Кукла подросток девочка: Ошибка 404. Страница не найдена — Объявления на сайте Авито

Содержание

Психологическая роль куклы в развитии ребенка

Куклы существуют столько, сколько само человечество. В разное время они выполняли разные функции: религиозные, художественные, игровые и т.д. При этом, как предмет игровой деятельности, они стали использоваться ещё в доисторические времена, но лишь после того, как перестали быть изображениями различных божеств.

Кукла – обобщённое подобие человека, выполненное из различных материалов. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с ней, возится как с младенцем, или замещать ею товарища для игр.

Так ли просты эти игрушки, только ли они для развлечения и для игры? Несомненно, нет. Они, куклы, выполняют незаметную, но очень важную роль в развитии ребёнка, в процессе становления его личности. Их влияние сложно заменить какими-нибудь кубиками или машинками, даже мягкими зверюшками. Поэтому у ребёнка в детстве в играх обязательно должна присутствовать кукла. Очень ошибаются те, кто лишает этой возможности мальчика, подсовывая ему машинки и конструкторы, ведь куклы никак не влияют на половую ориентацию, и позже малыш сам возьмётся за стандартные для него виды игрушек.

  • Развивающее значение куклы

Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики, конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.

Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.

Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость.

Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой.

Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.

Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.

В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.

Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.

То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство. Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом.

Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё непроработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать во всю, так как ребёнок сам, в таком случае, задает настроение кукле. Она может смеяться или плакать, злиться или показывать язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения.

Ну, разве какой-нибудь конструктор сможет дать столь разнообразное, разностороннее развитие ребёнку? Несомненно, нет! Поэтому кукла должна быть у каждого ребёнка.

  • Влияние материала и форм куклы на психическое развитие ребёнка.

Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже, несомненно, влияет на психику ребёнка.

Рассмотрим влияние пропорций. Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол, как Барби. Играя с ними, девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и, вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала. Или вот, такой ещё случай, подтверждающий влияние пропорций куклы на ребёнка. Одной девочке мама сшила куклу, но очень торопилась, поэтому лицо у игрушки получилось кривоватым. Через некоторое время после игры с этой куклой, девочка стала перекашивать лицо, и именно так, как было у куклы. Даже в обычном состоянии, вне игры с куклой, у неё сохранялось это выражение. Лишь после того, как кукле переделали лицо, лицо девочки тоже пришло в норму. Всё это связано с тем, что ребёнок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью, у него происходит проецирование и телесное подражание, он впитывает те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Дети дошкольного возраста не способны оценить и понять карикатурность и утрированность куклы, не перенося её качества на себя, так как ещё недостаточно сформирован в это время образ человека.

 

Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, так же имеют значение. Это было установлено исследованиями. Дети по-разному относятся к игрушкам, сделанным из разных материалов. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулирую ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие материалы вызывают негативное отношение.

Выражение лица, общий вид, элементы одежды куклы несут в себе определённые заложенные человеческие качества, а соответственно способ игры и роль куклы. Так куклы с добрыми или нейтральными чертами лица почти всегда предполагают их роль, как спасителей, героев, добрых фей, а игрушки с негативными выражениями – это зачастую какой-нибудь негодяй, злодей. Это харАктерные куклы. У харАктерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определённые человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д. Эта кукла несёт в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Ребёнок приписывает положительной харАктерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям — негативных. Такие куклы как бы требуют от ребёнка определённого способа взаимодействия с ними. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений.

 

И поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то кукла будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.

 

 

Большинство взрослых уверенно, что игра в куклы только для девочек. А между прочим, мальчики, лет 2-3, охотно играют в куклы также, как и девочки: они укладывают куклу спать, возят в коляске, носят на руках. Пап это обычно удивляет и сильно шокирует.

Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Малыш проделывает всё то же, что его мама делает с ним. Происходит освоение социальной и эмоциональной сфер жизни. Ребёнок, таким образом, учится взаимодействовать с другими. Но, по решению взрослых, у мальчика отбирается простая кукла и заменяется на различные технические игрушки, или какого-нибудь монстра, в лучшем случае солдата. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не обучается правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта.

Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.

 

 

Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла, каждая со своим набором характеристик. Так, чем младше ребёнок, тем менее конкретной может быть кукла, и, соответственно, чем старше, тем более детализованным становится облик куклы. Если неправильно подобрать куклу, то она может даже негативно повлиять на психику ребёнка, или же просто он не будет понимать, что с ней делать, и сломает.

Итак, с куклой можно знакомить ребёнка с первых месяцев жизни. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой - это то, что малыш, вглядываясь в ее лицо, узнает в нем человеческий образ. Пусть первая куколка лишь отдалённо напоминает человека, но зато она имеет много "элементов" для игры. Такая простая игрушка даёт малышу много ощущений - разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твёрдая голова и мягкие ножки, спокойные, но все-таки разные оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она лёгкая, мягкая на ощупь. Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребёнка.

Если куколки делаются "без лица", малыш будет каждый раз сам "дорисовывать", "додумывать" нужное настроение для своей игрушки. Причём кукла должна появиться не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребёнок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека. Желательно чтобы такая кукла была тряпичной, мягкой, приятной на ощупь и без пластиковых деталей.

 

Начиная со второго года общение с куклой - это буквальное подражание. Ребёнок делает с куклой то же, что мама делает с ним: кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. Здесь кукла должна быть более детализированной, у неё должна появиться одежда, быть хорошо обозначены черты лица.

 

Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нем происходящих. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это - свидетельство воображения малыша. Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно, активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека - залог будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

 

К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы. В этот период куклы должны наиболее соответствовать образу человека, так как дети ещё не способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося её черты на себя.

 

Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру.

 

По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека - девушки или юноши.

 

К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребёнка уже более или менее сложился устойчивый образ человека и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, ему можно давать играть с всевозможными человекоподобными куклами, такими как Барби, различные монстры и тому подобное.

 

В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам - ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам.

 

 

Социализация воздействует на ребёнка с самого момента рождения. Она проявляется почти во всём: отношении, воспитании, обучении, игре. Очень активно социализация проявляется в игре, особенно с куклами.

 

Кукла – образ человека, неизменный партнёр ребёнка почти во всех его играх. Поэтому ей можно назвать даже самой социализирующей игрушкой. Игра в куклы (по Эльконину) — это отражение социального опыта. Она направлена на развитие в ребёнке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта. Через куклу он усваивает моральные и нравственные нормы общества, в котором живёт; выстраивается образ человека, его поведения, познаются такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое.

 

В младшем школьном возрасте дети в основном повторяют действия за взрослыми: как взрослый кормит ребёнка, так и ребёнок кормит куклу, как взрослый купает малыша, так и он купает свою игрушку. В старшем возрасте у детей появляется ролевая игра, их игры с куклами приобретают более широкий социальный контекст: они играют в докторов, парикмахерскую, дочки-матери. В этих играх ребёнок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Некоторые исследователи считают, что игра девочек в дочки-матери – это проявление материнского инстинкта. Однако, Эльконин приводит доказательства неправильности этих суждений и говорит о том, что данной игрой воспроизводятся общественные отношения, принятие в данном обществе, а также общественное разделение труда по уходу за детьми. К тому же, через игру с куклой, ребёнок выражает свой внутренний мир. Так, в воссоздании семейных отношений, примерке ролей членов своей семьи, можно увидеть то, как именно видит ребёнок свою семью, что сейчас его беспокоит, или же что он желает увидеть в своей семье.

 

Играя с куклой, ребёнок воспроизводит человеческие взаимоотношения в своём вымышленном мире, усваивает законы общества. Поэтому кукла и является одной из главных социализирующих игрушек.

 

 

Взрослые и дети по-разному оценивают куклу. Психическое развитие малыша, а также влияние на его психику различных игрушек, в том числе и кукол, зачастую определяет взрослый. Но они не всегда осознают, насколько правильным или неправильным может оказаться то или иной воздействие какой-нибудь игрушки.

 

Так взрослый, например, видит в кукле зачастую красивый товар, красивую, эстетичную статуэтку, осознавая её эстетические качества. Даря такую куклу, выбранную по-своему усмотрению, они потом сильно огорчаются, когда ребёнок начинает играть с ней не так, как требуется, ломать её. Обычно в таких случаях не учитываются интересы ребёнка, а ведь ему требуется удовлетворить свою любознательность, к тому же он не смотрит на куклу, как на эстетический объект, он ещё не может осознавать самоценность вещей, он ищет пути взаимодействия с предметом. Если взрослый может получить информацию о предмете, просто взглянув на него, то ребёнок вырабатывает её в процессе игры.

Из-за такой разности во взглядах, детская бывает порой заполнена всевозможными игрушками, куклами, в которые ребёнок или не играет сам, потому что ему не интересно, или ему попросту запрещают в них играть так, как хотелось бы ему. Это несёт негативное воздействие на ребёнка.

 

В истории были периоды, когда детская игра считалась бесполезным занятием, а игра в куклы вообще дьявольщиной. Так было, к примеру, в обществе первых американских переселенцев-пуритан. Детей они считали исчадиями ада, играть им категорически запрещалось. Лишь спустя некоторое время, когда нравы смягчились, детям разрешили играть, но только на религиозные темы. А в таких случаях любое проявление фантазии и отступление от религиозного контекста жёстко каралось. О какой правильности развития здесь могла идти речь?

 

Таким образом, правильность психического развития зависит не только от куклы, но и отношения взрослого к воспитанию ребёнка вообще, его благоразумия, понимания того, что некоторых вещей ребёнок просто ещё не понимает.

 

 

Кукла, однако, может также иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки или несоответствии её возрасту ребёнка.

 

Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример экспрессивные куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Первое - это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, - при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия. Игра заменяется манипулированием.

 

Надо понимать, что облегчая задачу ребёнка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребёнка к самостоятельным осмысленным действиям, а, значит, тормозим его развитие. Во всех этих случаях ни о какой игре не может быть и речи. Ребёнок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.

 

Так же очень по-разному кукольный мир преподносит нам образ мужчины. У девочек - это нежный женственный Кен и другие "принцы в голубом", у мальчиков же - брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто разочаровываются друг в друге.

 

Вот таким образом проявляются негативные влияния куклы на психику ребёнка, но проявляются они только тогда, когда кукла подобрана неправильно.

 

Сокращенная версия статьи Тетеревой А.О. «Психологическая роль куклы в развитии ребенка», www.scienceforum.ru.

стоит ли бить тревогу, если сын играет в куклы?

Узнав пол ребенка еще до его рождения, родители покупают соответствующие этому полу игрушки, пеленки, одежду определенного цвета. Таким образом, ребенка как бы заранее, в соответствии с общепринятыми культурными нормами, готовят к осознанию того, мальчик он или девочка. Но что делать, если вопреки ожиданиям родителей сын, подрастая, тянется в песочницу, где девочки играют в куклы, а дочь стремится вместе с мальчишками поиграть в «войнушку»? Для начала необходимо разобраться в ситуации.

Во-первых, нужно учитывать возраст ребенка. Считается, что до 3 лет ребенок не осознает свой пол и не связывает выбор определенных видов игрушек с тем, мальчик он или девочка. А далее малыш идет в детский сад, родители берут его в гости, где он впервые встречается с игрушками противоположного пола. И ему становится интересна любая новая игрушка, ведь дома он таких раньше не встречал — родители их попросту не покупали. Возможно, кроху тянет к игрушкам противоположного пола, так как свои наскучили.

Во-вторых, имеет значение не столько сам факт игры с куклами для мальчиков или с машинками для девочек, сколько ее характер. Важно учитывать, насколько долго и часто это происходит, насколько ребенок увлечен игрой, каков сюжет этой игры. Может быть, взяв куклу, мальчик сделает из нее монстра, потому что солдатики по сравнению с ней очень маленькие, а девочка в машинке повезет куколку в магазин за покупками.

Таким образом, прежде чем переживать и запрещать ребенку играть с «неправильными» игрушками, нужно понять причину, по которой ваш сын проявляет интерес к куклам или дочь — к машинкам. Причины могут быть следующими:

  1. Проявление любопытства. Например, если мальчик впервые увидел коляску с пупсом, то вполне нормальным можно считать его желание покатать ее. Или, возможно, малыш воспринял коляску как любую другую «каталку» и даже не заметил, что в ней лежит кукла. То же самое с девочками — они попросту из интереса могут примерять на себя роли, присущие мальчикам, изучая себя с необычной, непривычной стороны. Если в этом случае позволить крохе поиграть и удовлетворить интерес, вскоре он пройдет сам по себе.

  2. Подражание родителям или старшим братьям и сестрам. Когда трехлетний малыш укладывает спать куклу сестренки, это может означать только то, что он проигрывает обычную ситуацию из собственной жизни. Таким образом мальчик может осваивать заботливое поведение, которое показывает по отношению к нему отец, а это станет даже полезным навыком в будущем. Девочка, в окружении которой только братья, может увлеченно бегать и забираться на деревья вместе с ними. Также машинки могут быть интересны девочкам в связи с тем, что многие мамы сами часто возят их на машине.

  3. Физическая и психологическая энергии ребенка. Все дети разные: у них различны и физические показатели силы или слабости нервной системы, и темперамент, и многое другое. Поэтому мальчик, который имеет меланхолический тип темперамента, может чувствовать себя неуютно с другими, более активными мальчишками и начинает играть с девочками, в обществе которых ощущает себя самым сильным. Или, например, энергичной девочке может наскучить играть в куклы, тогда как лазанье по деревьям вместе с мальчишками в большей мере позволит ей выплеснуть свою энергию.

  4. Проживание в процессе игры собственных трудных ситуаций. Ребенка может тянуть к куклам, так как с их помощью дети могут проигрывать затруднительные или болезненные ситуации из своей жизни, чтобы таким образом пережить их, справиться с ними, найти для себя пути их решения. Можно сказать, что игра является для детей инструментом собственной психотерапии. Наблюдая за ребенком в процессе такой игры, но не вмешиваясь, родители могут узнать о нем (или даже о себе) много нового, могут понять, что его тревожит или как он относится к чему-нибудь важному. Например, если мальчик с помощью кукол проигрывает семейные ссоры, важно задаться вопросом: не наши ли сценарии поведения сын воплощает в игре? Возможно, стоит обратить внимание на супружеские отношения или, по крайней мере, перестать ругаться при ребенке.

  5. Рождение ребенка одного пола вопреки родительской мечте о малыше другого пола. Бывают ситуации, когда родители (или один из них) мечтают о дочери, а рождается сын, или наоборот. В этом случае родитель зачастую может не принимать реальный пол своего чада. Чаще всего это происходит неосознанно. Крайним проявлением этого неприятия может стать одевание мальчика в женскую одежду или, наоборот, девочки — в мужскую, а также прямое высказывание своего желания иметь ребенка противоположного пола. Такое поведение действительно может очень сильно травмировать ребенка и стать причиной внутреннего конфликта, неприятия себя и своего пола и, как следствие, низкой самооценки, неуверенности в себе, депрессивных, невротических состояний в будущем. И даже если у родителей нет такой ярко выраженной неприязни к полу ребенка, их изначальное желание может подсознательно влиять на выбор мужской или женской модели поведения малыша, в частности и на выбор игрушек. В связи с этим очень важно реально оценить, насколько вы как родитель принимаете пол собственного ребенка, не тоскуете ли от того, что хотели «другого» ребенка и не стараетесь ли «подогнать» его поведение под свое желание.

  6. Отклонения от нормы. Это происходит чрезвычайно редко и не стоит делать вывод о «ненормальности» ребенка по одному факту использования игрушек противоположного пола, здесь всегда важна оценка общей картины. При этом лучше всего, если эту оценку проводят специалисты. Стоит обратиться к психологу, если ребенок очень длительное время проявляет интерес к «чужим» игрушкам, если он начинает ассоциировать себя с представителями противоположного пола или называет себя именами другого пола.

На что стоит обратить внимание

Немаловажный вопрос состоит в том, чего именно боятся родители, если их ребенок ведет себя нестандартным для его пола образом? Можно предположить, что так проявляется страх выбора ребенком нетрадиционной сексуальной ориентации или его желания сменить пол в будущем. Однако нельзя судить о будущей ориентации ребенка исключительно по одному признаку — игре, характерной для противоположного пола. Тем более эта игра не может стать причиной такого выбора. А вот реакция родителей на поведение дочери или сына вполне может повлиять на самоопределение будущих женщины или мужчины.

Поэтому если вы заметили, что раздражаетесь, когда ребенок берется за игрушки, характерные для противоположного пола, если стремитесь как можно скорее отнять такую игрушку, запретить или даже наказать ребенка за это, то сначала стоит обратить внимание на ваше собственное отношение к вопросам пола. Важно понять, что именно вас в этом задевает, ведь ваши личные ограничения могут сильно влиять на жизнь ребенка сейчас и в будущем. Выявить их и помочь справиться с ними может психолог на личной консультации.

Что делать родителям

Начнем с того, что главное, чего не стоит делать родителям в этой ситуации, — запрещать играть в определенные игрушки, реагировать чересчур эмоционально, ругать и тем более наказывать за такое проявление интереса. Эффект от таких реакций может быть совсем обратным желаемому, и, в лучшем случае, интерес к игрушкам противоположного пола может закрепиться по принципу «запретный плод сладок».

Лучше всего показывать своему чаду мужественное и женственное поведение на собственном примере. Конечно, вы можете подчеркивать женские качества своей дочери: например, наряжать ее в платья, юбки и банты, покупать множество кукол и показывать мультфильмы про принцесс. Но все эти приемы вряд ли сработают, если сама мама считает излишним использовать косметику, следить за собой и носит исключительно брюки. То же самое можно сказать и о мужском поведении: мальчикам необходимо видеть образец мужественности, желательно в собственном отце. Имея такой ориентир, мальчик будет выбирать «мужские» игрушки, и даже если интерес к куклам однажды возникнет, он быстро пройдет сам собой.

Если же вы все-таки видите, что игра вашего ребенка действительно имеет характерные черты моделей поведения другого пола, и это не просто любопытство или подражание, то необходимо разбираться с одной из вышеперечисленных причин. Возможно, вашей чересчур энергичной девочке не хватает нежности и ласки, а меланхоличному мальчику необходима поддержка и понимание, чтобы поверить в себя. В любом случае, ваша чуткость к состоянию ребенка и безусловная любовь помогут ему справиться с трудностями.

Каждый родитель хочет, чтобы детство ребенка было радостным, а будущее — счастливым. Это возможно, если человек будет оставаться собой, сохранит свое детское творческое начало, но при этом научится соответствовать правилам того общества, в котором он живет. Поэтому важно позволять ребенку проявлять себя естественным для него образом, давать возможности испытывать радость от игры и непосредственного общения, принимать и любить его таким, какой он есть, но при этом обучать его социальным и моральным нормам.

То же касается и вопросов пола. В каждом из нас есть и женские, и мужские черты, хотя, конечно, какие-то из них преобладают. Важно принимать в ребенке (да и в себе тоже) и те, и другие, видеть его уникальность и стремиться к тому, чтобы он стал, прежде всего, гармоничной личностью.

Психолог портала «Я — Родитель»
Анастасия Вялых

Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента вашего ребенка. Ведь разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем проблема.

Пройти тест

Стала известна причина подмены тел умерших младенцев на куклы в Ставрополе

https://www.znak.com/2021-02-11/stala_izvestna_prichina_podmeny_tel_umershih_mladencev_na_kukly_v_stavropole

2021.02.11

Жена жителя Дагестана Дауда Даудова Лаура девять месяцев врала ему и родственникам о беременности, чтобы супруг не ушел от нее. Такую причину замены тел двух умерших младенцев на кукол в перинатальном центре Ставрополья озвучивает Baza.

Женщина придумала легенду о том, что дети умерли при родах. «Девять месяцев ей удавалось выглядеть беременной, а когда пришло время рожать, Лаура придумала историю с аневризмой. Она сама сказала родственникам, чтобы они не открывали тела малышей, потому что это может быть опасно», — пишет издание.

Life Shot уточняет, что подвоха с беременностью никто не замечал, потому что у женщины и без того было крупное телосложение. Супруг при этом очень хотел детей, поэтому Лауре пришлось выдумать целую легенду. «За „телами“ она поехала сама и до последнего не давала никому на них взглянуть, — выяснили журналисты. — Как утверждала Лаура родным, в роддоме ей якобы сказали, что умершие дети должны быть „изолированы“. Но уже на „похоронах“ Даудов все же откинул покрывало и увидел в нем кукол». 

Сейчас с Лаурой продолжают беседовать следователи, в скором времени ей предстоит пройти психиатрическую экспертизу.

Ранее СМИ сообщили, что в Дагестане отец хоронил детей и обнаружил, что вместо них в погребальное покрывало ему завернули кукол. 11 февраля МВД по республике Дагестан опубликовало видео, на котором Дауд Даудов (отец детей) рассказал свою версию событий. Мужчина говорил о неких людях, которые взяли в оборот его жену прямо в роддоме города Ставрополья. После того как женщине сообщили о гибели младенцев, то пообещали их омыть, прочесть молитву и провести все обряды. Затем вернули уже в саване, посадили в такси и отправили домой. Силовики начали проверку. 

Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров заявил, что роженица, о которой сообщили родственники, не поступала в региональные учреждения. Об этом же сообщили в краевом минздраве.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Магия народной куклы | Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Музейный Ресурсный Центр"

Во все времена куклы были и остаются самой любимой девичьей забавой. Вот только в разное время выглядели они не одинаково.

В середине прошлого столетия, когда промышленное производство детских игрушек было пущено на поток, практически каждую девчонку могли осчастливить резиновый пупс или пластмассовая розовощекая кукла.

С течением времени куклы видоизменились, ассортимент их сильно вырос и в наши дни на прилавках магазинов появились длинноволосые и длинноногие красавицы – героини современных мультфильмов в удивительных нарядах.

У современных кукол были свои предшественники – народные тряпичные куклы. Именно о них рассказывают экспонаты выставки «Магия народной куклы».

У древних славян отношение к куклам было особенное и очень серьезное.

Делали их в основном женщины, используя в изготовлении природный материал: дерево, солому, глину, лен, кукурузные початки, маковые головки, шишки, и бережно хранили в заветном месте. Славяне-язычники куклу оставляли безликой, так как думали, что злой дух может в нее вселиться и тогда она принесет много бед. В некоторых случаях допускалось наносить на лицо куклы древний могущественный солнечный знак – крест, придающий фигурке магический статус оберега.

Первые куклы, сделанные руками человека, несли ритуальное значение и для игры детям не предназначались. Веря в различных богов, люди считали, что им нужно обязательно приносить жертву в виде куклы. Таких кукол делали больших размеров и во время проведения определенного обряда их сжигали, разрывали на части или сплавляли вниз по течению, а взамен просили хорошего урожая, достатка, счастливой жизни, крепкой семьи и защиты от злых сил. Для этого веками вырабатывалась целая система обрядовых действий, включая песни, танцы, прыжки через костер, ритуальные заговоры, заклички, обращения.

Куклам, участвующим в обрядах, всегда отводилась особая роль – они были символами, олицетворяли определенный жизненный цикл или время года.

Таким образом, куклы, связанные с тем или иным обрядом, стали называть обрядовыми. На выставке представлена лишь небольшая часть обрядовых кукол, хранящихся в музейных фондах.

Поскольку новый год у древних славян начинался осенью, наши мудрые предки особо ценили это время года и говорили так: «Чтобы год за годом шел все счастливей да обильней, надобно обрядовую куклу своими руками делать». К таким куклам относится Мокредина.

Ее изготавливала женщина осенью во время уборки урожая, когда шли проливные дожди. На лице и на шести руках наносили угольком капельки, изображающие дождь. Шесть рук у куклы «говорили» о том, что женщине особенно в это время года «рук не хватает». Если кукла была готова, а дожди так и не прекращались, тогда женщины со всей деревни собирались и изготавливали большую Мокредину, ростом до полутора метров, украшали шишечками деревьев, цветами и устраивали ей пышные похороны.

 

 

Кукла «Зерновушка» представляла собой наполненный зерном мешок и являлась символом достатка, благополучия и сытой жизни. В конце уборочной страды крестьяне высыпали в мешок отборное зерно с нового урожая и придавали ему образ женщины, обряжая в платок, платье и фартук, имитируя из цветных лоскутов ткани женскую одежду, обязательно повязывали сотканный на ткацком станке поясок с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце.

Во время изготовления куклы женщины пели песню или читали молитву. Такая кукла стояла в красном углу дома, сохраняя ценное зерно до нового урожая. Весной куклу брали, одежду снимали и сжигали на костре, а зерно сеяли в землю, напевая специальные обрядовые посевные песни, и обязательно верили, что урожай уродится на славу.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа – значит в семье беда, а если она добротная – значит и семья не бедствует.

 

 

А вот обрядовую куклу «Спиридон-Солнцеворот» делали в зимнее время, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены, так как поворотом колеса он мог полностью изменить жизнь, направив её в нужную сторону. Делая эту куклу, говорили: «Спиридон стоит у ворот – колесо в руках несёт».

Колесо – это солнце, которое для древних славян было самым главным существом, отвечающим за прибытие солнечных дней. Создание такой куклы – магическое действо. Во время создания в неё вкладывались просьбы, пожелания и намерения, призывались высшие силы, благословение Земли и Неба.

Накатавшись с гор с таким Спиридоном, взрослые вместе с детьми сжигали его в одном из последних костров, обязательно сняв с него одежду, которую приберегали до следующей куклы.

 

 

Кукла «Коза» – это оберег хорошего настроения. Она была всегда весела, беспечна и помогала очень серьезным людям посмотреть на мир немного веселее.

В старину во время Святок было принято наряжаться и обходить дворы с праздничными поздравлениями. В некоторых губерниях Козу обычно изображал кто-то из парней. На него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, шапку, к которой прикрепляли рога из соломы, а лицо мазали сажей. Этот парень садился верхом на дугу и так его возили колядовщики из избы в избу. При этом Коза плясала, а ее свита пела.

В другой местности бытовала кукла «Коза», которая имела те же функции, что и переодетый в нее колядовщик. Куклу делали из соломы или лыка, а одета она была в яркое платье, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, бубны, подкова, колокольчики, бубенцы, бусы, серьги. Считалось, что если на Святки придёт кукла «Коза», то год будет веселым и радостным:

Если вдруг тебе взгрустнётся,

Хандре волю не давай!

Пусть Коза вновь встрепенется,

Тоску звоном изгоняй!

На колядки, коль захочешь,

Ты Козу с собой бери,

Ее звоном и весельем

Людям радость подари!

Позднее кукла стала оберегом ребёнка, который с ней играл. Бубенцы, колокольчики своим звоном отгоняли нечистую силу, защищали малыша.

 

 

Кукла «Домашняя масленица» – это дочка или младшая сестра Масленицы, которую во время проводов зимы сжигают на костре.

Домашняя Масленица была небольших размеров, бытовала в Тульской губернии и в ее изготовлении использовали солому или лыко. Кукла символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи, оберегала жилище и выполняла заветы хозяев. Хранили ее в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели эту куклу выставляла теща во дворе на видное место, чтобы прохожие знали, что она ждет на блины званого гостя – зятя.

 

 

Кукла «Кострома» в древние времена представляла собой огромное соломенное чучело, украшенное зеленью и ряженное в светлые одежды. Девушки водили с Костромой хороводы, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний, так как древние славяне считали, что эта кукла – воплощение плодородия.

 

 

На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу одного дня – Купавку, наряжали ее в женские одежды, а на руки вешали ленточки – заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды.

Кукла «Купавка» бытовала в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях.

 

Со временем обрядовых кукол стали делать на свадьбу. Их изготовлением занимались подружки и сестры невесты, сама невеста, матушка и свекровь. Они были предназначены для молодоженов в качестве подарка и сильного оберега. Молодая чета получала комплект свадебных кукол, состоящий из жениха, невесты и их родни. С этими куклами можно было разыгрывать весь многодневный свадебный обряд.

В фондах музейного ресурсного центра хранятся такие свадебные народные куклы, как «Мировое дерево», «Неразлучники», «Девья красота», «Славутница», «Утешница», и многие другие.

 

 

Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты утром в день венчания. Обычно в его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Они же приносили продукты для будущего пирога.

Когда пирог был готов, подруги невесты украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В центре пирога возвышалась воткнутая берёзовая рогатка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту.

Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, где становился украшением праздничного стола. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чём виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с «Мировым деревом» почали молодые.

Подруги невесты куклу делали без иглы и зорко следили, чтобы ритуальные фигурки не отвернулись друг от друга.

После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами.

 

 

Подружки невесты делали еще одну свадебную парочку – куклу «Неразлучники». Неразлучников подвешивали под дужкой упряжи, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.

Основой для куклы служила лучина или тонкая плоская щепка из ясеня, или березы. У кукол была одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни вместе в радости и в беде.

После свадьбы Неразлучников вешали в красном углу избы, а с появлением в доме ребенка, мать изготавливала нитяную куколку и подвешивала к ним. Так, на одной щепке могло висеть много нитяных куколок, по числу детей в доме.

 

 

Украинских кукол «Жених» и «Невеста» дарили молодым на свадьбу. Тело кукол делали из травы или соломы, а голову из маковой головки – символа жизни и зарождения, а наряжали их в традиционный украинский костюм, украшенный вышивкой. На женскую фигуру обязательно делали венок из ленточек и кусочков ткани.

 

 

Кукла «Девья красота» бытовала в Тульской губернии и олицетворяла молодость, красоту, прощание с домом и принадлежность мужу.

Девью красоту перед свадьбой делала невеста, используя навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева, а затем ее выставляли на поднос со свадебным караваем. По одежде этой куклы судили о мастерстве хозяйки.

На подносе создавалась целая композиция: в центре каравая ставилась кукла, которую со всех сторон окружали пшеничные колосья и предметы рукоделия, изготовленные невестой. Куклу обносили перед всеми гостями со словами: «Разойдись честной народ – красна девица идёт». Отведав пышного каравая и оценив умение мастерицы, гости оставляли на подносе деньги и подарки для молодых.

После свадьбы кукла бережно хранилась в доме молодоженов.

 

 

Кукла «Славутница» прославляла женскую красоту. В старину ее устанавливали в центре свадебного стола и гости, видя такую красавицу – куклу, понимали, как хороша невеста и как богата ее семья.

 

 

Куклу «Утешница» изготавливала мама к свадьбе дочери из своей ношеной одежды для того, чтобы сохранять материнскую энергетику, тепло и заботу. Когда девушка выходила замуж и переезжала на другое место, кукла заменяла ей мать. Она могла пожаловаться Утешнице, поплакаться.

Когда мать приходила к дочери в гости, смотрела, где находится кукла «Утешница»: если на видном месте – значит у дочки всё в порядке, а если спрятана под подушкой – значит её обижают в доме мужа.

 

 

Кукла «Зольная» – очень древний семейный оберег. Головки куклы и куклёнышей делались из золы, сбитой практически до плотности камня, а тельца были лоскутные. Зола издавна символизировала домашний очаг и несла в себе идею сохранения рода, умножения потомства.

По традиции такую куклу дарила мать своей дочери – невесте вплоть до тридцатых годов прошлого столетия.

 

Создавая семью, молодая женщина старалась защитить свой дом от всего плохого: от болезней, от несчастий, от злых духов, также она желала привлечь удачу, богатство. А помогали ей в этом куклы-обереги. В некоторых домах их накапливалось до ста штук, а то и больше! Для защиты дома от разного рода неблагоприятных воздействий куколок закрепляли над входом в жилище, подвешивали над колыбелью ребенка, кроватью больного, устанавливали рядом с предметами женского рукоделия и эти обереги исправно выполняли свою функцию – они защищали домочадцев от нападок злых сил.

Интересно, а что особенного было в этих куклах-оберегах и почему они обладали такой магической силой?

Все очень просто – эти куклы были сделаны женскими руками. Еще в древние времена прекрасная половина человечества отличалась особым созидательным даром, который особенно ярко проявлялся в быту. К тому же, как по сей день утверждают поэты, каждая женщина – чуть-чуть колдунья!

Колдовской подход проявлялся в запретах на изготовление обрядовых и обереговых кукол. К примеру, их нельзя было делать в «плохое» для любого рукоделия время. Не только в праздничные и выходные дни, но также ночью, по средам и пятницам. Считалось, что в это время с текстилем «работают» духи и нечистая сила. А вот занятие рукоделием в «хорошее» время приветствовались и нередко проводились мастерицами массово, в форме девичьих посиделок с длинными разговорами, шутками и песнями. Примерно, как в сказке А.С. Пушкина: «Три девицы под окном…»

В старину женщина делала куклу-оберег так, как ее научила мама и бабушка: недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, поэтому ткань и нитки она не резала, а рвала. В кукольном наряде всегда использовала красную ткань или нитки – цвет солнца, тепла, здоровья, радости, оберегающий от сглаза и травм.

При изготовлении куколок важны были образы, которые вкладывались в этот процесс. Например, мастерица крутит аккуратную голову куколке, а про себя приговаривает: «Светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью»; делает кукле грудь и вкладывает в нее образы счастливого материнства, достатка в семье, доброты владелицы. В этом и заключалась та магическая сила, которая передавалась определенной кукле от своей хозяйки, потому что женщины верили в волшебство.

На выставке представлены некоторые экземпляры кукол-берегинь, хранящихся в фондах Музейного ресурсного центра.

 

 

Куклу «Берегиня дома» делали из ткани ношеной одежды и завязывали нитками красного цвета. Она несла частичку души хозяйки или хозяина и помогала защитить дом. В руки ей помещали узелок, в который клали зернышки, лекарственную травку и кудельку, чтобы в доме никто не болел, было сытно, тепло и уютно. А пышная грудь, в которой много молока – это символ дома с детишками и достатком.

Вешалась Берегиня над входом в дом, чтобы могла видеть всех входящих. Народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей.

 

 

Кукла «Домовушка», сделанная из бересты, тоже оберегала дом от лихих людей и всяческих напастей, а также помогала хозяйке создавать и поддерживать уют и тепло.

Обычно Домовушка находилась на кухне – там, где чаще всего трудилась хозяйка. Когда-то ее прятали за наличниками окон и дверей, так как считалось, что вдалеке от чужих глаз кукла лучше исполняет свои обережные функции.

 

 

Кукла «День и Ночь» бытовала в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье.

Существовало два вида таких кукол. Первый состоял из двух совершенно одинаковых фигурок, одна из которых была выполнена из светлой ткани (День), а другая – из тёмной (Ночь). Второй вид представлял собой куклу с двумя разными сторонами, символизирующими сутки. Утром хозяйка дома выставляла вперед куколку светлой стороной и просила её об удачном дне. И весёлая, трудолюбивая кукла «День» следила, чтобы в будни люди работали, трудились, а в праздники – веселились. Вечером же, хозяйка поворачивала куколку темной стороной и молилась о том, чтобы все домочадцы проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Мудрая, задумчивая и таинственная куколка «Ночь» давала сон и оберегала его.

Делали и дарили таких куколок на Новый год и весь год они служили своеобразным календарём, отмеряя каждый из 365 дней и ночей.

 

 

Куклу «Кубышка-травница» наполняли душистой лекарственной травой. Ее нужно было всего лишь помять в руках и по жилищу разносился травяной дух, который отгонял духов болезни. Куколка была не только защитницей от злых духов болезни, но и доброй утешницей. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка и давали играть детям. Через 2 года траву в куколке меняли.

 

 

Куклу «Костромушка-толстушка» шили в том случае, если после года замужества женщина не беременела и выставляли ее на видное место. Когда в доме появлялся ребенок, куколку прятали. Она несла в себе образ девочки, в которой сочеталось одновременно несколько возрастов: 8-9 лет – девочка-нянька, 10-12 лет – девочка-подросток. От няньки у куколки были пухлые щечки, фигура, а от подростка – формирующаяся грудь. С одной стороны, она и водиться умеет, а с другой – может быть советчицей своим младшим сестрам и братьям. Она как будто говорит: «Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!»

 

 

Кукла «Символ материнства» несла образ матери, у которой хватит любви на каждого ребенка. Это был очень сильный оберег женщины и ее детей.

Куклу убирали с глаз в укромное место и бережно хранили.

 

 

Во время свадьбы на колени невесты сажали маленького ребенка или клали спеленатую куклу «Младенчик», чтобы молодая жена поскорее стала матерью. Кроме этого, такая куколка находилась в колыбельке с ребеночком до его крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному крестом малышу. После крещения ее убирали из колыбели и хранили наравне с крестильной рубахой.

 

 

Для новорожденных матерью делалась кукла «Младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка с молитвами, с мыслями о будущем дитятке. Ткани для ее изготовления брали от ношеной родительской одежды.

Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. А когда наведывались в дом гости, ее вставляли в складочки платочка ребенка и люди говорили про куклу: «Ой, до чего кукленок – то хорош!»

 

 

Кукла «Бессонница» также лежала в колыбельке рядом с малышом. Если малыш плакал и не мог долго заснуть, матушка брала ее в руки и говорила: «Сонница, бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой». После этого ребёночек успокаивался и засыпал.

 

 

Раньше считалось, что если над кроваткой ребёнка висит кукла «Куватка», то она отгонит любую злую силу.

Куколку делали из мягкой разноцветной ткани. Когда матушка была занята домашними делами, малыш мог долгое время разглядывать куклу и играть с ней.

 

 

Кукла «Куклак» – это кукла-заместитель какого-либо конкретного человека.

Такую куклу мастерили из одежды, принадлежавшей человеку-прототипу. Хранили ее либо в красном углу избы, либо при себе.

Кукол-заместителей мастерили, когда кто-то покидал семью, например, если уходил в ратный поход муж или сын, а кукольный образ человека оставался в родном доме.

При этом если вдруг с куклой приключалось что-то нехорошее – семья начинала готовиться к худшему.

 

 

Когда матушка уходила в поле работать, она оставляла на хозяйстве старшую дочку, которой могло быть всего лишь 6-7 лет. К приходу мамы девочка должна была приготовить кашу. А помогала ей в этом кукла «Помощница». Когда кукла сидела, она была размером с горшок, в котором потом варилась каша. Девочка знала, что верхняя перевязь – это уровень воды в горшке, нижняя перевязь – уровень крупы в горшке.

 

Шло время, и у народных кукол появилась еще одна функция – игровая.

Кстати, в кукол играли не только девочки, но и мальчишки тоже, примерно до 7- 8 лет, пока ходили в одинаковых рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет простую куколку могла делать уже любая девочка.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия и часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Наши предки никогда не оставляли кукол на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Некоторые из игровых кукол представлены на выставке.

 

 

Кукла «Перевертыш» или «Девка-Баба» была любимицей у девочек. Ее название указывало о существовании особенного периода в жизни женщины, который сопровождался определенными изменениями, как внешнего вида, так и социального статуса.

Наши предки девкой называли молодую девушку, не связанную узами брака, а бабой – взрослую замужнюю женщину, родившую одного или нескольких детей.

Данная кукла смогла соединить эти два женских образа, поэтому она такая необычная: у неё 2 головы, 2 юбки, 4 руки.

Молодуха представлена в яркой одежде, ее шею украшают бусы, а в длинную косу вплетена красивая ленточка. Это говорит о том, что живет молодая девица пока без забот и хлопот и на веселье есть у нее время. А если перевернуть куклу, то появляется второй женский образ, по которому можно понять, что женщине уже не до веселья и не до ярких нарядов, да и косу она не плетёт и никому ее не показывает, потому что прячет свои волосы под платком и показывает их только мужу.

Такова была женская доля!

 

 

Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет. Это был и друг ребенка, и одновременно его оберег.

Зайчика надевали на пальчик и крепко держали в ладошке, как бы загораживая от всех. С ним разговаривали или просто играли, а еще доверяли свои секреты, жаловались, если кто обижал, а он никому не рассказывал их заветные тайны!

 

 

Кукла «На выхвалку» являлась экзаменом по шитью и рукоделию. Девочки 10-12 лет должны были уметь делать таких кукол и хвалиться ими на празднике. Если кукла красивая, удачная, то девочку приглашали на посиделки.

После этого девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданного. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки.

Шили такую куклу в основном во время Рождественского и Великого постов, а после Пасхи гуляли с ней по деревне и хвастались своим творением. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.

 

 

А вот специально для мальчиков женщины шили бойцовую куклу «Куклак – кулачник». Она помогала мальчишкам учиться овладевать своим телом, давала желанную возможность поиграть в кулачные бои, пока сил для настоящих было мало.

Паренька– куклака наряжали в рубашку и штаны, а в руки вшивали камешки.

С помощью таких кукол мальчишки могли устраивать бои между собой и похваляться своей удалью, крутя палочку между ладонями.

 

 

Вот та небольшая часть обрядовых, обереговых и игровых кукол, которые бережно хранятся в музейных фондах. Познакомившись с ними, вы узнали, как выглядела самая любимая игрушка наших предков.

Благодаря тому, что древние славяне на протяжении столетий чтили свои традиции и бережно к ним относились, мы имеем возможность знакомиться с этим ценностями. Тряпичные куклы, как и многие другие родовые вещи, передавали по наследству, и иногда в сундуках с приданым их насчитывалось больше сотни. Но, к сожалению, большинство этих сундуков не дошло до наших дней. А сколько еще разнообразных образов и свидетельств бытовой и духовной жизни наших предков можно бы было в них найти! Ведь каждый регион нашей страны характеризовался своими особенностями, традициями, которые отражались и в игрушках.

На протяжении нескольких лет народная кукла является объектом изучения для научных сотрудников Детского музея. Благодаря этой исследовательской работе, а также сотрудничеству с кукольными мастерицами нашей страны и ближнего зарубежья, музейный фонд постоянно пополняется интересными и ценными экспонатами.

Кроме экспонатов, представленных на выставке, в фондах Музейного ресурсного центра хранятся куклы таких известных мастериц России, как И.В. Агаева и М.Г. Казанцева, а также украинской мастерицы Е. Орловой-Гузовой, которые уже несколько лет путешествуют по городам и поселкам Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и знакомят современное поколение с уникальной историей, традициями и обычаями наших далеких предков.

Swf, девочка, кукла, мода, подросток игры

  • Онлайн игры »
  • swf »
  • девочка »
  • кукла »
  • мода »
  • подросток

Играй 7 бесплатные онлайн swf, девочка, кукла, мода, подросток игры. Поделись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *