Клеопатра рисунки: Прижизненные и средневековые портреты Клеопатры. Часть 2: philologist — LiveJournal

Прижизненные и средневековые портреты Клеопатры. Часть 2: philologist — LiveJournal
Оригинал взят у gorbutovich в Клеопатра Великая. Портреты и Плутарх. Часть 2

Красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад.


Около 1505 года. Самоубийство Клеопатры при помощи двух змей / Cleopatra with two snakes, miniature from The Lives of Famous Women by Antoine Dufour, manuscript, France. Nantes, Musée Thomas Dobrée, Ms 17. «Les vies des femmes célèbres», «Antoine Du Four présentant le manuscrit à Anne de Bretagne», manuscrit sur vélin, Paris, texte — Antoine Du Four, 1504: illustrations — Jean Pichore, 1506, legs Dobrée. Source

История Клеопатры VII (69-30 гг. до н.э.) и грубого пошлого солдафона Марка Антония (83-30 до н.э.) известна всем, но лучше всех – Плутарху (ок.45-ок.127 н.э.)

Начало: часть 1

Плутарх сообщает: [1]

56. <…> и меж тем как войска продолжали собираться, Антоний с Клеопатрой отплыли на Самос и там проводили все дни в развлечениях и удовольствиях. Подобно тому как все цари, властители и тетрархи, все народы и города между Сирией и Мэотидой, Иллирией и Арменией получили приказ посылать и везти военное снаряжение, так же точно всем актерам было строго предписано немедленно отправляться на Самос.


2.

Фараон Клеопатра перед Исидой. 51 г. до н.э. Лувр / Cleopatra VII of Egypt dressed like a pharaoh presenting offerings to Isis, 51 BC. Limestone stele dedicated by a Greek man, Onnophris / La reine Cléopâtre VII (51 — 30 avant J.-C.), vêtue en pharaon, fait une offrande à la déesse Isis. 2 juillet 51 avant J.-C. Calcaire H.: 52,40 cm.; L.: 28 cm.; Pr.: 4 cm. Stèle dédiée par Onnophris, un Grec «président de l’association d’Isis Snonaïs». Musée du Louvre. Source

Чуть ли не целая вселенная гудела от стонов и рыданий, а в это самое время один-единственный остров много дней подряд оглашался звуками флейт и кифар, театры были полны зрителей, и хоры усердно боролись за первенство. Каждый город посылал быка, чтобы принять участие в торжественных жертвоприношениях, а цари старались превзойти друг друга пышностью приемов и даров, так что в народе с недоумением говорили: каковы же будут у них победные празднества, если они с таким великолепием празднуют приготовления к войне?!

3.

Император Марк Антоний и Юпитер (?) / The Triumvirs. Mark Antony. Autumn-early winter 39 BC. AR Denarius (18mm, 3.60 g, 12h). Military mint traveling in Cilicia or northern Syria; Mark Antony, imperator. M · (ANT) IM · III · V · R · P [· C], bare head right; lituus to left. [P] VE(NT)IDI PO(NT) IMP, Jupiter(?) standing right, holding scepter in right hand, olive branch in left. via. Source

57. Затем Антоний назначил актерам для жительства город Приену, а сам уехал в Афины, и снова непрерывною чередой потянулись зрелища и забавы. Ревнуя к почестям, которые город оказал Октавии, — афиняне горячо полюбили супругу Антония, — Клеопатра щедрыми подарками старалась приобрести благосклонность народа. Назначив почести и Клеопатре, афиняне отправили к ней домой послов с постановлением Собрания, и одним из этих послов был Антоний — в качестве афинского гражданина; он произнес и речь от имени города.

4.


Марк Антоний и его супруга Октавия / Mark Antony, with Octavia. 39 BC. AR Cistophoric Tetradrachm (27mm, 12.10 gm, 1h). Ephesus mint. M.ANTONIVS. IMP.COS. DESIG.ITER ET TERT., laureate head of Antony and draped bust of Octavia right, conjoined. III.VIR.R.P.C., Bacchus standing left on cista mystica, holding cantharus and thyrsus, coiled serpents at sides. RPC I 2202; CRI 263; Sydenham 1198; RSC 3. Good VF, old collection toning. via, Source

В Рим он послал своих людей с приказом выдворить Октавию из его дома, и она ушла, говорят, ведя за собою всех детей Антония (кроме старшего сына от Фульвии, который был с отцом), плача и кляня судьбу, за то что и ее будут числить среди виновников грядущей войны. Но римляне сожалели не столько об ней, сколько об Антонии, и в особенности те из них, которые видели Клеопатру и знали, что она и не красивее и не моложе Октавии.

<…>

60. Когда Цезарь [Октавиан] счел свои приготовления достаточными, было постановлено начать войну против Клеопатры и лишить Антония полномочий, которые он уступил и передал женщине. К этому Цезарь прибавил, что Антоний отравлен ядовитыми зельями и уже не владеет ни чувствами, ни рассудком, и что войну поведут евнух Мардион, Потин, рабыня Клеопатры Ирада, убирающая волосы своей госпоже, и Хармион — вот кто вершит важнейшими делами правления.

Войне, как сообщают, предшествовали следующие знамения. Выведенная Антонием колония Пизавр на берегу Адриатического моря была проглочена пучиной во время землетрясения. В Альбе с мраморной статуи Антония струился пот, и несколько дней подряд статуя не просыхала, как ее ни вытирали. Когда Антоний находился в Патрах, молния сожгла тамошний храм Геракла, а из «Битвы с гигантами» [35] в Афинах порыв ветра вырвал изображение Диониса и забросил в театр. Между тем Антоний, как уже говорилось выше, происхождение свое возводил к Гераклу, а укладом жизни подражал Дионису и даже именовался «новым Дионисом». Та же буря, обрушившись на Афины, из многих гигантских статуй опрокинула только две — Эвмена и Аттала, которые, по надписям на цоколях, были известны под названием «Антониевых». Флагманское судно Клеопатры звалось «Антониада», и на нем случилось вот какого рода зловещее происшествие: ласточки свили под кормою гнездо, но прилетели другие ласточки, выгнали первых и убили птенцов.

<…>

5.

Скульптурный портрет Клеопатры из Берлина. 30-40 гг. до н.э. / Marblebust of Cleopatra VII of Egypt form 30-40 BC. Altes Museum Berlin /Berliner Museumsinsel. via

62. Но Антоний уже до такой степени превратился в бабьего прихвостня, что, вопреки большому преимуществу на суше, желал решить войну победою на море — в угоду Клеопатре! <…>

66. <…> Битва сделалась всеобщей, однако исход ее еще далеко не определился, как вдруг, у всех на виду, шестьдесят кораблей Клеопатры подняли паруса к отплытию и обратились в бегство, прокладывая себе путь сквозь гущу сражающихся, а так как они были размещены позади больших судов, то теперь, прорываясь через их строй, сеяли смятение. А враги только дивились, видя, как они, с попутным ветром, уходят к Пелопоннесу.

Вот когда Антоний яснее всего обнаружил, что не владеет ни разумом полководца, ни разумом мужа, и вообще не владеет собственным разумом, но — если вспомнить чью-то шутку, что душа влюбленного живет в чужом теле [39], — словно бы сросся с этою женщиной и должен следовать за нею везде и повсюду. Стоило ему заметить, что корабль Клеопатры уплывает, как он забыл обо всем на свете, предал и бросил на произвол судьбы людей, которые за него сражались и умирали, и, перейдя на пентеру, в сопровождении лишь сирийца Алекса и Сцеллия, погнался за тою, что уже погибла сама и вместе с собой готовилась сгубить и его.

6.

Скульптурный портрет Клеопатры. Мрамор. 30-40 гг. до н.э. Старый музей, Государственные музеи Берлина, Берлин / Portrait of Cleopatra VII; Marble; Inv. 1976.10. 30-40 BC. Altes Museum Berlin. via

67. Узнавши Антония, Клеопатра приказала поднять сигнал на своем корабле. Пентера подошла к нему вплотную, и Антония приняли на борт, но Клеопатру он не видел, и сам не показался ей на глаза. В полном одиночестве он сел на носу и молчал, охватив голову руками. Тут появились либурны [40] Цезаря. <…>

Когда Эврикл отстал, Антоний снова застыл в прежней позе и так провел на носу три дня один, то ли гневаясь на Клеопатру, то ли стыдясь ее. На четвертый день причалили у Тенара, и здесь женщины из свиты царицы сперва свели их для разговора, а потом убедили разделить стол и постель. <…>

68. Но расстанемся на время с Антонием. Флот при Актии долго сопротивлялся и, несмотря на тяжелые повреждения, которые наносили судам высокие встречные валы, прекратил борьбу лишь в десятом часу. Убитых насчитали не более пяти тысяч, зато в плен взято было триста судов, как рассказывает сам Цезарь. Немногие видели бегство Антония собственными глазами, а те, кто об этом узнавал, сперва не желали верить — им представлялось невероятным, чтобы он мог бросить девятнадцать нетронутых легионов и двенадцать тысяч конницы, он, столько раз испытавший на себе и милость и немилость судьбы и в бесчисленных битвах и походах узнавший капризную переменчивость военного счастья. Воины тосковали по Антонию и всё надеялись, что он внезапно появится, и выказали при этом столько верности и мужества, что даже после того, как бегство их полководца не вызывало уже ни малейших сомнений, целых семь дней не покидали своего лагеря, отвергая все предложения, какие ни делал им Цезарь. Но в конце концов однажды ночью скрылся и Канидий, и, оставшись совсем одни, преданные своими начальниками, они перешли на сторону победителя.

После этого Цезарь поплыл в Афины, примирился с греками и разделил остатки сделанных для войны хлебных запасов между городами, которые терпели жесточайшую нужду — ограбленные, лишившиеся всех своих денег, скота и рабов. Мой прадед Никарх рассказывал, что всех граждан Херонеи заставили на собственных плечах перенести к морю близ Антикиры сколько-то пшеницы, да еще подгоняли их при этом плетьми, а когда они вернулись, им отмерили еще столько же и уже готовы были взвалить им на плечи, когда пришла весть о поражении Антония, и это спасло город: управители Антония и солдаты тут же бежали, и хлеб граждане поделили между собою.

69. Высадившись в Африке, Антоний отправил Клеопатру из Паретония в Египет, а сам бродил с места на место в подавленности и глубоком уединении, которое с ним разделяли лишь двое друзей — греческий оратор Аристократ и римлянин Луцилий. <…> Когда же полководец, которому он поручил свои силы в Африке, сам склонил это войско к измене [42], Антоний хотел покончить с собой, но друзья помешали ему и увезли в Александрию, где он встретился с Клеопатрою <…>

Антоний между тем покинул город, расстался с друзьями и устроил себе жилище среди волн, протянувши от Фароса в море длинную дамбу. Там он проводил свои дни, беглецом от людей <…>

71. С сообщением о потере войска, стоявшего при Актии, к Антонию прибыл сам Канидий. Одновременно Антоний узнал, что Ирод, царь Иудейский с несколькими легионами и когортами перешел к Цезарю, что примеру этому следуют и остальные властители и что кроме Египта за ним уже ничего не остается.

Но ни одна из этих вестей нимало его не опечалила, напротив — словно радуясь, отрекся он от всякой надежды, чтобы вместе положить конец и заботам, бросил свое морское пристанище, которое называл Тимоновым храмом, и, принятый Клеопатрою в царском дворце, принялся увеселять город нескончаемыми пирами, попойками и денежными раздачами.

7.

Клеопатра и ее сын от Юлия Цезаря Цезарион. Храм в Дандаре. Западный берег Нила, 60 км от Луксора, Египет / Temple of Denderah. Back wall where can be seen: Cleopatra and her son, Cesarion. via

Сына Клеопатры и Цезаря он записал в эфебы, а своего сына от Фульвии, Антулла одел в мужскую тогу без каймы [45], и по этому случаю вся Александрия много дней подряд пьянствовала, гуляла, веселилась.

Вместе с Клеопатрой они распустили прежний «Союз неподражаемых» и составили новый, ничуть не уступавший первому в роскоши и расточительности, и назвали его «Союзом смертников». В него записывались друзья, решившиеся умереть вместе с ними, а пока жизнь их обернулась чередою радостных празднеств, которые они задавали по очереди.

8.

Статуя Клеопатры VII. Эрмитаж / Black basalt statue of the Ptolemaic period, height 105 cm, from Hermitage’s Ancient Egyptian collection (Peterburg, Russia). In 2002 the statue was identified as Cleopatra VII of Egypt. via

Тем временем Клеопатра собирала всевозможные смертоносные зелья и, желая узнать, насколько безболезненно каждое из них, испытывала на преступниках, содержавшихся под стражею в ожидании казни. Убедившись, что сильные яды приносят смерть в муках, а более слабые не обладают желательною быстротою действия, она принялась за опыты над животными, которых стравливали или же напускали одно на другое в ее присутствии. Этим она тоже занимались изо дня в день и, наконец, пришла к выводу, что, пожалуй, лишь укус аспида вызывает схожее с дремотою забытье и оцепенение, без стонов и судорог: на лице выступает легкий пот, чувства притупляются, и человек мало-помалу слабеет, с недовольством отклоняя всякую попытку расшевелить его и поднять, словно бы спящий глубоким сном.

72. Вместе с тем они отправили к Цезарю в Азию послов. Клеопатра просила передать власть над Египтом ее детям, а Антоний — разрешить ему провести остаток своих дней если не в Египте, то хотя бы в Афинах, частным лицом. По недостатку в друзьях и по недоверию к ним — ведь кто только не перебежал на сторону врага! — послом был отправлен Эвфроний, учитель детей царицы. <…>

9.

Статуя царицы Клеопатры. I в. до н.э. Древний Египет. Династия Птолемеев. Материал: базальт. Высота 104,7 см. Поступил в 1929 г. Передан из дворца в Петергофе. Эрмитаж. Source

73. Просьбу Антония Цезарь отверг, а Клеопатре отвечал, что ей будет оказано полное снисхождение при одном условии — если она умертвит или изгонит Антония. Этот ответ повез в Александрию один из вольноотпущенников Цезаря, Фирс, человек весьма смышленый и сумевший самым убедительным образом говорить от имени молодого императора с надменною и непомерно гордившейся своей красотою женщиной. Клеопатра проявляла к нему особое уважение и беседовала с ним дольше и охотнее, нежели с остальными; это внушило Антонию подозрения, и он высек Фирса плетьми, а затем отпустил назад, к Цезарю, написав, что несчастья сделали его вспыльчивым и раздражительным, а Фирс держал себя слишком заносчиво и высокомерно. «Впрочем, — прибавлял он, — если ты сочтешь это оскорблением, то у тебя мой отпущенник Гиппарх — высеки его как следует, и мы будем квиты». Желая рассеять его подозрения, Клеопатра после этого случая ухаживала за ним с удвоенным усердием. Собственный день рождения она справила скромно и сообразно обстоятельствам, но в день рождения Антония задала празднество такое блестящее и пышное, что многие из приглашенных, явившись на пир бедняками, ушли богатыми.

<…>

10.

Антоний. Серебряная тетрадрахма с портретами Антония на аверсе и Клеопатры на реверсе. Другая сторона монеты: Часть 1, илл.10 / Tetradrachm of Seleucis and Pieria in Syria, with Mark Antony on obverse. Compare with RPC# 4095. via

75. Снова Антоний послал Цезарю вызов на поединок. Тот отвечал, что Антонию открыто много дорог к смерти, и Антоний понял, что нет для него прекраснее кончины, нежели гибель в сражении, и решил напасть на противника и на суше и на море разом. Передают, что за обедом он велел рабам наливать ему полнее и накладывать куски получше, потому что, дескать, неизвестно, будут ли они потчевать его завтра или станут прислуживать новым господам, между тем как он ляжет трупом и обратится в ничто. Видя, что друзья его плачут, он сказал, что не поведет их за собою в эту битву, от которой ждет не спасения и победы, но славной смерти.

Около полуночи, как рассказывают, среди унылой тишины, в которую погрузили Александрию страх и напряженное ожидание грядущего, внезапно раздались стройные, согласные звуки всевозможных инструментов, ликующие крики толпы и громкий топот буйных, сатировских прыжков, словно двигалось шумное шествие в честь Диониса. Толпа, казалось, прошла чрез середину города к воротам, обращенным в сторону неприятеля, и здесь шум, достигнув наибольшей силы, смолк. Люди, пытавшиеся толковать удивительное знамение, высказывали догадку, что это покидал Антония тот бог, которому он в течение всей жизни подражал и старался уподобиться с особенным рвением.

76. С первыми лучами солнца Антоний расположил войско на холмах перед городом и стал наблюдать, как выходят навстречу врагу его корабли. В ожидании, что моряки проявят и доблесть, и упорство, он спокойно смотрел вниз. Но едва только сблизились они с не

Клеопатра – секс и смерть, и рок

Как изображения Клеопатры раскрывают эволюционирующие представления о женщинах

Снимок.JPG

Смерть Клеопатры очаровала художников по соображениям поочередно чувственным, торжественным и глубоко подозрительным к легендарной царице. На протяжение веков для многих художников и скульпторов изобразить Клеопатру – это возможность увековечить мифы об опасностях от роковых женщин и даже страхе перед женским могуществом.

31571363_1572234809741681_4791218361524551680_n-5af4ec2283226__880.jpg
Художники писали образ прекрасной властительницы обнаженной, в мучительном, драматическом состоянии и эти изображения говорят больше о времени, в котором они были сделаны, чем о самой Клеопатре.Venus_and_Cupid_from_the_House_of_Marcus_Fabius_Rufus_at_Pompeii,_most_likely_a_depiction_of_Cleopatra_VII_(2).jpg

Создана в середине первого века до нашей эры, роспись стены в Помпеях: Венера и Амур, но скорее всего, это изображение Клеопатры в облике Венеры с ее сыном Цезарионом как Амуром. Древнеримский художник. Драматичный, тревожный взгляд у царицы.

Retrato_femenino_(26771127162).jpg

Скорее всего, посмертный портрет Клеопатры с рыжими волосами и ее характерными чертами лица, в королевской диадеме и жемчужных шпильках.

В 48 году до н.э. Юлий Цезарь победил Помпея Великого в Александрии и Фарсале, и стал диктатором Римской империи. Он остался в дворце Птолемея. Вскоре после этого Клеопатра присоединилась к нему, тайно вернувшись во дворец из ссылки. Пара быстро объединилась в любви и политике, вместе восстановив египетский трон.

Вот картинка,  визуальный рассказ о важнейшем эпизоде в жизни царицы, в немалой степени поспособствовавшим легендам о ее роковой красоте о обаянии.

XVMd4ffe8c2-6b4b-11e5-8478-061d217e26f6.jpg


Гравюра с картины Жан-Леона Жерома (1866).

Эта сцена всем известна по голливудскому фильму.
В комнату Цезаря входит раб с мешком на плече. (В голливудском фильме вместо мешка роскошный восточный ковер.)

Цезарь с любопытством глядит, как раб опускает мешок на пол.

Из него выбирается невысокая женщина, вернее, молодая девушка. Она принимает величественную позу, гордо вздергивает орлиный носик и, обольстительно улыбаясь, говорит Цезарю: «Я — царица Египта». Цезарь влюбился в девушку за красоту и обходительное обхождение. Он поражен ее смертельно опасным поступком и ученостью.

Царице Клеопатре двадцать два года. Великому полководцу Цезарю — пятьдесят три. Римлянин уже имеет большую плешь, и волосы зачесывает на лоб. Но он весьма искусен в сексе.

Клеопатра управляла Египтом в течение 22 лет, задолго до убийства Цезаря в 44 году до нашей эры. Ее последующий союз с Марком Антонием, потенциальным преемником трона Цезаря, закончился взаимным самоубийством, когда Октавиан победил пару. Клеопатра, вероятно, не использовала ядовитую змею, но художники 15-го века начали увековечивать этот миф; а Шекспир в начале XVII века в «Антония и Клеопатра» еще и укрепил его.

Cleopatra_-_Michelangelo_Buonarroti.png


Микеланджело. Клеопатра

Клеопатра никогда не получала должного признания за свои исключительные достижения.
«Мало того, что она командовала армией и флотом, вела переговоры с иностранными державами и председательствовала над храмами, она также вершила правосудие и регулировала экономику», — пишет ее биограф Стейси Шифф.

Имидж Клеопатр страдал от негативного пиара: Октавиан первым начал создавать многовековую легенду о побежденной королеве как «бессмысленной соблазнительнице».

От Микеланджело до режиссеров Голливуда разного плана художники игнорировали ее политическую хватку и блеск (она свободно говорила на девяти языках). Не так опасно было думать, что она фатально привлекательна, чем чертовски умна.

Но некоторые из самых ранних изображений Клеопатры, по сути, не представляли ее красивой соблазнительницей. Монеты, относящиеся к 30-м годам до нашей эры, изображают правительницу как очень обычную женщину.

Известный биограф Плутарх 1-го века написал один из первых письменных отчетов о королеве. Он подчеркивал ее харизму больше, чем ее красоту, хотя он обвинил Марка Антония в том, что тот поддался на ее соблазны. Другими словами, он продолжил миф Плутарха о Клеопатре как роковой женщине.

default.jpg


Россо Фиорентино , 1494-1540
Смерть Клеопатры, ок. 1540

original.jpeg


«Смерть Клеопатры», Джампетрино (1524-1526)

Она была особенно важна для художников эпохи Возрождения, которые изображали в ней образ той самой убийственно опасной красавицы, чьего влияния на них, беззащитных), так боялись и, наверно, по сей день боятся мужчины.
А вот они уже ее писали чертовски соблазнительной, свободной и без религиозного экстаза – просто могущественную колдунью любви, умирающую и прекрасную.  В 17 веке Белл говорил: если вы хотите, чтобы было у вас что-то сексуальное, достаточно повесить картину Клеопатры или поставить ее скульптурное изображение.   

post-20406-0-43352900-1366119455.jpg

Вот картина Каньяччи, смотрите: неясно жива ли она или мертва, это просто какой-то сюрреалистический опыт, где начинает размывать линии между вымыслом и реальностью.

Без названия (1).jpg


«Cмерть Клеопатры», Гвидо Каньяччи (1645)

7.jpg

В 16-м веке французские художники из школы Фонтенбло создали полные драматизма сцены, вот лежащая на открытом воздухе царица, например. В искусстве воцаряется романтизм.

Lille_PdBA_gauthier_cleopatre_2.JPG


Клеопатра, Чарльз Готье, 1880

А когда он охватил Европу в конце 1700-х годов, восторжествовала такая трактовка – романтическая, волнительная), образ царицы становится более нежным, но по-прежнему опасным…

The_Death_of_Cleopatra.JPG

Смерть Клеопатры (1867), Эдмония Льюис.

Ну, а потом подключились американцы.

5.JPG

Бюст работы Маргарет Фоли.

Просто бюст, но в нем внутренняя сила натуры Клеопатры: царица живая, а змеи — часть ее короны, а не причина смерти. 

Проходит время, и упал на тему Голливуд. Элизабет Тейлор снимается в крупнобюджетном фильме 1963 года «Клеопатра», и вот уже имя королевы приняло совершенно новые коннотации: деньги, гламур и таблоидные истории. Другими словами, «Клеопатра», наконец, стала явно американской.

Клеопатра в искусстве — Вспомнить, подумать… — LiveJournal

Клеопатра: Экзотическая Королева и фатальная женщина.

Я — Клеопатра, я была царица,
В Египте правила восьмнадцать лет.
Погиб и вечный Рим, Лагидов нет,
Мой прах несчастный не хранит гробница.

В деяньях мира мой ничтожен след,
Все дни мои — то празднеств вереница,
Я смерть нашла, как буйная блудница…
Но над тобой я властвую, поэт!

Вновь, как царей, я предаю томленью
Тебя, прельщенного неверной тенью,
Я снова женщина — в мечтах твоих.

Бессмертен ты искусства дивной властью,
А я бессмертна прелестью и страстью:
Вся жизнь моя — в веках звенящий стих.
Ноябрь 1899 Брюсов Валерий

Клеопатра вдохновляла художников начиная с эпохи Возрождения. Она была царицей перед прелестями которой не
устояли два великих римских полководца — Цезарь и Антоний.
Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроенный к Клеопатре, пишет о ней так:
«Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей
смертью платили за обладание ею в течение одной ночи».

По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи в руку, однако змею в комнате не нашли.
По другой Клеопатра отравилась ядом.
Версия укуса в грудь была изобретением Шекспира, которую сразу подхватили в изобразительном искусстве.


Гвидо Рени: Смерть Клеопатры (1625-30)


Гвидо Рени: «Мария Магдалина» (1635)

Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающегося грешника. Для сравнения, на его картине «Мария Магдалина» (1635) —
та же самая поза, то же выражение. Разница только в атрибутике – обязательный змей.


Guido Cagnacci: Смерть Клеопатры (1658)

Guido Cagnacci изобразил молодую девушку, почти подростка, мирно скончавшуюся среди слуг, хотя Клеопатре
в момент смерти было почти 40 лет.


Gerard Lairesse: Банкет Клеопатры (c.1680)


Giovanni Battista Tiepolo: Пир Клеопатры (c.1744)

Lairesse и Tiepolo показывают Клеопатру как типичного правителя, принимающего у себя во дворце иностранных гостей.
Интересно, что архитектура не имеет ничего общего с той эпохой. А у Lairesse Клеопатра даже в «экзотическом
наряде», который больше подходит для 18-го века. У Tiepolo все персонажи одеты по фактической моде его эпохи.
Это говорит не о способностях художников, а о полном безразличии к исторической правде.


Jean-Baptiste Regnault: Смерть Клеопатры (1796/1799)

По сравнению с Tiepolo кажется, что Jean-Baptiste Regnault ближе к исторической достоверности.
Но только на первый взгляд.
Для сравнения посмотрите на портрет Жозефины Богарне Пьер Поль Прюдон (1805).

Это подтверждает, что и одежда, и мебель, и даже поза взяты из эпохи неоклассицизма.


Jean-Lеon Gеrоme: Клеопатра перед Цезарем (1866)

Большие изменения становятся очевидными в картине Jean-Lеon Gеrоme. Нам представляется, ну ещё Цезарю, конечно,
молодая красивая женщина с великолепным телом в одеждах, экзотичность которых подчеркивает черный нубийский раб.
Цезарь же, пожилой человек, уже на стадии облысения, как бы исчезает в тени.
В отличии от своих предшественников Jean-Lеon Gеrоme в своей картине ставит в центр внимания именно исторический момент.


Jean André Rixens: Смерть Клеопатры (1874)

Здесь обнаженное тело сладострастной женщины представлено превосходно освещенными. С возросшей популярностью
ориентализма в то время экзотическая мечта стала в большой моде. Клеопатра предстает как Одалиска.


Hans Makart: Смерть Клеопатры (1875)


Hans Makart: Клеопатра, Охота на Ниле (1876)

Картины Hans Makart почти как регресс на барокко, где главное художественные узоры.
В отношении оформления он делает разумные усилия для некоторых исторической точности,
но всё равно картины представляют собой просто зрелище.


Frank Bernard Dicksee: Клеопатра (1876)


Lawrence Alma-Tadema: Антоний и Клеопатра (1885)

Frank Bernard Dicksee и Lawrence Alma-Tadema рисуют уже шоу с Клеопатрой, где она предстает как уверенный в себе
правитель, но обязательная нагота присутствует и здесь.
Невозможно отказаться от восточной экзотики в украшениях и нарядах.


Alexandre Cabanel: Клеопатра, Тестирование ядов на осужденных (1887)

В живописи Alexandre Cabanel снова доминирует зрелищность. Красивая, но жестокая Клеопатра холодно и бесстрастно
исследует эффект действия яда на бедных заключенных. Художник приложил большие усилия к созданию экзотического
платья на Клеопатре и фона египетской архитектуры.


Frederick Arthur Bridgman: Клеопатра на террасах Филе (1896)

В картине Frederick Arthur Bridgman архитектура играет важную роль. Он большое внимание обратил на свет и пейзаж.
Художник сам ездил в Египет и использовал свои впечатления для создания серии картин с историческими мотивами.
Клеопатра здесь не та уж важна. Она является лишь поводом, чтобы представить красивую женщину на египетском фоне.
Таким образом, можно констатировать, что использование экзотического восточного антуража в живописи, которое началось
в середине 19-го века, становилось все частым, пока не превратилось в основную цель.


Gyula Benczúr: Смерть Клеопатры (1911)

Картина Gyula Benczúr на фоне этой тенденции производит большое впечатление.
Он возвращается не только к традиционной (барокко) позе, но показывает, как художник, страдания
уже постаревшей женщины.

Art Deco


Leyendecker (1920)


Рольф Армстронг (1939)


Генри Клайв, 1946.

С успехом современного искусства пришел собственно и конец этой истории в живописи. Ни один художник не может
больше фантазировать, чтобы показать образ настоящей Клеопатры . Ар-деко использовал эту историю как знак,
символ. Клеопатра была преобразована из исторической фигуры в образ соблазнительной женщины, в образ вечный
роковой женщины в двадцатых годах прошлого века.

Кино

Реальным наследником исторической живописи стало кино. И если вы посмотрите на снимки Клеопатры в кино, вы
увидите на этих фотографиях образы, созданные под влиянием исторической живописи, главным образом 19-го века..


Theda Bara as Cleopatra in 1917.

Открыт паноптикум печальный
Один, другой и третий год.
Толпою пьяной и нахальной
Спешим… В гробу царица ждет.

Она лежит в гробу стеклянном,
И не мертва и не жива,
А люди шепчут неустанно
О ней бесстыдные слова.


Claudette Colbert as Cleopatra in 1934.

Она раскинулась лениво —
Навек забыть, навек уснуть…
Змея легко, неторопливо
Ей жалит восковую грудь…

Я сам, позорный и продажный,
С кругами синими у глаз,
Пришел взглянуть на профиль важный
На воск, открытый напоказ…


Vivien Leigh as Cleopatra in 1945

Тебя рассматривает каждый,
Но, если б гроб твой не был пуст,
Я услыхал бы не однажды
Надменный вздох истлевших уст:

«Кадите мне. Цветы рассыпьте.
Я в незапамятных веках
Была царицею в Египте.
Теперь — я воск. Я тлен. Я прах». —


Liz Taylor in 1963.

«Царица! Я пленен тобою!
Я был в Египте лишь рабом,
А ныне суждено судьбою
Мне быть поэтом и царем!

Ты видишь ли теперь из гроба,
Что Русь, как Рим, пьяна тобой?
Что я и Цезарь — будем оба
В веках равны перед судьбой?»


Leonor Varela as Cleopatra in 1999

Замолк. Смотрю. Она не слышит.
Но грудь колышется едва
И за прозрачной тканью дышит…
И слышу тихие слова:

«Тогда я исторгала грозы.
Теперь исторгну жгучей всех
У пьяного поэта — слезы,
У пьяной проститутки — смех».
Александр Блок


Monica Bellucci in 2002.

Уже целовала Антония мертвые губы,
Уже на коленях пред Августом слезы лила…
И предали слуги. Грохочут победные трубы
Под римским орлом, и вечерняя стелется мгла.
И входит последний плененный ее красотою,
Высокий и статный, и шепчет в смятении он:
«Тебя — как рабыню… в триумфе пошлет пред собою…»
Но шеи лебяжьей все так же спокоен наклон.
А завтра детей закуют. О, как мало осталось
Ей дела на свете — еще с мужиком пошутить
И черную змейку, как будто прощальную жалость,
На смуглую грудь равнодушной рукой положить.

7 февраля 1940, Анна Ахматова

Источник: painting-history.com

Как на самом деле выглядела царица Египта (20 фото) — FotoJoin

Миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений.

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени:  Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи . Но  миф о красоте Клеопатры  – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.

Кембриджский египтолог Салли»/>


Эффектные экранные Клеопатры – Элизабет Тейлор и Моника Беллуччи
Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года.
На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости.
Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.

«/>


Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон

В массово»/>


Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон
В массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты. 

«/>


Бюсты Клеопатры (предположительно)

«/>


Изображения Клеопатры на монетах

«Она, вероятно, не была полностью евро»/>


Сохранившиеся изображения Клеопатры (предположительно)
«Она, вероятно, не была полностью европейкой, – поясняет Салли Энн Эштон. – Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти».

«/>


Звезда немого кино Теда Бара в роли Клеопатры, 1917

Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица в»/>


Клодетт Кольбер в фильме *Клеопатра*, 1934
Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок.
Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной.
По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты.

«/>


Вивьен Ли в фильме *Цезарь и Клеопатра*, 1945

Греческий историк Плутарх так писал о Клеоп»/>


Софи Лорен в фильме *Две ночи с Клеопатрой*, 1953
Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре: «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной… однако беседовала она с неотразимым очарованием.
С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».

«/>


Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

«/>


Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопат»/>


Как говорится, найдите 10 отличий
Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония.
Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью и недюжинным умом, и в совершенстве владела искусством обольщения.
Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, и хорошо разбиралась в политике.

«/>


Как говорится, найдите 10 отличий

Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря»/>


Как говорится, найдите 10 отличий
Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.

«/>


Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963

Следует отметить, что реконструкция внешнего облика Кл»/>


Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963
Следует отметить, что реконструкция внешнего облика Клеопатры, выполненная Салли Энн Эштон, вызывает сомнения у британского египтолога, профессора Оксфордского университета Джона Бейнса.
Ученый заявил о том, что проект коллег из Кембриджа имеет популистский характер и не представляет научной ценности, поскольку сохранившиеся изображения Клеопатры нельзя признать подлинными и достоверными.

«/>


Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002

Поделитесь этим посто»/>


Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002
Поделитесь этим постом с друзьями!

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

Возможно вам будет интересно посмотреть:

Красота царицы Клеопатры – кадры из фильма, фото и история

У многих из нас есть любимые знаменитости – звезды кино, певицы, или топ-модели.

Кто-то обожает Брижит Бардо, другие без ума от Мадонны, а юные девочки любят Джастина Бибера!

У нас сейчас масса звезд и звездочек, которые сияют до тех пор, пока не погаснут. Но скорее всего никому из живущих звезд не удастся помериться славой с царицей Клеопатрой!


Царица Клеопатра

Сегодня день рождения этой знаменитой царицы. Клеопатра родилась 2 ноября 69 года, до нашей эры, и ее будущее во многом было предопределено. Клеопатра VII правила Египтом 22 года последовательно в соправительстве со своими братьями, Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, а затем совместно с римским полководцем Марком Антонием.

Клеопатра была последней независимой царицей Египта. После Царицы Клеопатры Египет никогда не будет великим государством и с течением времени потеряет свое значение и богатства.


Царица Клеопатра

Может быть, если бы Клеопатра была бы менее страстной любовницей, а имела холодный расчетливый ум правительницы, история бы сложилась иначе, но все случилось, так как случилось, и Клеопатра покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей римского императора Октавиана Августа.

Она прожила 38 лет, потеряла царство, за что тогда ее помнят? Может за небесную красоту, которую многие приписывают Клеопатре? Сложно утвержать, насколько красива была Клеопатра. И потом красота понятие весьма относительное. В разные эпохи и в разных культурах были и будут разные идеалы красоты. Милитта уже проводила исследования на эту тему вот здесь….

Если не красотой, чем же прославилась Царица?


Царица Клеопатра на троне

Прославилась Клеопатра необычайным обаянием и искусством обольщения, чарующим голосом и светлым умом, она отлично пользовалась своими способностями для очарования римского полководца Марка Антония. История их любви вдохновила множество писателей и поэтов, художников и режиссеров на создание литературных произведений, картин и кинофильмов. Благодаря их трудам Клеопатра стала одной из самых знаменитых женщин в истории. Имя царицы, скорее всего, уже никогда не будет забыто.


Бюст царицы Клеопатры, фото

А как выглядела Клеопатра, была ли она настоящей небесной красавицей, не знает никто.

Подлинный облик Царицы нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического ореола и многочисленных художественных произведений. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик.

Повреждённый бюст из Алжира, созданный после смерти Клеопатры по случаю брака Клеопатры Селены, её дочери от Марка Антония, с царем Мавритании Юбой, передает внешность Царицы в её последние годы; хотя иногда этот бюст приписывают дочери Клеопатры.

Еще Клеопатре приписывают эллинистические бюсты, изображающие молодых привлекательных женщин с типично греческими лицами. Но персоны, с которых делали бюст, точно не идентифицированы. Есть мнение, что бюсты, изображающие именно Клеопатру, хранятся в Берлинском музее и музее Ватикана, но это не более чем версии и домыслы.


Монеты Клеопатры

Хотя сейчас некоторые, которые называют себя учеными, берутся воссоздать точный портрет красавицы Клеопатры, с помощью содружества современных технологий и исторического наследия. Можно ли верить полученным образам?

Доверять ученым, которые утверждают, что сделали точную реконструкцию внешности царицы Клеопатры нельзя. Подобные деятели просто-напросто хотят получить пиар и известность, попользовавшись славой Клеопатры. Сами подумайте – вокруг масса людей, называющих себя учеными, при этом за всю свою жизнь не сделавших ни одного стоящего открытия.

Для человека науки, человека творческого, это хуже смерти, ведь он прекрасно осознает, что уйдет в мир иной ничего не оставив после себя, его имя сразу же забудут даже коллеги по работе, не говоря о людях, далеких от их деятельности. Поэтому ученому ничего не остается, кроме как найти великого персонажа в истории, например царицу Клеопатру, провести сомнительные исследования, в завершении которых заявить миру – Я воссоздал облик Клеопатры! Ты можешь только предполагать, ведь образов Клеопатры было очень много, и где наиболее достоверный трудно сказать.

Даже люди, живущие в одно время, могут давать разное описание одной и той же личности, что тогда говорить о царице Клеопатре, имя которой еще при жизни было окутано мистикой и легендами…

Поэтому, не верьте подобным ученым, делающими громкие заявления на пустом месте, они за все берутся — предсказывают конец света, глобальное потепление и глобальное похолодание, в общем, делают все, чтобы привлечь к себе внимание и всеми путями выбить деньги. А самое главное, что при ближайшем рассмотрении личности подобных ученых, выясняется, что это никакие и не ученые, а непонятно кто.


Клеопатра

История такая наука, которая имеет множество неточностей. Историю с давних пор переделывают под себя — одних царей обожествляют и делают героями, других хотят показать истинными чудовищами. Кто серьезно интересовался историей России и СССР, прекрасно знают, как можно перевирать историю.

Если можно искажать историю недавних дней, то, что говорить о событиях произошедших 2000 лет назад? Поэтому, мы никогда не узнаем, как выглядела настоящая Царица Клеопатра, мы будем знать ее по легендам и творчеству писателей, художников, режиссеров, каждый из которых внес в образ Клеопатры частичку своей души.


биография царицы Египта. Легенды и мифы

Клеопатра — одна из самых популярных и известных женщин в истории древнего мира. Ей посвящены многочисленные произведения искусства. Ее образ на экране воплотили самые красивые актрисы разных эпох. Легенды о египетской царице до сих пор тиражируют СМИ и различные ресурсы в интернете. Расскажем подробнее о самой популярной правительнице Египта.

Фото: en.wikipedia.org

Клеопатра: биография царицы

Египетская царица была седьмой в династии Птолемеев. По традиции все представительницы династии носили имя Клеопатра. В переводе с латинского kleos — означало ‘слава’, а pater — ‘отец’.

Это имя, по преданию, носила сестра Александра Великого. Оно же стало родовым для женщин из династии Птолемеев. Интересно, что предыдущих шесть обладательниц имени история не запомнила.

Вот основные факты из биографии царицы:

Клеопатра — первая из Птолемеев, говорившая с подданными на их языке

Древний Египет был страной мультикультурной. После походов Александра Великого он попал под влияние его империи. Правили страной военачальники из рода Птолемеев, которые вели свой род от Птолемея І. Он, согласно легенде, был незаконным сыном Филиппа Македонского и братом Александра.

После смерти Александра его военачальники разделили завоеванные территории. Птолемею достался Египет. Он провозгласил себя царем. Его потомки правили страной много десятилетий, но говорили на греческом.

Клеопатра — первая царица Египта, которая удосужилась выучить язык подданных. Более того, она, согласно сообщениям источников, владела восемью или девятью языками, на которых говорили жители Египта и прилегающих стран.

Клеопатра родилась в эпоху римской экспансии

Клеопатра — дочь египетского правителя Птолемея XII и неизвестной женщины. Согласно источникам, она родилась в 69 году до н. э.

Получила образование в Александрийском мусейоне — учебном центре, в состав которого входила знаменитая Александрийская библиотека. Различным языкам будущую царицу обучали не в случайном порядке. Она знала языки тех территорий, которые когда-то входили в состав государства Птолемеев.

Клеопатра жила в период, когда Рим еще не стал империей, но уже был могущественным государством. За четыре года до рождения Клеопатры Марк Лициний Красс, выступая в Сенате, предложил аннексировать Египет. Тогда его остановил знаменитый оратор Цицерон.

Птолемей XII решил уменьшить угрозу и послал щедрые дары влиятельным политическим деятелям республики — Гнею Помпею и Юлию Цезарю. Они оценили его подношения и добились того, что Птолемей XII получил статус «друга и союзника римского народа».

Клеопатра получила власть благодаря долгам отца

В 58 году до н. э. римляне обвинили брата Птолемея XII в пиратстве и захватили Кипр. Правитель не сообщил об этом подданным, что стало причиной смуты. Власть захватила его дочь Береника IV. Птолемей и Клеопатра вынуждены были бежать на остров Родос.

Обращения к римскому Сенату за помощью не возымели эффекта. Римские политики отказались посылать легионы, чтобы восстановить на троне свергнутого правителя. Но в дело вступили римские финансисты, которым Птолемей был изрядно должен. Они надавили на политиков, и те помогли Птолемею XII вернуться в Египет.

Фото: ru.wikipedia.org

Приход к власти и встреча с Цезарем

Птолемей XII умер в марте 51 года до н. э. Своими наследниками он оставил Клеопатру и сына Птолемея XIII. Последнему было лишь девять лет. Поэтому Клеопатра, которой к тому времени уже исполнилось 18, стала регентом. По традиции Птолемеев она вышла замуж за брата. Но к августу 51 года до н. э. источники писали о ней как о единственном правителе. Ей сразу пришлось столкнуться с проблемами голода и смуты в государстве.

В 49 году до н. э. источники упоминают войну между войсками Клеопатры и Птолемея XIII. Она пришлась на период, когда Гай Юлий Цезарь вел борьбу за влияние в Риме. Помпей — противник Цезаря — решил использовать Египет как свою базу в борьбе за Рим.

Птолемей XIII решил поддержать Цезаря и приказал убить Помпея. Цезарь возмутился. Он приказал Клеопатре и Птолемею XIII распустить войска и ждать его появления.

Цезарь прибыл в Александрию и захотел пообщаться с Клеопатрой. Поскольку столица была занята сторонниками Птолемея XIII, будущей царице пришлось пробираться тайно. Цезарь и Клеопатра нашли общий язык. Вскоре соперник царицы погиб при переправе через Нил.

Клеопатра отправилась с Цезарем в Рим. Вероятно, там она родила от Цезаря ребенка, которого назвали Цезарион. Формально он был ребенком Клеопатры и ее соправителя Птолемея XIV, которого Цезарь назначил править Египтом, опасаясь усиления женского влияния и повторения истории с Береникой IV. Сама Клеопатра утверждала, что это сын Цезаря. На момент его рождения она состояла в отношениях с правителем Рима.

Через месяц после смерти Цезаря Клеопатра вернулась в Александрию. Вскоре при загадочных обстоятельствах погиб Птолемей XIV, и она стала единственной правительницей.

Отношения с Антонием

После смерти Цезаря в Риме началась борьба между сторонниками и противниками республики. К 42 году до нашей эры Октавиан и Антоний разделили владения. Последнему достался Восток. В 41 году 28-летняя Клеопатра и 40-летний Антоний встретились. Это стало началом одного из самых известных романов в истории.

41–40 годы до н. э. Антоний провел с возлюбленной. Его мало интересовала политическая борьба в Риме. В 40 году Антоний отправился в военную кампанию в Парфию. За годы отсутствия полководец успел жениться и завести двоих детей.

В 37 году до н. э. влюбленные снова встретились. Антоний воевал на востоке и жил с Клеопатрой. К 32 году его поведение вызвало возмущение в Риме. Началась очередная гражданская война, в которой Антонию противостоял Октавиан. В сентябре 31 года до нашей эры в битве при мысе Акций флот Антония и Клеопатры был разгромлен. Парочка отправилась в Александрию ждать появления Октавиана.

В 30 году до н. э. Октавиан прибыл в Египет. По сообщениям источников, Антоний покончил с собой. Клеопатра должна была стать трофеем и предстать пред римлянами во время триумфа победителя, но ей также удалось покончить с собой.

Клеопатра, фото скульптур и барельефов которой легко найти в Сети, вошла в историю как последняя правительница Египта, пытавшаяся сохранить независимость страны.

Фото: en.wikipedia.org

Читайте также: Боги Древнего Египта: список, описание и их значение

Клеопатра: легенды и мифы

Клеопатра стала легендой мировой культуры, поэтому представления о ней сформировали фильмы о Египте, произведения античных и средневековых авторов, а также популярная культура.

Вот наиболее распространенные легенды о том, кто такая Клеопатра:

Легендарная красавица

Миф о том, как выглядела Клеопатра, для нескольких поколений людей, живших в ХХ веке, сформировала Элизабет Тейлор. Благодаря ее великолепной игре «Клеопатра» (фильм, 1963) стал эталоном изображения египетской царицы.

Античные источники не столь категоричны в отображении красоты Клеопатры. Авторы подчеркивали ее харизму и обаяние, но никак не исключительную красоту. Она единственная царица, чеканившая монеты. Поэтому изображения Клеопатры можно найти в многочисленных музеях мира.

Сохранившиеся монеты периода с 51 по 30 гг. до н. э. изображают царицу как женщину с выдающимся подбородком и орлиным носом. Историки предполагают, что подобные изображения не отражали реальность, но должны были подчеркнуть внешнее сходство царицы с Антонием — претендентом на римский престол.

Изображения царицы с орлиным носом можно увидеть в Британском музее, «Старом музее» Берлина и музеях Ватикана.

После фильма «Астерикс и Обеликс: Миссия “Клеопатра”», в котором блистала Моника Беллуччи, появилась легенда о том, что царица поддерживала красоту благодаря ваннам из молока. Для нее доили 700 ослиц ежедневно.

Античные источники впервые упоминают ванну спустя 50 лет после смерти Клеопатры, но воображение обывателя все равно приписывает необычную процедуру египетской царице.

Ее расточительство не знало границ

Фильм «Клеопатра» показал египетскую царицу роскошной женщиной, не беспокоившейся о бюджете. Алхимики верили, что благодаря философскому камню царица превращала любой металл в золото и не нуждалась в финансовой поддержке извне.

Сохранилась легенда о ее споре с Антонием. Царица заявила, что сможет поглотить 10 млн цестерциев (римских монет) за раз. Якобы Клеопатра сняла жемчужную серьгу, бросила ее в раствор уксуса и выпила.

Спустя несколько веков американский профессор Пруденс Джонс из университета Нью-Джерси попыталась проделать подобный эксперимент. Она выяснила, что растворение жемчужины в 1 г занимает около 24 часов в растворе уксуса, который человеческий организм способен выпить без последствий.

Еще одна легенда гласит, что Клеопатра, желая развлечь римлян, засыпала полметра пола лепестками роз. Сверху слуги натягивали сети, по которым шли гости. Таким образом, ароматный ковер производил неизгладимое впечатление на гостей.

Фото: ru.m.wikipedia.org

Попала к Цезарю в ковре

«Клеопатра» — фильм, который повлиял на многие представления о египетской царице. В нем есть эффектная сцена, в которой героиня Элизабет Тейлор попадает к Цезарю в узорчатом ковре. Интересно, что ковер появился лишь в переводах античных источников в XIX веке. В произведении античного автора Плутарха сказано, что слуга принес Клеопатру в мешке для постели.

Великий экспериментатор и чародейка

Во многих легендах Клеопатра не просто царица, но и великий алхимик. В Средневековье появилась легенда о том, что царица пыталась определить момент, когда в эмбрион вселяется душа. Для этого она якобы проводила эксперименты со служанками, приговоренными к смерти.

Согласно легендам, Клеопатра экспериментировала с многочисленными ядами. Жертвами становились заключенные в ее тюрьмах. Кроме того, царица якобы никогда не пьянела благодаря волшебному кольцу с аметистом.

Тайна смерти

Существует легенда, согласно которой Клеопатра пыталась соблазнить Октавиана так же, как она это сделала с Марком Антонием. Однако царице было 39 лет, и мать троих детей вряд ли смогла впечатлить Октавиана. Последний рассчитывал показать ее римлянам в качестве трофея. Тогда Клеопатра (по легенде) дала укусить себя кобре. Античные источники утверждали, что змею положили ей на грудь. Шекспир сделал историю более трагичной, рассказав, как царица сунула руку в корзину со змеями.

Современные историки сомневаются в правдивости легенды. Укус кобры становится смертельным после нескольких дней и оставляет пятна на коже. По сообщениям источников, Клеопатру похоронили красивой. Существует мнение, что царица, знакомая с многочисленными ядами, приняла смесь опиума и болиголова. Согласно другим источникам, царица использовала ядовитую мазь, находящуюся у нее в шпильке.

Некоторые современные историки утверждают, что самоубийство лишь легенда. Клеопатра была убита римскими властями по приказу Октавиана, а следы убийства были скрыты.

Также существуют историки, которые уверены, что Октавиан не убивал царицу, но позволил ей выбрать способ уйти из жизни, что сократило количество многих политических проблем, связанных с пребыванием царицы в Риме.

Согласно легенде, Антоний и Клеопатра были захоронены вместе в Египте. Место захоронения Клеопатры остается неизвестным.

В 2008 году египетские власти сообщили, что в районе поселка Абусир найден туннель, который, вероятно, является гробницей двух влюбленных. В нем найдены монеты и посмертные маски Антония и Клеопатры. По другой версии, гробница влюбленных находится на морском дне в затопленной морем части древней Александрии.

Фото: ru.wikipedia.org

Клеопатра стала самой известной женщиной-правителем древнего мира. Ее жизнь обросла легендами и мифами. Ей посвящали свои произведения великие художники и поэты.

Клеопатра стала символом женственности и беззаветной любви. Хотя многие легенды о ней не соответствуют действительности, образ Клеопатры продолжает быть частью популярной культуры.

Читайте также: Кто такая Клеопатра

Клеопатра в искусcтве и в жизни.

Кто не слышал о царице Клеопатре. Общеизвестно, что она являлась и является одним из самых известных мировых секс-символов. С античных времён и до наших дней. Однако, интересно, — в жизни Клеопатра отнюдь не была той божественной красавицей, какой её изображали и изображают на картинах, в кинематографе и проч.

Сохранилось несколько её изображений, показывающих реальный облик  египетской правительницы (кстати седьмой по счёту с таким именем), последней представительницы эллинистической династии Лагидов.

Например, её бюст из Шершелл в Алжире (античный город Цезарея Мавританская), хранящийся в Берлинском музее Altes и созданный после смерти Клеопатры по случаю брака её дочери от брака с Марком Антонием, Клеопатры Селены, с царем Мавритании Юбой II. Передает внешность Клеопатры в её последние годы. Судите сами:

В фас:

Считается — сей бюст идеализированное изображение. Но и то видно — далеко не богиня: внешность портит большой выступающий нос  с большими ноздрями. Да и какая-то она слегка мужеподобная.

А вот изображение на монетах (какой ужасный нос):

Ещё один бюст, изображающий предположительно Клеопатру:

Ну и как она Вам? Впрочем ничего удивительного, нос с горбинкой был отличительной чертой представителей династии Лагидов.

Впрочем, античные авторы честно признавали, что внешность знаменитой египтянки далека от совершенства и Клеопатра покоряла сердца мужчин иным способом, нежели красотой своего лика. Вот как описывал её римский историк Плутарх:

Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие… (Плутарх, «Антоний», 27).

Примечательный факт — в кинематографе её изображают с характерной египетской причёской. Но как наглядно видно на дошедших до нас скульптурных изображениях она носила классическую греческую причёску. Напомню, что египетская причёска являлась париком. В очень влажном египетском климате у людей часто заводились вши. Поэтому коренные египтяне брили голову налысо (как мужчины, так и женщины) и надевали соответствующий парик. Ведь с парика гораздо проще изгонять паразитов нежели с естественной шевелюры. Но эллинистические правители, как мы видим, предпочитали следовать греческой моде и, скорее всего, имели естественные волосы. Наверное, боролись с паразитами иными способами)).

Хотя конечно же, она носила в особо торжественных случаях ту самую диадему в древнеегипетском стиле, которая нам известна по многочисленным фильмам. Само собой разумеется, эллинистические правители всячески демонстрировали преемственность своей власти от древних фараонов и подданые их точно также боготворили, хоть и не хоронили в пирамидах.

Биографию Клеопатры пересказывать не буду. Смотрите её здесь здесь и здесь

Давайте лучше посмотрим как образ царицы отразился в произведениях искусства в древности и в наши дни. Понимаю -тема сия неисчерпаема.

Но всё таки кое — что:

Клеопатра и её сын от Юлия Цезаря — Птолемей Цезарион — изображены подобно египетским богам и божественным фараонам.


Клеопатра в виде египетской богини. Алебастровая статуя, находящаяся в Эрмитаже.

Теперь живопись и скульптура:
Отмечу, что художникам особливо полюбился сюжет о гибели царицы. Причём чаще всего изображают как змея её жалит в обнажённую грудь. Ну или просто фокусируют внимание зрителя на её обнажённой груди. Это ведь так сексуально)).  Но у Плутарха описано несколько по иному:

Люди Октавиана подбежали к ничего не  подозревавшему  караулу  и раскрыли двери, но нашли Клеопатру уже мертвой (она умерла  от  укуса  змеи, которой нарочно подставила свою руку).  В  царском  одеянии  она  лежала  на золотой постели.


Пьеро ди Козимо. Клеопатра. 1485-1490 годы.


Джиованни Джампиетрино. Смерть Клеопатры. Около 1520 года.


Микеланджело Буанаротти. Клеопатра. 1533 — 1534 годы.


Массимо Станционе. Клеопатра. 1630 год.


Гвидо Рени. Клеопатра. 1635 — 1640 годы.


Алессандро Турчи. Смерть Клеопатры. 1640 год.


Леонард Керн. Клеопатра. 1652 год.


Якоб Йорданс. Праздник Клеопатры. 1653 год.


Гвидо Кагначчи. Смерть Клеопатры. 1659 год.


Жерар де Лайрессе. Клеопатра. 1680 год.


Ян де Брей. Пир Антония и Клеопатры. 1669 год.


Джованни Баттиста Тьеполо.Пир Клеопатры 1746-1747 годы.


Клод Бертин. Клеопатра VII совершает самоубийство. До 1697 года.


Иван Аргунов. Умирающая Клеопатра. 1750 год. Третьяковская галерея.


Захаров. Умирающая Клеопатра. 1793 год. Третьяковская галерея.


Английская гравюра из книги «Героини Шекспира». 1849 год.


Жан — Леон Жером. Клеопатра и Цезарь. 1866 год.


Артур Реджинальд. Смерть Клеопатры. 1892 год.


Дьюла Benczur. Смерть Клеопатры. 1911 год.


Жан — Андре Rixens. Смерть Клеопатры. 1874 год.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сэр Лоуренс Альма-Тадиме. Антоний и Клеопатра.

Клеопатра Рисование в GetDrawings | Скачать бесплатно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *