Портреты боровиковского фото – Портрет Лопухиной и другие женские портреты художника Боровиковского

Портрет Лопухиной и другие женские портреты художника Боровиковского

Прошло более двух веков с тех пор, как был написан портрет М.И. Лопухиной. Менялись поколения, художественные стили и вкусы, но портрет, который создал В. Боровиковский, до сих пор остаётся притягательным и загадочным.

Поспешите в Третьяковскую галерею, и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи. Портрет влечёт к себе взглядом карих глаз девушки, направленным куда-то, скорее всего, в себя. В нём грусть и разочарование, она задумчива, её мысли будто обращены в далёкую, но она уже знает, несбыточную мечту. Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. Ясное лицо девушки, нежная фарфоровая кожа, плавная грация позы и всё внешнее благополучие не могут скрыть от такого гениального художника, как Боровиковский, глубокой внутренней печали.

А Владимир Лукич умел чувствовать чужое настроение и характер, тем более у такой ещё юной особы (М.И. Лопухиной исполнилось в это время 18 лет). Мария Ивановна была дочерью графа Ивана Андреевича Толстого, генерал-майора Семеновского полка, предводителя Хологривского дворянства и Анны Федоровны Майковой.


портрет Лопухиной

Машенька вышла замуж за егермейстера С.А. Лопухина, и как говорили, была несчастлива в браке, с мужем не было эмоционального единства. Детей в семье тоже не было, а через шесть лет после замужества, она умерла от чахотки, весьма распространённой болезни того времени. Похоронили Марию Ивановну в родовой усыпальнице Лопухиных, в Спасо-Андронниковском монастыре в Москве, в котором теперь музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.


Она давно прошла – и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.

В портрете прелесть юности, обаяние женственности, но в нём есть и сложность противоречивых чувств девушки, которая ему позировала. Боровиковский писал портрет так, как чувствовал свою модель. От девушки будто исходит сияние чистоты. Белое платье с нежным серо-голубым оттенком напоминает греческий хитон. Тёмно-голубой пояс, охвативший стройный девичий стан, воздушная дымка, смягчающая чёткие линии, – вся палитра создаёт нежность и воздушность, подчёркивает обаяние юности.

В портрете легко ощущается тишина и прохлада парка, а также кажется, что движения модели в этот день были плавными и даже немного замедленными. Изображение выходило не бестелесным, но и не плотским, в нём ощущается идея возвышенности. Писал ли Боровиковский ту Машеньку, которую видел и чувствовал, или сообщил портрету кое-что из собственных ощущений? Возможно, художник видел перед собой прекрасный идеал женщины своей души, и сблизил его с моделью, трудно сказать.

Лопухина изображена на фоне русского национального пейзажа, конечно здесь много условного и декоративного — колосья ржи, васильки, стволы берёз, поникшие бутоны роз. Склонённые колоски перекликаются с плавным изгибом фигуры Лопухиной, голубые васильки – с шёлковым поясом, белые берёзки мягко отражаются в платье, а душевное состояние — с поникшими бутонами роз. Может быть увядающей розой рядом с прекрасным образом девушки художник наводит нас на размышления о бренности и красоты, и жизни.

Весь мир природы, как часть души девушки, слияние контуров, палитра природы и женского образа создаёт единый гармонический образ. Этим портретом восхищались и современники художника, а затем и потомки следующих поколений. Именно потому, что мы с каким-то внутренним смущением души долго и молча стоим, любуясь образом девушки, можно сказать, что мы стоим перед великим произведением искусства.


Художник Боровиковский

Боровиковский, Владимир Лукич

В.Л. Боровиковский в русском искусстве XVIII века был одним из гениальных художников. В 1788 году в декабре он приехал в Санкт-Петербург из Миргорода. Об этом, как и обо всех приезжающих в то время, было доложено самой Екатерине, которая была крайне обеспокоена назревавшей во Франции революцией, а кроме того, частенько вспоминала так напугавший её пугачёвский бунт.

Но прежде чем приехать Боровиковский был всего-навсего способным иконописцем, и работал подобно своему отцу – писал иконы. Изредка миргородцы заказывали ему написать их портреты, украшая свои дома собственными изображениями. Вот за этим занятием и приметил его поэт В.В. Капнист, предводитель киевского дворянства.

Владимира Лукича привлекли к оформлению здания для приема императрицы во время её южного путешествия. Когда он прекрасно справился с непривычной для него темой, в которой ему пришлось писать огромные панно с аллегорическим сюжетом для прославления государыни, В.В. Капнист и его свояк Н.А. Львов предложили ехать в столицу, дабы совершенствоваться в искусстве.

Здесь ему посчастливилось быть учеником самого Левицкого, но всего лишь несколько месяцев. Затем он получил несколько уроков живописи у портретиста Лампи, приехавшего из Вены по приглашению Потёмкина. Во всей видимости, иностранный художник сумел увидеть в молодом Боровиковском талант живописца, так как впоследствии он много сделал для официального признания своего ученика.

Лампи писал портреты, придавая своим моделям внешний блеск, не заботясь о передаче характера на портрете, так как знал, что его чаще всего лучше скрыть, да и сами модели будут довольны, если их алчность или жестокость, тщеславие или агрессивность будет не замечена.

В. Боровиковский в 1795 году получил звание академика, в 1802 году стал советником Академии, причем, не учившись в ней. А всё потому, что в пору его молодости и даже зрелости в Академию принимали лишь в детском возрасте. Только в 1798 году получили доступ в Академию взрослые ученики, для которых, благодаря настойчивости архитектора Баженова, были открыты бесплатные рисовальные классы.


Женские образы в портретах художника Боровиковского

Лизынька и Дашинька

Один за другим выходили из-под кисти Боровиковского портреты. И в каждом из них видна человеческая душа. Среди них много мужских портретов, в том числе и императора Павла. Все они по характеру сложны и противоречивы, как впрочем, и сами модели. В женских портретах больше лирики, обаяния, нежности. В этих портретах художнику удавалось гармонически сочетать человека, а вернее сказать его душу, с природой. Художник наполнял образы своих моделей глубиной чувств и необычайной поэтичностью.

Но с годами художник ощущал, что писать ему становится всё труднее и труднее. В. Боровиковский, религиозный и по характеру робкий и замкнутый, в конце жизни вновь возвращается к тому, с чего начинал – к религиозной живописи и иконописи.


Портрет Нарышкиной художника Боровиковского

Портрет Е.А.Нарышкиной

За два десятилетия художник написал великое множество придворных портретов, но так и остался «маленьким» и одиноким человеком, не усвоив в себе ни облика, ни привычек придворного художника. В конце 1810-х годов один из его учеников написал портрет Боровиковского, в котором, как и его учитель, сумел заглянуть в душу. На портрете изображён человек, мучимый неразрешимой загадкой, которая угнетала и угнетает его всю жизнь…

Незадолго до смерти он работал над убранством церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, где затем и был похоронен в возрасте 67 лет.

А портрет М.И. Лопухиной ещё долгое время хранился у ее племянницы, Прасковьи Толстой – дочери, брата Марии Ивановны, Федора Толстого. Для всего семейства это была семейная реликвия. Когда Прасковья стала супругой московского губернатора Перфильева, у него в доме и увидел этот портрет создатель национальной галереи живописи и коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Портрет был куплен им, и впоследствии стал подлинной жемчужиной Третьяковской галереи.

mylitta.ru

Владимир Боровиковский: портреты, биография

Картины Боровиковского

Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород – 1825, Санкт-Петербург), – русский живописец, портретист, миниатюрист, иконописец; представитель сентиментализма. Владимир Боровиковский внес в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений, утверждение морального долга человека перед обществом и семьей.

 

Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма. Владимир Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Боровиковского, особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. С наибольшей полнотой идеал чистой, поэтически возвышенной души, способной на глубокие чувства и переживания, был воплощён художником в «

Портрете М. И. Лопухиной» (1797). Мягкая и нежная грусть, томная меланхолия пронизывают всю художественную ткань произведения.

С 1800-х гг. Владимир Боровиковский испытал влияние классицизма («А. Б. Куракин», 1801-02).

 

Биография Боровиковского

В 1787 году Екатерина II направлялась через Украину в недавно присоединенный к Российской империи Крым. На пути ее следования возводились всякого рода пышные сооружения и дворцы. Один из них декорировал приписанный к Миргородскому полку сын мелкого казачьего старшины Владимир Лукич Боровиковский. По преданию, императрица похвалила украшение дворца, и на полученный гонорар художник смог в декабре 1788 года поехать в Петербург. В Петербурге Владимир Боровиковский поселился в доме Н. А. Львова, архитектора, поэта, одного из образованнейших людей того времени. Львов верил в незаурядный талант украинского мастера и способствовал получению им заказов. Львов помогал Владимиру Боровиковскому понять петербургскую художественную жизнь. Ведь молодой живописец, подобно своему отцу и братьям, писал до той моры лишь иконы да в чем-то близкие к иконам «парсунные» портреты видных миргородских казаков. Теперь начался процесс освоения живописной культуры и в этом ему помог художник Лампи-отец, оказывавший Боровиковскому всяческое содействие. Нравилась Владимиру Боровиковскому живопись Виже-Лебрен и Вуаля и, вероятно, Левицкого, портрет которого он написал. Но никаких «цитат», подражания даже в ранних петербургских работах художника нет.

Где-то к середине 90-х годов Владимир Боровиковский выдвигается в первые ряды русских портретистов. Перед нами зрелый, умудренный мастер. Об этом свидетельствует исполненный им портрет Екатерины II. Владимир Боровиковский показал императрицу, прославленную в чеканных, громоподобных одах стихотворцев, в облике «уютной, пожилой женщины в салопе». В обществе того времени нарождалась, еще, правда, очень робко, потребность в искусстве личном, в портрете более камерном по сравнению с прежним показным, парадным. Творчество Боровиковского, пожалуй, скорее, завершает линию портрета XVIII века, чем открывает новый этап развития. Но нетрудно заметить и его отличия от предшественников. Портрет Боровиковского тяготеет к более непосредственной эмоциональности. Можно говорить об определенном родстве его живописи (в частности, ряда женских портретов) с поэзией русского сентиментализма. Вспомним ли мы портрет М. Лопухиной (1797) или портрет Е. Нарышкиной (1799), мы увидим, как привязан Владимир Боровиковский к «прекраснодушной чувствительности». Его миловидные героини почти всегда томятся в неясных ожиданиях, чуть меланхоличны. Но они и доверчивы и душевны. Фигуры на портретах почти скульптурно выделяются на фоне пейзажа, смягченного бликами рассеянного света, порой чуть загадочного (таков, например, портрет Скобеевой). Художник мастерски пишет сияние драгоценностей, блеск атласных и шелковых тканей. Но живопись его носит часто несколько приглушенный характер, цвет как бы «обволакивает» дымкой изображенный предмет. И оттого не возникает ощущения холодной демонстрации богатства.
Владимир Боровиковский всегда смотрит с неким умилением на своих героев. Он их старается видеть такими, какими они должны были бы быть. Конкретность, чувственность переплетаются с идеальными представлениями о добре и прекрасном. Эти свойства есть и в парадных, но своим функциям портретах Павла 1 (1800), А. Б. Куракина (1801). Полотнам Боровиковского присуща известная повторяемость приемов.
Владимир Боровиковский работал и всю первую четверть XIX столетия. Но в ту пору в портрете приобретают большее значение иные тенденции и, прежде всего, романтические, связанные с творчеством Ореста  Кипренского. Портреты Боровиковского в эти годы становятся более характерными, но вместе с тем часто теряют поэтическое обаяние. Несколько рационалистическая линейность, к которой порой стремится художник, явно не сродни его дарованию. Пишет он большие иконы для Казанского собора, в чем-то напоминающие его парадные портреты. В последние годы художник живет в кругу мистических интересов. Он сближается с так называемым «Духовным Союзом» Е. Ф. Татариновой. Однако на творчестве его эти увлечения существенно не отразились.
Неровный, но искренний мастер Боровиковский был художником огромного масштаба. Он определил своим творчеством целую эпоху в истории русского портрета и живописи в целом. Противоречия его метода мы не можем рассматривать механически как «недостаток». Они определялись его отношением к жизни, взглядом на людей как носителей добра, чуждых всякому злу. Его портреты и сейчас привлекают не только блеском мастерства, но и лиричностью чувств, своей неповторимой эмоциональной интонацией.


Из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1971 г.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Холст, масло. 94,5×66 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797. Холст, масло. 72×53,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Холст, масло. 266×202 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет неизвестной в голубой шали. 1795

Портрет Муртазы-Кули-хана. 1796

Портрет Марии Николаевны Яковлевой. 1812

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. 1810. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Екатерины II

Портрет Е.В.Родзянко. 1821. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Портрет Дарьи Алексеевны Державиной. 1813. Холст, масло

Портрет графа Л.К.Разумовского. 1800-е

Портрет генерал-майора Фёдора Артемьевича Боровского. 1799. Холст, масло

Портрет Г.Р.Державина. 1811

Портрет великой княжны Марии Павловны. Холст, масло

Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь. 1812

Портрет А.П.Дубовицкого. Между 1816 и 1821

Портрет А.И.Васильева. 1794

Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских. 1814

Образ святителя Димитрия Ростовского. 1825

Мужской портрет

Лизынька и Дашинька. 1794

Иов и его друзья. Конец 1810-х

Зима в виде старика. Холст, масло

Еванглист Матфей

Христос со сферой

Портрет Павла I, российского императора. 1796

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

  • Нер, Арт ван дер (Neer, Aert van der) (1603/4 — 1677) Для истории европейской культуры Голландия XVII века — это не т…

    2019-11-08

  • Творчество Карла Гуна (1830—1877) Крамской Иван Николаевич. Портрет К.Ф.Гуна. 1878 В 1863 году в русской ху…

    2019-06-24

  • Ян Сиберехтс (1627—1700) Во второй половине XVII века, когда большинства крупных мастеров, составивших…

    2019-06-17

  • Кес  Ван Донген (1877—1968) Кес (Корнелис) Ван Донген, сын голландского пивовара, приехал в Париж в 1…

    2019-02-10

  • Творчество Клода Лоррена (1600—1682) «В Дрездене, в галерее есть картина Клода Лоррена, по каталогу …

    2018-11-21

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Боровиковский Владимир русский художник, картины

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.) — русский художник (украинского происхождения), мастер исторической и портретной живописи.

Владимир Лукич был сыном небогатого дворянина, в молодости он состоял на военной службе, но оставил ее в чине поручика и поселился в своем родном городе — Миргороде (Полтавская губерния). Его отец и два брата были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Владимр Лукич тоже взялся за написание икон, но кроме них он писал и портреты, в стиле немного наивной живописи, которая имела широкое  распространение на Украине в то время.

Выбраться из провинции талантливому художнику помог интересный случай. В 1787 году путь Екатерины II на юг России лежал через Миргород. Местное дворянство заказало у В.Л.Боровиковского несколько работ, которые были размещены в комнатах дома. На холстах были изображены аллегорические сцены с участием императорских особ. Императрица советовала художнику ехать в Петербург. Так он и сделал, но поступить в Академию Художеств Владимиру Лукичу не удалось из-за возраста.

С 1792 года Боровиковский брал уроки у И.Б.Лампи (австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II) и Д.Г.Левичкого. В 1795 году Владимиру Лукичу присвоено звание академика, а в 1802 году — советника Академии Художеств. Он стал модным портретистом, многие высокопоставленные особы желали быть изображенными кистью известного мастера.

Как художник В.Л.Боровиковский был трудолюбив и скрупулезен. В серии женских портретом наиболее ярко раскрылся его талант: они не так пышны, как мужские, небольшие по размерам, сходны по композиционному решению, но их объединяет нежное душевное чувство и тонкость в передаче характеров.

Так случилось, что ни Боровиковский В.Л., ни его учитель Лампи И.Б. не оставили описания своих технических приемов живописи. Также известно, что Владимир Лукич был левша.

 

Дети с барашком

 

Екатерина II на прогулке в Царском парке

 

Лизонька и Дашенька

Портрет А.В.Поликарпова

 

Портрет Великой Княжны Александры Павловны

Портрет Великой Княжны Елены Павловны

Портрет А.Б.Куракина в одеянии кавалера Мальтийского Ордена

Портрет А.Г. и А.А.Лобановых

Портрет А.И.Безбородко с дочерьми

Портрет А.Б.Дубовицкого

Портрет Великой Княгини Марии Павловны

Портрет Великой Княгини Марии Федоровны

Портрет Великой Княжны Анны Павловны и Великого Князя Николая Павловича, детей императора Павла I

Портрет вице-канцлера

Портрет генерал-майора Ф.А.Боровского

Портрет Д.А.Державиной

Портрет Е.А.Архаровой

Портрет Е.А.Нарышкиной

Портрет Е.Г.Потемкиной

Портрет Е.Н.Арсеневой

Портрет княгини М.И.Долгорукой

Портрет князя Г.С.Волконского

Портрет М.И.Лопухиной

Портрет мореплавателя Ю.Ф.Лисянского

Портрет Муртазы Кули-хана

Портрет Н.А.Толстого

Портрет Павла I в белом далматике

Портрет поэта Г.Р.Державина

Портрет сестер А.Г. и В.Г.Гагариных

Портрет торжсковской крестьянки Христиньи

Расцвет искусства Боровиковского В.Л. был недолгим — чуть более дсятка лет на рубеже XVIII-XIX вв., — но прекрасным. В 1810-х гг. его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского угасло, уступая место молодым мастерам. Старость Боровиковского была безрадостной: будучи одиноким человеком, довольствуясь узким кругом друзей, он теперь совсем стал нелюдимым. Он начал увлекаться мистицизмом, но и это не принесло ему радости. В конце жизни Владимир Лукич не писал портретов, а занимался только религиозной живописью.

Например, в Казанском Соборе Санкт-Петербурга сохранились прекрасные работы Боровиковского в этом роде: «Благовещение», «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий». Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Александр Невский

Архангел Гавриил

Благовещение

Бог Отец, созерцающий мертвого Христа

Богоматерь с младенцем

Евангелист Иоанн

Евангелист Лука

Евангелист Марк

Евангелист Матфей

Иосиф с младенцем Христом

Портрет отца Михаила Десницкого

Притча о мудрых и неразумных девах

Распятие

Святая Екатерина

Спас нерукотворный

Товий с ангелом

Христос с окружении ангелов

Царь Давид

  Боровиковский В.Л. воспитал двух учеников, одним из которых был А.Г.Венецианов, перенявший от своего наставника тонкое, поэтическое восприятие мира.

Лучший ремонт и дизайн для вашей квартиры сделают специалисты компании remontsrem. Обращайтесь уже сейчас и вы не разочаруетесь.

art-assorty.ru

Галерея картин известного русского художника

Боровиковский Владимир 1825г
Боровиковский Владимир Лукич — [24.7(4.8).1757, Миргород, — 6(18).4.1825, Петербург], русский и украинский художник-портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди — иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 — в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у И. Б. Лампи. На мировоззрение и эстетические взгляды Б. оказала также влияние близость с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым. В начале 1790-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты стал писать миниатюры (портрет В. В. Капниста, Русский музей, Ленинград) и главным образом близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты («Лизынька и Дашинька», 1794, «Торжковская крестьянка Христиния», около 1795, — оба в Третьяковской галерее).
За портреты в 1795 получил звание академика, а в 1802 — советника петербургской АХ. Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Б. находят яркое выражение черты сентиментализма. Б. разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Б., особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. Б. пишет своих персонажей (портреты М. И. Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевой, 1795, Русский музей) в лёгком повороте, со склоненной головой, погруженными в нежную задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Русскую императрицу («Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», 1794, Третьяковская галерея; вариант начала 19 в. — Русский музей) Б. изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой. С начала 19 в. в работах Б. (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина, 1801-02, Третьяковская галерея, Павла I, 1800, Русский музей) характеристика становится всё более прозаической, а живописная манера (под влиянием классицизма) — энергичной и чёткой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская галерея].

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной». Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова. В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.). В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней. Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть. Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма. В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

pavlishak.ru

Боровиковский, Владимир Лукич — Википедия

Влади́мир Луки́ч Боровиковский (1757, Миргород, Малороссия — 1825, Петербург) — русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств.

Родился 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.

Получил звание «назначенного в академики» (1794)[4]. В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Масон. Посвящён в масонство в петербургской ложе «Умирающего сфинкса», которой руководил А. Ф. Лабзин и членом которой был Д. Г. Левицкий, 25 января 1802 года. Впоследствии вышел из ложи и с 26 мая 1819 года состоял в мистическом кружке Е. Ф. Татариновой «Союз братства».

Женат не был; детей не имел[5].

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста. Писал левой рукой[4].

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Галерея[править | править код]

  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. — М., 1975.
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-8243-0240-5.
  • Маркина Л. А. «… Красоту её Боровиковский спас»: Владимир Лукич Боровиковский. 1757—1825: К 250-летию со дня рождения художника. — М., 2008.
  • Владимир Лукич Боровиковский. 1757—1825. Религиозная живопись. Авт.-сост. Е. Столбова, А. Максимова. — СПб., 2009. — (Альманах / Русский музей; вып. 232).
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века. + CD. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2015. с. 513—526. ISBN 978-5-9916-3527-1.
  • Петрушевский Ф. Ф. Боровиковский, Владимир Лукич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 21—22. — 454 с.

ru.wikipedia.org

История одной картины. Владимир Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) начинал свое творчество как иконописец. Екатерина II, путешествующая в 1787 году по Украине, где родился и жил художник, увидела его работы и пригласила в Петербург, где Боровиковский впоследствии и учился у Лампи и Левицкого…

Боровиковский создал множество прекрасных работ, но портрет Марии Лопухиной занимает особое место в его творчестве.

Портрет был написан художником в 1797 году. Боровиковскому уже 40 лет, его модели – только 18. По-видимому, он был очарован юной Марией, а может быть и немного влюблен – ведь без любви такой шедевр создать невозможно.

Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, дочь генерала И.А.Толстого и родная сестра знаменитого русского авантюриста Федора Толстого-американца. В юном возрасте она вышла замуж за егермейстера С. А. Лопухина, но недолго блистала в свете. В 1803 году, через пять лет после написания портрета, она умерла от чахотки.

Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье.

Портрет долгое время находился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого и ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, супруги московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков. Так картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Большой смертности среди посетительниц оной замечено не было. Разговоры и утихли. Но осадочек-то остался!

www.livemaster.ru

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич – Галерея произведений (226 изображений).

Открыть доступ

В.Л.БОРОВИКОВСКИЙ

(1757 – 1825)

«… Красоту её Боровиковский спас» — эти поэтические строки Я.Полонского, обращенные к портрету М.И.Лопухиной, вполне могут стать эпиграфом к творчеству одно из выдающихся мастеров отечественной живописи В.Л.Боровиковского. 

Художник жил и работал на рубеже 18 – 19 столетий, волею судьбы оказавшись в водовороте важных исторических событий. Как мастер Боровиковский сформировался в просветительскую эпоху царствования Екатерин Великой. Расцвет творчества пришелся на краткое и противоречивое правление Павла I. Боровиковский видел «дней александровых прекрасное начало», нашествие Наполеона и Отечественную войну 1812 года. Скончался он в апреле 1825 года, не дожив нескольких месяцев до восстания декабристов.

Искусство Боровиковского полностью соответствует философским, эстетическим и религиозным представлениям своего времени, он отдал дань различным, сменявшим друг друга стилистическим течениям. В истории русской живописи он остается непревзойденным мастером сентиментализма. Вместе с тем художник ярко проявил себя и как представитель позднего классицизма.

Его наследие обширно и насчитывает более 300 произведений. Прежде всего, художник реализовался как непревзойденный портретист. Был мастером миниатюры. Отдал Боровиковский дань и аллегорическим картинам, был автором многочисленных икон для огромных соборов и небольших церквей.

Родился же будущий художник 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде, в семье живописца и иконописца. Служил в Миргородском полку, вышел в отставку в чине поручика. Счастливый случай – императрице Екатерине Великой понравились две картины, украшавшие путевой дворец во время его путешествия по югу России. И вот молодой художник в 1788 году приезжает в Петербург, где становится учеником Левицкого и Лампи Старшего, входит в кружок архитектора Н.Львова, получает заказы, становится известным и модным портретистом.

В 1795 году удостоен звания академика, с 1802 – советник Академии Художеств. Имел частную школу в Петербурге, из его учеников наиболее известны А.Г.Венецианов и И.В.Бугаевский-Благодарный.

 

1. Боровиковский Владимир «Царь Давид» 1785 Холст, масло 63,5х49,5 Государственный Русский музей 2. Боровиковский Владимир «Богоматерь с младенцем Христом и ангелом. Копия с работы неизвестного художника 18 века» Холст, масло 74х60,5 Государственная Третьяковская галерея 3. Боровиковский Владимир «Иосиф с младенцем Христом» 1791 Дерево, масло 12х9 Государственная Третьяковская галерея 4. Боровиковский Владимир «Товий с ангелом» Около 1791 Дерево, масло 12х9 Государственная Третьяковская галерея 5. Боровиковский Владимир «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» Около 1795 Картон, масло 24х19 Государственная Третьяковская галерея 6. Боровиковский Владимир «Портрет Муртазы Кули-хана. Эскиз портрета» Холст, масло 66,8х49,5 Тверская областная картинная галерея 7. Боровиковский Владимир «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с обелиском «Румянцева победам» на фоне)» Конец 1800-х — начало 1810-х Холст, масло 99х68 Государственный Русский музей 8. Боровиковский Владимир «Портрет великой княжны Елены Павловны» Вторая половина 1790-х Холст, масло 72х57 Государственная Третьяковская галерея 9. Боровиковский Владимир «Портрет великой княжны Александры Павловны» Вторая половина 1790-х Холст, масло 71,6х56,7 Государственная Третьяковская галерея 10. Боровиковский Владимир «Явление Иисуса Христа с Голгофским крестом молящейся Е.Ф.Татариновой(?). Эскиз-вариант» Картон, масло 44х34 Государственная Третьяковская галерея 11. Боровиковский Владимир «Христос во гробе» 1810-е — первая половина 1820-х Картон, масло 30,5х47 Государственный Русский музей 12. Боровиковский Владимир «Портрет О.К.Филипповой» 1790 Холст, масло 66,5х51,5 Государственный Русский музей 13. Боровиковский Владимир «Портрет Е.М.Олениной» 1791 Картон, масло 20,8х16,5 Государственная Третьяковская галерея 14. Боровиковский Владимир «Портрет Е.А.Новосильцевой» 1794 Холст, масло 94х69 Новгородский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 15. Боровиковский Владимир «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне)» 1794 Холст, масло 94,5х66 Государственная Третьяковская галерея 16. Боровиковский Владимир «Дети с барашком» Начало 1790-х Холст, масло 60х47 Рязанский областной художественный музей 17. Боровиковский Владимир «Портрет Е.А.Нарышкиной в детстве» Начало 1790-х Холст, масло 48,5х37,5 Государственный Русский музей 18. Боровиковский Владимир «Портрет В.И.Арсеньевой» 1795 Холст, масло 68х54,3 Киевский музей русского искусства 19. Боровиковский Владимир «Портрет Г.Р.Державина» 1795 Холст, масло 28,7х23,5 Государственная Третьяковская галерея 20. Боровиковский Владимир «Лизынька и Дашинька» 1794 Цинк, масло 31,8х26,1 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

cultobzor.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *