Головной убор на руси у женщин: костюм замужних русских женщин, необычные головные уборы.

Содержание

Головной убор русских женщин

Головной убор с незапамятных времен был особой частью русского народного костюма. Форме и декору убора придавалось символическое значение, в то же время, головные уборы существенного отличались друг от друга в зависимости от территории, на которой проживал человек.

Особенно богатым и сложным был женский головной убор. Интересно, что у незамужних и замужних женщин он отличался. Девушки до вступления в брак заплетали волосы в одну косу. Девичьи головные уборы оставляли макушку открытой и не скрывали косу - "девичью гордость". Так, молодые славянки носили чело - налобную ленту, украшенную тесьмой, расшитую бисером или жемчугом, перевязку - из сложенной тяжелой ткани (например, парчи) со свисающими концами, обруч - круг из бересты или плотной бумаги, обшитый тканью и украшенный вышивкой. Вариантов девичьих уборов, представлявших собой фактически декорированную ленту, обернутую вокруг чела, было огромное количество.

Василий Суриков "Портрет Натальи Федоровны Матвеевой"

Женщины после замужества заплетали волосы в две косы и, как правило, укладывали их кругом на голове или сворачивали в "клубок" на затылке. По поверьям славян, замужняя женщина не могла показывать свои волосы, это могло привести к болезням и несчастьям в ее семье. Поэтому русские женщины носили головные уборы, которые тщательно скрывали волосы.

В качестве детали повседневного гардероба среди крестьянок в Российской империи был распространен повойник. В началу XX века он практически полностью вытеснил витиеватые головные уборы, сложные в изготовлении и использовании - кички и сороки. Он представлял собой шапочку из полотна, иногда с твердым очельем. Повойник носили до сам по себе, иногда - в качестве базы под сороку, убрус и кокошник.

Кстати, кокошник носили и незамужние девушки и замужние женщины. Этот уникальный головной убор со временем стал символизировать русский национальный костюм.

Кокошники были особенно ценными деталями наряда. Если ткани для рубах, понев, сарафанов ткали и красили практически в каждой семье сами, то кокошники изготавливали особые мастерицы - кокошницы. Гребни кокошников делали из бересты, плотной бумаги, металлической ленты, обшивали тканью и богато декорировали. Женщины из знатных семей носили кокошники, расшитые жемчугом и драгоценными камнями. Конечно, такие головные уборы не были предназначены для повседневного использования, их надевали только по праздникам.

Кичка - русский национальный головной убор, который представлял собой "корону", богато декорированную жемчугом и самоцветами. У некоторых кичек была необычная форма с двумя рогами. Это было связано с древними поверьями: рога символизировали Луну - воплощение богини Макоши, покровительницы женщин, материнства. Даже когда кички стали "выходить из моды", лунная символика в женских головных уборах не исчезла. Например, до сих пор в деревнях популярен способ завязывания на голове платка таким образом, чтобы завязанные узелком на лбу кончили торчали в стороны маленькими рожками.

Кичка

 

Солоха из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Из истории мужских головных уборов на Руси. Компания «Фрэдриксон»

 Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в 14 веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, валяные или плетёные шапки, напоминавшие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодёжь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи - овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.

В 14 веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.

В 15 веке стали носить круглые маленькие шапочки - тюфьи (скуфьи). Одновременно появилась мода стричь волосы "под горшок". К 16 веку в Москве уже было несколько "парикмахерских". Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой "парикмахерской". Если же на стрижку не было денег, то "под горшок" можно было постричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.

Один из обычаев, занесённых на Русь татарами, - носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен). Несмотря на требования митрополита Филиппа, Иван Грозный отказвался снимать скуфью даже в церкви. Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шёлком и даже жемчугом (только у монахов они были чёрными).

Образцы мужских головных уборов

Однако самым распространённым головным убором оставался клобук, а попросту говоря - колпак. Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы - запоны (отсюда, вероятно, происходит слово запонка). Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата - в общем, по достатку. У Бориса Годунова, например, среди имущества упомянут "колпак саженой; на нём восемь запонов да на прорехах пять пуговиц".

В 17 веке появился науруз (разновидность колпака) - шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В этом же веке стали носить так назывемые мурмолки - шапки с плоской, расширенной книзу (как усечённый конус) тульей. На мурмолке были меховые отвороты, похожие на лопасти, которые пристёгивались к тулье двумя пуговицами. Шили мурмолки из шёлка, бархата, парчи.

Мы уже говорили, что наши предки надевали на себя как можно больше одежды, чтобы показать свою состоятельность, знатность, - по двое портов, зипун, кафтан и т.д. То же самое происходило и в отношении головных уборов. Надевали скуфью, на неё колпак, а поверх - горлатную шапку. Горлатной она называлась потому, что делалась из нежного меха, снятого с горлышка соболя.

Резкое видоизменение мужских головных уборов началось во время царствования Петра I. По его приказу всей городской знати предписывалось носить парики и шляпы, как это было модно в Европе. Простых людей эти новшества не коснулись. Позднее у простого люда появилась своя мода - на картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки исчезли из обихода.

Женский костюм и головной убор на Руси

Наши предки крайне серьёзно относились к выбору одежды, украшений и головных уборов — на сей счет существовали неписанные правила, нарушать которые считалось неприличным, да и в принципе никому не приходило в голову — ведь если задуматься, в каждом атрибуте нашей внешности есть определенная символика, сакральный смысл и послание во Вселенную. Очевидно, наши мудрые предшественники хорошо знали эти законы — может, стоит вспомнить о них и нам?

Предлагаем взглянуть на основные отличия незамужней девушки от замужней женщины на Руси (с оговоркой, что ниже приведены лишь общие правила — детали же могли различаться в разных регионах страны, в разное время и для разных сословий):

Головной убор

Молодые девушки имели право быть простоволосыми и не прикрывать голову — им позволялся убор, не скрывающий макушку. Чисто девичьим головным убором является венец — берестяной или кожаный ободок, затянутый полотном и украшенный стеклянными бусами, шитьем или драгоценными камнями. При бракосочетании существовала традиция прощания с венцом.

Замужним полагался «женский» головной убор. Так, в X–XI столетиях замужние женщины носили повойник, напоминавший полотенце. Спустя 500 лет его заменил убрус: этот убор представлял собой полотно красного или белого цвета, роскошно расшитое по краям.

Концы его ниспадали, призванные скрыть от посторонних глаз верхнюю часть тела.

Серьги

Замужние женщины и девицы красовались в совершенно разных по форме, размеру и материалу сережках. Самые первые украшения девочка получала в качестве дара от родного отца, когда ей исполнялось 5 лет. Их бережно хранили на протяжении всей жизни.

Украшения девицы отличала простота и вытянутая форма, минимум декора или вовсе его отсутствие. Замужняя женщина обладала более дорогими серьгами: статус позволял ей драгоценности с камнями и чем роскошнее они были, тем богаче считалась семья.

Коса

Незамужние девушки носили одну косу. Наличие в ней ленты символизировало, что девушка пребывает в статусе «на выданье», две ленты говорили о том, что у нее уже есть жених.

В день свадьбы подруги невесты расплетали ее косу надвое. Теперь она будет носить две косы и укладывать их на голове короной. Сверху мужняя жена должна была прикрыть свои косы головным убором замужней женщины.

Цвета и орнаменты

Орнаментальная символика Руси имела особое значение по ней узнавали очень многое: например, беременная женщина часто носила на рубахе вышитое дерево, курочка присутствовала на вещах мужних, у свободных девиц — белые лебеди. Иногда можно было встретить символичное изображение лягушки с рогами — это означало, что женщина мечтает о первенце.

Невеста или старуха могла носить темный сарафан. Красный — только мужняя жена. И чем больший срок проходил с момента свадьбы, тем меньше красного наблюдалось в ее одежде.

Юбка

Женская нательная рубашка являлась традиционной основой костюма. Она была длиннее мужского аналога, доставала до пят. Однако, ходить так считалось откровенно срамным. Рубаху «покрывали» одеяньем более плотным. Для девушек — запоной, холщовым сложенным прямоугольником. По линии сгиба имелась горловина. Эту деталь не сшивали, она была короче рубашки, подпоясывалась кушаком.

Женщины замужние носили вместо запоны паневу (поньку). Она имела вид запахивающейся юбки, закрепленной гашником (шнуром). Отсюда известное выражение «загашник». Буквально оно означает: «Куда можно надежно спрятать? За гашник!».

Кольцо

Проверенный способ убедиться, что девушка замужем — посмотреть есть на ее руке кольцо. Сделать это можно с расстояния достаточно далекого, чтобы не нарушить правила приличия. Православие отводит венчальному кольцу правый безымянный палец. По русской традиции оно должно быть абсолютно гладким и простым, без камней и прочих украшений.


Друзья, поделитесь материалом в социальных сетях:

Подписывайтесь на нашу группу:

Почему на Руси носили кокошники? | Живая нить традиций. Владимирская область

Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы. Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью — бархатом или штофом, — украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус — плотное покрывало, украшенное вышивкой.

Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма. Само слово «кокошник» в первый раз встречается в документах XVII века. Поначалу их носили женщины всех слоев населения, однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме — крестьянском, мещанском и купеческом. Их делали специальные мастерицы, «кокошницы». Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.

Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом.

Проник кокошник и в придворный костюм. Еще Екатерина II, подчеркивая близость к русскому народу, c удовольствием позировала в нем для портретов и поощряла придворных появляться в кокошниках на маскарадах. А знаменитый русский мемуарист Филипп Вигель вспоминал, как во время Отечественной войны 1812 года многие патриотично настроенные дамы «оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались».

В 1834 году Николай I ввел женский придворный мундир в виде платья в русском стиле и соответствующего головного убора: для замужних дам — кокошника, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, маркиз де Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым».

У супруги Александра III, императрицы Марии Федоровны, была восхитительно красивая бриллиантовая тиара в виде кокошника. Ее сестра Александра, будущая жена британского короля Эдуарда VII, заказала такую и себе — и так возникла мода на драгоценные кокошники. Тиара Александры Датской до сих пор хранится в коллекции драгоценностей Елизаветы II, и ее называют «русской тиарой-кокошником».

Автор: Марьяна Скуратовская

Головные уборы - Русский Картуз — картузы и другие головные уборы на заказ

Если в истории женской одежды на Руси головной убор — это прежде всего украшение и дань традиции (замужняя женщина должна полностью закрывать волосы), то для мужчин — это показатель социального статуса. Чем выше мужской головной убор, тем более высокое положение занимает её хозяин («По Сеньке и шапка, по Фоме и колпак»). Рабы ходили с непокрытыми головами.

Головные уборы мужчины снимали только в церкви или дома, в них могли сидеть на царских и боярских собраниях и даже свадьбах.

Одной из причин постоянного ношения головного убора было соблюдение обычая по-восточному коротко остригать волосы, а иногда и вовсе их сбривать. Только в случае беды, которая могла постигнуть знатного человека (царская опала или потеря родственника), мужчина мог отпустить волосы «в знак печали».

Среди бедного населения Руси с раннего периода преобладали войлочные колпаки, зимой — с узкой опушкой из дешёвого меха. Более состоятельные носили шапки из дорогих тканей и украшали их камнями и вышивкой, а в комнатах иногда одевали тафью — восточный убор. Бояре при параде могли одевать одновременно тафью, колпак и сверху — высокую горлатную шапку (привилегию носить такие шапки имели только князья и бояре).

По предположениям историков, в дружинной среде большое распространение получили мурмолки. А вот всем нам известные треухи (термин известен с XVII века) и «произошедшие от них» шапкиушанки стали появляться в русской деревне намного позже. Шапки-ушанки распространились только в последней трети XIX века.

Шапка
Шапки были широко распространены на Руси, но сначала преобладали в княжеской среде. Первые изображения русских князей в таких шапках относятся к XI веку. При этом форма их была одинаковая: сферическая тулья с меховой опушкой. Такие княжеские шапки именуются в сагах «древнерусской меховой шапкой», головным убором «знатного человека».

Богатые носили шапки из бархата или тонкого сукна, а знатные князья — парчовые (шёлковая ткань с основой из металлических золотых или серебряных нитей), украшенные серебром, золотом и драгоценными камнями. Опушка летом у такой шапки шилась из черно-бурой лисицы, соболя или бобра. Зимой такие шапки подбивались мехом целиком.

Ермолка
Мурмолка (=»ермолка») — шапка из сукна, бархата или парчи, вяленная или меховая. Тулья у таких шапок расширялись кверху, иногда имели отвороты и украшались лисьими хвостами. Конец шапки украшался иногда серебряным наконечником.

Сам термин мурмолка связывают с ермолкой, похожей по форме шапкой, которую носили в России до XIX века.

Колпак
Колпак — это одна из самых древних на Руси форм головного мужского убора. Изображение колпака находят на фреске Софийского собора в Киеве и на старинных браслетах XII века.

В XIII-XVII веках это одни из самых распространённых головных уборов. Состоятельные люди одевали летом атласные колпаки (преимущественно белого цвета), пристёгивая по краям так называемое ожерелье — околышек, украшенный драгоценными камнями, жемчугом и т. д. На зиму колпаки внутри делались меховыми, и этой же меховой частью они выворачивались наружу, образуя такой же меховой отворот. Дополнительно спереди и сзади делали продольный разрез.

Бедные люди также носили колпаки, но летом — из недорогого сукна, а зимой из овчины. А украшали их пуговками, пряжками, запонками и брошками.

Тафья
Тафья — головной убор, пришедший с востока и являющийся разновидностью известной нам тюбетейки. Зажиточные люди, особенно князья, часто носили в помещениях тафьи, которые прикрывали только макушку головы. Эти маленькие шапочки шили из сафьяна (мягкая тонкая кожа из овечьих и козьих шкур, окрашенная в яркие цвета), бархата и парчи, украшали золотом, шёлком и жемчугом.

В истории известен случай, когда царь Иван Грозный решил ходить в тафье в церковь, из-за чего поссорился с митрополитом Филиппом.

Источник: Народный и исторический костюм (http://www.narodko.ru/article/ahat/vid/mugckie_golovnye_ubory.htm)

История «запретной женственности» — Wonderzine

Значение вышивки

Обычно головной убор делали мастерицы-кокошницы в городах или же в больших сёлах. Кокошники продавали на ярмарках, а иногда делали на заказ. В ход шла дорогая ткань, которую расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, цветными камнями в металлической оправе, а потом натягивали её на бересту. Кокошники украшали жемчужными подвесками, которые спускались на лоб, — их называли подницей; в XVIII веке такие уборы могли себе позволить только очень богатые семьи. Каждая нить и узор на были там неспроста: традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.

Тыльную часть украшало дерево («древо жизни»), каждая ветвь которого имитировала новое поколение, а на ветвях располагалась всевозможная флора и фауна. На каргопольских кокошниках (Архангельская область) были вышиты золотые звёзды, на «лбу» обычно располагалось солнце, а по бокам — небесные знаки. Набор тайных знаков служил ещё и оберегом, женственность на Руси, с одной стороны, вызывала страх, а с другой — её сакрализировали.

Национальный символ

На нынешнем фестивале футбола кокошнику суждено было стать символом всего «русского». Во-первых, кокошник — это красиво, а во-вторых, в массовом бессознательном это атрибут всего сказочного, от Царевны-Лебедь до Cнегурочки. Кокошник, как часть народного костюма, хранит в себе традиции вышивки и ремесла, которые незаслуженно забыты. Уже сейчас подобия кокошников можно найти у европейских инстаграм-брендов — например, у Eliurpi. Так что вслед за вышиванкой он вполне может стать новым модным трендом.

При этом мало кто отдаёт себе отчёт в том, что исходно кокошник был символом стигматизации самого женского образа. Так что нынешний уход в сторону маскарадности (на чемпионате мира кокошник массово надевали на себя и мужчины) — разумное свидетельство того, что женских волос, как и женщин в целом, бояться не следует, ну а замужним (да и незамужним) женщинам волосы можно и не скрывать.

Фотографии: Eliurpi, Library of Congress/Prokudin-Gorskii Collection, Wikimedia Commons (1, 2, 3, 4), Мосфильм

Как выглядели парадные одеяния представителей высших слоёв общества?

Подробности
Категория: Археология
Опубликовано: 26 февраля 2019
Просмотров: 14473


Волосник, найденный на территории Троице-Сергиевой лавры. Конец XVI – началоXVII века

При археологических раскопках в культурных слоях очень редко встречаются фрагменты или хотя бы нити текстиля, крошечные кусочки древней повседневной одежды, которую носили жители средневековой Руси.

Летописи сообщают, как выглядели парадные одеяния представителей высших слоёв общества, военных, духовенства. Именно такие одеяния в основном тщательно сохранялись веками и дошли до наших дней. Поэтому большой удачей для учёных из Института археологии РАН стала недавняя находка остатков нескольких женских головных уборов – волосников, расшитых золотными нитями и украшенных причудливыми узорами. Находки эти были сделаны во время раскопок на территории Троице-Сергиевой лавры и кремлёвского Чудова монастыря. Вероятно, эти уборы сохранились именно благодаря металлическим нитям, которыми были вышиты волосники. 

История подобных головных уборов восходит к римской традиции. На Русь они, видимо, попали через Византию. На сегодняшний день на территории центральной части России найдено всего несколько десятков волосников XVI–XVII веков. Наиболее ранний волосник, обнаруженный в точно датированном погребении, принадлежал Софье Палеолог, жене Ивана III и бабушке Ивана Грозного, умершей в 1503 году. 

Как правило, такие головные уборы происходят из погребений женщин царского рода или знатных боярских и княжеских родов, захороненных в некрополях Вознесенского, Новоспасского, Троице-Сергиевого и других монастырей. Один волосник был обнаружен в женском захоронении из городского некрополя при Верхнепосадской Никольской церкви в Нижнем Новгороде. Вероятно, расшитые драгоценными нитями волосники могли принадлежать не только знати, но и богатым горожанкам. 

Волосник был обязательным элементом многослойного средневекового русского головного убора замужней женщины, предназначенным полностью закрывать волосы. Он представлял собой небольшую шапочку, которая плотно облегала голову и затягивалась сзади шнурками. Большинство известных нам волосников – это шапочка с сетчатым верхом и шёлковым плетёным или вышитым очельем. Исследования показали, что цвет шёлка очелья большинства волосников был багрово-красным. Очелье обычно украшалось богатой золотной вышивкой, что придавало особенную яркость цветовому сочетанию. 

Орнаментация и цветовое решение дают возможность понять стандарт красоты для женского головного убора XVI–XVII веков. Наличие волосника указывает на социальный статус погребённой женщины. Материалы, из которых изготовлены эти головные уборы, довольно дорогие и, как показал анализ нитей, импортного происхождения. Один из двух головных уборов, обнаруженных при раскопках на территории Чудова монастыря, – волосник с павлином. Его очелье выполнено из нескольких слоёв шёлковой ткани – итальянской камки (как установила Н.П. Синицына), на нём видны все элементы орнамента, что позволило собрать мелкие разрозненные фрагменты в единое целое.


Очелье волосника с павлинами, обнаруженного при раскопках на территории Чудова монастыря. Конец XVI – началоXVII века

На вышивке изображены пять «древ жизни» (одно оказалось утраченным), между ними – два бегущих оленя и два павлина с фантастическими хвостами из пяти цветков каждый. Павлины обращены к центральному «древу». По нижнему краю вышита узкая полоска из растительных побегов. Использованные материалы, техника изготовления, классическая орнаментальная композиция позволяют датировать этот головной убор концом XVI – началом XVII века. Нити изготовлены из серебра с высоким содержанием меди с позолотой. В этом же погребении сохранились фрагменты тонкой вышивки по сетке – орнамент представляет собой композицию из маленьких вышитых оленей). 


Вышивка очелья с оленями из погребения на территории Чудова монастыря. Конец XVI – начало XVII века
Реконструкция золотой вышивки очелья волосника из раскопок на территории Чудова монастыря

Золотая вышивка очелья второго волосника из раскопок на территории Чудова монастыря также несёт элементы изображения «древа жизни» и единорогов. Нижний край очелья украшен вышитым бегунком. Реставраторам удалось восстановить волосник практически полностью.

Исследования шитья волосников с помощью различных лабораторных методов показали, что головные уборы, скорее всего, были созданы из привозных нитей. Анализ химического состава нитей, которые были использованы при вышивке волосника с единорогом, позволил установить, что они изготовлены из сплава серебра с медью. Следы золота на нитях дают основания предполагать, что они были золочёными. Как показало оптическое исследование, ткань волосника была изготовлена плетением отдельных металлических нитей, которые, в свою очередь, состояли из множества отдельных волочёных нитей. Такие нити, по мнению исследователей, характерны для европейского импорта. 

Высокий уровень исполнения вышивки и плетения позволяет предположить, что волосники могли быть изготовлены в одной из золотошвейных царских мастерских. По письменным источникам известны мастерские цариц Софьи Палеолог, Ирины Годуновой, Марии Нагой. Техника шитья для волосников как светского убранства повторяет технику вышивки на церковных облачениях, покровах, саванах и других предметах церковного обихода.

Во время раскопок, проводимых Институтом археологии РАН на территории Троице-Сергиевой лавры, у Духовской церкви в 2014 году была обнаружена семейная усыпальница представителей знатного рода. В погребении молодой женщины здесь также был найден волосник, состоящий из атласного очелья с золотным шитьём и плетёного верха из золотных нитей. Под плетёной шапочкой находилась еще одна шапочка из тонкого шелка (тафья).  Благодаря усилиям реставраторов мы можем увидеть, как выглядел этот головной убор.

Ася Энговатова
заместитель директора ИА РАН
Наталья Синицына
заведующая сектором ВХРНЦ им. И.Э.Грабаря

Кокошник: краеугольный камень традиционного русского костюма

Что такое кокошник?

Самой важной и красивой частью русского национального костюма всегда был кокошник.
Это слово произошло от древнерусского слова «Кокошь», что означает курица-мать. В прошлом стили кокошников сильно варьировались, обычно кокошник ассоциируется с нимбом или головным убором в форме гребня, завязанным на затылке. . Этот головной убор можно вышить жемчугом и золотом, фольгой, стеклом, полудрагоценными и драгоценными камнями или простой аппликацией, обычно с использованием растительных и цветочных мотивов. В кокошнике девушки и женщины обычно заплетали волосы в косу. Традиционно коса символизировала послушание и набожность, а распущенные волосы ассоциировались с духовным упадком и распущенностью.

Исторически кокошник - головной убор, который носили замужние женщины, хотя девушки носили головной убор, очень похожий на кокошник, но расстегнутый на спине, называемый повязкой. Традиционно женщины также носили шарф из шелка или шерсти, закрывающий заднюю часть кокошника и голову.

Жемчужных кокошников носили невест в день свадьбы и до рождения первенца. После этого его носили только по особым случаям: гуляниям и праздникам. Такой головной убор был очень тяжелым и дорогим. Вот почему кокошники использовались как приданое, которое всегда бережно и с уважением передавалось из поколения в поколение. В старину молодые девушки молились о хорошем замужестве в особый день, прося Богородицу: «Святая мать, пожалуйста, накрой мне голову жемчужным кокошником с золотыми шнурками».

Это прочное наследие

Традиции кокошников имеют очень долгую историю, уходящую корнями как минимум в 10 век. На территории Новгородской республики (Новгород - город, расположенный примерно в 300 км от Санкт-Петербурга) внутри древних гробниц ученые обнаружили похожие головные уборы. Этот вид головного убора был довольно популярен вплоть до 1920-х годов, а в последующие десятилетия использовался как часть костюмов невест.

Кокошник оставался важной частью парадного платья женщины до конца 30-х годов.

Во времена первого императора Петра Великого кокошники были запрещены, так как они символизировали старые традиции и темную нецивилизованную Россию.

Позже, в конце XVIII века, кокошники вернулись как часть модного стиля « a la Russe ». Во второй половине XIX века в России произошел бум исторического стиля, неорусского и псевдорусского стиля. Пик неорусского стиля пришелся на костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце. На балу всем гостям предстояло одеться по старинной моде.

Один из гостей бала, посвященного 300-летию Дома Романовых.

В наши дни мода на кокошники возвращается.Показ мод, фотосессия для модного журнала, заметная реклама - все это яркие красочные кокошники.

Современный кокошник в высокой моде

Сегодня самая большая коллекция кокошников и русских национальных костюмов находится в Государственном этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Забронируйте у нас частный тур по Санкт-Петербургу и получите уникальную возможность познакомиться с настоящей Россией и узнать ее традиции. Чтобы узнать больше, свяжитесь с нами сегодня по адресу [адрес электронной почты защищен]!

Купить Русский головной убор Кокошник

Кокошник

Кокошник - традиционный русский головной убор, который женщины и молодые девушки носят вместе с историческим платьем-сарафаном.Первые кокошники появились в 10 веке на территории Древней Руси. Его популярность быстро распространилась между 16-19 веками, и по сей день головной убор является важной особенностью костюма русских танцевальных ансамблей и народной культуры в целом.

Слово «кокошник» впервые появилось в 16 веке и происходит от старославянского слова «кокош», что означает «курица или петушок». Головной убор претерпел правильную трансформацию, в какой-то момент это был не полный цилиндр, а диадема в форме диадемы.Он стал частью официальной придворной одежды королевской семьи. Эти «короны», в свою очередь, были вдохновлены модой итальянского Возрождения.

Были времена, когда кокошник могла носить любая женщина, независимо от того, каким социальным статусом она была. Давно забыли о разнице между укладкой волос определенным образом, чтобы можно было спрятать их под кокошником, или отпусканием распущенных волос на плечо или вдоль спины за кокошником. Однако изначально это было заявлением и знаком - замужем женщина или холостяком.Если женщина прятала волосы под кокошником, значит, ее забрали.

История Кокошника

В 19 веке кокошник считался особым предметом одежды знатных женщин и даже превращался в свадебный головной убор королев всего мира. Что, в свою очередь, вдохновило многих дизайнеров, таких как Cartier, на создание диадем, немного напоминающих кокошники.

Сегодня кокошники носят женщины и артисты российских танцевальных ансамблей, а также снегурочки (внучка Деда Мороза) во время новогодних праздников.

Есть много фасонов и размеров кокошников. Можно с уверенностью сказать, что всемирно известные дизайнеры взяли на себя множество вариантов этого традиционного русского головного убора - они создали настоящие произведения искусства, украшенные кристаллами Сваровски, драгоценными камнями, жемчугом, сложной вышивкой, косами и многим другим. .

Любой женщине иногда нужно почувствовать себя королевой. Так почему бы не нарядиться как один на следующую вечеринку и не надеть головной убор, напоминающий королевскую корону, например большую толстую повязку на голову в стиле кокошника!

Россия.Образцы головных уборов женщин из народа.

Головные уборы России. Образцы Новгорода, Калуги, Твери и Курска.

Россия. Головной убор женщины из народа.

Все эти шапочки и шапочки-шапки-головные уборы происходят из Древней Руси и свойственны русским рабам. Представленные здесь экземпляры происходят из Новгородской, Калужской, Тверской и Курской губерний.

Они представляют собой различные виды чепац, называемых чепцами, которые носят жены купцов и крестьян, а также их серьги и ожерелья.Орнамент и форма этой шапки имеют давнюю историю. Встречается на портретах князей, относящихся к раннему средневековью. Возможно, они были завезены азиатским кочевым народом половцев, вторгшимся на Русь примерно в середине XI века. Народные женщины сохранили привычку использовать тяжелый макияж, покрывая лицо слоями белого и красного.

№ 1. Головной убор из Белозерского района Новгородской губернии. Он сделан из плотного плетения из золотых нитей, орнамент которого представляет собой белую металлическую полосу, украшенную серебряным чеканным золотом и нашитыми на нее белыми бусинами, соединенными в розетки. Спадающая на лоб кайма также выполнена из жемчуга. Узкий воротник рубашки имеет ажурную вышивку и закрыт сапфиром. Серьги состоят из сгруппированных жемчужин в форме винограда, которые инкрустированы золотом.

№ 2. Чепчик аналогичной формы, но более прямой спереди и с бахромой из коротких свисающих ниток жемчуга. Орнаменты сделаны из серебряных листочков, пришитых к золотой основе. Серьги и колье из восьми ниток изготовлены из жемчуга.Житель Тихвина Новгородской губернии. - То же расположение повторяется и на других крышках, только с номерами. 3, 5, 6, 7 по-прежнему украшены рубинами, топазами, сапфирами, крупным жемчугом и даже бриллиантами. Нет. 4 основа шапки красная, вышивки цветные. Кайма снова из золотой ткани и декорирована жемчугом, который нанизывается на толстые нити и сшивается. Полученная ткань складывается трубчато. Такая же аранжировка есть в №6.

№3 - девочка из Белозерска, №3.4 женщина из Тихвина, № 5 женщина из Устюг-Елезепольского Новгородской губернии, № 6 женщина из Калуги-на-Оке.

(По картинам, присланным правительством России на выставку Географического общества в Париже в 1875 году)

Источник: История костюма в хронологическом развитии Огюста Расине. Под редакцией Адольфа Розенберга. Берлин 1888.

Связано:

Как это:

Нравится Загрузка ...

Связано

Древние женщины-воительницы Амазонки, обнаруженные в России

Останки четырех древних женщин-воинов были недавно обнаружены в Россия, впервые в истории скифских боевых женщин были найдены в одной и той же гробнице.

По данным Института археологии РАН, одна из амазонок была впервые обнаружена в редком парадном головном уборе. Скифы были племенами воинов-кочевников, которые переселялись по Сибири между 200 и 900 годами до нашей эры.

Амазонки, первоначально греческий термин для обозначения женщин-воинов, широко признан как обычная часть скифской культуры. За последние 10 лет экспедиция обнаружила 11 их могил. Считается, что четыре женщины, обнаруженные в последней находке, служили сторожами лагеря, пока соплеменники вышли на тропу войны.

Общий вид кладбища. (Источник: Институт археологии РАН)

НИЛЬ МИЛЛИОНЫ ЛЕТ СТАРШЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ ДУМАЛИ, ГОВОРИТ ИССЛЕДОВАНИЕ

«Женщины-воительницы упоминаются в нескольких классических источниках, в одном из которых говорится, что в некоторых группах женщинам не разрешалось выходить замуж, пока они не убили врага в бою. «Сэр Барри Канлифф, заслуженный профессор европейской археологии в Оксфорде и автор книги« Скифы: воины-кочевники степи », - сказал Fox News.«Из других источников ясно, что гендерная изменчивость была характерной чертой некоторых скифских обществ, [и] это предмет, который требует дальнейшего исследования - это открытие поможет продвигать знания».

Женщины - предположительно, были похоронены где-то в 4 веке до нашей эры. - были обнаружены на Девицком кладбище, названном в честь местного села. Кладбище изучается российскими археологами в Донской экспедиции с 2010 года и находится на вспаханном поле. Посередине кладбища находился холм трех футов высотой и 120 футов круглой формы, и под этим курганом исследователи во главе с Валерием Гуляевым обнаружили гробницу, покрытую дубовыми глыбами.

Возраст женщин был разным, самой молодой - от 12 до 13 лет. Одной из них на момент смерти было от 20 до 29 лет, другой - от 25 до 35 лет, а самой старшей - от 45 до 50 лет. Согласно пресс-релизу, самые старые из них, по-видимому, жили взаймы, поскольку продолжительность жизни этих кочевых скифских боевых женщин составляла 30-35 лет. Ее череп носил вышеупомянутый головной убор (или «калатос»), который был украшен цветочными орнаментами и подвесками, сделанными из 65-70 процентов золота вместе с медью, серебром и железом.

Бронзовое зеркало и железные наконечники копий из захоронения. (Источник: Институт археологии РАН)

Рядом с ее останками были обнаружены обернутый тканью железный нож и наконечник стрелы.

Два скелета были найдены нетронутыми у южной и западной стен гробницы, лежащих на покрытых травой деревянных кроватях. Одна из женщин была в «положении всадника», сухожилия ее ног были перерезаны, а под левым плечом было бронзовое зеркало. Справа от нее лежало два копья, а у ног лепное блюдо и черное лакированная одноручная чашка для питья.Другая женщина и женщина, предположительно от 12 до 13 лет, имели конскую сбрую, железные наконечники стрел, ножи и крюки, а также формованные сосуды и кости животных.

ДОИСТОРИЧЕСКАЯ ТАЙНА «ХОББИТА» МОЖЕТ БЫТЬ РАЗРЕШЕНА

В какой-то момент гробницу ограбили. К счастью, пострадали только северная и восточная части.

Канлифф считает, что это новое открытие даст археологам прекрасную возможность провести подробное исследование элитной семейной группы, что было невозможно, когда много лет назад впервые были обнаружены скифские гробницы.

Детали calathos in situ. (Источник: Институт археологии РАН)

«Возможно, самое важное в недавнем открытии - это то, что оно дает археологам возможность применить целый ряд методов судебной экспертизы к останкам, - сказал он. - Анализ органических останков, которые могли уцелеть (ткани, останки растений, паразиты), исследования стабильных изотопов зубов (показывающие закономерности передвижения людей с детства) и древние исследования ДНК, которые должны показать семейные отношения тех, кто был похоронен.

«Их также можно было изучить на предмет болезней, травм и т. Д., - продолжил Канлифф. - Так много элитных скифских захоронений было выкопано в прошлом, когда, мягко говоря, археологические методы были гораздо менее совершенны!»

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ FOX NEWS

На чемпионате мира иностранные болельщики носят традиционный русский головной убор

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия (Рейтер). Многие болельщики со всего мира на чемпионате мира думают о футболе. в России примерили на голову что-то новенькое: традиционный русский головной убор, известный как «кокошник».

ФОТОГРАФИЯ: Женщины в кокошнике, традиционном русском головном уборе, в первый день чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в центре Москвы, Россия, 14 июня 2018 года. REUTERS / Сергей Карпухин

Российские фанатки футбола одели в футболки головной убор, напоминающий тиару, с майками команды и традиционным костюмом на матчах и в фан-зонах, чтобы показать свою преданность. Некоторым мужчинам тоже понравился головной убор.

У них был момент славы, когда три фаната стали интернет-звездами после того, как их показали по национальному телевидению в традиционных головных уборах.В кокошниках болельщики ели хот-доги на трибунах во время матча 1/8 финала России против сборной Испании на стадионе «Лужники» в Москве.

«Я действительно хочу поддержать (команду), надев кокошник», - сказала российская фанатка Кермен Манджиева, примеряя головной убор. «Это должно принести им удачу. Я верю этому!"

Россия сыграет с Хорватией за место в полуфинале в субботу.

Однако иностранные болельщики не обязательно носили кокошники для поддержки своей команды, а приняли головной убор как модный аксессуар.

«Это красиво», - сказал один бразильский фанат в фан-зоне Санкт-Петербурга. «Они очень красочные. Они очень милые. И они мне очень хорошо смотрятся ».

Кокошники были среди сувениров, которые болельщики чемпионата мира покупали в России, сказал один дизайнер.

«Это часть нашей культуры, которую турист может унести с собой», - сказала Татьяна Домбровская, дизайнер головных уборов.

Кокошники, которые традиционно носили замужние женщины в досоветскую эпоху, сейчас часто носят участники танцевальных коллективов.

Россия принимает чемпионат мира по футболу в 11 городах, включая Москву, Санкт-Петербург и Сочи. Финал турнира состоится 15 июля.

Написано Габриэль Тетро-Фарбер; Редакция Элисон Уильямс

Тренд диадем в стиле кокошник

Разработан Майком Стиллвеллом

Красота кокошниковой тиары - это просто произнесение имени вслух. Кокошник. Он вызывает в воображении потерянный мир Николая и Александры, состоящий из тел, капающих в старых алмазах огранки, не так ли? Еще раз: Кокошник.

Повторите это еще раз, если хотите, когда заметите кого-то, кто носит его этой осенью. Это могло случиться: Chanel High Jewelry представила две новые диадемы в форме кокошника для продажи на своей последней презентации в Париже. Один из них - кокошник с бриллиантами и жемчугом под названием Сарафан, который может трансформироваться в колье. Другая - тиара «Ble Maria» - это более модифицированный кокошник из желтого золота, розовой шпинели, мандариновых гранатов и цветных турмалинов.

Тиара Blé Maria из желтого золота, белого золота, розовой шпинели, мандариновых гранатов, цветных турмалинов и бриллиантов.

Предоставлено Chanel Fine Jewelry

.

Коллекция, известная как «Le Paris Russe de Chanel», предполагает российские связи Коко Шанель - дизайнер была глубоко увлечена Сергеем Дягилевым, а также, как сообщается, одним великим князем Дмитрием, двоюродным братом последнего царя. Но прежде, чем мы пройдем мимо империалистической России в позднюю викторианскую Англию и в Париж 21, и века, уместно дать определение.

"Кокошник - традиционное русское украшение на голову, широкое и высокое на лбу.

Для этого мы обращаемся к Дафне Лингон, старшему вице-президенту Christie's и руководителю отдела ювелирных изделий. «Кокошник на самом деле является традиционным русским головным орнаментом, обычно очень широким, который находится высоко на лбу. Эта форма вдохновила ювелиров XIX и начала XX веков на создание диадем этого вкуса. стержни или сплошная панель в форме шеврона », - поясняет она.

Колье Chanel Sarafine, трансформируемое в головной убор, из белого золота, жемчуга и бриллиантов.

Предоставлено Chanel Fine Jewelry

.

Исконно русский стиль берет свое начало в традиционной народной одежде. «Тяжелая шлемоподобная форма кокошника олицетворяет величие, хотя орнамент заимствован из традиционного русского крестьянского головного убора, который представляет собой дискообразный нимб из ткани, обычно расшитый цветными бусинами и скрепленный лентами», - говорит Фернандо Бустильо. управляющий партнер галереи FD в Верхнем Ист-Сайде, специализирующейся на редких и коллекционных драгоценностях.

«Этот стиль был принят русскими королевскими особами в начале 17 века, но это было примерно во времена Николая I, который поощрял« русификацию »императорского двора, когда кокошник стал обязательной частью костюмов, которые носили Императрица и ее дамы ».

Если вам кажется, что вы слышали термин кокошник совсем недавно, чем дореволюционная Россия, вы правы. 12 октября 2018 года принцесса Евгения вышла замуж за Джека Бруксбэнка в Greville Emerald Kokoshnik.Тиара была создана Boucheron в 1919 году, но не появлялась на публике почти столетие. Считалось, что это часть королевской сокровищницы с тех пор, как она была подарена Королеве-матери Маргарет Гревиль. Свадьба Евгении может означать, что тиара впервые в жизни носит королевский особ.

Это буквально стена из бриллиантов. Он не только ослепительно красив, но и имеет богатую историю.

Маргарет Гревиль была легендарной хозяйкой, которая вышла замуж, хорошо провела и рано овдовела.Она оставила королевской семье свою внушительную коллекцию украшений, в том числе бриллиантовое и изумрудное колье из камней, когда-то принадлежавших Марии-Антуанетте. Изумрудная тиара была частью сокровищницы. Свадьба принцессы Евгении не только доказала миру, что королевская семья все еще владеет гревильским изумрудом кокошник, но и вернула этот термин в лексикон.

Гревиль Кокошник - не единственный в семейной сокровищнице. «Ярким примером этого стиля является тиара Кокошинка королевы Александры, которая сегодня находится в коллекции королевы Елизаветы II», - говорит Бустилло. «Это настоящий кранец, буквально стена из бриллиантов. Он не только ослепительно красив, но и имеет богатую историю ».

Королева Елизавета II в тиаре Кокошник королевы Александры на государственном банкете в Германии, октябрь 1992 года.

Тим Грэм, Getty Images

Бустильо объясняет, что тиару подарили Александре по случаю 25-й годовщины свадьбы в 1888 году 365 пэрис Соединенного Королевства, которых считали «светскими дамами».«На создание дизайна вдохновила вызывающая восхищение тиара, принадлежащая сестре Александры, Минни, также известной как могущественная российская императрица Мария Федоровна», - говорит он.

Местонахождение тиары Минни неизвестно, но, вероятно, она была демонтирована после того, как революция ». Ее часто рисовали и фотографировали с диадемой из твердых алмазных брусков в форме солнечных лучей крестьянского головного убора. Кокошник Александры - одна из наиболее часто носимых диадем королевы Елизаветы, и она была фаворитом ее бабушки королевы Марии, от которой она унаследовала его в 1953 году.Благодаря простому классическому дизайну он теперь выглядит таким же современным, как и более века назад ».

Королева Александра в тиаре Кокошник со своими тремя дочерьми Луизой, Принцессой Королевской, Викторией и Мод

Архив HultonGetty Images

Королева Александра Кокошник, спроектированная Garrard, пользуется успехом у людей, предпочитающих подобные вещи. «Garrard больше обратил внимание на качество ореола и архитектуру кокошников в качестве источника вдохновения для этого предмета», - говорит Ребекка Селва из Фреда Лейтона.«Это самый необычный бриллиантовый нимб, и мне нравится, что королева Елизавета любит его носить».

Selva также указывает на кокошник от Chaumet с вестминстерским бриллиантом и голубой эмалью: «Это изысканная интерпретация украшенного драгоценностями традиционного русского тканевого головного убора и его украшений. Орнамент. Люблю использование эмали plique a jour blue в качестве «ткани», украшенной узлами «забыть меня», алмазными лозами и серебряными плакучими ивами. За гранью великолепия! »

Королева Англии Елизавета II (в тиаре "Русский кокошник") встречает актера / комика Боба Хоупа

NBCGetty Изображений

Теперь, когда у вас есть краткая история кокошников и "Где купить руководство по кокошникам" (это будет Chanel), последний вопрос: кто на самом деле носит такую ​​диадему, как эта? «Мы видим разнообразие среди наших покупателей тиары, но в основном это частные лица, которые покупают тиару впервые, обычно для свадьбы», - говорит Лингон.«Другая привлекательность заключается в том, что эти предметы часто можно оставить в семье и одолжить другим членам семьи на свадьбу. Мы также видим покупателей, которые собирают диадемы различных стилей для демонстрации в своих частных выставочных помещениях. Точно так же музеи и галереи иногда покупают предметы, чтобы добавить их к своим существующим коллекциям ».

А пока, может быть, просто повторите за мной еще раз и насладитесь царственным удовольствием слова: кокошник.


Этот контент создается и поддерживается третьей стороной и импортируется на эту страницу, чтобы помочь пользователям указать свои адреса электронной почты.Вы можете найти больше информации об этом и подобном контенте на сайте piano.io.

древних скифских женщин-«амазонок», обнаруженных в России, похоронены вместе с оружием

Группа древних женщин-воинов, похороненных 2000 лет назад вместе с десятками оружия, была обнаружена на русском кладбище, известном как Девица V, что проливает свет на то, как скифские женщины жили, умирали и чествовали себя в загробной жизни.

Археологи Института археологии РАН изучают это место с 2010 года, постепенно работая над раскопками 19 массивных археологических курганов, которые на протяжении многих лет медленно распахивались для сельскохозяйственных целей. Именно под одним из этих курганов - размером 1 метр в высоту и 40 метров в ширину (3,3 фута в высоту и 130 футов в ширину) - команда раскопок Дона обнаружила узкий вход, ведущий к остаткам гробницы, сделанной из пересекающихся дубовых блоков и окруженной глиняная глина.

Под курганом были похоронены четыре женщины разного возраста: девочка в возрасте 12 или 13 лет, женщина в возрасте 20 лет, еще одна в возрасте от 25 до 35 лет и женщина в возрасте 45-50 лет. Вход в гробницу был запечатан, что привело археологов к мысли, что все четыре человека были похоронены одновременно.

Два нетронутых скелета были похоронены на деревянной кровати, покрытой травой, одна из которых была молодой женщиной, которую поместили в «позу всадника», что потребовало перерезания сухожилий ее ног, чтобы она могла встать.Под ее левым плечом было бронзовое зеркало и два ближайших копья. На левой руке у нее был браслет из стеклянных бус.

Останки датируются второй половиной IV века до нашей эры. www.archaeolog.ru

Неподалеку в церемониальном головном уборе под названием калатос была похоронена женщина средних лет от 45 до 50 лет - «респектабельный возраст», учитывая, что средняя продолжительность жизни составляла от 30 до 35 лет. Украшения делались в основном из золота со следами меди, серебра и железа, ободок которых украшали подвески в виде амфор - древних сосудов, в которых хранились вожделенные товары.Уникальный головной убор является первым в своем роде, который можно найти в этом состоянии и такого качества в этом регионе.

Это первый хорошо сохранившийся парадный головной убор, найденный на Среднем Дону, принадлежащий богатой скифской женщине. www.archaeolog.ru

«Таких головных уборов находили немногим более двух десятков [раз], и все они были в« царских »или не очень богатых курганах степной зоны Скифии. Впервые мы нашли такой головной убор в курганах. лесостепной зоны и, что самое интересное, головной убор впервые был обнаружен в могиле амазонки », - сообщил руководитель Донской археологической экспедиции Валерий Гуляев.

Железный нож, обернутый тканью, и уникально раздвоенный наконечник стрелы также были помещены рядом с женщиной, предполагая, что она была амазонкой - скифскими женщинами-воительницами, которые ехали вдоль кочевых конных народов Ирана и Восточной Европы.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *