Портреты боровиковского фото – Владимир Боровиковский: портреты, биография

Портрет Лопухиной и другие женские портреты художника Боровиковского

Прошло более двух веков с тех пор, как был написан портрет М.И. Лопухиной. Менялись поколения, художественные стили и вкусы, но портрет, который создал В. Боровиковский, до сих пор остаётся притягательным и загадочным.

Поспешите в Третьяковскую галерею, и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи. Портрет влечёт к себе взглядом карих глаз девушки, направленным куда-то, скорее всего, в себя. В нём грусть и разочарование, она задумчива, её мысли будто обращены в далёкую, но она уже знает, несбыточную мечту. Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. Ясное лицо девушки, нежная фарфоровая кожа, плавная грация позы и всё внешнее благополучие не могут скрыть от такого гениального художника, как Боровиковский, глубокой внутренней печали.

А Владимир Лукич умел чувствовать чужое настроение и характер, тем более у такой ещё юной особы (М.И. Лопухиной исполнилось в это время 18 лет). Мария Ивановна была дочерью графа Ивана Андреевича Толстого, генерал-майора Семеновского полка, предводителя Хологривского дворянства и Анны Федоровны Майковой.


портрет Лопухиной

Машенька вышла замуж за егермейстера С.А. Лопухина, и как говорили, была несчастлива в браке, с мужем не было эмоционального единства. Детей в семье тоже не было, а через шесть лет после замужества, она умерла от чахотки, весьма распространённой болезни того времени. Похоронили Марию Ивановну в родовой усыпальнице Лопухиных, в Спасо-Андронниковском монастыре в Москве, в котором теперь музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.


Она давно прошла – и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.

В портрете прелесть юности, обаяние женственности, но в нём есть и сложность противоречивых чувств девушки, которая ему позировала. Боровиковский писал портрет так, как чувствовал свою модель. От девушки будто исходит сияние чистоты. Белое платье с нежным серо-голубым оттенком напоминает греческий хитон. Тёмно-голубой пояс, охвативший стройный девичий стан, воздушная дымка, смягчающая чёткие линии, – вся палитра создаёт нежность и воздушность, подчёркивает обаяние юности.

В портрете легко ощущается тишина и прохлада парка, а также кажется, что движения модели в этот день были плавными и даже немного замедленными. Изображение выходило не бестелесным, но и не плотским, в нём ощущается идея возвышенности. Писал ли Боровиковский ту Машеньку, которую видел и чувствовал, или сообщил портрету кое-что из собственных ощущений? Возможно, художник видел перед собой прекрасный идеал женщины своей души, и сблизил его с моделью, трудно сказать.

Лопухина изображена на фоне русского национального пейзажа, конечно здесь много условного и декоративного — колосья ржи, васильки, стволы берёз, поникшие бутоны роз. Склонённые колоски перекликаются с плавным изгибом фигуры Лопухиной, голубые васильки – с шёлковым поясом, белые берёзки мягко отражаются в платье, а душевное состояние — с поникшими бутонами роз. Может быть увядающей розой рядом с прекрасным образом девушки художник наводит нас на размышления о бренности и красоты, и жизни.

Весь мир природы, как часть души девушки, слияние контуров, палитра природы и женского образа создаёт единый гармонический образ. Этим портретом восхищались и современники художника, а затем и потомки следующих поколений. Именно потому, что мы с каким-то внутренним смущением души долго и молча стоим, любуясь образом девушки, можно сказать, что мы стоим перед великим произведением искусства.


Художник Боровиковский

Боровиковский, Владимир Лукич

В.Л. Боровиковский в русском искусстве XVIII века был одним из гениальных художников. В 1788 году в декабре он приехал в Санкт-Петербург из Миргорода. Об этом, как и обо всех приезжающих в то время, было доложено самой Екатерине, которая была крайне обеспокоена назревавшей во Франции революцией, а кроме того, частенько вспоминала так напугавший её пугачёвский бунт.

Но прежде чем приехать Боровиковский был всего-навсего способным иконописцем, и работал подобно своему отцу – писал иконы. Изредка миргородцы заказывали ему написать их портреты, украшая свои дома собственными изображениями. Вот за этим занятием и приметил его поэт В.В. Капнист, предводитель киевского дворянства.

Владимира Лукича привлекли к оформлению здания для приема императрицы во время её южного путешествия. Когда он прекрасно справился с непривычной для него темой, в которой ему пришлось писать огромные панно с аллегорическим сюжетом для прославления государыни, В.В. Капнист и его свояк Н.А. Львов предложили ехать в столицу, дабы совершенствоваться в искусстве.

Здесь ему посчастливилось быть учеником самого Левицкого, но всего лишь несколько месяцев. Затем он получил несколько уроков живописи у портретиста Лампи, приехавшего из Вены по приглашению Потёмкина. Во всей видимости, иностранный художник сумел увидеть в молодом Боровиковском талант живописца, так как впоследствии он много сделал для официального признания своего ученика.

Лампи писал портреты, придавая своим моделям внешний блеск, не заботясь о передаче характера на портрете, так как знал, что его чаще всего лучше скрыть, да и сами модели будут довольны, если их алчность или жестокость, тщеславие или агрессивность будет не замечена.

В. Боровиковский в 1795 году получил звание академика, в 1802 году стал советником Академии, причем, не учившись в ней. А всё потому, что в пору его молодости и даже зрелости в Академию принимали лишь в детском возрасте. Только в 1798 году получили доступ в Академию взрослые ученики, для которых, благодаря настойчивости архитектора Баженова, были открыты бесплатные рисовальные классы.


Женские образы в портретах художника Боровиковского

Лизынька и Дашинька

Один за другим выходили из-под кисти Боровиковского портреты. И в каждом из них видна человеческая душа. Среди них много мужских портретов, в том числе и императора Павла. Все они по характеру сложны и противоречивы, как впрочем, и сами модели. В женских портретах больше лирики, обаяния, нежности. В этих портретах художнику удавалось гармонически сочетать человека, а вернее сказать его душу, с природой. Художник наполнял образы своих моделей глубиной чувств и необычайной поэтичностью.

Но с годами художник ощущал, что писать ему становится всё труднее и труднее. В. Боровиковский, религиозный и по характеру робкий и замкнутый, в конце жизни вновь возвращается к тому, с чего начинал – к религиозной живописи и иконописи.


Портрет Нарышкиной художника Боровиковского

Портрет Е.А.Нарышкиной

За два десятилетия художник написал великое множество придворных портретов, но так и остался «маленьким» и одиноким человеком, не усвоив в себе ни облика, ни привычек придворного художника. В конце 1810-х годов один из его учеников написал портрет Боровиковского, в котором, как и его учитель, сумел заглянуть в душу. На портрете изображён человек, мучимый неразрешимой загадкой, которая угнетала и угнетает его всю жизнь…

Незадолго до смерти он работал над убранством церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, где затем и был похоронен в возрасте 67 лет.

А портрет М.И. Лопухиной ещё долгое время хранился у ее племянницы, Прасковьи Толстой – дочери, брата Марии Ивановны, Федора Толстого. Для всего семейства это была семейная реликвия. Когда Прасковья стала супругой московского губернатора Перфильева, у него в доме и увидел этот портрет создатель национальной галереи живописи и коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Портрет был куплен им, и впоследствии стал подлинной жемчужиной Третьяковской галереи.

mylitta.ru

Боровиковский Владимир русский художник, картины

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.) — русский художник (украинского происхождения), мастер исторической и портретной живописи.

Владимир Лукич был сыном небогатого дворянина, в молодости он состоял на военной службе, но оставил ее в чине поручика и поселился в своем родном городе — Миргороде (Полтавская губерния). Его отец и два брата были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Владимр Лукич тоже взялся за написание икон, но кроме них он писал и портреты, в стиле немного наивной живописи, которая имела широкое  распространение на Украине в то время.

Выбраться из провинции талантливому художнику помог интересный случай. В 1787 году путь Екатерины II на юг России лежал через Миргород. Местное дворянство заказало у В.Л.Боровиковского несколько работ, которые были размещены в комнатах дома. На холстах были изображены аллегорические сцены с участием императорских особ. Императрица советовала художнику ехать в Петербург. Так он и сделал, но поступить в Академию Художеств Владимиру Лукичу не удалось из-за возраста.

С 1792 года Боровиковский брал уроки у И.Б.Лампи (австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II) и Д.Г.Левичкого. В 1795 году Владимиру Лукичу присвоено звание академика, а в 1802 году — советника Академии Художеств. Он стал модным портретистом, многие высокопоставленные особы желали быть изображенными кистью известного мастера.

Как художник В.Л.Боровиковский был трудолюбив и скрупулезен. В серии женских портретом наиболее ярко раскрылся его талант: они не так пышны, как мужские, небольшие по размерам, сходны по композиционному решению, но их объединяет нежное душевное чувство и тонкость в передаче характеров.

Так случилось, что ни Боровиковский В.Л., ни его учитель Лампи И.Б. не оставили описания своих технических приемов живописи. Также известно, что Владимир Лукич был левша.

 

Дети с барашком

 

Екатерина II на прогулке в Царском парке

 

Лизонька и Дашенька

Портрет А.В.Поликарпова

 

Портрет Великой Княжны Александры Павловны

Портрет Великой Княжны Елены Павловны

Портрет А.Б.Куракина в одеянии кавалера Мальтийского Ордена

Портрет А.Г. и А.А.Лобановых

Портрет А.И.Безбородко с дочерьми

Портрет А.Б.Дубовицкого

Портрет Великой Княгини Марии Павловны

Портрет Великой Княгини Марии Федоровны

Портрет Великой Княжны Анны Павловны и Великого Князя Николая Павловича, детей императора Павла I

Портрет вице-канцлера

Портрет генерал-майора Ф.А.Боровского

Портрет Д.А.Державиной

Портрет Е.А.Архаровой

Портрет Е.А.Нарышкиной

Портрет Е.Г.Потемкиной

Портрет Е.Н.Арсеневой

Портрет княгини М.И.Долгорукой

Портрет князя Г.С.Волконского

Портрет М.И.Лопухиной

Портрет мореплавателя Ю.Ф.Лисянского

Портрет Муртазы Кули-хана

Портрет Н.А.Толстого

Портрет Павла I в белом далматике

Портрет поэта Г.Р.Державина

Портрет сестер А.Г. и В.Г.Гагариных

Портрет торжсковской крестьянки Христиньи

Расцвет искусства Боровиковского В.Л. был недолгим — чуть более дсятка лет на рубеже XVIII-XIX вв., — но прекрасным. В 1810-х гг. его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского угасло, уступая место молодым мастерам. Старость Боровиковского была безрадостной: будучи одиноким человеком, довольствуясь узким кругом друзей, он теперь совсем стал нелюдимым. Он начал увлекаться мистицизмом, но и это не принесло ему радости. В конце жизни Владимир Лукич не писал портретов, а занимался только религиозной живописью.

Например, в Казанском Соборе Санкт-Петербурга сохранились прекрасные работы Боровиковского в этом роде: «Благовещение», «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий». Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Александр Невский

Архангел Гавриил

Благовещение

Бог Отец, созерцающий мертвого Христа

Богоматерь с младенцем

Евангелист Иоанн

Евангелист Лука

Евангелист Марк

Евангелист Матфей

Иосиф с младенцем Христом

Портрет отца Михаила Десницкого

Притча о мудрых и неразумных девах

Распятие

Святая Екатерина

Спас нерукотворный

Товий с ангелом

Христос с окружении ангелов

Царь Давид

  Боровиковский В.Л. воспитал двух учеников, одним из которых был А.Г.Венецианов, перенявший от своего наставника тонкое, поэтическое восприятие мира.

Лучший ремонт и дизайн для вашей квартиры сделают специалисты компании remontsrem. Обращайтесь уже сейчас и вы не разочаруетесь.

art-assorty.ru

Галерея картин известного русского художника

Боровиковский Владимир 1825г
Боровиковский Владимир Лукич - [24.7(4.8).1757, Миргород, - 6(18).4.1825, Петербург], русский и украинский художник-портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди - иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 - в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у И. Б. Лампи. На мировоззрение и эстетические взгляды Б. оказала также влияние близость с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым. В начале 1790-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты стал писать миниатюры (портрет В. В. Капниста, Русский музей, Ленинград) и главным образом близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты ("Лизынька и Дашинька", 1794, "Торжковская крестьянка Христиния", около 1795, - оба в Третьяковской галерее).
За портреты в 1795 получил звание академика, а в 1802 - советника петербургской АХ. Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Б. находят яркое выражение черты сентиментализма. Б. разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от "света", на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Б., особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. Б. пишет своих персонажей (портреты М. И. Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевой, 1795, Русский музей) в лёгком повороте, со склоненной головой, погруженными в нежную задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Русскую императрицу ("Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке", 1794, Третьяковская галерея; вариант начала 19 в. - Русский музей) Б. изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой. С начала 19 в. в работах Б. (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина, 1801-02, Третьяковская галерея, Павла I, 1800, Русский музей) характеристика становится всё более прозаической, а живописная манера (под влиянием классицизма) - энергичной и чёткой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская галерея].

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной». Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова. В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.). В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней. Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть. Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма. В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

pavlishak.ru

Золотая галерея русской живописи.Владимир Лукич Боровиковский (1757


Портрет М.И.Лопухиной, 1797, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Ивановны Лопухиной (1779–1803), урожденной графини Толстой был написан в эпоху сентиментализма, когда в центре внимания художника оказывается мир человеческих чувств, переживаний и настроений. В эти же годы в искусстве начинает осознаваться красота природы, ее эстетическая ценность. В природе или, как тогда говорили, натуре, видели отражение сложных движений человеческой души, тонкие созвучия внутреннему миру.
Природа, среди которой уединилась молодая женщина, напоминает уголок пейзажного парка дворянской усадьбы - прекрасный, полный естественной прелести и чистоты мир. Вянущие розы, лилии навевают легкую грусть, раздумья об уходящей красоте. Элегическая мечтательность, томная нежность пронизывают всю художественную ткань произведения.
Вся композиция пронизана медленными, текучими ритмами. Плавному изгибу фигуры, мягко опущенной кисти руки вторят клонящиеся ветви деревьев, белые стволы берез, колосья ржи. Неясные размытые контуры создают впечатление прозрачной дымки, легкой воздушной среды. Нежная голубизна небес, приглушенная зелень листвы, золото колосьев с яркими вкраплениями васильков перекликаются по цвету с жемчужно-белым платьем, голубым поясом и поблескивающим украшением на руке. Сиреневому шарфу вторят оттенки увядающих роз.
В портрете Лопухиной впервые в русской живописи возникает прекрасный союз телесного и духовного начала, мир природы и человек сливаются в неразрывное гармоническое целое.


Лизонька и Дашенька, 1794, Государственная Третьяковская галерея, Москва

На небольшом овальном портрете изображены две очаровательные девушки – крепостные близких друзей Боровиковского Львовых. Николай Александрович взял их в дом на воспитание, когда они были еще совсем детьми. Девушки славились своим умением исполнять народные танцы.Портрет проникнут духом сентиментализма со свойственной ему идеализацией «простого человека», крестьянина – непосредственного, бесхитростного, естественного, как сама природа. Эти персонажи обладают не столько развитым интеллектом и глубоким образованием, сколько чистым сердцем и открытой душой.
Очарованный прелестью и молодостью своих героинь, Боровиковский стремится представить их зрителю в самом привлекательном виде. Девушки обладают изящными манерами, они легко и естественно носят одежду и украшения, более привычные для представительниц привилегированных сословий. На них светлые платья, напоминающие античные туники, волосы, падающие легкими кудрями на плечи, украшены цветами и обручем, напоминающим по форме кокошник. Весь облик героинь должен был демонстрировать изящную простоту и красоту естественности. Колорит вполне соответствует настроению, царящему в портрете. Это светлые, очень тонко и богато разработанные голубовато-жемчужные, блеклые зеленые тона с вкраплениями золотистого.
Для художника было особенно важно подчеркнуть нежную чувствительность героинь портрета. Прильнувшие друг к другу головки олицетворяют сердечную привязанность, демонстрируют сладостное чувство дружбы, почитаемое в эпоху сентиментализма самым возвышенным


Портрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Очаровательная юная девушка в изысканно-скромном, так называемом, ампирном платье, с легкими кудрями, небрежно разметавшимися по плечам, с легкой улыбкой взирает на зрителя. Ее окружает зелень парка, рядом с ней - цветущий розовый куст.
Портрет Елены Александровны Нарышкиной (1785-1855) был написан Боровиковским в последний год XVIII столетия, когда уходила в историю эпоха сентиментализма с ее томностью, чувствительностью, меланхолией и все сильнее давал о себе знать наступающий поздний классицизм. Влияние его строгой, ясной стилистики вторгается в ткань нежного женского образа. Четче, по сравнению с более ранними портретами, стал рисунок, локальнее цвет, определеннее момент позирования модели перед художником.
Очарование и красота героини портрета вызывают интерес к ее личности. Нарышкина была дочерью обер-камергера. В первом браке она была замужем за сыном полководца А.В. Суворова, князем Италийским, графом Суворовым-Рымникским, во втором браке – за князем Голицыным. Елена Александровна была дружна с поэтами В.А. Жуковским и И.И. Козловым. Она обладала яркими музыкальными способностями, и итальянским композитор Дж. Россини написал в ее честь кантату.


Портрет Великой княжны Марии Павловны, 1800

Портрет княжон А. Г. и В. Г. Гагариных, 1802,Третьяковская галерея, Москва

На портрете изображены дочери действительного тайного советника князя Гагарина. Одна из изображенных – Анна Гавриловна (1782-1856), выйдя замуж за майора Головина, основала в его подмосковном имении Деденево (Новоспасское) женское общежитие, на основе которого в 1861 году возник Спасо-Влахернский женский монастырь. О второй героине портрета - Варваре Гавриловне (1784-1808), умершей в молодом возрасте, почти ничего не известно.
Девушки, изображенные на фоне зелени парка, заняты музыкой. Одна из них поет, держа в руке ноты, другая аккомпанирует ей на гитаре. Художественный, выразительный язык этого портрета стал более ясным и определенным, чем в ранних произведениях Боровиковского. Яркий, локальный, насыщенный колорит, сменивший холодноватые серебристые тона его первых работ, не потерял своей красоты и изысканности. Контуры предметов приобрели графическую ясность и четкость. Изящной линией очерчен красновато-коричневый корпус гитары. Этот цвет гармонично сочетается с розовым шарфом и серым платьем одной из девушек.


Клеопатра Ильинична Лобанова-Ростовская

Портрет Великой княжны Александры Павловны

Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой,1790, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой (1772-1829), жены близкого друга художника – один из самых ранних портретов Боровиковского. Чутко улавливая новые веяния в культуре, связанные со становлением сентиментализма, мастер стремится представить свою героиню в свободном, естественном состоянии. Он показывает ее в домашнем костюме, в непринужденной позе, ее задумчивое лицо доверчиво обращено к зрителю.
Светлая фигура в белом изображена на воздушном пейзажном фоне, что делает ее бесплотной, почти бестелесной. Тонкие голубовато-серые и розовые, оливково-белые и красноватые оттенки, которыми написано лицо, белая ткань одежды и мягко написанные каштановые волосы, незаметно переходят в пепельно-лиловые и зеленоватые тона пейзажа, погруженного в туманную дымку.


Портрет княгини Анны Петровны Гагариной,1801

Портрет Екатерины Владимировны Родзянко, 1821

Портрет дамы,1798

Портрет Марфы Дуниной,1799

Портрет Дарьи Семеновны Яковлевой,1801г

Портрет А. Г. и А. А. Лобановых-Ростовских, 1814

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой,1810

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Портрет Скобеевой,1790

Портрет княгини Елизаветы Григорьевны Темкиной,1798

Портрет княжны Гагариной,1801

Портрет Варвары Андреевны Томиловой

Портрет Луизы Жермен де Сталь,1812

Портрет Елизаветы Ивановны Неклюдовой

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке,1800

Портрет Д. А. Державиной, 1813

Графиня Екатерина Михайловна Рибопьер

Вера Ивановна Арсеньева

Портрет Софьи Алексеевны Раевской,1813

Оленина Елизавета Марковна

Портрет Екатерины Васильевны Торсуковой,1795

Екатерина Николаевна Давыдова,1796

Великая княжна Елена Павловна,1799

Портрет А. И. Безбородко с дочерьми ,1803

Портрет Екатерины Александровны Новосильцевой

Портрет неизвестной в белом платье

Портрет Княгини Н.И. Куракиной,1795

Портрет торжковской крестьянки Аксиньи, 1795



Нарышкина Елена Александровна,1790

Дети с барашком,начало 1790-х

kolybanov.livejournal.com

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич – Галерея произведений (226 изображений).

Открыть доступ

В.Л.БОРОВИКОВСКИЙ

(1757 – 1825)

«… Красоту её Боровиковский спас» — эти поэтические строки Я.Полонского, обращенные к портрету М.И.Лопухиной, вполне могут стать эпиграфом к творчеству одно из выдающихся мастеров отечественной живописи В.Л.Боровиковского. 

Художник жил и работал на рубеже 18 – 19 столетий, волею судьбы оказавшись в водовороте важных исторических событий. Как мастер Боровиковский сформировался в просветительскую эпоху царствования Екатерин Великой. Расцвет творчества пришелся на краткое и противоречивое правление Павла I. Боровиковский видел «дней александровых прекрасное начало», нашествие Наполеона и Отечественную войну 1812 года. Скончался он в апреле 1825 года, не дожив нескольких месяцев до восстания декабристов.

Искусство Боровиковского полностью соответствует философским, эстетическим и религиозным представлениям своего времени, он отдал дань различным, сменявшим друг друга стилистическим течениям. В истории русской живописи он остается непревзойденным мастером сентиментализма. Вместе с тем художник ярко проявил себя и как представитель позднего классицизма.

Его наследие обширно и насчитывает более 300 произведений. Прежде всего, художник реализовался как непревзойденный портретист. Был мастером миниатюры. Отдал Боровиковский дань и аллегорическим картинам, был автором многочисленных икон для огромных соборов и небольших церквей.

Родился же будущий художник 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде, в семье живописца и иконописца. Служил в Миргородском полку, вышел в отставку в чине поручика. Счастливый случай – императрице Екатерине Великой понравились две картины, украшавшие путевой дворец во время его путешествия по югу России. И вот молодой художник в 1788 году приезжает в Петербург, где становится учеником Левицкого и Лампи Старшего, входит в кружок архитектора Н.Львова, получает заказы, становится известным и модным портретистом.

В 1795 году удостоен звания академика, с 1802 – советник Академии Художеств. Имел частную школу в Петербурге, из его учеников наиболее известны А.Г.Венецианов и И.В.Бугаевский-Благодарный.

 

1. Боровиковский Владимир «Царь Давид» 1785 Холст, масло 63,5х49,5 Государственный Русский музей 2. Боровиковский Владимир «Богоматерь с младенцем Христом и ангелом. Копия с работы неизвестного художника 18 века» Холст, масло 74х60,5 Государственная Третьяковская галерея 3. Боровиковский Владимир «Иосиф с младенцем Христом» 1791 Дерево, масло 12х9 Государственная Третьяковская галерея 4. Боровиковский Владимир «Товий с ангелом» Около 1791 Дерево, масло 12х9 Государственная Третьяковская галерея 5. Боровиковский Владимир «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» Около 1795 Картон, масло 24х19 Государственная Третьяковская галерея 6. Боровиковский Владимир «Портрет Муртазы Кули-хана. Эскиз портрета» Холст, масло 66,8х49,5 Тверская областная картинная галерея 7. Боровиковский Владимир «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с обелиском «Румянцева победам» на фоне)» Конец 1800-х — начало 1810-х Холст, масло 99х68 Государственный Русский музей 8. Боровиковский Владимир «Портрет великой княжны Елены Павловны» Вторая половина 1790-х Холст, масло 72х57 Государственная Третьяковская галерея 9. Боровиковский Владимир «Портрет великой княжны Александры Павловны» Вторая половина 1790-х Холст, масло 71,6х56,7 Государственная Третьяковская галерея 10. Боровиковский Владимир «Явление Иисуса Христа с Голгофским крестом молящейся Е.Ф.Татариновой(?). Эскиз-вариант» Картон, масло 44х34 Государственная Третьяковская галерея 11. Боровиковский Владимир «Христос во гробе» 1810-е — первая половина 1820-х Картон, масло 30,5х47 Государственный Русский музей 12. Боровиковский Владимир «Портрет О.К.Филипповой» 1790 Холст, масло 66,5х51,5 Государственный Русский музей 13. Боровиковский Владимир «Портрет Е.М.Олениной» 1791 Картон, масло 20,8х16,5 Государственная Третьяковская галерея 14. Боровиковский Владимир «Портрет Е.А.Новосильцевой» 1794 Холст, масло 94х69 Новгородский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 15. Боровиковский Владимир «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне)» 1794 Холст, масло 94,5х66 Государственная Третьяковская галерея 16. Боровиковский Владимир «Дети с барашком» Начало 1790-х Холст, масло 60х47 Рязанский областной художественный музей 17. Боровиковский Владимир «Портрет Е.А.Нарышкиной в детстве» Начало 1790-х Холст, масло 48,5х37,5 Государственный Русский музей 18. Боровиковский Владимир «Портрет В.И.Арсеньевой» 1795 Холст, масло 68х54,3 Киевский музей русского искусства 19. Боровиковский Владимир «Портрет Г.Р.Державина» 1795 Холст, масло 28,7х23,5 Государственная Третьяковская галерея 20. Боровиковский Владимир «Лизынька и Дашинька» 1794 Цинк, масло 31,8х26,1 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

cultobzor.ru

Художник Владимир Лукич Боровиковский. - ru_art links — LiveJournal

Портрет императрицы Марии Федоровны


Portret Pavla Semenovicha Masiukova

Вторая половина XVIII века явилась для русского искусства временем расцвета портретной живописи, а многие представители этого жанра в России становились в один ряд с лучшими художниками-портретистами Европы. Портреты В.Л. Боровиковского — яркое тому подтверждение. Перечислим несколько, взятых почти что наугад: безусловный шедевр «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794), поэтичнейший «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» (1797), насыщенный нежностью и обаянием «Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной» (1802), не вызывающий уважение к изображенному помпезный «Портрет князя Александра Борисовича Куракина» (1801—1802), полный почтения к изображенному «Портрет кн. Г.С. Волконского» (1806), величественный «Портрет Дарьи Алексеевны Державиной» (1813) и др.
Portret velikoiy kniagini Eleny Pavlovny
А начинал учебу молодой В. Боровиковский у своего отца — иконописца. С ним и своими братьями он делал росписи близлежащих храмов. И лишь случай (наверное, много души вкладывал молодой иконописец в свою работу) способствовал тому, что небывалый дар живописца раскрылся в будущем в полной мере. Екатерине II во время поездки в Крым кто-то из ее свиты указал на безусловный талант мастера, написавшего две картины в одном из дворцов по пути следования императрицы. Этим мастером и был тридцатилетний В. Боровиковский. Через год он появляется в Петербурге, где берет уроки (в Академию не попадает по возрасту) у придворного живописца И.-Б. Лампи и, возможно, пользуется советами прославленного портретиста Д.Г. Левицкого. Далее работа и слава великого живописца. Воспитал двух учеников. Одним из них был А.Г. Венецианов. Что же боле?

В конце жизни В.Л. Боровиковский возвращается к истокам своего мастерства — религиозной живописи.
Anna Bezborodko and daughters

Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи.

Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей, и династия Боровиков славилась в местной художественной артели. В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем.
Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине.

Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.
Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины , выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым.


К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II.

Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции.
Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург.


Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их автора. Скорее всего, это был Н.А.Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник), потому что уже в сентябре 1788 г. Боровиковский оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский), и именно в доме Львова.

В Академию Художеств 30-летний живописец поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д. Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи, а также копировал лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников.

Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством.

Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л.Боровиковскому звание академика. Очевидно, был представлен “Портрет Екатерины II на прогулке”. Эта просьба говорит о высокой оценке дарований русского ученика, которую дает ему художник-иностранец. После своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи отдал Боровиковскому свою мастерскую, что говорит о добром отношении учителя к ученику.

От своих учителей он перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. В кружке известного архитектора, поэта и музыканта Н.А.Львова, в доме которого он прожил десять лет, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, проникаясь идеями символизма. Новое течение было созвучно спокойному, элегически настроенному художнику, на простой образ жизни которого не повлияли ни слава, ни деньги. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством, и его мастерство быстро оценили заказчики.


К 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов, в 1795 г. получил звание академика, а семь лет спустя стал советником Академии художеств.

Он сделался известным и даже модным портретистом, на него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии.

Третий великий русский портретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д.

art-links.livejournal.com

Боровиковский Владимир Лукич. Портреты

Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825) — русский художник, мастер портрета

 

Славу известного портретиста хужожник приобрёл в конце 1790-х годов.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи с любовью и трепетным вниманием: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец...

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых.

В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.


Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Холст, масло. 95х66 см


Портрет Александра I. Холст, масло. 59х41 см


Портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. 1799.



Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801.



Портрет Дарьи Алексеевны Державиной. 1813. Холст, масло. 284х204 см



Портрет Е.В.Родзянко. 1821. Холст, масло. 81х64 см



Портрет Елены Александровны Нарышкиной. 1799. Холст, масло. 73х60 см



Портрет императрицы Марии Федоровны. Холст, масло. 82х71 см



Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. 1810. Холст, масло. 86х66 см



Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797



Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Холст, масло. 266х202 см


Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. 1803. Холст, масло. 134



Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802.

subscribe.ru

Похожие записи

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о