Форма фашистов: Форма СС 🔥 немецкого офицера, солдата, парадная, кто шил

Дело Hugo Boss: АСГМ призвали дать отпор «фашистам»

Коллаж: Право.Ru Фото: wikipedia.org

Мало кто знает, что основатель всемирно известной марки Hugo Boss во время Второй мировой войны производил униформу для немецкой армии, используя при этом рабский труд. В связях с нацистами обвиняют не только его, но и многие другие известные компании – например, Siemens, Nestle, BMW, Volkswagen, Fanta, IBM. Наш соотечественник уверен, что таким фирмам не место на российском рынке, особенно если в их названии использовано имя военного преступника. Доказать это он намерен в суде.

Хуго Фердинанд Босс начал свой трудовой путь в 1903 году, когда ему было 18 лет, с ткацкой фабрики в Германии. В 1923 году он основал собственную швейную фабрику по производству рабочей и спортивной одежды. Когда предприятие оказалось под угрозой банкротства, Босс вступил на путь нацизма. В 1930 году он стал членом Национал-социалистической немецкой рабочей партии, в 1936 году присоединился к Германскому трудовому фронту, в 1939 году вступил в ряды Войск противовоздушной обороны, а в 1941 году вошел в общественную организацию «Национал-социалистическая народная благотворительность». За свою активную деятельность он с 1934 года начал получать крупные партийные заказы на производство униформы СА, СС и Гитлерюгенда. Позже Босс утверждал, что к нацистам он пришел в первую очередь из-за того, что те обещали покончить с безработицей. Однако именно его дизайнеры – Карл Дибич и Вальтер Хек – придумали военную форму того времени.

К началу Второй мировой войны фабрика Босса стала важным военным предприятием. Ее продажи росли – с 38 260 рейхсмарок в 1932 году до 3 300 000 рейхсмарок в 1941 году. Расширению производства и прибылей фабрики способствовало применение на ней рабского труда людей из оккупированных стран. С 1940 по 1945 год на фабрике работало 180 подневольных, в основном из Польши и Украины, которые содержались в нечеловеческих условиях. Кроме того, ходили слухи, что Босс был личным портным Адольфа Гитлера.

Послевоенные годы

После войны, в 1946 году, фабрика снова оказывается на грани банкротства – теперь уже из-за связей Босса с нацистами. Спустя два года суд города Ройтлингена (Германия) признал его соучастником нацистских преступлений. Коммерсанту грозила тюрьма, но он смог убедить всех, что стал нацистом по необходимости. В итоге суд лишил его избирательных прав и приговорил к штрафу в 100 000 марок. Позже Босса частично реабилитировали, а в 1948 году он скончался в возрасте 63 лет.

В последующие годы компанию, основанную Боссом, еще не раз обвинят в нацизме. В 1997 году Hugo Boss публично признала факт сотрудничества с СС и даже проспонсировала научное исследование мюнхенского историка Романа Кестера. А 2000 году компания вступила в фонд «Память, ответственность, будущее» и выделила £500 000 на компенсации бывшим подневольным рабочим. 

Спустя 15 лет, в 2012 году, Кестер опубликовал книгу под названием «Hugo Boss, 1924–1945. Швейная фабрика между Веймарской республикой и Третьим рейхом». В ней историк подробно изложил результаты своих научных изысканий. Оказалось, Хьюго Босс действительно занимался пошивом военной формы для вермахта и получал от этих заказов большую прибыль, в том числе за счет использования подневольного труда. Однако фабрика Босса была далеко не единственной и даже не самой крупной компанией из тех, что шили униформы для солдат Третьего рейха. А вот свидетельств того, что Босс был личным портным Гитлера, не сохранилось. После публикации книги Кестера Hugo Boss разместила на своем сайте заявление, в котором выразила глубокое сожаление по поводу страданий, выпавших на долю тех, кому пришлось работать на фабрике при нацистах.

Кстати, изучением прошлого Hugo Boss занимался не только Кестер, но и немецкий историк Хеннинг Кобер. Он утверждал, что все представители руководства фабрики были нацистами и сторонниками Гитлера. Этот факт подтвердил сын Босса в 2007 году. «А кто не был членом нацистской партии в то время? Вся промышленность работала на нацистов», – заявил он.

Иск в Арбитражный суд города Москвы

Предоставление правовой охраны наименованию юридического лица, которое содержит в себе такое имя, недопустимо, решил Евгений Ильин из Курской области. В связи с этим он 21 февраля этого года обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФНС об отмене решения о регистрации в России ООО «ХЬЮГО БОСС РУС». «В наименовании ООО «ХЬЮГО БОСС РУС», как и в наименовании его учредителей, используется имя и фамилия активного сторонника Адольфа Гитлера, фашиста и члена Национал-социалистической немецкой рабочей партии фашистской Германии Хуго Фердинанда Босса. Этот человек вошел в мировую историю не только как обычный фашистский преступник, но и как один из крупнейших и зловещих рабовладельцев XX века, использовавший в нечеловеческих условиях рабский труд наших военнопленных», – говорится в иске. По мнению заявителя, Босс является соучастником нацистских преступлений, по которым нет срока давности (в связи с Конвенцией ООН 1968 года). Культивирование его имени неразрывно сопряжено с официальным одобрением фашизма и способствует популяризации экстремистской деятельности, пишет Ильин. Он убежден: если своевременно не пресечь порочную практику создания юрлиц с именами фашистов в наименовании, то вскоре может появиться, например, ООО «Адольф Гитлер». Суд принял заявление Ильина, но слушание по этому делу еще не назначено (№ А40-33956/2018).

Формально этот иск вытекает из публичных правоотношений и субъективных прав заявителя не нарушает. По существу это неправовая, произвольная конструкция, лишенная элементарной логики. Почему объектом выбран Босс, который одевал фашистов, а, например, не Даслер (основатель «Адидас»), который их обувал? Реальная юридическая перспектива этого «рекламного иска», полагаю, ограничится взысканием с заявителя судебных расходов, хотя теоретически возможно предъявление и удовлетворение встречного требования о защите деловой репутации

Адвокат, управляющий партнёр АБ «Казаков и Партнёры» Дмитрий Казаков

«Представляется, что у Ильина отсутствует нематериальное право, в защиту которого он обратился в суд, в связи с чем в удовлетворении иска ему может быть отказано. В защиту интересов неопределенного круга лиц вправе обращаться лишь государственные и иные органы, а не физические лица. Кроме того, чтобы выиграть этот иск, необходимо доказать прочную и широко распространенную ассоциацию наименования «Хьюго Босс Рус» с нацизмом, что представляется маловероятным. Hugo Boss уже несколько десятилетий активно используются в России и ассоциируются исключительно с одеждой и парфюмерией», – уверена руководитель практики Интеллектуальной собственности Capital Legal Servies Елена Бергер.

Ранее заявитель уже обращался с аналогичным иском в Смольнинский районный суд (№ 9а-4925/2017), но иск вернули из-за неподсудности. Затем Ильин совместно с неким Сергеем Чикиным подал заявление в Арбитражный суд города Москвы (№ А40-464/2018), но суд по формальным основаниям вернул и его. В ФНС Ильину ответили, что «вопрос об использовании в наименовании юридического лица имени и фамилии фашистского преступника не относится к их компетенции». Ильина это не устроило. По его мнению, налоговая должна руководствоваться в своей деятельности, в том числе законом о противодействии экстремизму. 

Кстати, за границей уже был похожий спор. Тогда GIRCA (Gypsy International Recognition and Compensation Action) обратилась с иском к компании IBM (International Business Machines Corporation) за пособничество нацистам во времена Второй мировой войны. В 2006 году Федеральный суд Швейцарии отклонил иск в связи с истечением срока давности.

Кто еще сотрудничал с нацистами

Hugo Boss – не единственная из известных сейчас компаний, которая была тесно связана с Третьим рейхом и использовала рабский труд. Пленные русские, поляки и французы также работали на заводах Siemens (производство военных машин), Nestle (поставки шоколада для немецкой армии), BMW (сборка самолётов и мотоциклов) и Volkswagen (крылатые ракеты «Фау-1»). Кстати, выпуск надежных и недорогих авто заказал у Volkswagen сам Гитлер.

Компания, которая сейчас производит знаменитые бульонные кубики Maggi, тоже использовала рабский труд. Во времена Второй мировой она выпускала консервы для вермахта, а на входе в ее цех висел такой лозунг: «Фюрер творит историю, мы за ним следуем». Интересно, что сейчас один из заводов Maggi находится в городе Вязники Владимирской области, где раньше была лучшая школа пилотов, выпускники которой совершали налеты на Германию.

Must-read

Fanta производила для немецких военных тонизирующий напиток, который был больше похож на легкую бражку чайного цвета из молочной сыворотки и яблочного жмыха.

Компания Bayer, современный лидер фармацевтики, при Гитлере занималась разработкой химического оружия. IBM создавала машины, которые следили за расписанием поездов в лагеря смерти. Компания Allianz страховала объекты и персонал Аушвица, а ее руководитель Курт Шмит был Министром экономики у Гитлера.

Главы многих крупных концернов тоже «засветились» в нацистской Германии. Так, основатель IKEA Ингвар Кампрад был членом пронацистской организации с 1942 по 1945 год. Позже Кампрад сообщил, что горько сожалеет об этом эпизоде своей биографии, и извинился перед евреями в письме к сотрудникам IKEA. Основатель Metro Group (сеть магазинов Metro cash & carry) Отто Байсхайм служил в элитном подразделении войск СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», которое находилось под личным покровительством Гитлера и охраняло высших чинов Третьего рейха. Братья Адольф и Рудольф Дасслеры, основатели марок Adidas и Puma, были убежденными сторонниками нацизма, членами Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

Основатель L’Oreal Южен Шуллер, по некоторым данным, помогал La Cagoule – организации нацистского толка.

Информация взята с сайтов Who’s who, Vc.ru, Fashionate, Pikabu, Anews и других открытых источников.

  • Арбитражный процесс

Символика и форма германской армии

Почему форма одежды? Ну, надо сказать, что в Третьем рейхе солдат должен был быть не только самым элегантным представителем нации, но и идеальным мужчиной. Соответственно, форма, которая разрабатывалась для этого идеального мужчины, должна была соответствовать герою нации. Над этим работало очень много людей и, наверное, сейчас уже достаточно много людей знают, что свою руку к разработке и пошиву немецкой формы приложил знаменитый кутюрье, Дом моды которого существует по сей день, Хуго Босс.

Более того, в 1931 году Хуго Босс-старший вступил в Национал-социалистическую партию и начал разрабатывать костюмы для СС, СА, «Гитлерюгенда», высшего партийного руководства Германии и, естественно, для войсковых частей различных видов войск.

Особое внимание немцы стали уделять камуфляжным тканям, потому что новая война предполагала новые стандарты ведения боевых действий, большую скрытность. На первых порах это не проявилось, и первая основная ассоциация с германской армией, которая существует, наверное, у большинства людей и по сей день, — это серые мундиры с четырьмя карманами, очень элегантные (надо отдать им должное), очень удобные в носке, сделаны из прочных и качественных тканей.

Если вспомнить хронику войны, посмотреть на фотографии англичан, французов или нас, то ни английская, ни французская, ни советская форма не вызывала ощущения скрытой угрозы. А элемент скрытой угрозы был одним из основных компонентов ведения боевых действий германской армии. В своей книге офицер генштаба Германии Эйке Миддельдорф неоднократно обращается к вопросу скрытой угрозы. Скрытая угроза должна была создаваться всегда. Не обязательно окружать противника полностью — нужно создать видимость окружения и двигаться дальше; не обязательно предпринимать какие-то резкие немотивированные действия — достаточно намекнуть на то, что они произойдут. И эта идея пронизывала буквально все, в том числе и разработку униформы для германской армии.

Групповое фото юношей из «Гитлерюгенда», 1933. (pinterest.com)

За основу основного, скажем так, немецкого кителя, который носили и офицеры, и солдаты, была взята модель Первой мировой войны, которая была доработана: своим внешним видом она придавала большую статусность, большую подтянутость, в то же время была предельно функциональна.

Если посчитать, сколько разновидностей униформы имели немецкие солдаты и офицеры, то получится где-то десять разновидностей: это была форма парадная, выходная, форма для докладов, дополнительная выходная форма, повседневная, патрульная, полевая и рабочая. Соответственно, к форме предполагалось наличие всевозможных разгрузок, как это сейчас называют. Был специально разработан ранец, в который можно было поместить вся и все — это для пехоты, для солдат. И многочисленные просмотры немецких парадов и марширующих колонн действительно вызывают ощущение этой тревоги и фатальности, над которой, видимо, хорошо поработали не только Хуго Босс, но и идеологи, и модельеры.

Надо сказать, что к форме, естественно, прилагались всевозможные атрибуты: это петлицы, по которым определялась принадлежность к тем или иным родам войск; это канты на фуражках, которые тоже позволяли это сделать; ну и, соответственно, всевозможные элементы, которые отличали тех, кто чего-то добился.

Если говорить о немецких наградах, то все они имели свои жаргонные названия. И надо сказать, что здесь шла некая внутренняя конкуренция между вермахтом, то бишь германской армией, и НСДАП и СС соответственно, поскольку СС — это было как бы военное приложение НСДАП, личные войска Гитлера, партийные, потому что ни вермахт, ни люфтваффе, ни кригсмарине, ни одни другие войска в германской армии не являлись политическими.

Ни один солдат и офицер германской армии в соответствии с немецким законодательством не мог быть членом никакой партии. Собственно говоря, вермахт особо НСДАП никогда не любил и активно организовывал покушения против Гитлера, последнее из которых было почти результативным.

На немецкой форме можно было носить не более шести наград. Награды были у немцев лаконичные, не цветные, за исключением немецкой звезды, которую в армии звали «яичницей» за присутствие желтого цвета. Обычно это был белый или черный металл. И, естественно, самыми престижными наградами были Железный крест и Рыцарский крест Железного креста, которые доставались очень и очень немногим.

Вручение Железного креста Ханне Райч, 1941. (pinterest.com)

Что касается СС, то там разработкой стилистики формы и многого другого лично занимался рейхсфюрер Генрих Гиммлер, который был очень заинтересован в германском эпосе. И все, что имело к этому какое бы то ни было отношение, он стремился привнести в разработку и создание формы и символики войск СС.

Если говорить о войсках СС, то обычно ассоциативный ряд рисует людей в черной форме. Но на самом деле черная форма у них далеко не у всех была ежедневной, и полевые части СС носили точно такую же серую форму или камуфляжную как и все остальные войсковые части Германии.

Наверное, стандартный стереотип восприятия — это присутствие черепа с костями на форме эсэсовцев. На самом деле история черепа с костями ничего общего с запугиванием и устрашением противника не имеет. Это очень древний германский знак, который означал готовность к самопожертвованию, готовность принести себя в жертву во имя Родины. Этот символ существовал еще во времена Фридриха Прусского, и когда его хоронили, гроб накрыли черным полотном, по углам которого был вышит череп с двумя костями, причем у черепа не было нижней челюсти. Считалось, что это был тот самый череп, который был на Голгофе, череп Адама, который лежал в основании креста, на котором был распят Иисус Христос.

Этот символ был очень распространен в Германии и в Первую мировую войну. Солдаты и офицеры заказывали себе кольца с изображением этого черепа. Естественно, когда пошла борьба за политическую власть, все, что может работать на эту власть, адаптировалось ею, и Гитлер со своим окружением решил использовать этот символ также в свою пользу. Некоторые изменения во внешний вид черепа с костями внес Гиммлер. Поскольку он окончил все-таки сельскохозяйственное учебное заведение, то обратил внимание, что форма черепа не совсем правильная — нет нижней челюсти, и велел доработать символ в соответствии с анатомическими параметрами. Именно такой, анатомически правильный череп и появился как символ войск СС и, в первую очередь, дивизии «Мертвая голова», которая весьма и весьма активно действовала на всех фронтах в годы Второй мировой войны.

Надо сказать, что начало боевых действий на Восточном фронте внесло в жизнь германской армии свои суровые коррективы. Естественно, у немецких солдат и офицеров были шинели. Однако немцы изначально не собирались воевать зимой, и шинель у них была, скорее, демисезонная и на прохладную погоду, но никак не на 30-ти и 40-градусные морозы, с которыми им пришлось столкнуться во время боевых действий зимой 1941/42 года. Соответственно, это поставило перед немецкими разработчиками формы задачу сделать одежду теплой. И такая форма появилась в 1942 году. Это была двусторонняя куртка, с одной стороны белая, с другой — серая либо в защитном камуфляже (он был или в виде битого стекла, или в виде разводов на воде), у которой выворачивались карманы, которая была прилично утеплена и которую можно было надеть на все. Это была, наверное, первая бесформенная форма, которая абсолютно не сковывала движений и позволяла достаточно удобно работать при любых погодных условиях, в том числе даже на снегу.

Дивизия «Мертвая голова» продвигается вперед, 1941. (pinterest.com)

Отдельная разработка формы была проведена для Африки. Один из командиров в составе Африканского корпуса Роммеля в своих мемуарах пишет, что первые впечатления от формы, которую они получили для войны в пустыне, были достаточно ошеломляющими, потому что и шорты, и френч были толстые. В дневное время, когда температура доходила до сорока и более градусов, это казалось нелепым, было очень жарко. Но перепады температур в пустыне были столь велики, что к ночи эта форма оказывалась как нельзя более подходящей.

Получается, что форма не только определяет внешний вид, не только воздействует на психологию противника и психологию тех, кто носит эту форму, но еще и исполняет огромное количество функций.

Несколько слов о свастике как символе Третьего рейха. Итак, свастика — это очень древний символ. Когда шла разработка нацистской символики, у НСДАП все так или иначе крутилось вокруг креста той или иной формы: все-таки крест был стандартным германским символом на протяжении многих столетий, начиная с тех же тевтонских рыцарей.

Вообще-то, свастика — это тибетский, буддистский и индуистский символ, которому много-много тысяч лет, который символизировал собой движение солнца. И если вы побываете в Индии, то увидите свастики всех сортов и мастей, нарисованные на чем угодно: на жилищах, на машинах, на прилавках…

Соответственно, жесткая форма свастики, видимо, очень импонировала Гитлеру и Гиммлеру. Она была очень лаконична. А если вспомнить, что знамена нацистов были красные с белым кругом, где посередине размещалась свастика, и знамена немецких коммунистов — красные с белым кругом, где размещался черный серп и молот, то на большом расстоянии все это воспринималось единообразно, и в начале борьбы за влияние на общество все это выглядело как вариации на одну и ту же тему. Так или иначе, свастика в Германии прижилась, но она являлась не национальным символом, а политическим. Она не являлась символом вермахта. И, более того, если вспомнить конфликт командира ягдгешвадера-77 Гордона Голлоба с Герингом, который обвинил его в трусости и недостаточной эффективности действий, то Голлоб просто-напросто распорядился закрасить на «мессершмиттах» своей дивизии свастику. Так они всю войну без свастики на хвостах и пролетали. Ну, в общем, таких прецедентов было достаточно много.

Эрвин Роммель во время боевых действий в Африке. (pinterest.com)

Пару слов о том, как выглядела немецкая пехота. Как упоминалось выше, у рядовых и офицеров было порядка десяти разновидностей формы, которую они носили. В основном эта форма была серого, как у нас принято говорить, мышиного цвета. Возникает вопрос: почему немцы избрали именно серый цвет? Но на самом деле в условиях боя, когда поднимается пыль, грязь и прочее, все становится серым. Можно почитать Ремарка или кого-то еще из тех, кто писал о войне: пыль, пыль и грязь. Соответственно, серый цвет наиболее адаптивен, наиболее незаметен.

Надо сказать, что на первом этапе войны немцы красили самолеты по схеме: светло-зеленый и темно-зеленый сверху, бледно-голубой снизу. Но, начиная с 1942 года, они стали красить самолеты и истребители в серый и темно-серый цвета, сизые такие, оттенок крыльев голубя. Почему? Потому что на небольшом удалении этот самолет уже скрадывался, размывался. Серый — он достаточно безлик, как писали Стругацкие, «серые начинают и выигрывают». И, действительно, как элемент камуфляжа он был эффективен. Наша авиация тоже, начиная с 1943 года, адаптировала серые цвета для большей скрытности.


Сборник: Михаил Горбачёв

В период правления Горбачёва была окончена холодная война, в Советском Союзе введена политика гласности.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Первая леди СССР Раиса Горбачёва

Первая леди СССР Раиса Горбачёва

В отличие от жён других лидеров Советского Союза, Раиса Максимовна вела активную общественную деятельность.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Письмо Бориса Ельцина Михаилу Горбачёву в Пицунду

Письмо Бориса Ельцина Михаилу Горбачёву в Пицунду

«Я всегда был за требовательность, строгий спрос, но не за страх, с которым работают сейчас многие партийные комитеты и их первые секретари».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы вместо Горбачёва генсеком стал Романов

Что, если бы вместо Горбачёва генсеком стал Романов

Есть мнение, что если бы после смерти Константина Черненко генсеком стал Григорий Романов, а не Михаил Горбачёв, то «всё сложилось бы иначе».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Михаил Горбачёв: «Лёша, б…!»

Михаил Горбачёв: «Лёша, б…!»

Что Горбачёв помнит про Чернобыль, как он узнал о катастрофе и как на неё реагировал?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Михаил Горбачёв: первый и последний президент СССР

Михаил Горбачёв: первый и последний президент СССР

Перестройка — главное дело жизни Горбачёва. Несмотря на провозглашение курса реформ, избежать распада советского государства не удалось.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

Горбачёв

Горбачёв

Что ты знаешь о единственном советском президенте?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Первая леди СССР Раиса Горбачёва

В отличие от жён других лидеров Советского Союза, Раиса Максимовна вела активную общественную деятельность.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Письмо Бориса Ельцина Михаилу Горбачёву в Пицунду

«Я всегда был за требовательность, строгий спрос, но не за страх, с которым работают сейчас многие партийные комитеты и их первые секретари».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы вместо Горбачёва генсеком стал Романов

Есть мнение, что если бы после смерти Константина Черненко генсеком стал Григорий Романов, а не Михаил Горбачёв, то «всё сложилось бы иначе».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Михаил Горбачёв: «Лёша, б…!»

Что Горбачёв помнит про Чернобыль, как он узнал о катастрофе и как на неё реагировал?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Михаил Горбачёв: первый и последний президент СССР

Перестройка — главное дело жизни Горбачёва. Несмотря на провозглашение курса реформ, избежать распада советского государства не удалось.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

Горбачёв

Что ты знаешь о единственном советском президенте?

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Америка
  • XXI век

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Бревно Ленина

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Каково жить в Смольном институте

  • Статьи
  • Азия

Загадка зиккурата

  • Статьи
  • Европа
  • XIII век

Из тьмы веков, из топи блат

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Фастфуд по-советски: чебуречные, пышечные и пивные

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

На пределе: хроника Карибского кризиса

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Не числом, а умением

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

Наряд дурака

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Ненасытная Виктория

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • I до н.э. -XXI вв.

Бикини: история победившей наготы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

От чего умер Ленин?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Как Смоленск стал русским

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

История первого советского маньяка

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • V-XVI вв.

Личная гигиена в Средневековье

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Открытое письмо Фёдора Раскольникова Сталину

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы Берия пришёл к власти

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 217950
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
  • 📚 Статьи
  • 👀 191196
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
  • 📚 Статьи
  • 👀 71937
Бревно Ленина
  • 📚 Статьи
  • 👀 39683
Каково жить в Смольном институте
  • 📚 Статьи
  • 👀 31042
Загадка зиккурата
  • 📚 Статьи
  • 👀 29481
Из тьмы веков, из топи блат
  • 📚 Статьи
  • 👀 28656
Фастфуд по-советски: чебуречные, пышечные и пивные
  • 📚 Статьи
  • 👀 23355
На пределе: хроника Карибского кризиса
  • 📚 Статьи
  • 👀 22892
Не числом, а умением
  • 📚 Статьи
  • 👀 21508
Наряд дурака
  • 📚 Статьи
  • 👀 805082
Ненасытная Виктория
  • 📚 Статьи
  • 👀 509078
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 476705
Бикини: история победившей наготы
  • 📚 Статьи
  • 👀 442020
От чего умер Ленин?
  • 📚 Статьи
  • 👀 431597
Как Смоленск стал русским
  • 📚 Статьи
  • 👀 431325
История первого советского маньяка
  • 📚 Статьи
  • 👀 419818
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 415610
Личная гигиена в Средневековье
  • 📚 Статьи
  • 👀 367618
Открытое письмо Фёдора Раскольникова Сталину
  • 📚 Статьи
  • 👀 363427
Что, если бы Берия пришёл к власти

Итальянский фашистский дизайн, часть вторая

 Дизайн как театр, часть вторая
Дизайн для диктаторов

Дизайн для диктаторов в двадцатом веке означал изобретение новой формы искусства. Первым вызовом для дизайнеров было то, что новый современный диктатор не был королевской крови и гордился своим общим происхождением, своим неотъемлемым правом. Поэтому пришлось отказаться от одежды, которую носили короли, цари, кайзеры и императоры. Но это понимание важности того, чтобы быть обычным человеком, ведущим обычных людей, привело к еще одной проблеме: как удивить и удивить массы. Пришлось придумать новый впечатляющий наряд. Единственными предшественниками были две крайности в униформе, которую носили военачальники во время Великой войны: скромный и скромный цвет хаки и ностальгические наряды, которые носили офицеры в Германии и Австрии, украшенные (незаслуженными) медалями и вздымающимися белыми перьями, торчащими из сверкающих блестящих перьев. стальные каски. В Берлине перед Великой войной кайзер фетишизировал армию посредством ежедневных военных парадов с упором на кавалерию. В воинских частях конных всадников часто преобладали богатые и родовитые, которые могли позволить себе купить и содержать группу боевых лошадей. Хорошо воспитанные мужчины из высшего сословия ездили верхом с видом родом из поместья, с легкостью неся свою унаследованную власть. Американский художник Марсден Хартли (1877-1919) в Берлине.43) ответил своим американским друзьям и сторонникам, Альфреду Стиглицу и Гертруде Стайн, о важности Германии как центра европейского искусства. Он также бесхитростно писал об атмосфере едва скрываемого гомосексуализма в Берлине, особенно среди привилегированных военных.

Император девятнадцатого века, кайзер Вильгельм II

Согласно одному из современных биографов кайзера, Джону К. баллов в том числе,
«Отсутствие изменений или развития личности; его неспособность учиться на собственном опыте…» И, наконец, его любовь к униформе, украшениям, переодеванию и детским играм в мужской компании». В этой книге Реля 1982 года « Новые интерпретации кайзера Вильгельма II: документы Корфу » есть портрет кайзера на обложке. В традициях королевских портретов кайзера помещали перед маленькой лошадью, чтобы он выглядел высоким и властным. Поскольку Рель приложил все усилия, чтобы показать, что этот человек был однородным и бессодержательным. На нем был белый довольно помятый мундир, утяжеленный большими погонами, подчеркнутый черной кирасой, на которую можно было повесить ордена и пояса. Блестящие сапоги кайзера для верховой езды были черными и высокими, что компенсировало оранжевую вышивку, появлявшуюся то тут, то там по краям наряда. Присутствовали все элементы кавалерийской атаки: довольно смущенная лошадь, длинная шпага и изысканная перчатка. Его офицеры носили несколько более скромную форму, и Марсден Хартли был в восторге от зрелища модных конных ансамблей. Как писал искусствовед Ванда Корн в «Родной Америке Марсдена Харти», с одной стороны, художник был достаточно проницателен, чтобы осознавать опасность такого наряда, но он также находил достопримечательности Берлина завораживающими. Как написал Хартли коллеге-художнику, Рокуэллу Кенту, 9 лет.0011 «Конечно, кому-то эта военная система отвечает за многое, а кому-то этот военный элемент и неугоден, — но он возбуждает в моем ребенке любовь к публичному зрелищу — и такие чудесные образцы здоровья эти люди — тысячи всех таких белокурых и сияющий». Но позже в своей автобиографии Хартли писал о Берлине в 1913 году: «Вся сцена буквально разрывалась от организованной энергии, и напряжение было потрясающим, и каким-то образом самым сладострастным в ощущении силы — даже в нем была сексуальная напряженность — когда страсть поднимается до полный, и что-то должно произойти, чтобы успокоить его».

Марсден Хартли. Warriors (1913)

Реакция на парад мундиров со стороны наивного американца была, конечно, пронизана желанием – он влюбился в красивого графа, который умер через год, но что более важно, Хартли был соблазнен мундирами , узкие кавалерийские штаны, сжимающие рысистых лошадей между сильными бедрами, высокие фаллические серебряные и золотые шлемы, увенчанные торчащими украшениями. Интересно, что Харли не усвоил урок фатальной привлекательности униформы, которая убеждала немецкий народ в непобедимости их армии, и его в равной степени привлекали взгляды и зрелища Адольфа Гитлера (1889 г. -1945). Униформа обновлялась и модернизировалась, но все равно обманывала. Дело, конечно, в том, что униформа важна. Хотя Бенито Муссолини (1883–1945) имел военное прошлое, как и Адольф Гитлер, у них обоих была своего рода карьера в мирное время после Великой войны. Оба мужчины стремились к власти, но не к власти королей, а к современной власти обычного человека, который приходит к власти благодаря решимости и способности произвести впечатление, привлечь внимание своих последователей и произвести впечатление на зрителей. Бенито Муссолини не собирался ни поддерживать, ни спасать обреченное приключение Габриэле Д’Аннунцио (1863–1819 гг.).38), безусловно, ненадежно господствуя над Фиуме. Но он, конечно, бросал завистливый взгляд на стильную форму, созданную одним из самых хорошо одетых мужчин в Европе, с интересом отмечал речи, произносимые с балкона, и хорошо одетых, хотя и разбойничьих последователей. Адольф Гитлер, со своей стороны, признал превосходный и простой дизайн коммунистического флага, который развевался и развевался над хорошо одетыми участниками марша. Оба диктатора в процессе обучения извлекли уроки из современных способов утверждения власти и отказались от металлов и перьев. Тем не менее, и Муссолини, и Гитлер сохранили некоторые детали одежды из прошлого, чтобы показать престиж.

В своем скандальном эссе о Лени Рифеншталь «Очаровательный фашизм» Сьюзен Зонтаг писала о связи между фашизмом и мужским телом — на что Марсден Хартли ответил, вернувшись в Германию в 1933 году, — и сделала паузу в своем эссе о режиссере, чтобы подумайте о значении «униформы». Она заявила, что

Фашизм может быть просто модным, и, возможно, мода с ее неуемной распущенностью вкусов спасет нас.. Есть общая фантазия по поводу униформы. Они предполагают общность, порядок, идентичность (благодаря званиям, значкам и медалям, вещам, которые говорят о том, кто их носит и что он сделал: признается его ценность), компетентность, законную власть, законное применение насилия. Но униформа — это не то же самое, что фотографии униформы — это эротические материалы, а фотографии эсэсовской униформы — единицы особенно мощной и широко распространенной сексуальной фантазии. Почему СС? Потому что СС были идеальным воплощением открытого утверждения фашизма о праведности насилия, праве иметь полную власть над другими и обращаться с ними как с абсолютно низшими. Именно в СС это утверждение казалось наиболее полным, потому что они претворяли его в жизнь необычайно жестоким и эффективным образом; и потому, что они драматизировали это, связывая себя с определенными эстетическими стандартами. СС были задуманы как элитное военное сообщество, которое было бы не только в высшей степени жестоким, но и в высшей степени красивым. Униформа СС была стильной, хорошо скроенной, с оттенком (но не слишком) эксцентричности. Сравните довольно скучную и не очень хорошо скроенную форму американской армии: куртка, рубашка, галстук, штаны, носки и туфли на шнуровке — по сути гражданская одежда, как бы ни была украшена медалями и значками. Униформа СС была тесной, тяжелой, жесткой и включала в себя перчатки, чтобы ограничить руки и ботинки, из-за которых ноги и ступни казались тяжелыми, закрытыми, вынуждая их владельца стоять прямо.

Униформа из нержавеющей стали

Как известно большинству людей, униформа нацистов была разработана преданным нацистом Хьюго Боссом (1865-1948), но дизайнер униформы итальянских фашистов менее известен. Паоло Гарретто (1903-1989) в свое время был очень известным графическим дизайнером, итальянским эквивалентом французского Кассандра. Хотя он и впал в безвестность, его обнаружил историк и теоретик дизайна Стивен Хеллер, который перед смертью смог переписываться с художником. Геллер деликатно поднял вопрос о своем «заигрывании с фашизмом». Раздраженный видом шумного коммунистического митинга, совсем юный Гарретто примкнул к авангардистам, фашистской молодежи. Его отец не одобрял ошибочного увлечения сына фашизмом, но сын, подающий надежды художник, не был в восторге от униформы. 2011 Vanity Fair статья цитирует Гарретто по поводу моды: «Мне не понравилось, как они все были одеты: у них был только один общий предмет одежды — черная рубашка. Что касается остальной их униформы, они носили все, что им нравилось, например, длинные штаны любого цвета. Поэтому я разработал для себя униформу, полностью черную — рубашку, кавалерийские штаны и сапоги. Мои друзья, которым понравился наряд, скопировали его. Фактически, четверо из нас, Марио и Карло Феррандо, Альдо Плачиди и я, стали известны как мушкетеры».  Гарретто предоставил полностью черную униформу, предположительно отсылающую к униформе машиниста, которая произвела эстетическое впечатление. Черный цвет был одновременно шикарным и угрожающим.

То, что внес Гарретто, было полностью черной униформой, предположительно отсылающей к униформе машиниста, создавшей эстетически впечатляющее впечатление. Черный цвет был одновременно шикарным и угрожающим. Во время Марша на Рим отряд представлял собой банду плохо одетых непослушных жестоких мужчин, напавших на сам Рим, требуя, чтобы Муссолини был награжден должностью премьер-министра в знак благодарности за подавление коммунистической угрозы. Учитывая, что отряд  или чернорубашечники продолжали насилие даже после того, как ошеломленные коммунисты капитулировали, их присутствие было полезным, но, возможно, дестабилизирующим. Марш, который многие в то время рассматривали как еще один пример массовой преступности, позднее был пересказан как героическое событие, закрепленное в партийной мифологии. Не случайно после беспорядочного марша история конструирования мундиров продолжилась в 1922 году, когда после марша премьер-министром Италии стал Муссолини. Его первые последователи, «чернорубашечники», были жестокими головорезами, как группа-предшественник СС, СА. Муссолини знал, что доверие к нему отчасти основывалось на том, что он отделил себя от неорганизованного насилия, и он контролировал насилие чернорубашечников, узаконил его и назвал этих мелких преступников: Добровольческая милиция национальной безопасности (9).0052 Milizia Volontaria per la Sicurezza Nazionale или MVSN).

Тем не менее, новая форма для этой новой группы еще не была разработана. По словам Гарретто,

Муссолини и другие фашистские лидеры спускались среди нас. Все мушкетеры выстроились по стойке смирно, и когда Муссолини увидел нас в нашей новой блестящей форме, он спросил Джино Кальца-Бини, основателя и лидера римского фасцио: «Кто это?» Мой друг Плачиди тут же ответил: Мы мушкетеры!» На что Муссолини ответил: «…они будут моими мушкетерами!» — и ушел. Вечером нас позвали в фасцио и сказали, что нас будет 33, а не четыре. 

Гарратто быстро осознал опасность своего положения и позволил отцу спасти себя. В 1925 году молодой художник вырвался из-под охраны дуче и отправился в Париж, чтобы найти свое творческое предназначение. В книге на эту тему « Фашистское зрелище: эстетика власти в Италии Муссолини » Симонетты Фаласка-Дзампони автор отмечает, что черная рубашка стала неофициальным символом фашизма и была принята и адаптирована странными и изобретательными способами итальянцами. верен Муссолини. Неофициальность того, когда, где и почему носили чернорубашечник, раздражала Муссолини, который заявил, что «Черная рубашка — это не повседневная рубашка, и это не форменная одежда. Это боевое снаряжение, и его могут носить только те, кто хранит в своем сердце чистую душу». Сама фашистская униформа имела множество «атрибутов», таких как знаменитый sciarpa littorio . «Шарф римских цветов желтого и красного цвета предположительно носил Муссолини по случаю похода на Рим. Дуче учредил его в двадцатую годовщину основания 9-го0018 fasci и приказал, чтобы его могли носить только избранные фашисты, например те, кто участвовал в Марше. sciarpa был знаком признания и показывал иерархическую структуру режима. Аксессуары, украшения и медали демонстрировали положение человека в организации режима .. Униформа стала олицетворением перемен и отличала фашистский дух от буржуазных ценностей».  

Цветная фотография Марша на Рим 28, 19 октября22

Обратите внимание на ветеранов Великой Отечественной войны в остатках старой формы, знаменитых черных рубашках и Муссолини в деловом костюме и гетрах.

Но Муссолини использовал идею фашистской униформы в качестве маркера, означающего, что таким образом профессионалам из всех слоев общества были назначены дни, когда они должны были носить черную рубашку. Эти сложные и многочисленные заказы заставляли гражданских и даже нефашистских членов итальянского общества становиться, хотя бы на несколько дней, военными. Как писал Фаласка-Дзампони, «Униформа, наряду с другими повседневными ритуалами, навязанными режимом, предназначалась для искоренения буржуазного менталитета и привычек». Униформа итальянских фашистов и все снаряжение создавали ощущение национального единства, визуальный облик страны, объединенной в один дух. Униформа также навязывала конформизм не только телу, облекая его в своего рода маскирующие доспехи, но и разуму. Американская военная форма, напротив, подчеркивала тот факт, что солдаты и их командиры были обычными гражданами временной «гражданской армии». Но в Италии упор делался на визуальное зрелище конформной массы верных последователей, столь необходимых автократическому диктатору. Как заметил Перри Уилсон в книге «Нация в униформе? Фашистская Италия 1919-1943, «…униформа была важным компонентом «театральности политики», хорошо поставленных и поставленных ритуалов и зрелищ, которые были направлены на то, чтобы привить нации мистическую веру, вокруг которой ранее разделенный итальянский народ мог объединяйтесь..» Возможно, из-за того, что она появилась первой, черная униформа, основанная на чернорубашечниках — черная, а не красная — фашистская, а не коммунистическая, — стала источником вдохновения для будущей фашистской униформы.

Бенито Муссолини произносит речь в 1935

 

 написано в книге 2016 года  Возникновение фашизма: история, документы и ключевые вопросы: история, документы и ключевые вопросы , «Поскольку фашистское движение Муссолини было первым в Европе, получившим известность а затем и к политической власти, пример Италии часто использовали другие фашистские организации. Использование насильственных военизированных формирований в униформе (как чернорубашечники Муссолини) стало одним из наиболее часто используемых атрибутов фашистских движений. К ним относятся создание «коричневорубашечников» в Германии, «синерубашечников» в Испании и Ирландии и «серорубашечников» в Южной Африке. В Англии сэр Освальд Мосли основал свой Британский союз фашистов (БФС) в конце 19 века.32. Подражая методам Муссолини, Мосли создал свою собственную военизированную армию и одел ее в униформу с черными рубашками».

Муссолини в черной рубашке и штанах для верховой езды с полосой от смокинга и высоких сапогах

При формировании и дизайне современной военной формы для диктаторов двадцатого века интересно, как причинно была составлена ​​модель или шаблон для такой одежды. Подросток представил идею общего цвета. Чернорубашечники возникли органично. Окончательный дизайн униформы итальянских фашистов интересен тем, что в нем сохранились детали девятнадцатого века. Кавалерийские штаны сохраняются и даже начинают агрессивно вздуваться. Пуф у нацистских штанов больше, чем у итальянцев, как будто есть утверждение, что фашисты среднего и низшего сословия возвысились до ранга аристократии прошлого века. Кушак и кираса были заменены кожаными ремнями на талии и диагональным кожаным ремнем через грудь. Офицер до сих пор носит перчатки. Сапоги по-прежнему высокие и черные. Эполеты на широких плечах все еще на месте, но теперь они сплющены в петлицы. Актуальный жакет очень утилитарен, напоминая зрителю обыденность рабочего человека Дуче. Длинная куртка, застегивающаяся на пуговицы на груди с двумя большими и, казалось бы, полезными карманами по бокам, сверху и снизу, имеет удобный утилитарный вид. Конечно, иллюзия солидарности рабочего класса компенсируется наличием штанов для верховой езды, отмеченных полосами от смокинга по бокам и зауженной талией. Хотя форма чернорубашечников была первым известным «образом» итальянской фашистской партии, обычная форма была серо-зеленой. Нейтральный цвет позволял смешивать и сочетать: серые брюки и черная рубашка и прямые брюки вместо штанов для верховой езды, без полоски. Недавний пример более нейтральной, менее яркой униформы, которая когда-то принадлежала Муссолини во время его казни, был продан с аукциона в 2011 году более чем за 6000 долларов. Муссолини действительно ехал верхом, и есть замечательная фотография Его Модности в шлеме, увенчанном лопнувшим белым пером. Габриэле Д’Аннунцио был бы горд.

Муссолини верхом на лошади

 

Если вы нашли этот материал полезным, отдайте должное

Доктор Жанна С. М. Виллетт и История искусств без начинки.    

Спасибо.

[электронная почта защищена]

Карлис Улманис, «Аграрный национализм», Джордан Тайлер Кук

  • < Предыдущий
  • Далее >
  •  

 

Date of Award

8-2014

Degree Type

Dissertation

Degree Name

Doctor of Philosophy

Major

History

Major Professor

Vejas Liulevicius

Committee Members

Дениз Филлипс, Моника Блэк, Маргарет Андерсен, Торе Олссон, Даниэль Магилоу

Abstract

«Диктатор без униформы: Карлис Улманис, аграрный национализм, транснациональный фашизм и межвоенная Латвия» впервые рассказывает захватывающую предысторию латвийского периода. авторитарного правления (1934-1940) под руководством Карлиса Улманиса. Сын бывшего крепостного в Российской империи, Улманис стал известен в стране как агроном, а в 1918 году стал премьер-министром новой Латвийской республики. Однако, несмотря на свою прежнюю приверженность демократии, 15 мая 1934 года Улманис возглавил государственный переворот, провозгласив себя Вадонисом (Вождем) Латвии.

Основанная на ранее не изученных архивных материалах в Небраске и Латвии, эта диссертация иллюстрирует, как многие из программ Улманиса и большая часть его легитимизирующей риторики были основаны на его опыте студента в Швейцарии и Германии, а также жизни после 19 лет.05 Революционный политический эмигрант на Среднем Западе Америки. Указывая на его более раннее сельскохозяйственное образование и опыт за границей, эта работа подчеркивает, как Улманис использовал аграрный национализм в стиле популизма прерий, латышскую адаптацию американского 4-H, известную как Mazpulki , акцент на современной сельскохозяйственной науке, а также грандиозные сельскохозяйственные фестивали и сельское хозяйство. выставки, чтобы культивировать свой имидж как авторитарного и прогрессивного Вадониса (Лидер) и Саймниекса (Хозяин) Латвии. Таким образом, контекстуализируя риторику и политику Улманиса в более широком транснациональном и трансатлантическом нарративе, эта диссертация утверждает, что сельские/сельскохозяйственные кризисы в первые десятилетия двадцатого века и распространение идей и моделей сельскохозяйственной модернизации сыграли ранее непризнанную, но существенную роль в внезапный подъем авторитарных и фашистских режимов в межвоенный период, о чем свидетельствует пример Латвии.

Наконец, основываясь на новых архивных открытиях, в этой диссертации утверждается, что, несмотря на то, что Улманис часто превозносил свои связи с Америкой, и несмотря на то, что предыдущая историография называла его консервативным авторитарным лидером, Улманис в конечном итоге считал себя принадлежащим к группе межвоенных фашистские лидеры в Европе. В результате эта работа призывает к пересмотру межвоенного фашизма, утверждая, что его следует понимать не как статичную, неизменную идеологию с контрольным списком характеристик, а скорее как синкретическое, транснациональное движение, адаптированное на национальном уровне для удовлетворения особые социокультурные условия.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *