Из чего делают гжельскую посуду – Как делают гжель — Наталья Радулова — LiveJournal

Как делают гжель — Наталья Радулова — LiveJournal


Один из самых знаменитых промыслов России — не такой уж и народный. Сине-белая гжель — по сути лишь изящная стилизация народного творчества. Та гжель, которую мы все знаем, о которой даже в школьных учебниках написано — «Сочетание белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба» — была придумана московской художницей Натальей Бессарабовой в 1950-х годах.


И все же знаменитому промыслу лет не меньше, чем самому селу Гжель, впервые упомянутому в завещании Ивана Калиты. Здесь сотни лет «выпекали» керамику, майолику, фаянс. Здесь семья фарфоровых монополистов Кузнецовых развернула до революции свое производство. Во всем этом обширном районе Подмосковья, состоящем из 27 деревень, объединённых в так называемый «Гжельский куст», чуть ли не каждый второй житель — потомок семейных династий гончаров, «точильщиков», «писарих».



Перед революцией здешняя отрасль насчитывала около 80 разнокалиберных частных предприятий. Советская власть национализировала семь наиболее крупных, перепрофилировав их под технический фарфор: лабораторную посуду, высоко- и низковольтные изоляторы. Остальные мастера разбежались по артелям. В соседней с Гжелью деревне Турыгино еще в 1929 году возникла артель под названием «Вперед, керамика!», далее менявшая вывеску на «Художественная керамика», со временем выросшая до завода, где в 1954 году первым небольшим тиражом, несколько десятков экземпляров, выпустили набор для воды Гжельская роза Натальи Бессарабовой — кувшин и кружку с классическими ныне декоративными мотивами — проба пера, первая гжель в нынешнем смысле этого слова.


В начале 1970-х в Научно-производственное объединение «Гжель» свели все местные малые производства. В 1976 году цех перестроили и модернизировали, к 1983 году вывели на проектную мощность — гжель пошла вовсю. Предприятие тысячами выпускало знаменитые чайные пары, самовары, сервизы, квасники — с узнаваемой росписью сочным кобальтовым мазком по нейтрально-белому фону. Когда в программе «Кинопанорама» Эльдар Рязанов подарил режиссеру Акире Куросаве гжельский самовар с маленьким чайничком наверху, гжель вдруг захотели себе все. Красивый гжельский чайный набор за стеклом серванта считался неким символом благополучия. В обмен на гжель можно было попасть на спектакль, устроить ребенка в школу, сделать операцию.


И все же даже у главного художника Гжельского фарфорового завода Симонова есть претензии к традиционной уже гжели: «Я всегда говорил, что знаменитая гжельская роза — это капуста. Посмотрите, ну капуста же! Быстрые, почти небрежные мазки, а потом чуть-чуть тонкой кисточкой добавили мелких деталей и все. Так легче, быстрее и не требует высочайшего мастерства. То что надо для массового производства. Ведь после войны, когда наш промысел возрождали, не все живописцы могли перенести эскиз на керамическую «натуру», поэтому и выбрали более простой вариант, чтобы и ученики справились». Симонов просит обратить внимание на другую, цветную, «дореволюционную» гжель, где рисунки выполнены с таким изяществом, что даже кажутся неродными.


Но гжель — она всегда была разной. Да, сине-белая стилизация народного творчества, предпринятая художниками для возрожденного промысла, рассчитана на универсальный вкус. Простая, «снежная» цветовая гамма выглядит не только декоративно, но и как-то по-геральдически убедительно. Но цветная, высокохудожественная роспись — это тоже гжель. Здесь ведь всегда все копировали — китайцев или там голландских мастеров. Точнее, не копировали даже, а писали «По мотивам». В итоге придумали своё. Синее на белом. А это гжель «наоборот» — белым по синему. Сверху, после обжига, для красоты еще и золото добавляют.


«Тут одна Гжель, идти некуда, — вздыхает живописец Валентина Попова, которая вот уже девятнадцать лет выписывает на блюдах знаменитые синие розы. — Есть несколько крупных предприятий, есть поменьше, а кто и дома работает. Но платят все примерно одинаково — я больше двадцатки никак не получу, если только и на выходных буду сидеть, не разгибаясь». Никто, впрочем, не запрещает «заводским» работать на частников — свои люди, все понимают. И даже те, кто уезжает работать в Москву охранниками или санитарками по популярной здесь схеме: сутки через трое, все равно умудряются и дома подрабатывать литейщиками, формовщиками или художниками.


В частных лавочках всего полно: штофы для водки, символы года восточному календарю и православные иконы. Все — гжель.


Это магазин при заводе. Продукция здесь более «интеллигентная».


А вообще все начинается так. Каждое новое изделие изготавливается сначала в единичных экземплярах и проходит внутренний художественный совет, который принимает решение о запуске изделия в производство. После этого модельщик изготавливает образец, с него отливаются гипсовые формы, которые могут состоять из нескольких частей, в зависимости от сложности изделия. Вот как раз мастерская с этими формами.


В готовые формы заливают шликер – мягкую массу, состоящую из каолина, кварца и полевого шпата. Отлитые изделия подсушивают в естественных условиях. Затем их очищают от швов и мелких дефектов, приклеивают мелкие детали.


После этого изделия проходят предварительный обжиг, называемый «утильным», в специальной печи при температуре около 900 °С. Обожженный «утиль» окунают в специальный фуксиновый раствор, позволяющий выявить незаметные трещинки. После раствора все тарелочки, чащечки и вазочки становятся розовыми, точнее — цвета функсии. Этот цвет уйдет после «настоящего» обжига.


Изделия, успешно прошедшие такой контроль и получившие заводское клеймо, отправляются в живописный цех.


Художники наносят на них пока еще невзрачной черно-серой смесью, изготовленной на основе оксида кобальта, рисунки и ставят именную подпись.


Расписанные изделия попадают к глазуровщикам, которые окунают их в большие баки с жидкой белой глазурью и отправляют на заключительный обжиг.


Главный художник, Сергей Симонов, показывает главную гордость завода — новую печь. «Температура для обжига — 1350 градусов. А как обжигают частники? В маленьких печках, с помощью газовых баллонов, с недостачей температуры. Поэтому они только сувенирку обычно и делают свиньи, путешки, обезьянки — это все их тема. Нашу тарелку на морозе забудешь — с ней ничего не станется, а их фарфор сразу треснет.


И вот, после такой двойной «закалки», появляется на свет гжельский фарфор. Фуксиновый оттенок полностью исчезает, глазурь становится прозрачной и сквозь нее проступают  волшебные цветы, пейзажи и сюжеты, переливающиеся всеми оттенками цвета – от темно-синего до небесно-голубого.

Еще больше о гжели вы можете прочесть

в моем репортаже в журнале «Огонек»

radulova.livejournal.com

Как делают гжель? — технология производства

Ослепительная белизна укрытых снегом полей, в которой плещется синь весеннего неба… Конечно, речь идет о всем известной гжельской росписи. Кстати, она не такая уж и народная: в привычном виде эта стилизация народного творчества появилась лишь в 50-х годах прошлого столетия. Расчет на универсальность себя полностью оправдал: изысканная в своей простоте сине-голубая роспись смотрится не только органично и декоративно, но и высокохудожественно. Так как делают гжель? Каким образом рождается сине-голубая роспись, превращающая обычные подносы, статуэтки, сервизы и самовары в произведения искусства?

Сначала над созданием будущего фарфорового изделия работает художник, делая карандашные наброски и выбирая из них лучший. Затем создается пробный образец, с которого отливаются гипсовые формы. В случае со сложными изделиями они могут состоять из нескольких частей. По ним изготавливается разъемная форма для литья.

Массозаготовительный цех Гжель

После этого форма заполняется шликером. Он представляет собой пластичную массу на основе кварца, полевого шпата и каолина, разбавленную водой до консистенции густых сливок. Шликер заливается в форму и затвердевает, соприкасаясь с ее стенками. Излишки исходного сырья сливаются, а заготовки сушатся в естественных условиях. После чего их тщательно обрабатывают: чистят, устраняют швы и незначительные дефекты, клеят мелкие элементы. Затем заготовки подвергают так называемому «утильному» (предварительному) обжигу при температуре порядка 900 градусов.

Обработанные изделия погружают в фуксиновый раствор. В нем будущие вазы, сервизы и сувениры приобретают насыщенный розовый оттенок, позволяющий заметить и устранить мельчайшие трещины. После повторного обжига этот цвет исчезает, а заготовка приобретает технологическую стойкость.Розовые изделия Гжель

Козлик - цех подглазурной росписи ГжельТеперь наступает ответственный этап – нанесение рисунка. Художник работает с невзрачным на вид серо-черным составом, который делается на основе оксида кобальта. С помощью кисти проставляются цветовые акценты со строгим соблюдением канонов гжельской росписи. Поскольку каждое изделие уникально в своем роде и подразумевает скрупулезную работу, то на нем ставится именная подпись художника. Расписанный предмет глазуруют, а под воздействием высокой температуры глазурь на основе стеклянных фракций приобретает прозрачность, а само изделие – особую яркость. Сквозь нее, как подснежники из сугроба, прорастают чудесные цветы, пейзажи, орнаменты и удивительные сюжеты, расцветающие всеми оттенками от прозрачного лазурного до бездонного синего. Так и рождается чудо, превращая обычные заготовки в вечную, изумительно прекрасную и всегда разную гжель.

 Изделия перед обжигом Гжель

gzhellux.ru

Как создают изделия Гжель? | Гжель

Путь от идеи до готового изделия…

 

Процесс производства гжельских изделий таков: в карьере добывается глина,  которая перебирается руками с целью удаления мусора и камней. Далее мастера вытачивают на специальных станках гипсовые модели по эскизам художников. Станок напоминает гончарный круг, но заготовки обрабатываются не руками, а при помощи специальных резцов.

Впоследствии с неё делают рабочую форму для отливки изделий. Формы, в которые заливают шликер – жидкую фарфоровую массу, также изготавливают из гипса. Гипс благодаря своей пористости хорошо впитывает влагу, постепенно масса затвердевает и приобретает форму.

После этого изделия обжигаются для того, что бы они приобрели прочность и твердость, и покрываются специальной краской, которая делает изделия гладкими. После этой процедуры к своей работе приступают художники. Они расписывают все изделия традиционным орнаментом. Процесс росписи всегда происходит только вручную, что способствует уникальности каждого изделия. Но в то же время художники не забывают и о стиле, в котором преобладают растительные орнаменты, а также различные геометрические фигуры. Также неизменным остаётся фирменное гжельское сочетание белого и голубого.

Сейчас Гжель объединяет несколько десятков сёл и деревень бывшей Гжельской волости. Это один из крупнейших гончарных центров не только в московской области, но и во всей России. Секретом популярности Гжели является не только необычный, простой, но в тоже время оригинальный и легко узнаваемый стиль, но и разнообразие форм, рисунков, и самой продукции, которые предлагают нам

гжельские мастера. Гжель является символом гончарного искусства России, в том числе и за рубежом.

Ассортимент изделий Гжельского фарфора  необычайно велик. Основной ассортимент, конечно же, составляют чайные и кофейные сервизы и вазы, но это далеко не всё чем могут порадовать россиян и гостей нашей страны гжельские мастера. Они выполняют по индивидуальным заказам разнообразные скульптуры, подсвечники, люстры, чаши и даже камины. И это далеко не весь перечень продукции, которая выпускается «Гжелью». Можно сказать, что ассортимент продукции ограничивается лишь фантазией художника и заказчика. А современные технологии и мастерство художников позволяют сделать изделие практически любой формы и размера.

В нашем магазине «Мир Гжели» представлен широкий ассортимент посуды, сувениров и предметов интерьера из Гжельского фарфора. Купить посуду Гжель можно on-line на сайте, оформив заказ, и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время. Так же можно сделать заказ по тел. +7(495)792-39-69 или отправить нам на почту [email protected].

Мы уверены что Вы обзательно найдете то, что будет Вам по душе! Приятного путешествия по нашему магазину «Мир Гжели»!

 

 

 

gzheli.net

Гжель. История промысла — История вещей

Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

История гжелиИстория гжели

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

История гжели
История гжели

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

История гжелиИстория гжели

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

История гжелиИстория гжели

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

История гжелиИстория гжели

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

особенности гжельского фарфора, чайный сервиз, настенные тарелки и кофейные пары в традиционном русском стиле

Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору

В посуде гжель есть что-то завораживающее — характерные сине-голубые орнаменты по снежно-белому фону делают ее очень нарядной. Вещь, созданная по особой технологии и с особенным рисунком, принесет в дом радость и красоту. Чтобы сделать правильный выбор и не нарваться на подделку, желательно знать об особенностях такой посуды заранее.

Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору

Немного истории

Само понятие гжели происходит от села с соответствующим названием в Московской области, расположенного в 60 километрах от столицы. Вокруг него находился целый ряд других населенных пунктов, где активно использовали особую огнеупорную глину, которой богата эта местность.

Поселения так называемого гжельского куста, в которых занимались различными ремеслами, впервые упоминаются еще в Духовной грамоте Калиты, относящейся к 1328 году. Высококачественную глину, добывавшуюся там, в XVII веке использовали для создания сосудов медицинского назначения. Неслучайно Гжель указом царя Алексея Михайловича была закреплена за Аптекарским Приказом. Местные крестьяне, в отличие от подавляющего большинства в стране, были вольными людьми, а не крепостными.

Изготовлением изделий из глины занимались деревенские мастера со стажем. Дети помогали наносить глазурь. Роспись часто доверяли девочкам. Затем почти готовые вещи обжигались. Технология создания разнилась в зависимости от села. Каждый изготовитель берег секрет собственного производства, передавая его лишь наследникам.

Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору

Зачатки будущего широкомасштабного посудного производства в виде промысла проявили себя в XVIII веке — наряду с печными изразцами, игрушками и кирпичом местные мастера делали и посуду, которая в основном поставлялась в Москву, пользуясь там большим спросом.

Гжельская глина послужила материалом для изготовления знаменитого русского фарфора, изобретенного химиком Дмитрием Виноградовым.

Фарфоровая посуда стала очень модной в конце XVIII столетия. Обладание ею говорило о том, что человек входит в особый круг и может похвастаться своим богатством. Большой спрос на такую продукцию спровоцировал развитие ее фабричного производства. К 70-м годам широкий ассортимент посуды производило уже около сотни небольших фабрик. Гжельские же производители, поставлявшие фарфор к императорскому двору, обеспечили себе вполне безбедную жизнь.

Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору

Некоторые сервизы, которые здесь создавали и расписывали, были рассчитаны на 150 персон. Посуда порой имела весьма причудливые формы. Например, ручка кувшина оформлялась в форме ветки, а носик имел вид птичьего клюва, в качестве руки изделия выступала фигура животного, на корпусе «сидели птички» и так далее.

Наборы дополнялись и небольшими расписными скульптурами, представлявшими различные бытовые сюжеты. Трогательная наивность изображений из народного быта во многом способствовала сохранению популярности именно фарфора гжель, несмотря на то, что уже в XIX веке конкуренция между фарфоровыми заводами была довольно велика. Гжельские заводчики получали серебряные медали за свои достижения в производстве.

Любопытно, что сначала посуда гжель была разноцветной. Ее расписывали с применением красных, зеленых, желтых цветов. Особенные сине-голубые краски начали применяться при ее росписи во второй половине XIX века. Ставший фирменным характерный рисунок синим по белому, порой дополненный золотыми контурами по предметам, придал посуде особенные черты. Хотя само производство пережило длительный период упадка. Это случилось во времена, когда после революции фарфоровые заводы были национализированы, и жизнь на них заглохла до середины XX века.

Сегодня фарфор гжель относится к классу люкс. Из-за своей практичности и особенных эстетических качеств он часто выступает в качестве дорогих подарков.

Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору

Особенности техники и популярные узоры

Особенный сине-голубой узор по белому в гжельской росписи достигается использованием кобальта в качестве красителя. Оригинальная изысканная роспись — это сочетание плавных линий, цветочных и растительных орнаментов. На посуде также изображают настоящие пейзажи, здания, фигуры зверей и людей. Сюжеты часто связаны с русской зимой и сказками. Сине-голубая палитра позволяет делать настоящие картины с русским колоритом. Наиболее популярны изображения птиц и роз.

За счет сочетания нежно-голубых и темно-синих оттенков (которых насчитывают более 20) изображения получаются необычными, глубокими и выразительными.

Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору

Техника создания рисунка предусматривает наличие следующих инструментов:

  • кисточек;
  • шпателей для смешивания красок;
  • окиси кобальта;
  • палитры.

При нанесении краски на керамическую поверхность она выглядит черной, а в синюю превращается после обжига. Все картины на посуде создают вручную. Мазки наносят особым образом. Существует целый набор приемов, позволяющих создать рисунок в характерной для гжели манере.

Какие изделия расписывают?

Ассортимент расписной посуды в стиле гжель отличается большим разнообразием, в соответствующем духе оформляют самые разные предметы. Благодаря подобной технике на стену можно прикрепить красивую настенную декоративную тарелку, выполняющую исключительно эстетическую функцию. Хотя мастера придают неповторимый вид и вполне практичным предметам, например, чайным или столовым сервизам.

Если полный набор посуды не нужен, можно выбрать:

  • чайную или кофейную пару;
  • чайник;
  • кофейник;
  • блинную тарелку с крышкой — блинницу;
  • масленку;
  • сливочник или молочник;
  • емкость для специй;
  • соусницу;
  • столовые приборы типа ложек и подставок различного назначения;
  • блюда и тарелки;
  • сухарницу и хлебницу;
  • икорницу или шпротницу;
  • салатницу;
  • розетку;
  • конфетницу;
  • пирожницу или тортницу;
  • пивную кружку или штоф;
  • стопки.

Не обходятся мастера без росписи и таких колоритных вещей, как самовары, которые даже на современном столе смотрятся как практичные элементы оформления, придающие посудной композиции особого колорита.

Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору

Как отличить от подделки?

Настоящая гжель не просто украшает дом. Многие приобретают ее для коллекций. Наиболее ценные с эстетической точки зрения предметы пополняют фонды музеев. Секрет успеха – в особом очаровании таких вещей. Любоваться ими можно до бесконечности.

Учитывая, что настоящая посуда гжель стоит дорого, и пользуется спросом не только в нашей стране, но и за рубежом, на рынке есть немало изделий, имитирующих характерную роспись. Доморощенные мастера зачастую используют обычные краски вместо окиси кобальта. Отличить подлинники от подделок можно, если внимательно присмотреться к предлагаемому в магазине товару.

У настоящих гжельских предметов особый рисунок. Он не грешит размазанными контурами и линиями. Видно, что мастер по росписи работал вдумчиво, не спеша. Даже самые мелкие детали изображений хорошо продуманы и прорисованы, а затем отшлифованы. Если фон предмета не идеально белый и на нем есть шероховатости, значит, это не гжель.

Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору

Фирменное изделие имеет специальный штамп — лебедя или четкую, крупными буквами надпись «гжель», заключенную в овал. Наиболее ценные экземпляры изделий продаются с пометкой «расписано вручную». На некоторых указана фамилия автора.

Использовать настоящую гжель удобно. Не бывает предметов такого рода с неустойчивым основанием или с неплотно сидящими крышками. В продаже можно встретить как фарфоровые, так и фаянсовые предметы посуды. И в состав фарфора, и в состав фаянса входят такие компоненты, как:

  • полевой шпат;
  • каолин;
  • пластичная глина;
  • кварц.
Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору

При этом пропорции составов разные, что сказывается на физических свойствах посуды. Настоящий гжельский фарфор очень легкий и звонкий, водонепроницаемый. Когда чашку гжель подносят к свету, она просвечивает.

Если же в руках изделие, имеющее заметный вес — это фаянс. При постукивании от него раздается глухой звук. К тому же если на таком изделии появится трещина, его можно выбрасывать.

Настоящая посуда гжель жаропрочна. Поскольку рисунок наносится под глазурь, а сама посуда создана по определенной технологии, ей не страшны любые температуры. Такую конструкцию смело можно ставить в микроволновку, эмаль точно не пострадает. Самым очевидным признаком настоящей гжели является высокая цена. Но здесь уже нужно решить для себя, что важнее — настоящая гжельская посуда или ее фабричная имитация, красивая, но со всеми признаками поточного производства.

О том, как расписать посуду в технике гжель, вы узнаете из следующего видео.

vplate.ru

Гжельская роспись: народный промысел — Щи.ру

Гжельская роспись

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

История промысла

Гжельская роспись

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Гжельская роспись

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

Гжельская роспись

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье. Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Цвета гжельской росписи

Гжельская роспись

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения. Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

цвета гжельской росписи

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:

  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

элементы гжельской росписи

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Техника выполнения

техника гжельской росписи

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

техника гжельской росписи

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

schci.ru

Посуда гжель – основные характеристики такой кухонной утвари, история ее возникновения

Посуда гжель – основные характеристики такой кухонной утвари, история ее возникновения

Немногие народные промыслы получили такую мировую известность, как гжельская роспись. Сейчас бело-синие узоры стали не просто предметом декора, а самостоятельным стилистическим направлением. Посуда гжель узнаваема далеко за пределами стран СНГ, а стоят некоторые изделия немалых денег.

Посуда гжель – описание

Узнать гжельскую роспись очень легко, она существенно выделяется среди других предметов народного промысла. Основные ее черты это:

  • белоснежный фон;
  • монохромный кобальтово-синий узор;
  • сложные орнаменты и узоры в русской стилистике;
  • обязательное глазурирование поверхности;
  • исключительно штучная ручная роспись.

Узоры на посуде гжель стоят особого рассмотрения. Искусствоведы выделяют четыре тематические ветви:

  1. Растительные мотивы считаются классикой росписи. Вся растительность изображается в стилизованной манере, но имеет узнаваемые черты.
  2. Орнаменты. Они наносятся по старинной сетчатой технологии. Самые популярные узоры – это жемчужины, гребенки, усики, шашечки и травинки.
  3. Изображения животных. Животный мир изображается в определенной стилистике, часто на поделках встречаются птицы.
  4. Сюжетные рисунки. Могут быть изображены пейзажи различных времен года, народные гуляния.
посуда гжель описание

Посуда гжель – история

Этот народный промысел имеет древние корни. Первое официальное упоминание в документах датируется 14 веком. Роспись посуды в бело-синих цветах начиналась в подмосковном районе около реки Гжелка. Местность там была крайне неплодородная, зато богатая ценнейшей белой глиной, используемой для производства высококачественной керамики. К началу 18 века слава о необычных изделиях распространилась далеко за пределы региона. Местные кустарные производства расписной посуды превратились в большие предприятия, де обученные мастера непременно вручную создавали свои шедевры.

Клеймо на посуде гжель

Подлинные дорогие изделия народного промысла это те, которые произведены на заводах или мастерских, а также отдельные авторские работы. Настоящие бело-синие тарелки с узорами обязательно имеют на обороте определенное клеймо. У каждого производителя оно свое с точным соблюдением всех деталей. Это могут быть монограммы, аббревиатуры, оттиски или прорисованные вручную марки. В основном это подглазурные изображения, которые наносятся вручную на сырое изделие. Затем произведение искусства ожидает обжиг и глазирование.

Посуда гжель в интерьере

Стилистика бело-синей росписи отлично сочетается с различными интерьерами. Белый фон и кобальтовый узор хорошо «ладит» со всеми текстурами и оттенками дерева, поэтому в качестве декора гжельскую роспись можно включать во французский прованс, скандинавский минимализм и деревенский кантри. Посуда с узорами в синих тонах гармонирует с позолотой и бронзой. Часто такие элементы декора можно встретить в роскошных классических интерьерах.

посуда гжель в интерьере

Посуда гжель своими руками

Технология гжельской росписи лишь на первый взгляд выглядит легкой. Для того, чтобы научиться создавать произведения в этой технике, художники проходят специальное обучение и мастер-классы. При крупных заводах действуют уроки живописи для новичков. На них учат осваивать простые узоры и переносить их на фарфоровое изделие. Этапы работы следующий:

  1. Узор прорисовывается на ватмане карандашом.
  2. Готовый контур раскрашивается акварельными или акриловыми красками, иногда используется гуашь. На бумаге прорабатывается технология нанесения мазков.
  3. Когда бумажный рисунок готов, возможна роспись на посуде.
  4. Белую глиняную заготовку расписывают кобальтовыми красками, которые в сыром виде имеют черный цвет.
  5. После обжига и глазирования изделие приобретает узнаваемые оттенки синего и голубого.

Посуда в технике гжель имеет долгую историю. Первые упоминания находятся в источниках, датируемых 14 веком. Сегодня эта бело-синяя роспись не утратила своей актуальности. Качественные изделия высоко ценятся любителями народных промыслов. Стоимость изделий ручной работы порой доходят до десятков тысяч долларов. Обучится этой технике можно на семинарах и мастер-классах, которые устраивают знаменитые заводы-изготовители и объединения мастеров.

 

womanadvice.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *