Древняя греция одежда – Одежда древних греков, современные тенденции и аналоги

Содержание

Костюм Древней Греции(1)Одежда,обувь. - Надежда Ариана — LiveJournal

Костюм Древней Греции(1)Одежда,обувь.



Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.



Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии — городов-государств).




Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.



Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.



Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.

Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).


Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.



греческий хитон

Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.



Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.


В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.

Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.





Мужской костюм Древней Греции



В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.



греческий гиматий


Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» — плащ из прямоугольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.


В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность — в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов.



мужской и женский гиматий


Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» — специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.



мужской и женский хитон


У хитона могли быть короткие рукава — такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.



греческая хламида

Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.



Женский костюм Древней Греции



Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части — лиф и юбку — сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф — «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.


ariananadia.livejournal.com

Одежда Древней Греции и мода, ей вдохновленная


Продолжаю параллельную тематику традиционных костюмов и перехожу к моей любимой Греции. Начнем с античности.
Источники: http://afield.org.ua/mod3/mod40_2.html
http://m-oda.ru/blog/230/
http://character-inspired-fashion.tumblr.com/tagged/Greek-mythology

Основоположниками древнегреческой моды стали объемные наряды, созданные без кроя и шитья.

Первая одежда древних греков была тяжелой и массивной — население закутывалось в квадратные куски шерстяной ткани (мужской «хлен» или женский «пеплос»), который закреплялся на плечах.



Под влиянием египетской культуры и появлением новых материалов греческие наряды видоизменяются и становятся более нарядными!

На смену тяжелому хлену и пеплосу в скором времени пришел «хитон», который представлял собой сшитую рубашку-футляр, украшенную небольшими складками.



Хитон носили на голое тело: короткий наряд был повседневной одеждой практически всего мужского населения Греции, а длинные рубашки оставались привилегией аристократов.


В женском гардеробе тоже произошли изменения и появились новые элементы верхней одежды с рукавами.


Доисторический пеплос тоже видоизменяется, становится наряднее и ярче: его разноцветные полотна расшиваются различными античными и геометрическими узорами.

Новые красители, завезенные из соседних государств, насыщают одежду греков яркими красками: одежда шафранового и пурпурного цвета становится модным трендом тех лет.


Расцветки нарядов древних греков говорят и о социальном статусе владельцев: аристократы предпочитают белоснежные оттенки, а зеленые и коричневые цвета носит остальное население античного государства.



В греческой моде появляются новые виды одежды: плащ средней длины «фарос» и накидка «хлаина», которые одевались поверх хитона.


Изящные и дорогие плащи-фаросы могли носить только богатейшие слои населения Эллады, и аристократы с удовольствием облачились в яркие пурпурные полотна из роскошных египетских материалов, а малообеспеченные греки довольствовались более скромными накидками из самых дешевых материалов.

Позднее фарос удлинился, приобрел большое количество складок и стал называться «гиматион»: он полюбился пожилым грекам, молодежи и женщинам, которые носили его в холодные сезоны.


Длинные плащи оставались привилегией свободных жительниц Эллады - рабыням запрещалось носить гиматион и они использовали короткие хитоны.



Продолжительные греко-римские войны побудили население к экономии и в моду вошли простые и сдержанные наряды.

color-harmony.livejournal.com

Одежда древних греков

Затрагивая историю древнегреческой цивилизации, мы совсем не коснулись такой темы как одежда древних греков. Если говорить в общих чертах о стиле этого народа, то нужно упомянуть простоту и тонкий вкус.

Культура Древней Греции требовала сбалансированного развития духа и тела.

Если вы рассмотрите древнегреческий костюм, то он может показаться вам естественным и в какой-то степени простым в исполнении, но так кажется только с виду. И действительно, на первый взгляд – это всего лишь несколько отрезов ткани, обернутых вокруг тела. Но древние греки могли многое рассказать о статусе человека только по одним драпировкам, скалыванию и манере ношения одежд. Умение носить одежду определенным образом считалось искусством, которому обучали в богатых семьях.

Древние греки довольно рано стали использовать мерки, хотя изначально ориентировались только на куски ткани.

Долгое время популярной тканью был ионийский лен, но позже он был потеснен шерстью, которую использовали дорийцы. Ткани могли красить в желтый, голубой, красный и фиолетовый цвета. Если требовалось сделать рисунок на основе нескольких цветов, то это достигалось путем нашивки другой ткани, аппликаций.

Традиционно для древних греков было использование геометрического орнамента, который мы узнаем и сегодня.

Его пускали по краю одежд, а вот на поле вышивали цветы, звезды, даже сцены битв или изображения богов.

Крупный рисунок преобладал вплоть до V—IV вв. до н. э., но позже предпочтения сместились к однотонной одежде белого цвета с цветной каймой (с желтым, голубым или красным менадром).

Одежды также могли быть коричневого цвета.

Ломаная линия с завитками называется меандром.

Драпировка считалась каноном стиля в одежде древних греков. Ткань мягко струилась, подчеркивая плавность линий и красоту изгибов. Для греков даже искусство ткачества было чем-то особенным, настолько важным было качество материалов для одежд.

Мужская одежда в Древней Греции

Главным предметом мужского гардероба в те времена был хитон. С одной стороны он имел прорез для руки, а с другой стороны ткань крепилась пряжкой или застежкой (фибулами). Иногда ткани сшивали с этого края. Хитон в варианте для раба представлял собой рубаху без рукавов, то есть, без отреза ткани, который перекидывали через плечо.

Первоначально хитон подпоясывался на талии, за счет чего можно было регулировать длину одежд. Его долго носили до пят, но позже укоротили до колен.

Поверх хитона обычно надевался гиматий (гиматион), представлявший собой длинный плащ. Был и короткий плащ, который называли хламидой. И если гиматион скреплялся на груди, то хламида – на шее. Последний обычно надевали для охоты, путешествия или боя.

Что касается головных уборов, то обычно голову оставляли открытой, только в пути или при работах на земле использовали шапочки из войлока – пилос или соломенные шляпы с широкими полями.

Распространенной обувью были сандалии на пробковой подошве, но древние греки часто ходили и босиком, особенно горожане без положения или рабы.

В ходу были и башмаки, кожаные сапоги, которые спереди шнуровались ремнями, но такую обувь, как правило, использовали в походах. В городах обычно ходили в сандалиях.

В древнегреческом театре использовалась особенная обувь – котурны. Такая обувь имела очень высокую платформу, чтобы актеры казались на порядок выше.

Что касается причесок, то мужчины предпочитали носить коротко стриженые волосы, круглую бородку и усы. Юношей отличали гладкая кожа лица без бороды и длинные локоны, которые подхватывались обручем. Для греков борода была мужским достоинством.

Женская одежда в Древней Греции

Женской одеждой для гречанки являлась туника. Это мягкая и тяжелая одежда, представляющая собой разновидность хитона. Туника струилась и спадала до самых пят.

Обычно женские одежды были белого цвета с использованием цветной каймы. Туника подпоясывалась, а драпировку формировали самыми различными способами. Это было настолько важно, что складки крахмалили и утюжили.

Идеалом женской красоты были златокудрые волосы, голубые глаза и светлая кожа при правильных чертах лица и прямом носе.

Незамужние девушки носили пояс на талии, а выходя замуж – под грудью. Кстати, вы можете почитать, как выдавали замуж в Древней Греции.

Когда женщина выходила из дому, она надевала гиматий, верх которого можно было набрасывать и на голову. Гиматий обычно был белого или розового цвета с красной или черной каймой. Гиматий носили по-разному, в зависимости от погодных условий и времени суток. Иногда такой плащ мог играть роль обычного шарфа, а иногда гречанка могла закутаться в гиматий полностью.

В Древней Греции женщины часто пользовались голубыми веерами в форме лотоса.

Гречанки носили как короткие стрижки, так и длинные волосы. Если это была короткая стрижка, то ее украшали лентой или обручем. Традиционной женской прической был греческий узел, который используется и сегодня. Волосы расчесывались на пробор, завивались волнами и низко спускались на лоб, а на затылке завязывались в узел.

Среди украшений для волос в обиходе были сеточки из шнуров, шпильки, диадемы и гребни.

Ювелирные украшения особенно ценились у богатых слоев населения. Часто, наряду с богатыми одеждами, именно украшения подчеркивали статус и отличие человека в положении от бедняка.

Ценились ожерелья, пряжки, серьги, перстни, украшения для волос с камнями и драгоценными металлами.

Нужно отметить, что одежда древних греков из бедных слоев населения повторяла костюм богатых людей, но была меньшей по объему, более дешевой по качеству и не так дорого украшенной.

Рабыни в Древней Греции носили преимущественно костюмы, которые были характерны для их родного края.

istoria-mira.ru

образ богини для девочки, древнегреческий наряд богов

Национальные костюмы

Древнегреческая культура первая в истории мировой цивилизации утвердила красоту и гармонию тела человека и его духа. Именно в Элладе, стране, расположенной на берегу теплого Эгейского моря, родился стиль, названный позднее классическим, были заложены материальные, духовные и эстетические основы развития почти всех европейских народов.

Достигнув больших успехов в различных сферах культуры, древние греки преуспели и в искусстве одеваться: они первыми пришли к мысли, что человек в своем великолепии подобен богу, а его тело-это зеркало, которое отражает идеалы мироздания.

Одежда гармонично облегала естественные линии, подчеркивая безупречную осанку, атлетическую фигуру, пластику движений, а греческий стиль стал классическим стилем в истории моды.

Изначально национальный греческий костюм отличался простотой, и одновременно изяществом. Даже одеяние богов и богинь, запечатленных в гравюрах и статуях, не блещет роскошью и богатством. Можно выделить пять отличительных характеристик древнегреческого костюма: обоснованность, гармоничность, слаженность, устойчивость, своевременность.

В Древней Греции основными элементами национального костюма были: хитон (нательная одежда) и гиматий (накидка, представляющая собой прямоугольный отрез ткани, который умело драпировали, стараясь подчеркнуть единство одежды с телом). Искусство заставить ткань струиться по телу, окутывая выпуклости или обволакивая мускулистую фигуру, по цене и по признанию были выше стоимости ткани и изящности орнамента.

Шли годы, меняя строй, людей, интересы, привязанности. Костюм тоже претерпел некоторые изменения: ткани, отделка, аксессуары, украшения становились все более замысловатыми и изысканным.

Неизменным оставался способ изготовления: ткань для костюма не кроилась и практически не сшивалась.

Шик и очарование одежде по-прежнему придавала драпировка, доведенная греками за эти годы до совершенства в искусстве подчёркивать достоинства тела и скрывать его недостатки.

Принятие Грецией христианства затронуло не только духовную жизнь населения, но и оказало влияние на национальную одежду. Наряды стали прикрывать большую часть тела, вошли в моду головные уборы.

Но следует отметить, что современный греческий стиль подразумевает наряд именно из глубокой древности, когда люди поклонялись божественным обитателям Олимпа и старались одеваться по их образу и подобию.

Мужской костюм

Древний эллин одевался в хитон, который был изготовлен из широкого лоскута тканины, а на плечах скреплен застежкой (фибулой). На талии завязывался пояс. Средней считалась длина до колена, молодежь и воины такую длину укорачивали, люди пожилого возраста и жрецы, наоборот, удлиняли.

Взрослые в одном хитоне на улицу не выходили и гостей не принимали, так как хитон считался исподней одеждой. Выходя из дома, мужчина надевал накидку или плащ. Самый известный вид древнегреческого плаща – гиматий, сделанный из куска ткани прямоугольной формы и задрапированный вокруг тела.

Из других разновидностей плаща известна хламида, которой отдавали предпочтение юноши, военные, пастухи и путешественники. Отличие костюма воина было в том, что на хитон надевалось воинское снаряжение, затем набрасывалась хламида.

Костюмы разделялись на будничные и праздничные. Различались наряды представителей различных профессий и сословий.

Женский костюм

Исходя из требований морали и нравственности того времени, костюм гречанки был длиннее мужского и прикрывал значительную часть тела. Одежда женщин, также состоявшая из хитона и гиматия, была намного ярче и красочнее. Отличие хитона классического периода – на верхнем крае делался отворот, украшением которого служили искусная вышивка, затейливый орнамент, аппликация, сделанная из ткани другого оттенка или цвета.

Хитоны, сделанные из тонкой, пластичной ткани были щедро задрапированы и крестообразно опоясывались под грудью и на талии. Благодаря их большой ширине создавалось видимость рукава. Женский гиматий был меньше, чем мужской, однако, компенсировалось это богатым орнаментом.

Во время пышных церемоний надевали пеплос, который отличался тем, что был длиннее и шире.

Национальный костюм гречанки слагается из нательного платья, рубашки с широким рукавом, длинной юбки, передника. Одежда женщин из бедный слоев населения была очень похожа на костюм знатных особ, но объемом была меньше, изготавливалась из недорогой ткани, дополнялась скромными украшениями.

Ткани: цвета, виды, оформление

Прядение и ткачество являлись основным занятием гречанок. Жители Древней Греции носили хитоны из шерсти и льна. Ткань изготавливалась вручную, поэтому получалась мягкой и послушной, что было крайне важно для создания неповторимых штрихов драпировки.

Финикийскую и персидскую материю, а также сирийский шелк и индийский хлопок в Грецию начали поставлять позднее, когда Греция начала развивать торговые связи с другими странами. Одежда греков становится наряднее. Платья богатых гречанок создаются из нежных воздушных тканей, способных создать силуэт богини.

У древних греков самым красивым и изысканным был белый цвет, считавшийся цветом богов и привилегией аристократии. Позднее белый цвет поделил пальму первенства с пурпурным. Ткань пурпурного цвета была самой дорогой и носить ее могли лишь военачальники.

Одежду красного и желтого цвета носили женщины. Коричневый и серый считались цветами траура.

Пестрая одежда греками не приветствовалась. Одноцветный наряд украшался искусными вышивкой или орнаментом. В костюмах позднего периода встречаются темный жилет и пояс багрово-красного цвета.

Обувь

В Древней Греции обувь была приоритетом взрослых. Дети в большинстве своем бегали босиком. Традиционная обувь греков – сандалии, представляющие из себя плоскую подошву, дополненную многочисленными узкими ремешками.

К изготовлению обуви подходили серьезно и со всей ответственностью. Основными требованиями к обуви были удобство и изящность. Отделкой и украшением служили цветная кожа, позолоченные ремешки, металлические бляшки, серебро и жемчужины.

Головные уборы. Прически

Головной убор у греков не пользовался популярностью. Во время путешествий, в непогоду, для работы в поле они надевали петас – широкополую войлочную шляпу, завязывавшуюся длинными ремешками.

Женщины еще меньше нуждались в этом атрибуте одежды, поскольку большую часть времени находились в стенах своего дома. При необходимости они использовали платок, край плаща или лёгкий шарф – калиптру.

Говоря о головных уборах, нельзя не упомянуть о венках. Они символизировали заслуги, звание, знак уважения со стороны сограждан, социальный статус и играли важную роль в жизни уроженцев Эллады.

Исключительное внимание греки уделяли прическе, гармонирующей с одеждой. Ухоженные короткие, волосы, усы и круглая бородка, служившая символом мужества – вот образ свободного эллина. Основной женской причёской был «греческий узел»: разделенные на прямой пробор и спущенные низко на лоб волосы укладывались в узел на затылке. Форма простая, но используя повязки, диадемы, ленточки, сеточки, гребни удавалось создавать бесчисленные ее вариации.

Украшения. Косметика

Ювелирное мастерство в Древней Греции достигло совершенства. Украшения из драгоценных металлов и камней были в большинстве своем принадлежностями женщин. Мужчины могли себе позволить лишь печатку, драгоценную пряжку. Изящные кольца и браслеты, серьги и ожерелья, диадемы и сетки для волос дополняли наряды и прически прекрасной половины Эллады. Ювелирные изделия славились уникальностью и безупречностью.

Гречанки пунктуально следили за своей внешностью. И следующим пунктов в достижении идеала была косметика. Сурьма, белила, румяна, подводки для глаз и бровей, духи, ароматические масла – использовалось все, но очень тонко и деликатно, потому, что должно было лишь подчеркнуть естественную красоту, а не перечеркнуть ее.

Гармония телесного и душевного совершенства служит главным условием человеческой красоты. Этот эстетический эталон древнегреческой культуры является причиной того, что греческий стиль всегда был и всегда будет на вершине Олимпа Моды.

Современный греческий стиль

Сегодня костюм в греческом стиле является не только частью истории страны, но и вдохновителем модельеров и дизайнеров всего мира на создание новых творений современного модного искусства.

Стремление к основам античного стиля, основанного на легкости, изящности, гармонии и пластике, привлекают в ряды поклонниц греческого стиля все больше модниц, желающих облачиться в одежды олимпийских богинь.

Классическая основа в современном ее изложении позволяет надеть такой наряд на корпоратив или суаре, на выпускной или свадьбу. Такой стиль будет к лицу и девочке-подростку, собравшейся на тематическую вечеринку или школьный бал.

Если вас пригласили на вечеринку в греческом стиле, то интересный и необычный костюм вы в состоянии создать самостоятельно.

Чтобы изготовить традиционную тогу, вам понадобится большой отрез белой ткани. Если ее нет, возьмите простыню. Свяжите углы отреза узлом или закрепите булавками, брошками. Основа готова.

Можете надеть под нее длинную рубашку или футболку и нижнюю юбку. Аксессуары, прическа, обувь зависят от вашей фантазии. Вплетите в волосы ленту, сделайте венок, наденьте красивый пояс, большие серьги, браслеты. Главное, в меру и со вкусом. Ведь греческий стиль – выбор утонченных и изысканных особ.

vplate.ru

МОДА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ИСТОРИЯ КОСТЮМА

«Тончайший ионический хитон Наннион прикрывала синим, вышитым золотом химатионом (гиматием) с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, доставленной из Индии или Персии, тканью хитона, собранного в мягкие складки и защипленного на плечах пятью серебряными булавками »
«Таис Афинская» И. Ефремов



Древняя Греция, наверное, у многих ассоциируется с мрамором. Белые мраморные скульптуры античных богов – Афродиты и Аполлона, Зевса и Нептуна, застывшие в мраморе олимпийцы – Дискобол, а также мраморные колонны разрушенных греческих храмов, к примеру, руины Афинского акрополя.

 

Артемида из Габий
Одета в хитон с драпировкой

 

Но белым был не только мрамор, белыми были и одежды древних греков. При этом в своих одеждах греки во многом стремились быть похожими на мраморные статуи – считалось, что ни одна складка не должна помяться при ходьбе. Ходить нужно было медленно и плавно, сохраняя царственную осанку. И такую походку греки вполне могли себе позволить.

В Древней Греции были рабы, которые вполне справлялись с повседневной рутиной, что же касается граждан – жителей городов-государств Древней Греции, то они предпочитали проводить время в театрах, на пирах в спорах о литературе и философии или же созерцая и наслаждаясь выступлениями ораторов на центральных площадях городов.

 

 

Ткани для одежды древних греков должны были быть мягкими и эластичными, ведь главная особенность древнегреческого костюма — это драпировки. Греки знали шерсть, и очень часто одежда делалась из тонкой шерсти и льна.

На острове Кос и в Лидии возможно производился шелк. Хлопок греки увидели только во времена завоевательных походов Александра Македонского – хлопчатобумажная ткань была привезена из Индии.

Хитон – мужская и женская нижняя одежда, кусок льняной или шерстяной ткани, согнутый пополам, с прорезью на сгибе для руки, и сшитый на противоположной стороне, с прорезью для другой руки. На плечах застегивался фибулой, на талии стягивался поясом.

Греки ценили ремесло ткачей. В мифологии Древней Греции богини судьбы Мойры ткут нить человеческой судьбы. Богиня Афина состязалась в ткачестве с Арахной – лучшей ткачихой Греции, и победила ее, выткав однотонную ткань вместо ткани с узорами. К слову, узоры греки не любили, как и пестрые ткани.

Одежды жителей Древней Греции были однотонными – они могли быть синего, зеленого, желтого, красного цветов. Но самым лучшим и любимым оставался белый цвет. И лишь только по низу ткани мог идти небольшой геометрический или же растительный орнамент.

 

Рельеф работы древнегреческого скульптора Фидия «Водоносы»
Одеты в плащи гиматий

 

Сама одежда также была проста – и мужчины и женщины носили хитоны, а поверх них плащи – гиматии.

 

Гиматий (гиматион) – древнегреческая мужская и женская одежда,
плащ, представляющий собой кусок прямоугольной ткани,
драпировался прямо на фигуре человека,
застегивался фибулой.

 

Хитон, как мужской, так и женский, делался из цельного длинного куска прямоугольной ткани — шерстяной или льняной. Ткань сгибалась пополам и подпоясывалась, а на плече скалывалась застежкой-фибулой. Хитон обязательно драпировался. Мужчины носили более короткие хитоны, женский хитон чаще всего был длиной в пол. Низ хитона обязательно подшивался. Считалось, что хитон с не подшитым низом носят только рабы и свободные люди во время траура.

 

Рельеф «Ника (богиня победы) подвязывающая сандалию»

 

Женщины помимо хитона еще могли носить пеплос – прямоугольный кусок ткани, который складывался по длине на половину, при этом сверху ткань отгибалась приблизительно на 50 см и, таким образом, получался своеобразный капюшон (данный отворот назывался диплоидий), на плечах пеплос скалывался застежками-фибулами. Особенностью пеплоса было наличие орнамента, его украшали каймой, а также данная одежда не сшивалась и во время ходьбы распахивалась с правой стороны.

Верхней одеждой и мужчин и женщин в Древней Греции был плащ гиматий.

Для того чтобы почувствовать себя древним греком, вам нужно будет взять прямоугольный кусок ткани (1,7 на 4 метра) и попытаться обернуться в него. К слову, грекам надевать плащ помогали рабы, они же затем и укладывали саму ткань гиматия в идеальные складки.

Оборачивались в плащ по разному- гиматий можно было обернуть вокруг бедер, перекидывая один из го концов через руку, накинуть плащ на плечи или же полностью завернуться в него.

Мужчины чаще всего драпировались в гиматий таким образом: один конец ткани собирался в складки и спускался с левого плеча на грудь, остальная ткань находилась на спине и пропускалась под правую руку, затем укладывалась складками и перебрасывалась через левое плечо на спину.

 

Фрагмент древнегреческого рельефа

 

Был у греков и более удобный вариант плаща – плащ-хламида, который носили путешественники, а путешествовать древние греки любили. Вспомните хотя бы Геродота, автора первой книги, посвященной истории различных стран и народов, хотя ее вполне можно считать и первым путеводителем для античных туристов.
Плащ-хламида накидывался на плечи, был коротким и украшался орнаментом. Помимо хламиды туристы Античности также носили шляпу-петас- шляпу с широкими полями и завязками под подбородком и эндромиды – высокая шнурованная обувь с открытыми пальцами ног. Такую обувь также носили охотники, богиня Артемида и участники Олимпийских игр, состязающиеся в беге. Обувь хорошо крепилась к ноге и поэтому была удобна.

 

Хламида – прямоугольный плащ из мягкой шерстяной ткани,
одежда воинов и путешественников, покрывающая левую часть тела, скрепленная фибулой на правом плече,
длиной немного высшее колена.

 

Помимо эндромид греки также могли носить крепиды – обувь на толстой подошве, крепящаяся к ноге при помощи кожаных шнурков. Или же котурны — обувь актеров древнегреческих театров, особенностью которой была очень высокая толстая пробковая подошва, что-то вроде прообраза современной обуви на платформе.

 

Краснофигурная вазопись
Фигуры одеты в плащи гиматий

 

Женщины же чаще всего носили обувь из мягкой цветной кожи без каблука. Также женщины в Древней Греции при выходе из дома обязательно должны были покрывать головы – чаще всего на голову накидывали край плаща.

 

Краснофигурный килик с изображением симпосия Древняя Греция. 490–480 до н. э.
Девушка одета в хитон

 

Украшения в Древней Греции, в отличие от Древнего Египта, носили только женщины. Единственное украшения, которое могли носить мужчины – это перстни. Также именно гречанки первыми стали активно использовать косметику для украшения, а не в связи с религиозными убеждениями, как это было в Древнем Египте. Да и само слово косметика греческого происхождения. И слово косметика, и слово космос древнегреческие и имеют общее значение – порядок.

Гречанки румянили щеки и красили губы, использовали ароматические масла, однако при этом самым главным правилом макияжа оставалось правило золотой середины. Древние греки считали, что во всем, в том числе и в украшениях, и макияже, нужно придерживаться правила золотой середины и стараться лишь дополнять естественную природную красоту.

 


Источник:liveinternet.ru

1gr.tv

Костюм Древней Греции - это... Что такое Костюм Древней Греции?

Леон Бакст. Эскизы костюмов к театральной постановке трагедии «Федра», 1923

Эллинское представление о прекрасном в полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела.

На протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками.

Ткани, цвет, орнамент

Первоначально основной тканью, из которой изготовлялась одежда, была овечья шерсть; позднее в употребление вошли льняные ткани. Шёлк и хлопок служили предметами роскоши, их привозили из стран Востока. Ткани для одежды, а также и для прочих нужд, изготовляли в домашних условиях. В богатых домах этим, как правило, занимались рабыни, но даже женщины из знатных семей в обязательном порядке должны были уметь прясть и ткать.

«Дама в голубом», танагрская статуэтка

Долгое время считалось, что греческие костюмы были исключительно белыми, и древних греков представляли как толпу людей, облачённых в белоснежные плащи, среди таких же белоснежных храмов и дворцов. Это ошибочное представление возникло вследствие знакомства с мраморными античными статуями, найденными при раскопках. На самом же деле греки, как и все южане, любили яркие краски, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным (потому что отбелить ткань было очень трудно). Для окраски тканей использовались различные виды минеральных и органических красителей. Особо ценились ткани пурпурного цвета, но, вследствие дороговизны настоящего пурпура, его зачастую имитировали дешёвыми заменителями, такими, как марена, сафлор, орсейлевый и лакмусовый лишайники, и т. п. Сельские жители традиционно предпочитали зелёные, коричневые и серые тона. Траурными цветами считались чёрный, тёмно-зелёный и серый.

Ткани обычно делались гладкокрашеными и украшались вышивкой. Были известны два способа вышивки — гладью и крестом. Иногда вышивкой покрывали всю поверхность ткани, но чаще делали яркую узорную кайму по краю. Самыми характерными греческими орнаментами были «пальметты», «критская волна», «бусы», «плетенка», «меандр». Дорогие ткани нередко отделывали аппликациями из штампованных или вырезанных кусочков золотой фольги.

Мужская одежда

Одежда мужчин в классическую эпоху состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и закалывали на плечах пряжками — фибулами. Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений пряжку на правом плече отстёгивали. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны; воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер.

Во время работы надевали ещё более простую одежду — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный. В отличие от хитона, эксомис почти не образовывал складок; его назначением было прикрывать тело, а не обрисовывать его. Это вполне соответствовало эстетическим вкусам древних греков, которые считали, что тело человека, вынужденного заниматься физическим трудом, будь то раб или свободный, развивается диспропорционально, не отвечает канонам красоты и потому не заслуживает того, чтобы привлекать к себе внимание.

Хитон был, по преимуществу, домашней одеждой. Появляться в общественных местах в одном хитоне считалось неприличным для взрослого свободного человека. Выходя на улицу, греки обязательно надевали поверх хитона плащ. Чаще всего носили гиматий, но юноши и воины предпочитали небольшой плащ овальной или полукруглой формы — хламис, который накидывали на спину и плечи, скалывая на груди пряжкой. Иногда хламис застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Женская одежда

«Гречанка». Картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1869

Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения того времени требовали, чтобы женский костюм был более длинным, более закрытым.

Нижней одеждой, как и у мужчин, служил полотняный или шерстяной хитон. Известны были два вида хитонов — дорийский и ионийский. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра. Его складывали пополам в долевом направлении и отгибали верхний край на 50-70 сантиметров. Получившийся отворот — диплодион — напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали. Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу. Иногда хитон имел над талией напуск — колпос. Он получался следующим образом: хитон, более длинный, чем обычно, опоясывали на талии, а затем часть хитона подтягивали поясом и спускали над ним. Часто у хитона были одновременно и колпос, и диплодион.

В дорийский хитон одевались главным образом спартанские женщины. Афинянки же отдавали предпочтение более широкому и длинному ионийскому хитону, состоявшему из двух кусков ткани, шириной до запястья горизонтально вытянутых рук. Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали (носить хитоны без пояса позволялось лишь танцовщицам). Хитоны часто украшались вышитым или расписным орнаментом. Орнамент располагали в виде каймы по нижнему краю хитона и диплодиона, а иногда покрывали им всю ткань.

Верхней женской одеждой был пеплос. По форме и способу драпировки он походил на хитон, но был длиннее и гораздо шире — для его изготовления брали отрез ткани до 3-4 метров длиной. Пеплос предназначался главным образом для торжественных случаев. В обыденной жизни женщины, выходя на улицу, заворачивались в прямоугольный плащ, который напоминал мужской гиматий, но был меньше по размеру и наряднее отделан. Носили также хлайну — небольшой плащ из тонкой ткани, собранный в пышные складки. Его отгибали на 1/3, пропускали под левой рукой и завязывали или застёгивали на правом плече. Если было очень холодно, на плечи набрасывали сложенный вдвое шерстяной платок — диплакс.

Аксессуары

Танагрская статуэтка, изображающая женщину со шляпкой-зонтиком на голове и веером

Уже в древности грекам были известны перчатки — о них упоминается в «Одиссее» (VIII в.до н.э.). Они делались из кожи или грубой ткани и служили для защиты рук при тяжёлых и грязных работах (в свинарнике, на винограднике и пр.). Имеются сведения о том, что перчатки надевали и во время еды, поскольку вилок ещё не было, и твёрдую пищу ели руками.

В жаркие дни женщины обмахивались листовидными опахалами на деревянных или костяных ручках. С IV в.до н.э., после походов Александра Македонского, когда в Грецию впервые были завезены павлины, вошли в моду и очень ценились веера из их перьев. С этого же времени вошли в употребление зонты. Существовали специальные устройства для раскрывания зонта и поддержания его раскрытым, но употреблялись и простые жёсткие зонты с деревянной палкой вместо ручки. Рукоятку часто делали удлинённой и изогнутой, чтобы идущая сзади рабыня могла нести зонт, защищая свою госпожу от палящего солнца. Зонты считались вещью чисто женского обихода; если юноша, следуя моде, выходил с зонтом, это воспринималось как неприличная изнеженность.

Обувь

Дома греки ходили босиком и надевали обувь только перед выходом на улицу. Чаще всего носили иподиматы — сандалии, состоявшие из подошвы (кожаной или деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва привязывалась к ноге. Если к подошве пришивали небольшие бортики, получался другой вид обуви — крепиды. Они тоже держались на ноге при помощи ремней, которые продевались в отверстия, проделанные в бортиках, и крест-накрест охватывали ступню до щиколотки. Актёры на сцене обували котурны — сандалии на очень высокой подошве, которые зрительно увеличивали их рост и делали поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапоги (персикаи), а также высокие кожаные или войлочные сапоги — эндромиды, закрывавшие ногу сзади, а спереди стянутые сложной шнуровкой. Пальцы ног при этом оставались открытыми.

Женская обувь в принципе мало отличалась от мужской, но была более нарядной. Её окрашивали в яркие цвета (жёлтый, красный и т. п.), иногда даже серебрили или покрывали позолотой. Общее число разновидностей женской обуви, по подсчётам исследователей, изучавших древнегреческую скульптуру, доходило до 94-х.

Головные уборы

Гермес Золотой венок

Головными уборами греки пользовались редко. Только для работы (в поле, на винограднике) или в дорогу они надевали петас — низкую шляпу с широкими круглыми или четырёхугольными полями, которая удерживалась на голове при помощи ремешка, завязанного под подбородком. Особенно охотно носили петас торговцы, которым приходилось подолгу находиться в разъездах. Поэтому и бога Гермеса, покровителя торговли, было принято изображать именно в такой шляпе.

Войлочные колпаки — пилосы и круглые кожаные шапки — кюне были в обиходе у ремесленников и моряков. Рабы головных уборов не носили никогда.

Особое место среди головных уборов занимали венки. Они обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе, являлись знаком уважения и признания со стороны сограждан. Так, победителей Олимпийских игр награждали венками из ветвей священной оливы, перевязанными белой шерстяной лентой, а тех, кто одержал победу в Истмийских играх, посвящённых Посейдону — венками из сосновых веток или из свежего сельдерея. Выдающихся ораторов, поэтов, драматургов и актёров увенчивали ветками лавра — дерева, посвящённого Аполлону, покровителю всяческих искусств (отсюда слово «лауреат»). Миртовый венок надевали те, кто выступал в Народном собрании, в знак того, что они выполняют свой гражданский долг и их личность неприкосновенна. Венок из золотых дубовых или лавровых листьев служил символом царской власти (такой венок был найден в гробнице царя Филиппа II, отца Александра Македонского). Венки были также обязательным головным убором на пирах и во время праздников. Для таких случаев плели венки из душистых трав и цветов, причём особенно любили розы и фиалки. Для пиршественных венков часто использовали плющ, так как верили, что он предохраняет от опьянения.

Греческие женщины нуждались в головных уборах ещё меньше, чем мужчины, так как обычай предписывал им как можно реже покидать дом. Если всё же им приходилось появляться на людях, то они прикрывали голову краем плаща, платком или лёгким шарфом — калиптрой. В жаркие летние дни, чтобы уберечь лицо от загара, поверх головного покрывала укрепляли ярко раскрашенную круглую плоскую соломенную шляпку — фолию. Отправляясь в путь, женщины, как и мужчины, надевали петас.

Причёски

Вазопись, 5 в. до н. э.

Если головные уборы древних греков были просты и непритязательны, то причёски, напротив, отличались изысканностью. Парикмахерское искусство в то время достигло уже высокого уровня развития. Причёсывание, окрашивание волос, завивка производились специально обученными рабами — каламистрами, каждый из которых выполнял только одну определенную операцию. Формы и линии причёсок всегда гармонировали с одеждой, создавая ощущение законченности и цельности внешнего облика.

В I в.до н. э. в моду вошли парики. Чтобы удовлетворить растущий спрос, на острове Лесбос были организованы специальные мастерские по изготовлению париков из натуральных женских волос. Тонко и тщательно выполненные изделия местных мастеров, несмотря на свою дороговизну, быстро завоевали рынки не только Древней Греции, но и многих других стран. У состоятельных людей было принято иметь по нескольку париков разного фасона и цвета, для разных случаев.

Мужские причёски

Герма, 5 в. до н. э.

До персидских войн мужчины делали причёски из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину или собирались в пучок. Очень распространена была причёска из кос, заплетённых за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую чёлку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.

В V—IV вв.до н. э. вместо длинных вoлос мужчины стали носить аккуратные маленькие причёски из подстриженных крупно завитых кудрей. В особо торжественных случаях молодые люди укладывали локоны надо лбом наподобие банта (такая причёска называлась «цикада»).

Густые вьющиеся волосы (желательно золотистые) и ухоженная борода служили лучшим украшением свободнорождённого эллина. Борода символизировала мужественность: её отпускали после 20 лет, предварительно посвятив первый юношеский пушок богам. Первым, кто продолжал брить бороду и по достижении 30-летнего возраста, был Александр Македонский. Вскоре у него нашлось множество подражателей — и добровольных, и вынужденных (в армии воины были обязаны бриться), так что в конце концов бороды вышли из моды. После эпохи Александра греки, за исключением философов, бород уже не носили.

Женские причёски

Гречанка на картине Дж. У. Годварда, 1912

Свободные женщины, в отличие от рабынь, всегда носили длинные волосы. Самой популярной женской причёской был так называемый «греческий узел». Для этой причёски волосы расчёсывали на прямой пробор, завивали волнами и низко спускали на лоб, так как по эстетическим канонам того времени лоб должен был быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щёк, а сзади приподнимали и на затылке скручивали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Если узел волос располагался не на затылке, а около шеи, такую причёску называли «коримбос». Для причёски «лампадион» волосы собирали в пучок, придавая ему форму факела. Оригинальную причёску ввела в моду в середине V в. до н. э. знаменитая афинская красавица — гетера Аспасия: завитые волосы укладывались крупными объёмными валиками вдоль головы ото лба до затылка, наподобие ломтиков дыни, и перевязывались двумя лентами.

Завитые волосы часто убирали в сетку из золочёных нитей. Завершало причёску изящное украшение — стефана, похожая на старинный русский кокошник, или калаф, напоминающий корону, или налобная повязка — диадема.

Украшения

Золотые украшения в Афинском музее

Благодаря археологическим раскопкам учёным удалось получить довольно полное представление о древнегреческих ювелирных украшениях (прекрасной коллекцией такого рода обладает, в частности, Государственный Эрмитаж).

Излюбленным украшением греческих женщин были ожерелья. Их составляли из бусин (золотых или выточенных из самоцветных камней) или чеканных пластинок, декорировали цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток. Застёжки ожерелий обрамлялись мелкими жемчужинами. Красивые и изящные ожерелья были найдены в местах захоронения в Северной Греции, а также в некрополях античных городов Северного Причерноморья и при раскопках скифских курганов.

Древнегреческие серьги обычно состояли из двух элементов — диска и подвески. Поверхность диска покрывалась тонким филигранным узором, мельчайшей зернью, припаянными украшениями в виде розеток и пальметок, часто с цветной инкрустацией. Подвески были самой разнообразной формы — в виде летящих эротов, сидящих сфинксов, полумесяцев, женских головок и т. п. Зачастую подвеске придавали полулунную форму и прикрепляли к ней многочисленные переплетённые цепочки, которые, в свою очередь, заканчивались мелкими подвесками в виде бутонов цветов или вазочек.

Височные украшения, составляющие часть женского головного убора, создавались по тому же принципу, что и серьги, отличаясь от них только размерами.

Браслет с тритоном, держащим путти, 200 г. до н. э.

Популярны были витые браслеты, иногда перетянутые жемчужной нитью или сплетённые из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных или сказочных существ. Браслеты носили на руках (на запястьях и выше локтя), а также на лодыжках.

Ювелирные изделия в Элладе любили не только женщины, но и мужчины (исключение составляли спартанцы, которым законы запрещали украшать себя золотом и серебром). Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотом. В греческих городах Малой Азии (вероятно, под влиянием обычаев соседних народов) мужчины носили даже серьги и браслеты.

Драгоценные украшения не только подчёркивали красоту владельца, но и указывали на его социальное и материальное положение. Золото дарилось по случаю рождения ребёнка, служило свадебным или любовным подарком. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой и способно защитить от различных напастей. Древние греки помещали золотые украшения и в погребения, стремясь тем самым воздать последние почести умершему и отогнать от него злые силы. Помимо ювелирных изделий, которыми усопший пользовался при жизни, в захоронения обычно клали золотые венки, сосуды, нагубники, наглазники, а также погребальные маски, закрывавшие лицо покойного.

Косметика и парфюмерия

Косметика, найденная в гробнице, 5 в. до н. э.

«Косметика» в представлении древних греков была настоящей наукой, отраслью медицины и преследовала цель сохранения естественной красоты человека.

Забота о красоте начиналась, разумеется, с личной гигиены. Если в суровом быту спартанцев уход за телом ограничивался купанием в реке, то в других древнегреческих полисах купание сочетали с посещением бани (особенно после работы или гимнастических упражнений). В Афинах частные и государственные публичные бани и купальни появились в V—IV вв.до н. э. В них имелись мужские и женские отделения, где можно было принимать холодные и горячие ванны, а также посещать парные комнаты. Специальные банные служители за особую плату не только мыли клиентов, но и делали им массаж, натирали их тела ароматическими эссенциями с запахами ириса и майорана. Распространено было также купание под струящейся водой (обливание, душ).

Фреска с изображением Сапфо

Во время пиров в знак гостеприимства приглашённым омывали ноги и дарили венки из цветов, притирания на основе розы, левкоевое масло. Определённым образом подобранные букеты ставили в вазы, чтобы их благоухание помогало избежать опьянения.

Производство духов в Афинах было поставлено на широкую ногу. Для их изготовления использовали как местное сырьё (розы, нарциссы, шафран, дубовый мох и др.), так и привозное — кардамон, корицу, мускатный орех, алоэ. Из Африки и Юго-Восточной Азии ввозили нард, пальмарозу и имбирь, из Китая — камфору, из Индии — перец и сандаловое дерево. Начиная с IV в.до н. э., вошли в употребление ароматические вещества животного происхождения (бобровая струя, мускус, цибетин, амбра), ранее считавшиеся «нечистыми».

Как повсеместно в жарких странах, кожу натирали ароматическими маслами. Мужчины держали их в круглых сосудиках — арибаллах, а женщины — в изящных керамических флакончиках — лекифах самых разных форм и видов. Особенно много масла употребляли атлеты во время соревнований: слой душистого масла не только смягчал кожу, но и затруднял сопернику захват во время борьбы (правда, потом его приходилось счищать специальным скребком — стригилем).

От косметики древние греки отличали коммотику — искусство нанесения ярких красок на лицо (то, что в наши дни принято называть макияжем). Считалось, что коммотика дарует иллюзорную, фальшивую красоту в ущерб красоте подлинной. В Спарте употребление красок для лица и тела было запрещено законом. Афинянки, напротив, очень увлекались макияжем — покрывали лица толстым слоем цинковых или гипсовых белил, румянили щёки киноварью или растительными красками. Глаза подводили смесью масла и сажи, брови и ресницы чернили сурьмой, а для придания им блеска смазывали яичным белком и камедью. Существовали также особые средства для борьбы с морщинами, сединой и т. п.

Нагота как элемент греческой культуры

Мужская нагота
«Дискобол»

Палестра. Гимнасий. Олимпийские игры.

Так называемая «героическая нагота»

В иконографии древнегреческих воинов (прежде всего — в изображениях на вазах) очень часто опускается бо́льшая часть доспехов, так что воины предстают почти обнаженными. Дж. Бордмен по этому поводу замечает: «Трудно сказать, насколько это связано с интересом греческих художников к „героической наготе“, насколько — с жаркой погодой, а насколько — со стоимостью бронзовых доспехов»[1]

Примечания

  1. Цит. по: Алексинский Д. П. Еще раз о «героической наготе» // Исседон : альманах по древней истории и культуре. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. — Т. 2. — С. 45-53.  (Проверено 24 сентября 2011)

Ссылки

dic.academic.ru

Древнегреческие образы в стилистике современной моды. часть 1

Эта публикация первая в серии греческого искусства. Возможно кому - то будет интересно, а кого - то публикация вдохновит на создание новых интересных вещей

Древнегреческие образы в стилистике современной моды

История моды. История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о её эстетической и стилизирующей функции. Одежда явилась тем объектом, в котором он, очевидно, наиболее непосредственно смог выразить свое художественное мировоззрение. Выражение «таинственный язык моды» мы можем спокойно заменить формулировкой «живой язык одежды» и в особенности в применении к историческим эпохам, ибо наряд человека остался до настоящего времени средством зрительного выражения определенных представлений о самом костюме и обо всем мире в целом.

История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей.

Крит и Микены. В египетских пирамидах и надгробиях изображены иностранные послы, подносящие правителям Египта богатые дары. В период Нового царства среди посланников других стран появились и послы с острова Крит. Их одежда в корне отличалась от одежды египтян. У них выкроенное и сшитое платье, разделенное на три части — жилет, рукава и юбка, в чем мы видим наследие древних восточных культур. Утонченность египетской моды заменило здесь пестрое и буйное разноцветье красок. Критская мода не знает мягких нюансов египетской моды. С нашей сегодняшней точки зрения, эта мода менее элегантна, она испытала на себе гораздо большее влияние Востока. Как и в Египте, мужчины носили короткий набедренный передник, богато украшенный, а в качестве верхней одежды на плечи они надевали как бы накидку, закрепленную на одном плече застежкой. Волосы по большей части были закрыты шлемом либо шляпой с широкими полями. Любимой обувью были полувысокие богато вышитые сапожки на каблуке. Дополнением к одежде служили драгоценные пояса с золотыми фигурками, к которым были прикреплены инкрустированные кинжалы. Для одежды членов царского рода были характерны всевозможные ожерелья, перстни и браслеты.

Женщины имели в этой культуре бесспорное преимущество. Символом всей минойской культуры является богиня со змеями, маленькая фаянсовая фигурка, одетая в модное платье того времени с обнаженной грудью. Другой символ той культуры - «Парижанка». Так называют изображение сильно накрашенной девушки на одной из настенных росписей в Кноссе (2-е тысячелетие до н.э.), производящей впечатление современной девушки большого города.

Микенская мода вложила в женскую одежду понятие так называемого женского очарования — подчеркивание бедер и таза, тонкой талии, бюста. Она создала женскую моду с точки зрения натуралистического взгляда на мир, сточки зрения воплощения в расцветке тканей буйной растительности — лиан и вьющихся растений — и морских волн, что в полной мере получило свое дальнейшее развитие в возникшем много позднее модерне. И на сегодняшний день мы можем наблюдать отголоски микенской моды в современной модной одежде.

Богиня со змеями. Фаянсовая фигурка из Кносса, XVII век до н. э. Критский исторический музей, Гераклион. Костюм богини -тюрбан с символом льва, короткий жилет, обнажающий грудь, подчеркнутая «осиная талия», юбка с воланами и короткий украшенный фартук-это типичная одежда для минойской культуры (ну разве не похожи их платья?)

Для женской одежды характерна широкая юбка, как кринолиновая, обычно украшенная воланами, которая дополнена маленьким фартучком и жилетом с короткими, очень тесными рукавами, с безмерно глубоким вырезом, обнажающим грудь. Расширенная книзу юбка, по мнению одних, скорее всего поддерживается обручами, другие утверждают, что женщины той культуры носили не юбки, а как бы колготы, которые «ожили» в нашу эпоху.

Женщина с сосудом из слоновой кости. Реконструкция живописи в Тиринфе, около 1400 г. до н. э. Национальный археологический музей, Афины. Прическа из свободно падающих волос, на затылке собранных как бы в шиньон; жилет с короткими рукавами, обнажающий грудь и образующий «осиную талию». Широкая колоколообраэная юбка из узорчатой ткани.

Эта юбка, или юбка - колготы, дополняется прилегающей, углом вырезанной спереди, ещё более короткой верхней юбкой, что-то среднее между панцирем и полутурнюром. Юбку дополняет жилет, как бы зашнурованный корсет, обнажающий бюст. Критские женщины носили много украшений и драгоценностей, не только перстни, ожерелья и серьги, но и диадемы, красивые застежки, золотые подвески, шпильки, поддерживающие прическу и платье. Жители Крита в совершенстве владели искусством обработки драгоценных металлов, они отделывали драгоценности гравировкой и чеканкой. Микенская мода в дальнейшем стала основой для возникновения многих модных течений. Она остроумно была названа модой первых кринолинов. Этот микенский стиль появился в натуралистической моде девятнадцатого столетия (в конце века). И в наше время из микенской модной «мешанины» выбирается та или другая деталь. Волосы, сплетенные в виде змей, когда-то были символами мифической Медузы и Эринии — символы власти над жизнью и смертью -, в наши дни - это признак молодости. Девушки во всем мире, как в нашей стране, так и за рубежом, участвующие в мирных демонстрациях и в митингах протеста, ходят с распущенными волосами.

Античная Греция. В античной культуре тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион,25 г. до н. э., на примере человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком. Эти особенности: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность. Эти пять особенностей отличали и одежду древней Греции. Закономерность определялась шириной ткацкого станка, на котором ткался материал. Этот материал не кроился и не сшивался, ткань только вертикально собиралась в складки, которые напоминали каннелюры греческих колонн.

Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны, материалом, с другой, модой той эпохи. По канонам моды того времени платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала. Пропорциональность одежды выражалась в её гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции, - «все в меру». И никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды.

Симметрия платья определялась не только прямоугольным куском материи, из которого оно делалось, но и его пониманием. Одежда целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла.

И последнее требование Витрувия - целесообразность - соблюдалось. «Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь... и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев...» - говорит греческий философ Ксенофон. Из его сообщения вытекает, что разделение одежды по потребностям само собой подразумевалось, и произведения искусства того времени являются тому доказательством. История развития античной одежды, которую мы наблюдаем в течение длительного времени - от эпохи минойской культуры, через Грецию Перикла к периоду эллинизма - показывает, что требования, сформулированные Витрувием, были прочно заложены, прежде всего, в материале, который определял покрой, украшения и назначение одежды. Самая древняя одежда, как её изображает скульптура, возникшая еще под египетским влиянием, представляет собой весьма тяжелую драпировку, которая скрывает человеческое тело. Это была грубая шерстяная ткань, которую, по сообщению греческого историка Геродота, кустарным способом выделывали дорийцы. Гомер описывает одежду из этого материала, как «лохматый плащ», который еще нельзя было задрапировать в мягкие складки. Эта женская дорическая одежда, вероятно, самый древний тип греческого платья. Изготовлялась она из шерсти и называлась пеплос (peplos), который был весьма тяжел.

Сделать одежду грациозной и легкой позволяет только тонкое полотно, которое пришло на смену шерсти. Полотняная одежда позволяет заметить легкое прикосновение ткани к телу, объемность которого становится более зримой. Геродот упоминает об ионическом хитоне (chiton), который вытеснил старомодный шерстяной дорический пеплос. Эту одежду одевали прямо на голое тело. Этот рубашкообразный, короткий, скрепленный на плечах застежками хитон носили рабочий люд, воины и молодежь; длинный же вариант той же одежды носили женщины, старики, государственные деятели и аристократы. Гомер описывает его как «изысканную, ослепительно белую, большую ризу с красивым золотым поясом».

а вот современные "хитоны":

В классическую эллинистическую эпоху дорический пеплос опять в почете, вероятно, в этом сказался общий процесс исторического развития с его повторениями. Но это не прямое возвращение к старой одежде, ибо дорический пеплос теперь украшен вытканными полосами и украшениями, изобилующими всевозможными красками, с геометрическими и фигурными мотивами.

Уже в античные времена цвета имели свое символическое значение; так, например, белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, темнозеленый и серый — выражал печаль. Зеленый, серый и коричневые цвета, как и в средние века, были обычными цветами сельских жителей. Из упоминаний в греческой литературе мы знаем об известных уже тогда многочисленных цветовых нюансах: носили, например, платья зеленого цвета «лягушачьего» или «яблочного» оттенка, аметистового, гиацинтового, шафранового и т.д

Прически и головные украшения. В Античной Греции возникли основные типы причесок, которые позднее многократно повторялись. Первоначально именно там свободно завитые ниспадающие на плечи волосы начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками и гребнями.

Во время спортивных игр мужчины придерживали волосы лентами или повязками, а с V века до н. э. стали носить, по большей части, короткие волосы. И только во времена Александра Македонского мужчины стали отращивать бородки. В античной Греции возникли основные типы причесок, которые позднее многократно повторялись. Первоначально свободно завитые, ниспадающие на плечи волосы, начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками и гребнями. Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была чем-то необычным.

В современном мире появился даже специальный термин греческая коса, выглядит она так:

публикация составлена по материалам книг, журналов и интернет сайтов.

www.livemaster.ru

Похожие записи

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о