Муха картины художника: биография, картины и плакаты художника

Содержание

биография, картины и плакаты художника

Альфонс Мария Муха — это имя, высеченное на граните истории искусств несмываемыми буквами. Муха — легенда всего движения модерна в живописи, а его женщины, украшенные витиеватыми узорами, стали иконой стиля ар-нуво.



Реклама

Конец рекламы



Альфонс — художник, достаточно легкий для восприятия. Можно сказать, что его картины и афиши — это искусство для всех, что никоим образом не умаляет их художественной ценности.

Содержание.

Альфонс Муха родился 24 июля 1960 года в маленьком чешском городке Иванце в Моравии. Ничего не предвещало большого будущего. Отец — мелкий судебный чиновник, мать — дочь мельника. Обычное детство и юность: пение в церковном хоре, первые попытки рисования и первая неудачная попытка поступить в Пражскую академию художеств.

После провала Альфонсу приходится подрабатывать писарем в суде, куда его пристраивает по блату отец. Но ключевое влияние на судьбу художника оказал любительский театр, где юноша сначала актерствует, а затем занимается тем, что станет его визитной карточкой: декорациями и афишами.

Старания Альфонса не остаются без внимания и вскоре способного художника приглашают в художественные мастерские в Вене. Но его величеству случаю, очевидно, было неинтересно, чтобы Муха вот так сразу зажил как успешный художник — происходит пожар в театре, на котором погибает великое множество людей, мастерские уничтожены, фирма обанкротилась.

Грезы

Альфонс, потрясенный трагедией, уезжает из Вены, чтобы в маленьком тихом моравском городке Микулове привести в порядок свои мысли и погрузиться в работу над росписью родового замка графа Куэна-Белсси.

Закончив роспись молодой художник приступает к оформлению парадного замка Эммакофф в Грушовани и путешествует с супругами по Италии и Австрии, где получает новый заказ от брата графа. Последний был настолько впечатлен талантом Мухи, что решил стать меценатом юного таланта. Наконец-то у Альфонса появляется возможность получить профессиональное образование.

Гадальщица.

В течение двух лет Муха обучается живописи в Мюнхене. В 1887 году переезжает в Париж, где продолжает образование в самых известных художественных школах Жюлиана и Коларосси.

К сожалению, этом же году 27-летнего художника ждет тяжелое потрясение. Граф-меценат трагически уходит из жизни, Альфонс остается без средств к существованию и возвращается к ремеслу — изготовлению плакатов, визиток, афиш, меню, визиток. И в этих, казалось бы тривиальных вещах, проявляется безукоризненный вкус, утонченность стиля, индивидуальность, уникальная способность настоящего творца привносить новые идеи во все, чего касается его рука.

Альфонс Мария Муха станет символом “в квадрате” стиля модерн. Ар нуво во Франции, югендштиль в Германии, сецессион в Австрии… Плавные, гибкие линии, органичное соединение стилей (Античность и Средневековье, Япония и Западное искусство), естественные, мягкие цвета, мозаичность, неповторимость, неуемность фантазии. Все эти проявления ар нуво в полной мере присутствует в творчестве Мухи. При этом созерцательность и нега, очарование, поэтичность, “танцующие” линии”, истинная красота особенных женских образов делает произведения художника одними из самых узнаваемых в мире искусства.

Голова византийки — блондинка.

А пока Альфонс снимает мастерскую над знаменитым кафе Шарлотты. Еще не очень известный Ван Гог какое-то время делит ее с Мухой. Интересно, что судьба сводит художников в достаточно сложный для обоих период жизни. Несомненно, такие неординарные личности не могут не оказать влияния друг на друга. Так в творчестве Ван Гога прослеживается явное влияние модерна.

В это время Альфонс вынужден выполнять самые разные заказы. Может быть, не все они были одинаково интересны художнику, но Муха отличался тем, что не мог подходить к их исполнению формально, прозаически.

Голова византийки — брюнетка.

Художнику попадалась и крупная работа, из тех, которые позволяют творцу реализовать свои многогранные способности. творческие идеи. Именно таким заказом были иллюстрации к Истории Германии. В процессе этой работы в голове художника возникнет масштабный проект произведения, в котором найдут отражение знаковые вехи славянской истории.

В этот период жизнь художника течет довольно буднично, но судьба после долгого затишья снова преподносит сюрприз. В канун Рождества в театре “Ренессанс” готовится премьера. Как это часто бывает, перед премьерой чего-то не учли, кого-то не предупредили и все художники разъехались. Афиша не готова, время поджимает, спектакль под угрозой срыва. А в главной роли, на минутку, сама великая Сара Бернар.

Времена дня

Признанные художники уже празднуют, их не найти, один Альфонс на месте. Организаторам спектакля приходится обратиться к нему. Прежде,чем приступать к работе над афишей, Альфонс идет на репетицию. Такое поведение очень точно описывает характер художника и его манеру работы — он хочет увидеть игру актрисы, составить свое собственное мнение прежде, чем перенести образ на афишу.

Сара Бернар на сцене потрясает, ошеломляет Альфонса, и впечатления художника находят отражение в его работе. Сара тоже не осталась равнодушной — афиша к спектаклю “Жисмонда” вызывает восторг примадонны. Таланты, как правило, “нутром” чувствуют другие таланты. После этого удачного стечения обстоятельств наступает совершенно новый период в жизни творца.

Альфонс наконец-то становится востребован и знаменит В течение многих лет Муха будет творить для выдающейся Сары Бернар, придавая образу актрисы еще больше блеска, яркости и сияния.

Поэзия, Музыка, Танец, Живопись

Разумеется, не обошлось и без слухов. Поклонникам этих талантов, конечно же, хотелось бы понаблюдать за романтической историей любви. Но, увы, несмотря на все домыслы современников, этих незаурядных людей связывали лишь творчество и многолетние дружеские отношения. Неудивительно, что в возрасте 33 лет Муха становится главным декоратором театра по настоянию Сары Бернар.

“Дама с камелиями”, “Гамлет”, “Тоска”, “Медея” и другие театральные постановки немалой долей своего успеха обязаны тому, что их оформлением занимался Альфонс Муха. Декорации, костюмы, украшения, афиши — все это создавались великим мастером. К Альфонсу наконец приходит сумасшедшая популярность.

Саламмбо

Изображения Мухи украшают виньетки, плакаты, открытки, игральные карты, этикетки для самых разных товаров (например,спичек и шампанского), предметы интерьера (ковры, портьеры).

Этим вещам рука мастера придает особый стиль, красоту, утонченность, изящество. Альфонс Муха становится модным художником.

Ювелирные украшения Мухи — это отдельная история. Знаменитому ювелиру Жоржу Фуке бросается в глаза афиша Мухи к спектаклю “Медея”, где ослепительная Сара Бернар изображена с необычным браслетом в виде змеи. Украшение настолько усиливает эмоциональное впечатление от изображенной сцены, что ювелиру приходит в голову замечательная идея воссоздать его в реальности.

Ар-нуво Мухи и мастерство Фуке, как нельзя лучше подходят Саре Бернар, которая стремится восхищать, ослеплять, изумлять. За последующие 3 года тесного сотрудничества Муха и Фуке создадут множество шедевров. Фантазия, удивительные творческие идеи художника и умелые руки ювелира Жоржа Фуке сделают из этих ювелирные украшений произведения искусства.

Оба автора сходились во мнении, что ценность украшения состоит не в стоимости материалов, а в уникальности художественного исполнения. Именно согласие мастеров в подходе к творчеству и привело к созданию потрясающей коллекции, которая будет вдохновлять ювелиров на протяжении веков.

Браслет в виде змеи на запястье божественной Сары Бернар поразил воображение зрителей, пришедших на “Медею” и “Клеопатру”. В постановке Ростана “Принцесса Греза” эпатажная дива ошеломила театралов в тиаре с лилиями и подвеске.

Ожерелье с фуксией, кулон “Водопад”, украшение для корсажа “Крылатый дракон”… Даже при одном взгляде на их изображение, сердца трепещут от восхищения истинной красотой, гармонией, изяществом, струящимся из них светом.

Мир был бы гораздо более серым и унылым, если бы эти три великих мастера не встретились.

Но труды Мухи того времени не ограничиваются ювелиркой — художник создает серии красочных графических работ — “Деревья”, “Месяцы”, “Цветы”, “Драгоценные камни”, “Звезды”, “Искусства”. Соблазнительный образ женщины Муха дополняет причудливыми природными и фантастическими узорами. Мягкие гибкие линии окутывают женскую фигуру волшебным облаком.

Времена года: зима, весна, лето, осень.

Упорный труд дает свои плоды — произведения художника производят все больший фурор и его имя приобретает уже всемирную известность. “Шампенуа” (одно из самых известных графических издательств) заключает с Мухой эксклюзивный контракт.

Цветы: лилия, гвоздика, роза, ирис.

В 35 лет художник входит “в Салон ста” — объединение художников стиля Ар Нуво, представлявших свои произведения в одноименной художественной галерее. Эскиз плаката, который готовил Муха к 20 -ой экспозиции салона, поразил владельца галереи Леона Дюшана. В следующем году Альфонс Муха получил от него заказ на работу уже для персональной выставки. Салон не только стремился донести творения в стиле модерн до разных слоев населения. Идеи продвижения искусства в широкие массы были близки Мухе и другим символистам — Боннару, поэтам Верлену и Малларме

Муха интересуется кинематографией, участвует в опытах братьев Люмьер. Персональные выставки с ошеломляющим успехом проходят в Париже, Праге и других городах Европы. Альфонсу Мухе поручают оформление павильонов Боснии Герцеговины на знаменитой Всемирной Выставке в Париже. Популярный французский журнал La Plume посвящает художнику отдельный номер.

Зодиак

*Это цитата из песни группы Rammstein.

В возрасте 46 лет в жизни Альфонса Мухи происходят знаковые события. Мастер женится на своей ученице и становится отцом дочери Ярославы и сына Иржи. Художник получает предложение о работе от Американского общества иллюстраторов, и семья переезжает в США.

В США жизнь художника бьет ключом, он создает портреты, декорации, обложки лучших журналов. Талант Мухи покоряет прагматичную Америку. Мастер пользуется заслуженным успехом, у него есть и признание, и востребованность, и масса возможностей, как творческих, так и финансовых. Рядом жена и дети, которые во всем поддерживают мастера.

Фрукты

Америка — страна успеха, где Альфонс Муха получил все, о чем может мечтать художник. Но все это не для мастера. Американский образ жизни и система ценностей все больше тяготят Альфонса. После 15 лет жизни в США Муха рвется на родину и лелеет планы о создании принципиально нового масштабного эпического произведения.

На пике славы Альфонс Муха возвращается на родину, чтобы осуществить свою давнюю мечту — создать живописную историю славянства. Восемнадцать лет мастер изо дня в день работает над созданием “Славянской эпопеи” — произведения, которое отражает взгляды художника на историю народов, связь культур. 20 полотен, созданных в Хрустальном замке Збирог, автор дарит Праге и их размещают в Выставочном дворце Праги (никакая галлерея не могла принять эти работы из-за больших размеров полотен).

Деятельность творца не ограничивается работой над “Славянской эпопеей“ Интерьеры Муниципального дома, отелей “Европа” и “Империал” оформляются Мухой, что в будущем сделает их уникальными культурными памятниками. Собор Святого Вита также украшаются витражами по эскизам великого мастера.

На смену 19-му приходит мятежный 20-ый век. Политические реалии того времени резко меняют жизнь художника. В период общественных катаклизмов высокое творчество Альфонса Мухи становится никому не нужным. Тем не менее, после образования независимой Чехословакии в 1918 году художник создает дизайн новых банкнот, почтовых марок, герба.

Но в социалистическую “функциональную” реальность творчество Мухи никак не вписывается, и о мастере забывают. Когда Прагу захватывают фашисты, Гестапо включает художника в список врагов и Муху вызывают на допросы. Издевательства немцев над художником не проходят бесследно и пневмония уносит жизнь мастера за 10 дней до его 79-летия 24 июля 1939 года, в начале самой страшной войны.

Вот вот, а сидел бы в Америке — еще бы сколько картин написал. Вот уж правду жизнь не любит, когда разбрасываются ее подарками. Прим. редактора.

Пройдут годы и творчество Альфонса Мариа Мухи займет достойное место в мировой культуре. Уникальный стиль и прекрасные женские образы, поэтичность и утонченность будут приносить в жизнь ощущение счастья от прикосновения к настоящему искусству.

Плакат Монако-Монте-КарлоРекламный плакат «Пиво из Мааса».

кто от такой подробно, лучшие картины художника, периоды и суть творчества живописца, автопортрет.

Вклад Альфонса Мухи в развитие стиля ар-нуво. Фото известных плакатов Мухи, ювелирных украшений и витражей

Updated:

Альфонс Муха (Alfons Mucha; родился 24 июля 1860 — умер 14 июля 1939 гг.) был выдающимся художником эпохи Модерна XIX-XX вв., которого называют своим и Чехия, и Франция. Он прославился оригинальными плакатами с красивыми женщинами и изысканными цветочными орнаментами. Также Альфонс Муха создал цикл прославляющих родину монументальных картин. Он вписал свое имя и в историю дизайна: придумывал необыкновенные ювелирные украшения и проектировал интерьеры. Длившееся 600 лет строительство собора Святого Вита в Праге завершилось вскоре после установки грандиозного витража по эскизу этого мастера.

Биография Альфонса Мухи

Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года на юге Моравии. Это исторический регион Чехии, который в то время принадлежал Австрийской империи. Детство художника прошло в довольно бедной семье: отец служил мелким чиновником и растил шестерых детей. Школьное образование мальчик смог получить благодаря таланту к музыке: он пел в церковном хоре, что давало право учиться в гимназии. Но рисование привлекало его больше. После гимназии юноша решил поступить в пражскую Академию художеств, но не сумел сдать экзамен и даже получил совет выбрать другое занятие.

При помощи отца Муха устраивается работать писарем, а свободное время посвящает любительскому театру — исполняет роли, рисует декорации и афиши. Вскоре его художественный талант был замечен: 19-летнего художника позвали в Вену создавать декорации для столичных театров. К сожалению, эта карьера завершилась трагедией: в 1881 году в Рингтеатре произошел жуткий пожар, унесший жизни 500 человек. Среди погибших были и коллеги Мухи. Потрясенный художник возвращается в провинциальную Моравию почти без денег.

Вскоре судьба снова улыбнулась молодому человеку. Работая портретистом, он знакомится с графом Куэн-Беласи (Eduard Khuen-Belasi) и получает предложение заняться декорированием его фамильного замка. В дальнейшем граф несколько лет покровительствовал художнику и помогал получить профессиональное образование. Вместе с четой Куэн-Беласи Альфонс Муха побывал в Италии, потом два года учился в академии искусств Мюнхена и, наконец, прибыл в Париж в 1887 году.

Парижский период

Во Франции Альфонс Муха быстро остался без финансовой поддержки: его покровитель проиграл в карты огромную сумму и застрелился. Обучение на этом завершилось, и началась работа. Художник рисовал постеры и открытки, иллюстрировал журналы, а со временем и более серьезные книжные издания. В этот период он знакомится с Винсентом Ван Гогом (Vincent van Gogh) и Полем Гогеном (Paul Gauguin), а также серьезно увлекается фотографией.

Настоящая слава пришла к Альфонсу Мухе благодаря сотрудничеству с легендарной актрисой Сарой Бернар (Sarah Bernhardt). Однажды ей срочно понадобились новые афиши: заказанный заранее вариант не произвел впечатления. Перед новогодними праздниками работать никто не хотел. В типографию пришел один лишь Муха, и всего за одну ночь он сделал черновой вариант будущего шедевра. Когда афиша к пьесе «Жисмонда» появилась на улицах, Муха проснулся знаменитым.

Со временем художник стал настолько популярным, что в обществе появилось понятие «Женщина Мухи» — роскошная, грациозная и чувственная красавица. Помимо афиш, живописец создавал рекламные плакаты и сотрудничал со знаменитым ювелиром Жоржем Фуке. Последнего заинтересовал удивительный браслет, придуманный Мухой для афиши спектакля «Медея». Вскоре фантазия художника получила воплощение в золоте. Украшение назвали «Роза руки», и за ним последовали новые эскизы.

Венцом парижского периода стало участие во Всемирной выставке 1900 года, принесшее Мухе ордена от французского и австрийского правительств.

Американский период и возвращение на родину

В 1906 году Альфонс Муха женился на молодой художнице-землячке Марии Хитиловой, которую он сам называл Марушкой. Несмотря на большую разницу в возрасте, этот брак был счастливым. В семье родилось двое детей: дочь Ярослава стала художницей, а сын Иржи — писателем и сценаристом. Еще до свадьбы новые обстоятельства заставили Муху задуматься над двумя вопросами: как лучше обеспечить семью и где бы взять средства, чтобы тратить время не на рекламные постеры, а на настоящее искусство?

Ответом стали регулярные поездки в США, где художник проводил по несколько месяцев в году. Он преподавал, занимался интерьерами, писал портреты, и однажды нашел щедрого покровителя. Им стал богатый филантроп Чарльз Крейн (Charles Crane). Он согласился финансировать масштабный проект Мухи: цикл огромных картин, посвященных истории славянских народов. Заручившись такой поддержкой, художник возвращается Чехию.

Для работы над новым циклом пришлось арендовать комнаты в Хрустальном замке, ведь в обычных квартирах не было места для холстов размером шесть на восемь метров. Работа растянулась на 18 лет и была завершена к десятилетию провозглашения Чехословацкой Республики. Двадцать грандиозных произведений были пожертвованы Праге, в которой на тот момент не нашлось даже галереи, способной их вместить.

Благополучная жизнь 78-летнего художника завершилась после захвата Чехии гитлеровской Германией. Поскольку он был известен своим патриотизмом, его несколько раз допрашивали в Гестапо. Результатом стало воспаление легких и смерть 14 июля 1939 года. Когда Чехия стала социалистической, Муху на родине сочли буржуазным художником и надолго забыли о нем. Лишь в 1990-е стали проводиться первые выставки, а через некоторое время появился музей Альфонса Мухи. Сейчас произведениями мастера гордятся лучшие собрания мира.

Самые известные картины Альфонса Мухи

Картины Альфонса Мухи в наше время известны меньше его эффектных плакатов в стиле ар-нуво, хотя сам автор считал вершиной творчества «Славянский эпос». И то, и другое достойно внимания. Вот несколько самых известных произведений художника:

  • «Зодиак». Эта работа ярко демонстрирует мастерство Мухи в создании орнаментов, которые окружают профиль красивой девушки славянской внешности;
  • «Голова византийки (Блондинка и Брюнетка)». Два роскошных произведения в форме медальонов. Художник отдает дань великолепной византийской культуре через фантастические головные уборы;
  • «Природа». Скульптура из позолоченной бронзы и малахита была создана для Всемирной выставки 1900 года и сейчас считается шедевром эпохи модерна.

Если вам нравится искусство ар-нуво или других стилей, не забывайте заглядывать на сайт Very Important Lot. Здесь регулярно проходят аукционы, где можно приобрести картины русских и зарубежных мастеров. Также предоставляется возможность недорого купить картины современных художников.

Альфонс Муха: картины, биография чешского художника

Чешский живописец и график Альфонс Муха родился в 1860 году в Южной Моравии. С 11 лет мальчик выступал в певчем хоре в соборе св. Петра в Брно и одновременно учился в гимназии. Но постепенно увлечение музыкой сменилось столь же страстным увлечением рисованием. Правда, попытка поступить в Пражскую Академию художеств окончилась для Мухи неудачей. Случайно ему попалось на глаза объявление о том, что австрийской театральной фирме Каутски-Бриоски-Бурхард требуется для декорационных мастерских художник. В расчете на это место Муха в 1880 году отправляется в Вену.


Вена конца 19 столетия была прежде всего городом музыки, местом роскошных театральных представлений. Подобно тому как в музыке господствовал тогда Иоганн Штраус, в живописи всеобщим кумиром был художник Ханс Макарт. Он первый ввел в мифологические сцены образы простых австрийских женщин. Макарт очень сильно повлиял на молодого чешского художника, который часто бывал в его мастерской, где собирались прославленные венские музыканты и художники. Графические работы Мухи тех лет выполнены под влиянием Макарта.

10 декабря 1881 года сгорел крупнейший в Вене Ринг-стеатр, фирма Каутски-Бриоски-Бурхард потеряла своего крупнейшего заказчика и была вынуждена уволить часть своих сотрудников, в том числе и Муху.

В 1881 году молодого художника пригласил для росписи своего замка в Грушовани в Моравии известный меценат, граф Куэн. Муха, который еще никогда не имел дела с техникой фрески, приступил к работе. Он снова обратился к образам Ханса Макарта, включая в свои аллегорические сцены эпизоды из повседневной жизни (например сцены детских игр).

Осенью 1885 года А. Муха был принят в Мюнхенскую Академию художеств. Проучившись там два года, получил академическое звание и возвратился в Грушовани, которые стали для него вторым домом. Здесь художник возобновил работу над росписями замка, погибшими, как и первые его фрески, во время второй мировой войны.

Получив материальную поддержку от графа Куэна, Муха решил продолжить свое образование в Париже. С 1888 года он много сотрудничал в парижских издательствах и журналах; в 1900 году участвовал в подготовке Всемирной выставки в Париже, выполнив живописное оформление павильона Боснии и Герцеговины. С 1904 года Муха работал в США как художник и педагог. Умер художник в 1939 году в Праге.

Творчество Альфонса Мухи представляет собой одно из ярчайших проявлений европейского модерна. Оно как бы завершало собой развитие салонного искусства XIX века и открывало путь новому массовому искусству XX века. Стилизация, метафоричность художественного языка, тяготение к линейному началу явились общими чертами этих двух направлений.

Национальные, специфические черты чешского искусства и парижская художественная культура конца 19 — начала 20 века своеобразно синтезировались в творчестве этого художника. Любовь к имитации, граничащая подчас с натурализмом, эффектная орнаментальность, использование широко применяемых символов — вся совокупность художественных приемов модерна вошла в изобразительную систему А. Мухи.

С конца 1880-х годов в его искусстве проявляется склонность к декоративизму и к символической трактовке обpaзов. Произведения А. Мухи, четко реагировавшего на окружавшую его жизнь и глубокие социальные и философские изменения, повлиявшие на художественную теорию и практику конца прошлого столетия, стали действенным средством массовой культуры. Это особенно ярко проявилось в его работе в области театрального и рекламного плаката. В середине 1890-х годов Муха создал целый ряд плакатов для театра Сары Бернар («Дама с камелиями1896; «Самаритянка», 1897; «Медея», 1898). В эти годы возникает ряд декоративных графических работ — панно «Четыре времени года» (1896), «Цветы» (1897), «Месяцы» (1899) и большое количество эскизов для календарей, театральных программок, меню ресторанов. Муха иллюстрирует и книги: «Ильза — принцесса трипольская» Роберта де Флора (1897) и «Отче наш» (1899), изданные в Париже, а затем и в Праге. Искусство А. Мухи соединяло черты идеализирующего салонного академизма с символическими образами и формами модерна.

После возвращения в Чехию в 1910 году Муха увлекся историей славянских народов и создал двадцать живописных полотен «Славянской эпопеи». Работы последнего периода, выполненные в основном по заказам чешских организаций (плакаты, марки, банкноты), сохраняли характерную для Мухи манеру исполнения и литературность сюжета.

Творчеству Мухи посвящено в чешском искусствознании много трудов. Имя его известно и далеко за пределами Чехии. Особой популярностью искусство А. Мухи пользовалось и пользуется во Франции, где существует термин для определения художественной манеры конца 19 — начала 20 века — «стиль Мухи». Творчество его, проникнутое острым ощущением времени, отражающее, как в зеркале, сложные проблемы рубежа веков, и сегодня находит все новых и новых зрителей.

Г. КОНЕЧНА

Галерея картин Мухи

 

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Сибирские ученые раскрыли тайну трех картин Альфонса Мухи – Наука – Коммерсантъ

Исследователи Сибирского федерального университета описали общую художественную идею трех произведений знаменитого чешского художника Альфонса Мухи, написанных в разные периоды его творческой карьеры. Работы «Мадонна в лилиях», «Плакат лотереи Союза Юго-Западной Моравии» и «Славянский эпос» последовательно раскрывают темы божественного покровительства родине, возрождения панславянского мира и готовности человека бороться за благополучие родной земли.

«Альфонс Мария Муха — один из самых ярких представителей ар-нуво, художественного стиля эпохи модерна. Широко известны его рекламные плакаты, коммерческие и театральные афиши. Однако до сегодняшнего дня мало внимания уделялось серии монументальных картин “Славянская эпопея”, хотя художник посвятил ей треть своего творческого пути. Мы провели методический анализ этих работ и выявили в них единую смысловую закономерность. Все три картины — программные для художника. Шаг за шагом он выражал в них идею божественного покровительства родине и веры в эту помощь со стороны человека. Речь также идет о надежде, которую не следует терять даже во времена бедствий и разобщенности,— надежда спасает, а смерть и разрушения рано или поздно остаются позади. Тем более важна эта идея для современного мира, в котором продолжаются войны, а кризисы охватывают целые народы»,— рассказала соавтор исследования, доцент кафедры культурологии и искусствоведения Юлия Замараева.

В 20 монументальных полотнах «Славянской эпопеи» показаны переломные вехи в истории славянских народов. Этой коллекции приписываются идеи панславизма, патриотизма и национальной идентичности. «Славянский» чех Муха фактически сконструировал образ возрождения Чехии начала XX века.

«В период написания “Славянской эпопеи” Альфонс Муха посещал Россию. Некоторые искусствоведы считают, что в его картинах обнаруживаются сходные черты с картинами русского художника Василия Сурикова: в частности, картина “Отмена крепостного права” перекликается с “Утром стрелецкой казни” монументальностью и мастерским использованием многофигурной композиции. Большинство зрителей знают Муху как создателя запоминающихся образов прелестных женщин с причудливо развевающимися волосами, однако он был действительно серьезным мастером, воплотившим ряд философских идей, в частности в рассмотренных нами работах»,— говорит доцент кафедры культурологии и искусствоведения Наталья Середкина.

По мнению ученых, все три изученных произведения неоднократно перекликаются друг с другом. Во всех на первом плане изображены девочки-подростки, фоном для которых являются божественные силы, будь то Мадонна с Христом или славянский идол. Значит, на уровне каждого отдельного произведения можно говорить о том, что изображено покровительство неких божественных сил, но покровительство это все же отличается.

«В первой работе “Мадонна в лилиях” мы видим покровительство в исходном моменте, как обещание помощи и защиты. Не зря художник использует композицию Благовещенья, полную традиционных атрибутов (“ангельская” фигура справа, россыпь цветов лилии — цветка Девы Марии в пространстве картины).

Картина показывает зрителю, что следует верить в покровительство, даже если оно неочевидно. Исполинский венок на коленях рыжей девушки в национальном костюме — он не для человека и указывает на переходность, переломный момент настоящего исторического этапа для родной земли.

В плакате лотереи божественное покровительство поставлено под сомнение: идол, изображающий божество, оказывается на самом дальнем плане, его оплакивает зрелая женщина. Зато девочка не предается отчаянию, она смело смотрит вперед и становится новой “веточкой” дерева жизни взамен увядшей липы, оставшейся позади, в прошлом.

Последняя картина “Славянский эпос” подтверждает идею о том, что возрождение наступит, а смерть, иссушение, окаменелость — лишь временные явления. Оживает тот самый идол, который оплакивали в плакате лотереи. В руках изваяния появляется меч, готовый обрушиться на тех, кто посмеет обидеть играющую на музыкальном инструменте девушку. Девушка же трактуется как родная земля, материнское начало, исток и “музыкальная гармония” всего существующего»,— считает доцент кафедры культурологии и искусствоведения Ксения Резникова.

Ученые указали на универсальность главной идеи, объединившей три картины Альфонса Мухи: божественное покровительство неизменно, даже когда кажется, что провидение оставило народ и родные края, когда горе людей неизбежно и неизбывно. Стойкость, бесстрашие и готовность бороться обязательно приведут к расцвету и рассвету. Покровительство и защита остаются с народом, даже когда кажется, что настали темные времена,— нужно только продолжать верить, быть бесстрашным и готовым к борьбе в периоды кризисов и неудач.

По материалам http://news.sfu-kras.ru/node/2344

Почему художник нарисовал муху? — Все интересное в искусстве и не только. — LiveJournal

После того, как назойливое насекомое неожиданно во время дебатов вице-президента США, уселось на голову вице-президента Майка Пенса (и успокоилось на целых две минуты), социальные сети загудели от толкований. 

Мухи имеют давнюю историю в западном искусстве. …. Еще в средние века, появление мухи на художественном произведении использовалось как символ смерти или разложения.

В то время считалось, что мухи спонтанно появляются из грязи и были тесно связаны с Дьяволом, или Вельзевулом, которого в Новом Завете называют «повелителем мух».

На картинах ванитас мухи часто появляются рядом с черепом, напоминая о непостоянстве физического тела и неизбежности смерти.
Изображенные жужжащие около женщины мухи могут указывать на неприличие.

Совсем недавно искусствоведы начали задаваться вопросом, так ли легко прихлопнуть муху в символических целях. Похоже, что муха используется как как «осознанное представление о высшем художественном мастерстве».
Мухи часто появляются на полях средневековых рукописей и в рамах для живописи рядом с свернутой или разорванной полосой ….

Есть история о художнике и мухе, впервые рассказанная Филарете в его Trattato di Architettura , написанная между 1461 и 1464 годами, но известная гораздо шире благодаря краткой ссылке на нее Вазари.

Молодой Джотто прибыл в мастерскую своего учителя Чимабуэ и обнаружил на мольберте портрет.
Джотто нарисовал муху, которая, казалось бы, парила на носу персонажа картины. Когда Мастер вернулся в студию, он попытался смахнуть ее.
Неявно, но это момент, когда был замечен гений молодого Джотто и открылась новая область реализма.

Молодой Андреа Мантенья обманул своего мантуанского учителя, нарисовав муху на реснице льва на его картине Святого Иеронима.
Завидуя его талантам, мантуанский мастер отослал своего дерзкого ученика работать с Беллини (Lomazzo 1974, I. 93-4).

В этих историях муха сигнализирует о мастерстве художника, о показной демонстрации, возникающей из обыденности …

Портрет картезианца — это картина раннего нидерландского художника Петруса Кристуса 1446 г. Она считается шедевром, а из-за мухи, нарисованной в нижней части картины, выдающимся ранним примером тромплея.

Мухи — это почва, возведенная в статус фигуры, прорыв в видимое значение цветущей жужжащей монотонности незначительного, случайного, игнорируемого.

В то время как другие низменные или отталкивающие существа часто считались характеристиками презренного, мухи занимают более конкретную должность.
Они воплощения случайности, повседневного обыденного, их основное значение противоположно искусству.

И все же именно по этой причине мухи жужжали, ползали и на протяжении веков пронизывали искусство и письменность.


Караваджо, Корзина с фруктами (около 1599). Собрание Библиотеки Амброзиана, Милан.

Мухи — это провокация для искусства в двух смыслах, это озадаченность грандиозной самооценкой искусства и вызов мастерству художника.
Муха всегда застревает — как будто на оконном стекле — между состоянием эмблемы и явлением: на первый взгляд просто пятном, которое затем становится эмблемой ее собственной феноменальности. 
Значение мухи неизбежно менялось от картины к картине.

Посмотрите немного картин, вы можете решить, какие интерпретации, по вашему мнению, подходят этим картинам из истории искусства с изображением мух.


Карло Кривелли, Мадонна с младенцем (около 1480). Собрание музея Метрополитен.

Сальвадор Дали, Галлюциногенный тореадор (1969–70). Собрание музея Дали, Санкт-Петербург, Флорида.

Франс ван дер Мейн, Дама с мухой на плече (около 1596).

Бартель Бруин Старший, Ванитас (1524 г.). Собрание музея Крёллер-Мюллер.

Франкфуртский мастер, Автопортрет художника с женой (1496). Собрание Королевского музея изящных искусств, Антверпен.

Клара Петерс, Натюрморт с венецианским стеклом, Ремером и подсвечником (1607). Любезно предоставлено Wikimedia Commons.

Карло Кривелли, св. Екатерина Александрийская (около 1491–1494 гг.). Собрание Национальной галереи, Лондон.



«Славянская эпопея» Альфонса Мухи перейдет в собственность наследников по решению суда — Культура

ПРАГА, 10 декабря. /ТАСС/. Двадцать огромных картин цикла «Славянская эпопея», написанных чешским художником Альфонсом Мухой (1860 — 1939), не являются собственностью Праги. Такое решение принял в среду суд столичного района Прага-1, рассмотрев иск внука живописца Джона Мухи. Главный аргумент юристов наследника заключался в том, что Альфонс Муха подарил свои полотна городу с одним условием, по которому Прага обязалась построить для картин специальный выставочный зал, чего так и не было сделано почти за 90 лет.

«Учитывая тот факт, что никакой выставочный зал так и не был построен, условие не было выполнено и акт дарения необходимо считать недействительным, — цитирует агентство ЧТК судью Марию Тврдкову. — Поэтому дар не мог перейти к городу и «Славянская эпопея» должна была оставаться в собственности Альфонса Мухи до его смерти, а затем перейти к его жене Марии, которая скончалась в 1959 году».

Юристы, представляющие интересы столичной администрации, заявили, что не согласны с решением суда и будут требовать пересмотра дела в более высоких инстанциях. Внук живописца заявил, что при любом исходе судебного дела он хочет, чтобы «все полотна эпопеи оставались в Праге, чьей бы собственностью они ни являлись».

Над первым полотном «Славянской эпопеи» Альфонс Муха начал работать в 1910 году и полностью завершил цикл через 18 лет. Картины размером 6 на 8 метров изображают самые значительные, по мнению художника, эпизоды из жизни славян. Отдельные полотна посвящены проповеднику Яну Гусу, сожженному инквизицией в 1415 г., разгрому рыцарей-крестоносцев объединенным славянским войском под Грюнвальдом в 1410 г., а также отмене крепостного права в России в 1861 году.

В настоящее время все картины находятся в депозитарии пражской картинной галереи, где увидеть их невозможно. Ориентировочная стоимость цикла составляет 10 млрд крон (около 435 млн долларов). Суд начал рассмотрение иска Джона Мухи в 2017 г. Первоначально требования наследника были отвергнуты, однако в 2018 г. Верховный суд отменил это решение.

Музей Мухи в Праге: картины Альфонса, советы посетителям

Музей Альфонса Мухи в Праге – это феерия модерна. В экспозиции представлены самые известные картины художника, а также их копии, созданные в стиле арт-нуво.

Общие сведения

Музей был открыт в 1996 году по инициативе родственников и детей художника, которые и передали сюда наиболее интересные экспонаты. Здание, в котором расположен музей – Коуницкий дворец, построено в 1755 году.

Музей находится недалеко от станции метро Староместская и Карлова моста, поэтому  посетителей здесь всегда много.

Биография

Альфонс Мариа Муха – известный чешско-моравский художник, иллюстратор и ювелирный дизайнер. Родился в небольшом городке недалеко от Брно. Всё детство посвятил занятию пением, также любил рисовать. После окончания школы хотел пробовал стать студентов пражской Академии искусств, но не смог хорошо сдать вступительные экзамены. Несмотря на это, художник не бросил рисование, и в 1879 году был приглашён в Вену на должность художника-декоратора в несколько мастерских.

После работал над дизайном дворцов и замков на территории современной Чехии и Германии. В конце 19 века переехал в Мюнхен, а ещё через два года – в Париж. В столице Франции он окончил две известные художественные академии. Судьба улыбнулась Альфонсу Мухе в 1893 году, когда он нарисовал афишу для театрального спектакля “Жисмонда”. Эта иллюстрация сделала его одним из самых востребованных и известных иллюстраторов в Париже.

Свою карьеру Альфонс продолжил в Америке, где на протяжении 5 лет работал преподавателем в университете Чикаго и создавал декорации для ведущих театров Нью-Йорка. В 1917 году он уезжает в Прагу, где создаёт почтовые марки, первые государственные банкноты и даже герб Чехословакии. Свою самую грандиозную работу – “Славянскую эпопею”, он завершил в 1928 году и подарил Праге.

К концу 30-ых годов творчество Альфонса начинает считаться устаревшим и слишком националистическим. Жизнь художника обрывается в 1939 году – после того, как Альфонса включили в список врагов фашистской Германии, его не раз вызывали на допросы и арестовывали. Вследствие этого он заболел пневмонией, от которой и погиб.

Экспозиция музея

Экспозицию музея Мухи в Праге можно разделить на несколько частей.

  • Афиши, созданные в Париже

Это самая популярная часть экспозиции. На большинстве афиш изображена Сара Бернар – известная французская актриса, которая играла в спектаклях множества театров. Ходили слухи, что Альфонса и Сару связывает нечто большее, чем рабочие отношения.

  • Настенные панно

Настенные панно Мухи подобны витражам – они такие же яркие, и, кажется, пропускают свет.

  • Эскизы, “набросанные” простым карандашом

Эскизы, созданные Альфонсом, тщательно прорисованы, и ничем не хуже, чем готовые работы.

  • Картины чешского периода

Картины чешского периода наиболее дорогие, и очень ценятся многими коллекционерами. Главная героиня таких полотен – всегда славянская девушка, стоящая посреди природы. Особое внимание Муха всегда уделял деталям: если присмотреться, то даже на самом простом полотне можно обнаружить много интересных элементов.

  • Иллюстрации из книг

Это небольшие изображения, которые стоят в коробках по периметру всех залов. Тематика разнообразная: птицы, животные, цветы, луна и солнце, звёзды, и, конечно, девушки.

Обязательно загляните в мастерскую художника – это наиболее атмосферная и интересная часть музея. Здесь хранятся мольберт, кисти и мастихин, ранее принадлежавшие Альфонсу. Также тут можно найти фото натурщиц и записи на листках, сделанные мастером.

Музей Альфонса Мухи совсем небольшой, и на осмотр экспозиции уйдёт не более 30 минут. Туристы отмечают интересное описание картин и возможность посмотреть фильм о судьбе художника.

Выбирайте жилье и узнавайте Цены с помощью этой формы

Booking.com

Практическая информация

  • Адрес: Panská 7/890 | Kaunicky Palace, Прага 110 00, Чехия.
  • Время работы: 10.00 – 18.00
  • Стоимость посещения: взрослый – 260 крон, детский, студенческий, для пенсионеров – 180 крон.
  • Официальный сайт: mucha.cz

Полезные советы

  • Несмотря на высокую цену билетов (в большинстве музеев Праги стоит на 50-60 крон дешевле), туристы советуют всё же посетить это место. Эстетическое удовлетворение гарантировано.
  1. Интересно, что творения Альфонса можно увидеть не только в музее. Обязательно сходите к Салону Мэра в Общественном (Муниципальном) Доме Праги, расположенном на станции метро Náměstí Republiky. Фасад здания, а также потолки и стены некоторых помещений расписывал Муха.
  2. Общественный дом Праги
  3. В музее периодически проходят мастер-классы и временные выставки.
  4. В музее можно заказать экскурсию. Поскольку проходят они нерегулярно, необходимо договориться о встрече заранее. Стоимость – 500 крон (до 15 человек).
  5. В музее находится сувенирная лавка: здесь можно приобрести карточки с известными картинами художника и традиционные магнитики.

Музей Альфонса Мухи в Праге стоит посетить даже тем, кто не увлекается искусством: яркие и жизнерадостные полотна никого не оставят равнодушным.

Больше работ художника можно увидеть в видео.

Автор: Мария Протасеня

разложенных композиций: картины Джона Кнута «Муха»