Муха художник картины женщины: Стиль Альфонса Мухи и его «женщины»: lovers_of_art — LiveJournal

Содержание

Стиль Альфонса Мухи и его «женщины»: lovers_of_art — LiveJournal



Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha), (1860, Иванчице, Моравия, Австро-Венгрия — 1939, Прага, Протекторат Богемии и Моравии), — чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля ар нуво. Муха — мастер театральной и рекламной афиши. Один из ярчайших художников стиля модерн.

Его называют одним из самых известных художников стиля модерн и создателем собственного неповторимого стиля. «Женщины Мухи» (изображения времен года, времени суток, цветов и т. д. в женских образах) известны во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.


Альфонс Муха


Альфонс Муха с детства любил рисовать, но его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Поэтому свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах.

Однажды Альфонс Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Там он освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.
После занятий в Мюнхене он переезжает в Париж, где обучается в Академии Коларосси и зарабатывает на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек.

Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Когда актриса увидела плакат, выполненный в технике многоцветной литографии, она пришла в восхищение и захотела увидеть автора. По ее рекомендации Муха получил должность главного декоратора театра и с тех пор оформлял афиши, костюмы и декорации к ее выступлениям.

Имя Альфонса Мухи стало буквально символом живописи конца «золотого» — начала «серебряного» веков. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали — «стилем Мухи». Или — «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так.



Роскошные и чувственные «женщины Мухи» тиражировались и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.

В 1898-1899 годах Альфонс Муха работал над обложками и иллюстрациями для парижского журнала «Кокорико» (Cocorico). На его страницах был напечатан и выполненный карандашом и гуашью цикл «12 месяцев» — изображения женских фигур, иногда обнажённых, а также изящных дамских головок. Женщины на его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Поэтому закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация2.



Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей.

Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Многие работы художника впоследствии были выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.

В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства.

Несмотря на творческий и финансовый успех в США, американская жизнь тяготила Муху своей ориентацией исключительно на деньги, он мечтал вернуться в Чехию. В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы фокусирует на «Славянской эпопее». Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критиков искусства.

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Фигура прекрасной и грациозной женщины, свободно вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок, стала его фирменным знаком.



Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная.

Картины Альфонса Мухи обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Стиль модерн в творчестве Мухи — это стиль женщин и цветов.

Открытая чувственность работ Мухи до сих пор завораживает зрителей, несмотря на то, что каждая эпоха создаёт свои, новые формы эротического идеала. Все критики отмечают «поющие» линии на картинах Мухи и изысканный колорит, тёплый, как женское тело.

Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника — Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Хитилова была соотечественницей Мухи. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.

Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же лет его пережила. В ее чувствах к художнику отсутствовал материальный расчёт, ведь на момент их свадьбы долги Альфонса Мухи намного превышали его состояние.



Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи, и на многих картинах легко угадываются её черты. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей — все они обладали этим типом внешности.

Многие изобразительные элементы его творчества можно найти в работах современных дизайнеров, иллюстраторов и мастеров рекламы. Муха преклонялся перед идеалом художественной многогранности. Он был не только живописцем и графиком. Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту, заставлял по-новому посмотреть на второстепенное искусство плакатов, афиши и оформление разнообразных товаров.

Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX-XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. И сегодня стиль модерн мы представляем сквозь произведения Альфонса Мухи.



Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев, и у дизайнеров.

Муха выразил стиль модерн в ясных, отчётливых и выразительных формах, легко запоминающихся даже неискушённым зрителем. Чистота выражения стиля делает творчество Альфонса Мухи уникальным явлением в истории

Скончался художник 14 июля 1939 года — ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.

В наши дни в Праге работает музей, посвящённый творчеству художника. В музее можно найти множество сувенирной продукции с изображениями картин и иллюстраций Альфонса Мухи.








Альфонс Муха и его модели

шедевры чешского художника-модерниста, создателя «искусства для всех»

Альфонс Муха. Серия *Искусство*. Музыка и Живопись, 1898 | Фото: gallerix.ru

24 июля исполняется 156 лет со дня рождения всемирно известного чешского художника, иллюстратора, ювелирного дизайнера, плакатиста Альфонса Мухи. Его называют одним из самых известных представителей стиля модерн и создателем собственного неповторимого стиля. «Женщины Мухи» (изображения времен года, времени суток, цветов и т. д. в женских образах) известны во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.

Альфонс Муха. Серия *Искусство*. Поэзия и Танец, 1898 | Фото: gallerix.ru

Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, однако его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Поэтому свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Там он освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.

Альфонс Муха. Рекламные плакаты спектаклей Сары Бернар, 1894-1898 | Фото: liveinternet. ru

После занятий в Мюнхене Муха переезжает в Париж, где обучается в Академии Коларосси и зарабатывает на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек. Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Однажды владелец типографии де Бруноф заказал ему афишу, Альфонс сходил на спектакль и под впечатлением набросал эскиз на мраморной плите стола в кафе. Позже де Бруноф выкупил это кафе, и стол с рисунком Мухи стал его главной достопримечательностью. А когда Сара Бернар увидела плакат, выполненный в технике многоцветной литографии, она пришла в восхищение и захотела увидеть автора. По ее рекомендации Муха получил должность главного декоратора театра и с тех пор оформил множество афиш, костюмов и декораций к ее выступлениям.

Альфонс Муха. Серия *Времена года*. Весна, Лето, Осень, Зима | Фото: wm-painting.ru


Альфонс Муха. Утро, День, Вечер, Ночь, 1889 | Фото: gallerix. ru

В 1897 г. во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи»: имелись в виду не его романтические увлечения, а привычка изображать времена года, цветы, время суток, виды искусства, драгоценные камни и т. д. в женских образах. Его женщины всегда были узнаваемы: грациозные, миловидные, пышущие здоровьем, чувственные, томные – они тиражировались в открытках, плакатах, рекламных листовках, игральных картах.

Альфонс Муха. Слева – афиша ХХ выставки *Салона ста*, 1896. Справа – реклама папиросной бумаги *JOB* | Фото: wm-painting.ruа


Альфонс Муха. Слева – золотой браслет для Сары Бернар, 1899. Справа – цепочка с подвесками, 1899-1900 гг. | Фото: liveinternet.ru

Залы ресторанов и стены богатых домов украшали его работы, он был невероятно популярен, заказы поступали со всей Европы. Вскоре Муха стал сотрудничать с ювелиром Жоржем Фуке, который по его эскизам создавал эксклюзивные ювелирные украшения. В то же время художник продолжал работать над дизайном упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций – от шампанского и шоколада до мыла и папиросной бумаги. В 1895 г. Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста». Они пропагандировали новый стиль – Арт Нуво, и демократизацию искусства, что нашло выражении в понятии «искусство для дома»: оно должно быть недорого, понятно и доступно для самых широких слоев населения. Муха любил повторять: «Бедность тоже имеет право на красоту».

Альфонс Муха. Слева – Портрет жены Марушки. 1905. Справа – Портрет жены художника Марушки, 1917 | Фото: liveinternet.ru


Альфонс Муха. Слева – Дочери художника – Ярослава и Джири, 1919. Справа – Портрет дочери Ярославы, 1930 | Фото: gallerix.ru

В 1900 г. Муха принял участие в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. В ту пору он заинтересовался историей славян, что стало поводом создания цикла «Славянская эпопея».

С 1904 по 1913 гг. Муха много времени проводит в Америке, декорирует дома, создает иллюстрации для книг и журналов, афиши и эскизы костюмов для театральных постановок, читает лекции в Институте искусств в Чикаго. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над «Славянской эпопеей».

Альфонс Муха. Славянский эпос. Царь Симеон Болгарский, 1923 | Фото: liveinternet.ru


Альфонс Муха. Отмена крепостного права на Руси, 1914 | Фото: liveinternet.ru

Альфонсу Мухе довелось побывать и в России. Его персональная выставка тут состоялась еще в 1907 г., а в 1913 г. он отправился в Москву и Петербург, чтобы собрать материалы для «Славянской эпопеи». Большое впечатление на него произвели Третьяковская галерея и Троице-Сергиева Лавра. Муха был в доме художника Пастернака, когда там праздновали выход в свет поэтического сборника его сына, Бориса Пастернака.

Альфонс Муха | Фото: to-world-travel. ru

Творчество Альфонса Мухи и сегодня находит своих продолжателей: женские портреты, вдохновленные сменой времен года

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Почему у этой дамы муха на голове?: Любопытный взгляд на портрет XV века

в Искусство, История | 26 апреля 2022 г. 1 комментарий

289

АКЦИИ

В Национальной галерее висит портрет неизвестной женщины, написанный неизвестным художником около 1470 года где-то на юго-западе Германии. Это может показаться незначительным произведением искусства, но оно может похвастаться одним очень заметным отличительным признаком: комнатной мухой. Дело не в том, что портретист был настолько увлечен реализмом, что включил насекомое, случайно упавшее в сидение; на первый взгляд муха выглядит так, как будто она принадлежит нашей реальности и села на сам холст.

Зачем художнику, предположительно нанятому за значительный счет семьи натурщика, включить такую, казалось бы, причудливую деталь? Куратор Национальной галереи Франческа Уитлум-Купер предлагает ответы в видео ниже.

«Это шутка, — говорит Уитлум-Купер. «И это шутка, которая работает на разных уровнях, потому что, с одной стороны, муху обманули, заставив думать, что это настоящий головной убор», обманув мастерством художника в этом самом сложном для света и тени цвете, белом.

«Но, очевидно, это двойная шутка, потому что мы, глядя на нее, думаем: «Боже мой, на этой картине муха!» обманули, потому что на самом деле здесь все двумерно. Это просто краска. И мастерство художника заключается в том, что они смогли взять эту краску, кисть и кусок дерева и превратить их во что-то, что кажется таким реалистичным, что мы действительно верим — даже на секунду — что это муха. сидит на этой картине».

Пять веков спустя шутка все еще актуальна, хотя вполне может быть и больше, чем шутка. Одна из теорий, выдвинутая здесь и там в комментариях, утверждает, что муха действует как напоминание о непостоянстве, разложении, смертности. Если это так, это предполагает, что объект этого портрета, возможно, уже был мертв к моменту его написания, и это мнение подтверждается символическим весом незабудок в ее руке. (Один комментатор даже утверждает, что художник — не кто иной, как знаменитый Альбрехт Дюрер, а изображенная женщина — его покойная мать.) Хотя это таинственное изображение, возможно, и не входит в число великих произведений искусства, тем не менее, оно разделяет с ними качество многовалентность. Муха может быть кляпом, а может быть memento mori — но почему не тем и другим?

Похожие материалы:

Будильник со скелетом XIX века ежедневно напоминает людям о скоротечности жизни: знакомство с Memento Mori Сделано Боттичелли Рождение Венеры революционной картиной

Гений Альбрехта Дюрера раскрыт в четырех автопортретах

Что делает Мону Лизу великой картиной: глубокое погружение

Загрузите 35 000 произведений искусства из Национальной галереи, включая шедевры Ван Гога, Гогена, Рембрандта и других авторов.

Его проекты включают информационный бюллетень Substack  Книги о городах,  , книгу Город без гражданства: прогулка по Лос-Анджелесу 21-го века и серию видео Город в кино . Следите за его новостями в Твиттере @colinmarshall, в Фейсбуке или Инстаграме.


289

АКЦИИ

Почему у этой дамы муха на голове? | Истории

Почему этот человек появляется дважды на одной и той же картине?

и что это нам говорит о чудесах?

Доктор Айла Лепин, научный сотрудник Говарда и Роберты Ахмансон в области искусства и религии, объясняет то, что мы, возможно, даже не заметили на этой фотографии, — человека, который появляется дважды.

10-минутные беседы

«Аллегория Венеры и времени» Тьеполо

Летиция Тревес, Джеймс и Сара Сассун Куратор отдела живописи позднего XVII века смотрит на красочную потолочную роспись Тьеполо

10-минутные беседы

«Автопортрет» Мурильо кадр

10-минутные беседы

«Портрет молодого человека» Боттичелли

Лаура Ллевеллин, заместитель куратора картин эпохи Возрождения, задает вопрос, был ли этот аноним известен Боттичелли или, возможно, только воображал?

10-минутные беседы

«Мужской портрет» Яна ван Эйка (Автопортрет?)

Присоединяйтесь к Эмме Капрон, поскольку она задается вопросом, можем ли мы принять этот портрет за чистую монету

10-минутные беседы

Энтони ван Дейка ‘ Конный портрет Карла I’

Мускулистый конь, блестящие доспехи, о чем на самом деле говорит этот портрет и почему?

10-минутные выступления

Лука Джордано «Персей, превращающий Финея и его последователей в камень»

Летиция Тревес объясняет, почему некоторые персонажи на этой огромной картине явно не в цвете

10-минутные беседы

«Обрезание» Луки Синьорелли

Йост Юстра рассказывает нам о поразительном и необычном запрестольном образе Синьорелли

10-минутные беседы

«Цветы в терракотовой вазе» Яна ван Хюйсума садовые перчатки на некоторое время с цветами ван Хейсума.

10-минутные беседы

«Христос в осмеянии» Иеронима Босха

Эмма Капрон смотрит на что-то немного другое Иеронима Босха: эпизод из пасхальной истории, аранжированный по-новому.

10-минутные разговоры

Рембрандт «Женщина, купающаяся в ручье (Хендрикье Стоффелс?)»

Мог ли это быть любовник Рембрандта и почему Рембрандт выбрал именно этот антураж? Барт Корнелис, куратор голландской и фламандской живописи, предлагает ответы из королей

Сьюзен Фойстер смотрит на яркий шедевр Госсарта

Кураторский взгляд

Выпивка

Кристофер Риопель рассматривает картины, изображающие выпивку и веселье, в последней из бесед наших кураторов из дома

Кураторский взгляд

Крупный план

наши небольшие картины на меди

Кураторский взгляд

Доброта

Кристин Райдинг делится образами сострадания и щедрости по отношению к семье, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям

A Curated Look

Пляжи

Сара Херринг отвезет нас на приморьку с картинами побережья

Куратор.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *