Одежда начала 19 века: Мода девятнадцатого века: особенности женских нарядов

Европейская мода середины 18 — начала 19 века / Культурное наследие / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол
Доброго всем дня, уважаемые посетители сайта! Этот топик продолжает (а может, заканчивает:)) серию публикаций об истории моды.

В XVIII веке одежда мужчин и женщин нередко совпадала по цветовой гамме и шилась из одной и той же ткани, а названия оттенков цвета отличались экстравагантностью: «цвет новоприбывших особ», «цвет потупленных глаз».
Главными деталями женской одежды в XVIII веке были корсаж с глубоким вырезом, пышные юбки, распашное платье. Обычно носили одновременно два платья: нижнее, глухое, и верхнее, распашное — гродетур. Одежду часто отделывали мехом. Платья, юбки, лифы шили из тяжелых шелковых тканей — парчи, атласа, муара, крепа различных цветов, зачастую украшенных растительным орнаментом.

Корсаж и «шнурование» были главным средством изменить фигуру с помощью обшитого кружевом или позументом корсета, затягивавшегося сзади с помощью шнуровки и… колена, которым служанка упиралась в спину госпожи, чтобы как можно туже затянуть корсет. Фигура дамы по моде того времени должна быть горделивой, стройной и тонкой. Некоторые дамы от удушья падали в обморок.

Обыденные платья были с округлым, сравнительно небольшим, вырезом, который прикрывался косынкой или шарфом. Бальные платья имели шлейф. Его в те годы надевали отдельно сверх юбки верхнего платья, а во время танцев отстегивали. Эти платья делались с глубоким вырезом. Необходимой принадлежностью бального платья был веер.
В противоположность мужскому женский костюм характеризовался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов (малинового, лилового, зеленого, голубого, красного), с применением атласных, бархатных, парчовых тканей, дорогого меха, модной обуви на высоких каблуках.





























Начало позапрошлого столетия знаменовало собой новую эру в мировой моде. Общество становится более динамичным, и в моду 19-го века входят более демократичные платья и костюмы. Одной из законодательниц моды по-прежнему остается Франция. В это время она еще переживает последствия Великой Революции, которая перевернула, в том числе и все представления о модной одежде. Происходит резкий отказ от париков и сложных причесок, корсетов и кринолинов, несметного количества пудры. В женской моде 19 века становятся популярны платья в стиле ампир – глубоко декольтированные, с очень завышенной линией талии (практически под грудью) и коротким рукавом «фонарик». Длинный подол со струящимися складками переходил в шлейф. Ткань выбиралась тонкая, воздушная. Но климат некоторых европейских стран вносит свои коррективы и в Европе 19 века, в моде появляются платья в стиле ампир с длинным рукавом, уменьшается декольте. Используются более плотные и тяжелые ткани – бархат, шелк. Выходные туалеты богато украшаются вышивкой в греческом или египетском стиле.

Фаворитом моды в начале 19 века был тюрбан с эгреткой из перьев экзотических птиц и сандалии по типу греческих богато украшенных драгоценными камнями. Женская мода начала 19 века предлагала огромный выбор шалей и палантинов. Они как нельзя лучше дополняли почти невесомые наряды модниц, а зачастую служили и единственной защитой от непогоды.

















Спасибо за внимание!

Одежда 19 века

Стиль одежды 19 века между собой делили два основных стилистических направления: бидермайер и «период фешенеблей». Огромное влияние на стиль 19 века оказала французская буржуазная революция, которая нашла отражение в европейских нарядах. Модники того времени столь стремительно меняли свои наряды, что в какой то степени сами становились революционерами.

Мужская мода 19 века

Мужская мода диктовалась императором Наполеоном. В данном случае все более чем понятно и лаконично. Белое белье, минимум украшений. Если мужчина того времени украшал себя драгоценностями, это считалось признаком дурного тона. Качественные, но простые материалы и строгий прямой крой — для мужчин этого было вполне достаточно. Главная задача мужского населения того времени — воевать и освобождать. Войны и революции были повсюду, тут уж не до моды.

Женская мода 19 века

А вот женское платье 19 века играло очень большую роль — оно говорило о многом. Взглянув на проходящую мимо барышню, можно было без особого труда определить, к какому сословию она принадлежит. Жена была для своего супруга своеобразной визитной карточкой. Шикарное платье, маленькая сумочка, зонтик для защиты белой кожи от солнца, перчатки в любое время года и, конечно же, веер (ведь благородная дама может сомлеть), броши и браслеты — все это являлось обязательным для богатого сословия. На улицу без этих атрибутов ни ногой.

Наличие в платье 19 го века передника или чепца указывало на принадлежность его хозяйки к рабочему или крестьянскому классу. Платье в стиле 19 века, характеризующееся как ампир (от французского – «империя»), изначально появилось во Франции. И если на мужской стиль одежды 19 века оказал свое императорское влияние Наполеон, то здесь постаралась прекрасная Жозефина и ее портной Леруар. Платье с укороченным лифом, обшитым лентой, завышенная талия и мягко струящаяся ткань, подчеркивающая формы тела при каждом движении. Лента от груди завязывается на спине в красивый бант, концы которого должны ложиться в волны. Лиф обшивали сложными узорами, золотыми и серебряными нитями и драгоценными камнями. Ампир — античный стиль, соответственно и узоры были выполнены в природных и этнических мотивах. Вот в такие наряды Леруар одел сначала Лувр, а после и всю Европу.

История платьев 19 века помнит немало перемен в моде — не раз появлялись новые фасоны, наряды дополнялись различными аксессуарами, перчатками и шалями (которые, кстати, пользовались огромной популярностью). Самые смелые дамы делали разрезы с боку в платье, и во время ходьбы демонстрировали свои красивые ножки. Корсет в начале позапрошлого века не носили, все должно было быть свободным и грациозным.

Но шли года, и фасоны платьев 19 века менялись — корсеты стали опять носить, но уже под одежду.

Свадебные платья первой половины 19 века были различны по фасону и цвету. А вот белыми они стали только в середине века, благодаря английской принцессе Виктории. Нежный белый цвет, жемчуга, украшающие наряд, и, конечно же, фата покрывающая голову невесты, как символ чистоты и непорочности – все это появилось во второй половине 19 века.

Бальные платья 19 века отличались роскошью и богатством. Дорогие ткани и шелка, более глубокие вырезы, сводящие с ума кавалеров, и длинный шлейф. Рукава «фонарики» для молодых девушек и открытые плечи для старшего поколения, хотя все зависело от вкуса обладательницы. Красивые платья 19 века обязательно должны были дополнять украшения на шее. Их отсутствие — признак дурного тона, а наличие говорило о состоятельности. Прошли года, наши наряды намного упростились в силу множества факторов, но одно осталось почти неизменным — как и прежде, платье говорит о многом, создавая первое впечатление о человеке и помогая нам самовыражаться.

 

Русская мода девятнадцатого века 🚩 Костюмы начала 19 века 🚩 Одежда
Основными тканями для крестьянского платья начала века были самотканые холсты и грубая шерсть. В 1840−1850 годы домотканый материал вытесняет фабричная мануфактура с полосатым, клетчатым, цветочным рисунком. Наряды южных и северных районов немного разнились, но основные элементы женского платья были схожи:
− сарафан;
− панева;
− рубаха прямого покроя;
− шушпан.

Рубахи украшали вышивкой на груди, по подолу и внизу рукавов, носились они с сарафанами из однотонной ткани.

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и нешироких штанов из крашенины или холста. Верхней одеждой служили зипун или кафтан с застежкой на левую сторону. Зимой надевали овчинные нагольные шубы.

В конце столетия в народной одежде появляются формы городского костюма. Это кофты и блузки с баской, шили их из сатина, переливчатой тафты, атласа из ярких насыщенных цветов.

Одежда купчих и мещанок являла смесь народного платья с элементами европейской моды. Костюмы поражали пышностью и многоцветием. Обязательным аксессуаром были дорогие кружевные или ковровые шали. Безвкусица и мещанин стали словами-синонимами.

В мужском наряде преобладают черты сдержанности, солидности. В ассортимент одеяния входили кафтаны, сшитые из дорогого французского сукна, отрезные по линии талии, зипуны, долгополые купеческие сюртуки. Популярная верхняя одежда:
− русские тулупы;
− шинели с пелериной;
− шубы;
− пальто.

Эта традиционная русская одежда дополнена видоизмененными модными деталями: застежкой на правую сторону, отворотами .


Если одежда крестьян и горожан была непритязательна и проста, то высшее сословие может позволить себе шикарные наряды. В 1805−1810 годах женская мода не отличается сложностью форм. В это время царит стиль ампир. Дамы носят платья с завышенной талией. Муслин, креп, кружево – самые популярные материалы.

Российские модницы не подражают слепо французскому стилю, их наряды скромнее, изысканнее. Самые смелые модники и модницы включают в свои одеяния элементы народного костюма. Русский стиль постепенно вытесняет с просторов России французскую моду.

В середине 19 века на смену простоте приходят драпировки из тяжелых тканей. В моду вернулся корсет, поднимающий грудь и перетягивающий талию. Образ светской дамы «пушкинской поры» − открытые плечи и юбка-колокол. Буфы, рюши, бейки, банты – вот отличительные элементы нарядов 1840−1850 годов. Популярны в ту пору были кружевные накидки, заимствованные россиянками у Испании. В холодное время года носили стеганные на вате или меховые манто.

Мода менялась стремительно и к 1870−1890 годам появились новые модели, плотно облегающие бедра. Кринолины сменяют подушки-турнюры. В моду входят костюмы с юбками, мягко облегающими стан и расклешенные к низу. Прослеживается тенденция к упрощению костюма.

Костюм конца 19 — начала 20 века

В конце 19 века в прикладном искусстве сформировался новый стиль — «модерн», для которого характерны текучие, плавные линии, асимметрия, неуловимые переходы тонов, приглушенные зеленоватые и розоватые оттенки. Типичной чертой этого стиля были «морские» орнаменты: изображения лилий, водорослей, русалок.
Формы одежды в период «модерна» стали менее четкими, покрой — мешкообразным. В целом, одежда значительно упростилась, что связано с распространившейся модой на занятия спортом.

Мужской костюм

Мужская одежда в период «модерна» окончательно унифицировалась. Крой упростился, цвета костюма стали более однообразными.
Мужчины носили белые рубашки со стоячим воротничком с отворотами и туго накрахмаленными манжетами.
Самым популярным стал сюртучный костюм-тройка: сюртук, жилет и брюки. Чаще всего их шили из темных тканей — черной,серой, синей, реже коричневой.

на мужчине: сюртучный костюм-тройка

на женщине: бальный туалет

В эти годы перестают носить цветные фраки, визитки и смокинги: все эти выходные костюмы теперь только черные. Визиточные брюки остаются полосатыми, но расцветка у них неяркая. Вышли из моды клетчатые брюки.

на женщине: бальный туалет

на мужчине: бальный фрачный костюм

Распространился пиджачный костюм-тройка. Пиджаки в этот период удлиненные и приталенные, а брюки носят на подтяжках.
В составе пиджачного костюма жилет был из той же ткани, что и пиджак, а с сюртуками и визитками носили жилеты, изготовленные из другого материала.
Костюм щеголя дополнялся тростью, моноклем и платочком в верхнем кармане сюртука.
Первая мировая война внесла в мужскую моду заметные перемены. Появились новые «военизированные» элементы гражданского костюма (френч, тужурка) из ткани цвета хаки, различных оттенков серого и коричневого. С пиджаками и фраками стали носить бриджи и галифе.

Женский костюм

В конце XIX в. повседневная женская одежда стала более простой и удобной. Так проявилось зародившееся в тот период движение за эмансипацию женщин. В моду вошли юбки с блузками, пальто, купальные и спортивные костюмы. Впервые появился деловой костюм, состоящий из юбки и жакета темных тонов.
Однако бальные наряды по-прежнему пышные. Теперь их украшает масса оборок из белых или черных кружев. Пикантной деталью стал особый тугой корсет, который придавал женской фигуре S-образную форму. Однако это было не просто неудобно, но и вредно для здоровья. Поэтому в противовес корсетам довольно скоро появилось свободное платье «реформ», в основе которого был покрой японского кимоно. И в начале 20 века корсет полностью вышел из употребления.
Юбка приобрела колоколообразную форму благодаря покрою клеш. В юбках бального платья сохранился шлейф, который ложился веером вокруг туфель.
Рукавов в бальных платьях либо по-прежнему не было, либо имелись пышные короткие рукава-«фонарики». Парадные платья глубоко декольтировались, а в повседневных платьях и блузах был закрытый лиф, нередко со вставкой и стоячим воротником.
Женскую одежду в основном шили из шелковых тканей (крепдешина, шифона, тафты), а также репса и бархата. Отделывали платья богатой вышивкой, кружевами, блестками.
Модные аксессуары — перчатки, лорнет, боа, веера из перьев, маленькая сумочка на длинном шнуре, а летом — кружевной зонтик.

на женщине — верхнее платье для улицы

на мужчине — пальто

дорожные костюмы

Обувь

Мужская обувь претерпевает изменения под влиянием военной моды. Высокие сапоги, ботинки и краги — накладные голенища с застежками носят с бриджами и галифе.
Женщины носили обувь на каблуке: туфли, шнурованные сапожки, высокие боты.

Прически и головные уборы

В начале XX века излюбленным мужским головным убором оставался котелок, носили также цилиндры. Но в середине 10-х годов на смену цилиндрам и котелкам пришли мягкие фетровые шляпы и канотье.
Женские прически в эпоху «модерна» были высокими. Часть волос укладывали в шиньон на темени, а часть — в валики надо лбом.

Женская прическа 1890-х годов

В моде были большие шляпы с полями и вуалью, украшенные лентами и перьями, цветами и даже чучелами птиц. Летом женщины носили соломенные шляпы, похожие на мужское канотье.

Украшения

Ювелирные украшения в эпоху модерна стали очень изысканными. Они не только дополняли костюм, но и служили своеобразными символами, формировавшими определенный образ женщины. Таков знаменитый золотой браслет в форме змейки, принадлежавший Саре Бернар. Популярны в этот период также длинные бусы, цепочки, заколки для волос.

Браслет Сары Бернар


Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

История костюма Франции первой половины 19 века

на мужчине: парадный фрачный костюм

на женщине: двойное платье и чепец на проволочном каркасе

 

на женщине: двойное платье для улицы

на мужчине: фрак с тройным воротником, воротник фатерморд и треуголка

Женский костюм

В послереволюционные годы женщины носили легкие, изящные одежды светлых тонов; платья типа туники, подпоясанные высоко под грудью.
Женский костюм делится строго по назначению: бальный, домашний, для прогулок.
У парадных платьев этого времени был небольшой шлейф и глубокое округлое декольте.
Декольте повседневного платья прикрывалось кружевной косынкой. Рукава — короткие, в виде буфов. Наряд дополнялся чулками белого или телесного цвета.
Несмотря на то, что платья были очень легкими, верхней одежды женщины в этот период почти не носили. Зимой они закутывались в шаль. В конце 18 века в моду вошел «спенсер» — короткая приталенная английская курточка с длинными рукавами и застежкой впереди, отделанная оборками. Спенсер носили и мужчины, но очень недолго, а в женской одежде он сохранился до 40-х годов 20 века.

на мужчине: плащ с тройной пелериной

на женщине: платье для улицы с кашемировой шалью

Обувь

Мужчины носили низкие туфли и сапоги с отворотами, а женщины мягкие туфли без каблуков.

Прически и головные уборы

Мужчины носят коротко остриженные волосы и невысокие шляпы с приподнятыми по бокам полями.
Женские прически более разнообразны. Пудра вышла из употребления. Головные уборы стали меньшего размера, но обычно женщины их не носили.

Костюм периода Наполеоновской империи (Ампир 1804-1825 годы)

В 1804 году Наполеон объявил себя императором. Период с 1804 по 1815 гг. в искусстве и истории костюма носит название «ампир» (от французского «empire» — «империя»).
Этот стиль напоминает классицизм предшествующих лет, так как внешние формы он заимствовал из античности. Но теперь уже идеалом является не строгое и изящное греческое искусство, а тяжеловесное и пышное римское. Идея мирового господства римлян была близка наполеоновской захватнической политике.
Стиль ампир, холодный, парадно-официальный, величественный — присутствовал во всем: в архитектуре, интерьере, мебели. Нашел он свое отражение и в костюме этого периода.

Мужской костюм

Мужчины в период Империи носили белые рубашки с высоким стоячим крахмальным воротником, короткие пестрые жилеты и фрак. Фрак стал самой излюбленной мужской одеждой. Их шили чаше из однотонной ткани разных цветов, но они могли быть и полосатыми, и из другой узорной ткани. Талия фрака была слегка завышена, расширенный у плеча рукав имел воронкообразный манжет, бархатный воротник другого цвета, чем основная ткань. Пуговицы фарфоровые, серебряные или из драгоценных камней.
Мужчины носили шейные платки, которые завязывали бантом или узлом, а концы прятали под жилет.
Панталоны всегда были светлее фрака. Они удлинились до щиколотки, держались на подтяжках, а внизу на штрипках.
Верхом по-прежнему ездили в рединготе, который немного позже превратился в повседневную одежду — «сюртук». Первоначально сюртук служил чем-то вроде современного пальто: его надевали поверх мундира или фрака. Но затем сюртук начинают носить вместо фрака. Шили его в талию, полы доходили до колен, а рукава были такие же, как у фрака.

Женский костюм

Женский костюм в эпоху ампир стал строже. Талия по-прежнему оставалась высокой. Силуэт юбки был мягким, до 1810 г. у нее обычно был шлейф, а после она стала не очень широкой, колоколообразной формы. У бальных платьев было глубокое декольте и съемный шлейф.
Платья шили из различных тканей: шелка, батиста, кисеи, льна, муслина, шерсти, бархата, атласа. В самом начале 19 века модным цветом был белый, затем — разные цвета, но в любом случае однотонные. Расшивались нарядные платья античными орнаментами.
Верхней женской одеждой этого периода были спенсер и редингот. Женщины также пользовались различными накидками; наиболее популярной была «канза» — легкая накидка с длинными концами, которые завязывали крест-накрест на талии. Особенно модными были очень дорогие кашмирские шали, искусство драпировки которых высоко ценилось. В качестве верхней одежды в этот период носили также русские шубки.

Орнамент двусторонней шали


Дамский туалет дополнялся длинными перчатками, маленьким зонтиком, сумочкой-кисетом, веером.

Обувь

В эпоху ампир мужчины обувались в высокие черные сапоги с желтыми отворотами. Модными также были открытые бальные туфли.
Женская обувь — легкая, без каблука, с узким носком и лентами, которыми крест-накрест обвязывали ногу.

Вышивка на туфлях

Прически и головные уборы

Мужчины стригли волосы и завивали их в тугие локоны («а-ля-Титус»). Лицо гладко брили, оставляя узкие бакенбарды. Самым популярным головным убором была высокая английская шляпа с узкими полями, которая пришла на смену французской треуголке.

на женщине: выходное платье с жакетом «спесер». Прическа а-ля-Тит

на мужчине: пальто кэррик и двууголка


Женские прически в этот период очень часто менялись. Носили все — и греческий узел, и локоны. Головные уборы также часто менялись, но основным был фасон «кибитка» — глубокие шляпы с прямыми полями, закрывавшими в профиль почти все лицо. В 1812-1814 гг. в моду вошли шляпы, напоминавшие военный кивер; на балах появляются дамы в тюрбанах из кисеи.

Шляпа-Кибитка

на женщине: платье для визитов и тюрбан с перьями

на мужчине: зимний костюм с пелериной гавелок

Мужская прическа с бакенбардами в стиле ампир

Украшения

До 1810 г. очень модными были драгоценности, которыми женщины дополняли парадный туалет в огромном количестве. На всех пальцах они носили кольца, украшали себя браслетами, золотыми шейными цепочками, колье, диадемами, жемчужными нитями. Такой «парад» драгоценностей был похож на витрину ювелирного магазина. Но после 1810 года драгоценности временно уступили место цветам, лентам, перьям и пр.

Костюм периода Реставрации (1825-1850 годы)

«Реставрация» — это период, наступивший после свержения Наполеона и Венского конгресса, когда во Франции произошло восстановление монархии.
В искусстве 20-30-х гг. родилось новое направление — романтизм. Франция по-прежнему диктовала моду, а Париж был культурным центром Европы. Названия всех стилей в костюме звучали по-французски.
Но с 30-х гг. 19 века появляются и другие центры культуры — Австрия, Германия. Господствующее положение в прикладном искусстве и костюме 1830-1840-х гг. занимает немецкий стиль «бидермейер», ставший синонимом бюргерского благополучия и уюта. Аналогичный стиль во Франции носил название «стиля Луи Филиппа». В моду вошел герой, в котором ценилась жизненная хватка, богатство, деловой ум.
История костюма по стилистическим признакам делится со второй четверти 19 века на два периода: бидермейер (1825-1840 гг.) и период фешенеблей (1840-1850 гг.).

Мужской костюм

В период романтизма для мужского костюма характерна некоторая «романтическая небрежность». Она проявлялась прежде всего в манере носить костюм: расстегнутый воротник рубашки, развевающиеся волосы и т.д. Щеголи элегантно носили дорогие вещи в небрежной манере: это выражало их интеллектуальное превосходство над бытовыми мелочами. «Светские львы» меняли фрак каждые три недели, шляпу — еженедельно, обувь — раз в неделю.
Мужские костюмы шили в основном из шерстяных тканей темных тонов — серого, коричневого, табачного, синего и др. Панталоны были светлее, чем сюртук или фрак. Бархат и шелк использовался только для жилетов и придворных костюмов. В 40-е гг. очень модными становятся клетчатые ткани.
Мужской фрак или сюртук в 30-е гг. на груди подбивался ватой, плотно охватывал талию, а на бедрах расширялся. Рукава были пышные у плеча. В 40-е гг. талия у фрака и сюртука стала заниженной, а рукав — прямым и узким.
Мужчины также носили белые с высоким крахмальным воротничком рубашки, жилеты разных фасонов, широкие однотонные или пестрые галстуки, которые завязывались вокруг шеи бантом.
Верхней мужской одеждой были «бурнус» — пальто с узкими рукавами, отделанное впереди шнурами, и «каррик» — пальто с несколькими воротниками.
Мужской костюм дополнялся перчатками, тростью, зонтом, хлыстом. На ленте у жилета крепился лорнет. С 30-х годов стали публично пользоваться носовыми платками (раньше это считалось неприличным).

Женский костюм

В 1820-е гг. силуэт женского костюма стал проще. Женщины носили неширокие платья с юбкой в форме колокола, украшенной оборками, букетами цветов, гирляндами. Талия осталась завышенной, а платье в целом стало короче. Под платье надевали жесткие короткие корсеты. Воротники в этот период разнообразны: встречались и стоячие, и круглые гофрированные, и плиссированные. Дополнение к костюму — пелерина или шаль.
В 30-е гг. в силуэте костюма происходили очередные изменения. Модницы отказались от завышенной талии и укороченного лифа. Юбка и рукава сильно расширились, платье снова удлинилось. Под верхнюю юбку надевали несколько нижних. Платье стягивали широким поясом или широкой лентой, которую завязывали сзади бантом.
В бальных платьях вырез лифа имел форму сердца, а рукава приобрели вид пышных коротких буфов. Дополняли бальное платье белые перчатки.
Модными аксессуарами были зонтики с оборками и лентами, а зимой — муфты.
В 1840-е гг. женские платья стали еще длиннее — из-под юбки теперь виден только кончик туфли.
Талия чуть занизилась, в моду вошел узкий закрытый лиф, иногда с отложным воротничком. В бальных платьях появилось широкое декольте, почти обнажающее плечи. Вырезы обрамлялись «бертой» — накладной лентой или оборкой из ткани или кружева.
Рукава платьев могли быть разными — длинными или короткими, но всегда узкими у плеча. Юбка сосбаривалась на боках и падала свободными мягкими складками. Под платье надевали несколько (иногда до восьми!) накрахмаленных нижних юбок.
Одежда для улицы состояла из двух платьев: нижнего глухого и верхнего распашного, украшенного позументами или рюшами. Новым типом одежды стала короткая бархатная кофта с закругленными полами и меховой опушкой.

Обувь

Мужчины во второй четверти 19 века носили полусапоги и бальные туфли-лодочки.
В 30-е гг. женщины по-прежнему обувались в открытые туфельки без каблуков, на узкой подошве, с лентами. Вошли в моду также ботинки на застежке.
К 40-м годам у женских туфель опять появился каблук.

Прически и головные уборы

В период романтизма модной мужской прической был «кок», напоминавший петушиный гребень, — короткие, завитые в локоны волосы, которые приподнимали надолбом. К этой прическе шли бакенбарды.
Из головных уборов у мужчин были популярны цилиндр, шляпа «боливар» — цилиндр с сильно расширенной кверху тульей и большими полями.
В 40-е гг. мужская прическа стала длинней. Иногда волосы завивали в тугие локоны. В это время носят мягкую фетровую шляпу «гарибальди» — этот головной убор считался очень демократичным.
Женские прически 1830-х годов были сложными и, как правило, высокими. Волосы расчесывали на боковой пробор, пряди волос завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади зачесывали наверх и укладывали в шиньон на темени.
Из-за высокой прически женские шляпы стали делать с высокой тульей и широкими полями (шляпа-«шутэ»). Шляпы украшают перьями, лентами, цветами. Модным женским головным убором был большой берет.

Шляпа-шутэ


В 1840-е годы женские прически упростились. Волосы гладко расчесывали на прямой пробор, и они длинными локонами спадают на плечи. Модной также была прическа «бараний рог».
Головные уборы в этот период были разнообразны, но чаще всего женщины носили небольшие шляпы-«кибитки».

Украшения

В 30-е годы ювелирные украшения почти вышли из моды. В основном носят только серьги и медальоны.
В 40-е годы женские прически украшали так называемым «лисьим хвостом» — большим страусовым пером, спадавшим на плечо. Модным украшением также была фероньерка — узкая ленточка с драгоценным камнем посередине, которую повязывали на лоб.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

Синий верх, белый низ… Немного о мужской моде первой трети 19 века.Если присмотреться к мужским портретам и иллюстрациям из модных журналов начала XIX века, то сразу можно заметить некую тенденцию, характерную для костюма западноевропейского образца того периода: сочетание тёмно-синего фрака и светлых панталон со светлой рубашкой и жилетом. Часто ансамбль дополняли высокими сапогами и чёрным цилиндром.

Считается, что фрак появился в Англии в середине XVIII века как удобная одежда для верховой езды. В первой трети XIX века фрак стал элементом повседневного мужского костюма. Деловой одеждой в это время служили тёмные сюртуки и рединготы. Фраки первой четверти XIX века шили из цветного сукна, особенно популярными были синие и зелёные оттенки.

Безымянный
James Warren Childe (1780-1802), Thomas Cookе (1786-1864). Мужской костюм 1805-1810 гг. Собрание The Mint Museum

В 1800-1810-е годы в моде были короткие фраки (с полами выше колен и завышенной линией талии) со стояче-отложными воротниками.


Le Beau Monde, 1807.


The Follies and Fashions of our Grandfathers, June 1807.


Costume Parisien 1809


Portrait of a Gentleman, by François-Xavier Fabre, 1809.


Costume Parisien 1809


1810


1810


1810


Captain and Mrs Edmund Burnham Pateshall, William Armfield Hobday, 1810; Scarborough Museums and Gallery


Начало XIX века. Великобритания. The Los Angeles County Museum of Art


Мужской костюм начала XIX века.Франция, 1805-1810 гг. СобраниетLACMA


Художник: LOUIS LEOPOLD BOILLY


Художник: LOUIS LEOPOLD BOILLY


Орас Верне. 1810-1818


Костюм для мальчика-подростка. Costume parisien, 1813


1810-1820. Великобритания. V&A Museum


1814

К 1820-м годам фалды фрака стали длиннее, на рукавах появились буффы.

1827


1820-30 гг. V&A Museum

В 1830-е годы фраки шили с пышными у плеча рукавами и талией на естественном месте. В этот период идеальной считалась мужская фигура с тонкой талией, не исключено, что некоторые модники для достижения нужных пропорций прибегали к помощи корсета.


Portrait of Léon Riesener by his cousin Eugène Delacroix (1835)


1830


Женское платье из бордовой тафты с белым отложным воротником и поясом с пряжкой. Широкие у плеч рукава gigot (от фр. — бараний окорок). Мужской фрак из синего бархата, жилет и брюки. 1830-е гг.


1834

Только к 1840-м годам в моду входят чёрные фраки. И в Викторианскую эпоху — эру повсеместного «мужского траура», когда чёрный считался практически единственным приемлемым цветом в одежде респектабельного джентльмена, фраки стали частью «делового» образа. Цветные фраки считались неуместными и слишком экстравагантными, в отличие от чёрных, символизирующих достойное общественное положение.

Но в первой четверти XIX века в мужской моде торжествовал цвет. Описывая события 1822 года, русский мемуарист сообщал: «Но чёрных фраков и жилетов тогда ещё нигде не носили, кроме придворного и семейного траура. Чёрный цвет, как для мужчин, так и для дам, считался дурным предзнаменованием, фраки носили коричневые или зелёные и синие со светлыми пуговицами, — последние были в большом употреблении». (Свербеев Д.Н. Записки, М., 1899)


Henry Temple, 3rd Viscount Palmerston by Thomas Heaphy, 1802

История моды
Мерцалова М.Н. Костюм разных времён и народов. М., 1993.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995.

Европейская мода второй половины 19 века (Второе Рококо)

Во второй половине 19 века моду диктуют вкусы богатой буржуазии. На основе стиля середины 18 века — рококо — складывается новый, еще более пышный и эклектичный стиль — «второе рококо», или «выставочный стиль».

Мужской костюм

Основным нововведением в области мужского костюма стало строгое деление одежды по функциональному назначению. Выделяются визитный, бальный, домашний и повседневный (рабочий) костюмы.
Мужчины носили белые рубашки на пуговицах, со стоячими или отложными воротничками. В 60-е годы появились манишки, заменяющие рубашку.
В 50-е гг. мужчины носили брюки на штрипках, в 60-е — без штрипок. В 70-80-е гг. брюки приобрели лампасы и сильно расширились книзу. В 90-е гг. в моду вошли брюки «французского» покроя — мешковатые, суженные книзу. В основном их шили из ткани в полоску или клетку.
Парадной, бальной одеждой стал фрак — черный или цветной, который иногда дополнялся фрачным плащом черного цвета на белой подкладке. К фраку надевали белый жилет.
Визитной одеждой становится новый тип костюма — визитка. В отличие от фрака и сюртука, она была однобортной, имела отрезную талию и закругленные фалды. К черной визитке полагались черно-серые полосатые брюки (которые назывались «визиточными») и двубортные или однобортные жилеты — черные, цветные или даже белые. Крахмальные воротнички в тон жилета были стоячими либо отложными. В отличие от фрака, который надевали вечером, визитка была преимущественно дневной одеждой.

на женщине: прогулочное платье

на мужчине: двубортный сюртук

В конце века в моду вошел еще один новый костюм — смокинг (первоначально — «костюм для курения»). Его носили в основном молодые люди. Со смокингом надевали черные брюки с черными шелковыми лампасами.
Каждый день мужчины носили сюртук. Распространившиеся в этот период пиджаки и жакеты также играют роль повседневной одежды.
Дома надевали различные жакеты и бархатные блузы.
Верхняя мужская одежда была очень разнообразна: пальто с пелериной, длинная шуба на меху, длинный плащ без рукавов с пелериной («гавелок»), мешкообразное пальто («сак»), короткое пальто в талию, отделанное спереди шнурами («бекеша»).
В 50-е-60-е гг. галстук имел вид банта, а к 70-м годам появился ленточный галстук. К фраку полагался белый галстук, завязанный бантом.

Женский костюм

Во второй половине 19 века Франция по-прежнему законодательница женских мод.
В 50-е-60-е гг. модный женский костюм приобрел вычурные формы. Этот период в истории моды известен как «моды Второй империи».
Платья в это время шили из шелковых и шерстяных тканей, из атласа, репса, штофа, бархата. В моде самые яркие расцветки — лиловые, ярко-розовые, красные. Отделкой служили искусственные цветы, бахрома, галуны, вышивки, кружева (особенно модными были кружева золотые). Кружева и вышивки теперь изготовлялись не вручную, а фабричным способом.
Самой примечательной чертой женского костюма стал кринолин (от французского слова crine — «грива, конский волос»). Это была конструкция из ивовых прутьев, китового уса или металлических обручей, которую надевали под нижнюю юбку. Она позволяла придать юбке особую пышность. К 1860-му г. круглый каркас кринолина уступил место овальному.

на женщине: платье на кринолине для визитов

на мужчине: придворная одежда с пелериной

 

на мужчине: повседневный сюртучный костюм

на женщине: летнее платье на кринолине

Для женских платьев была характерна естественная длина талии и спущенная линия плеч. Под платьем обязательно носили туго зашнурованный корсет.
Повседневные платья имели глухой лиф и расширенные книзу рукава. Бальные платья глубоко декольтировались и обычно были без рукавов.
Как верхнюю одежду женщины носили шали, накидки, мантильи, пелерины, жилеты. Для визитов и прогулок надевали также приталенный жилет — казакин.
Дополнением к туалету служили сумочка, лорнет и зонтик. В связи с охватившей высшие слои общества модой на путешествия возникла мода на дорожные и купальные костюмы.
В 70-е-80-е гг. в истории моды наступила эпоха «позитивизма». Главной идеей этого направления была демонстрация богатства и благополучия. Костюм периода «позитивизма» перегружен деталями и украшениями, часто сочетал в себе ткани, различные по фактуре и цвету: шелк, бархат, шерсть, кружева, газ. Основные тона женских нарядов — темные, а в 80-е гг. появились платья светлых голубых, зеленых, розовых оттенков.

на женщине: домашнее платье-полонез

на мужчине: выходной костюм

 

на женщине: платье для прогулок

на мужчине: выходной костюм


В моде — высокие и стройные фигуры, которые подчеркивались неотрезными по талии платьями, плотно охватывающими тело до середины бедер. Под платье надевали корсет с очень тугой шнуровкой, стягивавший всю фигуру до середины бедер. Сзади платье драпировалось, прикрывая турнюр — подушечку или подкладку из туго накрахмаленной ткани, за счет которой центр силуэта резко смещался назад. В 80-е гг. турнюры стали огромными, почти карикатурными, но в последнее десятилетие 19 века вышли из моды.

на мужчине: повседневный костюм

на женщине: драпированное платье с турнюром


Бальные платья по-прежнему шили без рукавов, но у них появляется новая особенность — шлейф или подшитая к подолу складчатая оборка. Кроме того, в моду вошли платья с двойной юбкой. Верхняя юбка в таком наряде подбиралась со всех сторон, имитируя вместе с лифом жакет.
Верхняя одежда осталась прежней: носили и различные жакеты, и накидки, особенно модной была кружевная бальная накидка «иллюзион».
Маленький зонтик, перчатки, веер в виде опахала, боа из меха и перьев, черные чулки дополняли туалет.

Мантилья

Обувь

Распространенной мужской обувью во второй половине 19 века были штиблеты и ботинки на кнопках или со шнуровкой. Открытые туфли надевали только на балы. К визитке надевали только черные или лаковые ботинки или полуботинки. На лаковые полуботинки часто надевали фетровые гетры. В 50-е гг. мужская обувь была остроносой, а в 60-е годы в моду вошел тупой нос и высокий каблук.
В 50-60-е гг. женщины носили туфли на каблуках и шнурованные ботинки.
Повседневной женской обувью 70-х-80-х гг. были высокие ботинки, шнурованные или на пуговицах, на высоком или среднем каблуке.

обувь 19 века

Прически и головные уборы

В 1850-е годы у мужчин были в моде довольно длинные, расчесанные на косой пробор и завитые в локоны волосы. Носили также бородку и усы. В 60-е гг. модной стала сравнительно короткая стрижка, бакенбарды и усы.
Самым популярным мужским головным убором оставался цилиндр, однако после 1850 гг. он перестал считаться обязательной принадлежностью одежды для выхода. Носили также жесткие («мелоны») и мягкие фетровые шляпы, широкополые панамы и «канотье» — жесткие круглые плетеные шляпы с плоской тульей и ровными полями.
В 90-е годы излюбленным головным убором мужчин стал черный (изредка серый) «котелок» — нечто среднее между цилиндром и фетровой шляпой с узкими ровными полями и жесткой куполообразной тульей.
Женщины в 50-е годы носили пышные шиньоны. Иногда волосы расчесывали на прямой пробор и укладывали сзади в сетку.

женская прическа 1850 годов


В 60-е годы вошла в моду прическа «а-ля-Стюарт»: часть волос поднимали надо лбом и укладывали в виде двух валиков, а часть спускали на плечи и спину длинными локонами.
В 70-е-80-е годы женщины зачесывали волосы над висками высоко вверх, а на спину спускали длинные локоны. Иногда волосы укладывали в шиньон.

Женская прическа 1870-80 годов


Женскими головными уборами во второй половине 19 века были маленькие шелковые или соломенные шляпки, часто с вуалью. Шляпки украшались цветами и лентами и завязывались лентами у подбородка. Носили также кружевные чепчики. В 60-е годы модным женским головным убором становится треуголка, украшенная перьями.

Украшения

Во второй половине XIX в. ювелирные украшения снова входят в моду. Женщины носят броши, серьги, кулоны.

Брошь в стиле рококо


Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

Начало 19-го века Англия

Критические очерки Начало XIX века в Англии

В течение большей части долгого периода, начиная с Французской революции (1789-92) и последующей наполеоновской эры, которая продолжалась до 1815 года, Англия была захвачена вихрем событий на европейском континенте, что привело к конфликту внутри страны.

В начале Французской революции многие англичане с энтузиазмом приветствовали свержение старого порядка.Но так как насилие и террор во Франции достигли высочайших высот, острое пристрастие разделило английское общество. Высшие слои общества — имущие и правящие классы — естественно были встревожены тем, как события на английском канале стимулировали радикализм среди населения. С другой стороны, обездоленным и либералам рекомендовалось агитировать за улучшение условий. Беспорядки, сопровождаемые репрессивными мерами, стали обычным явлением, особенно позже, когда Англия воевала с Францией.

Борьба на континенте привела к острым трудностям среди англичан. Тяжелое налоговое бремя, наложенное на поддержку военных операций, тяжелее всего сказалось на тех, кто менее всего способен платить. Хотя высшим классам было относительно мало необходимости жертвовать, рабочие классы сильно пострадали от роста цен и дефицита продовольствия. Их трудности были умножены, когда правительство выпустило бумажные деньги, что привело к инфляции.

В то же время длительная экономическая борьба между Францией и ее врагами лишила Англию большей части ее рынков промышленных товаров.Обширная безработица привела к острой беде в 1811-13 годах. В 1811 году безработные рабочие в организованных группах, известных как луддиты, бродили по стране, разрушая машины, которые, по их мнению, заменили их на рынке труда. В 1812 году, в год рождения Чарльза Диккенса, уничтожение производственного оборудования было наказано смертью.

В 1815 году Наполеон был побежден и оставался на острове Святой Елены до конца своих дней. После длительного периода кровавых конфликтов мир был восстановлен, что привело к всеобщему ликованию.Но оптимизм и большие надежды были быстро разбиты. Конец войны вверг Англию в самую разрушительную депрессию, которую когда-либо переживала нация. Рабочие классы возложили вину за свои беды на помещиков и промышленников.

Снова насилие и разрушения охватили землю, с неизбежным ответным ударом со стороны властей. Кульминация была достигнута в результате «резни в Петерлоо». На полях Святого Петра в Манчестере 16 августа 1819 года кавалерийский полк атаковал организованное собрание граждан, убив одиннадцать и ранив четыреста человек.Яростное общественное возмущение последовало за возмущением, но чиновники открыто поддержали акцию.

Долгое время одной из главных проблем Англии была поддержка нищих, число которых постоянно увеличивалось. Непосредственное облегчение действовало со времен королевы Елизаветы. Эти расходы стали требовать введения приходских налогов. Злоупотребления стали безудержными; многие трудоспособные предпочитали жить за государственный счет, а не искать работу. Когда сложилась практика дополнения голодной заработной платы компенсационными выплатами, недобросовестные работодатели воспользовались ситуацией, понизив заработную плату, и независимый работник, который хотел быть самоокупаемым, был разочарован его усилиями.После поражения Наполеона 400000 ветеранов были добавлены в орды безработных, что усугубило кризис.

В отличие от уродливых явлений на поверхности, был поток сильных сил, стремящихся к улучшению. Давление общественного мнения поддержало усилия реформаторов по исправлению многих старых злоупотреблений.

В 1800 году смертью было наказано 220 преступлений, многие из которых были явно незначительными. Одним из результатов этих обстоятельств, которые теперь кажутся варварскими, было то, что присяжные часто отказывались осуждать обвиняемых.В то же время видные крестоносцы безжалостно боролись за отмену смертной казни. К 1837 году смертной казнью было вынесено только 15 преступлений.

Рабство также подверглось нападению со стороны гуманитарных сил. В 1808 году работорговля была признана незаконной. В 1834 году рабство было полностью отменено в британских земельных владениях. Цель была достигнута путем постепенного перехода и щедрой компенсации бывшим рабовладельцам.

На выборах, вызванных коронацией Вильгельма IV в 1830 году в качестве короля, тори (консерваторы, которые поддерживали установленную церковь и традиционную политическую структуру) потеряли контроль над правительством.Теперь, когда власть находится в руках вигов (сторонников реформ), открывается путь к эпохе ускоренного прогресса.

Одним из наиболее рекомендуемых шагов была парламентская реформа. В 1829 году первый католик был принят в парламент. Несмотря на решительную оппозицию в Палате лордов, законопроект о реформе 1832 года был принят. Законопроект устранил много неравенств в представительстве, и средний класс был расширен.

В 1833 году начались законы о детском труде.С того времени было принято все больше законодательных актов для контроля рабочего времени и условий труда детей и женщин на производственных предприятиях.

Новая концепция была принята для решения проблем бедности. Закон о бедных 1834 года предусматривал, что все трудоспособные нищие должны проживать в рабочих домах. Заключенные рабочих домов стали объектами общественной стигмы, и для дальнейшего усиления непопулярности учреждений, условия жизни в них были преднамеренно жесткими.С одной стороны, план был успешным. В течение трех лет стоимость помощи бедным была снижена более чем на треть. Однако система была подвергнута резкой критике, и ей приписывают рост распространенности преступности. Диккенс сделал Закон Бедных 1834 года заметной целью доноса в году Оливера Твиста.

20 июня 1837 года королева Виктория взошла на трон Англии, поскольку длительный период господства среднего класса набирал обороты. В то время чрезвычайно популярный персонаж Диккенса, мистерПиквик (The Pickwick Papers) уже завоевал преданных последователей. В то же время, испытания и испытания Оливера Твиста вызывали симпатии большой и энергичной аудитории. Инаугурация викторианской эпохи обнаружила, что двадцатипятилетний Чарльз Диккенс твердо стоит на пути к литературной славе, которая приведет его к еще большему авторитету на протяжении всей его жизни.

,
BBC — История — Британская история в глубине: под поверхностью: страна двух наций

Узнайте больше

Книги

Бедность и плохая реформа законодательства в девятнадцатом веке в Британии 1834-1914 — от Чедвика до Бута Дэвидом Энгландером (Longman, 1998). Комплексный отчет о бедности и ответ на него в викторианской Великобритании, с обширной библиографией полезных национальных, местных и региональных материалов.

Отчет о санитарных условиях рабочей силы Великобритании Эдвин Чедвик, 1842, изд. М. В. Флинн (1965). Полный текст отчета Чедвика включает в себя использование выдержек из отчетов местных следователей. Книга включает введение в Отчет и объяснение его значения для реформы общественного здравоохранения.

Английский город Марка Жируара (издательство Йельского университета, 1995). Красочное иллюстрированное введение во все аспекты истории городов с обширным разделом о викторианской Британии.(издатель, дата)

Государство, общество и бедные в девятнадцатом веке Англия Алан Кидд (Palgrave, 1999). Эта книга в серии «Социальная история в перспективе» посвящена не только помощи, предоставляемой государством, но и самопомощи, волонтерству и благотворительности для бедных.

мест для посещения

Государственный архив в Кью является главным хранилищем документов Союза бедных, Совета и Правления. Краеведческие библиотеки являются богатым источником многих записей 19-го века.

Музей медицины Такрея, Беккет-стрит, Лидс, LS9 7LN, тел: 0113245 7084 (на территории больницы Святого Джеймса / сайта Джимми). Этот музей расположен в здании, которое было построено в 1861 году в Лидс-Юнион-Уоркшоп. Визит туда начинается с описания Робертом Бейкером Лидса в 1842 году и приглашением совершить поездку по реконструированным нездоровым и антисанитарным улицам города. Вы можете выбрать персонажа и рассчитать продолжительность его жизни, а также узнать о возможных — и невозможных — средствах от болезней.

Музей рабочего дома Рипона, Сент-Мэригейт, Рипон, Северный Йоркшир, HG4 1LX, тел .: 01765 690799. Считается, что это единственный музей в стране, который был основан в мужском приходском приходе 1877 года в зданиях Рабочего дома. Камеры, комната отдыха и мастерская были отремонтированы, и благодаря галерее изображений Hard Times этот музей дает уникальную картину реальности действующего Закона о бедных.

The Workhouse, Саутвелл, Ноттингемшир. (Еще не открыто, но должно открыться на Пасху 2002 г.) Этот цех в настоящее время ремонтируется Национальным фондом.

,
американской литературы | Хронология, история и факты

Американская литература , совокупность письменных произведений, выпущенных на английском языке в США.

Основные вопросы

Когда началась американская литература?

Литература существует на Американском континенте до тех пор, пока люди, которые там жили, рассказывают истории. Культуры коренных американцев имеют богатую историю устной литературы. Известны книги майя еще в 5 веке, и считается, что майя начали записывать вещи за много веков до этого.Как особая дисциплина, рассматриваемая сквозь призму европейской литературы, американская литература началась в начале 17-го века с приходом англоязычных европейцев в то, что станет Соединенными Штатами.

Кто некоторые важные авторы американской литературы?

Какие периоды американской литературы?

Американская литература часто делится на пять основных периодов:

  • Колониальный и ранний национальный период (с 17 века по 1830 год)
  • Романтический период (с 1830 по 1870 годы)
  • Реализм и натурализм (с 1870 по 1910 годы)
  • Модернистский период (с 1910 по 1945 год)
  • Современный период (с 1945 года по настоящее время)

Подобно другим национальным литературам, американская литература была сформирована историей страны, которая ее произвела.В течение почти полутора веков Америка была просто группой колоний, разбросанных вдоль восточного побережья североамериканского континента — колониями, из которых несколько выносливых душ ориентировочно отправились на запад. После успешного восстания против Родины Америка стала Соединенными Штатами, нацией. К концу 19-го века эта нация простиралась на юг до Мексиканского залива, на север до 49-й параллели и на запад до Тихого океана. К концу 19-го века он также занял свое место среди держав мира — его судьба настолько взаимосвязана с судьбами других наций, что он неизбежно оказался вовлеченным в две мировые войны и, после этих конфликтов, с проблемами Европа и Восточная Азия.Между тем рост науки и промышленности, а также изменения в мышлении и чувствах привели к многочисленным изменениям в жизни людей. Все эти факторы в развитии Соединенных Штатов формировали литературу страны.

В этой статье прослеживается история американской поэзии, драмы, художественной литературы, а также социальной и литературной критики с начала 17-го века до начала 21-го века. Описание устной и письменной литературы коренных народов Северной и Южной Америки, см. В литературе коренных американцев.Хотя вклад афроамериканцев в американскую литературу обсуждается в этой статье, см. афроамериканской литературы для углубленного изучения. Для получения информации о литературных традициях, связанных с американской литературой на английском языке и иногда пересекающейся с ней, см. английская литература и канадская литература: канадская литература на английском языке.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *