Луи-Фердинанд Селин — Традиция
Луи-Фердинанд Селин (франц. Louis-Ferdinand Céline; 27 мая 1894,Курбевуа — 1 июля 1961, Мёдон) [1] — французский писатель.
Луи-Фердинанд Детуш (франц. Destouches), таково было его настоящее имя,[2] родился в 1894 году в пригороде Парижа Курбвуа, в семье буржуа средней руки: его отец был мелким служащим, а мать торговала в лавке своих родителей. Семья была достаточно благополучной. Селин получил приличное образование: некоторое время провел в Германии, потом в Англии, обучаясь там в пансионе.
Участник Первой Мировой войны, он получил тяжелое ранение в голову в сражении при Поэлькапель. Последствия этого ранения еще долго давали о себе знать — сильные головные боли преследовали Селина всю жизнь. За участие в боевых действиях Селин получил несколько боевых наград, в том числе и Военный Крест.
После демобилизации, в июне 1916 года он едет работать по контракту в Африку, — к этому времени относятся его первые литературные опыты. Через полгода он, не выдержав жутких условий жизни, разрывает контракт и возвращается в Париж. Потом переезжает в Ренн, где 10 августа 1919 года он женится на Эдит Фолле и начинает учебу в реннской Медицинской Школе под руководством своего тестя, который был директором этой школы и членом-корреспондентом Академии Медицинских Наук. 15 июня 1920 года у них рождается дочь Колетт, единственный ребенок Селина. После окончания школы доктор Детуш с семьей переезжает в пригород Парижа и устраивается работать в больнице. Он занимается научной работой, пишет диссертацию, много путешествует, какое-то время снова работает в Африке (в Нигерии и Сенегале).
В 1926 году он расстается со своей женой Эдит и сходится с 23-х летней американской танцовщицей Элизабет Крейг. Все эти события нашли в дальнейшем отражение в его первом романе «Путешествие на край ночи». Вышедший в 1932 году роман имел оглушительный успех и почти сразу же был переведен практически на все языки, в том числе и на русский.
К началу 1930-х Селин находился в прекрасных отношениях с Луи Арагоном, который упорно убеждал его посетить Советский Союз, дабы своими глазами убедиться в правильности выбранного русскими пути. В 1934 году в Москве выходит перевод романа Селина «Путешествие на край ночи», осуществленный женой Арагона Эльзой Триоле. На состоявшемся в 1934 году 1-м съезде Союза писателей, где присутствовали Андре Мальро и Луи Арагон, Горький заявил, что на примере этой книги видно, что «буржуазное общество полностью утратило способность интеллектуального восприятия искусства», а главный герой романа — Бардамю — «не имеет никаких данных, чтобы примкнуть к революционному пролетариату, зато совершенно созрел для принятия фашизма». Роман был опубликован в Советском Союзе со значительными купюрами, был воспринят Селином крайне болезненно и побудил его порвать всякие отношения с Эльзой Триоле и Луи Арагоном, которых он считал виновниками искажения текста.
В 1935 году во Франции выходит второй роман Селина — «Смерть в кредит». На русский язык он не переводился, однако получил крайне негативные отклики в советской критике, которая охарактеризовала его как «произведение анархистское, циничное, нигилистическое»… Сам же Селин клеймится как писатель «глубоко антигуманный», выразивший в своем творчестве «презрение к человеку, человечеству, жизни». Селин посетил Ленинград осенью 1936 года в качестве простого туриста. Знакомство Селина с советской действительностью 1936 года вызвало у него крайне отрицательную реакцию, что нашло свое отражение в небольшом эссе «Mea culpa»
Примерно к 1939 году относится знакомство Селина с танцовщицей парижской Оперы Люсетт Альманзор, ставшей его женой и разделившей с ним все тяготы последнего периода его жизни.
Дальнейшая судьба писателя сложилась трагически. Скандальные антисемитские памфлеты.
В 1944 году выходит роман «Банда гиньолей». Это шокирующее произведение, как и большинство книг писателя, автобиографично. В центре романа — двадцатидвухлетний француз Фердинанд, успевший повоевать на фронтах Первой мировой войны, человек с исковерканными телом и душой. Волею судьбы он оказался в Лондоне среди проституток, сутенеров, лавочников. Его жизнь — это бег с препятствиями, победить которые невозможно, ибо он — одинокий бродяга, пребывающий в вечном конфликте с окружающим миром и самим собой.
Селин вместе со своей женой покинули Париж и прибыли в Зигмаринген в начале ноября 1944 года, то есть примерно через два месяца после того, как туда переехало большинство членов правительства Виши.
В Дании, куда Селин вместе с женой бежали из Зигмарингена в марте 1945 года, прибыв в Копенгаген, Селин почти 10 месяцев находился на нелегальном положении. Ночью 18 декабря 1945 года Селин и его жена были арестованы и заключены в тюрьму Вестерфангсель в Копенгагене: она — на три месяца, он — на четырнадцать. В июне 1947 года Селин был освобождён из тюрьмы под подписку о невыезде за пределы Дании. С лета 1948 по лето 1951 года Селин проводит в ссылке, в ста километрах от Копенгагена, недалеко от маленького городишки Корсор, в хижине на берегу Балтийского моря. Летом 1951 года Селин наконец-то получает амнистию французского Верховного Суда, а с ней и возможность вернуться в Париж.
Остаток жизни Селин доживал в своем доме в парижском пригороде Медоне, где по-прежнему практикует в качестве врача и занимается литературным трудом. Снова шумный литературный успех, связанный с появлением романа «Из замка в замок» (1957), первой частью трилогии, в которую вошли также романы «Север» и «Ригодон». За это время он создает еще несколько книг: «Разговоры с профессором Y», «Феерия для другого раза», «Норманс». Последний роман «Ригодон» был опубликован уже после смерти автора. Луи-Фердинанд Селин умер 1 июля 1961 года. В момент смерти рядом была только его верная спутница Люсетт Альманзор-Детуш.[5]
В сочинении 1938 года «Школа трупов» Луи-Фердинанд Селин составил список «иудологов», чьи работы охватывают область научных знаний в диапазоне от «истории» до «биологии евреев», кои он настоятельно рекомендует к ознакомлению. «Их работы известны, неоспоримы, фундаментальны. Все арийцы должны прочитать Дрюмона. Более современные авторы: Де Фриз, Де Понсэн, Зомбарт, Чемберлен, а также Монтадон, Даркье де Пельпуа, Буассель, Пти, Дасте, Костон, Дез Эссар, Алекс, Санто».[6]Романы:
Драматические произведения:
Памфлеты и др.:
Опубликованные на рубеже тридцатых-сороковых годов памфлеты «Безделицы для погрома» (Bagatelles pour un massacre) (1937), «Школа трупов» (L’Ecole des cadavres) (1938) и «Попали в переделку» (Les Beaux Draps) (1941) на долгие годы закрепили за Селином репутацию антисемита, расиста и человеконенавистника.[7] Во Франции и большинстве толерантных стран его антисемитские книги запрещены.
traditio.wiki
Луи-Фердинанд Селин. Подробная биография
Луи-Фердинанд Селин (настоящая фамилия – Дету́ш, Destouches) – французский писатель – родился 27 мая 1894 года в Курбевуа (Франция) в семье служащего страховой компании.
Селин получил приличное образование, обучаясь в пансионах Англии и Германии. Принимал участие в Первой мировой войне. В 1916 отправился в Камерун, где получил должность надзирателя за плантациями. В 1917, заболев дизентерией, вернулся во Францию.
В 1919 женился на Эдит Фолле. У них родилась дочь Колетт. В это время Селин поступил в Медицинскую школу в Ренне. Окончив ее, устроился работать в больницу, занимался наукой, совершал служебные поездки в Африку.
В 1926 Селин развелся с женой и сошелся с молодой танцовщицей Элизабет Крэг, которой посвятил вышедший в 1932 роман «Путешествие на край ночи». Роман поверг публику в шок: его большая часть посвящена описанию человеческого скотства. Роман полон безысходности и разочарования в людях.
Опубликованные на рубеже 30-40-х годов памфлеты «Безделицы для погрома» (Bagatelles pour un massacre) (1937), «Школа трупов» (L’Ecole des cadavres) (1938) и «Попали в переделку» (Les Beaux Draps) (1941) на долгие годы закрепили за Селином репутацию антисемита, расиста и человеконенавистника.
В 1943 писатель женился на танцовщице Люсетт Альмансор.
В конце Второй мировой войны Селина обвинили в пособничестве оккупационным властям, и он вынужден был бежать в Данию, где был арестован, предан суду и помещен в тюрьму. Освободившись
Новый шумный литературный успех пришёл к нему уже перед самой смертью, после появления первых двух томов автобиографической трилогии – «Из замка в замок» (D’un château l’autre, 1957) и «Север» (Nord, 1960), посвященной этому периоду жизни Селина. Завершающий трилогию роман «Ригодон» (Rigodon) увидел свет только в 1969, спустя восемь лет после смерти автора.
Луи-Фердинанд Селин умер 1 июля 1961 года Мёдоне (Франция).
Влияние творчества Селина на современную литературу огромно. Можно назвать имена Генри Миллера, Эзры Паунда, Уильяма Берроуза, Аллена Гинзберга, Чарльза Буковски и др. К столетию со дня рождения Селина на немецком телевидении был снят фильм «Падение Селина» (с участием Франсуа Жибо, иллюстратора книг Селина Жака Тарди и других).
Произведения:
Путешествие на край ночи / Voyage au bout de la nuit ( 1932)
Смерть в кредит / Mort à crédit (1936)
Mea Culpa / Mea Culpa (1936)
Безделицы для погрома / Bagatelles pour un massacre (1937)
Школа трупов / L’Ecole des cadavres (1938)
Попали в переделку / Les Beaux Draps (1941)
Guignol’s Band, или Паяцы I / Guignol’s band (1944)
Траншея / Casse-pipe (1949)
Феерия для другого раза I / Féerie pour une autre fois I (1952)
Норманс: Феерия для другого раза II / Normance: Féerie pour une autre fois II (1954)
Интервью с профессором Y / Entretiens avec le professeur Y (1954)
Из замка в замок / D’un château l’autre (1957)
Север / Nord (1960)
Лондонский мост: Guignol’s band II / Le Pont de Londres: Guignol’s band II (1964)
Ригодон / Rigodon (1969
Биография
Произведения
Критика
Ключевые слова: Луи-Фердинанд Селин,Louis-Ferdinand Céline,Детуш,Destouches,биография Луи-Фердинанда Селина,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,французская литература 20 в,жизнь и творчество Луи-Фердинанда Селина
md-eksperiment.org
Современная французская литература
Селин Луи-Фердинанд
Селин (Céline, настоящая фамилия — Детуш, Destouches) (27.05.1894, Курбевуа — 1.07.1961, Мёдон) Луи-Фердинанд — французский писатель, врач по образованию. Родился в парижском пригороде Курбевуа в семье служащего страховой компании. В 1899 г. семья Детушей переехала в Париж. Будущий писатель неоднократно менял место учебы (учился во Франции, Германии, Великобритании). По возвращении на родину в декабре 1910 г. он живет сначала в Париже, затем в Ницце. В сентябре 1912 г. Селин поступил добровольцем в 12-ый кирасирский полк, написал «Записные книжки кирасира». Ко времени начала Первой мировой войны Селин получил звание унтер-офицера. В октябре 1914 г. Селин был ранен, награжден медалью и Военным крестом, позже, в декабре 1915 г. был комиссован с воинской службы.
19 января 1916 Селин женился на Сюзане Небу, однако их брак в консульстве зарегистрирован не был. В марте он получил должность надзирателя за плантациями и уехал в Камерун. Через год Селин заболел дизентерией и вернулся во Францию. По дороге домой написал свое первое художественное произведение — новеллу «Волны» (1917).
В 1919 г. Селин начал изучать медицину в Рене. В августе он женился на Эдит Фолле. В апреле как ветеран войны на льготных условиях Селин поступил в Школу медицины. В 1924 г. он защитил диссертацию на тему «Жизнь и творчество Игнаца Филиппа Земмельвейса» («La Vie et l’œuvre de Philippe Ignace Semmelweis», о венгерском акушере) и переехал в Женеву, оставив семью в Рене. В следующие два года Селин совершил большое количество служебных поездок в США, Африку и страны Европы. В 1926 г. познакомился с Элизабет Крэг, которой впоследствии посвятил «Путешествие на край ночи». В этом же году началась работа над пьесой «Церковь» («L’Église», 1933), но издательство «Нувель ревю франсез» отвергло рукопись. Затем появились пьеса «Прогресс» («Progrès», 1927) и статья «Общественное здоровье во Франции» (1930).
В 1932 г. Селин передал рукопись первого романа «Путешествие на край ночи» («Voyage au bout de la nuit») в издательство «Нувель ревю франсез», затем — в издательство Деноэля, позже подписал контракт с «Деноэль & Стил». Фрагменты «Путешествия на край ночи» в октябре 1932 г. опубликовали в журналах «Эроп» и «Кайе дю сюд», а издательство Деноэля объявило о выходе романа. В 1934 г. этот роман по инициативе Л. Троцкого был переведен на русский язык Э. Триоле и опубликован в Москве. Селин был номинирован на присуждение Гонкуровской премии, однако в итоге он получил премию «Ренодо» (а Гонкуровскую — Ги Мазелин за роман «Волки»). О романе Селина см. статью: Селин Л.-Ф.: мета-герой его романов «Путешествие на край ночи» и «Смерть в кредит» (статья А. Д. Ретунских).
В 1933 г. Селин приступил к работе над романом «Смерть в кредит», который вышел в свет в мае 1936 г. В этом же году Селин посетил СССР. Затем последовали публикации памфлетов «Mea culpa» (1936), «Безделицы для погрома» («Bagatelles pour un massacre», 1937) и «Школа трупов» («L’École des cadavers», 1938). В это же время Селин активно сотрудничал с антисемитскими организациями, переписывался с их лидерами. В 1939 г. суд признал Селина и Деноэля виновными в клевете на доктора Руке в связи с выходом «Школы трупов». Памфлеты Селина на два месяца изъяли из продажи по причине разжигания расовой вражды.
В 1940 г. Селин получил назначение на должность главного врача диспансера в Сартрувиле. Во время оккупации он активно давал интервью и писал в парижские газеты и журналы. В феврале 1941 г. вышел памфлет «Попали в переделку», который вскоре был запрещен во французской неоккупированной зоне. В 1942 г. Селин ездил в Берлин в составе делегации французских врачей, по возвращении откуда подписал «Манифест интеллигенции против преступников-англичан». Памфлеты Селина надолго закрепили за ним славу антисемита, расиста и человеконенавистника.
В 1943 г. Селин женится на Люсетт Альмансор. В марте 1944 г. увидел свет роман «Банда гиньолей» («Guignol’s band»). 17 июня Селин вместе с женой покинул Францию в надежде добраться до Дании, но вынужден был задержаться в Баден-Бадене, затем в Кренцлине, во «французской колонии» в Зигмарингене.
В апреле Франция обратилась к правительству Дании с просьбой об экстрадиции писателя. 17 декабря Селин и Люсетт были арестованы в Копенгагене, где они поселились с конца марта. С декабря 1945 г. по июнь 1947 г. писатель находился в тюрьме. Там он сочинил «Ответы на обвинения» и «Феерию для другого раза». 24 июня 1947 г. Селина освобождают, заменяют тюремное заключение на ссылку. После освобождения Селин снова жил в Дании. В феврале 1950 г. Судебная палата Парижа заочно приговорила С. к одному году тюрьмы, штрафу в 50 000 франков, поражению в правах и конфискации половины имущества. В апреле 1951 г. Селина амнистировали. В 1951 г. Детуши вернулись во Францию, поселившись в парижском пригороде Медоне. В 1952 Селин опубликовал первую часть «Феерии для другого раза» («Féerie pour une autre fois»), лечил бедных, занимаясь частной медицинской практикой. Продолжал делать новые антисемитские заявления и отрицал Холокост.
Неожиданный литературный успех пришел в последние годы жизни, когда начиная с 1954 г. вышли в свет несколько произведений: «Интервью с профессором Y» («Entretiens avec le professeur Y», 1954), вторая часть «Норманс: Феерия для другого раза» («Normance: Féerie pour une autre fois II», 1954), «Балеты без музыки, без людей, без всего» («Ballets sans musique, sans personne, sans rien», 1956) и автобиографическая романная трилогия «Из замка в замок» («D’un château l’autre», 1957), «Север» («Nord», 1960) и «Ригодон» («Rigodon», вышел после смерти автора в 1969).
Несмотря на то, что во Франции сегодня произведения Селина не относятся к числу лучших произведений французской литературы, его многие антисемитские книги запрещены, о нем помнят, с ним спорят — словом, он никого не оставляет равнодушным. Влияние Селина обнаруживается в творчестве Г. Миллера, Э. Паунда, У. Берроуза, А. Гинзберга, Ч. Буковски и др. авторов. С 1994 г. в Санкт-Петербурге существует Российское Общество Друзей Селина (президент — Маруся Климова).
Маруся Климова (Татьяна Николаевна Кондратович), президент Российского Общества Друзей Селина.
Соч.: La Vie et l’œuvre de Philippe Ignace Semmelweis. Rennes, 1924; Voyage au bout de la nuit. P., 1932; L’Église. Paris, 1933; Mea Culpa. P., 1936; Mort à credit. P., 1936; Bagatelles pour un massacre. P., 1937; L’École des cadavers. P., 1938; Les Beaux Draps. P., 1941; Guignol’s band. P., 1944; Foudres et fleches. P., 1948; Scandale aux abysses. P., 1950; Féerie pour une autre fois. P., 1952; Normance: Féerie pour une autre fois II. P., 1954; Entretiens avec le professeur Y. P., 1955; D’un château l’autre. P., 1957; Ballets sans musique, sans personne, sans rien. P., 1959; Nord. P., 1960; Le Pont de Londres: Guignol’s band II. P., 1964; Rigodon. P., 1969; Progrès. P., 1978; Arletty, jeune fille dauphinoise. P., 1983; Céline vivant, anthologie des entretiens audiovisuels avec L.-F. Céline. P., 2007; Correspondance // Nouvelle rev. fr. P., 2009. № 591. P. 143–181; в рус. пер. – Путешествие на край ночи, М. ; Л., 1934; Смерть в кредит. СПб., 1994; Из замка в замок: [Роман]. СПб., 1998; Путешествие на край ночи. Харьков, 1999; Интервью с профессором Y. СПб., 2001; Север. СПб., 2003; Из замка в замок. СПб., 2003; Ригодон. СПб., 2004; Смерть в кредит: Роман. М.,1994; Громы и молнии: Пьесы, либретто, сценарии. СПб., 2005.
Лит.: Соболевский Н. Книга безнадежности и смерти // Новый мир. 1934. № 9; Олеша Ю. Путешествие на край ночи // Литературный журнал. 1936. № 20; Брагинский А. Откровения бывшего писателя // Иностранная литература. 1957. № 8; Шкунаева И. Д. Реакция под маской морали // Вопросы литературы. 1958. № 11; Ее же. «Маленький человек» в реакционной литературе (сочинения Л.-Ф. Селина и Ж. Ромена) // Шкунаева И. Д. Современная французская литература: Очерки. М., 1963; Селивановский А. П. Голос с того края. М., 1963; Токарев Л. Почему «возвращается» Селин? // Иностранная литература. 1975. № 6; Его же. Путешествие на край ненависти // Литература человеконенавистничества. Сборник статей. М., 1980; Ерофеев В. Путешествие Луи-Фердинанда Селина на край ночи // Иностранная литература, 1986. № 11; Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990; Еремеев Л. А. Единственный изобретатель столетия // Французский литературный модернизм. Киев, 1991; Бреннер Ж. Луи-Фердинанд Селин. Моя история современной французской литературы. М., 1994; Токарев Л. Мы всегда одиноки, когда честны // Литературная газета. 1994. № 8; Ерофеев В. Селин // Французская литература: 1945-1990. М., 1995; Дубин С. Один день Луи-Фердинанда Селина // Независимая газета. 20.02.1998; Недосейкин М. Н. Концепция мира и человека в романе Л.-Ф.Селина «Путешествие на край ночи» // Дис. … канд. филолог. наук. Воронеж, 2000; Л.-Ф. Селин в России: Материалы и исследования. С.-ПБг., 2000; Климова М. Селин в России. СПб., 2001; Балашова Т. Бунтующий язык: (Речь героя и рассказчика в романах Луи-Фердинанда Селина) // Вопр. лит. М., 2002. Вып. 6. С. 187–213; Недосейкин М. Н. Роман Л.-Ф. Селина «Путешествие на край ночи»: Человек в мире. М., 2006; Altmann G. Rencontre avec L. F. Céline // Monde. 1932, 10/XII; Vitoux F. Céline. P., 1987; Verdaguer P. L’univers de la cruaute: Une lecture de Céline. Genève, 1988; Godard H. Les manuscrits de Céline et leurs lecons. Tusson, 1988. La revue des lettres modernes. P., 1988; Godard H. Céline scandale. P., 1994; Cornille J. L. Céline, Elstir et le Christ // Littérature. P., 1997. № 107. P. 64–74; Louette J.-F. Proust, Céline, Perec: pleins, vide, delies // Temps mod. P., 1998. A. 53, № 597. P. 176–189; Kaminski H. E. Céline en chemise brune // Temps mod. P., 1998. A. 53, № 597. P. 194–201; Lafont S. Le poème rentre de L. F. Céline // Littérature. P., 1999. № 116. P. 93–108; Destouches L. Céline secret. P., 2003; Amette J.-P. Tous les Céline // Point. P., 2004. № 1675. P. 68–71; Vargas Llosa M. Céline: le dernier maudit // Nouvelle rev. fr. P., 2008. № 587. P. 75–80; Sollers Ph. Céline en enfer // Nouvel observateur. P., 2008. № 2293. P. 53–54; Forestier F. Céline, l’homme en colère // Nouvel observateur. P., 2009. № 2309. P. 60; De Ton D. Dictionnaire des personnages de Céline, par Gael Richard // Nouvel observateur. P., 2009. № 2306; Dupuis J. Céline en toutes lettres // Express. P., 2009. № 3045. P. 68–69; Yonnet P. Le testament de Céline. P., 2009; Dupuis J. Céline en guerre // Express. P., 2011. № 3117. P. 68.
А. Р. Ощепков
Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века. — Этапы литературного процесса: ХХ век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели современности. — Историко-культурный контекст: История.
modfrancelit.ru
СЕЛИН, Луи Фердинанд — Біографія — Письменник — Автор — Зарубіжна литература
СЕЛИН, Луи Фердинанд — творчество писателяСЕЛИН, Луи Фердинанд (Celine, Louis-Ferdinand; автонім: Детуш, Луи Фердинанд — 27.05.1894, Курбевуа — 01.07.1961, Медон) — французский писатель.
Селин — одна из самых противоречивых фигур в литературе XX в. Он — герой Первой мировой войны и «антигерой» Второй, антикоммунист и безбожник, антисемит и коллаборационист, автор блестящих по стилю проникновенных романов и одиозных памфлетов, врач и заключенный, бунтарь-одиночка и последний из «проклятых» писателей Франции, провокатор и эстет, гений и злодей…
Родился Селин в пригороде Парижа Курбевуа, деп. Сена. Отец, Фернан Детуш, был чиновником страховой компании; мать, Маргерит Детуш, была владелицей магазина женского белья и кружева. В 1897-1899 гг. семья несколько раз переезжала из одного угла Парижа в другой. В 1900 г. Луи начал учиться в школе, которую окончил в 1907 г. Год он провел в Германии, где учился в пансионах Д’єпхольца и Карлсруэ, а в 1909 г. — в колледжах Англии (в Рочестере и Бродстейрсі). В декабре 1910 г. Селин вернулся в Париж. Нанялся учеником к торговцу тканями, работал в парижских ювелиров. В сентябре 1912 г. записался в двенадцатый кирасирский полк квартировал в г. Рамбуйе, дослужился до унтер-офицера (1914 г.), написал «Записки кирасира». В начале войны полк находился в Лотарингии, а затем его перевели во Фландрию. В октябре 1914 г. Селин был ранен в руку, перенес две операции, его наградили медалью и военным крестом. В 1915 г. медицинская комиссия признала его непригодным к военной службе.
Селин работал в паспортном отделе Генерального консульства Франции в Лондоне, где женился на Сюзан Небу, однако французское консульство этот брак не зарегистрировало. Через год Селин получил должность надзирателя за плантациями в Камеруне. В марте 1917 г. заболел дизентерией и был отправлен во Францию. По дороге он написал свое первое художественное произведение — новеллу «Волны».
В июле 1919 г. Селин в Рени получил степень бакалавра, а через месяц женился на Эдит Фолле, дочерью профессора и будущего директора Школы медицины в Рени, куда Селин вступил следующего года. В 1924 г. он защитил диссертацию, работал в Комиссии по гигиене при Лиге Наций; поселился в Женеве. В течение следующих двух лет совершил служебные поездки в США, Африку, страны Европы. Вскоре он развелся с Эдит и сошелся с Элизабет Крэг, которой он посвятит свой роман «Путешествие на край ночи». Работал над пьесами, статьями, совершил поездки в центральноевропейские страны.
В 1932 г. вышел в свет крупнейшее произведение Селина — роман «Путешествие на край ночи», Селин получил премию «Ренодо». Именно с этим романом связано появление псевдонима Селина — так звали его бабушку по материнской линии.
В романе «Путешествие на край ночи» Селин объявил «апокалиптический крестовый поход» против ценностей гуманизма и демократии, против «музыки оптимизма» как дурмана и оправданию насилия над человечеством. Он изобразил страшную, поистине апокалиптическую картину современного ему абсурдного и циничного мира. Жизнь в романе — длительная агония, «дорога гниения», единственной правдой и реальностью среди фантомов есть смерть. Главный герой и рассказчик произведения — Фердинанд Бардамю, образ автобиографический, в нем узнаются эпизоды жизни автора в течение 1913 — 1932 гг. Именно он путешествует «на край ночи», выворачивает мир наизнанку и показывает его гнилое нутро. Путешествие протагониста осуществляется в четыре этапа. Первый этап — фронт Первой мировой, куда он, студент-медик, пошел добровольцем под влиянием пропаганды. На войне он переживает ужас и лишения, видит горы трупов и бессмысленную бойню, и мечтает лишь о том, чтобы попасть в плен. Здесь он встречается с другим французским солдатом, Леоном Робинзоном, своим двойником. Бардамю получает ранение, лечится в Париже, знакомится с американкой Лолой и скрипачкой Мюзім. Опыт войны сделал Бардамю убежденным трусом, и на трусости основаны его антимілітаризм и неверие в будущее.
Второй этап путешествия героя — Африка, к берегам которой он отплывает через несколько месяцев после освобождения от военной службы. В одной из французских колоний он надеется встать на ноги, но получает впечатление ада. Герой чудом порятовується на корабле, снова встречается с Робинзоном, болеет малярией, и разочаровывается как в хищных колонизаторах, так и в покорных тубыльцах.
Третий этап — Америка, где Бардамю пробыл около двух лет. Сначала он работает учетчиком блох в карантинном госпитале, потом ходит без работы и без копейки в кармане, обращается за помощью к своей бывшей любовницы Лолы. Бардамю устраивается на завод в Г. Форда, однако вскоре отпуска. и это занятие, познакомившись в доме терпимости с Молли, ласковой и преданной девушкой, которая помогает ему материально. И в Америке Фердинанд случайно встречается с Леоном Робинзоном.
Наконец, Бардамю возвращается на родину, возобновляет занятия медициной, сдает экзамены, получает диплом и право вести врачебную деятельность. Он открывает собственный врачебный кабинет на окраине Парижа, в Гаренн-Драньє, где живут представители бедных слоев общества, деклассированные элементы. Впоследствии он устраивается ассистентом главного врача в психиатрическую больницу. В этой части романа тоже действует Робинзон. Бывший неудачник-убийца, который едва не потерял зрение, сбежал от своей невесты Мадлон. И приехала за ним в Париж, но ей не удается добиться от Робинзона согласия вернуться в Тулузу и жениться на ней, и она стреляет в него в упор из пистолета. Бардамю безразлично держит умирающего друга за руку, рассуждая мысленно о самого себя. Оказывается, ему не хватало того, «что делает человека больше ее собственную жизнь: любви к чужой жизни… Не было во мне человечности».
Романа, изображающий абсурд и хаос жизни, мир, который подошел к самому краю», соответствует и язык. С. порывает с традициями классической литературного французского языка, широко применяет разговорный «уличный» язык, арґотизми, неологизмы, табуированную лексику. «Путешествие…» повлияла на формирование екзистенціалістського типа романа и екзистенціалістського героя, который, по мнению Селина, есть «молодой человек без коллективной значимости… просто индивидом».
В 1933 г. Селин познакомился с Элизабет Поркероль, связь с которым продлится два года, и начал работать над своим вторым — и по времени, и по значению — романом «Смерть в кредит» (1936). Материал этого произведения нескрываемо автобиографический. Селин отказывается от вымышленного рассказчика, создавая максимально приближенную к автору лицо Фердинанда. Роман посвящен детским воспоминаниям и впечатлениям героя. Здесь изображен жестокого отца, больного полиомиелитом мать, которая работает продавцом, зарабатывая и содержа семью. Фердинанд оставляет дом и помогает осуществить отчаянные планы изобретателю и повітроплавцю Куртіалю где Перейру. Повествование в романе максимально приближена к непринужденной разговорной интонации. Стиль «Смерти в кредит» сам автор называл «дырчатым, кружевным», он характерен дискретностью, отрывочностью, недосказанностью повествования.
В 1935 г. вместе с пианисткой Люсьен Дельфорж писатель путешествует Данией, Германией, Австрией. В конце года он познакомился с танцовщицей Люсетт Альмансор, на которой женился в 1943 г. В мае 1936 г. Селин посетил Англию, а в августе — СССР. Поводом для поездки в Советский Союз было желание получить деньги за русский перевод «Путешествия на край ночи» (в 1934 г. его в сокращенном виде перевела Эльза Триоле). Селин провел в СССР два месяца, месяц жил в Ленинграде, посещал театры и музеи. Вот как он описывает свои впечатления после возвращения в частных письмах: «Я вернулся из России. Какой ужас! который никудышный блеф! какая грязная и нелепая история! Как все это гротескно, теоретически и преступно!»; «Все это отвратительно, страшно, немыслимо мерзко… ГряВНО, бедно — отвратительно. Тюрьма. Повсюду полиция, бюрократия и страшный хаос. Все блеф и тирания». В результате поездки Селин написал антикоммунистический памфлет «Меа culpa» (лат. — «Моя вина»). В нем он отрицает сами основы коммунизма, классовый антагонизм и возможности социального совершенствования. По мнению автора, причина этого кроется в самом человеке, «настоящего незнакомца всех возможных и невозможных обществ», ведь «человек настолько же человечная, насколько курица умеет летать». Умнее от социалистов были иерархи церкви, которые считали человека «грязью» и ничего не обещали ему, кроме загробного спасения. Того же года издательство Деноеля выдало «Меа culpa» и докторскую диссертацию Селина «Жизнь и творчество Филиппа-Игнаца Земмельвейса», посвященную венгерскому врачу-гинекологу XIX ст.
Зато с позиции анархиста, гонимого буржуазией, публикой, Селин перешел на позицию гонителя. Накануне войны он начал бороться за мир с парадоксальной позиции — пацифизма, построенной на расовой теории. Следующие два года были ознаменованы скандальными памфлетами «Мелочи для погрома « (1937) и «Школа трупов « (1938). В то же время писатель начал сотрудничать с антисемитскими организациями. В самом названии «Мелочи для погрома» кроется выпад против врагов нацизма. Селин писал, что не желает воевать за Гитлера», но не желает воевать и против него, за евреев». Он обвиняет евреев в разжигании войны, заявляет, что именно евреи «толкают нас к пулеметов». Памфлет «Школа трупов» было подвергнуто преследованию. В 1939 г. суд признал Селина и Деноеля виновными в клевете на доктора Руке; оба памфлеты на два месяца были изъяты из продажи как разжигающие расовую вражду.
С началом Второй мировой войны Селин хотел добровольно вступить врачом во французскую армию, однако по состоянию здоровья его признали непригодным для службы. В 1940 p. Селина назначили главным врачом диспансера в Сартрувілі, после оккупации он работал в диспансере Безона. В период оккупации Селин дал одиннадцать интервью, отправил в парижские газеты и журналы более тридцати писем. В 1941 г. вышел памфлет «Переполох», который был запрещен во французской неоккупированной зоне. В 1942 г. после возвращения из Берлина, куда Селин поехал в составе делегации французских врачей, он подписал «Манифест интеллигенции против преступников-англичан».
В марте 1944 г. писатель издал роман «Марионетки» («Guignol’sband»). В июне Селин с женой покинули Францию, поселились в Германии (Баден-Баден, Кренцлін, Зіґмарінґен). В 1945 г. они добрались до Копенгагена, а в то время в освобожденной от гитлеровцев Франции уже был выписан ордер на арест Селина. Франция обратилась к правительству Дании с просьбой об экстрадиции писателя, и в декабре он был арестован. Селин провел в тюрьме полтора года, где написал «Ответы на обвинения « и «Феерии для другого раза». 24 июня 1947 г. Селин был освобожден под честное слово, поселился в доме своего адвоката в Кларсковгаарді, где написал повесть «Траншея» («Casse pipe», 1949). 21 февраля 1950 г. Судебная палата Парижа заочно вынесла приговор Селину: один год тюрьмы, выплата 50 000 франков штрафа, лишение прав и конфискация половины имущества. В апреле 1951 г. писатель был амнистирован, а в июле он вернулся с женой во Францию, поселился в Медоне и вскоре открыл частный медицинский кабинет.
В последнее десятилетие своей жизни Селин выдал «Феерии для другого раза» (1952-1954), романы «Беседы с профессором Y» (1954), «Из замка в замок» (1956), «Север» («Nord», 1959). После смерти Селина были опубликованы романы «Лондонский мост» («Guignol’sband», II, 1964), «Рігодон» (1969), а также вышли «Селінівські тетради» («Cahiers Celin», 1976).
Романы «Из замка в замок», «Север» и «Ріґодон» составляют т.н. «военную трилогию». В них имеющийся значительный биографический элемент: побег из Франции в Германию, переезд в Данию, арест Селина, возвращение во Францию после амнистии. Любые связные истории в трилогии отсутствуют, есть только монолог автора, развернутый в три огромные книги. Этот монолог призван опровергнуть претензии на выражение идей, на свяВНОсть, на «порядок», которому писатель противопоставляет беспорядок. Поздние романы Селина — политические памфлеты, и, по словам О. Зверева, интересуют «в основном как иллюстрация его идеологических приоритетов и поступков, которые из них вытекали». Однако чрезвычайно интересной является позиция рассказчика трилогии. Он — предатель, что носит фамилию автора, к которому приближен и жизненными обстоятельствами, и образом мыслей. Он понимает свою обреченность, убегает, и все повествование разворачивается в трилогии вокруг темы бегства, которая, в свою очередь, порождает тему «сакрального» границы. То, что произведение написано с позиции обреченного изменника на фоне агонии гитлеровской Германии рубеже 1944-1945 гг., обуславливает основную тональность книги: отчаяние и исторический пессимизм. Однако нередко отчаяние обрывается смехом — горьким смехом человека, которая увидела убожество нацистской пропаганды, идеи «новой Европы».
На русском языке роман Селина «Путешествие на край ночи» перевел П. Таращук.
Есть. Васильев
zarlitra.in.ua