Картины владимира маковского – Картинные галереи и художники — Маковский В.Е.

Содержание

Картинные галереи и художники — Маковский В.Е.

Владимир Егорович Маковский (1846-1920), брат живописца Константина Егоровича Маковского, родился в семье Егора Ивановича Маковского, российского деятеля искусств.
В 1861 г. юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое успешно окончил в 1866 г. с серебряной медалью и званием классного художника III степени.
В 1869 г. молодой художник был награжден золотой медалью Академии Художеств и ему было присвоено звание классного художника I степени.
В 1870 г. за картину Московское Общество любителей художеств присудило Владимиру Маковскому первую премию.
В 1872 году Владимир Маковский вступил в Товарищество передвижных выставок.
В 1873 г. за полотно живописцу было присвоено звание академика Академии художеств.
С 1882 г. по 1894 г. Владимир Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1894 г. по 1918 г. – в Петербургской Академии художеств.
В 1895 г. он был назначен ректором Академии.

Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 г.
Картины живописца хранятся во многих картинных галереях России: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Пермской государственной художественной галерее, Серпуховском историко-художественном музее, Самарском областном художественном музее, Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Тульском областном художественном музее,  Ульяновский областном художественном музее, Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова.
Довольно часто картины Владимира Егоровича Маковского появляются на аукционах. Цена некоторых исчисляется шестизначными цифрами. Так, например, картины , проданы, соответственно за 361 000 долларов США (Sotheby’s, 05.04.2008) и за 624 000 британских фунтов (Sotheby’s, 28.11.2006). А полотно — за 1 329 250 британских фунтов (Sotheby’s, 24.11.2008).

63 картины Владимира Егоровича Маковского

gallart.by

Художник Владимир Егорович Маковский | Картины

художник Владимир Маковский картины – 02

Друзья-приятели

 

Честное слово, удивительно талантливый художник. Ему одновременно повезло и не повезло родиться в семье известных живописцев – все творили в одно время и публика просто… терялась. Это какой Маковский?

А с годами всё стало ещё хуже – есть фамилия Маковский, и удивление, что, оказывается, Маковский не один. И даже не два Маковских. А целых пять и все художники! Вы пройдите по сайтам посвященным живописи и попробуйте разобраться, какие картины написаны Егором Ивановичем, а что писали его дети, особенно Константин Маковский. Путаница ужасная.

Хотя у каждого художника Маковского свой уникальный почерк, своё видение, свой талант, свой след в мировой (действительно в мировой) живописи.

 

Биография художника Владимира Егоровича Маковского

 

художник Владимир Маковский картины – 01

Автопортрет

 

Художник Владимир Егорович Маковский родился в январе 1846 года, в Москве, в семье известного живописца и основателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Маковского Егора Ивановича.

Мама Владимира – Любовь Корнилиевна (урожденная Моленгауэр).

В семье было 5 детей: Александра, Константин, Николай, Владимир, Мария. Младшая сестра художника, Мария, стала певицей. Все остальные дети известны истории, как художники. И художники совсем не рядовые — действительно великие живописцы.

Семья проживала в квартире с видом на Кремль на берегу Москва-реки. В доме часто бывали известные люди – Гоголь, Глинка, Брюллов, Тропинин, Щепкин и т.д. Любовь Корнилиевна организовывала музыкальные, рисовальные и литературные вечера, которые были известны всей Москве.

От мамы Владимир Егорович унаследовал красивый голос, брал уроки игры на гитаре и скрипке, с раннего детства начал рисовать – первым учителем рисования у мальчика был В.А. Тропинин. В возрасте 15 лет Владимир Егорович написал первую настоящую картину «Мальчик продающий квас».

С 1861 по 1866 год Владимир Маковский учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, получает звание классного художника III степени и серебряную медаль за картину «Литературное чтение» (картина есть в галерее и вы имеете возможность оценить силу таланта двадцатилетнего художника).

Через три года Владимир Маковский получает звание классного художника I степени и золотую медаль. В этом же году в семье Владимира Егоровича рождается первенец и художник увлекается темой детства – он пишет целую серию картин на детскую тематику. Картину «Игра в бабки» покупает для своей галереи П.М. Третьяков. Можно говорить о том, что в 1869 году к художнику пришло всероссийское признание – в Третьяковскую галерею приобретались только лучшие картины.

В 1873 году за картину «Любители соловьев» Владимиру Маковскому присваивается звание академика, а сама картина выставляется на Всемирной выставке в Вене. Вот что написал о этой картине Фёдор Достоевский:

…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще.

В 1872 году Владимир Маковский становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, а через два года его избирают членом правления Товарищества.

С 1882 года по 1894 год Владимир Егорович преподает живопись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1892 году художнику присвоили звание профессора.

В 1895 году Владимир Егорович Маковский назначается ректором Петербургской Академии художеств. Он возглавлял академию до 1918 года.

Умер художник в феврале 1920 года, похоронен на Смоленском православном кладбище в Петербурге.

Я очень долго подбирал картины для своей галереи. Тяжелый выбор. Владимир Егорович много работал и после него осталось щедрое творческое наследие. И все работы просто неразумно «втискивать» в одну галерею – глаз «замыливается», пропадает радость обретения, если так можно сказать. Я выбрал, для начала, 25 работ. Может быть не самых лучших из того, что было написано художником. Но я намерен продолжить тему и опубликовать на сайте если не все, то максимально возможное количество работ этого живописца.

 

Картины художника Владимира Егоровича Маковского

 

художник Владимир Маковский картины – 03

Посещение бедных

художник Владимир Маковский картины – 04

Две матери. Мать приёмная и родная

художник Владимир Маковский картины – 05

Опять они ссорятся (Повар и кухарка)

художник Владимир Маковский картины – 06

Утренний чай

художник Владимир Маковский картины – 07

Любители соловьев

художник Владимир Маковский картины – 08

Варка варенья

художник Владимир Маковский картины – 09

Оправданная

художник Владимир Маковский картины – 10

Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик

художник Владимир Маковский картины – 11

В избе лесника

художник Владимир Маковский картины – 12

Приезд учительницы в деревню

художник Владимир Маковский картины – 13

Выбор приданого

художник Владимир Маковский картины – 14

Перед объяснением

художник Владимир Маковский картины – 15

Первый фрак

художник Владимир Маковский картины – 16

Чаепитие

художник Владимир Маковский картины – 17

Наём прислуги

художник Владимир Маковский картины – 18

Литературные чтения

художник Владимир Маковский картины – 19

В ожидании аудиенции

художник Владимир Маковский картины – 20

В жаркий день

художник Владимир Маковский картины – 21

Игра в бабки

художник Владимир Маковский картины – 22

На бульваре

художник Владимир Маковский картины – 23

Трудное пробуждение

художник Владимир Маковский картины – 24

Пастушки

художник Владимир Маковский картины – 25

В ресторане

художник Владимир Маковский картины – 26

В гостях

художник Владимир Маковский картины – 27

К венцу (Прощание)

художник Владимир Маковский картины – 28

В таверне

художник Владимир Маковский картины – 29

Девушки, освещённые солнцем

художник Владимир Маковский картины – 30

Без хозяина

svistanet.com

Маковский Владимир Егорович картины

Маковский Владимир Егорович — великий русский художник, живописец, график, художник-передвижник. Является братом другого великого русского художника Константина Егоровича Маковского.

Владимир Маковский родился в Москве в 1846 году. Его отцом был небезызвестный Егор Иванович Маковский, который являлся одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Старший брат Константин занимался живописью и прославился своими работами на весь мир. Владимир с детства жил в атмосфере искусства и творчества. Не удивительно, что всё это поспособствовало его дальнейшему становлению как одного из самых значительных художников всего русского изобразительного искусства.

Владимир Маковский обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. За свою учёбу и после учёбы получил немало премий, наград и медалей. Являлся академиком Академии художеств, членом Товарищества передвижных художественных выставок, был преподавателем и профессором в МУЖВЗ, преподавателем и ректором петербургской Академии художеств. За свою жизнь написал множество замечательных полотен, которые в настоящее время представлены в самых известных музеях. Одними из самых знаменитых его работ являются: Любители соловьёв, Ночлежники, Осужденный и многие другие.

Великий русский художник Владимир Егорович Маковский умер в 1920 году в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище.

Автопортрет

 

Без хозяина

 

В жаркий день

 

В избе лесника

 

В сельской школе

 

Варка варенья

 

Два украинца

 

Две матери. Мать приемная и родная

 

Девочка с гусями

 

Девушки, освещенные солнцем

 

Игра в бабки

 

К венцу (Прощание)

 

Литературное чтение

 

Любители соловьёв

 

Любитель живописи. Портрет коллекционера И. Е. Цветкова

 

Мать и дочь

 

На бульваре

 

Не пущу!

 

Ночлежники (Ночлежный дом в Москве)

 

Оправданная

 

Осужденный

 

Пастушки

 

Портрет художника Иллариона Михайловича Прянишникова

 

Приезд учительницы в деревню

 

Свидание

 

Узник

 

Лучший способ пообедать на работе вкусно и недорого — Обеды в офис. В этом вам поможет быстрая доставка от «Обеденный Экспресс». Большой выбор самых вкусных блюд.

art-assorty.ru

Владимир Егорович Маковский — художник — JuicyWorld

7 февраля 1846 г. в Москве, родился Владимир Егорович Маковский (Vladimir Egorovich Makovsky)- русский художник-передвижник, живописец и график, педагог. Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Егора Ивановича Маковского (собиратель значительной коллекции русской живописи и западноевропейской гравюры, один из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества). С детства Владимира Маковского окружала атмосфера искусства — в доме отца собирались люди искусства и творческих профессий: Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин и другие.



Устраивались музыкальные, литературные и рисовальные вечера. Развитию творческого начала служило и то, что квартира Е.И. Маковского была с видом на Кремль и находилась на набережной Москва-реки. Из окна открывался живописный вид центра Москвы. В семье было пятеро детей старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей.

Крах банка, 1881

От матери, Любви Корнилиевны (урождённая Моленгауэр), сын Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на скрипке и гитаре, и рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861). С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина и у В. А. Тропинина.

Ярмарка в Полтаве

Училище Владимир Маковский закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение». Уже в 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию». С рождением первого ребенка в 1869 году, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к теме детства («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное», «Возвращение с ночного»). А картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, которую купил для своей галереи П. М. Третьяков. Покупка картин этим коллекционером и меценатом означало признание как художника.

Пастушки, 1903



В 1873 Владимир Маковский за картину «Любители соловьев» был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».

Любители соловьев

В это же время он написал 21 жанровую картину для альбома «Эпизоды Севастопольской жизни 1854—1855 годов». В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления. С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ. В 1892 году ему присвоили звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.

Ночлежники, 1889

В 1893 году он становится действительным членом петербургской Академии Художеств, а с 1894 по 1918 В.Е. Маковский преподавал в петербургской Академии художеств, куда его пригласили на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А.Кузнецов. С 1905 года Владимир Маковский становится действительным статским советником.



Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 и был похоронен в Петрограде (г. Санкт-Петербург) на Смоленском кладбище.





Портрет императрицы Марии Федоровны. 1912



Владимир Егорович Маковский / автопортрет






Booking.com

juicyworld.org

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

   Маковский Владимир Егорович относился к художникам-передвижникам, известен картинами бытового жанра. Родился в 1846 году в Москве. Его отец, бухгалтер, был преданным поклонником искусства, а мать — певицей.

   Семья Маковских отличалась гостеприимством, их с удовольствием посещали известные музыканты, писатели, художники. Владимир с братьями и сестрой росли в обстановке благоприятной к творчеству. Первые уроки рисования мальчику преподавал В. А. Тропинин.

   В 15 лет юноша поступил в Московское училище живописи и ваяния и закончил его с большой серебряной медалью. После этого Маковский отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Через три года он получил золотую медаль.

   В 23 года художник женился на А. П. Герасимовой. У пары родилось двое мальчиков Александр и Константин. В будущем один станет живописцем, второй архитектором. Биография брата художника, Константина Егоровича, мы освещали тут.

   Чтобы прокормить семью, Маковскому приходилось много работать. Он брался за любые заказы: рисовал для полиграфических изданий, писал иконы, расписывал помещения.

   В 1872 году В. Маковский присоединился к товариществу художников-передвижников. Живописцы, вдохновленные идеями народничества, в своих работах поднимали острые социальные вопросы. В противовес официальному академизму передвижники продвигали реализм. Маковский активно участвовал в выставках товарищества и даже стал членом его правления.

   Картины Маковского пользовались большим успехом у публики. Его работы напоминают ранние рассказы А. П. Чехова — в одной кульминационной сцене он умудряется раскрыть характер героев, поведать их судьбу, а кое-что оставить на домысел зрителю. Одни сюжеты картин Маковского лиричны, другие трагичны, а третьи ироничны. Будучи внимательным наблюдателем, художник подмечал вокруг себя будущих героев своих произведений. Современники прекрасно понимали, что хочет до них донести автор, ведь сюжеты были продиктованы самой жизнью.

   За свою работу «Любители соловьиного пения» В. Маковский получил премию и удостоился звания академика. Эта картина выставлялась в Вене и имела большой успех.

   Художника волновали и политические процессы в стране. Он написал несколько картин на тему преследования революционеров-народников: «Вечеринки», «Ожидание», «Осужденный», «Оправданная», «Узник» и др. Эти работы вызвали большой резонанс в обществе.

   С 1882 году Маковский в течение 12 лет занимает должность старшего преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

   В 80-е годы художник обращается к злободневным темам: тяжелому положению крестьян и простого народа. Он пишет такие картины, как «Крах банка», «На бульваре», «За лекарством», «Ночлежный дом», «Свидание», «Посещение бедных» и др. Все эти работы без прикрас показывают жестокую действительность.

   Каждый год Маковский совершает поездки на Украину, в Крым, к Волге. Эти путешествия дарят ему новые впечатления и сюжеты. Особенно художника очаровала украинская природа и культура. Им созданы такие проникновенные картины, как «Мать и дочь», «Девушки, освещенные солнцем», «Проповедь в украинской церкви», «Девичник» и др.

   Занимался Владимир Егорович и иллюстрацией произведений Гоголя, Пушкина, Лермонтова. Его рисунки отличаются точной передачей характеров и эмоций героев. Особенно художнику нравились «Мертвые души» Гоголя. Он иллюстрировал их несколько раз.

   Маковский был большим любителем музыки. Особенной его любовью была скрипка. Он даже приобрел себе редкий инструмент производства Гварнери. Правда играл он только для себя и на домашних концертах.

   В 1894 В. Е. Маковский переехал в Санкт-Петербург. Ему предложили место преподавателя класса жанровой живописи в Академии художеств.

   В 1898 умирает жена художника Анна Петровна. Вскоре он женится еще раз на певице Ольге Андреевне Макаровой.

   Художник стал свидетелем трагических событий на Ходынском поле в 1896 года. Во время торжеств, посвященных коронации Николая II, в давке погибло много людей. Результатом этого стало написание картин «Ходынка» и «Ваганьковское кладбище», которые сразу стали запрещенными.

   Произвела на художника впечатление и революция 1905. Эти события нашли отражение в картинах «Допрос революционерки» и «09 января 1905 на Васильевском острове».

   После революции 1917 года Владимиру Егоровичу новые власти назначили пенсию, но художник продолжал работать, изображая реальность уже советской России. Умер Маковский в 1920 году, оставив после себя богатое художественное наследие.

muzei-mira.com

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ — МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ

Продолжая тему «забытых имен» в искусстве, попробуем прикоснуться и понять творчество гениальных творцов русской живописи 19 века, работы которых выполнены в рамках повседневности человеческой жизни, в бытовом жанре. В прошлой статье мы рассказывали о гениальном русском живописце — Корзухине Алексее Ивановиче. А сегодня познакомимся с художником не менее гениальным, работы которого сегодня можно встретить в самых знаменитых музеях и галереях страны. Итак, познакомьтесь:

Маковский Владимир Егорович (1846-1920)

Владимир Егорович — признанный мастер бытового жанра. Родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве. Его отец — Егор Маковский был известным художественным деятелем, являлся одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сегодня можно долго рассуждать о вопросах наследственности таланта, но как мне кажется, талант нужно еще и обнаружить, направить, раскрыть.

С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил свое призвание.

Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину «Мальчик, продающий квас» (1861). Впоследствии картина будет украшать стены  Государственной Третьяковской галереи.

В своих многочисленных полотнах В. Е. Маковский затронул и показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России. Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов и состояний; разночинная интеллигенция и трудовой люд — ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы.

Все эти люди, изображенные на картинах, живут и действуют в наиболее привычной и характерной для них обстановке, но художник всегда умело выбирал тот момент действия, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры, взаимоотношения людей, их общественное положение.

«В жаркий день», 1881, Серпуховский художественно-исторический музей«В полдень», 1879, этюд для картины «Толкучий рынок в Москве», Государственная Третьяковская галерея

Талантливый художник, зорко всматривающийся в окружающую жизнь, глубоко сочувствующий человеческому горю и радостям, он создал много картин, повествующих о судьбе простых людей. Почти полвека ежегодно появлялись на выставках новые произведения В. Маковского, и всегда его картины пользовались неизменным вниманием, их ждали с нетерпением. Актуальные по содержанию, часто затрагивающие жгучие вопросы современности, они всегда были понятны самой широкой публике. Всю жизнь его творческая и общественная деятельность была направлена на пробуждение мысли и гражданского сознания. Как художник, он является ярким представителем искусства критического реализма.

«В сельской школе», 1883, Тульский областной художественный музей«Две матери. Мать приемная и родная», 1905, Самарский областной художественный музей

Егор Иванович — отец Владимира пользовался большим уважением и широкой популярностью среди художественных кругов. За преданное служение искусству он был избран почетным членом Московского художественного общества. Мать художника, Любовь Корнилиевна Маковская (урожденная Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, ее выступления перед публикой проходили с большим успехом.

Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами. В доме Маковских, отличавшихся широким радушием и гостеприимством, постоянно собирались выдающиеся художники, музыканты, писатели, артисты. Здесь бывали некогда Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин.

«Друзья-приятели», 1878, Челябинская областная картинная галерея«Вечернее общество», 1875, Государственная Третьяковская галерея«Литературное чтение», 1866, Государственная Третьяковская галерея

«Искусство — это вторая религия… искусство облагораживает человека, делает его гуманным», -любил говорить Егор Иванович. Он неутомимо следил за художественным развитием детей, учил их копировать гравюры, занимался с ними рисованием с натуры.

Владимир унаследовал от своих родителей беспредельную любовь к искусству, прекрасный слух и не большой, но очень красивый голос. Художественные наклонности его проявились рано. Известен, например, рисунок, обративший на себя внимание родителей и посещавших дом художников, с надписью «пианый», выполненный им в семилетнем возрасте. Мальчиком был изображен подвыпивший хорошо знакомый семье чиновник с очень меткой для детского рисунка характеристикой.

В 1861 году он успешно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сыгравшее важнейшую роль в формировании эстетических взглядов, мировоззрения, в воспитании художественных вкусов и способностей художника.

«Варка варенья», 1876, Самарский областной художественный музей

Конкурсная картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», законченная в 1869 году, принесла Маковскому широкий успех. Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.

Тема картины возникла под впечатлением повести Тургенева «Бежин луг». Тургенев был одним из любимых писателей Маковского. Крестьянские дети с их непосредственностью, их близостью к природе привлекали, волновали художника Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут сквозь все его творчество.

«Крестьянские дети», 1890, Харьковский художественный музей«Приезд учительницы в деревню», 1896-1897, Государственная Третьяковская галерея

В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина «В приемной у доктора», где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. С тонким юмором подчеркнул художник живущую в народе веру в чудодейственную исцеляющую силу «домашних» способов лечения. Внимание к деталям и, главное, теплая ирония сделали свое дело — картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста.

Государственная Третьяковская галерея

Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: «Любители соловьиного пения», «Игра в бабки», «Получение пенсии», «Псаломщики». Все они были небольшого размера, написаны в гладкой живописной манере.

«Игра в бабки», 1870, Государственная Третьяковская галерея
За картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика.

Тонкое понимание русского характера, поэтическое чувство красоты и музыки природы роднят это произведение с ранними повестями Тургенева. Затаив дыхание, забыв каждодневные дела и заботы, слушают пение соловья трое приятелей. Свет, падающий из низкого окошка, освещает убогую обстановку бревенчатой избы. Над столом с неубранной посудой, с нарезанной селедкой висит клетка с птицей, к которой приковано все внимание присутствующих. Поэзия властно покорила чувства этих разных по характеру, состоянию и положению людей. Их переживания переданы художником очень тонко и деликатно: с мягким юмором рисует он выражение счастья на грубых, изборожденных морщинами, измученных житейскими невзгодами лицах сидящего у стены хозяина дома и отставного солдата. Даже чинное лицо лавочника озарило теплое чувство. Показывая любовь русских людей к красоте природы, В. Маковский дает и меткую социальную характеристику персонажей.

«Любители соловьев», 1872-1873, Государственная Третьяковская галерея«Посещение бедных», 1874, Государственная Третьяковская галерея«Рыбачки», 1886, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко«На Волге», 1897, Государственная Третьяковская галерея«Обед», 1875, Этюд для картины «Толкучий рынок в Москве», Государственная Третьяковская галерея«Ожидание», 1875, Государственная Третьяковская галерея

В 1879 г. Маковский создал картину «Осужденный», где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения.

Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, — это «Крах банка» (1881). Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Обморок несчастной старушки, растерянность купца, потрясенные и возмущенные лица и, наконец, самодовольство финансового дельца, единственно выигравшего от падения акций, изображены художником психологически ярко и точно.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина «Свидание» (1883), перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа «Ванька». Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным «в учение» к ремесленнику, «в люди». Жалость и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына.

«Свидание», Государственная Третьяковская галерея

Тем же щемящим чувством отмечена и картина «На бульваре» (1886-87), вновь затрагивающая темы города и деревни. Размышление о женской доле вызывает сцена на скамейке московского бульвара, где подвыпивший нагловато-безразличный мастеровой играет на гармошке, а рядом с ним в задумчивости застыла молодая женщина с ребенком на руках. Приехавшая из глухой деревни к мужу, она подавлена одиночеством, отчуждением, холодностью их встречи. Унылый осенний пейзаж, голые ветви деревьев, покосившийся фонарь, большой незнакомый ей город — все вторит настроению этого безрадостного свидания.

«На бульваре», Государственная Третьяковская галерея

В 1896 г. он совершил поездку по Волге, в результате которой появилась серия картин, изображающих народные типы — грузчиков, бурлаков, босяков (во многом они перекликаются с литературными образами рассказов молодого М. Горького).

В том же году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском ноле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.

В наследие русскому народу остались свыше четырех сотен картин, множество иллюстраций к произведениям классиков русской литературы, офортов, гравюр, акварелей и рисунков.
Выбор приданого. 1897-1898Наем прислуги. 1891Не пущу!. 1892
Умер Владимир Маковский в Ленинграде 21 февраля 1920. Похоронен в Петрограде на Смоленском кладбище.

«Картина — не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет — нет картины.»

«Вот Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!»

Читайте также: Забытые имена — русский живописец Корзухин Алексей Иванович

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Маковский Владимир Егорович


В своих многочисленных полотнах В. Е. Маковский затронул и показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России. Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов и состояний; разночинная интеллигенция и трудовой люд — ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы. Все эти люди, изображенные на картинах, живут и действуют в наиболее привычной и характерной для них обстановке, но художник всегда умело выбирал тот момент действия, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры, взаимоотношения людей, их общественное положение.


Ясность содержания, глубина мысли, правдивость и занимательность повествования отличают все лучшие работы художника.

«Автопортрет»«Берег Крыма» 1886 год

В. Е. Маковский начал выступать в своих картинах с критикой недостатков социального строя общества, с защитой интересов простого трудового народа в сложный период истории России. Острый кризис всей феодально-крепостнической системы, приведший к поражению в Крымской войне 1853-1856 годов, застою в сельском хозяйстве, отсталости промышленности, вызвал небывалый подъем революционно-демократического движения. Вынужденная отмена крепостного права, крестьянская реформа 1861 года, не решила основных противоречий, не улучшила жизни крестьян и трудящегося населения города. Росли революционные настроения, ширилось стихийное крестьянское движение, находя поддержку и сочувствие в среде передовой части интеллигенции.


Демократическое движение 60-х годов XIX века наложило яркую печать на все дальнейшее развитие общественной мысли и культуры России. Борьба за счастье трудящихся, за лучшее будущее своей Родины, своего народа определила и творческую направленность в деятельности многих передовых русских ученых, писателей, композиторов, художников второй половины XIX века.


Владимир Егорович Маковский был одним из первых среди замечательных русских художников, выступавшим за народные интересы, за просвещение, за право людей на счастье. Он был верным последователем революционных демократов. Ему были близки их просветительские и философские идеи. Правдивое отражение жизни и важное, нужное для общества идейное содержание он считал основным, обязательным условием создания художественного произведения.


Талантливый художник, зорко всматривающийся в окружающую жизнь, глубоко сочувствующий человеческому горю и радостям, он создал много картин, повествующих о судьбе простых людей. Почти полвека ежегодно появлялись на выставках новые произведения В. Маковского, и всегда его картины пользовались неизменным вниманием, их ждали с нетерпением. Актуальные по содержанию, часто затрагивающие жгучие вопросы современности, они всегда были понятны самой широкой публике. Всю жизнь его творческая и общественная деятельность была направлена на пробуждение мысли и гражданского сознания. Как художник он является ярким представителем искусства критического реализма.

 

История жизни

 

Владимир Егорович Маковский родился и вырос в Москве, в семье, где все жило и дышало искусством. Его отец, Егор Иванович Маковский, человек умный, образованный и богато одаренный, на свои скромные средства (он служил бухгалтером Экспедиции Кремлевских строений) составил значительное собрание редких, высокохудожественных гравюр и картин. У него были первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, рисунки Брюллова, Кипренского, картины старых мастеров. Бескорыстно, всем сердцем любя искусство, он и сам учился рисованию и живописи, в чем достиг значительных успехов.


В 1832 году по его инициативе был создан первый натурный класс в Москве, вскоре превратившийся в Художественный класс, а потом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Училище это впоследствии стало колыбелью многих выдающихся русских художников.

«Варят варенье» 1876 год«Вечернее общество» 1897 год«Две матери. Мать приемная и родная» 1905 год

Егор Иванович пользовался большим уважением и широкой популярностью среди художественных кругов. За преданное служение искусству он был избран почетным членом Московского художественного общества.


Мать художника, Любовь Корнилиевна Маковская (урожденная Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, ее выступления перед публикой проходили с большим успехом.


Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами. В доме Маковских, отличавшихся широким радушием и гостеприимством, постоянно собирались выдающиеся художники, музыканты, писатели, артисты. Здесь бывали некогда Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин.


Друзьями Егора Ивановича были замечательные русские художники К. П. Брюллов, В. А. Тропинин, к которым в доме относились с любовью и глубоким уважением.


Беседы об искусстве, рассказы о знаменитых мастерах прошлого, посещение мастерских художников, изучение гравюр было первой школой для детей Егора Ивановича: сыновей Константина, Николая и Владимира и дочери Александры, которые все впоследствии стали известными художниками.


«Искусство — это вторая религия… искусство облагораживает человека, делает его гуманным»,-любил говорить Егор Иванович. Он неутомимо следил за художественным развитием детей, учил их копировать гравюры, занимался с ними рисованием с натуры. Особенно значительным было влияние Тропинина, который был частым гостем в семье и с большим вниманием относился к начинающим художникам.


Младший сын Маковских Владимир унаследовал от своих родителей беспредельную любовь к искусству, прекрасный слух и небольшой, но очень красивый голос. Художественные наклонности его проявились рано. Известен, например, рисунок, обративший на себя внимание родителей и посещавших дом художников, с надписью «пианый», выполненный им в семилетнем возрасте. Мальчиком был изображен подвыпивший хорошо знакомый семье чиновник с очень меткой для детского рисунка характеристикой.

«Девочка с гусями» 1875 год«Крестьянские дети» 1890 год«Литературное чтение» 1866 год

Мать Владимира Егоровича, когда старшие дети уже выбрали свой путь, боясь непрочности положения художника, пыталась изменить будущее своего сына. Однако сила призвания победила. Страсть к рисованию и художественная одаренность мальчика обращали на себя внимание всех окружающих.


В 1861 году Владимир начинает обучение в московском Училище живописи и ваяния. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов.

 

К тому времени относится и первая его картина — «Квасник». Она была показана в 1862 году на выставке в училище под названием «Мальчик, продающий квас». На картине изображен мальчик с глиняным кувшином и кружкой. Он смотрит, словно обращаясь к зрителю, длинные волосы выбились из-под шапки, в лице и просьба, и робость, и грусть. В характеристике образа, в трактовке лица и одежды, в подробной выписанности всех деталей, даже в колорите чувствуется влияние живописи Венецианова и Тропинина.


Эта картина была выполнена В. Маковским под руководством отца, требовавшего правильного рисунка и верной передачи натуры, но в ней уже сказался и индивидуальный подход автора к теме: его интерес к бытовому жанру, теплота и симпатия в отношении к простому человеку. С этой работы начинается большой творческий путь художника.


Московское училище, второе по величине и значению художественное заведение в России, со дня своего основания отличалось широким демократизмом. Ко времени поступления В. Е. Маковского в училище эти реалистические демократические традиции были особенно подняты и развиты в творчестве знаменитого русского художника В. Г. Перова, вся жизнь и деятельность которого были тесно связаны с жизнью училища. Он был там одним из ведущих преподавателей, горячо любимым и почитаемым учениками.

 

В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали и звания классного художника за картину «Литературное чтение».

 

Первые три года после окончания училища Маковский был занят работой над картиной на соискание золотой медали. Одновременно он много пишет и рисует с натуры. Его ранние рисунки и акварели, выполненные с большим мастерством, с чувством юмора, получают ясно выраженную социальную направленность. Эти работы, близкие духу времени, обращают на себя внимание художников и критики.


Наряду с известными мастерами, такими, как Перов, Прянишников, Саврасов, молодой Маковский был приглашен к участию в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» («Автографы московских художников», 1867). Эта работа соответствовала творческим исканиям художника. Изображение современных сцен русской жизни было его настоящим призванием

«Молебен на Пасху»«На Волге» 1897 год«На кухне» 1913 год

Продолжая свое образование в Академии художеств, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался и русский сельский пейзаж.

 

С большой симпатией изображает художник детей, их серьезность, увлеченность и в картине «Игра в бабки» (1869-1870). Выразительно передана сценка, где все захвачены азартом игры. Общему впечатлению мешают только некоторая пестрота в цвете и чрезвычайная выписанность отдельных деталей одежды, пейзажа.


Интерес к подробной повествовательности, точная до педантичности выписанность деталей при передаче натуры, предельная добросовестность в живописной законченности — как результат пройденной школы отличают все ранние произведения В. Маковского. С годами его живописная манера меняется, приобретая большую свободу, гибкость и эмоциональную выразительность. Детали и частности подчиняются выражению идейного содержания произведения. Внимательное, вдумчивое отношение к натуре, верное изображение увиденного, любовь к законченности картины сохранятся им на всю жизнь.


Следующая картина молодого художника — «В приемной у доктора» (1870) — привлекала внимание современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов писал «Нынешняя его «Приемная у доктора» — я надеюсь, все со мной согласятся — одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».


В 1872-1873 годах художник пишет одну из своих лучших картин «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика. Тем же мягким юмором, настроением благодушия и довольства, трогательной дружбы стариков проникнуты такие более поздние картины Маковского, как «Поздравление с ангелом» (1878), «Варят варенье» (1876), «Друзья-приятели» (1878).


Однако юмор Маковского далеко не всегда добродушен иногда он становится средством показа никчемности жизни, прозябания мещанства в картинах «Потихоньку от жены», «Мухолов» (1875), «Друзья-приятели» (1878), «Оптимист и пессимист» (1893).

«Ночлежный дом» 1889 год«Оправданная» 1882 год«Пастушки» 1903 год

В 1872 года Маковский вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Художник активно участвовал на всех выставках Товарищества, до конца своей жизни горячо отстаивал идеи передвижников. В 1874 году появляется картина яркой социальной направленности — «Посещение бедных». Еще через год Маковский написал картину «Ожидание» («У острога»). Своеобразным откликом на громкий судебный процесс над народовольцами и начавшийся новый революционный подъем стали картины «Осужденный» (1879), «Узник» (1882) и тематически тесно с ними связанная «Вечеринка» (1875-1897).


Восьмидесятые — начало девяностых годов — период расцвета творчества художника. В эти годы тема человеческого страдания и горя находит воплощение в таких великолепных произведениях, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).


«В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту, — отмечает Т. Горина. — В ряде работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности воздуха. Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная». Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение». Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова…»


До 1894 года Маковский жил и работал в Москве. С 1882 по 1894 год он вел натурный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Активно работающий художник, человек передовых взглядов, он пользовался большим авторитетом среди учеников.

Московский дом Маковских, как это было и во времена его отца, притягивал к себе лучших представителей творческой интеллигенции — художников, артистов, музыкантов, ученых. Живой, общительный, Владимир Егорович был к тому же неплохим музыкантом-любителем, хорошо играл на гитаре, но особенно любил скрипку. Перебравшись в 1894 году в Петербург, он не оставлял своих занятий музыкой. В столице с 1894 по 1918 год Маковский руководил мастерской жанровой живописи в Академии художеств. В числе лучших картин позднего периода следует назвать «Приезд учительницы» (1896) и «Вечеринку», в которой художник дает яркое представление о страстных спорах, которые происходили среди революционно настроенной интеллигенции в период начавшегося раскола.

 

Тонкий психолог, Маковский немало сил отдал и портрету. Его наиболее значительные работы в этом жанре относятся к восьмидесятым-девяностым годам — это портреты И.М. Прянишникова (1883), И.Е. Цветкова (1890 и 1912-1913), Е.С. Сорокина (1891), Д.А. Ровинского (1894).

«Письмо»«Под венец» 1884 год«Посещение бедных» 1874 год

Маковский был замечательным рисовальщиком. Об этом говорят его «Московские типы», «Разговор», «Портрет А. К. Саврасова», акварели «Любитель старины», «Починка халата». Маковский известен и как иллюстратор произведений русских классиков Пушкина, Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.

Насколько искренним и серьезным художником был Маковский, можно судить по следующим фактам. В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.


Потрясение, испытанное художником, вылилось в картине «Ваганьковское кладбище» (1901), над которой он работал в течение пяти лет. На Ваганьковское кладбище свозились трупы задавленных на Ходынском поле на следующий день после коронации. На картине изображено кладбище с рядами гробов и свежими могилами. В центре молодая женщина с детьми, склонившаяся над гробом, сраженная горем. Пейзаж соответствует трагическому настроению всей сцены: холодное ветреное майское утро, одинокие, еще голые деревья.


Обличительный характер картины, ее эмоциональная выразительность были так сильны, что к художнику подсылались агенты, чтобы купить произведение до того, как оно будет обнародовано. Картина была запрещена и не экспонировалась на выставках. Особо отмечена она была на Всемирной лондонской выставке, где в 1910 году была показана впервые. 


На рост революционно-демократического движения в начале двадцатого века Маковский откликается картинами «Ходынка» (1901), «Допрос революционерки» (1904), «9 января 1905 года. Васильевский остров» (1905).


В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).


В 1918 году, после Великой Октябрьской революции, Владимиру Егоровичу Маковскому была назначена пенсия, и он был освобожден от работы в Академии. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы.


Cтараясь не отстать от современности, художник работает над рядом бытовых тем уже новой России. В 1918 году на 46-й выставке передвижников было представлено много его последних работ. Они несли в советскую действительность реалистические принципы русского искусства. Ободренный успешным выступлением на выставке, Маковский выполнил в 1919 году ряд произведений, отражающих новую жизнь: «У городской столовой», «Новое время», рисунок «Агитатор», начал работу над картиной «Большевики. Сторожевой пост».

 
«Рыбачки» 1886 год«Свидание» 1883 год«Свидание» 1898 год

Cвыше четырехсот картин, множество иллюстрации к произведениям классиков русской литературы, офортов, гравюр, акварелей, рисунков выполнил художник за свою долгую творческую жизнь. В его произведениях нашла широкое отражение многообразная и противоречивая обстановка России почти за шестьдесят лет ее истории.


Сила таланта Владимира Маковского особенно проявилась в умении так раскрыть содержание произведения, что авторская оценка действительности не навязывалась, а воспринималась зрителем как собственное суждение о происходящем.


Прогрессивный характер творчества мастера живописной новеллы был результатом его активного отношенияк к действительности. Страстность, искренность, сила таланта — все ставило художника в ряд передовых борцов за идейное реалистическое искусство. Он был одним из тех, кто своей неутомимой энергией, благородной целенаправленностью повседневной работы содействовал успешному развитию передовой русской культуры.

 

21 февраля 1920 года Маковский умер.

 

Источник: www.tonnel.ru

tunnel.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *