Как выглядят казаки: Казаки — это вообще кто такие? И почему они ходят в форме и бьют нагайками протестующих? Отвечаем на стыдные вопросы о казачестве. Материал с антрактом

история, песни, форма и традиции донского казачества

Существуют не только отдельные люди, но и целые их объединения, история и быт которых окружена легендами и своеобразной романтикой. Именно таким объединением можно назвать донское казачество. Россия известна своей армией издавна. Но вряд ли какое другое войско наводило такой ужас на западных и восточных врагов страны, как казаки. Кто же они такие, эти донские казаки, почему о них написано столько книг и песен? Для этого стоит перелистать страницы истории, а также познакомиться с казачьей культурой.

История донских казаков

Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.

Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.

Этапы развития донского казачества

Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:

  • восстание Болотникова;
  • поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • русско-шведская война;
  • восстание Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • русско-турецкие войны;
  • восстание Пугачева и его подавление;v
  • взятие Измаила;v
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.

Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.

Как посвящали в казаки донские

Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет. Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому. После этого казачку дарили евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.

Стоит принять во внимание, что воспитание будущих воинов у донских казаков было доволько строгим. Драться юный казак должен был уметь, когда только начинал говорить. Мальчики учились рукопашному бою с 3-х лет. В том же возрасте начиналась учеба верховой езде. Стрелковое оружие преподавалось с 7-ми лет, а владение орудовать шашкой и нагайкой – с 10-ти. Казаки были не только прирожденными воинами, но и хорошими земледельцами, поэтому детвора работала в поле наравне со всеми уже с пяти лет.

Символика донского казачества

Издревле донцы имели свою атрибутику, по которой их можно отличить от других войсковых соединений. На гербе донских казаков изображен олень, который поражен в бок стрелой. При этом, если рассматривать этот герб в цвете, выясняется, что сам олень имеет серебристый оттенок, а копыта и рога у него – золотые. Стрела, которая пронзила животное, также имеет золотистый цвет. Сам герб выполнен на лазоревом фоне. Почему именно олень со стрелой в боку был выбран для обозначения Всевеликого войска донского, не слишком понятно. Историки утверждают, что этот мотив во многом переплетается с древней киммерийской легендой об олене, который, даже будучи раненым, всегда скрывается от охотника и не дает себя поймать.

Не менее интересен и флаг донского казачества. Он представляет собой полотнище, на котором последовательно расположены три полосы одинаковой ширины – синяя, желтая, красная. Почему именно эти цвета выбраны в качестве войскового объединения? Здесь также существует несколько версий. Согласно одной из них, эти три цвета обозначают три категории населения Дона – казаков (синий), калмыков (желтый), крестьян (красный). По крайней мере именно так они указывались в одном из официальных казачьих законов начала ХХ века.

Есть и другое объяснение. Геральдисты утверждают, что синий цвет символизирует воду Дона, желтый – казачьи степи, а красный – волю к жизни и победе. Более того, бытует мнение, что равная ширина каждой из полос означает принадлежность донцов к христианской религии и веру в Триединого Бога.

Помимо флага донских казаков можно встретить хоругви, а также войсковое знамя, которое выглядит как прямоугольное синее полотнище, отороченное красной каймой. На лицевой стороне знамени расположен государственный герб РФ, на оборотной – герб войска Донского.

Форма и одежда казаков с Дона

В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.

Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

Культура донских казаков: песни, обычаи

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.

Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.

Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Почему донские казаки не женились на русских

На этот вопрос можно ответить, изучив историю казачества. В 15 веке крестьяне, искавшие вольно жизни и нашедшие свою землю на берегах Дона, были практически все мужского пола. Неудивительно, что «женский вопрос» стоял очень остро. Отчасти поэтому частенько казаки устраивали набеги на соседей, в основном Турцию. В качестве трофеев нередко попадались красивые турчанки, их донцы брали в жены, образуя смешанные браки.

Интересный факт!

Во время атаки на турок в Таганрогском заливе в 1635 году донские казаки захватили в плен 1735 женщин, которых всех впоследствии взяли в жены. Турчанок они называли ясырками, а рожденных детей — болдырями. От этого то и пошла фамилия Болдырев.

А вот жениться на русской или украинке у донских казаков было не в почете. Даже, когда на Юг массово заселялись русские, донцы предпочитали дистанцироваться от близких контактов. Переселенцев, вероятнее всего, они воспринимали, как угрозу своей самобытности. Если все-таки свадьба состоялась, то донской казак обрекал себя и свой род на вечный позор. Интересно, что казаки старались рано обзаводиться семьей, до 20 лет, чтобы успеть продолжить свой род до уход на службу.

Друшляков Внешность казаков

Внешность казаков и некоторые её особенности //Друшляков, В.Ю. Острова. Часть 1 / В.Ю. Друшляков.- Азов: АРТ, 2020. – С.83-90 с.: ил.

  Казачий народ жил оседло на Дону уже в XV веке. Практически сразу у них появились свои отличительные черты: причёска — чуб (наиболее выражена у Запорожских казаков), длинные усы, борода, серьга или серьги и неизменная трубка во рту. Можно сказать, что чуб, который ещё назывался оселедец, имел для казаков сакральное значение. Носить его могли далеко не все, а потеря чуба и вовсе означала потерю статуса.
  Немного истории. Во многих странах растительность на лице являлась неким обозначением, к какому племени, полку или общине принадлежал мужчина. Во времена чисто казачьего этноса усы не носили лишь те мужчины, у которых генетические особенности не предполагали роста волос на лице. Казаки всегда отличались от других народов особой формой усов, даже на поле боя казаки не сбривали бород и усов. Для казачьего народа усы и борода были не просто поводом отделится от других народов, а были атрибутом национального достояния.
   Интересный исторический факт. Во время правления Петра I царь запретил дворянам, купцам и прочим важным лицам носить бороды и усы. Но для казаков действовало исключение из правил, правитель дал добро на то, чтобы воинский народ сам решал судьбу своей растительности на лице.

   Итак, для чего казаки носили чуб на голове?
  Чуб, или оселедец, — мужская причёска с оставленной на макушке или у лба длинной прядью волос. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Молодые казаки, только вступившие в общину или войско, носить чуб на голове не имели права. Юных казаков просто коротко стригли.
  Чуб у запорожских был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере 
чтит её. Казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души, а казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб может вытащить сам Господь и спасти от адских мук.
  Чуб казаку нужен был ещё для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Казаки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистую силу. Считалось, что нечистые садятся на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки. До сих пор, то плюнуть через левое плечо, то через него бросить щепотку рассыпанной соли…
  Потеря чуба была позором для казака. Атаман мог лишить казака оселедца за преступление или серьёзную провинность. Во время войн, враги, знающие традиции казаков, намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.

Как выглядят казачьи усы и что символизируют?
  Казаки предпочитают носить растительность на лице не просто для придания своей внешности привлекательности и мужественности, а и в дань героям истории и великим мужам, которые сделали большой вклад в историю. Ярким тому примером могут считаться казачьи усы, которые отличаются колоритом и самобытностью. Если вернутся к истории, редко кто из казаков мог позволить себе сбрить усы.
  Казачьи усы имели огромное значение, как для самого казака, так и для общины, в которой он состоял. Казачьи усы требуют некоторого времени на взращивание, моделирование, уход и создания духа мужества и патриотизма. В старые времена сбривание усов воспринималось казачьей общиной как предательство и желание покинуть ряды казаков.
  Казаки в первую очередь воспринимали свои усы не как атрибут чего-либо, а как признак славы и достоинства мужчины. Казачий народ очень ценил свою растительность на лице, ухаживал   за   усами    и   придавал   им   раскидистую   форму, напоминающую крылья летящей птицы. Если казак помимо усов носил бороду, это означало, что он был женат.

Итак, борода.
  Казачья борода имеет свою историю. Борода у казаков староверов была признаком приверженности «древнему благочестию» и культурно — религиозным традициям. По святоотеческой традиции борода — безусловный признак мужчины, созданного по образу и подобию Божиему. «Резало не должно касаться брады» — говорили старообрядцы по поводу бритья бороды. Бритьё растительности на лице считалось как уподобление противоположному полу и считалось у старообрядцев грехом и мерзостью.
  В 1771 году, когда из казаков хотели делать гусарские эскадроны, прошла молва, что им будут брить бороды. Произошёл мятеж яицких казаков, которые в 1773 году убили генерала Траубанберга, приказавшего брить казакам бороды. Войсковой атаман также был убит. Новым атаманом мятежных казаков был избран Емельян Пугачёв, который обещал жаловать всех, кто присоединится к нему, крестом, бородой, рекой, свинцом, землёй, хлебом, порохом и вечной волей. В.И. Даль отмечал в повести об уральских казаках (а они, как известно, пришли с Дона), что «казаку борода головы дороже». «Чем одну бороду (брить), уж лучше всю буйну голову» — говорили казаки. У донских казаков в XVII веке брадобритие, считалось величайшим бесчестьем. «Не дозволим никому оскорблять себя, сии неверные вздумали ругаться над нами: поймав на промыслах казаков, остригают у них бороды и усы».
  В 1698 году донские казаки более недели осаждали город Камышин на Волге «за бритье бород и новые обряды». Бритым людям отрубали головы. Жителям Камышина объявили, чтобы они впредь бород не брили, платья немецкого не носили, веру не переменили и в том государя не слушали, а были с казаками заодно. Горожане приняли присягу. Предупредили, возможно, придётся бежать на Кубань. На Кубани к тому времени уже жили староверы, бежавшие после подавления восстания под предводительством Степана Разина.
   А на Дону готовились дать бой «антихристу», захватившему власть на Руси. В 1707 году «антихрист» явился на Дон в лице князя Долгорукова и потребовал выдать беглых христиан. На Верхнем Дону Долгоруков поймал 2000 крестьян. «Христолюбивое воинство», то есть многие казаки под предводительством Кондрата Булавина, решили отстаивать свой обычай «с Дону выдачи нет». Казаки Булавина разбили московский отряд и убили князя Долгорукова. Войсковой атаман Лукьян Максимов решил принять царскую сторону, выдать беглых и подавить мятеж в Войске. Отряд Максимова разбил булавинцев и вынудил Кондратия бежать в Запорожскую Сечь.  
  Булавин собрал отряд из сочувствующих борьбе за казацкую волю и вернулся с ними на Дон. На Хопре к Булавину присоединились 20 тысяч донских повстанцев. Началось восстание, которое с невероятной жестокостью подавила 32-тысячная царская армия. Часть казаков с атаманом Игнатом Некрасовым бежали на Кубань. На Дону все же остались приверженцы «древнего благочестия». По воспоминаниям Фаддея Булгарина, все казаки Атаманского полка Матвея Платова носили бороды «и не было в полку бороды ниже пояса». Ермолай Гаврилович, с донской станицы   Серединской,   написал   письмо   атаману   Платову,   в котором говорил: «Мы с бородками и долгополы, а Отцу Богу мы веруем; от Него нам ведь и помощь-то».
  Казаки видели связь между внешним мужским признаком бородой и духовным мужеством. Академик М.И. Сухомлинов писал «Донские казаки, будучи в заграничной армии, обрили себе бороды по приказанию начальства; им казалось, что с утратою бороды они потеряли и часть своей храбрости». Во второй половине XIX века казаки на службе обязаны были брить бороды, некоторые не оставляли даже усов. «По возвращению домой с военной службы казак обычно перестаёт брить бороду, к 30 — 35 годам она достигает больших размеров и густо покрывает подбородок и щёки».
  Казаки Верхнего Дона дольше низовых придерживались старых обычаев, в том числе касательно бороды. Впрочем, среди низовых черкасы (жители Черкасска и окрестностей) исстари носили только усы. Генерал-майор Ригельман в 1778 году написал «Историю, или повествование о Донских казаках», в которой поведал, что донские казаки «ходят с бородами или, сбривая, оставляют усы».
  В 1919 году на Дону снова появился «антихрист» для подавления Вёшенского восстания в лице чекиста Малкина, чья жестокость описана в романе «Тихий Дон»: «А другого старика, Митрофана с хутора Андрияновского, увидал сам Малкин на улице, зазывает к себе:
  — Откуда? Как по фамилии? — и ржёт. — Ишь, — говорит, — бороду распушил, как лисовин хвостяку! Очень уж ты на угодника Николая похож бородой. Мы, — говорит, — из тебя, из толстого борова, мыла наварим! По третьей категории его!
  У этого деда борода была действительно, как просяной веник. И расстреляли только за то, что бороду откохал, да в лихой час попался Малкину на глаза».
  И ещё о бороде. В древние времена считалось, что борода служит для накопления жизненной энергии и духовной силы («бо» — богатство, «рода» — принадлежность к роду). Староверы считают, что каждая волосинка кроме накопления жизненной шергии и духовной силы ещё связывает владельца бороды с одним из предков. В седую старину перед началом сражения отводилось   время на подвязывание бороды, повредить  или дёрнуть бороду считалось кровным оскорблением.
  Смерды не понимают истинного назначения бороды и не умеют ей пользоваться. Бриться начали те из них, кто хотел походить на женщин. По одной из версий, Пётр I начал сбривать у русских людей бороды из-за того, что у него из-за особенности генетики не росла борода.
  Повреждение бороды мужчины или насильственное отрезание её в древние времена считалось тягчайшим преступлением против всего Древнего Рода Великой Расы и оскорблением Небесных Богов, покровительствующих этому Роду. Поэтому такие оскорбления не прощались никому, из-за этого в прошлом произошло немало войн. Подпаленная борода посла означала объявление новой войны.
  Зрелых безбородых мужчин издревле называли женоликими, с таковыми наши предки старались не иметь никаких дел, ибо считалось, что женоликие мужчины ведут женский образ жизни. Представьте себе льва без гривы, так и мужчина без бороды.
  Прославленные донские атаманы — Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Емельян Пугачёв — носили бороды.

Зачем казаки носили серьгу в ухе?
  Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец, чуб, усы, борода. Зачастую казачьи серьги имели форму полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или правом ухе, кроется в их положении в семье, так, казаки, носящие серьгу в левом ухе, были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.
  Бывали случаи, когда казаки носили серьги в обоих ушах. Такие казаки были единственными детьми в своей семье. К таким казакам в Войске Донском относились с особым уважением и заботой, особенно если им приходилось воевать. В боях таких казаков старались защищать и беречь от опасностей. Происходило это из-за того, что казаки уважали родителей и считали, что потеря единственного ребёнка для них будет страшной трагедией.
  В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь подростки, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили холостые казаки, сироты или младшие сыновья, — в общем, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Таких казаков посылали на самые опасные задания и рейды.
  Было и иное значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга уберегала от различных болезней, в том числе венерических. Если казачий отряд останавливался у незнакомого водоёма, а нужно было утолить жажду, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Это делалось для того, чтобы обеззаразить воду.
  Ношение серёг помогало и во время обучения. Зная, в каком ухе у него весит серьга, казаку было проще выполнять команды «налево» и «направо» при строевой подготовки. Это облегчало и работу командира. Командир, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправлять его в тыл, чтобы сберечь.
  В заключение отрывок из статьи главкома РККА Иоакима Вацетиса, активного участника красного террора и расказачивания, о внешности казаков: «Мы будем совершенно правы, если скажем, что более в мире нет такого исторического суррогата, как казачество, а донское в особенности… Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. Длинные под скобку подстриженные волосы, обыкновенно намазанные деревянным маслом взбитые при помощи какой-то особой пудры, состоящей из смеси обыкновенного солдатского хлеба, дёгтя и скипидара. В ухе у казака обыкновенно серьга, а то иногда их даже две. Иногда приходится видеть казака, у которого даже в носу проделана дырка для вставления особого кольцеобразного приспособления…».

 

 

 

Почему казаки являются ключом к пониманию украинской нации?

Украинский казак стал символом этнического образа Украины, подобно средневековому рыцарю Западной Европы или самураю Японии. На самом деле к этой прославленной социальной группе принадлежало лишь меньшинство украинцев, но их влияние на историю, культуру и психологию страны было глубоким. Если вы знаете историю казачества, то не удивитесь, обнаружив, что украинцы, кажущиеся на первый взгляд тихими и скромными, могут выйти на протесты на Майдан и стать отважными воинами.

Запорожская Сечь (Крепость): зарождение славы

Исторические источники сообщают нам, что украинские казаки происходили из самых разных национальностей и социальных групп. Их предки пришли с украинских, русских, польских и татарских территорий и с большим риском мигрировали в южные степи, чтобы охотиться, ловить рыбу, собирать мед и делать ремесленные изделия.

Первые упоминания о казаках появляются в конце 15 века, а их слава распространилась по Европе в течение следующих ста лет. Их набеги и грабежи устрашали Турцию, а их поддержка Польши в походах против московитов поколебала московский престол.

В начале 16-го века верующие христиане европейские правители считали казаков важными союзниками в их войне против Османской империи. В 1621 году литовско-польские войска сражались с Османской империей под Хотином. Там казачьи отряды во главе с гетманом Петром Сагайдачным соединились с польско-литовскими войсками и остановили турецкую армию у ее границ.

После этого запорожцы стали предъявлять к Речи Посполитой все более высокие социальные требования. Реакция поляков казаков не удовлетворила, поэтому они подняли восстание под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. Она закончилась созданием казачьей автономии.

Украинское казачество обрело независимость в 1649 году. В том же году, в результате Зборовских соглашений между предводителями Речи Посполитой и казачьим гетманом Богданом Хмельницким, оно было образовано в составе Киевской, Черниговской и Брацлавской областей (называемых «воеводства», территории, находящиеся в ведении воеводы или губернатора) к востоку от реки Случь.

Именно казаки распространили и популяризировали не использовавшийся в доказацкое время термин «Украина» в качестве названия своих территорий.

Запорожское казачество: порядок и демократия

Историки считают запорожское казачество первым чисто украинским обществом . Как протогосударственная нация, она боролась за право на существование, развитие и сопротивление враждебным посягательствам. Казачье войско создало свою, уникально развитую государственно-административную структуру, принципиально отличающуюся от аналогичных структур соседних государств. Они принимали иностранных послов, заключали международные договоры и так далее. Однако титулы казачьей аристократии не имели никакого веса в глазах зарубежных элит.

Законы Запорожской Сечи были довольно строгими . За кражу или убийство кого-либо из сородичей казак мог быть погребен заживо вместе с мертвым или забит до смерти дубинками. Это не было особенно гуманным обращением, но оно помогало поддерживать прекрасную дисциплину.

Видео BBC News: «Воины казаки Украины»:

Легенды: Характерники и сверхъестественные силы на помощь

Легенды гласят, что среди казаков были необычные люди, которых называли «Характерниками». Люди считали, что они произошли от древних языческих магов, владевших тайными знаниями и даже способных предсказывать будущее. Некоторые историки утверждают, что после принятия христианства в Киевской Руси языческие маги подверглись гонениям и перебрались в дикую степь, где позже была основана Запорожская Сечь. Там Характерники обучали воинов боевым искусствам, ритуалам и обычаям.

Якобы Характерников нельзя было ни сжечь в огне, ни утопить в воде. Говорили, что они говорят на двенадцати языках, превращаются в волков и других животных, ловят руками пули и ядра, ходят по воде и даже дышат под водой. Легенда гласит, что они жили очень долго и были чрезвычайно сильны – и убить их могли только серебряные пули.

Современные казаки: экскурсии по Украине

Ныне остров Хортица , где была основана Запорожская Сечь, самый большой остров на реке Днепр и имеет длину 12,5 километров. Входит в список семи чудес Украины . Остров интегрирован в инфраструктуру города Запорожье. На его территории можно найти множество потрясающих аттракционов, на которые можно потратить все выходные.

Здесь до мельчайших деталей воссоздан быт украинского казачества. На Хортице находится уникальный Музей истории запорожского казачества. Кроме того, они создали историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь». Это обобщенное воспроизведение казачьей столицы с изображением ее главного здания: церкви, куреня, канцелярии, военной казны, школы и пушкарни.

Панорамное видео казацкой крепости на острове Хортица:

Киевские туристы также могут увидеть воссоздание быта казаков в музее под открытым небом «Мамаева Слобода» в Киеве . Этот музей находится в семи километрах от Крещатика – центральной улицы Киева. Его тематические экспонаты раскинулись на 9,2 га и представляют собой полную копию исторического поселения, демонстрирующую природу, архитектуру и быт Украины. Он проводит экскурсии на английском, немецком, французском и итальянском языках. Заказать индивидуальную экскурсию «Украина — земля казаков» можно на сайте Tripadvisor от 35 долларов.

Насладиться выходными можно и в станице Мариновка , что в 30 км от Одессы. Там можно отправиться на 6-часовую экскурсию с немецкоязычным гидом, где туристы могут открыть для себя традиционный украинский образ жизни и исследовать красивый пейзаж, который окружает этот район. Кроме того, можно узнать много интересного о казачьих традициях, насладиться аутентичной кухней, одеться в национальную одежду и спеть в казачьем хоре. Стоит 60 долларов с человека.

Еще один увлекательный тур, который уже открыт для бронирования, называется «По следам казаков» . Это знаковое путешествие из Бухареста в Киев и Запорожье по Днепру в Украине и Дунаю в Румынии на теплоходе «Днепровские князья». Он начнется в сентябре 2019 года и будет стоить от 1795 фунтов стерлингов на человека за 11 ночей.

Украинское казачество в наследии Европы

История казачества, как и вся история Украины, является ценной частью культурного наследия Европы.

Казачьи песни Сичеславской (бывшей Днепропетровской) области включены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в срочной охране.

Также имеется база данных всех испанских газет 17** го ** века в которых упоминается Украина и казаки, а так же различные военные кампании, происходившие на территории Украины. Его создал украинский исследователь Александр Скромницкий. На данный момент собрано 135 газет, содержащих новости из Варшавы, Львова, Вены и Стамбула. База данных в настоящее время содержит газеты до 1698, но автор планирует добавить газеты, изданные между 1698-1700 годами. Вы можете посетить базу данных газет здесь.

Украинские казаки как современный секс-символ

Украинские казаки до сих пор популярны в современных СМИ и интернет-культуре как примеры сильных, бесстрашных и сексуальных мужчин . Многие украинские мужчины и мальчики хотят быть похожими на них: казацкие прически считаются стильными и современными. Взрослые и дети занимаются боевым (боевым) гопаком – казачьим боевым искусством, которое включает в себя приемы традиционного украинского народного кулачного боя, народной борьбы и казачьих боевых танцев.

Современные украинские солдаты, которые воюют на Донбассе, часто копируют чубы казаков, чтобы выглядеть как те бесстрашные средневековые воины. Ведь русско-украинская война происходит именно на тех территориях, где в древности проходила граница между казачьими землями и Дикой Степью.

Русские казаки

При поиске по английскому слову «Казаки» поисковые системы часто выдают новости и статьи, относящиеся к России, а не к Украине. Почему это происходит? Ответ в том, что у России были свои казаки ( Казаки ) на Дону, Кубани, Тереке, Яике, Сибири и других территориях.

На сегодняшний день существует Реестровое Казачество Российской Федерации – казачье военизированное формирование, созданное на основании Федерального закона от 5 декабря 2005 года. Они прославились своей поддержкой сепаратизма на Донбассе и публичными избиениями оппозиционных политиков и протестующие в России.

По российскому законодательству казачьи отряды могут помогать полиции в общественном контроле. Например, эти националистические военизированные формирования играли официальную роль на чемпионате мира по футболу в России. Затем, 12 мая 2018 г., 900:15 Кремль направил российских казаков в Москву для подавления протестов против российских властей.

________________________________________________________________

Поэтому невозможно представить историю Украины и Европы без украинского казачества. Они всегда были свободными бойцами на европейской границе; и их территории были перекрестком Европы с мусульманами и московитами.

Казак | Определение, история и факты

Запорожские казаки

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Стенька Разин Алексей Максимович Каледин Иван Мазепа Петр Николаевич Краснов Ермак Тимофеевич
Похожие темы:
Волжский казак Яицкий казак Старшина Донской казак Гребенский казак

Просмотреть весь связанный контент →

казак , русский казак , (от тюркского ка зак, «авантюрист» или «свободный человек»), представитель народа, проживающего в северных внутренних районах Черного и Каспийского морей. Они имели традицию независимости и, наконец, получили привилегии от российского правительства в обмен на военные услуги. Первоначально (в 15 веке) термин относился к полусамостоятельным татарским группам, сформировавшимся в Поднепровье. Термин применялся также (к концу 15 в.) к крестьянам, бежавшим от крепостного права в Польше, Литве и Московии в Поднепровье и Дон, где они создали вольные самоуправляющиеся воинские общины. В 16 веке существовало шесть крупных казачьих войск: Донское, Гребенское (на Кавказе), Яицкое (на среднем Урале), Волжское, Днепровское и Запорожское (в основном к западу от Днепра).

Польские короли в начале 16 века начали организовывать запорожских казаков в военные колонии для защиты границ Польши. На протяжении 16 века и первой половины 17 века эти казаки сохраняли свою политическую автономию, ненадолго образовав полунезависимое государство при Богдане Хмельницком ( ок. 1649). Под угрозой польского господства запорожцы подписали договор с Россией в 1654 году, по которому должна была уважаться их автономия. Русские также использовали казаков сначала в качестве защитников российской границы, а затем в качестве авангарда для территориального расширения Российской империи. Внутренне казаки обрели больше своих заветных свобод при русских, чем они знали при поляках. Русский престол оставлял за собой право одобрять переговоры казаков с поляками и турками, народами, с которыми русские отношения были наиболее деликатными. В противном случае главный правитель, или гетман (атаман) казачьего войска имел полную свободу действий во внешней политике. Таким образом, в обмен на некоторые военные обязательства казаки восстановили часть своей автономии — в краткосрочной перспективе. Однако с годами в России все больше господствовало казачество.

More From Britannica

Украина: Казаки Украины

Под эгидой России казаки расширились на восток от своего дома на Дону и стали первыми колонизаторами Сибири. Действительно, предводитель казаков Ермак Тимофеевич стал русским народным героем за свою роль в завоевании этого края.

К концу 19 века количество казачьих групп увеличилось до 11, включая донских, кубанских, терских, оренбургских и уссурийских казаков.

Когда их привилегии оказались под угрозой, казаки подняли восстание, их самыми известными предводителями повстанцев 17 и 18 веков были Стенька Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев. Гетман Иван Мазепа предоставил 5000 казаков делу шведского Карла XII во время Второй Северной войны. В результате они постепенно утратили свой автономный статус. К концу 18 века все казаки мужского пола были обязаны служить в русском войске 20 лет, и, хотя каждая казачья станица ( станица ) продолжал избирать собственное собрание, гетмана назначало центральное правительство. Социальная структура казаков, традиционно основанная на равенстве и общинном землевладении, ухудшилась, особенно после 1869 г., когда казачьим офицерам и государственным служащим было разрешено владеть землей в частном порядке и сдавать ее в аренду посторонним.

В 19 и 20 веках русские широко использовали казаков в военных действиях и для подавления революционной деятельности. Во время Гражданской войны в России (1918–20), казаки разделились. Те, кто находился на юге России, составляли там ядро ​​​​белых армий, и около 30 000 человек бежали из России вместе с белыми армиями. При советской власти казачьи общины перестали функционировать как административные единицы. В 21 веке при Российском Прес. Владимир Путин, казаки возобновили свою историческую связь с Москвой. Вспомогательные казачьи отряды поддерживали местные полицейские силы в России, особенно на зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи, но использование ими жесткой тактики и соблюдение консервативного морального кодекса вызвало обеспокоенность у правозащитных организаций. Казачьи военизированные формирования сражались вместе с российскими войсками во время вторжения 2008 года. Грузии, и они участвовали в вооруженной аннексии Россией украинской автономной республики Крым в 2014 году, а также в последующем поддерживаемом Россией повстанческом движении на востоке Украины. По данным переписи населения России 2010 года, около 68 000 человек идентифицировали себя как этнические казаки.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *