Эдит фолле – Луи-Фердинанд Селин — врачеватель человеческих туш

Луи-Фердинанд Селин — Традиция

Луи-Фердинанд Селин (франц. Louis-Ferdinand Céline; 27 мая 1894,Курбевуа — 1 июля 1961, Мёдон) [1] — французский писатель.

Луи-Фердинанд Детуш (франц. Destouches), таково было его настоящее имя,[2] родился в 1894 году в пригороде Парижа Курбвуа, в семье буржуа средней руки: его отец был мелким служащим, а мать торговала в лавке своих родителей. Семья была достаточно благополучной. Селин получил приличное образование: некоторое время провел в Германии, потом в Англии, обучаясь там в пансионе.

Участник Первой Мировой войны, он получил тяжелое ранение в голову в сражении при Поэлькапель. Последствия этого ранения еще долго давали о себе знать — сильные головные боли преследовали Селина всю жизнь. За участие в боевых действиях Селин получил несколько боевых наград, в том числе и Военный Крест.

После демобилизации, в июне 1916 года он едет работать по контракту в Африку, — к этому времени относятся его первые литературные опыты. Через полгода он, не выдержав жутких условий жизни, разрывает контракт и возвращается в Париж. Потом переезжает в Ренн, где 10 августа 1919 года он женится на Эдит Фолле и начинает учебу в реннской Медицинской Школе под руководством своего тестя, который был директором этой школы и членом-корреспондентом Академии Медицинских Наук. 15 июня 1920 года у них рождается дочь Колетт, единственный ребенок Селина. После окончания школы доктор Детуш с семьей переезжает в пригород Парижа и устраивается работать в больнице. Он занимается научной работой, пишет диссертацию, много путешествует, какое-то время снова работает в Африке (в Нигерии и Сенегале).

В 1926 году он расстается со своей женой Эдит и сходится с 23-х летней американской танцовщицей Элизабет Крейг. Все эти события нашли в дальнейшем отражение в его первом романе «Путешествие на край ночи». Вышедший в 1932 году роман имел оглушительный успех и почти сразу же был переведен практически на все языки, в том числе и на русский.

К началу 1930-х Селин находился в прекрасных отношениях с Луи Арагоном, который упорно убеждал его посетить Советский Союз, дабы своими глазами убедиться в правильности выбранного русскими пути. В 1934 году в Москве выходит перевод романа Селина «Путешествие на край ночи», осуществленный женой Арагона Эльзой Триоле. На состоявшемся в 1934 году 1-м съезде Союза писателей, где присутствовали Андре Мальро и Луи Арагон, Горький заявил, что на примере этой книги видно, что «буржуазное общество полностью утратило способность интеллектуального восприятия искусства», а главный герой романа — Бардамю — «не имеет никаких данных, чтобы примкнуть к революционному пролетариату, зато совершенно созрел для принятия фашизма». Роман был опубликован в Советском Союзе со значительными купюрами, был воспринят Селином крайне болезненно и побудил его порвать всякие отношения с Эльзой Триоле и Луи Арагоном, которых он считал виновниками искажения текста.

В 1935 году во Франции выходит второй роман Селина — «Смерть в кредит». На русский язык он не переводился, однако получил крайне негативные отклики в советской критике, которая охарактеризовала его как «произведение анархистское, циничное, нигилистическое»… Сам же Селин клеймится как писатель «глубоко антигуманный», выразивший в своем творчестве «презрение к человеку, человечеству, жизни». Селин посетил Ленинград осенью 1936 года в качестве простого туриста. Знакомство Селина с советской действительностью 1936 года вызвало у него крайне отрицательную реакцию, что нашло свое отражение в небольшом эссе «Mea culpa»

[3] и скандально известном памфлете «Безделицы для погрома».[4]

Примерно к 1939 году относится знакомство Селина с танцовщицей парижской Оперы Люсетт Альманзор, ставшей его женой и разделившей с ним все тяготы последнего периода его жизни.

Дальнейшая судьба писателя сложилась трагически. Скандальные антисемитские памфлеты.

В 1944 году выходит роман «Банда гиньолей». Это шокирующее произведение, как и большинство книг писателя, автобиографично. В центре романа — двадцатидвухлетний француз Фердинанд, успевший повоевать на фронтах Первой мировой войны, человек с исковерканными телом и душой. Волею судьбы он оказался в Лондоне среди проституток, сутенеров, лавочников. Его жизнь — это бег с препятствиями, победить которые невозможно, ибо он — одинокий бродяга, пребывающий в вечном конфликте с окружающим миром и самим собой.

Селин вместе со своей женой покинули Париж и прибыли в Зигмаринген в начале ноября 1944 года, то есть примерно через два месяца после того, как туда переехало большинство членов правительства Виши.

В Дании, куда Селин вместе с женой бежали из Зигмарингена в марте 1945 года, прибыв в Копенгаген, Селин почти 10 месяцев находился на нелегальном положении. Ночью 18 декабря 1945 года Селин и его жена были арестованы и заключены в тюрьму Вестерфангсель в Копенгагене: она — на три месяца, он — на четырнадцать. В июне 1947 года Селин был освобождён из тюрьмы под подписку о невыезде за пределы Дании. С лета 1948 по лето 1951 года Селин проводит в ссылке, в ста километрах от Копенгагена, недалеко от маленького городишки Корсор, в хижине на берегу Балтийского моря. Летом 1951 года Селин наконец-то получает амнистию французского Верховного Суда, а с ней и возможность вернуться в Париж.

Остаток жизни Селин доживал в своем доме в парижском пригороде Медоне, где по-прежнему практикует в качестве врача и занимается литературным трудом. Снова шумный литературный успех, связанный с появлением романа «Из замка в замок» (1957), первой частью трилогии, в которую вошли также романы «Север» и «Ригодон». За это время он создает еще несколько книг: «Разговоры с профессором Y», «Феерия для другого раза», «Норманс». Последний роман «Ригодон» был опубликован уже после смерти автора. Луи-Фердинанд Селин умер 1 июля 1961 года. В момент смерти рядом была только его верная спутница Люсетт Альманзор-Детуш.[5]

В со­чи­не­нии 1938 года «Шко­ла тру­пов» Луи-Фер­ди­нанд Се­лин со­ста­вил спи­сок «иу­до­ло­гов», чьи ра­бо­ты ох­ва­ты­ва­ют об­ласть на­уч­ных зна­ний в ди­а­па­зо­не от «ис­то­рии» до «би­о­ло­гии ев­ре­ев», кои он на­сто­я­тель­но ре­ко­мен­ду­ет к оз­на­ком­ле­нию. «Их ра­бо­ты из­ве­ст­ны, не­о­спо­ри­мы, фун­да­мен­таль­ны. Все арий­цы долж­ны про­чи­тать Дрю­мо­на. Бо­лее со­вре­мен­ные ав­то­ры: Де Фриз, Де Пон­сэн, Зом­барт, Чем­бер­лен, а так­же Мон­та­дон, Даркье де Пель­пуа, Бу­ас­сель, Пти, Да­с­те, Ко­с­тон, Дез Эс­сар, Алекс, Сан­то».[6]

Романы:

Драматические произведения:

Памфлеты и др.:

Опубликованные на рубеже тридцатых-сороковых годов памфлеты «Безделицы для погрома» (Bagatelles pour un massacre) (1937), «Школа трупов» (L’Ecole des cadavres) (1938) и «Попали в переделку» (Les Beaux Draps) (1941) на долгие годы закрепили за Селином репутацию антисемита, расиста и человеконенавистника.[7] Во Франции и большинстве толерантных стран его антисемитские книги запрещены.

traditio.wiki

Луи-Фердинанд Селин. Подробная биография

Луи-Фердинанд Селин (настоящая фамилия – Дету́ш, Destouches) – французский писатель – родился 27 мая 1894 года в Курбевуа (Франция) в семье служащего страховой компании.

Селин получил приличное образование, обучаясь в пансионах Англии и Германии. Принимал участие в Первой мировой войне. В 1916 отправился в Камерун, где получил должность надзирателя за плантациями. В 1917, заболев дизентерией, вернулся во Францию.

В 1919 женился на Эдит Фолле. У них родилась дочь Колетт. В это время Селин поступил в Медицинскую школу в Ренне. Окончив ее, устроился работать в больницу, занимался наукой, совершал служебные поездки в Африку.

В 1926 Селин развелся с женой и сошелся с молодой танцовщицей Элизабет Крэг, которой посвятил вышедший в 1932 роман «Путешествие на край ночи». Роман поверг публику в шок: его большая часть посвящена описанию человеческого скотства. Роман полон безысходности и разочарования в людях.

Опубликованные на рубеже 30-40-х годов памфлеты «Безделицы для погрома» (Bagatelles pour un massacre) (1937), «Школа трупов» (L’Ecole des cadavres) (1938) и «Попали в переделку» (Les Beaux Draps) (1941) на долгие годы закрепили за Селином репутацию антисемита, расиста и человеконенавистника.

В 1943 писатель женился на танцовщице Люсетт Альмансор.

В конце Второй мировой войны Селина обвинили в пособничестве оккупационным властям, и он вынужден был бежать в Данию, где был арестован, предан суду и помещен в тюрьму. Освободившись

в 1951, Селин вернулся во Францию и поселился в Медоне.

Новый шумный литературный успех пришёл к нему уже перед самой смертью, после появления первых двух томов автобиографической трилогии – «Из замка в замок» (D’un château l’autre, 1957) и «Север» (Nord, 1960), посвященной этому периоду жизни Селина. Завершающий трилогию роман «Ригодон» (Rigodon) увидел свет только в 1969, спустя восемь лет после смерти автора.

Луи-Фердинанд Селин умер 1 июля 1961 года Мёдоне (Франция).

Влияние творчества Селина на современную литературу огромно. Можно назвать имена Генри Миллера, Эзры Паунда, Уильяма Берроуза, Аллена Гинзберга, Чарльза Буковски и др. К столетию со дня рождения Селина на немецком телевидении был снят фильм «Падение Селина» (с участием Франсуа Жибо, иллюстратора книг Селина Жака Тарди и других).

Произведения:
Путешествие на край ночи / Voyage au bout de la nuit (

1932)
Смерть в кредит / Mort à crédit (1936)
Mea Culpa / Mea Culpa (1936)
Безделицы для погрома / Bagatelles pour un massacre (1937)
Школа трупов / L’Ecole des cadavres (1938)
Попали в переделку / Les Beaux Draps (1941)
Guignol’s Band, или Паяцы I / Guignol’s band (1944)
Траншея / Casse-pipe (1949)
Феерия для другого раза I / Féerie pour une autre fois I (1952)
Норманс: Феерия для другого раза II / Normance: Féerie pour une autre fois II (1954)
Интервью с профессором Y / Entretiens avec le professeur Y (1954)
Из замка в замок / D’un château l’autre (1957)
Север / Nord (1960)
Лондонский мост: Guignol’s band II / Le Pont de Londres: Guignol’s band II (1964)
Ригодон / Rigodon (1969
)

Биография

Произведения

Критика

Ключевые слова: Луи-Фердинанд Селин,Louis-Ferdinand Céline,Детуш,Destouches,биография Луи-Фердинанда Селина,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,французская литература 20 в,жизнь и творчество Луи-Фердинанда Селина

md-eksperiment.org

Современная французская литература

Селин Луи-Фердинанд

Селин (Céline, настоящая фамилия — Детуш, Destouches) (27.05.1894, Курбевуа — 1.07.1961, Мёдон) Луи-Фердинанд — французский писатель, врач по образованию. Родился в парижском пригороде Курбевуа в семье служащего страховой компании. В 1899 г. семья Детушей переехала в Париж. Будущий писатель неоднократно менял место учебы (учился во Франции, Германии, Великобритании). По возвращении на родину в декабре 1910 г. он живет сначала в Париже, затем в Ницце. В сентябре 1912 г. Селин поступил добровольцем в 12-ый кирасирский полк, написал «Записные книжки кирасира». Ко времени начала Первой мировой войны Селин получил звание унтер-офицера. В октябре 1914 г. Селин был ранен, награжден медалью и Военным крестом, позже, в декабре 1915 г. был комиссован с воинской службы.

19 января 1916 Селин женился на Сюзане Небу, однако их брак в консульстве зарегистрирован не был. В марте он получил должность надзирателя за плантациями и уехал в Камерун. Через год Селин заболел дизентерией и вернулся во Францию. По дороге домой написал свое первое художественное произведение — новеллу «Волны» (1917).

В 1919 г. Селин начал изучать медицину в Рене. В августе он женился на Эдит Фолле. В апреле как ветеран войны на льготных условиях Селин  поступил в Школу медицины. В 1924 г. он защитил диссертацию на тему «Жизнь и творчество Игнаца Филиппа Земмельвейса» («La Vie et l’œuvre de Philippe Ignace Semmelweis», о венгерском акушере) и переехал в Женеву, оставив семью в Рене. В следующие два года Селин совершил большое количество служебных поездок в США, Африку и страны Европы. В 1926 г. познакомился с Элизабет Крэг, которой впоследствии посвятил «Путешествие на край ночи». В этом же году началась работа над пьесой «Церковь» («L’Église», 1933), но издательство «Нувель ревю франсез» отвергло рукопись. Затем появились пьеса «Прогресс» («Progrès», 1927) и статья «Общественное здоровье во Франции» (1930).

В 1932 г. Селин передал рукопись первого романа «Путешествие на край ночи» («Voyage au bout de la nuit») в издательство «Нувель ревю франсез», затем — в издательство Деноэля, позже подписал контракт с «Деноэль & Стил». Фрагменты «Путешествия на край ночи» в октябре 1932 г. опубликовали в журналах «Эроп» и «Кайе дю сюд», а издательство Деноэля объявило о выходе романа. В 1934 г. этот роман по инициативе Л. Троцкого был переведен на русский язык Э. Триоле и опубликован в Москве. Селин был номинирован на присуждение Гонкуровской премии, однако в итоге он получил премию «Ренодо» (а Гонкуровскую — Ги Мазелин за роман «Волки»). О романе Селина см. статью: Селин Л.-Ф.: мета-герой его романов «Путешествие на край ночи» и «Смерть в кредит» (статья А. Д. Ретунских).

В 1933 г. Селин приступил к работе над романом «Смерть в кредит», который вышел в свет в мае 1936 г. В этом же году Селин посетил СССР. Затем последовали публикации памфлетов «Mea culpa» (1936), «Безделицы для погрома» («Bagatelles pour un massacre», 1937) и «Школа трупов» («L’École des cadavers», 1938). В это же время Селин активно сотрудничал с антисемитскими организациями, переписывался с их лидерами. В 1939 г. суд признал Селина и Деноэля виновными в клевете на доктора Руке в связи с выходом «Школы трупов». Памфлеты Селина на два месяца изъяли из продажи по причине разжигания расовой вражды.

В 1940 г. Селин получил назначение на должность главного врача диспансера в Сартрувиле. Во время оккупации он активно давал интервью и писал в парижские газеты и журналы. В феврале 1941 г. вышел памфлет «Попали в переделку», который вскоре был запрещен во французской неоккупированной зоне. В 1942 г. Селин ездил в Берлин в составе делегации французских врачей, по возвращении откуда подписал «Манифест интеллигенции против преступников-англичан». Памфлеты Селина надолго закрепили за ним славу антисемита, расиста и человеконенавистника.

В 1943 г. Селин женится на Люсетт Альмансор. В марте 1944 г. увидел свет роман «Банда гиньолей» («Guignol’s band»). 17 июня Селин вместе с женой покинул Францию в надежде добраться до Дании, но вынужден был задержаться в Баден-Бадене, затем в Кренцлине, во «французской колонии» в Зигмарингене.

В апреле Франция обратилась к правительству Дании с просьбой об экстрадиции писателя. 17 декабря Селин и Люсетт были арестованы в Копенгагене, где они поселились с конца марта. С декабря 1945 г. по июнь 1947 г. писатель находился в тюрьме. Там он сочинил «Ответы на обвинения» и «Феерию для другого раза». 24 июня 1947 г. Селина освобождают, заменяют тюремное заключение на ссылку. После освобождения Селин снова жил в Дании. В феврале 1950 г. Судебная палата Парижа заочно приговорила С. к одному году тюрьмы, штрафу в 50 000 франков, поражению в правах и конфискации половины имущества. В апреле 1951 г. Селина амнистировали. В 1951 г. Детуши вернулись во Францию, поселившись в парижском пригороде Медоне. В 1952 Селин опубликовал первую часть «Феерии для другого раза» («Féerie pour une autre fois»), лечил бедных, занимаясь частной медицинской практикой. Продолжал делать новые антисемитские заявления и отрицал Холокост.

Неожиданный литературный успех пришел в последние годы жизни, когда начиная с 1954 г. вышли в свет несколько произведений: «Интервью с профессором Y» («Entretiens avec le professeur Y», 1954), вторая часть «Норманс: Феерия для другого раза» («Normance: Féerie pour une autre fois II», 1954), «Балеты без музыки, без людей, без всего» («Ballets sans musique, sans personne, sans rien», 1956) и автобиографическая романная трилогия «Из замка в замок» («D’un château l’autre», 1957), «Север» («Nord», 1960) и «Ригодон» («Rigodon», вышел после смерти автора в 1969).

Несмотря на то, что во Франции сегодня произведения Селина не относятся к числу лучших произведений французской литературы, его многие антисемитские книги запрещены, о нем помнят, с ним спорят — словом, он никого не оставляет равнодушным. Влияние Селина обнаруживается в творчестве Г. Миллера, Э. Паунда, У. Берроуза, А. Гинзберга, Ч. Буковски и др. авторов. С 1994 г. в Санкт-Петербурге существует Российское Общество Друзей Селина (президент — Маруся Климова).

Маруся Климова (Татьяна Николаевна Кондратович), президент Российского Общества Друзей Селина.

Соч.: La Vie et l’œuvre de Philippe Ignace Semmelweis. Rennes, 1924; Voyage au bout de la nuit. P., 1932; L’Église. Paris, 1933; Mea Culpa. P., 1936; Mort à credit. P., 1936; Bagatelles pour un massacre. P., 1937; L’École des cadavers. P., 1938; Les Beaux Draps. P., 1941; Guignol’s band. P., 1944; Foudres et fleches. P., 1948; Scandale aux abysses. P., 1950; Féerie pour une autre fois. P., 1952; Normance: Féerie pour une autre fois II. P., 1954; Entretiens avec le professeur Y. P., 1955; D’un château l’autre. P., 1957; Ballets sans musique, sans personne, sans rien. P., 1959; Nord. P., 1960; Le Pont de Londres: Guignol’s band II. P., 1964; Rigodon. P., 1969; Progrès. P., 1978; Arletty, jeune fille dauphinoise. P., 1983; Céline vivant, anthologie des entretiens audiovisuels avec L.-F. Céline. P., 2007; Correspondance // Nouvelle rev. fr. P., 2009. № 591. P. 143–181; в рус. пер. – Путешествие на край ночи, М. ; Л., 1934; Смерть в кредит. СПб., 1994; Из замка в замок: [Роман]. СПб., 1998; Путешествие на край ночи. Харьков, 1999; Интервью с профессором Y. СПб., 2001; Север. СПб., 2003; Из замка в замок. СПб., 2003; Ригодон. СПб., 2004; Смерть в кредит: Роман. М.,1994; Громы и молнии: Пьесы, либретто, сценарии. СПб., 2005.

Лит.: Соболевский Н. Книга безнадежности и смерти // Новый мир. 1934. № 9; Олеша Ю. Путешествие на край ночи // Литературный журнал. 1936. № 20; Брагинский А. Откровения бывшего писателя // Иностранная литература. 1957. № 8; Шкунаева И. Д. Реакция под маской морали // Вопросы литературы. 1958. № 11; Ее же. «Маленький человек» в реакционной литературе (сочинения Л.-Ф. Селина и Ж. Ромена) // Шкунаева И. Д. Современная французская литература: Очерки. М., 1963; Селивановский А. П. Голос с того края. М., 1963; Токарев Л. Почему «возвращается» Селин? // Иностранная литература. 1975. № 6; Его же. Путешествие на край ненависти // Литература человеконенавистничества. Сборник статей. М., 1980; Ерофеев В. Путешествие Луи-Фердинанда Селина на край ночи // Иностранная литература, 1986. № 11; Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990; Еремеев Л. А. Единственный изобретатель столетия // Французский литературный модернизм. Киев, 1991; Бреннер Ж. Луи-Фердинанд Селин. Моя история современной французской литературы. М., 1994; Токарев Л. Мы всегда одиноки, когда честны // Литературная газета. 1994. № 8; Ерофеев В. Селин // Французская литература: 1945-1990. М., 1995; Дубин С. Один день Луи-Фердинанда Селина // Независимая газета. 20.02.1998; Недосейкин М. Н. Концепция мира и человека в романе Л.-Ф.Селина «Путешествие на край ночи» // Дис. … канд. филолог. наук. Воронеж, 2000; Л.-Ф. Селин в России: Материалы и исследования. С.-ПБг., 2000; Климова М. Селин в России. СПб., 2001; Балашова Т. Бунтующий язык: (Речь героя и рассказчика в романах Луи-Фердинанда Селина) // Вопр. лит. М., 2002. Вып. 6. С. 187–213; Недосейкин М. Н. Роман Л.-Ф. Селина «Путешествие на край ночи»: Человек в мире. М., 2006; Altmann G. Rencontre avec L. F. Céline // Monde. 1932, 10/XII; Vitoux F. Céline. P., 1987; Verdaguer P. L’univers de la cruaute: Une lecture de Céline. Genève, 1988; Godard H. Les manuscrits de Céline et leurs lecons. Tusson, 1988. La revue des lettres modernes. P., 1988; Godard H. Céline scandale. P., 1994; Cornille J. L. Céline, Elstir et le Christ // Littérature. P., 1997. № 107. P. 64–74; Louette J.-F. Proust, Céline, Perec: pleins, vide, delies // Temps mod. P., 1998. A. 53, № 597. P. 176–189; Kaminski H. E. Céline en chemise brune // Temps mod. P., 1998. A. 53, № 597. P. 194–201; Lafont S. Le poème rentre de L. F. Céline // Littérature. P., 1999. № 116. P. 93–108; Destouches L. Céline secret. P., 2003; Amette J.-P. Tous les Céline // Point. P., 2004. № 1675. P. 68–71; Vargas Llosa M. Céline: le dernier maudit // Nouvelle rev. fr. P., 2008. № 587. P. 75–80; Sollers Ph. Céline en enfer // Nouvel observateur. P., 2008. № 2293. P. 53–54; Forestier F. Céline, l’homme en colère // Nouvel observateur. P., 2009. № 2309. P. 60; De Ton D. Dictionnaire des personnages de Céline, par Gael Richard // Nouvel observateur. P., 2009. № 2306; Dupuis J. Céline en toutes lettres // Express. P., 2009. № 3045. P. 68–69; Yonnet P. Le testament de Céline. P., 2009; Dupuis J. Céline en guerre // Express. P., 2011. № 3117. P. 68.

А. Р. Ощепков

 

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века. — Этапы литературного процесса: ХХ век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели современности. — Историко-культурный контекст: История.

 

 

modfrancelit.ru

СЕЛИН, Луи Фердинанд — Біографія — Письменник — Автор — Зарубіжна литература

СЕЛИН, Луи Фердинанд — творчество писателя

СЕЛИН, Луи Фердинанд (Celine, Louis-Ferdinand; автонім: Детуш, Луи Фердинанд — 27.05.1894, Курбевуа — 01.07.1961, Медон) — французский писатель.

Селин — одна из самых противоречивых фигур в литературе XX в. Он — герой Первой мировой войны и «антигерой» Второй, антикоммунист и безбожник, антисемит и коллаборационист, автор блестящих по стилю проникновенных романов и одиозных памфлетов, врач и заключенный, бунтарь-одиночка и последний из «проклятых» писателей Франции, провокатор и эстет, гений и злодей…

Родился Селин в пригороде Парижа Курбевуа, деп. Сена. Отец, Фернан Детуш, был чиновником страховой компании; мать, Маргерит Детуш, была владелицей магазина женского белья и кружева. В 1897-1899 гг. семья несколько раз переезжала из одного угла Парижа в другой. В 1900 г. Луи начал учиться в школе, которую окончил в 1907 г. Год он провел в Германии, где учился в пансионах Д’єпхольца и Карлсруэ, а в 1909 г. — в колледжах Англии (в Рочестере и Бродстейрсі). В декабре 1910 г. Селин вернулся в Париж. Нанялся учеником к торговцу тканями, работал в парижских ювелиров. В сентябре 1912 г. записался в двенадцатый кирасирский полк квартировал в г. Рамбуйе, дослужился до унтер-офицера (1914 г.), написал «Записки кирасира». В начале войны полк находился в Лотарингии, а затем его перевели во Фландрию. В октябре 1914 г. Селин был ранен в руку, перенес две операции, его наградили медалью и военным крестом. В 1915 г. медицинская комиссия признала его непригодным к военной службе.

Селин работал в паспортном отделе Генерального консульства Франции в Лондоне, где женился на Сюзан Небу, однако французское консульство этот брак не зарегистрировало. Через год Селин получил должность надзирателя за плантациями в Камеруне. В марте 1917 г. заболел дизентерией и был отправлен во Францию. По дороге он написал свое первое художественное произведение — новеллу «Волны».

В июле 1919 г. Селин в Рени получил степень бакалавра, а через месяц женился на Эдит Фолле, дочерью профессора и будущего директора Школы медицины в Рени, куда Селин вступил следующего года. В 1924 г. он защитил диссертацию, работал в Комиссии по гигиене при Лиге Наций; поселился в Женеве. В течение следующих двух лет совершил служебные поездки в США, Африку, страны Европы. Вскоре он развелся с Эдит и сошелся с Элизабет Крэг, которой он посвятит свой роман «Путешествие на край ночи». Работал над пьесами, статьями, совершил поездки в центральноевропейские страны.

В 1932 г. вышел в свет крупнейшее произведение Селина — роман «Путешествие на край ночи», Селин получил премию «Ренодо». Именно с этим романом связано появление псевдонима Селина — так звали его бабушку по материнской линии.

В романе «Путешествие на край ночи» Селин объявил «апокалиптический крестовый поход» против ценностей гуманизма и демократии, против «музыки оптимизма» как дурмана и оправданию насилия над человечеством. Он изобразил страшную, поистине апокалиптическую картину современного ему абсурдного и циничного мира. Жизнь в романе — длительная агония, «дорога гниения», единственной правдой и реальностью среди фантомов есть смерть. Главный герой и рассказчик произведения — Фердинанд Бардамю, образ автобиографический, в нем узнаются эпизоды жизни автора в течение 1913 — 1932 гг. Именно он путешествует «на край ночи», выворачивает мир наизнанку и показывает его гнилое нутро. Путешествие протагониста осуществляется в четыре этапа. Первый этап — фронт Первой мировой, куда он, студент-медик, пошел добровольцем под влиянием пропаганды. На войне он переживает ужас и лишения, видит горы трупов и бессмысленную бойню, и мечтает лишь о том, чтобы попасть в плен. Здесь он встречается с другим французским солдатом, Леоном Робинзоном, своим двойником. Бардамю получает ранение, лечится в Париже, знакомится с американкой Лолой и скрипачкой Мюзім. Опыт войны сделал Бардамю убежденным трусом, и на трусости основаны его антимілітаризм и неверие в будущее.

Второй этап путешествия героя — Африка, к берегам которой он отплывает через несколько месяцев после освобождения от военной службы. В одной из французских колоний он надеется встать на ноги, но получает впечатление ада. Герой чудом порятовується на корабле, снова встречается с Робинзоном, болеет малярией, и разочаровывается как в хищных колонизаторах, так и в покорных тубыльцах.

Третий этап — Америка, где Бардамю пробыл около двух лет. Сначала он работает учетчиком блох в карантинном госпитале, потом ходит без работы и без копейки в кармане, обращается за помощью к своей бывшей любовницы Лолы. Бардамю устраивается на завод в Г. Форда, однако вскоре отпуска. и это занятие, познакомившись в доме терпимости с Молли, ласковой и преданной девушкой, которая помогает ему материально. И в Америке Фердинанд случайно встречается с Леоном Робинзоном.

Наконец, Бардамю возвращается на родину, возобновляет занятия медициной, сдает экзамены, получает диплом и право вести врачебную деятельность. Он открывает собственный врачебный кабинет на окраине Парижа, в Гаренн-Драньє, где живут представители бедных слоев общества, деклассированные элементы. Впоследствии он устраивается ассистентом главного врача в психиатрическую больницу. В этой части романа тоже действует Робинзон. Бывший неудачник-убийца, который едва не потерял зрение, сбежал от своей невесты Мадлон. И приехала за ним в Париж, но ей не удается добиться от Робинзона согласия вернуться в Тулузу и жениться на ней, и она стреляет в него в упор из пистолета. Бардамю безразлично держит умирающего друга за руку, рассуждая мысленно о самого себя. Оказывается, ему не хватало того, «что делает человека больше ее собственную жизнь: любви к чужой жизни… Не было во мне человечности».

Романа, изображающий абсурд и хаос жизни, мир, который подошел к самому краю», соответствует и язык. С. порывает с традициями классической литературного французского языка, широко применяет разговорный «уличный» язык, арґотизми, неологизмы, табуированную лексику. «Путешествие…» повлияла на формирование екзистенціалістського типа романа и екзистенціалістського героя, который, по мнению Селина, есть «молодой человек без коллективной значимости… просто индивидом».

В 1933 г. Селин познакомился с Элизабет Поркероль, связь с которым продлится два года, и начал работать над своим вторым — и по времени, и по значению — романом «Смерть в кредит» (1936). Материал этого произведения нескрываемо автобиографический. Селин отказывается от вымышленного рассказчика, создавая максимально приближенную к автору лицо Фердинанда. Роман посвящен детским воспоминаниям и впечатлениям героя. Здесь изображен жестокого отца, больного полиомиелитом мать, которая работает продавцом, зарабатывая и содержа семью. Фердинанд оставляет дом и помогает осуществить отчаянные планы изобретателю и повітроплавцю Куртіалю где Перейру. Повествование в романе максимально приближена к непринужденной разговорной интонации. Стиль «Смерти в кредит» сам автор называл «дырчатым, кружевным», он характерен дискретностью, отрывочностью, недосказанностью повествования.

В 1935 г. вместе с пианисткой Люсьен Дельфорж писатель путешествует Данией, Германией, Австрией. В конце года он познакомился с танцовщицей Люсетт Альмансор, на которой женился в 1943 г. В мае 1936 г. Селин посетил Англию, а в августе — СССР. Поводом для поездки в Советский Союз было желание получить деньги за русский перевод «Путешествия на край ночи» (в 1934 г. его в сокращенном виде перевела Эльза Триоле). Селин провел в СССР два месяца, месяц жил в Ленинграде, посещал театры и музеи. Вот как он описывает свои впечатления после возвращения в частных письмах: «Я вернулся из России. Какой ужас! который никудышный блеф! какая грязная и нелепая история! Как все это гротескно, теоретически и преступно!»; «Все это отвратительно, страшно, немыслимо мерзко… ГряВНО, бедно — отвратительно. Тюрьма. Повсюду полиция, бюрократия и страшный хаос. Все блеф и тирания». В результате поездки Селин написал антикоммунистический памфлет «Меа culpa» (лат. — «Моя вина»). В нем он отрицает сами основы коммунизма, классовый антагонизм и возможности социального совершенствования. По мнению автора, причина этого кроется в самом человеке, «настоящего незнакомца всех возможных и невозможных обществ», ведь «человек настолько же человечная, насколько курица умеет летать». Умнее от социалистов были иерархи церкви, которые считали человека «грязью» и ничего не обещали ему, кроме загробного спасения. Того же года издательство Деноеля выдало «Меа culpa» и докторскую диссертацию Селина «Жизнь и творчество Филиппа-Игнаца Земмельвейса», посвященную венгерскому врачу-гинекологу XIX ст.

Зато с позиции анархиста, гонимого буржуазией, публикой, Селин перешел на позицию гонителя. Накануне войны он начал бороться за мир с парадоксальной позиции — пацифизма, построенной на расовой теории. Следующие два года были ознаменованы скандальными памфлетами «Мелочи для погрома « (1937) и «Школа трупов « (1938). В то же время писатель начал сотрудничать с антисемитскими организациями. В самом названии «Мелочи для погрома» кроется выпад против врагов нацизма. Селин писал, что не желает воевать за Гитлера», но не желает воевать и против него, за евреев». Он обвиняет евреев в разжигании войны, заявляет, что именно евреи «толкают нас к пулеметов». Памфлет «Школа трупов» было подвергнуто преследованию. В 1939 г. суд признал Селина и Деноеля виновными в клевете на доктора Руке; оба памфлеты на два месяца были изъяты из продажи как разжигающие расовую вражду.

С началом Второй мировой войны Селин хотел добровольно вступить врачом во французскую армию, однако по состоянию здоровья его признали непригодным для службы. В 1940 p. Селина назначили главным врачом диспансера в Сартрувілі, после оккупации он работал в диспансере Безона. В период оккупации Селин дал одиннадцать интервью, отправил в парижские газеты и журналы более тридцати писем. В 1941 г. вышел памфлет «Переполох», который был запрещен во французской неоккупированной зоне. В 1942 г. после возвращения из Берлина, куда Селин поехал в составе делегации французских врачей, он подписал «Манифест интеллигенции против преступников-англичан».

В марте 1944 г. писатель издал роман «Марионетки» («Guignol’sband»). В июне Селин с женой покинули Францию, поселились в Германии (Баден-Баден, Кренцлін, Зіґмарінґен). В 1945 г. они добрались до Копенгагена, а в то время в освобожденной от гитлеровцев Франции уже был выписан ордер на арест Селина. Франция обратилась к правительству Дании с просьбой об экстрадиции писателя, и в декабре он был арестован. Селин провел в тюрьме полтора года, где написал «Ответы на обвинения « и «Феерии для другого раза». 24 июня 1947 г. Селин был освобожден под честное слово, поселился в доме своего адвоката в Кларсковгаарді, где написал повесть «Траншея» («Casse pipe», 1949). 21 февраля 1950 г. Судебная палата Парижа заочно вынесла приговор Селину: один год тюрьмы, выплата 50 000 франков штрафа, лишение прав и конфискация половины имущества. В апреле 1951 г. писатель был амнистирован, а в июле он вернулся с женой во Францию, поселился в Медоне и вскоре открыл частный медицинский кабинет.

В последнее десятилетие своей жизни Селин выдал «Феерии для другого раза» (1952-1954), романы «Беседы с профессором Y» (1954), «Из замка в замок» (1956), «Север» («Nord», 1959). После смерти Селина были опубликованы романы «Лондонский мост» («Guignol’sband», II, 1964), «Рігодон» (1969), а также вышли «Селінівські тетради» («Cahiers Celin», 1976).

Романы «Из замка в замок», «Север» и «Ріґодон» составляют т.н. «военную трилогию». В них имеющийся значительный биографический элемент: побег из Франции в Германию, переезд в Данию, арест Селина, возвращение во Францию после амнистии. Любые связные истории в трилогии отсутствуют, есть только монолог автора, развернутый в три огромные книги. Этот монолог призван опровергнуть претензии на выражение идей, на свяВНОсть, на «порядок», которому писатель противопоставляет беспорядок. Поздние романы Селина — политические памфлеты, и, по словам О. Зверева, интересуют «в основном как иллюстрация его идеологических приоритетов и поступков, которые из них вытекали». Однако чрезвычайно интересной является позиция рассказчика трилогии. Он — предатель, что носит фамилию автора, к которому приближен и жизненными обстоятельствами, и образом мыслей. Он понимает свою обреченность, убегает, и все повествование разворачивается в трилогии вокруг темы бегства, которая, в свою очередь, порождает тему «сакрального» границы. То, что произведение написано с позиции обреченного изменника на фоне агонии гитлеровской Германии рубеже 1944-1945 гг., обуславливает основную тональность книги: отчаяние и исторический пессимизм. Однако нередко отчаяние обрывается смехом — горьким смехом человека, которая увидела убожество нацистской пропаганды, идеи «новой Европы».

На русском языке роман Селина «Путешествие на край ночи» перевел П. Таращук.

Есть. Васильев

zarlitra.in.ua

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *