Кто нарисовал незнакомку: «Неизвестная» Ивана Крамского — последняя любовь императора Александра II

KЕМ БЫЛА «НЕИЗВЕСТНАЯ» ХУДОЖНИКА ИВАНА КРАМСКОГО

Иван Крамской. Неизвестная, 1883  
Одной из самых выдающихся работ знаменитого русского художника ХІХ в. Ивана Крамского является «Неизвестная», которую также часто называют «Незнакомкой». Вокруг этой картины еще при жизни художника ходило много слухов. Кем была женщина, изображенная передвижником? Автор не раскрыл этой тайны, и на сегодняшний момент существует много интересных версий относительно прототипа самой известной «Неизвестной».

Иван Крамской. Автопортрет, 1874  
Ни в письмах, ни в дневниках Ивана Крамского не упоминается личность этой женщины. За несколько лет до появления картины появилась публикация «Толстой» Анны Карениной, которая показала, что некоторые исследователи утверждали, что Крамской представлял главного героя романа. Другие находят сходство с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот».

Большинство исследователей все еще склонны считать, что прототип не имеет литературного происхождения, но вполне реален. Внешнее сходство заставило нас сказать, что художница изобразила прекрасную Матрену Саввишну, крестьянина, ставшую женой лорда Бестужева. «Неизвестный» — это собирательный образ женщины, который не может служить примером для подражания. Крамской нарисовал бы, чтобы разоблачить нравственные принципы общества: накрашенные губы, шикарная и модная одежда дают богатую женщину, сохраненную в женщине. Критик В. Стасов назвал фотографию «Кокотта в инвалидной коляске», другие критики написали, что Крамской описал «дорогую камелию», «одного из демонов больших городов».
Этюд к картине *Неизвестная*1883 г. Частное собрание Душана Фридриха, Прага  
Позже исследование для этой картины было обнаружено в одной из чешских частных коллекций. Женщина на нем выглядит высокомерно и грубо, она вызывающе смотрит на тех, кто проходит мимо. Было правильно сказать, что художник действительно разработал план создания откровенного портрета. Однако в окончательном варианте Крамской смягчает мазки неизвестного, облагораживает его внешность. Есть версия, что художника на эту картину поставила его дочь София Крамская. Если сравнить «Неизвестный» с картиной «Девочка с котом» — портретом ее дочери, то сходство действительно поразительное.
Иван Крамской. Девушка с кошкой, 1882  
Одна из самых интересных версий принадлежит автору книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен «Игорю Оболенскому. Он утверждает, что прототипом незнакомки была принцесса Варвара Туркестанишвили — фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворита Александра I, которому она родила девочку. После рождения дочери император потерял интерес к матери и ребенку. Варвара покончила с собой. В 1880-х годах Крамскую увидела камея с портретом принцессы, которую император подарил ему однажды. Потрясенный красотой и трагической смертью грузинской женщины, он решил написать свой портрет.
В конце 1860–х годов, в период зарождения Товарищества передвижных художественных выставок, в мастерской Артели художников произошел любопытный случай. Он описан И. Е. Репиным в книге «Далекое близкое»: «Однажды утром, в воскресенье, я пришел к Крамскому. .. Из подъехавших троек-саней в дом ввалилась ватага артельщиков-художников с холодом мороза на шубах, они ввели в зал красавицу. Я просто остолбенел от этого дивного лица, роста и всех пропорций тела черноглазой брюнетки… В общей суматохе быстро загремели стулья, задвигались мольберты, и живо общий зал превратился в этюдный класс. Красавицу посадили на возвышение… Я стал глазеть из-за спин художников… Наконец я добрался и до Крамского. Вот это так! Это она! Он не побоялся верной пропорции глаз с лицом, у нее небольшие глаза, татарские, но сколько блеску! И конец носа с ноздрями шире междуглазия, так же как у нее, – и какая прелесть! Вся эта теплота, очарование вышли только у него. Очень похожа».А в ноябре 1883 года на одиннадцатой выставке Товарищества появилась картина И. Н. Крамского с изображением красивой темноглазой дамы. Холст получил название «Неизвестная». Та ли это женщина, что когда-то позировала в доме художника, сказать трудно. Шло время, но до сих пор загадка произведения остается неразрешенной. Кто она, элегантная незнакомка?  

И.Репин.Портрет художника Ивана Николаевича Крамского.1882 г
Особенно популярной стала картина после появления в 1907 году знаменитого блоковского стихотворения, которому она обязана вторым названием «Незнакомка». И хотя ясно, что поэт создал образ, который стал выражением его личных переживаний, строки в чем-то перекликаются с «Неизвестной» Крамского. Подобно видению, «всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами», она возникает в колеблющейся морозной дымке и быстро проносится мимо изумленных и очарованных петербуржцев, лишь на мгновение остановив на них высокомерный взгляд. Неизвестная, откинувшаяся на кожаное сиденье экипажа, богато и со вкусом одета: на ней темно-синяя бархатная шубка, отороченная серебристым мехом и убранная атласными лентами. Элегантную прическу почти скрывает изящная шляпка с белым страусовым пером. Одна рука в пушистой муфте, другая, с поблескивающим золотым браслетом, затянута в темную лайковую перчатку. Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в ее взгляде и позе. Силуэт фигуры темным, резким пятном рисуется на розово-палевом фоне, среди проступающих в тумане неясных очертаний Аничкова дворца, освещенного вечерними лучами солнца. Архитектурный пейзаж занимает в картине немаловажное место. Хотя наше внимание поглощено главным действующим лицом, городская среда помогает до конца ощутить одухотворенность образа.  
Впрочем, все версии так и остаются на уровне предположений, а имя незнакомки остается тайной.  Величаво и загадочно смотрящая на зрителя неизвестная дама и по сей день очаровывает своим таинственным взглядом всех посетителей Третьяковской галереи.  
Другие работы

Пасечник.1872

Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев.1883 

Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876 

Женщина под зонтиком (в траве, Подмосковье).1883 

Некрасов в период Последних песен. 1877–1878 

Женский портрет.1884

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882

Портрет философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьева. 1885

Портрет доктора Сергея Петровича Боткина. 1880 

Портрет Александра III.1886

Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III.1880  

Портрет Л.Н.Толстого.1873


За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской.1863 

И.И.Шишкин.1880

И.Шишкин.1873

Портрет женщины.1881

Тарас Шевченко.1871

Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой.1867

Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича 

Девушка с веером

Голова старика крестьянина

Дети в лесу.1887

Девушка с распущенной косой

Портрет Павла Михайловича Третьякова.1876 

Загадочная «Неизвестная» Ивана Крамского в жизни покончила собой! | Сообщество «Художники»

Одно из самых знаменитых полотен русской живописи хранится в Третьяковской галерее. Вокруг интригующего произведения всегда ходило немало слухов, а его автор не раскрыл главной загадки, которая касается женщины, изображенной на картине. Многие художники, писавшие портреты, часто держали в секрете героев своих полотен, однако со временем все тайное становилось явным.

Нераскрытая тайна Картина «Незнакомка» вызвала настоящий ажиотаж и породила домыслы современников, мечтающих узнать, кто же позировал Крамскому. Однако творец не раскрыл тайну, а все пересуды были лишены аргументов. В настоящее время достоверно никто не может сказать, кто послужил реальным прототипом произведения, остающегося непонятым и в наши дни. Властная, гордая незнакомка смотрит на зрителей, очаровывая своим взглядом. Будем разбираться, в чем заключается мистическая притягательность работы и каковы основные версии относительно прототипа красавицы, сидящей в открытом экипаже.

История картины «Незнакомка» Крамского началась в 1883 году, когда известный живописец нарисовал портрет прекрасной дамы, о которой нет ни одного упоминания в записях мастера. Полотно было выставлено для всеобщего обозрения на выставке передвижников, и публика, с восторгом отреагировавшая на произведение, понесла на руках живописца, не ожидавшего такой славы. Все наперебой спрашивали о том, кем же является обольстительная дама, позировавшая Крамскому, однако творец молчал. Все принялись со страстью разгадывать увлекательный ребус, чтобы установить незнакомку, вызвавшую такой резонанс в обществе. Образ прекрасной дамы волновал и тревожил умы, вызывал беспокойство, а современники терялись в догадках. Многие признавались, что не могут определить, кем же является эта женщина на самом деле, а критики были едины в своем мнении: «В ней сидит целая эпоха, и неважно, является ли она порядочной или продажной». Картина «Незнакомка» появилась после опубликования романа «Анна Каренина» Толстого, и многие решили, что Иван Николаевич изобразил главную героиню, поддавшуюся страсти и потерявшую социальный статус. Противники этой версии нашли сходство неизвестной прелестницы с поднявшейся над своим положением Настасьей Филипповной из произведения «Идиот» Достоевского. 

Российский журналист и писатель И. Оболенский не согласен ни с одной из версий и выдвинул свою. По его мнению, прототипом послужила Варвара Туркестанишвили – фаворитка царя Александра I. Варвара родилась в 1775 г. в столице Кахетии Телави. Ее дед был советником царя Грузии Вахтанга Шестого и участвовал в его переговорах с Петром I. Своего отца – генерала российской армии – Варвара потеряла в 14 лет, а мать умерла, когда ей было 20. Девушка поселилась у родственников в Санкт-Петербурге, где стала фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Там ее грузинскую фамилию Туркестанишвили переиначили на русский манер – Туркестанова.  О том, что грузинская княжна была девушкой необычной, свидетельствуют воспоминания ее современников.


«За границу с императрицей Марией Федоровной едут: Нарышкин – для шуток, Альбедиль – для денег, Туркестанова – для ума».


Граф Ф. Толстой, описывая свою жизнь в Петербурге, говорил: «Очень часто бывала на вечерах и обедах у моего дяди княжна Туркестанова, самая короткая приятельница обеих сестёр Голицыных, любимица Марии Алексеевны и её мужа, девушка уже не первой молодости, очень умная, хитрая, ловкая, весёлая и весьма занимательная в салонных беседах.

Почтеннейший дядюшка, как мне казалось, очень за ней ухаживал, и она скоро, по его просьбе, была сделана фрейлиной большого двора». 

Когда на престол взошел Александр I, он обратил внимание на красавицу-грузинку. Его симпатия к княжне оказалась взаимной. В одном из писем она признавалась: «Не будь этот человек государь, я бы очень желала нравиться ему, так как он мне бесконечно нравится». Впрочем, эти отношения не были безоблачными, император нередко ссорился со своей фавориткой, на что она сетует в одном из писем: «Я не только недовольна тем, что мне благоволят, но огорчена им. С другой стороны, покинуть двор и отправиться – куда? Неизвестно… Увы, судьба не благосклонна ко мне». 

Судьба действительно не баловала княжну. Вскоре она родила императору дочь Марию, однако к тому времени он уже остыл к своей фаворитке, влюбившись в другую женщину, и ни разу не видел дочь. Официально она считалась ребенком князя Голицына, с которым княжну Туркестанову, как говорили, связывали близкие отношения.

Однако Варвара продолжала любить императора и не нашла в себе силы пережить такой финал их романа. Спустя 2 месяца после рождения дочери в отчаянии приняла яд. Он подействовал не сразу, и Туркестанова, промучившись несколько недель, скончалась в страшных муках, а официальной причиной ее смерти назвали холеру. На тот момент ей было 44 года. Ходили и другие слухи: будто бы княжна покончила с собой не из-за несчастной любви, а не выдержав скандала, разразившегося при дворе из-за того, что немолодая и незамужняя фрейлина родила ребенка. Как бы то ни было, ее преждевременная кончина поразила многих современников. Дочь императора Мария была официально признана князем Голицыным, который дал ей свое отчество и фамилию. Мария прожила недолго и скончалась в возрасте 24 лет.  

Однажды, в руки Ивану Крамскому попалась камея на которой была изображена Варвара. Камея была из драгоценного метала с надпись: «Той, которую я избрал». Иван Крамской был впечатлен красотой изображенной девушки и заинтересовался ее судьбой. И под впечатлением этой трагической истории у него возник замысел написать портрет девушки, а воплотить его ему помогла молодая грузинка, позировавшая для «Неизвестной». 

источник https://mamsy.ru

Житель Нью-Йорка рисует зарисовки незнакомцев в масках в метро, ​​передает дух времени

Девон Родригес известен своими картинами маслом ничего не подозревающих людей в метро. Теперь он начал рисовать наброски карандашом в метро. В его TikTok есть несколько видеороликов об этом процессе, некоторые из которых набрали несколько миллионов просмотров. Художник также продает эти эскизы на своем веб-сайте, если вы заинтересованы в их приобретении.

Девон говорит, что его работа заключается в документировании окружающего мира, как правило, в нью-йоркском метро. Его работа не в том, чтобы направлять реальность, а в том, чтобы позволить реальности вести его. Ему нравится оставаться в курсе того, что происходит, и он старается никоим образом не беспокоить своих подданных.

Дополнительная информация: devonrodriguezart.com | Инстаграм | tiktok.com

Изображение предоставлено: devonrodriguezart

Изображение предоставлено: devonrodriguezart

Автор также рассказал Bored Panda, каково это — рисовать этих людей: «Мне любопытны люди, как они работают, что они носят, как они взаимодействуют с окружающим миром и т. д. Даже когда я не рисую, я наблюдаю за людьми и думаю об их нюансах и различных манерах, которые люди перенимают. Они — идеальный объект для моего рисования. Когда я рисую, это похоже на медитацию. Когда я визуализирую их формы и одежду, я размышляю о таких вещах, как «что их язык тела говорит о них?» Как то, как они представляют себя, описывает их психику?»

Изображение предоставлено: devonrodriguezart

Изображение предоставлено: devonrodriguezart

И Девон просто погружался в эти рисунки, поэтому он не может использовать свои возможности для рисования за 8 лет — это больше. «Я вижу больший смысл в этом начинании. Метро — моя тема уже несколько лет. Лица — это то, что я так привык снимать в метро, ​​и теперь большинство из них покрыты COVID-19.маски. Я думаю, что интересно запечатлеть этот разрушительный момент во времени с помощью искусства. Это будет отражать 2020 год, когда я буду оглядываться на них в будущем. Будет интересно запечатлеть разные типы масок, которые носят люди, и то, как они их носят».

Изображение предоставлено: devonrodriguezart

Изображение предоставлено: devonrodriguezart

«Я собираюсь немного продолжить серию эскизов. Я буду делать по одному в день, по крайней мере, в течение следующих нескольких недель». И поскольку он не остановится в ближайшее время, продолжайте следить за ним в социальных сетях, чтобы получать обновления о сериале.

Tiktok Video от Devon Rodriguez

Девон Родригес в своей студии в Бронксе, Нью -Йорк

. и был опубликован в The New York Times, The New Yorker, а также во многих других статьях. Его любовь к Нью-Йорку очевидна в его работах. В настоящее время портрет его наставника выставлен в Национальной портретной галерее Смитсоновского института, а этой осенью его автопортрет будет выставлен в Музее современного искусства Уосау.

Мы поговорили с художником TikTok, который каждый день рисует людей в метро.

Если вы усердно занимались TikToking в течение последнего месяца, скорее всего, вы видели одного конкретного автора, весь контент которого происходит в поезде метро. Украдкой снимая незнакомых людей через вершину своего блокнота, он начинает с того, что обрисовывает их приблизительные размеры в кругах, и буквально за секунды на листке лежит шедевр.

Иногда он дает им искусство, иногда нет. Это парень, который рисует людей в метро. Это 24-летний Девон Родригес.

Девон собрал в приложении невероятные восемь миллионов подписчиков, рисуя незнакомцев в метро, ​​но зачем он это делает? Он ходит в метро просто для того, чтобы привлечь людей или куда-то направляется? Что ж, мы поговорили с Девоном Родригесом, и, как оказалось, он занимается этим намного дольше, чем вы ожидали.

@devonrodriguezartDrawing is life, скоро появится новая идея ##tiktokart ##nycsubway ##wearyourmask ##viral♬ Capatilize Off Pain – Big $tunt

От публикации в The New York Times до привлечения внимания более миллиона человек к своей Instagram, справедливо сказать, что Девон Родригес — лучший в своей области, когда дело доходит до артистов на TikTok. Начиная с 2010 года, его работа привела его к рисованию маслом фотографий в метро в 2013 году, а годы спустя он заново открыл это через TikTok: «10 августа 2020 года я решил вернуться к своим корням к рисованию в метро.

Основной мотивацией было запечатлеть пандемию и пассажиров в масках в метро.

«Я был в TikTok уже месяц, поэтому в тот день я также сделал свое первое видео о рисовании метро для TikTok, и оно стало вирусным, набрав пять миллионов просмотров».

@devonrodriguezartОн понятия не имел! 🤪 ##drawing ##tiktokart ##nyc ##fyp ##foryoupage♬ Up Beat (Жизнь в браке) — Кеньи

Он куда-то идет, когда рисует людей в метро? Не всегда: «Раньше я рисовал в дороге, но теперь иногда, если я чувствую вдохновение, я просто сажусь в метро, ​​чтобы рисовать».

Большинство людей, естественно, испугались бы того, что съемка людей в метро может привести к довольно нервным и потенциально агрессивным взаимодействиям (особенно британцы, которые изо всех сил пытаются смотреть людям в глаза в метро, ​​не говоря уже о том, чтобы рисовать их), но Девон так же небрежна об этом, как и следовало ожидать от молодого жителя Нью-Йорка: «Я действительно стараюсь, чтобы меня не поймали, но иногда все же попадаюсь. Люди обычно просто игнорируют меня».

@devonrodriguezartДобавлять основные моменты было ооочень весело!!! ##artistoftiktok ##artober ##nycsubway ##trending ##viral♬ Включите свои записи – Ritt Momney

Когда Девон спросили, какое его видео является его самым любимым на все времена, Девон указал нам на видео выше: «Возможно, это один из меня рисует эту девушку, спящую и держащую кофе. Через два часа она увидела это и связалась со мной в Instagram. Она была так взволнована этим, что несколько ее друзей прислали ей его. Именно тогда я понял, насколько большим это становится».

У Девон восемь миллионов подписчиков в TikTok и более миллиона подписчиков в Instagram, так что же может быть дальше?

«Я никогда не ожидал, что достигну таких результатов в своей жизни, поэтому я очень взволнован этим. Я собираюсь брать вещи изо дня в день и продолжать заниматься искусством.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *