Модельер ламанова: От императорского платья до народного костюма — Look At Me

Содержание

От императорского платья до народного костюма — Look At Me

О Ламановой написано много и многими, целью этой статьи не является открыть нечто новое, но дать краткое и цельное описание творческой биографии модельера. Многие и сегодня уделяют немало внимания императорскому периоду ее деятельности, что приятно глазу и слух ласкает, исключая советский период, пошива «демократической» (будучи честными с собой, назовем ее простой и скучной, в сравнении с платьями периода модерна и императора) одежды для народа. Советские искусствоведы и историки костюма, напротив, говорят о трагической судьбе, героическом служении народу, патриотизму, освобождении женщин от корсета (будто это немецкий плен), от которого все же избавился  Пуаре. Мы будем объективны (хотя моде модерна уделим большее внимание, в силу обильности материала), потому дадим лишь краткие биографические сведения о Ламановой, не касаясь ее личности, но обратим много внимания на ее творчество. 


 

Н. Ламанова

 Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец — Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Семья была на грани разорения, когда двадцатилетняя Надежда после окончания курса местной гимназии решила уехать из родительского дома в Москву, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь. 

 Проучившись два года в школе кройки О. Суворовой, Ламанва в 1879 году переходит на самостоятельную работу — закройщицей в известную мастерскую Войткевичей. И буквально сразу делает большие успехи — профессия была выбрана верно.

 В 1885 году Н. П. Ламанова открывает в Москве свое дело и школу прикладного искусства, а уже через 2-3 года ее портновская мастерская приобретает широкую известность в среде живописцев, актеров, режиссеров.

 Уже будучи не только владелицей собственного ателье, но и директором преуспевающей школы, Ламанова продолжает обучаться искусству дизайна одежды. Она ездит в Париж знакомиться с последними модными коллекциями признанных мастеров и читает книги по истории, живописи и этнографии. С завидным упрямством, так свойственным ее натуре, она зубрит историю национального костюма – и вовсе не считает это занятие пустой тратой времени (этнические мотивы были в 1880-1900х на высоте, и в самых продвинутых кругах считались официозным мэйнстримом).

 В 1901 году К. С. Станиславский приглашает Ламанову в Московский Художественный театр. В 1902-1903 годах Н.Ламанова, наряду с признанными французскими фирмами П.Пуаре, Редферн, сестер Калло и др., с успехом участвует в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге. Мастерская ее в те годы размещалась в Москве на Большой Дмитровке в доме Адельгейма.
 Художница была первой, кто оценил идеи знаменитого французского модельера П. Пуаре. Она начала создавать модели без корсета уже во второй половине 1900-х годов. Кажущаяся свобода фигуры в костюме модерна не более чем иллюзия, создаваемая легкостью и подвижностью тканей, перетеканием причудливых орнаментов с поверхности одной детали на другую. Силуэт же создавался жестким длинным корсетом.
 Отказ от корсета требовал совсем иной конструкции, справедливо называемой стилем «неогрек» или «неоклассицизм» (термин, принятый для этой эпохи только в России). Знаменитая туника «a la russe» (тончайшая кисейная рубашка, отделанная мехом и столь популярная в Европе 1810 года) возродилась в 1910 году усилиями и Пуаре, и Ламановой.
   В 1917г., после революции, Ламанова остается в России. По инициативе художницы в 1919 году организуется Мастерская современного костюма (при Главнауке) с широкой новаторской программой, в которой нашли обоснование принципы моделирования костюма для трудящихся масс.Она принимает участие в разработке планов деятельности первых швейных учебных заведений: «Положения о Центральном институте швейной промышленности», «Устава Сокольничьих советских учебных художественно-промышленных мастерских».

 В том же 1919 году Ламанову заключают в Бутырскую тюрьму, обвинение ей не было предъявлено, и, благодаря вмешательству Максима Горького (его жена была клиенткой Ламановой), после двух с половиной месяцев заключения, ее освободили.

 В период с 1919 по 1924 годы Надежда Ламанова разрабатывает на базе логически обоснованного кроя многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. Одновременно она занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма.
С 1921 года она работает в театре Вахтангова. С 1922 года художница состоит членом Академии Художественных наук (в кустарной секции). Ее награждают специальным дипломом за участие в I Всероссийской художественно-промышленной выставке.

 В 1925 году ее модель получает «Гран-при» на международной выставке «Art Decoratifs» в Париже «за костюм, основанный на народном творчестве». Ее платья в русском стиле произвели фурор. Стиль «a la russe» в те годы стал чрезвычайно моден в Европе. Платья Ламановой, были представлены на выставке с полагающимися аксессуарами — обувью, поясами, шляпами и бусами, скатанными из хлебного мякиша. В то же время Надежда  Ламанова и Вера  Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту». Окрыленная успехом, Ламанова совершает попытку создать школу моды в Советской России — Студию художественного производственного костюма. Она выступает со статьями в «Ателье» и «Красной ниве», где формулирует принципы реформирования модельного дела, прежде всего в статьях: «Русская мода» («Красная Нива», № 30, 1923 г.) и «О современном костюме» («Красная Нива», № 27, 1924 г.),  «О целесообразном костюме».

 С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-Йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината.В середине 20-х годов Ламанова возглавила кустарную мастерскую, выполнявшую заказы Кустэкспорта и других организаций для внутренних и международных выставок, и продолжала работу в Кустэкспорте  вплоть до 1932 года.

 До конца жизни (15.10.1941) Ламанова продолжает создавать костюмы для театра и кино. Она одевает актеров в первых советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», «Иван грозный», «Ревизор»; в глубоко пенсионном возрасте  создает шедевры театрального костюма для «Женитьбы Фигаро», «Вассы Железновой», «Последних дней Турбиных»,  оперы «Борис Годунов» и т.д.

 Имениттые заказщицы
Императрица Александра Федоровна, Ирина Юсупова, княжна Мария Павловна Романова, кузина Николая Второго, Бетти Врангель, Мария Кшесинская, Анна Павлова,  Вера Холодная,  Александра Хохлова, Анель Судакевич, Лиля Брик, ее сестра Эльза Триолепр и д.р.


Работы Ламановой

1 Платье визитное из сукна бежевого цвета

Строгое визитное платье бежевого цвета -наиболее ранняя работа Ламановой из хранящихся в Эрмитаже. По своей конструкции, цветовому решению и характеру декора этот костюм является ярким воплощением моды середины 1890-х гг. Платье цельнокроеное, типа «принцесс», сильно приталенное, закрытое, с воротником-стойкой из бархата в тон платья, с расклешенной, свободно расширяющейся книзу юбкой. Длинные рукава покроя «жиго» — очень густо собраны у плеча, узкие у кисти. Юбка расклешена, с двойной мягкой складкой по центру спинки, со шлейфом. О развитом чувстве формы и большом художественном вкусе мастера свидетельствует и характер орнаментального декора платья, решенного в виде гирлянд мелких цветов, исполненных тамбурным швом, как бы обвивающих вертикальные, идущие от плеча полосы, расшитые блестками. Полосы сужаются к талии и далее расширяются к подолу юбки, подчеркивая ее форму.

Платье принадлежало императрице Александре Федоровне.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х

Платье вечернее из розового шифона на атласном чехле

Платье покроя «принцесс», приталенное, с большим декольте, рукав короткий — фонарик, в духе времени. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вышивкой бисером и блестками, по декольте и подолу — гирлянды искусственных цветов и бантов. Выполнено оно из бледно-розового атласа и шифона. В этой работе художник использует сопоставление фактур различных тканей — прием, которому суждено получить дальнейшее развитие в костюмах начала XX в. Шифон, положенный на атлас, смягчает блеск этой ткани, приглушая его, заставляет мерцать в зависимости от освещения, чем достигается особый декоративный эффект. Отделка платья — вышивка растительного узора из вьющихся стеблей с поникшими побегами — решена в стиле модерн, создавшем сложную систему линейного орнамента. В основу его положены мотивы стилизованных цветов и растений с характерной для стиля модерн графической гибкостью линий.

Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х

Платье вечернее (два лифа и юбка) из черного тюля на белом атласном чехле

Лиф 1 — притален, на косточках, со шнипом, декольте формы каре, рукав до локтя, с широким воланом. Лиф 2 — притален, на косточках, со шнипом, очень открытый, с большим декольте и коротким рукавом. Юбка расклешена, по спинке с мягкими складками по центру, со шлейфом. Украшено кружевом, вышивкой стальными блестками разной формы и стразами орнамента из венков, лент и гирлянд. В этом платье редкое сочетание работ двух ведущих мастерских — Москвы и Петербурга. Вероятно, первоначально платье было заказано с одним лифом, а затем в соответствии с модой этого времени был выполнен второй лиф. 

Платье принадлежало императрице Александре Федоровне.
Москва, мастерская Н. Ламановой. Петербург, мастерская А. Бризак (второй лиф). Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого тюля и шифона на атласном чехле

Изящное бальное платье из белого тюля и шифона на двойном чехле из атласа. Лиф очень открытый, с большим овальным декольте и коротким рукавом, притален, со шнипом, с небольшим напуском спереди, на драпированном поясе из серебряной парчи. Декорировано кружевом, «мушками» из бити по тюлю и вышивкой блестками и фасонными шишками цветочного узора. Костюм решен в единой колористической гамме серебристых тонов, столь модных в эпоху господства модерна. Мерцание атласа сквозь слои шифона и тюля создает эффектный фон для юбки, украшенной широкой гирляндой фантастических цветов с объемным контуром, вышитых серебристыми блестками в сочетании с золотой канителью и бисером. Инкрустация кружевом в виде перистых листьев удачно дополняет орнамент. В целом это очень нарядное платье как бы пронизано призрачным лунным светом.

Принадлежало императрице Александре Федоровне
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из желтого бархата и шифона



Лиф открытый, с большим овальным декольте, удлиненный, притален, со шнипом, на драпированном поясе из желтого атласа, с небольшим напуском спереди. Рукава короткие, с двойным воланом из шифона. Юбка расклешена, с мягкой встречной складкой по центру спинки, со шлейфом. Отделано инкрустацией белым машинным кружевом, имитирующим филейную вышивку, аппликацией из бархата и вышивкой синелью цветущих веток гортензии.
Принадлежало императрице Александре Федоровне
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.

Платье вечернее (лиф и юбка) из бархата цвета морской волны



Лиф притален, со шнипом, на широком поясе углом, спереди с небольшим напуском. Рукава короткие из шифона. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вставками шифона и кружева, с широким кружевным воланом по подолу. По всему платью вышивка бисером, блестками и стразами.
Принадлежало императрице Александре Федоровне
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.

Платье парадное придворное из розового муара


Лиф, шлейф, пелерина, юбка — реконструкция. Лиф очень открытый, с большим овальным декольте, удлиненный, со шнипом, сильно притален, рукава длинные, откидные, с частично открытой проймой. Шлейф съемный, на поясе, с мягкими складками по центру спинки. Короткая круглая пелерина с воротником-стойкой. Платье богато декорировано вышивкой серебряной нитью и канителью растительного орнамента.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Рубеж ХIХ-ХХ вв.

Платье вечернее (лиф и юбка) из зеленого атласа и черного шифона

Эффектное вечернее платье из ярко-зеленого атласа и черного шифона. Лиф с небольшим декольте утлом, мягкий, без косточек, с напуском у талии. Рукав короткий, покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, с асимметричной драпировкой и тюником, переходящим в остроконечный шлейф. Отделка — шелковая бахрома и вышивка цветным шелком и металлической нитью.  В нем мастерски использованы ткани контрастных цветов и разных фактур. За счет мерцания зеленого атласа сквозь прозрачный черный шифон здесь достигается особый декоративный эффект — смягчается резкость тона зелени, и лишь низ юбки, не закрытый шифоном, является своего рода цветовым акцентом всей композиции костюма. Строгий, стройный силуэт со слегка завышенной талией явно свидетельствует о влиянии костюмов эпохи ампира, а украшающая платье вышивка золотисто-зеленым шелком и золотой нитью орнамента из цветов и листьев хризантем характерна для искусства стиля модерн — и по трактовке растительных форм, и по цветовому решению. Оригинально и решение юбки этого платья, драпированного по спирали. Плотно охватывающий бедра тюник, имитирующий шаль с кистями, переходит в небольшой остроугольный шлейф.
Принадлежало В.В. Карахан — жене известного дипломата.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е

Платье вечернее (лиф и юбка) из белого атласа и тюля

Лиф открытый, с большим овальным декольте, мягкий, без косточек, с напуском у талии, на поясе, рукава короткие — кимоно. Юбка прямая, узкая, по спинке собрана, с тюником. Отделано вышивкой по тюлю шелком в тон ткани растительного орнамента в стиле модерн. То разреженная, с едва намеченным контуром, то с густым сплошным настилом глади, вышивка очень богата по фактуре и эффектно выделяется на фоне мерцающего сквозь тюль атласа. В платье сочетаются неоклассические веяния, характерные для х 1910-х гг., с элементами модерна и японскими мотивами.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е

Платье вечернее из плотного белого шелка и шифона

Лиф мягкий, без косточек, с напуском спереди, с декольте формы каре, рукав короткий, покроя кимоно. Юбка узкая. прямая, спереди с тюником, по спинке слегка собрана, с асимметричной драпировкой. Лиф и юбка соединены широким драпированным кушаком из ткани платья. Декорировано серебряным галуном (декольте и пояс) и вышивкой белым шелком и серебряной нитью растительного узора, расположенного по границе соединения тканей.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е

Платье вечернее из атласа бежевого цвета, белого шифона и черного машинного кружева


Лиф мягкий, с небольшим напуском, с декольте формы каре, рукава короткие, покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, немного собрана по спинке, пришита к лифу, с двумя тюниками.  Один — из белого шифона с оригинальной, вышитой бисером, стеклярусом и стразами, широкой каймой из букетов роз в вазонах двух типов с характерной для позднего модерна геометризированной графикой форм. Другой — из черного кружева, удлиненный, сзади переходящий в шлейф. Платье гармонично решено по цвету, сочетание бежевого атласа с белым шифоном и черным кружевом тюников поддерживается изысканной тональностью вышивки.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1912-1913

Платье вечернее черного машинного кружева с мелким растительным узором


Лиф удлиненный, свободный, без косточек, немного притален, с фигурным декольте и воротником-стойкой, без рукавов, на лямках. Юбка слегка собрана по линии соединения с лифом, с небольшим шлейфом. Отделка — вышивка черным бисером по всему платью, вертикальные полосы, вышитые цветным бисером, и декоративная бисерная кисть, из того же бисера, спереди юбки. Судя по силуэту, декору и цветовому решению, платье явно создано под влиянием восточных балетных костюмов Л. Бакста и А. Бенуа.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Конец 1910-х

Платье вечернее из легкого черного шелкового крепа и атласа

Лиф мягкий, без косточек, талия занижена, ворот вырезан в форме фигурного каре, воротник-стойка, рукав покроя кимоно до локтя. Юбка прямая, собрана по талии. Декорировано кистями из ляссе спереди и на боках, спинка без кистей. Пояс отсутствует. 
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого кружева и черного тюля на черном шелковом чехле


Лиф мягкий, без косточек, свободный вверху, у талии заложен складками, двойной: нижний, из белого кружева и тюля — открытый, на лямках; верхний — из черного тюля, с декольте углом и рукавом покроя кимоно за локоть. Юбка из белого кружева, густо собрана по талии, на черном шелковом чехле, с двойным тюником из черного тюля с неровной линией подола.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е

Актриса Ольга Книппер-Чехова в манто работы Надежды Ламановой. 1913 год

Александра Хохлова в вечернем платье с поясом из бус. (1924)


Платье по мотивам народного костюма (1919-1925) Лиля Брик и Эльза Триоле (сестра Лили)


Платье по мотивам народного костюма (1919-1925)


Пальто из коллекции, созданной по мотивам костюмов народа севера. Модель актриса Александра Хохлова. (1923)


ЛАМАНОВА Надежда Петровна

Отец потомственный дворянин из обедневшего рода, военный. О матери сведений не имеется.

После окончания гимназии переезжает в Москву. Учится два года в школе кройки, затем нанимается закройщицей в мастерскую Войткевичей. В 1885 открывает собственную портновскую мастерскую, которая вскоре начинает обслуживать московскую художественную элиту. Ламанова едет в Париж для профессионального совершенствования. Становится «Поставщиком двора Его Императорского Величества» и создаёт ряд придворных туалетов (хранятся в ГЭ).

В 1901 приглашена К.С.Станиславским в МХТ. Руководит костюмерной мастерской театра до конца жизни. Известность Ламановой в художественных кругах подтверждается тем, что В.А.Серов пишет в 1911 её портрет.

После революции остаётся в России, несмотря на предложения работать в Западной Европе. Характерно её высказывание: «… революция изменила моё имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь». Отдаёт своё имение под военный госпиталь.

В 1919 при участии Ламановой создана «Мастерская современного костюма», основанная на новых принципах создания одежды для трудящихся. Ламанова принимает активное участие в швейных учебных заведениях и швейной промышленности. Однако «за дворянское происхождение» была заключена в Бутырскую тюрьму и только после ходатайства М.Горького освобождена.

В первой половине 1920-х Ламанова занимается разработкой моделей простой одежды. В 1922 становится членом ГАХНа (кустарная секция), а в 1925 получает Гран-при на международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (модели и аксессуары в авангардном стиле). В том же году Ламанова вместе с В.И.Мухиной издаёт альбом «Искусство в быту», в котором были опубликованы модели одежды, основанной на строгих дизайнерских принципах. Этому изданию предшествовали статьи Ламановой «Русская мода» (Красная Нива. 1923. №30) и «О современном костюме» (Красная Нива. 1924. №27). В некоторых моделях мастерской Ламановой в середине 1920-х были использованы элементы супрематизма.

С середины 1920-х Ламанова всё более «переключается на моделирование одежды из кустарных тканей с применением народного кроя» (Стриженова). Работает в Кустэкспорте (до 1932). Но, в то же время, продолжает заниматься теоретическими проблемами моделирования. Также на протяжении 1930-х работает в театре (МХТ) и в кино (костюмы для фильмов «Иван Грозный» и «Аэлита»), участвует в международных выставках.

Умерла от сердечного приступа, когда узнала, придя на службу в МХТ, что театр эвакуирован. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

Дизайнер Надежда Ламанова – фото платьев и биография

Надежда Петровна Ламанова – волшебница художественного покроя платья, одна из лучших русских художников-модельеров. За её работой можно было часами наблюдать и любоваться, как под меткими ударами ножниц, прикосновениями утюга и б?гом нитки рождался шедевр портновского искусства.

Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Её отец, Петр Михайлович Ламанов, был потомственный дворянин. Но в тот момент, когда родилась Наденька, семья не обладала былым величием и богатством, – род Ламановых был обедневшим, на грани разорения. Двадцатилетняя Надежда решается самостоятельно зарабатывать на жизнь. После окончания местной гимназии она отправляется в Москву.

После двухлетнего обучения в школе кройки О. Суворовой, Надежда Ламанова начинает работу закройщицей в известной мастерской Войткевичей. И сразу же успех. Профессия увлекла Надежду, и в 1885 году она открывает в Москве свое дело и школу прикладного искусства. Всего через 2-3 года ее мастерская приобретает известность в творческой среде живописцев, режиссеров, актеров.


Профессия не только была ей по нраву, Ламанова была влюблена в своё дело. Поэтому, несмотря на то, что времени не хватало, ведь она была уже владелицей собственного ателье и директором преуспевающей школы, Надежда Петровна продолжает обучаться искусству дизайна одежды.

Она знакомиться с модными коллекциями признанных мастеров Парижа, читает книги по истории, живописи и этнографии.

В 1901 году К. С. Станиславский пригласил Ламанову в Московский Художественный театр. Здесь и пригодились только что полученные знания, особенно знания национального костюма. В 1902-1903 годах Н. П. Ламанова участвует в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге. Её мастерская в те годы размещалась в Москве на Большой Дмитровке.


В феврале 1903 года в Петербурге состоялся большой костюмированный бал, который назвали Русским. Все гости этого бала, в том числе и царская семья были одеты в русские национальные одежды. В создании этих нарядов принимала участие и знаменитая Ламанова.

Надежда Петровна была первой, кто оценил и примкнул к идеям знаменитого французского модельера П. Пуаре. Уже во второй половине 1900-х годов она стала создавать модели без корсета. Тогда кажущаяся свобода фигуры в платье стиля модерн была лишь иллюзией. Эта видимость создавалась лишь лёгкостью и динамичностью тканей, а также мастерством художников-модельеров, а на самом деле весь этот силуэт создавался жестким и длинным корсетом.

И так, отказ от корсета, свобода во всём – раскрепощение …. Но отказ от корсета требовал иной конструкции кроя. Знаменитая туника «a la russe» – тончайшая кисейная рубашка, отделанная мехом, популярная в Европе 1810 года, возродилась усилиями и Пуаре, и Ламановой в 1910 году. У неё одевались многие известные женщины того времени – Мария Ермолова, Вера Холодная, Ольга Книппер-Чехова, Анна Павлова, она шила платья и для членов царской семьи.


В 1917г., Ламанова остается в России. До революции у Надежды Петровны было ателье на Тверском бульваре, она была поставщицей Двора. После революции Ламанова потеряла своё ателье, но продолжала работать и создавать свои шедевры портновского искусства. Вскоре Ламанова была арестована, но по ходатайству М.Горького после двух с половиной месяцев заключения ее освободили.

Надежда Петровна возглавила Мастерскую современного костюма при отделе ИЗО Главнауки. Её модели в 20-е годы демонстрировали киноактриса Ольга Хохлова и муза В. Маяковского Лиля Брик.

Деятельность первых швейных учебных заведений разрабатывалась при непосредственном участии Н. П. Ламановой. В начале 20-х годов Надежда Ламанова разрабатывает модели простой одежды для широких слоёв населения, работает в театре Вахтангова. С 1922 года Надежда Петровна состоит членом Академии Художественных наук, участвует в I Всероссийской художественно-промышленной выставке, где её награждают специальным дипломом.


В 1926 году Ламанова создала ряд моделей по мотивам северного народного творчества, которые затем продавались за рубеж. Художником-модельером Н.П. Ламановой создавались коллекции не только платьев, но и меховых изделий. Она принимала участие в Лейпцигской и в Нью-Йоркской выставках.

В 1925 году на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже Надежда Петровна представила уникальную коллекцию платьев из домотканных материалов – льна, холста. Все платья были выполнены в русском стиле, украшены вышивкой ручной работы. Каждая модель была в ансамбле с головным убором, сумкой и украшениями, которые были выполнены из бечёвки, шнура, вышивки, соломы. Её работа заслужила Гран-при выставки «За костюм, основанный на народном творчестве». С введением НЭПа появилась потребность и в дорогостоящих материалах и платьях, и тогда были созданы роскошные наряды, некоторые из них теперь хранятся в коллекции Эрмитажа.

Надежда Петровна одевала актёров театра и кино, например её костюмы можно увидеть в старых кинолентах советских фильмов – «Аэлита», «Поколение победителей», «Александр Невский», «Цирк», «Иван грозный», «Ревизор». Театральные костюмы для «Женитьбы Фигаро», «Вассы Железновой», «Последних дней Турбиных», оперы «Борис Годунов» и т.д. Ламанова создаёт уже в пенсионном возрасте.

В 1941 году Художественный театр отправлялся в эвакуацию в Ташкент. Надежда Петровна, узнав об этом, вместе с сестрой отправились в проезд театра. Городской транспорт уже не работал, и из-за болезни сестры они медленно шли, надеясь успеть на поезд. Наконец, они пришли и увидели замок на двери. О ней забыли. Ламанова еле-еле дошла с сестрой до сквера у Большого театра, села на скамеечку и скончалась.


Главным творцом советской текстильной индустрии 20-х 30-х лет была Надежда Петровна Ламанова.

В её произведениях заложены основные принципы – глубокая народность костюма, соответствие костюма образу жизни, климатическим условиям, отказ от слепого подражания западной моде, соответствие физическому и духовному облику человека. Все эти принципы она выражала кратко в таких словах: «… для чего создаётся костюм, для кого, из чего».

Оставшиеся её произведения воспитывают чувство стиля, оттачивают профессиональное мастерство художников-модельеров, пробуждают фантазию, обостряют видение чистоты линий и формы. Н. П Ламанова создала методологическую базу всего советского моделирования.


Модельер императрицы — Надежда Ламанова: olgawhite — LiveJournal

«Та богиня — мраморная,
Нарядить — от Ламановой»…

Марина Цветаева, 1924г.

Эти строки Марина Цветаева посвятила нашей героине — Надежде Ламановой. Одна из самых талантливых художников-модельеров рубежа XIX-XX веков —
Потомственная дворянка из обедневшего рода Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в деревушке Нижегородской губернии. Семья была бедной и вскоре, после смерти родителей, ей пришлось ставить на ноги трех сестер и зарабатывать на жизнь. Надежда поехала в Москву.

После двухлетнего обучения в школе кройки О. Суворовой, с 1879 года работает закройщицей в известной мастерской Войткевичей.
Изысканный дамы делились между собой последними новостями: «Шить теперь надо только у мадам Войткевич – там есть одна новенькая закройщица мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примеркой, но зато платье получится, как из Парижа».

Выдающиеся красавицы того времени мечтали, чтобы их «портретировал» лучший художник Валентин Серов в платьях лучшей портнихи Надежды Ламановой.

Визитое платье из сукна, 2 пол. 1890-х
Принадлежало императрице Александре Федоровне
Характерный для этого периода широкий, сильно собранный у плеча и узкий внизу рукав — воспоминание о костюме эпохи историзма- подчеркивает по контрасту хрупкость талии и придает платью модный силуэт. Высокий драпированный воротник, туго охватывающий шею, — также одна из особенностей моды тех лет.Вся вышивка выдержана в мягких, пастельных тонах, гармонично сочетающихся с цветом платья, и напоминает орнаментику тканей последней четверти XVIII века.

В 1885 году, в 24 года, Н. П. Ламанова открывает в Москве на Тверском бульваре свое дело и вскоре ее мастерская обретает широкую известность среди богемы.
В ней было многое от живописца. Работать Ламанова предпочитала в технике наколки, или муляжным способом, когда ткань накалывается на манекен булавками, без использования плоской выкройки. Метод наколки считается вершиной портновского мастерства, и все модели от кутюр и сейчас выполняются в этой технике. Ламанова уже во второй половине первого десятилетия двадцатого века начала предлагать модели без корсетов.
В костюмах все чаще звучат отголоски неоклассицизма, получившего широкое распространение в архитектуре и прикладном искусстве. Исчезает S-образная линия силуэта, а с нею и корсет, сильно стягивавший и деформировавший фигуру женщины. Платье приобретает стройный и строгий силуэт


Платье бальное из шифона. 2 пол. 1890-х
Принадлежало императрице Александре Федоровне
Гирлянда из бантов и объемных цветов. Вышивка, исполненная с применением бисера и блесток, органично сочетается с общей тональностью платья.

До революции она «одевала» царскую семью, аристократический и артистический бомонд… Обладавшая высочайшей культурой русская интеллигенция видела в Надежде художника-творца и родную душу, тонко чувствовавшую потребности франтов, денди, актрис и светских дам, окрашивая пожелания клиентов авторскими деталями, безупречностью кроя и мастерством высшего пилотажа.


Платье бальное из белого тюля, 1900-е
Принадлежало императрице Александре Федоровне
Отделка «мушками» из бити (расплющенной проволоки) по тюлю.Цветы с объемным контуром вышиты серебристыми блестками, золотой канителью (крученой нитью) и бисером.Инкрустация кружевом в виде перистых листьев.

Ее моделями были самые известные ретро-дамы России: от Марии Ермоловой и Ольги Книппер-Чеховой , Вера Коралли, Маргарита Карпова, Лиза Носова, Вера Холодная, Лина Кавальери, Генриетта Гиршман, Маргарита Морозова, Лилия Брик, Ольга Гзовская, Эльза Крюгер и многие, многие счастливицы.


К.Сомов — Портрет Е. Носовой в платье от Ламановой 1911г.

Учиться никогда не поздно, так считала и Надежда Петровна – набиралась знаний в Париже у известных, знаменитых в Европе модельеров. Там она обрела знакомство с французским кутюрье Полем Пуаре, перетекшим в творческую дружбу. Молодая императрица Александра Федоровна одевалась у Ворта в Париже, у Бризака в Петербурге и у Ламановой в Москве.
В девяностые годы XIX века на вывеске над мастерской красовалось

«Поставщик двора Ее Императорского Величества».

Платье вечернее из белого атласа и тюля, 1910-е
Отделано вышивкой растительного орнамента по тюлю шелком в тон ткани костюма в стиле модерн. На корсаже лифа на шелковой ленте печатная золотом марка мастерской : Н. Ламанова

Были созданы шедевральные туалеты, по сей день хранящиеся в фондах Эрмитажа.
Она делала костюмы для фильмов Эйзенштейна и Александрова, для многих советских спектаклей, где нужен был дореволюционный аристократический шик В 1901 году К. С. Станиславский приглашает Ламанову в Московский Художественный театр.
Ламанова знаменита своими костюмами, выполненными в 1903 г. для «Русского бала» в Зимнем дворце, ее лучшие костюмы были исполнены для «Анны Карениной» на сцене МХАТа. В «Сильве» для Театра Оперетты она сделала трансформирующийся костюм, который менялся не только по цвету, но и по крою.
Я была на этом спектакле через сто лет после его исполнении в костюмах от Ламановой. Современные материалы и наряды прекрасны, но многое можно отдать за взгляд одним глазком на тот спектакль…


Платье вечернее из атласа бежевого цвета, белого шифона и черного машинного кружева, 1910-е.
Платье г-жи Половцовой украшено двумя тюниками. Один — из белого шифона с оригинальной вышивкой бисером, стеклярусом и стразами широкой каймы из букетов роз в вазонах двух типов с характерной для позднего модерна геометризированной графикой форм. Другой — из черного кружева, удлиненный, сзади переходящий в шлейф. Платье гармонично решено по цвету, сочетание бежевого атласа с белым шифоном и черным кружевом тюников поддерживается изысканной тональностью вышивки.

Круг друзей художницы к этому времени расширился. Среди близких ей людей были В. И. Мухина, М. Горький, М. Ф. Андреева, В. А. Серов. Кисти последнего принадлежит портрет Надежды Петровны, созданный 1911 году, но не дописанный в связи со смертью художника. Ламанова стала его последней моделью.

В.Серов — Портрет Надежды Ламановой, 1911г.

Ламанова единственная из всех русских модельеров отклоняет предложения работы в Европе. В годы первой мировой войны в ее имении располагался госпиталь для раненых русских солдат. В одной из своих записей она отмечала: «…Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь».


Эффектное вечернее платье из ярко-зеленого атласа и черного шифона принадлежало В.В. Карахан, жене известного дипломата. В нем мастерски использованы ткани контрасных цветов и разных фактур, когда за счет мерцания зеленого атласа сквозь прозрачный черный шифон достигается особый декоративный эффект — смягчается резкость тона зелени, и лишь низ юбки, не закрытый шифоном, является своего рода цветовым акцентом всей композиции костюма. Строгий, стройный силуэт со слегка завышенной талией, явно свидетельствует о влиянии костюмов эпохи ампир, а украшающая платье вышивка золотисто-зеленым шелком и золотой нитью орнамента из цветов и листьев хризантем характерна для искусства стиля модерн и по трактовке растительных форм, и по цветовому решению. Оригинально и решение юбки этого платья, драпированного по спирали. Плотно охватывающий бедра тюник, имитирующий шаль с кистями, переходит в небольшой остроугольный шлейф.

Новая власть не обладала вкусом и разумом — в 1919 году ее заключают в Бутырскую тюрьму – «за дворянское происхождение». Но судьба ее мужа, крупного бизнесмена и благотворителя Каютова, уничтоженного в лагерях, миновала только благодаря влиятельным друзьям и хлопотам Станиславского и Максима Горького (чья жена была клиенткой Надежды), пятидесятивосьмилетнюю женщину выпускают на свободу.
В период 1919-24 годы модельер занимается разработками простых костюмов для широких масс, работает с русской народной тематикой. С 1922 года художница состоит членом Академии Художественных наук (в кустарной секции). Ее награждают специальным дипломом за участие в I Всероссийской художественно-промышленной выставке.

Платье вечернее из легкого шелкового крепа и атласа. 1920-е
Закрытое и строгое силуэту платье с заниженной талией выполнено из черного шифона с рукавом покроя кимоно за локоть. Довольно широкая прямая юбка, собранная на талии, декорирована спереди и на боках кистями из шелкового ляссе в тон ткани костюма — очень модная деталь декора платьев начала 1920-х.

С 1921 года она работает в театре Вахтангова. В страшное, голодное и холодное время Ламанова сшила потрясающие по красоте туалеты для участников спектакля «Принцесса Турандот», обшивала и многие другие спектакли: «Зойкина квартира» Булгакова, «Егор Булычов и другие» Горького.

В 1925 году на Всемирной выставке моды Париж созерцал наряды Ламановой. Платья советского модельера в стиле «a la russe» вызвали ажиотаж, неподдельный интерес и восхищение. Состояние российской промышленности можно оценить по тому, как в Париже на подиум выходили модели в обуви, шляпах, поясах и бусах, из хлебного мякиша…

На этой выставке ее модель получает «Гран-при» «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». В последующие годы Ламанова почти ежегодно получает призы и дипломы.
Работа в Кустэкспорте длилась на протяжении восьми лет – с 1924 вплоть до 1932 года, где Ламанова занималась использованием в современном костюме элементов русского народного искусства.

В 30-е годы Надежда Петровна продолжала активно работать в разных театрах, а также в кино, разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-Йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината.
Список работ Надежды Петровны в кино весьма обширен: ею исполнены костюмы к кинофильмам «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», «Ревизор» (Укрфильм). Участвовала художница и в создании костюмов для фильмов «Иван Грозный» и «Аэлита».
Художница сотворяет костюмы для «Вассы Железновой» в Театре Красной Армии с Раневской в роли Вассы.

Платье вечернее черного машинного кружева с мелким растительным узором
В 1920-е годы Ламанова продолжает создавать новые интересные модели модного костюма. Одни их них следуют общеевропейской моде, чему способствовало восстановление во время нэпа прерванных революцией связей с парижской модой.
Эффектное платье из черного машинного кружева с вышивкой цветным бисером и большой декоративной кистью из того же бисера, очень открытое, без рукавов. По силуэту и декору, как и по цветовому решению, явно созданное не без влияния восточных балетных костюмов Л. Бакста, и А. Бенуа.

Сотрудничество велось со многими театрами столицы, более всего – с Московским Художественным. Станиславский неоднократно привлекал Надежду Петровну к работе в оперной студии театра. Здесь, после премьеры оперы «Борис Годунов», поздравляя коллектив с удачной постановкой, режиссер сказал Ламановой: «Благодарю и восхищаюсь». Также его слова : «…наша драгоценная, незаменимая, гениальная, Шаляпин в своем деле».
В бумагах Станиславского сохранилась запись: «Долгое сотрудничество с Н. П. Ламановой, давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма».


Лиля Брик и Эльза Триоле демонстрируют модели Ламановой

Госпожа оформительница в свои 80 лет была необычайна для своего возраста — шествовала в не слишкой длинных юбках, из-под которых были видны чулки, туфли на высоких каблуках, на руках сухоженными ногтями были кольца — это противоречило аскетичным нравам 1939 года.

Началась война. Близкой подруге скульптору Вере Мухиной Ламанова сказала:
— Я скоро умру.
— Как вы можете так говорить? Почему?
— У меня остались всего только две капли «Коти».
Она не могла жить без французских духов. Но старые запасы кончились.

Ламанова продолжала ходить во МХАТ на работу и в начале Великой Отечественной войны, когда ей было уже 80 лет. Однажды, подойдя ко входу в театр, она увидела, что он закрыт. Труппа была эвакуирована, а Ламанову забыли, как Фирса из «Вишневого сада». Художница присела на скамейку перед Большим театром и умерла от сердечного приступа. Это было в октябре 1941 года.
Великая Ламанова похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

В Государственном Эрмитаже хранится богатая коллекция костюмов конца XVII- начала XX веков. Костюмы из музейной коллекции демонстрировались на выставках «Костюм Серебряного века», «Николай и Александра», «Чарльз Фредерик Ворт». Череду «костюмных» экспозиций продолжает выставка, посвященная творчеству Надежды Петровны Ламановой временного отрезка 1890-1920-х годов.

На протяжении последних 13 лет проводится конкурс, названный ее именем, — конкурс профессиональных художников-модельеров имени Надежды Ламановой

Сегодня Надежду Ламанову, сыгравшую исключительную роль в истории мировой моды, часто называют «русская Шанель». Но Ламанова стала великой задолго до того, как мир узнал имя знаменитой француженки.

Источники: «Журнал мод» 4/1989
Научная работа — исследование Т.К.Стриженовой «Из истории советского костюма» (1972)
Перевод с англоязычных источников.
Интернет.

Виртуальный музей Надежды Ламановой запустил проект по увековечению памяти модельера — Новости

На сайте Виртуального музея Надежды Ламановой Lamanova.com пройдёт ряд мероприятий с целью сбора средств на изготовление и установку мемориальной доски выдающегося русского модельера, сообщают организаторы.

Проект доски разработали скульпторы Андрей и Павел Налич. Именно Андрей Налич изготовил дверную ручку в издательстве «Коммерсант» в виде руки, как символ открытости к сотрудничеству. По инициативе Петра Налича во дворе РАМ имени Гнесиных была установлена авангардная скульптура «Мать и дитя».

Мемориальная доска Надежде Ламановой представляет из себя бронзовую панель, вписывающуюся в руст дома, на которой будет следующий текст: «В этом доме с 1908 по 1917 год жила и работала выдающийся русский модельер, художник театрального костюма Надежда Петровна Ламанова». Под текстом – факсимиле, сообщают организаторы. Памятная доска будет установлена по адресу: г. Москва, Тверской бульвар, д. 10. 

Адрес выбран не случайно. В 1908 году по заказу Ламановой архитектор Никита Лазарев построил здесь доходный дом, который был задуман как ателье с пошивочным цехом, демонстрационным залом, бесплатной школой портновского дела и общего образования для девочек. В этом же здании располагались квартиры семьи Каютовых и управляющего мастерской, жилые помещения для служащих. Дом Ламановой стал клубом для самых известных женщин того времени, в нём проходил показ известного французского кутюрье Поля Пуаре.

«Движение по увековечению памяти выдающегося русского модельера конца XIX – начала XX веков началось с лёгкой руки Александра Васильева. В 2015 году на открытии выставки на ВДНХ «100 лет моды в России. 1915–2015», представляя журналистам платье работы Ламановой из своей коллекции, он справедливо заметил, что имя модельера незаслуженно забыто, – рассказывает Алла Соловская, координатор проекта. – В результате этого разговора возникла волонтёрская группа, которая с 2015 года занимается популяризацией имени Надежды Ламановой. За это время подробно изучены генеалогическое древо и биография Надежды Петровны, развеяны многие мифы и легенды вокруг её имени. В 2016 году энтузиасты посетили село Шутилово, родину модельера. Проведено много встреч и лекций, на которых рассказано о ламановской стойкости и верности избранному делу, любви к Отечеству, семье, друзьям, соратникам. Для установления мемориальной доски был собран и подготовлен необходимый пакет документов в мэрию Москвы.

И теперь только общими усилиями мы сможем вернуть память о Надежде Ламановой, о преданном своему делу человеке, оставившему глубокий след не только в мире моды, но и в культурном наследии России. Важно, чтобы общество объединилось по восстановлению исторической справедливости. Нам есть кем гордиться, необходимо помнить великие имена, прославившие нашу страну. Совсем недавно мне задали вопрос: «Зачем вы это делаете? Что вами движет?». Наверное, это то самое чувство патриотизма. Почему-то все знают, кто такая Коко Шанель, но никто не знает, что у нас есть непревзойденная Надежда Ламанова, прожившая три совершенно разные жизни – «Поставщик Ея Императорского Величества», художник-конструктор театрального костюма и модельер революции, создавший авангардную моду, опиравшийся на традиционный русский костюм и сумевший заявить о себе своими коллекциями после революции в Париже, Лейпциге, Нью-Йорке. Необходимая сумма – 400 тысяч, правила платформы работают таким образом, что если мы не соберем половину заявленной суммы, деньги будут возвращены благотворителям. Мы надеемся на участие и поддержку. Но также для нас важно, чтобы через этот краудфандинговый проект как можно больше людей знало имя Надежды Ламановой. У нас есть своя история и достойные имена».

Благотворительная акция по сбору средств проходит на краудфандинговой платформе https://planeta.ru/campaigns/101360. С целью поддержки акции пройдёт ряд лекций, также есть возможность приобрести специальные лоты.

Расписание мероприятий благотворительного проекта «Мемориальная доска Надежды Ламановой»:

2 апреля в 20:00 в рамках проекта Алла Соловская прочитает онлайн-лекцию «Надежда Ламанова – Поставщик Ея Императорского Величества». Рассказ пойдёт о дореволюционной истории жизни и творчества Надежды Петровны: о том, как девушке из обедневшей дворянской семьи удалось достичь столь высокого звания и что это звание означает; кого и в какие платья одевала великая Ламанова, какие случались коллизии в её судьбе; почему воспоминания, оставленные её современниками, исключительно восторженные. Костюмы Надежды Петровны Ламановой хранятся в Эрмитаже, ГИМе, Музее Москвы, в Музее МХАТ, в частной коллекции Александра Васильева, в Музее Метрополитен, в Музее Швеции. Лекция основана на архивных документах, музейных данных и мемуарах.

Регистрация: https://www.facebook.com/events/1288312458310556/.

4 апреля в 16:00 в Студии платья «ХаКама» пройдёт лекция «Надежда Ламанова. От модерна к конструктивизму». Лектор – Татьяна Нагорских, кандидат философских наук, историк костюма, постоянный автор журнала «Русский мир», участник выставочного проекта «Гений в юбке» (посвящён памяти выдающегося модельера Надежды Ламановой, г. Москва), «Мода – народу. От конструктивизма к дизайну» (Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург), автор видеокурса лекций «Занимательные истории о русском костюме».

10 апреля в 12:00 Центр искусств «Art Коробка» (ул. Автозаводская, д. 18, ТРЦ «Ривьера») приглашает на модный разговор с Александром Васильевым «Пьер Пуаре и мода его времени». «Великий французский реформатор мод Поль Пуаре освободил женщин от корсета, расцветил их гардероб яркими цветами, ввёл в моду первые женские юбки-брюки, дизайнерские духи и даже интерьеры. Надежда Ламанова и знаменитый французский кутюрье дружили много лет. В 1911 году по приглашению Надежды Петровны Поль Пуаре посетил Москву и произвёл фурор», – говорится в описании встречи.

Билеты по ссылке: https://planeta.ru/campaigns/101360/updates.

Справка:

Надежда Петровна Ламанова (26.12.1861 (14.12 по старому стилю) – 15.10 1941), дворянка по происхождению, – выдающийся модельер, театральный художник по костюму, сумевшая воплотить свой талант как при Царской России, так и при Советской власти. В 1904 году была удостоена почётного звания «Поставщик Ея Императорского Величества». Ламанова выполняла заказы императрицы Александры Фёдоровны и её сестры Елизаветы Фёдоровны, а также известных и состоятельных дам того времени. Многие женские портреты, созданные Валентином Серовым, написаны в платьях «от Ламановой».

В 1901 году друг семьи Константин Станиславский пригласил Надежду Петровну в Московский художественный театр. Сотрудничество продлилось сорок лет. Ламанова работала по эскизам выдающихся художников Л. Бакста, А. Головина. Надежда Петровна создала большое количество костюмов для спектаклей Театра им. Вахтангова, Театра Советской Армии и Театра Революции. Замечательный след она оставила в кинематографе в фильмах «Аэлита», «Александр Невский» и «Цирк». Ещё при жизни Константин Станиславский назвал Ламанову «Шаляпиным от моды», а сегодня её называют русской Коко Шанель и сравнивают с Эльзой Скиапарелли.

После революции Надежда Петровна принимала активное участие в создании нового образа советской свободной женщины. На Всемирной выставке прикладного искусства в 1925 году в Париже за триумфальный показ новой моды в России её коллекция была заслуженно награждена Гран-при. Затем последовали выставки в Лейпциге и США. Надежда Петровна стала всемирно признанным художником по костюму. Провозглашённая ею «Теория промышленного моделирования» стала революцией того времени в области создания одежды. До той поры не было одежды массового производства.

Надежда Ламанова прожила яркую творческую жизнь, не эмигрировала, а продолжала работать до последнего своего дня на благо Родины. Её работы до сих пор являются источником вдохновения для театральных художников, дизайнеров, историков моды, искусствоведов. Методы её работы лежат в основе преподавания технологии пошива в Университете имени Косыгина и в Школе студии МХАТ.

По инициативе Вячеслава Зайцева с 1994 года Дом моды более 20 лет проводит на демократичной основе конкурс имени Надежды Ламановой, давая дорогу в мир моды молодым дизайнерам. Егор Зайцев в качестве заместителя генерального директора продолжает дело семьи. В 2016 году директор по развитию Московского дома моды Вячеслава Зайцева модельер Юлия Попова по личной инициативе провела Первую научно-практическую конференцию «Российская мода», посвящённую Надежде Ламановой. В этом году конференция пройдёт в Москве в третий раз.

Легенда fashion-журналистики, телеведущая Первого канала, историк моды, модельер, автор книги «Магия русского стиля», президент культурно-просветительского фонда «Магия моды» Наталия Козлова с командой дизайнеров создала передвижные выставки «Гений в юбке», «Мода народу», «Авангард – театр – мода», «Даёшь конструктивизм!», посвящённые великим русским модельерам-авангардистам и имеющие большой успех. Наталия Борисовна внесла весомый вклад в дело популяризации имени талантливого русского модельера. В 2019 году культурно-просветительский фонд «Магия моды» выпустил каталог «Авангард – театр – мода». Издание посвящено русским гениями авангарда, в том числе и Надежде Ламановой. В каталоге много исторических иллюстраций и фотографий реплик костюмов, созданных современными дизайнерами по моделям авангардистов. Издание также является лотом проекта на краудфандинговой площадке. «Мы ведём огромную работу. Была выставка в 2020-м в Нижнем Новгороде – родине Н.П. Ламановой. Сейчас на выставке «Даёшь конструктивизм!», которая проходит в «Точке кипения – Коммуна», есть большой раздел, посвящённый ей и её соратницам. На экскурсиях мы рассказываем об этом великом человеке», – комментирует Наталия Козлова.

Фотографии и иллюстрации предоставлены организаторами. Материал подготовила Ирина Щелкунова, ИА «РИА Мода».

от царской элегантности до пролетарского шика

Надежда Ламанова — Великий русский модельер , «Царская портниха», «родоначальница русской модной школы», «первый советский модельер» — все эти эпитеты характеризуют деятельность самой выдающейся женщины русской моды, творчество которой варьируется от модерна до конструктивизма.

выставка «Гений в юбке»

Родилась Надежда Петровна в семье потомственных нижегородских дворян, в год отмены крепостной системы, что очень символично. Хотя, Ламанова и имела дворянское происхождение, семья ее не была богатой, а потому, желая помочь своим младшим сестрам, юная Надежда переезжает в Москву. Там она поступает в школу госпожи Суворовой, а через некоторое время, в возрасте 24 лет, открывает собственное ателье, которое вскоре начинает пользоваться огромным успехом среди московских модниц. Поистине невероятная целеустремленность даже для молодых женщин современного мира.

Начиная с конца 19–го века, Ламанова начинает шить туалеты для придворных дам, получает «сертификат качества» – звание, присваиваемое только поставщикам императорского двора, а ее клиентками становятся представительницы царской фамилии. Творчество Надежды Петровны того времени отличалось многообразием фактур и богатой отделкой, использованием огромного количества фурнитуры: стекляруса, аппликаций и различных видов вышивки. Платья Ламановой отличались искусно созданным фасоном, который показывал достоинства заказчицы и скрадывал ее недостатки.

Начало нового века положило начало сотрудничеству Ламановой с театральным миром. Среди ее клиенток и раньше были такие дивы как Матильда Кшесинская и Мария Ермолова, но теперь она начала создавать и их сценическую одежду. Костюмы Ламановой использовались в большинстве МХАТовских постановок. В костюмах Надежды Петровны блистали Вера Холодная и Ольга Книппер-Чехова.

Большевистский кровавый переворот внес свои коррективы в творчество и жизнь Ламановой. Она дважды попадала в тюрьму, и только вмешательство Максима Горького спасло модельера от гибели: виной всему было дворянское происхождение и особый статус в дореволюционной России.

Отсутствие качественных тканей и фурнитуры вынуждало Ламанову создавать свои модели из скудного выбора материалов: солдатского сукна, холстины, бумазеи, что не помешало ей создать через время моделей народной одежды, сочетая в них крестьянские и современные мотивы, и получить за них Гран-при на Парижской выставке.

В последние годы Ламанова активно сотрудничала с МХАТом, театром им. Вахтангова, создавала костюмы для фильмов Александрова и Протазанова.

Умерла Надежда Ламанова 14 октября 1941 от страшного удара и предательства: театр, которому она служила долгое время, отправили в эвакуацию без нее. Пройдясь в последний раз по родным местам Москвы, Ламанова остановилась в скверике Большого театра, для прим которого она много лет создавала свои шедевры, где и скончалась от остановки сердца.

29 января 2017 года в культурном центре «Беляево» прошла увлекательная лекция, посвященная знаковому событию — императорскому костюмированному балу 1903 года, а также истории русского боярского костюма XXI века от Валентины Аверьяновой. Лекцию читали Мария Георгиевна Язычьян и Ксения Юрьевна Лебедева, члены Дамского клуба Валентины Аверьяновой.

Надежда Ламанова — лучший модельер в истории России

Надежда Ламанова талантливый модельер и основательница русской школы моделирования

Надежда Ламанова считается одним из лучших модельеров в истории России, фактически она является основательницей русской модной школы

Не случайно ее имя носит самый престижный конкурс молодых модельеров. В ее руках оживала любая ткань, будь то бархат или солдатское сукно, кружево или бумазея. Утонченный вкус и удивительное чутье позволяли модельеру создавать не просто женские платья, а подлинные произведения искусства. Для нее не имели значения какие-либо недостатки фигуры, оценив особенности фигуры и личность заказчицы, она создавала наиболее выигрышный для нее как по цвету, так и по фасону костюм. Все модели сделанные мастером подчеркивали индивидуальность и идеально подходили только тому, кому предназначались.

Карьера Ламановой была стремительной и началась в 22 года, после окончания школы кройки и шитья. В 25 лет Надежда работает моделистом-закройщиком и открывает собственное ателье. Благодаря своему выдающемуся таланту и настойчивости она становится «поставщиком двора Его Императорского Величества». У нее заказывали вещи весь российский бомонд того времени, все аристократки, известные артистки, жены крупных промышленников и биржевиков. Ламанова сочетала в себе не только талант хорошей закройщицы и портнихи, но и модельера, тонко чувствовавшего всю выразительность моды. В начале ХХ века она превратила свой четырех этажный дом в школу портновского искусства. Стоит сказать, что Надежда Ламанова с большим энтузиазмом встретила идею Поля Пуаре – отказ от корсета и популяризация свободных форм женской одежды. Новый стиль требовал иных конструкционных решений и инновационных дизайнерских идей. Надежда Ламанова прекрасно освоила технику создания демократичного платья в стиле «неоклассицизм». Грандиозный успех на Международной выставке современного костюма в 1902 году заставил законодателей мировой моды считаться с творчеством Ламановой. Великий Поль Пуаре не раз приглашал ее к себе в Париж, но она предпочла остаться в России.

После революции модельер продолжила работать теперь уже в Советской России. Став одной из основательниц стиля советского конструктивизма, она много и интересно экспериментировала с дешевыми и невыразительными тканями (солдатское сукно, бумазея, домотканое полотно). И здесь ее талант проявился самым удивительным образом, невыразительные ткани заиграли новыми формами и силуэтами. Лучшим тому подтверждением стало Гран-при на всемирной выставке в Париже в 1925 году. Надежда Ламанова создавала превосходные и неординарные костюмы для театра и кино. Модельер создала костюмы для первых советских фильмов «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», «Иван грозный», «Ревизор».

Умерла Надежда Ламанова 14 октября 1941 года. Сейчас ее работы составляют гордость коллекций костюма Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Музея декоративно-прикладного и народного искусства, а также Исторического музея в Москве. Но главное, что после себя оставила Ламанова — это традиции российской школы художественного моделирования одежды.

Дизайнер одежды Natalia Soloid для сайта «f-Journal.Ru»

Надежда Ламанова — первый кутюрье российской моды

Если начать разговор о российской моде, то первое, о чем следует упомянуть — Надежда Ламанова. Ее имя также интересно, поскольку она заявила о своей лояльности новому советскому режиму, хотя раньше она была поставщиком Императорского двора Ее Величества до революции. Вы можете представить себе это опасное сочетание — необыкновенного гламура платьев до 1917 года и массовой авангардной моды после?

Она была хорошей подругой французского модельера Поля Пуаре и прославилась своей роскошной одеждой, расшитой золотой вышивкой, сделанной для царской семьи и представителей бывшего высшего общества.

«Ламанова также всерьез вдохновлялась идеей« революционизировать »платье. Ламанова смогла в 1919 году с разрешения советской власти организовать Художественное ателье современного платья, которое экспериментировало с дизайном одежды для трудящихся.

В 1925 г. совместно с советским скульптором Мухиной издает альбом «Искусство в повседневной жизни». Он пропагандировал результаты ее портных, представляя конкретные проекты практичной и удобной рабочей одежды для рабочих, созданной из простого сырья, но с настоящей эстетической привлекательностью.

Параллельно с этим Ламанова шила одежду для главных деятелей советского высшего общества и мира моды начала 20-х годов. Прибывшая в Париж из Советского Союза Эльза Триоле, будущая спутница Луи Арагона, произвела настоящий фурор, продемонстрировав на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже в середине 1920-х годов платье, сшитое Ламановой и декорированное кружевом из Вологодской области. .

В это время Ламанову вдохновила идея привнести народные мотивы в дизайн одежды.Она была глубоко убеждена, что такие популярные мотивы, как ткани ручной работы и декоративные детали (например, кружево или вышивка), могут сделать моду более демократичной, синтезируя народную одежду с высокой модой.

После радикального конструктивистского движения в середине 1920-х годов Ламанова стала главным теоретиком моды в Советской России. Постепенно она начала четко дистанцироваться от идеи создания «массовой одежды», подходящей для всех рабочих, в качестве альтернативы «буржуазной одежде».Ламанова пришла к выводу, что реформа одежды и дизайна должна идти в совершенно разных направлениях, ближе к потребностям конкретного потребителя, и фактически способствовала максимальной индивидуализации одежды.

Она выступала за гармонию внешнего вида и создание индивидуальной одежды с учетом вкусов и особенностей отдельного человека. Одежда должна помогать лучше выражать свою подлинную индивидуальность и вкус. Ее собственные творения, которые служили образцами, достойными подражания для многих будущих поколений советских модельеров, «включали компромиссный симбиоз модной модернистской одежды и традиционных этнических украшений».

Добавляя украшения ручной работы, такие как вышивка, к своим стилистически простым модернистским платьям, она создала компромисс, в котором не нужно было отказываться от элемента репрезентативной красоты в пользу чисто продуктивных функций платья.

Фактически, использование этнических мотивов в качестве декоративных элементов в более праздничных нарядах стало стандартной чертой советского ателье модного дизайна. Основная проблема заключалась в том, что вышивка вручную была очень трудоемкой и не подходила для промышленного массового производства.Поэтому платья Ламановой в основном шили в ателье как уникальные образцы ».

(Юкка Гронов и Сергей Журавлев «Мода встречает социализм»)

Искусство в повседневной жизни и советская мода Надежды Ламановой своими руками — Блог

Отчеты

1 ноября 2014 г. —

После Октябрьской революции 1917 года многие русские художники и мастера присоединились к большевистскому режиму и использовали свои навыки для работы на благо коммунизма.Художники начали экспериментировать со способами визуального формирования нового общества, отстаивая включение искусства в повседневную жизнь и слияние искусства и промышленности. Среди этих усилий члены партии начали разрабатывать новую философию одежды для массового производства одежды, которая представляла социалистические ценности. В то время как большевики превозносили достоинства машин и технологий, Первая мировая война и последовавшая за ней гражданская война поставили Россию перед огромными экономическими препятствиями, которые не позволили индустриализации в значительных масштабах.Многие художественные эксперименты не соответствовали текущим реалиям и интересам народа и остались нереализованными. Однако не все программы были простой утопией. «Искусство в повседневной жизни», графический буклет с практическими рекомендациями, опубликованный в 1925 году, является редким свидетельством попытки обойти экономические ограничения 1920-х годов и напрямую взаимодействовать с людьми. В этом документе домашним пользователям были даны инструкции по созданию своих собственных советских предметов с использованием минимальных технологий, таких как театральные декорации, вывески для уличных демонстраций, украшения для общественных читальных залов, детские игрушки и одежда.На каждой пластине буклета есть схема выкройки, инструкции и изображение готового продукта.

Дизайн Надежды Ламановой; Иллюстрация Веры Мухиной. Домашнее платье из платка, Табличка № 6 в «Искусство в быту» под редакцией Я. А. Тугендхолд. Москва, 1925. 13 x 21 1/4 дюйма. Собственность Нью-Йоркской публичной библиотеки. Фотография Элисон Ковальски.

Одежда в «Искусство в повседневной жизни» была разработана Надеждой Ламановой, модным дизайнером высокого класса из Москвы до революции, которая после 1917 года обратилась к реформе советской одежды.В моем эссе рассматривались шесть дизайнов женской одежды, уделяя особое внимание этому конкретному ответу на вопрос о том, как должны одеваться советские граждане и, кроме того, как советские граждане могут одеваться. Я исследовал взаимосвязь между народными традициями, модой и модернизмом при разработке программы одежды, которая соответствовала советским идеалам, и рассмотрела роль, которую графический стиль сыграл в этой формулировке. Кроме того, я оценила практичность дизайнов Ламановой, изучив доступность материалов, необходимых для изготовления одежды, а также сложность и функциональность плоских выкроек, основываясь на моих практических знаниях в области шитья.
В то время как Ламанова принимала активное участие в ранних большевистских усилиях, ее программа реформирования одежды не получила большого внимания со стороны ученых, за исключением редких случаев, когда она была отвергнута как нереалистичный план. Однако я утверждаю, что решение Ламановой дилеммы советской одежды, представленное в «Искусство в повседневной жизни», было умеренным и практичным. Я обнаружил, что платье Ламановой соответствовало большевистским идеологическим требованиям, учитывало текущую и перспективную экономику, включало в себя националистические аспекты, которые могли дать социализму голос за рубежом, и удовлетворяло существенный элемент потребительского спроса.Вместо очередного визионерского эксперимента, закончившегося рисунком или единственной моделью, Ламанова предложила советскую моду, которая потенциально могла быть перенесена из утопии в реальную жизнь.

Элисон Ковальски

XXIV конкурс профессиональных модельеров. Н. Ламанова состоится 27 апреля

г.

27 апреля 2017 года в Московском Доме Моды Вячеслав Зайцев при поддержке Mercedes-Benz Fashion Week Russi и Национальной академии индустрии моды пройдет XXIV Конкурс профессиональных модельеров имени И.Н. Ламанова.

Тема конкурса: «Революция»

100 лет назад в России произошла политическая революция, самая значительная в мировой истории современности. Этот вихрь смешал все: судьбы, семьи, устои, концепции, ценности….

Тема конкурса, как всегда, многоуровневая, ведь революции — это не только кровавые политические мясорубки. В науке, во всех видах искусства, в том числе в моде, происходят революции: это лом и изменение форматов, это новый взгляд на привычное, это подавление стереотипов, борьба за лидерство, новые технологии, материалы, цвет сочетания, концепции пространства самовыражения и послания современникам…

Надежда Ламанова, имя которой носит наш Конкурс, — это, как сейчас сказали бы, самый точный скриншот революционной эпохи.Блестящая и востребованная артистка высокой моды при Царском дворе получила удар молнии — революцию 1917 года. Но Она не ушла, не сбежала — Она приняла революцию, как Блок, как Маяковский, как Есенин.

Надежда Петровна глубоко вдохнула свежий ветер и начала работать для новой страны, оставив Haute Couture в пользу конструктивизма, в поисках новых форм и решений, соответствующих времени. Конструктивизм породил звезд шестидесятых — Пьера Кардена и Андре Куррежа.Как метод работы на единой конструктивной основе, Вячеслав Зайцев преподает его своим многочисленным ученикам.

Если рассматривать моду как искусство, как искреннее творчество, то это будет перманентная «революция» дизайнерского мышления.

Ждем новых идей, откровений, открытий — успехов, коллеги!

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ и ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

Одежда советская механика-фланез

% PDF-1.7 % 1 0 объект > / Metadata 2 0 R / Outlines 5 0 R / Pages 3 0 R / StructTreeRoot 6 0 R / Type / Catalog / Viewer Настройки >>> эндобдж 2 0 obj > поток application / pdf

  • Джон Кокберн
  • Одежда советская механика-фланез
  • Князь 12.5 (www.princexml.com) AppendPDF Pro 6.3 Linux 64 бит 30 августа 2019 Библиотека 15.0.4Appligent AppendPDF Pro 6.32020-07-02T11: 44: 22-07: 002020-07-02T11: 44: 22-07: 002020-07 -02T11: 44: 22-07: 001uuid: a7e7b6b2-aec4-11b2-0a00-a00ec

    00uuid: a7e7b6b3-aec4-11b2-0a00-606393a1fc7f конечный поток эндобдж 5 0 obj > эндобдж 3 0 obj > эндобдж 6 0 obj > эндобдж 26 0 объект > эндобдж 27 0 объект > 1] / P 15 0 R / Pg 36 0 R / S / Ссылка >> эндобдж 16 0 объект > 2] / P 6 0 R / Pg 36 0 R / S / Ссылка >> эндобдж 17 0 объект > 3] / P 6 0 R / Pg 36 0 R / S / Ссылка >> эндобдж 31 0 объект > 10] / P 21 0 R / Pg 36 0 R / S / Ссылка >> эндобдж 33 0 объект > 14] / P 22 0 R / Pg 36 0 R / S / Ссылка >> эндобдж 34 0 объект > 16] / P 22 0 R / Pg 36 0 R / S / Ссылка >> эндобдж 22 0 объект > эндобдж 36 0 объект > / MediaBox [0 0 612 792] / Parent 9 0 R / Resources> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageC] / XObject >>> / StructParents 0 / Tabs / S / Type / Page >> эндобдж 44 0 объект [35 0 R 38 0 R 40 0 ​​R 41 0 R 42 0 R 43 0 R] эндобдж 45 0 объект > поток xWnF} WSAj # j1FXE> e1Ib ם) + Sk @ ̙33U: y3] E | U} / 0EZwZ.C + $ | Կ HYww` @q}> y KL% E19YM ~ bʬZ ߛ aRiF} FxHX͉wj

    PARLE / Mercedes-Benz Fashion Week Russia

    Коллекция дизайнера Ольги Рыхловой «Нижний. Собранные работы» (Parle) посвящена 800-летию великого русского города Нижнего Новгорода и 160-летнему юбилею. рождения выдающегося российского модельера Надежды Ламановой (уроженка Нижегородской губернии), в коллекции использованы техники народных художественных промыслов, ручная роспись тканей и ткани ручного плетения.

    Нижний Новгород — город с богатым культурным и историческим наследием. Его связывают с такими всемирно известными именами, как Николай Добролюбов, Максим Горький, Иван Кулибин, Александр Пушкин, Надежда Ламанова. «Я рад, что дышу с ними одним воздухом, хожу по одним улицам», — говорит дизайнер.

    Неимоверно вдохновляет и архитектурный облик города: здесь и старинная деревянная архитектура, и сталинский ампир, и волшебный модерн, и современные хай-тек ансамбли.

    Добавьте головокружительный пейзаж, встречу двух великих рек Оки и Волги, наши закаты невероятной красоты. И, конечно же, душа России — народное декоративно-прикладное искусство. Именно в Нижнем Новгороде почти 60 процентов всех

    Российская рыбная ловля сосредоточена.

    «Все это мой Нижний Новгород, мое вдохновение. О нем моя коллекция« Нижний. Собрание работ ». Здесь я встретила свою любовь, вышла замуж, родила 4-х детей и организовала бизнес своей мечты — мой модный дом, в названии которого (PARLE) зашифрованы имена моих детей и моей супруги.Я хочу, чтобы о моем городе знали во всем мире, а российская мода и дизайн стабильно развивались, опираясь на свои культурные традиции и опыт своих предков », — заключила Ольга Парле.

    Ольга Парле + 7950-354-55-58 (дизайнер, владелец бренда PARLE, руководитель кластера легкой промышленности Нижегородской области регионального отделения Союза дизайнеров России) [email protected]

    Екатерина Грозная + 7999-076-25-07 (PR-директор модного дома PARLE)

    «Политика и одежда: факты и вымысел в карьере Надежды Ламановой»

    Описание:

    Сопоставление необычайного гламура модных дизайнов Надежды Ламановой до 1917 года с ее преданным послереволюционным служением большевикам способствовало ее мифическому статусу в России, где факты обычно смешиваются с вымышленными рассказами.

    Опираясь на тщательное чтение журналов по искусству и прикладному искусству до 1917 года, а также на современные мемуары, Бартлетт контекстуализирует дореволюционные замыслы Ламановой в рамках современного российского и европейского модернистских движений и устанавливает связь между ней, обычно строго разделенную. , карьеры до и после 1917 года.

    Анализ постреволюционной деятельности Ламановой, основанный на оригинальных архивных исследованиях в Рукописном отделе Театрального музея имени Бахрушина в Москве и Российском государственном гуманитарном архиве (РГАЛИ), показывает не только драматические изменения в ее карьере, но и важность этого дизайна новой социалистической формы одежды для большевиков.

    Дополнительная информация (общедоступная):

    Ассоциация славянских, восточноевропейских и евразийских исследований (ASEEES)

    Этот документ является частью панели «Контекстуализация одежды в утопических, художественных и коммерческих культурах, 1890-1920-е годы»:
    Группа исследует роль одежды в ковке. новые отношения между людьми и объектами в области утопии, искусства и торговли в конце девятнадцатого века и в первые два десятилетия двадцатого века.Одежда является посредником между утопическими идеалами и потребительскими практиками в те быстро меняющиеся в политическом, социальном и культурном плане времена.

    Движение за реформу одежды зародилось за пределами современной системы моды, как общеевропейская идея упростить женскую одежду в соответствии с новыми научными знаниями о человеческом теле. В конечном итоге он был поглощен индустрией моды, и немецкий ученый и предприниматель Густав Йегер сыграл в этом процессе одну из ведущих ролей. Как показано в дизайне одежды Татлина, большевистская утопия также опиралась на идеи простоты, легкости движения и комфорта.Работая исключительно в сфере моды, Надежда Ламанова восприняла идеалы одежды Reform и линии простых платьев без корсетов в своей дореволюционной карьере. Когда в 1920-х годах такие категории, как функциональность и простота, все больше переходили из авангардного искусства в мейнстрим, Ламанова приняла эту модную тенденцию, одновременно выполняя большевистские идеалы новой одежды для масс.

    Предлагаемые статьи наблюдают динамику между этими разрозненными полями, что выражается в их равной решимости превратить современный кризис объекта в новые отношения между человеком и вещью, их модернистской озабоченности изменчивыми гендерными ролями, а также их общностью. предпочтение новому, простому и удобному дизайну платья.

    Ключевые слова / темы, не указанные в списке: Царская Россия, Советский Союз, модернистское авангардное искусство, Поль Пуаре, Наталия Гончарова, этнический мотив, конструктивизм, новое социалистическое платье

    Радикальный шик авангардного дизайна в советских 1920-х годах — Artofit

    Недавно я читал о российском модельере по имени Надежда (Надежда) Ламанова (1861–1941) и хотела бы узнать больше о ее жизни.Она заработала прочную репутацию кутюрье в начале 20 века, создавая великолепные платья для императрицы Александры и других членов императорского двора. Затем наступила русская революция. Ее положение в суде вполне могло принести ей тюремное заключение или стоить ей жизни, но каким-то образом Ламанова заново открыла себя как портниха для народа. Нет более резкого контраста, чем контраст между ее щедрыми придворными замыслами и почти грубыми образцами, которые она создавала для нового русского пролетариата.Одна из причин резкого сдвига заключалась в том, чтобы дистанцировать новый режим от роскоши Романовых, но другая была гораздо более практичной. Подавляющее большинство русских женщин изо всех сил пытались прокормить и одеть свои семьи. Было мало причин создавать одежду, которую никто не мог бы носить; рабочая одежда и одно презентабельное платье — вот что нужно женщинам. Дефицит ткани был проблемой. Ламанова вспомнила, что в дизайнах, в которых использовались товары, которые могли быть у женщин под рукой: вышитые полотенца и красочные платки.В 1925 году Ламанова в сотрудничестве со скульптором Верой Мухиной выпустила буклет «Искусство в повседневной жизни» с чрезвычайно простыми выкройками для пошива одежды. В сферу дизайна одежды вошли и другие женщины, в частности Варвара Степанова, Александра Экстер (Экстер) и Любовь Попова. Одна открытая арена для них была в театральных костюмах. Театр был орудием коммунистической пропаганды, поэтому, если мы не представляем себе костюмы для Чехова или Тургенева, персонажи были основаны на стереотипах о группах сильных, одинаково одетых рабочих, противостоящих декадентским, ярким и иностранным капиталистам.Степанова, в частности, создавала смелые геометрические наряды в стиле конструктивизма. Спортивные костюмы Степановой Варвара Степанова комбинезон Любовь Попова эскиз пальто дизайн Александры Экстер В начале революционного периода были выпущены журналы о женской моде и домашнем хозяйстве, но вскоре они были закрыты, как метко выразился один из источников, «из-за отсутствия идей». Попытка советских времен на показе мод в Париже 1924 года была встречена с большим энтузиазмом. Из-за отсутствия роскошных тканей одежда была сделана из всего доступного, в том числе из грубого хлопкового мешка, используемого для обертывания тюков.

    Похожие записи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *