Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Среди живописных портретов, хранящихся в Сергиево- Посадском музее-заповеднике, выделяется ранний в творчестве крупнейшего художника середины XVIII века Алексея Петровича Антропова портрет императрицы Елизаветы Петровны. Он был создан по заказу Троице-Сергиевой Лавры около 1750 года и помещен в парадном зале Царских Чертогов, где и находился два века.Портрет создавался несколькими годами раньше. Елизавета Петровна предстает на нем идеалом монарха. Приветливость выражения лица, легкая улыбка, коснувшаяся губ, согласуется с парадно-торжественной позой и репрезентативностью костюма и окружающих предметов. Блеск алмазов в короне, аграфе и эгрете, сияние золота в скипетре и булаве подчеркивают общественный статус изображенной. Яркая цветовая гамма построена на сочетании оттенков серебристого, золотого, красного, зеленого цветов.
Этот портрет можно увидеть на выставке «Преподобный Сергий-помощник всему государству и государям российским» в музейном комплексе «Конный двор».
Зарицкая Оксана Ивановна,
ведущий научный сотрудник
Сергиево-Посадского государственного
историко-художественного музея-заповедника
museum-sp.ru
«Елизавета Петровна и Москва» в Третьяковской галерее
На выставке представлены живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе личные вещи императрицы, нумизматика, архитектурные эскизы и модели, архивные материалы
Сегодня, 9 декабря, в Третьяковской галерее (Лаврушинский, 12) открывается выставка «Елизавета Петровна и Москва». Это крупнейший историко-художественный проект года, приуроченный к 300-летию со дня рождения в Москве императрицы Елизаветы Петровны (1709–1761), продолжает и завершает выставочную трилогию, посвященную «московскому аспекту» деятельности российских правителей XVIII века («Екатерина Великая и Москва», 1997; «Петр Великий и Москва», 1998). Яркая масштабная экспозиция включает около 400 экспонатов и представляет все этапы жизни Елизаветы Петровны и ее окружения, связанные с Первопрестольной, на широком фоне московского быта середины XVIII века.
«Дщерь Петрова» появилась на свет в царской вотчине Коломенское. Древняя столица для будущей императрицы стала той «малой родиной», где она провела детство и юность, где сформировался ее духовный мир. Особенностью жизни царского двора в Москве, в отличие от Санкт-Петербурга, было непременное посещение служб Кремлевских соборов, многочисленных монастырей, древних святынь. Продолжая вековую традицию русских государей, императрица совершала богомольные походы в Троице-Сергиеву Лавру и Ново-Иерусалимский монастырь.
Многие значимые страницы жизни Елизаветы Петровны — публичные и тайные — связаны с Москвой. Она неоднократно посещала Первопрестольную, в том числе по случаю коронации Екатерины I (1724), во время собственных коронационных торжеств (весна 1742), празднования годовщины подписания «вечного мира» со Швецией (1744). Согласно легенде, в 1742 в сельской церкви в Перове состоялось венчание Елизаветы Петровны с графом А. Г. Разумовским.
В годы правления Елизаветы Петровны (1741–1761) многое делалось для расцвета в Москве банковского дела и мануфактуры, театра и оперы, науки и просвещения. В 1755 был учрежден первый в России Московский университет. Большие усилия прилагались к упорядочиванию московской застройки, благоустройству городской структуры и поддержанию в ней порядка.
Подготовка проекта длилась около трех лет. Была проведена большая исследовательская работа. Обзор «Камер-фурьерских журналов» и периодики тех лет помогли составить «Хронику московской жизни» Елизаветы Петровны. Факты биографии императрицы и ее деяний в Москве обусловили хронологическо-тематическую последовательность построения экспозиции и состав ее разделов: «Младые лета», «Охотничьи забавы», «Коронация», «Государыня и церковь», «Двор и окружение», «Семейство Разумовских», «Малый двор», «Покровительница наук и художеств», «Елизаветинское барокко», «Женский мир императрицы». Выставка разнообразна по составу. В него вошли не только традиционные для коллекции Третьяковской галереи живопись, графика, скульптура, но и произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе личные вещи императрицы, нумизматика, архитектурные эскизы и модели, архивный материал, поступившие из Государственного Исторического музея; Государственного Русского музея; Российского государственного архива древних актов; Музея архитектуры им. А. В. Щусева; Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»; Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века».
Значительное внимание в экспозиции уделено иконографии Елизаветы Петровны. Портретные изображения императрицы, выполненные в разных материалах и техниках, дают представление о ней как о красивейшей женщине на русском престоле в XVIII веке.
Любимым живописцем Елизаветы был работавший при русском дворе французский мастер Луи Каравак (1684–1754). Он имел приоритетное право на изображения Петра I и его семейства, в том числе и маленькой Елизаветы («Портрет цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны», 1717, ГРМ). Авторитет придворного портретиста и, возможно, детская привязанность Елизаветы определили первенство Л. Каравака в исполнении коронационного портрета новой императрицы. Заказ был выполнен так удачно, что иконографический «тип Каравака» был признан официальным изображением Елизаветы Петровны, многократно копировался другими художниками и гравировался. В соответствии с «типом Каравака», его ученик, русский мастер И. Я. Вишняков написал для Сената парадный «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1743; ГТГ).
Значительную роль в создании портретной галереи Елизаветы Петровны сыграл и «гофмалер» Георг Христоф Гроот (1719–1749), немецкий художник, также трудившийся при русском дворе. Он создал несколько «малых портретов-картин», на которых русская императрица предстает в различных образах: полковница Преображенского полка («Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», 1743, ГТГ), знатная дама на балу («Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке», 1748, ГТГ). Образ государыни, любившей «смехи и забавы», трактовался Г. Х. Гроотом в духе рококо.
Третьяковская галерея показывает и малознакомые широкой публике шедевры из своего собрания: уникальный портрет императрицы в цветочном обрамлении, созданный австрийским художником Г. Преннером (1754, ГТГ), камерные изображения работы мастерской П. Ротари и портрет, приписываемый Л. Токе.
Впервые экспонируется поступивший в собрание Галереи в 1975 и только что отреставрированный «Портрет князя М. Н. Волконского» (неизвестный художник 2-й половины XVIII века, ГТГ).
Признанная модница, русская императрица постоянно заказывала наряды в странах Европы. Однако ее платья почти не сохранились — драгоценные ткани перешивали на другие одежды, вплоть до церковных облачений. Тем ценнее украшение экспозиции — платье Елизаветы Петровны, реконструированное реставраторами Исторического музея. На выставке представлены раритеты: золотой медальон с волосами молодой Елизаветы (конец XVIII, Московский кремль), женский арбалет с инициалами императрицы (ГИМ), собственный фарфоровый сервиз (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века») и другие личные предметы императрицы. Впервые за десятилетия хранения в МУАР им. А. В.Щусева экспонируется отреставрированный макет «русского Вифлеема» (А. П. Сумароков) — усадьбы Коломенское.
Архив Древних актов, где собрано практически все документальное наследие императрицы, показывает на выставке образцы подписи Елизаветы Петровны под государственными документами, письма цесаревны родителям, записки Петра I к дочери и другие автографы.
К выставке издан фундаментальный богато иллюстрированный каталог, имеющий самостоятельную научную ценность. Впервые собрана и опубликована хроника жизни императрицы в Москве, а также изданный ею свод «московских указов».
Подготовлена обширная культурно-образовательная программа, включающая лекции, авторские экскурсии, тематические концерты (расписание и подробности на сайте tretyakov.ru).
В рамках программы опубликована детская книга «Сказка о русской императрице Елизавете Петровне и граде Москве» (автор — куратор выставки, зав. отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Л. Маркина; художник — В. Ермолаев), способная увлечь даже ребенка судьбой императрицы, бытом и нравами далекой исторической эпохи.
Гравюры. Коронационный альбом. XVIII век
Выставка продлится до 27 марта 2011 года.
Источник: пресс-релиз ГТГ
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
artinvestment.ru
Фото с вкладок. Афродита у власти. Царствование Елизаветы Петровны [С иллюстрациями]
Атмосфера в семье Петра и Екатерины была теплая и уютная. «Обе царевны принимались плакать, как только с ними заговаривали о замужестве, а принуждать их не хотели»
Император Петр I
Императрица Екатерина I
Цесаревны Анна Петровна и Елизавета Петровна. В письмах к дочерям суровый, всегда занятый Петр преображался: он ласков, весел и заботлив
Елизавета была очень хороша собой и рано поняла, какое завораживающее впечатление на мужчин производит ее красота. В отличие от сестры Анны, она всегда была смелой и не тушевалась в обществе
Портрет цесаревны ребенком. Луи Каравакк, 1710-е гг.
Елизавета Петровна. 1720-е гг.
Петр II и Елизавета были какое-то время неразлучны. У них нашлось много общего — оба изрядные прожигатели жизни, без ума любившие развлечения. Художник В. Серов
В период царствования Анны Иоанновны Елизавета держалась как можно дальше от политики, однако ее имя постоянно присутствовало в политических процессах того времени
Императрица Анна Иоанновна
Анна Иоанновна лично занималась выбором жениха для цесаревны. Перед Елизаветой прошла целая вереница иностранных принцев. Сватов присылал даже персидский шах Надир Афшар
Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме
Вокруг цесаревны собрались только преданные люди, разделившие с ней полуопалу при «большом» дворе императрицы
Мавра Шепелева (в замужестве — Шувалова), «воплощенная болтливость», ближайшая подруга Елизаветы
Будущий канцлер Михаил Илларионович Воронцов — именно он стоял в ночь переворота на запятках саней, везущих цесаревну
Лучше Елизаветы никто не мог ездить верхом, танцевать, петь, даже писать стихи и сочинять песни. Акростих. Автограф императрицы Елизаветы Петровны
Никогда больше Елизавета не стояла перед столь страшным выбором — ведь переворот, как прыжок в воду ночью: что ждет решившегося на такой шаг?
Государственный переворот 25 ноября 1741 г. Старинная немецкая гравюра
Французский посланник де ла Шетарди часто отправлялся по ночам в покои принцессы, и «что как нет никаких признаков тому, что существовали любовные отношения, то должно думать, что пущена в дело политика»
«Хотя ночь [была] темная и мороз великий… шум разговоров и громкое восклицание „Здравствуй, наша матушка императрица Елизавета Петровна!“ — воздух наполняли»
Коронация Елизаветы Петровны отличалась невиданной ранее пышностью. Гравюра
Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны
Маскарад. Из книги «Описание коронации императрицы Елизаветы». Гравюра А. И. Соколова с рисунка Э. Гриммеля. 1744 г.
Решить судьбу Брауншвейгской семьи — стало одной из первоочередных задач императрицы Елизаветы
Принц Антон Ульрих Брауншвейгский. Даже после рождения первенца отношение Анны Леопольдовны к мужу не изменилось: он «весьма тих и в поступках несмел»
Анна Леопольдовна. Драма ее жизни усугублялась тем, что она совершенно не годилась для «ремесла королей» — управления государством
Император Иван Антонович с фрейлиной Юлией фон Менгден. 1740–1741 гг. Отправляясь в ссылку, Анна просила императрицу только об одном: «Не разлучайте с Юлией!»
Силуэты детей Анны Леопольдовны и Антона-Ульриха. Верхний ряд: принц Петр, принц Алексей; нижний ряд: принцесса Елизавета, принцесса Екатерина
Иван Антонович. Гравюра А. Тардье, 1780–1800 гг. Став запретным, имя царя-младенца приобрело невиданную популярность в народе
Холмогоры. Рисунок принцессы Екатерины Антоновны
Очаровательная императрица крепко держала скипетр в своей изящной ручке
Герцог Иоганн Бирон покрыл из казны огромный долг принцессы Елизаветы Петровны, и, вступив на престол, она отблагодарила Бирона, вернув из заполярного Пелыма, куда его заслала Анна Леопольдовна
Граф Бурхард Христофор Миних. Был выслан в Пелым на место Бирона
Граф А. И. Остерман на эшафоте. Он отказал посланнику, который вез сказочные дары, в визите вежливости принцессе. Это была его роковая ошибка
Личный врач императрицы Иоганн Герман Лесток «был единственным близким к Елизавете лицом». Но и он посягнул на власть государыни, попытался диктовать выгодную ему линию. Этого Елизавета не стерпела…
Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. Когда Елизавета узнала об участии преданного канцлера в заговоре против нее, его судили и сослали в деревню
При Елизавете Петровне в работе сыска не произошло принципиальных изменений. А. И. Ушаков — верный слуга «немецких временщиков» — продолжал свою службу и при дочери Петра
С 1731 года у цесаревны начался роман с красавцем Алексеем Разумовским. Нужно отдать должное Разумовскому — он укротил Елизавету, стал ее повелителем почти на два десятилетия!
Елизавета Петровна. Есть множество свидетельств той любви, которая долго связывала императрицу с Разумовским
Алексей Разумовский. Елизавета называла его «друг нелицемерный»
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Перово. Здесь, по легенде, императрица Елизавета Петровна венчалась тайным браком с Алексеем Разумовским
Кирилл Разумовский, младший брат Алексея, просидел в кресле президента Академии наук пятьдесят лет и оказался одним из лучших руководителей за всю ее историю
Табакерка, подаренная Елизаветой А. Г. Разумовскому
Гостилицы — роскошное имение графа Алексея Разумовского. Здесь было все, что нужно для веселой охоты, и пиры здесь не уступали петербургским
Как любили при дворе братьев Разумовских, так ненавидели и боялись братьев Шуваловых — Петра и Александра Ивановичей
Петр Шувалов сумел выдвинуться благодаря двум обстоятельствам — выгодной женитьбе и умению быть царедворцем. Он ценил людей, умевших работать, и, в отличие от Разумовского, сам много работал
Начальник Тайной канцелярии Александр Шувалов был грозою «всего двора, города и всей империи»
Секретная гаубица Шувалова. Артиллерия была любимым делом П. И. Шувалова, и с середины XVIII века стала лучшим видом войск в русской армии
Григорий Теплов, сын истопника, воспитанник знаменитого Феофана Прокоповича, воспитатель Кирилла Разумовского
Генерал-прокурор Сената князь Яков Шаховской
Вид Биржи и Гостиного двора на Малой Неве. Гравюра И. П. Елякова с рисунка М. И. Махаева, выполненного под наблюдением Д. Валериани в 1749 г.
Иван Иванович Шувалов сыграл ключевую роль в истории русской культуры середины XVIII века. Он осуществил несколько «культурных инициатив», за которые в других странах людям ставят памятники
Несмотря на огромную власть, молодой фаворит императрицы Иван Шувалов держался скромно, никогда не афишировал свое положение
Михайло Ломоносов представляется Елизавете Петровне. Идея создания Университета принадлежала Ломоносову, но без Шувалова университет не был бы создан.
Скульптор Федот Шубин. Его «открыл» России никто иной, как Иван Шувалов. У Шувалова было чутье на талантливых людей, и его давно волновала мысль о создании Академии художеств в Петербурге
Правление Елизаветы Петровны — время расцвета русского барокко в его самом нарядном, эффектном итальянском варианте. Этот стиль был как будто специально создан для Елизаветы
Архитектор Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли
Зимний дворец. Парадная лестница. Архитектор Б. Ф. Растрелли
Бальный зал Большого Екатерининского дворца в Царском Селе. Архитектор Б. Ф. Растрелли
Заслуга появления первого профессионального русского театра по праву принадлежит двум людям — актеру Федору Волкову и императрице Елизавете Петровне. Не было другого государя в России, который бы так самозабвенно любил театр
Актер Федор Волков — «отец русского театра»
Драматург Александр Сумароков писал пьесы «под Волкова» — прекрасное творческое содружество
Эскиз театральной декорации, выполненный итальянским художником Джузеппе Валериани. Его декорации превосходили всё, что могли вообразить люди в России того времени!
Природа театра была очень близка императрице, которая всю жизнь разыгрывала спектакль своего царствования. Она наслаждалась и своей игрой, и костюмами, и созданным ею миром вечного придворного театрального праздника
Елизавета Петровна в маскарадном костюме. Художник Г. Гроот
Описание увеселений двора императрицы Елизаветы Петровны
Платья с фижмами. Елизавета Петровна вошла в историю как жесточайший тиран в вопросах моды; она диктовала подданным, как нужно причесываться и во что одеваться
Красавица и прожигательница жизни, Елизавета уделяла пристальное внимание внешней политике. Когда в ходе Семилетней войны состоялся союз России, Австрии и Франции, прусский король Фридрих II сказал, что ему теперь придется воевать против трех нижних юбок
Фридрих II, прусский король.
Императрица Елизавета Петровна
Мария-Терезия, эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Чехии, жена императора Священной Римской империи Франца I
Маркиза Помпадур
Фельдмаршал Степан Федорович Апраксин назначен главнокомандующим армией сразу после объявления Семилетней войны. Войска без всякого его участия разбили пруссаков под Гросс-Егерсдорфом в 1757 году
Петр Семенович Салтыков — победитель прусского короля Фридриха II под Кунерсдорфом в 1759 году, едва ли не единственный заслуженный обладатель звания генерал-фельдмаршала
Взятие ключевой позиции на прусском побережье — крепости Кольберг в ходе Семилетней войны. Художник А. Коцебу, 1852
Детство Фике было обычным для ребенка XVIII века, пусть даже и из княжеского рода. Она не была близка с родителями, но много путешествовала с матерью по Германии
Христиан-Август Ангальт-Цербский, отец Екатерины II
София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая Екатерина II
Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готорп, мать Екатерины II. Увидев ее в 1744 году, Елизавета расплакалась: та была удивительно похожа на своего брата Карла-Августа — давным-давно умершего, но незабытого жениха цесаревны
Цесаревич Павел Петрович. Елизавета забрала его к себе сразу после рождения и уделяла ему много внимания
Великий князь Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна. Петру нужна была не жена, а «поверенная в его ребячествах»
Екатерина II у гроба Елизаветы Петровны. Художник Н. Ге.
Надпись на надгробии Елизаветы Петровны. Автор — М. Ломоносов
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Елизавета Петровна — портрет, биография, личная жизнь, причина смерти, правление
Биография
Елизавета Петровна — российская императрица, ставшая последней представительницей монаршей династии Романовых по женской линии. Она вошла в историю России как веселая правительница, так как имела выраженную страсть к шикарным балам и великосветским развлечениям.
Портрет Елизаветы Петровны / ВикипедияГоды ее царствования не отмечены особо выраженными достижениями, но она умело руководила двором и маневрировала среди политических группировок, что позволило ей удерживаться на троне 2 десятилетия. Тем не менее Елизавета I сыграла важную роль в развитии культуры и хозяйства страны, а также сумела привести русскую армию к нескольким уверенным победам в серьезных войнах.
Детство и юность
Елизавета Петровна родилась 29 декабря 1709 года в подмосковном селе Коломеское. Она стала внебрачной дочерью царя Петра I и Марты Скавронской (Екатерины I), поэтому получила титул царевны только через 2 года после рождения, когда родители вступили в официальный церковный брак. В 1721 году, после восхождения Петра I на императорский престол, Елизавета и ее сестра Анна Петровна получили титулы цесаревен, что сделало их законными наследницами на царский трон.
Елизавета Петровна в детстве / Государственный Русский музейЮная Елизавета была самой любимой дочкой императора Петра, но видела отца редко. Ее воспитанием занимались царевна Наталья Алексеевна (родная тетка по отцовской линии) и семья Александра Меншикова, являвшегося сподвижником Петра Алексеевича.
Они не обременяли будущую императрицу учебой — она основательно занималась только изучением французского языка и выработкой красивого почерка. Также она получила поверхностные знания о других иностранных языках, географии и истории, но они не интересовали цесаревну, поэтому все свое время она посвящала заботе о своей красоте и подбору нарядов.
Елизавета Петровна и ее сестра Анна Петровна / Государственный Русский музейВ молодости Елизавета Петровна слыла первой красавицей при дворе, в совершенстве владела танцами, отличалась находчивостью и изобретательностью. Ее гардероб пополнялся новыми модными нарядами, особенно ей нравились платья, расшитые золотом и серебром (по легенде, к концу жизни количество нарядов Елизаветы достигало 15 тысяч).
Такие качества сделали ее «главным центром» дипломатических проектов — Петр Великий строил планы выдать дочь замуж за Людовика XV и за герцога Орлеанского, но французские Бурбоны отвечали вежливым отказом. После этого портреты цесаревны были отосланы второстепенным немецким князьям, но проявивший интерес к Елизавете Карл-Август Голштинский по прибытии в Санкт-Петербург умер, так и не дойдя до алтаря.
Елизавета Петровна в молодости / Государственный Русский музейПосле смерти Петра Великого и Екатерины Алексеевны хлопоты относительно замужества Елизаветы прекратились. Тогда царевна всецело отдалась развлечениям, увлечениям и увеселениям при дворе, но при восшествии на престол двоюродной сестры Анны Иоанновны была лишена блестящего положения и сослана в Александровскую слободу. Однако общество видело в Елизавете Петровне истинную наследницу Петра Великого, поэтому у нее начали проявляться властные амбиции, и она стала готовиться к исполнению своего права царствовать.
Восхождение на престол
Титул императрицы Елизавета Петровна получила в результате самого «бескровного» государственного переворота 1741 года. Он произошел без предварительного заговора, так как императрица особо не стремилась к власти и не проявляла себя сильной политической фигурой. В момент самого переворота она не имела никакой программы, но была охвачена идеей собственного воцарения, которую поддержали граждане и гвардейцы, выражавшие недовольство из-за засилья иностранцев при дворе, опалы русской знати, ужесточения крепостного права и налогового законодательства.
Портрет Елизаветы Петровны / ВикипедияВ ночь с 24 на 25 ноября 1741 года Елизавета Петровна при поддержке своего доверенного лица и тайного советника Иоганна Лестока прибыла в Преображенские казармы и подняла гренадерскую роту. Солдаты беспрекословно согласились помочь ей свергнуть действующую власть и в составе 308 человек направились к Зимнему дворцу, где царевна провозгласила себя императрицей, узурпировав действующую власть: император-младенец Иоанн Антонович и все его родственники из рода Брауншвейгов были арестованы и заточены в Соловецкий монастырь.
Учитывая обстоятельства восхождения на престол Елизаветы I, первым подписанным ею манифестом стал документ, согласно которому она является единственной законной наследницей престола после смерти Петра II. После этого она провозгласила политический курс, направленный на возврат наследия Петра Великого.
Петр II и Елизавета Петровна / Государственный Русский музейВ тот же период она поспешила наградить своих сподвижников, которые помогли ей взойти на престол: рота гренадеров Преображенского полка была переименована в лейб-компанию, а все солдаты, не имевшие дворянских корней, возведены в дворяне и повышены в чинах. Также все они были награждены землями, которые конфисковали у иностранных помещиков.
Коронация Елизаветы Петровны состоялась в апреле 1742 года. Она прошла с особой пышностью и шиком. Именно тогда 32-летняя императрица раскрыла свою любовь к ярким зрелищам и маскарадам. В период торжественных мероприятий была объявлена массовая амнистия, а люди на улицах пели приветственные оды в адрес новой правительницы, сумевшей изгнать правителей-немцев и ставшей в их глазах победительницей «иноземных элементов».
Правление
Надев корону и убедившись в поддержке и одобрении обществом происшедших перемен, Елизавета I после коронации сразу подписала второй манифест. В нем императрица в грубой форме изложила доказательства незаконности прав на престол Ивана VI и выставила обвинения немецким временщикам и их русским друзьям.
Императрица Елизавета Петровна / Третьяковская галереяВ результате фавориты прежней императрицы Левенвольд, Миних, Остерман, Головкин и Менгден были приговорены к смертной казни, но после правительница решила смягчить им наказание и сослала в Сибирь, чем решила доказать Европе собственную терпимость.
С первых дней на престоле Елизавета I начала восхвалять «петровские деяния» — она восстановила сенат, Главный магистрат, Провиантскую коллегию, Мануфактур- и Берг-коллегии. Во главу этих ведомств она поставила тех представителей общественности, которые были в опале у прежнего правительства или до госпереворота являлись обычными гвардейскими офицерами.
Документальный фильм «Елизавета Единственная: правление дочери Петра»Таким образом, у руля нового правительства страны встали Петр Шувалов, Михаил Воронцов, Алексей Бестужев-Рюмин, Алексей Черкасский, Никита Трубецкой, с которыми в первое время Елизавета Петровна рука об руку вела государственные дела. Елизавета Петровна провела серьезную гуманизацию общественной жизни, смягчила ряд отцовских указов, предусматривающих жесткую кару за взяточничество и казнокрадство, впервые за 100 лет отменила смертную казнь.
Помимо этого, императрица уделила внимание культурному развитию — именно ее приход к власти связывают исследователи с началом эпохи Просвещения, так как в России была проведена реорганизация учебных заведений, расширена сеть начальных школ, открыты первые гимназии, основан Московский университет и Академия художеств.
Паломничество Елизаветы Петровны в Новый Иерусалим / ВикипедияСовершив первые шаги во внутренней политике, императрица посвятила себя придворной жизни, интригам и увеселениям. Царица не скрывала интерес к регулярным маскарадам и балам. Императрице шел мужской наряд, поэтому она часто устраивала гуляния с переодеванием гостей: мужчин в женские костюмы, а женщин в мужские. Любовь к светской жизни сочеталась в характере царицы с большой набожностью. Елизавета Петровна известна тем, что регулярно устраивала пешие паломничества в крупные монастыри.
Управление империей сразу перешло в руки ее фаворитов — Алексея Разумовского и Петра Шувалова. Существует версия, что Разумовский был тайным мужем Елизаветы Петровны, но при этом был очень скромным человеком, старавшимся держаться подальше от большой политики. Поэтому Шувалов в 1750-е годы практически самостоятельно руководил страной.
Портрет Алексея Разумовского / ВикипедияВсе же достижения Елизаветы I и итоги ее правления нельзя назвать для страны нулевыми. Благодаря ее реформам, проведенным по инициативе фаворитов, в Российской империи была отменена внутренняя таможня, что ускорило развитие внешней торговли и предпринимательства.
Также она усилила привилегии дворян, детей которых с самого рождения записывали в государственные полки, и к моменту службы в армии они были уже офицерами. Собственным указом императрица предоставила права помещикам решать «судьбу» крестьян — им разрешалось продавать людей в розницу, ссылать их в Сибирь. Это вызвало более 60 крестьянских восстаний по всей стране, которые императрица подавила крайне жестоко.
Елизавета Петровна в Царском Селе / Третьяковская галереяЕлизавета Петровна в годы царствования создала новые банки в стране, развила мануфактурное производство, что неторопливо, но верно наращивало экономический рост в России. Также она провела мощную внешнюю политику — на счету императрицы две победы в войнах (Русско-шведская и Семилетняя), которые восстановили подорванный авторитет страны в Европе.
С деятельностью императрицы связано появление именного стиля в архитектуре — Елизаветинского барокко. При Елизавете в Санкт-Петербурге были отстроены Зимний дворец, деревянный Летний дворец, который впоследствии был снесен, завершено строительство Екатерининского дворца в Царском Селе, перестроены резиденции Петра I в Стрельне и Петергофе. Возведение зданий осуществлялось под руководством придворного архитектора итальянского происхождения – Бартоломео Франческо Растрелли.
Личная жизнь
Личная жизнь Елизаветы Петровны не сложилась с юности. После провальных попыток Петра Великого «удачно» выдать дочь замуж царевна отказалась от официального брака, предпочтя ему разгульную жизнь и увеселения. Существует версия, что императрица все же была в тайном церковном браке с фаворитом Алексеем Разумовским, но никаких бумаг, подтверждающих этот союз, не сохранилось.
Портрет Ивана Шувалова, фаворита Елизаветы Петровны / ЭрмитажВ 1750-е годы правительница завела нового фаворита. Им стал друг Михаила Ломоносова Иван Шувалов, который был начитанным и образованным человеком. Не исключено, что под его влиянием Елизавета Петровна занималась культурным развитием страны. После смерти правительницы он попал в опалу у нового правительства, поэтому в годы правления Екатерины II был вынужден скрываться за границей.
После смерти императрицы при дворе ходила масса слухов о тайных детях Елизаветы. В обществе считали, что у императрицы был внебрачный сын от Разумовского и дочь от Шувалова. Это «возродило» массу самозванцев, считавших себя царскими детьми, самой известной из которых стала княжна Тараканова, именуемая себя Елизаветой Владимирской.
Смерть
Смерть Елизаветы Петровны наступила 5 января 1762 года. На 53-м году жизни императрица скончалась от горлового кровотечения. Исследователи отмечают, что еще с 1757 года здоровье правительницы стало на глазах ухудшаться: у нее были выявлены эпилепсия, одышки, частые носовые кровотечения, отечности нижних конечностей. Ей пришлось сократить придворную жизнь, отодвинув пышные балы и приемы на второй план.
Памятник императрице Елизавете Петровне в Балтийске / ВикипедияВ начале 1761 года Елизавета I перенесла тяжелую бронхопневмонию, которая приковала ее к кровати. Последний год жизни императрица сильно болела, у нее постоянно возникали приступы простудной лихорадки. Перед смертью у Елизаветы Петровны возник упорный кашель, который привел к сильному кровотечению из горла. Не справившись с болезнью, императрица скончалась в собственных покоях.
5 февраля 1762 года тело императрицы Елизаветы с почестями было захоронено в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Наследником Елизаветы I стал ее племянник Карл-Петер Ульрих Голштинский, который после провозглашения императором был переименован в Петра III Федоровича. Исследователи называют этот переход власти самым безболезненным за все правления в XVIII веке.
Память
События биографии Елизаветы Петровны нередко становились сюжетной канвой для ряда исторических романов, посвященных эпохе XVIII столетия. Среди популярных литературных произведений, где встречается имя императрицы, числятся романы Нины Соротокиной и Валентина Пикуля «Слово и дело» и «Пером и шпагой».
Наталья Сайко в роли Елизаветы Петровны (кадр из сериала «Михайло Ломоносов»)В кинематографе Елизавета Петровна становилась героиней фильмов «Михайло Ломоносов», «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!», «Фаворит», «Екатерина», «Великая». Российскими исполнительницами, воплощающими на экране образ царицы, были Наталья Сайко, Елена Цыплакова, Наталья Гундарева, Юлия Ауг, Наталья Суркова. За границей роль королевы играли Тина Латтанци, Ванесса Редгрейв, Жанна Моро.
24smi.org
Портреты Елизаветы I Тюдор | Блогер FleurForsyte на сайте SPLETNIK.RU 30 октября 2014
Опубликовано пользователем сайта
Красота FleurForsyteДобрый день,дорогие сплетницы!
Сегодня мне захотелось поделиться портретами королевы Елизаветы I-королевы Англии и королевы Ирландии с 17 ноября 1558, последней из династии Тюдоров. Портретов очень много. Признаться,меня они просто завораживают,могу смотреть бесконечно!Наряды королевы-это нечто гениальное!!!Сколько различных узоров,деталей.
К сожалению,не у всех картин известны авторы (или я их просто не нашла), поэтому заранее прошу прощения)
«Хэмпдонский» портрет Елизаветы I Тюдор /Стивен ван дер Мьюлен
Queen Elizabeth, c.1575-1578.
Attr. to Nicholas Hilliard.
«The Pelican Portrait», c. 1575.
Attr. to Nicholas Hilliard.
«The Phoenix Portrait», c. 1575.
Attr. to Nicholas Hilliard.
«The Darnley Portrait», c. 1575.
Attr. to Federico Zuccaro.
Queen Elizabeth I, c.1 580.
Artist Unknown.
И буквально несколько кадров из различных фильмов о королеве Елизавете.
Божественная Кейт Бланшетт: фильмы «Елизавета» и «Золотой век»
Энн-Мари Даф в мини-сериале «Королева-девственница»
Хелен Миррен в фильме «Елизавета I»
А также гениальная Джуди Денч в «Влюбленном Шекспире»
Спасибо за внимание:)
Оставьте свой голос:www.spletnik.ru
Портрет Елизаветы Петровны — Виртуальный Pусский музей
Елизавета I Петровна (18/29 декабря 1709–25 декабря 1761/5) — российская императрица (с 1741). Незаконнорожденная дочь Петра I и Марты Скавронской, поэтому при официальном рассмотрении вопроса о престолонаследии в 1725-1730 никогда не рассматривалась как одна из претенденток. При поддержке гвардии осуществила государственный переворот, в ходе которого свергла Ивана VI и правительницу-регентшу Анну Леопольдовну. Царствовала с 25 ноября/6 декабря 1741 по 25 декабря 1761/5 января 1762. С правлением Елизаветы Петровны связан приход в Россию эпохи Просвещения и реорганизация военно-учебных заведений. В 1744 году вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758). В 1755 году по инициативе И. И. Шувалова основан Московский университет, а в 1757 году — Академия художеств. Оказывалась поддержка М. В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры. В 1756 году подписала указ о создании императорского театра. Огромные средства выделялись из казны на обустройство царских резиденций. Придворным архитектором Растрелли были выстроены Зимний дворец, служивший с тех пор главной резиденцией российских монархов, и Екатерининский в Царском Селе. Основательно перестроены были петровские резиденции на берегу Финского залива — Стрельна и Петергоф.
Портрет исполнен в мастерской М. В. Ломоносова, который во второй половине 1740-х начал работать как технолог по стеклу и художник-мозаичист. Открыв для себя мозаики в Софийском соборе Киева и храмах Новгорода, ученый в течение многих лет искал секрет изготовления смальт (цветные стекловидные массы разнообразных оттенков). В первой в России химической лаборатории он разработал технологию и технику производства смальт, а с начала 1750-х приступил к творческой практике, для набора он пользовался смальтами довольно крупного размера. Мозаичный портрет Елизаветы Петровны отличается изысканной полихромностью, в нем блестяще передана фактура предметов, мягкость тканей. Муаровая лента ордена святого Андрея Первозванного состоит из умело подобранных голубых, лазоревых, синих смальт.
rusmuseumvrm.ru
Вигилиус Эриксен. Портрет Елизаветы Петровны — Энциклопедия Царского Села
Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь.
Михаил Ломоносов
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Вигилиус Эриксен
1757 год
Холст, масло
ГМЗ Царское Село
Вигилиус Эриксен (1722—1782) – датчанин на службе русского двора
Художник Вигилиус Эриксен родился в Дании, учился живописи в Копенгагене, в начале и конце творческого пути жил на родине, но свои лучшие произведения ему было суждено написать в России. С 1766 года при Екатерине Великой Эриксен занимал должность придворного живописца, создавая искусные портреты, как самой императрицы, так и представителей русской знати. И хотя картины этого мастера стоили очень дорого, да и сам он был в большом почете при дворе, но жить в России вечно, по всей видимости, не собирался, и поэтому в 1772 году отчалил на родину. А приехал Вигилиус Эриксен в Петербург за пятнадцать лет до того, еще в бытность Елизаветы Петровны, в 1757 году, и в тот же год написал портрет прекраснейшей из всех императриц.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Эскиз
Вигилиус Эриксен
около 1758 года
Холст, масло
Государственный Эрмитаж
Портрет Елизаветы Петровны (1757) в собрании ГМЗ «Царское Село»
Один из современников по имени Якоб Штелин рассказывает любопытную историю создания этого портрета, согласно которой Эриксен в 1757 году присутствовал на публичном обеде в честь кавалеров ордена Андрея Первозванного, где и увидел императрицу. Далее «он встал напротив, долго смотрел на ее величество, и дома тотчас набросал портрет, который имел большое сходство». Очевидец также сообщает, что «позднее портрет забрали ко двору и вернули обратно со словами, что ее величество однажды хотела бы видеть художника для завершения последнего». Таким образом, получается, что Эриксен набросал всего лишь эскиз, который чрезвычайно понравился императрице, и она дала художнику позднее несколько сеансов. Получившийся в итоге портрет находится сегодня в собрании Государственного Музея-Заповедника «Царское Село» и является единственным прижизненным изображением Елизаветы в коллекции музея.
Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе
Е. Е. Лансере
1905 год
Бумага на картоне, гуашь
Государственная Третьяковская Галерея
Елизавета I (1709—1761) – «Великая Петрова дщерь»
Елизавета родилась в год Полтавской победы – 1709, и была она дочерью Петра Великого и Марты Скавронской (впоследствии императрицы Екатерины I). Уже с детства она отличалась особенной красотой, и ей прочили замужество за французским королем Людовиком XV, однако тот факт, что цесаревна родилась до официального брака родителей, очень сильно смущал династию Бурбонов, да и не знали они тогда, что судьба уготовила Елизавете гораздо лучшую долю – самодержицы всероссийской. После смерти Петра Великого и чехарды довольно слабых и непопулярных правителей, восшествие ее на престол в 1741 году было связано с определенными надеждами на продолжение политики ее прославленного родителя, и надо сказать, что надежды эти Елизавета не обманула. Ей было 32 года, когда она оказалась у власти, и ее женская привлекательность, грациозность и жизнерадостность по-прежнему оставались при ней.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Эскиз
Вигилиус Эриксен
около 1758 года
Холст, масло
Государственный Эрмитаж
«Своенравная русская барыня…, не спускавшая глаз с самой себя»
Так иронично и метко характеризует личность Елизаветы историк Ключевский, хотя в его остроумных оценках есть некоторая доля предвзятости. Да, «прекрасная Елисавет» слыла прожигательницей жизни, любительницей нарядов, искусницей в танцах, но она была далеко не глупа, имела проницательный ум, и все решения, касающиеся интересов государства, принимала чрезвычайно осторожно. Елизавета была вовсе не так проста и легкомысленна, какой хотела иногда казаться.
Но рассуждать обо всем этом, находясь у портрета Эриксена, нам не приходится, поскольку художник создает не столько изображение правительницы огромной империи, сколько образ красивой и утонченной женщины. Портрет полупарадный, и здесь нет того огромного набора регалий, который присущ парадным изображениям, но зато отсутствие лишнего официоза сообщает ему некоторую теплоту и задушевность. Императрица усыпана бриллиантами, но меру в них она знает – чувство стиля и элегантности всегда при ней. Малая корона на голове, серьги, звезда и знак ордена Андрея Первозванного – все это создает драгоценную огранку ее красоте.
Декольте императрицы украшает так называемый пластрон – ювелирное изделие тончайшей работы модного в то время мастера Иеремии Позье. Роскошь и богатство тканей можно оценить, глядя на одно из платьев Елизаветы, коих было у нее превеликое множество. В руках она изящно держит веер, разворот фигуры грациозен, кожа бела, на щеках легкий румянец, лента в волосах подобрана к цвету глаз – иными словами, все в этом портрете говорит о той изысканности и утонченности, которую так часто подчеркивают в Елизавете ее современники. Эриксен, безусловно, не психолог, но он наблюдателен, и он воспевает все то лучшее, что есть в его модели. Конечно, такой портрет не мог не понравиться 47-летней моднице-императрице.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны (фрагмент)
Вигилиус Эриксен
1757 год
Холст, масло
ГМЗ Царское Село
Секреты волшебной кисти
Оценив особенности внешнего облика Елизаветы Петровны, стоит теперь обратить внимание, какими же средствами художник создает этот образ, тем более что с живописной точки зрения портрет выполнен на самом высоком профессиональном уровне. Весь этот блеск драгоценных камней, фактура роскошных тканей, тончайшие переливы муаровой ленты написаны очень легко, виртуозно и, главное, эмоционально. Складки платья Эриксен дает сочными широкими мазками, в то время как тончайшее кружево кажется полупрозрачным благодаря легким и едва заметным прикосновениям кисти. Считается, что именно манера Эриксена и его высокая живописная техника повлияли на становление такого значительного русского портретиста XVIII века как Федор Рокотов.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны (фрагмент)
Вигилиус Эриксен
1757 год
Холст, масло
ГМЗ Царское Село
© проект SpbStarosti
tsarselo.ru