Римский узор – Ой!

Содержание

Орнамент Древнего Рима

Подробности
Категория: История орнамента

Историю римского искусства обычно делят на «доримский» период, время республиканского Рима и период Римской империи.В первом периоде своего существования римская культура во многом определялась сильным влиянием этрусскогоначала..Этруски были удивительно самобытны. В своих орнаментах этруски изображали животных, пальметты, грифонов, крылатых львов, а так же сцены из мифологии‭. Этрусски так же были склонны к графическому орнаменту.

 ‬В узоре тканей этруски любили россыпи горошин и крестиков.‭ ‬Иногда платья и плащи украшались вышитым бордюром с узором из кругов с точкой посередине или полосой другого цвета,‭ ‬чем сама ткань.‭ ‬Последний вид декора перекочевал в костюм римлян.‭
‬Важное отличие римского декора – большая сложность и богатство форм и материалов У этрусков, художественная культура которых была главной в формировании римской, орнамент находился на стадии угасания заимствованных из греческого мира мотивов, так как этрусское искусство, про сути, было антиорнаментально и какие либо — принципы носили в нем случайный характер. Наверное в этом и угадывался характер римского отношения к миру, крайний практицизм без намека на малейшую фантазию, Аскетизм, простота быта и простота нравов для Римлян и были сутью добродетели,греческая культура считалась не только слабостью, а , прямо скажем, извращением нравов.Соответственно и орнамент, который по определению элемент относительно высокой культуры,в древнейшем Риме , собственно, отсутствует, хотя причина такого отсутствия совершенно иная, чем у этрусков, у которых просто было ярко выражено объемно-пластическое художественное мышление.

И даже когда всё — таки в римской культуре победили новые тенденции сформировавшиеся под влиянием греческих и восточных орнаментов и богатые патриции вместо пещерообразных домов начали строить для себя очень красивые дома, и хотя, стены, потолки, полы их и украшали росписи,мозаики и рельефы,но, несмотря на это, орнамент совсем не сразу занял важное место в декоре интерьера..Первый и второй декоративные стили имеют очень слабо разработанную орнаментику. У римлян был интерес к искусно выполненным архитектурным «обманкам», к пейзажным сюжетам в интерьерах, это явление возникло потому, что римляне хотели создать в своих домах иллюзию открытого пространства, поскольку само представлениео прекрасном жилище у них было связано с огромными размерами.

Нерон спалил пол-Рима чтобы построить себе новый дворец побольше.Что же касается орнамента, то лишь в период империи римляне сумели воспользоваться декоративным наследием завоеванных провинций,и главным образом Греции.В теории орнаментики обычно говорят: «Греко-римский орнамент», это оттого, что римский декор, по сути , был прсто несостоятелен. Но тем не менее римский орнамент — явление абсолютно самобытное по отношению ко всей предшествующей традиции древней орнаментики.43043433 pompei11 I в. до н.э. — I в. н. э. — время максимального расцвета культуры Древнего Рима,и именно тогда возник язык римской орнаментики.

. Огромные богатства, стекающиеся в Рим из покоренных земель способствуют тому, что патриции окончательно забыли о своем стремлении к аскетизму и пустились «во все тяжкие», утопая в роскоши. Став наследником гиганских художественных ценностей, Рим создал на их основе рафинированное искусство, которым изощренные римские патриции наслаждались вместе с нежными тонкостями гастрономических блюд.

На почве утонченно-рафинированной культуры возник особо тонкий колорит фресок. Но если у эгеидов цветовые пятна хитро растекались по поверхности, не нарушая плоскостности восприятия, то римляне создали живописный колорит, создающий пространственную глубину.arhitektur dekorВ общем хоре декора интерьеров в этот период начинает сказываться и роль орнамента, но она была очень «особенная». Так,например, Размер занимаемой площади был признаком богатства, могущества, но Римляне сделали из этого эстетический принцип, который является альфой и омегой римского декоративного искусства. Наиболее яркое развитие он получает в третьем, так называемом канделябрном стиле. Само название этого стиля не случайно. Канделябр — это подставка для светильников — в древнем мире без него было никак не обойтись. Свое символическое происхождение этот предмет ведет от образа Мирового Древа . Эта символика наглядно отразилась во внешнем облике — в виде фантастического Древа с ветками, листьями,цветами, плодами, у которого кроной-солнцем являлись зажженные светильники.В больших помещениях канделябры были многоярусными. Таким образом, мотив канделябра становится характерным элементом римского декора, определив характер самих композиций — центрический,симметричный, линейно-вертикальный. .Орнамент этого стиля характерен тонкими полосами,гирляндами, что еще более усиливает эффект громад ности пространства . Характерны были растительные мотивы натурального вида, на светлом фоне. Орнамент в Риме создал свой самобытный мир, в котором м отображались принципы римской эстетики. В помпеянских фресках выработался характернейший колорит, построенный на сочетании четырех главных цветов: пурпурно-терракотового,черного, золота и голубого. Только такие гурманы, как римляне могли создать из столь странных компонентов ансамбль удивительной гармонии, насыщенный, эффектный, утонченный .
pomp21Помпезным и эклектичным стал орнамент четвертого стиля, в интерьере отказались от контраста светлой стены и цветного мелкого орнамента Этот стиль просто таки «выплескивает» орнаментику в купе с архитектурными изображениями на всю плоскость стены. Античная согласованность частей уступает место восточной перегруженности, полной вакханалии мотивов и ритмов.Не имея под собой никакой непосредственной семантической основы, находясь во власти принципов изобразительного искусства, римский орнамент приобретает живописный колорит, третье измерение, пластическую объемность, натуралистичность. Этого не было ни в эгейском искусстве,несмотря на всю его склонность к живописному колоризму, ни в греческой орнаментике, где проникновение натуралистического начала
никогда не нарушало орнаментальной условности.

В римском орнаменте появляется композиционное качество, коренным образом отличающее его от греческого : симметричность, повсеместное выделение центра, постоянное обыгрывание мотива трехчастной композиции. Эти явления исходят из социальных особенностей римского общества, которое постоянно стремилось к власти центра, отреспубликанского устройства — к императорскому правлению.

17

Тем самым римский орнамент своей декоративной, отвлеченной от связи с духовным началом форме остался верен своему принципу.

В римском орнаменте коренным образом меняется само отношение к декорируемой поверхности. Если греческий орнамент располагается по горизонтали, в виде замкнутых полос, то римский теряет замкнутость композиции,которая становится для него овершенно необязательной вследствие потери орнаментом своей духовной основы. Преимущество отдается не горизонтальному, а вертикальному расположению полос декора. В орнамент приходит нечто совершенно новое и поразительное: принцип взаимодействия между элементами, то есть между персонами декоративных изображений. Они вступают в непосредственно-личностный контакт,и таким образом происходит реальное действие, а не формальное как в егейском и греческом орнаменте. Таким образом, произошло стирание граней между сюжетной и орнаментальной частями копозиции.
Характерный признак римского орнамента — заимствование мотивов для орнамента непосредственно из реальной действительности, игнорируя какое-либо духовное содержание. ВА орнаментах мывидим атрибуты римской жизни : жертвенники,факелы, воинские доспехи, театральные маски, музыкальные инструменты,гирлянды из цветов, плодов, ленты. Стилитзация, знаковость почти отсутствует в римском орнаменте, кроме заимствованых деталей из Греции.
Если в орнаментике более древних культур был распространен мотив распускающегося цветка, то в римском декоре появляется мотив цветка-факела . Римская античность тем самым принимает у позднегреческой культуры эстафету дальнейшего развития орнаментики, как только декоративного искусства.
В орнаменте присутствуют привычные нам по древним орнаментам пальметты,меандры, свастики, розетки,лотос, спираль, волны и проч.Но это «так сказать», греческие рудименты.
Но эти элементы сухи, дробны, маловыразительны, располагаются незаметных местах. И все — таки без них картина римской орнаментики была бы неполной , так как на этом фоне ярче звучит голос его основной декоративной мелодии.
В декоративных рельефах украшающих интерьеры вилл, сосудах и других предметах , отчетливо проявляется еще одна особенность: ярко выраженное ощущение легкости полета. Ажурные, летящие композиции вполне созвучны с прозрачным, нежным росписям, построенным на сочетаниях голубых, розовых, абрикосовых, лиловых и прочих изысканных тонов.
5Совершенно иной характер имеет архитектурный орнамент общественных зданий, который, в отличие от интерьеров, отражающих личные вкусы патрициев, служит выражением общественных интересов, представления римлян о своем государстве, миссии победителей мира. Это декор храмов, пантеонов, общественных зданий, триумфальных арок и проч., отличающийся помпезной торжественностью, пышностью, монументальностью, перегружен деталями. В то же время появилась композитная капитель объединяющая в себе элементы коринфской и ионической, явилось результатом стремления архитектурного орнамента к максимальной пышности и изобилию. Этим требованиям вполне соответствовала коринфская капитель, Через римский декор этот мотив, получивший действительно универсальное значение,широко распространяется как в европейской, так и во всей мировой орнаментике.
В это же время происходит замещение древних знаковых символов изобразительными, сходными с ними по внешнему подобию, но несущих новую, уже чисто социальную символику: древний чешуйчатый орнамент перевоплощается в мотив лаврового венка, вместо пальметты появляется вазон. В керамике римляне в основном использовали рельефный декор, иногда отлитый в форме или же выполненный отдельно и присоединеный к сосуду. Цветовая гамма керамических изделий имела диапазон от оранжевого до темно-красного.9. Римская одежда отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использованиеплотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого Орнаменты и узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.
В мозаике превращение растительного орнамента происходит по двум направлениям: в одном случае — это трансформация в свободную композицию,в другом — превращение его в абстрагированный стилизованный орнамент.можно видеть два вида мозаики : настенная и напольная с геометрическим узором и фигуративной композицией – «эмблемой» в центре.Настенные мозаики с чаще всего изображали Венеру, Орфея или подвиги Геракла, а также воспроизводили сцены повседневной жизни. На ряде мозаик можно увидеть пейзажи, календарь сельскохозяйственных работ. Но, в отличие от пластического трехмерного рельефа,росписей, где важное значение имело живописно-изобразительное начало, для плоскостной мозаики, создающейся путем подбора мелких фрагментов,эта тенденция, наоборот, оказывается весьма плодотворной в художественном отношении. Возникает новый тип орнамента, черты которого как нельзя более удобны для создания христианского символизма.
. Поэтому мозаичный орнамент в этот период приобретает большую популярность в Египте, где христианство получило большое распространение, а позже — в Византии.

Возможно, вам также интересно прочитать:

☛Набор учеников в Орнамент- клуб (практический курс)

☛Работы учеников Орнамент клуба – зима 2019 год

☛Обратная перспектива при построении орнамента

☛Построение орнамента в Индустриальном стиле

☛Шедевры Арабо — Мусульманского орнамента: зулляйдж

☛Символы и орнаменты древнего Египта: Скарабей

☛Путешествие листика аканта

ornament.rode.land

Растительный орнамент. Древний Рим и Греция.

Previous Entry | Next Entry

  • Feb. 1st, 2013 at 12:54 PM

 Иллюстрации из книги Г.Л. Маккэлэм «4000 мотивов. Цветы и растения».

Рим.

Греция.

pictures-good.livejournal.com

живая история в ритме времени

Подробности
Категория: Школа орнамента

rode ornament klubОрнамент – это древнейший из всех видов декоративно прикладного искусства. Его можно увидеть всюду — от производства тканей и декоративной живописи и до предметов интерьера. Искусство орнамента — очень древнее и неизменно популярное,так как всегда применимо на практике .Но не только практическое применение — причина вечной популярности орнамента. Орнамент всегда показывает духовный мир автора, его представления о Вселенной, о Земле, о Боге, о человеке, о его жизни и смерти. Поэтические образы в стихах, музыкальные произведения, обладают теми — же закономерностями, которые присутствуют в орнаментах. Именно поэтому орнамент — уникальное явление в искусстве.

Но такой разнообразной и богатой сфере Декоративно прикладного искусства, как орнамент, даже в художественных вузах уделяют недостаточно внимания. Современный дизайн использует орнамент и узор в декоре, но при этом редко создает новый и оригинальный орнамент или узор. Чаще всего наши дизайнеры просто заимствуют уже существующие орнаменты прошлых эпох. С помощью орнамента различных стилей легче всего подчеркнуть индивидуальность вашего интерьера, создать историческую, классическую либо даже очень современную атмосферу.В многочисленных статьях интернета часто путается название узора и орнамента.

Светлана Синякевич. Орнамент

Светлана Синякевич. Орнамент.

Книги и статьи об орнаментах часто бывают сложны для непрофессионала и, к тому же, несмотря на обилие информации об орнаментах и узорах, сайтов, которые объединяли все аспекты этого особого вида декоративно — прикладного искусства, отражающего духовное начало и ритм времени, непростительно мало. Орнамент — клуб — это попытка восполнить этот пробел,показать орнамент как в историческом аспекте, так и в овременном ритме вечно изменяющегося времени.Кроме этого, мы хотим помочь всем желающим понимать и составлять орнаменты, для этой цели создана Школа орнамента.

evgeniya polishchuk

Евгения Полищук. Орнамент.

Будем очень рады видеть Вас на своем сайте и готовы рассмотреть различные формы сотрудничества. Автор проекта — Киевский художник Вячеслав Родэ, создатель Школы орнамент — клуба.

Людмила Белых. Орнамент.

Людмила Белых. Орнамент

Возможно, вам ещё будет интересно почитать: 

☛Построение орнамента в индустриальном стиле

☛Работы учеников Орнамент — клуба 2019 год

☛Набор учеников в орнамент — клуб

☛Шедевры Арабо — Мусульманского орнамента

☛«Флора» Отто Вильгельма Томе

 

 

ornament.rode.land

Мебель Древнего Рима — Орнамент и стиль в ДПИ — LiveJournal

ornament_i_stiluchitelj
  Мебель в Древнем Риме делали из дерева, бронзы, камня, знали также плетеную мебель.
Деревянная мебель почти не сохранилась, но мы можем видеть её на фресках.
В Помпеях и других древнеримских городах было найдено несколько замечательных образцов бронзовой и мраморной мебели. 
                                                                      

                                                                                                   ЛОЖА

Ложе для трапезы — lectus tricliniaris cubicularis 
 http://nnm.ru/blogs/a92/starinnye_korolevskie_spalni/ 

Вилла Боскореале
  http://www.metmuseum.org/toah/hd/cubi/hd_cubi.htm    
http://cicerone2007.livejournal.com/14647.html#cutid1

Бронзовое изголовье кровати. Британский музей, Лондон. 

 
Бронзовые изголовья кровати из Национального археологического музея Неаполя.

 

  
  
                                                                                        СТОЛЫ

 Мраморный стол с мозаичной столешницей из Национального археологического музея Неаполя.

 
Мраморное подстолье из Помпей

 
 

 
Мраморный стол

Ножки мраморного стола в виде львиных лап с головой льва. Помпеи

 
Круглый мраморный столик из Помпей                                                       Бронзовый треножник. Рим

Складной металлический стол из Помпей

Трехногий бронзовый столик.  Рим
  
 
 Бронзовая жаровня из Помпей
 
 
Национальный археологический  музей  Неаполя.

                                                                         МЕБЕЛЬ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ

 Металлический сундук из Национального археологического музея Неаполя.

 
Деревянный шкаф. Реконструкция по остаткам, найденным в Помпеях. 

Изображение шкафа — витрины на древнеримском рельефе. 

                                                                       МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ

Бронзовый табурет из Национального археологического музея Неаполя.

 Сцена в парикмахерской. Клиент сидит в плетеном кресле. Мраморный рельеф
 

 Мраморные сиденья в древнеримском театре. Турция

Складной табурет на древнеримской фреске.

http://arx.novosibdom.ru/node/570     

http://marinni.livejournal.com/293871.html?view=6689263#t6689263

 

ornament-i-stil.livejournal.com

Римский орнамент

Римский орнамент развивался под сильным
влиянием греческого. Римляне в период
империи широко заимствовали образцы
этрусского и греческого искусства.

Искусство этрусков(VII — IV вв. до
н.э.), предшественников римлян, поэтапно
испытывало на себе влияние различных
культур. Вначале это был ориентализируюший
период (между 700 и 625 гг. до н.э.), затем
архаическая эпоха (между 575 и 475 гг. до
н.э. ), связанная с влиянием ионийской,
а затем аттической культуры. В IV в. до
н.э. в этрусском искусстве устанавливается
классический стиль. С III в. до н.э. искусство
этруссков постепенно растворяется в
римском. Эти влияния в первую очередь
нашли отражение в орнаментике
этруссков.
Среди орнаментальных
мотивов, украшающих произведения
прикладного искусства этрусков, можно
встретить изображения животных,
пальметок, грифонов и крылатых львов,
сцены из греческой мифологии и
др.
Художественные изделия из бронзы,
как правило, украшались гравированным
декором, иногда рельефом. В ряде видов
декоративного искусства этруски
проявляли склонность к графическому
орнаменту.
В узоре тканей этрусками
использовались россыпи горошин и
крестиков. Некоторые платья и плащи
украшались вышитым бордюром с узором
из кругов с точкой посередине или полосой
иного цвета, чем сама ткань. Последний
тип декора перешел в костюм римлян.
Важное
отличие римской декорировки – большая
усложненность и обогащенность в формах
и материалах. Римляне отдавали предпочтение
коринфскому и композитному архитектурным
ордерам и их главному мотиву – аканту.
Применяя различные орнаментальные
мотивы, такие как листья дуба, кедровые
шишки, виноград, пальма, плющ, вьюн,
колос, мак (любимые и в греческом
искусстве), они создавали самые
разнообразные комбинации, меняя системы
построения, вплетая в композиции
дополнительные и многообразные детали.
Пышные гирлянды из цветов и плодов,
фигуры людей, головы животных сочетались
с военной эмблематикой, воспевающей
славу римских походов.
Мотивами для
украшения потолков служили мифологические
сюжеты и орнаментальные изображения.

Орнамент ряда предметов из мрамора
(подсвечники, вазы) отличается чрезмерной
пышностью и перегруженностью деталями.
К наиболее распространенным декоративным
мотивам, украшающим эти изделия, относятся
пышные гирлянды, крылатые амуры и
грифоны.
Для украшения произведений
глиптики, высоко ценимых римлянами,
чаще всего использовались мифологические
сюжеты, портреты, жанровые сцены и
искусно исполненые изображения животных.

Мозаики – одно из выдающихся достижений
изобразительного искусства античного
Рима. Различаются два вида: настенная
и напольная с геометрическим узором и
фигуративной композицией – «эмблемой»
в центре.
Настенные мозаики с
мифологическими сюжетами чаще всего
изображали Венеру, Орфея или подвиги
Геракла, а также воспроизводили сцены
повседневной жизни. На ряде мозаик можно
увидеть пейзажи, календарь
сельскохозяйственных работ, а также
чисто декоративные мотивы: многоцветные
волны, цветы лотоса, свастики, витой
шнур, треугольники и т.п.
В керамике
римляне в основном использовали рельефный
декор, иногда отлитый в форме или же
выполненный отдельно и присоединеный
к сосуду. Цветовая гамма керамических
изделий имела диапазон от оранжевого
до темно-красного.
В украшении предмета
из серебра и бронзы преобладали сюжеты
из мифологии и легенд, вакхические
мотивы, анималистические и растительные
узоры, завиток и другие элементы античного
орнамента.
Цветовая гамма в орнаментальной
композиции осуществлялась по следующему
принципу: палевые, голубые и красные
орнаментальные изображения на черном
фоне, палевые и голубые – на красном.
Итерьеры
многих римских домов оформлялись
росписями и фресками. Обычно выделяют
четыре стиля римских (или помпейских)
росписей, а в некоторых из них преобладают
орнаментальные мотивы. Первый –
инкрустационный – строился на
подражании средствами живописи мраморной
облицовке из красноватых, зеленоватых
и белых блоков. Этот стиль существовал
в течении II в. до н.э. и до 80-х гг. до н.э.
В 80-х гг. до н.э. его сменил другой стиль
перспективный, смысл которого –
иллюзорными средствами создавать
систему членения стен, где основные
поля заполнялись большими картинами с
изображением портиков, монументов,
храмов, пейзажных видов. Общая
колористическая гамма росписей
определялась терракотово-красными
тонами. Он просуществовал до 20-х гг. до
н.э.
Во втором десятилетии I в. до н.э.
второй стиль сменяется третьим –
канделяберным. Вместо живописных
декораций, позволяюших иллюзорно
раздвинуть и «проломить» действительную
поверхность стены, пришли росписи,
которые украшали стену, не нарушая ее
плоскости. Декоративные композиции
третьего стиля состоят из многочисленных
ажурных сооружений типа трельяжей и
беседок, из небольших картинок в рамках,
помещенных на гладкую однотонную
плоскость, расчлененную тонкими обвитыми
гирляндами колоннами, так называемыми
«канделябрами», или орнаментальными
полосами. Разнообразна палитра данного
стиля. Цоколь расписывается черным или
лиловым цветом. На этом фоне хорошо
выделяются излюбленные в третьем стиле
мелкие кустики, цветы и сидяшие между
ними птицы. Средние широкие панно
раскрашены ярко-голубой, красной, желтой
охрой, светло-зеленой или черной
краской.
С третьей четверти I в. до н.э.
до 79 г. н.э. существовал четвертый стиль
перспективно- орнаментальный,отличающийся усложненностью живописных
композиций, пышностью украшений,
совмещением различных планов и
перспективных точек зрения. Четвертый
стиль соединил в себе богатство
орнаментальных украшений третьего и
архитектурные построения второго.
Архитектура
и искусство Древней Греции и Древнего
Рима послужили прочным основанием для
последующего развития мировой архитектуры.
В опосредованном виде воздействие Рима
передалось через Византию на Восток. В
Европе же в средние века его наследие
было предано забвению, но через тысячелетия
вновь обратило на себя всеобщее внимание
и во многом определило новый расцвет
европейской архитектуры и искусства.

studfile.net

Орнаментальные стили

Орнамент Египта. III тыс. до н.э.

В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.

В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь антилопа, обезьяна, рыба, цапля— олицетворение души Осириса, (символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка.

Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов.

Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

Орнамент Древнего Востока.XIV в. до н.э.

Формирование декора и орнамента Древнего Востока связано с искусством Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Вавилон, Мидия) и Персии. Здесь получили большое распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы («птичий» орнамент).

Искусство Двуречья создало особый вид орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. В XIV в. до н. э. возникло Ассирийское царство. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). По всей вероятности, розетка, ее круглая форма, воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии — «всё возвращается на круги своя».

Часто встречается в ассирийском искусстве изображение шишки. Предполагают, что это кедровая шишка, и символизирует она мужество. Кедр считался в древности священным деревом, он был использован при постройке храма Соломона.

Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья (эмблема бога плодородия), зерно и др.

В VI в. до н. э. Вавилон и всю равнину Месопотамии, Сирию, Египет, Малую Азию захватили персы, ставшие наследниками древних традиций египетского, ассирийского, вавилонского искусства и создателями новой придворной культуры Передней Азии, в которой большая роль отводилась декоративно-прикладному искусству, особенно ткачеству и книжной миниатюре, которые богато и изощренно орнаментировались.

Персидский орнамент VI в. до н.э.

В персидском декоре преобладали разнообразные растительные мотивы, в изображениях которых соединились условность и натуралистичность. Растительные элементы представляют большое разнообразие, соответствуя богатой растительности страны. В орнаменте используются цветы гвоздики, шиповника, нарциссов, анемонов. Из животных предпочитали изображения львов, леопардов, верблюдов, слонов, газелей. В декоративные композиции вводились изображения людей — пеших и всадников, птиц.

Одной из основных религий Персии был зороастризм, поклонение огню. Под воздействием этой религии появился новый мотив: плавающее пламя, получивший особое распространение в орнаменте. Популярным был и элемент сердце с вписанным в него трилистником, который означал идею духовного бессмертия.

Античный орнамент V—IV вв. до н.э.

Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани. Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.

С введением коринфского ордера в зодчество в орнаментике появляется стилизованное изображение акантового (аканфового) листа. Широко распространенными были пальметты, ионики (овы — яйцеобразные элементы), кимы (набегающая волна из стилизованных листьев) и др. Утвердилась в античной орнаментике и морская раковина. Согласно мифологии, из нее вышла богиня Афродита. В эллинистическую эпоху появились изображения сплетенных плодов и цветов в виде гирлянд и венков, а листья аканта и пальметты стали дополняться усиками (стебельками), в которые вплетали фигурки людей и животных.

Римский орнамент II век н.э.

Переняв у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету. В римском декоре мы видим активное взаимодействие персонажей, превращающее орнаментальный мотив в живую сценку».

Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел — символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.

Византийский орнамент. с 395 по 1453 год.

Византийское искусство — очень важная историческая эпоха, время создания нового христианского искусства и в то же время — утонченного, богато орнаментированного светского, придворного искусства. Византийский декор изобразительно развился в недрах эллинистической и римской художественных культур. Большое влияние на византийскую орнаментику оказало персидское и арабское искусство, из которых формально использовали орнаментальную схему и повышенную декоративность. В византийском декоре появились изображения восточного мифологического фольклора: драконы, грифоны (сочленение льва с орлом), сэнмурвы (собаки-птицы).

Сказалось влияние кельтской орнаментики: перевивающиеся растения и ленточные сплетения. В византийском орнаменте активно используются зооморфные мотивы — как реальные, так и фантастические, наделенные определенными символами, аллегориями, поэтическими иносказаниями. Наиболее распространенными были изображения львов, леопардов, волков — одним словом, тех животных, которые олицетворяли мощь, победу, силу, отвагу. Из птиц предпочтение отдавали павлинам, голубям, орлам. Растительные мотивы — это разнообразные вариации пальметок, часто трех-лепестковых и пятилепестковых, гибкие стебли и листья, виноградная кисть, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь, а также «византийский цветок», своеобразное порождение византийской орнаментики, где живой природный мотив и его абстрагирование тесно связаны.

«Византийский цветок» — просто узор, без подтекста и символики. Появляются в декоре Византии эмблемы и символы новой религии, например, изображение креста, рисунок которого очень разнообразился, монограмма Христа, голубь, рыба, барашек, павлин и др. Рыба – это один из самых распространённых древних символов, олицетворявших Христа. В римских катакомбах нашли изображение рыбы, которая несёт на спине корзинку с хлебом и сосуд с вином. Этот символ обозначает Спасителя, который состоит из начальных букв фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» (IXOYC). Это первый зашифрованный символ христианской веры.

Древнерусское искусство XII—XV вв.

Древнерусское искусство, будучи проявлением врождённого таланта народа, проявляется в чеканных блюдах с пышным узором, кувшинах, самоварах, увенчанных зооморфным орнаментом, и на матовом серебре клейм с надписями старославянской вязью. Декор церковных дискосов украшен розетками, бордюрами. Каждый симметричный мотив – элемент хорошо организованной декоративной конструкции; даже самый причудливо извивающийся узор следует твёрдой композиционной логике и легко узнаваем.

Китайский орнамент. I тыс. до н.э.

Одна из древнейших культур — китайская. Уже самые ранние, датированные II тыс. до н. э., декоративные мотивы состояли из сложных динамичных узоров, которые условным языком орнамента передавали гармонию и космогоническую панораму мира. Например, знак ян-инь (круг, разделенный надвое спиралью) означает нераздельность мужского и женского начал.

Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие божественные образы. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков.

Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство. Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений — защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства.

Символом императриц стало существо с головой фазана, шеей черепахи, телом павлина или дракона с распростертыми крыльями. В китайской орнаментике встречаются мотивы свастики (вань) и иероглифа «шоу» — знаки долголетия. Очень древним является орнамент в виде спиралей, волн, кучевых облаков, восьмиконечных звезд, крестов, меандра (символическое изображение грома), но он не непрерывный, как греческий, а повторяющийся элементами узора одиночно или парами. В китайском декоре соединились стилизация и натуралистичность. Китайское искусство испытывало влияние различных кочевых народов, буддийской Индии, сасанидского Ирана (с принятием Ираном ислама многие художники уехали в Китай).

Японский орнамент.

В Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу. Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно.

Излюбленные мотивы — животные, часто фантастические; птицы, насекомые, цветы. В орнамент вводятся гербы (мондокоро), которые всегда замкнуты в круге, а также каллиграфически написанные стихи.

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы — о долголетии. Мотив цветущих пионов — символ человека знатного, благородного, знаменитого.

Символ императорской власти в Японии — стилизованный цветок хризантемы с шестью лепестками, расправленный в виде круга. Он олицетворял собой солнце, озаряющее лучами Страну восходящего солнца.

Арабский орнамент.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII в. на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретенные формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии, часто соединенные вместе в так называемый эпиграфический орнамент. Один из ранних и наиболее используемых почерков — куфический (буквы прямые с четкими угловатыми очертаниями), или, как его поэтически называют, «цветущий куфи». Второй наиболее распространенный почерк — насхом (буквы более округлые).

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов.

Растительный ис-лими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами).

Геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы). Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.

В Европе более популярными стали названия мореска — причудливый восточный геометрический орнамент и арабеска — причудливый орнамент из растительных форм. Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений, изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

Ортодоксальный ислам не одобряет изображения живых существ, но если художник все же осмелится изобразить человека, животного или птицу, то в Судный день они явятся к нему и потребуют душу, а наделять душой может только Аллах. Кроме того, художник своим творчеством может исказить божественный замысел. Тем не менее в декор исламского искусства все же вплетаются антропоморфные изображения, животные, птицы, но, включенные в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.

Искусство изображения слова — каллиграфия, наделенная самоценной выразительностью художественной формы, и орнамент, символически воплощающий представления о красоте и бесконечном многообразии сотворенного Аллахом мира, стали основами пластического творчества мусульман. В исламе декоративные формы всегда имеют смысловую, сакральную наполненность.

Иранские декоративные мотивы более стилизованы и декоративны, турецкие — ближе к природному прототипу. Во второй половине XVI в. окончательно сформировалось турецкое декоративно-орнаментальное искусство. Самобытный вариант исламского искусства представляют орнаментальные композиции испано-мавританского декора, сложившегося в Андалусии в XI—XV вв. В нем доминируют растительные мотивы: листья виноградной лозы, цветы и листья бионии (вьющееся растение с зубчатыми листьями, мелкими цветами и плодами) и др. Испано-мавританская орнаментика уникально представлена в архитектурных и декоративных формах сооружений дворца-крепости Альгамбры. Здесь встречаются соединения традиционного узорного мусульманского искусства с реалистическими изображениями людей и животных. Декоративный арабский стиль прост и величав, а мавританский — более изящен и изыскан.

Орнамент в западно-европейской культуре

Христианское искусство западно-европейского Средневековья — один из важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Религиозная мировоззренческая система отразилась на декоративной орнаментике, наполнив ее христианской символикой. Орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племен, в частности кельтов и франков. Ощутимо влияние арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западно-европейское искусство паломниками, странствующими художниками.

Романский период. 1050 — 1200 гг

В романский период Средневековья искусство представляло из себя огрубленное переплетение античных и восточных декоративных элементов, византийских и кельтских декоративных мотивов, которые помогли сложиться уникальному орнаментальному стилю. Декор романского искусства часто называют тератологическим (мотивы чудовищ), в нем фантастически переплелись звериные и растительные формы, изображения драконов, химер и пр. Частыми элементами данного стиля были геометрические фигуры: меандр, квадраты, круги, они соединялись со стилизованными листьями аканта, пальметтами и цветочными розетками.

Растительный орнамент как отдельный вид самостоятельного значения не получил. Использовали в декоре мотив каната из сплетенных узлов, которому придавали магическое значение — изгнание дьявола. Символическое звучание придавали изображениям пеликана (пеликан, кормящий голодных птенцов своей кровью, — символ жертвенной смерти Христа), сирены (символ мирских соблазнов), аспида и василиска (символы сил зла), гвоздики (символ воплощения или страстей Христовых), павлина (символ вечности, бессмертия). В орнаменте романского искусства преобладала вязь (мотив плетенки).

Готический период. с XII по XV вв.

Готический период Средневековья орнаментально более богат и символичен. В период готики был создан, точнее, сконструирован при помощи циркуля и без влияния какой бы то ни было органической формы тип ажурного орнамента, получивший название масверк. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, «рыбий пузырь», трилистники, четырехлистники, шестилистники и др. Особой популярностью в Средневековье пользовался мотив орнамента льняные складки, по всей вероятности, он ассоциировался со складками одежд Богоматери.

Большое место в декоре готики уделялось орнаменту из растительных форм, особенно колючих растений, взятых непосредственно из природы и точно воспроизведенных в узорах, — листья и лоза винограда, плюща, листья дуба, клена, полыни, папоротника, чертополоха, остролиста, цветы и листья шиповника, лютика, ветви терновника и т. д. Часто встречаются орнаментальные композиции, состоящие из переплетения виноградной лозы (символ Христа) с ветвями терновника (символ страстей). Особой популярностью пользовались крестоцветы и краббы (ползущие растения — орнамент кажется выползающим на край вимперга, фиала и т. д.). Средневековая орнаментика всегда строго подчинена и согласована с предметами и архитектурой, но и сами конструктивные формы в готический период превращались в удивительные по декоративной изощренности «узоры» посредством нервюр сводов, замковых и консольных камней, гаргуйлей (водостоки) и др. Поздний период французской готики получил название «пламенеющая», по формам сложного ажурного орнамента, выглядевшим как языки пламени.

Период Возрождения. XV—XVI век

Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, провозгласившее человека и окружающий реальный мир главной ценностью. Христианскому искусству было придано жизнеутверждающее реалистическое звучание, которое проявилось во всей полноте в живописи и скульптуре. Орнаменту и декору была отведена лишь роль украшения. В ренессансном декоре присутствует большое количество обнаженных тел. — наблюдается заметное вторжение эротического начала, чрезвычайно характерного для всего искусства Ренессанса.

В эпоху Ренессанса, во второй половине XV в., в связи с развитием гравировального искусства появляется орнаментальная гравюра.

Художники итальянского Ренессанса обратились к наследию Древнего Рима. При раскопке терм Тита обнаружили незнакомый вид римского живописного орнамента, который назвали по итальянски «la grottesca» — гротеск от слова «grottf», т. е. грот, подземелье. Найденный орнамент поразил своей необычайной, причудливой и вольной игрой человеческими, животными и растительными формами, свободой и легкостью художественной фантазии. «Сближая далекое, сочетая взаимоисключающее, нарушая привычные представления, гротеск в искусстве родственен парадоксу в логике.

Гротески, с их переплетением усложненных фантастичных и реальных деталей, с причудливостью и экстравагантностью, некоей карнавальностью становятся наиболее популярным декором эпохи Возрождения в Италии, Франции, Германии, Нидерландах. Рисунок гротеска симметричен, архитектонически логичен, декоративно уравновешен, но в то же время динамически оживлен и изящен. В композицию гротеска входят изображения практически всегда обнаженных фавнов, нимф, амуров, гарпий, часто в фантастических сочленениях и непристойных позах. В конструкцию гротеска вплетаются фигурки птиц и животных, маскароны и вазоны, гирлянды цветов и плодов. В начале XVI в. орнаментальными мотивами гротеска Рафаэль расписал в Ватиканском дворце в Риме открытую лоджию. В дальнейшем в начале XVIII в. стиль рококо будет активно использовать гротески в своей орнаментике.

Одним из популярных мотивов Ренессанса, как и в античности, становится раковина — символ дальних странствий и морских путешествий. От античности Возрождение подхватило мотивы меандра и ов. В XVI в. развиваются типы узоров арабеск и мореск, взявшие свое начало в декоре исламского Востока. Большое распространение получает картуш — элемент орнамента в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы.

К середине XVI в. в связи с развитием книгопечатания достиг своего расцвета типографский орнамент, печатавшийся с набора матриц (флерон), на которых отлиты или выгравированы изящные арабески. Из миниатюрных типографских флеронов составлялись разнообразные, подчас довольно сложные орнаментальные конфигурации.

Орнаментальная гравюра сыграла большую роль в формировании художественного вкуса в Западной Европе XVI в. В этом столетии сформировались практически все основные виды западно-европейской орнаментики нового времени. В последующие века развитие орнамента будет тесно связано с основными художественными стилистическими направлениями.

Художественная культура XVII—XVIII вв. многогранна и противоречива. В этот период существует несколько стилевых направлений. Наиболее примечательным для XVII в. стал стиль барокко, в котором особый акцент сделан на художественные особенности местных изобразительных традиций, к этому времени сложившиеся в итальянском, фламандском, испанском, германском и французском искусстве. А искусство в этих странах должно было, прежде всего, прославлять монархию, аристократию и церковь.

Барочная орнаментика. XVII—XVIII век

Барочная орнаментика наполняется патетикой и повышенной динамикой сложных объемных форм, беспокойным ритмом кривых линий, которые создают сложные, порой неожиданные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов практически полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты, раковины.

Очень популярны ламбрекены (фигурные фестоны), букеты, гирлянды, венки, в которые вплетаются или соседствуют аллегорические антропоморфные и декоративные зооморфные элементы. Узоры орнамента в основном имеют S- и С-образную форму.

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа, так называемые «французские королевские стили», приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков.

Орнамент в стиле рококо

Во второй четверти XVIII в. барокко завершается стилем рококо, отличающимся более легким, изящным, интимным, камерным характером декора. Криволинейные формы стали более свободными и подвижными. Среди особо излюбленных мотивов можно выделить трельяж (орнамент в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками) и раковину, принявшую форму веерообразно и причудливо извивающихся лепестков. Популярны орнаменты, состоящие из отдельных цветов и букетов, птиц, переплетающихся цветочных гирлянд и лент, корзин. В узоры вплетаются корабли, амуры, рога изобилия, колчаны со стрелами, мотивы кружева. В декоре ощутимо влияние китайского и японского искусства — появились изображения драконов, цветущих веток, пионов и др. Вдохновлялись художники рококо и восточным декором.

Орнамент в стиле классицизм

В XVII — начале XIX в. одними из ведущих художественных стилей становятся классицизм и его завершающая фаза ампир, идейными вдохновителями которых стали античность, Возрождение, культура Древнего Египта. Классицизм привнес в декор и орнамент простые и строгие мотивы, в которых наиболее популярными были цветочные гирлянды и корзины цветов, розетки, фестоны, грифоны и сфинксы, фавны и купидоны, герои мифологических сюжетов и др.

Орнамент в стиле ампир

На стиль ампир очевидное влияние оказали Наполеоновские военные походы, принесшие в орнаментику новые декоративные элементы: победные трофеи, лавровые венки, колчаны, луки, стрелы, доспехи, щиты, мечи, шлемы, ликторские связки (пучки прутьев с топором в середине, перевязанные ремнем), орлы и др. С египетского похода появились в декоре цветы лотоса, сфинксы, крылатые львы, пирамиды. Многие декоративные мотивы характерны и для классицизма, и для ампира.

Классицизм ищет простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонкой гармонии, ампир мужествен, строг и холоден. Классицизм приветлив, ампир суров. Классицизм мягок и светел, ампир торжественен и помпезен.

Орнамент в искусстве XIX — начала XX в.
Орнамент в стиле Арт нуво Новое искусство

Возрождение орнамента произошло в конце XIX — начале XX в. в период стиля модерн. Этот новый стиль художественной культуры, можно сказать, глобально охватил весь мир, получив в разных странах собственное название и облачив его национальными чертами. В нем соединились изобразительные, декоративные и орнаментальные начала, синтезировалось единство художественной выразительности всех форм изобразительного искусства и дизайна.

Сложились особенности орнаментальных узоров, выявившиеся в изысканных, элегантно-удлиненных переплетениях извилистых, текучих, беспокойно напряженных и резко расслабленных линий, легших в основу стиля модерн.

Психологическим орнаментом наполнял свои живописные композиции австрийский художник Г. Климт. В его произведениях декоративное, орнаментальное решение, которое занимает большую часть позиций, в единстве с реалистическим изображением создают особую чувственную эмоционально-смысловую значительность и загадочность. Здесь орнамент является, можно сказать, основным принципом построения живописного произведения.

Орнаментальная система Альфонс Мухи возникла подобно сложной графической игре, удачно сочетая типическую формацию абстрактной орнаментальной части «главного рисунка» с натуралистическими элементами.

Декоративные мотивы модерна содержат в себе стилизованные водяные цветы и бутоны с узкими, длинными стеблями и листьями: лилии, кувшинки, тростник, а также цветы и бутоны ирисов, орхидей, цикламенов, хризантем; фигурки насекомых: бабочки, стрекозы; птицы: лебеди, журавли, павлины и их перья, мотивы масок с развевающимися длинными прядями волос, волн, складок развевающегося платья, лебединой шеи и др.

Среди цветочных мотивов были популярны полевые и лесные цветы:ромашки, васильки, одуванчики, купавки, ландыши и др. В природных формах подчеркивалась динамика роста, движение. Орнамент в модерне наделялся символическим смыслом, метафорой, мистикой. Например: бутон — символ появления новой жизни. Большое влияние на орнамент модерна оказало искусство Японии. И еще одна из особенностей модерна — он обращался к национальному декоративно-орнаментальному искусству, к художественным народным традициям.

Орнамент в стиле ар деко

Новые формы орнаментики в 1920—1940-е гг. искали представители художественного течения ар деко («декоративный стиль»). В нем соединились элементы модерна, кубизма и экспрессионизма. Влияние на сложение орнаментики ар деко сыграли древнеегипетское искусство (открытие гробницы фараона Тутанхамона, 1922), искусство древних цивилизаций Америки, ориенталистские тенденции, анималистическая тема.

В настоящее время декоративно-орнаментальные композиции активно применяются в графическом дизайне.

Орнамент организует вещи нашего практического мира, покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия.

www.idd-russia.ru

Обзор греческих орнаментов | Журнал Ярмарки Мастеров

Делали на мастер-классе с девочками часы с темой Греции, подбирали орнаменты, ну и конечно же, решили покапаться в истории, пополнить пробелы в знаниях или освежить память 🙂
Чем и хотим поделиться с вами, если кому интересно.
Древнегреческое искусство, до сих пор удивляющее своим совершенством, гармонично во всём. Даже детали были продуманы до мелочей. Как пример — греческий орнамент, знакомый без преувеличения всем: его гравируют на украшениях и посуде, украшают им вазы, одежду и постройки. А современные греки, не забывшие корни, с гордостью наносят орнамент на сувениры в качестве элемента национальной культуры. Какие примеры орнаментального искусства наиболее известны и что же все эти символы означают?
Меандр

Обзор греческих орнаментов, фото № 1Пожалуй, самым знаменитым и узнаваемым греческим орнаментом является меандр — непрерывная лента, состоящая из прямых углов. Его находили ещё на предметах времён палеолита и неустанно думали над версиями происхождения этого символа. Считается, что название дали по ассоциации с одноимённой извилистой рекой в Малой Азии, рекой Меандр, ведь её извилистые берега и течения повторяют цикличный орнамент с прямоугольными элементами.
Что касается трактовок орнамента, то меандр вызывал у древних множество ассоциаций. Согласно одной теории, он символизировал вечность, постоянное движение, течение жизни, а прямые линии и углы — добродетель. А по другим версиям меандром и вовсе задабривали богов. Для многих меандр стал символом божественного поражения, того, что смертный все-таки может противостоять богам и даже победить их. Меандр — символ того, что можно совершить невозможное!
Меандр веками остаётся самым распространённым и одновременно самым таинственным греческим орнаментом. В древности ремесленники украшали им изделия, постепенно усложняя и придумывая новые вариации. Постепенно орнамент приобрёл двойные и даже тройные волны. Судя по количеству видов меандра, древние художники негласно соревновались — кто же сочинит более совершенный орнамент?
И сейчас меандр сопровождает человечество: постепенно из украшений на вазах и постройках он перебрался на одежду европейских модниц, а сейчас красуется на логотипе Versace и нередко встречается как украшение интерьера. Чтобы увидеть древние примеры использования меандра, далеко ходить не придётся. Оказавшись в Греции, достаточно заглянуть в любой археологический музей, где хранится найденная археологами посуда, камни с высеченным на них меандром, фрагменты зданий.
Спираль

Обзор греческих орнаментов, фото № 2На многих греческих изделиях и памятниках изображена спираль — один из ярких примеров древнего орнамента. Но это не просто замысловатый рисунок, а символ с особым смыслом, которым греки наделяли, кажется, абсолютно всё. Спираль у них ассоциировалась с развитием и движением, она была символом жизни. Интересно, что древние греки воспринимали орнамент спирали как атрибут Афины (если она раскручивалась по часовой стрелке) или Посейдона (против часовой стрелки). А в некоторых трактовках в раковине спирали виделся образ Вселенной, в её центре — пуп Земли.
В качестве примера использования спиралевидных орнаментов в архитектуре можно взять фрагменты ионических колонн, например, Эрехтейона. В античности их воспринимали как образец изысканности. В ионических капителях и можно увидеть те самые спиральные орнаменты — такие завитки называют «волютами». Но в древнегреческой архитектуре существовали также обегающие и S-образные спирали.

Обзор греческих орнаментов, фото № 3
Акант
Для античности характерен ещё один любопытный орнамент — акант. Своё название он получил по аналогии со средиземноморским растением акантом (Acanthus mollis), и необычная форма его листьев лежит в основе орнамента, заимствованного у самой природы. Акант можно встретить на капителях, карнизах, фризах. Для Коринфского ордера украшение капители листьями аканта было характерной чертой.
Кому пришло в голову использование аканта как орнамента? Оказывается, за этим стоит легенда из жизни архитектора Каллимаха. Прогуливаясь по кладбищу, он заприметил могилу девушки, а на ней — корзину с личными вещами, которую оставила здесь кормилица. Буйный акант обвил корзину, и Каллимах перенёс увиденное на капители Коринфского ордера. Впоследствии ордер получил название «девичьего» и отличался от Ионического, более «мужского». По иным версиям акант вырастал на могилах героев, символизируя собой жизнелюбие и силу.
Кроются ли истоки в легенде или просто в красивой и изящной форме аканта, но растение стало любимым для античных архитекторов. Сейчас примеры использования этого орнамента можно увидеть в афинском Храме Зевса, на капителях афинской Агоры, оставшихся от колонн, и на библиотеке Адриана.
Греческий орнамент акант (нижние ряды)

Обзор греческих орнаментов, фото № 4
Пальметта

Ещё одним растительным орнаментом в греческом искусстве позже становится пальметта — веерообразное изображение пальмового листа. Она появляется под влиянием Востока — впервые такой мотив рождается в Египте, откуда распространяется на Крит. Пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже заменила меандр. Обладая богатством декоративных возможностей, она придала выразительность, но изначально не таила в себе особого смысла. Орнамент часто использовали в оформлении надгробий, декорировании карнизов и колонн.
Конечно, греки не бездумно скопировали пальметту. Считая пальмовый лист слишком громоздким, они стилизуют орнамент и добавляют завитки, напоминающие виноградные усики. В результате восточная пальметта в Греции принимает грациозный вид и занимает почётное место среди прочих традиционных орнаментов.

Обзор греческих орнаментов, фото № 5

Обзор греческих орнаментов, фото № 6

Буду рада, если данная информация кому-то пригодится 🙂
Ну и немного орнаментов и картинок для декупажа всем желающим 🙂

Обзор греческих орнаментов, фото № 7

Обзор греческих орнаментов, фото № 8

Обзор греческих орнаментов, фото № 9
Обзор греческих орнаментов, фото № 10

Обзор греческих орнаментов, фото № 11
Обзор греческих орнаментов, фото № 12

Обзор греческих орнаментов, фото № 13Всем спасибо за внимание и творческих успехов!
С уважением, Светлана.

www.livemaster.ru

Похожие записи

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о