Дениза пуаре – Пуаре, Поль | Энциклопедия моды

Пуаре, Поль | Энциклопедия моды

Поль Пуаре (Paul Poiret, 1879, Париж – 1944, Прованс) – французский модельер, значительно повлиявший на моду первого и второго десятилетий ХХ века. Главным направлением для него был этнический стиль, особенно восточные и греческие мотивы. Творчеству Поля Пуаре были характерны яркие краски, роскошные ткани, персидская вышивка, пестрый батик. Он ввел в моду тунику, пеплос, японское кимоно, восточные тюрбаны с мехом и парчой.

«Моде необходим тиран»

Поль Пуаре

Биография и карьера

Поль Пуаре родился 8 апреля 1879 года в Париже. Его родители были торговцами тканями в обширном квартале крытых рынков, который по сей день остается центром французской текстильной промышленности. Поль рано обнаружил свое призвание. Его мать и три сестры поддерживали его, но отец настоял, чтобы мальчик закончил школу, а после устроил его рассыльным к знаменитому мастеру по изготовлению зонтиков.

«Возможно, в то время я забывал помыть шею, но белые воротнички я менял ежедневно!»

Поль Пуаре

Поль всегда был убежден, что нет ничего важнее, чем внешний вид. Через некоторое время он ушел от своего начальника, взяв с собой лишь отрезы шелка. По вечерам он создавал из них экстравагантные наряды для 40-сантиметровой куклы, подаренной сестрами. Девочки восхищались им и его талантами. Именно этих чувств он требовал от женщин на протяжении всей жизни.

Сестры Пуаре сделали карьеру в той же сфере: Николь Пуаре-Грульт также была модельером, а Мод Пансон – шляпницей.

  • Эпоха начала творчества Поля Пуаре

Начало ХХ века не принесло значительных изменений в силуэте женского костюма. Главным событием того времени стало начало эры кутюрье. На Всемирной выставке 1900 года в Париже избранные Дома моды, в том числе Дусе и Ворта, представили публике свои творения. Первым кутюрье стал англичанин Чарльз Фредерик Ворт, который стал подписывать свои модели собственным именем. При этом разработанная им линия моды не была революционной: он лишь придал чрезмерно объемному кринолину более соразмерную форму, сделав платье плоским спереди, и собрал ткань в складки, которые переместил назад. Так появился турнюр, который вскоре, как и кринолин, начал приобретать все больший объем. В то время женщины по-прежнему были вынуждены придавать своему силуэту форму «песочных часов», затягивая тело в корсет. Они носили высокие накрахмаленные воротники-стойки, вшивные «ветчинообразные» рукава длиной до самых пальцев и длинные юбки. Шляпы того периода имели такой вес, что женщины были вынуждены дополнительно поддерживать шею конструкцией, похожей на собачий ошейник. Обязательными были чулки, зонтик, перчатки. Отсутствие оригинальности в фасонах восполнялось роскошными орнаментами, тесьмой, лентами, складками, бантами, вышивкой, воланами. Главным украшением начала века был жемчуг. Так наряжались «femme ornee» — красотки Прекрасной эпохи. Но уже близилась другая эпоха – «femme liberee», женщины освобожденной. И главным, кто преуспел в раскрепощении дамской одежды, помимо танцовщиц Айседоры Дункан, Маты Хари и Луайе Фуллер, стал кутюрье Поль Пуаре.

  • Начало карьеры кутюрье

Единственной заботой Поля Пуаре была его слава, а мерилом всех вещей был его собственный вкус. Вкус и талант художника помогли ему занять место ассистента у кутюрье Жака Дусе. Поль Пуаре перенял у него не только портновское мастерство и изящные манеры, но и важное для саморекламы обхождение со звездами театра, с которым впоследствии он был связан на протяжении всего периода своей славы, создавая роскошные костюмы.

После прохождения военной службы, в 1901 году Пуаре устроился в ведущий Дом моды того времени – к Чарльзу Фредерику Ворту. Но сыновья первого кутюрье, которые к тому времени унаследовали дело, не ценили в полной мере таланты модельера и не давали работать активно. Для дома Ворта Пуаре создал костюмы-тайеры, дневные платья и манто, которыми и прославился.

В 1903 году Поль Пуаре открыл собственный Модный салон. В этом ему помогла его мать, которая дала сыну 50 тысяч франков для этой цели. Популярная актриса Режан, оставляет Дусе, бывшего босса Пуаре, и становится его первой клиенткой. Она притянула и других звездных клиентов.

В 1903 году Пуаре представил свой первый наряд прямого покроя – «пальто Конфуция».

  • Расцвет славы

Три года спустя, к 1905-му, Поль Пуаре сам стал звездой: его узнавали на улицах, на его праздники съезжалась парижская элита. Кутюрье собрал вокруг себя самых талантливых иллюстраторов, художников и дизайнеров того времени: Поля Ириба, Жоржа Лепапа, Эрте, Мариано Фортени, Вламинка, Андре Дерена, Рауля Дюфи. Пуаре ощущал себя таким же, как они — в своих мемуарах «Я одевал свою эпоху» в 1930 году он писал: «Разве я глуп, когда утверждаю, что я художник?».

Поль Пуаре заявлял, что он объявил войну корсетам. Это утверждение верно, но мотивы его, в отличие от мотивов Габриэль Шанель, были чисто эстетическими. Он находил смешным деление женской фигуры на две части. Вдохновляясь стилем модерн и идеями XVIII столетия, Пуаре в 1906 году создал простое узкое платье, юбка которого начиналась от груди и ниспадала до пола. Он создал силуэт La Vague, повторяющий изгибы женского тела мягко, подобно волне.

Женщина Пуаре по сравнению с затянутыми в корсет красавицами Прекрасной эпохи выглядела юной и подвижной. Под ее легкими платьями очевидно скрывалась хорошая фигура – вместо хорошего корсета. Постоянной моделью и музой кутюрье была его жена Дениза Пуаре – обладательница пропорциональной стройной фигуры.

«Как здорово – найти мужчину, который еще и является вашим супругом, и который одевает вас так, будто вы явились из волшебной страны».

Дениза Пуаре

Поль Пуаре женился на Денизе Буле, которую знал с самого детства, в 1905 году. Она стала матерью пятерых его детей, оставаясь при этом одной из самых элегантных женщин Парижа. В своих мемуарах кутюрье писал: «Она была простушкой, но… я видел скрытую в ней красоту». Дениза отлично подчеркивала все достоинства его свободных платьев. В 1913 году в журнале Vogue он описывал ее как «стройную, юную брюнетку, не стянутую корсетом, без косметики и пудры». Пуаре был хорошим семьянином и очень любил своих детей. Он так и не смог оправиться после смерти дочери Розины и сына Гаспара.

Поль Пуаре, чье имя к тому времени уже стало торговой маркой, давал обещание, что каждая дама, «которая интуитивно чувствует себя рабыней своего вышедшего из моды платья… сегодня ликующе воскликнет… укрыв и одновременно обнажив свою красоту в оригинальных и прелестных одеяниях, которые преподносит ей Пуаре».

Кутюрье заменил корсет гибким бюстгальтером и легким поясом для чулок, а пастельные тона и гирлянды из цветов – сочными красками и четкими узорами. Пуаре отвергал также черные чулки и дарил женщинам иллюзию обнаженных ног, одевая их в шелк телесного цвета. Кроме того, он сделал обязательные в те годы зонтики более легкими, придал им более воздушные очертания.

Пуаре первым использовал каталог, чтобы познакомить публику со своими моделями. В 1908 году он выпустил сборник «Платья от Поля Пуаре» с иллюстрациями Поля Ириба, а в 1911-ом – «Вещи от Поля Пуаре» с рисунками Жоржа Лепапа.

Мода от Пуаре, которая начиналась так просто и гениально, позднее стала переходить границы. Пуаре сдвигал линию талии, а с ней и линию груди, все выше и выше, делал декольте все глубже, а юбки – все уже. В 1910 году он представил «хромую юбку», которая была настолько заужена книзу, что женщина могла передвигаться только крошечными шажками, как гейша. Кутюрье находил это забавным: «Я освобождаю их тело, однако сковываю их ноги». Но на этот раз он ошибся: женщины не последовали за ним и «хромые юбки» не имели успеха. Это не слишком заботило дизайнера: к тому времени Поль Пуаре считал себя султаном, облачающим свой гарем в роскошные восточные одеяния. Он создавал кафтаны и кимоно, шаровары и туники, вуали и тюрбаны. Эти наряды женщины принимали с восторгом. Они радовались богатой роскоши: великолепной яркой вышивке, кружеву с вкраплениями золотых и серебряных нитей, блестящей парче, кайме, отделанной бахромой, жемчугу и дорогим перьям. Причиной такой популярности нарядов Пуаре стало и то, что Востоком все были увлечены еще с тех пор, как в Париже с сенсационным успехом прошли первые гастроли «Русского балета». Барочные постановки Дягилева «Шахерезада» и «Синий Бог» оказали влияние на искусство, моду и даже на сам стиль жизни.

Пуаре с гордостью утверждал, что открыл для себя магию Востока еще задолго до гастролей Дягилева — в 1897 году на традиционной выставке ковров Торгового дома Бон Марше. Но его восточное великолепие было доведено до совершенства лишь после того, как «Русский балет» подготовил для этого почву.

В 1911 году Поль Пуаре устроил у себя один из самых грандиозных костюмированных праздников – «1002-ю ночь». Сам кутюрье играл на нем роль восточного султана, а Дениза – шахини. Газеты писали: «Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почтенные супруги политиков готовы бросить все и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды». Граница между платьем и маскарадным костюмом стала расплывчатой.

Пуаре пытался представить жизнь как один сплошной праздник. Вместе с группой манекенщиц он путешествовал по всему миру: Лондон, Берлин, Вена, Брюссель, Москва, Нью-Йорк. Отовсюду он возвращался с новыми идеями. В Москве он познакомился с модельером Надеждой Петровной Ламановой. Кутюрье остался в восторге от традиционной русской одежды и привез в Париж множество кокошников, косовороток, шалей, платков и сарафанов. Цветы и орнаменты этих изделий вдохновили его на создание первой в мире коллекции на русскую тему – «Казань». По образцу Венских мастерских он основал школу прикладного искусства, где создавались мебель, ткани и предметы декоративного искусства. Пуаре также организовал собственное производство духов.

Созданная Полем Пуаре в 1911 году юбка-брюки вызвала целый скандал. Папа Пий Х за это изобретение передал кутюрье анафеме. В том же году Пуаре основал мастерские, где эскизы художника Рауля Дюфи переносились на тончайший шелк. Во время путешествий дизайнер видел множество копий собственных моделей. Он решил основать Синдикат Высокой моды, чтобы защитить свои оригинальные творения.

В 1913 году Пуаре создал ансамбль из джерси прямого покроя с укороченной юбкой, чем предвосхитил моду 20-х и 30-х годов.

Поль Пуаре стал первым модельером XX века, придающим эстетический оттенок всему, что его окружало. Лишь восемь десятилетий спустя дизайнеры вернулись к этой концепции. В 90-е годы Ральф Лорен, Донна Каран, Кельвин Кляйн и другие представили коллекции предметов для дома, включающие все, вплоть до ароматических свечей. Но эта идея еще в начале века была использована Пуаре на его восточных балах.

  • Угасание популярности Поля Пуаре

Во время Первой мировой войны Поля Пуаре призвали на военную службу. Вернувшись через четыре года с фронта, он увидел, что жизнь вокруг сильно изменилась. О женщинах того времени он говорил, что «они — как ульи без пчел». От своей новой конкурентки Коко Шанель кутюрье отмахивался, называя ее «изобретательницей роскошной бедности».

Поль Пуаре отказывался принять собственное поражение. Он, который освобождал женщин, никак не мог понять, что война сделала для их самостоятельности больше, чем когда-то мода. Он все еще полагал, что женщины только и ждут, чтобы он удивил их своими творениями: «Сначала они поворчат, потом прислушаются, и, наконец, зааплодируют».

Пуаре надеялся вернуть свою прежнюю клиентуру с помощью нескольких великолепных праздников, которые он так мастерски умел устраивать. Чем яснее он видел крушение своих надежд, тем пышнее становились его приемы: шампанское, устрицы, жемчужные колье, выступления великих артистов – Айседоры Дункан, Пьера Брассёра, Иветты Жильбер. Все расходы оплачивал сам Пуаре. Спустя шесть месяцев он оказался в долгах на полмиллиона франков.

Кутюрье нашел инвесторов, которые получали выгоду от Пуаре, но в то же время хотели подчинить его законам рынка. Дизайнер ждал первой возможности снова стать королем модельеров. Ему удалось блеснуть еще однажды — в 1925 году на выставке декоративного искусства. Он отправил курсировать по Сене три корабля: в одном из них размещался роскошный ресторан, другой служил салоном моделей, а в третьем располагался бутик с парфюмерией, аксессуарами и мебелью. Оформление было грандиозным, но и расходы тоже. Его инвесторы отказались возместить их. Пуаре стал банкротом, но при этом продолжал жить на широкую ногу.

От кутюрье ушла его жена. В 1927 году Пуаре закрыл свой Дом мод в Париже и переехал в Канны, где продолжил создавать более скромные коллекции. В 1933 году он выпустил весенне-летнюю коллекцию для Парижского универмага Printemps. Окончательно он закрыл Модные дома в Париже и в Каннах в 1934 году. Совершенно разоренный, Поль Пуаре принялся за живопись: он писал пейзажи маслом. Продажу своих работ он чередовал с торговлей вином, развозя на велосипеде бутылки марочных вин по элитным ресторанам Лазурного берега.

В 1930-е годы Поль Пуаре написал три знаменитые книги – «Одевая эпоху», «Мода и Финансы» и «Возвращайтесь!». Его приглашали читать лекции в Сорбонну, театры изредка заказывали у него сценические костюмы.

С началом Второй Мировой войны Поль Пуаре перебрался в Париж, где записался на биржу труда. В анкете, в графе о предыдущем месте работы он записал «Поль Пуаре», юный клерк отказался принимать эту неполную информацию, и согласно легенде кутюрье сказал: «Мне жалко народ, который не помнит своих героев!».

Поль Пуаре умер в оккупированном Париже 28 апреля 1944 года в полном забвении.

  • Возрождение интереса к творчеству Пуаре

Уже с конца 1950-х годов началось возрождение интереса публики к творчеству Поля Пуаре. Этот интерес был спровоцирован Денизой Пуаре, устроившей первую ретроспективную выставку его творений. Музеи моды по всему миру стали каталогизировать свои модели с грифом Paul Poiret. В эпоху хиппи, в конце 1960-х годов, в Нью-Йорке возникла мода на винтажные вещи от Пуаре. Выставки творчества кутюрье стали собирать толпы почитателей его таланта. Цены на его модели начали стремительно расти вверх, коллекционеры раскупали флаконы духов «Розин», подушки и коврики от «Мартин». Приверженцем стиля Поля Пуаре в 1990-е годы стал дизайнер Джон Гальяно. Его модели из коллекции Christian Dior 1998 года явно воспроизводили стиль великого кутюрье начала века.

wiki.wildberries.ru

Пуаре, Поль — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пуаре.

Поль Пуаре (фр. Paul Poiret; 20 апреля 1879, Париж, Франция — 30 апреля 1944, Париж) — парижский модельер, влиятельнейшая фигура в мире моды первой четверти XX века. Его заслуги перед модой XX века приравниваются к вкладу Пикассо в искусство XX века[1][2].

Поль Пуаре родился в Париже, Франция в 1879 в семье торговца тканями. Работать начал подмастерьем в ателье, где изготавливались зонты. Из остатков тканей для зонтов шил платья для кукол[3].

Карьеру модельера начал с работы у Жака Дусе, затем перешел в ателье Чарльза Фредерика Уорта. В 1903 году Пуаре основывал «Дом Пуаре и raquo». Салон Поля Пуаре был оформлен в восточном стиле с элементами древнегреческого искусства, поскольку модельер в те годы очень интересовался Японией, Китаем и Древней Элладой, что нашло отражение в его моделях новых женских костюмов.

В период 1890—1910 годов модельер пропагандировал возвращение к античной моде: предлагал Парижу платье в виде туники и пеплос, а также ввёл моду на кимоно в Европе.

Модели Поля Пуаре, 1908

Пуаре в 1905 году он предложил рубашечный покрой женского платья без корсета[4].

Также кутюрье является изобретателем так называемой «хромой юбки»[en][5] — юбки с шириной ниже колена около 30 см, которая позволяла передвигаться исключительно семенящей походкой[6].

Поль Пуаре — первый модельер, выпустивший собственную марку духов (1911 год), назвав их в честь своей старшей дочери Розин (Rosine)[7]. Он лично выбрал аромат, придумал дизайн флакона, упаковки и рекламу[3].

Два платья Пуаре, Париж 1920 (Пелопоннеский музей фольклора, Нафплион).

Ксения Куприна, дочь писателя А. И. Куприна, которая работала манекенщицей Дома моды Пуаре, в своих воспоминаниях «Мой отец — Куприн» писала[8]:

Сам хозяин вел себя, как царёк в своём государстве. Волосы и борода у него были нарочито обстрижены на полсантиметра. Этого полного эксцентричного человека знали всюду, журналисты постоянно помещали на него карикатуры. Пуаре часто устраивал для рекламы блестящие приемы. Хозяин заставлял манекенщиц выстроиться в полукруг и долгим тяжелым взглядом рассматривал каждую девушку, потом вдруг делал жест, как бы отгоняя муху. Это значило, что эту девушку выгоняют.

Широкую известность и многочисленные подражания получил устроенный им костюмированный бал «1002 ночи, или Торжество по-персидски», данный в его парижском особняке 24 июня 1911 года. Оформление было сделано на основе коллекции Пуаре по восточным мотивам. Празднество это, являвшееся своеобразным оммажем русскому балету, было навеяно балетом «Шахерезада», поставленным в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Все собравшиеся на этом маскараде были наряжены в восточном стиле (персидскими послами, оттоманскими евнухами, индийскими баядерками, аравийскими одалисками и т. д.). Сам Пуаре предстал в образе восточного султана, его супруга Дениз Буле — его гаремной жены[9]. Большую часть костюмов для бала Поль Пуаре подготовил сам. Бал обошёлся ему в крупную сумму.

Пуаре господствовал в моде до Первой мировой войны, очень много сотрудничал с театрами в создании костюмов, но в 1927 году закрыл свой модный дом. Историки моды полагают причиной ухода Пуаре из мира высокой моды излишнюю вычурность моделей для того времени. Пуаре не смог приспособиться к эмансипации, демократизации и индустриализации моды после Первой мировой войны, он относился к созданию костюма как к искусству, что в межвоенный период не было востребовано. В 1933 году выпускает весеннюю коллекцию для крупного парижского универмага «Printemps». Окончательно закрывает свои Дома в Париже и Каннах в 1934 году. В 1930-е годы, с целью поправить материальное положение, выпустил книги: «Одевая эпоху», «Мода и финансы» и «Возвращайтесь!».

Поль Пуаре умер в оккупированном Париже 28 (?!) апреля 1944 года практически в полной неизвестности.

Основным вкладом Пуаре в моду (помимо избавления женщин от корсетов) была разработанная модельером техники пошива одежды, известная как драпировка. Пуаре, увлеченный стилистикой античных и ориентальных костюмов, предпочитал модели, скроенные по прямым линиям и выстроенные из прямоугольных деталей. Структурная простота его одежды представляла собой «ключевой момент в появлении модернизма» в целом и «эффективно установила парадигму современной моды, безвозвратно изменяя направление истории костюма»[10].

Дизайнерские работы Пуаре представлены в коллекциях музеев моды по всему миру и часто участвуют в выставках. Одной из таких выставок стала «Поль Пуаре и Николь Грульт, мастера моды в стиле ар-деко» (Paul Poiret et Nicole Groult, Maîtres de mode Art Déco ) в Палас Гальер в Париже в 1986 году.

В мае 2005 года модельер Аззедин Алайя представил гардероб супруги художника, Дениз Пуаре, в показе под названием «Свободное творчество» (La Création en Liberté), прежде чем коллекция была выставлена на аукцион.[11]

Нью-йоркский Метрополитен-музей приобрел множество лотов этих аукционных торгов, которые стали ядром первой американской выставки-ретроспективы 2007 года «Поль Пуаре: король моды»[12].

В 2011 году эта выставка экспонировалась в России, отмечая сотую годовщину визита Поля Пуаре в Москву и Санкт-Петербург.[13]

Духи Parfums de Rosine, созданные Пуаре, хранятся в нескольких музеях, включая Осмотеку в Версале.[14]

В 2013 году Международный музей парфюмерии в Грассе представил новаторские парфюмерные разработки Пуаре на выставке под названием «Поль Пуаре: Парфюмер кутюрье»[15].

Коммерчески несуществующий с 1933 года, бренд «Poiret» вызывал интерес у многих. Несколько компаний оспаривали права на бренд до тех пор, пока люксембургская частная инвестиционная компания Luvanis, специализирующаяся на возрождении бездействующих брендов, не приобрела полные права на торговую марку «Paul Poiret» в начале 2010-х годов. Став полноправным владельцем бренда, Luvanis обратилась к лондонскому инвестиционному банку Savigny Partners для поиска подходящего покупателя.[16]

После долгого и тщательного отбора, для возрождения бренда «Poiret» был выбран южнокорейский модный гигант Shinsegae International, также являющийся дистрибьютером брендов Givenchy , Céline , Brunello Cucinelli и Moncler. Убежденная амбициями концерна Shinsegae, творческим видением и уважением к наследию Пуаре, компания Luvanis продала корейскому гиганту права на бренд в 2015 году[17].

В январе 2018 Shinsegae официально подтвердил международный перезапуск бренда «Poiret». В качестве главы дома была представлена Anne Chapelle, должность арт-директора заняла парижская кутюрье Yiqing Yin [18].

«Вилла Поль Пуаре», (1921—1923, завершена в 1932 году) в Мези-сюр-Сен. Архитектор Р. Малле-Стивенс
  1. ↑ Bowles, Hamish. «Fashioning the Century.» Vogue (May 2007): 236–250
  2. Josh Patner. The Way We Move (англ.) // Slate. — 2007-05-18. — ISSN 1091-2339.
  3. 1 2 Марк Тангейт, 2014, с. 25.
  4. Иванова И. Стиль на Миллион от Шанель до Путина. Секреты от Правильного Гардероба. — Litres, 2018-03-13. — 97 с. — ISBN 9785457749474.
  5. Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева. Стиль в костюме XX века. — МГТУ им. Косыгина, 2003. — 160 с.
  6. Ермилова Д. История домов моды 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов. — Litres, 2018-04-13. — 444 с. — ISBN 9785041101527.
  7. ↑ Поль Пуаре: первая жертва моды — Газета Я (рус.), Газета Я (28 сентября 2011). Дата обращения 24 апреля 2018.
  8. Куприн К. А. Куприн — мой отец (неопр.). www.rulit.me. Дата обращения 24 апреля 2018.
  9. Скляренко В. М, Вологжина Н. И, Исаенко О, Колозинская И. А. 100 знаменитых мира моды. — Directmedia, 2013-12-30. — 509 с. — ISBN 9789660333109.
  10. ↑ Метрополитен-музей — Специальные выставки: Пуаре: Король моды (неопр.).
  11. Менкес, Сьюзи. Прекрасная свобода: модернистское видение Пуаре. (неопр.). Нью-Йорк Таймс (26 апреля 2005 г).
  12. ↑ Poiret: King of Fashion (неопр.).
  13. Чекурда, Екатерина. «Пуаре, забытый модельер» (неопр.) (11 октября 2011 г.).
  14. ↑ [www.osmotheque.fr/en/ Osmothèque – Conservatoire international des parfums.] (неопр.).
  15. ↑ Paul Poiret, premier couturier parfumeur, célébré à Grasse (неопр.).
  16. Socha, Miles. «Paul Poiret Poised for Brand Revival» (неопр.) (27 October 2014).
  17. Astrid Wendlandt. «The Rebirth of Paul Poiret» (неопр.) (July 5, 2017).
  18. Ahmed, Osman. Anne Chapelle’s Next Move: Rebooting Poiret (неопр.) (30 January 2018).
  • Марк Тангейт. Построение бренда в сфере моды: от Armani до Zara = Fashion Brands. Branding Style from Armani to Zara. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 310 с. — ISBN 978-5-9614-4618-0.
  • Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1986. — С. 608.
  • Shaeffer, Claire B. Couture Sewing Techniques. — Taunton Press, 2001. — С. 218.
  • Алексей Мокроусов. Эмансипация тела // The New Times, 2011. № 39. 21 ноября. [1]

ru.wikipedia.org

«Пуаре — король моды» — История красоты — LiveJournal


«Впервые в жизни я пришла к модному модельеру и поддалась роковому соблазну тканей, красок, форм, даже шляпок;
при том, что я никогда не носила ничего, кроме моей маленькой белой туники – шерстяной зимой и полотняной летом,
— я не могла отказать себе в удовольствии заказывать великолепные платья и носить их. Впрочем, у меня есть одно оправдание.
Это был не обычный модельер, но гений, Поль Пуаре, который умел, одевая женщин, создать произведение искусства»
(Айседора Дункан)

  Сейчас в Кремле проходит выставка «Пуаре — король моды». Она приурочена к 100-летию визита Поля Пуаре в Москву и Санкт-Петербург. Ровно сто лет назад он посетил наши столицы с лекциями о моде и  собственными манекенщицами.

  У каждого десятилетия есть дизайнер, более других способный предугадывать и воплощать желания женщин. В 1910-х годах таким оракулом моды был Поль Пуаре, известный в Америке как «король моды». В Париже его называли просто Великолепным, по аналогии с Сулейманом Великолепным. Ему удалось установить канон современной одежды и разработать основы современной индустрии моды.

  Путь Пуаре в моду начинался традиционно – с продажи эскизов придуманных им моделей. Усилия увенчались успехом в 1898 году, когда кутюрье Мадлен Шерюи приобрела двенадцать выполненных им эскизов. В том же году он начал работать для Жака Дусе, одного из известнейших кутюрье Парижа. Настоящую славу Пуаре принесла накидка, созданная им для актрисы Режан к пьесе «Заза». Накидка из черного тюля на подкладке из черной тафты была украшена изображениями крупных белых и розово-лиловых ирисов, которые выполнил художник Биллоте. Как писал сам Пуаре, «весь трагизм романтической развязки, вся горечь четвертого акта были в этой чрезвычайно выразительной накидке, и когда она предстала глазам зрителей, им стал ясен конец пьесы… С этого момента я утвердился у Дусе и во всем Париже».

  В 1903 году Пуаре открывает собственный модный Дом. Через несколько лет он основал парфюмерно-косметическую компанию и компанию по производству предметов украшения интерьера. Таким образом, Пуаре стал первым кутюрье, связавшим моду с дизайном интерьера и проводившим в жизнь концепцию «общего стиля жизни».

  На протяжении первого десятилетия своей работы в качестве независимого кутюрье он не только отказался от устоявшихся правил изготовления одежды, но и ниспровергал, а порой и разрушал принципы, лежавшие в их основе. Он начал с тела, первым делом, в 1903 году, освободив его от нижней юбки, а в 1906-м, — от корсета. Несмотря на то, что в дамском костюме линия талии постоянно меняла место своего расположения, стягивавший женскую фигуру корсет, сохраняясь почти без перерыва с эпохи Ренессанса, отчетливо делил ее на две части.

  Обращаясь одновременно к античным и региональным типам костюма, главным образом к греческому хитону, японскому кимоно, а также североафриканскому и ближневосточному кафтану, Пуаре выступал сторонником фасонов, скроенных по прямой и составленных из прямоугольников. Акцент на плоскость привел к полному перевороту в оптическом восприятии моды. Цилиндрический гардероб пришел на смену классическому, делавшему женщину похожей на изваяние, сменив трехмерный образ двухмерной абстракцией.

  Считая задачей всех своих разнообразных предприятий стирание различий между модой, декоративно-прикладным и изящным искусством, Пуаре осознанно приступил к ее решению и организовывал представления в качестве кутюрье, дизайнера, коллекционера произведений искусства, устроителя вечеринок и антрепренера. О Пуаре говорили как о заядлом театрале, и театр, в свою очередь, отчетливо проступал во многих его действиях, накладывая отпечаток не только на костюмы, создававшиеся им для публичных представлений, но также на модные показы и вечеринки, устраивавшиеся в его Доме. В дополнение к сцене для показов коллекций в помещении Пуаре также использовал в качестве декорации сад, где манекенщиц порой фотографировали прямо на дороге, в движении.

  В 1905 году Дениза Буле, девятнадцатилетняя дочь провинциального производителя текстиля из Эльбефа в Нормандии, вышла замуж за Поля Пуаре, который был на шесть лет старше ее. Она прожила с ним двадцать три года и родила ему пятерых детей.

  Пуаре начал создавать для нее платья сразу после помолвки. Подобно Пигмалиону, он провозгласил, что только он с самого начала разглядел ее потенциал. Так это или нет, но фотографии, запечатлевшие их последующую жизнь, свидетельствуют о том, что его жена тоже была стилистом, — в том, как она комбинировала одежду, как грациозно позировала перед камерой, как естественна была в салонах и садах своего дома. Дениза Пуаре была художественным директором модного дома Поля Пуаре и лучшей рекламой своего мужа. Ее стройную фигуру Поль Пуаре использовал как идеальную модель для конструирования своих струившихся с плеч платьев-футляров. В 1913 году он утверждал в журнале «Вог»: «Моя жена – это вдохновение для всех моих творений, она выражение всех моих идеалов».

  Дениза Пуаре, одетая для праздника «Тысяча вторая ночь».

  Заслугой Пуаре являются не только поразительные инновации в стилистике и конструировании одежды, но и то, что он разработал отточенную стратегию маркетинга, представляя костюмы и предметы моды как произведения искусства, а себя – как вдохновенного художника и покровителя искусств.

  Использование искусства в качестве движущей силы для создания фирменного стиля позволило творениям Пуаре (а вместе с ними и ему самому) подняться на пик моды. Пуаре не первым из портных использовал искусство для того, чтобы получить доступ к высококультурному и элитарному обществу. И Чарльз Фредерик Ворт, и Жак Дусе собрали значительные коллекции произведений искусства. И все же Пуаре оказался наиболее последовательным в использовании современного искусства для повышения прибыльности многих его коммерческих предприятий. О начале своего независимого пути он вспоминал в мемуарах так: «Я стал принимать художников и объединять их вокруг себя». Общение Пуаре с теми или иными художниками выливалось в заказы, связанные с его профессиональной деятельностью, но до Первой мировой войны он также собирал свою коллекцию произведений искусства, и обе сферы деятельности пересекались, взаимообогащая друг друга.

  Наталья Лисенко в костюме от Поля Пуаре в фильме «Двойная любовь».

  На фотографии 1916 года «мадемуазель Спинелли предпочитает духи Пуаре «Запретный плод«, изображающей парижскую актрису Андре Спинелли в ее новых апартаментах на Марсовом поле, искусство, мода и дизайн интерьера объединены под знаком женского начала. Прислонившись к стене в своем крытом дворике она изображает состояние экстаза; лишь полоска лифа пересекает ее спину, а пышная юбка от Поля Пуаре поражает богатством узора. Эта современная Ева широко раскинула руки, делая вид, что откусывает яблоко с нарисованного дерева, которое является составной частью изысканного декора в эдемском духе, созданного для нее иллюстратором Полем Ирибом совместно с ателье «Мартина».

  Если сейчас не требуется доказательств того, что мода и парфюмерия идут рука об руку, то до 1911 года это было не так. Именно в этом году Пуаре, первый из кутюрье, создал парфюм

bellezza-storia.livejournal.com

Поль Пуаре: модельер, проигравший в битве с Шанель

Поль Пуаре (Paul Poiret) — французский кутюрье и влиятельнейший модельер 1910-х. Был приверженцем неоклассицизма и восточных мотивов в одежде. Славился своим новаторством.

Годы жизни: 20 апреля 1879 — 30 апреля 1944

Место рождения: Франция, Париж

Выступал за замену корсета бюстгальтером, а также изобрел первый аналог юбки-карандаша — «хромую юбку», которая из-за жесткости ограничивала длину шага.

«Я освободил женщинам бюст. И я же сковал их ноги» — шутил модельер.

Краткая биография

Отец будущего законодателя мод торговал одеждой. Родители хотели, чтобы сын стал зонтичным мастером и отправили его в подмастерья к одному из производителей зонтов.

Однако Поль с малых лет интересовался модой и часто рисовал эскизы платьев для кукол сестер. Позже он стал шить свои задумки из лоскутков, которые оставались от материала для зонтов.

В юности свои эскизы Пуаре стал продавать Домам Моды. Какое-то время он также был наемным дизайнером у модельера Чарльза Фредерика Уорта.

В 1903 году Поль занял денег у матери и открыл собственный магазинчик с одеждой в Париже. Его стиль породил революцию в мире моды и маркетинга. И уже к 1907-ому Пуаре стал одним из популярнейших модельеров Франции.

Стиль одежды Пуаре и его новаторства

Поль Пуаре запомнился несколькими модными реформами:

  • заменил корсет на бюстгальтеры;
  • создал асимметричные юбки;
  • ввел в моду юбку-брюки, турецкие штаны и туники;
  • изобрел «хромую юбку»;
  • создал платье-абажур;
  • поднял линию талии.

Подняв линию талии, модельер подчеркнул женскую грудь и зрительно удлинил ноги. Так появилось его знаменитое «викторианское платье» — один из символов стиля арт-деко в одежде.

Кстати, дизайнер нередко вдохновлялся традиционными народными костюмами.

Примеры платьев

Предлагаем самостоятельно взглянуть на платья Поля Пуаре. На некоторых фото можно увидеть его самого:




А это варианты в цвете. Сейчас эти платья находятся в музее:


Маркиза и роковая женщина того времени, Луиза Казати, в платье от Пуаре (1910 год):

Американская галеристка и меценат Пегги Гуггенхайм в роскошном наряде от Поля (1923 год):

Закат империи и победа Шанель

Конец истории печален.

Во время Первой мировой войны Поль Пуаре полностью посвятил себя созданию военной формы. Когда он вернулся в свой Дом Мод, было слишком поздно. Простые силуэты от Шанель оказались уместнее его роскошных нарядов, вышедших из моды. Фантазийные фасоны оказались никому не нужны. В 1929 году ателье обанкротилось.

Свои последние годы гений моды прожил в бедности, работая уличным художником. Умер модельер в 1944 году.

Интересные факты

  1. Узкая юбка Пуаре произвела настоящий фурор. Она была настолько узкой, что женщина еле могла сделать шаг. Это напоминало семенящих гейш и было очень в духе востока, как и любил дизайнер. Модель породила множество осуждений и насмешек. Однако модницы очень полюбили ее.
  2. Поль любил русский балет и часто им вдохновлялся. Также он создал некоторые сценические костюмы для балетной труппы Дягилева.
  3. Говорили, что на творчество гения сильно повлиял русский иллюстратор Леон Бакст. Однако Поль это отрицал.
  4. Дизайнер предпочитал яркие оттенки фиолетового, красного, оранжевого, зеленого и синего.
  5. Музой Пуаре была его жена — Дениза Буле. Он создавал для нее наряды, и почти каждый ее выход в свет был эпатажным. Иногда вплоть до скандальности. Это были первые зачатки рекламы.
  6. Дениза как-то сказала: «Как здорово найти супруга, который одевает вас так, будто вы прибыли из волшебной страны».
  7. Поль был одним из первых, кто выпустил брендированные духи — Le Parfums de Rosine. Он назвал их в честь одной из своих дочерей.
  8. Кутюрье открыл Школу декоративных искусств, которую назвал в честь другой своей дочери — Atelier Martine.
  9. Дизайнер провел множество пышных костюмированных вечеринок. Одна из таких называлась «Тысяча и вторая ночь» и была посвящена восточным сказкам. Пуаре был султаном, а его жена – шахиней. Вечер произвел фурор и породил множество статей в газетах.

Напоследок — несколько фотографий из жизни:

Фото с той самой вечеринки «Тысяча и вторая ночь»:

Вечеринка 1927 года:

С семьей:


Рабочие моменты:



Логотип:

Портрет с личной подписью:

clauda.ru

ПОЛЬ ПУАРЕ — nata_kisa — LiveJournal

Прошел не один год, прежде чем японское кимоно превратилось в иной вид одежды. В конце 19 века на рубеже перехода к модерну царствовала эклектика, стили легко перемешивались, этника сплавлялась со средневековьем, можно отметить, что на чайных платьях, которые я показывала в предыдущих постах, рукав кимоно похож на средневековые готические рукава. Это закономерно, непривычное и чужое всегда ассоциируется с чем-то привычным.  Наконец крой кимоно и его декоративные особенности стали привычными и дизайнеры двинулись дальше — они создавали на этой основе уже новые креативные вещи.
Нельзя сказать, что до Поля Пуаре, никто не занимался адаптацией восточной моды. В годы популярности турецкого костюма Чарльз Ворт создал такой вот костюм.

Однако Поль Пуаре связан в истории моды с активным освоением японской традиции и у него она удивительным образом смешалась с вдохновениями от русского балета.

Поль Пуаре оставил после себя интересные мемуары под названием «Одевая эпоху», название вполне определяет его деятельность в переломный момент истории моды. Разумеется, не только он, и другие модельеры двигали моду в то время в сторону упрощения, освобождения от пут корсетов, турнюров и прочей консткрутивной сложности.
Поль Пуаре сам себя называл «королем моды», если его имя сейчас не так известно, как имя Габриэль Шанель, то скорее потому, что Шанель успела поработать уже после Второй мировой войны. Война, а Пуаре умер в 1944 году, была порядочным рубежом между модой начала века, которая жила еще тем, что было во многом заложено в 19 веке. И модой послевоенной, когда началось поточное производство, стала сходить на нет рукодельная эксклюзивная составляющая.
И, тем не менее, Пуаре — один из создателей современной моды. очень многое из того, что он сделал можно одеть сейчас.

Пуаре родился в 1879 году в семье торговца тканями, который держал магазин на территории «Чрева Парижа».  Все дети в семье : сын и две сестры стали заниматься так или иначе модой. Одна из сестер Мод  стала шляпницей, вторая -Николь  Пуаре-Грульт тоже дизайнером моды, она держала свой дом моды с 1911 по 1935 годы и составляла брату конкуренцию.
Поль Пуаре поступил в 1896 году  в дом Жака Дусе, человека с прекрасным вкусом и богатой клиентурой, у него он сформировал свой вкус. Первая же модель Пуаре в доме Дусе продалась 400 раз.
Дусе  одевал известных актрис, например Габриэль Режан ( Gabrielle Rejane)
Габриэль в наряде от Дусе.

Габриэль в наряде от Дусе.
Пуаре создал для Режан манто для спектакля по Бальзаку «Заза». Это манто принесло ему известность.
Дусе ценил своего ученика, всячески поощрял и помогал оттачивать талант. Позднее он так же помог Мадлен Вионне, которая тоже у него училась.  Пуаре и Дусе сохранили дружеские отношения, через годы Пуаре помогал учителю создавать интерьер его дома.            
После года в армии в 1903 году Поль идет работать в дом Ворта на рю де Ла Пэ, 7. Сыновья Ворта, наследники его дела, не были так талантливы, как их отец, им понадобился кутюрье, который смог бы поддерживать уровень дома. В дом Ворта Пуаре создал свое знаменитое манто, которое Ворты прозвали «древесным клопом» из-за его необычного кроя. Ворты тогда не поняли, что присутствуют при создании новой моды. В одной из своих коллекций для дома Диор Джон Гальяно создал свою версию манто от Пуаре.

Пальто от Ворта, 1910 год. Десять лет спустя. Воротник по принципу кимоно, напоминающие петли украшения из кумихимо ( японский шнур)

Благодаря поддержке матери Пуаре решился открыть в 1905 году свою мастерскую на рю Обер. Для начала он арендовал половину портновской мастерской и у него было 8 служащих. Оборудование было бедным, но клиенток это не отпугнуло. Пуаре уже имел известность и к нему стала обращаться та же Режан и другие дамы. Позднее  у него одевалась Ида Рубинштейн, Пегги Гугенхейм

Айседора Дункан, котораятоже была его клиенткой, в своих воспоминаниях «Моя жизнь. Моя любовь» позже напишет: «Впервые в жизни я пришла к модному модельеру и поддалась роковому соблазну тканей, красок, форм, даже шляпок; при том, что я никогда не носила ничего, кроме моей маленькой беой туники — шерстяной зимой и полотняной летом, — я не могла отказать себе в удовольствии заказывать великолепные платья и носить их. Впрочем, у меня есть одно оправдание. Это был не обычный модельер, но гений, Поль Пуаре,который умел, одевая женщин, создать произведение искусства».
В 1905 году Пуаре встречает свою музу, ею стала Дениз, будущая мать его пятерых детей, модель и вдохновительница.

Дениз стала его единомышленницей, Пуаре одевал жену и она стала иконой стиля, глядя на Дениз женщины впитывали новый образ, поначалу непривычный. Дениз носила короткую стрижку, не одевала корсет и была худа. Каждый выход в свет Денизы обсуждался в модной прессе и салонах.
Дениз. 1919 год


Собственно говоря, она была женщиной из эпохи ар-деко только её модный образ под чутким руководством мужа сложился в 1910 е годы. Считается, что впервые она вышла в свет без корсета в 1906 году, отправившись на крестины в наряде под названием Лола Монтес по имени танцовшицы-авантюристки, в которую был влюблен баварский король Людвиг. Начиная с 1907 года Пуаре предлагает своим клиенткам платья в стиле времен Директории: простые, без корсета и нижних юбок, ниспадающие складками.

Пуаре любил давать платьям имена с историческими ассоциациями: «1811 год», Белоснежная Жозефина», «Евгения» в честь императрицы. В его костюмах стали причудливо переплетаться японизм, греческие мотивы, арабские, мотивы русского костюма.ми.
В это время в Париже имели бешеный успех дягилевские сезоны. В 1909 году Париж поразили декорации и костюмы Бакста к «Клеопатре».

Восток, экзотичный, яркий, для русских такой же экзотичный, как для парижан, но для парижан он соедился с представлением о русскости, о её азиатской составляющей. Нижинский и Карсавина, «Шехарезада» и «Жар-Птица» вдохновляли художников на картины, дизайнеров на создание одежды с восточным колоритом.

Бакст. Эскиз костюма.

Жорж Барбье.

Жак-Эмиль Бланш написал русских звезд балета: Нижинского, Карсавину, Иду Рубинштейн.

Пуаре для премьеры 1913 года  «Весны Священной» в театре Елисейских полей он специально создает для Дениз платье. Он не пропускал ни одной премьеры русского балета.

Осенью 1911 года Пуаре отправляется в турне.

В том числе посещает Москву, где Надежда Ламанова показывает ему Кремль, Щукинский музей современного искусства и блошиный рынок. Пуаре привозит большую коллекцию русского костюма и создает коллекцию «Казань».

Пуаре с женой проводит балы-маскарады. По этой фотографии, где он вместе со знаменитой танцовщицей Жозефиной Бейкер, ясно, что он мог вести себя раскрепощенно.

В 1911 году бал-маскарад «Тысяча вторая ночь или торжество по -персидски» особенно удался. Вдохновленный русскими балетами, Пуаре переоделся в наряд султана: белую тунику, атласный халат,тюрбан.

Дениз в восточном костюме

Гости в юбках-абажурах и бархатных безрукавках веселились, воображая, что находятся в восточном оазисе.

Восточные костюмы от Пуаре теперь хранятся в музее.  Музей Метрополитен.

Костюмы в музее Киото

В другой раз был «античный» маскарад «Праздник Вакха» и Пуаре в роли Юпитера.

Такие вечера помогали привыкнуть к новой одежде. Вспомним бал Людовика в 1742 году и гостей в китайских костюмах.
В моду вошли небольшие тюрбаны с эгретами — украшениями из драгоценностей и перьев.


Шапочка от Пуаре. 1908 год.


Пуаре снова соединил шаровары с туникой, то, что не удалось ввести в моду Амалии Блумер.  И еще он создал. так называемую «хромую» юбку, такую узкую, что ходить в ней было тяжело.

Пуаре ввел в моду яркие цвета, вопреки царящим тогда пастельным, как он говорил «нервическим».

Начиная с первых манто для дома Дусе Поль Пуаре создает много других, легко заметить в них влияние японского кроя: запах, декоративность, прямые японские рукава. Их силуэт и длина, разумеется менялись в соответствии с изменениями в моде. Манто прошли путь от халата и театрального манто до почти привычного нам пальто.

Эскиз театрального манто от Пуаре

Воплощение.

1912

Что появилось нового ? Меховые оторочки, влияние «русского стиля», отделка мехом. Так неожиданно японское и русское соединились и создали новый образ.

Манто «Сесострис». Музей Гальера. 1923 год

Манто по мотивам Пуаре на Ширли Мак Клейн в фильме «Аббатство Даунтон»

Лейбл Дома представлял собой  вытканную черным шелком на белом атласе надпись «Поль Пуаре а Пари» и слева располагалась изображение розы. Одним из самых известных сопутствующих товаров  этой фирмы были духи «Роза Розины», разлитые в необычнейшие по дизайну флаконы. Розиной звали одну из дочерей Пуаре.

Решетка для дома Пуаре на Елисейских полях, 25 и  лестница внутри была созданы  известным парижским мастером Эдгаром Брандтом.

Пуаре сотрудничал с известными художниками. Художник-декоратор Рауль Дюфи создавал для него удивиельные ткани.
Рауль Дюфи. Рисунок манто Пуаре

Для рекламы своей моды и своего нового стиля Пуаре пригласил художников -иллюстраторов моды. В 1908 году вышел малым тиражом альбом «Платья Поля Пуаре, увиденные Полем Ирибом». Через 4 года вышло издание с иллюстрациями Жоржа Лепапа «Вещи Поля Пуаре». Некоторые платья остались на фотографиях и в оригинале,
Вечерний наряд 1912 по мотивам японского кимоно.

  А что-то мы можем увидеть только в иллюстрациях  Барбье, Ириба и Лепапа

Как рисовал сам Пуаре ?

Известно, что шить он на самом деле не умел. В его биографии был любопытный эпизод. Во время Первой мировой, поддавшись поры

nata-kisa.livejournal.com

Модельер Поль Пуаре: биография и фото

Гениальный, удивительный человек Поль Пуаре по праву заслужил звание императора парижской моды. Он по своему не совсем скромному признанию (что простительно великим талантам) «одевал эпоху», самых красивых и знатных женщин тех времен. Среди его клиентов — вся европейская, в том числе и русская аристократия, а также творческие личности. А его современниками были Коко Шанель, Жак Дусе, Чарльз Уорт, Н. П. Ламанова и т. д.

Поль Пуаре, биография: ранние годы

Будущий великий кутюрье родился в Париже в семье торговца текстильными товарами. О том, каким было его детство, сказать трудно, ведь достоверных данных нет. В своей биографической книге П. Пуаре в большей степени уделяет внимание платьям, эскизам и шляпкам, которые уже в то время занимали его ум и фантазию. С юных лет он кроил и шил самостоятельно для своих сестер. Уже тогда талант мальчика пробивался наружу и требовал признания.

Поль Пуаре вырос вместе с тремя сестрами, причем одна (Николь Грульт) впоследствии занималась созданием платьев и даже имела свой Дом моды в Париже. Вторая тоже обрела славу, правда, уже выдающейся шляпницы. Несмотря на явное увлечение сына модой и всем, что с ней связано, отец не желал принимать это всерьез, поэтому настоял, чтобы мальчик отучился в школе. После ее окончания он устроил его на работу рассыльным у знаменитого мастера по изготовлению зонтиков. Но вскоре Поль Пуаре (фото см. ниже) ушел из мастерской. Взяв отрезы шелковой ткани, он стал шить свои первые наряды для куклы, подаренной некогда сестрам.

Начало творческого пути

Свою карьеру будущий великий мастер начал с работы у известного французского модельера, коллекционера и мецената Жака Дусе, затем было ателье Чарльза Уорта, где он в основном занимался дизайном и пошивом верхней одежды (манто, накидки). А уже в 1903 году Поль Пуаре основал свой собственный Дом моды. Успех был поистине молниеносным и ошеломительным, в первую очередь благодаря уже приобретенным связям и популярности у знатных клиенток, аристократии.

Он активно пропагандировал возвращение к моде античных времен и ввел в обиход платья в виде туник и пеплос, а также предложил парижанкам новый, как сейчас сказали бы, тренд – кимоно.

Семейная жизнь

Поль Пуаре — модельер с эмоциональным характером, яркая и увлекающаяся натура. Без музы он существовать просто не мог. Ею стала Дениза Буле, на которой он женился в 1909 году. По признаниям самого мастера, именно она являлась воплощением всех идеалов. Очаровательная женщина из провинции удивила горожан, а в ярких, уникальных и изысканных нарядах, создаваемых специально для нее, раскрылась ее красота. Каждый их выход в свет превращался в событие, сенсацию. Пару обсуждали пресса и общество. Безусловно, присутствовало в их жизни стремление к эпатажу публики, доходящего порой до грани скандальности. Именно в этот временной промежуток Поль Пуаре (платья см. на фото) обретает славу самого именитого кутюрье мира, его сопоставляют с художником, творцом, а новинки льются, словно из рога изобилия.

Семейная пара прославилась и в качестве устроителей грандиознейших костюмированных вечеров, которые проводились ежегодно. Каждый праздник имел свою тему, но особенно прославился вечер «1002-я ночь», состоявшийся в 1911 году.

К сожалению, не все красивые истории имеют соответствующее продолжение и завершение. Супруги развелись в 1928 году, когда финансовое благосостояние Пуаре пошло на спад. В чем крылась истинная причина расставания спустя столько лет, сказать уже никто не может. Однако в одном из газетных интервью Дениза обвинила его в жестокости, а Пуаре, в свою очередь, назвал ее поведение оскорбительным.

Этнические мотивы в творчестве

В 1910 году после посещения балета «Шахерезада» в Париже Поль Пуаре был настолько впечатлен, что не смог пройти мимо очарования и загадочности Востока. Впервые в его коллекциях появились модели с этническими мотивами, а еще через год он даже организовал костюмированную тематическую вечеринку «Тысяча вторая ночь». Сам кутюрье предстал в образе влиятельного падишаха. После столь грандиозного события восточные мотивы в одежде надолго завладели светскими львицами. Шаровары и юбка-брюки, тюрбаны – все это превратилось из экзотики в наряд для вечернего выхода.

Русский стиль в работах кутюрье

Впервые с русскими талантами Пуаре столкнулся при посещении балета, которому рукоплескала вся Европа. Привлеченный самобытностью и колоритом, он решил поехать в турне по Восточной Европе, в том числе в Москву и Петербург. Именитый кутюрье пришел в полный восторг от русского народного костюма (пышных сарафанов, кичек, косовороток, кокошников, платков и шалей). Он даже привез некоторое количество одежды с собой в столицу моды. Сочные, живописные цветы и орнамент – все это Поль Пуаре (платья представлены на фото) использовал для создания первой в мире коллекции одежды с русскими мотивами. Называлась она «Казань».

Армяк от Поля Пуаре

В своем исконном варианте под данным элементом традиционно русского костюма понимается крестьянский кафтан с прямыми рукавами и спинкой, неотрезной в линии талии. Армяк Поля Пуаре – это стилизованный, впервые сшитый для жены Денизы костюм. Для него использовалась темная роскошная ткань, подчеркивающая самобытность и колорит русского стиля.

Бессмертное творение кутюрье

Гардероб современной женщины просто немыслим без элегантной и сексуальной юбки-карандаш. А между тем история ее создания уходит корнями в начало двадцатого века. Именно тогда был создан прототип – «хромая юбкаюбка» годе. Поль Пуаре назвал ее именно так в связи с тем, что узкий подол затруднял движение, и женщины вынуждены были семенить, перемещаясь маленькими шажочками. «Хромая юбка» легла в основу не только силуэта «карандаш», но и годе, знаменитого и популярного силуэта «русалка» для вечерних и свадебных нарядов.

Книги П. Пуаре

Наперекор судьбе и нелегким жизненным обстоятельствам в 1930-х годах кутюрье выпускает в свет три свои книги: «Мода и Финансы», «Одевая эпоху» и «Возвращайтесь!». Все они, по сути, представляют собой мемуары. Колоссальные труды, читать которые — одно удовольствие, целая череда знаменитых имен, ярких событий на фоне драматической истории двадцатого века.. Поль Пуаре был личностью незаурядной и многогранной, его приглашали в качестве лектора в Сорбонну, а театры иногда давали заказы на создание сценических костюмов.

Забвение великого модельера

С 20-х годов прошлого столетия тенденции капризной моды начали претерпевать изменения, сказались на этом и мировые политические потрясения, война. В истории все закономерно, и одни имена сменяются другими. Так случилось и с Полем Пуаре. Особенно часто среди его конкурентов упоминается не менее великая Коко Шанель. Модельер просто не мог адаптироваться к так быстро изменившемуся миру, в результате чего был вытеснен с модного олимпа. После 1925 года он оказался на пороге бедности и вынужден был продать свою мастерскую, коллекции картин и других предметов искусства. Умер он в полном забвении и бедности в 1944 году. И только спустя полтора десятка лет публика вновь вспомнила это имя — Поль Пуаре. Эскизы и сохранившиеся экземпляры авторской одежды были выставлены его бывшей женой. Время сделало еще один виток, и, пройдя страшную войну, люди захотели той забытой, яркой, необузданной красоты.

В 2005 году из личной коллекции жены и детей Пуаре было продано более шести сотен различных предметов гардероба. Некоторая часть лотов сопровождалась фотографиями из личного семейного архива. Чудом сохранившиеся вещи (не всегда в хорошем состоянии) разошлись по знаменитым мировым музеям моды.

Поль Пуаре — король моды двадцатого столетия, подаривший женщинам свободу в прямом и переносном смыслах. Он совершил революцию в дамском гардеробе, первым предложив отказаться от корсетов, длинных кос, и примерить на себя брюки. Яркая звезда талантливого мастера, к сожалению, блистала недолго, но имя его навсегда вписано в историю.

fb.ru

Поль Пуаре — Одевая эпоху » Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

Вы держите в руках уникальную книгу, которая три четверти века шла к русскому читателю. Поль Пуаре – абсолютный гений своего дела, величайший из великих парижских кутюрье ХХ века. Знаменитая книга «императора парижской моды» впервые вышла в Париже в 1930 году и облетела в переводах весь земной шар. Наконец-то она появилась и на русском языке!Поль Пуаре в годы написания своих мемуаров уже сошел с Олимпа большой моды и не случайно назвал их – «Одевая эпоху». Более точного названия и придумать было невозможно – именно эпоху! – целое поколение прекрасных дам, небожительниц belle époque одевал он, делая это изысканно и элегантно.

Поль Пуаре

Одевая эпоху

Серия «Mémoires de la mode от Александра Васильева»

Paul Poiret. En habillant l′époque

Серия «Mémoires de la mode от Александра Васильева» основана в 2008 году

Благодарим Кристиана Дюме-Львовского (Париж) за содействие в издании книги

Предисловие, научное редактирование и фотографии из личного архива Александра Васильева

Дизайн серии – Александр Архутик

Сканирование, обработка фотографий и цветокоррекция: А. Е. Комаров

На переплете – Поль Пуаре, Париж, 1930 – Александр Васильев, Москва, 2007. Фото Джеймса Хилла

© Editions Grasset et Fasquelle, 1978

© H. Ф. Кулиш, перевод на русский язык, 2011

© А. А. Васильев, предисловие, фотографии из личного архива, 2011

© ООО «Издательство «Этерна», оформление, 2011

Предисловие к русскому изданию

Удивительный мир Поля Пуаре

Вы держите в руках уникальную книгу, которая три четверти века шла к русскому читателю. ПОЛЬ ПУАРЕ – абсолютный гений своего дела, величайший из великих парижских кутюрье XX века. Знаменитая книга «императора парижской моды» впервые вышла в Париже в 1930 году и облетела в переводах весь земной шар. Наконец-то она появилась и на русском языке!

Поль Пуаре в годы написания своих мемуаров уже сошел с Олимпа большой моды и не случайно назвал их – «Одевая эпоху». Более точного названия и придумать было невозможно – именно эпоху! – целое поколение прекрасных дам, небожительниц belle époqueодевал он, делая это изысканно и элегантно. Кто только у него не учился, кто только ему не подражал и не завидовал? Сын парижского торговца тканями в районе «Чрева Парижа»[1]и довольно строгой и целеустремленной мамы, мечтавшей сделать из сына не кутюрье, а зонтичного мастера, Поль Пуаре был очень способным юношей. В детстве он одевал куклу, подаренную ему сестрами. Вероятнее всего, этот интерес к созданию одежды был генетически унаследован. Ведь и две его сестры – модельер Николь Пуаре-Грульт и шляпница Пансон – также сделали заметные карьеры в мире моды. Правда, их отношения никогда не были близкими, то ли от зависти, то ли от чувства превосходства талантливого брата над ними. Одна из сестер, Мари Пуаре, выйдя замуж за антиквара и декоратора Андре Грульта, стала называть себя Николь Грульт. Ее увлечение создавать платья проявилось еще в 1908 году, но она отказалась помогать гениальному Полю Пуаре в его Доме, предпочтя собственный путь, держала в Париже свой Дом моды с 1911 по 1935 год, пытаясь конкурировать с собственным братом, что не способствовало дружественным отношениям в этой непростой семье.

Ранний взлет Поля Пуаре был поистине фантастичным. Пройдя школу Жака Дусе, выходца из старинной семьи потомственных портных, изысканного и тонкого кутюрье belle epoque, Пуаре проникся духом Высокой моды. Не только прекрасные клиентки Дусе, его роскошные муслиновые платья в розоватых тонах, но и великолепная коллекция живописи и мебели XVIII столетия, собранная Дусе, стала той культурной средой, которая сформировала талант юного кутюрье. Покинув Дусе, Поль Пуаре отправился на год в армию, а потом в Дом Ворта, самый старинный из всех модных домов haute couture, основанный еще при Наполеоне III в 1857 году. Старика Чарльза Ворта уже не было в живых, но Пуаре работал с его сыновьями Жаном Филиппом и Гастоном Люсьеном. Не будучи наделенными таким же большим дарованием, как их великий отец, они пригласили молодого Пуаре для обновления крови великого Дома на rue de la Paix, в дом номер 7.

Пуаре создал для Дома Ворта костюмы-«тайеры»[2], дневные платья и манто, прославившие его. Работа молодого мастера с верхней одеждой считалась в ту пору не очень престижной, ведь дамы больше времени проводили в интерьерах, а не на улицах. Русскому читателю будет любопытно прочитать о встрече молодого кутюрье с княгиней Барятинской, одевавшейся в те годы у Ворта. Княгиня была строга и взыскательна, а молодой кутюрье после этой встречи приобрел нужный опыт общения с русской взбалмошной аристократией. Окрыленный первым успехом у Ворта, уже через два года Пуаре уходит от него и на занятые у своей матери деньги в сентябре 1903 года отрывает в Париже свою фирму, на улице Обер, в доме номер 5, недалеко от Гранд-опера. Его успех был молниеносным, благодаря хорошо подобранным, профессиональным сотрудникам и старым клиенткам из Домов Дусе и Ворта. К этому периоду относятся редкие рисунки моделей, сделанные рукой Поля Пуаре, из моей личной коллекции, которые впервые опубликованы в этом издании.

Пуаре вошел в историю как великий реформатор: он изменил силуэт, ввел в моду новую красочную гамму тканей для дамского платья, набивные ткани, новые сочетания, индивидуализировал парфюмерные запахи и в результате раскрепостил женщину, освободив ее от оков многовековых предрассудков. Кутюрье создал нечто гораздо большее, чем новый костюм – он создал новый образ жизни, новый стиль, который царил в Европе и Америке более десяти лет, до начала 1920-х годов. Безусловно, именно Поль Пуаре в 1906 году первым освободил женщину от корсета с утягивающей талией, перенеся ее под грудь, тем самым «удлинив» ноги и создав более стройный и изысканный образ. «Женское движение борется за свободу, а я даю женщинам свободу движения», – писал он на страницах своего журнала «Еазет дю Бон Тон». Платье Пуаре держится на плечах («древнегреческих опорных точках»), от них одежда легко ниспадает, открывая щиколотки, ткань играет, движется. Несколько деталей – пуговица, шаль, пояс ниже талии – помогают держать платье. Освободив женщину от многовекового панциря, Пуаре поставил перед ней более серьезную задачу – худеть. Стройная, худощавая женщина остается идеалом и по сей день.

В 1905 году музой Поля Пуаре стала его жена Дениза, урожденная Буле, юная, черноволосая, тонкая, без корсета, свободная от макияжа и пудры. «Как здорово, – признавалась она, – найти мужчину, который, будучи вашим супругом, еще и одевает вас так, будто вы явились из волшебной страны». Супруги создали то, что без преувеличения следует назвать творческим тандемом. Каждый выход Денизы Пуаре в модные места ожидался, освещался прессой и обсуждался парижанами. И в каждом выходе был привкус эпатажа, часто на грани скандала. В этом, кстати, выразился новый, интуитивно найденный подход к рекламе, используемый и по сей день. А новинки сыпались словно из рога изобилия, то юбка-кий, то юбка-брюки. В это время Пуаре становится самым знаменитым и успешным кутюрье мира, его считают скорее художником, творцом, а не просто поставщиком модных нарядов, как это бывало ранее с другими парижскими кутюрье.

Поль и Дениза Пуаре вошли в историю моды и как устроители грандиозных костюмированных праздников, проводившихся ежегодно, каждый на свою тему. Самым экзотичным и роскошным стало празднество 24 июня 1911 года под названием «Тысяча вторая ночь». Сам Пуаре играл роль восточного султана, а Дениза – шахини. Газеты писали: «Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почтенные супруги политиков готовы были бросить все и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды».

В костюмах этих праздников, автором которых был, разумеется, сам мэтр, сказалось влияние Дягилевских балетов, колористики Бакста и течения ориентализма, что прослеживается в творчестве Пуаре после премьеры фокинской «Шахерезады» в 1910 году, где присутствовал сам кутюрье. Он и потом не пропускал ни одного Дягилевского балета, даже сохранилось платье Денизы, созданное к премьере балета Вацлава Нижинского на музыку Игоря Стравинского «Весна священная» в театре Елисейских Полей. Но следует отметить, что постоянное сравнение Пуаре с Бакстом очень нервировало и раздражало кутюрье, и всякий раз он подчеркивал, что создал себе имя задолго до «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева.

Однако влияние России на творчество мастера вовсе не ограничилось эхом балетной сцены. Привлеченный блеском русского двора и стремясь расширить клиентуру, осенью 1911 года Поль Пуаре вместе с группой манекенщиц отправился с показами по городам Восточной Европы, включая Варшаву, Москву и Санкт-Петербург. Москву он полюбил! Причиной тому стала его дружба с выдающейся московской создательницей мод – Надеждой Петровной Ламановой, которую Пуаре знал по Парижу. Судя по его воспоминаниям, Ламанова хорошо накормила кутюрье и показала ему Кремль, Щукинский музей современной живописи и блошиный рынок на Сухаревке. Пуаре был в восторге от народных русских костюмов – сарафанов, косовороток, кокошников, кичек, шалей и платков – и привез их в Париж изрядное количество. По возвращении во Францию цветы и орнаменты ярких русских изделий вдохновили кутюрье на создание коллекции платьев на русскую тему – первой в мире. Эта коллекция под названием «Казань» «русских» вышивок и уборов, сапог и сарафанов, нескольких платьев под одноименным названием, сохраненная стараниями супруги и детей Пуаре, ушла с молотка в Париже в мае 2005 года. Несколько лотов на том историческом аукционе удалось приобрести и автору этих строк: русские платки и вышивки, подаренные Полю Пуаре Н. П. Ламановой, русское льняное платье, ставшее прототипом для знаменитой коллекции «Казань», и несколько детских платьев в русском стиле, сшитых в мастерских Поля Пуаре по возвращении из России.

nice-books.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *