История платка на руси: История русского платка | Журнал Ярмарки Мастеров

История русского платка | Журнал Ярмарки Мастеров

История русского платка начинается с XII века. Головное полотенце, убрус, или полотно из куска ткани женщины набрасывали поверх головного убора. О русских платках и шалях знали даже за рубежом. Павлопосадский платок, например, стал обязательным элементом русского костюма. Он привлекает своей декоративностью, колористикой. Крупные цветы, растительные узоры, контрастный фон – как символ слияния человека с природой. Слава павлопосадских платков не меркнет до сих пор. А в Павлово-Посаде существует Музей истории русского платка и шали. Многие современные модельеры использовали тему павлопосадских платков в своих коллекциях. Андрей Шаров на неделе высокой моды в Москве (1999 год) в коллекции «Это все для тебя» представил юбки, брюки, корсеты, бейсболки и топы, «цветущие» павлопосадскими рисунками.

Каждый такой платок становился настоящим произведением искусства, и был не просто головным убором, а настоящим полотном художника, на котором расцветали невиданные узоры.

Вот почему к середине XIX века платки производства Павловопосадской и Барановской мануфактур практически вытеснили из гардероба женщин другие головные уборы. Все, начиная от простых крестьянок, заканчивая царскими особами, стремились приобрести себе такое украшение.

Платок смело можно назвать наиболее устоявшимся элементом русского народного костюма, что в принципе вполне объяснимо, ведь платок универсален, он не только служил своей хозяйке в качестве головного убора, но и являлся главным украшением, способным дополнить не только праздничный, но и повседневный наряд.

Кстати сказать, вид платка , а также способ его ношения в то время не только создавал определенный образ, но и отражал строгие традиции того времени. Так, например, согласно обычаям, замужней русской женщине полагалось обязательно прятать волосы под головным убором, поверх которого надевался платок. Незамужние же барышни надевали платок непосредственно на голову. И конечно, чем больше был достаток семьи, тем богаче и ярче выглядели платки.

Таким образом, платок был своего рода индикатором статуса женщины.

Однако прошли века, и платки могли бы уступить место новым головным уборам, но разве могут такие шедевры как русские платки поддаться натиску моды и кануть в лету? Конечно, нет.Русские красавицы и в сегодняшние времена

любят украшать себя платками и выглядят при этом бесподобно и очень женственно…Заходите в мой магазин и подбирайте себе любимый платок..

Павлово-Посадский платок. Часть 1. Как он завоевал моё сердце

Мысль написать статью, а потом и серию публикаций о Павлово-Посадском платке родилась у меня весной, когда со мной приключилась забавная история.

Ехала в метро и читала книгу. Рядом стояли ребята лет двадцати и матерились, увидев меня, они сначала «укрутили» ненормативную лексику, отодвинулись на некоторое расстояние и стали перешучиваться «на публику». Потом как-то притихли, посерьёзнели и даже попытались поухаживать, предложив мне присесть на освободившееся место.

С самого начала наблюдала за всем происходящим с доброжелательной улыбкой, молча и довольно дружелюбно, без критических мыслей, фраз или взглядов. Молодые люди слушали музыку: у них были одни наушники на двоих (по наушнику в одном ухе у каждого), потому что они ещё и общались между собой. Видимо, надеясь на шум колёс метро, один из них «на ушко» другому ШЁПОТОМ 🙂 Ну вы понимаете, какой шёпот в наушниках 🙂 отвесил мне комплимент. Он назвал меня «сексапильной», и друг его поддержал.

Но… минуточку! Мне всегда казалось, что «сексапильность» это: длинные ноги от ушей и грудь, как минимум 4-ого размера (желательно всё это максимально оголённое), и ярко, «призывно» накрашенные губы. Простите, фото своего видения подобного термина прилагать не буду.

ВНИМАНИЕ! Как говорят мои подруги, я была одета как монашка :).

Из «голого» тела у меня были только… ГЛАЗА 🙂

Да и те скромно смотрели в книгу «Очарование женственности» (Хелен Анделин). Надо сказать, что даже ребят заинтересовало название книги, которую я читала. Чуть шею не свернули, пытаясь его прочесть 🙂

На мне была длинная шерстяная юбка в пол, куртка короткая, но дутая (не обтягивающая), что особенно смешно: застёгнутая до самого носа, а на голове — Павлово-Посадский платок!

Видимо, в лексиконе ребят просто не было слова «женственность», поэтому они выразили ощущение притяжения своими словами. Так что же, на самом деле, всерьёз привлекает мужской пол в женщинах?

Женская энергия.

Как её накапливать и сохранять подробно рассказывает Ольга Валяева в своих статьях, книгах, написанных на основе древних Ведических мудростей и множества других источников.

Мы сегодня поговорим о самом простом и, казалось бы, поверхностном средстве — женской одежде.

О том, как длинные юбки и платья помогают сохранить здоровье женщины, преумножить женскую энергию, а также как они «воспитывают» женщину мы подробно обсуждали в моей публикации «Секрет привлекательности»

Головной убор (платок в частности) также играет важную роль в создании женского образа, а ещё — в сохранении вашей силы! И сегодня в фокусе нашего внимания Павлово-Посадский платок.

Напряду с другими головными уборами, платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины.

По древнему обычаю на Руси замужняя женщина обязательно прятала волосы под головным убором. В наши дни это может показаться дикостью и пережитком прошлого. Но обратите внимание, что такое явление встречается в культурах и традициях разных стран. И не случайно.

Древние Ведические трактаты говорят о несомненной пользе ношение женщиной головного убора (в общественных местах) для здоровья и сохранения её красоты, а также во избежание создания искушений и соблазнов для посторонних мужчин.

Если учитывать, что волосы в магических обрядах всегда занимали второе место по значимости после крови, то станет понятно, почему знающие женщины прячут волосы (а также красоту своего тела) даже от посторонних взглядов, а тем более от чужих прикосновений.

Издревле женщины распускали волосы только для мытья и различных ритуалов, гадания в том числе, а также перед сном для расчёсывания, чтобы снять усталость и негатив, накопленные за день. В идеале, ваши распущенные волосы должен видеть только ваш любимый мужчина (муж). Ведь таким образом, вы не растратите свою женскую силу понапрасну, разбрасывая её направо и налево «на съедение» посторонним людям, а сможете сберечь свою притягательность для самого главного и любимого человека в своей жизни!

Волосы – это неотразимое «оружие» женщины, мощнейший аккумулятор женской энергии, символ силы и даже власти. Помните те случаи в нашей истории, когда запирали в монастырь влиятельных особ и иногда даже насильно заставляли «постричься» и принять монашество? Постриг символизировал отречение от мирской жизни, от власти и богатства.

Во всех культурах и во все времена волосы имели сакральное значение.

Поэтому за ними нужно тщательно и с любовью ухаживать: держать в чистоте, с любовью расчёсывать (желательно перед зеркалом), стричь раз в год (на Руси благоприятным для этого днём считали Чистый четверг), любоваться и беречь, чаще прикрывать от губительного воздействия погодных явлений (мороза и прямых солнечных лучей), а также от недобрых и завистливых взглядов.

Это позволит оставаться женщине привлекательной, сохранить женскую силу и энергию, которыми она может делиться со своими близкими. Прикрыть волосы можно шарфиком, шалью или платком.

Почему мой выбор пал именно на платок родом из Павловского Посада?

Во-первых, я люблю Россию, уважаю, изучаю и поддерживаю русские традиции.

Во-вторых, между доступностью по стоимости и качеством, я стараюсь выбирать качество. Между «красиво (вкусно) или полезно», я выбираю здоровье и пользу.

И что удивительно и приятно: Павлово-Посадский платок – это средоточие всего вышеперечисленного.

Кроме практической пользы платки обладают ещё и эстетической ценностью. Они не только качественные, тёплые и полезные для здоровья благодаря натуральным материалам (хлопку, шёлку, в основном — шерсти), но также невероятно красивы.

Посмотрите, как платок украшает лицо! Он как рама для картины: очерчивает границы для взгляда смотрящего, как будто фокусирует его внимание на самом главном…Глазах – зеркале души.

А в–третьих, я придаю большое значение тому, что изображено на одежде и предметах, которые я приношу в свой дом, в свой мир, а тем более ношу на себе. Для меня чрезвычайно важно, какую энергетику несёт вещь.

Искусство изготовления Павлово-Посадских платков обладает высокой духовностью. Без нее просто не создать уникальные рисунки, делающие продукцию фабрики популярной во всем мире.

Узоры платков и шалей, как вы, наверное, догадываетесь, не простые, а со смыслом! В них зашифрована информация. Цветы и другие элементы орнамента являются обереговыми символами.

Традиционным и узнаваемым символом Павлово-Посадского платка является роскошная роза, переливающаяся всеми цветами радуги. (Число тонов на платке может быть от 10 до 30!)

Также можно увидеть лилию, полевые цветы. Реже встречаются изображения птиц.

Даже, если вы ничего не знаете о символике, прислушайтесь к своему внутреннему голосу. При покупке и ношении программируйте любую вещь на позитив, и её значение для Вас будет именно таким.

Любой цветок (живой, не увядший) — прежде всего, красота, жизнь, нежность, женственность. Но каждый имеет своё значение. Пышная Роза олицетворяет здоровье и богатство. Лилия — чистота и святость. Ромашка – простота, скромность, долголетие и здоровье. Бутоны цветов — дети, юность, перспектива на расцвет и развитие. Листья и стебли – поддержка и защита. Птица – это душа, мечта, счастье, верность, связь с небом. Волнистые линии в промыслах многих народов символизируют воду. (Вода – это чистота, энергия Любви, благополучие, богатый урожай.) Примечательно, что русские художники заимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос (Индия), и античные вазы (Греция), и восточные орнаменты («турецкий» огурец или пейсли — декоративный орнамент каплевидной формы), которые пришли в Россию из Азии. Но наши мастера всегда были верны своим традициям.

Даже на платках с восточными мотивами самые внимательные увидят крест!

В постреволюционные годы основным мотивом Павлово-Посадских платков была жизнь российского народа: на ткани художники умудрялись запечатлеть и радостные эпизоды из жизни людей, и нелегкую судьбу. (Мне кажется, что носить на себе «печать» трудной судьбы народа не очень-то полезно энергетически и не очень приятно чисто эмоционально.)

Не удивительно, что нововведение не прижилось. Зато традиционные обереговые узоры по-прежнему здравствуют, мода на них возвращается, популярность увеличивается. Разнообразие узоров и расцветок всегда позволяет выбрать СВОЙ платок.

Важную роль в защитной функции играет также форма платка и композиция его узора.

Форма платка. Почему бы не сделать платок треугольным? Во-первых, квадратная форма облегчает производство изделия. Во-вторых, это даёт возможность иметь двухслойный головной убор и согревает гораздо лучше. В-третьих, такая геометрическая форма дарит вариативность использования платка, о чём мы поговорим с Вами в последующих публикациях (Павлово-Посадский платок в современной одежде и интерьере.) К тому же на языке символов Квадрат – это равновесие, постоянство, благополучие. На Руси квадрат (с заполненным внутренним пространством) олицетворял плодородную землю и урожай, изобилие и благоденствие.

Композиция узора. Визитной карточкой Павлово-Посадского платка является сложившийся стиль: от крупного рисунка по краям к мелкому в центре, а по углам — броские цветы.

Заметьте, традиционная симметрия изделия и узора на нём не случайна. Любая парность, зеркальность и симметрия (в орнаменте и не только) автоматически «перечёркивает» одиночество, символизирует благополучные отношения, крепкую семью и гармонию.

Оригинальность рисункам на платках добавляет компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд, орнаментальных полос.

Как уже говорилось выше: орнамент платка часто прячет, а иногда и открыто изображает, крест.

Из статьи об истории вышивкимы уже знаем, что крест — это древний символ и мощный оберег, который присутствовал в одежде и быту наших предков.

Археологические данные свидетельствуют о том, что крест как символ почитали еще в верхнем палеолите. Крест — символ жизни, неба и вечности. Также, правильный (равноконечный) крест символизирует принцип соединения и взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).

Для православных крест олицетворяет жертвенный подвиг Иисуса Христа, спасение Души и святость.

В связи с традицией входить женщине в храм только с покрытой головой, прихожанки часто используют именно Павлово-Посадский платок. Понятно, почему у многих он ассоциируется с церковью и религиозностью…

Кроме креста на платках можно увидеть круг, звезду или квадрат. Но и это отнюдь не бессмысленные узоры.

Круг в символике Древней Руси обозначал Солнце, Свет, Благо. Ромб и квадрат олицетворяли Матушку землю, женское начало, а квадрат или ромб, наполненные чем-то внутри — плодородие, благополучие, изобилие. Многогранники и звёзды символизируют Вселенную, многообразие Божественного мира и его непрерывное движение.

Надеюсь, что мне удалось заинтересовать вас своим любимым Павлово-Посадским платком и заразить вас своей любовью к нему 🙂

В следующих статьях расскажу об удивительной и наполненной чудесами истории Павлово-Посадского платка, об использовании платка в современной одежде и интерьере.

И напоследок хочется пожелать всем счастья. Женщинам – женского, естественно!

Если вы всё ещё предпочитаете мужскую одежду женской, ходите в брюках и не любите платки, попробуйте включить в свой гардероб юбки, платья и шали! Вы увидите, как изменится ваша жизнь! Берегите себя и дарите свою красоту и энергию прежде всего близким и родным людям!

История платка шарфа и палантина происхождение на Востоке в Европе


История Платка и Палантина
 

Человеку, не желающему расставаться с собственной уникальностью, помогают аксессуары. Они как ничто другое способны подчеркнуть то, чем мы отличаемся от других. В какую бы точку земли вы не приехали, ассортимент магазинов окажется, скорее всего, схожим и однотипным, представленным несколькими всемирно известными торговыми марками. Национальный же колорит, особенности страны и эпохи несут в себе небольшие элементы и детали, дополняющие костюм.


Некоторые детали одежды, которыми мы пользуемся сейчас, появились не так давно. Другие, как, например, шарф пришли из глубины веков. Из всех аксессуаров, он, пожалуй, имеет самый яркий самостоятельный характер, и сказать он может о многом.

Кто и когда придумал шарф, история умалчивает. Скорее всего, это был не один человек, а несколько народов, в разное время независимо друг от друга изобретших этот предмет туалета. Разумеется, первоначально этот удлиненный кусок ткани служил только для дополнительного утепления. В далекого пращура современного шарфа, называвшегося focale, древнеримские легионеры кутались, когда преследовали варваров в германских лесах.


История шарфа насчитывает более двух тысяч лет и начинается с завоеваний. Древние войны Китая и римские легионеры, не сговариваясь, повязывали длинные куски ткани вокруг горла и рта, чтобы уберечься от холода и ветра, неизменных спутников длительных походов. Тогда же появились первые отличительные особенности «шарфов великих» — у военачальников они были красного цвета с золотыми кручёными кистями. Это можно считать первой модной ипостасью предмета.

Древний Китай. В 1974 году на территории Китая была обнаружена армия из 7 500 статуй терракотовых воинов императора Цинь Шихуанди, созданных в 210 году до н.э. Каждая фигура имела свои уникальные черты. У большинства воинов на шее был вылеплен платок из глины. По мнению ученых, в то время он выполнял защитную функцию.

Древний Египет. В Древнем Египте платки носили Боги или Фараоны, повязывая их на шею для защиты от ветра.


Древний Рим. В античный период платок получил широкое распространение в Риме, преимущественно среди мужчин. Легионеры различными способами обвязывали им шею, чтобы защитить ее от натирания пластинами панциря или кольчугой. На Колонне Траяна было высечено 2 500 фигур с изображениями римских воинов 100-х гг. н.э., где частью формы являлся платок. Во II веке платок надевали древнеримские актеры во время спектаклей. На гладиаторских боях зрители могли махать платками с трибун. В III веке н.э. появился платок маппа, предшественник салфетки. В Древнем Риме и в Китае им вытирали рот за столом, заворачивали в него остатки пищи. В поздний античный период в Древнем Риме платок являлся показателем статуса. Ораторы накидывали на плечи прямоугольное покрывало, напоминающее современный палантин. Чем выше являлось социальное положение его обладателя, тем качественнее и дороже был материал платка, тем богаче и ярче он был украшен.


Израиль. Упоминания о платке, называемом судариум, содержались в текстах Нового Завета. Его применяли для покрытия головы и вытирания пота с лица. Иудеи и галилеяне верят, что им была укрыта голова Спасителя, распятого на кресте. В поздний античный период в Израиле появился платок, получивший название талит. Он представлял собой прямоугольное покрывало и являлся частью повседневной одежды. Талит изготавливали из льняной и хлопчатобумажной ткани. Неотъемлемой частью мужского гардероба у мусульман являлась куфия, покрывавшая голову и защищавшая от солнца, песка и холода.


На Востоке женщины носили хиджаб. Эти виды платков в мусульманских странах используются и в настоящее время.

Франция. В XVII веке в гардеробе французских женщин из средних слоев общества появились фишю. Тонким треугольным или сложенным по диагонали квадратным платком из легкой ткани (муслина, батиста, кружева) женщины прикрывали шею и декольте. В мужском гардеробе платок получил широкое распространение в 1635 году, после того, как хорваты, разбившие турецких янычар, были представлены французскому двору. Людовик XIII отметил в их костюме пестрые шелковые шейные платки. Король стал использовать их в своем гардеробе, а затем сделал принадлежностью дворянства. Уголки платка могли быть украшены фамильным вензелем. Иногда поверх платка с целью его фиксации повязывали шелковую ленту, делая большой бант под подбородком. Этот вид назывался солитер.


Первой женщиной, которая надела платок на шею и впоследствии ввела в моду такой способ ношения, была герцогиня Луиза де Лавальер, фаворитка Людовика XIV. Она завязывала легкую кружевную ткань с многочисленными рюшами в виде пышной бабочки, оставляя концы развевающимися. Платок получил название «лавальер», позднее его стали использовать и в мужском гардеробе. Маркиза де Помпадур тоже повязывала на своей шее банты, выполненные из шелка и кружева.

По мере развития общества декоративным качествам шарфа стало уделяться больше значения. Вновь, уже в легчайшем, газовом воплощении, шарф стал использоваться в средние века. Прекрасные дамы любили украшать им высокие седловидные головные уборы, которые носили. А вот тяжелые, шелковые шарфы прочно вошли в моду в XVII веке. В высшем обществе того времени большой популярностью пользовались маскарады и балы, куда надлежало являться в костюме, выдержанном в определенной теме. Наряд в мавританском стиле считался одним из моднейших. При его создании однотонный шелковый шарф играл не последнюю роль. Из него светские красавицы сооружали себе изящные тюрбаны. Украшенные перышками и брошами, они делали свою хозяйку похожей на Шамаханскую царицу.


Ну а в эпоху Ампир, XIX век, воцарился ближайший родственник нашего героя — палантин. Он необыкновенно выгодно подчеркивал летящие античные силуэты вошедших в моду платьев. Тогда как все туалеты того времени были выдержаны либо в белом, либо в бледно-пастельном тоне, палантин был призван нести цветовую нагрузку, и мог быть яркого, насыщенного оттенка. Как головной убор шарф использовался в начале XX века. Небольшой шарфик укладывался вокруг головы, а один его угол закалывался сбоку так, чтобы он висел у виска.


Тонкими, удлиненными шарфами модницы 20-х гг. подчеркивали низкую талию своих платьев. Впоследствии общество переживало еще не одно пришествие остро-модных разновидностей шарфов, но параллельно с этим всегда существовал повседневный, уютный классический шарф, даривший своему владельцу тепло вне зависимости от того, какой год был на дворе.


Существует как минимум две версии происхождения палантина. Первая гласит, что прообразом слова палантин — «паллой» — древние римляне называли теплый плащ, надеваемый поверх туники. Версия вторая приписывает изобретение теплой меховой накидки в 1676 году графине Палатинской, жившей в Западной Европе.

Так или иначе, но действительно полноправной частью торжественного и не только туалета палантин сделала первая жена Наполеона Жозефина. Началу же настоящей «палантиновой истерии» способствовали и множество новых разновидностей этого предмета, привозимых Наполеоном из своих Египетских походов. Так что золотой век этого, без преувеличения сказать, украшения, пришелся на время Классицизма и Ампира.

Да и как иначе, ведь господствовавшим тогда античным очертаниям одежды с их высокой талией, тонкими тканями и оголенными руками так подходили драпировки и струящиеся складки, образованные палантином!


Желание повязать что — то себе на шею возникло у человека с незапамятных времен. Нетрудно представить себе, что узкие полосы ткани, которые ткали древние люди, служили в том числе и для защиты шеи и туловища от непогоды. Точное время, когда люди начали повязывать себе на шею полосу ткани, неизвестно. Не сохранилось даже никаких преданий или легенд о людях, которые первыми стали носить шейные платки и галстуки. Но на основе дошедших до нас произведений искусства можно предположить, как изменялся вид платка в ходе исторического развития. Рисунки с изображениями египетских фараонов, созданные около 4000 тысяч лет назад, свидетельствуют о том, что полоса ткани на шее имела скорее практическое, но, возможно, и символическое или эстетическое назначение.

Еще одно историческое свидетельство того, что в древние времена люди тоже носили шарфы, — это колонна Траяна в Риме около площади Венеции. Изображения 2500 воинов повествуют о важнейших событиях войны против варваров на востоке, многие из этих воинов имеют некое подобие шарфа. У некоторых он повязан на манер ковбойских платков, другие аккуратно заправили его под броню.


Вероятно, как и многие аксессуары, изначально платок был элементом военной формы. Другие источники указывают на то, что платки и шарфы имеют отношение к религии. Некоторые древнекитайские статуи Будды (фото) изображают его в некоем подобии шарфа, но не туго обтягивающем шею, а свободно и красиво наброшенным на плечи. У многих народов шарф — принадлежность религиозного костюма. Например, еврейский таллит — украшенный кистями платок для молитв.


Древнеримский палантин подчеркивал авторитет оратора, и даже в наши дни католический священник, перед тем как облачиться для службы, целует палантин.

Наряду с ритуальным использованием платков и их практическим назначением в качестве утилитарной защиты от холода, солнца и ветра, безусловно, было еще и желание украсить себя, выделиться и продемонстрировать свой статус.


Но со временем платки и шарфы все больше и больше становились только украшением одежды. На модных акварелях XVIII и XIX веков мы видим изящные белые шелковые шарфы дам. В эпоху ампира платки и шали были неотъемлемой частью костюма. Шелковые или кашемировые шали были обязательны в любом наряде. Кроме того, в то галантное время шаль была и дополнительным оружием кокетки. Знаете ли вы, что постоянно ведущий войны Наполеон подарил своей Жозефине сотни шалей? Платья тогда шили из такого нежного материала, что шаль была просто необходима для защиты от холода. А еще платки были просто очень красивы. И раньше, и теперь платок — элемент многих национальных костюмов, как женских, так и мужских.

В некоторых странах платок жил своей самостоятельной жизнью, кое — где эти традиции живы и до сих пор. Прежде классический римский наряд из большого платка — тогу — носили мужчины.

Но самый красивый пример использования куска ткани для живописного одеяния — это традиционное сари, широко распространенное в Индии и в наше время. Без всякого кроя, без единого шва и закрепляющих узлов, только с помощью драпировки вокруг всего тела полотнище ткани превращается в платье. Сари сопровождает индийскую женщину всю ее жизнь: простое — для работы, струящееся шелковое, ярких цветов и с золотыми нитями — для праздника. Мягкие складки постоянно находятся в движении и придают женщине грациозный и привлекательный внешний вид.


Во многих теплых странах обернутый вокруг всего тела платок — единственная одежда человека. При этом больше всего фантазии проявляют женщины. Они каждый день создают новые модели, экспериментируя с платками разных размеров и расцветок и повязывая их каждый раз на новый лад. Немалую роль здесь играют и традиции, которые проявляются как в узорах, так и в способе драпировки и завязывания узлов.

Больше всего фантазии в обращении с платками проявляют полинезийские женщины. Они всегда находят новые способы, как завернуться в парео и завязать узлы. Хорошие примеры использования платков — и бу-бу из Сенегала, и танга из Кении. Способы их драпировки и узлы напоминают парео, но традиционные цвета и узоры совсем другие.


Такой знакомый и любимый нами шарф, который и греет, и защищает, и украшает, появляется только в XIX веке среди богемы. Артисты балета использовали длинные развевающиеся шарфы, чтобы подчеркнуть динамику движения. Шарф появился и на живописных полотнах: в конце 1880 года Тулуз — Лотрек многократно изображает шарф на плакатах. Среди богемы стали популярны длинные шарфы.

Настоящее триумфальное шествие шарфа началось после изобретения кинематографа. Вспомним Марлен Дитрих или таких звезд пятидесятых, как Мерилин Монро, Грейс Келли, Бриджит Бардо, которые соблазнительно позировали перед камерами с платками и шарфами.

Такие кутюрье, как Коко Шанель, Гуччи, Унгаро, сделали платок или шарф модным аксессуаром. Квадратный лоскут ткани они превратили в элегантную деталь гардероба с превосходным дизайном и роскошными красками. А сам платок стал настоящим произведением искусства.

История Платка

В раннехристианскую эпоху (300-600гг.) головной платок был неизменным атрибутом женского костюма. Мужской шейный платок поначалу имел исключительно прикладное значение — еще воины Древнего Китая и римские легионеры обматывали шею куском ткани в случае болезни или, желая защититься от холода и ветра.

Мода на шелковые платки родилась в XVIII веке во Франции, на берегах полноводной Луары. Модницы времен Людовика XVI украшали шелковыми платками шею, защищая белоснежную кожу от солнца и ветра. В ту пору платки из натурального шелка – фуляры — носили только на шее. Спустя несколько десятилетий, с нежных шеек французских дам платки начали спускаться к корсажу, вырезу декольте и талии. А уже в XX веке платки из шелка пережили настоящее второе рождение – ими стали украшать запястья, сумки, брюки, юбки, блузы, шляпки.


Уже гораздо позже платки стали носить исключительно для красоты. В Европе моду на это украшение ввел не кто иной, как Людовик XIV. На одном из парадов он увидел хорватское войско, форменная одежда солдат которого включала шейные платки, и был настолько впечатлен этим ярким предметом гардероба, что на следующий день заказал для себя целую дюжину подобных. А позже Король-Солнце сделал платки символами принадлежности к дворянству, и носить их стало настоящей роскошью.

В 1692 году французская армия в ходе войны за испанский трон была застигнута врасплох английскими войсками. Солдатам было некогда завязывать платки по правилам военной моды, и они просто обмотали их вокруг шеи, затянув концы простым узлом и просунув их в петлицу. Так появился стиль, названный «стейнкерк», в честь деревушки, рядом с которой произошло знаменательное сражение.

Но уже в эпоху Людовика XV (1730-1770 гг.) старомодный шейный платок, царствовавший в при дворе короля Людовика XIV, превратился в плотно облегающий шею галстук – прообраз современного мужского аксессуара.


Простой шейный платок присутствовал в одежде рыцарей Немецкого ордена 18 в.   В отдельных районах Германии элементами женского народного костюма, частично сохранившегося и до наших дней, являются широкая юбка и в особенности огромный (особенно увеличившийся при жизни последних поколений) головной платок из светлого ситца или набивной шерсти. Его складывают вдвое таким образом, чтобы один конец падал на спину, два других конца перекрещиваются на затылке и завязываются на темени большим бантом. Концы широкого платка из цветного ситца перекрещиваются на груди и пропускаются под белый передник с вышивкой.

В мужском народном костюме Бадена (Германия) до сих пор сохранился старинный предмет одежды – нагрудный платок.

Еще задолго до испанского завоевания жительницы Гватемалы вместо юбок носили большие шерстяные платки, обернутые вокруг бедер.

Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Девушки так и делали (выйти простоволосой не то что из дому, даже из своей горницы считалось недопустимым), а замужние надевали платок поверх головного убора.


Первые сведения о появлении в Оренбуржье изделий из козьего пуха начали появляться еще в конце XVIII века, когда русские, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением. Суровый климат здешних мест, постоянно дующий резкий ветер побудили переселенцев заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов, которые под легкой верхней одеждой носили теплые поддевки-телогрейки и платки, связанные из пуха коз.

Павлово-посадские платки появились в первой половине XIX века. Первоначально они изготавливались методом ручной набивки, а в 70-х годах ХХ века ручную технологию сменила машинная. С тех пор платки стали не столь многоцветными, поскольку ручная набивка позволяет художнику не ограничивать количество цветов, а машинная допускает максимум 10 цветов в рисунке.

В 2002 году шейный платок Людовика XVI, который был на свергнутом с престола короле Франции во время его пребывания в парижской тюрьме Тампль перед казнью, был продан на аукционе за 70 тысяч евро.

Палантин  (устар.) м. (фрранц. palantine) — меховая или отделанная мехом женская накидка прямоугольной формы и различной длины — от размеров воротника до очень большого шарфа. В Зап. Европе эта одежда появилась после 1676, когда графиня (княгиня) Палатинская первой продемонстрировала элегантный способ защищаться от холода с помощью небольшого покрывала из соболиных шкурок. В России увлечение палантинами началось в 19 в.  Принадлежность женского туалета  широкая полоса, преимущественно меховая или бархатная, вроде широкого шарфа, накидываемая на плечи и закрывающая шею.


Палантины появились в Европе в конце 18-го века, после Великой французской революции, когда возникла мода на античность и к тому же вернувшийся из своего Египетского похода Наполеон Бонапарт привез новые необычные восточные модели палантинов. В России увлечение палантинами началось в 19 веке.

На рубеже XVIII-XIX веков костюм испытывает влияние французской революции. Силуэт и конструкция женского платья упрощаются. Пышные нарядные формы одежды сменяются туникообразными. Вместо тяжелого шелка, бархата, парчи и т.п. приходят воздушные ткани, как правило светлых тонов. Т.к. легкие ткани «не греют» увеличивается роль таких аксессуаров, как платок, шарф, шаль и палантин. В моду входят платья с высокой талией, большое круглое декольте, короткие рукава, юбка слегка намечает контуры фигуры, фасон подчеркивает естественные формы и красоту человеческого тела.


Платки, шарфы, шали и палантины становятся неотъемлемой частью женского туалета. Их не снимали ни летом, ни осенью, ни зимой, их носили дома, в театре и на балах. При однообразных по цвету нарядах яркий платок, шаль или палантин приобрели важный цветовой эффект.

В современном мире платки и палантины выпускаются во многих странах, представляя собой удивительное путешествие в мир традиционных культур, словно связывая воедино такую разную и экзотичную моду далеких континентов…

Эти великолепные изделия универсальны и могут по сезону дополнить повседневную, верхнюю и даже вечернюю одежду. Легкие или плотные, женственные и удобные палантины подарят Вам комфорт и тепло, а разнообразие композиционных идей и сюжетов позволит Вам выбрать именно тот палантин, который органично впишется в ваш гардероб, подойдет к вашей остальной одежде или просто поднимет Вам настроение!

Названия Аксессуаров

Аскот (английское) мужской шейный платок. Его название происходит от деревни Аскот в Англии, где с XVIII века проводились знаменитые скачки на лошадях. В те времена этот элемент одежды носился на торжественных приёмах и публичных мероприятиях. Аскот – это полоска ткани, срезанная наискось. Повязывался платок на шею поверх рубашки, а для закрепления использовалась золотая английская булавка или жемчужная брошь.

Бандана (хинди) небольшой 60х60 см головной, либо шейный платок, часто используется для вплетения в волосы, иногда его ещё называют никитач.

Боа (французское) женский шарф из меха, перьев или материалов их имитирующих. Название получил от королевских удавов. Длинный узкий женский шарф из меха или перьев (например из страусовых). Вошло в моду в начале 19 века и считалось дамским украшением.

Галстук — полоска ткани, завязанная вокруг шеи, используется как украшение, аксессуар, декоративный предмет одежды, дополнение к ней, имеет вид широкой ленты, завязываемой узлом под воротником со свободно выпущенными концами.  

Деваре — прямоугольный кусок ткани, по формату больше широкого шарфа или палантина, но меньше парео, например 95 х 130 см.

Жабо (французское) отделка блузки, платья или мужской рубашки в виде оборки из ткани или кружев, спускающейся от горловины вниз по груди, также разновидность шарфа. Впервые появилось в европейском костюме в XVII в. как деталь мужского костюма. В женской и детской моде жабо появилось с середины XIX века.

Инсинта (латынь) в VIII-V вв. до н.э. в Древнем Риме плиссированная оборка, пришиваемая к подолу столы.

Кашне (французское) полностью шёлковый, либо шёлковый с одной стороны мужской шарф.

Килт — предмет мужской национальной шотландской одежды, традиционная одежда горцев Шотландии. Килт представляет собой кусок ткани, обёрнутый вокруг талии, плиссированный, собранный складками сзади и закреплённый с помощью 2-3 пряжек и ремешков, обычно килт носится вместе со специальной сумочкой для мелких вещей, называемой спорран. Килт ведет свою историю от большого пледа Great plaid и по сути представляет собой его нижнюю часть. Исторически большой плед был достаточно длинным и широким, чтобы его можно было закинуть на плечо или укрыться под ним в плохую погоду. Килт изготавливается из шерстяной ткани с традиционным шотландским рисунком из клеток и полос тартаном, в России такой материал известен как шотландка. 

Косынка — разновидность платка, представляющая собой кусок ткани треугольной формы.

Кушак — деталь одежды, пояс из широкого куска ткани или шнура, мужской пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одеже. 

Палантин (французское) принадлежность женского туалета – женская наплечная накидка из меха, бархата или другой ткани. В моде появилась в середине 70-х гг. VII века. Названа по имени принцессы Палатинской, которой однажды, замёрзнув, накинула на плечи полоску из соболей. После длительного забытья, мода на палантины обрела второе дыхание только в начале XXI века. Теперь принято называть палантинами, в основном, длинные (2 метра и более) широкие шёлковые и шифоновые шарфы.

Парео (таитянское) большой прямоугольный кусок ткани, предназначенный для ношения на теле. Используется мужчинами как набедренная повязка или женщинами как юбка, платье, в настоящее время часто используется как пляжный аксессуар к купальнику. Родиной этого предмета одежды является Таити во Французской Полинезии. Оно также имеет своих родственников в Юго-Западной Азии и Шотландии. В Азии этот предмет одежды представляет собой платок с рисунком и вырезом, который носят в таких странах как Камбоджа, Малайзия, Мьянма, Индия и Индонезия в качестве юбок как мужчины, так и женщины. Во многих других культурах можно найти своеобразные национальные способы завязывания парео, но в большинстве случаев его носят вокруг бедер, завязывая в узел на одном боку. Шотландский национальный костюм Килт также имеет некоторое сходство, особенно с точки зрения форм их ношения.

Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения. Раньше не использовался для повседневной носки. Надевался в торжественных, праздничных случаях. Схемы и приемы вязания намного сложнее простого пухового платка, для изготовления такого платка используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие. Платок или палантин 1,5 на 1,5 метра весит не более 80 граммов, но может свободно проходить через обручальное кольцо и умещаться в скорлупе гусиного яйца. 

Платок — квадратный четырехугольный кусок ткани, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её, женщины повязывают им голову или накидывают на плечи, мужчины носят на шее. 

Пуховой платок шаль — серые или белые толстые теплые пуховые платки или шали, такие платки используются для повседневной носки, именно с изготовления этих шалей начался оренбургский пуховязальный промысел. 

Сари — традиционная женская одежда на Индийском субконтиненте, первые упоминания прослеживаются еще за 3000 лет до н. э. со времен процветания ведической культуры. Представляет собой кусок ткани длиной от 4,5 до 9 метров, шириной до 1,2 метров, особым образом обёрнутый вокруг тела. Носится сари с блузой, известной как чоли или равика, и нижней юбкой павада, павадаи на юге, и шайя в восточной Индии. Самый распространенный стиль ношения сари — ниви, когда один конец два раза обёртывается вокруг бёдер, драпируя ноги, а верхний край укрепляется на тугом пояске нижней юбки и затем перебрасывается через одно плечо. На улице женщины обычно накидывают свободный конец сари паллу на голову, как шаль. В традиционной Индии материал, из которого сделано сари, зависел от социального и материального положения женщины, но сам способ носить его был единым для данной местности. 

Саронг (индонезийское) традиционная мужская и женская одежда ряда народов Юго-Восточной Азии и Океании. Представляет собой полосу цветной хлопчатобумажной ткани, которая обёртывается вокруг пояса, или середины груди у женщин, прикрывая нижнюю часть тела до щиколоток, наподобие длинной юбки. Распространён в Бангладеше, Камбодже, Малайзии, Мьянме, Индии, Индонезии, Полинезии. У разных народов имеются свои способы повязывания саронга, но во всех случаях его использование служит одной цели — защите кожи от солнца и обеспечению телу вентиляции снизу в жарком тропическом климате. Для удобства при работе или сохранения тепла в случае похолодания полы саронга могут быть завязаны узлом или подоткнуты за пояс. Ношение саронга требует некоторых навыков и придаёт плавность движениям человека, который не хочет его потерять, так как бельё под эту одежду, по традиции, не надевают. Единственной европейской одеждой, аналогичной саронгу, можно считать шотландский килт, изготовляемый из шерстяной ткани, сравнительно короткий, носимый с поясом и лишь мужчинами. 

Слинг (английское) или бэби-слинг — большой прямоугольный кусок ткани, используемый для переноски ребёнка. Закрепляется на спине и плечах женщины, ношение в перевязи практикуют приверженцы так называемого естественного воспитания.

Стола (латынь) в Древнем Риме и Византии женская одежда, надевавшаяся поверх туники, широкая и длинная, типа греческого хитона. Если туника имела рукава, то стола их не имела и наоборот. Римлянки носили столу с поясом, а из лишней длины делали напуск. Пояса могло быть два, они повязывались спереди крест-накрест. Столу шили из тонкой дорогой, иногда прозрачной ткани и украшали по низу широкой оборкой — инститой. Цвет столы, как правило, был светлым, нежного оттенка, использовались сочетания светло-зеленого с белым, различных оттенков светло-лилового с шафрановым, светло-терракотового и серо-голубого, розовато-сиреневого с бледно-голубым. В Византии столу шили из самых дорогих шелковых тканей, затканных золотом, из одноцветных тканей с вышивкой, из тканей с рисунком и она была обязательной частью костюма аристократки. 

Шаль (персидское) большой вязаный или тканый платок или палантин, основное отличие — большой размер, позволяющий закрыть для тепла или красоты большую часть тела женщины.  

Шарф (французское) — дополнение к одежде в виде тканой или вязанной полосы, длинный кусок материи, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её, носится вокруг шеи или талии для тепла.


Как на Руси хиджабы носили

«У нас так не ходят! В России не принято!» — тихо и неприязненно процедила посетительница театра мусульманке в хиджабе. Празднично одетая Амира не смутилась и спросила: «А вы знаете, что такое убрус? Повойник? Как ходили раньше на Руси?» Женщина промолчала и отошла.Для петрозаводчанки Амиры Сиухиной этот случай стал поводом, чтобы начать проводить мастер-классы по повязыванию платков для немусульманок. Что из этого вышло, вы узнаете из репортажа нашего корреспондента Дины Тозан.

А ты все та же — лес, да поле, 

Да плат узорный до бровей…
А. Блок
 

Инициативная девушка пришла в один из магазинов города, где продаются украшения и палантины, и предложила необычную идею. Директор пошла навстречу. Вот уже полтора года Амира собирает на своих мастер-классах женщин разных национальностей и религий и рассказывает, что символизирует платок в каждой из культур. 

Свой шестой мастер-класс Амира посвятила Дню народного единства. Это был первый раз, когда я смогла посетить ее мероприятие. Платок надеваю ежедневно и привыкла повязывать его одинаково. Иногда я забываю, что хиджаб — это корона, которую нужно носить достойно. Чаще всего время не позволяет задрапировать ткань необычно. А тут мне выдалась возможность посмотреть, как можно интересно повязать платок, и послушать, как его раньше носили на Руси.

Когда я пришла, в небольшом зале уже собралось около 10 женщин. За витриной, примостившись на скамеечку, их ожидали мужья. Обстановка мне даже напомнила ток-шоу: на фоне баннера стояли стулья, куда рассаживали гостей мероприятия. Приглашенный оператор фиксировал все на видеокамеру. За подготовкой следила красавица Амира. Вот что она мне поведала:

«Сегодня я расскажу про русские национальные головные уборы, почему их носили. Наша цель — возрождение традиций, сплочение многонационального и межконфессионального общества нашей страны. Возрождая национальные традиции, мы налаживаем связь с предыдущими поколениями. В наших мастер-классах участвуют девушки разных национальностей. Это и чеченки, и дагестанки, украинки, белоруски, русские, карелки.
Убеждена, что сейчас нам как никогда необходим диалог, ведущий к взаимодействию и взаимоуважению. Таким образом, проводя мастер-классы для немусульманок, мы ищем точки соприкосновения. И находим их. Мы надеемся, что люди потом поймут, что платок — элемент женственности. Платок — это целомудрие, сила, честь, достоинство каждой женщины».

Когда мастер-класс начался, Амира достала планшет и начала показывать костюмы девушек на Руси. На экране мы увидели практически настоящих мусульманок! 

«Испокон веков на Руси носили платки и длинные сарафаны…», — рассказывала девушка. Головной убор говорил о статусе. Незамужние девицы ходили с непокрытой головой. Но не нужно забывать о том, что и замуж девушки на Руси выходили уже в 15–16 лет. 
Известно, что в XIII веке перед свадьбой проходил обряд: подруги заплетали невесте две косы, которые укладывали вокруг головы. Поверх прически девушке впервые надевали повойник — нижний головной убор замужних женщин. Это мягкая шапочка из цветной ткани, иногда с твердым очельем. Она должна была полностью закрывать волосы.А во время праздника жених накидывал на девушку платок, и это означало, что с этого момента красота избранницы принадлежит только ему. На улицу замужняя женщина выходила в головном уборе, и никто, кроме супруга, не мог видеть ее волосы.

Позже роль повойника выполняли сороки, подубрусники, волосники. Их носили женщины разных сословий и классов. Небольшая шапочка из тонкой ткани состояла из дна, околыша и шнуровки вокруг головы. У богатых ее шили из шелковой или золотной материи. Область лба украшали жемчугами и камнями. Нашивку берегли и передавали от матери к дочери, чтобы перешить на другой головной убор. Снять волосник означало опростоволоситься, то есть сделать грубый промах, опозориться. 

Для мусульманок роль повойника, волосника, подубрусника играет бони. Она также закрывает все волосы и не позволяет платку скользить.

Поверх нижнего головного убора замужние женщины надевали убрус, который стал особенно известен в XV–XVI веках. В областях России он назывался по-разному: полотенце, ширинка, наметка, подширье, фата. Это белое или красное тонкое полотно, длиной до 2 метров и шириной 40–50 сантиметров. Его концы украшали жемчугом, вышивкой из шелка, серебра, золота. Убрус умели завязывать по-разному. Первоначально один конец свисал на плечо, другим концом обвязывали голову и закалывали под подбородком. Позже, когда убрус приобрел треугольную форму, края платка закрепляли спереди у шеи. 

Все эти способы показывала Амира на семи участницах мастер-класса. На первую модель — Ольгу из Петрозаводска — Амира накинула павловопосадский платок, «потомок» того самого убруса. В создании образа помогали подруги-мусульманки: Мадина Магомедова, Марият Эльдарова и Ольга Родионова. Они подавали булавки, брошки, платки различных тканей и цветов, приглашали посетительниц магазина.

После того как участниц мастер-класса превращали в царевен и приглашали к зеркалу посмотреть на себя в новом амплуа, реакция девушек была эмоциональной. Они краснели, опускали глаза. Мне было интересно наблюдать, как удачно подобранный платок менял их не только внешне, но и внутренне. 

Оператор отметил, что им было бы приятно, если бы супруги постоянно так скромно ходили. Когда красота женщины принадлежит только одному мужчине, он и относится к ней особенно, с трепетом. 

Я вспомнила, как на меня первый раз надели хиджаб. Это было красиво. Мне казалось, что надо мной поработал профессиональный парикмахер. Потому что в силу своего незнания я долго не могла повторить тот способ. Амира же знает около 100 способов завязывания платка, придумывает их сама.  

«Платок нужно уметь носить. Это наше достоинство, честь. Мы как царевны и не имеем право надеть его на себя неаккуратно. За все мастер-классы я не видела ни одной женщины, которая бы сказала: «Вы мне некрасиво повязали». Но были женщины, которые утверждали, что им не идет платок. Когда я им подбирала особенный стиль, они говорили: «Да, мне действительно хорошо». А на предыдущем мастер-классе одна участница поделилась таким впечатлением: «Я первый раз в жизни себя ощущаю себя принцессой!»

Платок может стать оригинальной частью женского гардероба. По словам Амиры, главное — правильно подобрать цвет и, конечно, ткань. Она отдает предпочтение натуральным тканям (хлопок, лен, шелк, шерсть), так как они позволяют волосам дышать. Удачно выбрать цвет палантина можно, если знаешь, что сочетается с глазами, кожей и одеждой. Например, если у тебя светлый тон кожи лица, то к нему подойдут теплые оттенки: красный, оранжевый, желтый, терракотовый, коричневый. С кожей бежевого или золотого оттенка будут хорошо смотреться голубые и зеленые тона. К темной, смуглой коже подойдут оттенки белого, кораллового, персикового. 

Платок можно повязать и более строго, для работы (без лишних складок), и менее официально (воздушно, с ниспадающими складками). Красивая брошка и ободок дополнят образ, что Амира и продемонстрировала на одной из участниц. 

Каждый мастер-класс, который проводит Амира, фиксируется на фотоаппарат и видеокамеру. Репортажи загружают в YouTube. Один мастер-класс уже набрал даже больше ста тысяч просмотров. Возможно, для кого-то эти видео открывают ислам, в том числе хиджаб. Ведь Амира не только показывает необычные способы повязывания платка, но и рассказывает, зачем мусульманка носит хиджаб, как он меняет ее характер, делает более женственной. А также говорит о том, что платок не чужд нашей культуре. 


Текст: Дина Тозан
Фото: Калоева Оксана и Секачева Нина

Источник

Старинная одежда на Руси- женская и мужская. Древнерусский костюм, наряд

Мода на одежду в Древней Руси значительно отличалась от современной.

Создателей одежды на Руси называли мастерами-кузнецами. Они постоянно придумывали новые виды одеяния, украшения для головных уборов, делали выкройки, украшали. Одежда делилась в зависимости от статуса человека. Древнерусский народ считал, что одежда защищает от злых духов, темных сил, потому что обладает особой силой. Поэтому %древнерусские наряды% имели вышивку в виде Свастики, Инглии, вышивалась деревянной иглой и льняными нитками.

Верхняя одежда

kak.znate.ru

Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе. Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана. Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.

Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.

На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.

Славянский костюм женский

booksite.ru

Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины. Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили про

ХХ век — революция, коммунисты, СССР, сталинская индустриализация

Первая половина ХХ века была неспокойным временем для России.

Политическая система была радикально и насильственно трансформирована, произошел взрыв авангардного искусства, а затем Сталин провел страну через жестокий период индустриализации.

Многие считают, что именно в это время Россия набрала достаточно сил и ресурсов, чтобы победить нацистов во Второй мировой войне.

Первая мировая война началась в 1914 году, Россия была в союзе с Великобританией и Францией и воевала против Германии, Австро-Венгерской империи и Турции.

Эта война полностью изменила карту Европы, а также привела к краху Российской Империи. Император Николай Второй передал власть Временному правительству 27 февраля 1917 года.

Временное правительство пыталось установить контроль над страной, но его поддержали только буржуа.

Этой ситуацией воспользовались большевики, завоевавшие популярность среди солдат и рабочих из-за своих народнических лозунгов и харизматичного лидера Владимира Ленина.

Большевики восстали 25 октября 1917 года. Большевикам потребовалось еще четыре года Гражданской войны, чтобы получить контроль над всей Россией.

К концу этого периода Российская республика была полностью опустошена.

Миллионы людей погибли, промышленность рухнула, начался голод, Россия потеряла контроль над Польшей, Финляндией, Литвой, Эстонией и Латвией.

В то же время у России был уникальный шанс заново изобрести себя при коммунизме.

Многие художники-авангардисты, поэты и писатели внезапно оказались идеологически связанными с высшими правительственными чиновниками и получили высокие посты в новой иерархии.

Какое-то время вся страна была одержима трансформацией. Коммунисты даже допустили короткий период Новой экономической политики (НЭП), в течение которого люди могли свободно заниматься малым бизнесом, и экономика процветала.

Знаменитые советские плакаты Родченко и Маяковского происходят из той эпохи. Великие российские кинематографисты, такие как Эйзенштейн и Джига Вертов, создали в это время свои лучшие работы.

Русский футуризм переживает подъем.

Иосиф Сталин возглавил Коммунистическую партию и государство в 1922 году, сразу после смерти Ленина.Вскоре было провозглашено новое государство — Союз Советских Социалистических Республик.

При Сталине Советский Союз развивал тяжелую промышленность, науку, ядерные технологии. Сталин превратил слабую и разоренную аграрную страну в мощное индустриальное государство.

Принудительная индустриализация потребовала высокой цены. Большая часть населения жила в нищете, миллионы крестьян погибли, потому что государство конфисковало все их запасы, чтобы прокормить рабочих.

Многие миллионы людей, критиковавших систему, были заключены в тюрьмы и умерли в тюрьмах.

Другой особенностью советской индустриализации была ориентация на тяжелую промышленность. Сталин считал, что мощная армия важнее всего для государства, поэтому возникла тяжелая промышленность.

Однако в легкой промышленности наблюдался застой. Еды в стране тоже не хватало.

Из истории нефтедобычи в России —

Пример 1 Прочтите и переведите текст.

Хотя промышленная добыча нефти началась только во второй половине девятнадцатого века, на протяжении веков нефть собирали народы, которые жили в тех частях мира, где она просачивалась на поверхность.В России первые письменные упоминания о добыче нефти появились в XVI веке. Путешественники рассказали, как племена, живущие на берегах реки Ухта в далеком северном Тимано-Печорском регионе, собирали нефть с поверхности реки и использовали ее как лекарство и смазку. Нефть, собранная из реки Ухта, впервые была доставлена ​​в Москву в 1597 году.

В 1702 году царь Петр Первый приказал создать первую в России регулярную газету «Ведомости».В первом выпуске газет рассказывалось об обнаружении нефти на поверхности реки Сок в центральной части России, а в более поздних выпусках рассказывалось об обнаружении нефтяных утечек в других местах России. В 1745 году Федор Прядунов получил разрешение начать сбор нефти, просачивающейся со дна реки Ухты. Прядунов также построил примитивный нефтеперерабатывающий завод, который поставлял часть продукции в Москву и Санкт-Петербург.

Об утечках нефти также сообщалось на Северном Кавказе различными путешественниками, проезжающими через регион.Местные жители даже собирали нефть ведрами, чтобы вытащить ее из колодцев глубиной до полутора метров. В 1823 году братья Дубинины открыли в Моздоке нефтеперерабатывающий завод по переработке нефти, собранной с близлежащего Вознесенского месторождения.

Утечки нефти и газа были зарегистрированы в Баку на западном берегу Каспийского моря арабским путешественником и историком еще в X веке. Позже Марко Поло написал, как жители Баку использовали масло в лечебных целях и для благословения. К XIV веку нефть, собранная в Баку, уже экспортировалась в другие страны Ближнего Востока.Первая нефтяная скважина в мире была пробурена в Биби-Айбате недалеко от Баку в 1846 году, более чем за десять лет до бурения первой скважины в США. Это событие ознаменовало рождение современной нефтяной промышленности.

Пример 2 Выберите правильный вариант:

  1. Как использовалось масло до периода его промышленного производства?

а) в качестве лекарства и смазки

б) в качестве топлива

в) для отопления домов

  1. Где было первое письменное упоминание о нефтедобыче в России?

а) в Ведомостях

б) в указ Петра I

в) в тексте нет информации

  1. Когда впервые в Москву была доставлена ​​нефть из реки Ухта

?

а) в 1745 г.

б) в 1846 г.

в) в 1597 г.

  1. Кого можно считать основоположником нефтяной отрасли в России?

а) Петр Первый

б) Марко Поло

в) Федор Прядунов

  1. Где была пробурена первая в мире нефтяная скважина?

а) в районе г.Санкт-Петербург

б) возле Баку

c) в США

Текст 4


Из истории России

Название Русь получила земля восточных славян в девятом веке. Согласно ранним русским летописям, когда Олег Вещий восседал на Киевском престоле, он провозгласил: «Это будет мать городов Руси». Он укрепил Киев и сделал его своей столицей.

Из истории России
Киевская Русь и Московия
Название Русь получила земля восточных славян в девятом веке. Согласно ранним русским летописям, когда Олег Вещий восседал на киевском престоле, он провозгласил: «Это будет мать городов Руси». Он укрепил Киев и превратил его в свою столицу.
Киев хорошо расположен на главном водном пути между Финским заливом и Босфором.Каждый год купцы загружали свои лодки мехом, воском, медом, янтарем и спускались вниз по течению в Константинополь. Помимо Киева, выросли другие города, такие как Новгород, Ростов, Суздаль и Псков.
В 998 году киевский князь Владимир (978-1015) провозгласил христианство официальной религией, и все киевляне крестились в водах Днепра. Важным следствием этого события стало принятие литературного языка — церковнославянского. В этом языке использовалась письменность на основе греческого с дополнительными буквами для русских звуков, разработанная византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием.
Это открыло путь к расцвету киевской культуры, пришедшей при Ярославе Мудром (1019-1054 гг.). Это была также эпоха интенсивного церковного строительства, в результате чего были построены великие соборы Святой Софии (1037-1039) в Киеве и Святого Димитрия ( 1194) во Владимире. В монастырях, особенно в знаменитой Печерской Лавре, ученые монахи переводили греческий язык и переписывали древнеславянские книги.
При Ярославе Мудром был издан первый письменный свод российских законов — Русская правда.
После смерти Ярославля в 1054 году тенденция к распаду стала более очевидной. Великий князь Владимир Мономах ненадолго воссоединил землю в начале XII века, но она снова разделилась.
В 1169 году Киев был разграблен группой из двенадцати славянских князей во главе с князем Андреем Боголюбским, который установил Владимир как свою новую столицу на северо-востоке и принял титул великого князя.
К 13 веку древнерусское государство распалось на множество мелких княжеств.
В 1237–1240 годах монголы во главе с ханом Батыем завоевали Русь, и ее города и княжества утратили самостоятельность.
Первое упоминание о Москве появляется в летописи за 1147 год, почти за столетие до монголо-татарского нашествия в те времена Москва принадлежала князю владимирскому Юрию Долгорукому. Это был небольшой поселок на берегу Москвы-реки. По приказу князя на высоком холме над рекой была возведена деревянная крепость (Кремль). В 13 веке Москва стала центром княжества.Москва расширила свою территорию, пока не достигла превосходства над всеми другими русскими княжествами, хотя все еще оставалась татарским вассальным государством. В 1320-х годах православная церковь перенесла свое управление из Владимира в Москву, что повысило ее престиж.
Князь Иван I Калита (1325-1341) был первым московским князем, получившим право собирать дань с других русских княжеств. Его внук, князь Дмитрий Донской, был победителем Куликовской битвы над монголами в 1380 году.
Князь Иван III, заслуживший титул Ивана Великого, расширил Московию на север. Он покорил Новгород в 1487 году.
В 1472 году Иван Великий укрепил свои позиции, женившись на Софии Палеолог как своей второй жене. Она была племянницей последнего византийского императора. С тех пор Иван принял престижную византийскую эмблему — двуглавого орла.
Уже Иван III видел в Московии имперскую державу. Тексты были распространены, чтобы дать династии римскую родословную и византийские регалии. Чтобы превратить Москву в столицу, была предпринята масштабная строительная программа, включающая реконструкцию Кремля. Результаты были впечатляющими. После падения Константинополя монах из Пскова в письме сыну Ивана Василию III назвал Москву третьим Римом: «Два Рима уже пали, но третий остается стоять, а четвертого не будет».
Когда Иван III умер в 1505 году, его власть в Московии укрепил его преемник Василий III, который присоединил Псковское (1510), Смоленское (1514) и Рязанское (1521) княжества.

Иван Грозный и Смутное время

В 1547 году сын Василия, Иван IV (известный как Иван Грозный) стал первым русским правителем, коронованным как «Царь и самодержец всех русских» в Успенском соборе в г. Московский Кремль.
Иван расширил Московию далеко на юг до Каспийского моря, завоевав татарские ханства Казань и Астрахань. Победа под Казани в 1552 году была ознаменована строительством Храма Василия Блаженного в Москве.
Россия получила контроль над всем Поволжьем и Башкирией. Завоевание Казани, за которым последовало завоевание Астрахани в 1556 году, также открыло путь вдоль реки Камы в Сибирь, с ее огромным богатством пушнины и минеральных ресурсов. Военное наступление в Сибирь началось с похода Ермака, гетмана («старосты») казаков.
Ермак с восемью сотнями казаков продвинулся через Уральские горы в бассейн реки Обь в Западной Сибири и разбил последние укрепления татар. В результате кампании Ермака русские получили контроль над всем регионом Западной Сибири.Они построили оборону вдоль берегов рек в виде деревянных фортов (острогов), вокруг которых выросли деревни, а затем и города. Тюмень, «мать сибирских городов», была основана в 1586 году, за ней в 1632 году — Якутск, а в 1661 году — Иркутск на реке Ангара.
Правление Ивана, начавшееся с военных побед и территориальных завоеваний, закончилось трагедией.
В год смерти первой жены (1560 г.) Иван угрожал отречением от престола, перебравшись в Александровский монастырь, но московское население последовало за ним и просило его вернуться на престол. Когда Иван вернулся в Москву, он стал укреплять самодержавие. Он разделил страну на две части — опричнину под своим личным управлением и земчину под властью Боярского совета. Когда Иван разрушил хозяйственную власть бояр, 4000 из которых были убиты, опричнина была отменена в 1572 году.
В 1582 году во время ссоры Иван убил своего старшего сына ударом посоха.
После смерти Ивана в 1584 году его слабоумный второй сын Федор оказался непригодным для управления.Регентом и настоящим правителем страны был его зять Борис Годунов. После его правления, продолжавшегося до 1605 года, наступила хаотическая эпоха русской истории, известная как «Смутное время».
Годунову, продолжающему политику Ивана Грозного, пришлось подавить несколько восстаний и поспешить за пределы стабильности страны.
В 1605 году поляки собрали армию и двинулись на Москву, намереваясь свергнуть Бориса и посадить на престол молодого человека, назвавшегося Дмитрием, последним сыном Ивана Грозного.
Так называемый Лжедмитрий I правил менее чем за год до того, как был свергнут боярином Василием Шуйским в мае 1606 года. Шуйский, провозглашенный царем, пережил несколько восстаний. Один из них возглавлял другой претендент, Лжедмитрий II, который снова воспользовался военной поддержкой Польши.
Шуйский был вынужден обратиться за помощью к Карлу IX из Швеции, что привело к тому, что король Польши Сигизмунд III объявил войну России.
В 1610 году Шуйский был свергнут московским собранием, и поляки вошли в столицу, провозгласив Владислава, сына короля Сигизмунда, царем.Вскоре последовало народное восстание, которое возглавили торговец мясом Кузьма Минин и князь Пожарский. Двадцать два месяца Кремль находился в осадном положении. Поляки были вынуждены из-за голода подчиниться.
В 1613 году новоизбранный Земский собор избрал шестнадцатилетнего Михаила Романова, родственника первой жены Ивана Грозного Анастасии. Проблема линейки была решена. Наконец, «смутное время» подошло к концу.

Петр Великий

Петр Великий вошел в историю России за то, что отверг московское прошлое.Он с энтузиазмом сблизил Россию с Западом. Он был великаном среди современников и гениальным человеком.
Петр намеревался модернизировать свою страну и поднять ее на первое место среди европейских держав. Он привлек опытных иностранцев из Пруссии, Голландии, Великобритании, чтобы они привезли в Россию новейшие западные технологии.
Питер страстно увлекался мореплаванием. Как основатель русского флота, Петр первым начал развивать российский флот в 1695 году. Он хотел захватить у Турции город-крепость Азов и получить выход к Черному морю.
Его самым большим желанием было также завоевать морской порт на Балтийском море и доступ к западной торговле. Великая Северная война против Швеции была объявлена ​​в 1700 году и длилась более двадцати лет.
В 1703 году Петр захватил шведскую крепость Ниеншанц на Неве и на близлежащем острове приказал построить Петропавловскую крепость — первое здание будущего города Санкт-Петербурга.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.