Дореволюционные открытки с рождеством: Старые рождественские открытки — Фотоблог Вадима Кондратьева — LiveJournal

Рождественские открытки начала XX века

Коллекция включает 28 открыток, 6 документов.

Подготовка к Новому Году и Рождеству всегда начинается заранее, и одним из традиционных элементов ее выступает поздравительная открытка. Традиция отправлять поздравительные открытки родным и друзьям практически утеряна в наши дни, а ведь еще в начале XX века открытки были неразрывно связаны с их владельцами и хранились иногда в течение всей жизни как частица прожитого и глубоко ценимого.

Считается, что первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 г. На ней был изображен зимний пейзаж и семейство, расположившееся возле елки. Массовое производство рождественских открыток началось в Англии в 1843 г., когда в преддверии Рождества английский государственный чиновник сэр Генри Коул придумал разослать всем поздравительные открытки взамен личных визитов. С 1860-х годов было налажено массовое производство открыток. Первые рождественские открытки для России специально печатались за границей, а в самой стране впервые были выпущены Общиной святой Евгении в 1898 г. В создании рождественских открыток принимали участие такие известные художники как А. Бенуа, Л. Бакст, К. Маковский и Н. Рерих. Старинные рождественские и новогодние открытки делали лучшие профессионалы своего дела, заслуженные художники и печатники, а также фотографы – для этого объявлялись конкурсы, устраивались выставки и выпускались каталоги. В отделе редких книг хранится коллекция дореволюционных новогодних и рождественских открыток, принадлежавших барнаульской семье М. А. и В. А. Васильевых. Дореволюционные открытки, посвященные самому любимому зимнему празднику, позволяют увидеть, каким Рождество и Новый год были более 100 лет назад.
Воробьева Наталья Владимировна, зав. отделом редких книг АКУНБ

Далее: рождественские открытки начала XX века; литература об открытках.


Рождественские открытки начала XX века


Литература об открытках:

1. Белицкий, Я. М. О чем поведала открытка / Я. М. Белицкий, Г. Н. Глезер. — Москва: Связь, 1978. — 102 с., [24] л. ил.
Книга доступна в фонде АКУНБ
Темой для каждого из рассказов, составляющих эту книгу, служит изучение истории и сюжета почтовой открытки. В качестве иллюстраций использованы старинные русские открытки, издания первых лет революции и ряд открыток, выпущенных в послевоенные годы.
2. Иванов, Е. В. Новый год и Рождество в открытках / Е. В. Иванов. — Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2000. — 335 с., [40] л. ил.
Книга доступна в фонде АКУНБ
Книга, созданная на основе авторской коллекции новогодних и рождественских открыток, откроет читателю целый пласт культуры, который таится в столь обыденной и «однодневной» вещи, как поздравительная открытка. Их эстетика, сюжетика и символика впервые подверглись глубокому и всестороннему анализу.
3. Олеск, Ксения. Открытка — на все случаи жизни и на все времена / К. Олеск // Комсомольская правда. — 2014. — № 13-т, 27 марта-3 апреля. — С. 12.
Полный текст (jpeg, 638 Кб)
4. Чапкина, М. Я. Москвичи поздравляют!: русская поздравительная открытка 1897-1917 годов: [альбом] / Мария Чапкина. — Москва: Контакт-Культура, 2009. — 254 с.
Книга доступна в фонде АКУНБ
Альбом посвящен одному из замечательных явлений культуры России — поздравительной открытке. Он составлен на основе личной коллекции автора и демонстрирует богатейший ассортимент и художественное многообразие поздравительных открыток, изданных в 1897-1917 годах, и сразу ставшими неотъемлемой частью быта москвичей. Издание включает более 750 красочных открыток, значительная часть которых неизвестна современному читателю.

5.

Чапкина, М. Я. Художественная открытка: [К столетию открытки в России: альбом] / Чапкина Мария Яковлевна. — Москва: Галарт, 1993. — 303 с.
Книга доступна в фонде АКУНБ
Альбом приглашает вас в забытый, хотя, казалось бы, очень знакомый мир русской открытки. Впервые представляются в полном объеме все виды художественной открытки за сто лет ее существования. Это «открытые письма» к Рождеству, Святой Пасхе, Дню Ангела. Это привычные в начале XX века фирменные рекламные карточки и многообразные сатирические серии. Это открытки, выпущенные Общиной Св.Евгении по рисункам знаменитых художников рубежа веков. Показано своеобразие открыточной продукции и после революции: плакатная, в «лучших» сталинских традициях, и кичевая, слащаво-курортная. В альбоме имеются и открытки военных, и так называемых «застойных» лет, и новейшего времени. В основу альбома положены уникальные коллекции автора — М.Я.Чапкиной, а также П.Д.Цуканова и М.С.Забоченя. Всего в альбоме воспроизводятся в цвете 495 открыток, полиграфия высокого качества.
6. Шлеев, В. В. Художественные открытки и их собирание / В. В. Шлеев, Э. Б. Файнштейн . — Москва : Государственное издательство изобразительного искусства (ИЗОГИЗ), 1960. — 36 с. : ил.
Полный текст (pdf, 6,42 Мб)
В настоящей брошюре авторы поставили своей задачей дать краткие сведения о появлении и распространении открыток, характеристику различных существующих типов открыток, ознакомить с существующими способами их систематизации, хранения и экспозиции.

как поздравляли с Рождеством сто лет назад

Дореволюционные праздничные открытки остаются одной из главных примет ушедшей эпохи

Ныне открытки по почте отправляют довольно редко, разве что во время путешествий. Однако в прошлом иллюстрированная почтовая карточка несла другую функцию: тогда изображение нельзя было скинуть в электронном виде, но его можно было распечатать в типографии или фотоателье и послать почтой.

Сто лет назад открытка была важнейшим видом обмена информацией между людьми, что-то вроде ссылок-сниппетов, которые ныне пользователи социальных сетей пересылают друг другу, гибрид MMS и бумажного письма. Вариативность открыток была просто огромной: сотни тысяч сюжетов, и каждый вид почтовой карточки печатали тиражом до 2–3 тысяч экземпляров. В общем, суммарно — десятки миллионов штук.

Открытка появилась на свет путем естественной эволюции. Изначально, в момент изобретения, она называлась «карточкой для корреспонденции», затем — «почтовой карточкой» (от французского carte postale или английского postcard). Это был почтовый формуляр, на котором с одной стороны писался адрес получателя, а с другой — текст отправителя. В России такой вид почтовой корреспонденции под названием «открытое письмо» (отсюда и «открытка») появился в 1872 году.

Почтовая карточка. Худ. А. Лавров. Издание Я.А. Корницкого, Москва, после 1908 г. 

Из коллекции В.Б. Лебедева

Через некоторое время европейские издатели заметили, что люди рисовали какие-то рисунки на той стороне, на которой писали сообщение.

Так появилась иллюстрированная почтовая карточка. Но до 1904 года изображение и текст, как и прежде, находились на одной стороне открытки, а адрес — на другой. 

Открытое письмо «Святочное гаданье». Худ. И.И. Смукрович. Издание «В пользу общины св. Евгении». 1905 г. Из коллекции В.Б. Лебедева

В нашей стране иллюстрированные почтовые карточки появились в 1895 году, когда была отменена монополия государства на производство открытых писем. А с 1904 года и в Российской империи, и во всем мире стали производить уже привычные нам открытки с красивыми картинками, размещенными на всей плоскости одной из сторон почтовых карточек.

Открытое письмо, издание 1905 г., Европа, надпечатка «С Новымъ Годомъ», из коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

2)}»> 

Мы иногда называем иллюстрированную открытку интернетом начала ХХ века. Потому что фактически она несла на себе огромную информационную роль. То есть происходило какое-то событие, после этого мгновенно издавалась открытка, и она расходилась по всей территории страны, уходила за рубеж.

— Арсен Мелитонян, президент Союза филокартистов России

1. Почтовая карточка «Съ Новымъ Годомъ». Издание E.G.S.i.S. (Г. Сванстрём в Стокгольме), после 1908 г. Из коллекции В.Б. Лебедева

2. Почтовая карточка, авторская, ручное раскрашивание, издание 1910-е гг., Европа. Из коллекции Н.В. Краснушкиной

3. Почтовая карточка «Доля бедных детей», после 1908 г., худ. С. Ващенко. Издание И. Селин, Москва. Из коллекции В.Б. Лебедева

Еще важно понимать, что почтовые отправления в начале прошлого столетия очень быстро доходили по адресу, не сравнить с нынешним состоянием почтовых служб: «Известно, что если, например, человек отправлял письмо в 7 или 8 утра, то адресат в этом же городе мог уже его получить в 12 дня. В принципе, [одну и ту же открытку можно было переслать друг другу] 2–3 раза за день, если это в пределах одного небольшого города. Корреспонденция из Петербурга в Москву доходила, как правило, на следующий день».

Открытое письмо «Путешествие со звездой», худ. П. Транковский, С.-Петербург, 1910 г. Издание «Ришаръ», печать: Товарищество Голике и Вильборг, СПБ. 

Из коллекции В.Б. Лебедева

Разумеется, самым частым поводом для отправки открытки было поздравление с праздником, главным из которых и в России, и в Европе, и за океаном было Рождество. 

«Поздравительные открытки — наиболее массовый вид иллюстрированных почтовых карточек. Поздравляли с Рождеством, с Пасхой, с Днем ангела. Новогодних открыток было несколько меньше, но они также пользовались большой популярностью».

Почтовая карточка, издание 1908–1912 гг., Европа, издание для России, надпечатка «Съ Рождествомъ Христовымъ!», прошла почту 24. 12.1912 г. 

Из коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

Мелитонян рассказывает, что филокартисты, коллекционеры почтовых карточек, считают период с 1895 по 1917 год «золотым веком» российской открытки: 

«За эти 22 года иллюстрированные почтовые карточки обрели такую огромную популярность, что не хватало даже производственных мощностей для того, чтобы обеспечить полностью спрос отечественного потребителя. Поэтому часть открыток, имевших хождение в России, до начала Первой мировой войны печаталась за рубежом, в Германии, в Швеции. 

Использовались в России и сами зарубежные почтовые карточки. Например, вот открытка. На ней явно альпийский сюжет, но на карточке сделана надпечатка на русском языке: «С Рождеством Христовым!» Видимо, издана она была где-то в Германии».

Открытое письмо, издание 1904–1908 гг., Европа, издание для России, надпечатка «Съ Рождествомъ Христовымъ!». Из коллекции И. В. Царевой и А.В. Царева

1. Почтовая карточка, издание после 1904 г., Франция, Париж, надпечатка «Съ Рождествомъ Христовымъ». Из коллекции Н.В. Краснушкиной

2. Почтовая карточка, издание 1904–1912 гг., прошла почту 24.12.1912 г. Европа, надпечатка «Съ Рождествомъ Христовымъ!». Из коллекции А.А. Мелитоняна

3. Почтовая карточка, издание 1910 г., Европа, надпечатка «Съ Новымъ Годомъ». Из коллекции Н.В. Краснушкиной

Действительно, многие открытки выглядели в России несколько чужеродными, но так как спрос был слишком велик, то поверх иностранного рисунка просто добавляли поздравительную надпись на русском языке.

А иногда и вовсе оставляли как есть. Особенно завораживает смешная польская открытка со свиньями, которые катятся с горы:

Почтовая карточка, издание 1910-х гг., Германия. Из коллекции А.А. Мелитоняна

Но и сами вкусы публики были довольно разнообразными: «Издавались как открытки с поздравительными сюжетами, созданными выдающимися художниками, и отпечатанные в лучших типографиях с неимоверно точной цветопередачей, так и карточки на второсортной бумаге на основе постановочных фотосюжетов, которые были более массовыми, для более широкого круга потребителей. Сегодня мы называем такие сюжеты китчем».

1. Открытое письмо, издание 1904–1908 гг., Европа. Из коллекции И.В. Царевой и

А.В. Царева

2. Почтовая карточка, издание 1910-х гг., Европа, прошла почту 06.01.1914 г. Из

коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

3. Почтовая карточка, издание 1910-х гг., Европа, надпечатка «С Новымъ Годомъ». Из коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

Открытки были и самостоятельным жанром изобразительного искусства, который был чрезвычайно востребован. Художник Александр Алексеевич Лавров создал множество различных открыток в своем фирменном стиле: героями его сюжетов чаще всего были дети (иногда одетые как взрослые, такие были вкусы у потребителей), а содержание поясняла рифмованная подпись. Например, такие:

Почтовая карточка «Хорошо, где братья есть. Срубить елку, да донесть», худ. А.А. Лавров, издание E.G.S.i.S. (Г. Сванстрём в Стокгольме), после 1908 г. Из коллекции В.Б. Лебедева

1. Открытое письмо «Я не знаю, как мне быть, что бы к праздничку купить», худ. А. Лавров, издательство Д.А. Хромова и М.Я. Бахраха, Москва, 1904–1908 гг. Из коллекции В.Б. Лебедева

2. Почтовая карточка «С Новым годом поздравляю, успеха в свете вам желаю», худ. А.А. Лавров (?), издание акц. о-ва Гранберг в Стокгольме, после 1908 г. Из коллекции В.Б. Лебедева

Не меньшую значимость представляет и текст, который написан на открытках, сейчас так уже не говорят. Вот, например, карточка, которую явно отправили каким-то российским немцам (тогда их было около 4% от населения Российской империи, примерно 3 млн человек): «Дорогой дядя Альберт, тетя Тереза! Сердечно поздравляю всех вас с высокоторжественным праздником Рождества Христова! А также поздравляют papa и maman и все дети. Передайте поклон от нас всем. Остаюсь здесь, любящий вас племянник Альберт».

Открытое письмо «Петербург. Народное гулянье», худ. И.И. Смукрович, издание «В пользу общины св. Евгении», 1905 г., товарищество Голике и Вильборг, СПБ.

Из коллекции В.Б. Лебедева

«Золотой век» открытки закончился после революции: тогда индустрия просела по экономическим и политическим причинам. Да и объем и возможности для открытой коммуникации резко снизились. Потом почтовых карточек вновь стали выпускать много, открытка стала средством пропаганды для нового политического строя. Очень важны были иллюстрированные почтовые карточки в период Великой Отечественной войны, их выпускали даже в блокадном Ленинграде.

Открытка «Новогодний привет с фронта» в архиве Национального фондохранилища обязательных экземпляров документов Российской книжной палаты в Можайске

Впоследствии, в особенности в 1960–1970-е годы, распространение почтовых карточек стало глобальным. Над сюжетами для них работали сотни художников и фотографов, а офсетный способ печати позволил выпускать открытки в немыслимых количествах. В Книге рекордов России недавно была зарегистрирована почтовая карточка, выпущенная в СССР тиражом в 55 млн экземпляров.

А эти почти что рукотворные дореволюционные открытки остались свидетелями безвозвратно ушедшей эпохи, если угодно, России, которую мы потеряли, времен бесцензурной почтовой переписки, открыток, над которыми работали лучшие иллюстраторы эпохи, подписей «Остаюсь вечно ваш». Новогодние поздравления редуцировались до коротких эсэмэсок, которые в самую важную ночь еще и не сразу отправляются из-за перегрузки сотовых сетей. 

А дореволюционные открытки, хоть и их отправителей с получателями уже много десятилетий нет в живых, до сих пор хранятся у коллекционеров, и с них еще даже не осыпались блестки.

Открытки предоставлены Союзом филокартистов России 

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role. fio}}

В материале также использованы репродукции: Фотохроника ТАСС (Сергей Бобылев), Transcendental Graphics/Getty Images.

Поделиться


Сегодня отправка рождественских открыток является одной из забавных традиций в праздничный сезон, чтобы показать друзьям и семье, что мы думаем о них. Но где и когда зародилась эта традиция?

В этой праздничной статье вы узнаете о:

  • Человеке, которому приписывают создание первой рождественской открытки
  • Кто первым отправил фото открытку с праздником
  • Появление рождественской открытки ручной работы
  • Как выглядит самая популярная рождественская открытка всех времен

The Penny Post

Еще до того, как рождественские открытки стали обязательным атрибутом праздника, в Англии 19-го века существовала традиция отправлять письма семье и друзьям на Новый год.

Сэр Генри Коул был высокопоставленным государственным служащим в Англии в 1843 году. В своей должности в правительстве Великобритании Коулу приписывают помощь в создании Государственного архива, который сегодня известен как Почтовое отделение.

Британская почтовая система недавно расширила свою доступность для широкой публики, представив «Penny Post», которая позволяла пересылать корреспонденцию всего за одну марку в пенни!

Письма накапливались, а оставшаяся без ответа корреспонденция была серьезной ошибкой в ​​середине 1800-х годов!

Это произошло в результате строительства новых железных дорог, которые заменили старую систему доставки лошадей и экипажей. Поезда могли перевозить гораздо больше почты, чем старые вагоны, и, следовательно, в целом они могли взимать меньшую плату.

Прежде чем он это осознал, почта стала невероятно популярной, через почтовую систему прошло огромное количество писем, в том числе тонна для него самого. Письма накапливались, и в середине 1800-х годов корреспонденция без ответов была серьезной ошибкой. Ему нужен был способ ответить всем своим поклонникам.

К счастью, у него был друг и идея.

Иллюстрация Дж. К. Хорсли

У сэра Генри Коула возникла идея, и он поделился ею со своим другом Джоном Хорсли, художником. Вместе они построили панель из трех рисунков, также известную как триптих. На двух панелях были изображены люди, занимающиеся благотворительностью и помогающие бедным, а на третьей, центральной панели, была изображена большая семья, сидящая за праздничным ужином.

Используя лондонскую типографию, они напечатали 1000 экземпляров на картонных панелях размером 5 1/8 x 3 1/4. Они использовали литографическую печать, в которой используются раскрашенные вручную пластины, и придали иллюстрации монохроматический эстетический эффект гравировки.

На двух панелях были изображены люди, занимающиеся благотворительностью и помогающие бедным, а на третьей, центральной панели, была изображена большая семья, сидящая за праздничным ужином.

У Коула была гениальная идея напечатать строку приветствия вверху, в которой было бы «КОМУ:» и строка для заполнения для получателя, а также строка «ОТ:» в самом низу. На каждом из них также было напечатано стандартное поздравление «Счастливого Рождества и счастливого Нового года».

Хорсли и Коул продали свои творения сообществу по 1 шиллингу за штуку.

Картонные карты, однако, не обошлось без споров. На изображении большой счастливой семьи, сидящей за рождественским ужином, были дети, пьющие вино вместе со своими родителями! В то время это ужасно противоречило движению за воздержание в Англии и подверглось критике за пропаганду употребления алкоголя несовершеннолетними.

Хотя негативная реакция не была достаточно серьезной, чтобы затмить важный характер создания Коула как огромную экономию времени в мире переписки. В последующие годы и десятилетия видные английские граждане скопировали успех Cole & Horsley.

Первые рождественские открытки в Америке

Потребовалось много десятилетий, чтобы феномен рождественских открыток стал популярным в Великобритании и США. Первая праздничная открытка в Америке восходит к 1875 году. Луи Пранг был иммигрантом из Пруссии, который владел типографией недалеко от Бостона, штат Массачусетс. В отличие от дизайна и формата, установленных Коулом, дизайн Пранга изображал не празднование Рождества, а цветы.

Его первая партия открыток была напечатана и отправлена ​​в Великобританию, где праздник отмечался более широко, чем в Америке. В следующем году он начал продавать их в северо-восточной части страны.

Всего за несколько лет он печатал более 5 миллионов рождественских открыток в год для продажи в Америке.

К 1880-м годам началась индустриализация, что означало постепенный отказ от структуры семейных ферм и семьи, проживающие дальше друг от друга географически. Женщинам было поручено поддерживать родство посредством расширенных семейных связей, в том числе праздничных пожеланий. Это усилие привело к быстрому росту популярности рождественских открыток, поскольку семьи поддерживали связь во время праздничного сезона.

Рисунки Пранга и по сей день являются предметами коллекционирования, особенно учитывая высокое качество и детализацию их печати. Он часто использовал до 30 уникальных цветов на каждом отпечатке, а некоторые использовали тиснение, лак или украшения с бахромой.

Современная рождественская открытка

Возможно, вы не узнаете имя Джойса Холла, но в начале 1900-х годов он начал революцию, которая привела к созданию современной рождественской открытки.

В 1905 году Холл и два его брата потратили 540 долларов на покупку открыток с картинками для продажи владельцам магазинов и розничным торговцам в своем районе. Несколько лет спустя они переехали в Канзас-Сити, штат Миссури, с двумя обувными коробками открыток и мечтой.

Они открыли свой собственный магазинчик по продаже открыток и других поздравительных открыток, но, к сожалению, через некоторое время магазин сгорел дотла. После этого братья Холл купили гравировальный бизнес и начали печатать свои собственные карты.

Они обнаружили, что их клиенты хотят написать больше, чем поместится открытка, но меньше, чем целое письмо. Это привело к изменению формата — карточка шириной 4 дюйма и высотой 6 дюймов сгибалась один раз и вставлялась в конверт.

К 1928 году карты производились под торговой маркой, которую мы все сегодня знаем как Hallmark.

Первая рождественская открытка с персонализированной фотографией

Сколько открыток вы получаете каждый праздничный сезон, на которых изображен коллаж из фотографий или красиво сфотографированная семья с поздравлением с Рождеством? Эта традиция была стандартом в течение нескольких десятилетий, но самая первая из них восходит к знаменитому снайперу Энни Окли — звезде Шоу Дикого Запада Буффало Билла.

Самая первая фото-рождественская открытка относится к знаменитому снайперу Энни Окли, звезде Шоу Дикого Запада Буффало Билла!

Это был 1891 год, и Энни Окли путешествовала по Глазго, но хотела отправить рождественскую открытку друзьям и семье в Америке. Она сфотографировалась в традиционном шотландском тартане, сделанном специально для представления шоу за границей.

Ей так понравилась эта фотография, что местная типография помогла ей напечатать рождественские открытки с этой праздничной фотографией, которую разослали семье, друзьям и обожающим поклонникам.

Рождественские открытки ручной работы

На рубеже 20-го века популярность рождественских открыток ручной работы начала расти. Ранние творческие мастера сами создавали открытки, часто используя нетрадиционные формы и добавляя такие акценты, как фольга и лента.

Люди обратились к самоделке по одной из нескольких причин: либо они не могли позволить себе купить печатные открытки, либо хотели заняться творчеством, либо избегали коммерциализации, связанной с массовым выпуском рождественских открыток.

Часто эти творения ручной работы были слишком тонкими или сложными для почтовой системы и требовали доставки вручную, что усиливало личные связи в период Рождества.

Возрождение интереса к хранению памяти, скрапбукингу и поделкам из бумаги в начале 2000-х сделало открытки ручной работы (и все материалы, необходимые для их изготовления) снова популярными.

Достижения в области цифровой фотографии, произошедшие примерно в то же время, позволили семьям легко снимать, создавать и печатать свои собственные персонализированные открытки. Используя комбинацию программного обеспечения, забавных шрифтов, картинок и специальных фотопринтеров, семьи могут печатать свои собственные рисунки прямо дома.

Или они могут использовать онлайн-сервис (мы ОБОЖАЕМ Persnikety Prints), чтобы перетаскивать фотографии и текст и распечатывать столько высококачественных персонализированных рождественских открыток, сколько они хотят.

На Scrapbook.com мы будем всегда поклонниками традиции изготовления рождественских открыток ручной работы и будем стремиться предоставить вам материалы и вдохновение, чтобы сохранить эту традицию на долгие годы!

Самая популярная рождественская открытка всех времен

Дебют в 1977, одна поздравительная открытка быстро стала самой продаваемой рождественской открыткой всех времен.

Художница Hallmark Рут Морхед разработала ангельское произведение «Три маленьких ангела», на котором изображено трио очаровательных херувимов, двое из которых склонили головы в молитве, а третий смотрит вверх захватывающими дух голубыми глазами. У последней в ряду маленькие босые ноги скрещены, а золотой ореол очаровательно перекошен.

Барбара Берроу написала сопроводительный текст для этой открытки, который гласит: «Да благословит вас Бог, любит вас, хранит вас… на Рождество и всегда». Рут была вдохновлена ​​​​на создание дизайна на основе фотографии себя и двух своих сестер-близнецов, позирующих в похожей манере.

В отличие от сезонных открыток, которые приходят и уходят с каждым годом, «Три маленьких ангела» были настолько популярны, что за первые два десятилетия производства их разослали более 36 миллионов раз.

В 2019 году популярный дизайн Three Little Angels был обновлен для коллекции Mahogany. Редизайн уловил всю привлекательность и религиозные нотки с тремя очаровательными афроамериканскими ангелами.

По словам Кристин Риотт, директора по творческому письму Hallmark, «красивость и Бог вместе непобедимы».

Рождественские открытки сегодня

Технологические достижения последних десятилетий сделали рождественские открытки немного менее популярными. Платформы социальных сетей упрощают общение с друзьями и семьей по всему миру, а видеоконференции лицом к лицу помогают устанавливать значимые связи, особенно во время праздников.

Рождественские открытки по-прежнему остаются самым популярным сезоном для покупки, изготовления и отправки открыток: ежегодно покупают более 1,5 миллиарда отдельных открыток и открыток в коробках.

Какая  ваша праздничная традиция Рождественской открытки? Дайте нам знать в комментариях ниже. Если вы любите Рождество, не пропустите и эти замечательные статьи:

Как быстро сделать легкие рождественские открытки!

Все, что вам нужно знать о ежедневных альбомах за декабрь

Простая техника создания уникальных рождественских открыток


Об авторе


Scrapbook.com

Команда Scrapbook.com

Читать биографию автора »

Дополнительные артикулы


Все, что вам нужно знать о картах Slimline

Удивительный коврик: все, что вам нужно знать!

10 способов использовать альбом для вырезок (без вырезок)

5 умных и стильных решений для хранения штампов

Принадлежности SBC Fest — март 2023 г.

Рекомендуется для вас


Связанные с

Изготовление карт

История русских поздравительных открыток (дореволюционный период)

Обычай отправлять поздравительные открытки восходит к древним китайцам, которые обменивались посланиями доброй воли по поводу празднования Нового года, и к древним египтянам, которые передавали свои поздравления на папирусных свитках.

Считается, что первая рождественская открытка была создана английским художником Добсоном в 1794 году. На открытке, которую он подарил своему другу, был изображен заснеженный зимний лес и счастливая семья рядом с рождественской елкой.

Первая коммерческая рождественская открытка была издана также в Англии в 1840 году. На ней были работы Джона Каллкотта Хорсли, художника Королевской академии художеств, и она была создана для его друга Генри Коула в качестве подарка родственникам Коула. Позже Генри Коул стал одним из основателей Музея Виктории и Альберта и первым директором музея.

Джон Калкотт Хорсли создал открытку (12×7 см) с настоящим рождественским триптихом. На центральной картине изображены три поколения семьи сэра Генри, сидящие за рождественским столом, а по бокам размещены картины на тему милосердия и сострадания, при этом еда и одежда раздаются бедным. Внизу стояла подпись: «Счастливого Рождества и счастливого Нового года!» Открытки были восприняты с большим энтузиазмом и полюбились получателям, которые с гордостью показали их всем. Единственным исключением из популярности стали пуритане, которые поносили в публикации бокалы красного вина, переданные художником в руки семье, включая маленьких детей. Несмотря на это, интерес не угасал, и в течение следующих трех лет карты были выставлены на всеобщее обозрение. Коул, увидев, что эти карты пользуются постоянным успехом, увидел возможность разбогатеть. В 1843 году с помощью Джозефа Кандалла, издателя детских книг и иллюстрированных альбомов, Коул напечатал около тысячи экземпляров и продал их по шиллингу за штуку — по тем временам это были большие деньги! (В 2004 году неназванный покупатель купил одну из 30 сохранившихся копий первой карты на аукционе Bloomsberry за 5 170 фунтов стерлингов). Карточки были напечатаны на картоне и раскрашены вручную. Семья была убеждена, что рождественские открытки — это временное увлечение, а не долгосрочный бизнес, но они ошибались. С 1860-х годов началось массовое производство рождественских открыток.

Историки считают, что рождественские открытки существовали еще раньше. Их прототипы – гравюры и литографии на рождественскую тематику были популярны в средние века.

Сандро Боттичелли, Мистическое Рождество, около 1500 г.

Робер Кампен, Рождество, 1420 г.

Позже в Европе люди стали посылать друг другу письма с рождественскими и новогодними поздравлениями, часто сделанные вручную. В декабре дети часто готовили эти письма для своих родителей. Еще одним предком рождественских открыток стали визитки, появившиеся в Париже в середине 18 века. Законодателем моды, как всегда, был Париж – вскоре визитные карточки завоевали популярность по всей Европе. На Святки визитные карточки лично доставлялись всем важным адресатам.

Первые рождественские открытки пришли в Россию из Англии в 1890-х годах. Предприимчивые торговцы покупали карточки без слов, а затем вручную писали на них по-русски. Это увеличило стоимость карт, которые продавались по рублю и выше за штуку, сделав их доступными только для состоятельных людей. Позже открытки печатались за границей, в основном в Германии, по заказу крупных книжных магазинов специально для России.

Первая русская рождественская открытка.

Обычай утренних личных свиданий и вручения визитных карточек на Новый год и Рождество стал приятной и радостной, хотя и хлопотной обязанностью аристократов в России со времен Екатерины Великой. Таким образом, британский обычай поздравлять друг друга поздравительными открытками быстро завоевал популярность в Императорской России.

В 1894 году Министерство внутренних дел России, в состав которого входил Почтовый департамент, разрешило пересылку открыток по почте.

Первые открытые письма (без иллюстраций) были введены в обиход в России в 1872 г. и предназначались для печати исключительно Почтовым ведомством. Указ 1894 г. разрешал пересылку через почтовую службу бланков с иллюстрациями, напечатанными частными издательствами.

В 1894 году в России начали печатать первые иллюстрированные открытки. На открытках был коллаж из нескольких живописных видов города с декоративной виньеткой. Изображение на открытке сопровождалось надписью «Привет из (название города)» или «С уважением из (название города)».

На рубеже 19 90 218 90 219 и 20 90 218 90 219 веков издание поздравительных открыток значительно выросло по количеству и разнообразию тем. Наряду со сценическими открытками стали доступны изображения разных национальностей регионов России, поздравления на разные случаи жизни, рекламные и юмористические изображения, а также другие темы.

Первые русские рождественские открытки, напечатанные в благотворительных целях, были изготовлены Санкт-Петербургским комитетом сестер Красного Креста (Общество святой Евгении) для сбора дополнительных средств для больницы, амбулатории и школы медсестер.

К Рождеству 1898 года Общество святой Евгении издало серию из десяти открыток по мотивам акварельных рисунков известных петербургских художников. Хотя на открытках не было рождественской надписи (это стало популярным позже), по замыслу создателей и по замыслу их изображений они были первыми русскими рождественскими открытками.

Рождество праздновали 25 декабря (по старому стилю), ближе к Новому году. Поэтому рождественские открытки часто использовались и для новогодних поздравлений.

В каталогах издательств того времени есть описания многих видов карт, таких как «изящно-тисненые», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократичные на лучшем холсте-картоне в стиле модерн» , «бромистое серебро», «бархат» и «аутентичная глубокая печать с позолоченными краями».

Особенно восхитительны слова одного из издателей: «Наконец-то мы можем поздравить своих родных и близких не фотографиями немецкой (зарубежной) жизни, а русской жизни, где нам все близко и знакомо, и полна воспоминаний о русской истории».

Для России открытки фактически стали новым видом искусства. Они использовались для украшения дома и выставлялись в специальных альбомах. Из 23 стран Всемирного почтового союза только Россия не соответствовала международному стандарту размера карты (9х14 см). Российские власти сочли недопустимым сдерживать фантазию отечественных производителей.

Темы новогодних открыток очень разнообразны, перечислить их все просто невозможно. На рождественских открытках нашли отражение все основные события того времени, в том числе и Первая мировая война.

После Октябрьской революции 1917 года поздравительные открытки были сняты с производства как атрибут буржуазного общества. Рождественские и новогодние поздравления были исключены из печатных материалов и официального языка. Однако обычай посылать праздничные поздравления остался. Люди использовали любые карточки-картинки с изображением зимы.

Ниже вы найдете множество примеров дореволюционных русских рождественских открыток.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *