин
Пожалован шубой с царского плеча


• Чуть не забыли про шубу. А про нее совсем не стоит забывать. Суровыми русскими зимами представители абсолютно всех сословий Московской Руси носили шубы. Но вот мех был разным. Самыми дорогими считались соболиные шубы. Бояре могли накидывать шубу и летом, чтобы продемонстрировать свое богатство.

Виды кафтанов Московской Руси


Кафтан мог быть обычным – длинный неприталенный и с застежкой встык. С XVII века с таким кафтаном носили воротник-козырь – стоячий высокий и обильно украшенный воротник.

Иллюстрация художника И.Билибина


Кафтан мог быть становым, то есть сшитым по стану – по фигуре. У такого кафтана были короткие рукава – длиной до локтя.

Носили в Московской Руси и польский кафтан. Такой кафтан был похож на европейскую одежду, а мода на него пришла в Московскую Русь через территорию соседней Польши – отсюда и название польский кафтан.

В Московской Руси многие западные новинки того времени именовали польскими или же немецкими. Польский кафтан был с обтягивающим фигуру лифом и «юбочкой» в складки от талии и до низа. Рукава такого кафтана были длинные, пышные у плеча (буфы), а ниже от локтя узкие.

Иллюстрация художника И.Билибина


Еще один кафтан – терлик. Такой кафтан носила охрана московского князя. В целом, терлик был копией польского кафтана. Но было и отличие – спереди терлика находился нагрудник, который застегивался справа – на груди и плече.

Ферязь – это тоже кафтан. Кафтан, который шили из дорогой ткани (бархат или шелк) часто на меховой подкладке. Ферязь носилась таким образом, что рукав надевался только на правую руку, левый же рукав свисал до пола. Таким образом, подчеркивалось – бояре не работают. От ферязи пошло и выражение «работать спустя рукава». Ферязь была длинной и широкой снизу. Ширина ферязи внизу могла доходить до 3 метров.

Иллюстрация художника И.Билибина


Также бояре и дворяне Московской Руси могли носить охабень – верхнюю одежду с узкими рукавами и четырехугольным воротником длиной до середины спины. Или же опашень – такую одежду просто накидывали на плечи, при этом длинные рукава свисали по бокам. Опашень не подпоясывался.

В. Шварц
Иоанн Грозный

Женский костюм Московской Руси


Нижней одеждой женщин была рубаха. Верхней – сарафан.

В. Суриков
Боярыня Морозова


Сарафан подпоясывался под грудью, держался на лямках и расширялся к низу. Украшался сарафан как просто вертикальной полоской, так и рядом декоративных пуговиц, чаще всего оловянных.

Шили сарафан из самых разнообразных тканей. Все зависело от того, кто будет носить данный сарафан – крестьянка или же боярыня. Так, сарафаны в Московской Руси шили из шелка, парчи или же холста.

К. Маковский
Под венец


Помимо сарафана женщины Московской Руси могли носить поневу или же запону – виды одежды, пришедшие из Киевской Руси.

Понева – это юбка, чаще всего с ромбовидным или же клетчатым рисунком. Запона – это накладная одежда, несшитая по бокам. Такую одежду носили поверх рубахи и с поясом.

Костюм Московской Руси

К. Маковский
Боярышня у окна с прялкой


Верхней женской одеждой в Московской Руси были летник, душегрея, телогрея. Летник – верхняя накладная одежда с колоколообразными свисающими до пола рукавами. Рукава и воротник летника украшались вошвами – треугольными кусками дорогой ткани (бархат или атлас), которые были расшиты жемчугом и золотом.Костюм Московской Руси

М. Шибанов
Празднество свадебного договора
На данной картине девушка по центру изображена в душегреи


Душегрея – одежда, которая если и согревала, то исключительно дущу. Это была верхняя одежда, короткая (длиной до талии), на лямках, как и сарафан. Шилась душегрея из тканей с узорами и носили ее поверх сарафана.

А. Рябушкин
Семья купца в XVII веке
На данной картине слева изображена телогрея (белого цвета)


А вот телогрея уже могла согревать. Телогрея – это верхняя длинная одежда с застежкой спереди и с длинными рукавами. Застежка телогреи могла быть в виде пуговиц или же завязок.

К. Маковский
Сваха


Волосы женщины Московской Руси должны были прятать под головной убор. Чаще всего это был платок. Самым же нарядным головным убором времен Московской Руси, несомненно, являлся кокошник. Кокошники, как и сарафаны, со временем стали обязательными элементами русского народного костюма.

В. Васнецов
Боярышня


К. Маковский
Боярышня


Кокошник – это головной убор с высокой передней частью. К кокошнику сзади могли крепить покрывало из дорогой ткани, а спереди его обильно украшали жемчугом.
Костюм Московской Руси

mylitta.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *