Одежда крестьян в средние века: Европейская одежда в средние века

Содержание

Европейская одежда в средние века

Как-то так исторически сложилось, что авторы жанра фэнтези любят погружать своих читателей в антуражи, имитирующие Средние века. Понятно, что сам этот жанр является своеобразной «индульгенцией» для автора – мол, раз автор фантазирует, то нафантазировать имеет право всё, что его душе угодно. Однако раз уж за основной фон повествования берётся калька с реально существовавшей действительности, неплохо было бы хоть как-то следовать логике этой действительности. И здесь встаёт вопрос о соответствии реалий. В частности, поговорим об одежде. Безусловно, можно обрядить персонаж в джинсы и бархатный кафтан, но подобный маскарад автор, как правило, отдельно обосновывает и оговаривает. Что же касается рядовых описаний, для них в целом стараются соблюсти хотя бы приблизительное подобие историческому образцу. А раз так, то имеет всё-таки смысл озадачиться временнóй совместимостью деталей туалетов героев. Особо это относится к авторам произведений про попаданцев – там-то уж точно ГГ действует в реальном, а не вымышленном историческом времени.

Поэтому автор должен знать, что не могут находиться рядом женщина в сюрко и мужчина в колете —  исторически колет как деталь мужской одежды появился только через два века после того, как сюрко трансформировалось в иные формы платья. Нелепым будет и определение «табар до пят» — плащ табар всегда только короткий.

Рассмотрим общие черты костюмов, характерные для определённого периода времени и распространенные на обширной территории Европы. Специфика национальных деталей и особенности вариантов базовых фасонов не рассматриваются, чтобы остаться в рамках информационной статьи и не перейти в разряд специального исследования.

Периодизация: раннее средневековье (IX-XII вв.) – романский стиль и позднее средневековье (XIII-XV вв.) – готический стиль.

РОМАНСКИЙ ПЕРИОД

Материалы. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок. Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке, украшался различными переплетающимися лентами, золотыми или бронзовыми узорами геометрической формы с изображениями животных («звериный стиль»).

Бельё (исподнее). Представление о нижнем белье в средние века отличалось от современного, прежде всего тем, что оно не осознавалось как интимная часть туалета, которую не должны видеть посторонние. Наоборот, покрой верхней одежды был сделан таким образом, чтобы через разрезы было видно бельё, которое специально украшалось вышивкой в определённых местах (воротник, рукава). В тёплое время года крестьяне (особенно на полевых работах) и нищие в городах ходили в одном белье. Для мужчин нижним бельём были

камиза и брэ. Камиза представляет собой цельную рубашку – рукава у неё не вшивались, а кроились вместе с туникой.  Брэ предшествовали современным кальсонам или трусам. Изначально брэ имели вид широких штанов, длина которых доходила до середины икры ноги. Длина брэ постепенно уменьшалась и их вид к XV веку сильно видоизменился (см. раздел «Готический период»).

Брэ романского периода

Некий переходный вариант между бельём и частью костюма представляют шоссы – изначально это были узкие чулки, которые прикреплялись завязками к поясу, позднее, к XIV веку их стали сшивать вместе (как колготы), и они превратились из чулок в штаны.

Шоссы романского периода

Женщины также носили в качестве нижнего белья камизу.  Женская камиза была длиннее мужской – до пят. Некоторые дамы пришивали изнутри к камизе полотняные мешочки для груди, которые дополнительно скреплялись шнурками или лентами (прообраз современного бюстгальтера). Другие для поддержания груди обматывали её широким полотнищем.

Костюм. Поверх камизы мужчины надевали котт – тунику из более дорогой ткани, чем камиза, с короткими рукавами или совсем без рукавов. В XII в. котт становится очень узким в плечах и расширенным книзу за счет вшитых в боковые швы клиньев. Котт благородных рыцарей становится более длинным, придавая фигуре женоподобный силуэт. У ворота котт появляется небольшой разрез и завязки. В конце XII в. на доспехах рыцарей стали изображать феодальные гербы. В соответствии с цветами герба одежда рыцарей часто также разделялась по вертикали на две половины разного цвета. Такой костюм назывался «

ми-парти».

У женщин котт выполнял роль нижнего платья, на которое надевалось верхнее платье – сюрко. Оба платья были длиной до щиколоток, у коты длинные узкие рукава, у сюрко – короткие и широкие, либо их вообще не было.  И котт, и сюрко имели форму трапеций, сильно расширенных книзу. Линия талии была завышена. С XI в. появились драпировки на животе. В XII в. платье-котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку. Котт расширялся книзу от бедер при помощи вшитых клиньев. Рукава у него стали очень длинными, почти до самой земли, а пояс превратился в декоративную деталь и сместился с талии на бедра.

Верхняя одежда. Общей верхней одеждой был плащ. Мужской плащ застегивался на правом плече. Вначале короткий полукруглый, а позже, с XI в., — длинный. В эпоху Карла Великого и Каролингов (VIII-IX вв.) плащ стал называться «манто».

Обувь. В раннем средневековье горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами — «ботт». Их шили из ткани или цветной кожи. В XII в. во Франции начинают носить обувь с длинными острыми носками — «пигаш», которые распространяются во всей Западной Европе. Крестьянской обувью были башмаки, которые подвязывались к ноге шнурками. Женщины носили закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве, без каблуков.

Головные уборы. Мужчины носили конусообразные шапки или капюшоны «куаф

» с удлиненным мысом сзади. В холодное время года куаф меняли на «кугель» — капюшон с пелериной из шерстяной ткани. Замужние женщины скрывали волосы под белым платком. Концы платка падали на плечи, иногда заправлялись в вырез платья. Поверх платка надевали различные повязки, обручи. Знатные дамы носили также парчовые тюрбаны, украшенные драгоценными камнями.

ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Силуэт костюма этого периода характеризуют вытянутые пропорции, устремленность вверх. Впервые появились вшивные рукава. Рукава были съёмными, иначе невозможно было снять узкую одежду. Рукава пришивали на день, а вечером отпарывали, или привязывали шнурками. В моде богатые ткани — парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка, тканый золотом и серебром бархат. На смену «звериному» орнаменту пришёл «растительный». Ткани привозились с Востока, а также изготавливались в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе.  В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде — вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.

Бельё. По-прежнему и мужчины и женщины носили камизу, она практически не изменилась. Женщины стали окрашивать камизу шафраном в бежевый цвет и богато украшать вышивкой. Значительное изменение претерпели мужские брэ – они сильно укоротились и стали похожи на современные боксеры:

Костюм. Мужской котт стал значительно длиннее, почти до полу. Его рукава удлинились, обязательной декоративной деталью стал украшенный пояс. К середине XIV в. котт сменил «пурпуэн» — короткая куртка с узкими рукавами. Вначале пурпуэн носили рыцари под латами, но затем он стал верхней одеждой и просуществовал до начала XVII в. Его носили и знать, и простолюдины. Богатые щеголи носили пурпуэн с декоративными рукавами, свисающими до самого пола.

Пурпуэн

В то же время у знатного сословия вошли в моду верхние кафтаны. Один из них, «котарди», был узким и доходил до середины бёдер, с застёжкой впереди. Рукава могли быть как узкими, так и широкими.

Котради

Другой, «блио», отрезной кафтан с узким лифом и «юбочкой» — пышными полами, несшитыми на боках. Сзади у блио была шнуровка.

Блио

К середине XIV в. появился «жакет». Он был без рукавов или с откидными рукавами, узкий, подчеркивающий талию:

К женскому котту стал прилагаться набор разных рукавов. К XIV в. у знатных дам, особенно Франции и Англии, вошло в моду «королевское сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами. Вырезы пройм получили название «адских окон»: сквозь них была видна талия котта:

Словом «сюрко» стали называть не только верхнее женское платье, но и плащи (см. раздел «Верхняя одежда»).

Верхняя одежда. И богатые, и бедные носили «нарамники». Это плащи, сделанные из сложенного пополам куска материи, с отверстием для головы на месте сгиба. Швов на боках не было, передняя и задняя части нарамника свободно висели или драпировались. Потом нарамники стали сшивать по бокам, и тогда их тоже начали называть «сюрко». Сюрко с капюшоном носили монахи. Короткий плащ «табар» стал обязательной частью костюмов герольда и пажа. У него были рукава колоколообразной формы, несшитые по бокам:

В XIV в. возникает верхняя одежда — «упленд» («упелянд», «уппеланд») — с сильно расширенными книзу рукавами. Молодые люди носили короткий упленд (от середины бедра до колен). У знатных феодалов, особенно зрелого возраста, упленд был длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани.

Знатные дамы в торжественных случаях облачались в женский  упленд. Летние упленды делали из шелка или парчи; зимние — из фландрского сукна на меху.

Также у дам в моде была пенула (накидка) со шлейфом и меховой опушкой:

Обувь. Мужчины носили кожаные или бархатные туфли и полусапожки без каблуков. Носки были заостренными — вначале слегка, а с середины XIV в. они удлинились настолько, что достигали нескольких десятков сантиметров. Женщины носили такую же обувь, что и мужчины. Ее делали из плотной дорогой ткани, мягкой цветной кожи, бархата, и у нее также были заостренные носки. Длинные носки набивали конским волосом и каждый соединяли цепочкой с браслетом на ноге.
Были изобретены деревянные подставки с каблуками, которые назывались «галош». Они подвязывались ремнями и предохраняли обувь от грязи.

Головные уборы. Мужские головные уборы очень разнообразны: цветные береты с меховой оторочкой, остроконечные или с широкой тульей шляпы с плоскими полями, высокие шапки без полей. Популярным становится капюшон, пришитый к куртке или плащу.
В XIII в. у мужчин входит в моду головной убор, напоминающий женский чепец, — «бегуин». Его шили из белой ткани и надевали под верхний головной убор. Люди победнее носили этот чепец как самостоятельный головной убор.

Бегуин

Но наиболее популярным был «шаперон» — головной убор со сложной драпировкой. В XIII в. шаперон выглядел как капюшон с длинным хвостом – «кэ». В этом хвосте хранили монеты и другие небольшие ценные предметы. Концы шаперона — «консты», украшенные зубцами, спускались на плечи.

В следующем веке у шаперона появился жесткий борт, а хвост стали драпировать, как тюрбан:

 

 

 

 

 

 

 

Замужние женщины покрывали голову платком «барбетт» из белого полотна, который закрывал подбородок, шею, часть груди. Выходя на улицу, поверх барбетта женщины накидывали покрывало. Позже барбетт стал частью костюма монахини.

Горожанки носили своеобразный чепец «омюсс», похожий на капюшон с двумя «рожками»:

Дамы носили «горж» — конусообразную высокую шляпу с вуалью или «туре» — более низкую шляпку в виде усечённого конуса.

Горж

Туре

 

 

 

 

 

 

 

 

Модным головным украшением были «темплеты» — круглые щитки над ушами:

Были использованы материалы:

Каминская Н. История костюма.

Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в средние века.

Материалы с сайта http://mir-kostuma.com

 

Поделиться:

Как жили крестьяне в Средние века? Орудия труда и быт средневековых крестьян :: SYL.ru

Средневековая Европа сильно отличалась от современной цивилизации: территория ее была покрыта лесами и болотами, а люди поселялись на пространствах, где смогли вырубить деревья, осушить топи и заняться земледелием. Как жили крестьяне в Средние века, чем питались и занимались?

Средневековье и эпоха феодализма

История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.

Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

Зависимость крестьян от феодалов

Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.

Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

Деление крестьян на группы

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

В Западной Европе к началу XII века свободных крестьян почти не оставалось, однако отсутствие их свободы было разным. Население, которое жило в деревнях при феодале, делилось на три группы в зависимости от того, чем владели крестьяне в Средние века:

  • колоны — обладали личной свободой, но также и поземельной зависимостью от хозяина вотчины, они не могли без разрешения покинуть свой надел, который получили в наследство;
  • сервы — считались почти рабами, хотя они и были наделены некоторым куском земли и закреплены на ней, но назывались зависимыми крестьянами, а по сути, были самыми бесправными;
  • литы — занимали промежуточное положение, они находились под патронатом землевладельца и держали свой надел, которые получали и могли передать в наследство.

У всех крестьян были повинности от своего феодала, к которым относилась работа в поле, уплата оброка (чаще всего, урожаем).

Самыми свободными были крестьяне в Скандинавии, в Средние века они могли обрабатывать собственную землю, выплачивая затем часть продукции своему феодалу. А во Франции, Италии, Германии, Англии земельно зависимые крестьяне считались официально свободными, однако брали землю для обработки у феодала, отдавая ему часть урожая в виде налога.

Прекарий

Основным договорным обязательством, регулирующим отношения между феодалом и зависимыми бедняками на его землях, был прекарий. Он определял образ жизни крестьян в Средние века, какой надел земли они обрабатывали, какую должны были выполнять за это повинность, а также платить оброк.

Такой договор обычно заключался на несколько лет или на всю жизнь. Постепенно бедные крестьяне оказывались в зависимости не только земельной, но и теряли свою личную свободу. Часто они не могли выплачивать долги своему сеньору и превращались в рабов.

Правосудие также было в руках феодалов, они могли писать свои законы, судить провинившихся людей, а также во время войны забирать их в ополчение.

Независимо от того, кому принадлежала земля, труд и условия жизни людей был достаточно тяжелыми по сравнению с бытом городского населения. Чтобы вырастить хороший урожай, следовало усердно трудиться и молиться о том, чтобы не пришли всадники и не вытоптали поля, зерно не склевали птицы, погода была благоприятной.

Роль церкви в жизни крестьян

Еще одним крупным землевладельцем являлась церковь, получавшая наделы для монастырей, на которых также были крестьянские поселения. Она выполняла значимую роль в закрепощении и лишении крестьян их земельных участков, четко регулировала всю их жизнь.

Судьба крестьян в Средние века в Европе складывалась однообразно: они многие годы жили в своей деревне, ежедневно выполняя трудовую повинность на земле, заботясь о своей семье и доме. Ведение натурального хозяйства было единственным способом выживания в таких тяжелых условиях, оно давало им минимальную возможность заработать.

В каждой деревне обязательно располагалась церковь, которая была центром всего поселения и жизни людей. Первый раз каждый попадал сюда во время крестин, затем часто посещал ее на протяжении всей своей тяжелой жизни, а заканчивал земной путь тоже здесь, ведь перед погребением его отпевали.

Церковь считалась главным общественным зданием, а ее священник — официальным духовным отцом, к которому обращались на исповеди, а также по любому жизненному вопросу.

Дети в семье рождались почти каждый год, это событие считалось праздником, ведь прибавлялось число работников, а значит, и достаток. Однако детская смертность была высокой: некоторые не доживали и до года, умирая от болезней во время эпидемий. Девушки выходили замуж в Средние века уже в 13-14 лет, но чаще всего за мужчин из своей общины.

Жилище крестьянина

В средневековой деревне обычно было 20-25 дворов. Каждая семья, кроме работ в поле и на земельной делянке, занималась своим ремеслом. В селе был гончар, кузнец, плотник. Это облегчало жизнь в общине, позволяя обеспечивать людям в деревне себя все необходимым. Существовала возможность наладить и швейное производство, чтобы самым шить одежду. Для этого крестьяне выращивали лен и коноплю, а затем отбеливали их с помощью древесной золы и раскладывали на солнце, после чего ткани выгорали и выбеливались. С детства всех девочек обучали шитью, искусству прядения, приготовления еды, вязанию.

Крестьянский дом — это небольшое сооружение из глины и дерева, сверху накрытое соломенной крышей. Более бедные жили вообще в землянках или шалашах. Жилище крестьян в Средние века либо не имело окон вообще, либо очень маленькие и без стекол. В зимнее время его затыкали тряпками, чтобы не пускать холодный воздух. Внутри все было в копоти, так как очаг располагался посередине жилища, дым и копоть осаждались на все окружающие предметы.

Внутри хижины было грязно, темно и сыро, из мебели — только деревянный стол и скамейки. Кровать была одна, где спали всей семьей: чаще всего это был соломенный тюфяк, лежащий прямо на земляном полу.

Быт и работа крестьян

Быт крестьян в Средние века был бедным: орудия труда самые простые, утварь и посуда из дерева, вся семья ютилась в маленькой комнатке. Домашних животных летом держали на улице, а зимой часто загоняли прямо в дом. Освещение состояло из маленькой лучины, ведь свечи были очень дорогими. В тусклом свете по вечерам мужчины занимались ремонтом и мастерили что-то из инвентаря, а женщины — ткали, пряли и шили одежду.

В обычные дни крестьяне в любое время года занимались работой в поле, заготовкой сена и дров. На плечах женщин был уход за домашним скотом и приготовление еды, что занимало большую часть дня. Также много сил уходило на изготовление пряжи и домотканого полотна, оно шло на шитье одежды для всей семьи. Подросшим детям также находилось полезное занятие: девочки собирали грибы и ягоды в лесу, мальчики пасли скот и птицу.

Еда средневековых крестьян

Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку.

Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века.

На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.

Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.

Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.

По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.

У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.

Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.

Одежда крестьян

Климат на большей части Европы прохладный, а крестьяне практически весь день проводили в работе на своем поле или огороде. Поэтому главная задача одежды крестьян в Средние века состояла в том, что защитить человека от холода и сильного ветра, из-за чего она была многослойной.

Материалом для изготовления ткани служили растения: лен, конопля, крапива, шерсть. Женская и мужская одежда почти ничем не отличались. Крестьяне носили обычную грубую домотканую одежду: свободные рубахи длиной до коленей, сверху жилет и туника (камиза или кота), штаны брэ, а в качестве верхней одежды был плащ с капюшоном, зимой согревал меховой тулуп. Мужчины и женщины носили шоссы, похожие на чулки, которые завязывались на уровне бедер.

Немного позже произошло разделение одежды по половому признаку: женщины стали носить длинные платья и сарафаны, юбки, белые передники и чепцы. Женская праздничная одежда украшалась аппликациями, вышивкой, другим декором, но надевали ее только в торжественные дни.

На ногах крестьяне носили башмаки, которые были одинаковыми для обеих ног, в зимнее время года — грубые сапоги до колена. Ботинки делались из грубой кожи, часто летом в поле работали босиком.

Орудия труда

Орудия и предметы труда, как правило, зависели от ремесла крестьянина. Многие из них дошли из древних времен, но так и остались каменными: жернова для изготовления муки из зерна, гончарные круги, колеса на молотилках, грузила на ткацких станках.

Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.

Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.

Недовольство крестьян

История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.

По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.

Средневековые платья и их история :: SYL.ru

Мода в современном обществе играет важную роль. Она диктует свои правила. Порою за ней не угнаться. Что касается моды в эпоху Средневековья, то она обладала ещё большей силой и влиянием на людей. Её законодательницей была королевская семья, а средневековые платья порой становились причиной нешуточных интриг.

Мода для сильного пола

Мужские наряды в этот период покроем, длиной, тёмными тонами и тканью были похожи на женские средневековые платья. Мода для сильной половины человечества появилась вместе с появлением доспехов, которые заменили кольчугу. Они надевались поверх мужского длинного платья и были крайне неудобны для обороны и защиты, поэтому их сменили жупаны. С той поры начались многочисленные эксперименты. Для того чтобы сшить средневековое платье, выкройка делалась по особым технологиям и выполнялась на высоком уровне, такому мастерству могли бы позавидовать даже современные дизайнеры. Ткань для верхней одежды была усыпана бриллиантами, что делало её красивой, но неудобной и тяжёлой.

 

Средневековая мода для дам

Женщины аристократических кровей носили шикарные наряды. Купить средневековое платье могли даже не все дворяне, ведь стоили они дорого, поэтому в гардеробе появлялось всего несколько новых нарядов в год. Мода решала многие вопросы, под её влиянием были даже изданы два указа в XIII веке. Согласно тем правилам, женщины недворянского происхождения  не имели право шить более двух платьев за год, для благородных дам полагалось четыре. Слабый пол пестрил своими нарядами. Каждая женщина хотела выделиться и быть лучшей в королевстве.

Головные уборы

Хенин — конусовидная шляпа со шлейфом, она была очень популярна. На самом деле, было много и других форм головных уборов, но этот восхищает до сих пор как незаменимый атрибут сказочных фей.

Из чего состояли средневековые платья

Пышность была в моде. Данный факт отражался в одежде. К корсету крепили металлический каркас, благодаря которому юбка походила формой на колокол. Крупный валик помещали на бёдра, что придавало бочкообразный вид. Женщины надевали около двенадцати юбок. Шлейф на юбке мог достигать одиннадцати метров. Самые известные средневековые платья «роб» были с завышенной талией под грудью. Юбку широко опоясывали, а широкие рукава украшали мехом. Популярен был сюртук —  накидка, отделанная мехом горностая.

Одежда простого народа

Сословное неравенство было так велико, что средневековые платья низшего класса общества на протяжении времени почти не менялись. Одежда шилась из овечьей шерсти, обычно серого цвета. Не стоит думать, что цветная одежда была только для богатых, бедняки тоже покупали её, просто носили лишь на праздники.

Заключение

Во времена Средневековья мода была не просто развлечением, с её помощью показывали свой статус в обществе. Тенденции в одежде регулировались законодательно, для того чтобы каждый знал своё место. Например, даже самый богатый купец не мог позволить себе превзойти дворянина, это запрещали модные правила, а нарушителей могли арестовать. Вот и вся небольшая история средневекового платья.

Туника и туника. Чем отличалась одежда крестьян и дворян в «темные века»

За ранним средневековьем ошибочно закрепился термин «темные века», из-за отсутствия письменных источников, дающих информацию об этом историческом периоде. Люди, подарившие название раннему средневековью, утверждают, что Европа переживала упадок культуры, начавшийся после падения Римской империи. Это не совсем так, культура того периода, соответствовала времени. Люди жили, как представители своего класса, и также одевались в одежду своего класса.

Одежда крестьян

Крестьяне, как класс, ограниченный в средствах, имели не более двух нарядов, к тому же количество их ограничивалось дворянством, запрещающим нижнему сословию дорогую одежду.  Крестьяне носили шерстяные туники, укороченные у мужчин, и более длинные у женщин, нижнее белье люди этого класса не носили до XIV века.

Туники имели прорези для рук и головы и делались максимально широкими, что снижало неприятные ощущения от грубой ткани на коже. Что касается головных уборов, женщины носили покрывало на волосы, чаще всего льняные, мужчины — войлочные капюшоны.

Большую часть года ходили без обуви, в холодное время года носили кожаные или войлочные ботинки, часто на деревянной подошве. Подобная обувь удерживалась на ногах ремешками. Ноги для тепла обматывали соломой или полосками ткани.

Как одевались дворяне времен раннего средневековья

В дворянское сословие входили лорды, владеющие землей, и члены королевской семьи. Их одежда была роскошна, они могли ее себе позволить по статусу,  дворяне не работали, что сказывалось на модели одежды. Костюмы шились из шелка, бархата, дамаска, все ярких, насыщенных цветов. Костюм дополнялся драгоценностями.

Одежда дворян «темных времен»  отличалась от крестьянской только тканью и наличием драгоценностей. Со временем появился мужской костюм, называемый сюрко, в комплект с ним шли чулки и туфли с длинными, острыми носами. Дворяне носили изысканный мех, простые меха в то время могли себе позволить люди любого сословия. В холода женщины из высшего класса носили нижние юбки из меха и тонкое льняное белье. Верхняя одежда для холодного времени года состояла из теплого, шерстяного плаща с меховой отделкой.

Стиль одежды начал меняться к концу первого тысячелетия, с началом крестовых походов. Крестоносцы привозили не только новые ткани, но и новые идея для пошива одежды, таким образом, сформировался яркий стиль средневекового костюма.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Справочник автора/Одежда средневековой Руси — Posmotre.li

Эта статья о древнерусской одежде.

Базовые элементы древнерусского костюма[править]

Базовым элементом является рубаха[1], её цвет и материал может быть любым и зависит только от достатка носителя, но она обязательно украшена вышивкой на воротнике, рукавах и на подоле — ведь это защита от тёмных сил. Мужская рубаха отличается от женской только длиной и меньшим количеством вышивки, но и мужская, и женская рубахи должны быть подпоясаны, иначе неприлично.[2] Как и в случае с кимоно, пояс завязывался только двумя узлами, а с одним — только на покойниках. До XV века у мужских рубах воротник был прямой, после появляются рубахи с воротником, скошенным в сторону. Такие рубахи называются косоворотками и окончательно вытесняют рубахи с прямым воротом ориентировочно в XVII-XVIII-х веках.

Второй базовый элемент — штаны-порты, доходившие до щиколотки. Они, как правило, тёмного цвета — коричневого или синего. Чтобы штаны не спадали, их связывают верёвочкой-гашником, однако самые архаичные варианты у славян гашника не имели и оборачивались вокруг бедер. Если мужчина надевает обувь или наматывает на ноге онучи, то штаны заправляются в них. Как и в случае с рубахой, в штаны для удобства зашивается ластовица, но, ясное дело, между штанин. Разреза на штанах нет. Мальчики до восьми-десяти лет штаны не носили. Есть, правда, мнение, что древние русичи, как и в Западной Европе, носили чулки-шоссы.

  • Горожанин, конец XIII века.

  • Он же в верхней рубахе…

  • …и в свите с шапкой.[3]

Верхняя одежда домонгольского периода (IX—XIII века)[править]

В принципе — то же, что и в остальных Европах, в особенности у викингов, так как они образовывали циркумбалтийский регион, куда помимо них и викингов, входили прибалты и финно-угры. На рубаху и мужчины, и женщины надевали свиту — лёгкий кафтан длиной до колен, сохранившуюся в украинском и белорусском народным костюмах. Вообще кафтан — одна из самых распространённых предметов верхней одежды, хотя само слово «кафтан» появилось лишь в XV веке.

Замужние женщины надевали на рубаху понёву — незашитый кусок ткани оборачивающийся вокруг бёдер и подвязанный гашником. Девочки не носили понёвы, а девушки надевали их во время совершеннолетия.

Княжеская одежда[править]

После крещения Руси княжеская одежда оказалась под очень сильным византийским влиянием. На кафтан с помощью фибулы крепилось корзно — украшенный мехом плащ-мантия, причём таким образом, чтобы на одном плече была видна фибула. Одним из главных княжеских регалий была шапка — округлой формы и с меховой опушкой.

Верхняя одежда постмонгольского периода (XIV — начало XVIII века)[править]

Несмотря на то, что базовые элементы костюма (рубаха-кафтан/понёва-штаны) сохранились после монголо-татарского ига, русский костюм сильно изменился под восточным влиянием. В нём появились новые элементы: тафья (тюбетейка, надевавшаяся знатью под шапку и носившуюся дома), душегреи, валенки, каблуки на сапогах[4]. На кафтанах появляются стоячие воротники и длинные рукава с вырезом, более широкое распространение получают лапти и сапоги. В каждом регионе начинают проявляться собственные особенности костюма, по большей части женского. Помимо азиатского, в костюме прослеживается и европейское влияние — в XVII в. в моде были польский и венгерский костюмы, откуда пришли кунтуш, жупан (нижний кафтан, надевавшийся под кунтуш, мог быть коротким и доходит до колен или до середины бёдер, как русский полукафтан) и бекеш (от него происходит гусарский доломан). Ну а в начале века XVIII-го Пётр I в ходе реформ, направленных на европеизацию страны, упразднил ношение русского костюма знатью.

Во время и после монгольского ига свитка исчезла, зато возникло огромное количество разновидностей кафтанов: полукафтан, зипун («нижний» кафтан, одевавшийся под основной), однорядка, охабень, летник и другие.

Часто встречающийся ляп — на кафтанах этого периода разговоры (петлицы, на которых держатся пуговицы) очень широкие, в три пальца ширину. На самом же деле широкие разговоры, изготавливавшиеся из кусочков тесьмы, появились в середине XVII века и выглядели далеко не так, до этого их делали из тонких кусков ткани или шнуров: например, в XV веке, ширина разговоров составляла 0,5-1,5 см.

В XIV веке в летописи впервые было упомянуто слово «сарафан», но, скорее всего, он был известен намного ранее, но не выделялся названием от рубахи и изначально его носили мужчины. Это не должно вызывать удивления, так как сарафаноподобный крой имели самые архаичные варианты римской тоги (изначально она походила на пончо, нередко имела широкий вырез). Старокельтский большой килт тоже имели наплечные лямки — наподобие майке-алкоголичке. Лишь два столетия спустя он прочно занимает место в русском женском костюме, вытеснив понёву в южнорусские области (Белгородчина, Курская, Воронежская области), где сохранилась до сих пор.

Княжеская/царская одежда[править]

Так как в XV веке началось объединение русских земель, а московский князь стал персоной более важной, чем правитель маленького кусочка земли с парой городов и небольшим количеством деревень, то княжеский, а позднее — царский костюм всё усложняется. Появляется платно — кафтан, шитый золотыми нитками, украшенный жемчугом и имевший атласную опушку. Плащ-корзно исчез, ему на смену пришла барма — воротник, тоже шитый золотом, украшенный драгоценными камнями и помимо этого имевший образа святых и меховую опушку. Княжеские шапки исчезают из списка регалий, им на смену приходит шапка Мономаха, которую царь надевал лишь во время венчания на царство. В остальных случаях царь носил корону, сделанную по образцу шапки Мономаха. На войне царь тоже носил регалии — так называемые ерихонские шапки, переделанные из восточных шишаков. Правда, царских из них всего лишь два — Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.

Гардероб цариц не сильно отличался от царских: в быту одевались, как и другие знатные люди, а на торжествах, как и домонгольские княгини, — в расшитое золотом платье с венцом поверх белого убруса.

Нижнее бельё, оно же исподнее[править]

Насчёт нижнего белья (не считая рубахи) данные смутные, и больше о мужском костюме, так как женщины нижнего белья не носили. Судя по всему, исподние штаны у древних русичей существовали, но появились под византийским влиянием и больше походили на европейские брэ, разве что были до щиколоток, а не до колен или середины бедра. Зато известно, что нижнее бельё всегда было белым, неокрашенным.

Причёски и головные уборы[править]

Мужчина должен иметь бороду, так как, во-первых, это брутально, а во-вторых (если дело происходит после крещения Руси), так обязан делать каждый христианин, потому что так велел Бог. Если же мужчина не бородат, либо он отрок, либо католик, либо, прости Господи, содомит[5]. Усы без бороды приветствуются, а если вместе с ними носится чуб (клок волос на лысой голове) — то перед нами славянский воин дохристианской Руси[6] или запорожский казак. До крещения бородатыми и длинноволосыми ходили волхвы. Другие мужские причёски довольно просты: это как правило каре, стрижка под горшок и их вариации. Хотя в XIV-XV веках, если судить по свидетельствам иностранцев, некоторым новгородским иконам в том числе и с изображениями заказчиков (например, в «Деисусе», разделённом на две части, в нижней изображены молящиеся бояре и их семьи), а также западным барельефам и деревянным скульптурам[7], новгородцы носили длинные волосы, заплетённые в одну или несколько кос (тоже, кстати, практиковали и викинги). Такая прическа сохранилась у словаков. Также, судя по этим барельефам, некоторые раздваивали бороду и заплетали в косички. Получалась борода а-ля вилы. А на деревянной скульптуре с главного алтаря Мариацкого костёла в Кракове запечатлён новгородский купец, у которого в косы заплетены усы. К сожалению, после присоединения новгородских земель к Московскому княжеству и депортации большинства жителей Новгорода в Москву и окрестностей, такая практика сошла на нет, так как в западных изображениях косички на русичах более не встречаются. В следующем, XVI-м веке входит в моду брить голову налысо, в частности, брился Иван Грозный. Приехавший в Россию понятно откуда богослов Максим Грек сравнивал бритьё головы и ношение тафьи с уподоблением туркам-мусульманам[8], и понятное дело, осуждал. Он же, упоминая восточное влияние на русский костюм, писал, что «ни по чему и ному не можешь узнать, что они христиане, как только по крестному знамению». Он же упоминал о русских сапогах по образцу турецких. В XVII веке на смену бритья налысо приходят короткие стрижки, но упоминания о бритьи головы встречаются до 1640-х годов.

Женщина с распущенными волосами — тоже нонсенс, ибо такая женщина — ведьма; в крайнем случае — пошла в баню, где нет икон, погадать. Она обязательно носит косу. Если женщина в девках (не замужем), то у неё должна быть одна коса, а если уже замужем — тогда две. Дома замужним женщинам вполне можно ходить с обнажённой головой, а при выходе на улицу они обязательно прячут косы под тканую шапочку-повойник или какой-нибудь другой головной убор (кику — головной убор с рогами, кокошник и другие), а на уже на них надевается шаль — убрус. В достаточно позднее время, в XIX-XX веках, им на смену приходит косынка, надеваемая прямо на волосы. Также вокруг убруса/платка/непокрытой головы может носиться очелье (букв. налобник, то что одевается на лоб) — полоска вышитой ткани или металлический обруч. Оно помогало придерживать волосы и не давало протекать поту на лицо. Мужчины-ремесленники тоже порой его носили. Замужняя женщина, вышедшая без головного убора, становилась опозоренной, а если с неё сорвали головной убор насильно, то виновника наказывали высоким штрафом.

Мужчины на выходе тоже должны были обязаны носить головной убор. Чаще всего это была шапка, сделанная из войлока или ткани с меховой обивкой (мурмолка) или тканевый колпак, у крестьян были распространены соломенные[9] (брыль) и, позднее, валяные из шерсти шляпы (грешневник, гречневик), украшавшиеся лентами, бечёвкой и кожаными ремешками. Во время монголо-татарского ига заимствуется меховая шапка малахай с треугольным верхом и лопастями, закрывающими уши и шею. Под влиянием малахая на Руси появились шапка-треух и каптырь (каптур, кафтырь). Каптырь представлял собой шапку с полусферическим верхом из сукна или миткаля (у богатых — из драгоценных тканей) и двумя небольшими ушками по «бокам», в то время, как у треуха «уши» были длиннее, и помимо боков, присутствовали сзади (как и у, собственно, малахая). Каптыри носили горожане, епископы и царицы, а треухи — крестьяне. Монахи носили как и треухи, так и каптыри. Именно эти шапки с «ушами» стали предками появившейся в начале XX века (а точнее в гражданскую войну у колчаковцев) «традишнл рашн хэт» — ушанку[10]. При встрече с высокопоставленными лицами мужчина был обязан «ломать шапку» — снять головной убор и поклониться в знак почтения.

Бояре постмонгольского периода носили узнаваемые горлатные шапки, похожие на трубу. Такое название дано потому что шапки делались из меха с горла лисиц и соболя. Но носить их на голове было тяжело, поэтому их чаще держали на руках.

Набор женских украшений был очень богатым. Самые знаменитые — височные кольца, носившиеся, как ясно из названия, в волосах возле висков. Часто они изготавливались из обычной проволоки. Чуть менее известен колт — полая подвеска, крепившаяся к очелью или головному убору. Часто на них изображались незатейливые сюжеты — жития святых, сценки из сказок и не сохранившихся мифах древних славян. Колт был популярен в XI-XIII веках.

Мужчины, как всегда, довольствовались меньшим набором украшений. Они носили серьги или гривны — металлические обручи, надеваемые на шею. До крещения Руси гривна была этноопределяющим украшением, он отличала славянина от скандинава, носившего вместо гривны подвеску с молотом Тора.

Ну а про бусы, перстни, кольца и ожерелья благоразумно промолчим.

  • Лапти. У русских, финнов, карел и скандинавских народов было косое плетение, а у украинцев, белорусов и прибалтов — прямое.
  • Поршни/моршни или постолы — кожаная обувь, похожая на лапти и изготавливавшаяся из одного куска кожи, через которые продевался шнурок. Стали менее употребительны после монголо-татарского ига. Окончательно были заменены лаптями и сапогами в XIX-начале XX вв., хотя их аналоги у некоторых других славянских народов и не-славян с большим славянским влиянием (румыны, венгры, греки, албанцы, прибалтийские и финно-угорские народы Поволжья) сохранялись до Второй Мировой войны.
  • Онучи, они же обмотки — куски ткани, обматываемые на ступни и голень, поверх которых носились лапти и поршни. Чтобы они не спадали, их привязывали тонкими верёвочками к обуви.
    • Вполне возможно, что вязаные носки русичи тоже знали, о чём свидетельствует находка под Рязанью, датируемая XI-XII веками.
    • Ноговицы — онучи для знати.
  • Сапоги. Вначале у них не было каблуков, и, чтобы не образовывались складки, их перевязывали лентами. Каблуки у русских сапог появляются в XIV в. Их уже не перевязывают, но зато делают остроносыми или с закрученными носками. Особым шиком являлись сапоги из сафьяна — выделанной особом образом телячьей кожи, которая довольно долгое время была исключительно импортной, однако в 1666 г. при хозяйстве царя Алексея Михайловича был открыт первый кожевенный завод, занимавшийся производством сафьяна.
  • Полусапоги — бытовали на рубеже XII-XIII вв.
  • Чоботы — туфли, обувь знати. Согласно этикету, царь имел право ходить только в туфлях (хотя в современном украинском языке это, наоборот, сапоги).
  • Валенки — зимняя обувь, как ясно из названия, свалянная из шерсти. Появились после монгольского нашествия и происходят от «пимов» — шерстяной обуви кочевников Урала и Западной Сибири.
  • Сапоги XI-XIII веков

  • Сапоги XVI-XVII веков

  • Реконструкция чобот.

  • Все вместе (сверху вниз, слева направо: детская туфелька, колодки для обуви, лапоть, поршень и головка сапога), Мангазея, XVII век.

  • О древнерусском костюме более подробно на Тожефоруме. (архив на случай если основной сайт не работает)
  • Ещё подробная реконструкция
  • Одежда и украшение древних новгородок.
  • Подробное описание костюма новгородской женщины XI века…
  • …и рубежа XIII—XIV веков
  • А вот что носили мужчины.
  • Базовый комплект на начало 16 века
  • Реконструкция домонгольского кафтана
  • Обзорная статья о выставке реконструкций костюма восточных славян XI века
  • Женский костюм XIII века
  • История древнерусского металлического убора IX–XIII вв.
  • Кафтан из Изяславля XIII в.
  • …и его реконструкция
  • История одежды в Минске
  • Одежда Великого княжества Литовского
  • Костюм скоморохов
  • Реконструкции М.А. Сабуровой
  • История русского средневекового костюма
  • История одежды донских казаков
  • Одежда московской пехоты последней четверти XVII века
  • Мужские русские головные уборы (в т.ч. старообрядцев, т.к. сайт про них)
  • Средневековая одежда других славянских народов:
    • Этногенез южных славян, Татомир Вуканович (среди прочего, описывается одежда)
    • То же самое
    • Одежда знатного болгарина, XIV век
    • Костюм знатного серба, тот же век
    • Средневековая одежда балканских славянских государств (преимущественно Болгарии)
    • Одежда средневековой Болгарии
    • Одежда средневековой Сербии
    • Ещё Сербия
    • Быт и повседневная жизнь средневековой Сербии, упоминается, в том числе, и одежда
    • Венецианский рыцарь и далматинские (хорватские) воины, начало-середина XIII веков
    • Хорватская армия XVI-XVII веков
    • Одежда древних западных славян
    • Ещё западные славяне
    • Ещё один вариант реконструкции западных славян
    • Польский костюм XVI-XVII веков
    • Польский костюм XII-XIII веков
    • Реконструкция погребальной одежды XIV века из пражского собора святого Вита (на основе погребений Иоанны Баварской — жены короля Вацлава IV, Бланки де Валуа и Анны Свидницкой — жён короля Карла IV, и Элишки Пржемысловны — матери Карла IV и жены Яна Люксембургского), а также сохранившийся уппелянд люксембургского герцога Иоганна фон Гёрлица
  1. ↑ Имевшую такое название, как «срака» или «срачица» — неполногласный вариант слова «соро(ч)ка», а не то, что вы подумали…
  2. ↑ Помните выражение «распоясаться» в значении «вести себя некультурно»? Также пояс считался оберегом от нечисти, так что «распоясался» можно понимать как «бес вселился».
  3. ↑ Правда, такой фасон встречается лишь с XIV в.
  4. ↑ Что характерно, в это же самое время каблук появился и в Западной Европе, также под восточным влиянием.
  5. ↑ Хотя периодически мода на бритые лица всё же появлялась, например, при Василии III, отце Ивана Грозного, поскольку вторая жена, Елена Глинская, жаловалась, что борода колет. По другой версии, Василий сбрил бороду по настоянию Елены, поскольку на её родине — Великом княжестве Литовском бороду было не принято отращивать; и таким образом, Василий своим видом напоминал обычаи родины Глинской.
  6. ↑ Смотри описание Святослава Игоревича. Но скорее всего это просто подражание степной моде половцев и печенегов, так как именно у тюрков право на ношение усов без бороды имели только воины — этому придавалось столь большое значение, что усы обязательно изображались на личинах шлемов и каменных изваяниях. Даже Тамерлан вопреки любым реконструкциям и иллюстрациям при эксгумации обнаружил только усы без бороды. Даже позже только воинское сословие Османской империи особое право носить усы без бороды.
  7. ↑ Самым известным примером является деревянная скамья (называемой Рижской, так как по «сюжету» новгородцы продают свой товар именно там) в церкви Святого Николая в немецком Штральзунде
  8. ↑ Хотя аналогично брили голову и поляки того же времени, следовавшие «сарматской» моде.
  9. ↑ За одну из таких приняли крышку из-под сосуда, найденную в Новгороде.
  10. ↑ Хотя головные уборы с фасоном, аналогичным ушанке, существовали в автомобильных частях инженерных войск РИА во время Первой мировой войны (конкретно шапка образца 1911 года) и у белофиннов во время Гражданской войны в Финляндии. Кроме того, бока и зад армейской папахи образца 1910 года не зашивались, а застёгивались с передом на пуговицу, так что их можно было опустить, и в таком виде папаха отдалённо напоминала современную ушанку.

Одежда средневековья | Изобретения прошлого

Со времени прихода варваров в Римскую империю начинают носить накладную рубаху и штаны. Они и стали основой средневекового костюма, гораздо более закрытого, чем римский. И это объясняется не только тем, что климат Центральной и

Северной Европы был холоднее, но и изменением нравственных устоев. Церковь объявила плоть греховной и требовала, чтобы люди наглухо закрывали свое тело.

Средневековый костюм состоял из нескольких основных частей: льняной рубашки (камиза или шэнс), штанов, верхней рубашки, плаща и мягкой обуви. Женская одежда в раннем средневековье не сильно отличалась от мужской.

Короткие штаны (их называли брэ) поначалу были простым полотнищем, которое оборачивали вокруг бедер и закрепляли у пояса. Позднее брэ несколько удлинили: их делали до колен и даже до лодыжек со специальными завязками внизу. А еще позднее поверх брэ стали надевать другие штаны — шосс. Это были скорее плотные чулки, натягивавшиеся отдельно на каждую ногу и прикреплявшиеся специальными застежками к поясу брэ. С XIV в. обе половинки шосс слились в единый предмет туалета — штаны современного типа. Между прочим, такие шосс носили и женщины.

Камиза (льняная рубашка) в раннем средневековье не служила нижней рубашкой, и вообще в средневековье люди не знали, что такое белье. Крестьянская одежда состояла обычно из брэ и камизы, доходившей до колен. Ее носили  с поясом. Поверх камизы надевали еще одну рубаху — блио (от этого слова происходит название «блуза»). Как и камиза, блио имела рукава, которые у мужчин были более широкими и длинными. Блио была короткой; нависавшая с напуском, она едва доходило до колен.

Плащ представлял собой прямоугольный кусок материи, который крепился застежкой (фибулой) на правом плече или на груди. В X—XI вв. он был коротким и едва накрывал верхнюю часть тела. Изредка плащи шили с капюшоном. Женщины закутывали голову и плечи накидкой. Зимой поверх блио надевали меховую одежду — обычно грубо выделанные тулупы.

Перчатки и рукавицы появились в связи с необходимостью защищать руки во время крестьянских работ — прополки и жатвы. Но постепенно они стали предметами роскоши и обросли символическими значениями: войти в церковь в перчатках считалось непристойным, пожать руку приятелю, не снимая перчатки, — оскорбительным. Вручение перчатки означало установление вассальной зависимости. Напротив, бросая кому-нибудь перчатку, человек выражал свое презрение ему. Средневековые перчатки не имели пуговиц; они обычно расширялись к предплечью, чтобы натянуть их на рукав.

Обувь также стала более закрытой, чем римские сандали. Ее шили из мягкой цветной кожи и без твердой подошвы, носок был удлиненным и заостренным. Такая обувь годилась для дома или для верховой езды. По грязным улицам ходили босиком или в деревянных башмаках.

Часть одежды шили дома, но уже в XI—XII вв. появились цехи портных, в которых костюмы изготавливались по заказу или на продажу. Фасоны одежды в раннем средневековье были одинаковы для всех сословий, мирян и духовенства, мужчин и женщин. Их костюмы отличались главным образом качеством материи и использованием украшений, но не формой кроя. Конечно, крестьянин в поле, босой, в коротких брэ и камизе, был мало похож на священника или рыцаря в доспехах, но в домашнем быту рыцаря в домотканых одеждах легко было спутать с его обслугой. Прошло немало времени, прежде чем социальное положение человека стало отражаться в одежде.

Все началось с того, что простому люду было запрещено носить одежду ярких цветов: он должен был довольствоваться серым, черным, коричневым цветом. Знатные же люди одевались в красные, зеленые, синие костюмы. Постепенно и духовенство стало носить одеяние, отличное от платья мирян. Особенно заметны стали перемены в одежде в середине XII в. Короткие одежды заменялись длинным костюмом.

Удлинились носки туфель, длиннее стали рубашки и плащи, которые иногда даже волочились по земле, расширились и удлинились рукава.

Длинная одежда подчеркивала праздность господ-феодалов и противопоставляла им подневольных крестьян и представителей других сословий. Это было одно из проявлений «революции костюма». Кроме того, радикальным изменениям в костюме способствовало внедрение новых тканей — шелковых и хлопчатобумажных. Раньше шелк лишь изредка привозили с Востока, и он ценился в Европе чрезвычайно дорого. В середине XII в. было налажено производство шелковых тканей в Италии, в XIII в. — во Франции и Германии. Хлопчатобумажные ткани впервые стали выпускать во Франции в ХП в.

С XII в. домотканую одежду носили уже только крестьяне — феодалы и городская верхушка предпочитали ткани, изготовленные профессиональными ремесленниками.

Новая мода имела еще одну отличительную черту — увеличилось количество декоративных элементов в одежде.

Блио (верхняя рубашка) не только украшалась вышивкой, но ее кроили так, чтобы ворот был открытым и позволял видеть орнамент на нижней рубашке — шэнс. Подол шэнс с орнаментом выглядывал из-под более короткого блио. Блио стала обтягивать фигуру (у женщин, плотно облегая грудь), в результате открылся пояс, он теперь стал важным декоративным элементом. Пояс обхватывал талию и завязывался узлом впереди, так что оба его конца ниспадали к ногам.

Особенно отчетливо новые веяния проявлялись в XII в. в женском туалете: шэнс и блио ниспадали до пят, оставляя открытыми лишь острые концы мягких туфель из цветной кожи. Блио обтягивала торс, а от бедер к низу была сшита из другого куска материи и являлась, по сути дела, прототипом юбки. Рукава, узкие сверху, начиная от локтя, стремительно расширялись, ниспадая почти до земли. «Юбка» и широкие части рукавов делались плиссированными.

Такой аристократический стиль в одежде на рубеже XII— XIII вв. сменяется новым типом костюма, более практичным и удобным для каких-либо занятий. Шелковая парча используется у высшей знати только для костюмов, одеваемых в самых торжественных случаях (с XIV в. в придворном обиходе появляется бархат). Зажиточный горожанин, как и рыцарь, облачался в сукно, иногда отороченное мехом. Суконная одежда практичнее, она рассчитана не на пребывание в доме, а на какие-либо занятия на улице, на дальние путешествия. Края одежды перестают быть свободными, наоборот, появляется обычай зашивать в полы рубах монеты, чтобы придать им неподвижность. Рубахи становятся короче, рукава сужаются.

Важным нововведением XIII в. была котта — верхняя шерстяная одежда с узкими рукавами и доходящая до середины икр. Женская котта плотно облегала грудь. Поверх нее носили сюрко — безрукавку из дорогой материи с разрезами по бокам; иногда сюрко делали с капюшоном.

С XII в. входят в употребление пуговицы — из кожи, кости, металла. До этого времени те или иные части одежды скреплялись завязками и застежками. Пуговицы стали широко использоваться в костюме: узкий ворот сюрко застегивался на несколько пуговиц.

Оцените, пожалуйста, статью, автор старался 🙂 :

Средневековая крестьянская одежда

Средневековая крестьянская одежда

Средневековый крестьянин Одежда
Средневековая крестьянская одежда была простой и практичной. Одежда мужчин из низших слоев общества всегда была короткой и обтягивающей, состояла из бриджей или узких ящиков, в основном кожаных, обтягивающих туник или дублетов, а также накидок или плащей из грубой коричневой шерсти. Туника стягивалась на талии ремнем, к которому подвешивали нож, кошелек, а иногда и рабочие инструменты.Одежда или платье средневековых крепостных состояла из:

  • Блузка из ткани или кожи с кожаным ремнем на талии
  • Пальто или накидка из плотной шерстяной ткани, спадающие с плеч до середины ног
  • Туфли или большие сапоги
  • Брюки короткие шерстяные
  • На его поясе висели ножны для ножа и кошелек
  • .
  • Средневековые крепостные обычно ходили с непокрытой головой, но в холодную погоду или в дождь носили шерстяную шляпу.Простая шапка была сделана из толстой грубой шерсти. В раннем средневековье шапки также делали из войлока или овечьей кожи. В XII веке чин или социальное положение человека определялся головным убором.
  • Перчатки носили только из-за их практической ценности в одежде, а набивки использовались для таких задач, как хеджирование.

Средневековая крестьянская одежда
Каждый раздел этого средневекового веб-сайта посвящен всем темам и предоставляет интересные факты и информацию об одежде и моде в ушедшие средневековые времена, включая средневековую крестьянскую одежду.Карта сайта предоставляет полную информацию обо всей информации и фактах об увлекательной теме средневековья!

Средневековая крестьянская одежда
  • Интересные факты и информация о средневековой крестьянской одежде в средние века
  • Платье, одежда и мода в средние века
  • Средневековая крестьянская одежда
  • Интересные факты и информация о средневековой крестьянской одежде и средневековой одежде

Крестьянин — 1d4chan

«Пошлите крестьян вперед, чтобы они узнали ужасы, от которых мы их защищаем!»

— Литературный каждый бретонский рыцарь, когда-либо
Крестьянин после ожога

Крестьянин (от французского paysan для «одного из сельской местности») — доиндустриальный фермер, обычно относящийся к европейским фермерам в Средневековье или компонент рельсотрона.Исторически сложилось так, что большинство из них возделывали землю, принадлежащую какой-либо знати (подробнее см. «Феодализм» на вики-сайте нетрадиционных игр), но некоторые владели своей собственной землей, и даже среди тех, кто работал на благородных, там было различие между рабами, крепостными (которые привязаны к участку земли, на котором они должны работать), villeins (откуда, кстати, происходит термин «злодей»), и целым рядом подклассов. Так была жизнь до промышленной революции по крайней мере для 80% населения и большинства ваших предков и продолжается сегодня в некоторых странах третьего мира.

Большинство ролевых игр (и других популярных изображений европейской истории, если на то пошло) игнорируют нюансы и объединяют всех крестьян в один социальный класс чуть выше преступников, но ниже всего остального. В сознании большинства людей крестьяне неграмотны, немыты и бедны. Они целый день трудятся в грязи, выращивая урожай на небольших участках земли, живут в тесных лачугах, сделанных из палочек и конского дерьма, у них очень мало денег, и их начальство обычно обращается с ними как с дерьмом, и им часто приходится беспокоиться о марширующих армиях. и украл весь их урожай и домашний скот и убил их для лулзов.Эти коннотации сохранились до наших дней с использованием слова «крестьянин» в качестве оскорбления.

Крестьяне — важная часть феодальной экономики, и некоторым этот факт вскружил им голову.

Если не считать чрезмерного упрощения, это, по крайней мере, до некоторой степени отражает истину. В средние века в Европе крестьяне должны были отдавать от 10% до 30% своего урожая своим господам и 10% церкви в качестве десятины, а остальное они либо ели сами, либо продавали за несколько пенни. Помимо уплаты обычных налогов, они должны были платить барщину, налог за рабочие дни по различным вещам, таким как работа в шахтах, ремонт мостов, строительство соборов и т. Д., И, как правило, должны были следовать правилам местного лорда и его решениям. .Тем не менее, дворяне были обязаны защищать своих крестьян, сражаясь и строя замки, чтобы они могли спрятаться, когда приходили викинги, а также раздавали пайки в случае сильного неурожая (в конце концов, если все ваши крестьяне были убиты / проданы в рабство / умерли от голода, они не сделают ваше дерьмо). Им также приходилось устраивать для них пиршества в важные праздники (46 дней в году в средневековой Англии, сколько пиршеств вы ходили в прошлом году?) И защищать свои местные интересы. Тем не менее, насколько хорошо эти обязательства выполнялись, сильно варьировалось от лорда к лорду, было много места для коррупции, а механизмы реагирования на злоупотребления властью были в лучшем случае грубыми, а в худшем — активно использовались против крестьян.Если неграмотный крепостной, привязанный к земле, получит от своего лорда все дерьмо за то, что посмотрел на него неправильно, он мало что мог с этим поделать, даже если бы в законе говорилось, что это было незаконно.

В средневековой Европе крестьяне обычно не участвовали в войнах. Так как дворяне получали большую часть своего дохода на сельскохозяйственных работах, и в целом феодализм был основан на идее, что дворяне и рыцари защищают крестьян от всех плохих людей, это имело смысл. Тем не менее, военизированные крестьяне использовались в разное время в качестве защитников милиции и «новобранцев», крестьяне-добровольцы или призывники, прошедшие некоторую подготовку, и вооружение, используемое в основном в качестве пехоты, использовалось в кампании для пополнения рядов перед отправкой домой для сбора урожая.Крестьянские рекруты считались более доступной частью средневековой армии, им не хватало дисциплины и решимости хорошо обученных профессиональных солдат (историческая справка: последними по-настоящему профессиональными солдатами на полную ставку в Западной Европе до современной эпохи были римляне), но они не потребовалось десятилетия, чтобы тренироваться, как настоящий рыцарь. Чрезмерное количество таких действий, как правило, вредно для экономики, поскольку эти парни не будут заниматься сельским хозяйством во время кампании, особенно если они мертвы.Это также ограничивало время, в которое могли происходить войны, до тех месяцев, когда сельскому хозяйству было нечего делать. По этим причинам европейские крестьянские сборы неуклонно сокращались в использовании на протяжении средних веков и были вытеснены более профессиональными солдатами из числа обычных людей, которые постоянно находились под оружием, хотя некоторые из этих парней все еще были взяты из крестьянских классов. Тем не менее, к концу средневековья собрать кучу крестьян с полей, дать им копья и старые шлемы и использовать их в качестве основного компонента вашей армии, когда они не находятся в обороне, было актом отчаяния.После средневековья крестьяне снова использовались в качестве военной силы для солдат в централизованных профессиональных постоянных армиях, хотя до Французской революции и Levee en Mass это не было большой проблемой, учитывая, что постоянная армия составляла довольно небольшой процент населения.

В некоторых ролевых играх используется менее осуждающий термин «простолюдин» для класса «обычных людей», хотя «простолюдин» технически относится к любому человеку в средние века, который не был дворянином, будь то бедный крестьянин или преуспевающий. торговец, который богаче многих меньших дворянских домов, и они ничуть не лучше — на самом деле, обычная кошка представляет серьезную угрозу для простолюдинов первого уровня.

Эта система начала давать сбои после Черной смерти, поскольку после смерти стольких крестьян оставшаяся часть внезапно стала ценным товаром, тем более, что более низкие цены на землю и более высокая заработная плата означали, что некоторые крестьяне могли возвыситься до зарождающегося среднего класса. Однако этого не произошло в Восточной Европе, которая была относительно невредимой и ввела еще более жесткие ограничения в виде крепостного права.

С промышленной революцией один человек с помощью механиков и химиков мог обрабатывать столько земли, сколько сотня крестьян, поэтому не было необходимости в большом количестве неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих для поддержки общества и крепостной системы (и феодализма). в общем) подошел к концу (по крайней мере, на Западе он продержался до конца 1800-х годов в таких местах, как Россия).Вместо этого их привозили в города, женщин и детей заставляли работать на опасном оборудовании, а их население поддерживали искусственно высоким, чтобы сдерживать заработную плату. Слава богу за Джеймса Ватта и Джона МакКормика.

См. Также [править]

Бретония, где проживает большинство населения.

Warhammer Fantasy Battle — Или мирные жители, кроме Норски.

Торговцы и ремесленники средневековья — Áed

Кто-нибудь сделает последний выбор?

Земледелие было жизненно важным средством существования крестьян.Мы говорили об очень богатых лордах и очень бедных крепостных, но еще не упомянули средний класс. Есть ли в средние века такой понятие, как средний класс? Да! Это были купцов, и ремесленников. Не слишком богат и не слишком беден.

Эти две группы заняли город. Купцы были покупателями и продавцами товаров, а ремесленники, как вы уже догадались … производили товары. Здесь мы разберемся немного подробнее.

Торговцы

Вероятно, они были более зажиточными из двух.Некоторые из купцов жили бы в каменных домах (ооо, представьте!), Но большинство жили в домах с деревянным каркасом, покрытых штукатуркой. Если бы потребовалась еще одна комната, ее бы надстроили над домом, так что дома выступали на над улицей.

Если вы когда-нибудь были в Амстердаме, вы увидите нечто подобное. Хотя эти дома не были построены друг на друге для смеха, это была скорее идея экономии места для города.Обратите внимание на изображение системы шкивов наверху домов. Это связано с тем, что эти дома довольно узкие. Шкив позволяет перемещать мебель в / из дома.

Мастеров

У мастеров были мастерские на первом этаже своего дома, где они также пытались продавать свои товары. Поскольку в Средневековье очень немногие люди умели читать, мастера использовали изображения на вывесках, чтобы проиллюстрировать то, что они продавали. Я почти уверен, что они были посложнее, но этот торговец рыбой в любом случае выигрывает за юмор!

Интересен и знак парикмахера.Вы когда-нибудь задумывались, почему у парикмахера есть красно-белый шест в качестве символа? Это восходит к египтянам и другим ранним цивилизациям (3500 г. до н.э.). На протяжении всей истории парикмахерам возлагались не только обязанности по уходу. Хотя многие монахи в «темные века» нанимали парикмахеров для выполнения своих постриг, на парикмахеров также возлагались медицинские обязанности.

Исторически Римско-католическая церковь считала, что хирургическое вмешательство нарушает храм Святого Духа (человеческое тело). В соответствии с этим, несколько собраний церкви, в том числе Туровский Собор 1163 г. и 1179 и Четвертый Латеранский Собор 1215 г. , постановили, что священники и монахи, имеющие долгую историю медицинских и хирургических знаний, должны быть запрещено проводить операции. Хотя священники продолжали проводить исследования и служить в качестве врачей для богатых, они полагались на парикмахеров при проведении хирургических процедур и кровопусканий. Это произошло потому, что парикмахеры также имели доступ к острым инструментам. Красно-белый столб символизирует кровь и повязки, наложенные на человека от парикмахера. Отлично, да!

Двигаемся дальше… жилые помещения мастеров обычно находились над их мастерской. Горшки использовались для туалетов, а их содержимое выбрасывалось в окно с предупреждающим криком «GARDEZ LOO!».

Задумывались ли вы, откуда взялись названия улиц? Многие из них названы в честь известных людей … например, О’Коннелл-стрит в Ирландии названы в честь Дэниела О’Коннелла. Другие улицы названы в честь достопримечательностей или важных мест, таких как церковь «Черч-стрит». Однако вы встретите такие названия улиц, как Маттон-лейн, Бейкер-стрит, Сапожник-Роу и т. Д. Это потому, что в городах, в отличие от сегодняшнего дня, они были структурированы таким образом, что все портные / парикмахеры или мясники находились в одном районе.Отсюда и названия. Так что, если вы живете на Бейкер-стрит или чем-то подобном, скорее всего, когда-то эта улица была полна пекарей.

Комендантский час

Да, верно … пора спать! В средние века пожар был такой большой угрозой для городов, что пришлось ввести комендантский час. Подумай об этом. Практически все дома в городе были деревянными. Электричества не было, поэтому горели открытые свечи, а открытые камины были обычным явлением, чтобы согреться.Дома также построены друг на друге, а их крыши сделаны из соломенной соломы. Как однажды сказал Томми Тирнан:

Это как паб из новогодних елок и бензина, построенный между фабрикой фейерверков и следственным изолятором для молодых пироманов! Вот-вот вспыхнет пожар!

Слово «комендантский час» на самом деле означает «прикрыть огонь», и комендантский час был введен ночью. Кожаные пожарные ведра и большие крючки, которыми снимали соломенную крышу, часто висели у дверей домов.Также наняли человека, который гулял по улицам ночью, чтобы убедиться, что все огни погашены, и объявить в час, что все в порядке. Я знаю, что если бы я попытался немного поспать, этот человек не стал бы кричать намного дольше!

Гильдии

Как ни странно, вы могли подумать, что в средние века с такими технологиями, как было, эти люди производили довольно дрянные товары. А наоборот! У торговцев и всех ремесленников была своя гильдия . Гильдия — это организация, регулирующая ремесленный бизнес. Они контролировали качество продаваемых товаров, а также выбирали, кто может быть мастером, а кто нет. Это в некотором роде кажется немного «мафиози» … они выбирали, где будет ваш магазин и по какой цене вы сможете продавать свои товары. С другой стороны, Гильдия заботилась о своих членах, когда они попадали в тяжелые времена, например, если они были больны или слишком стары для работы.

Итак, вот … «средний класс», который мы назовем им, существовал в средние века как купцы и ремесленники.Надеюсь, они были такими же трудолюбивыми, как эти трудоголики! Чтобы узнать больше о Средневековье и других темах… держите это здесь!

Нравится:

Нравится Загрузка .

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.