Никаб в исламе: Sucuri WebSite Firewall — Access Denied

Паранджа (никаб) в Исламе | umma.ru

В моем городе, как, может быть, и в других, я иногда вижу девушек с никабом на лице, с перчатками на руках и зимой и летом. Честно говоря, я испытываю к ним чувство неприязни. И наверное, другие испытывают то же самое. Я понимаю, что ношение никаба разрешено, но не лучше ли носить красивые платки с открытым лицом и тем самым показывать окружающим красоту женского одеяния по канонам Ислама? И может быть, с благословения Всевышнего, некоторые женщины (в том числе этнические мусульманки, не соблюдающие религиозные нормы) задумаются о покрытии себя. Никаб же здравомыслящего человека в Ислам не привлечет да и самих этнических мусульман оттолкнет. Быть может, в женщинах, которые носят никаб, вера намного сильнее моей, но я был бы рад видеть на улице стильно одетых женщин в платках и гордиться тем, что наша религия лишь украшает жизнь, а не превращает ее в траурную процессию. А., 25 лет. Казахстан.

Вопрос об использовании никаба[1] не однозначен.

Причиной разногласий среди ученых послужило отсутствие в Священном Коране и в Сунне ясных указаний относительно данного вопроса[2], что, в свою очередь, позволило богословам при научном анализе (иджтихаде) исходить из тех или иных намеков, косвенных аргументов, содержащихся в коранических аятах и хадисах. В каждом конкретном случае мусульманская экзегетика оставляет возможность для ограничительного или расширительного толкования канонического текста. В то же время необходимо помнить, что при изучении подобного рода второстепенных религиозно-правовых вопросов ученые — как высказывающие ошибочное суждение (менее верное), так и более верное мнение — будут вознаграждены за старания свои и искренность намерений пред Творцом, о чем свидетельствует одно из высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует)[3].

Очень важно отметить, что, согласно нормам шариата, ношение никаба не является обязательным (ваджиб), и для женщины-мусульманки допустимо (джаиз) открытие лица и кистей рук перед чужими мужчинами.

Это общеизвестно в мусульманском богословии и таково заключение подавляющего большинства ученых со времен сподвижников Пророка[4].

Мнение 4-х мазхабов о никабе

Обратимся к мнениям авторитетных богословов-муджтахидов всех четырех мазхабов.

Ученые-ханафиты считают, что «запрещается смотреть на оголенные части тела чужой женщины, за исключением ее лица и кистей рук». Имам Абу Ханифа добавляет, что «исключением являются также ступни[5], ибо постоянно прикрывать их крайне затруднительно».

Также в книгах ученых ханафитского мазхаба оговаривается, что «если взгляд на лицо и кисти рук посторонней женщины приводит к сладостному наслаждению (шахва), то смотреть на них запрещено. Что касается того, можно ли дотрагиваться до кожи лица и рук посторонней женщины, то это непозволительно, даже если и не возникнет при этом ощущения сладостного наслаждения. Исключением из последнего являются пожилые люди[6] и маленькие дети»[7].

Теологи маликитского мазхаба пишут: «‘Ауратом (то есть частями тела, которые, согласно каноническим предписаниям, должны быть обязательно прикрыты) женщины перед взором чужого для нее мужчины (то есть человека, за которого она может выйти замуж по причине отсутствия кровного родства) является все ее тело, за исключением лица и кистей рук. Они (эти части тела) не являются ‘ауратом»[8]. С таким мнением согласны также ученые шафиитского мазхаба[9] и ханбалитского[10].

Известный богослов маликитского мазхаба ас-Сави комментирует: «На эти две части тела — лицо и кисти рук — разрешается смотреть при условии отсутствия сладостного наслаждения у смотрящего. В противном случае такой взгляд запретен (харам)»[11]. Обращу ваше внимание на то, что это касается как случая, когда мужчина смотрит на постороннюю женщину, так и когда женщина смотрит на постороннего мужчину.

А потому упомянутое богословское заключение («смотреть на женщину с вожделением и страстью запрещено») не говорит о необходимости закрытия женщиной лица от взоров посторонних мужчин, а указывает лишь на то, что мужчины обязаны не заглядываться на чужих женщин. В противном случае (если обязывать женщину закрывать лицо от взоров мужчин под предлогом того, что она красива и это их соблазняет) придется и мужчин обязать закрывать свое лицо, да и многие другие части тела, которые пробуждают в посторонних женщинах чувство сексуального желания. Канонически нет разницы между тем, когда мужчина с вожделением разглядывает постороннюю для него женщину, и тем, когда женщина любуется посторонним ей мужчиной.

А потому исходить из логики симпатии противоположных полов друг к другу в установлении того, что они должны прикрывать, а что нет, не представляется возможным (мужчине, тем более красивому и с хорошим атлетическим телосложением, также придется надеть паранджу), но требует прямого и однозначного аргумента из Корана или Сунны.

Возвращаясь к вышеупомянутым заключениям богословов-муджтахидов. Основанием для них является аят: «…и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно» (см. Св. Коран, 24:31). Подавляющее большинство сподвижников пророка Мухаммада (среди них Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, ‘Аиша), а также богословы первых веков утверждали, что в последних словах аята подразумеваются «лицо и кисти рук»[12], некоторые добавляли «одежда»[13], а также «то, что женщина вынуждена[14] оголить»[15]. Учитывая смысл аята, замечу: лицо, кисти рук и одежда относятся к красоте женщины, это говорит и о том, что она должна быть одета симпатично и со вкусом, а не в черный мешок, отпугивающий прохожих.

При описании совершения молитвы-намаза женщиной в достоверном хадисе сказано о покрытии головы, но ничего не сказано о покрытии лица[16]. А из достоверного хадиса от Ибн ‘Умара мы знаем, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) «запретил женщинам-мусульманкам, совершающим паломничество, надевать никаб и перчатки»[17]. Приведенные хадисы доказывают, что лицо и кисти рук не являются ‘ауратом. Да, в редких случаях некоторые женщины во времена Пророка практиковали прикрытие лица и кистей рук, но ни аяты, ни хадисы не указывают на каноническую необходимость этого. Наоборот, из аятов[18] и хадисов, а также из описаний отдельных событий времен Пророка мы видим, что женщины-мусульманки не прикрывали лица никабом[19].

Хадисы о никабе

В дополнение к изложенному приведу два хадиса, касающиеся данной темы.

Пророк Мухаммад сказал: «Если девушка достигает совершеннолетия (у нее появляется менструация) и она при этом верует в Аллаха (Бога, Господа) и Судный День [неотвратимость и истинность его наступления], тогда недопустимым для нее является выставление напоказ каких-либо частей тела, кроме лица и рук до сюда», — тут Пророк обхватил кистью свою другую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата»[20]. Известный ученый имам ан-Навави на основе данного хадиса заявил: «Не являются ‘ауратом кисти рук вместе с запястьем».

«Асма’, дочь Абу Бакра, однажды зашла в жилище пророка Мухаммада. На ней была одежда из тонкой просвечивающейся ткани. Увидев ее, Пророк сразу отвернулся и сказал: «Асма’! Когда девушка достигает совершеннолетия, ей недопустимо выставлять напоказ какую-либо часть тела, кроме этого и этого», — тут он указал на лицо и кисти рук»[21].

Из всего вышесказанного следует, что канонической обязательности и необходимости в использовании никаба нет.

В условиях современных государств, особенно там, где мусульмане составляют конфессиональное меньшинство, крайне важно быть олицетворением ценностей и свобод своей религии; важно не подстраиваться под других, а наводить мосты взаимопонимания, участвовать в здоровом обмене мнениями, взглядами, причем не только теоретически, но и на деле показывая, как религия помогает тебе стать и оставаться быть счастливым в этой жизни, собранным, обретая при этом и вечное благополучие. Живя в таком ритме, более правильным для социально активных женщин-мусульманок, способных что-то делать не только для семьи, но и для общества, а также будущих поколений, будет ношение соответствующей канонам одежды без использования никаба. Однако замечу, что если женщина отдает предпочтение никабу и видит в этом форму проявления своей веры и скромности, то это ее личный выбор, который должен быть поддержан современными демократическими свободами и ценностями.

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Никаб (араб. ) — один из атрибутов мусульманской женской одежды, представляющий собой тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо женщины. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 486.

[2] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 482.

[3] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если ученый оказался прав [пред Господом], делая иджтихад (усердно и квалифицированно изучая вопрос, а после вынося решение, богословское заключение), он получает [за свои старания и верность богословского заключения] две степени вознаграждения; если же богослов выполнил все от него зависящее (в вопросе иджтихада и сделанного по его результату вывода), но ошибся, то он получает [пред Господом] одну степень вознаграждения [за свои старания]».

Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2292, хадис № 7352; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 393, хадис № 7352; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 40, хадис № 565, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 257; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 418.

[4] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 482; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 2. С. 313.

[5] Такого же мнения были и другие ученые, например ас-Саури.

[6] Известно, что Абу Бакр иногда здоровался за руку с пожилыми женщинами.

[7] См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 5 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 4. С. 156, 157.

[8] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 747.

[9] См., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 353, 354; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 74; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 749, 750.

[10] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 753.

[11] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 314, 315.

[12] Учитывая нижеследующий достоверный хадис от ‘Аиши, многие относили к этому и запястье.

[13] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.

[14] Аяты и достоверные хадисы легли в основу следующих богословских правил:

(1) «затруднительность ситуации влечет за собой соответствующие послабления»;

(2) «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»;

(3) «вынужденность определяется сложностью обстоятельств».

См.: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 71–73 и 74, 75; ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.

[15] См., например: аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 152; Ибн аль-‘Араби (468–543 по хиджре). Ахкям аль-кур’ан. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, [б. г.]. Т. 3. С. 1368, 1369; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 355; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 744.

[16] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 92, хадис № 641, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 612, хадис № 1711, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 68, хадис № 525 и пояснение к нему.

[17] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 545, хадис № 1838; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 64, хадис № 1838 и пояснение к нему; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 313.

[18] Например, Св. Коран, 24:30, 31.

[19] Ряд достоверных хадисов по этому поводу приведен в подробном исследовании имама Юсуфа аль-Кардави о никабе. См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 2. С. 312–336.

[20] См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.

[21] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 448, хадис № 4104, «сахих»; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 152.

Предельно откровенно о никабе

Откровенно о никабе

АльхамдулиЛлях, мусульманок сейчас много. Мы, сестры, все разные и носим разную одежду. Каждая из нас делает свой выбор. Мусульманка в никабе или джильбабе тоже становится уже не редкостью. Сестры-мусульманки или просто интересующиеся Исламом задают вопрос: легко ли ходить в такой одежде в стране, где большинство населения христиане либо несоблюдающие мусульмане? Поэтому сестры, которые носят такую одежду, решили поделиться своим опытом и ощущением. Инша Аллах, в этом будет польза для мусульманок. Сегодня о своем опыте пишет сестра Сафия, русская мусульманка, которая уже писала для нашего сайта о себе. И теперь ее рассказ о никабе.

Почему никаб?

В Казань я приехала из города, где даже на простой платок реагируют со злобой. Никаб там почти не носят. Если и носят – то, скорее всего, это будут мусульманки с неправильными убеждениями, и в итоге складывается общественное мнение, будто в черном никабе ходят только ваххабиты. Так вот: нет, не только ваххабиты носят никаб! И приписывать закрытие лица исключительно заблудшим – дело нехорошее. Если вы видите женщину в никабе, пусть даже в черном, думайте, что это Ахлю-с-Сунна, пока не доказано обратное. Ведь именно так одевались суннитки в исламском государстве.

АльхамдулиЛлях, я никогда не относилась к никабу плохо, мне хотелось его носить, но, тем не менее, долгое время в России я себя в нем совершенно не представляла. Мне казалось, что сунниток в никабе в России практически не бывает, и выделяться не хотелось. Однако со временем, после переезда в Татарстан, я стала смотреть на никаб иначе. В платке тут ходить легко, так что первое время я все удивлялась, почему на меня не обращают внимания. Ношение платка здесь воспринимается так, как и должно восприниматься, – не как подвиг, а как нормальная практика. И тогда я отметила, что здесь можно было бы носить даже никаб. Это стало первым шагом.
В моем окружении были сестры с правильной акыдой, которые при этом закрывали лицо. Они не выглядели страдающими мученицами, и их одежда в высшей степени соответствовала Шариату. В какой-то момент мысль покрыться полностью мне перестала казаться невыполнимой в России. И тогда я надела никаб. И стало хорошо.

В никабе как в домике. Тебя никто не видит, и от этого спокойно. Можно не волноваться о том, что мужчины на тебя смотрят. Ничего не смущает. Одежда струится так красиво, что захватывает дух. Перчатки берегут руки от невольных контактов с продавцами фруктов. Черный никаб напоминает арабские страны, светлый никаб напоминает классическую афганскую бурку. Понимаешь, что так и надо. Это поддерживает.

Детям очень интересно. Они смотрят во все глаза и спрашивают что-нибудь в духе: «А зачем вам маска?» Интересно и тем, кто знал тебя с открытым лицом. Продавщица-немусульманка спрашивает: «У вас праздник какой-то, что лицо закрыли?» Подруги расспрашивают, что и как. В целом очень похоже на первые дни в платке: тебе самой непривычно, а все вокруг задают вопросы. Недели через две-три этот этап проходит.

Негативная реакция? Да, есть, но не так часто, как ожидаешь. Причем здесь она, как правило, имеет необычный вид: «Это, наверное, радикалы. Татарские бабушки носили косынки – и ничего. А эти вообще лицо закрывают. Смотреть тошно». Иногда – о ужас – так думают несоблюдающие этнические мусульмане. Не знаю, кто насадил эту исламофобскую идею, что никаб – это обычай арабов, а не составляющая Ислама. Перед нами явный признак того, что многие принимают за весь Ислам лишь часть Ислама. Что будет, если Ислам потребует того, что этим людям покажется диким? Неизвестно.

Иногда крестятся, иногда предпочитают не общаться – ничего особенного, действительно. Опыт жизни в городе, где мусульман не любят, меня хорошо подготовил. И в любом случае реакция окружающих кажется куда менее выраженной, чем ты ждешь. Да, смотрят, да, иногда комментируют, но в целом живешь как жила. Сложности возникают из-за иного.

«Зачем вы закрываете лицо? Неужели нельзя ходить, как все остальные мусульманки, просто в платке?» Непонятно, как отвечать. Если я скажу, что закрывать лицо обязательно (это законное мнение в Исламе, которому я следую), то мой собеседник либо мне не поверит и сочтет религиозным фанатиком, либо решит, что все остальные мусульманки одеваются не по Исламу, а это не так, ведь есть мнение, что лицо открывать можно. Я обычно отвечаю, что закрывать лицо желательно, но меня все равно не особо понимают, потому что в глазах людей, далеких от Шариата, желательно – это что-то непонятное, зачем же делать так, если можно не делать.

И как бороться с рия (показушничеством, совершением действий напоказ), игрой на публику? Когда я впервые надела никаб, мне показалось, что это духовное возвышение. Смотришь на других – и спрашиваешь себя, ну почему они так не ходят, это же так просто: раз, два, затягиваешь завязки, перекидываешь ткань на лицо, вот и вся сложность. Я мгновенно забыла, что еще вчера ходила с открытым лицом. Это все – игра на публику, гордыня, и она, к сожалению, в наше время часто сопутствует соблюдению Шариата во внешнем, в заметных делах. Но, как правильно рассказывал один хороший талибуль-ильм, постоянное, ежедневное соблюдение какой-то вещи помогает привыкнуть к ней – и рия уходит. Не могу сказать, что поборола нафс окончательно, но сейчас, спустя какое-то время, я гораздо меньше внимания обращаю на реакцию окружающих и на свой никаб в принципе. Вот вы помните, как привыкали к платку? То же самое происходит и с никабом: ты привыкаешь, причем быстрее, чем думаешь.

Стоит ли тогда закрывать лицо, если это сопряжено с таким самолюбованием? Нет ли в этом ошибки: соблюдая внешнее, не теряешь ли внутреннее? Я думаю, что такие вопросы суть наущения шайтана, ведь в соблюдении Шариата не может быть ничего плохого. Конечно, надо очищать сердце от показушничества. Эта болезнь лечится временем, таваккулем, осознанием того, что никакой твоей заслуги в том или ином решении нет и быть не может. И, конечно, необходимо получать шариатские знания.

В никабе не получается быть невежливой. С одной стороны, в какой-то момент понимаешь, что выглядишь, как жительница благословенного халифата, а внутри тебя – все те же пороки и невежество. И с этим надо что-то делать, ведь нельзя позорить одежду праведной мусульманки. С другой стороны, очевидно, что к женщине в никабе относятся в нашей стране настороженно, и, если мы будем вести себя неподобающим образом, в их глазах это сразу запишется нам в минус, усилит недоверие и настороженность – кому оно надо.

Лет пять-шесть назад мусульманки Казани только начинали покрываться, носить платок. И всем это казалось диким и непривычным, люди высмеивали покрытых женщин, не давали им жить спокойно. А потом привыкли. И сейчас известно, что в Казани носить платок легко. Теперь то же самое происходит с никабами. Мусульманок с закрытым лицом воспринимают как нечто странное, мол, арабская мода и радикализм. Но, иншаАллах, пройдет время, никабов на улицах станет больше, люди перестанут обращать на них внимания, и это станет нашей победой. И, иншаАллах, тем, кто был в числе первых, будет саваб, ведь тому, кто возродит забытую Сунну, положена награда за его собственное действие и награда тех, кто последует за ним. А ведь никаб, по одному из мнений, даже не Сунна, а ваджиб.

Обязателен ли никаб? — Ислам вопрос и ответ

Хвала Аллаху.

Что такое хиджаб?

Хиджаб в переводе с арабского означает покрывающий или скрывающий. Хиджаб — это название того, что используется для прикрытия. Все, что находится между двумя вещами, — это хиджаб.

Хиджаб означает все, что используется для покрытия чего-либо и предотвращения доступа к нему, например, занавески, дверные ручки, одежда и т. д. 

Что такое химар?

Химар происходит от слова хамр, корень которого означает покрывать. Например, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Хаммиру анийатакум (прикройте свои сосуды)». Все, что покрывает что-то еще, называется Химар.

Но в обиходе Химар стал использоваться как название одежды, которой женщина покрывает голову; в некоторых случаях это не противоречит лингвистическому значению Химара.

Некоторые юристы определили его как то, что покрывает голову, виски и шею.

Разница между химаром и хиджабом

Разница между хиджабом и химаром в том, что хиджаб — это то, что покрывает все тело женщины, тогда как химар в целом — это то, чем женщина покрывает голову.

Что такое никаб?

Никаб – это то, чем женщина закрывает лицо (тантакиб)… 

Разница между хиджабом и никабом

Разница между хиджабом и никабом заключается в том, что хиджаб – это то, что покрывает все тело, а никаб – это то, что покрывает все тело. только женское лицо.

Одежда женщины, предписанная шариатом («исламская одежда»), покрывает ее голову, лицо и все тело.

Обязателен ли никаб?

Но никаб или бурка, открывающая глаза женщины, получила широкое распространение среди женщин, и некоторые из них не носят ее должным образом. Некоторые ученые запретили его ношение на том основании, что оно не является исламским по происхождению, а также в связи с тем, что оно используется ненадлежащим образом и относится к нему как к чему-то незначительному, демонстрируя пренебрежительное отношение к нему и используя новые формы никаба, не предписанные в исламе, расширяя отверстие для глаз так, чтобы были видны щеки, нос и часть лба.

Поэтому, если никаб или паранджа женщины не показывает ничего, кроме глаз, а отверстие только такое же большое, как левый глаз, как было передано от некоторых салафов, то это дозволено, в противном случае она должна носить что-то который полностью закрывает ее лицо.

Какой хиджаб обязателен в исламе?

Шейх Мухаммад ас-Салих аль-‘Усеймин (да помилует его Аллах) сказал: 

«Хиджаб, предписанный шариатом, означает, что женщина должна покрывать все, что ей запрещено показывать, т.е. должна закрывать то, что она обязана закрывать, в первую очередь лицо, потому что оно является средоточием искушения и желания.

Женщина обязана закрывать лицо перед любым, кто не является ее махрамом (кровным родственником, брак с которым навсегда запрещен). Из этого мы узнаем, что лицо — это самое важное, что нужно закрывать.

Существует свидетельство из Книги Аллаха и Сунны Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и мнений сахабов и имамов и ученых ислама, которые указывают на то, что женщины обязаны покрывать все их тела перед теми, кто не является их махрамами». (Фетва аль-Марах аль-Муслима, 1/391, 392) 

Должна ли женщина закрывать лицо?

Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: 

«Правильное мнение, указанное свидетельством, состоит в том, что лицо женщины является ауратом, который должен быть закрыт. Это самая соблазнительная часть ее тела, потому что больше всего люди смотрят на лицо, поэтому лицо является величайшим ауратом женщины. Это в дополнение к шариатскому свидетельству, утверждающему, что закрывать лицо обязательно.

Например, Аллах говорит (перевод смысла): 

«И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взоры (от созерцания запретных вещей), и оберегали свои половые органы (от незаконных половых актов) и не хвастались своим украшением, кроме только того, что очевидно (как оба глаза по необходимости видеть путь, или наружные ладони рук, или один глаз, или одеваться, как вуаль, перчатки, головной убор, фартук), и натягивать свои вуали на всю Джуюбихинну (то есть на свои тела, лица, шеи и груди)…» [ан-Нур 24:31] 

Натягивание завесы на весь джуюб подразумевает закрытие лица.

Когда Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) спросили о аяте (интерпретация значения): «О Пророк! Скажите вашим женам, вашим дочерям и женщинам верующих, чтобы они накрыли свои плащи (покрывала) всем своим телом». [Аль-Ахзаб 33:59], он закрыл лицо, оставив открытым только один глаз. Это указывает на то, что в этом аяте имелось в виду закрытие лица. Таково было толкование Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) этого аята, переданное от него Убайдой ас-Салмани, когда он спросил его об этом.

Доказательства никаба из Сунны

В Сунне есть много хадисов, таких как: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщине в ихраме запрещено закрывать лицо (носить никаб ) или носить паранджу». Это указывает на то, что когда женщины не были в ихраме, женщины закрывали лицо.

Это не означает, что если женщина снимает свой никаб или паранджу в состоянии ихрама, она должна оставлять лицо непокрытым в присутствии мужчин, не являющихся махрамами. Скорее она обязана покрывать его чем-то другим, кроме никаба или паранджи’, о чем свидетельствует хадис Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая сказала: «Мы были с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). на него) в ихраме, и когда люди проходили мимо нас, мы опускали химар на головы над нашими лицами, а когда они шли дальше, мы снова поднимали его».

Женщины в ихраме и в других случаях обязаны закрывать лицо перед мужчинами, не являющимися махрамами, потому что лицо является центром красоты и это то место, на которое смотрят мужчины… и Аллах знает лучше». (Фатава аль-Марах аль-Муслима, 1/396, 397)

Он также сказал: во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и по необходимости. Если ничего, кроме глаз, не видно, это нормально, особенно если это обычно носят женщины в ее обществе. (Фетва аль-Марах аль-Муслима, 1/399) 

Аллах знает лучше.

BBC — Religions — Islamic: Niqab

Дело о никабе

Доказательства обязательности ношения никаба

В хадисах есть лишь несколько упоминаний о ношении чадры, и большинство из них на самом деле относится к химар , т.е. лингвистически ограничивается головным убором. Покрытие лица упоминается только в трех хадисах и ни разу по указанию Пророка Мухаммеда. На самом деле, в одном хадисе сподвижники Пророка Мухаммеда даже удивлены тем, что одна женщина носила никаб во время тяжелой утраты.

Основное свидетельство ученых, которые считают, что никаб является обязательным, исходит из этих стихов Корана.

Ученые, такие как имам Абул А’ла Маудуди с Индийского субконтинента, предполагают, что эти стихи относятся к покрытию всего тела, включая лицо и руки. Приказ «сбросить верхнюю одежду» в арабском языке аналогичен фразе «соберись». Ученые говорят, что в результате этого стиха женщины во времена Пророка стягивали свои одежды по всему телу, включая лицо.

В качестве доказательства этого используется один хадис:

Этот хадис был датирован спустя некоторое время после того, как был ниспослан стих 33:59. Сторонники никаба говорят, что этот хадис показывает, что женщины во времена Пророка были неузнаваемы и, следовательно, они должны были носить никаб.

Однако другие ученые утверждали, что их лица были неузнаваемы, потому что было темно, а не потому, что они были закрыты. Интересно отметить, что Аиша говорит «некоторые» женщины, а не все. Кроме того, она относится к утренней молитве и ни к какой другой. Конечно, было бы труднее увидеть, кто такие люди, если бы они были одеты в плащи до восхода солнца.

Кроме того, они утверждали, что приказ «накинуть верхнюю одежду на себя» был неправильно понят. Говорят, что в арабском языке слово «лицо» не обозначено, и поэтому было бы неправильно расширять его значение.

Другие сторонники никаба используют этот стих Корана в качестве доказательства никаба.

В соответствии с этим стихом Корана жены Пророка действительно должны были носить никаб. Это потому, что их особый статус означал, что их нужно было держать подальше от всех сплетен и клеветы. Ученые говорят, что если жены Пророка, как лучший из женских образцов, были обязаны носить никаб, то это постановление ложится на всех женщин.

Однако ранее в той же главе Коран также очень ясно говорит, что жены Пророка не были похожи на других женщин.

Большинство ученых согласны с тем, что аят об ширме или сокрытии лица обязателен только для жен Пророка. Они говорят, что эти аяты ясно указывают на то, что жены Пророка гораздо более ограничены в своих передвижениях из-за своего политического положения, и что их кодекс поведения не является кодексом поведения для женщин в целом.

Top

Дело против никаба

Доказательства против обязательности никаба

Большинство ученых, включая четыре основные школы исламской юриспруденции, придерживаются мнения, что никаб не является обязательством.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *