Княгиня лопухина картина – Легенды и история портрета Марии Лопухиной: lovers_of_art — LiveJournal

Легенды и история портрета Марии Лопухиной: lovers_of_art — LiveJournal

Borovikovsky - Maria Lopukhina.jpg

Владимир Ильич Боровиковский — Портрет Марии Лопухиной, 1797

Многие работы, известные в живописи, окутаны мистикой, а порой и историями с нехорошей славой. Примером такого произведения искусства является портрет Марии Лопухиной. Что известно об авторе этой работы и ее особенностях?

Портрет молодой и красивой графини Марии Лопухиной, старшей дочери генерала в отставке Ивана Толстого, была написан русским художником-портретистом Владимиром Боровиковским. Этот художник был известен, благодаря своим талантливо выполненным портретам представителей аристократического общества и иконам. В 1795 году мастер изобразил великого князя Константина Павловича, за что и удостоился звания академика живописи.

Еще через 2 года после этого знаменательного события мастер получил заказ на портрет восемнадцатилетней графини Марии Лопухиной. Заказ на написание портрета был адресован Боровиковскому мужем госпожи Лопухиной — егермейстером Степаном Лопухиным (он был на 10 лет старше жены). В те времена будущих супругов своим детям выбирали родители, и этот брак заключался таким же образом. Ходили слухи, что ни Степан, ни Мария не были счастливы в браке.

Автор со всей ответственностью и симпатией к модели приступил к написанию портрета, и такие настроения автора можно прочувствовать, едва взглянув на картину. Если взглянуть на работу Боровиковского, то может сложиться впечатление, что сама девушка позирует на фоне пейзажа парка, но на самом деле это не так. Фон, находящийся на заднем плане, является декоративным, а само написание работы происходило в мастерской художника. К слову, пейзажный фон для написания портретов был характерной чертой искусства живописи в восемнадцатом веке. Что касается данной работы, то автору удалось с высокой точностью передать весь романтизм и красоту юной модели.

Однако если хорошо присмотреться к выражению лица юной Марии, то на нем можно увидеть тень некой грусти и, возможно, предстоящей беды. Что касается самой графини, то ее жизнь оборвалась всего лишь через 3 года после написания этого портрета. Молодая женщина в 21 год буквально сгорела от чахотки, так и не успев обзавестись наследниками. К слову, сам Степан Лопухин также вскоре после супруги умер.

В связи с трагичной судьбой Марии Лопухиной, портрет, на котором ее изобразил Боровиковский, был окутан многочисленными неприятными мистическими историями. Во времена Пушкина считалось, что стоит молодой незамужней девушке посмотреть на эту картину, и она сама вскоре умрет от страшной болезни. Ходили слухи, что портрет стал фатальным для более чем десятка юных красавиц.

Еще одна мистическая история связана не только с самой Марией, но и с ее отцом, который при жизни был магистром масонской ложи и обладателем оккультных знаний. Существовала версия, согласно которой Иван Толстой после ранней кончины дочери наделил знаменитую картину ее духом.

Однако в 1880 году все слухи и страшные истории о работе Боровиковского были сведены на нет после того, как портрет графини Лопухиной был выкуплен меценатом Павлом Третьяковым. Картина была выставлена в его галерее, со временем названной Третьяковской. С тех пор миллионы людей вживую увидели этот знаменитый портрет, но, к счастью, ни единого случая смерти от просмотра картины не было зафиксировано. Сегодня портрет графини Лопухиной по-прежнему демонстрируется в Третьяковской галерее в Москве.

Владимир Боровиковский — Портрет Марии Лопухиной
Фильм из серии «Третьяковская галерея. История одного шедевра»

Поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Легенды и история портрета Марии Лопухиной

lovers-of-art.livejournal.com

Прекрасный портрет юной графини Марии Лопухиной

А теперь обратимся ещё к одной удивительной картине кисти современника Левицкого – Владимира Лукича Боровиковского.
 Портрет Марии Лопухиной. 

Немного истории с биографией

В 1797 году широко известный в России портретист Владимир Лукич Боровиковский, писавший в то время  портрет императорской семьи, получает новый заказ. Егермейстер при дворе Павла I пожелал запечатлеть на века образ своей прекрасной невесты — восемнадцатилетней графини Марии Ивановны Лопухиной.

 

Графиня Мария Ивановна Лопухина, в девичестве  Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Федоровны Майковой. Граф Толстой служил в Семеновском полку сначала сержантом, потом бригадиром, и, наконец, дослужился до генерал-майороа. И, кроме того, был предводителем Кологривского дворянства.
Мария Ивановна была не единственной дочерью в семье, у нее было 4 сестры: Вера, Анна, Александра, и Екатерина. Были у Марии  и два брата: Фёдор и Петр.

Фигура первая

Самой необычной личностью в этой семье был Федор Иванович Толстой, старший брат Марии, по прозвищу «Американец», скандально известный современникам своими дуэлями и приключениями.

Существует легенда, что однажды он пытался стреляться даже с самим Пушкиным. Однако, великий поэт неожиданно начал есть черешню и с невозмутимым видом выплевывать из неё косточки. Этим он совершенно охладил пыл американца, которому  для ощущения полного триумфа были  необходимы смятение и страх соперника.  Этот знаменитый эпизод Пушкин позднее использовал в сюжете повести «Выстрел».

Однако, бог с ними, родственниками, речь не о них, вернёмся к портрету Марии Лопухиной.  Он стоит наособицу в галерее портретов известного портретиста В.Л.Боровиковского. Что же так приковало к ней внимание? Попробуем разобраться.

Фигура вторая

На картине изображена молодая девушка, чуть облокотившаяся на  парапет, что придает ее позе некую расслабленность и задумчивость.  Гибкая, мягкая линия ее силуэта напоминает античные скульптуры. Складки ее платья, подобные одеждам античных богинь, усиливают это впечатление. Нежные и мягкие черты её лица, пожалуй,  не соответствуют идеальным канонам красоты, но зрителя пленяет её образ, полный естественности и гармонии.
В картине улавливается соотношение деталей, их связь с образом девушки . Ее нежность подобна нежности лежащей рядом розы, вьющиеся волосы напоминают курчавость кроны стоящего позади дерева, изгиб фигуры Лопухиной в точности повторяет наклон молодой березки, виднеющейся вдали.

Классический «винегрет»

Безусловно, картина не была написана на природе, пейзаж смоделирован самим художником. Окружающая Лопухину природа как будто «собрана по частям». Это не парк, ведь на заднем плане отчетливо виднеются колосья ржи и голубые васильки, в точности повторяющие цвет пояса на платье. Но и не поле, иначе, откуда бы взялись дикие лилии, растущие в тени дерева.
   Весь пейзаж создан искусственно, быть может, для того, чтобы подчеркнуть многообразие качеств Лопухиной — внешних и внутренних. Он  перекликается с образом девушки, обозначая гармоничное слияние её чистой души с самой природой. А лилии и розы, цвет которых перекликается с шарфом, подчёркивают изысканность, нежность и грациозность Марии Лопухиной. Кроме того, детали пейзажа могли носить и символическое значение. Лилии – символ чистоты и невинности, розы – символ расцвета и супружества. ( В древнем Риме осыпали лепестками роз и фиалок ложе новобрачных. Роза  была атрибутом Венеры-Урании — богини возвышенной любви и честного брака).   Подобный «винегрет» был вполне в духе классической живописи, и был передан по наследству рококо и сентиментализму, ярким представителем которого и был Боровиковский. Лилии и розы к тому же считались с давних времён цветами Девы Марии.
   Но образ Марии Лопухиной далёк от религиозных ассоциаций. Одни видят в нём тщательно замаскированную, точнее даже, завуалированную сексуальность, другие –образ невинного очарования юности, но не беззаботный, а наполненный скрытым смыслом.  Прелестная, легкая юная красавица смотрит на нас со странной, «нераскрывшейся» улыбкой, а глаза её серьёзны и печальны.
При взгляде на эту картину возникают противоречивые чувства, выражение лица графини как будто меняется: то девушка смотрит на тебя с аристократическим высокомерием, то по-детски беззащитно и трогательно.
Неудивительно, что девушка произвела на сорокалетнего художника сильное впечатление. Он написал портрет, показывающий глубину и сложность внутреннего мира Марии Лопухиной,  написал так проникновенно, что её образ волнует нас до сих пор.

В.Л.Боровиковский. Автопортрет

Реальность и вымысел…

Вскоре после того, как портрет был написан, Мария вышла замуж за Лопухина. Увы, их брак оказался бездетным и несчастливым, а через несколько лет, в 1803 году Мария Лопухина скоропостижно умерла от чахотки… Девушке было всего 24 года.
   Наслышанные о ее красоте и печальной участи представители света, которые не были прежде знакомы с нею лично, стали осаждать дом родственников Лопухиной (сначала — вдовца, потом — племянницы), чтобы увидеть прекрасную Марию хотя бы на портрете. И, представьте, многие из юных романтических посетительниц вскоре также заболевали чахоткой и скоропостижно умирали. Назывались цифры до десяти   молодых дворянок.
   О портрете Лопухиной пошла страшная молва…  По слухам, умершая смотрела с холста настолько реалистично, загадочно и живо, что люди стали воображать, что ее отец, магистр масонской ложи, а также известный мистик, граф Иван Толстой, заманил душу дочери в её портрет. Но никакой мистики в этом, безусловно, не было. Просто чахотка в те времена была довольно распространённой, и, увы, практически абсолютно неизлечимой болезнью.
Племянница Лопухиной вскоре стала супругой московского губернатора. Чтобы прекратить все разговоры о вредном влиянии изображения портрета на здоровье московских невест, портрет  Марии Лопухиной был «сослан» подальше от людских глаз и пересудов, в загородное имение губернатора.

Только спустя почти 80 лет портрет был куплен известным меценатом и коллекционером П.М.Третьяковым, совершенно случайно увидевшим его в этом имении. После приобретения Третьяковым картины, слухи о её мистическом воздействии  окончательно рассеялись.
   В 1885 году поэт Яков Петрович Полонский написал бессмертные строки, посвящённые образу Марии Лопухиной.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.»

svetart.by

Мистический портрет Марии Лопухиной В. Боровиковского — Альтернативный взгляд Salik.biz

Владимир Боровиковский является русским художником, который родился в 1757 году в Миргороде. Его отец, братья, а также дядя были художниками и писали иконы. Молодого Владимира обучал этому ремеслу отец. Расцвет творчества живописца пришёлся на времена правления Екатерины II. Он писал женские портреты, раскрывая и демонстрируя их идеал в своих работах. Одним из известных полотен является портрет Марии Лопухиной. Но слава у него дурная из-за большого количества слухов, которые давно окутали эту картину.

Кто изображён на картине?

Мария Лопухина являлась дочерью генерала, графа Толстого. В юном возрасте её выдали замуж за егермейстера Лопухина, служившего при дворе императора Павла I. После бракосочетания муж заказал для Марии в подарок её портрет. В качестве художника был выбран Боровиковский, представлявший модный в то время стиль под названием сентиментализм.

В. Л. Боровиковский.В. Л. Боровиковский.

Девушка на портрете представлена в нежном возрасте. Ей не было ещё и 18 лет. Художник старался выделить её юность, показать лёгкость. Она предстаёт в образе бутона розы, благодаря пышному платью и кудряшкам.

Лицо девушки изображено с тенью загадочности. Кажется, будто ещё секунда, и она улыбнётся. Мария смотрит прямо в глаза зрителю. На Боровиковского юная особа произвела сильное впечатление. Он сумел отразить на полотне не только её красоту, но и внутренние переживания, терзавшие душу.

Рекламное видео:

Загадочный взгляд М. Лопухиной

Взгляд девушки аристократичный и немного игривый, что вполне присуще молодым особам в этом возрасте. Но если посмотреть на портрет внимательно, можно увидеть в глазах Марии печаль. Художнику удалось распознать и отразить на полотне тень грусти во взоре девушки. Она будто чувствовала приближающуюся беду.

— Salik.biz

Портрет Марии Лопухиной, 1797 г.Портрет Марии Лопухиной, 1797 г.

Муж Марии был старше неё на 10 лет. Есть мнение, что девушка не желала выходить за него замуж. Подтверждением тому является то, что брак их был несчастным. В те годы жениха выбирали родители, опираясь на финансовое положение и статус кандидата. В результате заключались выгодные, но не всегда счастливые союзы.

Через три года после написания портрета, в возрасте 21 года, девушку сразила чахотка. От неё она вскоре скончалась. После этого довольно скоротечно умер и её супруг.

СПРАВКА! Прожив несколько лет в браке, супруги так и не оставили после себя наследников. Девушка умерла, так и не родив родителям внука.

Воздействие портрета

Юные девушки, когда узнавали о развернувшейся драме, желали увидеть тот самый портрет. Вскоре они заболевали чахоткой, исходом которой была смерть. Стоит уточнить, что это заболевание было весьма распространено в то время. Но слухи о негативном влиянии портрета на тех, кто на него смотрит, начали распространяться довольно быстро.

Рассказывали, что именно этот портрет сгубил тех молодых особ, кто желал его увидеть. Распространялись слухи, что каждая девушка, посмотревшая на это полотно, вскоре скончается. Считается, что в портрете заключён дух умершей Марии.

Справка! Эти легенды подкреплялись другими слухами, связанными с отцом Лопухиной. Говорили, что он является членом масонской ложи, активно увлекается мистикой и способен влиять на умы людей.

Покупка картины Третьяковым

Длительное время работа хранилась у родственников Лопухиной. В 1880 году меценат Третьяков изъявил желание приобрести полотно. И с этого момента слухи, так сильно и быстро распространявшиеся об этой работе, стали утихать. Третьяков выставил портрет в своей галерее, которая со временем была названа в его честь.

Павел Третьяков.Павел Третьяков.

У миллионов людей появилась возможность посмотреть на работу Боровиковского. С тех пор многие посетители галереи смогли рассмотреть все детали портрета и остались живы. Именно это послужило поводом развеять слухи о дурном влиянии полотна на жизнь людей.

В настоящее время любой желающий может посетить Третьяковскую галерею и ознакомиться с портретом Марии Лопухиной. Сомнений о том, действительно ли картина имеет негативное влияние и причастна к гибели юных особ, довольно много. Чахотка в то время была весьма распространённым и тяжёлым заболеванием. Судьба самой Марии была довольно трагичной. Но многолетнее пребывание картины в галерее доказывает, что все обвинения в её адрес были напрасны.

Жанна Любарская

salik.biz

Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла смерть?

В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского. В ХІХ в. об этом портрете ходили нехорошие слухи.

В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.

Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».

В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы

Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.

Зал Третьяковской галереи, в котором хранится портрет Марии Лопухиной

Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет.

via

astori-18.livejournal.com

Портрет Марии Лопухиной: мистика и реальность

Многие работы, известные в живописи, окутаны мистикой, а порой и историями с нехорошей славой. Примером такого произведения искусства является портрет Марии Лопухиной. Что известно об авторе этой работы и ее особенностях?

История

Портрет молодой и красивой графини Марии Лопухиной, старшей дочери генерала в отставке Ивана Толстого, была написан русским художником-портретистом Владимиром Боровиковским. Этот художник был известен, благодаря своим талантливо выполненным портретам представителей аристократического общества и иконам. В 1795 году мастер изобразил великого князя Константина Павловича, за что и удостоился звания академика живописи.

Мария Лопухина

Портрет Марии Лопухиной

Еще через 2 года после этого знаменательного события мастер получил заказ на портрет восемнадцатилетней графини Марии Лопухиной. Заказ на написание портрета был адресован Боровиковскому мужем госпожи Лопухиной — егермейстером Степаном Лопухиным (он был на 10 лет старше жены). В те времена будущих супругов своим детям выбирали родители, и этот брак заключался таким же образом. Ходили слухи, что ни Степан, ни Мария не были счастливы в браке.

Автор со всей ответственностью и симпатией к модели приступил к написанию портрета, и такие настроения автора можно прочувствовать, едва взглянув на картину. Если взглянуть на работу Боровиковского, то может сложиться впечатление, что сама девушка позирует на фоне пейзажа парка, но на самом деле это не так. Фон, находящийся на заднем плане, является декоративным, а само написание работы происходило в мастерской художника. К слову, пейзажный фон для написания портретов был характерной чертой искусства живописи в восемнадцатом веке. Что касается данной работы, то автору удалось с высокой точностью передать весь романтизм и красоту юной модели.

Однако если хорошо присмотреться к выражению лица юной Марии, то на нем можно увидеть тень некой грусти и, возможно, предстоящей беды. Что касается самой графини, то ее жизнь оборвалась всего лишь через 3 года после написания этого портрета. Молодая женщина в 21 год буквально сгорела от чахотки, так и не успев обзавестись наследниками. К слову, сам Степан Лопухин также вскоре после супруги умер.

Мистика

В связи с трагичной судьбой Марии Лопухиной, портрет, на котором ее изобразил В. Боровиковский, был окутан многочисленными неприятными мистическими историями. Во времена Пушкина считалось, что стоит молодой незамужней девушке посмотреть на эту картину, и она сама вскоре умрет от страшной болезни. Ходили слухи, что портрет стал фатальным для более чем десятка юных красавиц.

Еще одна мистическая история связана не только с самой Марией, но и с ее отцом, который при жизни был магистром масонской ложи и обладателем оккультных знаний. Существовала версия, согласно которой Иван Толстой после ранней кончины дочери «наделил» знаменитую картину ее духом.

Однако в 1880 году все слухи и страшные истории о работе Боровиковского были сведены на нет после того, как портрет графини Лопухиной был выкуплен меценатом П. Третьяковым. Картина была выставлена в его галерее, со временем названной Третьяковской. С тех пор миллионы людей вживую увидели этот знаменитый портрет, но, к счастью, ни единого случая смерти от просмотра картины не было зафиксировано. Сегодня портрет графини Лопухиной по-прежнему демонстрируется в Третьяковской галерее в Москве.

dedpodaril.com

Портрет Марии Лопухиной — это… Что такое Портрет Марии Лопухиной?

«Портрет М. И. Лопухиной» — один из самых популярных женских портретов кисти Владимира Лукича Боровиковского.

Модель

На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера С. А. Лопухина, невестка орловского наместника А. С. Лопухина.

Описание

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

«

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

»

Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье… Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи.

Провенанс

Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Источники

Литература

  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура XVIII—XIX веков. — М.: Искусство, 1975.
  • Алексеева Т. В. О некоторых малоизвестных работах В. Л. Боровиковского // Искусство. 1982. № 8. С.54-61.
  • Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В. М. Володарского. — М.: Республика, 1995.
  • Вдовин Г. Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. — М.: Наш дом, 1999.
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. — М.: Красная площадь, 1998.
  • Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. — СПб., 1998.
  • Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. — М.: Высшая школа, 1999.
  • История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 7. — М.: Академия наук СССР, 1961.
  • Маркина Л. Владимир Боровиковский. — М.: Белый город, 2001.
  • Прядильщиков И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. — 2002. — № 7.
  • Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. — М.: Книга, 1990.
  • Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.

dic.academic.ru

Владимир Боровиковский — портрет Марии Лопухиной. Самое загадочное произведение художника

К.БАСИЛАШВИЛИ: Вот так торжественно в 15 часов и ровно в 13 минут, не веря ни в какие плохие приметы, мы открываем наше «Собрание Третьяковки» вместе с Натальей Пресновой. Здравствуйте, Наталья.

Н.ПРЕСНОВА: Здравствуйте.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Меня зовут Ксения Басилашвили, я у микрофона, и сегодня мы посвящаем наш эфир очень красивому портрету, загадочному портрету и трагической жизни Марии Ивановны Лопухиной. Это портрет кисти Владимира Боровиковского, художника. И он тоже сегодня в центре нашего внимания. И, наверное, нужно сначала стихи прочитать. У вас подготовленные эти стихи поэта Якова Полонского, который посвятил портрету следующие стихи. А вы пока ищите этот портрет, где-нибудь на Яндексе наберите: «Мария Лопухина», и тут же появится этот красивый портрет, она перевязана таким голубым шарфом или шалью. Вы расскажете подробно о костюме потом о ее.
Она давно прошла,
И нет уже тех глаз,
И той улыбки нет,
Что молча выражали
Страданья, тень любви
И мысли, тень печали.
Но красоту ее
Боровиковский спас.
Так, часть души ее
От нас не улетела.
И будет этот взгляд,
И эта прелесть тела
К ней равнодушное
Потомство привлекать,
Уча его любить,
Страдать, прощать, молчать.

И мы сегодня будем учиться, да, этому?

Н.ПРЕСНОВА: Ну, замечательный портрет, замечательные слова.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но для начала, конечно, нужно задать вопрос, и, пожалуйста, Наталья.

Н.ПРЕСНОВА: Так. Вопрос очень интересный: какой двойной женский портрет, изображающий двух очаровательных девушек, обязан своим появлением дружескому общению, дружеским связям, приятельским отношениям самого Боровиковского с архитектором и поэтом Николаем Львовым и поэтом Гаврилой Державиным?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Здесь нужно такие связи поискать, подумать и назвать имена этих девушек, которые, собственно, и являются названием портрета. Я уже подсказала.
+7 (985) 970-45-45. Это тот телефон sms, на который нужно присылать ваши ответы. А вы получите от нас следующие призы: приглашение на открытие выставки Андрея Макаревича и Андрея Белле. Андрей Белле – это петербургский живописец. Эта выставка откроется 23 апреля в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, в 6 часов вечера. Каждое приглашение в виде такой открытки старинной – открытое письмо и со стилизованной под старину Андреем Макаревичем и Андреем Белле, уйдет к вам в руки. «Анатомия памяти» называется эта выставка. Там живопись и фотография, по-моему. Я уж не знаю подробностей, потому что ждем открытия.
Кроме того, вам также полагаются тем, кто правильно ответит на этот вопрос, каталоги художника Николая Мамонтова. Очень интересный художник. Каталог называется «Сны пилигрима». Это открытие Третьяковской галереи – из Омска приехали работы, а также живопись Фархада Халилова – это Азербайджанская школа живописи. Он возглавляет, по-моему, Союз живописцев Азербайджана Фархад Халилов, и выпуск журнала «Третьяковская галерея». Все вам, а, кроме того, еще на завтра, кто успеет, в качестве приложения ответившим пойдут приглашения на вернисаж в рамках выставки «Золотая карта России» на собрание Иркутского областного Художественного музея. Эта выставка открывается завтра в Инженерном корпусе. У вас будут билеты на вернисаж. Ну, успеете, пойдете. Специально не разыгрываем, потому что времени слишком мало.
Итак, начинаем. Итак, Мария Лопухина, портрет 1797 года.

Н.ПРЕСНОВА: Ну, во-первых, хочется сказать о самой модели, которая изображена на портрете.
Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Федоровны Майковой.
Ее отец служил в Семеновском полку сержантом, бригадиром, генерал-майором. И, кроме того, был известен как предводитель Кологривского дворянства.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Кологривское дворянство? Это что? Давайте поясним.

Н.ПРЕСНОВА: Кологривское дворянство – это, видимо, уезд. Топографическое название.
Мария Ивановна была не единственной дочерью в семье, у нее также было 4 сестры: Вера, которая была замужем за капитаном кавалерии Хлюстиным, Анна, фрейлина придворная, Александра, которая была замужем за фон Моллером, и Екатерина, которая была в замужестве за капитаном гвардии Чупинским.
И, кроме того, Вера и Екатерина являлись выпускницами Смольного института выпуска 1806 года.
Кроме того, Мария имела и двух братьев: Фёдора и Петра. Но самая, пожалуй, одиозная фигура этой семьи был Федор Иванович Толстой, старший брат Марии, по прозвищу «Американец», известный своими дуэлями и приключениями.

К.БАСИЛАШВИЛИ: С кем только он не стрелялся? Даже,
по-моему, с Пушкиным пытался. Но тот тогда проделал знаменитый эпизод, когда стал кушать черешню и выплевывать косточки для того, чтобы не стреляться.

Н.ПРЕСНОВА: Ну, этот эпизод, насколько я помню, был положен в основу сюжета повести «Метель».
А самая известная история, которая связана с личностью, с судьбой Федора Американца, это то, что в 1803-м году при отправлении Крузенштерна в кругосветное путешествие он отправился вместе с ним в качестве волонтера по своей доброй воле, по своей просьбе. Но во время плаванья он зарекомендовал себя очень недисциплинированным гостем корабля, и за неоднократные проступки, нарушения дисциплины он был высажен на берег русской колонии.

К.БАСИЛАШВИЛИ: За что и получил прозвище «Американец».

Н.ПРЕСНОВА: Да, совершенно верно.
Прожив здесь некоторое время, Федор Толстой посетил Алеутские острова, вынужден был здесь прожить среди диких местных племен. А затем сухим путем вернулся в Россию. Вот такой авантюрный человек, и смелый, отчаянный, храбрый.
Кроме того, я хотела сказать, после этих многочисленных дуэлей он был лишен офицерского чина, разжалован в солдаты. Но во время Отечественной войны 12-го года он храбро сражался в качестве ратника в ополчении. Ополченцем служил и восстановил свой офицерский чин.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Если его сестра была очень красива, то он наверняка был таким харизматичным.

Н.ПРЕСНОВА: Да.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Мы как-то большее внимание уделяем брату, хотя речь-то у нас идет все-таки о портрете сестры.

Н.ПРЕСНОВА: Ну, я хотела бы как-то его возвысить в глазах наших слушателей, не говоря только о нем, как о таком действительно авантюристе.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А в авантюристе, по-моему, нет ничего плохого. Наоборот, это здорово.

Н.ПРЕСНОВА: Да, у него были авантюрные приключения. Но, кроме того, он все-таки был большим любителем словесности, литературы, искусства. Был знаком со многими русскими писателями и поэтами. И, в частности, с Батюшковым, с Александром Сергеевичем Пушкиным, с его дядей – Василием Львовичем, с Баратынским, с Вяземским, с Грибоедовым.
И, кстати сказать, Грибоедов увековечил его образ в своей бессмертной комедии «Горе от ума» следующими словами:
Но голова у нас, какой в России нету,
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был,
Вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Давайте все-таки вернемся к сестре, потому что нужно напомнить, что за портрет, потому что не все, может быть, его сейчас помнят наизусть.
Наталья, к портрету давайте сначала, а потом уже о семье поговорим.

Н.ПРЕСНОВА: Хорошо.
Кроме того, Мария Ивановна в 1797 году вышла замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла Первого, и вот портрет. Называется «Портрет Лопухиной», хотя мы как-то предполагали раньше, что правильнее его назвать «Портретом Толстой», но все-таки, как выяснилось, портрет был заказан супругом Марии Ивановны художнику в 1797 году.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Уже после замужества?

Н.ПРЕСНОВА: В связи с замужеством. И, конечно же, он и правильно называется «Портрет Марии Ивановны Лопухиной».

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но в этот момент ей 18 лет.

Н.ПРЕСНОВА: Ей 18 лет.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Она еще Толстая, или уже Лопухина?

Н.ПРЕСНОВА: Скорее всего, она уже вышла замуж, и ее супругом был, как я уже сказала, заказан портрет, то есть, тут вся историческая субтология на местах.
И по некоторым сохранившимся свидетельствам современников, как они указывают, она не была счастлива в этом браке, и вскоре скончалась от чахотки. Вот такова ее действительно несчастная судьба.
Брак был бездетным. Супруг ее похоронил в родовой усыпальнице Лопухиных в Спас-Андронниковском монастыре, в Москве. Это нынешний музей и Центр Древнерусского искусства имени Андрея Рублева, в Таганке, в Москве. И мало того, через несколько лет после ее смерти супруг также был захоронен в этой усыпальнице вместе с ней.
Но, несмотря на то, что у нее не было детей, у нее были знаменитые потомки.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но мне бы хотелось просто к моменту написания портрета обратиться.
Итак, 1797 год. Что делает в это время Боровиковский? Почему именно ему заказывают этот портрет?

Н.ПРЕСНОВА: В 97-м году Боровиковский уже достаточно популярный художник. Он уже живет в Петербурге несколько лет. В Петербург он приехал в 88-м году из Миргорода. И к 97-му году он уже зарекомендовал себя достаточно популярным художником.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ему на этот момент где-то 40 лет.

Н.ПРЕСНОВА: Ну да, ровно 40. Он 57-м году родился. То есть, ему 40 лет. Он зрелый человек, признанный мастер, автор множества портретов и икон. Мало того, он уже назначенный и академик живописи, в 95-м году он получил звание академика живописи, и он буквально загружен столичными заказами.
В 97-м году он также получил заказ на портреты императорской семьи для департамента уделов. То есть, этот год был для него очень знаменательным.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Павла Первого, по-моему, он писал в 97-м где-то году.

Н.ПРЕСНОВА: Павла Первого он писал несколько позже. Поначалу он писал, ну, во-первых, его сына – Великого князя Константина Павловича, за которого он, кстати, получил звание назначенного, ой, извините, звание академика живописи. А затем он писал дочерей Павла: Александру Павловну, Елену Павловну. Эти портреты известны в многочисленных авторских повторениях художника. И затем уже – самого императора Павла Первого, в 1800-м году он его писал, а также императрицу Марию Федоровну.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Поступали заказы?

Н.ПРЕСНОВА: Да, как это и принято было в то время.

К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, обращение к Боровиковскому было не случайным: это был одним из модных живописцев.

Н.ПРЕСНОВА: Да, он уже был очень популярным, модным живописцем, и, видимо, Лопухин Степан Авраамович обратился к нему не просто, не случайно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А этот брак Лопухина и Толстой можно назвать равным браком, или скорее неравным браком? В чем здесь дело? Почему столько тайн? Почему вы говорите, что брак был несчастным?

Н.ПРЕСНОВА: Я думаю, скорее всего, согласно традициям русским, не только русских, вообще молодых женщин того времени, браки были сосватанные, и как бы о браках думали больше родители. Ну, в общем-то…

К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, не по любви?

Н.ПРЕСНОВА: Я так предполагаю. Судя по тому, что они так мало прожили, и видите, как я уже сказала, современники отзывались об этом браке, как о достаточно несчастном браке.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А в чем дело? В чем дело? Ведь были какие-то разговоры вокруг?

Н.ПРЕСНОВА: Но вы знаете, нет, каких-то свидетельств таких не осталось конкретных – каких-то рассказов, свидетельств современников, но вот кроме вот таких вот…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Каким человеком был Лопухин сам? Может быть, другим по эмоциональному своему складу?

Н.ПРЕСНОВА: Ну, скорее всего. Вот, если сравнить их по возрасту, я думаю, что он, сейчас я могу это даже проверить, посмотреть. Он был старше ее.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Намного?

Н.ПРЕСНОВА: Он был 69 года рождения, всего на 10 лет. В каком-то смысле, наверное, этот брак был неравным и в эмоциональном, может быть, плане, в плане чувств, как я уже сказала, как это часто случалось в то время.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А Боровиковский писал свои портреты с живых моделей, или потом по памяти? Каков был его творческий метод?

Н.ПРЕСНОВА: Ну, чаще всего, естественно, первые сеансы портретисту персонажи позировали, а затем он уже дописывал свои произведения в мастерской. Детали костюма, какие-то аксессуары, фон – это можно было уже дописать у себя на месте, в рабочей обстановке.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А в случае с Марией Лопухиной как происходило?

Н.ПРЕСНОВА: Скорее всего, именно так это так же происходило. Дело в том, что это был общепринятый, это не только был творческий метод самого Боровиковского, так многие портретисты того времени писали.
И, кстати сказать, до вот этого доведения произведения до окончательного уже вида часто использовались даже манекены, для того, чтобы правильно поставить костюм, разместить складки, правильно задрапировать костюм.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Неужели всего один сеанс, а потом…

Н.ПРЕСНОВА: Нет, не обязательно один, их могло быть несколько, но не так много.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А почему у Серова вдруг потом появляется, что он может там до ста довести сеансов? Пишет Ермолову, и уже все изнывают, и он, и она? Что произошло?

Н.ПРЕСНОВА: Ну, дело в том, что ХУШ век, особенно лица императорской фамилии все августейшие особы они вообще не могли позволить снизойти до множества сеансов.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это понятно. А простые люди? Такие, как Лопухина?

Н.ПРЕСНОВА: Ну, как простые? Они тоже были представители выдающихся, известных русских дворянских фамилий, заслуженных фамилий, людьми они были очень известными. И я думаю, этих сеансов не так много было.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А где они проходили? Где писал Боровиковский Владимир Марию Лопухину?

Н.ПРЕСНОВА: Вы знаете, это неизвестно, я не располагаю такими фактами.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Такое впечатление, что где-то за городом происходит – там какой-то парк сзади.

Н.ПРЕСНОВА: Нет, это декоративный фон. Дело в том, что большинство, если не сказать все портреты Боровиковского они написаны на пейзажных фонах. Это такая традиция сентиментального портрета, портрета эпохи Сентиментализма конца ХУШ века. Это скорее традиции. Это совсем не говорит о том, что он писал свою модель на фоне парка. И она могла ему позировать также в его мастерской, или где-либо в другом месте. Это неизвестно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, свидетельств не осталось?

Н.ПРЕСНОВА: Нет, нет.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Никаких воспоминаний ни его, ни ее, ни Лопухина?

Н.ПРЕСНОВА: Нет, нет, к сожалению, нет, я не могу сказать.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ни у кого? Скажите, а было ли неравенство между ними – между художником и Лопухиной самой?
Оно как-то очень чувствуется во взгляде Лопухиной на художника. Вот есть какая-то загадка.

Н.ПРЕСНОВА: Во-первых, у нее взгляд такой несколько высокомерный, несмотря на то, что это очень нежный, женственный образ, молодой красивой женщины. Тем не менее, в ее взгляде есть такая надменность, высокомерие, аристократизм. И отсюда, наверное, ваше предположение о неравности художника и своей модели.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, такое впечатление, что он такой крепостной, несчастный, задавленный человек.

Н.ПРЕСНОВА: Нет, нет. Дело в том, что по своему происхождению он не был крепостным, он был рожден в семье значкова товарища в Малороссии, на Украине.
Значковый товарищ – это был чин верхнего слоя казачества на Украине. Это был достаточно высокий уровень происхождения художника.
И мало того, через несколько лет, я могу даже точно вспомнить – где-то в 96-м году, художник вместе со своим родом был внесен в дворянскую родословную книгу Екатеринославской губернии. То есть, он также получил дворянство.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Интересно тогда, в чем же загадка этого взгляда?
Наталья, мы продолжим после Новостей.
НОВОСТИ

К.БАСИЛАШВИЛИ: 15 часов 35 минут. Мы продолжаем программу «Собрание Третьяковки». Сегодня у нас в гостях хранитель, научный сотрудник Третьяковской галереи Наталья Преснова. У микрофона – Ксения Басилашвили. Ведем мы речь о Марии Лопухиной кисти живописца Владимира Боровиковского.
Ну, а у нас уже есть победители на наш вопрос, те, кто правильно ответил. Давайте повторим этот для меня сложный вопрос.

Н.ПРЕСНОВА: Вопрос у нас так был сформулирован: Какой двойной женский портрет кисти Боровиковского обязан своим появлением дружескому общению художника с архитектором Николаем Львовым и поэтом Державиным?

К.БАСИЛАШВИЛИ: И уже можно назвать ответ.

Н.ПРЕСНОВА: Ну, это портрет «Лизонька и Дашенька». Эти девушки были дворовыми девушками архитектора Львова. Таким образом, с этим окружением это было связано.
Причем, откуда это было известно? Дело в том, что к своим стихам Державин написал сам свои объяснения. И в одном из объяснений к стихотворению «Другу», посвященного Николаю Львову, так и написал Державин: «Даша и Лиза» — две горничные девушки Львова, отличавшиеся умением плясать по-русски». А само стихотворение было написано во время прогулки в саду принадлежавшей Львову дачи в окрестностях Петербурга в районе Александро-Невской лавры. И стихи эти звучат следующим образом:
Пусть Даша статна черноока и круглолицая
Своим взмахнув челом того потока,
А белокурая живым нам Лиза,
Как зефир порханием спляшут вместе казачка,
И некто с пламенным сверканием
Их розово подаст рука.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А портрет в Третьяковской галерее находится?

Н.ПРЕСНОВА: Да. Он у нас в экспозиции. Он небольшого формата, овальный. Он находится в витрине. Замечательный портрет двух юных девушек.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И этот ответ знали: (перечисляет имена и номера телефонов победителей). Вы получите обязательно свои призы, вам позвонят.
Мы возвращаемся к портрету Марии Лопухиной. Сейчас обязательно должны дать «Путь в галерею». Как этот портрет все-таки пришел в Третьяковскую галерею расскажет Светлана Усачева.
ПУТЬ В ГАЛЕРЕЮ:

С.УСАЧЕВА: Портрет Марии Ивановны Лопухиной, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников прекрасной дамы. Он хранился у племянницы этой замечательной женщины, дочери как раз Федора Толстого-Американца.
И, видимо, вот эта вот семейная традиция она была очень устойчивой, и портрет высоко ценился еще как такая реликвия семейная.
И именно в доме дочери Толстого-Американца, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет и увидел Павел Михайлович Третьяков.
Случилось это уже в конце 1880-х годов и именно оттуда картина и попала в собрание Третьяковской галереи.
Надо сказать, что Павел Михайлович купил сравнительно немного работ Боровиковского, но среди них настоящие жемчужины: это и портрет Циприана Рокоссовского, и портрет персидского принца, точнее его брата Бартазы Кулихана, и вот портрет ЛОПУХИНОЙ.
Надо сказать, что в зале этот портрет действительно занимает особое место, благодаря своему необыкновенному обаянию. И, когда зрители приходят в зал Боровиковского, все сразу обращают на него внимание. Это поистине жемчужина нашего собрания, поэтому портрет практически никогда не покидает стены галереи. Он был всего на двух выставках, да и то не покидал пределы Москвы. Эти выставки проходили в Москве. А так он непременно находится в зале. И очень многие зрители приходят именно к портрету Лопухиной, чтобы на него полюбоваться.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

К.БАСИЛАШВИЛИ: Есть в нем загадка какая-то в этом портрете. Совсем девочка она здесь.

Н.ПРЕСНОВА: Ну да, ей 18 лет, она совершенно действительно юная особа. Но, как это часто свойственно портретам, женским портретам того времени, женщины почему-то и особенно дети даже, всегда старше своего возраста выглядят. Но этот портрет, вы все время меня провоцируете, да, Ксения, на то, что высказываетесь об этой загадке, тайне.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. Мне очень хочется.

Н.ПРЕСНОВА: Ну, наверное, Боровиковского пленил сам облик.

К.БАСИЛАШВИЛИ: В нем какая-то простота есть. Простота и в костюме, и в прическе. Нет напудренного парика, какие-то легко спадающие локоны, эти большие глаза. И вот этот бант или шарфик, повязанный под грудью, единственная деталь туалета. Ни украшений тяжелых, ни каких-то тяжелых сережек, ни драгоценностей – ничего этого нет.

Н.ПРЕСНОВА: Понятно. Но вот это ощущение простоты оно, вероятно, создается действительно таким достаточно лаконичным костюмом. Это белое платье, которое, кстати, напоминало, было характерно для моды того времени – рубежа столетий – ХУШ-Х1Х, в виде, что ли, стиля античного хитона. Такое цельнокроеного покроя платье.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Свободное такое.

Н.ПРЕСНОВА: Свободный хитон античный. Оно повязано под грудью голубым шарфом, и вверху это такой стоячий воротник.
Кроме того, ее костюм дополняет нежного лилового цвета шаль, которые опять-таки были, вошли очень активно в женскую моду того времени. Да, она лишена пудреного парика, у нее естественные волосы. И потом это ощущение простоты, видимо, происходит еще от простых цветов, каких-то растительных мотивов, введенных в фон. Мы видим там, на фоне портрета, и васильки, и колосья ржи. Вот это ощущение простоты. Но нужно сказать, что и все это увязано и с цветами роз, которые стоят вот на этом пьедестале, на этом постаменте, на который стоит, опершись, наша героиня, — все это также было свойственно стилю, направлению в искусстве того времени – конца ХУШ века – к сентиментализму. Вот с этим обращением к простоте, вот к единению человека и природы, то есть, не случайно да, вот эта особая, какая-то своя простота она и характеризует этот портрет. Ведь не нужно было тяжеловесных аксессуаров, каких-то дорогих перьев. Вот это единение с природой, культ чувствительности.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А что-то символизирует там, я вижу, по-моему, розы, розы немножечко увядшие, надо сказать.

Н.ПРЕСНОВА: Нет, нет. Они свежие цветы.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А что символизировала что-то роза?

Н.ПРЕСНОВА: Существовала, естественно, своя символика цветов, существовал свой язык цветов. И это в большей степени было свойственно портретам первой половины середины ХУШ века. Но здесь, я думаю, вообще мотив цветов – это как бы отвечает этому цветущему, молодому возрасту героини. То есть, она сама, как распустившийся цветок. Я думаю, такова здесь была символика.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Все-таки магнетизм, конечно, в первую очередь, в ее взгляде. Она одновременно и привлекает, и отталкивает художника, именно не зрителя, а художника.

Н.ПРЕСНОВА: Вот, говоря о цветах, я сейчас хотела добавить: помимо простых полевых цветов – васильков, введенных в фон, и розы, садового цветка, здесь еще включен в пейзажный фон, справа от фигуры, его не так отчетливо видно, цветок лилии, символ чистоты, непорочности – все это вместе рождает такой нежный, невинный юный образ.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А правда, что Боровиковский один из первых русских живописцев научился писать взгляд, не просто глаза, пустые глаза, но какой-то смысл в этом взгляде? Это же очень сложно.

Н.ПРЕСНОВА: Ну, я не думаю, что он прямо первым живописцем явился, который тонко подмечал взгляд своих моделей. И Федор Степанович Рокотов, и Дмитрий Григорьевич Левицкий были замечательными портретистами своего времени. Но вы правы, Ксения, вероятно, в том, что в частности этот портрет Боровиковского явился одним из самых жизненных портретов, в том смысле, что действительно ему удалось передать непосредственный человеческий облик этой юной женщины, что-то живое, непосредственное в лице.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Наталья, а вот вы работаете в Третьяковской галерее и часто смотрите на портреты, знаете историю, судьбы этих людей, которые изображены. И Мария Лопухина через три года после написания этого портрета она умирает. Какая-то кажется в этом мистика, как будто портрет взял ее жизнь. Вы верите в это или нет?

Н.ПРЕСНОВА: Ой, ну мне бы не хотелось верить в это.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Есть еще один портрет с такой же судьбой в Третьяковской галерее. Сотрудники, я знаю об этом, тоже размышляют – это «Портрет Дамы в голубом» Сомова. И тоже такая же история, тоже был написан портрет, как будто какое-то предчувствие, тоже человек ушел через некоторое время.

Н.ПРЕСНОВА: Но там известно в том случае с «Дамой в голубом» там известно было, что она уже больна была, и как бы там события так складывались. Вполне вероятно, что и Мария Ивановна уже страдала какими-то начальными признаками заболевания.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Чахотки?

Н.ПРЕСНОВА: Да. И в то время это была неизлечимая,
в общем-то, болезнь.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Я читала, что Боровиковский очень переживал в связи с этим.

Н.ПРЕСНОВА: Ну, вполне вероятно. Я думаю, что он был пленен этим обликом, когда он писал этот портрет. И, конечно же, чувствуется, что он часть своей души вложил в это произведение. Эта модель была ему явно симпатична, и неравнодушен он был к этой женщине, создавая этот портрет. И, мало того, чисто такое душевное, эмоциональное, человеческое начало художника связано с этим портретом. Этот портрет прекрасно технически совершенно написан с точки зрения просто навыков живописи.
Боровиковский владел техникой лессировочного письма. То есть, это верхние красочные слои живописи, которые просвечивают нижележащие слои. Это придает особую нарядность, особую красочность колориту. Этот портрет вообще красив по цветовому строю. Колорит и его цветовая гамма строятся на сочетании таких блеклых, нежных тонов. Это выражено и в цвете пейзажного фона этого задника, в таких нежно-салатовых тонах, и в нежно-лиловом цвете шали, и в голубом цвете вот этого шарфика костюма Лопухиной.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Наталья, а почему так не сложилась его личная жизнь? Почему он не смог создать семью?

Н.ПРЕСНОВА: Я думаю, что это связано с тем, что он был глубоко верующим человеком, очень талантливым человеком, талантливым живописцем, и он постоянно находился в каких-то напряженных духовных поисках.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А это уже не переходило в какую-то грань иногда нормального? Потому что он же ушел в некий мистицизм под конец жизни. Не просто в религиозность. Что это было?

Н.ПРЕСНОВА: Я хотела сказать, что помимо того, что он начинал как иконописец еще у себя на Украине, и до приезда в Петербург, в столицу, и, находясь в столице, он исполнял многочисленные заказы на иконы, даже на исполнение иконостасов провинциальных российских церквей, и столичных церквей. Но, кроме того, мы знаем, что в 1802 году он вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», основанную Лобзиным, с которым он был хорошо знаком и писал его портреты. И, кстати, членами этой ложи были и портретист Левицкий, у которого Боровиковский брал первые также уроки портретного мастерства, живя в Петербурге, а также архитектор Львов-Воронихин, автор проекта Казанского собора в Петербурге, для которого затем, позднее Боровиковский будет писать иконы для Царских врат Центрального иконостаса. То есть, здесь все очень завязано и на дружеских связях.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А что это было за общество? Это требовало какой-то отдачи?

Н.ПРЕСНОВА: Это была масонская ложа. Мы знаем, что в России в ту пору были распространены среди дворянских кругов масонские ложи. И вот эта ложа, имевшая название «Умирающий сфинкс», она была посвящена также каким-то духовным исканиям, и вот эти вот духовные искания художника, мне кажется, все время держали его в таком вот внутреннем эмоциональном напряжении. Мало того, что эти годы он был членом масонской ложи, уже в поздние свои годы, в 1819-24 годах, он вступил в мистическую секту Екатерины Федоровны Татариновой, в Союз братства. Это уже несколько иное было сообщество. Это была религиозная, мистическая секта.

К.БАСИЛАШВИЛИ: В Петербурге, да?

Н.ПРЕСНОВА: Да. В Михайловском замке они располагались, и это была действительно какая-то такая ситуация мистики.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А кто еще входил вместе с Боровиковским туда?

Н.ПРЕСНОВА: В эту секту? Ну, на первых порах в эту секту входили, во-первых, члены семьи Татариновой, она была урожденная Букскердом. Ее мать входила в состав этой секты. И не случайно в связи с этим они в Михайловском замке заседали в квартире ее матери, так как ее мать была воспитательницей дочери Александра Первого, Великой княжны Марии Александровны.
Кроме того, членом этой секты был деверь Татариновой – Михаил Татаринов, ее брат Букскердом. А, кроме того, представители военной среды: Гаген, Головин и ряд других персонажей.
Часто спрашивают: что они делали в этих сектах?
Во-первых, они читали церковные книги религиозного содержания, они пели духовные псалмы. И затем их общение заканчивалось так называемым радением, или ликованием. То есть, когда люди, нарядившись в белые одежды, мужчины, женщины, одевшись в белые просторные одежды, начинали исполнять такие обрядовые танцы – церемония кружения, они кружились, и кто-то начинал так называемые пророчества. Чаще всего это была Екатерина Федоровна, потому что, как считали современники-члены этой секты, она отличалась даром, необыкновенным даром пророчества, и многие верили ей, естественно члены ее секты, все искренне в это верили.
Вообще, нужно сказать, что она была женщиной экзальтированной и, видимо, обладала очень сильным эмоциональным таким даром убеждения, воздействия.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А как Боровиковский сам выглядел внешне, что это был за человек? Существуют же портреты его?

Н.ПРЕСНОВА: Существует портрет работы его ученика Бугаевского-Благодарного, небольшой по размерам портрет, и нужно сказать, что он был чисто внешне очень симпатичным человеком, с очень приятными глазами, с очень приятным, мягким, добрым взглядом. И, во-первых, можно судить по портрету о каких-то особенностях его характера. Мне он представляется мягким, ну, и, как я уже сказала, будучи человеком верующим, который постоянно находился в духовных поисках.
Кроме того, сохранились и записки художника. Он вел дневник, ежедневные записи. И, к сожалению, они не все сохранились. Вот у нас в Москве, например, в нашем историческом архиве хранятся только две тетради.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А что в них?

Н.ПРЕСНОВА: Его записки, где он пишет чаще всего свое нахождение в этой секте Татариновой. Дело в том, что эти тетради относятся к 19-му году, это как раз период его пребывания в этой секте. И он там писал о том, какие он портреты писал, какие он произведения религиозные…

К.БАСИЛАШВИЛИ: А он в это время еще пишет о портретах?

Н.ПРЕСНОВА: Да.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А в них та жизнерадостность сохраняется, или уже что-то…

Н.ПРЕСНОВА: В заказных, светских вещах сохраняются проблески светской культуры, но помимо этого он пишет и иконы, произведения религиозной живописи. Вот эти две линии его творчества они неразрывны.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А что он пишет? Он не страдает в этих записках от участия в таком обществе?

Н.ПРЕСНОВА: Страдает.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это не переходило в такую душевную болезнь, в такое болезненное состояние?

Н.ПРЕСНОВА: Да, совершенно верно. Дело в том, что на первых порах, находясь в этой секте, он, наверное, почувствовал какое-то единодушие людей, которые также пытались какие-то духовные искания для себя в этом найти, какое-то единство с Богом, с религией. Он пытался найти себя в этом, какие-то поиски новых образов религиозных. И он писал даже по заказу и для Екатерины Федоровны Татариновой ряд произведений.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Они сохранились?

Н.ПРЕСНОВА: Они сохранились. И у нас, в частности, в Третьяковской галерее, и в Петербурге, в Русском музее есть вещи этого периода.
Но со временем он, видимо, не просто, как я предполагаю, это вообще известно, что он испытал разочарование, находясь в этой секте, даже в его записках это прозвучало. Он даже писал об этом: «Все мне кажется чуждо: одно высокомерие, гордость и презрение. Ни одного ныне ко мне искреннего. И я ни одного не усматриваю, которому бы хотел подражать». Ну, как это не свидетельство своего горького разочарования?

К.БАСИЛАШВИЛИ: А невозможно было выйти оттуда? Почему он не выходил?

Н.ПРЕСНОВА: Вероятно, невозможно было выйти: существовали свои какие-то законы, свои обстоятельства.
Но дело в том, что секта Татариновой уже в Александровское время, если я не ошибаюсь, в 22-м году была запрещена, закрыта. И практически в 24-м году многие члены этой секты уже выбыли из нее.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Что дальше с ним было, с Боровиковским? Заказы не прекратились, несмотря на то, что он участвовал в этой секте?

Н.ПРЕСНОВА: Дело в том, что буквально, выбыв из секты в
24-м году, в 25-м году живописец умирает, то есть, там остается ему год всего работы, но, тем не менее, этот последний год после выбывания из секты он также пишет и портреты, поздние портреты, у него существует светская живопись, и он работал в это время над двумя образами для Свято-Антониевской церкви Харьковского университета. Они остались незавершенными: видимо, он уже плохо себя чувствовал, болен был. Ему в работе над этими двумя иконами помогал его ученик Алексей Гаврилович Венецианов, прославленный затем русский художник.
К сожалению, эти две иконы не сохранились до настоящего времени, вероятнее всего, они сохранились, местонахождение их не обнаружено на сегодняшний день.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А иконы из Казанского собора, где находятся?

Н.ПРЕСНОВА: Они сохранились. Они не полностью сохранились, но часть их, по-моему, если я не ошибаюсь, их там семь вещей, они в Русском музее, в Петербурге.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А скажите, Наталья, а кем он себя чувствовал больше, может быть, он писал об этом в своих дневниках, все-таки светским живописцем или религиозным иконописцем? Или это абсолютное раздвоение?

Н.ПРЕСНОВА: Да, вот, как ни странно, две ипостаси…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нельзя писать Марию Лопухину – такой портрет, с таким взглядом, и потом сесть, написать там образ Богоматери? Такие, казалось бы, вещи несовместимые?

Н.ПРЕСНОВА: Вот, как ни странно, ему удавались эти две ипостаси.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но он сам ничего не говорил об этом?
Все-таки кто он? Или, может быть, светские портреты были для заработка, а он себя чувствовал иконописцем?

Н.ПРЕСНОВА: Вы знаете, я сейчас не припомню свидетельств в его записках. Дело в том, что, к сожалению, как я уже сказала, не все эти записки сохранились, не все эти записи. Это нужно просто очень хорошо первоисточники изучать.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А что говорили о нем его современники?

Н.ПРЕСНОВА: Дело в том, что иконы он писал ведь не только, состоя в секте Татариновой, погрузившись в эту мистическую какую-то религиозную жизнь, он и в молодые годы писал, даже, находясь в Петербурге, по приезде в Петербург. Если я не ошибаюсь, в 1792 году, то есть, в первой половине девяностых годов, сразу после прибытия в Петербург по заказу Львова, который его опекал в Петербурге и оснащал его заказами, он написал иконы для Борисоглебского собора в Торжке, который был построен по проекту Львова, и также написал иконы для Могилевского собора, для Иосифовского собора в Могилеве. То есть, вот, пожалуйста, это были ранние этапы его творчества, тоже иконостасы, иконы и образы.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Наталья, а где самое полное собрание работ Боровиковского, куда нам направить нашего слушателя после сегодняшней передачи? В Третьяковскую галерею?

Н.ПРЕСНОВА: Ну, Третьяковская галерея. 70 вещей: у нас хранятся 65 станковых его вещей, то есть, портретов и икон, кроме того, 5 миниатюр. Русский музей – примерно такое же количество – более 60-ти вещей. Далее – это Павловск, Государственный Эрмитаж, Киевский музей русского искусства, Киевский музей украинского искусства, многие российские музеи. Даже за рубежом хранятся произведения Боровиковского. В Лувре, например, в Париже, в Концхалле, в Гамбурге, в частных художественных коллекциях.

К.БАСИЛАШВИЛИ: О Владимире Боровиковском и Марии Лопухиной мы говорили сегодня с хранителем Государственной Третьяковской галереи Натальей Пресновой. Конечно, мы затронули лишь часть биографии этого странного человека и замечательного живописца.
Спасибо вам, ну, а теперь об анонсах.
«ЭХО МОСКВЫ» РЕКОМЕНДУЕТ:

К.БАСИЛАШВИЛИ: Третьяковская галерея по-прежнему ждет посетителей, а выставки Анри Тулуз-Лотрека. «Парижские удовольствия» теперь доступнее, чем когда-либо: ведь по четвергам залы Инженерного корпуса галереи, где открыта экспозиция, работают дольше обычного – до 9-ти вечера. Счастье, как всегда, недолго, продлится до 11-го мая.
Уже 23 апреля там же, в Инженерном, вас будет радовать иной гранью своего таланта певец и композитор Андрей Макаревич. Искусство его теперь оценили на высшем уровне: сама Третьяковская галерея, вслед за Русским музеем представляет проект «Анатомия памяти» совместно с питерским живописцем Андреем Белле.
Не пропустите выставку, которая откроется 29 апреля в Царицыно. «Наследие художников КУКРЫНИКСов»: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова.
Из своих собирательских запасов покажет частная галерея Мамонтовых. Коллекция обширная – это карикатуры и плакаты военных лет, живопись, графика. История глазами КУКРЫНИКСов с 28-го по 45-й годы ожидает вас в Царицыно, в Парадном зале Большого дворца.
В Доме графики открыта выставка памяти уникального человека – Вениамина Худолея. Он был из тех людей, которые знают, как, и умеют приводить в движение.
Худолей, будучи ведущим специалистом в области экологии и онкологии, успел и сумел собрать невероятную по своему наполнению коллекцию графики художников ХХ века. Не только собирал, но и помогал авторам, направлял их. Они теперь в благодарность к мастеру показывают лучшие примеры его коллекции.
Выставка представляет 9 графических техник и 9 авторов. В основе петербуржцы: Верещагин, Мишин, Люкшин.
Из москвичей – Верхоланцев и Ноздрин. Показать всю коллекцию разом просто невозможно, только частями.
Собрание академика, доктора медицинских наук Вениамина Худолея насчитывает 36 книжных знаков. Выставка работ в Доме графики до 30-го мая, по адресу: Потаповский переулок, дом 10.
Найдете ее во дворике.

echo.msk.ru

Похожие записи

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о