Фото карнавальных масок – Ой!

Венецианские карнавальные маски — Первое русское фотосообщество — LiveJournal

Как и обещал, продолжаю делиться фотографиями из моего путешествия по Италии и сегодня я хочу рассказать про венецианские карнавальные маски
Считается, что история венецианских масок берет свое начало в XI веке, когда на территории Европы свирепствовала эпидемия чумы. Врачи из противочумных команд ходили по больным в масках с длинными клювам, куда они наливали ароматические масла — в те времена считалось, что это может уберечь от заражения. Так же люди верили, что Смерть проходит мимо человека в маске, не узнав его в лицо.
С течением времени, маски стали входить в повседневную жизнь простых горожан и стали широко использоваться в качестве анонимайзера для самых разнообразных событий: от романтических встреч и развратных придворных оргий (вспомнить хотя бы фильм «С Широко Закрытиями Глазами» Снетли Кубрика), так же не брезговали масками преступники. В конечном итоге, все это привело к запрету на ношение масок в повседневной жизни, кроме дней карнавала. И вот именно с в этот момент рождается классическая Венецианская Карнавальная Маска
Маски для лица изготовляли из папье-маше и кожи, для декоративных же использовали керамику и фарфор. Украшение зависело лишь от фантазии и финансовых возможностей заказчика: это и перья и сусальное золото и даже драгоценные камни.
Если говорить о классификации масок, то они подразделяются на два типа: театральные и комедийные Дель Арте (к ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла) и классические (Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто)
Собственно, на этом я заканчиваю краткий экскурс в историю и предлагаю познакомиться с ними поближе (в прямом смысле слова :->)

01. Классические женские маски, закрывающие все лицо. Обычно они украшались яркими перьями и драгоценностями.


02.

03.

04.

05.

06.

07.

08.

09.

10.

11.

12.

13.

14. Полумаска Коломбина. Согласно легенде, некая актриса в комедии Дель Арте была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица

15.

16.

17. Маска Кот (Gatto). В Венеции с котами связана одна любопытная легенда, согласно которой один старый кот китайского бедняка переловил всех мышей в королевстве, за что и был удостоен чести стать персонажем маски

18. В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества — считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку, чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

19. Дзанни (Zanni). Общее название комедийного слуги. Название происходит от мужского имени Джованни (Giovanni), которое было настолько популярно среди простого народа, что сделалось нарицательным для обозначения слуги.

20. Арлекин (Arlecchino) — дзанни богатого старика Панталоне. Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей. Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем просто человеку надо как-то жить.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32. Вольто (Volto). Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица

33.

34. Педролино или Пьерино (Pedrolino, Pierino) — один из персонажей-слуг. Несмотря на то, что Педролино принадлежит к племени дзанни, его характер радикально отличается от характера Арлекина или Бригеллы. Он сентиментален, влюбчив (хотя страдает, в основном, по субреткам), доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

В следующий раз покажу фотографии с площади Сан-Марко и водных артерий Венеции, спасибо!



ru-foto.livejournal.com

Карнавал масок | Журнал Ярмарки Мастеров

Не знаю как Вас, дорогие мои, друзья, а меня всегда приводили в восторг карнавалы, с их буйством красок, яркими масками, блеском и изысканной красотой! Захотелось совершить краткий экскурс в историю создания венецианских масок и просто поделиться такой красотой, ловите россыпь вдохновения…

Карнавал масок, фото № 1

Издревле венецианские маски использовались для сокрытия личности людьми, состоявшими в предосудительных интимных связях или вовлеченными в откровенно противозаконную деятельность. Появившись несколько веков назад в Венеции, эти характерные маски делались из папье-маше и обильно украшались мехом, тканями, драгоценными камнями и перьями. Со временем маски стали символом Карневале (Венецианского карнавала) — пышной процессии или уличной ярмарки, восхваляющих гедонизм.

Карнавал масок, фото № 2

Маскировка носила прагматичный характер: людям не хотелось, чтобы другие видели, какие дельца они обстряпывают. Нравственность людей подкреплялась ношением масок — у них не было лиц, но были голоса.В итоге, оценив преимущества сокрытия личности, которые даровало ношение масок, люди стали извлекать из этого выгоду, в результате чего общество окончательно погрузилось в декаданс. Огромное количество путешественников, посещающих город, пребывали в полной уверенности, что беспорядочные половые связи были здесь в порядке вещей. Азартные игры шли с утра до вечера на всех улицах и во всех домах, даже в монастырях. Женщины стали одеваться более легкомысленно, а гомосексуализм, несмотря на публичное осуждение, приобретал все большую популярность среди черни. Даже монахи и монахини, разодетые в пух и прах по последнему слову импортной моды и увешанные драгоценностями, носили маски и занимались точно тем же, чем и большинство их невоцерковленных сограждан. Рим же старательно закрывал на это глаза, пока Республика делала щедрые отчисления в римскую казну.

Карнавал масок, фото № 3

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться.

Баута (Bauta) — одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой — tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица

Карнавал масок, фото № 4

Карнавал масок, фото № 5

Вольто (Volto). Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

Карнавал масок, фото № 6

Карнавал масок, фото № 7

Карнавал масок, фото № 8

Венецианская Дама (Dama di Venezia) – очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана — нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Карнавал масок, фото № 9

Карнавал масок, фото № 10

Кот (Gatto). Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Короче, животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Карнавал масок, фото № 11

Карнавал масок, фото № 12

Карнавал масок, фото № 13

Доктор Чумы (Medico della Peste). В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества — считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Карнавал масок, фото № 14

Карнавал масок, фото № 15

Карнавал масок, фото № 16

Коломбина или же Фантеска, Фьяметта, Смеральдина — По легенде эта маска была придумана для одной невероятно красивой актрисы, которая исполняла роль Коломбины, и которая не пожелала скрывать всё лицо. Поэтому её маска закрывает только часть лица.

Карнавал масок, фото № 17

Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника. Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать. Цены на такие шедевры часто поражают воображение не меньше, чем их внешний вид.

Карнавал масок, фото № 18

Карнавал масок, фото № 19

Карнавал масок, фото № 20

Карнавал масок, фото № 21

Современные маски поражают своей изобретательностью.

Карнавал масок, фото № 22

изящностью…

Карнавал масок, фото № 23

Карнавал масок, фото № 24

сексуальной притягательностью…

Карнавал масок, фото № 25

Карнавал масок, фото № 26

Карнавал масок, фото № 27

Италия…мечта моя….

www.livemaster.ru

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте

Ну вот, праздники закончились, и мы вновь отправляемся в серые будни…

— А можно ли оставить себе частичку ярких красок и веселья праздничных дней? — Безусловно, это даже необходимо сделать в эти серые пасмурные, наполненные холодами, дни и вечера! Нам помогут наши замечательные советские комедии! И сегодня я остановилась на одной из ярких и радостных — «Труффальдино из Бергамо»! Все помнят и хорошо знают персонажей фильма, так прекрасно продемонстрировавших нам маски Комедии дель арте: Труффальдино, Пантолоне, служанка Смеральдина, Распони и Флориндо Аритузе, Бригелла.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 1

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 2

Для меня интересным является то, что все персонажи фильма полностью соответствуют канону комедии дель арте: это венецианский квартет масок (первый дзанни Бригелла, второй дзанни Труффальдино, Доктор Ломбарди, Понтолоне), две пары влюбленных (Флориндо — Беатриче, Сильвио — Клариче), Капитан и девушка-дзанни Смеральдина. Именно эти образы являеются и героями карнавальных масок в ежегодном Венецианском карнавале. Даты проведения карнавала привязаны к датам Великого поста и Пасхи. Поэтому даты проведения карнавала меняются каждый год. В 2017 году венецианский карнавал проходил с 11 по 28 февраля.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 3

При желании, конечно, можно отправиться в Венецию за хорошим настроением и яркими красками, а можно, приложив свои умения и фантазию, создать костюмы и маски для следующего Нового года или самые различные украшения в стиле карнавальных масок, или же, как это делаю я, костюмы куклам — героям комедии дель арте. Так давайте продлим себе праздник, поднимем наше настроение ну, и узнаем что-то новое и интересное для себя. Итак, что же такое «Комедия дель арте»? Оказывается, в древнеримском театре существовал вид народного театра, называемый ателланы. Это были непристойные фарсы, первоначально импровизированные, актёры которых также носили маски; некоторые из персонажей ателланов были сходны по характеру маски с персонажами комедии дель арте (как, например, римская маска Папуса и итальянская маска Панталоне), но говорить об ателланах как о предшественнике комедии дель арте, неправомерно, — разрыв традиции между ними составляет более двенадцати столетий. Скорее всего, речь может идти только о схожести обстоятельств, в которых рождались эти виды театра. Комедия дель арте родилась через посредство карнавальных празднеств. Другим фактором стало зарождение национальной итальянской драматургии. Новые пьесы сочиняют Л. Ариосто, Н. Макиавелли, Б. Бибиена, П. Аретино, но все эти пьесы мало пригодны для сцены, они перенасыщены персонажами и обилием сюжетных линий. Эта драматургия получает название «учёной комедии» (итал. Commedia erudita).

Анджело Беолько (Рудзанте) в первой половине XVI в. сочиняет пьесы, используя технику «учёной комедии», но играет свои спектакли на венецианских карнавалах. Путаные сюжеты сопровождаются трюками и здоровым крестьянским юмором. Вокруг него собирается небольшая труппа, где обозначается принцип tipi fissi (когда одни и те же персонажи-маски участвуют в различных по содержанию сценариях). Тогда же утверждается использование на театральных подмостках народной диалектной речи. Наконец, Беолько ввел в драматическое действие танец и музыку. Это не было ещё комедией дель арте, — Беолько и его труппа всё ещё играли в рамках заданного сюжета, у него не было свободной игры и импровизации, — но именно он открыл дорогу для возникновения комедии. Первое упоминание о театре масок относится к 1555 г. Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 4

К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры. Количество масок в комедии Дель Арте очень велико (всего их насчитывается более ста), Мужские персонажи Северный (венецианский) квартет масок: Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), — венецианский купец, скупой старик; Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), псевдо-учёный доктор права; старик; Бригелла (Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга; Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга.
Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 5

Южный (неаполитанский) квартет масок: Тарталья, судья-заика; Скарамучча, хвастливый вояка, трус; Ковьелло, первый дзанни, умный слуга;Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга; Капитан, — хвастливый вояка, трус, северный аналог маски Скарамуччи; Педролино (Пьеро, Паяц), слуга, один из дзанни. — Лелио (также, Орацио, Люцио, Флавио и т. п.), юный влюблённый.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 6

Женские персонажи: Изабелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль; Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п., — служанки.
Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 7

И немного о характерах персонажей:

Дзанни Слуги зовутся здесь «дзанни», от имени Дзана Ганасса — актера, прославившего этот образ и маску Арлекина. Вначале дзанни были вспомогательными персонажами, простыми крестьянами, неотесанными носителями комичных диалектов, с помощью которых смешили зевак до упаду любой речью со сцены. Постепенно они перешли в разряд слуг:

Первый дзанни — умный, изворотливый слуга (Бригелла, Ковьелло, Скапино, Буфетто).

Второй дзанни — глупый, невезучий слуга (Арлекин, Пульчинелла, Меццетино, Труфальдино, Табарино, французский Полишинель и русский Петрушка).

Девушки-служанки (Коломбина, Фантеска, Смеральдина, Сорветта, Франческина, Мирандолина).

Дзанни — одни из старейших масок на уличных театральных подмостках, продолжатели шутовских традиций. Эти слуги — разорившиеся крестьяне, они покинули родные места и подались в город в поисках лучшей доли. Горожане любили посмеяться над пришлыми, поэтому с восторгом принимали эти маски «деревенщин». Второй слуга частенько являлся полным дураком.

Мужские персонажи

Выделяются два квартета масок: венецианский (северный) и неаполитанский (южный).

Венецианский квартет:

Панталоне (Уберто, Кассандро, Маньифико)

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 8

– старик, скупой купец. Этот образ — далекий потомок древнеримской театральной маски Папуса из, так называемых, ателланов — веселых непристойных фарсовых комедий. В наряде Панталоне имеются красные штаны, впоследствии названные его именем, короткая красная куртка и черный плащ. Его обувь — домашние туфли желтого цвета. Маска Панталоне скрывает лицо только наполовину, она красного, бордового или коричневого цвета, с орлиным длинным носом, под которым кустятся седые усы и остренькая бородка, комично двигающаяся при разговоре.Обычно Панталоне стоит в центре интриги. Как правило, он — слабый больной старик, когда-то весьма удачливый венецианский купец, чем ужасно кичится. С годами утратил смелость, могущество и даже ум. Панталоне на сцене кряхтит, сморкается и хромает. У него шаркающая походка старика, скрипучий голос, радикулит и несварение. При этом он не прочь поволочиться за юными девицами, впрочем, всегда неудачно.

Доктор — старик, псевдоученый, правовед или врач.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 9

Он обладает грубым диалектом, носит длинную мантию и короткие панталоны, куртку, шапочку и кожаный пояс. Вся одежда и туфли с бантами – черного цвета, кроме широкого белого воротника и манжет. Черная маска Доктора обычно закрывает лицо полностью, но иногда только лоб и нос, а щеки густо румянятся. Это очень толстый персонаж, что не мешает ему быть похотливым. Он сыплет непонятными терминами на латыни, перевирая их нещадно, на самом деле невежественен и тщеславен. Чтобы импровизировать на тему псевдонауки, актеру были нужны истинные научные знания для создания комических реплик из их обрывков. В XII веке Болонья, откуда прибыл Доктор, была центром научных знаний, ее юристов приглашали короли. А к XVI веку их знания потеряли связь с реальной жизнью и стали бесполезны. Уличные артисты не упустили возможность высмеять таких горе-ученых, и публика сочла маску Доктора очень смешной.

Бригелла — умный слуга, первый дзанни.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 10

Обладает отрывистым диалектом, съедающим окончания. Носит длинные панталоны, блузу и шапочку. Весь костюм белого цвета с зеленой отделкой, а обувь из желтой кожи. За поясом у Бригеллы — кошель и нож. Лицо закрывает темная маска с черными усами и бородой, торчащими во все стороны. Выходец из крестьян, Бригелла стал хитрым и ловким слугой, часто вороватым. Его находчивость вызывает восхищение. Он всегда холост. Много и громко говорит, с женщинами развязан, со стариками нагл, смел с трусами. Умеет чувствовать силу и становиться услужливым. Бригелла всегда действует против стариков и помогает влюбленным. Актер в этой маске хоть и находится на втором плане, зато играет на гитаре и владеет акробатическими трюками (лацци).

Арлекин — глупый слуга, второй дзанни.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 11

Носит яркий костюм, в основном желтый. Крестьянская рубашка и панталоны Арлекина усеяны разноцветными заплатами в виде ромбов, яркая шапочка на голове, на поясе кошель. Черные легкие туфли прекрасно подходят для выполнения трюков. Черная маска Арлекина на лбу имеет большую бородавку. Лоб и брови выделены, черные волосы взъерошены. Большие щеки и выпученные глаза. Арлекин постоянно совершает глупости и смиренно принимает наказание. Он ленив и прожорлив, обожает женщин. С господами скромен и учтив. Глупое ребячество и постоянно сыплющиеся на голову бедного Арлекина горести вызывают сочувствие толпы.Во Франции Арлекина часто величали Домиником по имени Доменика Бьянколелли. Этот актер создал существующий до сих пор сценический образ Арлекина. Во многих других странах появлялись персонажи, очень напоминавшие Арлекина. В России — это Петрушка, побеждавший всех и вся и воплощавший образ непобедимого трудового народа.

Неаполитанский квартет

Тарталья — в переводе «заика».

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 12

Толстый, робкий и забитый старик, находящийся на государственной службе. Здесь можно наблюдать парад чиновничьих профессий: судья, нотариус, аптекарь или полицейский. Персонаж испанского происхождения, плохо владеющий итальянским языком, к тому же сильно заикающийся. Это его основная черта, которую актер часто обыгрывает в сценках. Усиленная борьба с заиканием на фоне серьезного монолога в суде, например, принимает очень комичный оборот, местами непристойный. Сценический костюм Тартальи – это костюм, соответствующий должности служащего, с форменной шляпой на лысой голове, на носу «восседают» гигантские очки.Появился этот персонаж в Неаполе в XVII веке. Постепенно должности Тартальи росли. Эту маску на сцене стали носить и министры, и сын короля (в пьесе-сказке «Любовь к трем апельсинам» Карла Гоцци).

Скарамучча (французский Скарамуш) — переводится как «маленький забияка».
Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 13

Эта маска имеет схожие элементы с венецианской маской Капитана. Но Скарамучча часто бывает бит, ведь ему не всегда удается избежать драки. Он не похож на захватчика, но хвастлив, как и Капитан, и очень труслив. Особенность персонажа — сильная мимика и жестикуляция. Французские актеры порой лишали эту маску шпаги и костюма военного, вручали гитару. С уст Скарамуша слетали фривольные песенки, акробатические трюки тоже входили в его роль. Вместо маски Скарамушу белили лицо, чтобы работать с помощью мимики. Такой обезоруженный Скарамучча и дошел до наших дней. Эта маска породила образ Пасквирелло (Пасквино) – хитрого слуги-вруна, обжоры и пьяницы.

Ковьелло – умный слуга, первый дзанни.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 14

Разговаривает на сочном неаполитанском диалекте. Бывший крестьянин, ставший слугой. Облегающий костюм состоит из панталон и жилета. Отличительная деталь гардероба – шляпа с перьями. Красная длинноносая маска, на клювоподобный шнобель которой часто водружены очки. Ловкач и прохвост, Ковьелло все время кривляется, танцует и играет на музыкальных инструментах. В северной части Италии маска не прижилась, ее там сочли непристойной. Зато переезд во Францию был удачным. Мольер взял ее в комедию «Мещанин во дворянстве». Многие актеры пытались внести в образ Ковьелло новые детали или черты других масок, например, Пульчинеллы. Кто-то пытался политизировать ее. Но такие маски долго не существовали.

Пульчинелла – глупый слуга, второй дзанни.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 15

Помимо черт глупого деревенского слуги, он может похвастаться порой сметливостью и находчивостью горожанина. Но важно, чтобы образ на сцене во время представления выявлял что-то одно: либо хитрость, либо глупость. Почти всегда персонаж женат и рогат. Поэтому имеет некоторые черты венецианцев: Панталоне и Доктора. Маска очень популярна, вторая после Арлекина. Пульчинелла может менять профессии: сторож, садовник, торговец, солдат, вор. Костюм из простой ткани, высокая шляпа. Нос маски большой, крючковатый или петушиный. Голос писклявый, на спине – горб. Персонаж шагнул далеко за пределы Италии, став национальным героем многих стран. Так во Франции родился Полишинель, воспетый Мольером, в Англии – Панч, в Германии Гансвурст, в Дании господин Йокель. И русский Петрушка позаимствовал у Пульчинеллы основные черты.

Лелио (Флориндо, Флавио, Орацио) – юный влюбленный.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 16

Персонаж часто носил имя играющего его актера. Вокруг пары влюбленных и разворачивалась вся интрига комедии, при этом в самом действе им отводилось незначительное место. Старики мешали их счастью, а слуги помогали. Масок влюбленные не носили, одевались изысканно, разговаривали литературно, и не было нужды в их импровизации. Поэтому роли они заучивали наизусть. Судьба влюбленных из комедии дель арте – всегда быть в тени персонажей дзанни. Восприятие их неземной любви носит легкий оттенок иронии.

Женские персонажи Изабелла – юная прекрасная влюбленная

. Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 17

Персонаж, аналогично персонажу влюбленного, часто носил имя той девушки, актрисы, что выступала в ее роли. Это были имена: Виттория, Фламиния, Лучинда. Помимо заученных слов, роль влюбленных состояла из жеманного томленья. Они то и дело вздыхали, пытались свести счеты с жизнью от невозможности любви, но в конце комедии воссоединялись.

Коломбина – девушка-дзанни.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 18

Служанка при одном из стариков, приехавшая из деревни, активная участница интриги комедии. Деревенские повадки и речь напоминают Арлекина, за которого она частенько выходила замуж в конце представления. Это веселая, жизнерадостная девушка, честная и порядочная. В городских условиях она может чувствовать себя неуютно, но простой и прямой характер помогает ей выживать и находить кратчайший выход из затруднительных ситуаций. Коломбина, как и все женские персонажи, не носила маску. На расцвете комедии дель арте ее нарядом было красивое платье, позже оно покрылось яркими заплатами и стало очень похоже на костюм Арлекина. Французский театр с радостью позаимствовал этот образ и стал активно использовать. Деревенская дуреха превратилась в типичную субретку – бойкую служанку, чья находчивость помогает господам в любовных интригах. В таком виде она и вошла в пьесы Бомарше и Мольера.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 19

Комедия дель арте в России

С начала XVIII века начались итальянские гастроли в России. А к концу века во всех московских и петербургских домах устраивались пышные костюмированные венецианские карнавалы.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 20

Следующим бум комедии дель арте пришелся на XX век. Величайшие артисты и художники обратили к ней свой взор и стали черпать вдохновенье, переосмысливая образы, делая их многогранными. Блок переписал комедию в трагедию «Балаганчик». Мейерхольд поставил пантомиму «Шарф Коломбины» и создал практику биомеханики — актерскую гимнастику для проработки сценических движений. Пьеса Гоцци «Принцесса Турандот» в театре Вахтангова идет с 1922 года.

А вот несколько произведений художников на темы комедии дель арте.

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 21

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 22

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 23

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 24

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 25

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 26

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 27

Но давайте вновь вернемся к нашему советскому фильму «Труффальдино из Бергамо». Он был снят 1976 году на «Ленфильме». Источник сценария – пьеса Карло Гольдони «Слуга двух господ», которая была написана в XVIII веке для одной из миланских комедийных трупп. Честно говоря, после более подробного знакомства с масками венецианской комедии, я немного по-другому взглянула на персонажей этого фильма. В кинофильме максимально соблюдены каноны комедии масок: действующие лица и их имена, костюмы и декорации, музыкальные и трюковые номера, даже простоватая речь слуг. Сюжет и эпоха увлекают, погружая в игру. Все это — и есть обаятельная и стильная формула успеха «дель арте».

Спасибо всем, кто заглянул ко мне! Буду рада, если ваш день сегодня заиграл новыми более яркими красками венецианского карнавала!

Карнавальные маски и костюмы Комедии дель арте, фото № 28

www.livemaster.ru

Волшебная притягательность венецианских масок!!! / Разное. Интересное / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол

Волшебная притягательность венецианских масок!!! Много столетий карнавал и маски были неотъемлемой частью венецианской жизни…
Доброго времени суток.
Мне очень нравятся венецианские маски как сами по себе, так и их присутствие в интерьере. Что уж говорить их участие с куклами… И тут увидела интересную статью о масках, которую представляю вашему вниманию. Дополненную мной фотографиями взятыми так же из интернета. Думаю будет интересно ни только прочитать, но и посмотреть… 🙂
Много столетий карнавал и маски были неотъемлемой частью венецианской жизни, хотя (как это ни странно!) они не всегда были связаны между собой. И то, и другое ведет свою историю с дохристианских времен – еще древние римляне, отмечая праздник плодородия — Сатурналии, пользовались масками. Маски не только скрывали лица празднующих, но и стирали социальные границы, делая свободных и рабов равными на время веселья. Принято считать, что первый венецианский карнавал состоялся в 1094 году. Спустя пару столетий карнавал становится ежегодным событием, происходящим перед долгим Великим постом, и в первые века карнавала венецианцы во время праздника не надевали ни масок, ни специальных костюмов, а просто веселились. Зато в последующие столетия маски стали настолько популярными, что носили их и без карнавала.


Под масками прятали лица влюбленные, не желавшие афишировать свою связь, и знатные горожане, посещавшие игорные дома и прочие сомнительные места. Подчас под личиной скрывались и настоящие преступники. Маски пользовались огромным спросом, и ремесленники, что их делали, были знамениты не менее муранских стеклодувов или буранских кружевниц.


Несколько раз власти города пытались запретить ношение масок вне карнавала, но венецианцы упорно нарушали закон. Маски исчезли из обихода венецианцев приблизительно в конце XVIII столетия, когда, пережив бурный расцвет, прекратил свое существование и венецианский карнавал. А возрожден знаменитый карнавал был не так давно – чуть более тридцати лет назад и карнавальная Венеция в праздничном убранстве так хороша, жива и непосредственна!!!


Если приехать именно на карнавал удается не всем гостям города, то полюбоваться разнообразием масок можно в любое время года. Карнавальные маски на любой вкус и кошелек продаются буквально на каждом шагу, но подлинно венецианское изделие лучше присматривать в специальных мастерских, где прекрасные маски из папье-маше или кожи изготавливают так же, как и столетия назад.

Видов венецианских масок множество, и показать все решительно невозможно. Но краткий экскурс я себе всё же позволю. Долгое время огромной популярностью пользовались маски комедии дель арте — особого уличного театра, возникшего в Италии в эпоху Возрождения. Это и Панталоне, и Бригелла, и Арлекин, и Капитан, и Доктор, и Пульчинелла в различных вариациях и, конечно, же, женский персонаж — Коломбина.

В наши дни эти простые по дизайну характерные маски не пользуются особым успехом, ими интересуются разве что коллекционеры. Исключение — полумаска Коломбины.

Другая группа венецианских масок – те, что возникли за многие столетия существования карнавала. Самая простая из них – Баута, повторяющая форму человеческого лица. В сочетании с черной шляпой и длинным черным плащом она составляла идеальный костюм для человека, который хотел остаться неузнанным (Венеция — ведь не очень большой город!) В такой маске и голос менялся, что добавляло ее владельцу анонимности. Маска с черной треуголкой называется Баута Казанова – в честь того самого Казановы, который, отправляясь на поиски приключений, предпочитал надевать именно такой наряд.

Венецианская дама — прекрасная маска, изображающая красавицу эпохи расцвета венецианского могущества. Перья, украшения, позолота, разнообразные прически и изысканные головные уборы – её отличительные черты. Чем пышнее и роскошнее – тем лучше! Не удивительно, что эта маска пользуется любовью и у современных участниц карнавала.


Такую черную маску в наши дни делают разве что по особым заказам.

А ведь когда-то Моретта (или Немая служанка) была одной из самых популярных! Маска устроена таким образом, что женщина, носящая её, не может говорить — крепёж маски нужно зажимать зубами. Рассказывают, что Моретту особенно ценили венецианские мужья, уставшие от женской болтовни.
Страшная маска Доктор Чумы и происхождение имеет не менее ужасное.

В Средние века чума была одним из самых опустошительных бедствий – от нее подчас вымирали целые города и пустели страны. Такую маску в реальности носили доктора во время эпидемий, кутаясь в длинный плащ и имея при себе длинную палку, чтобы не касаться больных руками. В длинный крючковатый нос маски помещали душистые масла и лекарственные травы – для защиты от заражения и чтобы не ощущать зловония.
Маска Вольто, известная также под названием Гражданин, тоже очень известна.

Этот тип маски могли носить представители всех сословий (отсюда и «демократичное» название). Простая по форме, она представляет собой идеальное поле для творчества современных мастеров. Ведь расписать и украсить такую маску можно самыми разными способами!
Никакой средневековый праздник, будь он в королевском дворце, знатном доме или на городской площади, не обходился без шута.

Поэтому маска Шут (вариантов названий существует множество) – одна из самых известных на венецианском карнавале. Её главный атрибут – длинный колпак, к концам которого прикреплены звенящие при каждом шаге бубенчики. К этой маске прилагался соответствующий костюм, сшитый из ярких разноцветных лоскутков.
Разнообразие венецианских масок поистине бесконечно…
Кроме лаконичных кожаных и богато украшенных масок из папье-маше (их, кстати, часто искусственно «состаривают») в Венеции можно найти изделия из керамики, фарфора и даже металла. Это так называемые интерьерные маски, призванные внести в наш дом немного итальянского колорита. Венеции маску, можно использовать не только по прямому назначению, надев на карнавал, или как сувенир, напоминающий о прекрасном городе, но и «заставить работать» на украшение дома.


Выбирая маску для украшения своего дома, можно ориентироваться на уже имеющийся дизайн, а можно, наоборот, обыграть приобретение, внеся в дизайн изменения – главное, чтобы вам нравилась!
А как вы относитесь к маскам?

babiki.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *