Готика период: ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Готический стиль в архитектуре средневековья

На смену романскому искусству и сложившемуся стилю пришло искусство готическое (готика; от итал. gotico – готский, по названию германского племени готов). Термин готика как синоним варварства был впервые применён людьми Возрождения для характеристики средневекового искусства (в противовес римскому искусству), которое не следовало традициям и стилевым особенностям античности и потому не представляло интереса для современников.

Повышенные экзальтация и интерес к чувствам отличают это искусство от романского. Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу.

Расцвет романского стиля, который приходится на XII в., одновременно послужил толчком для возникновения другого стиля с иными характерными эстетическими идеалами и принципами сложения форм. В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (так называемую пламенеющую) готику. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя – в XIV–XV вв. Готическое искусство, развиваясь в странах, где господствовала христианская церковь, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Для него характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.

Готический стиль в архитектуре

Гигантское пространство собора, устремлённого ввысь, подчинение скульптуры ритмам архитектурных членений, каменная резьба декоративных украшений, живопись витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты и др. Главная городская площадь часто обстраивалась жилыми домами с аркадами, в нижних этажах которых располагались торговые и складские помещения. Вдоль расходящихся от площади улиц и вдоль набережных строились двух- и трёхэтажные дома часто с высокими фронтонами.

Города окружались мощными стенами с проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений.

Обычно в центре города сооружался собор, который являлся культурным центром всего города. В нём проводились богослужения, устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, проходили собрания горожан. В ту эпоху строительство осуществлялось не только церковью, но и общиной через профессиональные цехи ремесленников.

Самые значительные сооружения и, прежде всего, соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного храма трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они высоки, обильно декорированы и очень вместительны.

Динамичность и живописность соборов начали определять характер городского пейзажа. Вслед за собором устремились ввысь и городские дома. Вся композиция собора с учащающейся снизу вверх ритмикой всех его основных элементов была порождена религиозным, идеалистическим устремлением души к небу. Готический собор развивал базиликальный тип постройки, в которой все её элементы стали подчиняться единой стилевой системе. Главное отличие готического собора от романского – это устойчивая каркасная система, в которой основную роль выполняют крестово-рёберные стрельчатые своды, выложенные из камня, и арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний облик собора.

Каркасные арки, образующиеся на пересечении крестовых сводов, так называемые нервюры (от фр. nervure – ребро, складка) в зрелой готике связывали между собой опоры пролётов центрального и боковых нефов, где на каждый прямоугольный в плане пролёт главного нефа приходились по два квадратных пролёта боковых нефов.

Формы архитектуры стали выражать христианскую идею духовности, вознесения, устремления ввысь, к небу. Особенность готического стиля – дематериализация формы. Конструкция и свойства материала больше не определяют зрительный образ. Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте. На самом деле эти огромного веса своды давили на специальные столбы-опоры, скрытые в пучке тонких колонн. Боковой распор сводов главного нефа гасился не стенами, которые представляли собой сплошное каменное кружево, а через аркбутаны массивными столбами-контрфорсами, вынесенными наружу и подпиравшими каркас зданиями и потому невидимыми для человека, находящегося внутри собора. Здесь зрительный образ не совпадал с работой реальной конструкции. Если конструкция работала на сжатие, то зрительный образ выражал идею вознесения, устремления души к небу.

Сложная каркасная конструкция готического собора, высшего проявления архитектурно-строительного искусства того времени, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, обеспечить единство и взаимосвязь всех элементов его предметно-пространственной среды.

Готика зародилась в северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в., достигла расцвета в первой половине XIII в. и просуществовала до середины 20-х гг. XVI в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3–5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора (

деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл). Впечатление движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных колонн и взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Живописность внутреннего пространства собора задаётся в первую очередь благодаря контрасту освещённости главного и полутёмных боковых нефов и цветных витражей окон.

Фасады соборов украшаются стрельчатыми арками и такими композиционными и образно-пластическими элементами архитектурного декора как узорный вимперг, фиал, крабб и т.д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на капителях колонн, цоколях и тимпанах порталов образуют своеобразную многосюжетную картину, которая как бы показывает различные эпизоды Священного писания, аллегорические образы, реальных персонажей и т. д.

На главных площадях городов начинают строиться ратуши, которые обычно украшаются. Замки переделываются во дворцы (например, папский дворец в Авиньоне, 1334–1352 гг.). В XV в. возник тип богатого городского дома-особняка, т.н. отеля (например, отель Жака Кёрра в Бурже, 1453 г., отель Клюни в Париже, конец XIV в., и др.).

В это время происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, наметившееся ещё в романику, в которых отразилось средневековое представление о реальном и загробном мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая в готическом стиле новую пластическую трактовку. Статичная романская скульптура сменилась на динамичную готическую, где изображаемые фигуры как бы обращаются друг к другу и к зрителю.

Зрелая готика отмечена дальнейшим нарастанием ветрикализма линий, динамической устремленностью ввысь. Реймский собор – место коронования французских королей – одно из самых цельных произведений готики, замечательный синтез архитектуры и скульптуры.

Важное место в готическом искусстве, в том числе и скульптуре, начинает занимать сюжет. Усиливается роль светских сюжетов, но самым распространённым сюжетом в готике остался

Страшный суд. Иконографические сюжеты начинают постепенно расширяться. Интерес к человеку, к его духовной и мирской жизни нашел выражение в изображении сцен из жизни святых. Выдающимся примером изображения легенд о святых является датируемый последней четвертью XIII в. тимпан История святого Стефана на портале собора Парижской богоматери.

Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах, большое место в готических соборах занимают изображения чудовищ и фантастических существ – так называемых химер.

Считается, что первое произведение готической архитектуры появилось в процессе перестройки церкви аббатства Сен-Дени в 1137–1144 гг. К ранней готике относятся также соборы в Лани, Шартре и Париже. Величайшее достижение ранней готики – собор Парижской богоматери (собор Нотр-Дам-де-Пари), заложенный в 1163 г. , достраивался до середины XIV в. Собор в Шартре, заложенный в XII в. и освященный в 1260 г., остается одним из красивейших в Европе.

Совершенством архитектурной композиции, богатством скульптурного и живописного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211 г.–XV в.) – самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м) и в Амьене (1220–1269 гг.), где собор имеет длину 145 м и высоту главного нефа 42,5 м, а также церковь Сент-Шапель в Париже (1243–1248 гг.), построенная в качестве королевской дворцовой капеллы, с её многочисленными витражами. Примерно с середины XIII–XIV вв. величественные готические соборы строились в других европейских странах: в Италии (в Венеции, Сиене, Милане), Германии (в Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кёльне), Англии (в Лондоне, Солсбери), Испании (в Барселоне, Бургосе, Лоне, Толедо), Австрии (в Вене), Фландрии (в Брюсселе), Чехии (в Праге) и др., где готика получила своеобразную местную интерпретацию. В результате крестовых походов с готическими строительными принципами познакомились зодчие Родоса, Кипра и Сирии.

В готическую эпоху были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благословляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене, образы группы

Посещение Марией Елизаветы на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры.

Скульптуру соборов в Германии (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают экспрессия, жизненная конкретность и монументальность образов. Храмы украшались рельефами, статуями, витражами, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных. В декоре храмов, помимо религиозных, было уже много и светских мотивов.

В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую, наряду с каноническими сценами, включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне). В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты.

Стиль французской готики проявился, помимо соборов, в создании удобных и, вместе с тем, торжественных зданий, дворцов королей и высшей знати, изящно декорированных городских частных домов. Например, в замках Амбуаз (1492–1498 гг.), в Гайоне (1501–1510 гг.), во дворце правосудия в Руане (1499–сер.XVI в.) и др.

В поздней (пламенеющей) готике, особенно во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель. Для поздней готики характерен обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появление искривленных линий, прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проёмов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434–1470 гг. , окончание строительства затянулось до 1580-х гг.). В миниатюрах наметилось стремление к передаче пространства и объёма. Увеличивается количество сооружаемых светских построек (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и др.).

Мебель готического стиля

Интерьеры ранней готики ещё достаточно скромны, а их элементы ещё несут следы романики. Для этого времени характерны дощатые или кафельные полы, покрытые коврами. Стены облицовываются дощатыми панелями, украшаются яркой стенной росписью или коврами. Окна застекляются, но занавесей ещё нет. Картины для украшения помещений используются редко, вместо них выполняется настенная живопись и гравюры по дереву, потолки делаются, как правило, деревянными, балочной конструкции с открытыми наружу стропилами, правда, хорошо декорированными. Существуют и подшивные потолки, облицованные гладкими досками или расчлененные частыми рейками и украшенные декоративной росписью. В таких странах как Франция и Англия центром интерьера был камин, весьма обильно декорированный. В Германии уже с середины XV в. большую роль в интерьере начинают играть кафельные печи. Все предметы обстановки имеют тяжёлые пропорции, излишний запас материала, неуклюжи и обычно расставляются вдоль стен. Поначалу почти каждое мебельное (и не только) изделие ранней готики имеет церковное происхождение. Позднее, с развитием технологии мебельного дела, была создана отлично выполненная церковная мебель для ризниц, клироса и др., которая сильно повлияла на дальнейшее развитие мебели городских жилищ. Этому способствовало введение в конструкцию мебельных объектов техники рамочно–филёночной вязки дерева и почти всех других столярных приёмов соединения деталей, а также изобретение двуручной пилы, забытых со времен античности. Пила была вновь изобретена лишь в начале XIV в. в Германии и с этого времени появилась возможность вместо тесаных толстых, грубо обработанных топором досок получать тонкие и ровные пиленые. Уже к началу XV в. были выработаны все известные нам приёмы ящичной угловой вязки досок.

Банкетка. Грецкий орех. Италия

Стул-трон

Дубовый дрессуар. Франция

Дубовая скамья для хорового пения

Дубовая дверь

Дубовый дрессуар. Север Франции

Дубовый шкаф с ковкой. Германия

Двойной большой дубовый сундук

Фламандский шкаф из дуба

Дубовый шкаф. Англия

Буфет из дуба

Резная шкатулка из дуба

Постепенно дома средневековой аристократии всё больше украшаются, особенно это заметно по интерьерам приёмных залов и комнат для гостей, обставленных хорошо декорированной мебелью. Жилые дома богатых горожан следуют примеру знати, однако сохраняют определенную сдержанность и простоту декоративного оформления и обстановки. Всё оформление соответствует архитектурному декору каменных зданий, особенно храмовых построек. Только к XV в., в период пламенеющей готики, когда готическая архитектура начинает особенно активно насыщаться скульптурным декором, готический орнамент стал обильно украшать ранее сложившиеся устойчивые мебельные формы, в которых появились конструктивные приёмы, связанные со строительными принципами готической архитектуры. Кроме заимствованных архитектурных форм переплётов окон, порталов, островерхих башенок с фиалами (шпилей), колонок, стрельчатых сводов, ниш и др. мебель украшается также по каркасу и филёнкам резным орнаментом, в котором можно выделить четыре основные типа. Это ажурный геометрический орнамент, растительный (лиственный) орнамент, орнамент ленточного плетения и орнамент т.н. льняных складок или салфеток. Кроме того, в позднюю готику мебель, помимо резьбы, украшается росписью, позолотой и обильно декорированными металлическими частями оковок, замков, петель, уключин, а также скульптурными изображениями человеческих лиц и фигур.

В основе готического ажурного геометрического орнамента лежат простые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, которые легко вычерчиваются с помощью линейки и циркуля. Ажурный орнамент представляет т.н. масверк (от нем. maßwerk [masswerk] – буквально работа по нанесённым размерам) в виде сложного пересечения частей окружности и прямых линий, в результате чего получается сложный узор со стрельчатыми арками и переплетениями, напоминающими нервюры готических конструкций.

Обеденный стол. Грецкий орех. Италия

Дубовый сундук. Англия

Дубовый сундук с кованными элементами

Аналогичным образом строились знаменитый готический трилистник, розетка, квадрифолий, рисунок центрального окна собора – большая роза. Орнамент масверка в позднюю готику был весьма распространён по всей Европе и в Англии. Таким орнаментом украшались, как правило, стенки сундуков, дверцы шкафов, спинки кресел. Масверк выполняется приёмами углублённой резьбы, когда фон относительно орнамента углубляется, благодаря чему элементы орнамента тонко профилируются, очертания их сглаживаются и округляются. Это немного напоминает рельефную резьбу, хотя рельеф здесь режется целиком в плоскости доски (филёнки), не поднимаясь выше её поверхности. Растительный орнамент выполняется в виде стилизованных острых листьев и завитков, постепенно приобретая натуралистические формы.

Начиная с конца XV в. на филёнках особенно часто встречается плоский орнамент в виде уложенного двухсторонними байтовыми складками куска пергамента или полотна с узорными краями. Орнамент выполняется плоским рельефом. Этот тип орнамента встречается в большом количестве на мебельных объектах Франции, Германии и Англии. Особенно широко он использовался на платяных шкафах и сундуках, изготовлявшихся в Кёльне и Генте.

Готическая мебель на севере и западе Европы (во Франции, Нидерландах, северо-западной Германии и Англии) изготавливалась преимущественно из дуба, на юге и востоке (в Тироле, Швейцарии, Австрии, Венгрии) использовалась древесина сосны и ели, а также лиственница и можжевельник.

Основной вид мебели для хранения вещей, а также сидения и лежания в домах знати и простых горожан – сундук, из форм которого со временем образовались такие новые типы мебельных объектов как кресло-сундук, поставец (дрессуар), креденца и буфет. По размерам готические сундуки шире и выше итальянских сундуков-кассоне эпохи Возрождения. Как правило, сундуки имеют накладные железные петли, с помощью которых крепилась крышка. Эти петли, также как и большие накладные железные замки с ажурным орнаментом, являются элементами декорировки сундука.

С XV в. боковые стенки сундуков покрывает богатая резьба в виде орнамента масверк, растительного орнамента, каменных переплётов готических окон и других архитектурных элементов декорировки зданий. Передняя стенка также обильно украшается, специальное место отводится для герба владельца сундука и узорного, хорошо прочеканенного замка. Иногда, кроме архитектурных мотивов, выполняются целые скульптурные сцены на религиозные и мирские темы. В окончательной отделке сундука участвуют также живописец и позолотчик.

В средневековых домах, независимо от статуса владельца, было холодно и даже сыро, поэтому мебель приходилось поднимать над уровнем пола. Поэтому некоторые сундуки имели не только массивный по форме и сильно профилированный цоколь, но и делались с ножками, являвшимися продолжением боковых стоек каркаса или плоских боковых стенок с фигурным вырезом внизу. На юге Германии получили распространение сосновые сундуки с гравировкой и росписью цветами. Такой декор дополнялся прорезным орнаментом на раскрашенном фоне. Ажурный узор, несомненно, происходит от углублённой резьбы, но процесс его создания менее трудоёмок. С появлением тонких пиленых досок стали применяться сквозные орнаменты, накладывавшиеся на основную окрашенную доску, составлявшую фон. При значительно меньшей затрате труда создавалось то же впечатление декора в двух плоскостях. Приём этот получил весьма широкое распространение и надолго задержался не только в немецком, но и в швейцарском народном искусстве.

Характерными для готики типами ёмкостей были, помимо сундуков, поставцы (дрессуары). Прототипом такого шкафа является сундук, поставленный на четыре высокие ножки, которые внизу соединялись горизонтальной рамой, верхняя часть которой зашивалась доской. Благодаря этому получалась нижняя, у самого пола, полка. Впоследствии ножки шкафа с трёх сторон (с задней и двух боковых) также наглухо начали зашиваться досками – получалась своеобразная ниша. Верхняя часть поставца имела полки, которые закрывались распашными или откидными дверками.

Такие поставцы предназначали, как правило, для хранения посуды и напитков. В верхнем отделении размещали наиболее ценную металлическую, в том числе серебряную, и стеклянную посуду, а на нижней полке, находящейся в цокольной части, начищенную медную посуду. Поставец был заимствован из церковного обихода, где являлся чисто алтарной мебелью, и лишь затем проник в мирскую жизнь. Такие ёмкости там назывались креденцей, иногда имели форму высокого сундука с горизонтальной верхней поверхностью. И только с течением времени такой сундук был приподнят и поставлен на высокие ножки. В наиболее ранних французских поставцах верхние части выполнялись в виде прямоугольного ящика, дощатые стенки которого соединены простейшей ящичной вязкой. Задняя и две боковые стенки ящика продолжались до пола и соединялись для жёсткости и прочности внизу ещё одной плоскостью, благодаря чему поставец стоял высоко над полом. Две, а иногда и три, передние дверцы, выполненные из сплошных толстых досок, крепились на ажурных железных петлях. Сами дверцы украшались орнаментом, выполненным в приёмах углублённой резьбы. Сверху над поставцом делался дощатый навес для защиты от золы и копоти всё ещё дымивших каминов. Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда.

В дальнейшем, с освоением рамочно-филёночной конструкции, поставцы начинают делать более сложной шестигранной формы, в которой явно прослеживается стремление мастеров облегчить пропорции, развить форму по вертикали, в том числе и за счёт верхних точеных декоративных элементов в виде фиал, или шпилей. В более поздних и обильно декорированных поставцах его боковые стенки опираются на тонкие витые колонки, которые в верхней части соединяются стрельчатыми арками. Передние три грани-стенки поставца имеют такие же арки, но без опор, заканчивающиеся повисающими в воздухе гирьками. Рёбра, образующиеся в месте пересечения граней стенок, украшаются резными островерхими готическими башенками, или фиалами. Стенки поставца составляются из нескольких рамок с филёнками. Рамки сильно профилированы с боков и сверху, что создает впечатление ниш, в которых глубоко помещены филёнки с резьбой на религиозные сюжеты. В других случаях филёнки заполнены или готическим растительным орнаментом, или масверком, или узором льняные складки, который будет весьма активно применяться наряду с орнаментами Ренессанса на мебельных объектах в XVI в.

В XV в. появляются большие и весьма громоздкие шкафы с двумя или четырьмя дверками (в виде двухъярусных шкафов), филёнки которых, как правило, украшены узором льняных складок.

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, однако всё ещё неохотно отделялась от стен, хотя часть такой мебели уже начинают свободно располагать в помещении. Длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространённой мебелью для сидения и лежания.

Сиденья табуретов и стульев приобретают разнообразные в плане формы – квадратную, круглую, прямоугольную, многогранную.

Характерной разновидностью готического кресла становится сундук, к которому была приделана очень высокая глухая спинка с глухими локотниками. Сиденье устраивалось обычно подъёмным, а спинка украшалась растительным орнаментом или масверком и завершалась ажурным готическим гребнем, фиалами, французскими лилиями и др. Передние и боковые филёнки ящика (сундука) такого кресла обрабатывались, как правило, льняными складками. Кресла ставились обычно около кровати и потому получили название прикроватных кресел. Они выполняли также роль домашнего клозета. Сиденье было дощатым, жёстким, нижний ящик мешал ногам при сидении, т.к. их нельзя было отвести назад, а резная вертикальная спинка не способствовала удобству сидящего человека. Эти кресла были весьма распространены во Франции, а в странах, лежащих к северу от нее, имели малое употребление.

Помимо кресел самое большое распространение имела такая мебель для сидения как табуреты, скамейки и стулья.

В бедных домах единственным видом сидений были, вероятно, табуреты, конструкция которых состояла из круглой или треугольной доски с тремя или четырьмя цилиндрическими или прямоугольными ножками. Изготавливались также табуреты более сложной формы с прямоугольным сиденьем, стоящим на боковых опорах, которые иногда украшались готическими стрельчатыми арками. Скамейки часто выполнялись в виде удлиненных табуретов с прямоугольным сидением для нескольких человек либо напоминали обычные сундуки, верхняя крышка которых была приспособлена для сидения. Такие скамейки имели высокую спинку и, как правило, ставились у стены. Существовали также скамейки с перекидной спинкой (с переметом), которые свободно размещались в помещении или устанавливались у камина. Известен также достаточно примитивный тип цилиндрического стула, который выполнялся на основе обычной бочки, к которой крепились несколько дополнительных деталей спинки. Использовались также и другие типы стульев, например, вращающийся стул (т.н. лютеранский), стулья (кресла) на трёх или четырёх ножках токарной работы, напоминающие места для сидения романской эпохи. Остальная мебель для сидения была намного совершеннее и лучше приспособлена для человека. Это были табуреты и стулья, выполненные на базе старинных Х-образных табуретов, стульев и курульных кресел. Такие места для сидения с перекрещивающимися опорными частями имеют старейшую родословную, ведя свое начало от Древнего Египта и античности.

Подобная мебель говорила о власти, которой обладал владелец стула или кресла, что подчёркивалось дополнительно специальным возвышением, на котором они стояли, а в некоторых случаях, ещё и балдахином.

Наиболее ранние из известных Х-образных табуретов могли складываться. Опорные части крепились перекладинами, верхние из которых стягивались ярко разукрашенными ремнями, образующими сиденье. В других случаях для того, чтобы получился стул, задняя опора делалась выше сиденья и превращалась в опору спинки. Дополнительное удобство такого стула достигалось с помощью войлочной обивки, подушки и скамеечки для ног.

Появившиеся в позднюю готику, особенно в Италии и Испании, Х-образные стулья и кресла лишь имитируют складную форму и представляют, по сути, уже мебель Возрождения, т. н. курульные кресла, в которых их боковые части возвышаются над сиденьем и являются своеобразными локотниками, соединенными иногда со спинкой. Такие кресла обильно украшались плоской резьбой, раскрашивались и золотились.

Со времен готики сохранилось крайне мало кроватей, в основном, из-за ветхости пышных драпировок. Кровати играли важную роль в выражении общественного статуса владельца, что видно, хотя бы, по сохранившимся многочисленным живописным произведениям той эпохи. В этот период парадные кровати в домах знатных вельмож считались одним из наиболее дорогих и престижных мебельных объектов и часто предназначались больше для показа, нежели для сна.

Подобно сундукам, кровати в странах Западной Европы необходимо было поднимать на возвышения для защиты от сквозняков и холодного сырого пола. Кровати в готическую эпоху, если они не были встроены в стену, имели полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный короб-навес, украшенный резьбой и росписью. Появились тёплые драпировки, которые можно было откреплять и упаковывать в сундуки во время переездов.

Конструкция готических столов подобна столам романского периода, правда, номенклатура их увеличилась. Самый характерный тип стола – это обеденный прямоугольный стол с сильно выступающей столешницей на двух дощатых прямоугольных боковых щитах-опорах. На этих щитах выполнялась плоская резьба с готическим орнаментом, а средняя часть имела проёмы, выполненные в виде одинарного или двойного готического храмового окна с его характерной формой, включая решётку переплета. Иногда в коробках подстолья делали глубокие выдвижные ящики. Боковые щиты внизу у пола стягивались специальным бруском или доской-проногой.

На основе такого типа стола впоследствии образовалась ранняя форма письменного стола с массивной поднимаемой столешницей, под которой в коробке подстолья было множество отделений и маленьких ящичков, а ниже располагалась скрытая от посторонних взглядов ёмкость. Такими типами столов, характерными, например, для Южной Германии и Швейцарии, пользовались торговцы и менялы вплоть до XVI в.

Традиционное ленточное переплетение или растительный готический орнамент, выполненный углублённой резьбой по дубу, заполняет собой столешницы этих столов. Дополнительный декоративный эффект достигается за счёт контраста этого широкого плоского резного орнамента, натёртого воском, и слегка заглублённого плоского фона. Боковые опорные щиты соединены горизонтальным бруском, наружные концы которого обычно запирались клиньями. Известны также столы, стоящие на четырёх косо поставленных ножках, соединенных проногами. Такие ножки, как правило, имели плоскую резьбу. В позднюю готику были известны и раздвижные столы. Начали появляться столы с прямоугольной и круглой столешницей, стоящие на одной центральной опоре. Столешницы столов начинают оклеивать шпоном. Известны попытки еще примитивной инкрустации.

Продолжали существовать заимствованные из романики столы в виде простого деревянного щита, который устанавливался на козлы или на две полые прямоугольные складывающиеся между собой рамы.

Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями. Наибольшим изяществом пропорций, украшений, а также соразмерностью частей отличалась французская мебель, для которой характерно большое количество типов сундуков, кресел с ящиками и высокими спинками, стульев, скамеек, поставцов, шкафов и др. Правда, в Северной Франции мебель находилась под сильным влиянием нидерландской мебели и имела весьма тяжёловесные формы, но была всё же прекрасно декорирована. Это влияние было обусловлено работой многих приезжих нидерландских резчиков по дереву. В других странах мебельная номенклатура была значительно беднее, и формы изделий отличались некоторым однообразием. Тем не менее, в Испании развитие мебельного искусства шло в русле французского направления готики, однако декор мебельных объектов, как, впрочем, и архитектуры, оказался под сильным влиянием арабо-мавританского стиля – своеобразного смешения геометрических мотивов, а также мотивов вьющихся растений с уже запутанными линиями ажурного орнамента поздней, пламенеющей, готики. Для испанской мебели характерна чрезвычайно сложная и богатая плоскостная отделка поверхности. К сожалению, кроме церковных скамей и стульев для клироса мы не знаем другой испанской мебели для сидения времени средневековья. В средневековой Испании процветала резьба по дереву, но применялись и другие виды декорировки. Например, сундуки обтягивали цветной или тисненой кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски.

В готику мебельное искусство Германии и Нидерландов было развито весьма высоко и также имело много общего с искусством Франции. В художественном отношении и конструктивно мебель была прекрасно выполнена. Материалом служили твёрдые породы дерева. Мебель, как правило, имела рамочную конструкцию с тонкими филёнками. В качестве украшений применяли прекрасные резные растительные элементы, свободный ажурный и складчатый орнаменты. Типичными мебельными изделиями являются высокие двухстворчатые шкафы с четырьмя, шестью или даже с девятью филёнками, а также буфеты лесенкой с балдахином и на высоких ножках. Столярная работа выполнялась очень тщательно, с большой точностью. Резные работы отличались тонкостью и изяществом. В Северной Германии, на Рейне, использовали качественную готическую мебель с угловым соединением в шип. Большие шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Заслуживает внимания высокий шкаф на ножках, украшенный складчатым орнаментом, а позднее – с растительным орнаментом на филёнках. Такие шкафы в большинстве случаев украшались декоративной ковкой. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи. Южнонемецкий стиль бы распространён в Альпийских странах (Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Верхней Австрии). Южнонемецкая мебель изготавливалась преимущественно из мягкой и полутвёрдой древесины, имела дощатую конструкцию и украшалась плоской резьбой.

Такая мебель была более разнообразной и по форме, и по декору, чем северная. Мебель украшалась ажурным орнаментом на растительные мотивы с завитками и лентами в технике плоской резьбы, выполненной на цветном основании и обогащённой фигурами животных и гербовыми щитами. Внутренние помещения имели деревянную обшивку с профилированными планками.

Такая технология убранства обстановки жилых помещений, включая мебель, неглубоким плоским резным орнаментом (Flachschnitt) с окраской, как правило, в красный и зелёный цвета, получила название тирольской плотницкой готики (Tiroler Zimmergotik). Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках. Это различные типы столов, кровати с балдахинами, украшенные богатой резьбой, сундуки, стулья, скамьи, встроенные в стену узкие шкафы для умывальных принадлежностей и другие мебельные объекты. Здесь мы видим первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации.

Южное направление готики захватило и Верхнюю Венгрию, где изготавливали прекрасную мебель. До нас дошли, прежде всего, предметы церковной обстановки: стулья для клироса, библиотеки, столы и т.д., имеющие простые формы, плоскую ажурную резьбу, роспись и позолоту.

Готический стиль на итальянскую архитектуру и мебельное искусство оказал весьма поверхностное влияние, что можно объяснить различиями условий жизни и климата.

В Италии, где по-прежнему чрезвычайно сильным было влияние античных традиций, готический стиль считался варварским; уже в самом названии его нашло выражение пренебрежения к чуждому по духу искусству северных стран. Готический стиль в Италии принёс свою орнаментику, но все острые готические углы были притуплены. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов. В XV в. в Венеции и Вероне деревянные сундуки украшались прекрасной ажурной резьбой с розетками и готическим лиственным орнаментом. Сундуки из Центральной Италии (Тосканы и Сиены, ок. 1400 г.) имели фигурную лепнину, которая расписывалась и покрывалась позолотой (стукко).

Готический стиль в Англии держался весьма значительное время. Принято разделять английскую готику на три периода: раннюю готику (1189–1307 гг.), декоративную готику (1307–1377 гг.) и позднюю, т.н. вертикальную, прямолинейную готику (1377–1590 гг.). Это как раз то время, когда в Италии уже было в полном расцвете Возрождение, а Англия ещё переживала готику третьего периода, которую англичане называют перпендикулярным стилем, получившем такое название из-за преобладания вертикальных прямолинейных линий конструктивных и декоративных элементов. В это время было принято зашивать стены помещений деревянными панелями рамочно-филёнчатой конструкции. Филёнки украшались резным орнаментом. Резьбой декорировались также внутренние деревянные перекрытия помещений. В ранний период английской готики мебель тяжеловесна, профили её просты и грубы. Основной декоративный элемент – складчатый орнамент. Позже в членениях мебели начинает ощущаться влияние архитектуры.

Английская мебель даже поздней готики отличается простотой конструкции и малым количеством украшений.

Главным мебельным универсальным объектом продолжает оставаться сундук. Как и по всей Западной Европе, каркас сундука состоит из толстых брусков, между которыми вставляются филёнки с плоской резьбой украшений. Каркас сундука также оковывается для прочности железными полосами, а над филёнками крепятся замки. Прототипом английского шкафа, как и везде в Европе, являются два поставленных один на другой сундука. Фасадная часть такого шкафа членится брусками каркаса на шесть ячеек-рам, в которые вставлены филёнки. Причём центральные филёнки более широкие, а боковые – узкие. Узкие боковые филёнки украшаются орнаментом с льняными складками. Рамы широких филёнок представляют собой дверки шкафа, навешенные на массивные и хорошо декорированные металлические петли.

Для английской мебели поздней готики характерны массивные кресла, каркас которых связан из толстых прямоугольных в сечении брусков, между которым в шпунт вставлены тонкие доски-филёнки, украшенные плоской резьбой. Филёнки спинки обработаны орнаментом масверк, а филёнки локотников и нижней части кресла – складчатым орнаментом.

Боковые стойки спинки и локотников дополнительно декорированы вертикальными стойками и шпилями. Помимо шкафов большое распространение в Англии получили низкие и широкие поставцы – coupe board. Столы в это время имеют, как правило, прямоугольную в плане столешницу и массивное подстолье, которое крепится к боковым щитам вместо ножек. Эти щиты и подстолье примитивно украшаются за счёт фигурно выпиленных краёв и неглубокой резьбы несложного растительного узора. Боковые опорные щиты столов часто скрепляются проногами, в наружные концы которых вставляются клинья.

Кровати имеют балдахин, который крепится на четырёх столбиках, являющихся своеобразным продолжением ножек. В нижней части ножки имеют четырехгранное сечение, а выше рамы кровати столбики обрабатываются резьбой с растительными мотивами в виде многогранников, разнообразных по форме перехватов и др. Головная спинка кровати делается высокой, а её пять филёнок украшаются резьбой невысокого рельефа.

В целом английская готическая мебель имела несложную конструкцию, элементы которой никогда не маскировались и использовались так же как декоративные элементы. Все узлы и сочленения ясно видны и понятны. Вся мебель делалась исключительно из дуба. В конце XV – начале XVI в. в Англии образуется смешанный стиль – своеобразный переход от готики к Возрождению, который получил название стиля Тюдоров. На готической конструкции начинает появляться классический узор.

Сквозной ажурный орнамент и особый вид арочных украшений ещё относятся к готике, однако по новой профилировке частей мебели, розеткам и другим мотивам уже заметно вторжение раннего Ренессанса. В большинстве случаев это относится к мебели, испытавшей на себе голландское влияние, например, шкафам для посуды. На филёнках самых разнообразных мебельных объектов начинают появляться гербы владельцев.

Влияние нового итальянского искусства Возрождения начинает проникать в Центральную Европу около 1500 г., прежде всего во Францию, где при королевском дворе работали итальянские художники. Французская мебель конца XV – начала XVI в. приобретает новый, совершенно своеобразный характер.

Декор этого времени в виде орнамента гротеска, например, здесь сочетается с готическими украшениями. По-прежнему в ходу накладные ажурные железные петли и замки. Одна часть филёнок поставца, например, украшается орнаментом льняные складки, а другая – гротеском. Передние опоры делаются в виде брусков, но дощатая задняя стенка продолжает опускаться донизу. Поставец продолжает быть шестигранным, но его передняя стенка делается шире боковых. Однако в Германии, например, поставцы, обычно отличались от французских более простой прямоугольной формой корпуса и отсутствием сплошной задней стенки. В их декорировке профильные изображения человеческих лиц в орнаменте гротеск иногда заменяются сильно выдвинутыми вперед скульптурными мужскими и женскими головами. Это было переходное время, когда в морфологии мебельных объектов начинает ощущаться конструктивная и композиционная ясность и определённость, а все членения и профили специально подчеркиваются и проявляются во внешней форме.

Готический стиль – важный этап в истории развития мебельных стилей. Было создано много новых типов мебели и воскрешена к новой жизни забытая античная мебельная техника. Столярное ремесло, с его живой оригинальной формой выражения в орнаментике, оказалось на подъёме. В готическом интерьере мебель всё ещё не совсем подвижна: многие её типы по-прежнему тяготеют к стенам или встроены в ограждающие конструкции, имеют тесную связь с архитектурой в плане заимствования её форм, характера их членений и декоративной отделки. Уже в период поздней готики столярное искусство было весьма развитым, что послужило основой для выполнения ещё более сложных задач в эпоху Возрождения.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – Москва: Архитектура-С, 2007

Готика 1: - Предыстория мира Готики

На материке, в южной его части, колонии Яркендара постигла участь метрополии. С той только разницей, что здесь в гражданскую войну оказались втянуты местные жители, и эта война переросла в войну религиозную, затянувшуюся на века. Поклонники Белиара победили, но большой ценой. Системы оросительных каналов, цветущие города и величественные храмы - всё обратилось в развалины. Поклонники Аданоса скрывались в горах и вели партизанскую войну. Ещё очень не скоро новое государство Варанта оправилось настолько, что начало угрожать соседям.
Уже после падения Зодчих на севере материка, в Нордмаре зародился и окреп культ Инноса. Пока южане резали друг друга во славу своих богов Иннос распространил своё влияние на центральную часть материка, где ещё помнили наследие Зодчих - бога Аданоса. Сюда же бежали с юга уставшие от войны поклонники Белиара и их враги. Тогда-то и сложилась система троебожия, принятая, кстати, только в Миртане.
Тем временем на острове Хоринис возникла и окрепла новая цивилизация. Толчок ей дали бежавшие из Яркендара Целители - одна из каст Зодчих. Характерной особенностью острова является его разделённость на изолированые локации. Нам известно три из них - Яркендар, Миненталь, и собственно Хоринис. Все они имеют выход к морю, но если Хоринис и Миненталь сообщаются через горный перевал, то Яркендар полностью отрезан от остального острова. Поэтому целителям пришлось воспользоваться неким "магическим порталом" для перехода в Хоринис. Мы можем предположить, что прибрежной частью локации Хоринис владели орки. Именно там встречаются их архитектурные сооружения, но в глубине локации ничего подобного нету. Именно там жили племена людей, теснимые орками, и деградировавшие до первобытного состояния. Целители принесли с собой письменность, воинское искуство, новые технологии и религию. (О прямой связи позднего Яркендара и Хориниса говорят многочисленные барельефы лика Аданоса на острове. Почти все старые постройки украшены этим ликом, что кстати противоречит официальному догмату об Аданосе, согласно которому Аданос не может быть изображён. Точно такой же лик на гробнице верховного жреца в Яркендаре.) Благодаря новому вливанию люди вытеснили орков в Миненталь. На Хоринесе родилось новое государство, причём начинали они не с нуля, а имея солидный багаж - наследие Зодчих.
Благодаря этому государство Хориниса быстро заняло лидирующие позиции среди людей и распространило своё влияние на материк. Выражалось это влияние прежде всего в письменности. Именно язык Целителей стал алфавитом для всего материка. Далее религия. Даже в глубине материка и поныне встречаются так называемые "друиды", почитатели Аданоса. Но Аданос - бог морской пучины, казалось бы никакого отношения к лесным жителям не имеющий! Однако мы знаем, что "монахи, умеющие превращаться в животных" жили в незапятные времена на острове Хоринис, в Минентале, на границе владений людей и орков. А Хоринис всегда был вотчиной Аданоса.
Итак мы имеем истоки нынешней цивилизации Мордрага: деспотия Варант с культом Белиара на юге материка, королевство Миртана с троебожием в центре, кланы нордрмарцев с Инносом на севере и остров Хоринис с культом Аданоса. Очевидно, что Миртана находилась под значительным влиянием Хориниса, но не следует ставить между ними знак равенства. Сравнивая Хоринис и Миртану мы видим значительные различия не только в религии, но и в государственном устройстве. Так в Миртане отсутствовала частная собственность на землю, и следовательно, феодальная аристократия. Вся земля принадлежала королю, а обрабатывали её мелкие арендаторы-фермеры. Король опирался на духовенство и военную аристократию. В Хоринесе наоборот, земля принадлежала феодалам, и именно они составляли опору власти. (Потомок древнего рода землевладельцев - помещик Онар из второй Готики. Что характерно, миртанцы-паладины его иначе как крестьянином не называют.)
А потом открыли свойства синей руды. Произошло это в Нордмаре. Король Миртаны Робар Первый(Святой) провел религиозную реформу в ходе которой вывел Инноса на первое место в тройке богов, тем самым вырвав Миртану из под влияния Хориниса, и создал орден паладинов, лордов среди аристократов, новую военную элиту. Паладины не были многочисленны, и для подавления неизбежного сопротивления им требовалась синяя (магическая) руда. На материке богатые залежи руды расположены в Нордмаре, то есть не на територии Миртаны. Ради обладания этим стратегическим ресурсом был завоёван Хоринис (воевать с Нордмаром не позволяли идеологические причины). Кстати, завоевание Хориниса было довольно жестоким. Большинство населения было уничтожено или отправлено на рудники. Все упоминания о былой независимости Хориниса стёрты. Оставшимся внушили новую религию, и даже заставили думать, что барельефы лика Аданоса - изображения Инноса, иначе зачем они на монастыре магов огня?
Наследник Робара Святого, Робар Второй, очевидно был слабее предшественника. Он не смог контролировать военную аристократию, но сам попал под влияние военных. Не имея земельных наделов аристократы могли обогащатся только войной, и королевство оказалось втянуто в войну ради войны. Ничем другим изнурительные походы в Варант обьяснить нельзя. А уж завоевание Нордмара! Совершенно естественно ослабленое королевство пало под натиском орков. Король оказался осажден в своей столице, причем оркам просто недосуг его оттуда выбить. Приближённым короля остаётся только утешать его рассказами о том, что оркам помогал сам Белиар! ну или его демоны по крайней мере. Но скоро грядёт Избранный Инноса! И будет нам счастье.

Значение слова «Готика» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.

Поделиться значением слова:

ГОТИКА, -и, ж. Стиль средневековой западноевропейской архитектуры, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений. || прил. готический, -ая, -ое. Готическая архитектура. Г. шрифт (латинское письмо с угловатыми, вытянутыми и заостренными буквами).


Ударение: го́тика ж.

  1. Архитектурный стиль европейского средневековья, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием витражей и скульптурного орнамента.
  2. разг. Произведения архитектурного, скульптурного, орнаментального искусства, созданные в таком стиле.

ГО́ТИКА, готики, мн. нет, ·жен. (·нем. Gotik). Особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья, характеризуемый стрельчатыми арками.

(от итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Зап., Центральной и отчасти Вост. Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.

стиль

го́тика,
го́тики,
го́тики,
го́тик,
го́тике,
го́тикам,
го́тику,
го́тики,
го́тикой,
го́тикою,
го́тиками,
го́тике,
го́тиках

и, мн. нет, ж.

Стиль западноевропейского средневекового искусства, гл. обр. архитектуры, где он характеризуется остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием орнамента. | Термин г. возник в Италии в эпоху Возрождения как отрицательная характеристика искусства всего средневековья, представлявшегося тогда "варварским"; отсюда связь с готами, которых деятели Возрождения счита-ли варварами, разрушившими античный Рим.||Ср. АМПИР" title='АМПИР, АМПИР это, что такое АМПИР, АМПИР толкование'>АМПИР, БАРОККО" title='БАРОККО, БАРОККО это, что такое БАРОККО, БАРОККО толкование'>БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ" title='КЛАССИЦИЗМ, КЛАССИЦИЗМ это, что такое КЛАССИЦИЗМ, КЛАССИЦИЗМ толкование'>КЛАССИЦИЗМ, МОДЕРН" title='МОДЕРН, МОДЕРН это, что такое МОДЕРН, МОДЕРН толкование'>МОДЕРН, РОКОКО.

Поделиться значением слова:

Что было готическим периодом? (с иллюстрациями)

Часовня Королевского колледжа Кембриджского университета - образец готического собора.

Период готики простирался с 12 по 15 век Анно Домини (н.э.) в Европе. Это было французское художественное движение, которое породило множество художественных произведений самых разных видов, но наиболее известно своей модой и новаторским и уникальным стилем архитектуры.Готический период развился из романского периода, и многие исторические европейские церкви построены на основе этого движения. Этот период является художественным периодом, непосредственно предшествующим знаменитому периоду искусства, известному как Ренессанс, который начался в Италии и пришелся на период с 15 по 17 века.

Собор Нотр-Дам де Пари - известный образец готической архитектуры.

Известных зданий в готическом стиле много, но среди них Собор Нотр-Дам в Париже, Франция, Кельнский собор в Германии и базилика Сан-Франческо д'Ассизи в Италии. После постройки оригинальных построек периода готики, готический стиль пережил возрождение в 16 веке, что еще больше расширило архитектурный облик того периода. Вот почему некоторые ранние американские церкви построены в готическом стиле, когда поселенцев в этот период еще не было в Америке.

Собор Нотр-Дам в Париже - один из самых известных в мире образцов готической архитектуры.

Готическая архитектура отличается тягой к свету, высоким аркам и вертикальным строениям.В этот художественный период в церквях приобрели популярность большие, красочные и ярко освещенные солнцем витражи. Многие готические здания украшены гобеленами внутри и снаружи - заостренными шпилями, которые поднимаются высоко в небо с крыш этих зданий.

Стиль готического искусства многими считался грубым, варварским и грубым по сравнению с произведениями классического искусства прошлого.Критики резко высказались против художников-готиков до того, как этот стиль стал общепринятым. Известных художников, которые работали в готический период, было много, но среди них были французский художник Жакемар де Хесдин, польско-немецкий художник Ян Полак и немецкий скульптор Вейт Штосс.

Модные женщины в период готики часто носили заостренные головные уборы, похожие на пару задрапированных рогов, а их волосы были туго зачесаны назад со лба.Открытые волосы часто носили длинными и распущенными и украшали ободком с цветочным рисунком. Мужчины носили узкие чулки с майками, покрытыми драпированными пышными декоративными рубашками, известными как дублеты, которые иногда были вышиты.

Европа за это время испытала много войн и страданий.Готический период - это художественный период, совпавший с пиком бубонной чумы, более известной как Черная смерть, в Европе. Это также совпадает со Столетней войной.

готическое искусство | Британника

Архитектура была самой важной и оригинальной формой искусства в готический период.Основные структурные характеристики готической архитектуры возникли в результате усилий средневековых каменщиков по решению проблем, связанных с поддержкой массивных потолочных сводов из каменной кладки на широких пролетах. Проблема заключалась в том, что тяжелая каменная кладка традиционного арочного сводчатого свода и пахового свода оказывала огромное давление вниз и наружу, которое, как правило, толкало стены, на которые опирался свод, наружу, тем самым разрушая их. Таким образом, вертикальные опорные стены здания должны были быть очень толстыми и тяжелыми, чтобы сдерживать толчок ствола ствола наружу.

Средневековые масоны решили эту сложную задачу около 1120 года с рядом блестящих нововведений. Прежде всего, они разработали ребристый свод, в котором арочные и пересекающиеся каменные ребра поддерживают сводчатую поверхность потолка, состоящую из простых тонких каменных панелей. Это значительно уменьшило вес (и, следовательно, тягу наружу) потолочного свода, и, поскольку вес свода теперь переносился в дискретных точках (ребрах), а не вдоль непрерывного края стены, отдельные широко разнесенные вертикальные опоры для поддержки ребер могли заменить сплошные толстые стены.Круглые арки цилиндрического свода были заменены заостренными (готическими) арками, которые распределяли тягу в большем количестве направлений вниз от самой верхней точки арки.

Поскольку комбинация ребер и опор освободила промежуточные пространства вертикальных стен от их поддерживающей функции, эти стены можно было сделать тоньше и даже открыть с помощью больших окон или другого остекления. Решающим моментом было то, что внешняя тяга сводов с ребристым потолком передавалась через внешние стены нефа, сначала к прикрепленному внешнему контрфорсу, а затем к отдельно стоящему пирсу с помощью полуарки, известной как летающий контрфорс.Аркбутан прислонился к верхним наружной части ступицы (таким образом, противодействующей наружу тяг в хранилище), перешел на низких боковых проходы нефа, и прекращаются в автономном контрфорсном пирсе, который в конечном счете, поглощаемой тягу к потолку хранилища.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Эти элементы позволили готическим каменщикам строить намного более крупные и высокие здания, чем их романские предшественники, и придавать своим строениям более сложные планы местности.Умелое использование аркбутанов позволило построить чрезвычайно высокие тонкостенные здания, внутренняя структурная система которых из столбчатых опор и нервюр усиливала впечатление высокой вертикальности.

Можно выделить три последовательных этапа готической архитектуры, которые соответственно называются ранней, высокой и поздней готикой.

Эта первая фаза длилась с зарождения готического стиля в 1120–1150 годах до примерно 1200 года. Сочетание всех вышеупомянутых структурных элементов в единый стиль впервые произошло в Иль-де-Франс (регион вокруг Парижа), где проживало процветающее городское население. имел достаточно средств, чтобы построить великие соборы, воплощающие готический стиль.Самым ранним сохранившимся готическим зданием было аббатство Сен-Дени в Париже, строительство которого началось примерно в 1140 году. Сооружения с такими же точными сводчатыми потолками и цепочками окон по периметру вскоре были начаты с Нотр-Дам де Пари (начат в 1163 году) и Лаонского собора (начался в 1163 году). 1165). К этому времени стало модным обращаться с внутренними колоннами и ребрами так, как если бы каждая из них состояла из нескольких более тонких параллельных элементов. Была разработана серия из четырех дискретных горизонтальных уровней или этажей в интерьере собора, начиная с аркады на уровне земли, над которой проходили одна или две галереи (трибуна, трифорий), над которой, в свою очередь, проходил верхний, с окнами, рассказ, называемый фонарём. .Колонны и арки, используемые для поддержки этих различных фасадов, внесли свой вклад в суровую и сильно повторяющуюся геометрию интерьера. Постепенно развивался оконный узор (декоративные ребра, разделяющие оконный проем), наряду с использованием витражного (цветного) стекла в окнах. Типичный французский раннеготический собор заканчивался на восточном конце полукруглым выступом, называемым апсидой. Западный конец был гораздо более впечатляющим: широкий фасад с многочисленными окнами и остроконечными арками, с монументальными дверными проемами и увенчанный двумя огромными башнями.Длинные стороны фасада собора представляли собой непонятное и запутанное множество опор и контрфорсов. Основная форма готической архитектуры в конечном итоге распространилась по Европе в Германию, Италию, Англию, Нидерланды, Испанию и Португалию.

В Англии фаза ранней готики имела свой особый характер (воплощенный в соборе Солсбери), известный как стиль ранней английской готики ( c. 1200–1300). Первым зрелым образцом этого стиля был неф и хор Линкольнского собора (начат в 1192 году).

Церкви ранней английской готики во многих отношениях отличались от своих французских собратьев. У них были более толстые и тяжелые стены, которые не сильно изменились по сравнению с романскими пропорциями; подчеркнутые повторяющиеся молдинги по краям межкомнатных арок; экономное использование высоких, тонких, остроконечных стрельчатых окон; и опоры нефа, состоящие из центральной колонны из светлого камня, окруженной множеством более тонких колонн из черного мрамора Пурбек.

Ранние английские церкви также установили другие стилистические особенности, которые должны были отличать всю английскую готику: большая длина и мало внимания к высоте; почти равный акцент на горизонтальных и вертикальных линиях струн и возвышенностей интерьера; квадратное окончание восточного торца здания, а не полукруглый восточный выступ; скудное использование аркбутанов; и фрагментарная, асимметричная концепция плана здания церкви.Другими выдающимися примерами раннего английского стиля являются неф и западный фасад Уэллсского собора ( c. 1180– c 1245), а также хоры и трансепт Рочестерского собора.

Западный фасад Уэллсского собора, Сомерсет, Eng.

А.Ф. Керстинг

готический период

  • 1.Лекция № 1: Введение в архитектуру от античности до готического периода

2. Искусство раз в неделю Введение в историю искусства для студентов-христиан.Kay Mash AragonaCalvary Lutheran School Даллас, Техас 3. Изучение архитектуры открывает возможность насладиться зданиями с пониманием их назначения, значения и очарования. Сэр Баннистер Флетчер, автор книги «История архитектуры 4. Хронология древней архитектуры» 900-1100A2600BC 575BC400BC 1-99AD 330AD 476AD532AD D Византийская Зиккуратная архитектура императора Константина Иштара в романском стиле перемещает столицу в архитектуру ворот КонстантинопольПарфенонАгиаПирамиды Софииат Гизы Падение Колизея Рим 5.Что такое архитектура? Архитектура - это стиль или характер здания. Архитектура в стиле ар-деко Даллас, Техасский ярмарочный парк 6. Великая пирамида в Гизе, Великая 2,3 миллиона блоков из известкового камня Пирамида в 2600 г. до н. . JЗиккураты Мезопотамии Ступенчатые пирамиды, построенные в Месопотамии (нынешний Ирак и Иран) шумерами, ассирийцами и вавилонянами 8. Большой зиккурат Ура J, построенный в 2100 г. до н. Ворота реконструированы в Пергамском музее в Берлине, Германия, из оригинальных артефактов 10.Ворота Иштар (575 г. до н.э.): один из входов в древний город Вавилон, посвященный вавилонянам. Посвященный богине Иштар 11. Древние греки, известные своими храмами и театрами под открытым небом. Колонны определили стиль храма. обрабатывается как ремесленник 12. Древнегреческая архитектура Фронтон Капитал КапиталДорическая колонна Коринфская колонна Ионическая колонна 13. Дорическая колонна капитель 14. Ионическая капитель 15. Коринфская колонна 16.Фронтон Храм греческой богини J, Фриз Афины архитрав Дорические колонны Парфенон, Афины в натуральную величину, Скульптуры Греции, которые когда-то украшали греческую архитектуру: фронтон можно найти в Британском музее V века до нашей эры в Лондоне. 17. Остаток фронтона J Дорические колонны Остаток фриза Остаток архитектуры 18. Греческий храм с дорическими колоннами 19. К какому типу относятся эти колонны? J 20. J К какому типу относятся эти колонны? Ионические колонны 21. Римский город Морской порт Остия Антика основан в 620 г. до н.э. как военно-морская база J Позднее торговый центр и кладовая Рима 22.Хронология древней архитектуры 900–1100 гг. в 432 г. до н.э., затем перестроен во II веке в РимеAD J Используется как церковь с VII века; здесь похоронен художник Рафаэль. 42-метровый купол во Флоренции (1436 г.), вдохновленный Брунеллещами, первый крупный купол, построенный в Западной Европе со времен поздней античности 25.PantheonJ потолок - все еще самый большой неармированный бетонный купол в мире. 26. Кессонный потолок (утопленные панели) Oculus уменьшает вес всего внутреннего света в крыше, а также охлаждения и вентиляции. Это также помогает уменьшить кессонный вес потолка на крыше. Построен из бетона 27. Римская архитектура J Колизей в Риме, Италия Основан на греческой архитектуре. Римский кирпич, покрытый мрамором. Построен при римских императорах, Веспасиане и Тите 1-99 г. заполнитель (щебень, щебень, бетон и т. д.)), связующего, такого как пуццолона (вулканическая пыль) или гипс, и вода. Римляне формовали бетон для арок и сводов, фундаментов, патио, противопожарных потолков и гавани Пантеонструктуры потолка: римляне покрывали бетонный бетон кирпичом или лавовым камнем, чтобы сделать его более привлекательным 29. Римские строительные материалы: JRoman BrickРоманы использовали кирпичи во многих зданиях и перенесли свои знания о производстве кирпича в другие завоеванные ими земли, включая Британию. 30. Римские акведуки - сложная система, используемая для того, чтобы аркады (арки) переносили воду, из которых поддерживали отдаленные районы к акведукам. Большинство акведуков римского акведука находились под землей. Сеговия, Испания.Хронология древней архитектуры 900- 1100A2600BC575BC400BC 1-99AD330AD476AD532AD DByzantinearchitectureThe Иштарский Император Романские ворота Архитектура Константина перемещает столицу в Константинополь Пирамиды Святой Горы Парфенон София в Гизе Падение Рима Колизей говорил 32. Со временем Восточная Италия разделилась на части, Восточная Греция стала частью Восточной Греции. Не так богат, как византийская столица восточной архитектуры, расположенная в Риме и других городах Италии 33. Константин, язычник, незадолго до того, как вступил в битву с императором Максенцием за контроль над Римской империей, увидел в небе Чи-Ро.В этом знаке вы будете. После того, как он победит, он выиграет битву Константина, сказал Иисус Императору в Константиновском сне. стал христианином. Константин Великий Чи-Ро: христианин Петр Поль Рубенсимвол с 1-м 2 греческими буквами слова, Христос 34. Император Константин перенес столицу Римской империи из Рима в Византию (переименованный в Константинополь) в 330 году нашей эры. Император Константин прощается с христианством, Рим! построил много церквей Привет, Византия! в том числе 1-й собор Святого Петра в Риме.Император Константин созвал христианских епископов в 325 году нашей эры в Никее, чтобы разрешить религиозные споры о природе Иисуса. Результатом стал Никейский бюст императора Константина Веры. 35. В Константинополе собор Святой Софии, построенный в 532-537 годах нашей эры, был лучшим образцом византийской архитектуры и оставался крупнейшей христианской церковью в мире в течение тысячи лет. J БосфорАЗИЯ Река Айя-София, как отдельная часть, возникла на европейском континенте со времен императора Азии Константина. Этот образец византийской архитектуры был построен всего за 5 ЕВРОПЕЙСКИХ лет.36. Византийская мозаика вместо искусства и архитектуры. Резьба по множеству куполов. Название Святой Софии означает «Мудрость мозаики в церкви Хора», Бог Стамбул, Турция 37. Византийская мозаика J представляет собой изображения, созданные из маленьких кусочков цветного камня или стекла Равенна, Италия, известная нападениями римских войск, римские войска 38. Японские силы в 474AD. 39. Падение Константинополя - 1453 г. 50 000 исламских войск Османской империи сражались с 8 500 византийскими христианами. Когда османский лидер султан Мехмед II вошел в город, он помолился в соборе Святой Софии, а затем приказал превратить его в исламскую мечеть.40. После того, как Константинополь был завоеван мусульманами, обращенными в исламскую мечеть, были удалены колокола, алтарь и иконостас, добавлены христианские мозаики, нанесенные поверх минаретов. Минареты были добавлены в список мусульман Стамбула. 1000 лет В 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами, и султан Мехмед II приказал превратить церковь в мечеть. Мусульмане убрали колокола, иконостас, собор Святой Софии и алтарь, а также добавили фанерные панели с арабскими стихами.42. JInterior, Собор Святой Софии, Стамбул, Турция 43. Хронология древней архитектуры 900–1100A2600BC575BC400BC 1-99AD 330AD 476AD532AD DByzantinearchitecture Средневековый император Константин Иштар в романском стиле перемещает столицу в архитектуру ворот Константинополя, Парфенон Романская архитектура. Архитектура в Англии называется Норманской архитектурой. Архитектура средневековой Европы (10–12 вв.). Скругленные арки. В 12 веке превратились в готическую архитектуру 45.Романская архитектура Толстые стены Закругленные арки Ломбардная полоса Бочкообразные своды Остроконечная арка или ребристый свод 46. Шевронная форма Зигзагообразная лепнина, используемая в романской (нормандской) архитектуре 47. Романская архитектура Простая планировка пола романской церкви по сравнению с готическими церквями 48. Ломбардная полоса: ромбовидная арка на внешней стороне зданий в романском стиле J 49. Хронология архитектуры330AD476AD532AD 900-1100AD 1100-1600 гг. Средневековье Византийская архитектура ГотикаЭмпероархитектура Константин перемещает столицу Римской империи Священную Римскую архитектуру Нотр-Дам в ПарижКонстантинопольСобор Святой Марии в СофииКёльн Рим Падение Саллис 50.Закругленные арки (романский) Готика J заменена остроконечной архитектурой Арки (готика) Города соревновались в создании самых высоких церквей Некоторые церкви рухнули, убив множество витражей; ослабленные стены; для поддержки очень высоких стен были добавлены летающие контрфорсы. АпсидаРозовое окно Строительство началось в 1163 году. Одно из первых зданий, в котором использовались аркбутаны 54. Собор, библиотека, оригинальная копия Магны, 404 фута высотой, шпиль вольностей в Салисбери, J Собор, Готический собор с самым высоким шпилем в Англии, Уникальная церковь, потому что в отличие от большинства готических церквей того времени, она подписывает это Вещь? была построена за одно поколение King (1220-1258) без дополнений Джона МагныCarta 1215 55.Кафедральный собор в Кельне, Германия Еще один пример готической архитектуры. Основание церкви было заложено в 1240-х годах. Церковь не была завершена, пока не прошло более 600 лет.

Английская готика - украшенный период

Украшенный готический свод

Период украшений (1280-1380) - это вторая фаза готической архитектуры в Англии (чтобы узнать о зарождении английской готики, см. Нашу статью о раннем английском периоде). Другие распространенные названия, используемые для обозначения этого периода: со средним острием , криволинейный , геометрический и яркий .

Все эти термины относятся к форме оконных перемычек и оконного узора, которые стали намного более замысловатыми и, ну, ну, «украшенными»! Форма зданий кардинально не изменилась, скорее, Украшенный период был периодом эволюции, а не революции.

Широкое распространение аркбутана для распределения нагрузки на стены и крышу сделало возможным использование более широких и высоких окон, а с увеличением размеров произошло соответствующее увеличение декоративных элементов в оконной головке.

Более сложные образцы каменных сводов также означали, что стены должны были нести меньший вес и тягу здания, поэтому оконные проемы в стенах были свободны для выполнения более декоративных функций.

Эксетерский собор

Простые геометрические формы раннеанглийского периода уступили место сложным кривым; наиболее очевидна арка ogee. Ogee сочетает в себе выпуклую и вогнутую кривую в одной арке. Эта двойная кривая является основой большей части криволинейного узора, который стал настолько популярным в 14 веке.

Своды раннеанглийского периода стали светлее, и короткие ребра выросли из основных ребер, образуя звездообразные узоры, которые были как декоративными, так и структурными. Место, где соединялись ребра, стало центром декоративных штрихов, таких как подвесные ручки, гротескные лица или листва.

Как и в предыдущий раннеанглийский период, резьба в декорированный период сосредоточена на узорах листвы, хотя декорированные узоры более округлые, чем раннеанглийские.Используется более широкий выбор листьев; с плющом, дубом, розой и виноградными лозами впереди. Фигуры животных, птиц и людей перемежаются листвой, и все формы более естественны и менее формальны, чем в раннем английском.

Другими распространенными элементами декоративной резьбы являются цветок-шар (частично раскрытый цветок, расположенный на сфере внутри полой лепнины) и симметричный четырехлистный цветок. Гробницы и памятники в церкви часто покрыты резьбой из листвы. Эволюция колонны продолжалась, хотя поразительного изменения формы не произошло.Скорее, колонны стали более тонкими, а отдельно стоящие валы раннеанглийского периода уступили место группам колонн, составляющих более крупные опоры.

Краткий обзор декорированной готики

~ охватывает период 1280-1380 гг.
~ тщательно изогнутый узор
~ более широкие окна, лучшее освещение
~ богато окрашенные витражи
~ повышенное использование кирпичей
~ натуралистическая изогнутая резьба

Хотя камень по-прежнему был самой популярной строительной средой, определенно для церквей и домов зажиточных людей, кирпич впервые со времен ухода римлян нашел свое распространение.

Эти кирпичи были привезены из Нидерландов, где они были довольно популярны и произвели наибольшее впечатление в Восточной Англии из-за простой географической близости к источнику. Кирпич использовался почти полностью для светских построек, да и то не получил широкого распространения.

Заметная грань светской архитектуры - рост массивных каменных домов нового класса зажиточного купца. Хотя они и не принадлежали к тому же классу, что и замки-дома великих баронов, больше торговцев были достаточно богаты, чтобы строить менее скоропортящиеся материалы, и многие из этих купеческих домов сохранились.

Период украшений мало повлиял на архитектуру замка. Действительно, немногие замки принадлежат исключительно к этому периоду. Многие более ранние замки были расширены за счет добавления навесных стен, зубцов и сложных барбаканов и ворот.

Крепость перестала быть основным жилым помещением и была передана под склад и тюрьму. Вместо этого в XIV веке строятся большие залы и множество более полезных домашних построек внутри сложной серии внешних оборонительных сооружений.

Основные примеры стиля украшения в Англии:
Личфилдский собор
Эксетерский собор

Связанные:
Средневековая архитектура - обзор
Ранний английский
Период перпендикуляра

статья © Дэвид Росс и British Express
Иллюстрации основаны на иллюстрациях из замечательного тома «Книга британской архитектуры наблюдателя» Джона Пенойра и Майкла Райана, Лондон, 1951 г.

Готический период, стиль внутренней отделки, цвет мебели, влияет

Готический период

Готический стиль оформлен под влиянием римской и средневековой архитектуры.Первоначальный период его проектирования был с 1150 по 1550 год, но в 19 веке его возродили викторианцы.

Готический дизайн был первым истинно церковным стилем и символизировал победу католической церкви над язычеством в Европе. Новая эра парящих соборов означала появление новых методов строительства, способных выдержать этот огромный вес.

Готический стиль

Стиль

имеет религиозную символическую основу - подумайте о старых, богато украшенных церквях, и вы будете на правильном пути.Преобладали остроконечные арки и витражи в сложных трилистниках или розах, открытые деревянные балки, большие внушительные камины и имитирующее освещение свечей завершали церковный стиль. Было сильное вертикальное влияние, поддерживаемое высокими арками и вершинами архитектуры. Свет также был важен, поскольку окна становились все более и более открытыми, а свет и воздух хлынули в некогда мрачные церкви романского периода.

Готическая мебель

Мебель массивная, дубовая, украшенная готическими мотивами.Стулья, каркасы кроватей, шкафы были прочными, с арками, спиралевидными ножками и богатой обивкой темных цветов. Завершает образ старая церковная мебель, такая как скамьи, скамейки и топчаны. В качестве приемлемой альтернативы можно использовать репродукцию викторианской готики и мебель эпохи искусств и ремесел, поскольку многие из тех же мотивов пересекаются.

Готический цвет

Цвета викторианской эпохи были насыщенными и темными. Фиолетовый, рубиновый, черный, охра, зеленый лес и золото дополнили тяжелую мебель и богатый дизайн.Обои были богато украшены и украшены живыми цветами и листвой. Также популярны были архитектурные элементы тромп-л'оэйл или трафареты. Стены были окрашены в плоские цвета, чтобы изображать камни, и часто покрывались гобеленами, особенно гобеленами. Очевидно, витражи были важной особенностью, и они идеально сочетались с оловянными изделиями, кованым железом, доспехами и свечами. Декоративные ребра или карнизы были обычными и искусно вырезанными. Повсюду были видны геральдические эмблемы.

Готические мотивы

Церковь находится под сильным влиянием готического дизайна, и этот средневековый церковный стиль ярко просвечивает. Архитектурное влияние в основном оказали римский и средневековый дизайн с изысканной резьбой по дереву и открытым узором.

Известные дизайнеры готического стиля

AWN Пугин

Уильям Берджес

Джордж Гилберт Скотт

Аббат Сугер

Герберт Минтон

Дополнительная информация о стилях и периодах оформления интерьеров

Стили и периоды
История мебели
Стили декорирования
Историческое оформление
Что такое стиль?

Нравится:

Нравится Загрузка.

готический период, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения готический период
готический период, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения готический период | Depositphotos®Красивая темная модная параГотическая девушкаЭскиз мистической женщины в красивом декоративном платье, вдохновленный дизайном среднего возраста. Персонаж в викторианском стиле в стиле стимпанк, Базилико Вото, Национальный, Кито, ЭквадорКрасивая кавказская девушка в стиле рококоПериодическое платьеВикторианский костюмный персонаж в тростнике и кожаных сапогахКрасивая кавказская девушка в стиле рококоДевушка в образе жены турецкого султана Таинственное и волшебное изображение старинной короны и книги на готическом черном фоне.Концепция средневекового периодаКрасивая кавказская девушка в стиле рококоКрасивая кавказская девушка в стиле рококоКрасивая кавказская девушка в стиле рококо красивая кавказская девушка, одетая в стиле рококоКонцепция средневекового периодаПортрет ведьмы в плаще с книгой Эскиз мистической женщины в красивом орнаментальном платье, вдохновленный дизайном среднего возраста. Башня мира, Центральный блок, Парламентский холм, Оттава, Канада. Девушка с тыквой. Девушка в образе жены турецких султанов. Девушка в образе турецких султанов. Жена Витражи - Старый собор Святого Павла, Веллингтон, Новая ЗеландияКрасивая кавказская девушка, одетая в стиле рококоСтарая церковь в парке БудапештаКрасивая кавказская девушка, одетая в стиле рококоСтарый собор Святого Павла, Веллингтон, Новая Зеландия Синагога Нови-Сад - одна из четырех синагог, которые существуют сегодня в образе старинных книг. с латунными застежками.средневековый период фэнтези и религиозная концепцияКорона с красными драгоценными камнями в рукахКрасивая кавказская девушка, одетая в стиле рококоКрасивая кавказская девушка в стиле рококоРисунок в орнаментальном платье, карандашный набросок на бумаге, сепия и винтажный эффект.Женщина, рисунок в орнаментальном платье, карандашный набросок на бумаге, сепия и винтажный эффект. Двери в Риме Рисунок женщины в орнаментальном платье, карандашный набросок на бумаге, сепия и винтажный эффект.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *