Гусары фото – Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 6. Армейцы-12: humus — LiveJournal

Очаровательные франты минувших лет… Гусары и кавалергарды.


Слово гусар происходит от венгерских слов husz («двадцать») и ar («подать»). Гусары – это легкая кавалерия XV-XX веков.
История появления гусаров следующая:

В 1458 году венгерский король Матвей Корвин (Матьяш Корш) приказал образовать новый вид кавалерии для участия в войнах с турками. Этот вид ополчения составляли дворяне. В гусары должен был идти каждый 20-й дворянин с 1/20 частью своих вооруженных людей – оттуда и пошло слово гусар.
После распада Венгерского королевства в 1540 году гусары начали распространяться по Европе, гусарские войска начали появляться в армиях других стран.
В России гусары появились еще при царе Михаиле Федоровиче Романове и состояли сначала из вербованных немцев и поляков.Только во время правления Екатерины II гусарские части стали почти полностью состоять из русских солдат, а также из русских офицеров. Эта традиция была окончательно закреплена Павлом I и действовала до самого падения империи.При Екатерине II гусарство оформилось как «идеология», которая вошла в русский менталитет и культуру. В те времена в составе гусар начали появляться люди, которые являлись представителями интеллектуальной элиты своей эпохи. Впервые сформировался образ гусара.


0.Л. Кипренский. Портрет полковника лейб-гвардии Гусарского полка Дениса Давыдова 1809 г


Джорж Доу. Денис Давыдов

Образ гусара хорошо знаком и узнаваем. В народной памяти осталось представление о гусарах, как о героях-любовниках, больших любителей женщин (вспомним легендарного поручика Ржевского) , любителей вина (особенно шампанского, пить которое по-гусарски – значит, из горла) и карточных игр.

Кроме этого гусары известны своей отчаянной храбростью, гусарским задором, находчивостью, бесшабашностью и героизмом.
Образ гусара развивали и популяризировали Денис Давыдов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой.
Русскую культуру можно считать вместилищем гусарства. Гусары существовали во многих странах, но ни одна из этих стран (кроме, разве что, родной для гусарских войск Венгрии) не приняла гусарство, как часть национального менталитета так, как это произошло в России.


( художник?)


Мадатов Валериан Григорьевич—(Мадатян Ростом)
Ковалерийский генерал-лейтенант.
Герой Отечественной войны 1812 года. «Русский Мюрат»


. К. Е. Маковский. Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г.А. Бобринского.1879 г.

К Отечественной войне 1812 г. в России насчитывалось 12 гусарских полков, а к 1833 – 14 гусарских полков, а также 2 гвардейских.
В 1882 году было решено переименовать гусарские полки в драгунские. После этого в России из гусарских полков осталось только 2 гвардейских.
В 1910 г., через несколько лет после поражения России в русско-японской войне царь Николай II восстановил гусарские полки, их прежние названия и форму, чтобы «возродить» дух Русской армии. Таким образом, на 1914 г. всего существовало 18 гусарских полков, не считая двух гвардейских.


П. Е. Заболотский. Портрет корнета Клястицкого Гусарского полка Н. А.Томилова. 1837 г.


А. Клюндер. Портрет полковника лейб-гвардии Гусарского полка Н. И. Бухарова.1838 г


(художник?)


Неизвестный художник. Портрет корнета Владимирского уланского полка.Около 1832 г.


Александр Аверьянов. Русский гусар.


Атака гусар Кульнева у Клястиц 20 июля 1812 г. 1900-е хромолитография


Гусары в бою. Художник Виктор Болтышев

осле 1917 года возникло несколько полков Красных Гусар. Командиром одного из них был избран  унтер-офицер 13 Нарвского полка С. Д. Фандеев. Красные гусары особенно отличились летом 1919 года, когда Советская республика боролась с войском адмирала Колчака. Боевой путь полка пролёг по прикамским и уральским степям, от Уржума и реки Вятки до города Ялуторовска и реки Исеть.

1-й Красногусарский полк, он же полк «Красные гусары», командир С.Г. Фандеев

ходил в состав 30-й стрелковой дивизии, Сводного кавалерийского отряда (конной группы) Томина 3-й армии Востфронта, 10-й кавдивизии 3-й армии (1-й Рев. Армии труда), 10-й кавдивизии 3-го конкорпуса Гая Запфронта, в числе последних перешел  немецкую границу и был интернирован.

Тому предшествовали жаркие бои, когда красные конники пытались прорваться к своим товарищам. Комиссар Стального кавполка, воевавшего бок о бок с гусарами, писал в своём дневнике в период жарких боёв с белополяками: «Гусарские фуражки краснеют за валом, их сабли блестят, как молнии, в воздухе, треск пулеметов по временам сменяется залпами, и мы несемся вперед, туда, где вход в Варшаву-Плоцк».

Кавалергарды, век не долог…

«Мы не стремимся быть первыми, но не допустим никого быть лучше нас» — эти слова графа А. И. Мусина-Пушкина вполне могли бы стать девизом кавалергардов.

Созданный Петром Великим, этот привилегированный полк не стал лишь «парадным войском». Свою честь и славу снискал он на полях сражения, обесмертив себя в сражениях под Аустерлицем, Бородино, Фершампенуазом,а многие офицеры-кавалергарды послужили России и на мирном поприще.


Неизвестный художник. Портрет обер-офицера Кавалергардского полка М.С.Храповицкого. 1809


М. Крылов. Портрет флигель-адъютанта, полковника лейб-гвардии Конного полка графа А. С. Апраксина. 1827


Штемберг В.К. — Портрет корнета Кавалергардского полка графа Д. А. Шереметева


Зичи М. Кавалергардская атака.Эпизод парада на Марсовом поле в честь визита германского Императора Вильгельма I.

Впервые кавалергарды появились в России в 1724 году в качестве почётного конвоя императрицы Екатерины I, в день её коронования. Сам Петр I стал капитаном кавалергардии, офицерами числились генералы и полковники,капралами —подполковники, а 60 человек рядовых были выбраны из обер-офицеров,причём,по свидетельству современников, «из всей армии самые великорослые и видные».


Кавалергард

Весь XVIII век это воинское формирование много раз видоизменялось: то распускалось, то рождалось вновь, — но всегда оставалось самым элитным и привилегированным полком русской армии, комплектовавшимся в основном из высшей аристократии.
Вчитайтесь в их имена: Ягужинский, Меньшиков, Бутурлин, Трубецкой, Воронцов, Шувалов, братья Орловы, Потёмкин-Таврический. Такое ощущение, что перед нами — история России того времени!

Получается, кавалергарды делали русскую историю?
Или наоборот: те, кто делал историю, стремились примерить мундир этого блестящего полка?

Как бы там ни было, кавалергарды всегда сохраняли статус сугубо русского формирования и даже в периоды наиболее сильных европейских влияний не превращалась в наёмное войско иноземных телохранителей, как это часто практиковалось в той же Европе.
Русские кавалергарды, что в дословном переводе значит «всадники-хранители», были не только личной охраной государя императора,но понимали свой долг шире — служение России, защита всего государства.


А.И. 3ауервейд. Обер-офицер Кавалергардского полка. 1820-е гг.


В.Ф. Тимм. Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. 1853.

Картина, выполненная по заказу Николая I для подарка офицерам гвардейского Конного полка, была первым живописным полотном на тему 14 декабря 1825 г. Главное внимание в ней, естественно, уделено изображениюверных императору войск и прежде всего — Конной гвардии. Не только на полотне, но и в действительности, именно так стройно, плечом к плечу, выезжали на Сенатскую площадь эти отборные всадники. Муштра десяти послевоенных лет сделала свое дело — конногвардейцы, покорные приказу Николая I, атаковали в этот день своих собратьев — солдат-декабристов, руководимых противниками рабства и самодержавия. На первом плане — карьером возвращающийся во дворец придворный берейтор, отвозивший Николая I другим частям, спешит на площадь для подавления восстания.


А. И Шарлемань. Портрет юнкера лейб-гвардии Конного полка А.А. Вонлярлярского.1852 г


Бородино.Кавалергарды в бою. Художник Виктор Болтышев


Раненный кавалергард. Художник Ю.А. Аверьянов


К. П. Брюллов (?). Портрет генерала Оренбургского казачьего войска В. Л. Перовского.
Конец 1830-х гг.


Командир Кавалергардского полка Николай Николаевич Шипов-старший.
Изображён в дворцовом парадном мундире (белый колет и поверх него красная суконная кираса-супервест)
Картина Ф. В. Сычкова, 1895 год,Государственный Эрмитаж


А.И.Гебенс.Группа офицеров и солдат Кавалергардского Ея Величества полка.

Неразделима история полка и с именами декабристов — героев и мучеников 14 декабря 1825 г. Около 30 офицеров-кавалергардов оказались причастны к восстанию на Сенатской площади.


Декабрист Анненков Иван Александрович — поручик Кавалергардского полка

Мирные будни гвардейцев продолжались на протяжении ста лет. Жизнь шла своим чередом: менялись полковые командиры, приходили и уходили офицеры, изменялась штатная структура и наименование. С 1894 г. полк именуется Кавалергардским Ее Величества государыни императрицы Марии Федоровны. Кавалергарды украшали своим присутствием парады и императорские смотры и по-прежнему несли службу при дворе.


( художник?) Иван Александрович Муравьев.
Сын декабриста А. Н. Муравьева, родился в ссылке родителей в Иркутске. Служил в кавалерии; с 1849 корнет лейб-гвардии Кавалергардского полка, с 1851 поручик, в том же году за причастность к дуэли переведен в Нарвский гусарский полк; с 1853 в лейб-гвардии в Драгунском полку, с 1854 снова в Нарвском гусарском с чином ротмистра. С 1857 адъютант генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского, с 1858 майор.

Такое придворное существование продолжалось до трагического лета 1914 г. Маховик Первой мировой уже начинал раскручиваться. 21 июля в казармах на Шпалерной улице Петербурга был отслужен напутственный молебен, и ночью первый эскадрон кавалергардов уже грузился в вагоны на Варшавском вокзале. По прибытии на фронт гвардейцы вошли в состав правой группы армейской конницы 1-й русской армии и вскоре участвовали в разведке боем за пограничной рекой Ширвинт.

Однако свой первый в череде грядущих сражений настоящий бой Кавалергардский полк принял 6 августа 1914 г. у деревни Каушен. В атаку на противника кавалергарды пошли конным строем, но немецкая артиллерия поставила мощный огневой заслон.
Тогда корнет Веселовский крикнул солдатам: «Кавалергарды галопом не отходят!». Этих слов оказалось достаточно, чтобы спешившись, гвардейцы снова пошли на противника. Впереди цепей с обнаженной шпагой шел командир полка генерал-майор князь Александр Долгоруков.
По дорогам Первой мировой войны полк пройдет от Августовских и Козлово-Рудских лесов до Варшавы, Петракова и Свенцян, несколько раз сменит свою подчиненность, что порой не поддавалось никакой логике.
5 марта 1917 г. в полк пришла телеграмма об отречении императора. Больше гвардейцам воевать не пришлось — в стране начинается революция…

Источник

P.S. И еще из истории.  Указа по случаю званого вечера в Польше:

«ПРИКАЗЪ По Суздальскому Мушкатерскому полку Ковно 20 августа 1807 г. N372

По случаю назначеннаго сего числа у Польскаго князя Сангушскаго бала и приглашенiя на таковой всъх Штабъ и Оберъ-Офицеров ввереннаго мне полка, предписываю принять къ руководству и непръменному исполненiю слъдующее: Всъмъ Штабъ и Оберъ-Офицерам быть одътымъ в новой парадной формъ при знакахъ, шарфахъ и ранцахъ.

Явиться к Польскаму князю на балъ ровно въ 8 час. вечера.

Прибывъ на балъ осмотръеть исправность своей амуницiи, дабы не было видно сквозь проръзы въ соблазнительных местахъ голое тъло.

Пришедши въ покой не сморкать на полъ, а иметь для того цълые платки.

По стенамъ покоевъ похабныхъ надписей не дълать и соблазнительныхъ членовъ человъческаго тъла не рисовать.

Когда явятся польския женщины, вести себя какъ можно скромнъй. Жопой къ лицу дамъ не поворачиваться, при разговорахъ съ красивыми шляхетками рукъ въ карманахъ панталоновъ не держать и членовъ не наяривать.

Во время танцевъ и контредансовъ ногъ своим дамамъ не подставлять, чтобы падали, къ себъ на колени не сажать и за жопы дамъ не щупать.

Въ буфетахъ до пьяна не напиваться, по углам комнатъ не плевать и пальцами не высмаркиваться.

Во время ужина за столомъ поганныхъ словъ не произносить и под столомъ соседнимъ дамамъ членовъ въ руки не класть. После ужина на балконъ срать не выходить, а отправляться для этого въ отхожiя мъста.

При прощанiи съ дамами дълать трижды поклонъ на французскiй манеръ и вообще вести себя на время бала прилично, яко подобаетъ образованному русскому офицеру. «


p-i-f.livejournal.com

Гусарство русского искусства

Из гусарских офицеров вышел целый ряд писателей. Самым знаменитым гусаром из поэтов был Денис Давыдов, а самым знаменитым поэтом из гусар — Лермонтов. Впрочем, ведь и Гумилев был гусаром. Прежде чем пойти по дипломатической части, в гусарском полку отслужил Грибоедов. Поэтом был ротмистр Ахтырского гусарского полка Лев Панаев. Сборник «Песни гусара» в 1917 году выпустил корнет Изюмского полка Андрей Балашов, впоследствии — однорукий белоэмигрант. Из его сослуживцев по тому же полку стихами баловался полковник Анатолий Гольм. А ведь были еще и прозаики — Чаадаев, декабрист Михаил Лунин, кавалерист-девица Надежда Дурова…

Но стихов, написанных про гусар штатскими, намного больше. Самые блестящие — от поэтов современников и друзей Давыдова: это Пушкин, Вяземский, Баратынский, Батюшков, Жуковский, Федор Глинка, Николай Языков, Петр Капнист. Как и шампанское, гусары стали символом легкомысленного веселья. В огромной степени этому способствовал Денис Давыдов — найдя свой литературный образ, он намеренно культивировал в своих стихах «гусарство», разгул, гулянки и пьянки. Благодаря его влиянию это бунтарство и молодечество стали типологическими.

В его очах горит огонь,
На нем мундир как солнце блещет,
Под ним дрожит могучий конь
И ментик в воздухе трепещет.

Сверкает сабля и гремит
И сбруя в пене серебрится,
Красуясь, ловко он сидит
И в даль синеющую мчится…

Вот он, — красавицы мечта!
Вот он, — сияющий невежда!
России шаткая надежда,
И блеск, и шум, и пустота!..
Петр Капнист (1848)

Так образ лихих военных стал неотъемлемой частью культурного кода России — культуры, в общем сдержанной, лишь изредка позволяющей себе отдушины буйства (и всегда — в конкретных рамках: цыганщина, казачество, гусарство). Если лихие военные — то обязательно гусары! Поэтому, если сначала Мандельштам напишет «…улыбаются мещанки, / Когда уланы после пьянки / Садятся в крепкое седло…», то в следующей версии стихотворения он заменит «улан» на более органичных «гусар».

В русском языке рождается уникальный глагол «гусарить». Если в прозе появляется персонаж-гусар, от него мы сразу ждем эксцессов: герой пушкинской «Метели», готовый венчаться с кем попало, Дорохов из «Войны и мира», привязывающий городового к медведю, отец и сын из «Двух гусар» Льва Толстого… Наконец, штамп выворачивается наизнанку у Ильфа и Петрова с их «гусаром-схимником».

fishki.net

1905-1917. Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк: humus — LiveJournal

1900-е. Группа офицеров-гусар полка
1. 1900-е. Группа офицеров-гусар полка

1900-е. Группа офицеров-гусар полка
1. 1900-е. Группа офицеров-гусар полка

1905. Великие князья, генералитет на параде полка перед Екатериненским дворцом. 21 апреля
2. 1905. Великие князья, генералитет на параде полка перед Екатериненским дворцом. 21 апреля

1905. Караул гусар у здания Екатерининского дворца. 21 апреля
3. 1905. Караул гусар у здания Екатерининского дворца. 21 апреля

1905. Караул гусар у здания Екатерининского дворца. 21 апреля
4. 1905. Караул гусар у здания Екатерининского дворца. 21 апреля

1905. Караул гусар у здания Екатерининского дворца. 21 апреля
5. 1905. Караул гусар у здания Екатерининского дворца. 21 апреля

1905. Развод караула лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка на плацу перед Большим Екатерининским дворцом. 21 апреля
6. 1905. Развод караула лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка на плацу перед Большим Екатерининским дворцом. 21 апреля

1905. Развод караула полка на плацу перед Екатерининским дворцом. 21 апреля
7. 1905. Развод караула полка на плацу перед Екатерининским дворцом. 21 апреля

1909-1913. Группа офицеров-гусар в карауле у здания Екатерининского дворца.
8. 1909-1913. Группа офицеров-гусар в карауле у здания Екатерининского дворца.

1909-1913. Караул гусар у здания Екатерининского дворца
9. 1909-1913. Караул гусар у здания Екатерининского дворца

1909-1913. Караул гусар у здания Екатерининского дворца
10. 1909-1913. Караул гусар у здания Екатерининского дворца

1909. Император Николай II со свитой и членами императорской фамилии у Екатерининского дворца во время церемониального марша лейб-гусар на параде полка. 15 мая
11. 1909. Император Николай II со свитой и членами императорской фамилии у Екатерининского дворца во время церемониального марша лейб-гусар на параде полка. 15 мая

1909. Император Николай II со свитой и членами императорской фамилии у Екатерининского дворца во время церемониального марша лейб-гусар на параде полка. 15 мая
12. 1909. Император Николай II со свитой и членами императорской фамилии у Екатерининского дворца во время церемониального марша лейб-гусар на параде полка. 15 мая

1909. Императрица Александра Федоровна с дочерьми в коляске у Большого Екатерининского дворца во время парада лейб-гвардии Гусарского его величества полка. 15 мая
13. 1909. Императрица Александра Федоровна с дочерьми в коляске у Большого Екатерининского дворца во время парада лейб-гвардии Гусарского его величества полка. 15 мая

1910. Гусары с полковым штандартом и с охраной на параде полка. 15 мая
14. 1910. Гусары с полковым штандартом и с охраной на параде полка. 15 мая

1910. Гусары с полковым штандартом и с охраной на параде полка. 15 мая
15. 1910. Гусары с полковым штандартом и с охраной на параде полка. 15 мая

1910. Император Николай II  и командир полка флигель-адъютант, полковник В.Н.Воейков с сопровождающими их лицами у Екатерининского дворца на параде полка. 15 мая
16. 1910. Император Николай II и командир полка флигель-адъютант, полковник В.Н.Воейков с сопровождающими их лицами у Екатерининского дворца на параде полка. 15 мая

1910. Император Николай II проезжает по фронту выстроившихся на парад у Екатерининского дворца гусар нестроевой команды. 15 мая
17. 1910. Император Николай II проезжает по фронту выстроившихся на парад у Екатерининского дворца гусар нестроевой команды. 15 мая

1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая
18. 1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая

1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая
19. 1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая

1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая
20. 1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая

1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая
21. 1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая

1912. Группа бывших командиров лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Сидят слева направо барон Ф.Е.Мейендорф, граф И.И.Воронцов-Дашков, великий князь Николай Николаевич, князь С.И.Васильчиков. Стоят слева генерал В.Н. Воейков, в центре - князь П.
22. 1912. Группа бывших командиров лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка (сидят слева направо): барон Ф.Е.Мейендорф, граф И.И.Воронцов-Дашков, великий князь Николай Николаевич, князь С.И.Васильчиков; стоят: слева генерал В.Н. Воейков, в центре — князь П.Н.Енгалычев.

1912. Лейб-гвардии Гусарский его величества полк проходит маршем мимо императора Николая II и германского принца Фридриха-Вильгельма. 7 мая
23. 1912. Лейб-гвардии Гусарский его величества полк проходит маршем мимо императора Николая II и германского принца Фридриха-Вильгельма. 7 мая

1912. Подразделения лейб-гвардии Гусарского его величества полка на параде войск в Царском селе. 7 мая
24. 1912. Подразделения лейб-гвардии Гусарского его величества полка на параде войск в Царском селе. 7 мая

1913. Генерал-майор, адъютант его величества, командир Гусарского полка Владимир Николаевич Воейков
25. 1913. Генерал-майор, адъютант его величества, командир Гусарского полка Владимир Николаевич Воейков

1913. Дворцовый караул полка у здания Екатерининского дворца. 22 апреля
26. 1913. Дворцовый караул полка у здания Екатерининского дворца. 22 апреля

1913. Дворцовый караул полка у здания Екатерининского дворца. 22 апреля
27. 1913. Дворцовый караул полка у здания Екатерининского дворца. 22 апреля

1913. Хор трубачей полка
28. 1913. Хор трубачей полка

1913. Церемониальный марш молодых солдат призыва 1912 года на параде полка перед Екатериненским дворцом
29. 1913. Церемониальный марш молодых солдат призыва 1912 года на параде полка перед Екатерининским дворцом

1913. Эскадрон и хор трубачей полка в пешем строю
30. 1913. Эскадрон и хор трубачей полка в пешем строю

1916-1917.  Офицер Гусарского полка Фредерикс .
31. 1916-1917. Офицер Гусарского полка Фредерикс .

Чины Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка со своим шефом Е.И.В. Николаем II.
32. Чины Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка со своим шефом Е.И.В. Николаем II.


humus.livejournal.com

7 важных фактов о гусарах

18 ноября 1796 года началось формирование Лейб-гвардии гусарского полка. Лихие воины в заломленных киверах, они будут наводить ужас на наполеоновские войска. Быть гусаром — особый путь, путь служения в элитарных войсках.

7 важных фактов о гусарах

1. Откуда есть пошли?


7 важных фактов о гусарах

Гусары как воинское подразделение возникли в Венгрии в 1548 году. Гусарские подразделения были сформированы для защиты от турок. Ко времени сбора этого ополчения восходит и название «гусары». По одной из версий, оно образовано от   венгерского húsz, то есть 20. Каждый двадцатый дворянин должен был войти в кавалерийское ополчение, либо каждый двадцатый из новобранцев должен был стать кавалеристом. Есть и другие версии происхождения названия. Так, некоторые исследователи возводят слово «гусар» к латинскому cursus, что переводится как «набег». По этой версии, гусары родственны корсарам.

Позже гусары появились и в польских войсках. Полки гусар в армии времен Стефана Батории были одной из самых грозных сил Европы. Кроме короля, собственными ротами гусар обзаводились и магнаты. Гусары тех времен сильно отличались от привычного нам образа гусаров в ментиках и доломанах. Он носили тяжелые доспехи, одним из важных атрибутов были звериные шкуры. Как правило, леопардовые. Кроме того, ранние гусары носили крылья. В прямом смысле.

2. Летучие гусары

7 важных фактов о гусарах

«Эскадрон гусар летучих» — не просто поэтический образ и название фильма Ростоцкого. Первые гусары были в прямом смысле крылатыми. «Крылатость» пришла в гусарские подразделения, скорее всего, от сербских наемников, носивших крылья. Кавалеристы Речи Посполитой — элеары — также носили крылья. В допетровское время, когда русские гусарские полки  формировались из наемников, их атрибутом также были крылья.  Свидетели парада Государева полка 18 мая 1654 года так описывали русских гусар:«Полковник Рыльский вел 1000 гусар, обмундированных по польскому образцу, с барабанами и свирелями. У его лошади были: на голове султан, на спине крылья и дорогой, шитый золотом чапрак».

Нет одного мнения по поводу назначения столь необычной атрибутики. С одной стороны, крылатые гусары должны были наводить всем своим видом суеверный ужас на противника, с другой — есть данные о том, что крылья не были боевой атрибутикой, а надевались гусарами только на время парадов и смотров.

Интересный факт: когда войска Ивана Грозного стояли под Казанью, то их привел в немалое замешательство вид казаков, вставших неподалеку: они были украшены перьями и были похожи, по описаниям, скорее на индейцев, чем на известных нам казаков. Всё те же перья, всё та же «птичья» символика «крылатого воинства».

3. Культ гусарства

7 важных фактов о гусарах

В начале XIX века гусарами хотели стать все.  Другое дело, что не все могли себе это позволить. Гусарские полки были элитарными войсковыми подразделениями. Туда отбирали лучших. В советских фильмах гусары как на подбор: высокие и статные. На деле, была несколько другая картина: высоких мужчин в гусары брали редко.

Быть гусаром было ещё и накладно: один уход за формой требовал немалых вложений. Золотое и серебряное шитье на доломане, разгульный образ жизни, который гусары позволяли себе в мирное время, содержание лошади, карточные обязательства. Наконец, ухаживание. Всё это требовало немалых вложений. Кроме того, вставший на путь гусара, должен был соответствовать немалому количеству моральных (и аморальных) обязательств, отступление от которых нередко каралось смертью: за словом в карман не лезли, за дуэльным пистолетом тоже. Наполеоновский маршал Ланн писал: «Гусар, которому 30 лет, и он не убит — дерьмо, а не гусар».

4. Ментик, кивер, доломан

7 важных фактов о гусарах

Ментик — верхняя одежда гусара, которую в холодное время года надевали поверх доломана, а в теплое — оставляли висеть на левом плече. Доломан — короткая однобортная куртка со стоячим воротником и шнурами. На ногах гусары носили чакчиры, обуты были в короткие сапоги (ботики).

Самой многофункциональной вещью гусара был кивер — высокий головной убор. К нему крепился султан, который, очевидно, остался как наследие перьев первых гусар и выполнял в бою опознавательную функцию (радиосвязи не было: по киверам и султанам можно было наблюдать за перемещением гусарских летучих отрядов). Гусары жили войной и свято следовали принципу «всё своё ношу с собой». Своё они носили как раз в кивере, у которого было двойное дно. Вещи клались в ташку (сумку), а самое ценное — над головой — в кивер.

5. Спецназ

7 важных фактов о гусарах

Гусары были легкой кавалерией. Они редко использовались при лобовых атаках. Их «коньком» была внезапность и мобильность, а также, конечно, абсолютное бесстрашие.  По поводу того, можно ли считать гусаров «спецназом» или нет ведутся споры, но то, что гусары выполняли специальные задачи — не подлежит сомнению. Та прыть и тот напор, с которым русские гусары крушили артиллерийские редуты в Отечественную войну, поражали воображение не только наших солдат, но и наполеоновских генералов. Гусары также были незаменимы при погоне за отступающим врагом. Они «садились на плечи» ретирующемуся противнику, кавалерийским наскоком просто задавливая того в глубокий тыл. По дороге отбивали у неприятеля обозы и лошадей, провиант и орудия.

6. «Гусары смерти»

7 важных фактов о гусарах

Череп с костями — это не только пресловутый «весёлый Роджер», но и символ «гусаров смерти». Символика, пришедшая от французских эмигрантов-роялистов, укрепилась в русских кавалерийских частях.  Герб с черепом и костями был утвержден, например, на киверах Александрийского гусарского полка. Символ этот обозначает не только смерть, но и победу над ней. Это символ Голгофы, Адамова голова. Победа над бренностью жизни. Потому гусаров Александрийского полка называли «бессмертными гусарами».

7. Былое величие

7 важных фактов о гусарах

Нужно признать, что образ гусаров был серьезно искажен. В советское время о гусарах старались не вспоминать до Великой Отечественной войны, но в военное время вспомнили: нужно было поднимать патриотический дух народа. Пьеса Гладкова «Давным-давно» с успехом шла в театрах, а фильм Эльдара Рязанова просто «взял кассу».

Серьёзно «подпортил» образ русского гусарства образ «поручика Ржевского» из анекдотов. Герои войн, стоявшие до конца на защите интересов России в городском фольклоре представлены кутилами и пошляками. Обидно даже. А ведь была и остается в гусарах тайна, тайна цехового военного братства ушедшего крылатого воинства.

Текст

martosennij.livejournal.com

Униформа гусар Российской Императорской армии 1801-1825 годов

В двух предыдущих статьях мы рассказали об униформе русских армейских гусарских полков 1741-1788 и 1796-1801 годов.
В этой статье мы расскажем о гусарской униформе времен царствования императора Александра I.
Итак, приступим…

31 марта 1801 года всем гусарским полкам армейской кавалерии были присвоены следующие названия:

В 1802 году в гусарский обиход вошли серые шерстяные подшитые кожей кавалерийские комбинезоны (штаны, продолжающиеся ввeрх от пояса до подмышек и держащиеся на помочах).

Согласно нового табеля мундирным, амуничным и оружейным вещам, который был принят 30 апреля 1803 года, были назначены цвета и созданы правила, по которым рядовым гусарских полков полагались (по Висковатову, том XI):
доломан — полкового цвета (см. таблицу ниже), с высоким воротником;
ментик — полкового цвета, обшитый смушкой белого цвета, прежнего покроя, но с высоким воротником;
чакчиры — белого цвета;
рейтузы — из сукна серого цвета, с обтяжными пуговицами, предназначались только для похода;
сапоги — с привинтными шпорами, при рейтузах были с короткими, мягкими голенищами, а при чакчирах — с твердыми голенищами, высотой в половину икры;
галстук;
фуражная шапка — цвета ментика, с околышем цвета воротника, или без околыша, с гайкою и кистью;
китель — из сурового каламенка, с обтяжными пуговицами;
плащ — из сукна серого цвета, с серым стоячим воротником, с выпушкою по краям цвета воротника на доломане, и с плоской пуговицей для застегивания у шеи;

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

кивер — полупоярковый (см. на рисунке выше), черного цвета, высотой в 6 вершков (26,4 см).
Застегивался узким ремешком из кожи черного цвета.
Имел лопасть с черной шерстяной кистью на конце.
Обшивался по верхнему и нижнему краям тульи и по краям лопасти, черной шерстяной тесьмой, из которой на правой стороне пришивалась петлица, закрывавшая собою гнездо для султана и имевшая, на нижнем конце кокарду с плоской пуговицей.

На кивере были два гарусных шнура, с кистями белого (в 1-м батальоне) и красного цвета (во 2-м батальоне), а также султан из белых перьев. Кивер застегивался узким ремешком из черной кожи.

фуфайка — пошитая из овчины;
сабля с темляком;
портупея — из красной юфти;
ташка — полкового цвета с вензелем императора Александра I;
карабин; — с юфтяным чехлом красного цвета;
пояс — по цвету ментка, с перехватами, шнурком и кистями по цвету шнурков на ментике и доломане;
погонная перевязь — лосинная, выбеленная, с медными пряжкой, запряжником и наконечником и с крюком железным;
лядунка с ремнем — из красной юфти с железным прибойником.
Рукавицы, сшитые из старых мундиров, полагались рядовым гусарам только в зимнее время.

Полковые цвета гусарским полкам согласно табеля от 30 апреля 1803 года были определены следующие:

В униформе трубачей гусарских эскадронов были следующие особенности:
• султан на кивере красного цвета;
• нашивки на рукавах ментиков у плеч («раковины» или «птичьи гнезда») из шерстяной (по цвету шнурков) тесьмы;
• отсутствие карабина, погонной перевязи и лядунки.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

Штаб-трубачи, кроме того, имели такие же отличия, как и унтер-офицеры.
Что касается униформы вахмистров и унтер-офицеров, то, за некоторыми исключениями, она соответствовала вышеописанной униформе рядовых:

• опушка ментика была из черной смушки;
• воротник и обшлага ментика и доломана имели золотой или серебряный, по цвету пуговиц, галун;
• шнуры и кисти кивера были белые с примесью черного и оранжевого цветов;
• султаны белые, с верхушкой из черных и оранжевых, между собой перемешанных, перьев;
• замшевые перчатки без краг.2

Гусарские унтер-офицеры не имели карабина и погонной перевязи, но имели трости.
Офицеры, при одинаковых с рядовыми покрое обмундирования и полковых цветах,
имели следующие отличия:
• опушка ментий была из серых крымских мерлушек;
• шнуры, галун и бахрома на ментике и доломане — золотые или серебряные;
• кивер обшивался золотым или серебряным, как на ментике и доломане, галуном и узкой бахромой, и имел такого же цвета кисточку на лопасти.
Шнуры и кисти на кивере — серебряные с черным и оранжевым шелком.
Султан из белых, а к корню из черных и оранжевых перьев.;

• в служебной обстановке через левое плечо носилась лядунка;
• вне службы носился суконный виц-мундир темно-зеленого цвета, пехотного покроя, однако без поперечных карманных клапанов, с обыкновенными гусарскими обшлагами, с цифровкою на воротнике и обшлагах, по цвету пуговиц, с красною обкладкою пол и фалд.
При этом виц-мундире в качестве головного убора носили обыкновенную кавалерийскую шляпу и саблю, надевая портупею под мундир.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В 1803 году в русской армии были сформированы еще два гусарских полка — Белорусский и Одесский, которым определили следующие полковые цвета:

В 1803 году на гусарских офицерских ташках и вальтрапах орлы были заменениы на вензеля и короны, а также был веден кивер пехотного образца — высокий, почти цилиндрический, немного расширяющийся кверху и с пристегивающимся козырьком.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

Кутасы — толстые гарусные украшения, свисающие спереди и сзади кивера — на гусарских киверах отсутствовали.
У гвардейских гусар на киверах был герб в виде двуглавого орла.
В 1806 году был сформирован Гродненский гусарский полк, которому определили такие полковые цвета:

В этом же, 1806 году, для рядовых гусарских полков были отменены фуфайки, а также «отменены косы и локоны и повелено стричь волосы подъ гребенку, а генералитету и офицерамъ предоставлено въ семъ случае поступить по собственному произволу»

2.
В 1807 году были отменены трости для гусарских офицеров и унтер-офицеров.
В марте 1807 года был создан Лубенский гусарский полк, который получил следующие полковые цвета:

Осенью 1807 года для всех гусарских полков русской армии были введены одноцветные шнуры на доломанах и ментиках.
В ноябре 1808 года гусарским офицерам при виц-мундире приказано носить чакчиры или панталоны темно-зеленого цвета.

Информация: Валькович А. «Рисуй, Орловский..! Образцовые рисунки для русской кавалерии. 1808-1809» ч. III Гксарские полки

Зимой 1809 года, чтобы облегчить гусарским офицерам финансовое состояние, мундиры с золотом и серебром приказано надевать только в праздничные дни и на смотры, а во всех остальных случаях носить мундиры с гарусным прибором.

Летом 1809 года был отменен плюмаж на генеральскихъ шляпах при виц-мундире, а прежней формы петлица заменена новой, которая состояла теперь из четырех толстых, канительных шнурков, два средние из которых перевлетены в виде жгута.
Осенью 1809 года генералитету, штаб и обер-офицерам гусарских полков русской армии на виц-мундирах приказано иметь эполеты, по образцу эполет, присвоенных этим чинам в других кавалерийских частях.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

Также генералитету, штаб и обер-офицерам гусарских полков были определены для ношения сюртуки из сукна темно-зеленого цвета, с воротником и обшлагами того же цвета, что и на доломанах.

11 ноября 1809 года для всех строевых чинов гусарских полков введен кивер по образцу гренадерских полков, но с такими же, как и прежде султаном, петлицей, кокардой и пуговицей, и с этишкетами и репейком по цвету шнурков на доломанах:

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В этот же день были введены новые полковые цвета:

В 1810 году были укорочены султаны у офицерских и генеральских шляп.
В сентябре 1811 года для нижних чинов гусарских полков были введены фуражные шапки по образцу пехотных, драгунских и кирасирских полков с тульей цвета доломана и околышем по цвету воротника и обшлагов.
В начале 1812 года гусарам были введены кивера нового образца с этишкетами и репейком по цвету шнурков на мундире и с петлицей и чешуей по цвету пуговиц:

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

Этим же распоряжением воротники ментиков, доломанов, плащей и офицерских вице-мундиров было предписано иметь ниже прежних, без скоса спереди и застегнутые на крючках (см. на рисунке выше).
В конце ноября 1812 года для облегчения финансовых расходов всем офицерам гусарских полков было разрешено вместо золотого или серебряного прибора на мундирах иметь белевый (из отбеленной пряжи) желтого или белого цвета, этишкеты, репейки, пояса и темляки, вместо серебряных, белые из бели, и белевые же галуны и шитье на валтрапах: вместо золотых — оранжевые, а вместо серебряных — белые.

Информация: Валькович А. «Рисуй, Орловский..! Образцовые рисунки для русской кавалерии. 1808-1809» ч. III Гксарские полки

17 декабря 1812 года Иркутский драгунский полк был переименован в Иркутский гусарский полк и ему были определены следующие цвета:

15 сентября 1813 года офицерам и нижним строевым чинам Ахтырского, Белорусского, Александрийского и Мариупольского гусарских полков пожалованы, на кивера, знаки отличия, по цвету пуговиц и в виде ленты, с надписью: «ЗА ОТЛИЧIЕ АВГУСТА 14 ДНЯ 1813 ГОДА»:

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

Такие же знаки на кивера получили 3 мая 1814 года офицеры и нижние строевые чины Гродненского, Лубенского и Сумского гусарских полков, а 19 ноября 1814 года — Елисаветградского, Изюмского и Павлоградского гусарских полков.

В апреле 1814 года вышло распоряжение, согласно которому гусарским офицерам предписывалось носить однобортные виц-мундиры с девятью плоскими пуговицами со стоячим воротником, застегивающимся на крючки и выпушкой по цвету воротника вдоль борта.
При этих виц-мундирах носили панталоны темно-зеленого цвета и черные сапоги с черными кисточками.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В мае 1814 года для офицеров гусарских полков были введены рейтузы нового образца, серого цвета, с лампасами и выпушкою по цвету воротника на доломане.
Такие же рейтузы, но с кожаными вставками в шагу, были введены в августе 1814 года для нижних чинов гусарских полков.
Чакчиры носились только на парадах.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В 1814 году к кокардам на офицерских шляпах была добавлена белая лента, которую позже заменили серебряной.
В апреле 1817 года всем гусарам предписано носить кивера с бляхами, по образцу гренадерских полков. Кроме того, в Ахтырском, Александрийском, Мариупольском и Белорусском полках оставлены прежние их знаки отличия в виде ленты (позиция 1 на рисунке ниже), а Сумскому, Лубенскому, Гродненскому, Елизаветградскому, Изюмскому и Павлоградскому даны новые (позиция 2 на рисунке ниже), в виде щита, как в полках армейской пехоты:

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В мае 1817 года трубачам гусарских полков предписано носить на рукавах ментиков и доломанов крыльца по цвету воротника на доломане и нашивки по цвету шнурков.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В конце февраля 1819 года унтер-офицерам и рядовым гусарских полков были заменены лядунки и перевязи. Теперь лядунка из лакированной кожи черного цвета с круглой бляхой из желтой меди с пистолетным прибойником на белом лосинном ремне носилась на белой лосинной перевязи, которую рядовым было приказано носить не через правое (как до этого), а через левое плечо, под панталером.
В 1820 году для гусарских полков были определены следующие цвета:

У гусарских офицеров — шнурки, галуны, бахрама и вензеля на ташках и вальтрапах были по цвету пуговиц — золотые или серебряные, гомбы поясов серебряные, пояса и этишкеты серебряные, с черным и оранжевым шелком.
В феврале 1820 года на гусарских кивераъ, вместо султанов, приказано было иметь продолговатые султанчики или помпоны: у нижних чинов — из шерсти, по цвету этишкет, а у офицеров — золотые или серебряные, по цвету пуговиц. В апреле 1820 года эти помпоны были отменены.
В апреле 1821 года гусарским офицерам было приказано иметь ментики и доломаны без бахромы, с пятью рядами пуговиц.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

За безпорочную службу в марте 1825 года для нижних строевых чинов гусарских полков были введены нашивки из желтой тесьмы на левый рукав:
• одна — за 10 лет;
• две — за 15 лет;
• три — за 20 лет.

Информация: Чернушкин «Знциклопедия вооружения и военного костюма. Русская армия XIХ-начала XX века»

В последние годы царствования императора Александра I гусарским полкам были установлены следующие масти коней:

Источник:
1. Алехин, Валькович «Павлоградские гусары в 1812-1815 гг. Униформа, снаряжение, и вооружение нижних чинов»
2. Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению»
3. Веремеев «Униформа русской кавалерии 1812 года. Гусары»
4. Шенк, Модзалевский «Кавалерия. Справочная книжка Императорской Главной Квартиры, СПб., 1914»
5. Сулимов «Павлоградцы в 1812 году. Юбилейная памятка Павлоградского Лейб-гусара. (2-й Лейб-гусарский Павлоградский полк). Сувалки, 1912 г.»
6. Введенский «Гусары и уланы. Кавалерия Российской армии»
7. «Русская кавалерия 1799-1814 гг.» (Новый Солдат №196)
8. Функен «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Наполеоновские войны 1805-1815»
9. Богданович «Русская армия в век императрицы Екатерины II»
10. Канник «Униформа армий мира 1506 — 1804 гг.»
11. Корниш «Русская армия 1914-1918 гг.»
12. Веремеев «Униформа кавалерии Русской Армии 1907-1914гг.» часть III. Гусары
13. «Правила о форме одежды генералов, штаб и обер-офицеров, состоящих на действительной службе, в запасе и отставке. Походное снаряжение образца 1912 года»
14. Приказы по военному ведомству 1909 г. № 172; 1910 г. № 191; 1911 г. № 319; 1912 г. № 219 и 458, Высочайшее повеление 22 октября 1912 года, приказы по военному ведомству 1914 г. №№ 221, 512, 589 и 618.
15. Звегинцов «Формы русской армии 1914 г.»
16. Шенк «Таблицы форм обмундирования русской армии», 1912
17. Шенк «Правила ношения форм одежды офицерами всех родов оружия», 1910
18. Чернушкин «Знциклопедия вооружения и военного костюма. Русская армия XVIII-XIX веков»
19. Введенский «Пять веков русского военного костюма»
20. Каштанов «Русский военный костюм»
21. Констам, Янгхазбенд «Русская армия в Семилетней войне. Кавалерия и артиллерия»
22. Харитонов, Горшков «Русская армия 1917-1920»
23. Чернушкин «Знциклопедия вооружения и военного костюма. Русская армия XIХ-начала XX века»
24. Звегинцов «Русская армейская кавалерия 1907-1914»
25. Звегинцов «Русская Армия 1700-1917 гг.» части 1,2,3,7
26. Кузин, Федорчук «Мундирные пуговицы Российской империи»
27. Кольцов «Легкая кавалерия Николая I в Восточную войну. Армейские гусары, 1853-1855 гг.»
28. Леонов «Цвета гусарских мундиров. 1763-1775 (по архивным и высочайше утвержденным документам)»
29. Леонов «»Незамеченная» реформа. Цветовые различия гусарских полков. 1775-1784»
30. Табель мундирным и амуничным вещам одного поселеннаго гусарского полку, по которой в мирное время помянутые вещи в каждой полк отпускать должно. 24 декабря 1776 года. СПб., 1777.
31. Валькович А. «Рисуй, Орловский..! Образцовые рисунки для русской кавалерии. 1808-1809» ч. III Гусарские полки
32. Цвиркун «Гусары в русском войске XVII века»
33. Летин, Леонов «Русский военный костюм. От Петра I до Петра III»
34. Nafziger «The russian army 1800-1815»
35. «Хроника Российской Императорской армии, составленная по высочайшему повелению»
36. Шунков, Мерников, Спектор «Русская армия в Первой мировой войне 1914-1918. Полная энциклопедия»
37. «Handbook of the Russian army 1914»
38. Царева «Униформа.ю оружие, награды Российской империи от Михаила Романова до Николая II»
39. «Рисунки обмундирования и вооружения офицеров Императорской российской армии» (С.-Петербург, 1844 г.)

uniforma-army.ru

на картинах, в стихотворениях, в фильмах и в песнях.

Козьма Прутков, сам отставной гусар, как-то сказал: «Хочешь быть красивым, поступи в гусары». И действительно, офицерская форма этого рода войск была самой ослепительной. Яркий след оставили гусары и в других видах искусства страны — помимо мужской моды, став символом истинного молодечества. Для «Культура.РФ» гусар изучала Софья Багдасарова.

Холст, масло

Золотой век русских гусар, он же золотой век русской культуры, — первая треть XIX века. Именно эпоха Наполеоновских походов и последующие годы, когда продолжали увековечивать подвиги ее героев, подарила нам самые запоминающиеся визуальные образы.

Например, портрет гусара Давыдова кисти Ореста Кипренского — один из самых знаменитых мужских портретов в русском искусстве. Раньше считалось, что на нем запечатлен поэт Денис Давыдов, но позже ученые определили, что это его кузен Евграф. Забавно, что портрет, изображающий другого известного гусара-писателя, Чаадаева в офицерской форме, тоже в итоге оказался портретом двоюродного брата-тезки.

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 1

О. Кипренский. Портрет Евграфа Давыдова. 1809

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 1

Неизвестный художник. Портрет П. Чаадаева. 1815

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 1

Д. Доу. Портрет В. Мадатова. 1820-е

Череда блестящих офицеров проходит перед нами в «Военной галерее» Доу. Как раз про них Марина Цветаева писала в стихотворении «Генералам двенадцатого года» (позже — песне в фильме Рязанова): «вы, чьи широкие шинели напоминали паруса…» И пусть мы уже с трудом вспомним их подвиги — мужественные лица и красочная униформа завораживают.

В батальной живописи XIX–ХХ веков гусары всегда истинное украшение исторических картин о 1812 годе. Особенно их стремительность удавалась изящному Николаю Самокишу. А вот полотна, посвященные гусарам последующих поколений, например времен разгона польского восстания при Николае I или военных действий второй половины века (когда поменялся покрой формы), на взгляд современного зрителя все же не так поэтичны.

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 2

В. Мазуровский. Дело при селении Телише в 1877 году. 1888

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 2

Н. Самокиш. Лейб-гусары. 1904

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 2

Н. Самокиш. Атака гусар Кульнева у Клястиц 20 июля 1812 года. 1900-е

Бумага, чернила

Из гусарских офицеров вышел целый ряд писателей. Самым знаменитым гусаром из поэтов был Денис Давыдов, а самым знаменитым поэтом из гусар — Лермонтов. Впрочем, ведь и Гумилев был гусаром. Прежде чем пойти по дипломатической части, в гусарском полку отслужил Грибоедов. Поэтом был ротмистр Ахтырского гусарского полка Лев Панаев. Сборник «Песни гусара» в 1917 году выпустил корнет Изюмского полка Андрей Балашов, впоследствии — однорукий белоэмигрант. Из его сослуживцев по тому же полку стихами баловался полковник Анатолий Гольм. А ведь были еще и прозаики — Чаадаев, декабрист Михаил Лунин, кавалерист-девица Надежда Дурова…

Но стихов, написанных про гусар штатскими, намного больше. Самые блестящие — от поэтов современников и друзей Давыдова: это Пушкин, Вяземский, Баратынский, Батюшков, Жуковский, Федор Глинка, Николай Языков, Петр Капнист. Как и шампанское, гусары стали символом легкомысленного веселья. В огромной степени этому способствовал Денис Давыдов — найдя свой литературный образ, он намеренно культивировал в своих стихах «гусарство», разгул, гулянки и пьянки. Благодаря его влиянию это бунтарство и молодечество стали типологическими.

В его очах горит огонь,
На нем мундир как солнце блещет,
Под ним дрожит могучий конь
И ментик в воздухе трепещет.
Сверкает сабля и гремит
И сбруя в пене серебрится,
Красуясь, ловко он сидит
И в даль синеющую мчится…
Вот он, — красавицы мечта!
Вот он, — сияющий невежда!
России шаткая надежда,
И блеск, и шум, и пустота!..

Так образ лихих военных стал неотъемлемой частью культурного кода России — культуры, в общем сдержанной, лишь изредка позволяющей себе отдушины буйства (и всегда — в конкретных рамках: цыганщина, казачество, гусарство). Если лихие военные — то обязательно гусары! Поэтому, если сначала Мандельштам напишет «…улыбаются мещанки, / Когда уланы после пьянки / Садятся в крепкое седло…», то в следующей версии стихотворения он заменит «улан» на более органичных «гусар».

В русском языке рождается уникальный глагол «гусарить». Если в прозе появляется персонаж-гусар, от него мы сразу ждем эксцессов: герой пушкинской «Метели», готовый венчаться с кем попало, Дорохов из «Войны и мира», привязывающий городового к медведю, отец и сын из «Двух гусар» Льва Толстого… Наконец, штамп выворачивается наизнанку у Ильфа и Петрова с их «гусаром-схимником».

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 3

Неизвестный художник. Портрет Н. Дуровой. 1810-е

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 3

А. Орловский. Денис Давыдов. 1814 (литография)

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 3

П. Заболотский. Портрет М. Лермонтова. 1837

Гитара, струны

Романтизации образа способствовали и песни — сначала на стихи того же Давыдова, потом его младшего современника Пушкина, который по-юношески был им очарован. Потом появились романсы малоизвестных авторов — «народные» и поэтому совершенные своей простотой: «Когда я пьян, а пьян всегда я!» («Александрийский лейб-гусар»), «Скатерть белая залита вином, все гусары спят беспробудным сном» и т. п.

Этот хрестоматийный образ гусара использовали и советские барды, в том числе Галич, Окуджава, Митяев, Берковский, Ким, писавшие как для самостоятельного исполнения, так и для саундтреков советского кино. В музыке их никогда не призывают к смерти на поле боя, только к празднику жизни. Вот, «Пей, гусар!», поют в ленте «Крепостная актриса». И даже в экранизации переводной оперетты «Принцесса цирка», сюжет которой в принципе к гусарам отношения не имеет, самый залихватский номер оказался, разумеется, гусарским: «Эй, гусар! / …Время летит, забывать о том нельзя, / Надо прожить нашу молодость не зря».

Пленка, камера

Кинематограф ХХ века сделал больше всего для распространения ходульного образа. Именно оттуда в анекдоты ворвался поручик Ржевский, впервые возникший в пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», но прославившийся благодаря ее экранизации «Гусарская баллада» 1962 года. Прототип главной героини — гусар Надежда Дурова; есть там и командир партизан Давыд Васильев, чей образ основан, понятное дело, на Давыдове.

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 4

Кадр из фильма «Гусарская баллада» (1962)

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 4

Кадр из фильма «Сватовство гусара» (1979)

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 4

Кадр из фильма «О бедном гусаре замолвите слово» (1980)

Затем последовал полный прекрасной музыки рязановский фильм «О бедном гусаре замолвите слово» и биография Давыдова «Эскадрон гусар летучих», легкие комедии «Сватовство гусара» и «Старинный водевиль» (оба по дореволюционным пьескам). В национальной мифологеме гусары оказываются символом радости, буйства, веселья и мужского начала, эквивалентом мушкетерам — недаром Михаил Боярский так славно смотрится в кивере и доломане.

Война и мир

Историческое

1965

468 мин

Гусарская баллада

Комедия

1962

91 мин

О бедном гусаре замолвите слово

Комедия

1980

76 мин

www.culture.ru

голубые, красные, черные, военные, парадные

Среди множества непонятных старинных слов, относящихся к армии в прошлые времена, многие относятся к самому знаменитому роду войск легкой кавалерии – гусарам. Неоднократно воспетые в книгах и кино, эти лихие воины являют собой одно из олицетворений Отечественной войны 1812 года. Между тем история, как гусар, так и гусарского мундира лежит значительно глубже.

Если бы можно было поставить воинов этой категории в ряд, вряд ли кто-то мог бы сказать это представители одного рода войск. Со времен появления гусар до начала ХХ века, времени угасания кавалерии, произошло очень много изменений в этой среде.

Рождение гусарии

В 1458 году венгерский король Матвей приказал сформировать особый отряд из дворян для защиты от агрессии турок. Этот отряд должен был быть собран из дворян, каждый из которых должен был привести с собой 20 вооруженных слуг с верховыми лошадьми. Само собой, выполнить такой приказ могли лишь состоятельные люди, да и собираться только в случае непосредственной угрозы.

русская пехота

Однако идея пустила корни в соседнем королевстве. Поляки, большие любители подраться, да еще с пафосом, собрали подобное ополчение, организовав одну из лучших тяжелых кавалерийских подразделений в истории. Польская шляхта организовывала хоругви тяжелых гусар, снаряженных и вооруженных по последнему слову техники того времени.

Богатые доспехи из лучшего металла, отборные лошади со всего Польского королевства, множество видов оружия, в том числе огнестрельного, делали гусарию силой на поле боя.

Страх на врагов нагоняли крепившиеся на седло или на панцирь большие крылья, покрытые белыми или черными перьями.

Собственно, за эти крылья они и получили свое название, крылатые гусары. Помимо блестящей стали использовались леопардовые или тигровые шкуры, а сам по себе мундир условно можно назвать красным.

Впечатленные столкновениями со шляхетскими хоругвями на поле боя, русские военачальники решили завести у себя нечто подобное. Царским указом царя Алексея Михайловича в Москве были созданы первые гусарские хоругви, по примеру польских. Однако решительного вклада в войны они не внесли, тем более что армию ждали реформы Петра Алексеевича.

Русские гусары XVIII века

Петр Великий, занятый преобразование России, гусар в армии не вводил. Может просто не дошли руки, может в Европе они еще не набрали моду, может ему вполне хватало казаков в качестве легкой кавалерии. В 1723 году были призваны «охочие сербские люди» для поселения в России, из которых формировались и регулярные легкие кавалерийские части, подходящие под описание гусар по своей сути. Нельзя сказать, что они занимались разработкой того, что можно было бы назвать гусарским мундиром.

гусары на лошадях

В эпоху правления «дщери Петровой», императрицы Елизаветы, досадная ошибка отсутствия регулярных гусарских частей была исправлена. Ивану Самойловичу Хорвату, сербу по национальности, приехавшему из Австрии, было поручено сформировать несколько гусарских подразделений. Дворяне, любившие яркость и богатство, быстро поняли преимущества новых полков в плане формы.

Венгерский костюм как нельзя лучше подходил для безумства украшательства формы.

Тогда же формируется основы гусарской формы, сохранившиеся вплоть до начала ХХ века.

Что входило в форму первых российский гусар Елизаветы Петровны:

  • доломан, короткая куртка однобортного типа, со шнурами, имевшая воротник стойку;
  • ментик, так же короткая куртка, отороченная мехом, носившаяся поверх доломана, в теплое время накидывавшаяся на плечо с застежкой на верхний шнур, от чего создавалось впечатление «волочения»;
  • чикчиры, обтягивающие ноги кавалерийские рейтузы, часто из кожи лося;
  • кушакc гомбами, то есть перехватами;
  • ташка, небольшая сумка, свисающая в районе колен, с левой стороны, первоначально для патронов, но затем,скорее, для декора, обязательно на нее был нанесен вензель государя или государыни;
  • шапка, фетровая или меховая, замененная на кивер и фуражку в более позднее время;
  • перевязь патронташная и ремень карабина, как правило, из простой кожи черного цвета, носились крест-накрест.

Была у ранних гусар привилегия, которой завидовала вся остальная армия. Им не нужно было утомлять себя устроительством причесок их муки, буклей и прочего. Правда, Петр III и Павел решили иначе, но кавалеристам все равно было больше поблажек.

Интересно, что по армейским уставам офицеры и рядовые гусары почти не отличались по форме. Офицеры лишь должны были носить золотые и серебряные пуговицы и шитье, а так же желтые сафьяновые сапоги с позолоченными шпорами, не возбранялись и драгоценности.

Да, служить в гусарах было недешево.

Формировались новые гусарские полки, у них все время менялась расцветка формы, иногда кардинально. Формируется расцветка мундиров, красная, синяя, зеленая и черная в разных полках.

26 февраля 1784 года стал трагедией для тысяч гусар, так как указом императрицы Екатерины II все гусарские полки были переформированы в легко-конные. Несколько оставшихся подразделений были сбиты в один сводный полк и отправлены для опытов наследнику престола Павлу Петровичу. Правда, в 1788 году два полка вновь получили наименование гусарских, да и в армии их никто легко-конными особо не называл. Рубеж веков и Наполеоновские войны русская армия вновь встречала с бравыми гусарами.

Гусары в войне 1812 года

Настоящим звездным часом для русской легкой кавалерии стало вторжение армии Наполеона в 1812 году. Эту войну Россия встретила, имея среди прочих войск, 13 гусарских полков.

Различались они, как это было заведено, по расцветкам:

ПолкДоломанМентикЧикчирыМанжеты воротникЦвет шнуров
Лейб-Гвардии ГусарскийКрасныйКрасныйСиниеСиниеЖёлтые
АлександрийскийЧерныйЧерныйЧерныйКрасныеБелые
АхтырскийКоричневыйКоричневыйТёмно-синиеЖелтыеЖелтые
БелорусскийСинийКрасныйТёмно-синиеКрасныеБелые
ГродненскийСинийСинийСиниеНебесно-голубыеБелые
EлисаветградскийСерыйСерыйЗеленыеЗеленыеКрасные
ИзюмcкийКрасныйСинийСиниеСиниеБелые
ИркутскийЧерныйЧерныйКрасныеКрасныеКрасные
ЛубенскийСинийСинийСиниеЖёлтыеБелые
МариупольскийТемно-синийТемно-синийТемно-синиеЖёлтыеКрасные
OливопольскийЗеленыйЗеленыйКрасныеКрасныеБелые
ПавлоградскийЗеленыйHeбеcнo-гoлyбойЗеленыйHeбеcнo-гoлyбыеКрасные
СумскийСерыйСерыйКрасныеКрасныеБелые

Опушка у всех, кроме Лейб-Гвардейцев была белого цвета. Гвардия носила этот элемент в черном исполнении. Вместо шапок вводятся кивера. Однако их носили лишь в бою и на парадах. С учетом стоимости этого головного убора, в повседневной жизни его заменяли простыми фуражками.

Кстати, само по себе слово фуражка несет кавалерийский оттенок, в нее собирали фураж и могли накормить лошадь.

Вопрос стоимости касался и самой формы. Часто вне строя гусары носили простые пехотные сюртуки, так как их вышитые мундиры плохо переносили ежедневный уход за лошадьми, чем, кстати, любой гусар должен был заниматься сам.

Поэтому внешне отличить лихого рубаку от, к примеру, эскулапа по мундиру было сложно.

Гусары в XIX веке

Воцарение на престоле Николая I обернулось для гусар реформированием формы. Вновь меняются цвета полков, ментики теперь полагается носить на спине, а не на плечах, меняется цвет выпушки. В общем, происходят многие, весьма важные и серьезные изменения в жизни гусар.

гусары 19 века

Крымская война, вскрывшая многочисленные проблемы в армии, коснулась так же и гусарской формы. В очередной раз меняется расцветка полков (видимо, это было любимое развлечение штабного начальства), а так же введение новых типов стрелкового вооружения и формы. Отменяются ментики и ташки, а сами полки постепенно получают номера вместо «городового» наименования.

Александр III пошел еще дальше. Он преобразовал все уланские и гусарские полки в драгунские, окончив тем самым историю одного из самых известных родов кавалерии до… 1910 года. Именно тогда огорченный поражением в войне с Японией Hиколай II решает поднять боевой дух, возродив, по сути,никому уже не нужные гусарские полки и вновь порадовав себя составлением расцветки для мундиров.

Гусары в ХХ веке

Первую Мировую войну гусары встречают как обычная кавалерия, используемая наравне с драгунскими полками. Кроме шитья и обозначения на погонах они себя практически ничем не выделяют из общей массы, в общем-то, бесполезной в позиционных боях конницы.

Гражданская война окончательно добивает гусар как цельнолитой род войск.

Поделившись на красных и белых, бывшие братья по оружию сражаются между собой на разных фронтах. Те, кто посвятил себя Белому делу, проиграв, навсегда уходит из истории, унося с собой лишь воинскую славу.

Те, кто встал на сторону Красной армии, через короткое время переформировывается в красную кавалерию. Большого притока именно в гусарские полки не было, а держать у себя анахронизм большевики не захотели.

гусары 20 векаКликабельно

Неожиданное развитие получает в эти годы парадная гусарская форма. Захваченные большевиками склады, на которых пылилась в ожидании парад в Берлине новая форма, расходится по войскам. Нередко в те годы можно было увидеть расхаживающего в кивере красного кавалериста или выряженного в синий с шитьем доломан советского пехотинца.

Собственно, легендарные «красные революционные шаровары», полученные в подарок за стрельбы комвзвода Трофимовым, скорей всего имеют именно гусарское происхождение.

Заключение

Гусары, пройдя долгий путь эволюций, стали в итоге историей. Память о них живет на страницах тысяч книг и кадрах фильмов. Без них невообразимо представить себе ни русско-турецкие ни наполеоновские войны. При этом гусары, это то, что роднит русскую легкую кавалерию с аналогичными войсками других стран.

царские гусары

Казаков не было ни у кого, зато гусары были практически у всех. Яркая форма и яркая служба позволила сделать из гусар настоящих героев, чему немало способствовала громкая литературная слава.

Одного Давыдова и Лермонтова хватило бы для воспевания гусар, но в разные годы о них писали и Пушкин, и Гумилев, и многие другие.

Видео: правда и мифы о гусарах

warbook.club

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *