Где хранятся яйца фаберже: Что хранится внутри знаменитых яиц Фаберже?

Содержание

3 самых больших коллекции яиц Фаберже

24 сентября 1920 года скончался самый известный российский ювелир – Карл Фаберже. У коллекционеров всего мира очень высоко ценятся созданные им ювелирные изделия, а для музеев эти экспонаты являются предметом особой гордости.

Оружейная палата, Москва

В этом музее-сокровищнице московского Кремля имеется множество ценнейших экспонатов, среди которых есть и десять яиц Фаберже. Это самое большое количество яиц Фаберже в музеях России. Каждое яйцо Фаберже, как известно, имеет свое собственное название, и уникальный внешний вид. Самое старое яйцо Фаберже, хранящееся в оружейной палате, относится к 1891 году и носит название «Память Азова». Внутри нефритового яйца находится модель фрегата «Память Азова», на котором царственные особы совершили плавание на Дальний Восток в 1890-1891 годах. Другой известный экземпляр ювелирного искусства – яйцо-часы в виде букета лилий, созданный для императрицы Александры Федоровны в 1899 году.

Одно из самых интересных яиц в коллекции оружейной палаты – яйцо, внутри которого имеется необычный сюрприз – модель поезда. Называется это яйцо «Транссибирская магистраль». В музее имеются и такие интереснейшие ювелирные работы как ажурное яйцо «Клевер», самое большое из яиц – «Кремль», а также «Александровский дворец», «Конный памятник Александру III», «Яхта «Штандарт». Особый интерес вызывает яйцо, изготовленное к 300-летию дома Романовых, внутри которого – глобус с очертаниями Российской империи, а по яйцу расположены миниатюры с портретами царственных особ династии.


Культурно-исторический Фонд «Связь времен» Виктора Вексельбега, Москва

В настоящее время фонд Вексельберга владеет самой большой в мире коллекцией яиц Фаберже. Этот человек сделал невозможное: он приобрел в США коллекцию яиц Фаберже и вернул их на родину. Первая выставка «Фаберже: утраченный и обретённый» состоялась в Кремле в 2004 году, сейчас коллекция путешествует по городам России, давая возможность прикоснуться к истории и старинному ювелирному искусству царской России миллионам граждан.

Самое старое из известных яиц Фаберже – «Курочка», датированное 1885 годом, также находится в этой коллекции. «Ренессанс», «Яйцо с бутоном розы», самое знаменитое яйцо «Коронационное» 1897 года, «Ландыши», «Петушок», «Лавровое дерево» — вот далеко неполный перечень хранящихся в коллекции Вексельберга произведений ювелирного искусства.

Художественный музей Вирджинии, Ричмонд, США

Этот музей владеет пятью яйцами Фаберже. Самое старое из них – «Яйцо с вращающимися миниатюрами» 1896 года. Это яйцо из горного хрусталя имеет 12 миниатюр с памятными для императрицы Александры Федоровны местами. Яйцо «Пеликан» состоит из восьми разворачивающихся пластин-миниатюр, на которых изображены благотворительные учреждения, основанные вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Яйцо «Петр Великий» имеет внутри сюрприз в виде модели «Медного всадника». Это яйцо создано было в честь двухсотлетия основания Петербурга. В музее есть еще два яйца – «Царевич» и «Красный крест с портретами», изготовленные ювелирами к различным памятным датам семьи Романовых в начале 20 века.

Не простое, золотое – Стиль – Коммерсантъ

С конца XIX века и до 1917 года правители императорской России заказывали пасхальные подарки для близких самому крупному ювелиру в истории России. Сегодня яйца Фаберже, драгоценные свидетели былой роскоши, живут в крупнейших музеях и частных коллекциях по всему миру. Но найдены еще не все.

В 1885 году царь Александр III заказал 38-летнему Карлу Фаберже, успешному российскому ювелиру с собственным ювелирным производством в Санкт-Петербурге, основанным в 1842 году, создать для его жены императрицы Марии Федоровны подарок, который бы ее приятно удивил. Фаберже придумал яйцо с золотой основой внутри, а снаружи покрытое белой эмалью. На манер русской матрешки, когда, открывая крышку куклы, обнаруживаешь внутри еще одну, мастер разместил внутри яйца миниатюрную золотую скульптуру курицы-наседки, а внутри курицы — бриллиантовую реплику императорской короны и подвеску в виде рубинового яйца.

Эта работа получила название «Курочка» и стала первой из 50 императорских яиц, произведенных семейной фирмой Петера Карла Густавовича Фаберже за последующие 32 года. Конец экстравагантной традиции положила Великая Октябрьская революция 1917 года, когда семья ювелира была вынуждена покинуть Россию, а драгоценные яйца были конфискованы новым правительством и впоследствии проданы и вывезены на Запад.

Сегодня стоимость этих яиц начинается от миллиона долларов, евро, фунтов — в зависимости от местоположения. И большинство из них нашли свое место в крупнейших мировых музеях и богатых частных коллекциях. В частности, яйцо «Курочка» принадлежит к коллекции Виктора Вексельберга, как и восемь других, которые нефтяной магнат приобрел на аукционе Sotheby’s в 2004 году у семьи Форбс за $100 млн. Все девять яиц Вексельберга: «Курочка» (1885), «Ренессанс» (1894), «Яйцо с бутоном розы» (1895), «Коронационное» (1897), «Ландыши» (1898), «Петушок» (1900), «Лавровое дерево» и «15-я годовщина царствования» (1911), «Орден святого Георгия» (1916) — находятся на экспозиции в частном Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, открытом в 2013 году. И это самое большое собрание яиц после коллекции Музеев Московского Кремля, где представлено десять штук.

Три императорских яйца находятся в коллекции королевы Великобритании Елизаветы II. В том числе яйцо «Мозаичное», приобретенное царем Николаем II для царицы Александры Федоровны в 1914 году, инкрустированное бриллиантами и рубинами с миниатюрным медальоном с портретами пяти царских детей внутри. Яйцо было куплено королем Великобритании Георгом V в 1933 году за 250 фунтов. В Букингемском дворце также находятся яйца «Корзинка цветов» (1901), «Колоннада» (1910), «Яйцо с панелями» (1899), одно из семи яиц, заказанных русским предпринимателем А. Ф. Кельхом в подарок своей жене Варваре Кельх-Базановой.

Пять яиц находятся в США на экспозиции Виргинского музея изобразительных искусств, их музею преподнес в дар американский бизнесмен Лилиан Томас Пратт.

До сих пор не все из 50 яиц найдены, что оставляет надежду для охотников за сокровищами. Так, одно из яиц в 2015 году внезапно для себя обнаружил торговец металлоломом на блошином рынке на западе Америки. Яйцо было золотое, на золотой подставке, с часовым механизмом внутри и инкрустированными бриллиантами стрелками.

Продавец надеялся получить за него хотя бы несколько сотен долларов, то есть стоимость расплавленного металла в чистом виде, и заплатил $14 тыс. А когда, заинтересовавшись затейливой вещицей, решил проверить ювелирное клеймо Vacheron Constantin, наткнулся на обнаруженную в 2011 году фотографию этого яйца из аукционного каталога 1964 года и понял, что его находка стоит миллионы. Яйцо было выставлено на продажу в лондонской галерее Wartski за $33 млн и продано за 20 млн фунтов.

Екатерина Зиборова

А вы знаете, что хранится внутри знаменитых яиц Фаберже?

Невероятно красиво и оригинально! Воистину царский подарок! Яйца Фаберже — одни из самых дорогих ювелирных изделий в мире

Достаток, богатство, роскошь – три слова, которые сопровождают самые знаменитые изделия Фаберже. Они стали своеобразным символом дореволюционной России и императорского дома.

Яйца Фаберже известны во всем мире. Эти работы знаменитого русского мастера Карла Фаберже — мечта каждого коллекционера.

Фирма Фаберже стала известна в 1885 году, когда император Александр III приобрел у него для своей жены подарок.

Это было эмалированное белое яйцо, размером 6.5×3.5 см. Посередине него проходила золотая полоса. На этом уровне яйцо открывалось.

Внутри находился желток из золота, в котором была такая же золотая курочка, а в ней — корона из рубина с рубиновой подвеской. В яйце использовался принцип матрешки. После этого подарка Фаберже стал известным.

Фаберже не являлся автором всех яиц, производимых под этой маркой. С ним сотрудничали такие ювелиры, как Михаил Перхин, Эрик Колин, Август и Альберт Хольстромы и Алма Пил.

Они работали не только с императорской семьей. Например, для Кельхов ювелиры сделали семь яиц, а также десять изделий для других знатных семей. Эти сувениры тоже уникальны, но по оригинальности они уступают.

Многие секреты и элементы повторялись и напоминали яйца, сделанные для императора. Были, и часы, и миниатюры, и курочка с подвеской. Наиболее известное — «Яйцо Ротшильдов».

Самое большое количество яиц Фаберже находится в Санкт-Петербурге в музее Фаберже (коллекция Вексельберга) – 11 штук. Именно по заказу музея был снят этот видеоролик и его работники показали всем желающим, что же хранится внутри всемирно известных яиц Фаберже.

Карл Фаберже: славное начало и бесславная кончина : Daily Culture

Фамилия Карла Фаберже ассоциируется, прежде всего, со знаменитыми «Яйцами Фаберже». Эти уникальные ювелирные изделия – образ роскоши и богатства императорского дома Романовых. Многие источники гласят, что серия этих яиц была ограничена – был выпущен всего 71 экземпляр, из которых 52 являются императорскими. Сколько в действительности яиц Фаберже создали, и по сей день остается загадкой.


Жизнь самого ювелира была довольно непростой: Фаберже пережил и пик славы, и сложные годы забвения в эмиграции.

Карл Фаберже – француз по происхождению. Однако родился он в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Будущий известный ювелир много путешествовал по Европе, где обучался ювелирному мастерству. По возвращении в Россию, Карл, в возрасте 24 лет, принял на себя управление фирмой отца. Она была основана в Петербурге Густавом Фаберже еще до рождения сына.

В 1882 году проходила Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве, на которой Карл Фаберже представлял ювелирные изделия своей фирмы. Император Александр III был так глубоко впечатлен продукцией Фаберже, что взял ювелира под свое покровительство. Карл получил почетное звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». Спустя некоторое время в голове императора возникла блестящая идея о создании пасхальных ювелирных яиц. Фаберже выполнил по заказу царя роскошное изделие к Светлому празднику Пасхи.

Это было яйцо «Курочка», которое Император заказал для своей жены – императрицы Марии Федоровны. Внутри яйца находился желток из золота, а внутри желтка располагалась курочка с рубиновыми глазками.


Произведение мастера произвело  невероятное впечатление при Императорском дворе. Царь стал регулярно заказывать у Фаберже пасхальные яйца с уникальными сюрпризами в качестве подарков, в том числе и для коронованных особ разных стран. Вслед за отцом традицию подхватил Николай II, который каждый год дарил яйца Фаберже своей жене и матери.

В 1900 году было выпущено яйцо «Транссибирская магистраль». Внутри  скрывалась модель паровоза из золота и платины с пятью вагонами, на которых были выгравированы надписи: «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих» и «церковь». При помощи специального ключика механизм внутри паровоза можно было завести, и модель начинала ездить.


Кроме пасхальных яиц, Карл Фаберже производил украшения, шкатулки и другие вещицы. Так он получил признание по всей Российской империи. Продукция фирмы Фаберже хорошо шла в наиболее крупных городах империи. Сам гениальный ювелир купался в лучах славы, не зная забот. Однако его жизнь коренным образом изменилась после революции 1917 года.

Первое время ювелир был в безопасности, не смотря на то, что в его доме в бронированном сейфе хранились сокровища на огромные суммы. Также у него на сохранении находились драгоценности иностранцев, не имеющих возможности вывезти их из России.

Но когда нависла угроза большевистского вторжения, Карл Фаберже сдал свой дом швейцарской миссии. Тогда собственность иностранцев находилась под защитой закона. Ювелир упаковал изделия в 7 чемоданов. А опись всех сокровищ была сделана на 20 (!) страниц. В 1919 года, нарушив закон, большевики совершили обыск в доме. Точная судьба драгоценностей неизвестна. Существуют лишь некоторые версии.

Первая легенда гласит о том, что при обыске изделия были изъяты и проданы за рубеж. По второй версии, чемоданы удалось вывезти в норвежское посольство, откуда они также были выкрадены. Третья версия сообщает, что ювелиру все-таки удалось какую-то часть драгоценностей спрятать.

В те суровые времена большевики, строя «светлое будущее», распродавали все художественные сокровища империи. Они разворовывали церкви, продавали картины великих художников Эрмитажа и продукцию Фаберже, которая принадлежала царской фамилии. Однако в 1925 году сокровища Императорской семьи (в том числе и яйца Фаберже) были отправлены иностранным представителям в СССР. Алмазный фонд был частично продан английскому антиквару Вейсу, благодаря чему, удивительным произведениям Фаберже удалось избежать переплавки.

Сохранилось одно из его самых невероятных творений — яйцо «Павлин». Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической: когда ее снимали с золотой ветви, павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.


После революционных событий Фаберже был вынужден оставить Россию под видом дипломатического курьера. Его жизнь была сломана: он лишился дела всей жизни, огромного состояния и своей Родины. Поселившись в Швейцарии, некогда блистательный ювелир погрузился в тяжелое, полное лишений существование. В 1920 году Карл Фаберже скончался. В тот же год изделия, созданные его фирмой, серьезно утратили в цене.

Сыновья Карла Фаберже, Александр и Евгений, основали в Париже фирму Fabergé & Cie. Они воспроизводили копии изделий отца, а также занимались реставрацией ювелирных изделий петербургской фирмы Фаберже. С конца 1940-х годов под маркой «Фаберже» выпускалась только парфюмерия.

На сегодняшний день яйца Фаберже хранятся в 9-ти странах мира. Самая  большая коллекция находится в России.

Анна Некрасова     



«Сейчас бы Фаберже называли эффективным менеджером» | Статьи

Когда Музеи Кремля переедут на Красную площадь, для коллекции Фаберже будет выделен отдельный зал. В экспозицию войдет гораздо больше предметов, чем представлено в Оружейной палате. Об этом в преддверии 175-летия Карла Фаберже в интервью «Известиям» рассказала хранитель коллекции ювелира в Музеях Московского Кремля Татьяна Мунтян. Также она поделилась, зачем обрамлять бриллианты пухом одуванчика, как прикурить от самовара и где хранится самый дорогой десяток яиц.

Десяток яиц

— В Музеях Московского Кремля — одна из самых больших коллекций Фаберже. Каков ее объем?

— Наше собрание Фаберже насчитывает 258 предметов. Это почти все направления, жанры и малейшие оттенки деятельности фирмы. От вершин творчества Фаберже — императорских пасхальных яиц — до камнерезных предметов в ювелирных оправах. Также у нас есть дамские и мужские ювелирные украшения, столовая утварь, предметы культа и домашней святости. Издан полный каталог нашего собрания Фаберже. С подробными аннотациями, с клеймовником.

Лозунг того времени — сделать жизнь искусством, а искусство жизнью. Фаберже в этом преуспел как никто другой.

Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля

— Найти Фаберже сейчас сложно?

— Конечно, это большая удача. Чудо даже увидеть столовый прибор полностью — по шесть ложек и вилок. Наследие ювелирного дома в большой своей части оказалось за рубежом. В революцию ситуация в нашей стране была такова, что предметы роскоши увозились, конфисковывались, продавались. Когда-то мы разбрасывали камни, а теперь собираем их. Идет возвращение наследия в Россию во многом благодаря частным коллекциям, в том числе и музею Фаберже в Санкт-Петербурге и музею «Собрание» в Москве. Конечно, мы тоже серьезно занимаемся собирательством.

— А с чего всё началось?

Когда-то в нашей коллекции было две брошки. Очень изысканные, элегантные, но весьма скромные. А теперь у нас целая коллекция ювелирных украшений ведущих ювелиров фирмы — [Альберта] Хольмстрема, [Августа] Хольминга, [Оскара] Пиля. Настоящая гордость — десять императорских яиц Фаберже. Мастерами было создано 50. В Кремле самая большая коллекция.

— Как вы пополняли ее?

— Покупали в галереях, на аукционах, у частных лиц.

— Принося на закупку драгоценности, люди торгуются?

— Цену можем обсуждать. Где-нибудь в антикварном магазине им пообещают, возможно, и больше. Но многие хотят, чтобы вещь осталась в музее.

Выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали» в Музеях Московского Кремля

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Цену мы берем не с потолка. К счастью, есть аукционы и их каталоги. И в наших заключениях Министерству культуры мы обязаны обосновывать цену закупки, а также зачем приобретается вещь в собрание. Еще приводятся доказательства подлинности. Более того, мы берем и альтернативные заключения у наших коллег из других музеев, институтов.

— Какой самый ценный предмет попал вам в руки?

Один из самых знаменитых предметов нашего собрания — одуванчик Фаберже, с натуральным цветочным пухом. В начале перестройки антикварный рынок не был развит. Доступа на аукционы люди не имели. И вот пожилая бедная женщина — наследница известного российского и советского ученого — решила продать свою реликвию нам. Чтобы было на что жить, но, главное, чтобы шедевр оказался в государственном достоянии.

— Вы сказали одуванчик «с натуральным пухом». Как это возможно?

— Да, ювелир использовал пух, собранный с цветков. Хохолки волосков одуванчика. О том, что Фаберже делал такой цветок, мы знали из мемуаров старшего мастера фирмы Франца Бирбаума. Он писал, что натуральный пух был укреплен на золотых волосках при помощи мелких алмазов, которые сияли среди белого пушка и отдаляли искусственный цветок от слишком близкого подражания природе.

Фото: sothebys.com

Одуванчик Фаберже

Нам не верилось, что такое чудо может быть в реальности, пока старушка не предъявила одуванчик. Когда она вынимала его из старинной, оригинальной коробки, я сразу увидела, что он подлинный. Хотя цветки из-за хрупкости практически не подвергались заклеймению. А тут на футляре было написано «Петроград». Что означало: сделан одуванчик был в начале Первой мировой войны. Это самые поздние вещи Фаберже и самые уникальные.

А специалист по одуванчикам из Академии наук, посмотрев в микроскоп, подтвердил, что мы можем не сомневаться, в изделии использован пух сложноцветных. Некоторые ювелиры пытались повторить одуванчики Фаберже, но у них ничего не вышло. Поэтому в их цветах пух асбестовый.

— А подарки вам делают?

— Дарят. Так у нас появились пуговицы Фаберже — с ляпис-лазурью, бриллиантами, эмалью-гильоше. Дамский золотой карандаш, он же подвеска. А недавно подарили самовар Фаберже. Миниатюрный, с краном, конфоркой и заглушкой, как у большого.

— При желании можно разогреть?

— Нет, можно прикурить от него. Вместо воды наливали горючую жидкость, а через трубу выходил фитиль, от которого прикуривали благородные господа.

— Недавно умерла правнучка Карла Фаберже Татьяна. Что она завещала Музеям Кремля?

— Кроме того, что Татьяна Федоровна потомок по линии второго сына Карла Фаберже Агафона, она еще и из рода Шереметевых. В ее архиве (1,6 тыс. единиц хранения) масса интересных документов, а также фотографии, инструменты, некоторые заготовки, модели изделий.

Крыша Фаберже

— Фаберже можно назвать топ-менеджером своего времени. Он собрал знатных ювелиров в фирму. Тот же Михаил Перхин, создававший яйца, мог прославить свое имя, а его произведения связывают с Фаберже. Зачем они на это шли?

— Не совсем так. Фаберже уважал своих мастеров. На некоторых предметах гордо красовалось клеймо изготовителя. А фирменное могло быть рядом, если было место. А могло и не быть. Как, например, на тонких ювелирных изделиях, где помещалось только клеймо главного брильянтщика Альберта Хольмстрема. В таких случаях имя Фаберже стояло на футляре.

Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля

В Петербурге был конгломерат мастерских, во главе каждой из них стоял известный ювелир. Находились они как под крышей Дома Фаберже, так и в собственных помещениях. В Москве была другая система. Здесь у Фаберже работала фабрика с цехами. На изделиях не ставили именники мастеров, только клеймо фирмы. Фабрика открывалась заведомо для производства большого количества товара, предназначенного для покупателей с разным доходом, вкусом и кошельком. Были и исключения: ювелир Оскар Пиль, живописец по эмали Федор Рюкерт и еще ряд мастеров.

Карл Густавович сумел привлечь к сотрудничеству великих художников, скульпторов и архитекторов того периода. С Фаберже работали [Александр] Бенуа, [Евгений] Лансере и другие мэтры. Одни делали эскизы, другие разрабатывают модели, кто-то трудился над механизмами. А фирма брала на себя объединение всех видов деятельности. Сейчас бы Фаберже называли эффективным менеджером, который сам владел всеми азами ювелирного мастерства, так как в молодости прошел обучение.

Фото: commons.wikipedia.org/Sailko

Здание фирмы Фаберже в Санкт-Петербурге

— Фаберже постоянно усовершенствовал свои навыки. Многому научился, работая реставратором в Эрмитаже. Зачем ему это надо было?

— Это было почетно. Там Фаберже многие годы работал бесплатно. Потому что главное для него было — проникнуть в тайны мастерства древних, возрождать археологические ценности. И в целом на свою работу он смотрел еще и как на долг, а не просто как на бизнес.

— Видимо, Фаберже был еще и стратегом. Не благодаря ли этой работе он приблизился к царю?

— Да. Он обратил на себя внимание августейших особ на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Императрица Мария Федоровна, жена Александра III, отметила запонки Фаберже в стиле керченских древностей и купила их. А мастер получил большую золотую медаль выставки. Впоследствии ювелир удостоился звания поставщика двора его императорского величества. Когда вы шли по Кузнецкому Мосту, еще издалека были заметны огромные надписи «Фаберже», а над ними огромные двуглавые орлы — знаки этого высокого звания.

Конечно, Фаберже был стратегом. Так же он увидел в Москве покупательский потенциал. Здесь развивалась промышленность, торговля. Дворянство завидовало купечеству, которое жило в роскоши. В 1887 году Фаберже открыл в Москве свое отделение. В Петербурге в магазине на Большой Морской были зеркальные витрины, а изделия скрывались за задернутыми занавесочками, так как знать и аристократия ценили конфиденциальность. На Кузнецком Мосту товар был виден еще с улицы. Более того, управляющий московским филиалом Аллан Бо, переустраивая магазин, хотел опустить «оконные выставки» к тротуару, чтобы приблизить товар к покупателям. Чтобы люди чуть ли не наступали на бриллианты и серебро.

Фото: commons.wikipedia.org

Карл Фаберже

— В начале года в Эрмитаже открылась выставка Фаберже, которая тут же обернулась скандалом. Музей обвинили в том, что они выставляют не подлинники. Неужели опытные эксперты могли ошибиться?

— Чтобы дать ответ, нужно посмотреть выставку. К сожалению, я ее не видела и не имею права рассуждать о предметах, представленных там. Насколько я знаю, лаборатория в Эрмитаже изучала их и результаты разместили на сайте музея.

Чтобы помнили

— Через несколько лет Музеи Кремля переедут на Красную площадь. Будет ли там более полно представлена коллекция Фаберже?

— Конечно. Будет целый зал — «Мир Фаберже». И там мы уже покажем не 37 предметов, как сейчас в Оружейной палате, а намного больше. Каждое яйцо будет находиться в собственной витрине. Впервые мы представим коллекцию ювелирных украшений Музеев Кремля. В Оружейной палате сейчас украшения не показываются, так как экспозиция создавалась давно и место не было тогда отведено. А ведь в Кремле одна из лучших коллекций в стране.

Выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали» в Музеях Московского Кремля

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Кроме Фаберже посетители увидят изделия мастеров, работавших одновременно с прославленным ювелирным домом. Стиль не создается одним человеком. [Павел] Овчинников, [Иван] Хлебников, [Карл] Болин, [Федор] Лорие, Фаберже внесли огромный вклад в формирование понятия «русский стиль» в ювелирном искусстве. Сейчас их произведения находятся на вершине антикварного олимпа.

— А каких изделий Фаберже нет в вашей коллекции и чего бы хотелось?

У нас нет диадем, а также колье с большим количеством бриллиантов и драгоценных камней. Не сохранилось это наследие в России. Куда это всё делось? Да разобрано. Потому что в диадемах, колье всё-таки главным были камни. Поэтому их обезличивали. Этим занималась большевистская власть. То есть вынимали камни, а оправы превращали в слитки.

К сожалению, так погибло большинство бриллиантового наследия России. Поэтому у нас нет диадем. Да и ни в одном российском музее, насколько я знаю, их нет.

— А за границей есть?

— Единичные случаи. Зато у нас есть украшения ведущих ювелиров Фаберже: Хольмстрема, Хольминга, [Генриха] Вигстрема. Когда мы представим коллекцию в новом здании, для посетителей музея это будет открытие.

В начале 1990-х мы купили первое уникальное украшение Фаберже — веточку ландышей, выточенных из лунных камней, с бриллиантовыми тычинками. Также у нас есть украшения из платины и ее сплавов с другими металлами, которые не клеймили. В то время платина не считалась драгоценным материалом.

— И как определить, кто сделал такое украшение?

— Рассматривают с разных сторон — художественной, эстетической, технологической. Безусловно, важен подлинный футляр, если он сохранился. Это своего рода паспорт вещи. Но и в этом случае есть свои тонкости.

— В России нет ни одного магазина Фаберже. Как вам кажется почему?

Хранитель коллекции ювелира в Музеях Кремля Татьяна Мунтян

Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля

— Мне трудно сказать. Но нужно понимать, что фирма Фаберже в том прежнем своем виде, которая была некогда в России, сейчас не существует. Это современная продукция, которую делают под высокой маркой. Они с гордостью говорят, что по-прежнему удивляют мир, и привлекают российских художников.

Вы знаете, что в Москве нет памятника Карлу Фаберже. Было бы справедливо, если бы на здании фирмы Карла Фаберже в столице установили мемориальную доску.

Только в Санкт-Петербурге на доме, где помещалась душа фирмы, сохранилось имя Фаберже. Оно сияет золоченой латунью на фоне красного финского гранита еще с царских времен. Гуляя по Большой Морской, в самой фешенебельной когда-то части Северной столицы, можно увидеть это.

— Мы неблагодарные потомки?

Нет, конечно. Сохранение памяти — это не только установка монументов и мемориальных досок, хотя это было бы прекрасно. Это в первую очередь сохранение наследия несравненного гения. Именно этим занимаются российские музейщики, коллекционеры-энтузиасты, исследователи, изучающие архивы, публикующие новые данные не только о великом Карле Фаберже, но и о его современниках.

Справка «Известий»

Карл Густавович Фаберже — российский ювелир. Родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге. Учился ювелирному делу в Германии. В 1870 году возглавил фирму отца Густава Фаберже, основанную в 1842-м. В 1885-м создал первое пасхальное яйцо, заказанное Александром III. В 1887-м открыл филиал фирмы в Москве. В 1918 году эмигрировал в Германию. Мастер умер в 1920-м в Швейцарии, похоронен в Каннах.

Музей Фаберже — это… Что такое Музей Фаберже?

Координаты: 48°45′43.2″ с. ш. 8°14′34.8″ в. д. / 48.762° с. ш. 8.243° в. д. (G) (O) (Я)48.762, 8.243

Музей Фаберже — первый в мире музей, полностью посвященный творчеству фирмы великого ювелира Карла Густавовича Фаберже. Основан А. Н. Ивановым. Расположен в немецком городе-курорте Баден-Баден.

Экспозиция

В уникальной коллекции музея, насчитывающей более 700 экспонатов, представлен весь спектр произведений фирмы Фаберже от Императорских пасхальных яиц до изделий из металла времен Первой мировой войны. Наряду с обширной коллекцией ювелирных изделий собрание музея включает в себя самые крупные в мире коллекции портсигаров, миниатюрных фигурок анималистического жанра, изделий повседневного спроса из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней.

Наиболее значительным приобретением стало яйцо Фаберже, созданное в 1902 году, как подарок в честь помолвки Барона Эдуарда де Ротшильда (Baron Edouard de Rothschild). Иванов приобрел его во время международных торгов на аукционе Кристис (Christie’s) 28 Ноября 2007 года. Его цена составила 9 миллионов британских фунтов (18.5 миллионов долларов на тот момент). По словам Иванова – «это наилучшее произведение Фаберже»[1].

Помимо яйца Фаберже, принадлежащего Ротшильду, коллекция музея включает в себя редкий серебряный графин в форме кролика, и созданное специально к Пасхе 1917 года, имперское пасхальное яйцо, сделанное из карельской березы, инкрустированное золотом и бриллиантами. Однако царь Николай II был свергнут с престола прежде чем успел преподнести его в подарок своей матери. Приобретение этого яйца вызвало некоторое сомнение экспертов, так как о его существовании не было известно ранее. Сейчас Иванов располагает некоторым количеством документов, собранных в исследовательских фондах и государственных архивах России, которые сведетельствуют о подлинности яйца. Оно экспонировалось на многих важнейших международных выставках и его подлинность была признана некоторыми учеными[2].

История

Музей Фаберже был открыт в немецком курортном городе Баден-Баден в мае 2009 года коллекционером Александром Ивановым из Москвы.

По словам Иванова, приобретение и работы по реновации музея обошлись в примерно 17 миллионов евро, включая охранную систему, которая обошлась в один миллион евро. Иванов выбрал Баден-Баден, находящийся около западной границы Германии, поскольку «курорт находится вблизи от Франции и пользуется большой популярностью у зажиточной публики; более того он исторически является самым популярным курортом среди русских». Местное правительство также изначально поддерживало идею проекта[2].

Вскоре в Музее Фаберже откроется новое крыло, которое добавит дополнительных 600 метров выставочного пространства, посвященного старым европейским мастерам и доколумбовым ювелирным изделиям из Перу. Также помещение для хранения раритетных автомобилей будет расширено более чем на 2 000 квадратных метров. Иванову принадлежит около 50 американских и европейских раритетных авто, произведенных в период с конца 1890 до 1930 годов. Все находятся в прекрасном состоянии. Иванов планирует открыть ещё один Музей Фаберже в Дубровнике, Хорватия. В данный момент ведутся переговоры с властям города относительно его открытия[1].

В апреле 2009 года за месяц до открытия Музея Фаберже, компания под названием Faberge Ltd., зарегистрированная на Каймановых островах, подала иск к Музей Фаберже, утверждая, что именно она владеет правами на название «Фаберже». Это судебное дело осложнило первый год существования музея, поскольку музею было запрещено использовать имя «Фаберже», что означало невозможность даже повесить вывеску с названием на стене музея. За первые 12 месяцев после открытия музей получил доход в размере 500 000 евро, в то время как ожидаемый доход расценивался от 1 000 000 до 1 500 000 евро, -рассказал Иванов. Он ожидал около миллиона посетителей в год при отплате по 10 евро с человека за посещение. Результатом процесса стало беспрецедентное решение арбитражного суда во Франкфурте на Майне в январе 2010 года, которое не только легитимировало Музеем использование имени Карла Фаберже, но и обязало компанию истца уплатить все судебные неустойки. В оправдание принятого решения лег постулат, что имя известной исторической личности не может быть узурпировано для коммерческого использования, так как является общедоступным культурным наследием[1].

Фото

Примечания

Ссылки

Абсолютно пасхальные яйца Фаберже с разницей / Россия

Шоколад — не единственная разновидность яиц, привлекающая восхищенные взгляды на эту Пасху — вторая по величине коллекция в мире яиц Фаберже только что экспонировалась в новом музее в Санкт-Петербурге, Россия.

Карл Фаберже создал прекрасные безделушки и предметы искусства для царей Александра III и его сына Николая II, а в новом музее, носящем имя легендарного ювелира, хранятся девять императорских яиц (второй после 10 в арсенале Кремля), плюс пять Императорские яйца Фаберже и около 4000 других произведений Фаберже и других мастеров и женщин дореволюционной России.

Как будто этого ослепительного множества сокровищ было недостаточно, чтобы соблазнить посетителей, коллекция выставлена ​​в великолепно отреставрированном Шуваловском дворце.

Ренессанс Яйцо. Изображение Саймона Ричмонда / Lonely Planet.

Ренессанс Яйцо: Традиция царей дарить женам пасхальные яйца с драгоценными камнями началась в 1885 году, когда Александр III поручил 37-летнему Фаберже сделать подарок своей датской жене Марии Федоровне. Императрица была в восторге, и с тех пор Фаберже получил свободу действий в своих проектах для яиц. Яйцо эпохи Возрождения, изготовленное из инкрустированного драгоценными камнями и золотом агата, — это то, что Александр подарил Марии в 1894 году.

Голубой зал Шуваловского дворца. Изображение Саймона Ричмонда / Lonely Planet.

Голубой зал: После входа в Шуваловский дворец и восхождения по парадной лестнице под куполом в форме яйца, тур начинается со звездных достопримечательностей: 14 яиц Фаберже и несколько других украшений в Голубом зале, отдельное сокровище с роскошной позолотой и лепниной. и оригинальные картины Рунделя.

Ослепительное яйцо коронации. Изображение Саймона Ричмонда / Lonely Planet.

Яйцо Коронации: С 1897 года Фаберже было поручено создавать два императорских яйца каждую Пасху — одно для Марии Федоровны, которая после смерти ее мужа стала вдовствующей императрицей, и одно для Александры Феодоровны, жены нового царя Николая II. «Сюрприз» Яйца для коронации, созданный для празднования коронации Николая в Москве в 1896 году, является точной копией кареты 18-го века, которая везла Александру на коронацию.

Яйцо лаврового дерева. Изображение Саймона Ричмонда / Lonely Planet.

Яйцо лаврового дерева: Символизирующий вечную любовь, яйцо Bay Tree было подарено в 1911 году вдовствующей императрице Марии на праздновании 35-й годовщины ее прибытия в Россию из Дании. У этого есть 325 листьев нефрита и усеяны розовыми алмазами, аметистами и цитринами, типом кварца. Сюрприз — механическая золотая птица, украшенная настоящими перьями колибри (колибри), которая поднимается из вершины дерева, взмахивает крыльями и поет.

Богато украшенная крыша Красного зала. Изображение Саймона Ричмонда / Lonely Planet.

Красный зал: После Синего Зала тур продолжается через более величественные комнаты вокруг дворца. В Красном зале, в котором хранятся серебряные украшения Фаберже, такие как анимационная скульптура тройки и чайный сервиз для великого князя Константина, стоит эмблема одноголового орла семьи Нарышкиных, живших во дворце до Шуваловых..

Нефритовый поднос Фаберже. Изображение Саймона Ричмонда / Lonely Planet.

Деталь нефритового подноса, изготовленная Фаберже: Витрины в Золотом зале, который когда-то был столовой дворца, заполнены небольшими подарками и мелочами, включая статуэтки, табакерки, портсигары и рамки для фотографий, сделанные Фаберже для императорской семьи, родственников и друзей. Эта чаша вырезана из цельного куска нефрита с Урала, любимого камня Фаберже..

Случай запутанных продуктов Фаберже. Изображение Саймона Ричмонда / Lonely Planet.

Пряжки, портсигары и часы: Фаберже основал свой ювелирный бизнес в столице Императорской России в 1842 году. В то время он работал в 700 человек на многих фабриках, в четырех магазинах в России и в одном в Лондоне. Его продукция была также отправлена ​​в Тиффани в Нью-Йорке. Небольшие эмалированные изделия, такие как женские дамские пряжки, означали, что кусок Фаберже был доступен для масс.

«История пасхальных яиц» Фаберже ©

Но где сейчас находятся яйца? Больше всего яиц Фаберже в России находится в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Сегодня российскую коллекцию настоящих яиц Фаберже можно увидеть в Оружейной палате Кремля, а собрание Вексельберга находится в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.

Plus Некоторые экспонаты находятся в Российском национальном музее и Минералогическом музее Российской академии наук. Все это можно будет посетить во время специального тура по яйцам Фаберже в Россию.

Каждое императорское яйцо всегда имело уникальный дизайн и содержало внутри новый сюрприз. Фирма начала разрабатывать эти яйца за год до следующей Пасхи. Есть также 15 яиц, сделанных Фаберже для частных лиц, но эти яйца обычно копируют яйца Империи.

В Оружейной палате, входящей в состав музеев Московского Кремля, посетители могут увидеть десять Императорских пасхальных яиц с сюрпризами. Среди них: яйцо «Память Азова» с миниатюрной моделью одноименного крейсера; «Транссибирская магистраль», украшенная картой Российской Империи и содержащая крошечный поезд.

Продолжают список самое большое яйцо Фаберже «Московский Кремль»; яйцо «Александровский дворец» с макетом дворца в Царском Селе; яйцо «300-летие Романовых» с глобусом внутри; яйцо «Стальной военный» с изображением визита императора Николая II и его наследника в войска; часы «Букет лилий»; яйцо «Клевер»; «Стандартная яхта» и «Конный спорт Александра III».

Коллекция Вексельберга экспонируется в Музее имени Карла Фаберже, расположенном в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге.Петербург. Самая большая коллекция в мире включает одиннадцать императорских пасхальных яиц.

Это: «Курица» — самое первое императорское яйцо и самое простое: белок, внутри желток, потом курица и рубиновая корона внутри; яйцо «Возрождение»; бутон розы с розой внутри; «Императорское коронационное яйцо» (самое известное яйцо Фаберже с копией императорской кареты).

Среди прочего антиквариата — синее яйцо «Шантеклер» с часами; яйцо «Ландыши» с медальонами Императора Николая II и двух его старших дочерей; яйцо «Петушок» с поющим лопающимся петухом; а также «Пятнадцатилетие»; «лавровое дерево»; «Орден св.Джордж »и яйца« Герцогиня Мальборо ».

Яйцо «Созвездие» можно увидеть в Минералогическом музее в Москве. Яйцо было начато в 1917 году, но не было завершено из-за трагических событий революции. Яйцо «Ротшильд» с автоматическим петушком находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

К сожалению, многие из тысяч шедевров Фаберже, принадлежавших царской семье Романовых, были утеряны. Некоторые из них сейчас являются жемчужинами частных коллекций по всему миру, и если вам интересно, сколько яиц Фаберже все еще отсутствует, к сожалению, местонахождение 8 императорских яиц Фаберже до сих пор неизвестно.

Сокровищ мира — Пасхальные яйца Фаберже

Обычно, когда вы думаете о пасхальных яйцах, вы вспоминаете восхитительно сладкий шоколад. Но знаете ли вы, что самые известные в мире пасхальные яйца на самом деле вовсе не из шоколада? Вместо этого они сделаны из ценных и красивых драгоценных камней, драгоценных камней и драгоценных металлов. Эти яйца называются пасхальными яйцами Фаберже, и девять из них выставлены в Музее Фаберже, расположенном в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге. В общей сложности для Российской Императорской Семьи было изготовлено 69 яиц, 61 из которых приходится на сегодняшний день.Настоящая загадка кроется за потерянными яйцами, которые на протяжении всей истории были разбросаны по всему миру. Читайте дальше, чтобы узнать все об этих драгоценных, но, к сожалению, несъедобных яйцах.

Первое пасхальное яйцо

Самое первое яйцо Фаберже было создано Петером Карлом Фаберже в 1885 году, который в течение нескольких последующих лет считался самым талантливым ювелиром в России. Пасхальное яйцо было создано по просьбе царя Александра III, чтобы подарить его жене, императрице Марии Федоровне, на празднование Пасхи, самого важного события года в Русской Православной Церкви.Она так обожала украшенное драгоценностями яйцо, что царь приказал делать яйцо каждый год после этого и даже назначил ювелира Петера Карла Фаберже специальным назначением в Императорскую корону. Фаберже получил свободу в выборе дизайна будущих императорских яиц, каждый год открывая все более замысловатые и продуманные творения. После его смерти его сын Николай II продолжил традицию и ежегодно дарил яйцо своей жене Александре Федоровне и его матери.

Королевская охота за яйцами стоит миллионы

После русской революции 1917 года Николай II, тогда еще царь, отрекся от престола.Впоследствии коллекция Фаберже была национализирована, а драгоценные пасхальные яйца перевезены в Оружейную палату Кремля, а семья Фаберже бежала в Швейцарию, чтобы избежать дальнейшего судебного преследования. На протяжении многих лет пасхальные яйца Фаберже выдержали революцию, две мировые войны, гражданскую войну и даже были проданы Иосифом Сталиным в 1927 году в попытке приобрести иностранную валюту. Но, к сожалению, многие из них были потеряны. Некоторые даже были обнаружены заново: один был найден на блошином рынке в Соединенных Штатах, стоимость которого в конечном итоге составила около 30 миллионов долларов! Вот и один счастливый покупатель.Несколько богатых семей по всему миру потратили миллионы долларов, пытаясь купить оставшиеся яйца, которые уже были небезопасны в музее.

Музей Фаберже

Возможно, вам не повезет найти еще одно пасхальное яйцо Фаберже на блошином рынке где-нибудь по всему миру, но вы определенно сможете изучить каждое из девяти яиц в музее Фаберже. Каждое отдельное яйцо специально выставлено в отдельном прозрачном футляре, а экскурсии ограничены только 15 людьми. Первое из 50 яиц, украшенных драгоценными камнями, под названием «Куриное яйцо» является одним из шедевров и оригинальным яйцом 1885 года, заказанным по заказу царя Александра III.Это непрозрачное белое яйцо открывается, чтобы раскрыть свой первый сюрприз — матовый желток желтого золота. Желток также открывается, и появляется разноцветная золотая курица, которая, в свою очередь, также открывается. Первоначально он содержал алмазную копию Императорской короны, на которой висело яйцо-подвеска из рубина, но, к сожалению, эти последние два дополнения были потеряны со временем. Помимо яиц, Шуваловский дворец заслуживает посещения сам по себе. Обшитые шелком стены, блестящие паркетные полы, позолота и лепнина заставят вас почувствовать себя настоящим царем или царицей, прогуливаясь по залам.

Отправляйтесь в музей и отправляйтесь на охоту за пасхальными яйцами, о которой вы никогда не мечтали! Если вы остановитесь в отеле Рэдиссон Роял, Санкт-Петербург, музей Фаберже находится всего в 10 минутах ходьбы. Вы также будете недалеко от самых известных культурных и исторических достопримечательностей города на Невском проспекте.

Фаберже и связь времен

Ни один предмет не является синонимом Романовской России, как императорское пасхальное яйцо Фаберже.

Каждое из пятидесяти яиц, изготовленных по заказу последних русских царей, сложно, безупречно и неповторимо. Сверкающие и сверкающие за пуленепробиваемым стеклом в хорошо укрепленных музеях, они являются яркими талисманами утраченного мира Романовых, окрашенного в цвета сепии. Из пятидесяти императорских пасхальных яиц сорок два сохранились до наших дней, и они попадают в заголовки газет каждый раз, когда переходят из рук в руки; Императорское пасхальное яйцо можно продать на аукционе за миллионы долларов, хотя их нематериальная стоимость намного выше из-за их редкости, изысканного дизайна и их тесной связи с последними Романовыми.

Яйцо эпохи Возрождения, 1894 г., подаренное императором Александром III своей жене, императрице Марии. Link of Times Foundation

Семейная традиция

Творческим гением создания культовых пасхальных яиц, украшенных драгоценными камнями, был Питер Карл Фаберже, французский гугенот, эмигрант в Россию в третьем поколении. Отец Фаберже, Густав, основал семейную мастерскую по производству золота и серебра в Санкт-Петербурге.В Петербурге в 1842 году, но именно его 24-летний сын, вступивший во владение бизнесом в 1870 году, возвел фирму в «Дом Фаберже», привлекая внимание и покровительство Романовых, русской знати и растущей империи. количество состоятельных бизнесменов и промышленников.

Слухи распространились, и вскоре дом Фаберже стал пользоваться покровительством других европейских монархов, в том числе короля Эдуарда VII, чья жена королева Александра была увлеченным коллекционером библо Фаберже, резных животных и небольших настольных украшений.Когда в 1894 году племянница Эдварда и Александры, принцесса Алики Гессенская, обручилась с российским цесаревичем Николаем, Фаберже получил самую большую комиссию за всю историю: Александр III и Мария Федоровна подарили Алики сотуар (длинное ожерелье из ниток) из жемчуга, который стоит 2,9 миллиона долларов в сегодняшних деньгах. . Даже бабушка Алики, грозная королева Виктория была впечатлена и напомнила своей внучке, чтобы она не «слишком гордилась».

Фаберже был девизом в Европе в конце века, означающим высочайший стандарт качества дизайна и исполнения, и в этом заключалась привлекательность творения Фаберже.Фаберже был известен тем, что держал возле своего рабочего стола огромный молот, и не подумал бы о том, чтобы разбить предмет вдребезги, если бы он не соответствовал его строгим стандартам.

«Ваше Величество будет доволен.»

Куриное яйцо, 1885 год Коллекция Forbes

Вершиной воображения и мастерства Фаберже была коллекция императорских пасхальных яиц, за которую он получил желанный статус «Ювелира по особому назначению в Императорской короне».”

В 1885 году Фаберже впервые предложил дизайн драгоценного яйца Александру III в качестве пасхального подарка его жене, датской императрице Марии Федоровне. Царь согласился и оговорил, что в яйце должен быть сюрприз для его любимой супруги.

Фаберже не разочаровал: первое императорское пасхальное яйцо, Куриное яйцо, было создано на основе бибелота, которую императрица с любовью вспоминала из своего детства. Его относительно простой дизайн больше всего напоминает настоящее яйцо и противоречит драгоценным материалам, использованным для создания иллюзии: золото, покрытое белой эмалью, открывающееся желтку желтого золота.«Сюрпризом» стала крошечная золотая курица внутри желтка.

Императрица была очарована, и Александр III сразу же выставил ордер на одно яйцо каждую Пасху. Но с тех пор дизайн и материалы строго скрывались даже от императорского покровителя Фаберже. Любые попытки царя уловить намек на замысел перед Пасхой были встречены Фаберже простым заверением: «Ваше Величество будет доволен».

Царь был доволен, и после его смерти в 1894 году его сын Николай II продолжил пасхальную традицию, заказав яйца как своей матери, так и Алики, ныне императрице Александре.

Яйцо из ландыша, 1898 г., подаренное императором Николаем II императрице Александре Link of Times Foundation

Фаберже и его команда из 700 мастеров были заняты созданием новых, более замысловатых яиц с более забавными и замысловатыми сюрпризами внутри для двух очень разных императриц. Для Марии Федоровны Фаберже придерживался более классических дизайнов, таких как «Яйцо Датских дворцов», которое теперь входит в коллекцию Матильды Геддингс Грей, взятую в долгосрочную аренду Метрополитен-музею в Нью-Йорке.Для младшей Александры Фаберже экспериментировал с зарождающимся стилем модерн, создав одно из самых ярких императорских яиц — Яйцо Ландыш; розовая гильошированная поверхность, на которой украшенные золотом, бриллиантами, рубинами и жемчугом ландыши — любимый цветок императрицы — переплетаются с крошечными инкрустированными драгоценными камнями миниатюрными портретами двух старших дочерей пары, Ольги и Татьяны.

Императорские пасхальные яйца часто ознаменовали знаменательные события правления правителя, такие как инкрустированное золотом яйцо для коронации, подаренное Александре в 1897 году, или знаменитое Транссибирское яйцо, на поверхности которого была подробная карта железнодорожной линии и в качестве сюрприза: миниатюрная заводная модель трансконтинентального поезда, дополненная каждой деталью, включая крохотные таблички с надписью «Только для женщин» и «Только для джентльменов».«Когда поезд заводится сопровождающим ключом, он все еще может двигаться вперед.

Растущая императорская семья продолжала вдохновлять Фаберже на создание юной императрицы. Пятеро ее детей появляются в миниатюре на поверхности Яйца к пятнадцатой годовщине 1911 года вместе со сценами правления Николая. Любимая семейная яхта была создана в изысканных миниатюрных деталях в виде Яхтенного яйца стандарта 1909 года, заключенного в цельный кусок полированного горного хрусталя, поверхность которого вырезана так, чтобы имитировать море.Это одно из немногих императорских яиц, которое лежит не вертикально, а горизонтально.

Фаберже на войне и революции

Когда Россия и Романовы вступили в войну в 1914 году, проекты Фаберже отразили сдвиг в настроении в сторону экономики военного времени и повышенного патриотизма.В 1915 году Мария Федоровна, президент Российского Красного Креста, получила серебряное и эмалевое Императорское яйцо Красного Креста с сюрпризом в виде портретов всех женщин Романовых, находящихся на действительной медсестре: дочери вдовствующей императрицы, двух ее внучок, ее дочери … свекровь и племянница. Год спустя Николай подарил своей матери Орден Святого Георгия Яйца в ознаменование получения царем и его сыном царевичем Алексеем заветного ордена за доблесть в полевых условиях, оба изображены на серебряном и белом. эмалированная поверхность, украшенная фирменными оранжевыми и черными лентами Ордена.Это императорское яйцо сопровождало вдовствующую императрицу в изгнании в Европу.

Фаберже сделал два последних императорских яйца в 1917 году, но не смог их доставить: Мария Федоровна сбежала на юг, в Крым, а к Пасхе Александра попала в тюрьму в Александровском дворце, которую вскоре отправили в Сибирь. Сам Фаберже бежал из России в 1918 году, спасаясь от жестокостей гражданской войны. В 1921 году, отчаянно нуждаясь в импорте зерна, чтобы прокормить голодающее население, большевистское правительство продало многие имперские сокровища, в том числе одиннадцать императорских пасхальных яиц, Арманду Хаммеру и другим богатым приверженцам мастерства Фаберже.

Музей Фаберже Link of Times Foundation

Яйца Фаберже возвращаются домой

До 2013 года в России было всего семь императорских пасхальных яиц, хранящихся в Оружейной палате Кремля. Небольшая коллекция включала Кремлевское яйцо, яйцо 300-летия Романовых и знаменитое Транссибирское яйцо, а также более мелкие предметы и артефакты Фаберже.Покупка коллекции из десяти императорских пасхальных яиц у семьи Forbes в 2013 году российским бизнесменом Виктором Вексельбергом увеличила это число более чем вдвое. Покупка Forbes, стоимость которой, по слухам, превысила 100 миллионов долларов, легла в основу нового музея Фаберже в Санкт-Петербурге, также известного как Фонд «Связь времен», который разместился в элегантном особняке Шувалова на канале Фонтанки.

Коллекция Фонда «Связь времен» включает оригинальное куриное яйцо, изысканное яйцо с ландышами, культовое яйцо пятнадцатой годовщины и знаменитый Орден Св.Джордж Эгг. В то время как Императорские пасхальные яйца, несомненно, являются сердцем выставки, более широкая сфера деятельности музея заключается в хранении самой большой коллекции произведений Фаберже, а также других выдающихся образцов русской эмали, фарфора, золота, серебра, драгоценных камней и живописи, представляющих расцвет декоративного искусства в Императорской России конца века.

Набережная реки Фонтанки, 21. Открыто ежедневно с 10:00 до 20:45. Более подробную информацию о коллекции, фонде и музее можно найти на сайте.

Москва одолжила Императорские пасхальные яйца Фаберже для выставки Виктории и Альберта | V&A

Три императорских пасхальных яйца, созданные Карлом Фаберже, впервые одалживаются Москвой в Великобританию в рамках выставки, посвященной часто упускаемому из виду успеху любимого царя-ювелира в Лондоне.

V&A в среду объявило подробности выставки, открывающейся в ноябре, на которой будут представлены одни из самых потрясающих украшений, когда-либо созданных.В экспозиции будет представлено более 200 экспонатов, из них три яйца — три яйца, предоставленные Музеями Московского Кремля. Среди них самое большое Императорское яйцо — яйцо Московского Кремля, на создание которого вдохновила архитектура Успенского собора в российской столице.

Фаберже взял на себя семейный ювелирный бизнес и создал фирму, которая неразрывно связана с романтикой, гламуром и трагедией российской императорской семьи.

Киран Маккарти и Ханна Форби, кураторы Виктории и Альберта, сказали, что, хотя история Фаберже была известна, менее известна важность его лондонского отделения, единственного за пределами России.По их словам, магазин на Нью-Бонд-стрит привлекал «глобальную клиентуру королевской семьи, аристократов, бизнес-титанов и светских людей» продуктами, столь же популярными в Великобритании, как и в России.

Яйцо Московского Кремля, изготовленное в 1906 году, вдохновлено архитектурой Успенского собора. Фото: Музеи Московского Кремля

«Через творения Фаберже выставка откроет вечные истории любви, дружбы и беззастенчивого социального восхождения», — сказали они.

Королева одолжит Виктории и Альберту часть своей коллекции Фаберже, в том числе изделия, сделанные на заказ для короля Эдуарда VII и королевы Александры.Среди них серебряная модель портрета его самой успешной скаковой лошади Хурмы и модель его собаки Цезаря с ошейником с надписью: «Я принадлежу королю».

Цезарь, модель собаки Эдуарда VII, принадлежит королеве. Фото: Royal Collection Trust / © Ее Величество Королева Елизавета II 2021

Фаберже начал делать Императорские пасхальные яйца, когда царь Александр III впервые заказал их в качестве пасхального подарка своей жене, царице Марии Федоровне, в 1885 году. три десятилетия.

В коллекциях по всему миру около 50 императорских пасхальных яиц. Музеи Кремля также одалживают яйцо Александровского дворца с акварельными портретами детей Николая II и его жены Александры, а также модель дворца-сюрприза; и «Трехсотлетнее яйцо», сделанное в 1913 году в ознаменование 300-летия династии Романовых.

Королева одолжит свое яйцо «Корзина цветов», заказанное в 1901 году Николаем II в качестве пасхального подарка его жене.

Фаберже в Лондоне: от романа до революции продлится с 20 ноября 2021 года по 8 мая 2022 года.

Яйца Фаберже: драгоценности русской короны

Пасхальные яйца не могут быть такими потрясающе роскошными, как это: драгоценные шедевры Питера Карла Фаберже были созданы для русских царей, чтобы дарить своим женам и матерям — королевский рифф на гораздо скромнее пасхальная традиция простых людей дарить друг другу цветные куриные яйца.

Яйца Фаберже. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Сара Фаберже, правнучка мастера, продемонстрировала Элизабет Палмер его первое яйцо, датируемое 1885 годом: «Это красивая эмаль.Внутри золотой желток. Внутри золотой цыпленок ».

Многие яйца раскрываются, и обнаруживаются яичных сквизитов сюрпризов.

Императорское коронационное яйцо Фаберже, созданное в 1897 году. Новости CBS

Фаберже сделал больше, чем просто яйца, как показал Палмера лондонский арт-дилер Андрей Ружников. В его коллекцию Фаберже входят портсигары, барометр и увлажнитель для марок.

Но в 1917 году коммунистическая революция смела российскую монархию, и Фаберже бежал в Швейцарию, где и умер в 1920 году. Невероятно, но 46 из немногим более 50 яиц, которые он сделал для царей, выжили и часто посещали выставки.

Сегодня основные коллекции яиц находятся в Кремле и Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Вместе они стоят сотни миллионов долларов и теперь являются иконами популярной культуры. Они появились в фильме о Бонде «Осьминоги» и в эпизоде ​​«Симпсоны» 2006 года, когда друзья Мардж Симпсон замышляют украсть яйца.

Но в реальной жизни фальшивомонетчики любят подделывать их. Поищите яйцо Фаберже на eBay, и вы увидите сотни яиц, которые можно назвать Faux-bergé.

Ружников произвел фурор в мире искусства, когда заявил, что некоторые из Императорских яиц на недавней выставке в Эрмитаже в Санкт-Петербурге были подделками. Он сказал: «Когда я увидел каталог, я был просто потрясен».

По его словам, русский коллекционер одолжил эти фальшивки Эрмитажу, чтобы поднять их стоимость.«Это называется мошенничеством, — сказал Ружников.

Андре Ружников назвал это «Яйцо на годовщину свадьбы» Фаберже и около двух десятков других, недавно выставленных в Эрмитаже, «безвкусной подделкой». Новости CBS

Эксперты встали на сторону Ружникова, и Эрмитаж перенес якобы подделки в специальный раздел с пометкой «сомнительная подлинность».

К середине 20 века слово «Фаберже» перестало быть синонимом сказочного.Косметическая фирма купила это имя в 50-х годах и превратила его в бренд. Проданный и перепроданный, он производил все, от одеколона Brut до крема для лица и кукол Барби.

Enter Gemfields, компания, которая добывает драгоценные камни, с планом вернуть Фаберже к ее корням, «рисовать цветными камнями, бриллиантами и разноцветным золотом, ткать разноцветное золото и разные материалы для создания прекрасных предметов», — говорится в сообщении. Сара Фаберже.

Есть такие замечательные вещи, как браслет Hibiscus, инкрустированный рубинами, но центральным элементом коллекции является подпись Фаберже.

Новые украшения Фаберже, от браслета-манжеты из золота гибискуса, рубина и бриллиантового цветка до ожерелья-яйца. Новости CBS

«Мы перезапустили яйца и подвески для яиц, и с тех пор мы продолжаем что-то строить», — сказала Сара. «Конечно, нельзя сказать яйцо без Фаберже, Фаберже без яйца».

Символ жизни, надежды и возрождения — такой же, как и в царской России.


Для получения дополнительной информации:


Рассказ подготовил Эрин Лайалл. Редактор: Марк Ладлоу.

Актуальные новости

Загрузите наше бесплатное приложение

Для последних новостей и анализа Загрузите бесплатное приложение CBS News

5 фактов о яйцах Фаберже, которых вы не знали

Автор Лауры | Обновлено 21 мая 2021 г.

Яйца Фаберже — это гораздо больше, чем просто символы откровенной роскоши и декаданса, они являются объектами очарования, тайны и исключительного мастерства.Хотя Fabergé продолжает работать как ювелир для многих других прекрасных изделий из art , ограниченное количество оригинальных императорских яиц означает, что сегодня востребованы настоящие яйца Фаберже; известны своим артистизмом, щедростью и ценностью. Наши специалисты по декоративным предметам Эксперты раскрывают 5 фактов, которые вы не знали о яйцах Фаберже.

Для каждого, кто не знаком с миром яиц Фаберже, есть несколько ключевых моментов, которые необходимо знать в качестве основы. Яйцо Фаберже — это украшенное драгоценностями яйцо, созданное Питером Карлом Фаберже из ювелирного дома фирмы House of Fabergé.В период с 1885 по 1916 год для российской императорской семьи было создано 50 оригинальных императорских яиц, однако, по некоторым источникам, было создано 52 яйца. Считается, что помимо этой коллекции , всего было сделано 69 яиц, а 61 до сих пор сохранился, — именно поэтому они так ценятся.

1. Яйца Фаберже были пасхальным подарком

Не говоря уже о шоколаде на Пасху, у царей были более роскошные идеи для подарков. История началась с царя Александра III в 1885 году.Его молодая жена, Мария Флодоровна, урожденная Дагмар из Дании, была выслана из семьи для заключения брака с русским царем по расчету. Чувствуя себя одинокой и в чужой стране, Мария страдала тоской по дому и депрессией. Видя ее грусть, царь заказал своей жене украшенное драгоценными камнями яйцо — самое первое яйцо Фаберже. Мария была в восторге от изысканного яйца, и поэтому стало традицией делать яйца, по два в год, в качестве подарков женам и матерям аристократии.Поистине счастливой Пасхи.

  • «Куриное яйцо» — оригинальное яйцо Фаберже
  • Источник изображения: Коллекция Forbes

2. Пропали некоторые яйца Фаберже

После фатального падения семьи Романовых во время русской революции императорские яйца были разграблены и разбросаны по всему миру, что стало одной из самых интригующих охоты за пасхальными яйцами. Некоторые из них находятся в частных коллекциях, некоторые в музеях, а некоторые бесследно исчезли.Одно из них, Императорское яйцо Фаберже Несессер, созданное в 1889 году, как известно, пережило революцию и было продано в 1952 году семьей из антикварных торговцев таинственному покупателю, указанному только как «незнакомец». После этого его местонахождение стало неизвестным. Это яйцо было украшено бриллиантами, рубинами и изумрудами и предназначалось для хранения косметических инструментов, таких как шпильки и кисти для макияжа. А что насчет его местонахождения сейчас? Никто не знает.

  • Одно из пропавших императорских яиц Фаберже — Яйцо Несессера
  • Источник изображения: Andre J.Коймаски

3. Королеве Англии принадлежат три яйца Фаберже

. Неудивительно, что из-за своей редкости и неуловимости яйца Фаберже являются предметом коллекционирования. Британский король Георг V и королева Мария были большими поклонниками предметов Фаберже, поэтому в 1933 году они приобрели три изысканных императорских яйца — яичные часы-колоннады, яйцо «Корзина цветов» и яйцо-мозаика. Теперь яйца принадлежат королеве Елизавете II, которая также владеет множеством других предметов коллекционирования Фаберже, включая украшения, коробки и фоторамки.

  • Мозаичное яйцо — одно из трех яиц Фаберже, принадлежащих королеве Англии

4. Одно было почти расплавлено

Несколько лет назад яйцо Фаберже стоимостью 20 миллионов евро, неопознанное, валялось у антиквариата. рынок в США. Как и несколько других, яйцо было потеряно много лет назад. Последний раз его видели на публике в марте 1902 года, и в итоге его купил скромный торговец металлоломом за 8000 евро. Не зная, какое сокровище он только что купил, он планировал переплавить яйцо для получения золота, пока в 2012 году не наткнулся на онлайн-статью, в которой говорилось, что это яйцо Фаберже стоимостью 20 миллионов евро.Яйцо просидело на кухне в течение многих лет, а теперь находится у частного коллекционера и несколько раз выставлялось на всеобщее обозрение.

  • Третье Императорское пасхальное яйцо

5. Дом Фаберже имел очень скромное начало

Петер Карл Фаберже не всегда был официальным ювелиром Российского Императорского двора. На самом деле он даже не был русским. Так как же это случилось? Отец Петра, Густав Фаберже, обучался на обычного ювелира в Санкт-Петербурге, прежде чем открыть ювелирный магазин на цокольном этаже.Родившийся в 1846 году, Питер затем пошел по стопам своего отца и прошел обширную подготовку, обучение и изучение ювелирного дела. В 1882 году он взял на себя семейный бизнес, когда его отец скончался, и в том же году царь Александр III увидел некоторые работы Фаберже на выставке. Царь был очарован и приказал экспонировать предметы в Государственном Эрмитаже как образцы первоклассного современного русского мастерства. К 1885 году Дому Фаберже было поручено изготовить первое императорское яйцо, и так родилось наследство.

  • «Яйцо коронации», изготовленное в 1897 году
  • Источник изображения: Коллекция Forbes

Несмотря на то, что роскошь оригинальных императорских яиц по-прежнему ограничена первой серией, выпущенной Питером Карлом Фаберже, Дом Фаберже уже столетие производит роскошные яйца, изысканные украшения и предметы искусства.

____________________

Найдите некоторые из этих сокровищ на тематическом аукционе Imperial Collection Fabergé .Или зарегистрируйтесь на , станьте продавцом и выставьте свои коллекции Фаберже на аукцион.

Подробнее Декоративные предметы | Ювелирные изделия

Вам также могут понравиться эти статьи:


Утраченные Фаберже: тайна самых известных в мире яиц


Топ 5 самых дорогих часов


Топ-5 самых дорогих зажигалок

Коллекция Российских Императорских пасхальных яиц, Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.Петербург — HiSoUR — Hi So You Are

🔊 Аудиочтение

В центральном зале Шуваловского дворца хранятся императорские пасхальные яйца и сюрпризы, сделанные последним из Романовых — императорам Александру III и Николаю II. Каждая из этих замечательных работ рассказывает свою уникальную историю и сделала Fabergé всемирно известным брендом.

Пасхальные яйца от Карла Фаберже
Яйца Фаберже — серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. Для Российской императорской семьи и частных покупателей.Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых 54 имперские.

Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и символом богатства императорского дома и дореволюционной России. А также название вида украшений в виде яиц с сюрпризами и одного из символов России.

Императорское пасхальное яйцо «Цыпленок»
Первое из императорских яиц — Цыпленок — было изготовлено в 1885 году. Яйцо было заказано императором Александром III в качестве пасхального подарка своей жене — императрице Марии Федоровне, девушке датской принцессы. Дагмара.Александр III обратился к Карлу Густаву Фаберже не случайно: в 1882 году император был впечатлен ювелирным гением, увиденным на Всероссийской художественно-промышленной выставке. Создавая яйца, «Курочка» Фаберже руководствовался аналогичными европейскими украшениями. В частности, в 1720-х годах в Париже неизвестный мастер сделал три подобных пасхальных яйца. Это яйцо в настоящее время находится в коллекции Музея истории искусств в Вене, золотое яйцо с эмалевым желтком (до 1924 года находилось в Государственном собрании Дрездена) и яйцо герцогини Вильгельмины (ныне хранится в замке Розенборг). .С большой долей вероятности можно утверждать, что это яйцо герцогини Вильгельмины, увиденное Александром III и Марией Федоровной на художественно-промышленной выставке в Копенгагене в 1879 году, и было выбрано августовским заказчиком в качестве образца для подражания. Карл Густав Фаберже, по сути, создал свою версию яйца герцогини Вильгельмины: непрозрачная непрозрачная эмаль имитирует скорлупу, а желток сделан из матового золота. В желтке — курица из разноцветного «мозаичного золота», внутри которой находится миниатюрная императорская корона в виде рубинового кулона-яйца.Руководил орденом великий князь Владимир Александрович, брат императора. Именно он снабдил готовое яйцо инструкцией для будущего хозяина. Правда, Александра III переживал, понравится ли подарок жене. Но она ей так понравилась, что в том же году Карл Густав Фаберже получил титул придворного поставщика

.

Императорская коробка для пасхальных яиц эпохи Возрождения
Яйцо эпохи Возрождения было изготовлено в 1894 году и является последним пасхальным подарком Александра III своей жене, так как в том же году скончался император.При создании яйца эпохи Возрождения работавший над ним мастер Фаберже Михаил Перхин ориентировался на шкатулку XVIII века из собрания Музея сокровищницы в Дрездене, изготовленную голландским мастером Ле Руа. Однако Фаберже превратил овальную шкатулку в горизонтально расположенное пасхальное яйцо, вырезанное из агата. Его каркас выполнен из золота, частично покрыт полихромной эмалью. Оправа декорирована львиными маскаронами, а также перемежена бриллиантами и рубинами. Дата создания яйца нанесена на верхнюю половину яйца ромбами огранки «роза».

Императорское пасхальное яйцо «Бутон розы»
Традицию дарить яйца, сделанные Фаберже на Пасху своей жене после смерти Александра III, продолжил его сын, император Николай II. Яйцо «Бутон розы» было подарено Николаем II императрице Александре Федоровне, урожденной принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской, на Пасху 1895 года. Это первое яйцо, изготовленное Фаберже по заказу Николая II. Многие исследователи воспринимают «Бутон розы» как своеобразное признание Николая II в любви к Александре Федоровне.Яйцо в стиле неоклассицизма покрыто прозрачной ярко-красной («клубничной») эмалью на гильошированном фоне и украшено символами верности и любви: венками из золота, гирляндами из листьев и алмазными стрелами. Вверху яйца, под большим плоским алмазом, изображен миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на пластине из слоновой кости. А под расположенным ниже бриллиантом такого же размера ставится дата изготовления подарка. У яйца есть сюрприз — ему дали название бутон чайной розы на маленьком стебле с маленькой кнопкой, при нажатии лепестки розы раскрываются.

Императорское пасхальное яйцо Коронация
Коронационное яйцо, являющееся символом фонда «Связь времен», — одно из самых известных творений фирмы Фаберже. Яйцо, посвященное торжествам по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны, было подарено императрицей императрице на Пасху в 1897 году. Сюрприз яйца уникален — точная копия коронационной кареты, созданной при Екатерина II. Макет кареты собрал молодой мастер Фаберже Г.Штейн, который до мельчайших деталей воссоздал первоначальный дизайн. Модель оказалась настолько точной, что специалисты Государственного Эрмитажа, занимавшиеся реставрацией коронационной кареты, сосредоточили внимание на ее миниатюрной копии, содержащейся в коронационном яйце. Модель кареты венчают золотые двуглавые орлы по углам и миниатюрная алмазная корона. Яйцо состоит из двух шарнирных частей. Яичная скорлупа покрыта прозрачной желтой эмалью, наложенной на гильошированный фон из резных лучей, и ложных эмалевых орлов, соединенных золотыми ветвями.Как и яйцо Rose Bud, яйцо Coronation украшено двумя бриллиантами сверху и снизу. В верхней части находится бриллиант с монограммой Императрицы, а дата «1897» читается через бриллиант в нижней части.

Список императорских пасхальных яиц

Яйцо первой курицы
Яйцо эпохи Возрождения
Яйцо бутона розы
Яйцо коронации
Яйцо Ландыши
Яйцо петушка
Яйцо пятнадцатой годовщины
Яйцо лаврового дерева
Яйцо ордена Святого Георгия

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.Петербург
Музей Фаберже — частный музей в Санкт-Петербурге, расположенный во дворце Нарышкина-Шувалова. Здесь собрана не имеющая аналогов коллекция русского ювелирного и декоративно-прикладного искусства XIX — XX веков. Самыми ценными и известными предметами в коллекции музея являются 9 императорских пасхальных яиц, созданных компанией Карла Густава Фаберже. Коллекция музея, включая первое и последнее императорские яйца.

В настоящее время коллекция музея насчитывает более 4000 экспонатов, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, есть предметы фантазии, столовое серебро, предметы интерьера и религиозного назначения, а также ювелирные изделия, созданные Фаберже.Также в собрании музея представлены работы современников и соперников Фаберже — мастеров ювелирного дела И. Сазикова, П. Овчинникова, Ф. Рюкерта, И. Хлебникова и многих других. В выставочном зале музея представлены картины И. Айвазовского, К. Маковского, К. Брюллова, В. Аммона, В. Поленова, Г. Семирадского и женские портреты А. Харламова. В Верхнем буфетном дворце Нарышкиных-Шуваловых произведения П.О. Ренуар, Луи Уолт, Анри Мартин, К. Коровин и К. Горбатов размещены. В готическом зале дворца выставлена ​​коллекция русских икон.Музей Фаберже в Санкт-Петербурге по праву гордится творчеством Карла Густава Фаберже в период с 1885 по 1916 год.

Официальная церемония открытия первого в России частного музея Фаберже состоялась 19 ноября 2013 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге. Учредительной организацией музея является культурно-исторический фонд «Связь времен», созданный в 2004 году с целью репатриации в Россию предметов, имеющих культурное значение.

Идея создания в России серии музеев, посвященных творчеству великого ювелира Карла Фаберже, впервые появилась у Link of Times в 2004 году.В том же году фонд The ​​Link of Times приобрел уникальную коллекцию работ Фаберже, собранную Малкольмом Форбсом. С тех пор фонд собирает русские произведения декоративного и изобразительного искусства и сегодня насчитывает более 4000 экспонатов. По размеру, разнообразию и качеству произведений, многие из которых принадлежали королевской семье и другим членам королевских дворов Европы, коллекция, без сомнения, одна из лучших в мире.

Самыми ценными предметами собрания музея являются девять императорских пасхальных яиц, созданных Фаберже для двух последних российских императоров.Каждый из них — шедевр ювелирного искусства и искусства, а также уникальный исторический памятник царствования и личной жизни Александра III и Николая II.

Эксклюзивность коллекции Фаберже, приобретенной фондом Link of Times, также объясняется тем фактом, что эта коллекция представляет все области, в которых специализировался Дом Фаберже: всевозможные предметы фантазии, ювелирные изделия, мелкие товары, столовое серебро и предметы интерьера.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *