История возникновения матрешки: Как появились матрешки

Содержание

Как появились матрешки

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

История русской матрешки для детей

Название Матрешка произошло от имени Матрёна. Это уменьшительная его форма. Игрушка выполнена в форме яйца с плоским дном и расписана в русском народном стиле. Обычно это женщина в ярком в сарафане и красивом платочке. Форма разделяется на две половинки. Внутри находится матрёшка меньшего размера. Количество фигурок может быть от 3 до 8. 

Японские родственники русского сувенира

Забавная русская игрушка Матрёшка еще совсем юная: ей всего лишь чуть более 100 лет. Хотя некоторые скажут, что это много. Но при раскопках археологами были найдены поделки, которым 1000 лет и более. Если сравнивать со старинными игрушками, матрёшку можно считать совсем еще маленькой девочкой. 

По поводу точной истории происхождение до сих пор ведутся споры. Но всё же считается, что идея создания была привезена из Японии.

Есть такая история о возникновении русской красавицы. В 19 веке купец и меценат Анатолий Мамонтов, имевший коллекцию детских игрушек, открыл в Москве мастерскую-магазин, где умельцы из народа выставляли свои поделки. Сюда привозили образцы из разных уголков России и некоторых других стран. Как-то раз Мамонтову доставили из Японии интересную фигурку, выполненную из двух половинок дерева. Это был лысый, смешной, добродушный старичок по имени Фукурума. Японский мудрец считался символом счастья и удачи. Поделка имела секрет: внутри 2 половинок скрывались ученики мудреца меньшего размера. Всего их было 5. Интересная поделка очаровала всех окружающих. Мамонтов дал задание своим умельцам сделать нечто подобное. Заготовки, выточенные из дерева токарем Василием Звездочкиным, вкладывались одна в другую. По эскизам художника Сергея Малютина создавался образ русской красавицы. 

Известно, что до появления настоящей матрёшки русские мастера изготавливали пасхальные яйца, которые внутри были полными, а снаружи расписывались яркими красками.

Первые образцы

Первая матрешка состояла из 8 фигурок. Семейство состояло из девушки в нарядном сарафане с петухом и еще семи куколок, которые входили одна в другую, а самой маленькой фигуркой был младенец в пеленке.

Почему таким именем был назван сувенир, никто уже доподлинно не помнит. Может быть, продавцу так захотелось, или же покупатели дали игрушке наиболее распространённое в то время имя.

Изготовление фигурки начиналось с самого маленького образца. Затем на токарном станке вытачивалась нижняя часть следующей по величине фигурки, и к ней уже подгонялась верхняя половинка. И так до самой большой. Затем мастера расписывали кукол. У каждого художника был свой стиль, поэтому матрёшки получались немного разными.

Мировая известность

Свою лепту в распространение русского сувенира всему миру внесла Мария Мамонтова. Она была женой брата известного мецената. В 1900 году при её участии куклы были выставлены на Всемирной выставке в Париже, где они были удостоены почетных бронзовых медалей. 

Матрёшки стали изготавливаться повсеместно в России. В городе Семёнов работала фабрика росписи. С 1922 года появилась семёновская матрёшка, ставшая известной всему миру.

Русская игрушка завоевала симпатию среди европейских граждан. Особенно она полюбилась во Франции и Германии. Наш сувенир пользуется огромной популярностью далеко за пределами России. Иностранцы, посещающие нашу страну, обязательно увозят с собой русских матрёшек.

В разных городах России появились свои центры по созданию полюбившихся всем сувениров. Везде расписывают по-разному. Известны такие крупные центры как Сергиев Посад, Полхов Майдан, ну и, конечно же, Семёнов. Самая маленькая Матрёшка имеет размер 1,1 мм, она изготовлена из слоновой кости, а самая большая в высоту достигает 1 метра и в диаметре- 50 см. В неё помещается 72 фигурки.


История матрешки — История вещей

Одним из главных символов, с которым ассоциируют нашу страну является старорусская деревянная кукла, известная всем под именем Матрешка. Изначально, матрешка не была сувенирной продукцией, но именно таким образом она смогла достичь масштабного распространения не только в России, но и по всему миру. В этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как появилась матрешка?»

Не удивляйтесь, но существует эта игрушка не так давно. На самом деле история русской матрешки начинается всего лишь только с 1890 года. А идея самой куклы пришла в Россию из Японии. Прародителем нашей матрешки считается лысый старик-мудрец Фукурума. Японцы же придумали и способ помещения нескольких игрушек разных размеров одна в другую. В России старик-мудрец появился благодаря Елизавете Мамонтовой. Это жена хозяина московской мастерской игрушек «Детское воспитание» Анатолия Мамонтова, которая привезла фигурку из заграничной поездки.

Однако, ходят споры о первенстве в изобретении этой игрушки. Некоторые ученые говорят о том, что до появления матрешки, в России делали пасхальные яйца, которые аналогичным образом могли складываться друг в друга. В общем, пока так и не принято единого решения по данному вопросу.

Если говорить о том факте, в котором есть согласие, то это то, что именно Мамонтовы начали в России в конце XIX века продвигать идею о создании аналога японского мудреца. Для изготовления были привлечены теперь уже известные нам люди. Это токарных дел  мастер Василий Звездочкин, который из дерева сделал базу для будущей матрешки. А также придавший ей красивый знакомый нам рисунок, женский образ в русском наряде, художник Сергей Малютин.

Матрешка является очень полезным атрибутом для развития логического мышления  у маленьких детей, а также помогает разработать моторику рук.

Название «Матрешка» происходит от русского имени Матрена. В то время имя «Матрешка» было нарицательным для всех женщин, которые работали няньками, воспитывающими чужих детей. Это и повлияло в определении названия игрушки.

Среди русских семей с детьми кукла сразу стала очень популярной и любимой игрушкой. Спустя год в истории матрешки случилось еще одно очень важное событие — государство приняло на себя обязанности по изготовлению этих кукол. В городе Загорск были открыты учебные мастерские. В те же годы создали известную всем игрушку, которая являлась подобием матрешки – Неваляшка. Только она состояла из двух шаров, в нижний из которых поместили тяжелый грузик, чтобы игрушка при наклоне могла возвращаться в свое обычное положение. Эту удивительную, на первый взгляд, особенность куклы оценили не только дети, но и взрослые.

Популярность за границей, особенно в Европе, русская матрешка обрела к 1900 году. Впервые матрешка появилась зарубежом на Всемирной выставке в Париже. После этого производство кукол не останавливалось. Теперь мы можем увидеть образ матрешки даже в съедобном варианте, из шоколада. Сегодня рисунок на этих игрушках становится более разнообразным. Например, можно купить себе или подарить матрешку с нарисованным на ней президентом, любой страны, или какой-либо знаменитой персоной, певцом, актрисой или политиком. В России созданы даже музеи, в которых можно подробно узнать историю матрешек и посмотреть на огромное многообразие видов этих кукол, а также рисунков, которыми их расписывали.

История возникновения матрешки-мордовочки в г.Краснослободске РМ — Промышленность — Экономика и жизнь — Библиотека

 

1. Появление матрешки-футляра в Краснослободском деревообрабатывающем комбинате (ДОКе) в 1974г..

Самая первая матрешка-мордовочка появилась в Краснослободском деревообрабатывающем комбинате (ДОКе) в 1974, когда открылся цех по росписи матрешек, ложек, бочат. Разработал  эскиз матрешки Владимир  Николаевич Лебедев. Он был лучшим токарем, изготавливал и точил матрешки, самовары, подсвечники, ложки, бочата и т.д.

 Владимир Николаевич по фотографиям изучал матрешек других районов, внешний вид мордовского костюма. Так и получилась Краснослободская матрешка – футляр мордовской национальности для массового изготовления на деревообрабатывающем комбинате.  Расписчицы ДОКа начали расписывать сувениры мордовских матрешек-футляров для напитков. Позже совместно с женой Ниной Алексеевной и дочерью — художницей ДОКа Ольгой Владимировной Владимир Николаевич создалеще несколько эскизов для юбилеев Мордовии: матрёшки- футляры под шампанское, пяти- и шести -местные матрешки-мордовочки. Каждый эскиз проходил жесткий отбор  на художественном совете в министерстве РМ. Матрешка должна быть проста в росписи, но и отражать народный национальный костюм.

Лучшей расписчицей, талантливой от природы, была Лизунова Ольга. Её матрешка отличалась нежностью, тонкостью и точностью линий, гармоничностью цветовых оттенков. Иногда она придумывала свои эскизы матрешек, поэтому её работы в первую очередь шли на выставки. Оле доверяли самую сложную работу по росписи, просили помочь нарисовать лицо матрешки.

Найти образец матрешки-мордовочки в г.Краснослободске оказалось не так просто. Свою красавицу матрешку-футляр нам показала бывшая работница ДОКа Рогаткина Наталья Дмитриевна, рассказав, что в день она делала их по 2-3 штуки. Матрешек-мордовочек изготавливали в основном на заказ для гостей Мордовии, на праздники и юбилеи РМ, на экспорт за границу.

К сожалению, в 2002 году предприятие ДОК было признано банкротом и производство массового изготовления матрешек-мордовочек прекратилось.

 

2. Разработка матрешки-мордовочки в ДХШ

Теперь я хочу Вам рассказать другую историю матрешки-мордовочки, которая живет и поныне вместе с моей мамой – Людмилой Петровной Зиминой. Она и сейчас может без подготовки показать мастер-класс по росписи матрешки-мордовочки. За всю свою жизнь она ни разу не повторила наряд матрешки. Все они разные, забавные и передают красоту, яркость национального костюма. Этой информации нет в интернете, нет в книгах, но она жива в душе у Людмилы Петровны.

В детскую художественную школу в 1976 году пришло постановление из Министерства Культуры РМ о возрождении народных промыслов. Директором художественной школы был Зимин Михаил Васильевич, а учителем его супруга Людмила Петровна. Они решили сделать свою мордовскую матрешку. А для начала познакомились да и подружились с Владимиром Николаевичем и Ниной Алексеевной Лебедевыми.Они поставляли в художественную школузаготовки – бельё и бракованную заготовку. Всё шло под роспись.

Людмила Петровна Зимина разработала эскизы и расписала образцы для ДОКа, Снегурочку, деда Мороза, сувенирную матрешку-мордовочку. Водила учащихся на экскурсию в ДОК, где ребята не только наблюдали за работой мастеров, но и сами пытались выполнить отдельные несложные операции. Некоторые из старшеклассников во время летних каникул работали в сувенирном цехе, выполняя вначале несложные операции.

Помогали олифить или покрывать лаком ложки, наносить элементы узоров, а затем всё более ответственные задания, приобретали необходимую сноровку и навыки в работе, постигали тайны ремесла.

Ни одна выставка детского творчества в республике не обходилась без Краснослобоских мордовских матрешек. С творческими работами школы – с росписью матрёшек — знакомы в Москве, Пензе, Рязани, Чебоксарах, Сыктывкаре, Новгороде, Белоруссии, Эстонии. Бывали выезды с росписью в Германию, Финляндию, Югославию, Америку, за что школа удостаивалась наград. Так  в 1987 году за активное участие в выставке (роспись матрёшек) и за пропаганду национального мордовского искусства Краснослободская ДХШ была награждена дипломом 3 степени  ВДНХСССР; преподаватель по росписи Л.П.Зимина – бронзовой медалью, учащиеся Тамара Игнатова, Екатерина Панчина, и Татьяна Алышева – памятными медалями.

После этой победы стали иногда забегать к Людмиле Петровне молодые расписчицыДОКа за советом.

Традиционными для Мордовии видами прикладного искусства являются вышивка, художественное вязание, плетение бисерных украшений, гончарное искусство: горшки, свистульки, резьба по дереву. В одной из этнографических книг упоминается и о росписи по дереву. Расписными были ковши, братины для пива; они расписывались обычно масляной краской. Расцветка включала в себя синий, красный, желтый и белый цвета. Орнамент чаще был растительным. Расцвечивали иногда орнамент на кадках для приданого. Для этого употребляли охру, сажу, синюю краску. Рисунок был простейшим – круги, полосы.

Детской художественной школе г.Краснослободска была предоставлена честь  возродить роспись по дереву (т.е. применить национальный мордовский орнамент в росписи, особенно показать красоту костюма). Самым ярким выражением в изобразительном народном творчестве всех народов является национальный костюм. У мордвы он насыщен вышивкой, цветом, включает много разнообразных украшений из металла, бисера, бус, представляет красочный, звенящий ансамбль. Мордовская  вышивка нашла своё место в праздничной, свадебной, концертной одежде, в предметах быта.

Как всё начиналось? Рассказывает  Людмила Петровна Зимина, заслуженный работник культуры РМ.

Подсобного материала не имели, ехать знакомиться с изделиями матрёшек других деревообрабатывающих комбинатах не хотелось. Очень уж желание было большое создать свою матрёшку.

Первым на помощь  пришёл музей изобразительных искусств имени Степана Дмитриевича Эрьзи, — в лице Татьяны Петровны Прокиной. Она объяснила различие  костюмов двух этнографических групп — эрзи и мокши.

Удалось раздобыть книгу «Мордовское Изобразительное искусство» автора Т.А.Крюковой, по которой я  с детьми разрабатывала  эскизы мордовского орнамента. Изучали мордовский костюм, вышивку, орнамент, украшения. Самым ценным подсобным материалом стала для меня книга Веры Николаевны Белицер, по которой я стала делать наглядные пособия для детей.

Яркий образец подлинного творческого использования элементов мордовского национального костюма представляет роспись Мордовской матрёшки.

Это достойная соперница старшим сёстрам – матрёшкам: семёновской и полхово-майданской из Горьковской области.

Вот и захотелось нам весёлую игрушку матрёшку, любимицу всех народов наградить своим лицом. Использовать Мордовский орнамент не только в вышивке, вязании, в бисерных украшениях, но и в росписи матрёшки. Да и богатство старинного мордовского костюма запечатлеть на дереве.

Я использую в росписи матрёшки-мордовочки народные мотивы: колорит старинной одежды, ассоциации с узорочьем бисера, металлическими подвесками. Вместе с учениками мы применяем в изделиях разнообразные элементы нагрудных украшений и вышивок, упрощая их лишь к нескольким характерным деталям, превратив их в орнаментированные полоски.

Насыщенный цвет головного убора, нагрудных украшений хорошо подчёркивает деревянная поверхность матрешки и уравновешивается яркой полосой орнамента, нижнего края платья.

Нарисуем круг – вот и лицо, выведем две миндалинки – глаза. Нарисуем чёрные брови дугой. Поставим две точки рядышком – нос, поставим полоску алую – рот. Да ещё ресницы длинные наведём, поставим два розовых кружка, и заиграют румянцем щёки красавицы. А затем в дорогие наряды одеваем. Головные уборы бисером отделанные, нагрудные украшения, поясные украшения, подвески эхом звенят, вышивка затейливостью восхищает. Вот и обрела мордовская матрёшка своё лицо, своё национальное своеобразие.

Вот они красавицы. Все матрёшки разные, которая побогаче смотрится, которая победнее. Вот тогда и можно обратиться к Мордовской свадебной песне:

Эту рубашечку, сестрица,

У чужих ты надень-ка,

Когда, при наступлении лета,

Пойдёшь по лесу ходить

Эту рубашечку надень-ка,

У чужих при жнитье и полотье.

Эту рубашечку надень-ка,

Когда у чужих пойдешь

Дергать коноплю.

Эту рубашечку надень-ка,

Сено сгребать.

Эту рубашечку надень-ка,

Когда у чужих людей, сестрица,

Наступят большие праздники

Эту рубашечку надень-ка,

Когда пойдешь на красивый обряд

 

Вот и обиды нет.

Каждый наряд своё назначение имеет.

3. Настоящее жизнь матрешки-мордовочки

С момента рождения матрешки-мордовочки в городе Краснослободске прошли годы, но она по-прежнему жива и красуется на всех выставках народных промыслов в городе и Мордовии. А если пригласят, то и на выставках других регионов с удовольствием продемонстрируют красоту мордовского костюма. Крепко утвердила свои позиции матрешка-мордовочка в ДХШ. Не только особенности росписи мордовской матрешки передала Людмила Петровна Зимина своим  ученикам, но и любовь к творчеству, созданию новых образов матрешки-мордовочки. И, уходя из школы, они снова «одевают» матрешек в национальные костюмы. Мордовская матрешка это не только сувенир, она может быть и развивающей игрушкой для детей, и служить украшением дома, стать частью интерьера. Мордовская матрёшка является носителем исторической информации о мордовском народном костюме, в то же время, выступает как художественное произведение, являясь частью национальной культуры.  
Сейчас в детской художественной  школе занимаются росписью бывшие ученики Людмилы Петровны – Воронская Светлана Геннадьевна, Аброськина Вера Анатольевна, Аргудяева Марина Анатольевна, Рункова Елена Алексеевна – передавая свое мастерство следующему поколению.Продолжают создавать новые образцы национальной  матрешки и другие ученицы Л.П.Зиминой: Лямшева О., Елина Е., Маланьина М. …

Человек, познавший радость творчества, надолго сохраняет в себе её отголоски, и эти отголоски делают жизнь интересней и красочной. Сейчас Людмила Петровна на пенсии, пишет живописные портреты и иногда свои любимые матрешки расписывает.

Жизнь продолжается, и хочется надеяться, что и  наши потомки будут продолжать традицию  создания национальной матрешки.

Е.М.Мещерякова педагог-психолог, учитель ИЗО

МБОУ «Краснослободская СОШ №1»

Краснослободского муниципального района

Читайте далее: МОРДОВСКАЯ МАТРЁШКА родилась в Республике Мордовия 

 

Русская матрешка.

История возникновения матрёшки

2. ИТАК, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ  «МАТРЁШКА»?

ИТАК, ЧТО ЖЕ
ТАКОЕ «МАТРЁШКА»?
«МАРТЁШКА» — полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

3. Матрёшка — наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба.

4. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАТРЁШКИ

Первая русская матрёшка появилась в конце XIX века, тем не
менее она приобрела небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России.
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей
страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.

5. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАТРЁШКИ

Япония — страна множества Богов. Каждый из них за что-то
отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо
был покровителем счастья искусства. Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо Бог.

6. КОРНИ МАТРЁШКИ ИЗ ЯПОНИИ

В конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика,
который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Эту фигурку завезли с острова Хонсю.
Однако японцы утверждают, что первым на острове Хонсю
такую игрушку выточил безызвестный русский монах.
Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой.
В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых русских имен, в
основе которого лежит латинское слово «mater», означающее
мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного
семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное
изделие. Но и по сей день, матрёшка остается символом
материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную
основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

9. ПЕРВАЯ «МАТРЁШКА»

Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем
опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от
друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца.

10. КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СВЕТ МАТРЁШКА?

Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты.
Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, берёза,
осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают
дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало
сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина
была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки
примерно 2 года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

11. КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СВЕТ МАТРЁШКА?

Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней — нижняя часть (донце)
для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что
верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно
прилегают друг к другу и хорошо держатся.
Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют.

12. КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СВЕТ МАТРЁШКА?

Затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность — роспись. Обычно расписывая,
используют гуашь, акварель или акрил.
Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко
входят друг в друга; 2 части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.
Ребята, а теперь мы с Вами
рассмотрим виды матрёшек!!!

15. ЗАГОРСКАЯ МАТРЁШКА

В 1902 году производство матрёшек переведено в Сергиев
Посад (после переименован в г. Загорск). Бурный расцвет изготовления и росписи матрёшки в начале ХХ века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки
на многие годы. В это время создаются основные типы росписи, особенностью которых была реалистичность изображения: девушки в русских сарафанах с корзинками, серпами,
букетами цветов, либо в зимних полушубках с шалью на голове, жених и невеста и т.д.

16. МАТРЁШКА СЕМЁНОВСКАЯ

С 1922 года начинают производить матрёшку в городе Семёнове Нижегородской губернии. Роспись семёновской матрёшки восходит к традиции «травного» орнамента Древней Руси.
Основа композиции — пышный букет на фартуке, а главная
особенность — использование только трех основных цветов:
красного, желтого и зеленого.

17. ПОЛХОВО-МОЙДАНСКАЯ МАТРЁШКА

Спустя несколько десятилетий в этом же регионе возникает
еще один центр изготовления матрешки — село Полховский
Майдан с близлежащей деревней Крутец. Эти матрешки отличает крупная «крестьянская» роспись, яркий колорит.

18. ВЯТСКАЯ МАТРЁШКА

Вятская матрёшка — самая северная из всех российских матрёшек. В городе Нолинске пишут голубоглазых девушек-северянок. А с конца 1960-х годов характерной особенностью вятских красавиц становится аппликация их ржаной соломкой.

19. ТВЕРСКАЯ МАТРЁШКА

Тверские матрёшки славятся своей тонкой токарной работой — деревянные куколки, тонкие и светящиеся как скорлупка
яйца. Для этих матрёшек характерна роспись золотым и серебряным орнаментом.

20. СКАЗКИ «РЕПКА» И «КУРОЧКА РЯБА»

Позже появились тематические матрёшки, изображавшие,
например, персонажи литературных героев.
Тема сказок тоже всегда манила мастеров русской матрёшки.
Иллюстрировались «Репка», «Иван царевич», «Курочка Ряба»
и другие. Фантазия мастеров не знала границ.
ВЫСТАВКА В ПАРИЖЕ
В 1900 году матрёшка отправляется на Всемирную торговопромышленную выставку в Париже, где ее награждают бронзовой медалью за лучшее воплощение идеи сохранения и
объединения семьи.
Она получает всемирную известность и любовь, становится
одним из национальных символов России.

22. Авторская матрешка

26. Матрёшка — произведение искусства и скульптурное и живописное, это образ и душа России.

Творческое задание: распишите свой вариант матрешки.

31. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

родина происхождения. Когда она появилась в России? Описание первой русской матрешки. Кто придумал игрушку?

Матрешка – забавная расписная игрушка с милым личиком. Она считается национальным сувениром, поэтому ее охотно покупают иностранные туристы и наши сограждане. Многие думают, что матрешка существует чуть ли не со времен древней Руси, но на самом деле это не так, и история этой игрушки имеет весьма оригинальное развитие.

Где и кто изобрел?

Деревянная куколка с привычной для нас росписью и краснощеким лицом появилась не так уж давно. Не стоит приписывать ей солидный возраст и искать истоки корней у древних славян. Известно, что первую матрешку сделали в 1890-х годах. Рождение игрушки связывают с популярностью русского стиля и интересом к народной культуре. Забавная куколка изначально должна была демонстрировать традиционные наряды жителей различных губерний, однако она многим полюбилась, что и привело к дальнейшему развитию промысла.

Родина прототипа матрешки – Япония. Многие бы никогда не подумали об этом, но именно в восточной стране очень давно было принято делать кукол-неваляшек и разъемные деревянные фигурки.

Однако эти игрушки имели другой облик и были совсем не похожи на улыбчивую крестьянскую девушку.

Одна из них изображала мудреца по имени Дарума. Считалось, что он помогает в исполнении желаний и приносит счастье. Японцы до сих пор используют такие фигурки, устанавливая их на домашнем алтаре.

Также есть мнение, что предшественника матрешки создал беглый русский монах, поселившийся на острове Хонсю. За основу он взял фигурку бога по имени Фукурокудзю, который обычно изображается в виде благообразного старца с посохом или веером. Игрушка имела грушевидную форму, а внутри содержала еще несколько куколок, олицетворяющих других божеств. Считается, что такую фигурку однажды привезли в усадьбу Мамонтова, и именно с этого момента начинается история матрешки в России.

В гостях у известного мецената оказался художник Малютин, который заинтересовался диковинкой и вдохновился на создание собственного эскиза. Деревянные формы поручили выточить мастеру Звездочкину. С появлением куколки само собой пришло имя – Матрена, оно было одним из наиболее распространенных и популярных на Руси. Некоторые исследователи считают, что художник никакого отношения к происхождению матрешки не имеет, а игрушку для детей придумал и сделал именно Звездочкин.

Несмотря на то что история выглядит немного туманной, та самая фигурка хорошо сохранилась и находится в музее Сергиева Посада.

Описание первой матрешки

Куколку изготовили в мастерской, специализирующейся на игрушках, на изделии можно найти штамп с названием «Детское воспитание». Игрушка состояла из восьми фигурок, помещающихся внутри самой большой из них. У нее улыбчивое и краснощекое лицо крестьянской девушки, и одета она в традиционном стиле: спереди у нее повязан передник, на голове – нарядный платок с цветастым узором. В руках она держит черного петуха.

Другие фигурки выполнены в таком же стиле. Они изображают девушек в русской крестьянской одежде, две из них держат в руках каравай и серп. Есть в этом семействе и младший братец – мальчик в красной расписной рубахе. А самая маленькая фигурка – младенец в пеленках.

Развитие до наших дней

Сергиево-Посадская матрешка быстро стала популярной. Ассортимент расширялся, и куклы уже изображали не только румяных девушек, но и пастушков, женихов и невест, дедушек и бабушек. Появлялись и тематические серии. Например, такие:

  • к 100-летнему юбилею Гоголя – фигурки были выполнены в виде героев произведений этого писателя;
  • к столетию с окончания Отечественной войны 1812 года – самые большие матрешки были с лицами главных полководцев (Кутузова и Наполеона), а внутри помещались их подчиненные;
  • в честь сказок: «Конек-Горбунок», «Жар-Птица», «Репка» – куколки изображали всем известных персонажей.

Матрешки стали настолько популярны, что их даже пытались подделывать за границей, а в России тем временем появилось несколько разных направлений.

В каждом регионе делали свои оригинальные изделия, которые можно было опознать по особенностям росписи.

Семеновские

Эти матрешки родом из Нижегородской области. Им присущи определенные черты, которые прослеживаются как в форме, так и в рисунке:

  • куклу делали из липы, осины или березы, вытачивая ее на специальном станке, основание при этом получалось немного зауженным у низа;
  • затем дерево грунтовали картофельным клейстером, чтобы материал не впитывал краску, а готовое изделие имело приятный блеск;
  • после этого вырисовывали черты лица и одежду, одна из характерных особенностей семеновских игрушек – кайма на платке, украшенная цветочными бутонами.

Традиции росписи закладывались потомственными мастерами Майоровыми, которые адаптировали народные мотивы древней Руси. В качестве декоративных элементов присутствовали различные цветы: розы и колокольчики, колоски и травы. Для росписи использовались оттенки желтого, красного, зеленого, фиолетового, малинового. В завершение игрушку покрывали лаком.

Характерная черта семеновских матрешек – они многоместные, могут состоять из 15–18 фигурок. Также именно здесь была изготовлена самая большая игрушка высотой 1 метр. Она включала 72 куклы.

Загорские

Они напоминают самую первую матрешку – такие же круглобокие, с устойчивой формой. Роспись лица довольно простая: две пряди волос под платком, нос в виде двух точек и губки бантиком. Одета кукла традиционно – в сарафан с передником. Наряд украшен незамысловатым растительно-цветочным орнаментом.

Полхов-Майданские

Эти игрушки – соседки семеновских, они тоже происходят из Нижегородской области. Процесс создания у них похож на начальных этапах, но роспись при этом отличается. На лице из-под платка видны завитки волос, передник имеет овальную форму, а не прямоугольную, и украшен цветочным узором. Орнамент может включать георгины, яркие розы, нежные колокольчики, дикий шиповник. Кроме того, эти матрешки имеют более стройный силуэт в отличие от своих соседок.

Вятские

На севере России тоже делали свои игрушки и украшали их особым способом. Техника инкрустации соломкой придает матрешкам оригинальный вид. Сама роспись оставалась традиционной: милое личико, платок и сарафан с передником, но поверх краски наносили дополнительный декор. Из соломенных элементов выкладывали цветы на переднике, окантовку и другие детали. Распространение такие игрушки получили позже других – в 60-х годах прошлого века.

Современные

Изменения в стране сказались и на дальнейшем развитии матрешки. Перестройка не только вызвала растущий интерес к русской культуре, но и дала возможность открывать небольшие мастерские, не зависящие от государства. Умельцы снова могли свободно продавать свои изделия, многие художники охотно воспользовались этим.

Современные игрушки очень разные по стилю, но можно выделить несколько наиболее популярных направлений.

  • Политические. Изображают известных деятелей разных эпох: как отечественных, так и зарубежных. Рисунки выполняются в реалистичном стиле или в виде шаржей – с чертами, преувеличенными для комичного эффекта.
  • Со звездами. Как и политические, являются портретными, только изображают в этом случае разных знаменитостей. Можно встретить фигурки с лицами звезд эстрады и кино, футболистов или гонщиков.
  • В традиционном стиле. Напоминают первых русских матрешек, фактически это подражание известным видам росписи. Куклы представляют крестьянских девушек или семью – мать с детьми.
  • Сказочные. Знакомые с детства истории нередко вдохновляют художников. На фигурках может присутствовать целый сюжет с последовательным развитием событий или же отдельные персонажи.
  • Архитектурные. Матрешек украшают изображениями старинных зданий. Это могут быть архитектурные памятники из разных городов, церкви и соборы.

Сюжетом для росписи может стать что угодно – современное искусство не ставит ограничений, позволяя художникам творить так, как они видят.

Процесс изготовления

Чтобы игрушка получилась красивой, нужно правильно подобрать основу. Чаще всего используют древесину липы: она хорошо поддается обработке и довольно пластична. Иногда также применяют ольху или березу. Дерево нужно как следует просушить, чтобы оно стало пригодным для работы.

Процесс создания заготовок включает несколько этапов:

  • начинают с самой маленькой фигурки;
  • затем делают следующую: сначала вытачивается цельная форма, после чего ее разрезают пополам и удаляют древесину, чтобы внутри могла поместиться первая куколка;
  • этапы повторяются нужное число раз в зависимости от количества фигурок.

Игрушки просушивают и полируют, а затем приступают к росписи. Художник может использовать разные типы красок: акварель, масло, темперу, гуашь. Многие мастера отдают предпочтение именно последней, следуя традиции.

Матрешки стали неотъемлемой частью культуры, но история этой игрушки не застыла во времени, она продолжает развиваться. Появляются новые стили и сюжеты для росписи, новые формы: от миниатюрных до гигантских. Матрешка вошла и в цифровой мир – с 2020 года ее включили в число символов эмодзи – смайликов, используемых в интернете.

Описание матрешки и история возникновения куклы

Описание матрешки, пожалуй, ни у кого сегодня не вызовет затруднений, настолько популярна эта игрушка уже во всем мире. Она имеет увлекательную историю, изделия производятся в огромных количествах и сегодня, а в некоторых городах даже есть музеи, посвященные этой необычной расписной кукле. В данной статье мы дадим описание матрешки, поведаем вам ее интересное происхождение. А еще вы узнаете, какую роль она играет в развитии детей.

Описание матрешки

Она представляет собой деревянную расписную куклу, внутри которой находятся аналогичные изделия, но только меньшего размера. Количество кукол, вложенных внутрь — от трех и больше. Русская матрешка, как правило, имеет форму яйца и состоит из двух частей – нижней и верхней. Благодаря плоскому донышку игрушку можно размещать в любом подходящем месте. По традиции, на деревянной заготовке рисуют женщину в платке и красном сарафане, хотя сегодня можно найти много различных других вариантов. Существует много тем для росписи: это и девушки, и сказочные персонажи, и семьи. Сегодня очень популярна русская матрешка с изображением портрета на ней или рисунка пародийного характера. Как же появилась эта кукла, которая стала такой популярной? Описание матрешки в общих чертах мы рассмотрели, теперь давайте окунемся в историю, которая даст более конкретное представление об этом изделии.

Версия возникновения

В 90-х годах 19 века Россия переживала период бурного культурного и экономического развития. Совершенствовалось национальное самосознание, общество все активнее проявляло интерес к своей культуре и к искусству в целом. В результате появилось художественное направление «русский стиль», которое огромное внимание уделяло созданию крестьянской игрушки. В Москве даже открыли мастерскую «Детское воспитание». В ней создавались самые разные куклы с целью продемонстрировать национальные наряды, этнографические особенности. В недрах именно этой мастерской появилась идея создать известную сегодня деревянную куклу. Такая мысль возникла после того, как жена Мамонтова привезла из Японии разъемную игрушку. Сергей Малютин предложил эскизы. Вот так появилась матрешка в России.

Как появилось имя у куклы?

На этот счет есть несколько версий. Одни историки говорят, что название игрушки пошло от имени Маша, другие уверены, что от прозвища Матрена. Последняя вариация кажется более правдоподобной, так как имя Матрена обозначает «матерь». Зная описание матрешки, имеющей внутри аналогичные изделия меньшего размера, мы можем уже самостоятельно сделать вывод, какая версия является верной. Деревянная кукла – это символ плодородия и материнства.

Как изготавливают матрешек?

Сегодня их делают во многих мастерских, так как куклы всегда пользуются спросом. Сначала в качестве материала выбирают мягкую древесину: ольху, липу или березу. Деревья, как правило, рубят для этих целей весной, затем снимают с них кору, однако не полностью, чтобы в процессе сушки не появились трещины. Потом мастера складируют бревна и выдерживают их в хорошо проветриваемых помещениях несколько лет! По истечении определенного времени начинается изготовление кукол. Кстати, первой делают самую маленькую матрешку, неразборную. Когда она готова, приступают к следующей, в которую поместится первая. И так далее. Каждая заготовка проходит через десятки операций. Количество кукол может быть разным, это зависит от фантазии мастера или конкретного заказа.

Почему игрушка нужна детям?

Любой психолог или педагог с уверенностью скажет, что не только малыш играет в игрушки, но и сами изделия важны для полноценного развития ребенка. Оказывается, собирая и разбирая такую уникальную конструкцию, малыш познает цикличность бытия и его бесконечность, постулаты мироздания и образ материнства. Благодаря матрешке он понимает модель появления новой жизни. Кукла способна выявить творческие наклонности, сформировать трудовые навыки, представление о мире. Например, столь любимые и популярные кубики, башенки, пирамидки можно разнообразить присутствием в общем арсенале матрешки. У малыша будет развиваться мелкая моторика рук, логическое мышление. По мере взросления ребенка детские матрешки помогут создавать интересные сценарии для кукольных спектаклей. Специалисты называют эту игрушку многофункциональной, универсальной. Они признают все достоинства матрешки и рекомендуют ее всем детям в качестве игрушки, особенно тем, кто отстает в развитии.

Заключение

Стоит упомянуть, что в 1900 году куклы «дошли» до самого Парижа, где были представлены на выставке и получили медали и мировое признание. Если говорить о рекордах в этом направлении, то надо сказать, что в 1913 году Николай Булычев изготовил 48-местную матрешку. Надеемся, в результате прочтения этой статьи вы будете больше знать об этой уникальной игрушке и обязательно приобретете ее, если таковой еще нет в вашем доме.

История русской матрешки

Трудно поверить, что матрешка, которую некоторые считают воплощением русской культуры, появилась на свет около 100 лет назад. История матрешки началась в 1890-х годах. Дым и шум промышленной революции в России натолкнули на романтическую мысль: был ли ключ к миру и гармонии в более простом образе жизни? Художники обратились к крестьянству России за нитью, которая соединит страну с ее прошлым.

Страна не знала ничего нового в деревообработке.Российские мастера уже несколько лет изготавливают матрешки, такие как пасхальные яйца, но внешний вид матрешки остается загадкой. Создана в Детской образовательной мастерской-салоне в Абрамцево, игрушечной компании, основанной меценатом Саввой Мамонтовым. Некоторые говорят, что идея возникла из-за игрушки-гнезда с изображением семи богов удачи, которую жена Мамонтова привезла из поездки в Японию. Другие настаивают на том, что кукла возникла в результате постоянного спроса мастерской на новые изделия и была изобретена художниками.В воспоминаниях одного из самых уважаемых токарных станков того времени, Василия Звездочкина, японская игрушка не упоминается. Тем не менее, он описывает попытку создать прочную деревянную куклу в Детской образовательной мастерской-салоне, написав, что он и его коллеги решили, что их создание было бы более интересным, если бы кукла была полой и в ней было бы больше игрушек, спрятанных внутри.

Как бы то ни было, результатом их усилий стала самая первая матрешка, Петух. Она приехала из русской деревни с черным петухом, в платке и рабочем фартуке.Деревянная кукла была полой внутри, и ее можно было открыть, чтобы увидеть вторую куклу. Эта кукла держала другую, которая держала еще одну, и еще одну, пока, казалось, бесконечное количество братьев и сестер не появилось изнутри первой. У каждого ребенка был предмет, рассказывающий о крестьянской жизни: корзина, серп, миска с овсянкой, метла и младший брат на буксире. В центре сидел ребенок, запеленутый в лоскутное одеяло: надежда на будущее в обещании грядущих поколений. Ее назвали Матрешкой, или «мамочкой».”

Искусство быстро прижилось. В 1900 году одну из русских деревянных кукол привезли на выставку в Париж, где она получила награду. После столь благоприятного знакомства многие художники и токаристы начали уделять время изготовлению матрешек. Сам Звездочкин посвятил остаток своей жизни обучению других резьбовому аспекту изготовления матрешек. Форма и концепция матрешки стали эталоном для изображений политических деятелей, иллюстраций русских сказок, создания религиозных икон и многого другого.Практически любое изображение, которое только можно представить, можно адаптировать к его разнообразной форме.

За прошедшее столетие мир претерпел много изменений, но матрешка осталась почти такой же, возвращая нас к более простым временам. Многие стремятся к тому, чтобы эта традиция не исчезла из тени, в том числе одна компания — Golden Cockerel Crafts. Компания Golden Cockerel, совместно расположенная в Буне, Северная Каролина, и Санкт-Петербурге, Россия, стремится обеспечить выживание матрешки, прошлого России и надомного промысла.

Велопробег 1500 миль из бывшей Западной Германии в Советский Союз летом 1991 года стал для Уолтона Конвея дорогой к карьере. Жизнь среди экономических трудностей России после падения коммунизма вдохновила его на помощь. Он вернулся в Соединенные Штаты в 1993 году, чтобы устроиться преподавателем в Аппалачский государственный университет Северной Каролины с чемоданом, набитым матрешками на буксире. Конвей и его друг и недавно обретенный российский деловой партнер Роман Каркачев надеялся, что они смогут оказать помощь борющимся российским художникам через их быстрорастущий бизнес по импорту ремесел.«Золотой петушок» начал с того, что Конвей продавал куклы из своего подвала. Четырнадцать лет спустя компания переросла небольшое пространство и теперь состоит из прилегающих складских помещений и галереи.

Куклы, продаваемые компанией, до сих пор производятся так же, как и в 1890-х годах. Древесину липы режут, обрезают и вырезают без помощи современного оборудования. Каждая кукла тщательно расписана вручную. Некоторые из них изготавливаются в домах, где женщины наносят румяна из собственного набора для макияжа на щеки матрешек.Остальные созданы профессиональными художниками Санкт-Петербургской художественной студии «Золотой петушок». Затем изделия упаковываются в коробки и отправляются в Северную Каролину, где американская сторона бизнеса занимается маркетингом и продажей готовой продукции. Благодаря интернету «Золотой петушок» ежедневно выполняет заказы на матрешек со всего мира.

Расширяя рынок ремесел за пределы России, они сохраняют искусство на долгие годы.

История матрешки

Когда многие люди думают о России, они представляют себе куклу определенного типа, известную как матрешка, что-то вроде деревянной капсулы в форме яйца, нарисованной так, чтобы напоминать русскую женщину.Но насколько «русские» эти игрушки на самом деле?

Искусство изготовления матрёсков на самом деле предшествовало их включению в русскую культуру. Оригинальный дизайн матрешки был вдохновлен куклой с Хонсю, главного острова Японии. Хотя во многих текстах оригинальная японская кукла описывается по-разному, иногда кукла Фукурокудзю, иногда кукла Дарума, но все согласны, что именно здесь Василий Звездочкин черпал свое вдохновение.

Первую матрешку создал в 1890 году, ее расписал Сергей Малютин.Первая кукла была расписана в виде молодой русской женщины, держащей цыпленка. Внутри этой женщины были мальчик и девочка, а затем, наконец, младенец, самый маленький из множества. Затем жена Саввы Мамонтова представила куклу на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где она получила бронзовую медаль. После этого события кукла постепенно завоевала популярность по всей России и стала символом региона. Кукла, изображенная выше, похожа на оригинальную куклу.

Вот очень краткая демонстрация, которую мне удалось сегодня увидеть.

Часто матрешки бывают средних размеров, но, как показано выше, куклы могут быть любого размера. На фабрике, которую я посетил, разрешены только матрешки, сделанные вручную. Среднее количество кукол, сделанных в день, было 10. Это может показаться большим количеством, но когда я посмотрел на скорость, с которой работали люди, стало ясно, что они, вероятно, превышают это количество ежедневно. Достаточно просто взглянуть на маленькие размеры на картинке ниже, чтобы меня поразить. Поразительно, насколько точны и сосредоточены в создании чего-то такого тонкого и маленького.

Россия

index главная русская матрешка история

Хотя многие воспринимают матрешки как многовековую русскую поделку, первая русская матрешка появилась только в конце 19 века.

Конец 19 века в России был периодом экономического и культурного развития, периодом подъема национальной самобытности. Возникло новое художественное направление «русский стиль». Многие известные художники (Васнецов, Врубель, Рерих, Серов, Малявин, Коровин, Малютин и др.) Были одержимы идеей возрождения русских национальных традиций в искусстве.

Савва Мамонтов (1841-1918), известный промышленник и меценат, основал в своем имении Абрамцево под Москвой художественные студии, чтобы поддержать эту тенденцию. Профессиональные художники работали вместе с народными мастерами, сохранившими эстетические и вековые навыки народного творчества. Особое внимание уделялось возрождению и развитию народных крестьянских игрушек.

Анатолий Мамонтов (1839–1905), брат Саввы Мамонтова, владел мастерской «Детское воспитание» в Москве, где изготавливали и продавали игрушки для детей.Издатель, переводчик и владелец типографии, коллекционер русской живописи, а также его брат Савва, Анатолий был замечательным и активным человеком, которого всегда окружали профессиональные художники, ремесленники и народные мастера.

Анатолий Мамонтов предложил работу в своей мастерской высококвалифицированным творческим мастерам игрушек, проявившим инициативу и технику. В мастерской были представлены образцы игрушек из разных стран, чтобы расширить кругозор производителей игрушек и развить их творческую фантазию.Восточное искусство и японское изобразительное и прикладное искусство, в частности, было очень модным в то время.

Считается, что Сергей Малютин, художник из мастерской народных ремесел в имении Саввы Мамонтова в Абрамцево, видел набор японских деревянных матрешек с острова Хонсю, изображающих Шичи-фуку-дзин, Семь богов удачи. Самая большая кукла принадлежала Фукурокудзю — счастливому, лысому богу с необычно высоким подбородком — и внутри нее находились шесть оставшихся божеств.(Интересно, что японцы считают, что первую куклу такого типа на острове Хонсю сделал неизвестный русский монах.) Неясно, где он видел матрешки — одна из возможностей состоит в том, что это произошло на выставке. японского искусства открылась в декабре 1896 года в Петербурге. По другим данным, первая русская матрешка датируется 1890 годом. означает, что Малютин видел японский прототип еще до выставки.

Вдохновленный, Малютин нарисовал эскиз русской версии игрушки. Первая русская матрешка была вырезана Василием Звездочкиным в мастерской игрушек в Сергиевом Посаде и расписана Сергеем Малютиным. Состоит из восьми кукол; крайняя — девочка в фартуке, затем куклы чередовались между мальчиком и девочкой, самым внутренним — младенец. Куклы протыкали и раскрашивали гуашью, покрывали лаком. Еще Малютин иллюстрировал детские книги. Поэтому иллюстрации и первые образцы матрешек имеют много общего.

Возможно, Малютин и Звездочкин не думали, что первая русская деревянная кукла в куклах меньшего размера, сделанных ими, станет традиционным русским искусством, получившим мировую популярность. Концепция вложенных предметов была известна в России раньше и применялась к резным деревянным яблокам и пасхальным яйцам — первое яйцо Фаберже (1885 г.) имело гнездо из яйца, желтка, курицы и короны.

В 1900 году Мария Мамонтова, жена Саввы Мамонтова, представила куклы на Всемирной выставке в Париже, и игрушка получила бронзовую медаль.Вскоре во многих других местах России начали делать матрешки разных стилей.

История матрешки

Матрешки являются традиционными русскими сувенирами и популярны во всем мире. Если вы посещаете Россию, это первое, что приходит на ум, когда вы думаете о подарках, которые хотите привезти домой.

Матрешки — известные русские куклы, впервые появившиеся в 1890 году.

Традиционный дизайн был вдохновлен изображением молодой женщины в национальной русской одежде с платком.Самая первая матрешка появилась в мастерской, расположенной в подмосковной усадьбе Абрамцево.

По официальной легенде, этикетка «Матрешка» произошла от очень популярного в то время русского женского имени — Матрена. Первоначально это было латинское слово, означавшее «мать», и со временем стало ассоциироваться с материнской фигурой в большой русской семье.

В Древнем Риме описывается красивая замужняя молодая женщина с хорошей репутацией. Позже слово трансформировалось в известное русское имя Матрена.

Идея вставить одну куклу в другую пришла российскому производителю Саве Мамонтову после того, как случайный посетитель принес в его мастерскую красивую японскую куклу.

Никто не знает, кто именно отнес эту фигурку Саве, но существует мнение, что самая первая кукла в виде матрешки была изготовлена ​​на острове Хонсю в Японии, а затем была вывезена в Россию, где местные мастера превратили ее в народную национальную куклу.

Первые куклы изображали целую семью с мамами, дочерьми и сестрами.Последующие варианты были более креативными, с изображениями мужчин и людей разных национальностей и возрастов.

Однако фаворитом остается женская кукла Матёшка, изображающая красивую молодую светловолосую женщину.

Одним из самых популярных производителей кукол в России является фабрика «Семёновская Роспис», которая продолжает давние традиции создания матрешек.

Особенно известны куклы Деда Мороза и его внучки Снегурочки.

Еще одна известная фабрика по производству матрешек — Полховский Майдан, расположенный к юго-западу от Нижнего Новгорода. Их куклы отличаются яркой росписью, малиновыми цветами и выразительным орнаментом.

ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ матрешек | Lonely Planet декабря 2018

ВНУТРЕННИЕ КУКЛЫ МАТРЁШКИ в народе считаются такими же русскими, как круассаны французскими, сабо голландскими или жесткие верхние губы английскими. На самом деле, эти загадочные маленькие произведения искусства имеют довольно международное происхождение.Первоначальная идея вложенных объектов родилась в Китае во времена династии Сун (960–1279 гг.). Плотники делали коробки внутри коробок, чтобы символизировать изобретательность. Восемьсот лет спустя коробки превратились в кукол, самая маленькая из которых была настолько изящной, что в ней поместилось всего одно зернышко риса. Куклы перекочевали в Японию, где их использовали для изображения семи японских богов удачи.

ФОТОГРАФИИ: NITSCHKEFOTO / ALAMY

В конце 19 века россиянин по имени Савва Мамонтов основал на своей родине колонию художников с целью укрепления и развития русского национального народного искусства и ремесел.Считается, что японские куклы вдохновили группу на создание их собственной версии, основанной на сельской жизни в России. Первый был создан Сергеем Малютиным; Он нанял плотника Звездочкина для вырезания кукол, которые расписывал Малютин. Они назвали их «Матрешкой», от латинского корня «мать», и одели в сарафаны (традиционные материнские халаты) и платки: таким образом куклы стали олицетворением русского материнства, плодородия и изобилия. Они были показаны на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и сразу же стали хитом.

ПОДРОБНЕЕ
Варианты покупки до

Полную статью и многое другое можно найти в этом выпуске Одинокая планета — Декабрь 2018 г. Если проблема принадлежит вам, войдите в систему, чтобы прочитать статью полностью.
О Lonely Planet
В декабрьском выпуске… узнайте, какие страны, города, регионы и отдельные достопримечательности вошли в список Lonely Planet’s Best in Travel 2019; прочитайте более подробную информацию о некоторых из привлекательных направлений, включая северные районы Шри-Ланки, удаленные от туристических маршрутов, Копенгаген с его продолжающейся революцией в сфере ресторанов и дорогу North Coast 500 вокруг некоторых из самых диких уголков Шотландского нагорья; добавьте небольшой перерыв в идеальную для зимы столицу Эстонии Таллинн; и многое другое

Единый цифровой выпуск Декабрь 2018 г.

& nbsp

Этот выпуск и другие предыдущие выпуски не включены в новую подписку Lonely Planet.Подписки включают в себя последний регулярный выпуск и новые выпуски, выпущенные во время вашей подписки.

Матрешка — это действительно матрешка?

Матрешка — самый любимый славянский подарок и сувенир из России, но не все знают историю этой игрушки. Это не только украшение или сувенир. Продолжайте читать, чтобы узнать больше об истории этих русских подарков.

Что такое матрешка?

Это набор из семи деревянных кукол уменьшающегося размера, которые кладут друг в друга одну за другой. Каждый разделен пополам посередине и открывается, чтобы показать еще один, меньший по размеру, встроенный внутри. Традиционная обычно круглая и декоративно расписана, чтобы напоминать симпатичную крестьянку с молодым лицом, одетую в экстравагантный костюм, традиционную русскую одежду. Как правило, это расписной платок или кокошник и растительный орнамент.Иногда художник «облачает» матрешку в зимний наряд — полушубок, теплый шарф и даже валенки, возможно, для защиты от холодов, характерных для известных суровых и долгих зим России. Россия.

Откуда пошла русская матрешка?

Кажется, у этой красочной игрушки богатая история. На самом деле игрушка впервые была изготовлена ​​в конце XIX века в одной из московских мастерских.Создателем был художник Сергей Малютин. Знаете ли вы, что японская кукла была прототипом матрешки? Диковинную вещицу, внутри которой лежало шесть кукол поменьше, привезла из Японии жена Саввы Мамонтова — Елизавета. Эта сложная игрушка символизировала «семь богов счастья». Малютин, увидев этот заморский сувенир, решил обработать его отечественным способом. Первый набор матрешек состоял из восьми предметов. Все куклы были раскрашены по-разному: среди них были и девочки, и мальчики, а самая маленькая олицетворяла малышку в пеленках.Старшая «сестра» держала в руках черного петуха. Этот набор, расписанный Малютиным, сейчас хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Что символизируют русские матрешки?

Имя Матрена и раньше было очень популярно в России. Когда мы слышим это имя, мы обычно представляем себе многодетную мать. У этой женщины полная фигура, она носит обычную традиционную одежду. Первые изделия Сергея Малютина стали воплощением древнейшего символа русской культуры.
В русском языке слово «матрешка» является однокоренным со словом «мама». Значит, самая большая игрушка олицетворяет мать многодетной семьи. Это символ материнства и уз нескольких поколений. По сути, самый крупный — это своеобразный защитник, берег для всей семьи, символ домашнего очага, семейного уюта. Он красивый и элегантный, яркий, сияющий, излучающий богатство и достаток. Он символизирует не только достаток, но и является символом жизни, продолжения рода, единства семьи.

Где найти самую большую матрешку?

Несмотря на то, что родиной матрешек считается Россия, самая крупная из них находится в китайском городе Маньчжурия. Это настоящий центр традиционного русского искусства. В центре парка находится матрешка, высота которой более 30 метров. На нем изображены китайские, монгольские и русские девушки. Это место символизирует китайско-монголо-русскую дружбу. Ведь китайский город Маньчжурия находится на пересечении России и Монголии.Это здание занесено в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая матрешка в мире.

Многим туристам непременно хочется приобрести эту деревянную красочную игрушку в подарок, ведь она непременно ассоциируется с русским народным творчеством. Однако сегодня в сувенирных лавках можно найти множество видов этой игрушки.

Какие бывают матрешки?

Вятская матрешка

Это самый северный из существующих на данный момент.В шестидесятые годы 20 века эта матрешка была одной из самых популярных. Отличительная черта вятской росписи — использование особых техник. Одним из таких можно назвать роспись вареной ржаной соломой.

Сергиево-Посадская матрешка

Отличительной особенностью матрешки этого типа является то, что используется технология выжигания по дереву, после чего матрешка покрывается золотой краской.

Семеновская матрешка


Одно из основных современных производств, где вся продукция расписывается вручную, находится в Нижегородской области в городе Семенов.

Здесь делают самые красивые матрешки. Отличительной особенностью является хохломская роспись. Использование цветочных узоров, сочетание золотого, черного и красного цветов позволяет создавать небольшие шедевры из каждой матрешки.

Теперь расписная деревянная кукла — это не просто народная игрушка, она стала традиционным подарком и хранительницей самобытной культуры. Русская красавица, всемирно известный подарок.

Где купить матрешку в Москве?

Матрешку можно найти на сувенирных рынках, которые обычно располагаются возле Красной площади, а также во время различных городских праздников на московских бульварах.Матрешки также продаются в сувенирных лавках музеев Москвы. Если вы ищете антиквариат, матрешку с историей, рекомендуем посетить Измайловский блошиный рынок. Это немного далеко от центра Москвы, но там можно найти всевозможные сувениры от ушанок (особая русская меховая шапка с ушками) до балалаек. Читайте в нашей статье о покупках антиквариата и барахолках в Москве.

Красота и история матрешек

Точно так же, как Шеффилд известен своей сталью, The Full Monty и Hendersons Relish, Россия известна своими матрешками (или бабушками).Красиво оформленные вручную в стиле русского народного искусства, они часто изображаются как русские крестьяне, но также могут быть нарисованы для изображения сказочных персонажей и важных людей. Несмотря на вариации, одно можно сказать наверняка: они стали символом России, частью их культуры и не только популярным предметом в русских домах, но и в домах всех тех, кто их посетил.


Недавно приветствуя некоторых русских гостей в Шеффилде, я была польщена и тронута, когда они подарили мне набор русских кукол.Оба набора, которыми я владею, были подарены мне молодыми людьми, которые не знали о моей любви к народному искусству или моей компании. Мне нравится видеть их на своей каминной полке не только из-за великолепного ручного декора, но и из-за цветов.

Впервые замеченный в России в конце 1800-х годов, есть несколько идей относительно того, как они появились. Считается, что они были вдохновлены скворечниками Китая и Японии. В Японии матрешки были любимы многими и состояли из 7 кукол, самая большая из которых была сделана по образу Фукуродзюро, японского бога счастья, которая открыла для себя еще 6 других богов удачи.

Желая найти способ сохранить русскую культуру, Савва Мамонтов открыл мастерскую с единственной целью — создавать детские куклы, чтобы помочь проиллюстрировать различные аспекты их культуры. В составе мастерской Сергея Малютина вдохновили японские куклы. Вместе с токарьом по дереву Василием Звездочкиным Малютин занялся оформлением декора.

Самый первый набор кукол-матрешек, созданный Малютиным и Звездочкиным

Изначально куклы делались с изображением крестьянок.В женской одежде вы, скорее всего, увидите их с бабушками или платками на головах. Они, безусловно, стали символом семьи, материнства и сильной женской роли в русской культуре, их часто называют матрешками (что означает маленькая матрона) или бабушками (что означает бабушка).

Когда мы немного углубились в историю этих кукол, нам понравилось слышать, что традиционно создание этих кукол было семейным делом. Начиная с самой маленькой куклы, сделанной из цельного куска дерева, остальные должны были быть вырезаны или сделаны из двух частей, прежде чем их украшала вся семья.Их традиционно рисовали, чтобы изображать повседневную жизнь, и многие видели (как и в оригинальном наборе) с такими предметами, как хлеб или цветы.

С тех пор их художественное оформление развилось. Вы можете найти куклы, украшенные изображениями сказок и историй, животных или важных исторических фигур, как отличный обучающий инструмент и игрушку, подходящую для рассказа историй. Однако следует признать, что нашим фаворитом по-прежнему остается более традиционный дизайн.

Когда мы разрабатывали нашу собственную куклу-матрешку для раскрашивания,
, нам просто нужно было добавить платок-бабушку и фартук.

«Русские куклы» мне понравились еще до того, как у меня появился собственный набор, но то, что мне преподнесли наборы в качестве подарков от молодых женщин, ясно показало, насколько успешными были Мамонтов, Малютин и Звездочкин в их видении создания чего-то, что стало бы символом Русская культура. Это правда, что они обладают определенным шармом и красотой, которые говорят о важности семьи, дружбы и любви, и это послание, похоже, проникло в сердца многих в России и за ее пределами.Я знаю, что определенно буду хранить свои наборы на долгие годы вперед.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DARS © 2019 Все права защищены