Какая одежда была у древних римлян: Одежда древних римлян

Одежда древних римлян — Портновские колодки Украина

Немного истории о происхождении Древнего Рима. Современный Рим – тогда (753 год до н.э.) это был небольшой поселок племени латинов у реки Тибр, расположенный по соседству с севера — этрусками (современная Тоскана) и с юга – греками (современные Неаполь, Сицилия), тогда там была Великая Греция. Все они занимались торговлей и вели торговлю между собой. На пересечении торговых путей и появился Рим.

Изначально Рим был открытым городом, убежищем для изгоев: бродяг, преступников и беглых рабов. Мигрантам Рим предоставлял уникальные возможности стать полноценными гражданами, что в дальнейшем позволит Риму стать самым большим мегаполисом античности. Сами же римляне считали себя потомками беженцев с ближнего востока, спасавшихся от последствий троянской войны. Герой троянской войны Эней, принадлежавший к роду троянских царей, предок братьев близнецов Ромула и Рема — основателей Рима, который привёл спасшихся троянцев в Италию в следствии взятия Трои ахейцами. Братья никак не могли договориться о месте для города и о разделе власти, а потому рассорились. В результате Ромул убил Рема. После этого Ромул основал город и назвал его в свою честь — Римом, и стал первым его царём. Правление Ромула продолжалось 36 лет, пока он внезапно бесследно не исчез.

Братья Ромул и Рем

Всего правителей царского периода Древнего Рима было семь. Все они активно воевали с соседями и не только. И каждый из них сделал что-то важное: организовали римские общины, армию, увеличили границы римских земель, сделали межевание земли каменными столбами, создали ремесленные цехи, религиозные культы, учреждения жреческих коллегий, построили канализацию, водопровод, акведуки, развивали искусство, создали календарь и многое другое.

Сами цари впоследствии были приравнены к божествам. В следствии завоеванной ими Древней Греции, римляне у греков переняли религию, только переименовали богов. Так, Гермес стал Меркурием, Зевс — Юпитером, Арес – Марсом, Афродита – Венерой, Деметра – Церерой и т. д. У греков римляне научились строить храмы с колоннами и делать скульптуры из мрамора. Так же было и с одеждой, кое-что они взяли от греков, только дали этому одеянию другое название: греческий хитон – это римская туника, греческий плащ-гиматий — римская тога.

Какие ткани использовали для изготовления одежды?

Туники, тоги и плащи ткали из овечьей шерсти – это был основной материал для одежды. Из козьей грубой шерсти ткали платки и накидки. А вот шерсть из Апулии, Калабрии и особенно мягкая шерсть из Тарента была наиболее ценным материалом для одежды.

Так же распространенным материалом для одежды был лён и восточно-индийский хлопок. Позднее в употребление стали входить более тонкие, шёлковые материи. Сначала римляне познакомились с «диким шелком», а позже начал завозиться китайский шелк, который римляне переплетали со льном или хлопком, и получали лёгкие полушёлковые ткани. Лишь позднее уже появились ткани, полностью сотканные из шёлка.

Цвет

Большую роль в одежде древних римлян играл цвет. Белый цвет использовался в повседневной одежде. Бедные люди и рабы носили коричневую или черную шерсть. Красный и особенно различные оттенки пурпурного цвета ценились больше всего. Пурпурный цвет считался цветом власти. Одежду пурпурного цвета могли носить лишь императоры и полководцы-триумфаторы. А красный был цветом удачи и вызова, поэтому часто его носили римские солдаты.

Цвета было принято делить на «мужские» и «женские». Наиболее подходящими цветами для женщин считались оттенки коричневого, жёлтого, оранжевого и зелёного. А вот, если мужчина одевался в оранжевое или зелёное, это давало основание окружающим заподозрить его в гомосексуальных наклонностях.

Нижнее бельё

Женщины надевали 2 туники. Нижняя туника с набедренной повязкой и повязкой на груди составляли нижнее бельё, а поверх этой туники надевалась верхняя туника.

Мужчины надевали набедренную повязку, а поверх тунику и тогу.

Мужская верхняя одежда

В Римской Империи не было ремесленников, которые шили одежду на заказ, так что римляне шили одежду себе сами.

Греческий плащ-гиматий – у римлян назывался тога, являлась знаком римского гражданина. Если гражданин был отправлен в ссылку, он терял право носить тогу.

Римская Тога

Существовали различные виды тоги: повседневная, для торжеств и фестивалей, тога до совершеннолетия, тога триумфаторов, жрецов и тога для траура. Тога представляла собой прямоугольный кусок белого шерстяного полотна в 3 раза превышающего рост человека со сложной драпировкой. Надевать и драпировать тогу своему хозяину помогали рабы.

Как надевали тогу

Прежде всего это была официальная одежда богатых людей, потом ее стали носить все реже. Позднее, популярно стало закутываться в плащи или покрывала.

Все мужчины римской империи носили туники. Туника кроилась из шерсти или льна, сшивалась на плечах и надевалась через голову. Было несколько разновидностей туник. Например, туника колобиум имела короткие рукава и обязательно подпоясывалась на талии.

Туника таларис была с длинными узкими рукавами и ее носили люди знатного происхождения.  Туника далматика была более длинной с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Обычно поверх туник носили тоги, плащи или покрывала.

1.Колобиум 2.Таларис 3.Далматика

Состоятельная часть римлян надевали по несколько туник одновременно и предпочитали белый цвет. Крестьяне, ремесленники, рабы и бедные носили одну тунику темного цвета.

Женская верхняя одежда

Нижней одеждой римлянок также была туника, только в отличие от мужской она должна была быть длинной. Поверх туники замужние женщины надевали столу – длинная до щиколоток с короткими рукавами или без них, широкая со множеством драпировок подпоясанная под грудью поясом. Снизу стола украшалась широкой плиссированной оборкой, а также каймой по воротнику и проймам. Не разрешалось носить столу рабыням, отпущенницам и женщинам легкого поведения.

Римская стола и палла

Позже столу сменила палла. Палла похожа на греческий гиматий, драпировалась различными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Плащ палла скреплялся на плечах застежками, которые назывались аграфы. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный, но также носили паллу и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшенную золотом.

Стола и Палла


Плащ палла

Также римлянкам были известны и купальники – тонкие полоски ткани, которые завязывались на груди и на бедрах, но обычно купались раздетыми. Купальники чаще надевали как спортивную одежду, нежели для купания.

Купальники римлянок

Модная одежда в Древнем Риме

Автор Виталий На чтение 12 мин Просмотров 916 Обновлено

Содержание

  1. Общая характеристика страны
  2. Эстетический идеал красоты
  3. Виды одежды
  4. Верхняя одежда
  5. Мужской
  6. Женский
  7. Костюм римских воинов
  8. Античные воины эпохи Трояна
  9. Прически и головные уборы
  10. Обувь
  11. Ткани
  12. Цвета
  13. Орнамент
  14. Нижнее белье
  15. Видео
  16. Фото

Общая характеристика страны

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией.

Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV—I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I — V вв. н. э.). Как видно из самих названий, периодизация искусства связана с политическим и государственным устройством Древнего Рима. В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.

Эстетический идеал красоты

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшиеся на ранних стадиях римского государства.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы-германцы.

Виды одежды

Верхняя одежда

Именно верхняя одежда в ту далекую эпоху много могла рассказать о своем владельце, о его социальном статусе и этнической принадлежности. Повседневной верхней одеждой римских мужчин была тога из овечьей шерсти, но носить ее имели право лишь граждане Рима. Тога пурпурного цвета символизировала победу, тога серого или черного цвета была знаком траура. Особые тоги существовали для священнослужителей, кандидатов на государственные должности и для несовершеннолетних юношей.

Что же представляет собой римская тога. Это кусок материи полукруглой формы, которая оборачивается вокруг тела через левое плечо. Для ежедневного ношения тога была не совсем удобной, поэтому со временем ее стали одевать лишь для разных торжественных событий (допускаем, что для некоторых римских мужчин тога была столь же нелюбимой как костюм с галстуком для некоторых мужчин современных).

В повседневной жизни римские мужчины вместо тоги с большей охотой носили теплый плащ из плотной ткани, который одевался через голову, этот плащ называли пенулой. Любопытно, что часто пенула обладала и капюшоном, которым в случае непогоды можно было прикрыть голову. В частности это была любимая одежда у римских солдат.

Интересный факт: у соседей-кельтов римские мужчины приобрели обычай носить штаны, в которых (в отличие от туник и тог) было удобно ездить на коне, да и вообще было удобно (как видим, штаны в качестве элемента одежды не утратили своей популярности и по сегодняшний день). Хотя штаны не сразу вошли в обиход в римском обществе, так как считались варварской одеждой, поначалу их носили лишь римские легионеры, оценившие большое их удобство.

Что же касается римских женщин, то они в качестве верхней одежды носили плащ палла, который спускался до самых лодыжек. Причем спускалась, как свободно, так и закреплялась поясом на талии.

Мужской

Первым и главным предметом одежды древнего римлянина являлась туника. В те времена она считалась нижней одеждой, поверх которой надевалась основная. Туника представляет собой предмет, надевающийся через голову.

Было три основных типа этого одеяния:

  • Колобиум;
  • Таларис;
  • Далматика.

Туника колобиум отличалась короткими рукавами и поясом в комплекте. Таларис, наоборот, была с длинными рукавами. Этот вид туники носился людьми высокого положения. Далматика считается одеждой первых римских христиан. Она представляет собой тунику с длинными широкими рукавами, в разложенном виде напоминающую крест.

Какая еще была одежда у древних римлян мужчин?

  1. Тога – она являлась главным представителем верхней одежды. Это крупная длинная накидка, надеваемая поверх туники. Размер этого предмета одежды был по-настоящему внушительным: примерно 6 м материала на 1,8 м. Тога представляла собой одеяние, олицетворяющее народное достоинство римлян. Себя они зачастую называли «народом, одетым в тоги». Носить тогу могли лишь истинные римляне, которые чисты перед законом. Иноземцы, рабы и преступники не имели права ее носить;
  2. Полудаментум – этот вид плаща могли носить только императоры и знатные люди. Он накидывался на спину и крепился специальной пряжкой на правом плече;
  3. Лацерна – плащ, покрывающий спину и плечи. Его надевали на торжественные мероприятия. Крепился он спереди посередине. Лацерна изготовлялась из дорогих и красивых материалов и была доступна лишь высшей знати;
  4. Пенула – считался плащом низшего класса. Был изготовлен из шерсти или кожи, очень часто дополненный капюшоном. Пользовались пенулой преимущественно путешественники и пастухи. Для знати была предусмотрена пенула из более дорогостоящих материалов.

Начиная с 3 века нашей эры в обиход римлян вошли штаны. Большой популярностью они не пользовались и носились только солдатами.

Одеяние военных обладало некоторыми специфическими чертами. Солдаты носили короткие шерстяные плащи, которые называли сагум. Обязательным элементом военного костюма являлась броня. Специальные защитные панцири состояли из двух частей – передней и задней – соединенных ремнями и застежками. Иногда руки также защищались специальными приспособлениями из металла или кожи. На ногах солдаты носили металлические поножи, закрепляемые ремнями.

Обувью легионеров являлись калиги – защищенные сапоги. Для защиты головы солдаты носили металлические или кожаные шлемы. В зависимости от положения воина и его звания, они украшались резьбой, а также перьями и конскими волосами.

Полудаментум


Лацерна


Тога


Пенула

Женский

Женская одежда Древнего Рима была похожа на мужскую. Под основную одежду женщины надевали туники. Встречались как безрукавные, так и одеяния с рукавами. Представительницы знати сверху надевали столу. Это очень похожая на тунику одежда, однако, отличающаяся различными украшениями и оборками. Стола являлась неотъемлемым предметом одежды женщин, которые были замужем. Появление в публичных местах без столы считалось дурным тоном.

Еще одним предметом верхней одежды являлся женский плащ – палла. На теле он закреплялся с помощью застежек в плечах, которые также называли аграфами. Некоторые разновидности этого плаща предусматривали покрытие головы.

Костюм римских воинов

Завоевательные походы Рима привели к тому, что одежда воинов стала более удобной и не мешала при их передвижении.
В ранний период Римской республики воины носили короткую шерстяную тунику без рукавов, а поверх нее надевали «лорик» — кожаный панцирь, покрытый металлическими пластинками. Верхней одеждой был плотный шерстяной плащ — «трабея». В эпоху Империи верхней одеждой простых воинов стал «сагум» — короткий плащ из шерстяной ткани, заимствованный римлянами от галлов. Это была настолько типичная одежда римского воина, что выражение «надеть сагум» означало: «начать войну».

Кожаные или полотняные панцири покрывались тонкими металлическими или костяными пластинками в виде чешуй или перьев.

Чешуйчатые панцири носили римские военачальники.
На ноги воины надевали сандалии или сапоги и металлические или кожаные поножи. Позже они стали носить шерстяные штаны ниже колен, плотно облегающие ногу. Ноги до щиколотки и выше защищались сапогами («калигами»), которые удерживались прочными ремешками.
Металлические или кожаные шлемы римских воинов были самой разнообразной формы. В императорские времена шлемы центурионов украшались посеребренным гребнем и султаном из перьев или конского волоса. Особо искусной работой отличались шлемы полководцев и императоров. А шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.

Римский воин в лорике:

На мужчине — костюм воина: кожаный панцирь, шлем-кассик с гребнем из конского волоса.На женщине — стола и пеплум, накинутый на голову, сандалии.


На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

Античные воины эпохи Трояна

Траян, правивший в Риме с 98 по 117 годы нашей эры, вошёл в историю как император-воин. Под его руководством Римская империя достигла максимального могущества, а стабильность государства и отсутствие репрессий в период его правления позволили историкам заслуженно считать Траяна вторым из так называемых «пяти хороших императоров».

С этой оценкой, вероятно, согласились бы и современники императора. Римский сенат официально провозгласил Траяна «лучшим правителем» (optimus princeps), а последующие императоры ориентировались на него, получая при воцарении напутствие «быть более удачливым, чем Август, и лучше, чем Траян» (Felicior Augusto, melior Traiano). В годы правления Траяна Римская империя провела несколько удачных военных кампаний и достигла наибольших размеров за всю свою историю.

Экипировка римских легионеров в годы царствования Траяна отличалась функциональностью. Многовековой военный опыт, накопленный римской армией, гармонично сочетался в ней с военными традициями покорённых римлянами народов. Предлагаем поближе познакомиться с оружием и снаряжением римского легионера-пехотинца начала II века нашей эры в интерактивном спецпроекте Warspot.

Вооружение и части снаряжения легионера обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с историей и описанием интересующего элемента, наведите курсор на соответствующий маркер и кликните по нему.

Прически и головные уборы

Древние римляне первоначально (до конца III в. до н.э.) носили длинные волосы и бороды, но затем стало модным стричься и гладко бриться или носить небольшие завитые бородки. Первые цирюльники появились в Риме из Сицилии в 290 г. до н.э.

Прически римлян были самыми разными: с челкой надо лбом, с гладко расчесанными или завитыми в локоны волосами. В императорские времена щеголи не только завивали свои волосы или носили парики, но и умащали их дорогими маслами, посыпали золотой пылью.
Обычая покрывать голову у римлян, как и у греков, не было. Головные уборы надевали только судьи и жрецы. Во время непогоды римляне защищали голову капюшоном, могли набрасывать на голову часть тоги. Но иногда они надевали шапки и шляпы, похожие на греческие (например, петас). Простой народ носил соломенные шляпы или кожаные шапки.

Прически знатных римлянок-патрицианок были сложными и очень разнообразными, а подчас и причудливыми. Они носили «греческие» прически, гладко расчесывая волосы и завязывая их узлом на затылке. Разделяли волосы на прямой пробор, заплетали их в косы, которыми обвивали голову. Завивали длинные локоны, обрамляя ими лицо, или взбивали впереди завитые волосы, гладко зачесывая остальные назад.
Типично римской женской прической была высокая прическа из локонов, укрепленных на каркасе, по форме напоминавшая русский кокошник. Часть локонов укреплялась рядами на каркасе, а остальные волосы заплетались в косу и укладывались на затылке или спускались в виде кос вдоль висков и на затылке.

Самыми модными считались белокурые и русые волосы, и римлянки пользовались различными средствами для осветления волос. Они также носили парики и накладные волосы, для чего использовались косы светловолосых германских женщин.
Головные уборы римских женщин были такими же, как и у гречанок: головные повязки, круглые шапочки, обтянутые золотыми или серебряными сеточками. Знатные патрицианки прикрепляли к головному убору тонкое покрывало в виде вуали, спускавшееся на плечи.

Обувь

Главной обувью римлян были сандалии и башмаки из мягкой кожи. Порой они украшались вышивкой и металлическими деталями.

Какой была одежда в древнем Риме, что носили римские мужчины и женщины. Ответы на эти вопросы читайте в нашей статье.

Ткани

Для изготовления одежды римляне чаще всего использовали шерстяные ткани. Однако некоторые предметы могли быть сделаны и из кожи. Весьма распространенным материалом являлся также лен. Знатные персоны могли позволить себе и легкие шелковые одеяния. Знаменитый Косский шелк вызвал бурю эмоций у римлян. Кто-то порицал ношение одежды из этого материала, так как она казалась чересчур открытой. Кто-то, напротив, не жалел никаких денег на этот товар.

Однако, как только в Империю был завезен китайский шелк, то он сразу же обошел всех конкурентов. Несмотря на свою дороговизну, этот материал был очень востребован. Долгое время из-за нехватки чистого шелка были распространены «полушелковые» материалы. Они получались при вплетении в шелк нитей льна или шерсти. Лишь к 3 веку нашей эры римлянам открылся практически неограниченный доступ к чистому шелку. Именно из него стали шить одежду для знатных и влиятельных лиц.

Цвета

Древнеримский стиль одежды предусматривал использование ярких цветов: красного, сиреневого, желтого. Цвету одежды присваивался особенный смысл. В частности, красный, будучи олицетворением власти, сопутствовал всем императорам и правителям. Также красные одеяния носили полководцы-триумфаторы. Ассоциирование красного цвета с властью не случайно. В то время окрашивание ткани в пурпурный цвет было процессом трудоемким и непростым. Соответственно и гардероб подобных цветов становился весьма недешевым. Белый цвет относился к праздничным, и белая одежда надевалась лишь в редких случаях.

Орнамент

Одежда Империи, в особенности у знати, зачастую украшалась различным орнаментом. Преимущественно изображались листья растений, таких как дуб, лавр или акант. Также излюбленными элементами являлись колосья, фигуры людей и животных, черепа и различная мифология. Нередко можно было заметить на одежде изображение военных трофеев и ваз.

Наряду с эстетическими функциями, орнаментика несла и определенный смысл. Одеяния древности скрывали информацию о божествах и духах, которых почитал владелец вещи. И если поначалу самобытность римской символики была ярко выражена, то впоследствии усилилось влияние востока.

Нижнее белье

Нижним бельем древних римлян считалась туника. Она обязательно надевалась как мужчинами, так и женщинами под основную одежду. В случае холодов, очень часто надевалось две или более туник одна на другую. Женщины под туникой могли носить строфии – прообраз бюстгальтеров. Они представляли собой кожаные полоски, целью которых было поддержание груди снизу. Известны римлянкам были и купальные костюмы. В те времена они представляли собой полоски ткани, повязываемые в районе груди и бедер.


Видео

Фото

Источники

  • https://thingshistory.com/kostyum-drevnego-rima/
  • https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/odezhda-drevnego-rima/
  • https://newconcepts.club/articles/3554.html
  • http://mir-kostuma.com/rome/item/23-kost
  • https://SiteKid.ru/istoriya/drevnij_rim/muzhskaya_i_zhenskaya_odezhda.html
  • https://odezhda.guru/strany/213-drevnih-rimlyan

платье | Определение, история, стили и факты

Ганс Гольбейн Младший: портрет Генриха VIII

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Кристиан Лакруа Вера Ван Ганс Гольбейн Младший Жан Поль Готье Марк Джейкобс
Похожие темы:
религиозное платье пояс перчатка поклонник бурка

Просмотреть весь связанный контент →

платье , также называемое одежда или одежда , одежда и аксессуары для человеческого тела. Разнообразие платьев огромно. Стиль, который выбирает конкретный человек, часто связан с его полом, возрастом, социально-экономическим статусом, культурой, географическим районом и исторической эпохой.

В этой статье рассматривается хронологическое развитие модной одежды и украшений, то есть одежды, которую выбирают и принимают ведущие члены общества. Это отражает тот факт, что в любой группе людей — независимо от того, составляет ли она маленькое сообщество или великую нацию — обычно те, кто обладает богатством и властью, влияют и даже диктуют моду другим членам. Обсуждение не концентрируется исключительно на одежде, но также затрагивает, при необходимости, некоторые аспекты парикмахерского искусства, ювелирных украшений и использования косметики. Кроме того, рассматриваются природа и назначение одежды, а также некоторые конкретные социальные, политические, экономические, географические и технологические факторы, влияющие на изменения в моде. Здесь не рассматриваются специализированные одежды, в том числе церковные одежды; военная форма; академическая, торговая или профессиональная одежда; и национальные или региональные костюмы крестьян или коренных народов.

История ближневосточной и западной одежды

Современные знания о древнеегипетской одежде основаны на многочисленных свидетельствах, которые можно увидеть в росписях на стенах и саркофагах, в скульптуре и керамике; сохранилось немного настоящей одежды. Такой иллюстративный материал изображен ясно и красочно, но следует соблюдать осторожность при интерпретации рисунков слишком буквально, отчасти потому, что искусство часто стилизовано, но также и потому, что художники были связаны традицией, и их изображение одежды часто сильно отставало от фактических изменений. мода.

Основным сохранившимся текстилем является лен, который был найден в могилах эпохи неолита. Выращивание льна, из которого делают холст, восходит к очень давним временам; египтяне верили, что боги были одеты в льняные одежды до того, как пришли на землю. Шерсть использовалась реже, а шелководство, разведение шелковичных червей, еще не распространилось на запад до Египта.

Викторина «Британника»

Мода

Знаете ли вы разницу между платьем А-силуэта и бальным платьем? Пройди этот тест и узнай, что ты знаешь о моде.

Техника использования протравы, любого из нескольких химических веществ, используемых для связывания красителей с тканью, медленно пришла в Египет, поэтому большинство предметов одежды были белыми. Вместо этого цвет придавали украшения, в которые широко входили полудрагоценные камни. Среди наиболее распространенных типов характерный глубокий декоративный воротник, который носят представители обоих полов, был введен рано. Эти яркие полосы были сделаны из вышитых и расшитых бисером материалов и закреплены на шее и плечах либо на голой коже, либо поверх белой накидки или платья. На некоторых изображениях воротник явно является основным, если не единственным предметом одежды.

В самые отдаленные эпохи одежда для обоих полов ограничивалась набедренными повязками, жилетом или рубашкой, накидками и халатами. Использовались шкуры различных животных. Иногда это были просто необработанные шкуры, которые сохранились лишь изредка, но египтяне научились обрабатывать шкуры, чтобы они становились кожей, методом таяния, то есть с использованием квасцов или соли. Tawing дает белую жесткую кожу, которую можно окрасить в различные цвета. Позже они переняли метод дубления, используя для этой цели дубовые галлы. Кожа широко использовалась в одежде для обуви, ремней и ремней.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

В течение 3000 лет древнеегипетской культуры костюм менялся сравнительно мало и очень медленно. Обычно он подчеркивал драпированный стиль одежды, одежду, состоящую из кусков материала, удерживаемых вокруг тела узлами, завязанными на ткани, а также ремнями, поясами и воротниками. Требовалось немного шитья, обычно ограничиваясь боковыми швами, а в более поздние годы — проймами. Этот драпированный тип одежды соответствовал одежде других цивилизаций Средиземноморья и Ближнего Востока, таких как Греция, Рим и Месопотамия, но отличался от стилей Персии, северной Индии и Китая, где люди носили более приталенные, сшитые одежды. на основе пальто, туник и брюк.

С годами стиль этой одежды постепенно развивался и становился все более сложным; большее количество носили либо в сочетании, либо поверх друг друга. Во времена Старого царства (его столица Мемфис), которое просуществовало примерно до 2130 г. до н. э., одежда была простой. Мужчины носили короткую юбку, завязывавшуюся на талии или удерживавшуюся там ремнем. Со временем юбка стала плиссированной или собранной. Важные люди носили вдобавок декоративную цветную подвеску, свисавшую спереди с поясного ремня, и накидку или корсет, частично закрывавшие их голое туловище. Платье-футляр было типичным женским нарядом. Он закрывал тело от лодыжек до чуть ниже груди и поддерживался декоративными лямками. Шерстяные плащи носили мужчины и женщины для тепла.

Во времена Среднего царства (со столицей в Фивах), которое процветало примерно до 1630 г. до н. э., мужская юбка могла быть до бедра или до щиколотки. Теперь использовалось больше материала, что делало одежду более полной, причем такая полнота была сосредоточена в центре спереди; и подвески стали более сложными и орнаментальными. Плащ можно было накинуть на плечи и завязать на груди узлом. В конце периода была введена двойная юбка; в качестве альтернативы под юбку можно было надеть треугольную набедренную повязку.

Самая сложная одежда для обоих полов была замечена во времена Нового царства примерно с 1539 г. до н. э., пока египтяне не были завоеваны ассирийцами (671 г. до н. э.), персами (525 г. до н. э.), Александром Македонским (332 г. до н. э.) и наконец, Рим (30 г. до н. э.). В эти более поздние годы египетская одежда находилась под сильным влиянием одежды завоевателей. Одежда Нового Царства была более сложной, чем раньше. Одежда была того же типа, но состояла из более крупных кусков материала; усложнилась драпировка и обогатилась орнаментация. Халат или платье теперь носили важные лица обоих полов. Он состоял из куска ткани размером 5 на 4 фута (1,5 на 1,2 метра), который был задрапирован и удерживался на месте булавками и поясным ремнем, создавая широкие рукава до локтя. Было много способов драпировать ткань, но в большинстве случаев все складки и складки, казалось, собирались вокруг одной точки на талии. Также продолжали носить накидку, декоративный воротник, юбку и пояс-кулон. Очаги яркого цвета придавали глубокий воротник и подвесной фартук. Вышитые и резные орнаментальные мотивы включали, в частности, цветок лотоса, связку папируса, летящих птиц и множество геометрических форм. Священники и королевские особы носили священные эмблемы, такие как жук-скарабей и змея.

Дети были одеты, как и в большинстве случаев в истории костюмов повсюду, как миниатюрные версии своих родителей, хотя их часто изображали совсем немного одетыми — что неудивительно, учитывая климат Египта. Слуги также были почти обнажены, как и труженики в поле, которые изображены одетыми только в набедренную повязку.

Тяжелые парики или накладки из накладных волос, которые носили как мужчины, так и женщины, известны с давних времен. Они служили не только украшением, но и защищали голову владельца от жгучих лучей солнца, выполняя, таким образом, роль головных уборов. Полукруглые косынки, завязанные уголками на затылке под волосами, иногда надевали для защиты парика в пыльный день. Парики носили по-разному, каждый из которых был характерен для определенного периода; вообще говоря, волосы становились длиннее, а укладка локонов и кос, закрепленных пчелиным воском, со временем усложнялась.

Самые ранние записи указывают на то, что египетские мужчины росли волосами на подбородке. Они могли завивать, красить или использовать хну для этой бороды, а иногда они заплетали ее переплетенными золотыми нитями. Позже королевские особы носили металлическую накладную бороду, или постиш, которая была знаком суверенитета. Он удерживался на месте лентой, перевязанной через голову и прикрепленной к золотому подбородочному ремню, моде, существовавшей примерно с 3000 по 1580 год до нашей эры.

Многие люди ходили босиком, особенно в помещении, но люди высокого ранга изображаются на открытом воздухе в сандалиях из пальмовых листьев, папируса или кожи.

Косметика широко использовалась представителями обоих полов, и имеются значительные сведения об ее использовании благодаря египетскому обычаю хоронить удобства и предметы роскоши вместе с мертвыми. Примеры используемых косметических средств и способов их изготовления, нанесения и хранения можно увидеть в музеях, особенно в Каире и Лондоне. Египтяне наносили румяна на щеки, красную мазь на губы и хну на ногти и ступни, а дамы обводили синей краской вены на висках и груди, покрывая соски золотом. Основным акцентом макияжа был глаз, куда наносились зеленые тени (из порошка малахита) и черная или серая подводка для глаз; последнее вещество, называемое коль, было изготовлено, среди прочего, из порошкообразной сурьмы, углерода и оксида меди.

Мода и личные украшения в Риме

Мозаика с изображением группы римских женщин в нижнем белье, III—IV вв. н.э., Вилла Романа дель Казале, Сицилия

 

Мода в Древнем Риме не имела ничего общего с быстро развивающейся индустрией сегодняшнего дня. Стили древнеримской одежды и украшений медленно менялись на протяжении веков. Но это не означало, что мода и личные украшения не имели для римлян значения; отнюдь не. В обществе, одержимом статусом, одежда и украшения играли ключевую роль во внешнем выражении своего положения в мире.

 

Дорогие ткани и драгоценные камни были явным признаком богатства. Но открытое хвастовство не одобрялось, предполагая недавно приобретенное богатство и отсутствие знати. Отдельные элементы стиля также могли подвергнуть человека критике в отношении его характера. В частности, для мужчин их внешний вид мог быть истолкован как признак изнеженности или даже безнравственности — величайшее из римских оскорблений.

 

Вы знакомы с тщательно причесанными молодыми людьми, с их блестящими бородами и волосами – все из коробки; никогда нельзя надеяться на что-то сильное или солидное от них .’
(Сенека Младший)

 

Как делали древнеримскую одежду?
Панцирь Murex Trunculus, морской улитки, используемой для создания тирского пурпурного красителя, через The Vegan Review

 

Наиболее распространенными тканями, из которых изготавливалась древнеримская одежда, были шерсть, лен и шелк. Кожа использовалась только для обуви и сандалий, за исключением военного обмундирования. Шерсть производилась в Италии, но лен и шелк часто поступали из восточных частей империи. Греция обеспечила отличный климат для выращивания льна, а часть лучшего шелка добывали на острове Кос. Также вероятно, что к I веку н.э. некоторое количество льна и шелка было импортировано из Сирии и Китая соответственно.

 

Большая часть ткани не окрашивалась, так как это был дорогостоящий процесс. Самым роскошным цветом красителя был фиолетовый, который получали из измельченных морских улиток и был известен как тирский пурпур. К имперской эпохе пурпур был тесно связан с императором. Римские законы о роскоши гласили, что только император мог носить тогу сплошного пурпура.

Вам нравится эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Римский терракотовый ткацкий станок, украшенный головой Медузы, 2 век до н.э. — 2 век н.э., через Британский музей

 

Одежда была раскроена и сшита из больших кусков тканого полотна, изготовленного на ткацком станке. В Древнем Риме женщины традиционно были ткачихами. Участие в изготовлении одежды для своего дома считалось частью роли римских женщин. Ожидалось, что даже аристократки будут следить за этой работой.

 

После того, как шерстяное полотно было соткано, его отправляли на валяние. Его роль заключалась в том, чтобы чистить и усаживать шерсть, чтобы сделать из нее одежду.

 

Мастерские Фуллера, обнаруженные в Помпеях и Остии, содержат много подробностей об этом процессе. Шерсть, по-видимому, очищали, топчась ногами в смеси воды и мочи. Затем его сушили, обрезали и прессовали на больших шнековых прессах. Большая часть ткани сохранила свой естественный цвет. Однако белую одежду можно было изготовить путем отбеливания ткани серой.

 

Тога
Бронзовая статуя аристократического римского мальчика в греческом гиматии, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э., via Met Museum

 

Между древнегреческим и римским стилями одежды было мало различий. Действительно, большая часть древнеримской одежды была вдохновлена ​​более ранними греческими аналогами. Например, греческий гиматий, изображенный выше, носили граждане Греции, чтобы указать на свой статус свободнорожденных. Эта одежда и ее знак социального положения также были приняты римлянами. Считается, что этруски представили гиматий Древнему Риму после раннего контакта с греческой культурой. Гиматий постепенно превратился в более объемную римскую тогу.

 

Мраморная статуя римского мужчины в тоге, 50–100 гг. н.э., через Музей Дж. Пола Гетти

 

Тога представляла собой кусок драпированной ткани полукруглой формы. Считается, что к I веку нашей эры его размеры составляли 5,5 х 2,75 метра. Тога не застегивалась, и большая часть ткани держалась на сгибе руки. На самом деле носить его, должно быть, было неудобно. Это, возможно, объясняет, почему это было желательно только в определенных случаях.

 

Бронзовая статуэтка гения или духа высокопоставленного чиновника в тоге с широкой пурпурной полосой ( clavus latus ), I век н.э., через Художественный музей Уолтерса

 

Тоги носили разных цветов и с разными украшениями в зависимости от статуса и случая. Тога пулла представляла собой траурную одежду из темной шерсти. Тогу candida носили кандидаты на всенародных выборах, и она отличалась ярко-белым цветом. Некрашеная тога с узкой пурпурной полосой ( clavus angustus ) на границе носили всадники и сыновья элиты. Тоги с широкой пурпурной полосой ( clavus latus ) предназначались для сенаторов и других высокопоставленных лиц. Как мы видели, только императоры могли носить тогу полностью пурпурного цвета. А вот полководцы-победители, вернувшиеся с войны, могли носить тоги из пурпурной шерсти и золотой нити ( toga picta ).

 

Использование тог постепенно распространилось по западным провинциям империи, но было менее распространено на Востоке. Тоги также становились все более большими и дорогими. Это означало, что в конечном итоге они стали единственным заповедником очень богатых людей.

 

Повседневная одежда в Древнем Риме
Мраморная статуя бога Аполлона в плаще из хламиды , 150–160 гг. н.э., via Museo del Prado

 

У большинства нормальных римлян, вероятно, не было формальной тоги. Это была непрактичная одежда, и она не соответствовала требованиям повседневной жизни большинства людей. Вместо этого повседневная одежда древних римлян состояла из туник, плащей и мантий (неофициальная драпированная ткань).

 

У большинства римлян был хотя бы один шерстяной плащ. Римские плащи носили заколотыми на одном плече ( chlamys ) или соединенными спереди капюшоном ( birrus ). Женщины также носили тип плаща, известный как палла . Это была драпированная одежда, которую при необходимости можно было натянуть через голову.

 

Туники были основным элементом древнеримской одежды для мужчин и женщин. В основном они были сделаны из шерсти или льна для теплых месяцев. Их можно было носить отдельно или под более формальной одеждой, такой как тога. Обычно туника была без рукавов и носилась с поясом для четкости.

 

Мраморная статуя римлянки в платье stolla и плаще palla , 160–190 гг. н.э., через Музей Дж. Пола Гетти

 

Женщины носили столлу , тип длинного платья, закрепленного поясом. На вырезе воротника столлы , часто можно было найти украшения с мотивами или цветными полосами, вплетенными в ткань. Вышивка была редкостью, так как это было дорогое и трудоемкое ремесло.

 

Римляне не носили брюк, кроме как как часть военной формы. В Древней Греции брюки долгое время ассоциировались с внешними врагами, такими как персы, которые носили полосатые зауженные брюки. Римляне также считали штаны одеждой врага. Так называемые варварские племена Европы, бич Римской империи, также отдавали предпочтение брюкам, а не туникам и драпированным тканям.

 

Мало что известно о нижнем белье римлян. Нижнее белье, вероятно, было сделано из льна и, вероятно, имело форму легкой туники. Известно, что женщины перевязывали грудь тканевыми лентами, а мужчины носили набедренные повязки.

 

Женщины и красота в Древнем Риме
Мраморный портретный бюст Юлии Домны, жены императора Септимия Севера, конец II века н.э., via  Museo Nazionale Romano

 

Женщины в Древнем Риме использовали прически, макияж и украшения, чтобы разнообразить свой наряд. В то время как древнеримские стили одежды менялись медленно, мода на прически менялась быстро и часто является полезным индикатором для датировки римского искусства и скульптуры.

 

Сложные прически были очень популярны в конце 1-го и начале 2-го веков нашей эры. Волосы можно было уложить вокруг проволочного каркаса, чтобы создать эффектную прическу. Кусочки косичек и локонов, часто сделанные из волос захваченных рабов, также закалывались в существующие волосы женщины. К середине 2 века нашей эры стили стали более упрощенными. Волны, завитые в волосы, также стали популярными в это время, как на портретном бюсте выше.

 

Прически для богатых женщин делала на дому рабыня-специалист, орнатрикс . Но данные из Помпеи предполагают, что также существовали парикмахерские для мужчин и женщин, известные как tonsores .

 

Подборка римских стеклянных унгуэнтарий (контейнеров для духов и масел), 4 век н.э., аукцион Christie’s

 

Археологические находки показывают, что инструменты для ухода за волосами и косметикой в ​​Древнем Риме были очень похожи на те, которыми мы пользуемся сегодня. К ним относятся расчески, пинцеты, бритвы, зубочистки и средства для чистки ногтей. Также были обнаружены щипцы для завивки волос. Они состояли из двух цилиндров, одного полого и одного сплошного, которые можно было нагревать в огне.

 

Косметика и парфюмерия также широко использовались, в том числе некоторыми мужчинами. Были найдены стеклянные контейнеры со следами их первоначального содержимого, такими как румяна и пудра для лица.

 

Интересно, что одним из наших лучших древних источников о режимах красоты римских женщин является поэт любви Овидий, написавший Косметика для женщин . Это была пародия на более формальную дидактическую поэзию, в которой пытались подробно рассказать о том, как женщины могут сделать себя красивыми для мужчин. Вот его рекомендации по эффективному крему от пятен:

 

Пятна на лице изгоняются с помощью средства, взятого из ворчливого птичьего гнезда: крем из зимородка они называют его ’.
(Овидий, Medicamina Faciei Feminae , строка 75)

 

Ювелирные изделия в Древнем Риме
Пара золотых этрусских серег в стиле «а грапполо» (напоминающих виноград), выполненных с использованием техники чеканки и зернения, IV — начало III вв. до н. э., via Met Museum

 

Ювелирные изделия использовались для украшения формальной и неформальной древнеримской одежды. Этруски, доминирующая группа в Италии с 8-го по 5-й века до н.э., создавали прекрасные украшения, используя сложные техники, такие как зернь и филигрань. Эти ранние проекты вдохновили более поздние римские стили. Однако постепенно техники упрощались с использованием чеканки и вышивки бисером.

 

Ювелирные изделия из драгоценных металлов, таких как золото и серебро, стали по-настоящему популярными в Древнем Риме только в I веке нашей эры. К этому времени империя выросла в геометрической прогрессии за последнее столетие. Было приобретено много новых провинций, таких как Малая Азия, Греция и Сирия, что открыло доступ к драгоценным металлам и предметам роскоши.

 

Кольцо, выгравированное из цельного куска халцедона и выгравированное инталией богини, возможно, Венеры, I век нашей эры, через Музей Метрополитена

 

Использование драгоценных камней в украшениях также стало в этот период более модным. Считалось, что драгоценные камни обладают защитными свойствами. Например, считалось, что аметисты облегчают последствия чрезмерного увлечения едой и вином. Камни глубокой печати также были популярны. Они были созданы с использованием специальной техники вырезания изображений на драгоценных камнях. Некоторые женщины, принадлежащие к элитным слоям общества, накопили впечатляющие коллекции драгоценных камней. Плиний Старший дает следующее описание Лоллии Паулины, жены императора Калигулы:0003

 

Она была покрыта изумрудами и жемчугом… сверкающими драгоценностями на голове, в волосах, на шее, ушах и пальцах .’
(Плиний Старший, Естествознание , 9.117)

 

Помпейская фреска с изображением женщины, пишущей на восковой табличке, которую часто называют Сапфо, ок. 55–79 г. н.э., через Национальный археологический музей Неаполя

 

Помимо ожидаемых ожерелий, браслетов, колец и серег, римлянки носили еще несколько необычных вещей. К ним относятся сетки для волос, сотканные из золотой проволоки, диадемы — разновидность тиары и шпильки самых разных дизайнов.

 

Некоторые украшения также имели очень специфические коннотации и указания на социальный статус. Например, член класса наездников может быть идентифицирован по кольцу aureus из цельного золота, которое носят на левой руке.

 

Почему древнеримская одежда была важна?
Декоративное римское серебряное зеркало с надписью на реверсе с именем владельца «Ирис», I век н.э., через Музей Метрополитена

 

Внешность явно играла важную роль в римском мире. Если нам нужны конкретные доказательства этого, то нам не нужно ничего искать, кроме огромного количества зеркал, обнаруженных в местах по всей Римской империи.

 

Но древнеримская одежда и личные украшения были не просто продуктом тщеславия. Часть одежды или ювелирные украшения могут буквально выступать в качестве символа статуса.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *