Первые панки: Панки — субкультура борцов с системой и продажностью

откуда взялись панки: Стиль: Ценности: Lenta.ru

«Лента.ру» продолжает рассказывать об эстетике субкультур и ее влиянии на мейнстримовую моду. В прошлой статье речь шла о металлистах, которые сохранили актуальность спустя 40 лет и покорили сердце семейства Кардашьян. Сегодня мы расскажем о панках — субкультуре, которую мир моды полюбил почти сразу после ее рождения.

Первые послевоенные десятилетия молодежные субкультуры сменяли друг друга одна за другой, не создавая того видового разнообразия, к которому мы привыкли сегодня. Но в 1970-е единый анти-мейнстрим начинает распадаться. Одной из причин тому является дальнейшее развитие рок-н-ролла, который распался на мейнстримовый поп-рок, хард-рок с его первоначальным интересом к психоделике и панк-рок — наиболее быструю и агрессивную разновидность, выросшую из гаражного рока.

Собственно сам термин панк-рок впервые был использован музыкальными критиками именно для описания творчества гаражных групп в конце 1960-х — начале 1970-х. С самого начала термин «панк» включал в себя не только манеру исполнения, но и внешнюю стилистику музыкантов. Если рок-н-ролльщики 1960-х старались выглядеть модно, то панки подчеркивали своим внешним видом наплевательское отношение к мейнстриму.

Грязная и рваная одежда, всклокоченные волосы, нарочито неаккуратные логотипы групп на куртках, — панки противопоставляли себя не только поп-культуре, но и остальным контркультурам. Одним из создателей эстетики панков можно считать Ричарда Хэлла — создателя групп Neon Boys, Television, Voidoids, Heartbreakers и Dim Stars. Еще будучи фронтменом коллектива Television, он начал появляться на сцене с короткой всклокоченной стрижкой в противовес длинным волосам хиппи и хард-рокеров и сложным прическам диско-исполнителей.

Другими отцами-основателями панка является группа Ramones. Впрочем, американский коллектив скорее следует благодарить за музыкальное развитие панк-рока. Во время студийной записи своих альбомов музыканты использовали метроном, который работал на самой высокой скорости, которую ранее никто не использовал. Именно агрессия и скорость в дальнейшем станут отличительными чертами панк-рока.

Рожденные кризисом

После практически постоянного экономического роста 1960-х, который отмечался не только в США, но и в Европе, настали достаточно суровые 1970-е годы. Рецессия в экономике штатов, сдобренная топливными кризисами 1973 и 1979 годов и ростом цен на энергоресурсы, мощнейший экономический спад в Великобритании полностью изменили настрой в обществе.

Если рабочая молодежь 1960-х впервые за долгое время получила возможность тратить на себя, покупать красивую одежду, мотоциклы и тусить в клубах и барах, то перспективы молодых людей в следующем десятилетии были куда менее привлекательными. Именно поэтому в 1970-е годы столь популярными в Западной Европе одновременно стали левые и правые идеи, начался подъем футбольного фанатизма, да и в целом на смену пропагандирующим любовь хиппи пришли наполненные агрессией субкультуры.

Еще до того, как панк-рок вышел на большую сцену, начала формироваться панк-эстетика. Началось все с футболок с непристойными принтами. Одним из самых культовых стал принт Snow White and the Sir Punks, впервые появившийся в 1967 году в журнале Realist, где он был частью постера Disneyland Memorial Ogy. Даже оригинал поражал своей откровенностью, а панковское прочтение и вовсе выходило за все рамки. Сюжет принта сводился к тому, что пятеро гномов насиловали Белоснежку, а двое оставшихся занимались анальным сексом.

Постепенно в панковскую моду вошли булавки, серебряные украшения и шипы, а подчеркнуто мужские предметы одежды вроде армейских ботинок и кожаных курток-косух могли сочетаться с такими женскими решениями, как обильный макияж, чулки и балетная пачка. Одежда зачастую намеренно рвалась на куски — в таком случае заколки и булавки несли не только эстетический, но и функциональный смысл. Наиболее одиозные панки использовали в качестве предметов одежды мусорные пакеты, целофан, оборачивались в подвязки и надевали множество подтяжек.

Что касается волос, то многие панки начали уделять растрепанности особое внимание, укладывая волосы лаком. К середине 1970-х в моду стали входить ирокезы, ставшие впоследствии символом панка. Однако в семидесятые ирокезы все еще были довольно скромных размеров, да и в яркие цвета их практически не красили.

Обрученные с модой

В отличие от многих других субкультур панк с самого начала параллельно развивался по обе стороны океана — в США и Великобритании. Причем в Старом свете панки с самого начала стали любимцами модных дизайнеров. Благодарить нужно Малькольма Макларена и Вивьен Вествуд. Британские дизайнеры открыли в Лондоне в 1971 году бутик Let it rock, который спустя два года сменил имя на Too Fast to Live, Too Young to Die, а спустя еще год — на SEX.

Дизайнеры, чей творческий союз впоследствии перерос в брак, ориентировались на модную молодежь и представителей субкультуры тедди-боев, которые на рубеже 1960-х и 1970-х годов переживали второй расцвет. Все изменилось в 1974 году, когда Макларен стал менеджером набирающей популярность панк-группы Sex Pistols, члены которой были завсегдатаями бутика Малькольма и Вивьен. У Макларена к тому времени уже был не слишком удачный опыт работы в музыкальной сфере — в том же 1974 году он короткое время был менеджером и дизайнером костюмов глэм-панк группы New York Dolls.

Несмотря на то что американцы отзывались о его работе достаточно пренебрежительно, для самого Малькольма вояж в США получился весьма положительным и оказал большое влияние на стиль его одежды. Собственно смена имени бутика на SEX связана с тем, что Макларен и Вествуд стали уделять больше внимания БДСМ-тематике. В коллекциях дизайнеров появилось больше кожи, латекса и черного цвета.

Что касается Sex Pistols, то именно они стали лидерами панк-движения в Великобритании, несмотря на то что первыми панками в стране считаются The Damned, а в мире — Ramones. Впрочем, у основателя группы Джонни Роттена на этот счет было свое мнение: «Нас бессмысленно называть панками, так как мы не панки, мы — Sex Pistols, а это лучше панка. Панки — это те парни, которые хотят быть такими же, как Sex Pistols. Если вы воруете идеи у людей, значит — вы не имеете собственного мнения».

Уже в 1977 году Макларен поссорился с Роттеном, а через год группа впервые распалась. Макларен переключился на продюсирование нью-вейв коллективов. А вот сотрудничество с Вествуд продолжилось: в 1980 году был зарегистрирован бренд Vivienne Westwood, но первые коллекции имели двойной брендинг, и помимо имени Вествуд на одежде был и лейбл Malcolm McLaren.

Даже в названиях коллекций дизайнеры подчеркивали свою связь с панк-миром. Коллекция 1981 года получила имя Savages («Дикари»), 1982 года — Buffalo/Nostalgia Of Mud («Баффало/Ностальгия по грязи») и Punkature (объединенные в одно понятие слова «панк» и «кутюр»), 1983 года — Witches («Ведьмы»), а 1984 года — Worlds End («Конец миров»). Впоследствии Вивьен назовет этот период своего творчества «Новой романтикой», а уже к концу десятилетия разочаруется в панках и переключится на героинь журнала Tatler, как объект для вдохновения.

Эволюция жанра

В 1980-е годы панк, как и любая другая субкультура, распался на несколько подвидов, которые заметно отличались друг от друга и по музыке, и по внешнему виду. Из единого панк-рока вышли стрит-панк, хардкор-панк, Oi!-панк, анархо-панк, кельтский панк, глэм-панк и многие другие. Одна из них — любовь к тяжелым армейским ботинкам, мотоциклетным сапогам и продукции Dr.Martens. Также почти все панки отвернулись от блейзеров в пользу кожаных курток и жилеток, которые начали расписывать маркерами, украшать нашивками, заколками и булавками.

Дальше начинаются различия. Самым простым стилем обладали хардкор-панки: армейские штаны и ботинки, кофты с капюшоном (по сути худи), футболки с ярким принтом. Достаточно длинным всклокоченным волосам и ирокезам они предпочитали короткую стрижку «ежик». Девушки хардкор-панки женственным образам 1970-х предпочитали андрогинный стиль, так что мода хардкор-панк — это по сути унисекс.

Отдельного разговора заслуживает devilock — «локон дьявола». Этот вид прически придумал бас-гитарист группы Misfits Джерри Онли в конце 1970-х. Длинная и узкая челка свисала едва ли не ниже подбородка. Позднее ее начали копировать и фанаты, и другие хардкор-панк-исполнители. В целом же хардкор-музыканты и их поклонники эстетически были максимально далеки от панков.

На противоположном конце панковского спектра располагались стрит-панки и Oi!-панки. Огромные ирокезы ярких цветов, жилетки с многочисленным панковским декором, часто шипованные, рваная одежда, многочисленные шипастые украшения, включая знаменитый шипастый чокер, вошедший в моду именно в начале 1980-х. При этом музыка стрит-панков и хардкор-панков была достаточно похожа с той разницей, что первые творили в Британии, а вторые — в США.

Все остальные ответвления панка так или иначе появились в результате определенной эстетической коллаборации с другими субкультурами. Так уже упомянутая группа Misfits выступала в жанре хоррор-панк, который возник на границе панка и готики: черные волосы, темная одежда и бледный макияж лица. Селтик-панки или кельтские панки ввели в свой гардероб традиционные шотландские предметы гардероба, анархо-панки — элементы стиля скинхедов. И таких примеров много.

Вечная ценность

К середине 1980-х Малькольм Макларен и Вивьен Вествуд отошли от темы панк-кутюр. Но зато к ней с завидной регулярностью стали обращаться другие дизайнеры. Особенно сильным панк-тренд стал в начале 2010-х годов. Свои коллекции в духе haute-punk представили Карл Лагерфельд и Жан-Поль Готье, Chanel и Maison Margiela, Balenciaga и Valentino. Панковская эстетика регулярно появляется на подиумах во время недель моды — всклокоченные волосы, ирокезы, кислотные цвета, характерный макияж.

До стрит-стайла обычно доходят лишь простые и проверенные решения из панковского арсенала. Кожаные куртки с шипами, брюки и куртки, украшенные булавками, рваные чулки, рваные джинсы и куртки, ботинки Dr.Martens, килт или брюки с тартаном, чокеры и нарукавники с шипами, — в мире пост-панка все это обычные вещи. Перечислять все коллекции, вдохновленные панковской эстетикой или посвященные ей по-настоящему, бессмысленно — им нет числа.

Панковская эстетика, появившаяся в качестве протеста, полностью поглощена и адаптирована мейнстримом. Более того, сама философия панковской эстетики принята мейнстримом. Внешний вид панка — это подчеркнуто наплевательское отношение к своей внешности, как символ протеста.

Нарочитая небрежность давно стала обыденностью и регулярно возвращающимся трендом. Красота и элегантность — больше необязательное условие для моды мейнстрима. Полиэтиленовые сумки-пакеты, oversize-куртки, куртки-мусорные мешки, уродливые кроссовки, платья, напоминающие мешок из-под картошки, — панки никогда так не одевались, но, наверняка бы, оценили.

Первые панк-группы в СССР | Около музыки и кино

Эволюция рок-музыки в СССР шла отдельно от запада и с некоторым запозданием, но первые упоминания о панке в Советском Союзе тоже относят нас к 76-му году и к Эстонской республике.

Но понятно, что с звукозаписью у первых советских панков всё было, мягко говоря, не очень хорошо, а потому, от них остались, в основном, воспоминания.

Propeller

Первой же панк-группой записавшей в СССР студийный альбом, была группа из Таллина — Propeller.

Группа была основана в 1978 году и просуществовала около 1,5 лет, после чего была запрещена.

Propeller должны были играть на футбольном матче, но концерт был прерван. Раздосадованная молодежь, раз уж всё равно собралась, решила устроить шествие с переворачиванием машин, битьем витрин и лиц.

Если собрать в Эстонии много людей в одном месте, то скорее всего, некоторые из них начнут выкрикивать фашистские лозунги. Так случилось и на этом шествии.

Разумеется, в фашизме обвинили и Propeller, ну и, следовательно, запретили.

АУ

Впрочем, к этому времени панк-рок уже начал распространяться и по другим городам СССР.

С Эстонией всё вполне логично. Там и Голос Америки лучше ловился, да и Финляндия рядом. В Ленинграде же, вполне логично, что панк-рок первыми заиграли люди из интеллигентных семей.

В Ленинграде, в 1979 году, Андреем Пановым (он же Свин), была основана группа Автоматические Удовлетворители (они же АУ). Сам Панов себя не считал ни интеллигентом, ни панком. Но мы не обязаны соглашаться с ним в терминологии.

Так или иначе, он играл то, что позднее станут называть панком на территории Советского Союза.

Поспорить о вкладе Свина в панк-рок можно в комментариях. Я же здесь отмечу его неоспоримый вклад в пост-панк. Как никак, а Панов привлёк в состав АУ будущую звезду советского пост-панка — Виктора Цоя. Кто знает как сложилась бы карьера Виктора без участия в АУ.

ДК

Москва от Ленинграда, в деле панк-рока, по срокам отставала не сильно. А вот по форме отличалась ещё как.

В 80-м году, Сергеем Жариковым, была основана группа ДК. ДК — это что-то вроде советских The Velvet Underground. Нойз, диссонанс и гиперреализм.

Вот за этот самый гиперреализм, а точнее за «клеветнические измышления на советский строй» на Сергея Жарикова завели уголовное дело, правда, так и не посадили.

Широкой популярности группа не обрела, а вот влияние оказала на огромное количество московских, и не только, музыкантов. Опять место для аналогии с The Velvet Underground.

В составе ДК успело поиграть внушительное количество человек. Одним из них был Сергей Летов, младший брат которого, под впечатлением от ДК, вскоре соберёт свою группу в Омске.

Если статья вам понравилась, то предлагаю посмотреть данный видео ролик:

музыкарокссср

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

Истоки панка » Дни панка

Сообщение от Даррен

В наше время сказать кому-то, что вы поклонник панк-музыки, это все равно, что сказать, что вы живете в Соединенных Штатах. Это не очень конкретно. Что ты имеешь в виду? Ты слушаешь хардкор-панк? Поп-панк? сайкобилли? Анархо-панк? Христианский панк? Поджанры панк-рока столь же многочисленны и разнообразны, как пятьдесят штатов; различия между ними могут быть столь же значительными, как различия между Калифорнией и Огайо. Однако, несмотря на их разнообразие, все эти жанры имеют общего предка в лице панк-рока.

История панк-рока — тема сложная и горячо обсуждаемая, поскольку трудно точно определить происхождение жанра, но есть ряд людей, мест и событий, которые можно с уверенностью включить в канон.

Панк-рок восходит к гаражному року 60-х. Созданный музыкантами, практически не имевшими формального образования, гаражный рок характеризовался игнорированием установленных музыкальных правил. Это отсутствие заботы о строгой структуре дало артистам свободу экспериментировать, что привело к музыкальным инновациям, которые в конечном итоге составили основу панк-рока.

В контексте истории панк-рока Детройт и Нью-Йорк являются священными местами. В конце 60-х и начале 70-х в этих городах родились группы, которые заложили основу для будущего панк-рока. В Детройте MC5 и The Stooges прокладывали себе дорогу своими грубыми текстами и сильными политическими посланиями, в то время как The Velvet Underground ворвались в Нью-Йорк своим смелым экспериментальным звучанием. Эти прото-панк-рокеры проложили путь поколениям музыкантов, стремящихся пойти по их стопам.

В 1970-х годах панк-рок стал самостоятельным жанром. Панк-рок сцена Нью-Йорка была на подъеме. Ramones, Talking Heads, Blondie и другие группы, ставшие столпами истории панк-рока, выступали вместе в таких легендарных клубах, как CBGB, развивая звук и культуру, которые впоследствии определили жанр.

Хотя панк-рок явно имеет глубокие корни в США, было бы святотатством не упомянуть о роли Великобритании в его невероятном росте. В 70-е годы британская экономика была в плохом состоянии; безработица была высока, а молодежь была сердита и недовольна. Эти условия создали идеальную среду для мятежных, политически мотивированных панк-рокеров, чтобы взращивать бурно развивающуюся лондонскую панк-сцену. В 19В 75 году Sex Pistols впервые выступили вживую, а к концу года сформировалось еще несколько панк-групп, которые достигли легендарного статуса, включая Clash, The Slits и The Damned.

К концу 70-х панк-рок взорвался в США и во всем мире. Он начал распадаться на поджанры, которые распадались на свои собственные поджанры, а остальное уже история. Популярность панк-рока нарастала и ослабевала на протяжении десятилетий, но никогда не исчезала полностью. Мы можем быть уверены, что его наследие сохранится и в будущем.

Если вы хотите узнать больше об истории панк-рока, ознакомьтесь с книгой Майкла Греко о панк-рок фотографии, Punk, Post Punk, New Wave: Onstage, Backstage и In Your Face . Возьмите свою копию сегодня и ощутите волнение панк-рок сцены, как никогда раньше, через уникальную и дальновидную линзу Grecco.

  • Амазонка
  • Барнс и Ноубл
  • Книжный магазин
  • IndieBound
  • Книг Миллион
  • Книгохранилище (международные перевозки)
  • Индиго (Канадский розничный продавец)
  • BookTopia (австралийский розничный продавец)
  • Waterstones (розничный продавец в Великобритании)
  • предыдущий
  • следующий

Том Верлен, один из основателей раннего панк-телевидения, умер в возрасте 73 лет

НЬЮ-ЙОРК — Том Верлен, гитарист и соучредитель оригинальной прото-панк-группы Television, оказавший влияние на многие группы, играя в ультра-крутом музыкальном клубе CBGB в центре Нью-Йорка вместе с Ramones, Патти Смит и Talking Heads, умер. Ему было 73 года.

Он умер в субботу в Нью-Йорке в окружении близких друзей после непродолжительной болезни, сообщила Кара Хатчисон из Lede Company, фирмы по связям с общественностью.

«Том Верлен перешел к потустороннему, на что всегда намекала его игра на гитаре. Он был лучшим рок-н-ролльным гитаристом всех времен и, подобно Хендриксу, мог танцевать от сфер космоса до гаражного рока. Это требует особого величия», — написал Майк Скотт из The Waterboys в Твиттере.

Хотя Television так и не добились большого коммерческого успеха, неровная изобретательная игра Верлена в рамках штурма группы с двумя гитарами повлияла на многих музыкантов. В 1977 году Television выпустили свой новаторский дебютный альбом «Marquee Moon», включающий в себя почти 11-минутный заглавный трек и «Elevation», а годом позже — второй альбом «Adventure».

«С тех пор ‘Marquee Moon’ стал чем-то вроде святого Грааля независимого рока. Это оказало явное влияние на таких артистов, как Pavement, Sonic Youth, The Strokes и Джеффа Бакли», — писал журнал Billboard в 2003 году. 0005

Растущая напряженность между Верленом и другим гитаристом Ричардом Ллойдом привела к тому, что Television распались после выпуска второго альбома «Adventure». Группа воссоединилась для записи одноименного альбома 1992 года для Capitol Records и время от времени выступала вживую.

«Мы хотели еще больше упростить все, уйти от театральности шоу-бизнеса блестящих групп, от блюза и буги-вуги», — написал соучредитель телевидения Ричард Хелл в своей автобиографии: «Мне приснилось, что я был очень чистым». Бродяга.» «Мы хотели быть резкими, жесткими и разорванными, такими, какими был мир».

Верлен выпустил восемь сольных альбомов, самым коммерчески успешным из которых стал его второй сольный альбом 1981 года «Dreamtime», который занял 177-е место в чарте альбомов Billboard. Он часто работал аккомпаниатором у бывшей любовницы Патти Смит.

Онлайн-дани включали дань уважения Сюзанне Хоффс и Билли Айдолу, которые сказали, что Верлен создавал музыку, которая повлияла на панк-сцену США и Великобритании.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *