Константин маковский: Маковский Константин Егорович — биография художника, личная жизнь, картины

Маковский Константин | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Константин Егорович Маковский – примечательное явление русской художественной культуры. Художник, прославившийся историческими полотнами, побывал и передвижником, и академиком. Чрезвычайно модный и преуспевающий, он нередко подвергался упрёкам критиков за манерность и потакание вкусам публики. Тем не менее, в лучших своих работах Маковский мастерски проявлял своё природное дарование и по праву вошёл в когорту лучших русских живописцев XIX века.

Детство и юность Константина Маковского

Уже рождение во многом предопределило последующую биографию Константина Маковского. Он появился на свет 20 июня (2 июля) 1839 года в Москве в семье бухгалтера Егора Ивановича Маковского и его супруги Любови Корниловны, урождённой Молленгауэр. Маковские жили в атмосфере преклонения перед искусством: глава семейства коллекционировал картины и гравюры, рисовал сам, его жена имела хороший голос. Среди завсегдатаев дома числились К. П. Брюллов, В.А. Тропинин, М.И. Скотти, а любовь отца к живописи полностью передалась детям. Помимо Константина, известными художниками стали два его брата и сестра.

В 1851 году в 12 лет Константин поступил в училище живописи и ваяния Московского художественного общества, к организации которого приложил руку его отец. Мальчик обучался в классе известного портретиста С.К. Зарянко, который всячески поощрял творческое мышление у своих студентов. Расположение и соотношение фигур по методике Зарянко не являлось обязательным, как того требовала классическая композиция. Подобный подход, по мнению преподавателя, помогал молодым художникам формировать самостоятельный взгляд на свои произведения. Неудивительно, что из училища вышло много видных передвижников – В.Г. Перов, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов и др.

Окончив училище, в 1858 году Маковский отправился в Санкт-Петербург, чтобы в Императорской академии художеств совершенствоваться в анатомическом рисунке и композиции. Его талант проявился сразу. Каждые год работы Маковского на библейские, мифологические или исторические темы удостаивалась золотой или серебряной медали, в т.ч. и его первое крупное полотно «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова», написанное в 1862 году.

Потребность в изображении реальной жизни и ограниченность классических сюжетов вызвали в 1863 году знаменитый «бунт четырнадцати», когда лучшие выпускники академии отказались писать конкурсные работы на соискание большой золотой медали и шестилетний пенсион на поездку в Европу по предложенной академией тематике. Среди несогласных был и Константин Маковский.

Творчество Константина Маковского

Несмотря на громкий скандал, дошедший до самого императора, отказники получили дипломы классных художников и организовали Санкт-Петербургскую артель художников. Целью сообщества, впоследствии ставшего ядром Товарищества передвижников, декларировалась взаимопомощь в продвижении и реализации картин, написанных артельщиками.

В 1860-е и 1870-е гг. Константин Маковский сконцентрировался на бытовой живописи, а также писал на заказ портреты в салонной манере. Среди его работ того периода стоит отметить «Селёдочницу» (1867), «Народное гулянье во время масленицы» (1869), «Жницу» (1871). С самого начала своей художественной карьеры Маковский проявлял тягу к многофигурным композициям и эффектным изображениям, что не только доказывало его превосходную выучку, но и имело успех у публики.

После путешествия по Египту в середине 1870-х гг. направление творчества Маковского сместилось от социальной тематики к экзотической и исторической. Он создал цикл работ, живописавший неповторимый колорит Востока, а несколько лет спустя погрузился в сцены из боярской жизни XVI–XVII вв.

Неумная честолюбивая природа художника требовала от него признания в самых высших кругах и у богатых заказчиков, и на этом поприще Маковский добился невероятных результатов. Он стал любимым художником императора Александра II, а его кисть имела самую высокую цену на рынке. Маковскому пеняли на то, что ради богатства он начал потакать средним вкусам и разменял свой талант на эффектные, занимательные, но пустые произведения.

Сам Маковский признавал, что сильная любовь к жизни мешала ему всецело отдаться искусству, и всё же некоторые картины Маковского 1880–1890-х гг. возвышаются над массой приятных портретов и интерьеров золотых боярских палат. Прежде всего, это грандиозное полотно «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», над которым художник работал в своей парижской мастерской несколько лет и закончил в 1896 году.

Надо отметить, что Маковский пользовался популярностью не только у отечественной публики. Его картины «Боярский свадебный пир» (1883) и «Под венец» (1890) вызвали восторг в Европе. В них видели виртуозно исполненную документальную реконструкцию давнего прошлого Московского государства. В 1880–1900-е гг. Маковский написал множество портретов идеализированных русских красавиц, т.н. «боярышень». Лучшей в этой серии признается одна из последних его картин «За чаем», датированная 1914 годом.

Семья и личная жизнь Константина Маковского

В молодости Константин Маковский вёл беспечную и даже разгульную жизнь, непременными атрибутами которой считались красивые натурщицы и льющееся рекой шампанское. Видный собой, влюбчивый, пылкий и при деньгах, уже в студенческие годы молодой человек имел внебрачного ребёнка – дочь Наталью, которую признал только через два десятка лет.

В 1866 году первой женой художника стала Елена Тимофеевна Буркова, незаконнорождённая дочь министра императорского двора графа В.А. Адлеберга. Хрупкой и нежной девушке удалось внести размеренность и покой в жизнь прежнего повесы, но ранняя смерть Елены Тимофеевны от туберкулёза в 1873 году вновь разрушила семейный уют. О женщине известно совсем мало: она получила образование в Швейцарии, пробовала себя на театральной сцене под сценическим псевдонимом Черкасова. Единственный сын Владимир, родившийся в этом браке, умер в младенчестве.

Второй раз Маковский женился в 1875 году на 16-летней Юлии Павловне Летковой, дворянке по происхождению. Его избранница была на 20 лет моложе и невероятно хороша собой. Брак продлился примерно до 1890 года, когда увлёкшийся другой женщиной Маковский ушёл из семьи. Это стало для Юлии Павловны большим потрясением, она долго не давала мужу развод. После революции она эмигрировала во Францию, где прожила долгую жизнь и скончалась в 1954 году. В этом браке родилось четверо детей, среди которых можно назвать известных деятелей Серебряного века поэта и литературного критика Сергея Константиновича Маковского и художницу и скульптора Елену Константиновну Лукш-Маковскую.

Третьей женой Маковского стала Мария Алексеевна Матавтина. Несмотря на разницу в возрасте в 30 лет, она обожала своего избранника, а ему чем-то напоминала первую супругу. Прежде, чем в 1898 году пара смогла узаконить свои отношения, роман длился восемь лет. Мария Алексеевна родила художнику ещё четверых детей – сыновей Константина и Николая и дочерей Ольгу и Марину.

Смерть и похороны Константина Маковского

Художник неизменно сохранял кипучую энергию и даже в пожилом возрасте продолжал много работать, однако 17 (30) сентября 1915 года по Петрограду пронеслась трагическая весть: «профессор живописи, действительный статский советник К. Е. Маковский погиб в результате дорожного происшествия».

На углу улицы Садовой и Невского проспекта кучер, управлявший экипажем художника, не смог удержать лошадь, когда она испугалась трамвая и понесла. Маковского выкинуло на мостовую, и 76-летний живописец получил смертельную травму головы. Похороны состоялись на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. К сожалению, до наших дней могила художника не сохранилась.

Известные работы Константина Маковского

Первой картиной, прославившей Маковского, стало написанное в 1869 году жанровое полотно «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Многолюдная толпа, изображать которую художник любил и умел, привлекает внимание своей пестротой, праздничностью и жизнелюбием. В дальнейшем огромный успех имели «Перенесение священного ковра Мухаммеда из Мекки в Каир» (1876) и «Болгарские мученицы» (1877). Первая картина поражает вычурностью нарядов и резными узорами архитектурных деталей. Вторая, созданная во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. под впечатлением от известий о массовом избиении христиан на Балканах, получила широкий общественный резонанс.

Примечательно произведение Маковского «В мастерской художника», известное также как «Маленький вор» – датированное 1881 годом, оно изображает трёхлетнего сына живописца, тянущегося к вазе с фруктами. В целом, семейные портреты составляют отдельный пласт творчества художника. Маковский – прекрасный портретист, но не чуждый романтизма и идеализации. Среди его лучших работ в этом жанре можно назвать картину 1882 года «Алексеич» – портрет слуги, передающий облик пожилого человека без манерности и модности и показывающий подлинный уровень таланта художника.

Особо ярко художник проявил себя в живописном воссоздании древнерусской старины. Он изучал костюмы и утварь боярской знати, а затем любовно выписывал их на своих полотнах. Говорили даже об особом русском стиле Маковского. Картины «Боярский свадебный пир в XVII столетии» (1883), «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» (1887), «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Поцелуйный обряд» (1895) и др. отличаются занимательностью сюжета, яркостью красок, истинным артистизмом.

В 1896 году Маковский закончил большую историческую работу «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», известную также как «Воззвание Минина». На холсте изображены сотни людей, жертвующих свои деньги, скарб и одежду на оснащение народного ополчения для освобождения Москвы от поляков. Картина удостоилась похвалы Максима Горького, однако критики оценили её двояко. Все признавали фотографическую точность полотна, но отмечали, что зритель не становится соучастником действия, а остаётся восхищённым созерцателем.

Значение творчества Константина Маковского

Маковский был чрезвычайно значимой фигурой в художественной жизни России последней трети XIX века. Его деятельность стала примером того, как незаурядный талант может пойти на потребу публике. Тем не менее, несмотря на маскарадность и салонность зрелого творчества художника, в лучших своих картинах он поднимался до вершин настоящего искусства.

Список известных произведений Константина Маковского

Козьма Минин (1850)

Лежащий натурщик (1850)

Петербургский дворик (1850)

Портрет Владимира Егоровича Маковского в детстве (1854)

Портрет Е.И. Маковского, отца художника (1856)

Портрет Н.А. Некрасова (1856)

Встреча Исаака с Елеазаром (1858)

Натурщик (1858)

Егор Иванович Маковский (1859)

Автопортрет (1860)

Женский портрет (1860)

Натюрморт (1860)

Портрет девочки Жени (1860)

Портрет императора Александра II (1860)

Портрет старика (1860)

Христос среди учителей (1860)

Харон перевозит души умерших через реку Стикс (1861)

Швея (1861)

Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова (1862)

Мужской портрет (1863)

Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа П.П. Муравьева-Амурского (1863)

Портрет неизвестного (1863)

Портрет художника Александра Павловича Попова (Московского) (1863)

Сатир и Нимфа (1863)

У туалета (1863)

Дама в чёрном (1864)

Портрет графини С. Л. Строгановой (1864)

Портрет О.С. Маковской, жены В.Е. Маковского, брата художника (1864)

Вдовушка (1865)

Свидание (1866)

Каир (1867)

Селёдочница (1867)

Портрет В.Е. Маковского, брата художника (1868)

Портрет художника К.Н. Борникова (1868)

Разговоры по хозяйству (1868)

Иоанн III топчет ханскую басму (1869)

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге (1869)

Арабский мальчик с апельсином (1870)

В саду (1870)

Вакханка (1870)

Восточный мотив (1870)

Девочка в платке (Портрет девочки) (1870)

Девушка в бурнусе (1870)

Девушка в восточном костюме (1870)

Дети в поле (1870)

Каир. Жанровая сцена (1870)

Каирец (1870)

Летний день (1870)

Малороссиянка с граблями (1870)

Молодая итальянка с померанцами (1870)

Мужской портрет (1870)

Негритянка (1870)

Оросительная система в Египте (1870)

Портрет детей Стасовых (1870)

Портрет оперного артиста О. А. Петрова (1870)

Принц Оскар Бернадот, герцог Остготландии (1870)

Египетский воин (1871)

Жница (1871)

Крестьянский обед во время жатвы (1871)

Ангелы (1872)

В Каирской кофейне (1872)

Дети, бегущие от грозы (1872)

Похороны ребёнка (1872)

Савояр (1872)

Каирский двор (1873)

Улица в Каире (1873)

Девушка с коромыслом (1874)

Портрет мальчика (1874)

Дервиши в Каире (1875)

Казак (1875)

На крыльце (1875)

Пейзаж (1875)

Портрет мальчика (1875)

Сцена на окраине города (1875)

Девушка с букетом (Портрет сербиянки) (1876)

Египтянка с ребёнком (1876)

Мальчик-араб (1876)

Перенесение священного ковра Мухаммеда из Мекки в Каир (1876)

После базара (Деревенская сцена) (1876)

Болгарские мученицы (1877)

Итальянский мальчик (1877)

Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой (1877)

Портрет графини Е.П. Шереметьевой (1877)

Портрет девочки (1877)

Портрет композитора М. П. Азанчевского (1877)

Восточная женщина (Цыганка) (1878)

Женский портрет (1878)

Воскресный вечер в малороссийской деревне (1879)

Детский портрет (1879)

Портрет молодой женщины в зелёном платье (1879)

Русалки (1879)

Боярин (1880)

Боярышня (1880)

Восточная женщина с ребёнком (1880)

Гладильщица (1880)

Девочка с кувшином (1880)

Девушка со снопом (1880)

Дети господина Балашова (1880)

Дети, играющие в мастерской (1880)

Женский портрет (1880)

Каир (1880)

Князь Павел Вяземский (1880)

Князь Репин на пиру у Ивана Грозного (1880)

Крестьянский мальчик (1880)

Мост через речку (1880)

Мушкетёр (1880)

Натюрморт с розами и васильками (1880)

Нянька Ивана Грозного (1880)

Портрет А.И. Сувориной (1880)

Портрет великого князя Кирилла Владимировича, старшего сына великого князя Владимира Александровича, брата императора Александра III (1880)

Портрет графини М. Е. Орловой-Давыдовой (1880)

Портрет девочки (Детская головка) (1880)

Портрет князя П.П. Вяземского (1880)

Портрет молодой женщины в русском костюме (1880)

Праздник на Украине (1880)

Слепой (1880)

Цыганка (1880)

В мастерской художника (Маленький вор) (1881)

В парке (1881)

Портрет императора Александра II на смертном одре (1881)

Портрет Ю.П. Маковской (1881)

Рассказы деда (1881)

Алексеич (1882)

Араб в чалме (1882)

Африканец (1882)

Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова (1882)

Портрет детей художника (1882)

Портрет мужчины в красном бархатном костюме (1882)

Портрет сына в мастерской (Маленький антиквар) (1882)

Прасковья Сергеевна Уварова, урождённая Щербатова (1882)

Усадьба (1882)

Боярский свадебный пир в XVII веке (1883)

Женский портрет (1883)

Иллюминация Москвы по случаю коронации (1883)

Кубки (1883)

Портрет графа Адлерберга (1883)

Трудные переговоры (1883)

Боярышня (1884)

Запорожский казак (1884)

Офелия (1884)

Портрет В. А. Морозовой (1884)

Украинка (1884)

Цветы (1884)

Боярыня (1885)

Боярыня у окна (1885)

Портрет купчихи Е.С. Расторгуевой (1885)

Портрет неизвестной (1885)

Портрет Худековой (1885)

Помещица (1886)

Поэзия (1886)

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем (1887)

Портрет жены художника Ю.П. Маковской (1887)

Портрет художника И.К. Айвазовского (1887)

Серёжа (Портрет сына в матроске) (1887)

У костра. Качановка (1888)

Беседка (1889)

Головка девочки (1889)

Кокетка (1889)

Портрет оперного певца Н.Н. Фигнера (1889)

Портрет Панаевой-Карцевой (1889)

Тамара и демон (1889)

Бабушкины сказки (1890)

Биарриц (1890)

Боярин (1890)

Боярыня (1890)

Боярышня у окна (с прялкой) (1890)

Голова старухи (1890)

Головка (портрет Ю.П. Маковской) (1890)

Девушка в жемчужном ожерелье (1890)

Детская головка (1890)

Детская головка (Портрет сына Константина) (1890)

Женская головка (1890)

Женский портрет (1890)

Игра в жмурки (1890)

Итальянка (1890)

Кавалер, одевающий перчатку (1890)

На площади у Ивановского съезда Нижегородского Кремля (1890)

Натюрморт. Сокровища Грановитой палаты (1890)

Парижанка в жемчужном ожерелье (1890)

Пейзаж (Море и цветы) (1890)

Под венец (1890)

Портрет А.Г. Кузнецова (1890)

Портрет девочки с голубой лентой в волосах (1890)

Портрет молодой женщины в профиль (1890)

Портрет С.Н. Худекова (1890)

Портрет Худековой (1890)

Розы (1890)

Ромео и Джульетта (1890)

Русская красавица в кокошнике (1890)

Семья Волковых (1890)

Старик (1890)

Счастливая Аркадия (1890)

Чарка мёду (1890)

Весенняя вакханалия (1891)

Женская головка (Портрет Е. Ковалёвой) (1892)

Константин и Ольга Маковские (1894)

Приятели (1895)

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям (Воззвание Минина) (1896)

Этюд мужской головы (1897)

Боярышня (1900)

Бродячие музыканты (1900)

Гладильщица (1900)

Головка (1900)

Головка. Портрет госпожи Вивьен, жены актёра и режиссёра Л.С. Вивьена (1900)

Девочка в поле (1900)

Девушка с красной лентой (1900)

Монах-сборщик податей на храм (1900)

Натюрморт в интерьере (1900)

Обнажённая в черных чулках (1900)

Портрет блондинки (1900)

Портрет В. В. Бахрушиной, урождённой Носовой (1900)

Портрет девочки (1900)

Портрет дочери художника. Оленька (1900)

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме (1900)

Портрет Марии Петипа (1900)

Русская красавица (1900)

Сваха (1900)

Ямщик (1900)

Бретонки (1904)

Модели в ожидании художника (Греющиеся итальянцы) (1904)

Смерть Петрония (1904)

Портрет великой княжны Марии Николаевны (1905)

Портрет графини Марии Михайловны Волконской (1905)

На прогулке (1907)

Оленька и Коля на крыльце дачи (1907)

Волынщик (1910)

Портрет девушки в профиль (1910)

Портрет девушки в русском костюме (1910)

Рождение Венеры (1910)

У раскрытого окна (1910)

Чарка мёду (1910)

За чаем (1914)

Художник Маковский Константин Егорович

30 июня 1839 (Москва) — 17 сентября 1915 (Петроград)

Живописец, график

Родился в Москве в семье Е.  И. Маковского — художника-любителя, коллекционера искусства и общественного деятеля, одного из основателей МУЖВиЗ. Брат художников Александры, Владимира и Николая Маковских. Первоначальное художественное образование получил в семье и у В. А. Тропинина. В 1851 поступил в МУЖВиЗ, занимался под руководством М. И. Скотти и С. К. Зарянко. В 1858 продолжил обучение в ИАХ в Петербурге в классе исторической живописи у А. Т. Маркова, Ф. А. Бруни и П. М. Шамшина. В 1861 отказался от написания конкурсной картины по заданной программе и получил разрешение избрать собственную тему для конкурса на малую золотую медаль. В 1862 за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» был награжден золотой медалью. В 1863 стал одним из участников «Бунта четырнадцати», отказавшись в числе других молодых художников участвовать в конкурсе на большую золотую медаль. Вышел из ИАХ со званием классного художника 2-й степени.

В том же году вошел в Санкт-Петербургскую Артель художников, возглавляемую Н.  И. Крамским, которую вскоре оставил. В 1867 за картины «Селедочница», «Бедные дети», а также портреты был избран академиком ИАХ. В 1869 за картины «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», «Наставление матери», «Семейная картина», «Не по силам ноша», «Беседа» удостоен звания академика. В 1870 стал одним из основателей ТПХВ, принимал участие в выставках Товарищества в 1874–1875 и 1883–1884. В 1872 официально вышел из состава членов ТПХВ.

В 1870-х много путешествовал по Европе, бывал во Франции, Италии, Голландии, Германии, Болгарии, Сербии. В 1876 совершил поездку на Ближний Восток и в Египет.

В 1883 в Петербурге, Москве и Париже прошла первая персональная выставка Константина Маковского, которая принесла ему известность в европейских художественных кругах. Он стал «модным» живописцем и имел множество заказов на портреты. Среди его заказчиков и покупателей были П. М. Третьяков, Д. В. Стасов, А. А. Сидоров, И. Е. Цветков, К. Т. Солдатенков, А. Г. Кузнецов, А. В. Орлов-Давыдов, В. А. Морозов и многие другие.

С середины 1880-х жил преимущественно в Париже, где с 1893 имел мастерскую.

Подробнее

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Константин Маковский

Константин Маковский

Звучит превосходно Ваааа, я не хочу

ferdinand-georg-waldmuller

День рождения бабушки, 1856 , Фердинанд Георг Вальдмюллер

Вальдмюллер бидермейер Фердинанд Георгвальдмюллер

художник-куинджи

Закат , Архип Куинджи

импрессионизм архипкуинджи Куинджи

Московские выставочные стенды , Константин Маковский

Бедуин , Константин Маковский

https://www. wikiart.org/en/konstantin-makovsky/бедуин

Молодой итальянец с кислыми апельсинами, 1870 , Константин Маковский

Портрет Купчихи Е.Расторгуевой, 1885 , Константин Маковский

https://www.wikiart.org/en/konstantin-makovsky/portrait-of-tradeswoman-e-rastorgueva

artist-zorn

Огюст Роден, Андерс Цорн, 1906 , Бруклинский музей: Европейское искусство

Размер: Изображение: 8 3/8 x 6 1/8 дюйма (21,2 x 15,5 см) Лист: 14 ¾ x 11 дюймов (37,5 x 28 см)
Материал: офорт на верже

https://www. brooklynmuseum.org/opencollection/objects/115146

Андерсзорн европейское искусство музейархив Бруклинский музей

Модели ждут Художника (греются итальянцы), 1904

, Константин Маковский

artist-david-cox

Жаворонок, 1849 , Дэвид Кокс

Дэвидкокс романтизм

виктор-васнецов

Гамаун, Вещая птица, 1897 , Виктор Васнецов

Материал: масло, холст

васнецов символизм викторваснецов романтизм

Константин Маковский.

Царский живописец

В конце 19 века традиционная русская культура пережила возрождение. Среди художников, которые переосмыслили идеализированное прошлое своей страны, был Константин Маковский, предмет нового обзора монографии в Hillwood Estate, Museum & Gardens в Вашингтоне, округ Колумбия (с 13 февраля по 12 июня).

Организовано Уилфридом Зейслером, младшим куратором искусства девятнадцатого века в Хиллвуде, Венди Салмонд, профессором искусства и истории искусства в Университете Чепмена, и Расселом Э. Мартином, профессором истории Вестминстерского колледжа, исследование «Константин Маковский: царский художник». карьера и популярность художника в России и Америке.


Константин Маковский, Боярская свадьба, 1883, Константин Маковский, холст, масло. Поместье, музей и сады Хиллвуд

Реклама

Уроженец Москвы, сын художника-любителя и композитора, Маковский ненадолго присоединился к передвижникам, группе социальных реалистов, покинувших Санкт-Петербургскую Академию художеств. Выбрав безопасность, он стал профессором Академии и начал успешную карьеру своими лестными портретами русского высшего общества.

После смерти первой жены Маковский отправился в Египет, а затем в Париж, как раз в то время, когда французские импрессионисты проводили свою первую выставку. Вместе с Ильей Репиным и Василием Поленовым Маковский входил в состав русской художественной колонии в Париже, основанной Алексеем Боголюбовым. Маковский много экспериментировал, создавая все, от академических до ренуаровских полотен. «Как и многие художники XIX века, Маковский в начале своей карьеры отправился в Париж, чтобы учиться и стать более известным», — говорит Вильфрид Цейслер. «Маковский провел в Париже больше времени, чем большинство».

«Царский художник» установлен в бывшем кинотеатре наследницы и коллекционера хлопьев Марджори Мерривезер Пост. Шоу сосредоточено на Боярской свадьбе , фаворите публики в Хиллвуде и первом в серии Маковского, посвященной традиционным русским обычаям. До радикальных реформ Петра Великого и переноса столицы в Санкт-Петербург влиятельные бояре доминировали в московской политике шестнадцатого и семнадцатого веков.

Воспользовавшись очарованием России своим прошлым, Маковский поставил свою красочную, богато детализированную сцену в комнате внутри Кремля, выбрав драматический момент ближе к концу традиционного свадебного пира. Слуга несет блюдо с жареным лебедем, символ плодородия, чтобы подарить жениху. Стол, полный искусно одетых гостей, поднимает тост за молодоженов, которые должны поцеловаться, чтобы подсластить вино, прежде чем отправиться в брачную ночь.

Advertisement

По словам Рассела Э. Мартина, автора книги «Невеста для царя: невеста и брачная политика в России раннего Нового времени», боярские сцены Маковского выходят за рамки ностальгии. «Маковский вкладывает в свои картины некую гордость и патриотизм, — говорит Мартин. «Он оптимистичен в отношении русской культуры и монархии. Он хочет, чтобы зрители видели Россию экзотической, великолепной, сверкающей».

Сюжеты монументальных полотен Маковского не случайны. Как пишет Мартин в каталоге выставки, Маковский обращался к ряду исторических источников, в том числе к «Домострою» (пособию времен правления Ивана Грозного) и зарубежным отчетам о допетровской России. Чтобы добавить достоверности своим сценам, Маковский собирал антиквариат, ткани и костюмы, чтобы использовать их в качестве реквизита. Его персонажи были вдохновлены людьми, которых он знал, в том числе его красивой второй женой Юлией Павлоной Летковой, моделью для многих его боярин.

Поразительная коллекция декоративных предметов, подобных тем, что представлены в наборе «Боярская свадьба» . Среди выдающихся предметов — шкатулка для драгоценностей середины восемнадцатого века из резной моржовой кости и дерева, а также стакан конца шестнадцатого века из серебра с позолотой и чернью — древняя техника украшения гравированного металла черным орнаментом, практикуемая в России семнадцатого века.


Шкатулка из слоновой кости, середина 18 в. , производитель неизвестен, Холмогоры, Россия. Моржовая кость, дерево, шелк, Hillwood Estate, Museum & Gardens

Кураторы воссоздали по картине усыпанный серебром и золотом буфет, в котором представлены электротипные копии конца XIX века так называемых «Сокровищ России» — предметов русского и немецкого производства, хранящихся в Кремле и Эрмитаже (предоставленных Метрополитен-музеем Искусство). Среди точных копий — украшенное блюдо, чашка в форме орла и братина в форме шара.

Маковский заполнил шкаф в своей мастерской разноцветными сарафанами и вычурными кокошниками, традиционными женскими головными уборами. На выставке представлена ​​замечательная пара кокошников с перламутровыми заклёпками, два женских наряда и мужской ансамбль. В лихом серебряном парчовом кафтане, штанах, перчатках и сапогах адмирал Николай Волков (адъютант великого князя Алексея) надевал «древнерусский» костюмированный бал, устроенный Николаем II в 1903 в Зимнем дворце.

Объявление


Костюм боярина, 1902-03, Россия, парча, жемчуг, тесьма, тафта, шелк, кожа, латунь, атлас. Поместье, музей и сады Хиллвуд

Вернувшись в Париж в 1889 году, Маковский влюбился в свою третью жену, Марию Алексеевну Матавтину, на тридцать лет моложе его, которая также стала его музой и моделью. Хотя имя Маковского, возможно, сегодня не на слуху, Маковский пользовался известностью в США, куда он путешествовал в конце 1901 года. Новоизбранный Теодор Рузвельт позировал Маковскому в Кабинете Белого дома, что стало его первым официальным президентским портретом. Завершают экспозицию четыре небольшие картины и работы на бумаге Маковского, в том числе портрет дочери художника.

Одним из самых заядлых покровителей Маковского в «Позолоченном веке» был уроженец Германии, ювелир из Нью-Йорка. Чарльз В. Шуман купил Боярская свадьба и Суд Париса (Музей Фаберже, Санкт-Петербург) и заказал Выбор невесты (Museo de Arte de Ponce, Пуэрто-Рико). На последней изображен молодой царь Алексей, выбирающий невесту на смотре невест в Кремле.

За свою карьеру Маковский изобразил три поколения царей Романовых и их семьи — Александра II, Александра III и Николая II. Пастельный портрет Маковского изображает последнего российского царя перед его падением в крылатом шлеме и украшенном золотыми и серебряными галунами мундире Императорской кавалерийской гвардии.

Константин Маковский не дожил до конца династии Романовых. За два года до русской революции 76-летний мужчина погиб в Санкт-Петербурге, когда трамвай врезался в его конку. Благодаря абстрактным работам таких художников, как Казимир Малевич и Василий Кандинский, в русском искусстве также должна была произойти революция.

Реклама

Для получения дополнительной информации посетите http://www.hillwoodmuseum.org/tsars-painter

Предстоящая книга Сьюзен Жак «Императрица искусства: Екатерина Великая и преобразование России» будет опубликована в Апрель от Pegasus Books.

Связанный

Artsrussiaartwashington DC

Автор, журналист

Популяция в сообществе

Вы можете как

Тренда

Newsletter Newsletter. Ваша шпаргалка по культуре и развлечениям.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *