Как называется одежда египтян: Оружие и доспехи Древнего Египта

Оружие и доспехи Древнего Египта

Оружие и доспехи во времена фараонов – строителей пирамид
Просматривая архив своих публикаций по истории доспехов и оружия, вышедших в ВО, обнаружил, что среди них нет ни одной по истории вооружений Древнего Египта. А ведь это колыбель европейской культуры, давшая человечеству очень много. Что касается периодизации его истории, то она традиционно делится на Древнее царство (XXXII в. — XXIV в. до н. э.), Среднее царство (XXI в. — XVIII в. до н. э.) и Новое царство (XVII в. — XI в. до н. э.) До Древнего царства в Египте был Додинастический период и затем Раннее царство. После Нового царства был еще и Поздний период, а затем Эллинистический период, а между Древним, Средним и Новым царствами, как правило, имели место еще и переходные периоды, наполненные смутой и мятежами. Нередко в это время Египет подвергался ударам кочевых племен и воинственных соседей, так что история его мирной отнюдь не была и военное дело в Египте, а значит и наступательное и оборонительное оружие всегда были в почете!

Уже в эпоху Древнего царства – эпоху царей-строителей пирамид в Египте была армия, набранная из свободных крестьян, отдельные отряды которой были вооружены единообразным оружием. То есть армия состояла из воинов с копьями и щитами, воинов с булавами, небольшими топориками и кинжалами из меди и бронзы, и отрядов лучников с большими луками, стрелы которых имели наконечники из кремня. Задачей войска была защита границ и торговых путей от нападений ливийцев – наиболее значимых среди племен «Девяти луков» – традиционных врагов Древнего Египта, нубийцев на юге и кочевников-бедуинов на Востоке. В период правления фараона Снофру войско царя захватило 70000 пленников, что косвенным образом говорит и о численности египетских войск, о совершенстве их тактики, и – об их превосходстве в вооружении!

Поскольку в Египте очень жарко какой-то особой «военной формы» или защитной одежды древние воины не имели. Вся их одежда состояла из традиционной юбки, парика из овечьей шерсти, игравшего роль шлема, защищающего голову от оглушающего удара булавы и щита. Последний делался из бычьей шкуры шерстью наружу, которая, видимо, соединялась в несколько слоев и натягивалась на деревянную раму. Щиты были большими, закрывавшими человека до самой шеи и заостренными сверху, а также несколько меньшего размера, сверху закругленные, которые воины удерживали за ремни, крепившиеся с обратной стороны.

Воины строились в фалангу и двигались на врага, прикрываясь щитами и выставив копья, а лучники находились позади пехотинцев и стреляли через их головы. Подобная тактика и примерно одинаковое вооружение у народов, с которыми в то время сражались египтяне, не требовали какого-то большего совершенства вооружения – побеждали более дисциплинированные и обученные воины и понятно, что это были, конечно, египтяне.

В конце Среднего царства египетская пехота, как и раньше традиционно подразделялась на лучников, воинов с ударным оружием ближнего действия (палицы, дубинки, топоры, секиры, дротики, копья), у которых не было щитов, воинов с секирами и щитами, и копейщиков. Этот «род войск» имел щиты длиной 60-80 см и шириной около 40-50 см, как, например, у фигурок воинов, обнаруженных в гробнице номарха Месехти. То есть в эпоху Среднего царства египтянам было известно глубокое построение из копейщиков, прикрывающихся щитами и построенных в несколько рядов!

Интересно, что войска египтян в это время состояли исключительно из пехоты. Первый случай использования лошадей в Египте засвидетельствован в ходе раскопок города Бухен – крепости на границе с Нубией. Находка относится к эпохе Среднего царства, но хотя лошади в это время уже и были известны, широкого распространения именно в Египте они не имели. Можно предположить, что некий состоятельный египтянин приобрел ее где-то на Востоке и привез в Нубию, но вряд ли использовал ее как тягловое средство.

Что касается лучников-пехотинцев, то они вооружались самыми простыми луками, то есть сделанными из одного куска дерева. Сложный лук (то есть собранный из разных пород дерева и оклеенный кожей) был бы для них слишком сложен в изготовлении, да и дорог, чтобы снабжать таким оружием рядовых пехотинцев. Но не надо думать, что эти луки были слабыми, ведь они имели длину 1,5 м, и более, и в искусных руках представляли собой очень мощное и дальнобойное оружие. Английские луки эпохи Средних веков из тиса или клена, и длиной от 1,5 до 2 м тоже были простыми, но пробивали на расстоянии в 100 м стальные доспехи, причем английский лучник презирал всякого, кто не мог за минуту выпустить 10 – 12 стрел. Правда, тут есть одна тонкость. Прямо в латников они не стреляли, или стреляли лишь на очень близком расстоянии: практически в упор! На дальнюю дистанцию стреляли вверх залпами по команде, так что стрела обрушивалась на рыцаря сверху и поражала не столько его самого, сколько его коня. Отсюда и латы на шее у рыцарских коней сверху! Так что в возможностях египетских лучников, вооруженных луками такого размера сомневаться не приходится, и они вполне могли поражать противников, не защищенных металлическими доспехами, на расстоянии в 75 – 100 м и до 150 м при благоприятных условиях.

Древний Египет: оружие и доспехи воинов на колесницах

За свою тысячелетнюю историю Египет испытывал не только взлеты, но и падения. Вот и эпоха Среднего царства закончилась вторжением кочевников-гиксосов, его разгромом и периодом упадка. Справиться с египтянами им помогло то, что они вели бой на двухколесных быстроходных колесницах, запряженных парой лошадей, что придавало их войскам небывалую маневренность и мобильностью. Но вскоре египтяне и сами научились разводить и обучать лошадей, делать колесницы и воевать на них. Гиксосы были изгнаны, Египет испытал новый подъем, а его фараоны, уже не довольствуясь защитой своих рубежей и экспедициями за золотом в Нубию, начали войны с соседями в Азии, а также попытались проникнуть на территорию современных Сирии и Ливана.

Особенно воинственными фараонами эпохи наступившего Нового царства были представители династии Рамсесов. Вооружение воинов в это время стало еще более смертоносным, так как технология обработки металла была усовершенствована, а кроме колесниц египтяне узнали еще и усиленный лук, который повышал дальность полета стрелы и точность ее попадания. Сила таких луков была поистине велика: известно, что такие фараоны, как Тутмос III и Аменхотеп II выпущенными из них стрелами пробивали насквозь медные мишени.

Уже на расстоянии в 50 – 100 м стрелой с металлическим листовидным наконечником, по-видимому, можно было пробить панцирь воина на колеснице противника. Луки хранились в специальных футлярах на бортах колесниц – по одному на каждом (один запасной) или один у того борта, ближе к которому стоял стрелок. Однако и пользоваться ими теперь стало намного сложнее, особенно стоя на колеснице и к тому же в движении.

Вот почему военная организация египетской армии в это время также претерпела серьезные изменения. Кроме традиционной пехоты – «меша» появились колесничие – «нетхетер». Они представляли теперь элиту армии, всю жизнь обучались военному ремеслу, которое для них стало наследственным и передавалось от отца к сыну.

Первые же войны в Азии принесли египтянам богатую добычу. Так, после взятия города Мегиддо им досталось: «340 пленных, 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 племенных коней, 2 боевых колесницы, украшенных золотом, 922 обычных боевых колесниц, 1 панцирь из бронзы, 200 кожаных панцирей, 502 боевых лука, 7 шатровых столбов, украшенных серебром и принадлежавших царю Кадеша, 1929 голов скота, 2000 коз, 20 500 овец и 207 300 мешков муки». Побежденные признали над собой власть правителя Египта, дали клятву верности и обязались платить дань.

Интересно, что в списке трофейных панцирей только один бронзовый и 200 кожаных, что говорит о том, что наличие колесниц требовало и повышенной защищенности тех, кто на них сражался, поскольку это были очень ценные воины-профессионалы, которых было жалко потерять. Но то, что металлический панцирь всего один, говорит об исключительно высокой стоимости тогдашнего защитного вооружения, которым обладали только князья и фараоны Египта.

Множество взятых в качестве трофеев колесниц однозначно говорит об их широком распространении, причем не только у азиатов, но и у самих египтян. Египетские колесницы, судя по дошедшим до нас изображениям и артефактам, это легкие повозки на двух человек, один из которых правил лошадьми, а другой обстреливал противника из лука. Колеса имели деревянные обода и шесть спиц, дно было плетеным, при самом минимуме деревянных ограждений. Это позволяло им развивать большую скорость, а запас стрел в двух колчанах позволял вести длительный бой.

В битве при Кадеше – крупнейшем сражение между войсками Египта и Хеттского царства в 1274 году до н.э. - с обеих сторон участвовали тысячи колесниц, и хотя окончилось оно фактически в ничью, несомненно, что именно колесницы сыграли в нем очень важную роль. Зато кроме новых луков, у египтян появились и два новых вида длинных кинжалов – с массивным клинком листовидной формы с ребром посредине, и закругленным на конце лезвием и колюще-рубящие – с изящными, длинными клинками с параллельными лезвиями, которые плавно переходили в острие, и также с выпуклым ребром. Рукоять у обоих была очень удобной, с двумя конусовидными раструбами – вверх – навершием и вниз – перекрестием.

Серповидное (изредка обоюдоострое) клинковое оружие, заимствованное египтянами у своих врагов в Палестине и претерпевшее в Египте ряд модификаций – «хопеш» («хепеш»), также широко использовалось, как и булавы, топоры с узким лезвием и лунообразные секиры.

Вот так могла выглядеть пехота Древнего Египта, включая Древнее и Среднее царства. На первом плане два воина-копейщика в головных платках, с набивными защитными передниками в форме сердца поверх обычного передника возможно в стеганых куртках, с серповидными короткими мечами из бронзы, а дальше воины с боевой палицей, совмещенной с топором и с секирой с лунообразным лезвием. Метатель дротиков защитного вооружения не имеет вообще. Два чернокожих воина с луками в руках – наемники из Нубии. Доспехи на теле имеет только лишь один фараон, рядом с которым стоит сигнальщик с барабаном. Коробка набора солдатиков фирмы «Звезда». Эх, чего только сейчас для мальчишек нет! И какие у меня были в детстве солдатики – небо и земля!


Палетка Нармера. Изображает фараона Нармера с булавой в руках. (Каирский музей)
Навершие булавы фараона Нермера. (Британский музей, Лондон)
Дротики и щит. Древний Египет. Среднее царство. Современная реконструкция. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Раскрашенные фигурки воинов из гробницы номарха Месехти. (Каирский музей)
Навершие булавы египетского воина. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Топор их гробницы Аххотепа. Новое царство. 18-я династия, XVI в. до н.э. (Египетский музей, Каир)
Древнеегипетский боевой топор. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Реконструкция колесницы Нового царства. (Музей Ремера-Пелицеуса. Нижняя Саксония, Хильдесхайм, Германия)
Удивительно, но древние египтяне знали и применяли бумеранги очень похожие на те, что употребляли и употребляют коренные жители Австралии. Вот и эти два бумеранга из гробницы фараона Тутанхамона очень похожи на австралийские и отличаются от них разве что только своей отделкой! (Египетский музей, Каир)
Фараон Тутанхамон на колеснице. Роспись по дереву, длина 43 см. (Египетский музей, Каир)
Золотой кинжал фараона Тутанхамона. (Египетский музей, Каир)
Фараон на колеснице. Настенная роспись в храме Абу-Симбел.
Рельеф из заупокойного храма царицы Хатшепсут с изображением египетских солдат XVIII династии, 1475 год до н. э. Известняк, роспись. (Египетский музей Берлина)

Одежда древнего Египта

Как и большинство культур, древние египтяне использовали платье, чтобы показать социальный класс владельца. В то время как большинство не-церемониальные одежды были просты, качество ткани и ювелирные изделия носили с ними, чтопродемонстрировать высокий социальный статус человека.

Древнеегипетская мужская одежда

Древняя египетская одежда была предназначена для ношения во влажном (согласно исторических справок) теплом климате Египта, поэтому она служила скорей всего не средством для согревания,

Раннее египетское искусство изображает мужчин, одетых в шкуры льва и леопарда, закрепленных на плечах. Она являлась своеобразным символом и служила для защиты. Древние египтяне верили, что свирепость животного должна передаться человеку. Позже только высшие слои египетского общества могли позволить себе такую одежду.

Остальная часть мужского населения носила короткие накидки на поясе, плечи и живот были открыты. Также они одевали туники, рубашки и корсеты с декоративными элементами на груди, служившими защитой при нападениях.

Древняя египетская одежда была часто из простых материалов белого цвета, хотя владельцы старались изо всех сил держать ее в чистоте.

Мужчины с низким статусом и рабы носили набедренные повязки или завернутые юбки, которые называли шентс или скентс. Пехотинцы носили короткие юбки, корсетные изделия. Эти юбки часто были плиссированные, такая ткань, по-видимому, изготавливалась на рифленой доске, чтобы создать складки, потом крахмалилась.

Длина и стиль юбки могли многое рассказать о их хозяине и о том периоде, когда жил человек. Во времена Раннего царства мужские юбки были длиной до колен или короче и плотно прилегали к бедрам. Удлиненныеюбки были характерны для периода Среднего царства. Двухслойные и плиссированные элементы одежды также встречаются в этот период. Большое количество юбок стало включать треугольное декоративное панно.

Фреска из египетской Книги Мертвых. На ней изображено, как жрец, одетый в шкуру леопарда, проводит обряды при похоронной процессии, в о время как жена, в узорной церемониальной одежде, скорбит рядом с мумией мужа.

Одежда в Египте периода Нового царства

С наступлением эпохи Нового царства, в обществе появилось несколько новых типов платьев, которые отличались от прошлых из-за тесного контакта с Ближним Востоком.

Каласирис, длинная туника с бахромой была описана Геродотом (Персидские войны, Книга II, глава 81). Мужчины сначала носили набедренные повязки по отвесные юбки, а также драпированные льняные одежды, тоже часто плиссированные.

Религиозные служащие, жрецы, тоже одевались в белое. Они брили головы и носили настоящую или искусственную кожу леопарда на плечах. Все культовые изображения были изображены в традиционной египетской одежде, но украшены головными уборами и символами.

Древняя египетская женская одежда

Египетские танцовщицы

Женщины музыканты и танцоры из древнего Египта. Носили бедную одежду, подчеркивающую их состояние.

Наиболее распространенным видом одежды для древних египетских женщин было трубчатое платье, плотно прилегающее к телу, которое держалось на одном из двух ремнях. Это платье появляется во все периоды древнеегипетской истории, и иногда покрывается узорчатыми украшениями. До сих пор ученым так и не удалось узнать, как добывалась краска для придания цвета одежде, как изготавливались кожаные аппликации, бусы.

Египетские женщины низшего класса и рабыни часто ходили обнаженные или носили короткие юбки и небольшую полоску ткани для закрытия наготы. Некоторые носили каласирис – тунику.

В древней египетской одежде, скромность не была серьезной проблемой для любого пола. Женская грудь иногда была открыта. Даже богатые женщины носили слишком открытую одежду по сегодняшним мерам. На многих картинах существования древней цивилизации были нарисованы женские тела, покрытые прозрачной тканью.

Египетские женщины прежде всего украшали себя ювелирными украшениями, косметикой и сложными головными уборами. Богатые женщины избавлялись от лишних волос на теле и использовали мед как эпилятор.

Ткани и фасоны одежды Древнего Египта

Женщины Древнего Египта

Эпизод из из гробницы Неференпет. Судя по их парикам и украшениям, эти женщины имели высокий статус.

Согласно труда Геродота, египтяне, согласно государственному закону, могли носить только льняные одежды и обувь «из растения папирус» (Персидские войны, Книга II, глава 37). Их религия запрещала им одевать шерстяные вещи в своих храмах или быть похороненым с ними (Персидские войны, книга II, глава 81). Эти одежды были, по большей части, представляли собой простое белое белье, хотя некоторые женские платья были украшены.

Сандалии и босые ноги были единственной обувью, которую носили в Древнем Египте. Сандалии были похожи на те, что еще называют ремни, где ремень идет поверх стопы, прикрепленной к веревке, которая идет между большим и вторым пальцами вниз в подошве. Увидеть сандалии фараона Тутанхамона можно в Египетской музее древностей в Каире.

Смешение строгости и украшений символизирует древнеегипетское искусство и дизайн в одежде. Древняя египетская цивилизация процветала, в частности, из-за его строгой иерархии и сильного религиозного кода. Они также адаптировали свои наряды под климат.

 Как выглядела одежда в Древнем Риме

Мужская одежда Древней Греции

Одежда и украшения Древнего Египта

В истории Древнего Египта наиболее распространенный вид одежды - драпирующийся. Позже накладной, но никогда не распашной. Все драпировки обычно формировались со спины на перед и располагались спереди четкими ритмичными формами, в то время, как спина оставалась облегающей.

Основной одеждой для мужчин была набедренная повязка различной длины и различным образом драпировавшаяся. Называлась она схйти, а на талии удерживалась поясом - тонким ремешком со спущенными концами, роскошно декорированным, завязываемым спереди в центре талии.
Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины. Наиболее распространенной формой передника была его расширенная к низу или овальная форма.

Одежда женщин состояла из куска материи, обертывающего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазурис и по форме была для всех одинаковой. Сословное различие в одежде выражалось в качестве ткани.


На изображении мужчина одет в схйти женщина в калазурис


Сохранившийся фрагмент на котором можно разглядеть одежду (схйти и калазурис)

В эпоху Среднего Царства принято надевать на себя несколько одежд, что сильно меняет силуэт и увеличивает его объем. Во главе угла – по всей вероятности, это критерий совершенства для древнего египтянина, – находится форма пирамиды. Чтобы придать такую форму женскому платью, юбку плиссируют.

В моду входит плиссированная одежда, ее носят и мужчины, и женщины. Как и во времена Древнего Царства, женщины любят украшения, носят бусы – преимущественно синего или зеленого цвета – и браслеты на руках и ногах.

В мужском костюме появляется деталь, прикрывающая верхнюю часть тела, нечто среднее между жилетом и драпированной одеждой, идущей от пояса к груди. В период Древнего и Среднего Царств набедренные повязки фараонов и военачальников повязывают так, что спереди складки образуют форму все той же пирамиды. Как мужчины, так и женщины в Древнем Египте носят широкий, закрывающий плечи и часть груди воротник-ожерелье – ускх.

У государственных служащих ускх разделен на полосы разного цвета, в зависимости от занимаемой должности и рода занятий. Полосы на ускхе придворных желтые, у военных они красные, у служителей храма – синие. Иногда египтяне – и женщины, и мужчины – носят на голове платок – клафт – для защиты от солнца. Клафт делается из пестрой полосатой материи, спереди, у висков, к нему прикреплены завязки, спускающиеся на плечи. Клафты желтого и синего цвета могли носить только члены семьи фараона.


Ускх царицы Нефертити

Жёлто-синий клафт

Жрецы одевались так же, как и знатные вельможи, однако, поскольку в жреческой иерархии они занимали разные ступени, их одежда различалась в зависимости от этой «табели о рангах». Высшие жрецы носили, кроме схенти, накидку, сшитую из нескольких кусков ткани и на плечах – шкуру леопарда. Младшие вместо схенти – набедренной повязки – носили колоколообразную юбку на каркасе. Каждый жрец обязательно должен был иметь ускх и клафт одного цвета, соответствующего его положению.

Для жрецов в Древнем Египте были определены очень строгие гигиенические правила. Жрец должен был мыться несколько раз в день и сбривать все волосы на голове и на теле, поскольку считалось, что они даны человеку силами зла. Он мог надевать лишь свежевыстиранную одежду и не имел права носить вещи из шерсти или кожи – они считались нечистыми, кроме той накидки из шкуры леопарда, которую он повязывал на плечи.

В это время знатные египтянки поверх плиссированного калазириса носят накидку, драпирующуюся сложным образом. Один конец проходит под левым плечом, другой пропускается справа подмышкой, более длинная правая часть перекидывается нижним концом через левое плечо.

Конец проходит наискосок через спину под правую подмышку и связывается с верхним концом левой части накидки. Свободная часть накидки на левом плече укладывалась по усмотрению хозяйки, таким образом, похожие накидки драпировали самыми разными способами.

И в мужском и в женском костюме в эпоху Нового Царства появляется широкое полупрозрачное одеянье, белое с красными полосами, напоминающее рубаху. Сверху она прилегала к телу, книзу расширялась, расходясь складками. Эту рубаху носили сверху всей одежды. Полотно, из которого ее шили, было так тонко, что сквозь него просвечивало всё нижнее одеянье, драгоценности, богато украшенный пояс и смуглое тело.

Варианты одежды Фараонов

 

Украшения

Египет славился высоким уровнем мастерства, обработкой драгоценных металлов, камней. В Древнем царстве изобретают цветные пасты, которыми покрывают бисер или делают его из цветных смальт. Из бисера изготовляли традиционное ожерелье-солнце – ускх, браслеты и пр.
Женские парики укреплялись повязками-венцами из мелких металлических пластинок. На темени на празднества надевались керамические сосуды с благовонными маслами, которые поддерживались лентами, либо укрепляли цветок лотоса или перья.

Египтяне любили носить золотые или бисерные браслеты на плечах и запястьях, а женщины – еще и на ногах. Кольца на пальцах носили и мужчины и женщины. Очень многие носили обереги, скарабеи.


Украшения Древнего Египта

Одежду принято украшать золотыми пластинами, бусами или, если он сделан из ткани, вышивать золотыми узорами. Вообще украшений в эпоху Нового Царства носят много, это бусы и ожерелья, к которым на золотых нитях подвешивают кулоны с изображениями богов или портретные, тщательно выписанные миниатюры.


Ожерелье эпохи Древнего Египта

Браслеты на руках и ногах теперь носят и мужчины и женщины, носят также серьги; в волосы вплетают золотые украшения, унизывают пальцы перстнями и кольцами. В поясе одежду перехватывают дорогими поясами, состоящими из золотых пластин.



Мода на века и тысячелетия. Костюм Древнего Египта

Музыкантши. Фрагмент росписи гробницы Нахта в Фивах. XVIII династия. 15 в. до н. э. Wikimedia.org>/a> 

Яркие украшения и изящные платья древнеегипетских красавиц, а также богатые наряды древнеегипетских фараонов и их вельмож до сих пор пленяют умы модельеров. Дизайнеры продолжают включать египетские мотивы в новые и новые коллекции, да это и неудивительно — ведь плиссированные ткани, геометрические узоры и четкие строгие линии всегда будут смотреться современно.


 

Костюм жителя Древнего Египта воистину удивителен — он неизменно остается в моде, и в то же время он никогда не был ей подвержен. Как такое может быть, спросите вы? Ответим: в Древнем Египте моды как таковой не существовало, и костюм не менялся в течение нескольких тысячелетий. Разумеется, некоторые видоизменения были — костюм эволюционировал, развивался, да и ко времени завоевания Египта захватчиками появились новые веяния, но, повторим, в основном он все же не менялся с Древнего царства (ок. 2700–2160 гг. до н.э.) до Нового царства (1570–950 гг. до н.э.). Однако обо всем по порядку.

Погребальная статуя мужчины, Дейр-Эль-Бахри, восходит к 11-й династии Египта Среднего царства. Он одет в короткое схенти из ткани.
Shadowgate / flickr.com (CC BY 2.0)

Главной деталью мужского костюма, начиная с периода Древнего царства, был передник схенти, сделанный из ткани, которую оборачивали вокруг бедер и укрепляли на поясе. Длина этой полоски ткани могла быть разной, тип складок тоже отличался, что породило огромное число вариантов ее повязывания. Схенти носили все мужчины Египта: и фараоны, и вельможи, и ремесленники, и рабы — для последних это вообще была единственная деталь одежды. Если все носили одно и то же, наверняка удивитесь вы, как тогда можно было отличить бедного от богатого? А вот как: по качеству ткани. Чем более состоятельным был мужчина, тем ткань его схенти была тоньше и белее.

Статуэтки носителей даров, расписанное дерево, кладбище Асьюте, около 1950 г. до н. э., 12-ая династия Египта, Среднее Царство. Janmad / Wikimedia.org (CC BY 3.0)

Это правило действовало и в отношении женского костюма. Кроме того, он включал незаменимый предмет, который носили представительницы всех сословий, начиная от жены фараона и заканчивая простолюдинками. Речь идет о калазирисе, длинном сарафане с одной или двумя бретелями.

В конце Древнего царства появились желтые, голубые и коричневые красители, и одежда привилегированных сословий стала изготавливаться не только из белых, но и из цветных тканей. Их могли украсить вышивками и орнаментами, например в виде перьев (символ Изиды) и цветков священного лотоса.

Калазирис. Эхнатона и Нефертити. Окрашенный известняк. 1345 г. до н.э. (9-й год правления) Rama / wikimedia.org (CC BY-SA 2.0 FR)

В эпоху Среднего царства костюм начал удлиняться — длина одежды отныне указывала на высокий статус и состоятельность ее владельца. Также появился интерес к фактуре ткани: египтяне стали играть с гладкой поверхностью и плиссировками, изменять направление складок.

Эти же тенденции продолжились и получили развитие в период Нового царства. В это время мужчины привилегированных сословий стали носить по нескольку схенти: нижний — традиционный, верхний — прозрачный. На нижний схенти они также могли надеть синдон широкую и длинную полосу плиссированной ткани, которую спереди завязывали узлом.

С течением времени мужской и женский костюм стали походить друг на друга. Женщины также начали носить несколько одежд: снизу — калазирис, а сверху — легкие прозрачные покрывала или плащи, завязывающиеся под грудью и оставляющие открытым одно плечо. А в мужском костюме появился сускх — рубашка, напоминающая калазирис, объединенная с плиссированной тканью, завязывающейся спереди на манер синдона.


Cаркофаг Тутанхамона, 18 династии Египта, 14 век до н.э.
Dmitry Denisenkov / Flickr.com (CC BY-SA 2.0)

Конечно, нельзя не упомянуть атрибуты фараона, к которым относятся золотая подвязанная борода (ненастоящая, конечно, ведь все мужчины Египта обязаны были бриться), посох и корона (их существовало до двадцати разновидностей!), а также платок-клафт в синюю продольную полоску, закрепленный на голове с помощью обруча с фигуркой золотой змеи — уреем. К слову, клафт носил не только фараон, но цвет полос платка у всех был разный: у воинов красный, у жрецов желтый и т.д. Очень важно было уметь правильно завязывать клафт, а именно так, чтобы концы платка с двух сторон от ушей аккуратно свисали на грудь.

Обувь египтяне не носили, зато носили парики из растительных волокон.

Но особого искусства египтяне достигли в изготовлении ювелирных украшений. Чего только стоят головные уборы из чеканных золотых пластинок или символ солнца ускх — широкое женское ожерелье из золотых дисков. Оно закрывало не только шею, но и верхнюю часть груди и могло весить до нескольких килограммов! Также египтяне любили массивные серьги, широкие браслеты, большие кольца, выполненные из золота и поделочных камней, украшенные фаянсовым или стеклянным бисером и эмалями.

Часть Книги Мертвых книжника Небкэда, правление Аменофиса III (1391-1353 до н.э.), 18-й династии. Вслед за его матерью Аменемхеб и женой Мэрит Небкэд встречает египетского бога мертвых Осириса
Fredduf / Wikimedia.org

Что интересно, обувь египтяне не носили (только фараонам дозволялось иметь сандалии), зато носили парики из растительных волокон, а волосы под ними зачастую выбривали как мужчины, так и женщины. Знать любила парики подлиннее и локоны попышнее, однако к началу Нового царства популярность обрели и короткие парики. На них водружали конусообразные сосудики с благовонным маслом, которое по капелькам вытекало из них через специальные отверстия и окутывало парики ароматным облаком.

Стоит напоследок отметить, что в конце эпохи Нового царства Египет подвергся завоеваниям и это отразилось в т.ч. и на костюме. Строгие линии и плиссировки уступили место свободно драпированным мягким линиям одежд, и впервые за всю историю этой страны стал популярен греческий костюм. Однако этот период был недолог, и мы помним древнеегипетский костюм по его классическому варианту с прямыми линиями, высокой тонкой талией, прозрачными тканями, плиссировками, а также любовью ко всевозможным аксессуарам и украшениям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Генератор современных египетских имен

К мобильной версии
Дом Фантастические имена Настоящие имена географических названий
Поп-культура Другие названия Описания Другой род.
Контакт Около Помощь сайту Спасибо

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *