История возникновения гжели: Гжель. История промысла — История вещей

Гжель. История промысла — История вещей

Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

История гжелиИстория гжели

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

История гжелиИстория гжели

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

История гжелиИстория гжели

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

История гжелиИстория гжели

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

История гжели

История гжели

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

история промысла и фото » Перуница

Гжель - история промысла и фото
Слово Гжель имеет несколько значений. С одной стороны, это географическое название области в шестидесяти километрах от Москвы, которая объединяет три десятка деревень и одноименное поселение. С другой стороны, это слово для искусствоведов связано с целым направлением в истории русской керамики. Это связано также с термином "жечь" (горение), используемым с древних времен в гончарном деле, и вполне возможно, что из этого глагола в преобразованной форме происходит похожее на звук имя Гжель.

Сегодня слово Гжель вызывает представление о белом фарфоре с голубой подглазурной росписью. В России работает множество художественных промыслов, известных далеко за пределами страны. Это лаковые Миниатюры из Палеха, Мстера, Холуй, Федоскино, расписные подносы из Жостово, Богородская резная деревянная игрушка, роспись по дереву из Хохломы и Городца, кружева из Вологды, холмогорская резьба по кости, Ростовская эмаль, курские ковры и другие изделия известных художественных центров.

В традиционной народной художественной промышленности часто используются мотивы и живописные изображения, характерные для профессионального искусства. Это также относится и к керамике Гжели.

С Гжелью связана история возникновения фарфора в России, который, как известно, был изобретён Дмитрием Виноградовым в Петербурге в середине восемнадцатого века, совершенно независимо от восточного и европейского фарфора. При разработке рецептуры мастер использовал белую гжельскую глину, о превосходном качестве которой с восхищением говорил великий русский ученый Михаил Ломоносов.

В начале XIX века секрет фарфорового производства дошел до Гжельцев. До этого они пытались изготовить фарфороподобную массу, а во второй половине XVIII века они познакомились с майоликой.


Гжель - история промысла и фото
В 1724 году на окраине Москвы, на дороге, ведущей в Гжель, была создана первая частная керамическая фабрика Афанасия Гребенщикова, производящая так называемые продукты Зенина, вероятно, полученные из Китая. Это были большие пористые майолики из красочной эмалированной глины. Гжельские гончары доставили Гребенщикову глину и изготовляли изделия на его заводе, где они одновременно изучали технологический процесс. Первоначально завод специализировался на табачных трубках и плитках, а затем на столовой посуде и на отдельных небольших скульптурах.Гжель - история промысла и фото

После смерти Гребенщикова (1757) производство пережило упадок и прекратило свое существование в 1770 году. Но в то время в районе Гжеля уже были независимые мастерские майолики, производство которых в России было очень востребованным. Изделия майолики можно разделить на три группы:

- дешевую посуду,

- дорогие сосуды, которые служили не только для украшения стола, но и для украшения интерьера,

- и, наконец, мелкую пластику - статуэтки с бытовыми сюжетами и анималистические фигурки.

Гжель - история промысла и фото
Очень популярными и типичными изделиями были кумганы, клювовидные кувшины для заливки напитков с дисковым корпусом на четыре фута. Они похожи на кувшины с круглым отверстием корпуса и воронкообразно расширенной горловиной, через которую с помощью накладной ткани можно фильтровать квас из бочки в кувшин. Кроме того, были сферические кувшины с цилиндрической шеей, которые расширялись вверх. Менее распространенными были кувшины в виде двуглавых орлов, кувшины различных размеров, винные бочки (Кучли), братины, крупные луковичные сосуды для питья, которые можно было доставать в общественных местах — на крестины, именины и т.д. Гжель - история промысла и фото

Майолики были окрашены на жидкой эмали. Мастер сначала очерчивал рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым, синим, коричневым. При обжиге краски сливаются с эмалью, что придаёт им большую прочность. Такой метод требовал от мастера виртуозного и чёткого рисунка, так как последующее улучшение было практически невозможно.Гжель - история промысла и фото
Мастера из Гжели часто сочетали изображения цветов, листьев, трав, животных, птиц — реже людей, общих архитектурных ландшафтов — с орнаментами в виде геометрических полос и сеток. Роспись осуществлялась по зонам. На изделиях Гжельцев часто можно увидеть надписи, указывающие на то, был ли предмет подарком или заказом.Гжель - история промысла и фото

Не только по форме, но и по характеру Гжельская майолика отличалась от Европейской керамики, например, от итальянской майолики. Особое своеобразие и оригинальность декоративной Гжельской майолики придавала роспись в сочетании с пластическим декором.Гжель - история промысла и фото
Под влиянием стиля барокко, доминирующего в профессиональном искусстве, Гжельские майолики как бы и принимали похожие формы. Кувшины и кумганы получали фигурные ножки, напоминающие закругленные ручки. Рельефные расцветки и раковины теперь украшали боковые стенки сосудов.
В начале 19-го века майолика, требующая значительных финансовых ресурсов, была заменена полуфаянсом. Гжель - история промысла и фото

Масса пористого полуфаянса, была составлена из местной глины с добавлением смесей. Краску наносили на обожженный предмет, покрывали его глазурью и снова помещали в печь. Первоначальная полихромная роспись позже была заменена на сплошной, преимущественно голубой цвет. Контраст между синим цветом и белым фоном был одной из главных особенностей гжельского полуфаянса. Изменилась и роспись: цветной контурный рисунок уступил место рисованию кистью. Изделия украшали геометрические и растительные орнаменты. Типичными были гирлянды из мелких листьев с закругленными кольцами или узоры с большим стилизованным цветком.Гжель - история промысла и фото
Гжельский полуфаянс, похожий на Делфт или китайский фаянс, отличался от него живописным содержанием и композиционным стилем.Гжель - история промысла и фото
Особой разновидностью полуфаянса является так называемая бронзовая или люстровая посуда, которую изобрел талантливый самоучка Афанасий Киселев. Гжель - история промысла и фото
В течение почти всего 19-го века в России выпускался полуфаянс, а также тонкостенный фаянс и фарфор, но его расцвет датируется первой половиной XIX века. После полуфаянса приступили к производству тонкостенного фаянса. Рецепт для этого сложил Афанасий Киселев. Однако, несмотря на высокое качество фаянса, произведенного заводом "Рождение Терехова", он не стал таким самостоятельным художественным явлением, как полуфаянс, а его оформление вскоре перешло от ручной росписи к штампованному рисунку.
Первые фарфоровые мануфактуры появились в Гжели в начале XIX века. Первым предпринимателем, как вспоминают старожилы, был Павел Куличков, гончар из села Володино, который первоначально занимался одним из крупнейших фарфоровых предприятий России, основанном в 1766 году в Москве в Вербилках. После ознакомления с производством фарфора, установлением печи и обжигом, Куличков вернулся в свое родное село и основал здесь в 1802 году собственную фарфоровую мастерскую. Готовую продукцию он доставил в Москву, где фарфор был еще редкостью. Напрасно его соседи пытались разгадать тайну его фарфоровой продукции, но кому-то всё же удалось тайно проникнуть в мастерскую Куличкова, и вскоре в Гжельских деревнях одновременно возникло несколько фарфоровых мастерских, которые производили фарфор уже высокого качества. Были также мастерские, владельцы которых закупали заготовки из мануфактур, расписывали их, а затем продавали под их брендом. Гжель - история промысла и фото
Фарфор гжельских мастеров появился на рынке в то время, когда в России были две крупнейшие мануфактуры — императорская фарфоровая мануфактура, основанная в 1744 году в Петербурге, и частная фирма Гарднера, товары которой не уступали Европейскому фарфору, — уже определяли моду. Императорская фарфоровая мануфактура поставляла царский двор, в то время как Гарднер имел широкий круг клиентов, хотя он и принимал заказы на фарфоровое обслуживание царского двора и благородства.Гжель - история промысла и фото
Императорский фарфоровый завод имел техникум, в котором обучались художники. Здесь преподавали учителя из академии искусств, которые выступали также как авторы многих изделий. Гарднер также очень часто привлекал профессиональных скульпторов и художников. Точно так же Попов торговал недалеко от Москвы и Батенина в Петербурге, где производили высокохудожественные фарфоровые изделия. Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
В русском фарфоре XIX века - в начале ХХ века преобладал эмпирический стиль. Гжельцы заимствовали типичные для этого стиля формы, но интерпретировали их по-своему довольно свободно и просто. Наряду с цилиндрическими, полусферическими и яйцевидными формами появились кратерообразные чашки с изогнутыми снаружи краями и изогнутыми ручками. Популярным украшением были цветочные мотивы и меандры. Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
Лаконичная, праздничная роспись по-прежнему оставалась как в майолике, так и в полуфаянсе. Но иногда мастера отказывались от традиционных манер и реалистично указывали на образное изображение в масштабно реальном соотношении между фигурой и ландшафтом. Таким образом, переход художественного дизайна Гжельского фарфора — элементов древнерусского искусства — осуществлялся в современную ему систему живописи.Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
Сюжеты росписи были разнообразны: эпизоды из Отечественной истории, портреты полководцев и государственных деятелей, изображения архитектурных памятников, нередко композиции с пастырскими играми и жанровыми сценами.Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
В 1830/40 годах фарфоровое искусство Гжеля как по качеству, так и по объему производства процветало. Это было время, когда Гжельские мастера достигли своей максимальной самостоятельности, и каждая мануфактура достигла своей высшей самостоятельности. Так, например, завод братьев Тереховых-Киселевых был технически так же хорошо оборудован, как и лучшие русские заводы, а ассортимент изделий по ним превзошел их. Завод «братьев Терехов-Киселев» изготавливал всевозможные чайно - столовые приборы, иногда очень сложных форм. Он принял Европейский фарфор как образец для подражания и создал очень оригинально созданные произведения, которые свидетельствуют о национальном происхождении предмета. Мастера сафроновского завода в своем производстве придерживались больших российских заводов Гарднера и Попова, обслуживавших широкий круг клиентов. Произведения Гулина и Муса - сакова предлагали деревенскую Посуду с красочной, празднично красивой росписью. В Гжельском фарфоре часто объединялись элементы различных стилей.Гжель - история промысла и фото
При всем разнообразии изделий, производимых на отдельных заводах, Гжельские предметы второй четверти XIX века были представлены в виде экспонатов. Черты, общие для XIX века: рифленая форма чашки, напоминающая перевернутый колокольчик, выразительная роспись, нанесенная широкой кистью, сочетающая в себе глазурь с подглазурной техникой, богатая роспись из кобальта и золота, разноцветные цветочные орнаменты, окрашенные в яркие цвета. Как правило, у Гжельских фарфоровых предметов отсутствует сплошной цвет. Для них характерно сочетание контрастных цветов.Гжель - история промысла и фото

Гжель - история промысла и фото


Гжель - история промысла и фото
Широкомасштабное ремесленное производство мануфактуры постепенно исчезло, уступив место массовому производству дешевого штампованного фарфора. Общий экономический кризис в России в конце XIX века также затронул крупнейшие фарфоровые заводы, которые отказались от своих позиций в борьбе с промышленным производством. Поскольку они не выдержали конкуренции, гжельские производители закрылись один за другим, и Гжель потеряла свое значение как один из важнейших российских центров керамики. Многие традиции народного искусства были утрачены в годы первой мировой войны (1914-1918), а затем во время гражданской войны (1918-1922) Гжельское ремесло пережило почти полный упадок.Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
В 1937 году артели «Объединённый фарфорист» и «Вперёд керамика» были объединены в артель «керамическое искусство», имевшей свой центр в с. Турыгино. При изготовлении фарфора, который был совершенно не системным, частично использовался переданный материал, такой как вазы в стиле модерн, или образцы изделий по заказу. Низкое качество фигурного фарфора было скомпенсировано полихромной окраской. Великая отечественная война (1941-1945) также прервала эту работу, и казалось, что художественные традиции Гжели были безвозвратно утрачены.Гжель - история промысла и фото
Однако в Московском Научно - исследовательском институте художественной промышленности Александр Салтыков, специалист в области декоративно-прикладного искусства, на основе архивов и музейных коллекций очень подробно изучал историю Гжельского народного творчества.Гжель - история промысла и фото
Лабораторные исследования помогли определить рецептуру керамической массы старой майолики, и получили образец с росписью на жидкой эмали. Александр Салтыков и его соратники считали полезным использовать майолику 18 века в качестве основы для новых изделий.Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
Однако фигурная майолика, в которой сочетался пластический и росписанный декор, требовала сложной техники исполнения, которую мастера-гжельцы осваивали недостаточно. Состояние технологий и экономики производства также не позволяли ему заниматься этим. По этой причине было решено изготовить простые формы из толстостенного фарфора с кобальтово-синей подслойной росписью. Так появился новый бело-голубой фарфор из Гжели.Гжель - история промысла и фото
Возрождение промысла началось с подготовки молодых художников под руководством одаренной керамистки Натальи Бессарабовой (1895-1981). С группой учеников она начала углубленное изучение Гжельского культурного наследия. Она сама изготовила акварельный альбом с иллюстрациями посуды и мелкими скульптурами 18-го века. Александр Салтыков и Наталья Бессарабова совместно разработали программу, которая предусматривала освоение старой народной живописи — своего рода азбуки живописи от свободного, широкого до тонкого мазка кистью.Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
Первые образцы сосудистых форм и их окраска были разработаны Натальей Бессарабовой.Гжель - история промысла и фото
При этом она исходила из принципов формования типичных Гжельских изделий XIX века. Она придала старому кувшину более строгий и стройный вид. При проектировании чайников Наталья Бессарабова обрабатывала форму дискообразных квасных сосудов и постоянно старалась приспособить функциональность изделий к простым народным формам.Гжель - история промысла и фото
Большое влияние на художественную практику Гжели оказало творчество Людмилы Азаровой (уроженка и жительница города). В 1954 году после окончания Московского колледжа художественной промышленности начала работать в гжельском промысле. Она не только успешно продолжала разработку сосудистых форм, но и создала целый ряд пластических композиций. Она украсила расписную посуду смоделированными деталями и при этом очень умело связывала роспись со скульптурным декором. Таким образом, фарфор развивал традиции майолики XVIII века, о которой мечтал Александр Салтыков.Гжель - история промысла и фото
Если для Натальи Бессарабовой характерна орнаментальная роспись, то Людмила Азарова любит сюжетно-образное изображение. Она обращается к фольклорным, мифологическим и анималистическим мотивам и интерпретирует форму очень обобщенно, часто весьма условно. Их статуэтки шестидесятых годов напоминают формы игрушки с едва выраженными чертами лица линиями и точками. Такой осмысленный образ жизни свидетельствует о влиянии народных иллюзий и русских матрешек.Гжель - история промысла и фото
Среди наиболее удачных фигурных композиций художницы стоит отметить сцену чаепития (1966). Развлекательность сюжета, оригинальное сценическое действие воспроизводятся чисто пластическими средствами, характерными как для Гжели, так и для всего народного искусства.Гжель - история промысла и фото
Столовая Сцена (1967) тематически связана с чаепитием, но ей не хватает преднамеренной торжественности, форма более детализирована и окраска более привлекательна. В целом это очень декоративная композиция. В первые годы своей деятельности Людмила Азарова занималась старинной гончарной и гжельской посудой. Она стремилась к конструктивному оформлению предмета, акцентированию его утилитарного назначения и формированию его пластического характера.Гжель - история промысла и фото
Форма кувшина, спроектированного в 1959 году, напоминает в силуэте традиционные изделия. Закругленный сосудистый корпус окрашен, массивному изделию нанесена кобальтово-синяя спираль, широкая низкая шея увенчана прочной, нижней крышкой. Корпус расположен на устойчивой поверхности. Каждая часть круга крышки конструктивно оправдана.Гжель - история промысла и фотоГжель - история промысла и фото
Людмила Азарова меняет свою роспись и декоративные мотивы. Иногда она также применяет графический рисунок. Окраска выполнена случайным, свободным и легким мазком.
Гжельские художники не ориентируются по размеру и толщине изготовленного ими фарфора в соответствии с предписанным промышленным стандартом и, таким образом, могут беспрепятственно выполнять роспись предмета. В результате получается не всегда очень тщательно выполненный декор, т. е. рисунок может быть смещен, а пропорции не всегда могут быть соблюдены. Но эти недостатки уравновешиваются чувством живости и непосредственности исполнения, которое заставляет чувствовать тепло рук мастера. Потому что именно ручное изготовление, которое остается важнейшей особенностью народного искусства, придает гжельскому фарфору особый колорит.Гжель - история промысла и фото
Веселая и праздничная, сказочная и реальная жизнь, доброта и сообразительность объединились в искусстве из Гжели. В голубой росписи, в мягком мерцании белого фарфора, радость жизни, своего рода ощущение свежести и праздничности без лишней пышности.
Гжельское искусство постоянно находится в своем развитии. Некоторые аспекты его художественной практики порождают научные дискуссии. Так, в частности, встает вопрос о том, насколько оправдано обращение некоторых гжельских художников к сосудистым формам и живописным образам, чуждым художественной системе старой Гжели. Так, например, некоторые работы Татьяны Дунашовой заимствуют цветочный декор и формы из китайских образцов; или ваза-тройка Валентина Розанова, напоминающая вазу в стиле модерн, прототип которой можно найти в хинозерском стиле.
Возможно, здесь нет однозначного ответа. Мы можем только полагаться на талант и вкус художника, который при создании своего произведения превращает, на первый взгляд, чужой объект искусства, в настоящее художественное явление, проникнутое духом Гжели.Гжель - история промысла и фото
Одной из самых сложных проблем в современном мире является обучение художников, которые могли бы повторять и передавать понятия искусства и секреты мастерского совершенства от поколения к поколению и стать хранителями подлинного народного творчества. В настоящее время все делается для того, чтобы заинтересовать детей современных мастеров в традициях гжельского промысла, чтобы они уже в молодом возрасте стали причастными к производству.Гжель - история промысла и фото
Гжельская фабрика не ограничивается производством бело-голубого фарфора. Также проводятся эксперименты по созданию полихромного фарфора со смешанной витражной росписью. Некоторые мастера, в том числе Николай Туркин, постоянно занимаются полихромной майоликой. Однако все эти попытки не могут превзойти объем производства и признание того, что под названием "Гжель" подразумевается бело-синий фарфор.Гжель - история промысла и фото
Настоящий гжельский фарфор очень популярен. Он коллекционируется любителями искусства, приобретается музеями. Мастера из Гжели были награждены призами на международных и всесоюзных выставках. Наталья Бессарабова, Людмила Азарова, Татьяна Дунашова, Зинаида Окулова - лауреаты государственной Премии. Людмила Азарова была удостоена звания народного артиста РСФСР. Как бы ни развивалось Гжельское искусство, современный фарфор из голубого неба и белого снега прочно вписался в историю народного искусства, русского прикладного искусства, в историю Советского искусства и культуры.

Keramik aus Gshel
1987

факты о развитии старинного промысла, фотографии, секреты росписи.

Синее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова.

Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.
27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты.
Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором


Гжельская глина — стратегический ресурс.
В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.
Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России.

Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов. Конец 50-х — начало 60-х годов XVIII века


Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I.
Отправка шпионов успеха не принесла — справились ученые.
Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.

Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника


Все секреты росписи — в «Азбуке мазков».
Под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков.
Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел.
В основе — коллекция Государственного исторического музея.

Иллюстрация: орнаменты под гжель


Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.
С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

Иллюстрация: работа на гончарном круге


Изначально гжель была разноцветная.
Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
«Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.

Иллюстрация: разноцветная гжель


Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Иллюстрация: роспись гжельского фарфора


Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором


Агитфарфор — главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны.
Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт.
Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе — до четырех тысяч фунтов.

Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР

Читайте также:

Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла.
Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области.
Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором.

История возникновения гжели

В 60 км от Москвы расположен Раменский район, в состав которого входят 27 деревень, которые представляют собой единый гжельский культурный район. Одна из этих деревень и носит название Гжель. Оказывается, существует и предприятие, которое также названо «Гжелью». Благодаря этому предприятию и было восстановлено производство этих удивительных керамических изделий.

История возникновения гжели

Изготавливаемые в этих краях превосходные изделия из фарфора, покрытые росписью на белом фоне, называют гжелью.

История возникновения гжели имеет глубокие корни. Первые письменные свидетельства о гжели были найдены в письменных изданиях за 1339 г. Данные источники являлись духовной грамотой, которая принадлежала Ивану Даниловичу Калите. По данным найденных источников Гжель считалась одной из прибыльных волостей и принадлежала великим московским князьям и царям.

Примерно в XVI в. мастера-гжельцы привозили в Москву оставшиеся запасы домашней посуды, а в Яузскую слободу привозили гончарам глину. Иные мастера оставались работать в этих краях. А также любили они посещать и местные ярмарки. Именно на ярмарках они знакомились с живописными изделиями других мастеров России и других стран. Таким образом, и сформировался со временем так называемый гжельский крестьянский слой населения.

Примерно в 1800 в с. Володино, братья Куликовы обнаружили смесь беловой фаянсовой массы. В связи, с чем примерно в 1800-1804 гг.. здесь был открыт первый завод по производству фарфоровых изделий.
В 70 — 80 гг.. XVIII в. гжель становится российским центром изготовления высокохудожественной майолики.
Но помимо завода, существовало много и народных мастеров, которые с раннего утра до позднего вечера трудились в собственных мастерских, создавая истинные фарфоровые шедевры. Работа каждого мастера отличалась своеобразным гжельским почерком, накопленным опытом и знаниями, собственным кругозором и мировоззрением.

В середине XVIII в. гжельские фарфоровые изделия стали приобретать популярность практически во всех уголках России. А конец XVIII в. ознаменовался расцветом гжельской майолики; большую известность получили такие изделия местных мастеров, как кувшины, квасники, кумганы. Привлекает внимание и изготавливаемая в те времена гжельская и майоликовая посуда с изображением не только пейзажей природы, но и с изображением людей, а также юмористических жизненных сюжетов.

В течение столетий мастера-гжельцы создавали непревзойденные по красоте росписи и изразцы для украшения печей и каминов. Более 500 образцов росписей насчитывает богатая коллекция Эрмитажа.
В конце XVIII в. и в течение XIX в. получило бурное развитие и изготовление простого фаянса или так называемого полуфаянса.

А классическим цветом фаянса стал считаться синий цвет. Именно росписи синим цветом, пришли на смену контурным изображениям с полихромной краской. Оказывается, синяя краска прекрасно соединяется с глазурью в отличие от других видов краски, а при обжиге уменьшается степень выхода брака. Сияющий насыщенный цвет способен сохранить красоту и изыск росписи на долгие годы.

Первое Гжельское Товарищество было образовано в 1972 г. в процессе объединения 6 малых цехов.
Ассортимент керамических фарфоровых изделий весьма разнообразен: фарфоровая майоликовая посуда, фарфоровые игрушки, израцы и плитки, фарфоровые сосуды, фарфоровые статуэтки и т. д.

И пo сeй день, гжельские умельцы продолжают создавать превосходные художественные шедевры из фарфора. Используя опыт наших предков, и вкладывая собственный труд, мастера создают неподражаемые изделия фарфорового искусства, стирая временную грань столетий.

Как появилась гжель? - Жизнь замечательных имен — LiveJournal

Звонкое слово «гжель» обозначает русскую фаянсовую посуду и украшения. Гжель имеет белый цвет и раскрашена синей кобальтовой краской.

Гжель – это старинный район, где издавна занимались гончарным промыслом. В так называемый «Гжельский куст» входят 27 населенных пунктов. Этот район расположен приблизительно в 60 километрах к востоку от Москвы в сторону Мурома и Владимира. Час езды на электричке с Казанского вокзала.

Места здесь довольно скудные, болотистые и глинистые. Вырастить что-либо на такой земле – проблема. Но в том-то и дело, что такие замечательные глины, как находили в этом районе, сами по себе были сокровищем. Поэтому здешних жителей издавна кормило ремесло, и кормило лучше, чем земледелие. В районе реки Гжелки занимались гончарным промыслом и добились в нем выдающихся успехов.

Гжель известна по крайней мере, с 14-го века. Гончары из Гжели привозили произведенную ими посуду в Москву. Везли горшки, миски, кирпичи, изразцы и... детские свистульки. Ерундовая, казалось бы, вещь, дешевка. Но когда свистулек продается много тысяч в год, их производство приносит хороший доход.  Кроме того, гжельцы поставляли в Москву и местную глину, снабжали сырьем московских гончаров из Гончарной слободы, что находилась на Таганском холме.

В 1770-е годы в России пытались начать производства фарфора. Секрет изготовления тонкой, изящной посуды вывезли из саксонского города Майсен, а белые глины начали искать по всей России. В деревне Перово (сейчас она является районом Москвы) в начале 19 века существовала фарфоровая фабрика Отто, где изготавливали фарфоровую посуду по майсенскому способу. На этой фабрике работал гончар из Гжели Павел Куликов. Он видел, как и из чего изготавливают фарфоровую посуду, а главное, научился ее обжигать. Надо сказать, что конструкция горна и режим обжига при производстве фарфора – главный секрет. Обучившись, Павел Куликов вместе с братом начал искать в окрестностях родной деревни белую глину, из которой можно было изготавливать фарфоровую посуду. Поиски завершились успехом. В районе деревни Минино они нашли залежи светлой серой глины. Братья соорудили на своем дворе печь для обжига фарфора и начали производство. Вместо фарфора у них получился грубоватый и непрочный фаянс. Несмотря на это, фаянсовая посуда, красивая, белая и гладкая пользовалась спросом. Она выглядела лучше глиняной посуды, и при этом дешевле фарфоровой.

Братья Куликовы, желая сохранить монополию на производство фаянса, делали всё сами. Но информацию утаить невозможно. Соседи прокрались в их мастерскую, разведали устройство печи для обжига и построили такие же у себя на подворьях. Так Гжель стала центром производства русского фаянса. Вскоре местные мастера нашли способ украшать свои изделия глазурью и разноцветной росписью.

Одним из основателей фарфорового производства в Гжели был Яков Васильевич Кузнецов.  В 1810 году он выкупился на волю у помещика и открыл в Гжели собственное дело. Дело пошло, и уже через два года завод работал на всю мощность. Когда Якову Кузнецову стали помогать его дети, Терентий и Анисим, производство стало расширяться. В 1832 году заработал второй завод Кузнецовых, в Дулево Владимирской губернии. В 1889 году наследники Якова Кузнецова основали товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий. Со временем товарищество объединило под своим управлением семь российских заводов по производству посуды из фаянса и фарфора. Правление «Товарищества» находилось в Москве на Мясницкой улице. В этом доме сейчас размещается магазин «Фарфор». Все фарфоровые заводы в Гжели объединились «под одной рукой» и это была рука Кузнецовых.

После революции кузнецовские заводы были национализированы и разъединены. Каждое производство было само по себе. В 1930-х и в 1940-х годах около половины производства советского фарфора и фаянса оказалось сосредоточенным в Гжели. К сожалению, многие традиции мастеров оказались утраченными. Их пришлось восстанавливать заново.

Гжель стала одним из центров прикладного и декоративного искусства сначала СССР, а потом Российской Федерации. Здешние художники создают посуду традиционных форм. Эта посуда по большей части используется в декоративных целях, хотя остаются вполне функциональными.

Кроме посуды в Гжели освоили производство изразцов, архитектурных украшений из фарфора, а также начали выпускать фаянсовые статуэтки. Для росписи гжельского фаянса мастера применяют четыре цвета: коричневый, желтый, зеленый и синий.

Голубая и синяя роспись кобальтовой краской стала фирменной для гжельского фаянса. И сейчас, когда говорят о гжельской росписи, предполагают именно роспись синего цвета. Мастерицы-маникюрщицы даже ввели в пользование узор «гжель», расписывают синим и голубым цветом ногти, вырисовывая на них традиционные гжельские узоры, цветки и листки.

topauthorПолезные ссылки:

  1. Гжель в Википедии

  2. Откуда на Руси появилась Гжель?

  3. История возникновения Гжели

  4. Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова

Об истории Гжели коротко: | Гжель

От истоков до наших дней...

 

В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Гжельская посуда и другие изделия Гжель хорошо известны не только в России, но и во всём мире.

Немногие знают, что изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства. И лишь в далёком будущем название местности получил один из самых известных видов народного промысла.

Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина. Ведь, как известно, изначально определённый вид деятельности появляется именно там, где есть материал. Развитие гончарного дела в гжельской местности началось ещё  в IV веке до нашей эры. В XIV же веке гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты.

Производство расширялось, появлялись новые технологии, также росло и мастерство гончаров. В начале XVIII века был освоен выпуск фарфоровых изделий, а также был получен так называемый «полуфаянс». Именно его мастера расписывали синей краской, которая в последствии стала символом гжельских изделий. Изначально в окраске фарфоровых изделий преобладали модные во все времена золотистые тона.

К сожалению, в конце XIX– начале XX века промышленный кризис в России оказал своё влияние и на народное творчество. Вновь производство керамики было налажено лишь в середине прошлого века. Именно тогда в организованной артели «Вперёд, керамика» был разработан новый дизайн – синяя роспись на белом фоне. Изделия делали из фарфора, а основу краски составлял высокотемпературный кобальт. Именно на основе этой артели было создано объединение «Гжель», на самом деле собравшее лучших мастеров этого искусства. В конце 80-х годов ведущим художникам фабрики была присуждена Государственная премия имени Репина «За достижения в возрождении, становлении и развитии искусства Гжели,  в создании современного стиля гжельского фарфора с подглазурной росписью кобальтом».

 

 

Сообщение о гжели ℹ️ история возникновения и родина народного промысла, элементы росписи, виды, основная техника нанесения рисунка на посуду, образцы

Основные понятия и история возникновения

Роспись гжель известна не только жителям России и всего постсоветского пространства, но и далеко за его пределами. Нежные узоры бледно-голубого и насыщенного синего цвета, нанесенные на тонкий белоснежный фарфор или керамику, стали популярны во всем мире, ведь посуда и другие изделия, украшенные в этой технике, идеально вписываются практически в любой интерьер. Подобное удовольствие стоит немалых денег, как и многий другой народный промысел, в основе которого лежит ручная работа.

Название техники имеет прибалтийские корни, но она берет свои истоки из одноименной русской деревни, расположенной в ближайшем Подмосковье. Некоторые исследователи считают, что название росписи может происходить от прусского слова, дословно переводящегося как «кустарник». Что касается истории возникновения промысла гжель, то сегодня известны следующие факты:

  1. Первое упоминание о регионе, который со временем стал крупнейшим центром гончарного искусства, датируется 1328 годом, однако тогда там было развито другое ремесленничество.
  2. Ситуация изменилась лишь в XVII столетии, когда в 1663 году по приказу русского царя Алексея началась массовая добыча местной глины, именуемой гжельской. На тот момент основное предназначение сырья сводилось к изготовлению различных сосудов для аптечного дела и алхимии. Девственную белизну материала для выпекания фарфора отмечал и знаменитый русский ученый Ломоносов, который писал, что во всем свете ему нет равных.
  3. К середине следующего столетия гжель получила широкое применение, используясь для изготовления посуды, штучных печных изразцов и даже игрушек, тысячные партии которых вывозились в Москву и другие крупные города. Но все изменилось после того, как местные мастера начали делать майолику с особым упором на кувшины и прочие сосуды для жидкости. Незатейливые узоры и сюжеты с ироническим подтекстом настолько полюбились и прижились в народе, что гжель приобрела другое значение.
  4. К 1812 году на месте деревни выросло 25 предприятий, специализирующихся на производстве посуды, изготовленной по особой технологии. На сохранившихся до наших времен игрушках и другой продукции можно было увидеть подписи лучших мастеров того времени. В качестве узоров была использована тематика флоры и фауны, представленная в виде трав, цветов, диковинных птиц, лошадок и прочих подобных элементов.
  5. Чуть ранее в другой подмосковной деревне Минино была обнаружена глина светло-серого цвета, которая впоследствии стала использоваться для изготовления более доступного по цене материала, именуемого полуфаянсом. Получаемое сырье обладало меньшей прочностью, чем фаянс, и было довольно грубым. Кроме того, в ту пору мастера не ограничивались одной только синей краской, используя и другие яркие оттенки, а также специальные кисти для их нанесения. Со временем в деревне Володино удалось найти белую глину для изготовления фаянса более высокого качества.
  6. Начало производства фарфоровой гжели было положено на фабрике Куликова. Ее основатель был настоящим фанатом своего дела, обучаясь ему на другом заводе в Перово. Он работал сам, наняв себе в помощники несколько гончаров. Чуть позже они украли секрет его технологии, открыв свои предприятия по производству фарфоровой гжели.
  7. Расцвет промысла пришелся на начало XIX века, когда создавались лучшие образцы за всю историю его существования. Однако уже во второй половине столетия заводы приходят в упадок, и все производство сосредотачивается в руках одного мастера Кузнецова. После революции его фабрики переходят в народное хозяйство, после чего ремесло фактически перестало существовать.

К счастью, его удалось возродить, пусть и не в былых масштабах. Восстановление началось в середине прошлого века, и совсем недавно легендарное ремесло отметило свой 670-летний юбилей.

Виды и особенности гжели

Гжель сегодня — это не просто посуда, печная облицовка или декор, а самая настоящая роскошь, позволить себе которую могут немногие. Тем не менее спрос на подобную продукцию не падает, и сегодня даже открываются частные художественные мастерские, глубоко изучающие эту область без претензий на оригинальность. Можно пойти на обучающие курсы и мастер-классы, дабы ознакомиться с основными орнаментами, применяемыми в промысле, и поупражняться в росписи тарелок, поэтапно осваивая технику.

Ключевые направления

Ознакомившись с тем, где появилось старинное мастерство, стоит углубиться в изучение его особенностей. Сейчас известно три основных вида гжели, которые сменяли друг друга в зависимости от используемого сырья и других обстоятельств. В этот перечень входят:

  1. Майолика с применением нетрадиционных для более поздней гжели оттенков.
  2. Полуфаянс.
  3. Фарфор, который можно условно разделить на продукцию, выпускаемую до 1940 года и после него.

Все перечисленные образцы росписи гжель отличались не только техникой нанесения и узорами, но и используемым материалом, а также составом применяемой для художественной росписи основы. Первые два вида промысла были актуальны в период с XVIII по XIX столетие, хотя внешне они практически не были похожи между собой.

Для производства майолики использовалась белоснежная глина, готовые изделия из которой расписывались желтым, зеленым, голубым и графитовым цветом. Совершенно другой была и техника, а также ключевые элементы гжельской росписи полуфаянса, где по большей части задействовался наивный стиль с присущими ему орнаментами, ягодами, листвой, птицами, домиками и сюжетными картинками.

Сырье использовалось для изготовления трех основных групп товаров: дешевой посуды, дорогих сосудов, зачастую применяющихся для украшения дома, а также небольших статуэток, сувениров и игрушек. Окрашивание по технологии майолики производилось по жидкой эмали с поэтапной прорисовкой темного контура основных элементов и дальнейшей их цветной заливкой. Запекание обеспечивало прочность не только посуды, но и ее покрытия, поэтому мастерам приходилось действовать предельно точно из-за невозможности исправления ошибок.

Постепенно менялась и форма изготавливаемой продукции. Она становилась более вычурной под воздействием моды на барокко, а после возвращалась к изначальному примитивизму, поскольку хромало качество основного сырья. К примеру, изделия из полуфаянса, в основе которых лежала серая глина, отличались простотой форм, самыми простыми элементами росписи и более бледными красками (как правило, использовался только голубой цвет). Объяснялось это хрупкостью материала, а также его чрезмерной пористостью и грубостью, если проводить сравнение с белыми глинами.

Гжельский фарфор, выпущенный до 40-х годов прошлого века, также мало походил на более поздние образцы, включая те, что можно встретить сейчас. Для его изготовления использовали тонкую вычурную лепнину и самые сложные элементы росписи, в основе которых лежали желтый, красный, зеленый, голубой, коричневый, розовый и даже золотой цвет.

После 40-х гг. дорогой императорский фарфор с ручной лепкой, обжигом и росписью уступил место так называемому штампованному продукту, хотя и его выпуск был ограничен в самом скором времени из-за охватившего Россию кризиса. Низкое качество сырья пытались компенсировать краской полихромного типа. После войны даже было выдвинуто предложение о возрождении майолики, которое было отвергнуто из-за сложности технологии. В итоге было принято решение изготавливать толстостенную посуду, покрытую одноцветной синей росписью.

Цвета и мотивы

После 40-х годов начали открываться мастерские, предназначенные для обучения новых специалистов искусству рисования в технике гжель. Авторами узоров стали известные художники Наталья Бессарабова и Александр Салтыков. Именно они стояли у истоков возрождения промысла, разработав методическое пособие, раскрывающее секреты работы тонкой и широкой кистью по фарфору. Рисование в технике гжель делится на три основных типа:

  1. Кобальтовая надглазурная роспись с золотыми или платиновыми элементами, применяемая для украшения дорогих сервизов и считающаяся одной из самых сложных.
  2. Белая роспись на глухом кобальтовом фоне, обеспечивающая зеркальный эффект. Готовые изделия получаются более яркими, поэтому их производство требует особого подхода.
  3. Золотая или платиновая окантовка на самом тонком и изящном костяном фарфоре с небольшими кобальтовыми элементами. Сервизы, расписанные в такой технике, представляют собой настоящее чудо, выполнить которое под силу далеко не каждому мастеру.

В основе техники лежит исключительно ручная работа с применением всех кобальтовых оттенков (более 20 разных видов), а также белого и других цветов, что актуально для майолики (на белом фоне желтые, зеленые, синие и вишневые узоры). Если же говорить об инструментах, то необходимый для росписи набор поражает своей простотой, состоя из стеклышек для смешивания и разбавления красок, кистей с натуральным ворсом разной толщины, шпателей, а также баночки, в которой готовится кобальтовая окись.

Для нанесения оригинального орнамента существует целая азбука, в основе которой лежит мазок-капелька, чаще всего применяемый для отображения листьев, ягод и цветочных лепестков, и обратный мазок, подразумевающий переход от более темного и насыщенного тона к максимально светлому. Наиболее узнаваемыми узорами гжельской техники являются:

  • роза, выполненная крупными мазками;
  • птица с широко расставленными крыльями.

Выбор рисунка напрямую зависит от формы, так как он должен идеально «сесть» на основу. Именно он оживляет ее, делая холодный фарфор объемным и живым.

Составление сообщения о технике

Гжельская роспись — очень интересная тема, которая обязательно запомнится ценителям народного творчества и любителям домашнего уюта, так как абсолютное большинство продукции предназначено для использования в быту и украшения интерьеров. Но если доклад о промысле приходится составлять ребенку, то необходимо адаптировать рассказ под школьную аудиторию, дополнив его наглядыми рисунками, фотографиями или даже оригинальными образцами. Текст лучше всего составлять в соответствии со следующим планом:

  1. Вступление, состоящее из нескольких предложений. Оно должно кратко описывать технику и ее роль в народном хозяйстве.
  2. Основной текст, который принято условно разбивать на несколько частей. Сначала можно рассказать о том, где находится родина промысла, а также указать ее основные достопримечательности. В следующей части обязательно нужно поведать об истории развития ремесла и дать его описание, подкрепив приведенную информацию интересными фактами.
  3. Вывод должен быть таким же кратким, как и вступление, после чего можно прикрепить используемые в докладе дополнения (иллюстрации, фото и т. д. ).

Показывать картинки (это может быть не только роспись и всевозможные ее образцы, но и фото деревни, в которой добывалось сырье, а также самые крупные заводы по производству гжели) рекомендуется во время доклада, делая его более понятным и увлекательным.


Гжельский фарфор - история гжельских промыслов

Гжель - это название традиционного русского ремесла по производству изделий из фарфора и керамики - посуды, плитки, других декоративных элементов и предметов. Если быть более точным, то Гжель - это название области, близкой к Москве, в которую входят около 27 сел и небольших городов. Регион образует так называемый «гжельский куст». Производство керамики, а затем производство фарфора основано на наличии фарфоровой глины, идеально подходящей для этих целей.

Gzhel style porcelain Гжельский фарфор

Примерно в 1800 году ремесленники братья Куликовые обнаружили тайну белой фарфоровой массы. С тех пор регион стал центром фарфорового ремесла. Куликовы пытались держать рецепт и технологию в секрете, но из-за того, что сейчас известно промышленным шпионажем, секреты не могли долго храниться и фарфоровые традиции широко распространялись в регионе. Однако процветание региона длилось недолго и со временем пришло в упадок.

Прадед М. Кузнецова, владельца знаменитого фарфорового холдинга "Партнерство по производству фарфоровых и гончарных изделий Кузнецова", был именно из Гжельского района. Он основал свою небольшую мастерскую в 1812 году и начал производство фарфора. Кстати, в 1917 году на заводах Кузнецова производилось 2/3 всей фарфоровой продукции России, завод был крупнейшим фарфоровым заводом в Европе. В 1917 году, когда произошла революция коммунизма, огромное предприятие было национализировано.

Russian Gzhel tableware Русская Гжельская посуда

Когда мы слышим слово Гжель, мы представляем белые фарфоровые изделия с ярко-синей росписью вокруг. Да, это отличительная черта гжельских фарфоровых изделий. Ремесленники Гжельского региона производят широкий ассортимент различной утилитарной и декоративной продукции - фарфоровые скульптуры и статуэтки, шкатулки, вазы, подсвечники, пепельницы и даже часы.

Покраска производится специальными кобальтовыми красками, которые наносятся на необработанные неглазурованные кусочки фарфора.Затем окрашенные изделия сжигаются в высокотемпературных печах. В результате горения окраска кобальта, почти черная перед горением, становится яркой и ярко-синей. Затем изделия покрываются глазурью и сжигаются во второй раз. Эта техника позволяет очень хорошо защитить картину.

Gzhel style porcelain tea set Гжельский фарфоровый чайный набор

Художники по производству фарфора используют только одну кобальтовую краску, но, несмотря на это, они получают живую живопись с множеством оттенков синего.Это достигается с помощью так называемой «техники нанесения кистью», когда разное давление кисти приводит к разной толщине краски и к получению различной степени прозрачности.

В настоящее время в Гжельском регионе есть несколько относительно крупных предприятий - ОАО «Гжельский фарфоровый завод», ОАО «Комбинат Гжель», завод «Изолятор», «Гжельский экспериментальный керамический завод». Однако производство фарфора по традиции Гжели предполагает множество небольших мастерских. В основном это небольшие мастерские, предлагающие изготовленные на заказ изделия, каждый их продукт является оригиналом в своем роде.Сегодня изделия, выполненные в стиле гжель, можно приобрести во многих местах - в магазинах на заводах, в специализированных фарфоровых магазинах в некоторых крупных городах, в сувенирных лавках и магазинах.

,

: регионы и города :: Russia-InfoCentre

Гжель - знаменитая сине-белая керамика, произведенная в группе из примерно 30 деревень, расположенных примерно в 60 километрах к юго-востоку от Москвы. Гжельскую керамику можно назвать фаянсом или майоликой, разновидностью керамики, изготовленной из обожженной глины и украшенной цветной глазурью. Одной из отличительных черт гжельской керамики является веселое сочетание белого фона с голубым цветочным узором.

Более общим значением Гжели является вся территория, состоящая из этих 27 деревень, объединенных в Гжельских кустов (гжельский куст).Расположенный на железнодорожном маршруте Москва-Муром-Казань, Гжельский Куст в настоящее время является частью Раменского района Московской области.

Самая первая запись о Гжели найдена в завещании Ивана Калиты 1328 года. Позже это имя повторяется в церковных посланиях других князей и в завещании Ивана Грозного 15721578.

Издревле Гжель был знаменит тем, что его глины. Широкая добыча различных видов глины осуществлялась там с середины 17 века. До середины XVIII в. Гжель изготавливал обычные для того времени керамику, кирпичи, изразцы, изразец (глазурованные изразцы) и примитивные игрушки, обеспечивая их Москвой.

В 1812 году в Гжели было 25 фабрик, производивших глиняную посуду. Со второй половины 1820-х годов многие предметы стали окрашивать только в синий цвет.

Вторая половина XIX века была временем величайших художественных достижений гжельской керамики во всех ее областях. Стремясь получить тонкий тонкий фаянс и фарфор, владельцы производства постоянно совершенствовали состав белой пасты.

С середины 19-го века много гжельских заводов рушилось, и керамическое производство сосредоточилось в руках Кузнецовых, когда-то местных жителей Гжели.После революции фабрики Кузнецова были национализированы.

Только с середины 20-го века Гжель увидел возрождение своего знаменитого ремесла, которое недавно отметило его 650-летие. В 30–40-х годах здесь находилась почти половина всех российских фарфоровых и фаянсовых предприятий.

В 1912 году на железнодорожной линии Москва-Черусти Казанской железной дороги была основана железнодорожная станция имени Гжели. Поселок, возникший вокруг станции, также называется Гжель.

Гжельский фарфоровый завод | Movimento Life Beyond Tourism Путешествие к диалогу
Профиль

ОАО «Гжельский фарфоровый завод»

История рыбалки Гжель

Первое упоминание о Гжеле было найдено в богословской грамоте Ивана Калиты в 1328 году. Уникальные местные глиняные отложения, покидая поверхность, дали начало керамическому промыслу, пока люди поселились здесь.

За почти семивековую историю Гжели здесь произошло много событий и изменений. Мода меняется, требования рынка, но гжельцы из года в год совершенствуют свои навыки, осваивают все новые и новые технологии. Близость Москвы как центра культуры и торговли, обеспеченного гжельскими мастерами, оказывает огромное влияние. Примерно каждые 50 лет смена моды, в том числе предметов быта, посуды и гжельцы, создавала разные шедевры керамического искусства. Среди множества товаров - культовые предметы, декоративные игрушки для персонажей.Самые умелые мастера, которые дают искру Бога, не могли остановиться на простых, утилитарных вещах, которые они делали, выполняя более сложные или новые украшения. Эти работы стали образцом для подражания и распространялись Гжелем, начиная от каждого мастера. Таким образом был создан стиль.

В Россию привезли фарфор со второй половины XVI века. Российскому императорскому двору было приказано наладить производство отечественного фарфора. Для этого под Санкт-Петербургом организована Невская мануфактура.В 1710 году были предприняты попытки проверить пригодность гжельской глины для фарфора - порцелина. Около 1747 года Виноградов разработал метод производства фарфора из местных материалов, и рецепт представлял собой фарфоровую массу. Была сделана первая русская датировка из продукта «Колья» - маленькие конфеты с крышкой.

гжельских мастера были наняты на новые фарфоровые заводы и откачивали секреты техники. Вернувшись домой, открыли собственное дело или продали секрет. Первое производство начал Павел Куликов (Куличков) в 1810 году.Постепенно секрет фарфоровых технологий распространился по всей Гжели. Производство фарфора в 40-х годах XIX века достигло своего пика, работало на более чем семидесяти гжельских фарфоровых и фаянсовых заводах и более чем в сорока живописных заведениях /

Широко использовалась подглазурная роспись на кобальтовом фоне в сочетании с надглазурной полихромной отделкой и большим количеством золота.

История компании

ОАО «Гжельский фарфоровый завод» было зарегистрировано в 2004 году на месте национального существования декоративно-прикладного искусства в Гжели, в селе Новохаритоново, цехе по производству предметов искусства, расположенном в селе Речица, на том самом месте, где давно Традиционное производство гжельского фарфора.

Подмосковье, ЗАО ЗАО «Гжельский фарфоровый завод» расположено в поселке Новохаритово Раменского района на территории бывшего завода Акулина, известного фарфорового выпуска: различные наборы, смазки, сахарницы, коробки, банки, вазы, а а также отдельные предметы из фарфора и фаянсовые игрушки.

До 2003 года компания носила название «Гжельский завод» Электроизоляция. »- название завода было в 1924 году открыто как филиал Московского фарфорового завода« Карантин ».И сегодня это одна из старейших и важнейших компаний в России по производству художественно-технического фарфора. Но история компании более древняя и насчитывает более девяноста лет. Фабрика была основана крестьянином Я.В.Кузнецовым в 1810 году и все его корни связаны с прошлым Гжель - родиной русской керамики, с историей села НовоХаритоново, типичного села Гжельского района.

г. Новая деревня, позднее ставшая НовоХаритоновым и расположенная на реке Дорко, появилась на месте старой сгоревшей деревни Харитонова в XVII веке.Ново-Харитонов - родина Кузнецова, крупнейших фарфоровых монополистов, заводчиков, которые построили множество заводов по всей России, были переданы этим компаниям гжельской керамической культуры и, что более важно, отправлены в другие художественные центры гжельских мастеров. Уроженцы Гжели Кузнецова никогда не порвали с ней связи. Здесь были их предприятия, а также заводы их родственников по линии женских братьев Акулиных. В Новых Харитонов в конце XIX века до 1917 года размещалось отделение «Партнерство М.С. Кузнецова» Гжельского отделения.В 1912 году архитектором И.Бондаренко за деньги Кузнецовска была построена палатка Верующего храма Святого Георгия Победоносца в честь Бородинской битвы. Инициатором строительства выступил крупнейший российский производитель, двоюродный брат китайского магната, основатель «Ассоциации» И.Е.Кузнецов. В храме был фарфоро-эмалевый иконостас, отмеченный наградами на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, и керамическая гробница, построенная И.Е.Кузнецовым для себя и своей жены. НовоХаритоново старообрядческая деревня.Именно для старообрядцев-селекционеров всегда были характерны предприимчивость и вкус, что позволило им организовать в России ряд высокопрофессиональных производств, чтобы XXI век оставался важным центром традиционной культуры.

По знакам сел и жителей районов Московской губернии в 1852 году в селе Первая мельница НовоХаритоново проживало 244 самца, 274 самки, насчитывалось 52 двора и несколько керамических заводов: Кузнецовский фарфоровый завод (основан в 1810 году), Кузнецовский фарфоровый завод, Теренция и фаянсовая фабрика Захара Малыгина (основана в 1832 году).В 1869 году здесь было создано фарфоровое учреждение Авдотья Кузнецова и два глиняных завода Василия Максимова и Анисима Семенова. В 1891 году завод Кузнецова перешел к его зятю, мужу, сестре Анисиму Акулиной, который производил фарфор и фаянс. После смерти Анисимова завод, принадлежавший до 1917 года его сыновьям Джону и Симону, разделился на две компании и вложил значительные усилия в расширение и развитие производства. В 1918 году в Гжель приехал председатель профсоюза работников стекольной и фарфоровой промышленности Николай Иванович.На собрании рабочих было принято решение национализировать оба завода Акулина. Но до новой экономической политики предприятия не работали.

В 1920-х годах заводы вернулись к своим прежним владельцам и начали работать, производя высококачественный фарфор и игрушки. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге представляет собой прекрасную коллекцию фарфоровых скульптур, игрушек, изготовленных на заводе Акулина со второй половины XIX века до 20-х годов XX века. Разнообразные темы миниатюрных скульптур, от фигур солдат, животных и птиц и заканчивая мальчиками-пионерами.Очень популярной в начале XX века была фотография девушки на члене. Склепы к новой церкви Харитонова также, вероятно, изготовлены на заводах Акулина.

В 1929 году завод был национализирован и передан Государственному Электротреста. На базе завода Ивана Акулина было организовано штамповочное отделение московского завода
«Карантин», на котором работало 130 человек. Кроме того, в селе Ново-Харитонова при школе существовали керамический фарфоровый завод и мастерская, в которой работало 48 человек.Гжельская школа керамики
была открыта в 1914 году в Ново-Харитонове в 2-х этажном здании бывшей богодельни по инициативе Кузнецова. В 1920 году он несколько раз менял свое местоположение, но в конце десятилетия вернулся в Новых Харитонов. На его базе в 1931 году был создан Гжельский силикатно-керамический техникум (ныне Гжельский колледж искусств и промышленности), который сыграл исключительную роль в сохранении и поощрении производства культуры и художественных традиций гжельского рыболовства. Многие выпускники общероссийского значения приобретенного вуза пришли и пришли на работу на Гжельский фарфоровый завод.

Гжельская керамика и фарфор - яркое национальное оригинальное искусство, которое имеет свои особенности и художественную самобытность. Провидение принесло мировую известность России и Гжели, Квасникову и Кумгану - оригинальным по форме и расписанным майоликом сосудам, украшенным скульптурами, которые были выпущены в XVIII веке. Позже они, изменяя в соответствии с законами материал, будут производиться в полуфаянсе (XIX век) и фарфоре (XX век). Возрождая гжельскую рыбалку в самые сложные войны и послевоенные 40-е годы XX века, великий ученый и талантливый художник А.Б.Салтыков, Н.И.Бессарабова пытались повторить в Китае эти дискообразные формы. Неотъемлемой чертой гжельской керамики и фарфора была национальность. Неслучайно новый бессарабовский фарфор, созданный для рыбалки и показа Гжели на Всесоюзной художественной выставке в Москве в 1946 году под названием «Крестьянский фарфор», для его ассоциации с глиняными сосудами керамика из деревни была очевидна.

Сейчас это крупнейшее в России предприятие по производству традиционного фарфора с ручной росписью кобальта, на котором работает наследственный мастер.

Ассортимент насчитывает более 700 наименований форм Манекены, кумганы, сахарницы, смазки, шкатулки, подсвечники, вазы, светильники, часы и другие предметы домашнего обихода и украшения с различным оформлением около 2000 года. За последнее десятилетие была сформирована Гжельская фарфоровая фабрика Коллектив инженеров, художников, производство которых, бережно сохраняя старые традиции, использует передовые технологии в технологии производства. Постоянное улучшение качества продукции, разнообразие ассортимента продукции, технологические инновации, высокий художественный уровень, объем выпускаемой продукции - сделали Гжельский фарфоровый завод лидером среди производителей традиционного гжельского фарфора с ручной росписью кобальтово-синим цветом.

Гжельский фарфоровый завод - постоянный участник выставок и показов народных промыслов России.
Гжельский фарфоровый завод производит продукцию в соответствии с российскими стандартами. В 2003 году производство сертифицировано по международной системе качества ISO 9000.

Художественно-стилистические особенности изделий производятся на ОАО «Гжельский фарфоровый завод».

Отличительными чертами продукции являются декоративное, элегантное, эстетическое и функциональное выражение, а также разнообразие форм.Окрасьте вашу яркость и контрастность различной кобальтовой краской на белом фоне с помощью подкрашенного вручную подглазурного кобальта для металлолома. В результате обжига черный кобальт становится ярко-синим. Продукт подписывается белковой кистью с набором красок только одной стороной кисти (так называемая «мазка теней»), где каждый последующий мазок отличается от предыдущего и имеет широкий тональный диапазон от глубоких и темных тонов до легкий и яркий. Наряду с традиционными элементами росписи (цветочные, сюжетные узоры) используются и закручивающиеся усики, спиральные завитки, пунктирная и пунктирная заливка сетки, полоски простого геометрического орнамента.Масштаб соответствует размеру вашего орнамента и характеру образов при красоте формы. Cпецифическая технология обеспечивает еще более яркие и свежие цвета.

Творческое предприятие мастера-человека заявило о собственном искусстве Гжель и ассортименте, и в формах, и в живописи, и даже в технике. Это сочетание тонких декоративных разделок с живописными легкими мазками, сгущение в темно-синих пятнах, округлость полноценных народных форм с выразительной росписью, стремительная живопись, стремительная, построенная на переходах от темно-синего к густому прозрачному мазку легкости синий, который имеет значение системы тонкой орнаментально-линейной привязки.

Компания, в ее ассортимент входят все виды изделий из традиционного ремесленного фарфора. Продукты предназначены для повседневного использования в домашних условиях.

Фарфоровые деловые люди по сути своей отличаются простотой, мягкостью формы, функциональностью, дополненной органически традиционной подглазурной кобальтовой росписью гжель. Это функциональность продуктов из аналогичных продуктов разных отраслей Гжельской рыбалки.

Традиционный характер изделия в сочетании с доминирующей долей ручного труда, присутствием мастеров творческих династий и исторического места производства дает все основания полагать, что ЗАО «Гжельский фарфоровый завод» занимается деловыми народными промыслами и одним из центры русского традиционного керамического искусства.


Сегодня:
Фарфоровая ручная

Гжель - название живописного пригородного Подмосковья, в 60 километрах от Москвы, известного своими поделками из фарфора. Статуэтки, посуда и подарки ручной росписи невероятно популярны сегодня. С ними связана красота гармонии, сказки и прибыли. Фарфор, расписанный вручную декоративным синим цветом, теперь известен не только в России, но и за рубежом. Эти фарфоровые изделия притягивают провидцев и гармонию, высокий профессионализм их создателей.Знаменитая гжельская рыбалка уже несколько веков является одним из ведущих керамических промыслов страны и по праву считается гжельской колыбелью русской керамики. Он сформировал свои лучшие черты и раскрыл высочайшие достижения народного творчества.

История фарфора ручной работы восходит к 14 веку, в то время начали изготавливать предметы домашнего обихода. Высококачественная местная глина сделала их пригодными для производства лучших сортов керамики. Затем последовал трудный путь к полуфаянсу и майолике.В 19 веке мастера начали изготавливать фаянсовые и фарфоровые изделия. Посуда осуществлялась как крупными сервизными наборами, так и в виде скульптур. Теперь не только сделаны посуда, но и вазы, подсвечники, люстры, часы, шкатулки. Следует отметить, что мастер всех изделий, изготовленных и раскрашенных вручную, вкладывает их в свою душу.

Ручной работы из фарфора и керамики являются произведениями искусства. Изготовление этих эксклюзивных продуктов не так просто, как может показаться на первый взгляд. Производственный процесс больше похож на сказочное превращение простого куска глины в произведение искусства.Глина является основным сырьем для производства гжельских изделий. Обрабатывают глину таким образом, чтобы проявлялись лучшие качества, такие как огнестойкость и пластичность, необходимые для изготовления изделий.

Процесс изготовления фарфора состоял из нескольких этапов.

Сначала предлагаемая модель изготавливается из гипсовых изделий, затем эта модель представляет собой форму, состоящую из нескольких частей, в зависимости от сложности изделия.

В готовую форму гипсовая суспензия заливается, штукатурка впитывает влагу, благодаря чему скольжение подвяливаясь принимает форму продукта.Погонажные изделия сушат в естественных условиях. Смесь сухого кека, наконец, восстанавливается от швов, незначительные дефекты литья. За этим следует предварительная обжарка, это называется спасением.

Более дорогая краска. На картине белки кисти, свободный ход запястья. От маленьких до больших наручных штрихов рисуется композиция, подчеркивающая достоинства всех форм. В росписи по технике фарфора использованы многие типичные гжельские поделки.

После декорирования изделие вручную глазируют в специальных емкостях путем погружения в глазурную суспензию.

Заключительным этапом является окончательный обжиг - облив полива - готового продукта.

Так рождается Гжель, творящий искусство.

,

Русское народное искусство - Гжель

Жел, недалеко от города Москвы, издавна славится для его богатых месторождений глин, пригодных для изготовления керамика, и, следовательно, для керамической промышленности, которая выросла вокруг них. На самом деле, практически все население из тридцати деревень в этом районе давно занимались в производстве керамики, тем более, что, учитывая густые раскидистые леса вокруг, никогда не было любая нехватка дров.Можно сказать, что это было символично для Гжеля, чтобы быть понятым уже в 19 веке как в значительной степени синонимичен русской народной керамике. Правда, это было несколько раньше, в предыдущем, 18 веке, что Гжель прославился как большой керамический центр, который производится не только глиняная посуда для чисто утилитарных целей, но также художественные и декоративные предметы.


Квас Кувшин
Majolika. Конец XVIII века


Это развитие совпало с появлением майолики.В то время майолика изделия в россии назывались , ценина . Происхождение этого слова точно не известно. Майоликовые изделия были названы в Европе фаянс. Изделие обычно изготавливалось из тонированного глины, имели массивную пористую оболочку и были украшены эмалевые краски в полихромном, типично крестьянском стиле конструкций. Правда, ценина была впервые выпущена в Москва при учреждении купца Афанасия Гребенщикова, который нанял несколько гончаров из Гжели.Возвращаясь домой и узнав секреты изготовления майолики, они начали свои собственные гончарные изделия. Хотя мы понятия не имеем кем они были - их имена были потеряны - они сделали так хорошее начало в течение нескольких лет, Гжельская майолика уже успешно конкурировала с гребенщиковской производить.
В то время как знаменитая итальянская майолика эпохи Возрождения заимствована тематический материал из современной живописи и служил исключительно декоративного назначения (производятся в основном были крупными вазы, гигантские блюда и барельефы), гжельская посуда была, на напротив, утилитарной формы и формы и был украшен с двухмерным дизайном, которые обычно бывают народными происхождения; выставлены большие местные бассейны яркого цвета заметная близость с лубок , русская народная картина или широкая сторона.


С. Исаев "Русская зима". Чайник.
Porcelaine. 1999


В ассортимент гжельской майолики включен практически весь ассортимент домашней утвари, такой как завтрак и суповые тарелки, сервизы, кружки, кружки и кувшины.Чаще это была только глиняная посуда с белым остеклением, лишенная украшений; однако это ценилось именно из-за его гигиенического Белизна. Тем не менее, всегда было - и всегда будет быть - популярный спрос на привлекательные, красочные, художественные объекты. Каждый гончар, достойный имени, стремился создать что-то индивидуальное, с любопытными или забавными деталями и красочный дизайн, обращающийся к клиенту.
Материал темы делает не обладать многим в плане тематического разнообразия, это было не заимствовано из современной живописи или литературы, но было изобретение самого гончара, который, хотя часто неграмотный, проявил художественную интуицию, позволив ему включить в свои декоративные конструкции свои наблюдения природа и деревенская и городская жизнь с впечатлениями из зданий и значков видно, и подправить результат со своим собственным воображением.Дизайн - это нарисованный вручную рисунок, выделенный темным пигментом на светлой глазури поверхность, а затем украшены зеленым, желтым, коричневым и синие пигменты.

С.Исаев "Лосось". Fishdish
Porcelaine. 1997

Там Ничего особенно выдающегося в живописной Гжели окружение. За исключением, конечно, полей растяжения, голубая полоса леса вдалеке и прозрачная голубоватая дымка, окутывающая маленькие деревни по соседству.Возможно, именно этот мерцающий синий цвет был передан на белоснежное поле гжельского фарфора? Возможно это отвечает за все привлекательные проекты, которые мы находим на какая-нибудь стройная ваза, пузатый кувшин или крепкий кружка порождая это восхитительное чувство удивления и радости заметить первые несколько сгустков весенних цветов в пятнах оставленный таянием снега? Правда, умелое моделирование и виртуозный мазок преобразил то, что казалось бы быть простой обычной домашней утварью в подлинные работы искусства.Гжельский фарфор пользуется огромной популярностью как в этой стране и за рубежом, узнаваемы сразу по характерная сине-белая цветовая гамма, своеобразные узоры, и формы. Ключ к этому удивительному успеху проистекает из поразительно выразительная уникальность гжельского фарфора, который провоцирует волнующую эмоцию общения с матерью-природой. Неудивительно, что эти раскрашенные вручную картины наиболее радуют гармонировать с формой.

В. Неплюев "Охота". Квас Кувшин
Porcelaine. 1982


В Дело в том, что ассортимент изделий настолько разнообразен, что быть трудно поставить список всех.Более типичные предметы-топ фавориты с гжельскими горшечниками - это чайники, кувшины, кружки, масленки, сахарницы, горшочки с медом и подставки для конфет. Что изумляет много разных форм, приданных одному и тому же тип предмета. Таким образом, если мы возьмем чайник, мы находим его в форме в виде диска, бочки, сферы или продолговатой формы. Гжельские дизайнеры стремятся создавать модели для серийного производства относительно недорогие товары и уникальные предметы, предназначенные для выставок и музеи.Но прежде чем идти дальше, следует подчеркнуть то, что сегодня производится в Гжели, не похоже на товары которые были получены в предыдущие века. Это новое искусство, которое в то же время впитало художественное и технологический опыт, накопленный более чем одним поколение гончаров. Там не было никакой королевской дороги к этому достижение, как традиции, которые были переданы от отца к сыну сошло к концу прошлого, 19-го века еще и к началу Первой мировой Война была предана полному забвению.Хаос, который после гражданской войны после Октябрьской революции 1917 года только усугубляется, как будто керамика Гжель никогда не будет воскреснуть

L.Азарова "Охотник". Бутылка
Porcelaine. 1975


Но новый Советское правительство не упускало из виду народное декоративно-прикладное искусство. В то время как новые экономические и социальные основы были заложены для содействия народные промыслы, все заботы были приняты в то же время, чтобы сохранить свои традиционные принципы.К 1920-м годам некоторые из гжельских гончарных изделий снова встали на ноги. Кооперативы были организованы, первым среди которых был период, Керамика (Форвард, Керамика) началась в 1929 году. После растущие старания организации, гжельская промышленность приобрела твердая экономическая основа, и собирался заняться проблемой производства высокохудожественных произведений, когда Великая Отечественная Война вмешалась.Хотя работа была приостановлена ​​на пару годы, к 1943 году гончары снова были на работе, а теперь Татьяна Еремина вспоминает: «Одна простая, общая кружка. Хотя это было трудно, и хотя мы должны были рубить дрова мы сами держим печи в огне и производим количество посуда, тем не менее мы старались украсить кружки как лучше мы могли бы."
попытки возродить старые традиции были инициированы подопечным конец войны, с искусствоведами, художниками и производством инженеры из Научно-исследовательского института искусств и ремесел, а также а также местные гончары, присоединяясь к усилиям. Большой Гжельская коллекция в Московском государственном музее истории, которая ранее лишь немногие специалисты знали о на заметку гжельских гончаров дизайнеры.


Н. и В. Бидак "Маленькая богиня"
Масленка. Porcelaine. 1975


Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *