Особенности гжельской росписи: Особенности народного художественного промысла Гжель

Содержание

Особенности народного художественного промысла Гжель

За многовековую историю Гжели здесь происходило много событий и перемен. Менялась мода, требования рынка, но гжельцы от года к году совершенствовали своё мастерство, осваивая всё новые и новые технологии. Близость Москвы как центра культуры и торговли оказывала на гжельских мастеров огромное влияние. Примерно каждые 50 лет менялась мода, в том числе на предметы быта, посуду и гжельские умельцы с интересом подхватывали новые веяния. Среди множества изделий, дошедших до нас с тех пор, встречаются предметы культового, декоративного характера, игрушки. Самые умелые мастера, в которых заложена искра Божия, не могли остановиться на простых, утилитарных вещах, они делали работы более сложные или по-новому декорированные. Эти произведения становились образцом для подражания и распространялись по Гжели, варьируясь у каждого мастера. Так формировался уникальный гжельский стиль, который и сейчас остается живым, подвижным и продолжает развиваться, бережно сохраняя традиции, сформировавшиеся за долгую историю промысла.

Стройная художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, каждый художник создает свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектуру, пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое, крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

При росписи «одной кистью» каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Густота синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Прием чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость и объем.

Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы и создают самостоятельные декоративные запоминающиеся образы. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике.

Художественно-стилевые особенности продукции Гжельского фарфорового завода.

Несмотря на то, что вся гжель расписывается кобальтом и выполняется в едином стиле, продукция завода в Новохаритоново имеет свой оригинальный характер. Отличительными чертами изделий являются декоративность, нарядность, эстетическая и функциональная выразительность, а также разнообразие форм. Роспись изделий отличается яркостью и контрастом кобальтовой краски с белым фоном благодаря использованию ручной подглазурной росписи кобальтом по утилю. Творческие мастера предприятия заявили о собственном лице искусства Гжели и в ассортименте, и в формах, и в росписи, и даже в технологии. Это сочетание орнаментальности изысканных разделок с живописно легким мазком, сгущающимся в темно-синее пятно, полновесная округлость народных форм с выразительно живописной, размашисто-быстрой росписью, строящейся на переходах от темно-синего густого мазка к легкости прозрачно-голубого, где имеет значение система тонких орнаментально-линейных привязок.

Фарфор завода народный по сути, его отличает простота, мягкость форм, функциональность, органично дополненная традиционной для Гжели подглазурной кобальтовой росписью.

Кроме традиционного гжельского фарфора, белого с синим рисунком, на предприятии производят «глухой кобальт» – изделия, полностью покрытые темно-синей кобальтовой краской, на которую наносится более светлый рисунок, а также цветной фарфор с многоцветной ручной росписью. Наши художники возродили многослойную технику гжельской цветочной живописи. Выпускают на заводе белый недекорированный и костяной фарфор, более твердый, тонкий и прозрачный. Изделия из костяного фарфора тоже расписывают вручную, используя для украшения дорогие материалы – золото и платину.

Полезная литература:
«Искусство Гжели», Р.Р. Мусина , 1985 г. Изд-во «Знание».
«Марки российского фарфора (1744-1917)», Р.Р. Мусина, 1995 г. Изд-во «Знание».
«Кузнецовы. Династия. Семейное дело», Е. Галкина, Р. Мусина, 2005 г. Изд-во Галерея «Времена года».
«История художественной керамики», З.С. Федорова, Р.Р. Мусина, 2010. Изд-во «МГХПУ им. Строганова».
«Российская традиционная керамика», Р.Р. Мусина, 2011 г. Изд-во «Интербук-бизнес».
«Иван Емельянович Кузнецов. Новгородский король российского фарфора», Б.А. Кузнецов, 2015 г. Изд-во «Галлея принт».

Чтобы узнать больше об истории и особенностях гжельского народного художественного промысла, приезжайте к нам в гости! Мы с радостью поделимся с вами нашей бесконечной любовью к гжельскому фарфору и людям, которые своими руками создают эти удивительные вещи.  

Вы можете заказать познавательную экскурсию на производство Гжельского фарфорового завода, мастер-класс или организовать полноценное корпоративное мероприятие! Для этого позвоните нам по телефону +7 (903) 107-21-29 (Светлана Николаевна), или пришлите заявку на почтовый адрес: [email protected]

сказочное искусство в народном стиле

Гжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

 

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

 

Содержание статьи:

 

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

Создание посуды из гжельской глины

 

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.

Часть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

 

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.

Современные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

 

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.

Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор

 

Посуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

 

Характерные черты росписи

Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.
Изделия, украшенные гжелью легко узнаваемы

 

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.

Статуэтка украшенная классической гжелью

 

Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!

Даже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно

 

Как расписывают гжель

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.

Сувенирная черепаха украшенная русской майоликой

 

Такая роспись использовалась и в интерьере

 

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.

Даже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

 

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.

При создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

 

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.

До термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно

 

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

История и технология создания гжели

[ot-video][/ot-video]

 

Тематика рисунка

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.

Каждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера

 

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:

  • Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.
  • Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов. Чайник с красивой гжельской сеткой

     

Орнаментальная роспись может комбинироваться с растительной

 

  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).

Гжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку

 

Это просто шикарный инструмент в деле оформления интерьера

 

Не менее эффектно гжель смотрится и на ткани

 

Гжель и современная мода

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.

Одежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля

 

В моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью

 

Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.

Сейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет

 

Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.

Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

 

 

 

Как делают гжель? - технология производства

Ослепительная белизна укрытых снегом полей, в которой плещется синь весеннего неба… Конечно, речь идет о всем известной гжельской росписи. Кстати, она не такая уж и народная: в привычном виде эта стилизация народного творчества появилась лишь в 50-х годах прошлого столетия. Расчет на универсальность себя полностью оправдал: изысканная в своей простоте сине-голубая роспись смотрится не только органично и декоративно, но и высокохудожественно. Так как делают гжель? Каким образом рождается сине-голубая роспись, превращающая обычные подносы, статуэтки, сервизы и самовары в произведения искусства?

Сначала над созданием будущего фарфорового изделия работает художник, делая карандашные наброски и выбирая из них лучший. Затем создается пробный образец, с которого отливаются гипсовые формы. В случае со сложными изделиями они могут состоять из нескольких частей. По ним изготавливается разъемная форма для литья.

После этого форма заполняется шликером. Он представляет собой пластичную массу на основе кварца, полевого шпата и каолина, разбавленную водой до консистенции густых сливок. Шликер заливается в форму и затвердевает, соприкасаясь с ее стенками. Излишки исходного сырья сливаются, а заготовки сушатся в естественных условиях. После чего их тщательно обрабатывают: чистят, устраняют швы и незначительные дефекты, клеят мелкие элементы. Затем заготовки подвергают так называемому «утильному» (предварительному) обжигу при температуре порядка 900 градусов.

Обработанные изделия погружают в фуксиновый раствор. В нем будущие вазы, сервизы и сувениры приобретают насыщенный розовый оттенок, позволяющий заметить и устранить мельчайшие трещины. После повторного обжига этот цвет исчезает, а заготовка приобретает технологическую стойкость.

Теперь наступает ответственный этап – нанесение рисунка. Художник работает с невзрачным на вид серо-черным составом, который делается на основе оксида кобальта. С помощью кисти проставляются цветовые акценты со строгим соблюдением канонов гжельской росписи. Поскольку каждое изделие уникально в своем роде и подразумевает скрупулезную работу, то на нем ставится именная подпись художника. Расписанный предмет глазуруют, а под воздействием высокой температуры глазурь на основе стеклянных фракций приобретает прозрачность, а само изделие – особую яркость. Сквозь нее, как подснежники из сугроба, прорастают чудесные цветы, пейзажи, орнаменты и удивительные сюжеты, расцветающие всеми оттенками от прозрачного лазурного до бездонного синего. Так и рождается чудо, превращая обычные заготовки в вечную, изумительно прекрасную и всегда разную гжель.

 

Гжель для детей

Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.

История гжели и её истоки

Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.

Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.

Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

Особенности промысла гжель

Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.

Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм. 

Мир гжели представлен такими предметами, как:

• Чайные пары
• Сервизы
• Вазы для цветов
• Заварочные чайники
• Сахарницы
• Розетки для варенья
• Самовары
• Сувениры

Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.

Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью. 

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

• Создание заготовки
• Подготовка к росписи и первый обжиг
• Контроль и отбраковка изделий
• Роспись
• Второй обжиг

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера. 

Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.

Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.

После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.

После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.

Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины.  

После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

• Белоснежный фон
• Насыщенно-синий рисунок
• Глазурирование поверхности
• Многообразный и сложный растительный орнамент
• Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

• Орнаментальная
• Растительная
• Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

 Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

гжельская, городецкая, жостовская, хохломская. Художественная роспись

Еще с древних времен человек обращал внимание на красоту природы. Желание украсить свой примитивный быт и сделать его уютным привело к тому, что жилище стали украшать разными природными элементами. Это были шкура животного под ногами, рисунки на стене, цветные камни, сияющий метал и многое другое. Века спустя стали раскрашивать тарелки, ложки, миски. В каждой области появились свои виды росписи посуды.

Виды стилей

Мастерство украшать свои дома возникло почти одновременно с развитием культуры людей и имеет свои отличительные стороны, свойственные для отдельных областей:

  • хохломская роспись;
  • Городец;
  • Жостово;
  • Гжель.

Воображение наших предков не знало границ, но отличия в рисунках все-таки очевидны. Каждая область имеет своеобразный орнамент и почерк.

Возникновение хохломской росписи

Возле старых заволжских лесов подле реки Узолы расположены русские деревни – Хрящи, Кулигино, Семино, Новопокровское, Хохлома. Посуда, расписанная разными золочеными рисунками, берет свое начало именно отсюда.

К сожалению, точно установить начало появления хохломской росписи не удается. Ведь вся посуда изготавливалась из дерева, быстро изнашивалась, выбрасывалась либо кидалась в печь, как обычное полено.

До нашего времени дошли изделия XIX века. Но, судя по историческим бумагам, промысел возник в XVII веке.

Неповторимая техника хохломы - по золотой основе исполняется роспись черной краской и киноварью - встречается в древнерусском искусстве.

Особенности хохломской росписи

У мастеров есть свой секрет, как «озолотить» кухонную утварь. Нехитрый способ покрытия посуды золотом дожил до наших времен:

  • оловянным порошком тщательно натирали посуду;
  • покрывали олифой;
  • нагревали в печи;
  • под воздействием высокой температуры олифа желтела, сквозь нее просвечивалось олово, получался эффект золота.

Считается, что этот способ окрашивать посуду принадлежит старообрядцам. Раньше в глухих деревнях было много беглых людей, терпевших гонения за «старую веру». Среди них были мастера иконописцы и книжной миниатюры.

Узоры Хохломы

Недорогую посуду для обихода можно узнать сразу. Она исполнялась специальными штампами из гриба дождевика или фетрового кусочка ткани, узоры получались элементарными, но не теряли своей красоты. На таких изделиях видны многочисленные ромбики, спирали и листики.

Посуду подороже раскрашивали более искусно. Композиции создавались кистью от руки. Тут уже труда гораздо больше. Мастера вырисовывали:

Так создавались расписные ложки, тарелки, кружки и многое другое.

Главные цвета, характерные для хохломской росписи, – красный (киноварь) и черный (сажа). Но чтобы рисунок ожил и расцвел, на изделия добавляли коричневый, зеленый, голубой, оранжевый и желтый оттенки.

Виды росписи

Постепенно из предметов обихода изделия Хохломы стали сувенирными подарками или украшением, причем недешевым.

Существуют основные виды росписи посуды:

  1. «Верховая» – на серебристый фон накладывается основная композиция – криуль. Далее к ней добавляют красным и черным цветом капельки, усики, завитки.
  2. «Под фон» - вначале вырисовывается силуэт орнамента, а черной краской заполняется фон.

На посуде могут быть самые разные виды орнаментов:

  • «Травка» - упор делается на вырисовывании мелких и крупных травинок.
  • «Пряник» - внутри шедевра расположена нарисованная геометрическая фигура. Это может быть ромб, квадрат, круг. Его расписывают ягодами, цветами и травой.
  • «Кудрина» - на красную или черную основу наносится рисунок в виде золотых листиков и цветков на манер завиточков.

Хохлома - удивительное произведение искусства, несмотря на темные цвета, от нее исходит тепло и радость.

История жостовской росписи

Еще одним из известных видов росписи посуды является жостовская роспись. Славится она тем, что почти два столетия украшают одну вещь – это поднос. Деревня Жостово расположена в Мытищенском районе под Москвой.

В XVIII веке на Урале, где построены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Верх-Нейвинск, Невьянск), возник промысел - металлические расписные подносы.

Рождение такого промысла под Москвой было вызвано некоторыми важными факторами:

  • Русским крепостным мастером Худояровым был открыт рецепт «хрустального» лака, он не трескался на меди, дереве и железе.
  • Начало производства в Санкт-Петербурге необычной формы подносов с интересными рисунками.
  • Открытие в Жостово в 1820-е годы мастерских Ф. Н. Вишнякова. Здесь выпускали лакированные расписные изделия из папье-маше: подносы, шкатулки, табакерки, коробочки, марочницы.

Изделия выполнялись в деревнях под Москвой – Троицком, Новосельцеве, Осташкове. Только в деревне Жостово мастерских насчитывалось 22. Предметы были очень красивыми. На них изображались пейзажи, зимние тройки коней, летние прогулки, чаепития за столом. Но, к сожалению, эти вещицы оказались хрупкими и непрактичными.

Появление жостовских железных подносов

Осип, сын Филипа Вишнякова, решил больше не изготавливать папье-маше, а взялся за производство железных подносов. Как раз возрастал спрос на подносы. Они использовались как для украшения интерьера, так и по прямому назначению. Жостовские подносы были замечены в питейных заведениях, знаменитых чайных домах Москвы, трактирах, гостиницах и купеческих домах. Коллекции испанских и британских королей могут похвастать наличием жостовских подносов.

Спрос рождает предложение, и в 1960 году была основана фабрика жостовской росписи.

Секреты мастерства

Наблюдая за долгим и кропотливым процессом, можно заметить, как мастера и по сей день соблюдают старинную технику выполнения.

  • Замалевок. Основа будущего узора. На подготовленную плоскость разведенной краской делают наброски будущего рисунка.
  • Танежка. Наносятся цветные тени полупрозрачными красками. Создается видимый объем цветов и возникают теневые участки растений.
  • Прокладка цветом. Это самый ответственный этап жостовской послойной росписи. Формируется внешний облик букета, осветляется или затемняется вся композиция, определяются важные мелкие детали.
  • Бликовка. Благодаря этому действию появляются объем и свет, хорошо передается совокупность особенностей и настроение.
  • Чертежка. Финальная часть работы над изображением. Художник вручную наносит маленькие, но значительные детали.
  • Привязка. Букет как бы распространяется под фон изделия. Тонкие стебельки и усики, вырисовываются волшебным образом в единое целое и объединяются с фоном.
  • Уборка краев подноса. Борт подноса украшают всевозможными узорами. Без этого работа будет казаться незаконченной.
  • Зеркальный блеск. При помощи мелового порошка ладонями затирают поднос до блеска, потом натирают парафином, от этого изделие блестит еще больше.

Жостовские подносы существуют много лет, но среди них нет ни одного, похожего на другой.

Особенности росписи

Фон обычно выбирается черный, в редких случаях красный, синий или зеленый. Художник разрисовывает сразу несколько подносов.

Основным направлением является цветочный букет, в котором поочередно нарисованы небольшого размера полевые цветы и крупные садовые.

Узоры рисуются разведенным в прозрачном лаке или скипидаре золотым порошком или гульфаброй – белой краской, смешанной с лаком, ее присыпают алюминиевой пудрой.

По значению подносы делят на две группы: для украшения интерьера и для бытовых целей.

Городецкая роспись

Относится к одному из русских видов росписи посуды. Городецкая роспись берет свое начало в XIX веке около города Городец в Нижнегорском Заволжье, что на левом берегу Волги. Это древний русский город-крепость. Все началось с прялок, особенностью которых были донце и гребень.

Кареты, барыни, всадники, солдаты, собаки - все это украшало донца прялок. Фигурки вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее отверстие.

Городецкая роспись формировалась 50 лет. Расписывались детские каталки, стулья, короба. Пик развития промысла пришелся на 1990 год.

Мотивы росписи

Самые распространенные элементы городецкой росписи – цветы и животные. От таких изображений веет уютом и покоем.

Расписные ложки, мебель и посуда в городецком радостном стиле освежали и оживляли интерьер.

Цветочная роспись в исполнении самая простая. Выделяют несколько типов орнамента:

  • «Букет» - наносится симметрично, присутствует в основном на блюдах или разделочных досках.
  • «Гирлянда» - по центру располагаются один или два цветка, от них во все стороны распространяются более мелкие цветики и листики. Таким узором расписывают хлебницы, блюда, шкатулки.
  • «Ромб» - вид гирлянды. По центру цветок или несколько, а листики и бутоны по мере приближения к вершинам ромба уменьшаются. И располагаются на воображаемых гранях фигуры. Такими изображениями украшали сундуки, скамейки, шкафы.
  • «Цветочная полоса» - осталась еще со времен прялок. Это повторяющийся ленточный узор из цветов одного размера, разбавленных листиками. Украшают объемные изделия.
  • «Венок» - похож на «цветочную полосу». Разница в том, что он замыкается по краям крышки или блюда.

В цветочной росписи встречаются изображения птицы и коня. Обычно они нарисованы внутри цветочной гирлянды. Элементы городецкой росписи нашли свое место и в крупных вещах: панно, санях, блюдах и шкатулках.

Изображения могут быть самые разные: лихие всадники, сценки с чаепитием, красивые птицы, симпатичные девушки с собачками, экзотические львы и барсы. Чаще всего встречается гордый конь или воинственный петух.

Способ выполнения

Техника художественной росписи отличается тем, что выполняется прямо на основе из дерева. Основа грунтуется разными цветами – ярко-синим, сочным зеленым, глубоким красным.

Кистью расписывается предмет без предварительного эскиза. Художник меняет нажим кисти: то широким мазком, то кончиком, вырисовывая очередной шедевр.

История Гжели

Один из старинных гончарных районов включает в себя около 30 деревень. Называется он Гжель. Располагается под Москвой у речки Гжелки. В этих местах обнаружены богатейшие залежи глины.

О Гжели упоминается первый раз в письменных документах, датируемых 1339 г. Это была прибыльная волость и являлась собственностью князей и царей.

В XVIII веке Гжель превратилась в российский центр изготовления майолики. Столетие спустя Гжель стала производить полуфаянс, расписанный кобальтом и покрытый прозрачной глазурью. Ближе к XX столетию гжельские мастера выполняют шедевры из тонкого фаянса и фарфора, украшая его растительно-геометрическими узорами.

Тематика рисунка

В расписной посуде Гжели отражаются события, происходящие в городской и деревенской жизни, а также природные явления. Рисунки разделяются на три основных группы:

  • Растительная. Здесь вся растительность имеет стилизованный вид с основными чертами. Можно заметить ягодки, травинки, черенки, цветы и листочки.
  • Орнаментальные узоры. Оригинальные и стилизованные рисунки, в которых просматривается ассоциация и самовыражение художника. Исполняется он орнаментальными сетками – «усики», «травинки», «капельки», «гребенки» и «жемчужины».
  • Сюжетная роспись. Это катания на санях, ярмарки и времена года.

Гжель – это целое стилистическое направление, а не только узоры. Используется в производстве керамики, при оформлении дизайна одежды и интерьера.

Вот таким чудным образом возникают, «как сказочные птицы», и разлетаются по всему земному шару гжельские шедевры. Поэтому синяя птица в гжели является маркой современной росписи.

Основные черты росписи:

  • глазурирование поверхности;
  • холодный белый фон;
  • орнамент в голубых и синих тонах;
  • сложный узор или рисунок в народном стиле;
  • только ручная работа.

Каждое изделие благодаря ручной росписи - это произведение искусства. Все рисунки неповторимы.

Художественная роспись Гжели

Техника гжель требует определенных навыков. К росписи любой вещицы мастер приступает сразу после обжига. Одна из росписей в стиле гжель называется майоликой, она расписывается «пятицветкой». На белую эмаль, которая является основой, наносился рисунок.

Цвета для росписи раньше брали из солей:

  • зеленый – соль меди;
  • желтый – соль сурьмы;
  • вишневый – марганец;
  • синий – кобальт.

Вскоре от этой техники отказались и стали выполнять рисунок кобальтово-синего цвета на белоснежной основе. Для нанесения рисунка требовалось наличие таланта, шпателя, кисти, баночки с окисью кобальта. Именно кобальт дает такой чудный оттенок синего цвета, но только после обжига расписанной посуды, а сама по себе краска черная.

Сначала расписывают изделие, затем его окунают в глазурь и помещают в печь для сушки. Последний этап обжига осуществляется при температуре 1400 градусов. Глазурь превращается в тоненькую, пропускающую свет, пленку, покрывая синий рисунок.

Благодаря атмосфере народного неакадемического искусства, чистоте и самобытности узоров синяя птица гжели удостоилась быть эмблемой гжельского фарфорового завода.

В век технологий и перемен кажется милым расписным вещам нет места, а полюбоваться ими можно только в музеях. Но по сей день в государстве Российском действуют мастерские, сохранившие давние традиции художественной росписи, и продолжают радовать глаз людей, неравнодушных к такому искусству.

Ваза гжель: разнообразие и особенности росписи

Для росписи посуды применяются различные техники. Одна из популярных в России – гжель. Данная техника является филигранной росписью на глиняных изделиях. Вазы гжель считаются изящными предметами искусства. О такой посуде будет рассказано в статье.

История искусства

Роспись обладает длинной и интересной историей. Гжелью называют живописный и старинный район Подмосковья. Искусство берет начало с этих земель. Связано это с тем, что земля в данном регионе была неплодородная. Зато там был пласт качественной белой глины. Первооткрывателями месторождения считались аптекари. Для создания лекарств они применяли посуду из белой гжельской глины.

Позднее было налажено гончарное производство, которому свыше 400 лет. По археологическим раскопкам, с XIV века около реки Гжелки умельцы начали осваивать эту сферу. Из глины создавали горшки, плошки, черепицу, детские игрушки и многое другое. К началу XVIII века стали популярными расписные керамические изделия. Со временем из кустарных артелей появились крупные предприятия. Но в работе используется то же правило: все выполняется вручную.

Разнообразие ваз

Вазы могут иметь классические формы, а также оригинальные. В некоторых изделиях есть ручки. По форме эти предметы интерьера бывают овальными и прямоугольными, причем каждый вариант смотрится изящно. Сейчас покупатели могут выбрать настольные и напольные вазы гжель.

Такой аксессуар используется не только для цветов, но и как украшение помещения. Достаточно разместить его на видном месте интерьера, и пространство сразу становится преображенным. Ваза, украшенная золотом, прекрасно подходит для торжества. На некоторых изделиях есть поздравительные надписи, такой аксессуар станет отличным подарком.

Вазы гжель - эффектное и оригинальное украшение. С ней пространство наполнится чистым светом и красотой. Купить изделие можно на ярмарках, в специализированных магазинах, а также через интернет. Каждый человек сможет подобрать изделие с наиболее привлекательной для себя росписью.

Особенности росписи

Ваза с росписью гжель, а также другие предметы - лаконичные и легкие. К особенностям такой росписи относят:

  1. Наличие глазурирования.
  2. Белый фон.
  3. Синие и голубые узоры.
  4. Присутствие сложных растительных орнаментов или узоров в русском народном стиле.
  5. Ручная работа.

Современная ваза гжель имеет сложную роспись в кобальтово-синих оттенках на белом фоне. Именно это отличает искусство от остальных народных техник. А благодаря ручной работе каждое изделие является шедевром.

Как осуществляется роспись?

Техника выполнения росписи вазы в стиле гжель сложная, для этого необходимо мастерство. Работу художник начинает осуществлять после обжига. Сейчас мастера сначала продумывают изображение, а затем переносят его на изделие. Для росписи применяются шпатель, кисти, баночка с окисью кобальта, обладающим синим оттенком.

Первым делом осуществляется роспись, затем изделие окунают в глазурь, а потом его обжигают в печи. Почему же тогда изображение имеет различные оттенки синего? Эффект появляется с использованием специальных приемов гжельского письма. Каждый узор уникальный, ведь в него вкладывается мастерство художника.

Темы

В давние времена рисунок отображал истинные чувства, фантазии, мысли, желания художника. Умельцы считались творческими людьми, но малограмотным. В рисунках они отображали мировосприятие, наблюдение за жизнью, явления природы. Вазы гжель расписываются в 3 основных направлениях:

  1. Растительное. Такая роспись считается классической. Отображаемые растения имеют стилизованный вид, но главные их черты видны. На изделиях можно встретить травинки, черенки, ягоды и цветы. Растительные узоры гжель трудно спутать с какими-либо другими.
  2. Орнаментальные узоры. Изображения стилизованные, оригинальные, в каждом из них есть свои ассоциации. Наносят их с помощью созданных в старину сеток. К известным орнаментальным гжельским сеткам относят «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Классические «шашечки» наносят на кромке или около бортика.
  3. Сюжетная роспись. Изображение представляет давние народные сюжеты. Это могут быть катания на санях, ярмарки, природные явления.

Данные способы украшения используются до сих пор. Каждая ваза гжель выглядит оригинально. Какая бы ни была роспись, этот предмет интерьера будет отличным украшением помещения.

Русское Наследие | Культура - декоративное искусство

Гжельский фарфор

Гжельский фарфор, украшенный причудливой синей росписью, приобрел широкую популярность во всем мире. Его ценность заключается в его уникальности и декоративности. Гжельскую посуду украшают цветы, листья, букеты и гирлянды из цветов. Они окрашены единственным цветом - синим кобальтом, который иногда наносится широким и богатым мазком, а иногда - едва заметным прикосновением кисти.Прикосновения разной интенсивности создают насыщенную, яркую и очень впечатляющую картинку.

История гжельского фарфора началась в семнадцатом веке. Название «Гжель» пошла по имени села Гжель, которое находится в подмосковном герионе. Первые документальные свидетельства о селе относятся к церковной грамоте русского царя Ивана Калиты 1339 года. Там, в 60 км от Москвы, издавна занимались гончарным искусством. Археологические находки подтверждают существование керамики на территории Гжели с начала XIV века.

Гжельские мастера всегда изготавливали не только посуду, но и малую жанровую скульптуру. Эти работы изображали животных и людей в действии. Время от времени на таких скульптурах изображались целые сцены сельской или городской жизни. Например: традиционное чаепитие, гуляющие или сидящие на работе красавицы, куры, петухи, птицы и так далее. Все работы объединяет одна особенность - фантазийная роспись в голубых тонах на белом фоне, выполненная вручную. Они , все действительно ручной работы! Художник красит кистью каждую чашку или вазу.Поэтому не существует двух похожих работ, каждая из которых по-настоящему уникальна и выдержана в стиле своего создателя.

Мастера Гжели - настоящие мастера, сочетающие в себе талант и многовековой опыт своих предшественников.

Однако ручные работы трудоемки. Они всегда поступают в небольшом количестве, что часто не может удовлетворить спрос. Даже в России гжельские изделия есть не у многих; и коллекционеры очень гордятся своими коллекциями.Оригинальная посуда имеет клеймо «Гжель», что подтверждает ее подлинность и качество.

Все гжельские работы созданы в гипсовых формах, отлитых из жидкой фарфоровой массы. После первого обжига форма окрашивается кобальтом. Обычно фон остается белым. Затем живопись покрывается глазурью. Глазурь плавится и делает поверхность изделия глянцевой, придавая кобальту синий цвет. Орнамент изделий из гжели обычно основан на растениях и цветах (розы - самый распространенный вид узоров гжели).

Современное искусство Гжели очаровательно, весело и самобытно. Он впитывает красоту русской природы и сдержанный, сильный и выразительный дух русских людей.

Сегодня Гжель переживает свой золотой век. Появляются великолепные работы с их загадочными темно-синими оттенками, плавающими в световом поле. Сказочные узоры, гирлянды, свободные штрихи в сочетании с тонкими рисунками - все это делает гжельскую посуду оригинальной, декоративной и привлекательной.Приятно пользоваться посудой из гжели. В последнее время он стал очень популярным. Его коллекционируют многие коллекционеры. Белые и синие изделия украшают дома в разных уголках мира. В наш век штампованной моды постоянно возрастает тяга к оригинальным вещам, сделанным не машиной, а руками человека. Ценность таких вещей со временем, несомненно, возрастет.

25 различных техник и стилей рисования

Виды картин

Типы картин: Живопись - это искусство разбрызгивания цветов с помощью кистей определенным образом для создания искусства.Рисовать можно практически на любой поверхности, и они могут быть цифровыми (на компьютере) или ручными с использованием красок и кистей. Существуют разные материалы для рисования, такие как песок, бумага, глина и многие другие. Живопись - это творчество, поэтому художники не ограничиваются только ограниченными средами и материалами, это постоянно развивающийся процесс. Существует видов живописи стилей, но современный стиль живописи является наиболее востребованной техникой, он позволяет художнику воплощать свои идеи на холсте, сочетая модернизм, абстрактные и сюрреалистические приемы.Существуют разные стили живописи, такие как абстрактное искусство, концептуальное искусство, гиперреализм, поп-арт, футуризм, импрессионизм и так далее. Как художники, вы можете сосредоточиться на отдельных стилях или на их комбинации.

  • Картина маслом
  • Акварельная живопись
  • Пастель
  • Акриловая картина
  • Цифровая живопись
  • Тушь для рисования или литературная живопись - китайские черные чернила
  • Картина горячим воском или энкаустическая живопись
  • Окраска распылением
  • Картины Fresco secco - техника росписи стен
  • Гуашь, акварель, непрозрачная, средний
  • Эмалевые картины
  • Картины темперой (очень долговечные)
  • Песочная живопись.. и т. д.

1. Масляная живопись

Картина маслом может оказаться непростой задачей для новичков. Картина маслом подходит практически ко всем стилям. Вы можете работать с гладкой текстурой краски, которая имеет чудесный аромат. В масляной краске используется немного олифы в качестве связующего для пигментов, что придает краске чудесное маслянистое ощущение. Наиболее распространенными олифами, используемыми в качестве связующего, являются масло грецкого ореха, льняное масло, маковое масло и многие другие. Масляная живопись была впервые использована индийскими и китайскими художниками в 5 веке, но стала популярной только в 15 веке.
35 самых красивых картин маслом от ведущих художников мира

2. Акварельная живопись

Акварельная живопись обычно выполняется на бумаге. В этом конкретном типе живописи для смешивания цветов используются растворы на водной основе, отсюда и название «акварельная живопись». По сравнению с масляной живописью, рисование акварелью также является сложной задачей. В настоящее время множество художников пробуют реалистично выглядящие портреты с использованием акварели. Здесь очень важно смешение цветов, поскольку слишком много всего меняет оттенок цветов.
30 лучших акварельных картин от лучших художников со всего мира

3. Пастель

Пастельные палочки обычно используются для создания пастельных картин. Используя пастельные карандаши, вы можете сразу начать рисовать и раскрашивать, они используют те же связующие пигменты, за исключением того, что пастельные карандаши представляют собой порошковую форму, которые связаны вместе с помощью связующего вещества, и они уже готовы. Если вы ищете чистые и глубокие цвета, то настоятельно рекомендуется использовать пастельные карандаши.Картины пастелью можно рисовать на холсте, поэтому можно делать красивое наслоение цветов пастелью.
25 красивых и реалистичных картин пастелью Рубена Беллозо

4. Акриловая краска

Если вы хотите, чтобы картина высыхала быстрее, тогда лучше всего подойдет акриловая краска. Это водорастворимые краски, но по завершении окраски они становятся водостойкими. Интересный факт, не правда ли? Большинство любителей любит работать акриловыми красками. Для скульптур, лепки, черт лица многие художники используют роспись акрилом.Кисти после нанесения краски легче чистить, так как акриловым краскам достаточно воды, чтобы смыть их.
30 гиперреалистичных акриловых картин от JasondeGraaf - Стекло и отражение

5. Цифровая живопись

Цифровая живопись - это искусство создания произведений искусства на компьютере, которые делают их похожими на акварельную картину, картину маслом или даже картину акрилом. Цифровая картина маслом и картина маслом, выполненная вручную, будут иметь множество различий, поскольку у вас есть доступ ко множеству других текстур и инструментов, которые легко доступны в системе.Да, вам не нужно беспокоиться о том, что краска может пролиться долгие часы. Вы можете заниматься тем же искусством в непринужденной обстановке, не выходя из дома.
25 умопомрачительных цифровых картин и иллюстраций Сержа Биро

6. Песок

Рисование на песке может быть довольно грязным, и это временное искусство. Картина из песка может быть снята на видео с помощью скоростного движения, чтобы понять, как художник работает над ними. Обычно это делается с минимальным освещением, но есть фокусирующий свет под столом, где создается песочная картина.Картина из песка создается с помощью цветного песка, который перемещается по неподвижной поверхности руками. Он практикуется во многих странах и известен под несколькими названиями, в Индии он известен как колам или ранголи.
20 отмеченных наградами произведений искусства из песка и примеров анимации из песка

7. Рисование текстуры - Текстура для рисования

Все мы любим видеть мазки кисти на картине, это дает драматический финальный эффект. Текстурные картины в основном используются масляными красками, поскольку при работе с акриловыми красками их эффекты теряются при высыхании акриловых красок.Но масляные краски, как правило, дороги, поэтому в качестве замены можно использовать акриловую пасту, которая отлично работает с текстурами. Помимо обычных малярных кистей, для создания текстурных картин используются плоские ножи, тупые предметы.
25 красивых современных текстурированных картин ножа палатте

8. Матовая окраска

Красивые пейзажи обычно создаются с помощью матовых картин. Матовые картины широко используются в индустрии кино и видеоигр. В киноиндустрии большие декорации создаются после завершения матовой окраски локаций.Иногда создание таких сред, как сказка или научная фантастика, очень дорого, в таких случаях матовые картины используются в качестве фонового экрана и объединяются с другими кадрами.
25 умопомрачительных матовых картин для вашего вдохновения

9. Окраска распылением

Краска обычно наносится из пульверизатора для достижения желаемых результатов. В основном аэрозольные краски используются на улицах (уличное искусство), граффити, холсте, дереве, металле, стекле, керамике и многом другом. Если для большой площади холста требуется такой же пигмент, используется техника окраски распылением, чтобы покрыть эти области для более быстрой явки.
Картина «Скорость распыления» Бена Рабина

10. Искусство граффити

Граффити в основном делают на общественных зданиях с разрешениями или без них. Граффити не предназначено для понимания широкой публикой, это стиль письма или рисования / каракулей, который не имеет абсолютного значения. Первый художник-граффити был учеником средней школы в 1967 году, который писал на стенах, чтобы привлечь внимание своей возлюбленной. . Граффити стало полноценной известной техникой рисования в 1980 году, когда многие художники прибегали к публичным стенам, чтобы продемонстрировать свой талант.

11. Промывка чернил Живопись или Литературная живопись - китайские черные чернила
Промывка чернил также известна как Литературная живопись. Для создания этих произведений искусства используются китайские черные туши. Китайские черные чернила довольно популярны в азиатской стране, поскольку в основном используются для каллиграфии. Различные оттенки черного получаются путем смешивания воды с черными чернилами для достижения желаемой консистенции.

12. Картина горячим воском или Энкаустическая живопись
Картина горячим воском также известна как Энкаустическая живопись.В этой технике росписи используется пчелиный воск, который плавится и добавляется к цветным пигментам. В этой технике используются как холодный воск, так и горячий пчелиный воск. Энкаустические картины обычно создаются на деревянном полотне.

13. Картины Fresco secco - Техника настенной росписи
Картины Fresco secco обычно создаются на свежеприготовленной известковой штукатурке. Цветные пигменты смешиваются с водным раствором и наносятся непосредственно на известковую штукатурку, создавая перманентную картину. Картины Fresco Secco существуют с эпохи Возрождения, их можно увидеть на стенах и потолках Ватикана.

14. Гуашь - непрозрачная акварельная среда
Гуашь - это непрозрачная акварельная среда, используемая с другими связующими для создания искусства. В акварельную смесь добавляют белый мел или белый цвет для достижения непрозрачности в технике Гуашь. Гуашь нельзя наносить непосредственно на холст, так как она плохо связывается, если вы хотите использовать ее на холсте, то акриловые пигменты необходимо смешать. Будьте осторожны, чтобы не разбавить акриловые краски, так как картины могут не иметь желаемого вида.

15. Картины темперой - Долговечная живопись
Картины темперой известны как искусство яичной темперы. Они быстро сохнут, а краска держится дольше, чем другие. Яичные желтки используются в качестве связующей среды с красками, и, поскольку они очень глютеновые, они быстрее сохнут. Это одна из старейших известных техник рисования. Вместо яиц иногда в качестве связующего вещества к смеси воды и красителей используют камедь, глицерин, казеин.

16. Эмалевые картины - Искусство с эмалевой краской
Эмалевые краски придают глянцевый или блестящий вид после полного высыхания.

17. Капельная живопись - Капли краски
Как следует из названия, краска капает на холст, чтобы создать капельницу.

18. Underpainting - Layer Painting
На холст добавляется основная краска и добавляются дополнительные слои цветов для создания красивых подмалевок.

19. Панельная живопись - Многокомпонентная живопись
Панельная живопись создается на нескольких деревянных панелях и соединяется вместе.

20. Бархатная живопись - Искусство на бархате
Бархатная роспись обычно создается на куске бархатной ткани.

21. Роспись листьев - Искусство на листьях
Роспись, созданная на листе или создающая формы листьев с помощью рисунков, известна как роспись листами.

22. Обратная окраска стекла - Роспись стекла
Обратная окраска стекла - это нанесение краски на стекло, и изображение становится видимым, когда вы смотрите через стекло.

23. Миниатюрная живопись - Маленькие картины
Миниатюрные картины - это небольшие картины ручной работы.

24. Живопись в движении - Быстрые, прямые мазки кисти
Живопись в движении - это быстрое, спонтанное рисование с прямыми мазками на холсте. Капельки краски создают красивый эффект.

25. Anamorphosis - Perspective Painting
Anamorphosis - перспективная живопись.

Существует множество различных типов стилей рисования, вы можете сосредоточиться на конкретном стиле или сделать их комбинацию. Самый популярный стиль живописи у большинства художников - это западный стиль.

  • ЗАПАДНЫЙ СТИЛЬ
  • Модернизм
  • Кубизм
  • Сюрреализм
  • Экспрессионизм
  • Абстрактный стиль
  • Импрессионизм
  • Фигуративизм / Фигуративное искусство
  • Ар-деко - изобразительное искусство, архитектура и дизайн
  • Модерн - вдохновленный природой
  • ВОСТОЧНЫЙ СТИЛЬ
  • Китайские картины
  • Японские картины
  • Корейская живопись
  • картин Индии: Танджор, Моголы, Раджастхани и Паттачитра

Возможно, вас впечатлит определенный стиль живописи или даже история.Как бы то ни было, живопись - это возможность позволить вашему внутреннему творчеству на холсте, которое будет полностью освобождать. Также исследуйте
Абстрактное искусство, Пейзажная живопись, Натюрморт, Современное искусство, Концепт-арт, Фотореализм, Гиперреализм, Сюрреализм, Модернизм, Импрессионизм, Экспрессионизм, Выдвижные картины, Фигурная живопись, Бодиарт, Настенная живопись, Уличное искусство, Китайская живопись, Японская живопись, корейская живопись, исламская живопись, индийская живопись, африканская живопись и ведута.

Английские картины

Британские картины, в основном средневековые и религиозные, оказали влияние на Европу в 15 веке. В XVI и XVII веках Ренессанс уступил место импортированным талантам, таким как Ван Дайк, сэр Питер Лели, сэр Годфри Кнеллер, Ганс Гольбейн и Орацио Джентилески. Николас Хиллиард, художники елизаветинской эпохи, перенял высокие английские традиции у художников с континента, и эту традицию продолжили и другие художники, включая Исаака Оливера.

История английской живописи имеет прямое отношение к европейской живописи.Раньше портреты заказывали короли и королевы таких художников, как голландцы, фламандцы и немцы. Иностранные художники излучали величественную ауру даже на монархию, и их не смущали их импозантные ситтеры. В 18 и 19 веках молодые люди из британских высших классов путешествовали в континентальную Европу в надежде расширить свое образование. Европа предложила изысканный вкус к искусству, что повлияло на их уровень покровителей искусства. Это привело к открытию Королевской академии в Лондоне в 1769 году.Сэр Джошуа Рейнольдс был ее первым президентом. Он был блестящим художником, писателем и влиятельным лектором.

Бенджамин был Королевским академиком, как и Джон Мартин. Многофигурные, драматические и библейские панорамы этих художников в последнее время отмечались как воспоминания. Пейзажная живопись, появившаяся в конце 18 века, увидела работы Ричарда Уилсона, одного из таких блестящих художников. Он был известен тем, что рисовал идеализированные сцены, в то время как Джозеф Райт из Дерби рисовал мир природы, как он видел его через личные и индивидуальные видения.Томас Гейнсборо рисовал оригинальные морские пейзажи и пейзажи.

В 19 веке в Англии появились великие цветущие пейзажи. Два выдающихся художника Дж. М. У. Тернер и Джон Констебл воплотили в жизнь пейзажи. Констебль подчеркивал английскую сельскую местность, сочетая ее с чистотой природы, а Тюнер растворял формы в свете и атмосфере. У Констебля и Тернера было свежее видение, и они повлияли на некоторых художников, включая европейских и американских художников.

Англия, считающаяся прибрежным островным государством, в английском искусстве часто изображала похожие темы. Благодаря четырем характерным временам года световые и погодные эффекты стали частью английского искусства. Это современный аспект английской пейзажной фотографии.

Искусство 20 века продолжилось с викторианской эпохи, когда американец Джон Сингер Сарджент стал успешным лондонским портретистом. Среди других восходящих фигур в 20-м веке были Август Джон, Джон Лавери и Уильям Орпен.Отношение к искусству в Британии поляризовало художников и критиков, которые лелеяли и критиковали модернистские движения. Джек Батлер Йейтс, лондонский художник ирландского происхождения, когда-то был романтиком, экспрессионистом и демонстрировал символизм. Пережив ужасы Первой мировой войны и вернувшись к пасторальной тематике, Эрик Равилиус и Пол Нэш представляли такие картины.

Живопись [ˈpeɪntɪŋ] библейский [ˈbɪblɪkəl]
средневековый [ˌmedɪˈiːvəl] панорама [ə ˌpænəˈrɑːmə]
Ренессанс [rɪˈneɪsns] пейзаж [ə ˈlændskeɪp]
для импорта [tuː ɪmˈpɔːt] , чтобы представить [tuː ɪntrəˈdjuːs]
в эксплуатацию [tuː kəˈmɪʃən] морской пейзаж [ə ˈsiːskeɪp]
к полученному [tuː ɪˈmɪt] видный [ˈprɒmɪnənt]
аура [ɔːrə] констебль [ə ˈkɒnstəbəl]
возмущать [tuː pəˈtɜːb] сельская местность [ˈkʌntrisaɪd]
внушительный [ɪmˈpəʊzɪŋ] растворено [dɪˈzɒlvd]
няня [ˈsɪtə] на изображенный [tuː pɔːˈtreɪ]
уширение [ˈbrɔːdənɪŋ] отличительный [dɪˈstɪŋktɪv]
сложный [səˈfɪstɪkeɪtɪd] лелеять [tuː ˈtʃerɪʃ]
покровитель [ə ˈpeɪtrən] пастырский [ˈpɑːstərəl]
многофигурное [ˈmʌltiˈfɪɡəd] ужас [ə ˈhɒrə]

Живопись в Великобритании

>> Живопись в Великобритании

: Живопись в Великобритании.

Живопись в Великобритании

Живопись в Англии 1719 века представлена ​​рядом великих художников, и в этот период на нее большое влияние оказали иностранные художники. Фламандский художник Ван Дайк действительно был отцом английской портретной школы. Английский король лично пригласил Ван Дейка в Лондон, и в течение первого года его пребывания в Англии художник большую часть времени рисовал Короля и Королеву. Ван Дайк создал впечатляющий формальный портрет, и такие мастера, как Рейнольдс, Гейнсборо, Лоуренс и Реберн, во многом обязаны изучению его работ.Он создал жанр аристократического и интеллектуального портрета, который во многом повлиял на развитие английской живописи. Ван Дайк создал тип портрета, который помог ему передать индивидуальную психологию натурщика.

ОПИСАНИЕ СЕМЕЙНОГО ПОРТРЕТА
В этом портрете ярко выражена индивидуальность натурщицы. Легко проследить мягкий и уравновешенный характер молодой женщины и незаурядную ищущую, беспокойную личность ее мужа. Художнику удалось создать впечатление духовного родства, несмотря на различие характеров.Цветовая гамма этого полотна очень красивая. Преобладающие тона - красный, золотистый и коричневый.

В 18 веке была создана поистине национальная школа живописи. Уильям Хогарт был первым великим английским художником, поднявшим британское изобразительное искусство на высокий уровень. Хогарт (1697–1764) не имел успеха как портретист. Но его картины социальной жизни, которые он называл «современными моральными сюжетами», принесли ему известность и положение. Среди его любимых работ шесть картин, объединенных под названием «Брак в моде». .«Этот знаменитый сериал на самом деле представляет собой роман в красках, рассказывающий историю брака сына графа и дочери городского купца, брака, заключенного из тщеславия и денег. Несмотря на сатирические, часто забавные детали, цель художника серьезна. ожидает, что его картины будут прочитаны, и они, возможно, полны намеков. В то же время Хогарт оставался художником, и отрывки, особенно в «Вскоре после свадьбы», показывают, насколько привлекательно он мог рисовать. Свободное вручение «Девочки-креветки» объединено с бодростью кокни.Девушка написана на холсте энергично и выразительно. Как художник, Хогарт был гармоничен в своих колоритах, очень талантлив и прямолинеен в своей теме и композиции. Он написал много картин. Он известен как юморист и сатирик по холстам.

Во второй половине XVIII века повествовательная и сатирическая тематика утратила ведущую роль в английском искусстве. Правящие классы пытались показать в искусстве подтверждение и прославление своего социального положения. Самым популярным видом живописи стали парадные портреты представителей правящего класса.Сэр Джошуа Рейнольдс был самым выдающимся портретистом того периода. В декабре 1768 года была основана Королевская академия, и Рейнольдс стал ее первым президентом. Он создал целую галерею портретов самых известных современников. Обычно он рисовал своих героев в героическом стиле и показывал их как лучших людей нации. В результате его картины не лишены определенной идеализации персонажей. На Рейнольдса как на живописца большое влияние оказали старые мастера. Это влияние можно увидеть в его "Купидоне, развязывающем зону Венеры".Картина близка к стилю Тициана в использовании цвета, но типична для английской школы 18 века в подходе к предмету. Он часто включал реальных персонажей в свои мифологические произведения (Венера леди Гамильтон). Рейнольдс сделал. не хочу, чтобы британское искусство было провинциальным и изолированным. Именно он настаивал на том, чтобы художников воспитывали в русле европейского искусства и чтобы они развили великий стиль живописи. Как президент Королевской академии Рейнольдс читал лекции.Эти лекции рассматривались как наиболее разумное изложение академической точки зрения, согласно которой с помощью хорошо направленной работы можно изучить правила искусства и использовать открытия и идеи старых мастеров для создания собственного нового стиля. Он рекомендовал будущему художнику поверить в старых мастеров, у которых он должен был быть готов позаимствовать. Он советовал, что в портретах изящество должно заключаться больше в общем виде, чем в точной передаче каждой детали. Он предложил изменить пропорции фигуры натурщика в соответствии с фиксированным идеалом.

Современник Рейнольда Джордж Ромни до некоторой степени отражает стиль Рейнольда. На портрете миссис Грир изображена очень привлекательная молодая женщина, красота которой подчеркивается контрастом между ее белым лицом и темными глазами и суровым цветом ее тольетта. Он не пытался понять психологию натурщиков. Он произвел только общее впечатление.
Джон Хоппер был одним из самых известных портретистов на рубеже XVIII века. Он был известен своим умением изображать элегантных дам и детей.Его люди проще, особенно на более поздних картинах (портрет Шеридана).

Работы шотландского художника Генри Ребума имеют определенное сходство с работами Рейнольдса и его школы. Но портреты Ребума созданы с большим чувством, и он достигает этой глубины за счет эффективного использования тени и света (Портрет миссис Ребум).

Томас Гейнсборо, один из величайших мастеров английской школы, был портретистом и пейзажистом. Его портреты написаны в светлых тонах.Преобладающие цвета - синий и зеленый. Одна из самых известных работ - портрет герцогини Бефорт. Ему удалось создать истинное впечатление натурщика. Гейнсборо оказал большое влияние на английскую школу пейзажной живописи. Он был одним из первых английских художников, нарисовавших родной край («Закат», «Мост») и другие. Он был первым английским художником, так искренне нарисовавшим родную деревню. В его произведениях много стихов и музыки. Его иногда считают предтечей импрессионистов.Гейнсборо был полной противоположностью деловому Рейнольдсу. Он был очень поэтичен по своей натуре, ненавидел правила и мало заботился о старых мастерах. По необходимости портретист, по склонности он был пейзажистом.
Английский художник-пейзажист Джон Констебл написал многие известные работы («Коттедж на кукурузном поле», «Лох»). Он был первым пейзажистом, который посчитал, что каждый художник должен делать свои зарисовки прямо с натуры, работающей под открытым небом. Его техника и колорит очень близки импрессионистам.Констебль проигнорировал правила, установленные Рейнольдсом. Он настаивал на том, что искусство должно основываться на наблюдении за природой и чувством. Он был вестником романтизма. Но реалистичность его искусства
ощущается очень сильно.

Яростным апостолом философии романтизма был Уильям Блейк, который категорически возражал против правил Рейнольдса, согласно которым руководящей силой творческого духа должно быть воображение, а не разум.

Полное выражение романтического идеала можно найти в картинах Тернера.Джозеф Тернер был выдающимся художником, чьей любимой темой было рисовать море («Кораблекрушение»). Он мастерски писал волны и бури, облака и туманы. Хотя его талант сразу же был признан, он сознательно повернулся спиной к блестящему социальному миру Лондона. Викторианская Англия, которая считала более важным, чтобы человек был в первую очередь джентльменом, а только во вторую - гением, никогда его не простила.

Братство прерафаэлитов было объединением художников, основанным в Лондоне в 1848 году.Его главными членами были Холман Хант, Джон Эверетт Милле и Данте Габриэль Россетти. Как группа, Братство просуществовало немногим более десяти лет, но оно дало новое направление викторианскому искусству, которое просуществовало до 20 века. Они решили писать прямо с натуры, с объективной правдивостью, подражая творчеству великих итальянских художников до Рафаэля. Они не ценили ничего, кроме красоты, и обратились к Библии и классической мифологии
за вдохновением.


.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *