Цыгане любят: D1 86 d1 8b d0 b3 d0 b0 d0 bd d0 b5 20 d0 bb d1 8e d0 b1 d1 8f d1 82 MP3 скачать бесплатно, слушать музыку d1 86 d1 8b d0 b3 d0 b0 d0 bd d0 b5 20 d0 bb d1 8e d0 b1 d1 8f d1 82

Содержание

Неизв. авторы — Люблю цыгана Яна (с нотами и видео)

#Я3ж


Слова и музыка неизвестных авторов

Цыгане любят кольца,
Да кольца не простые,
Цыгане любят кольца,
Да кольца золотые.

Припев:

А молодой цыганке,
Ай, дома не сидится,
Она берет гитару,
Поет и веселится:
«Ой, мама, мама, мама,
Люблю цыгана Яна,
А у цыгана Яна
Любовь непостоянна».

Цыгане любят шубы,
Да шубы не простые,
Цыгане любят шубы,
Да шубы меховые.

Цыгане любят сани,
Да сани не простые.
Цыгане любят сани,
Да сани расписные.

Русский шансон: Блатная лирика / Ред.-сост. Н. В. Абельмас. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003. – (Споемте, друзья…)

Несмотря на колорит 19 века, появилась песня, скорее всего, в 20 веке.

Есть поздние варианты со вставками 1970-х годов — «цыгане любят джинсы» и т. п. В сборниках встречается под разными заглавиями — «Цыгане любят песни», «Ой, мама, мама…». Есть пародия — «Люблю еврея Зяму».

Исполнение Виктора Верхотурцева, передача «В нашу гавань заходили корабли», «5 канал», 31.05.2009:

ВАРИАНТЫ (2)

1.

Цыгане любят песни, да песни не простые,
Цыгане любят песни, да песни удалые.
Ой, мама, мама, мама,
Люблю цыгана Яна…

Цыгане любят серьги, да серьги не простые,
Цыгане любят серьги, да серьги золотые.
Ой, мама, мама, мама,
Люблю цыгана Яна…

Цыгане любят кони, да кони не простые.

Цыгане любят кони, да кони удалые.
Ой, мама, мама, мама,
Люблю цыгана Яна…

Цыгане любят вина, да вина не простые.
Цыгане любят вина французского розлива.
Ой, мама, мама, мама,
Люблю цыгана Яна…

Две последние строки куплетов повторяются

Запрещенные песни. Песенник. / Сост. А. И. Железный, Л. П. Шемета, А. Т. Шершунов. 2-е изд. М., «Современная музыка», 2004.

Аналогичный вариант текста с другой мелодией:

Цыгане любят песни, да песни непростые,
Цыгане любят песни, да песни удалые.

Припев:

Ой, мама, мама, мама, люблю цыгана Яна,
Ой, мама, мама, мама, люблю цыгана Яна.
Ой, мама, мама, мама, люблю цыгана Яна,
Ой, мама, мама, мама, люблю цыгана Яна.

Цыгане любят серьги, да серьги непростые,
Цыгане любят серьги, да серьги золотые.

Цыгане любят кони, да кони непростые.
Цыгане любят кони, да кони удалые.

Цыгане любят вина, да вина непростые.
Цыгане любят вина французского розлива.

* Мелодия, текст и аккорды записаны с аудиозаписи исполнительницы цыганских песен Жени Шевченко (Франция).

Павленко Б.М. «На Дерибасовской открылася пивная…»: песенник: популярные дворовые песни с нотами и аккордами / Сост. Б.М. Павленко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — (Любимые мелодии). C. 68.

2. Цыгане любят песни

Цыгане любят песни,
А песни не простые,
Цыгане любят песни,
А песни удалые.

Припев:

Ой, мама, мама, мама,
Люблю цыгана Яна!

Ой, мама, мама, мама,
Люблю цыгана Яна!

Цыгане любят шубы,
А шубы не простые,
Цыгане любят шубы,
А шубы дорогие.

Цыгане любят кольца,
Да кольца не простые,
Цыгане любят серьги,
Да серьги золотые.

Цыгане любят кони,
Да кони не простые,
Цыгане любят кони,
Да кони вороные.

Цыгане любят вина,
А вина не простые,
Цыгане любят вина
Армянского разлива.

Цыгане любят джинсы,
Да джинсы не простые,
Цыгане любят джинсы,
Да джинсы <немалые>.

Расшифровка фонограммы ансамбля «Колымчане». CD «Наша гавань», Граммофон рекордс, 2000.

Ресторанный вариант 1970-х гг.

Слова песни Дилижанс — Люблю цыгана Яна

слова песни Дилижанс — Люблю цыгана Яна

Ой, мама-мама-мама
Люблю цыгана Яна
Люблю цыгана Яна
И выйду за цыгана.

Цыгане любят кольца,
Да кольца не простые
Цыгане любят кольца,
Да кольца золотые.

Ой, мама-мама-мама
Люблю цыгана Яна
Люблю цыгана Яна
И выйду за цыгана.
Ой, мама-мама-мама
Люблю цыгана Яна
Люблю цыгана Яна
И выйду за цыгана.

Цыгане любят шубы,
Да шубы не простые
Цыгане любят шубы,
Да шубы меховые .

Ой, мама-мама-мама
Люблю цыгана Яна
Люблю цыгана Яна
И выйду за цыгана.
Ой, мама-мама-мама
Люблю цыгана Яна
Люблю цыгана Яна
И выйду за цыгана.

Цыгане любят джинсы,
Да джинсы не простые

Цыгане любят джинсы,
Да джинсы фирмовые .

Ой, мама-мама-мама
Люблю цыгана Яна
Люблю цыгана Яна
И выйду за цыгана.
Ой, мама-мама-мама
Люблю цыгана Яна
Люблю цыгана Яна
И выйду за цыгана.

Цыгане любят вина,
Да вина не простые
Цыгане любят вина,
Армянского разлива.

Ой, мама-мама-мама
Люблю цыгана Яна
Люблю цыгана Яна
И выйду за цыгана.
Ой, мама-мама-мама
Люблю цыгана Яна
Люблю цыгана Яна
И выйду за цыгана.

Цыгане любят женщин,
Да женщин непростых
Цыгане любят женщин,
Красивых, молодых.

Ой, мама-мама-мама
Люблю цыгана Яна
Люблю цыгана Яна
И выйду за цыгана.
Ой, мама-мама-мама
Люблю цыгана Яна
Люблю цыгана Яна

И выйду за цыгана.

Цыгане любят танцы,
Да танцы непростые
Цыгане любят пляски,
Да пляски огневые .

Ой, мама-мама-мама
Люблю цыгана Яна
Люблю цыгана Яна
И выйду за цыгана.
Ой, мама-мама-мама
Люблю цыгана Яна
Люблю цыгана Яна
И выйду за цыгана.

Дилижанс: слова других песен исполнителя

Цыгане — они такие разные

Цыгане — они такие разные

Первое упоминание о цыганах в России приходится на XVI столетие. Они кочевали по стране, развлекая народ представлениями с живыми медведями, танцами, играми на конях.

В прошлом веке советская власть занялась «перевоспитанием» цыган, приобщая их к культуре и оседлой жизни. Принимались различные постановления и указы, в результате которых была разработана система цыганской письменности, издан ряд учебников и книг на цыганском языке, создано несколько образовательных учреждений, появлялись даже цыганские колхозы. Правда, вскоре национальная политика кардинально изменилась и «романе чаве» вернулись к привычному укладу жизни.

Современным цыганам приходится мириться с правилами цивилизованного общества и вести оседлый образ жизни. Мировое цыганское сообщество имеет национальный гимн «Djelem, djelem» и «родоплеменной» флаг — на зелено-голубом фоне (земля и небо) изображено колесо подводы как символ вечной миграции и пять звезд, означающих континенты.

Уже 50 лет восьмого апреля цыгане отмечают личный «красный день календаря».

Большинство представителей народа давно осели и нашли постоянное место жительства.

Жанна Павленко — по национальности цыганка, представительница русской ромы, а ещё общественная активистка станицы Незлобной Георгиевского городского округа, труженица и мама четырёх дочек.

С 2009 года Жанна Николаевна пришла в сельсовет за помощью – искала работу. Да так и осталась, чтобы помогать другим. В 2015 году приняла предложение участвовать в работе Совета по межэтническим и этноконфессиональным отношениям при администрации Незлобненского сельсовета. С 2017 года стала членом консультативного совета станицы, который объединяет людей разных национальностей. Его представители принимают участие в станичных мероприятиях, организовывают выставки национальных подворий и концертные программы, решают спорные вопросы.

Желая укреплять межнациональный мир и поспособствовать сохранению древней культуры родного этноса, Жанна Павленко стала посредником между администрацией школы и цыганскими семьями.

Начала беседовать с родителями о судьбах детей, рассказывать о важности образования. Своим личным примером быстро приобрела авторитет среди женского цыганского населения и свою работу заканчивать не планирует.

Говоря о цыганском народе и его культуре никак нельзя не рассказать о кухне, ведь еда и традиции у цыган тесно взаимосвязаны. Прежде всего, нужно помнить, что большинство цыган на территории Ставропольского края — православные. Они соблюдают посты и отмечают церковные праздники.

На большие торжества цыгане готовят пельмени (каноре). Они считаются праздничным блюдом, которое не принято готовить на каждый день. Тесто и начинка делаются всем известным способом, но самое главное — пельмени должны быть крупными, «мясистыми» и обязательно обжаренными с двух сторон.

Также распространены рыбные блюда: солянка из нескольких видов рыб и фаршированная рыба. Любят цыгане вареники, подают их к столу обязательно вместе с салом и картошкой.

Многие цыганские традиции связаны с православием. Например, на Рождество в семье Жанны Павленко готовят кутью и узвар (компот) из сухофруктов. Хозяин дома делится с гостями едой и трижды подкидывает вверх по горсточке риса, а гости трижды пытаются его поймать. Чем больше поймаешь — тем лучше, больше счастья ожидает в следующем году.

В станице Незлобной Жанна Павленко живет уже 32 года. Любит свой дом, с теплом отзывается обо всех представителях консультативного совета.

Жанна Павленко выучила двух дочерей и занимается воспитанием ещё двух детй. Старшая дочка окончила школу с «золотой» медалью, вторая с «серебряной». Обе получили высшее образование. Анастасия стала юристом, работала в прокуратуре города Челябинска, а сейчас в декрете. Галина окончила медицинское учебное заведение, работает косметологом в городе Майском, также замужем и растит сына.

Своими детьми женщина гордится. Общественную деятельность прекращать не планирует и надеется, что в дальнейшем дружба между представителями разных национальностей в их станице и во всем крае будет только крепнуть.

Каждая нация уникальна и имеет вековые традиции и культуру. Несправедливо называть одну нацию плохой, а другую хорошей. Неразумно судить по поступкам отдельных людей обо всей нации в целом. Но всегда работает правило: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе.

Это интересно:

— Несмотря на распространенное мнение, что цыгане не любят трудиться, и у этого народа есть свои национальные профессии. Одна из них — кузнечное дело. Работа с металлом испокон веков считалась мистическим занятием. И кому, как ни цыганам знать, как заговорить духов огня и выковать самые крепкие и надежные подковы.

— Чтобы доказать верность своих слов, цыгане часто клянутся на иконах. Однако, если речь идет о каком-то чрезвычайно важном деле, то в ход идет так называемая “клятва в гробу”. Цыган ложится в гроб и произносит слова клятвы. Он верит, что если нарушит обещание, обязательно умрет.

— Во время цыганских праздников увидеть пьяного цыгана будет крайне сложно. У них не принято много пить за столом, поэтому во время гуляний дежурит молодежь, которой не разрешается пить в присутствии старших. В их обязанности входит предотвращение всевозможных конфликтов и помощь тем, кто не знает своей меры.

— В 1944 году был уничтожен немецкий концлагерь Освенцим, который располагался на территории Польши. В нем находилось большое количество цыган из востока Европы. По самым скромным оценкам в застенках лагеря погибло около 21 тысячи цыган, в том числе детей, стариков и женщин.

— «Цыгане» — собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей.

Лариса Малько

При подготовке публикации были использованы материалы интернет-ресурсов:

http://www. stavcomnat.ru/index.php/3661-zhanna-pavlenko-net-plokhoj-natsionalnosti-est-plokhie-lyudi

https://woman.rambler.ru/other/44270784-15-faktov-o-tsyganah-tainstvennom-i-zakrytom-narode/

Дата изменения: 31.03.2021 15:29:05
Количество показов: 366

Цыгане: все о цыганах — религиозные верования цыган

Читаю книгу Реймонда Бакленда «Цыгане. Тайны жизни и традиции». Набрел на такое место, в главе, касающейся религиозных верований цыган:

«В книге «Цыгане: странники мира» (McDowell В. Gypsies: Wanderers of the World. Washington, D. C: National Geographic Society, 1970) цыган Клифф Ли сообщает следующее: «Я часто ходил в церковь, но только на крещения. Священники при крещении давали младенцу монетки. Я помню, в детстве мы восемь раз за одно воскресенье посетили церковь и каждый раз крестили одного и того же младенца. В каждой церкви давали другое имя, а младенца взяли взаймы».

Да что там заморская экзотика! Наших цыган, бывающих в Минусинском Спасском соборе – много таких.

Люблю их, как детей… Дети, как известно, существа бескомпромиссные, часто жестокие, эмоционально нетрезвые, предельно суетные, неаккуратные, попросту грязные, наивные, и все это в них уживается с первородной чистотой (кому мало житейских повседневных наблюдений за детьми и кто живет в башне из слоновой кости, питаясь вторичным гомогенизированным пюре литературы-кино-музыки, тот может вспомнить «Питера Пэна», «Повелителя мух» Голдинга или фильм «Чучело» Ролана Быкова, на крайний случай – американскую комедию «Трудный ребенок») — они еще только учатся жить, таким мог быть Адам в Эдемском саду…

Фото: Anzor Bukharsky, photosight.ru

Бескомпромиссные – но торквемады и вышинские из детей редко получаются: судьба изгнанников, крест скорбей и дорог, наложенный на цыган Богом, не дает им закоснеть во зле, то есть подняться на духовную ступень выше – и совершать зло степенью выше (помните, у Льюиса, в «Размышлении о псалмах»: «Если Божий зов не сделает нас лучше, он сделает нас намного хуже. Из всех плохих людей хуже всего – плохие религиозные люди. Из всех тварей хуже всего – тот, кто видел Бога лицом к лицу….» Оффтоп: отсюда мог бы последовать обывательский вывод современника: из всех нынешних россиян гаже всего, например, попы; но право, не будем торопиться!).

Священник Сергий Круглов

В нашем городке есть район, состоящий, по преимуществу, из одноэтажных деревянных домов постройки 40 – 50-х годов прошлого века, под названием Цыганское болото. «Цыганское» — потому что немалую часть населения составляют здесь ромалы. «Болото» — потому что Минусинск лежит на дне геологического образования, именуемого «Минусинская котловина», а Цыганское болото – самое топкое дно этой котловины: район расположен в пойме некоего древнего водоема, его постоянно заливают вешние талые воды, почвы тут песчаные и легко напояемые влагой.

Помню, там, в районе улиц Манской и Красноярской, есть полупруд-полулужа, в которой ежевесенне можно видеть великие армады малолетних ухарей, бороздящих водную гладь на выдранных из заборов калитках, наспех сколоченных из горбыля плотах, управляемых шестами, и надутых камерах; ухари устраивают здесь меж собой грозные трафальгары, биясь не на жизнь, а на смерть, прямо-таки улица на улицу, в лучших, освященных веками богатырских традициях mysterious russian soul.

Цыгане, живущие здесь, чем живут – я точно не знаю, потому врать не стану, но разбодяженным спиртом-технарем (он же «шмурдяк», он же «шило» на местном наречии) и анашой, таки да, приторговывают. Справедливости ради, замечу: далеко не они одни… Но как-то так именно «приторговывают», а не торгуют вовсю, нагло и беззастенчиво, и пышных дворцов себе никаких в Минусинске не строят, — впрочем, за конкретикой по этим фактам лучше обращаться не ко мне, а к соответствующим органам местной полиции.

В Спасский собор цыгане приходят нередко.

…Фаина – пожилая цыганка, похожа на индийскую актрису Зинат Аман, если ее состарить до 70 годов (впрочем, кто знает – может, очаровательной предательнице из советско-индийского фильма про Али-Бабу и сорок разбойников уже и есть 70, я давно не видел новых шедевров Болливуда).

Ходит почти на каждую службу, на службе – на каждую исповедь, и со слезами кается, все в одном и том же… Глубин святоотеческой психологии она не знает, осьми смертных грехов с их подразделениями внятно озвучить не может, но ее слезы за весь род, за непутевых детей и внуков, за нескладную жизнь – подлинны. Что каждую ее исповедь трогает мое сердце – ее радостное и недоверчивое изумление, когда произношу разрешительную молитву: «- Фаина. — Да, Фая!… Батюшка, вы что, помните, как меня зовут?!..»

…Лет десять назад было. Время — около полуночи. Собираюсь спать. Настойчивый звонок в дверь… Открываю: мамадарагая! Лестничная площадка полна цыган. Пожилая женщина мне взволнованно говорит: «Батюшка, пожалуйста, поехали с нами! У меня ребенок, девочка, в реанимации, исповедать, причастить…» Куда деваться, собрался, поехал.

По пути выясняю : сколько лет девочке?

– «Да тридцать два».

Ого, думаю. Большенькая…

— А что с ней случилось?

– «Да ее муж бросил, выпила уксус…»

Прихожу в палату – лежит на спине в кровати молодая цыганка, красавица, мается страшно – уксусная кислота прожгла всё, от гортани до прямой кишки, говорить не может, в глазах слезы… Ясно, что дать ей Святые Дары не смогу – проглотить ей нечем. Хоть исповедовать… Да и какая там генеральность той исповеди. Одно только в сердцах спросил: «Ты сама-то, говорю, понимаешь, что ты дура?» Кивает, плачет… Накрыл епитрахилью, молитву прочел.

Она померла вскоре, через несколько часов. Дети, говорите? Да, были у нее и дети, они обычно детей рожают всех, у цыган аборты и предохранения не в чести. Ну, там родни много было, пропасть детям не дали, думаю.

…Всегда отмечал, как истово они блюдут внешнюю обрядность, крестятся привычно и правильно, «Отче наш» всяк знает наизусть. Века скитаний, видимо, приучили — принимать религию той страны, в которой остановились, почитать ее, мимикрировать даже…

На кладбищах Минусинска, что на старом, что на новом, цыганские могилы – самые видные. И не только потому, что памятники — яркие, дорогие, оградки – кованые, на века, что помпезность венков (дети любят игрушки) в глаза лезет. Могилы эти – семейственные. Столы крепкие, лавки, мангалы рядом вкопаны. И приезжают в родительские дни туда всем табором – от стариков до праправнуков. И всегда найдут на просторах кладбища священника — на Радоницу, например, это и хлопотно и проблематично, — и вежливо под руки проводят до могилки, отслужить литию, и приветят со всем уважением. С наносным, скажет кто-то? Да хоть и так. Рядовому замотанному бегучему попу и то приятно.

…Вообще, крестины и отпевания – такие моменты жизни человеческой, в которые прикасаешься к чему-то простому и важному. Крестины и отпевания у цыган – в том числе. Крестили раз девочку цыганскую, лет двух. Крупная, как пятилетняя.

Как нередко бывает с детьми на крещение (в храме впервые, думают, что в больницу, может, принесли, мужика с бородой в фартуке и с палочкой в руке боятся, тем паче – если от мамки оторвали, крестной отдали), девочка зинула реветь, могучим басом. Крестной, которая ее на руках пыталась удержать, выдрала клок волос… Многочисленная родня, присутствующая на крещении, заорала: «Джа! Джа!…», схватила ребенка, меня задвинула в угол, пыталась сама девочку в купель запихать… еле отбил и закончил таинство. Жарко, помню, лето, пот льет со всех ручьем.

Из купели девочка вышла притихшая, и впрямь как новорожденная. По-церковнославянски «крещение» — «баня пакибытия». «Пакибытие» — жизнь вечная; а баня… баня она и есть баня.

Отпевал раз двоих цыган – мужа и жену, молодые, лет тридцать. Убили их, машину забрали, самих спустили под лед, весной нашли.

Цыганская хата, сочетание роскоши и грязи: дорогущие обои, бордовые с золотом, пластиковые стеклопакеты в оконных проемах избы, фрагменты евроремонта, иконостас в углу сияет позолоченной фольгой. Два гроба из красного дерева (или имитация?) – рядом друг к другу; у всей родни на голове – норка, на плечах – кожаные куртки, немытые пальцы все в золоте.

Шикарные гробы стоят на шатких табуретках, пол заплеван и весь в бычках, на столах – водки немеренно; бутафория скорби… Что было подлинного – мраморные и спокойные лица усопших, и — слезы их мамы. Ее плач, сдержанный, не до воя, но искренний – женщина, породившая и похоронившая детей, Рахиль, плачущая о чадах своих, плачет на всех языках, во всех религиях и культурах – одинаково.

…Страсть до чего цыгане любят клятвы давать. Клянутся – а потом, не в состоянии исполнить, в ужасе в храм идут, мол, снимите с меня клятву. На днях женщина пришла, плачет. Чего, говорю? – «А я не знаю, что делать! А я поклялась на могиле!…» — На какой могиле, что такое?! – «А на могиле поклялась, что его зарежу! Вот ребенком этим поклялась!…» За спиной ее мыкается ребенок — кудрявый черноволосый парнище лет двадцати, по виду – пышущий здоровьем и с оным здоровьем наладившийся жить не менее чем лет до ста. – Эх, – говорю. – Глупость-то какая, это на исповедь вам надо прийти. Обрадованно кивает головой; точно знаю – придет.

Фото: Gary Ross, photosight.ru

Цыганские женщины – вообще особая статья. Мужья зачастую у них никудышние: не работают, пьянствуют, а жен заставляют деньги добывать какими ни на есть способами. Вот они и добывают… Сколько их ни приходило в храм, со всякими нуждами – совета ли спросить, дом ли освятить, покрестить ли дитя – на всех на них глядя, думал: да, вот это – женщины. Такие, сякие, ясно, что цыганки, чего с них взять. Примерно такие, какими их Бог и создал еще тогда, в Эдемском саду (каковых мыслей, глядя к примеру на европейских феминисток, ни в сказке не скажешь, ни в страшном сне не приснишь).

О цыганах много чего бы еще можно было написать. О старухе, давным-давно предсказавшей мне – просто так, за ковшик воды в жаркий день – все основные этапы моей жизни, во что я тогда ни на йоту не поверил. О святой девочке Римме Золотаревой, страдавшей раком головного мозга и общавшейся с ангелами, которую я причащал до дня ее смерти и о которой написал стихотворение «Весна света», переведенное впоследствии на разные европейские языки.

О том, что и у меня в роду, мама говорила, были цыгане намешаны, и видел я довоенные фото моих дедов двоюродных – красавцы, каждый как Николай Сличенко, все коммунисты и буйные головы, где-то эти головы потом и сложившие, а я-то сам ничего про цыган не знаю, ни чем отличаются ром и лом, ни кто такая Черная Сара, ничего совершенно.

О том, что все мы у Бога дети, и у кого какие дары и с кого что спросится, и зачем у Бога есть полезные курицы-несушки, зачем – певучие соловьи, а зачем – вовсе бесполезные бродяги-воробьи… Много можно было бы чего написать, да стоит ли. Ибо сказал в Священном Писании мудрый Екклесиаст: “…Составлять много книг – конца не будет, и много читать — утомительно для тела” (Еккл.12:12б)

Читайте также:

Страсти-мордасти

Цыгане как зеркало, как ты с ними, так и они с тобой — Эзерземе

Лидия, расскажите, что вы знаете о своем роде.
У меня польские корни, отец – литовец, а мама из польских цыган. До войны, опять же по рассказам мамы и бабушки, они жили где-то в Себежском районе (Россия) недалеко от Резекне. А потом отец со своей матерью переехали в Литву. Оттуда было ближе добираться в Польшу, где проживало много родственников.    
Мой дедушка Николай Чубревич, по маминой линии, родился в Вышках. Они познакомились с бабушкой Марией Левицкой и почти сразу поженились. У них было много детей. Семеро если не считать ещё двоих, которые умерли, будучи еще совсем маленькими. Но во время войны, когда немцы гнали цыган, многие прятались, уходили с привычных мест. В Лудзе очень много цыган расстреляли, целыми семьями. Это страшно. Скрываясь от немцев цыгане перебирались южнее и так попали в Краславу. Моя бабушка часто говорила, что надо заехать на могилки родственников около Резекне. Гонимые были. Особенно здесь. Вообще раньше в Краславском районе проживало около 300  семей.
По линии отца, бабушку звали  Юзефа, а отец Антанас Яблонский из Прейли, они жили в Литве. У них было двое детей – двойняшек: мой отец Антанас и его сестра Янина. Мама с папой познакомились в Краславе, так здесь потом и жили. Когда отец уехал, обо мне заботилась мама и бабушка. Сейчас все родственники из Литвы по линии отца обосновались в Англии.  Я вышла замуж в Риге, потом переехала в Эстонию, где у нас родился сын, затем мы вернулись обратно. А уж из Риги я приехала в Краславу. Затем какое-то время успела пожить в Англии. Помотала жизнь… 
Цыгане – народ, который богат традициями, обычаями. Чего только я не слышала, особенно про одежду, свадьбы, обязанности женщин, про целомудрие. Что можете рассказать про это?
Сейчас очень немногие цыгане соблюдают традиции, молодежь испортилась. Некоторые даже стесняются своих обычаев. Говорят, что не могут быть дикарями, потому что на них все смотрят. Раньше, девушки ходили в школу в форме, и если урок физкультуры был последним, а она не переоделась и пришла домой в штанах, где ее увидели гости, то это считалось позором для всей семьи. Цыганкам нельзя носить брюки или штаны. Если для молодых девушек до 13 лет это еще возможно, то после этого возраста особенно замужние женщины должны надевать исключительно платья или юбки.  
Насколько я понимаю, у цыган нет определенных костюмов, главное – яркие цвета в одежде.
Да. Именно.  Так сложилось исторически, поскольку цыгане кочевой народ, то в основном живут и одеваются за счет подаяний. Поэтому у цыган нет конкретных костюмов, или определенной цветовой гаммы, основное требование – яркость. 
Есть и другие обычаи связанные, например, со стиркой белья. Женская и мужская одежда обязательно стирается отдельно. Что немаловажно, верхняя одежда также стирается отдельно от нижней. Вообще, всё что ниже пояса считается нечистым, особенно женский подол юбки. Женщины-цыганки, когда ходят около мужчин, должны подбирать подол юбки так, чтобы ни до кого не дотронуться. Это считается осквернением. Юбка обязательно должна покрывать ноги. Также нельзя ходить босиком в доме свекрови, считается, что так ты заносишь болезни в жилище.
Еще одна традиция, которая тоже вырождается – сватовство. Раньше было обязательно предварительно сосватать детей. Вплоть до того, что уже в детстве родители мальчика приходили сватоваться к родителям девочки. Вообще у цыган, как и у многих других, считается если родился сын, то это хорошо, он приведет невесту с приданным в дом, а вот если девочка, то все накопленное придется отдать семье жениха.  
Сейчас сватовство не актуально. Выбор родителей детей не интересует. Они сами знакомятся и создают семьи. Раньше родители выбирали вторую половинку для своего ребенка. И все повиновались. Замуж отдавали рано, начиная с 13-14 лет. Существовал обряд проверки целомудрия невесты. В первую брачную ночь, после того как из комнаты выходил жених, туда заходили бабки, которые проверяли простынь. Если девушка честная, то свадьба продолжалась, а если простыни оставались чистыми, то это был позор на всю семью. 
Теперь никто ничего не спрашивает у родителей. 
Наблюдая за молодежью, вижу, что парни стали какие-то бесхребетные, все тянут на себе девушки, женщины. Если раньше задача женщины в цыганской семье заключалась в том, чтобы присматривать за детьми, создавать дома уют и порядок, то сейчас женщины наравне с мужчинами зарабатывают деньги. 
А правда ли, что молодежь не может сидеть за праздничным столом пока не женат/не замужем?
 Да. За столом могут сидеть женатые и замужние, ну и те, которые на выданье. На банкете к тебе присматриваются, наблюдают за тобой, за поведением, манерами. Берут во внимание употребляешь ли ты алкоголь. В принципе, все очень серьезно.    
ВЫ верующий человек?
Конечно. Люди неустанно говорят о Боге. Многих поучают, как и где надо молиться. А если подумать, то цыгане всегда были малограмотными, читать не умели. Тем не менее, каким-то образом передавали премудрости Писания из поколения в поколение. Учили детей основным заповедям, молились. Значит это для них важно, раз уж они об этом заботятся. 
Я хорошо помню, как в детстве бабушка садила нас в кружок и рассказывала какую-нибудь историю из Библии. Но рассказывала так, чтобы мы думали, что Бог всех видит и всё знает про наши дела. Самое главное: мы никуда не сможем от него скрыться.  Вообще бабушка жила тяжело. Дедушка рано умер, а поддержанием большой семьи занимался дядя. Он выменивал, что мог на продукты, мыло, кастрюли. Делал всё, чтобы нас прокормить. Тяжелое время было. Мы держали скот, огород. Одним словом —  были заняты работой.
Вообще, цыгане кочевой народ, не любят сидеть на одном месте. Раньше, например, летом табор жил в шатрах, а на зиму просились к какому-нибудь состоятельному хозяину в сарай или еще куда, чтобы пережить холода. 
Вы говорите на цыганском?
Конечно. Это же наша отличительная особенность. Наш язык отличается в зависимости от территории, и я, например, не пойму цыган из Хорватии или Индии. Хоть все мы считаемся потомками цыган, вышедших из Индии. Язык претерпел изменения, влияние других языков, но это наша гордость.
А правда ли, что все цыганки умеют гадать или для этого нужен какой-то дар свыше? 
Конечно, не все. Я, например, умею раскладывать пасьянсы, карты. И тогда тебе, как будто, кто-то подсказывает, что говорить человеку, которому ты гадаешь. Это не так просто, как может показаться.
Как к вам относятся в Краславе?
По-разному, но в основном негативно. У людей уже сформировался стереотип, что цыгане обязательно обманут, своруют и так далее, хотя не все же одинаковые. Разные ситуации были. Многие пытаются очернить, оскорбить, зачастую незаслуженно. А ведь цыгане, они как зеркало, как ты с ними, так и они с тобой. Вообще-то в Краславе есть много кубинских цыган, из-за которых у простых цыган возникают проблемы. Никто же не разбирается кубинские цыгане что-то натворили или нет, обычно обобщают и всех называют цыганами.  
 А как в других государствах?
В Польше, например, к ромам нет предвзятого отношения. Это не игнорирование, а восприятие цыган как группы общества со своими особенностями в культуре. Хотя во время войны нацисты гнали и истребляли их, а теперь все спокойно сосуществуют в одном обществе.
Какие планы на будущее?
Организовать цыганскую молодежь, собрать их воедино, чтобы научить цыганским обычаям и правилам. Честно скажу, молодежь в нашем городе не очень-то хорошая. Для того, чтобы изменить ситуацию, надо организовать досуг для подростков. Найти место, где они могут собираться. А если будут ходить, то ситуация в городе улучшится в разы.    
У многих цыганских семей проблемы с послушанием. Я получаю телефонные звонки от близких с просьбой поговорить с их детьми. На мой вопрос почему они сами этого не сделают, часто слышу в ответ, что их они не воспринимают. Дети не подчиняются родителям, хотя это один из цыганских законов — почитать отца и мать. Слово родителей должно выполняться беспрекословно. Жена должна подчиняться воле мужа, и даже если он не прав, она не имеет право даже говорить об этом. Только какой-то хитростью, другим способом жена может указать мужу на ошибки, но прямо заявить – никогда. 
Традиции меняются, многие из тех, кто их поддерживал, ушли в мир иной. Просто не остается людей для того, чтобы соблюдать обычаи. Старики умирают, вместе с ними уходят и традиции. Нет таких, которые скажут, как ромам правильно жить.
Я считаю, что на потерю наших этнических традиций очень повлияло вступление Латвии в Евросоюз. Конечно, появилось больше возможностей, однако не всегда дети из наших семей могут воспользоваться предложениями Европы по обмену студентами, например. Молодую, незамужнюю девушку просто не отпустят учиться, чтобы сохранить ее целомудрие. В школах проходят различные семинары по вопросам контрацепции, женского здоровья, о чем у нас не принято говорить.  


Елена АВСЮКЕВИЧА.
Фото из личного архива Лидии ЧУБРЕВИЧ.  

Статья подготовлена при финансовой поддержке ГАРР из государственного бюджета Латвии в целевой программе «Программа поддержки региональных и местных СМИ», договор № 2/ MEDIA/19/19/32.

 

Цыгане и золото — Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие! — LiveJournal

Вот скажите мне честно, дорогие друзья, как вы думаете, почему цыгане так любят золото? А вот и не только из-за того, что оно дорогое! У цыган, как оказалось, есть куча всяческих суеверий на этот счет. Оттого и любят они сей презренный металл.
—————————————————————-
Пристрастие цыган к золоту не заметил только ленивый. Украшения, зубы и даже комплименты цыгане предпочитают золотые и побольше.
Самым простым объяснением такого пристрастия было бы банальное корыстолюбие. Действительно, цыгане большое внимание уделяют достатку. Одевать детей красиво даже для похода в песочницу, рассказывать об успехе своего бизнеса к месту и не месту, демонстрировать совершённые дорогие покупки — может показаться, что богатство для цыган является самоцелью. Однако богатство — лишь один из основных способов показать свою профессиональную состоятельность, свою сметливость, удачливость, высокий профессиональный уровень.
Но это не единственная причина пристрастия к золоту. Есть и другая — мистическая…
Золото — особый металл. Считался ли он связанным с солнцем раньше, как пытался уверить меня один цыган, или эта версия — веяние моды на эзотерику, но несомненно, что независимо от солнца золото считается металлом чистым («золото не берёт не ржавчина, ни беда» — это сказала одна цыганская бабушка), и более того, привлекающим счастье и деньги. У народов Европы рассказы про золото часто связаны с кровью, с проклятием. В цыганских сказках оно может быть связано с нечистой силой, но акцентуации «где золото — там проклятья и кровь» — нету.
Золото в некоторой степени защищает от дурного глаза, от порчи, золото притягивает деньги и удачу. Золото — лучший подарок на свадьбу, особенно невесте; так, крёстные дарят золотые украшения девушки в почти обязательном порядке. Если жених хочет показать свою любовь и заботу, он оплачивает невесте вставку золотых коронок на зубы (это также и демонстрация собственного богатства, и магический дар — удача и доходливость, которые притягивает золото). Котляры, имеющие обычай выкупа невесты, до сих пор используют для этого золотые монеты, или их специально изготавливаемые из золота копии. Невесту покупают не за деньги — за Золото.
Дареное или перешедшее по наследству золото нельзя продавать или обменивать — это больше, чем дурная примета, это очень плохо. Тогда удача отвернётся. Тогда ты становишься беззащитным перед лихом. Вот почему цыганка, увешанная фамильными кольцами и серьгами, может быть по-настоящему голодной, потому что ей в голову не приходит добыть деньги за счёт семейного золота.
Надеясь притянуть удачу и «денежность», цыганские родители иногда дают своим чадам имена, связанные с золотом: Золотой, Сумнакай, Сувнакуни и т.п.
И ещё маленькая деталь на десерт: дареное золото считается дороже купленого…
—————————————————————
Недавно в ЖЖ я наткнулась на дневник одной девушки: http://gipsylilya.livejournal.com/ Она изучает цыган и пишет о них очень много интересного.

Путин объяснил нежелание россиян жить рядом с цыганами: Политика: Россия: Lenta.ru

Россияне не хотят жить рядом с цыганскими поселениями из-за криминализации этих мест и процветающей наркоторговли, заявил президент Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям. Об этом сообщает ТАСС.

Так Путин прокомментировал жалобу председателя Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежды Деметер на снос цыганских поселков в Тульской области. «Мы с вами это хорошо знаем, чего греха таить, надо прямо говорить об этом. Там профессионально занимаются распространением наркотиков, люди просто не хотят рядом проживать, вот в чем проблема», — пояснил президент.

Материалы по теме

00:00 — 17 марта 2018

Он отметил, что обвинять цыган во всех бедах тоже не следует. «Это проблема всего общества, проблема эффективности работы правоохранительных органов и так далее. Надо было своевременно и грамотно выстраивать эту работу», — добавил Путин.

Деметер подчеркнула, что не стала бы поднимать этот вопрос, если бы в поселках, о которых идет речь, действительно торговали наркотиками. «Что касается Тулы, там точно есть. Там точно это было. Это же мне не губернатор докладывал, а правоохранительные органы», — парировал глава государства.

В октябре власти Тульской области подвели итоги работы штаба по урегулированию ситуации в цыганских поселениях, пишет «Тульская пресса». Речь, в частности, шла о сносе самовольно построенных домов в микрорайоне Косая Гора, поселке Плеханово, где в 2016 году произошел цыганский бунт, и в селе Хрущево. В общей сложности там демонтированы свыше 150 незаконных построек, в то же время ведется работа по официальному оформлению занятых земельных участков.

Согласно июльскому опросу «Левада-центра», за последний год у россиян резко ухудшилось отношение к национальным меньшинствам. Так, «нежелательным» этносом цыган назвали 32 процента респондентов. Это почти в два раза больше, чем в 2017-м.

Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайтесь!

10 отличных фильмов про цыган и путешественников

Ciambra будет в кинотеатрах с 15 июня 2018 года

Новый фильм Йонаса Карпиньяно «Чиамбра» — это неореалистическая басня о маленьком мальчике, выросшем в итальянском регионе Калабрия, в уединенном районе цыган. В стране, где широко разрекламированные преступления на почве ненависти против цыган и путешественников произошли сравнительно недавно, The Ciambra рассматривает недоверие, с которым сообщество GRT (цыгане, рома и путешественники) относится к остальной части общества. Как сказал ему дед юного главного героя Пио: «Это мы против всего мира».

Когда дело доходит до изображения сообщества GRT в кино, ощущение может быть очень похожим. Путешественники часто застревают между невидимостью или насмешками, и, как и в реальной жизни, существует множество недоразумений по поводу них. Цыгане не имеют гражданства, но уже несколько поколений живут в Европе и Великобритании; Ирландские путешественники имеют кельтское происхождение («паве») — все они страдают от хронической бедности, социальной изоляции и открытой дискриминации.

В некотором смысле, было бы проще составить список фильмов, полностью игнорирующих путешествующие сообщества, которые они изображают — например, в Великобритании отвратительные сериалы и фильмы «реалити-шоу», которые превращают путешественников в изюминку или используют расовые эпитеты. Тем не менее, некоторые фильмы и режиссеры пытались опровергнуть популярные повествования о своих людях как о преступниках или мистиках. Их работы варьируются от абстрактной фантастики до душераздирающих документальных фильмов; на них изображены восточноевропейские трущобы и современные лагеря путешественников в Эссексе.

Некоторые из представленных ниже режиссеров предлагают честные и разнообразные изображения своих собственных цыганских общин; все они пытаются избавиться от многовекового коллективного мифотворчества, затмевающего яркую культуру.

Sky West and Crooked (1966)

Директор Джон Миллс

Пасторальная драма сэра Джона Миллса «Небо на западе и Кривый» представляет собой открытое изображение странствующего сообщества в сельской Британии. В центре его внимания — странный роман между Брайди (Хейли Миллс), проблемным подростком из Западной страны, и Ройбином (Иэн МакШейн), задумчивым красивым молодым человеком из соседнего туристического поселения.

Исследуя предрассудки маленького городка и решительно выступая на стороне двух посторонних, фильм Миллса грамотно изображает недоверие между оседлым населением и путешественниками и подчеркивает, насколько фундаментальным является страх перед неизвестным, когда дело доходит до расизма. Детям до 10 лет, что они «боятся гиппопотамов», явно никогда не общались ни с кем за пределами своей деревенской деревни. Фильм Миллса с острым сочувствием и небольшим количеством настоящих цыганских слов пытается преодолеть разрыв между общинами воодушевляющим образом.Учитывая, что это было снято в 1960-х годах, шокирует то, как мало британских фильмов с тех пор вышло с такой прогрессивной перспективой.

Я даже встретил счастливых цыган (1967)

Директор Александр Петрович

«Я даже встретил счастливых цыган» Александра Петровича — одна из первых выпущенных на международном уровне функций на языке рома. Из-за тенденции кочевых народов передавать культуру устно, этот язык долгое время боролся за признание и занесение в анналы лингвистической истории.

Саундтрек к подлинным цыганским мелодиям и без боязни показать шокирующую бедность изолированных туристических мест вокруг бывшей Югославии, история Петровича представляет собой одну из небольших драм и семейных махинаций, снятую с усиленным черно-белым реализмом, что придает ей стилизованный документальный фильм. Чувствовать. Сюжет также в конечном итоге подходит — ритуальные ухаживания, побеги, домашние ссоры и девушка, стремящаяся избежать жестокости властного отчима — все это очень важно для сплоченного, ориентированного на семью сообщества путешественников.

Куда мы идем дальше? (1969)

Директор Филип Доннеллан

Этот короткий документальный фильм длится около 60 минут, но его активистские намерения сегодня так же важны, как и почти полвека назад, когда они были сняты. Этот документ BBC пытается пролить свет на загадочный образ жизни британских путешественников, особенно в то время, когда более традиционные кочевые привычки вытеснялись все более индустриализированной страной и требовали найти постоянное место жительства.

Режиссер Филип Доннеллан был режиссером-документалистом BBC на протяжении десятилетий, сняв десятки фильмов о борьбе рабочего класса и уделяя особое внимание вопросам GRT. В своем фильме он уделяет много времени содержательным интервью со своими испытуемыми, многие из которых до сих пор сохраняют известные фамилии в современном английском обществе путешественников. В момент 20-го века, когда вопросы об альтернативных способах жизни становились все более актуальными, этот фильм по-новому взглянул на этнически кочевых людей, населявших Британию на протяжении сотен лет.

Анджело моя любовь (1983)

Директор Роберт Дюваль

В главной роли Роберта Дюваля — молодой житель Нью-Йорка, с которым режиссер случайно столкнулся на улице. Уличный манер мальчика противоречил его возрасту, и Дюваль был заинтригован, узнав, что ребенок — Анджело Эванс — происходил из уединенного анклава цыган.

Свободное повествование фильма сосредоточено на украденной семейной реликвии, но это тонкая предпосылка для веселой игры в хаосе настоящей жизни Анджело с участием настоящих друзей и родственников.Его грубые и часто комичные взаимодействия — не говоря уже о его легкомысленном движении — запечатлены в псевдодокументальном стиле. Вращаясь вокруг старомодных ценностей общества — семейной гордости, мужской чести и тому подобного — Дюваль делает удивительно этнографическое исследование персонажей из своей коллекции экранных инцидентов.

Время цыган (1988)

Директор Эмир Кустурица

Эмир Кустурица, будучи директором артхауса в Сербии, много лет внимательно относился к цыганской общине Восточной Европы.Часто это делается в стиле магического реализма, который ставит определенные вопросы о суевериях, связанных с цыганами, и об ассоциациях с приписываемыми им мистическими вещами.

«Время цыган» здесь не особо помогает: его главный герой, очкастый Перхан, телекинетик. Но то, что Кустурице не хватает в разрушении клише, он восполняет другими способами: он мастерски изображает жизнь путешественника в трагикомическом стиле сенсорной перегрузки. Писклявые цыплята, дети с грязными лицами и шумные стоянки, кажется, подавляют персонажей внутри, и их реакция на это обнищание — то, чего можно было ожидать: клевета, преступление и прямое попрошайничество на улице.Магические силы могут быть безрассудными, но остальная часть картины, к сожалению, точна.

Latcho Drom (1993)

Директор Тони Гатлиф

Тони Гатлиф — плодовитый европейский режиссер-рома, который почти исключительно снимает фильмы на языке рома — идеально сочетает форму и содержание в этом французском фильме. Его название означает «безопасное путешествие», имея в виду легендарную древнюю миграцию ромов из Индии в страны Европы.Фильм представляет собой квазиисторический документальный фильм, который знакомится с обширной цыганской диаспорой в разных странах и исследует их культурные обычаи и различия.

Блестяще, Гатлиф не использует закадровый голос или интервью для своего научно-популярного фильма, используя традиционную музыку и танцы, чтобы вызвать настроение и впечатления людей на экране. «Почему твой рот плюет на нас?» печально напевает певица Gitano, возвращая века дискриминации, насильственной стерилизации и холокоста, навлеченные на ее народ.Это момент, который говорит сам за себя в буквальном смысле слова.

Пави Лакин (2005)

Директор Перри Огден

Нежный художественный фильм Перри Огдена рассказывает о настоящей ирландской девушке-путешественнице и ее семье, которые останавливаются на неприветливой обочине дороги за пределами Дублина. Огден подчеркивает резкий контраст между трейлером семьи Моэн и светом и красками современной городской жизни в Ирландии. Поскольку правительства Великобритании и Ирландии регулярно не выделяют легальные места для проживания путешественников, они часто вынуждены незаконно разбивать лагеря на обочинах дорог и в местах остановки.

Во взгляде Огдена нет суждения, и он с искренней деликатностью описывает частые недопонимания между странствующими и оседлыми общинами. Коммунальные чиновники и различные бюрократические органы могут хотеть, чтобы семья интегрировалась, но они отказываются видеть, что это может означать, что в результате семья Моган утратит свою этническую идентичность. Тем не менее, безопасность и непрерывное образование детей в семье вызывает озабоченность, и поэтому Пави Лакин предлагает взвешенный взгляд на обе стороны.

Костяшка (2011)

Директор Ян Палмер

Документальный фильм Яна Палмера создавался более десяти лет, когда он получил близкий доступ к двум семьям ирландских путешественников, вовлеченных в серию жестоких междоусобиц. Джеймс Куинн МакДонах — центральный герой сказки — цыганский чемпион с голыми кулаками, бритой головой и серьезным лицом. Соперничающий клан, Джойсы, имеет давнюю ненависть к МакДонахам из-за старой драки, в результате которой один член семьи оказался в тюрьме, а другой погиб.

Накл, возможно, мало что делает для того, чтобы разрушить стереотипы об ирландских путешественниках, принадлежащих к жестокому обществу, основанному на чести, глубоко плененному мужественностью старого стиля, но Палмер, верный с портативной камерой, действительно представляет реальность того, что он видит: увлекательный , брутально, а иногда и до неприличия смешно. Это настоящая неудача в том, чтобы более настойчиво добраться до сути этих схваток на голых кулаках или по-настоящему понять семьи людей, которые постоянно проходят через это примитивное, пытающееся поведение.Несмотря на горькую пилюлю, которую некоторые могут проглотить, железная традиция бокса на голых кулаках в сообществе путешественников вряд ли исчезнет в ближайшее время.

Эпизод из жизни сборщика железа (2013)

Директор Данис Танович

Фаворит боснийских фестивалей и обладатель приза Большого жюри Берлинале, расстраивающая драма Даниса Тановича разыгрывается непрофессиональным составом, который искренне пережил события фильма.

Снятый в ненавязчивой манере, заголовок описывает Назифа и его жену Сенаду, у которых двое детей и которые живут на доходы Назифа от продажи металлолома.Из-за их этнической принадлежности им было отказано в госпитализации в местную больницу после того, как у Сенады случился выкидыш. Затем они вынуждены предпринять мучительно долгое путешествие, в то время как Сенада становится все более отчаянным и нуждается в медицинской помощи. Шокирующий эндемический расизм напоминает о самых жестоких днях американской эпохи Джима Кроу, когда путешественников отвергают институты, в которых они больше всего нуждаются.

Острые козырьки (2013-)

Создатель Стивен Найт

Несмотря на то, что на доводку потребовалось несколько сезонов, эта историческая гангстерская драма о банде злобных британских преступников является одним из наиболее совершенных телевизионных изображений истории Путешественников. С его красочным и детализированным набором центральных персонажей, рожденных кровью английских путешественников, он предлагает что-то новое — антигероические, лихие и сложные главные герои из цыган.

Действие происходит в Черной стране Бирмингема в начале 1920-х годов. Сериал Стивена Найта фокусируется на семье Шелби, кучке крепких парней, рожденных в романе, которые приходят из ничего, чтобы построить империю организованной преступности. Главный из них — харизматичный и холодный кошачий Томми Шелби (Киллиан Мерфи, чье угловатое лицо и острые голубые глаза отлично используются здесь), контуженный ветеран Первой мировой войны, который возвращается в свой ветхий родной город с желанием большего.

«Острые козырьки», в которых используется цыганский язык, начиная со второго сезона, и входящие в него — даже второстепенные роли — для актеров и сценаристов этого происхождения, «Острые козырьки» имеют неявное значение, выходящее далеко за рамки махинаций его зачастую экстравагантных поворотов криминального сюжета. Когда кто-то пренебрежительно отзывается о происхождении Томми, он саркастически растягивает слова: «Я продаю колышки и гадаю». Это не ваш романтизированный взгляд на цыган. Во всяком случае, это напоминание о том, что английские путешественники существуют уже давно, и даже тогда они устали от ваших стереотипов.

Битва за «цыганку» из The Fashion Lexicon

Григоре не может заставить себя спуститься в кроличью нору #gypsystyle в Instagram. «Людям нравится цыганская культура, но они полностью игнорируют жизнь рома», — говорит она. «Вы принимаете страдания людей. Это так хорошо на тебе смотрится, так мило ».

Эти модные фотосессии на цыганскую тематику не только не комплимент, но и мешают продвижению рома. «Подумайте, я собираюсь, скажем, в Конгресс, чтобы поговорить о тяжелом положении рома», — говорит Григоре.«И они говорят:« Ах, красивая одежда и вечеринки! »Вы не можете стать серьезным аргументом, когда ваша культура настолько объективизирована, и вы относитесь к этому как к милой маленькой вещи, как домашнее животное».

Несмотря на все свое разочарование, Григоре не собирается отменять никого, кто употребляет слово «цыганка», а просто поправляет конструктивно. «Мы изо всех сил стараемся не стыдить и не критиковать людей, потому что они используют это слово, не зная, насколько оно заряжено», — говорит она. «Я думаю, что есть смысл и красота в том, чтобы быть вдохновленным другими культурами.Ключ в том, как вы это делаете: уважительно и расширяюще по отношению к этой культуре или таким образом, чтобы лишить этих людей их голоса и их власти? »

Итак, как бы выглядела настоящая цыганская мода? Что ж, это сложный вопрос. Рома разнообразны, они представлены множеством субэтнических групп и языков, разбросанных по всей Европе. У них нет защищенного законом имени, такого как навахо, или даже родины.

Но есть несколько дизайнеров из числа рома, например Варга, среди клиентов которых европейские интеллектуалы, художники, а также представители диаспоры рома, которые хотят приобщиться к своему наследию. «Для них надевание цыганской одежды — это больше, чем просто модное шоу», — сказал мне Варга по электронной почте. «Это заявление о себе как о гордом народе рома».

Хотя цыгане могут перенимать портновские традиции любой страны, в которой они живут, по словам Варги, есть некоторые общие мотивы. В традиционных сообществах мода имеет тенденцию быть консервативной (поэтому никаких блузок с низким вырезом а-ля Эсмеральда), хотя платья и юбки в последнее время стали более привлекательными для тела. Ткани мягкие, в том числе шелк, муслин и кашемир.Юбки ниже колен и часто со складками, в одной юбке до 20 метров ткани. Дихло, или головной платок с цветочными узорами, такими как розы, является визитной карточкой, как и кашемировые шарфы, которые носят на плечах. Вы найдете вышивку на блузках и фартуках, а также разноцветные ленты и кружева на юбках. Золотые и серебряные украшения, такие как обручи, носят в особых случаях.

Любить цыган любовью Иисуса

ЮЖНАЯ АЗИЯ — Можете ли вы сказать мне, что такое цыган, не погуглив? Вы знаете, откуда они? Честно говоря, я не мог точно ответить ни на один из этих вопросов, пока не начал исследование для этой статьи Missions Box News. Я читал отчет христианской церкви в Южной Азии. В отчете рассказывается, как эта церковь пришла на помощь общине цыган.

Фото Жюльена Лагарда, Flickr (CC BY-NC-ND 2.0)

Я начал задавать себе вопросы вроде: «Что делают цыгане в Южной Азии? Разве они не европейцы? Разве они не кочевые скитальцы? » Чем больше вопросов я задавал, тем больше понимал, как мало я знал.

То, что я обнаружил, было захватывающим не только с точки зрения фактов, но и с точки зрения способности лучше ценить добрые дела, которые церковь совершала для цыган.Во-первых, позвольте мне рассказать вам, что сделала церковь. Сама история довольно проста. Затем я расскажу вам, почему то, что они сделали, было такой чудесной демонстрацией любви Христа, текущей через Его последователей.

Что сделала церковь?

Группа из примерно 60 семей цыган, пострадавших в результате локального наводнения и кризиса с изоляцией от COVID, полностью лишилась продовольствия. Целое сообщество столкнулось с проблемой уничтожения в облаке отчаяния. В обычных условиях доступ к еде был затруднен.Он стал менее доступным во время карантина COVID. Их фургоны не могли двигаться через навоз и грязь после наводнения.

Услышав об их нужде, церковь, действуя от имени Господа Иисуса Христа, смогла собрать достаточно наборов сухих пайков, чтобы обеспечить все 60 семей.

Один получатель ответил, что он был поденщиком без работы и изо всех сил пытался прокормить свою семью.

Другой поблагодарил церковь за помощь «в нужное время». Он потерял свои домашние вещи (которых, вероятно, было немного по западным меркам).Он дошел до того, что надеялся накормить семью в последний раз.

Мы все согласимся, что то, что сделали эти местные последователи Христа, достойно похвалы. Тем не менее, поскольку люди, которых они кормили, были цыганами, как я узнал, подарочные наборы сухих пайков были вдвойне добрыми.

Кто такие цыгане?

Цыгане, которых также часто называют цыганами, обычно являются бродягами. И да, их в Европе очень много. Их группы теперь живут на всех континентах. Поскольку они обычно путешествуют как общины мигрантов и готовы работать за мизерную поденную плату, местные жители редко приветствуют их.Куда бы они ни пошли, они сталкиваются с общим недоверием, присущим незнакомцам.

К цыганам всегда относились как к чужакам. Во время Второй мировой войны нацистская партия презирала цыган и была готова уничтожить их так же, как и евреев.

Вот почему так интересно происхождение цыган. Науке удалось подтвердить, что цыгане были первоначально перемещены из Южной Азии во время мусульманских вторжений в XI, и годах.

Как и в случае с перемещенными лицами, они переехали из одного места, где их преследуют, в другое место, где они также подвергаются жестокому обращению и вынуждены стать постоянными мигрантами.

Более 30 миллионов человек посмотрели 52-минутный документальный фильм на YouTube Cobra Gypsies Рафаэля Трезы. Когда Рафаэль посетил цыганскую общину в Южной Азии, он был первым «чужаком», которого они когда-либо видели. Несмотря на то, что он светский по своей природе, он открывает глаза, бросая вызов даже самым жестоким сердцам.

Почему я вам это говорю?

Потому что цыгане, как и все мы, созданы по образу Божьему. Из-за этого, как написала Долорес Смит на веб-сайте Crosswalk,

«Христиане должны реагировать на цыганскую общину так же, как они реагировали бы на любое другое дитя Божье, — поступая с другими так же, как и вы. вам (Луки 6:31) и помня, что все, что вы делаете для меньших из братьев и сестер ваших, вы делаете для Господа (Матфея 25:40).”

Церковь не просто раздавала комплекты сухих пайков, чтобы они могли сказать, что у них есть. Они искренне продемонстрировали любовь Христа к группе людей, которые привыкли, что их презирают, отвергают и считают «наименьшими из них».

Давайте же продемонстрируем Его любовь таким же добрым и добровольным образом, как Господь ведет нас к людям, которым нужно узнать о Его любви.


Узнайте больше о мировых миссиях и пандемии COVID 19.

Заявление GFA о коронавирусе


Gypsy | Официальный сайт Netflix

1.Кроличья нора

58m

Неспокойная семейная жизнь в пригороде, нью-йоркский терапевт Джин Холлоуэй начинает тайно увлекаться бывшей девушкой пациента.

2. Остановка Моргана

54м

По мере того, как «Дайан» и Сидни знакомятся друг с другом, давняя пациентка Клэр раздражает нервы Джин, а новая пациентка Эллисон скатывается по нисходящей спирали.

3. Driftwood Lane

46m

Джин удивляет Майкла свиданием в городе.В Коннектикуте вечеринка по случаю дня рождения Долли создает новую напряженность в отношениях с влиятельными мамами.

4. 309

51m

Укрепляя связь с Сидни, Джин раскрывает правду о шаге Ребекки и делает все возможное, чтобы помочь несчастной Эллисон.

5. Коммуна

53m

Майкл начинает с подозрением относиться к новой скрытности Джин, разочарование Сидни выливается в край, а визит в новый дом Ребекки вызывает откровение.

6.Vagabond Hotel

48m

После напряженной ночи с Майклом Джин снова обнаруживает, что ее тайная личность находится под угрозой. Неожиданный посетитель усиливает давление на работе.

7. Euphoria

52m

Пока Майкл и Алексис разливают напитки в баре отеля в Техасе, Джин очищает свое расписание, чтобы подготовиться к «полному опыту Сидни».

8. Марфа

57м

Слухи в офисе доставляют Майклу неприятности. Просьба Клэр загоняет Джин в угол.Сидни делает дерзкий шаг.

9. Neverland

48m

Джин понимает, что пациентка лгала ей. Пока Долли репетирует свою пьесу, Джин борется со своей неодобрительной матерью и нетерпеливым Сидни.

10. Черный амбар

54m

Миры Джина начинают сталкиваться, когда Сэм празднует свою помолвку, Майкл делает тревожное открытие, и снова появляется фигура из прошлого.

Верующий из Центральной Азии проявляет любовь к «нелюбимым» цыганам Лули

Цыгане лули в основном работают нищими и борются за то, чтобы подняться над предрассудками и бедностью.Земляки, даже многие верующие, относятся к ним как к неприкасаемым. Но Бог работает, приводя многих к Себе усилиями немногих, которые проявляют любовь и принятие, преодолевая культурные барьеры.

В одном городе от 40 до 50 лули пришли к вере за один год. Они перестают заниматься попрошайничеством, ищут законную работу, и местные христиане приветствовали их в общении.

В другом городе местный верующий Серик * поделился Христом с женщиной-лули, которая просила у него денег. Она ответила гневом и резкими словами, но позже вернулась и извинилась.

Когда другие женщины Лули услышали о ее извинениях, они были поражены. Эта женщина была известна своим гневом и горечью, и публичные извинения заставили ее соратников задуматься о послании, которое так повлияло на нее. Группа из примерно 15 женщин подошла к Серику и спросила его, что он ей сказал, предоставив ему возможность поделиться Евангелием.

Тогда пожилая дама спросила: «Если бы я дала вам хлеб, вы бы его потрогали?» Серик сказал: «Да».

Она пояснила: «Даже после того, как я прикоснусь к нему, вы бы приняли это?» Он ответил: «Да.”

Затем она спросила: «Если бы я пригласила тебя в свой дом, ты бы пришел?» Он сказал да.»

Женщина была поражена, что он стал с ней общаться.

Молитесь за Серика, который продолжает проявлять любовь во имя Иисуса. Молитесь, чтобы цыгане Лули продолжали откликаться на Евангелие.

Ваши дары через Программу сотрудничества и Рождественское приношение Lottie Moon® поддерживают южных баптистов, работающих в Центральной Азии вместе с местными верующими, такими как Серик, когда он несет благую весть Слова Божьего цыганам Лули. Спасибо за подарок.

Узнайте больше о людях из Центральной Азии. Узнайте больше о Luli Gypsies.


* Имена изменены

Рождественское приношение Lottie Moon® является зарегистрированным товарным знаком Союза женщин-миссионеров.

Николь Ли — писатель IMB. Она живет с семьей в Праге.

13 Цыган — Крестьянская кухня

13 Gypsies родился из любви к традициям.

Имея более чем 35-летнюю историю в Испании, 13 Gypsies стремятся принести вам истинный средиземноморский вкус.Поскольку многие рестораны продвигают инновации в области питания, мы с гордостью работаем и стремимся сохранить традиционные рецепты и вкусы до того, как они будут потеряны. Оставаясь верным своим корням, шеф-повар Ховард управляет своей кухней со страстью к простым и элегантным блюдам старого мира, передавая свою любовь и страсть молодым поварам-новичкам.

Каждое утро мы начинаем с приготовления хлеба с нуля. Все ингредиенты хлеба смешиваются в мисках, замешиваются и формуются вручную — у нас нет миксеров. Мы сами производим колбасы, сыр, вяленое мясо, маринованные овощи, смеси специй и свежую пасту.Мы используем органические и импортные ингредиенты и готовим все максимально свежим. Из-за нашего подхода к кулинарии у нас действительно заканчиваются пункты меню в период обслуживания — сначала пришел, первым поел!

Шеф-повар Ховард, выросший на кухне андалузского шеф-повара Антонио Гомеса, родился в крестьянской пище. Под чутким руководством своей мамы (шеф-повар Антония, Sangria House — обучение у шеф-повара Гомеса и бесчисленных испанских бабушек) Ховард научился доверять и любить целостность ингредиентов.Если вы начнете с хороших ингредиентов, приготовление будет минимальным, а конечный результат — хорошая, честная еда.

Повар Ховард всю жизнь любил простую крестьянскую еду. Рожденный и выросший в Испании, переезд в США был полным культурным продовольственным шоком — еда была чрезмерной, слишком продуманной и слишком сложной. Он посвятил кухню в 13 Gypsies тому, чтобы привнести в Джексонвилл свою любовь к простой крестьянской еде.

В начале 1999 года у шеф-повара Ховарда появилась возможность вернуться в Европу.Он жил в Мюнхене, Германия, и каждую свободную минуту проводил в поездках и еде. Именно во время этой поездки он встретил шеф-повара Серджио из La Citta, который благословил его знаниями о том, как обращаться с макаронами, и принял концепцию минимального количества ингредиентов. Благодаря частым поездкам в Италию по выходным, его любовь к простой крестьянской еде возродилась.

Шеф-повар Кеван Кимбалл теперь взял на себя основные кухонные обязанности в 13 Gypsies, что позволило шеф-повару Ховарду заняться другими кулинарными делами. Хотя шеф-повар Кеван уже много лет является постоянным участником кулинарной сцены Джексонвилля, теперь он называет своим домом 13 цыган.

Шеф-повар Кеван вдохнул новую жизнь в кухню ресторана «13 Gypsies». В меню вы найдете все 13 классических цыганских фаворитов, но вы также найдете множество оригинальных блюд от шеф-повара Кевана, которые поднимают местную кухню на новый уровень. На кухне к нему присоединяются его талантливые су-шеф-повара Дамиан Хильбрант и Эрин Д’Антони.

синти и рома (цыгане) в Освенциме / Категории заключенных / История / Освенцим-Биркенау

Один из немногих…

Нацистские немцы считали синти и рома (Zigeuner, как они назывались в официальных немецких документах того периода) врагами Третьего рейха и поэтому приговорили их к изоляции и истреблению. Нацистская Германия последовала псевдонаучным аргументам, представленным Институтом по изучению расовой гигиены, и установила строгие принципы обращения с синти и рома, которых она считала расово чуждыми, низшими и «асоциальными».

ОНЛАЙН-УРОК: РИМА В АУШВИЦЕ

В первые годы после прихода к власти нацисты ввели ряд антицыганских ограничений, включая обязательство регистрироваться и проходить «расовую экспертизу»; позже они ввели ограничения на свободу передвижения.В комментарии к немецким расовым законам, опубликованном в Нюрнберге в сентябре 1935 года, говорилось, что цыгане столь же чужеродны в расовом отношении, как и евреи, и поэтому не могут пользоваться правами граждан Рейха.

Вскоре после начала войны немцы решили убрать синти и рома с территории Рейха. Им было приказано переселиться в Генерал-губернаторство, где они были размещены в еврейских гетто и лагерях для евреев (более 5 тысяч немецких синти и рома были размещены в Лодзинском гетто, и большинство из них были вскоре убиты в центре уничтожения Кульмхоф).

Наконец, 16 декабря 1942 года Генрих Гиммлер приказал депортировать всех оставшихся синти и рома в концлагерь. Инструкции по применению этого приказа, изданные РСХА 29 января 1943 г., уточняли, что Освенцим был местом депортации.

В результате этого решения семейный цыганский лагерь, известный как Zigeunerlager (Цыганский лагерь), который просуществовал 17 месяцев, был создан в секторе Аушвиц-Биркенау BIIe.

Депортация синти и рома началась в феврале 1943 года и продолжалась до июля 1944 года.Заключенные в лагере синти и рома прибыли в основном из Германии, Австрии, Протектората Баварии и Моравии и Польши, а меньшие группы прибывали из Франции, Нидерландов, Югославии / Хорватии, Бельгии, СССР, Литвы и Венгрии. Также упоминаются синти и рома, граждане Норвегии и Испании.

По оценкам, в лагере было заключено около 23 тысяч мужчин, женщин и детей. В лагере было зарегистрировано около 21 тысячи человек (в том числе, по оценкам, там родилось более 370 детей).Группа из примерно 1700 польских синти и рома была убита сразу после прибытия в лагерь, не занесенная в записи.

Из примерно 23 тысяч синти и рома, депортированных в Освенцим, около 21 тысячи погибли или были убиты в газовых камерах.

Поскольку с ними обращались как с асоциальными заключенными, они были отмечены черными треугольниками. Им дали ряд лагерных номеров, которым предшествовала буква Z, и они вытатуировали их на левом предплечье.Синти и рома не подвергались отбору по прибытии в лагерь, и семьи не разбивались. Всех в транспорте направили в казармы. Многие из них могли носить гражданскую одежду.

Поскольку сектор BIIe все еще находился в стадии строительства, некоторым мужчинам было поручено закончить строительные работы, а другим были поручены другие виды лагерной работы по внутреннему труду. Однако значительная часть из них не имела постоянной работы.

Недостаток пищи и сильная переполненность так называемого Zigeunerlager привели к резкому ухудшению гигиенических и санитарных условий, что, в свою очередь, привело к частым эпидемиям, особенно тифу и голодной диарее.Эти эпидемии привели к высокой смертности заключенных.

Группа из примерно 1700 польских синти и цыган, мужчин, женщин и детей, упомянутых выше, прибыла из Белостока 23 марта 1943 года. Среди них были обнаружены случаи тифа. Опасаясь вспышки, руководство лагеря отправило группу прямо в газовую камеру. Через несколько недель, 12 мая 1943 г., в лагерь была помещена еще одна группа синти и рома из Белостока (468 мужчин и 503 женщины). Поскольку опасность вспышки тифа в цыганском лагере сохранялась, 25 мая 1943 г. руководство лагеря распорядилось отобрать около тысячи синти и рома — в основном из Белостока и Австрии.Их тоже убили в газовых камерах.

Группа из 39 детей (20 мальчиков и 19 девочек) из детского дома St. Josefspflege в Мулфингене, недалеко от Штутгарта, также была отправлена ​​в цыганский лагерь. Доктор Роберт Риттер и Ева Джастин из Института изучения расовой гигиены перед депортацией провели с ними различные тесты. Основная цель этого исследования состояла в том, чтобы подтвердить, что предполагаемые цыганские черты были врожденными; несмотря на то, что они выросли в среде, отличной от цыган, эти дети якобы не смогли преодолеть склонность к воровству, бродяжничеству и сопротивлению ассимиляции.

В своей автобиографии первый комендант Освенцима Рудольф Хёсс уделяет много места истреблению синти и рома, подчеркивая, что условия в Биркенау сделали невозможным создание там семейного лагеря. Он упомянул визит Генриха Гиммлера в так называемый Zigeunerlager, во время которого рейхсфюрер заслушал сообщения о высокой смертности, особенно среди детей. Гиммлер также увидел переполненные бараки, неудовлетворительные санитарные условия, казармы больниц, заполненные пациентами, и больных нома.

С конца мая 1943 года по август 1944 года гауптштурмфюрер СС доктор Йозеф Менгеле занимал должность главного врача в «цыганском лагере». В то же время в качестве лагерного врача он дежурил в больницах и поликлиниках в других частях лагеря. По заказу Института антропологических и биологических расовых исследований Института кайзера Вильгельма в Далеме он провел антропологические исследования различных расовых групп, в основном синти и рома, а также близнецов, особенно однояйцевых близнецов.Часть бани (сауны) бараков в блоке 32 была отведена ему под лабораторию, где он проводил антропометрические исследования находящихся в его распоряжении близнецов. Заболевание, известное как водный рак (noma faciei — гангренозный стоматит), появилось в Zigeunerlager летом 1943 года. Ранее неизвестное среди заключенных, оно поразило детей и особенно молодых людей. Менгеле начал исследования причин и лечения.

Менгеле приказал открыть в Zigeunerlager «детский сад», своего рода ясли и дошкольное учреждение для детей до 6 лет, а также для тех, кто его особенно интересует.Поначалу там дети кормили лучше. Однако это был чисто пропагандистский ход. Во время инспекционных поездок в Освенцим высокопоставленных офицеров СС и гражданских лиц водили в детский сад и фотографировали, играя с детьми.

Другой областью научных интересов доктора Менгеле была биологическая аномалия, известная как гетерохромия радужной оболочки глаза, появление разноцветных глаз у одного и того же человека. Многие заключенные синти и рома, страдающие гетерохромией, были убиты в лагере по приказу доктора Ф.Менгеле. Несколько примеров этого явления были собраны в бараках лагерных саун и позже отправлены в Рейх в виде подготовленных образцов.

Менгеле занимал пост главного врача Zigeunerlager до его ликвидации. Позже он стал лагерным врачом (Lagerarzt) для всего лагеря Биркенау.

Во время работы Zigeunerlager некоторые из заключенных там людей были переведены в лагеря в глубинах Рейха, где они работали на фабриках.Некоторые из переведенных людей использовались в псевдомедицинских экспериментах. Несколько цыган были освобождены при условии стерилизации.

Были и другие случаи спорадического освобождения из Освенцима или перевода в лагеря в Рейхе синти и цыган, служивших в немецкой армии или получивших военные награды, а также происходивших от смешанных браков. Наиболее частой причиной освобождения было вмешательство родственников не-цыган.

Синти и рома изо всех сил пытались справиться с невзгодами лагеря; Помогло то, что они остались со своими близкими.У многих из них были музыкальные инструменты, и они создали неформальный оркестр, который часто играл во время визитов высокопоставленных офицеров.

Zigeunerlager в Биркенау просуществовал до 2 августа 1944 года. Вечером около 4,2-4,3 тысячи мужчин, женщин и детей, оставшихся в лагере, были загружены на грузовики и отправлены в газовые камеры. Заключенные пытались сопротивляться, но СС жестоко подавили их сопротивление.

По свидетельствам очевидцев, Хелен Ханнеманн, немка, мужем которой был цыган, отчаянно пыталась спасти ей жизнь.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *